Храм Святителя Луки в городе Симферополе – так обычно называют паломники Собор Святой Троицы или Свято-Троицкий монастырь, в котором покоятся мощи святителя Луки.
Первая деревянная греческая церковь на месте собора была построена в 1796 году. При церкви в 1826 году была открыта греческая гимназия, в связи с тем, что здесь издавна проживало много греков. Улица, на которой находится монастырь, до 1946 года именоваласьГреческой.
2013 год
Со временем небольшую деревянную церковь разобрали и в 1868 г. возвели просторный собор Живоначальной Троицы. Здание было построено по проекту архитектора И.Ф. Колодина в классическом стиле.
В плане оно имеет крестообразную форму с возвышающимся посередине восьмигранным световым барабаном, а над левым приделом возведена невысокая колокольня.
Фасад храма богато украшен декоративными узорами и мозаичными изображениями, а также с наружной стороны здание украшают тонкие пилястры и капители коринфского ордера, легкая аркатура. Купола храма и колокольни окрашены в голубой цвет и увенчаны ажурными крестами.
Не менее прекрасен собор и внутри: под куполом находится образ Господа, а на парусах — изображения четырех евангелистов. Один из двух приделов собора посвящен святым равноапостольным Константину и Елене, а второй — святителю Николаю Мирликийскому.
Несмотря на попытки советской власти упразднить Свято-Троицкий собор, предпринятые в самый тяжелый для церкви период — 30-е годы прошлого столетия, храм удалось спасти, в том числе благодаря стараниям греческой общины.
Однако за спасение этого храма отдали жизни два священнослужителя. Епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев были расстреляны в 1937 и 1938 годах.
Епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) (1864-1937) возглавлял Крымскую кафедру в самое трудное и роковое для Православной Церкви время с 1931 по 1937год. В 1935-1937 годах он служил в Свято-Троицком соборе.
В ноябре 1937 года Владыку, находившегося в ссылке в Казахстане, арестовали вновь и, обвинив в «антисоветской пропаганде и дискредитации Советской власти», приговорили к расстрелу.
Ближайшим помощником епископа Порфирия (Гулевича) был протоиерей Николай Мезенцев (1863-1938). В 1903 году отец Николай стал настоятелем храма Рождества Богородицы при больнице Торанова-Белозерово и оставался им до своего ареста в 1923 году.
Установление Советской власти повлекло немало трагических событий как в личной, так и в церковной жизни отца Николая. Его старший сын Сергей Николаевич — офицер Добровольческой армии — прятался некоторое время в Симферополе, затем уехал в Севастополь, где был арестован и расстрелян.В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей для борьбы с голодом в Крыму. Отец Николай старался сохранить серебряные утварь и сосуды, необходимые для совершения богослужений, икону Тихвинской Божией Матери, пожертвованную при учреждении больницы, и иконы, оставленные прихожанами в храме на хранение. Собрание прихожан решило выдать в помощь голодающим лом серебра и восемь риз с икон. Но властям казалось, что священник укрывает огромные церковные богатства, поэтому отец Николай был арестован. Ему предъявили обвинение в расхищении, сокрытии и небрежном хранении церковных ценностей, а также в оказании сопротивления при их изъятии. Протоиерея Николая Мезенцева осудили на три года концлагерей и отправили в нижегородскую тюрьму, откуда его выпустили досрочно спустя десять месяцев.
Посещение святителем Лукой г.Томска
По возвращении в Симферополь отец Николай служил в Петропавловском соборе, затем перешел в Свято-Троицкую греческую церковь, ставшую позже кафедральным собором. Свято-Троицкий храм закрыли в феврале 1933 года, отца Николая вновь арестовали, обвинив в сокрытии ценностей теперь уже Петропавловского собора.
Греческая община под руководством Анастаса Ксенитопуло встала на защиту Свято-Троицкого храма, который уже начали перестраивать под интернат для детей. Прихожане отправили ходатайство в греческую миссию в Москве.
Незадолго до этого, по совету и с благословения отца Николая, они обратились к греческому консулу, с помощью которого общине удалось отстоять колокольный звон.
Властям пришлось вернуть храм в 1934 году верующим, так как большинство членов общины были греческими подданными и с ними приходилось обращаться корректно.
В это время настоятелем храма был отец Митрофан Василькиоти, 85-летний старец.
Он совершал литургии, но выйти за пределы церковного двора ему уже не доставало сил. Отцу Николаю запретили совершать службы, но он помогал престарелому настоятелю служить и исполнять требы, читать и петь на клиросе.
15 декабря 1937 года протоиерея Николая Мезенцева арестовали в последний раз, обвинив в том, что он помогал сыну, белому офицеру, скрываться от Советской власти, а также в том, что священник принимал активное участие в возвращении Свято-Троицкого храма.
В феврале 1938 года священник Николай Дмитриевич Мезенцев был приговорен к расстрелу.
Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1997 году священномученики Порфирий (Гулевич), епископ Симферопольский и Крымский и Николай Казанский причислены к лику местночтимых святых.
Сохранившийся благодаря жертвам и вере храм стал обителью в 2003 году.
Сегодня на территории Свято-Троицкого женского монастыря помимо собора — известной достопримечательности Симферополя, находятся небольшой светлый Крестильный храм Илии Пророка и часовня.
В Свято-Троицком женском монастыре находится крымская святыня — обновившаяся чудесным образом икона Божией Матери «Скорбящая».
Раздел о святителе Луке (Войно-Ясенецком):
В 1998 г. прихожанка одного из храмов Кировского района Крыма пожертвовала в храм икону Божией Матери — тусклое, темное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма поставил подаренную икону в алтарь.
Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время праздничной службы, через распахнутые Царские врата, бывшая хозяйка иконы увидела свой подарок и не узнала его — таким ярким было изображение.
Комиссия единодушно пришла к выводу: икона обновилась.
Аналоги этой иконы неизвестны, четко проступившая надпись гласит: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая». Такого названия в списках Богородичных икон нет.
Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата благословил церковное почитание этой иконы, празднование ей установлено в день, когда чтится память иконы «Всех скорбящих Радость».
В 1999 г.
чудесно обновившаяся икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней.
В обители покоятся мощи святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого, 1877-1961).
В.Ф. Войно-Ясенецкий был крымчанином по рождению и отдал Крыму последние пятнадцать лет своей жизни. Окончив медицинский факультет Киевского университета, он проявил блестящие способности, став основоположником новых направлений в медицине. Он мог бы уже в 1920-е годы, будучи профессором Ташкентского университета, стать всемирно известным медиком — но Господь распорядился иначе.
В 1921 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий принимает сан диакона, а в 1923 г. постригается в монахи с именем св. апостола и евангелиста Луки. От Патриарха Тихона он получил наказ не оставлять медицину.Три ареста, одиннадцать лет тюрем и ссылок — и Сталинская премия I степени за монографию «Очерки гнойной хирургии» (1943 г.); тяжелейшая работа госпитального хирурга с параллельным служением в храме: таковы удивительные вехи жизни свт. Луки.
На Крымскую землю архиепископ Лука прибыл в 1946 году. Много сил приложил Владыка, чтобы навести порядок в епархии: препятствовал закрытию храмов, старался открыть новые, особенно в сельской местности, от священников архиепископ Лука требовал строгого соблюдения церковных правил, постоянно боролся с ересью и сектантством.
Архиепископ Лука не оставлял, несмотря на преклонный возраст, медицинскую практику. Он был консультантом в Симферопольском военном госпитале, в тяжелых случаях нередко сам оперировал больных. Владыка обладал бесценным даром: с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог предвидеть будущее.
В своем доме (по улице Курчатова, 1) архиепископ Лука бесплатно принимал заболевших людей, которые до сих пор с благодарностью вспоминают его. Авторитет Владыки был так высок, что больные во время богослужений пытались дотронуться до его облачения, веря, что одно лишь прикосновение поможет им побороть недуг.
Архиепископ Лука часто читал лекции, выступал с докладами, но делал это неизменно в рясе с панагией.
Памятник свт Луке в Симферополе
Земная жизнь архиепископа Луки закончилась 11 июня 1961 года в день всех Святых, в земле Российской просиявших. Он был погребен в Симферополе на кладбище у храма всех Святых. И после смерти святой Лука продолжал помогать больным: молитва у его могилы, земля и вода, взятые с нее, приносили исцеление.
22 ноября 1995 года решением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. 20 марта 1996 года при огромном стечении народа мощи святителя были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор, где они покоятся и поныне, совершая чудеса исцеления.
В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к новомученикам и исповедникам.
Ныне мощи святителя Луки хранятся в серебряной раке, которую в 2002 году подарили Свято-Троицкому монастырю греческие священнослужители — архимандрит Элладской церкви Нектариос (Андонопулос) и отец Михаил. На территории монастыря открыт музей свт. Луки.
Также в монастыре находится икона с частицей мощей прп. Саввы Освященного.
Проезд к собору:
от ж/д вокзала — на троллейбусе или маршрутном такси в сторону центра до остановки «Сельпо». Выйти на 5-й остановке, перейти по переходу к центральному входу ЦУМа «Сельпо», обойти здание слева.
Собор находится на ул. Одесской, 12, за «Сельпо» метрах в 100-150, его купола уже будут видны.
- Телефон: +38 (0652) 27-01-03
Наместник: Игуменья Евсевия (Пальчик) - Музей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) находится во дворе Свято-Троицкого собора.
- __________________________________________________________
- Использованы материалы сайта Симферопольского благочиния http://simblago.com
Запись опубликована в рубрике Святитель Лука. Прямая ссылка
- Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»! Каждые 100 рублей Вашего пожертвования продлевают работу службы на 1 час: это помощь нашим одиноким патронажным подопечным, это утешение больных в хосписе, это помощь немощным в инсультном отделении, это помощь бездомным, это работа образовательного центра для сестер милосердия, это продолжение капитального ремонта здания, в котором очень нуждаются все наши проекты…
Источник: https://sluzhenie.tomsk.ru/?p=11397
Топ 6 православных храмов Симферополя
Сейчас мы поговорим о топ 6 православных храмов Симферополя. Эта статья написана наподобие 5 топовых церквей Севастополя, о чем можете прочитать, перейдя по ссылке. Итак, поехали.
Александро-Невский кафедральный собор
На сегодняшний день носит статус главного храма Симферопольской и Крымской епархии. В нем расположена архиерейская кафедра и регулярно проводятся богослужения местным епископом (на момент написания статьи эту функцию выполнял митрополит Лазарь).
Александро-Невский кафедральный собор
Собор был построен в 1829 году и считается одним из старейших в Крыму, появившихся в имперское время. Спустя столетие его до основания взорвали большевики в 1930 году.
Восстановительные работы проводятся по сей день. Нижняя церковь, где покоятся мощи святителя Гурия, уже полностью восстановлена.
Снаружи храм тоже приобрел законченные формы, а вот внутренняя отделка главного верхнего храма ещё продолжается.
Собор привлекает своими объемами, колоссальными масштабами архитектурно-строительных работ. Перед центральным массивным входом высятся великолепные колонны. Храм богато украшен дорогой отделкой.
Культовое сооружение хранит в себе и другие святыни, помимо мощей свт. Гурия. Это частица с руки Лазаря Четырехдневного, частица мощей Александра Невского и др.
Интересно, что на очередных ремонтных работах в конце XIX столетия, в соборе трудился ещё молодой Максим Горький. Кроме того, в церкви была отслужена литургия, которую возглавлял епископ Феофан (Быстров) с преданием анафеме (отлучение от Церкви) Льва Толстого за его антицерковное философское учение.
Свято-Троицкий собор
Носит статус кафедрального собора Симферопольской и Крымской епархии канонической Православной Церкви Московского Патриархата. Расположен на территории Свято-Троицкого женского монастыря.
Свято-Троицкий собор
Главной особенностью храма является наличие в нем мощей такого известного святого в христианском мире, как святителя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), доктора хирургии, профессора медицины. Кроме того, в здании находится чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая» и множество частиц мощей святых.
Культовое сооружение построено на месте греческой деревянной церкви в 1868 году (прежняя церковь была построена в 1796). Храм украшен классическими архитектурными формами. На фасаде присутствуют большие мозаичные образа. Собор считают главной святыней Симферополя.
Петро-Павловский собор
Также имеет статус кафедрального собора, часто называя «старым», вместо «нового» восстанавливаемого Александра-Невского. Построен на месте деревянного храма (основанного в 1806 году) в 1866 году. По сей день сохраняет свой первозданный вид, поскольку в советское время не был разрушен, хоть и закрыт.
Петро-Павловский собор
Культовое сооружение вместило в себя разные архитектурные стили, такие как классика и древнерусский. Главный вход обрамляется изысканными полуколоннами. Фасад украшен мозаичными образами Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла. В соборе присутствует два боковых придела в честь Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского.
В церкви находится большое количество святынь. Встречаются такие редчайшие реликвии, как Частица Креста Господнего, частица Дуба Мамврийского, нерукотворная стеклянная икона Николая Чудотворца.
Кроме того, в храме хранятся частицы мощей Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, святителя Гурия (Карпова) и многих других. Хранятся чтимые иконы Божией Матери «Иверская» и «Троеручица».
Даже трудно поверить, что такие вышеописанные святыни хранятся в Крымской земле.
Храм Константина и Елены
На четвертом месте среди топ 6 православных храмов Симферополя, мы поместили самый первый городской храм в честь святых равноапостольных благоверных князей Константина и Елены (эти святые особенно почитаются среди греков). Здание было построено на месте бывшей татарской избы, которую выкупили ктиторы в 1785 году, чтобы разместившийся русский гарнизон мог справлять христианскую службу.
Храм Константина и Елены
Церковь посещала императрица Екатерина II в 1787 году, во время своего турне из Петербурга в Крым. Именно она распорядилась построить «просторный» храм (в последствии Петро-Павловский собор), видя малость и простоту единственной Христовой обители в столичном полуостровном городе.
Церковь хранит в себе частицы мощей святых Константина и матери его Елены. В описываемом культовом сооружении чаще всего венчаются христиане города. Там же нередко и крестят детей. Храм небольшой, но очень изысканный. В нем присутствует старорусская иконопись.
Храм Всех святых
Является одним из старейших городских храмов (в 2014 году отметил свое 150-летие).
Он единственный в нашем списке топ 6 православных храмов Симферополя, который не закрывался в советский период и продолжал функционировать. Сохранил свой первоначальный вид.
Церковь нередко именуют «кладбищенской» из-за соседства со старым некрополем, на котором теперь не хоронят людей. Но традиция отпевать здесь христиан города продолжается.
Храм Всех святых
В церковной ограде были похоронены такие выдающиеся деятели, как епископ Михаил (Грибановский), святители Лука (Войно-Ясенецкий) и Гурий (Карпов) до их прославления.
Церковь построена в классическом императорском храмовом стиле. Она довольна проста и уютна. В ней находится выдающаяся реликвия: отобразившаяся в виде негатива на стекле икона Христа Спасителя. Собранная научная комиссия пришла к выводу, что образ нерукотворен. Химический состав отобразившийся иконы состоит из 2х органических кислот и воска.
Храм Трех святителей
По-другому, церковь называют «семинарской», поскольку она изначально была построена для окормления обучающихся семинаристов. Является одной из старейших культовых сооружений города. Построена в 1902 году и стоит по сей день.
Храм построен в виде средневековой базилики с добавлением классического русского пятиглавия. Старорусский стиль выполнен в манере позапрошлого столетия с добавлением некоторых элементов классики, основа церкви – базиликальная. Культовое сооружение продолговатой формы и может вместить большое количество верующих.
Храм Трех святителей
В здании находятся частицы мощей свт. Луки и свт. Гурия (это не удивительно, поскольку в самом Симферополе находятся их цельные мощи).
Есть возможность на богослужении послушать мужской семинарский хор, исполняющий как классические напевы (знаменский и прочие), так и византийские. Но иногда на клиросе поет и наемный женский (смешанный) хор.
Нередко в церкви можно заметить молодых девушек, желающих познакомиться с будущими священнослужителями.
На описываемой церкви мы оканчиваем наш топ 6 православных храмов Симферополя. Читайте в нашем разделе топ 3 культовых сооружений других примечательных городов Крымского полуострова.
Источник: http://ipilgrim.ru/top-6-pravoslavnyh-hramov-simferopolya/
Церковь во имя святых Константина и Елены
- Недалеко от Петропавловского собора, ближе к центру стоит маленькая церковь Константина и Елены — первая православная церковь Симферополя.
- После присоединения Крыма к России русские войска заняли самую старую часть города, Ак-Мечеть.
В 1785 году командиром полка русских войск Б.А. Тищевым там была построена полковая церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Командир устроил церковь в доме, который купил за 50 рублей у татарина.
После того как русские войска покинули город, церковь пустовала. В 1786 году правитель Таврической губернии В.В. Каховский распорядился о создании иконостаса. После этого богослужения были опять открыты.
26 мая 1787 года в этой церкви молилась императрица Екатерина II, посетившая Симферополь во время своего путешествия в Крым, проездом из Бахчисарая в Карасубазар (Белогорск).
Поразившись ее простой обстановке, государыня повелела построить «приличный храм соборный».
В 1794 году императрица распорядилась о том, чтобы в церковь прислали из Санкт-Петербурга серебро, ризницу и церковную утварь.
В 1806 году повеление государыни было выполнено, был построен Петропавловский собор. После этого небольшой храм стал домовой церковью генерал-майора В.П. Попова, предводителя губернского дворянства.
В 80-х годах XIX века Ю.В. Попов — последний хозяин усадьбы — сделал реконструкцию всех домов. Была реконструирована и церковь во имя равноапостольных Константина и Елены.
Её облик был сильно изменен: была построена украшенная кокошниками двухъярусная колокольня, в стиле русского церковного зодчества XVII века, был сделан купол, увенчанный луковицей.
Над порталом церкви появилась надпись: «Внииду в дом Твой и поклонюся ко храму Святому». Здание храма было освящено в 1887 году.
В 1914 году церковь снова стала полковой, ее посещали солдаты пехотного полка. До настоящего времени на потолке храма сохранились гербы полков.
С 1917 по 1921 год церковь была приписана к Петропавловскому собору.
В 20-е годы ХХ века домовые церкви были закрыты, потому что властям было трудно их контролировать. Прихожане могли совершать службы без постоянного контролируемого властью священника, поэтому по мнению властей в церквях образовывался недопустимо тесный круг для общения.
В 1924 году по неизвестным причинам церковь хотели закрыть, потом это решение признали ошибочным. В 1929 году церковь все-таки была закрыта и частично разрушена. Ее здание было передано аэроклубу, имущество было передано в Свято-Троицкую церковь. Долгие годы после аэроклуба в здании церкви располагался архив ЗАГСа.
После этого оно долгое время просто пустовало.
В 1991 году первый православный храм Симферополя был возвращен церкви. До нашего времени сохранились лишь отдельные элементы декора и арочные проемы. Митрополит Лазарь приложил немало усилий, чтобы вернуть церки должный статус. Его старания увенчались успехом, и 4 ноября 2001 года в церкви отслужили первую Божественную Литургию.
Интерьер церкви. Фото с сайта http://www.krim-palomnik.ru
Сейчас церковь во имя святых Константина и Елены открыта для всех желающих.
Адрес: ул. Октябрьская, 8.
Источник: http://www.poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/svyatyni-kryma/tserkov-sv-konstantina-i-eleny.html
Церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Чернополье, Белогорский район
- История храма
- Где находится церковь и как туда добраться
Православный Крым богат как архитектурным, так и духовным наследием.
Непростая судьба этой земли, притеснения веры и многонациональное население привели к тому, что православию пришлось в буквальном смысле выживать. Однако это не помешало сохраниться до сегодняшних дней многим древним храмам и появляться новым.
Сегодня познакомимся с храмом святых равноапостольных Константина и Елены, который расположен в поселке Чернополье Белогорского района.
Церковь Святых Константина и Елены в селе Чернополье
История храма
Живописный поселок Чернополье, ранее носивший название Карачоль, расположен недалеко от трассы Симферополь-Керчь, вблизи Белогорска. С самой трассы можно разглядеть белоснежное здание местного храма, который является местной достопримечательностью и памятником архитектуры.
О православном Крыме:
Построен храм был в 1913 году, еще до революции. С самого начала приход опекала греческая община, которая проживала в то время на территории Крыма.
В XIX — начале XX века греки активно отвоевывали свою независимость у мощной Османской империи, в чем им активно помогала Россия. В результате этого греки массово селились на территории Крыма, Приазовья, в Причерноморье и других регионах.
Переселяясь на эти земли, греки приносили с собой свою культуру и обычаи, в том числе и православную веру.
Интересно! Годы гражданской войны и революции прошли для церкви относительно спокойно, службы не прекращались. Однако позже, в 1927 году случилось землетрясение, которое существенно повредило храмовые постройки. В 1933 году церковь все же была закрыта, как и многие другие православные храмы в советское время.
На ее территории открыли клуб для жителей поселка.
Возобновление святыни начало происходить в 90-х годах ХХ века, когда греческая община вновь получила этот храм в свое владение. Началась активная реставрация, поскольку за годы советской власти от храма практически ничего не осталось.
Деньги на восстановление присылались как из самой Греции, так и собирались местными благотворителями.
Икона святых Константина и Елены
Сегодня церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Чернополье — это действующий красивый храм, на котором расположена колокольня в три яруса, а темные купола виднеются на большом расстоянии.
Где находится церковь и как туда добраться
Найти этот храм не составит большого труда, поскольку его купола можно рассмотреть с трассы Симферополь-Керчь. Адрес церкви — Крым, Белогорский район, с. Чернополье. Телефон: +38 (06559) 2-60-81.
Поскольку приход церкви был создан и по сей день поддерживается греческой общиной. В богослужении есть свои особенности, согласно греческим традициям.
Так, на праздник Пасхи там принято закалывать барашка, который обносится вокруг храма трижды, затем окропляется священником святой водой, и лишь после этого закалается.
Праздник святых Константина и Елены празднуется непременно два дня. Первый — Константина. Второй — Елены.
Необычные традиции и особенности богослужения привлекают паломников из различных точек России, поэтому посетить это место будет интересно для любого верующего христианина.
Видео о храме святых Константина и Елены в греческом селе Чернополье, Крым
Апр 7, 2019 16:38Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/cerkov-svyatyh-konstantina-i-eleny-v-chernopole.html
Храм Константина и Елены в Симферополе
RussiannameИсточник:ru.wikipedia.org
Колокольня
На сегодня в Симферополе насчитывается несколько десятков храмов. А первым храмом города стала небольшая домовая церковь, обустроенная в жилище, которое купили у татарина, пожелавшего переселиться в Турцию после присоединения Крыма к Российской империи.
- Освятили церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
- Символично, что первый православный храм на мусульманской земле получил в небесное покровительство благочестивых распространителей христианской веры, за свои просветительские труды удостоенных Церковью имени «равноапостольные».
- Со времён правления императора Константина в начале четвертого века христианство стало государственной религией в Римской империи.
Говоря же о царице Елене, следует воздать ей должное, во-первых, за то, что она воспитала своего сына Константина в христианской вере в то время, когда другие юноши воспитывались в языческом духе. Во-вторых, за обретение Креста Господня.
Первоначально церковь в честь святых равноапостольных царей была так называемым полковым храмом, поскольку предназначалась, прежде всего, для участия в богослужениях расквартированного в Симферополе воинского полка под командованием Бориса Алексеевича Татищева.
Храм был открыт и для гражданских лиц, переехавших в город. Со временем их становилось всё больше и больше.
В 1786 году, как говорят нам документы, правитель Таврической области Василий Васильевич Каховский лично следил за тем, как бывший жилой дом приводится в соответствие с его новым назначением.
После отъезда полка Татищева храм пережил недолгий упадок, но вскоре усердием Каховского в нем был установлен иконостас и возобновлено богослужение.
26 мая 1787 года в Симферополь проездом прибыла императрица Екатерина II.
Войдя в Константино-Еленинскую церковь, коронованная особа, поражённая крайней бедностью церковного убранства и утвари, распорядилась прислать из столицы всё необходимое для церковного благочиния. И действительно, из Санкт-Петербурга были доставлены облачения для священников, иконы и церковная утварь.
Церковь, а вместе с ней и верующие, жили своей обычной приходской жизнью. Однако маленький храм со временем перестал вмещать всех желающих. По благословению Новороссийского архиепископа Афанасия, в Симферополе начали строительство более вместительного храма.
В 1806 г. был построен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, а церковь святых Константина и Елены вошла в усадебный комплекс генерал-майора Попова, как домовая церковь. Вскоре к ней была пристроена колокольня.
Спустя столетие первый храм Симферополя вновь исполняет свою первоначальную роль – в 1914 г. он окормляет расквартированный в городе пехотный полк.
С 1917-го года Константино-Еленинский храм был приписан к Петро-Павловскому собору, а в 1921 г. он вновь становится самостоятельной приходской единицей.
Но такое его существование длилось не долго. Общее положение Православной Церкви после революции 1917-го года с каждым годом становилось хуже и хуже.
Разрушались монастыри и храмы, уничтожалось всё, что было связано с Церковью. В результате прекратила своё существование и первая в Симферополе церковь – Константино-Еленинская.
В 1929 г. храм передали под аэроклуб, верхний ярус колокольни разрушили, а церковное имущество передали в Свято-Троицкую церковь.
Но Бог поругаем не бывает. С наступлением 90-х годов прошлого столетия, Церкви постепенно стали возвращать ее постройки и имущество. Сегодня Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, трудами митрополита Крымского Лазаря, восстановлена. Первый православный храм Симферополя вновь открыт для верующих.
Источник: https://radiovera.ru/hram-konstantina-i-elenyi-v-simferopole.html
Церковь во имя святых Константина и Елены
Населенный пункт:
Симферополь
Месторасположение:
г. Симферополь, ул. Октябрьская, 8
Если Вы решите осмотреть достопримечательности Симферополя, то обязательно посетите Церковь во имя святых Константина и Елены – первую православную церковь города, в которой молилась сама Екатерина II.
История Церкви во имя святых Константина и Елены начинается чуть позже, чем история Симферополя – в 1785 году.
Симферополь как главный город Таврической губернии было решено строить недалеко от татарского старинного поселения Ак-Мечеть, где были расквартированы русские войска. Но православных храмов там не было, и в 1785 году полководец Б.А.
Тищев покупает небольшой дом татарина, переехавшего в Турцию. В этом доме и была устроена Церковь во имя святых Константина и Елены.
Когда русские войска покинули город, церковь некоторое время пустовала, но в 1786 году В.В. Каховский – правитель Таврической губернии, распорядился о создании иконостаса, богослужения снова были открыты. Но это был не единственный период, когда первый православный храм города был брошен и забыт. Судьба Церкви во имя святых Константина и Елены была непростой.
В 1787 году в этой церкви молилась сама Екатерина II, тогда она остановилась в Симферополе проездом из Бахчисарая в Карасубазар. Императрица была удивлена бедностью церкви и велела построить в городе новый собор. А в 1794 году она сделала церкви щедрый подарок – церковную утварь и два полных облачения для священников.
Веление Екатерины было исполнено только в 1806 году, уже после ее смерти. В Симферополе был возведен Петро-Павловский кафедральный собор. А Церковь во имя святых Константина и Елены перешла во владения генерала В.П. Попова и стала домовой церковью.
В 80-х годах XIX века последний хозяин усадьбы – Ю.В.
Попов провел реконструкцию всех домов усадьбы, в том числе и церкви, он сильно изменил ее архитектурный облик: была построена украшенная кокошниками двухъярусная колокольня в стиле русского церковного зодчества XVII века и купол, увенчанный луковицей. Тогда над порталом церкви появилась надпись: «Внииду в дом Твой и поклонюся ко храму Святому».
Но в 1914 году Церковь во имя святых Константина и Елены вновь стала полковой: гербы пехотных полков, расквартированных тогда в Симферополе, и сейчас можно видеть на потолке храма.
С 1917 года церковь приписали к Петропавловскому собору, а в 1921 был сформирован приход. По неизвестным причинам церковь хотели закрыть в 1924 году, но затем это решение было признано ошибочным.
И, все же, в 1929 году церковь закрыли, здание было передано для аэроклуба, верхний ярус колокольни был разрушен, имущество было передано в Свято-Троицкую церковь.
После аэроклуба в обезображенном здании учредили архив ЗАГСа.
В итоге до наших дней от церкви во имя святых Константина и Елены дошли только некоторые элементы декора и арочные проемы. Первый православный храм Симферополя был возвращен Церкви только в 1991 году. Сейчас над церковью вновь возвышается колокольня с крестом, а первое Богослужение после реставрации прошло в 2001 году.
Церковь во имя святых Константина и Елены вместе со Свято-Троицким и Петропавловским храмами сейчас снова стала доминантой, организующей пространство старейшего района города Симферополя.
Источник: http://otdyhaem.com.ua/krym/simferopol/cerkov-vo-imja-svjatyh-konstantina-eleny.html
Симферополь. Церковь Константина и Елены
В 1785г. командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом и устроил в нём полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены, которая по праву считается первым православным храмом Симферополя.
ьВо время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II в мае 1787г. посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. С середины XIX в.церковь становится домовой, а с 1914г. снова полковой. В 20-е годы XX в. церковь закрыли. В 2001г.
здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение.
Первый памятник, установленный в Симферополе в честь екатерининского военачальника князя Василия Михайловича Долгорукого (1722—1782), армия которого в 1771 году овладела Крымом.
В 1783 году Крым окончательно был присоединен к России. Главный город будущей Таврической области решили строить рядом с татарским поселением Ак-Мечеть, где расквартировались русские войска.
Православных храмов в Ак-Мечети не было, поэтому в 1785 году командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом, хозяин которого уехал в Турцию, и устроил в нем полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены.
Она находилась на границе средневекового поселения Ак-Мечеть и нового города Симферополя.
После ухода из Ак-Мечети русских войск церковь на некоторое время опустела. В 1786 году правитель Таврической области В. В. Каховский распорядился установить в церкви иконостас и возобновить богослужение. Но город рос, число христиан увеличивалось, они уже не могли уместиться в маленьком храме.
Во время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II 26 мая 1787 года посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви.
Пораженная ее бедностью и простотой, императрица выразила желание видеть в губернском городе «приличный храм соборный» и пообещала подарить церковную утварь и ризницу. Однако еще почти двадцать лет православные жители Симферополя приходили в маленькую старую церковь.
Они обращались к Новороссийскому архиепископу Афанасию с просьбой разрешить строительство нового храма в их городе. Но новая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла появилась только в 1806 году.
Известный ученый-краевед А.И. Маркевич оставил воспоминания о священнике Константино-Еленинской церкви Никите Петровском.
Он участвовал в штурме Измаила в 1790 году, одним из первых взобрался на крепостной вал, держа в руке крест. Удар турецкой сабли лишил его нескольких пальцев.
Священник, принимавший участие в боевых действиях, пользовался большим авторитетом у прихожан, особенно у военных.
После открытия Петропавловского собора церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены стала частью усадьбы генерал-майора В.П. Попова. Кроме храма, в частное владение Поповых входил дом и служебные постройки.
Первым владельцем усадьбы был Василий Степанович Попов — государственный и политический деятель, правитель канцелярии князя Г. А. Потемкина.
Его внук генерал-майор Василий Павлович Попов был губернским предводителем дворянства в 80-е годы XIX века и много полезного сделал для любимого города.
Последним хозяином усадьбы стал Юрий Васильевич Попов, помещик Симферопольского уезда, при нем была проведена реконструкция всех зданий усадьбы.
Архитектурный облик домовой церкви изменила новая двухъярусная колокольня, иным стало и оформление, в котором использованы элементы русского зодчества XVII века.
Широкие арочные проемы звонницы украсили кокошники, шатровую крышу увенчала луковица, окна храма — наличники.
Теперь колокольня Константино-Еленинской церкви имела укрупненный нижний и стройный, легкий верхний ярус.
На капителях полуколонок колокольни и пилястрах храмового здания были изображены кресты, ажурные одинаковые решетки украсили колокольню и дом.
Над зданием храма соорудили небольшой купол, форма которого гармонировала с колокольней. На портале входа написаны слова: «Внииду в дом Твой и поклонюся ко храму Святому».
В 1914 году церковь святых Константина и Елены снова стала полковой, ее посещали солдаты пехотного полка. До настоящего времени на потолке храма сохранились гербы полков. С 1917 по 1921 год церковь была приписана к Петропавловскому собору, но затем у нее появился свой приход.
В 1924 году власти приняли решение о ликвидации храма, но затем отменили его, уступив настойчивым просьбам прихожан. Спустя пять лет, в 1929 году церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены закрыли, разрушили верхний ярус колокольни.
В обезображенном здании разместился аэроклуб, а затем здесь долгое время был архив ЗАГСа.
В конце 90-х годов храм передали Церкви, и в нем началась реставрация. 4 ноября 2001 года здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение.
Е. М. Литвинова. «Крым: православные святыни. Путеводитель»
Источник: https://sobory.ru/article/?object=08803
Церковь Константина и Елены
опубликовано: февраль 2016
Церковь равноапостольных Константина и Елены называют ещё Екатерининская церковь. Это же её народное название. Также она по праву называется старейшей православной церковью Симферополя.
В 2015 году она отметила свой 230-летний юбилей, что для любого православного храма Крыма – солидный возраст, ведь только 232 года назад православие пришло на полуостров. Храм дожил до нашего времени и ныне является одним из памятников зарождения Симферополя как города и столицы Крыма.
В статье также будет рассказано о тезке этого храма в селе Чернополье, где находится центр культуры местной греческой общины.
Церковь Константина и Елены – первый православный храм Симферополя
1785 год. Только-только Крымский полуостров присоединен к Российской империи. Повсюду стоят гарнизоны, охраняя порядок на приобретённой территории, где население – сплошь и рядом мусульмане.
В городе Ак-Мечеть – свой гарнизон, но вот беда – нет у солдат церкви, а стоять на новых землях полкам ещё ой как долго.
Татары большей частью покидали насиженные места, уезжая главным образом в Турцию, и вот у одного из таких переселенцев комполка Борис Алексеевич Тищев купил оставляемый деревянный дом за пятьдесят рублей. Дом находился на окраине опустевшей Ак-Мечети, ныне же это центр современного Симферополя.
Вскоре Ак-Мечеть была переименована, а город, которому уготовано стать административным центром всего Крымского полуострова, получил модное греческое имя – Симферополь. Греческие имена получила и новая полковая церковь – во имя равноапостольных царей Константина и Елены.
Кто не знает Константина Великого, римского императора, перенесшего столицу из Рима в Константинополь? Его мать, императрица Елена, обрела во время своего паломничества в Палестину Животворящий крест. Но такие громкие имена достались весьма жалкому приходу, да и вряд ли полковой командир мог позволить себе большее.
Наконец, тяготы службы гарнизона подошли к концу, солдаты ушли, церковь Константина и Елены опустела. Но ненадолго. Не так много православных уголков было в Ак-Мечети, чтобы предавать забвению даже самые маленькие святые места Крыма.
Богослужения в 1786 году возобновились, в храме появились иконы и прихожане из числа немногочисленных православных граждан.
Но вот настал важный для всего Симферополя день 26 мая 1787 года, когда блестящая государыня императрица Екатерина II в статусе победительницы приехала инспектировать новые южные владения империи. За неимением иной церкви Екатерине II пришлось молиться в церкви Константина и Елены (в наше время об этом событии свидетельствует памятная доска на стенах церкви Константина и Елены).
Закончив с проявлением благочестия, императрица подивилась убогости местного прихода. Тут же было обещано дать Симферополю приличный соборный храм, соответствующий его статусу растущей крымской столицы.
Также государыня обещала подарить церковную утварь для новой церкви, правда, она досталась в итоге не церкви Константина и Елены, а Александро-Невскому собору, откуда и пропали в советскую эпоху.
Императрица уехала в Белогорск. На тот момент Симферополь был слишком мал, чтобы громко требовать соборную церковь, для этого городское население должно было достигнуть определенной численности. Поэтому приходилось горожанам довольствоваться деревянной церковью Константина и Елены.
Однако город рос не по дням, и приземистой церквушки уже не хватало. Полетели петиции к высшему церковному и административному начальству. Долгое время прошения долбили стену равнодушия. При Павле I они были вообще бесполезны. Он даже вернул городу название Ак-Мечеть. Другое дело – Александр I, противоположность отца.
Взойдя на престол после насильственной смерти своего родителя, новый император сразу удовлетворил просьбу симферопольцев о храме. Так начал строиться Петропавловский собор – правда, тоже деревянный. И в 1806 году строительство было завершено.
К тому же готовилось возведение главного соборного храма города – Александро-Невского собора, на этот раз каменного.
Дальнейшая история церкви Константина и Елены
А что же стало с церковью Константина и Елены? Её приютила со всеми постройками усадьба влиятельного генерала-майора В.П. Попова. Храм стал домовой церковью большого имения богатой семьи.
Дедом генерал-майора был Василий Степанович Попов, влиятельнейший государственный чиновник из круга сиятельного князя Потёмкина. Его внук Василий Павлович был предводителем дворянства губернии.
Именно ему досталась церковь Константина и Елены, потерявшая прежнее значение в связи со строительством по соседству двух соборных храмов. А сын генерал-майора Юрий Васильевич Попов провел реконструкцию всей усадьбы, в том числе и церкви Константина и Елены, на которую водрузили купол.
Возле здания домовой церкви была установлена колокольня. Надо заметить, что родовым гнездом Поповых была Васильевка (ныне Запорожская область), куда вкладывались основные деньги семьи.
В Первую мировую войну церковь Константина и Елены снова стала полковой церковью. Поэтому на её потолке сохранились изображения гербов полков. В 1917 году церковь Константина и Елены отдали под крыло Петропавловского собора.
В 1921 году храм получил собственный приход, и именно прихожане храма смогли уговорить местные власти не закрывать его в 1924 году, хотя уже практически было принято решение не только о прекращении деятельности, но и о физическом уничтожении церкви Константина и Елены.
К тому времени стоящий рядом Петропавловский собор был разграблен и закрыт. Однако в 1929 году и до Екатерининской церкви дошла очередь.
Церковь Константина и Елены закрыли, сняли купол с крестом, дабы не напоминала она о своём прошлом, и разместили в обезличенном здании аэроклуб. Позже здесь был размещён архив.
Церковь Константина и Елены. Современность
В начале девяностых годов церковь Константина и Елены была возвращена в лоно православной церкви. Почти сразу же началась реставрация. От первоначального здания мало что осталось. В 2001 году в стенах храма прошло первое после долгих лет молчания богослужение.
Сейчас церковь Константина и Елены представляет вытянутое, прямоугольное в плане здание с одним этажом и увенчанное маленьким куполом.
Архитектурным лицом храма является красивая двухъярусная колокольня, через красиво оформленный портал первого этажа которой можно войти в помещение храма.
Церковь Константина и Елены расположена в центре города на улице Октябрьской. Для туриста, посетившего Симферополь, несомненным удобством является близкое соседство – буквально в сотне-другой метров – значимых святынь Симферополя — Петропавловского собора и Свято-Троицкого женского монастыря. Ещё немного восточнее расположена мечеть Кебир-Джами на улице Курчатова.
Церковь Константина и Елены не может похвастаться размерами и размахом зодческой мысли, как, например, реконструируемый неподалёку Александро-Невский собор. Главное её достоинство – люди, которые на протяжении почти двух с половиной веков своими молитвами и упованиями создали эту непередаваемую атмосферу самому старому православному храму Симферополя.
Церковь Константина и Елены в Чернополье (Карачоль)
Обязательно нужно отметить ещё одну церковь с тем же названием, что и у симферопольской – церковь Константина и Елены в Чернополье. Чернополье (бывший поселок Карачоль), находится недалеко от Белогорска на трассе Симферополь-Керчь.
Одной из достопримечательностей этого маленького посёлка является белоснежная церковь, архитектурный памятник начала двадцатого столетия.
Построена церковь Константина и Елены в 1913 году греческой общиной этого района, переселившейся сюда в 1830 году из Фракии (ныне на территории Болгарии), чьими покровителями были равноапостольные Константин и Елена.
В то время связь греков, борющихся за свою независимость с Османской империей, поддерживалась всячески империей Российской. Греки служили в русских войсках и переезжали в Крым, Причерноморье, Приазовье.
Гражданскую войну церковь Константина и Елены пережила относительно спокойно. Но позже двумя ударами судьбы храм стал на грань исчезновения. Сначала разрушительное землетрясение 1927 года, потом закрытие церкви в 1933 году.
В советскую эпоху в здании храма был сельский клуб. В девяностых годах прошлого столетия греческая община получила церковь Константина и Елены обратно в своё пользование. Реставрация велась на средства, собранные общиной и пожертвования из самой Греции.
В итоге Чернополье получило красивый светлый храм с трехъярусной колокольней, увенчанной черным куполом, который видно за километры.
Если вы всё же посетили Чернополье, обязательно стоит заглянуть в греческий этнографический музей «Карачоль», где можно ознакомиться экспозицией, восстанавливающей быт греческой семьи девятнадцатого века.
olegman37
Источник: https://krymkrymkrym.ru/tserkov-konstantina-i-yeleny
Церковь во имя Святых Константина и Елены
Неподалеку от Петропавловского собора Симферополя расположилась небольшая церквушка Константина и Елены, и это первый православный храм, построенный в городе. После того, как Крым стал частью Российской Империи, русские войска расположились в центральной, самой старой части Симферополя, в Ак-Мечети.
Тогда, в 1785 году командовал полком Б. А. Тищев. Он то и распорядился построить полковую церковь во имя Константина и Елены. Для этого командир отдал дом, который выкупил у местного татарина за 50 рублей.
Церковь во имя Святых Константина и Елены на фото
С уходом из города русских войск, церковь опустела. Возобновились Богослужения только после того, как в церкви появился иконостас. О его создании в 1786 году распорядился правитель Таврической губернии Каховский.
26 мая 1787 года в жизни церкви произошло неординарное событие – помолиться в ней остановилась Императрица Екатерина Вторая, совершавшая вояж по Крыму, и следовавшая из Бахчисарая в нынешний Белогорск (тогда – Карасубазар).
Царица была поражена простой обстановкой и повелела выстроить приличный соборный храм.
По приезду домой, Императрица повелела прислать из Санкт-Петербурга в Симферополь для церкви Святых Константина и Елены ризницу, серебро и прочую церковную утварь.
В 1806 году, наконец-то, распоряжение Государыни было выполнено, и в Крымской столице появился Петропавловский собор, а бывшая полковая церквушка стала домовой церковью предводителя местного дворянства – генерал-майора В. П. Попова.
В 80-х годах 19 века сын генерал-майора Ю. В. Попов хозяйничал в усадьбе. Он то и провел реконструкцию имения. Помимо жилых и хозяйственных построек, реконструкции подверглась и церковь.
После ремонта облик церкви во имя равноапостольных Константина и Елены существенно изменился.
Помимо украшенной кокошниками двухъярусной колокольни, появился увенчанный луковицей купол – это своеобразная дань традициям русского церковного зодчества 17 века. Сам же храм был освящен в 1887 году.
С началом Гражданской войны церковь вновь становится полковой, и помолиться сюда приходят солдаты-пехотинцы. Даже сегодня на церковном потолке можно разглядеть полковые гербы.
После Октябрьской революции церковь приписывают к Петропавловскому собору. Так было до 1921 года, пока Советская власть не начала закрывать домовые церкви. Дело в том, что новые власти не могли в достаточной степени их контролировать.
Новая власть считала, что в таких церквях службы проводят неконтролируемые священники, и в храмах могут образовываться недопустимо тесные круги для общения. В 1924 году была предпринята попытка закрыть церковь, но такое решение было признано ошибочным. Но в 1929 году храм все же закрыли и частично разрушили.
Здание передали аэроклубу, а имущество – Свято-Троицкой церкви. После аэроклуба в здание церкви вселился архив городского ЗАГСа. Потом здание попросту пустовало.
Только в 1991 году состоялось возвращение первого православного Симферопольского храма в лоно Церкви. До сегодняшнего дня в сохранности остались некоторые декоративные элементы и арочные проемы.
Архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем было приложено немало усилий, дабы к этой церкви вернулся должный статус. Его старания были вознаграждены.
4 ноября 2001 года в церкви состоялась первая Божественная Литургия.
Сегодня церковь во имя Святых Константина и Елена ждет под своим кровом всех желающих.
Карта и GPS координаты Церкви во имя Святых Константина и Елены в КрымуGPS — N 44 57.060 E 34 06.221{mosmap lat='44.951008'|lon='34.103691'| text='Церковь во имя Святых Константина и Елены'}
Источник: https://crimeaz.ru/kultovye-dostoprimechatelnosti/741-tserkov-vo-imya-svyatykh-konstantina-i-eleny.html