Бахчисарай, традиционно, стал центром праздника крымских татар Хыдырлез. По самым скромным оценкам, он собрал в этом году свыше 50 тысяч гостей.
На территории проведения праздничных мероприятий располагались выставочные павильоны, сцена, мастерские, мини-кафе, спортивные и детские площадки.
Выступая с приветственным словом, Глава Крыма Сергей Аксёнов отметил, что каждый год этот веселый и светлый праздник весны и плодородия вместе с крымскими татарами отмечают люди разных вероисповеданий и национальностей.
Он подчеркнул, что праздничные мероприятия направлены на поддержку и развитие национальной культуры, сохранение самобытных традиций и обычаев крымско-татарского народа, на укрепление мира и межнационального согласия.
Хыдырлез посещают множество крымчан, ведь он объединяет нас всех. Такое мероприятие способствует укреплению дружбы и уважения к традициям и культурам всех народов, проживающих в Крыму.
Все это обеспечивает нам межнациональный мир и согласие, и как следствие, социально-экономическое развитие Крыма и всей нашей большой России. Поздравляю вас с праздником Хыдырлез – с праздником Весны и урожая.
Желаю успехов и здоровья, хорошего настроения в этот праздничный день, — сказал Глава РК.
- Также Сергей Аксёнов поблагодарил организаторов мероприятия, Муфтия мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаева, органы власти Бахчисарая и района и других участников праздника.
С пожеланиями мира и добра со сцены выступил Муфтий мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаев. Он подчеркнул, что праздник Хыдырлез «будет всегда крепить дружбу вне зависимости от национальности и вероисповедания».
- В рамках мероприятия Глава Крыма побывал в выставочных павильонах районов и городов Республики Крым, в которых расположены национальные кухни, продемонстрированы традиции и обряды крымскотатарского народа.
Ни для кого не секрет, что после зимы приходит теплая весенняя погода. Идут дожди, много зелени, а в день празднования Хыдырлез начинается ласковое крымское лето. Этот день — начало того, что теперь будет только жаркое солнце, теплое море, сладкие крымские фрукты. Это праздник настоящей искренней радости для взрослых и детей.
Это символ того, что крымчане мирно живут на полуострове и пьют кофе из одной турки. Хыдырлез — это праздник гастрономии и народной музыки. В этот день солнце бережет наши лица и светит мягко, ласково, природа нам тоже делает подарок.
С праздником Хыдырлез, дорогие крымчане! Это один из символов, которых нас объединяет, — отметил депутат Госдумы от Крыма Руслан Бальбек.
- «Изюминкой» и своеобразным рекордом праздника Хыдырлез этого года стала самая большая кофейная турка.
Мы долго думали, что именно сделать. Турка традиционно в каждой крымскотатарской семье есть.
И когда приходит гость в дом к крымским татарам, то, в первую очередь, ставится на стол кофе, — рассказал «Крыминформу» глава администрации Бахчисарайского района Рефат Дердаров.
— Высота турки — 2,2 метра, объём примерно литров 800. Мы ещё такой большой не встречали. Если бы не было санкций, то мы бы заявили ее в Книгу рекордов Гиннесса.
- Организаторы приготовили для гостей праздника несколько тысяч чашек кофе.
Источник: https://crimeapress.info/v-krymu-otmetili-hydyrlez-prazdnik-vesny-i-plodorodija/
Крымскотатарский национальный праздник «Хыдырлез» — ГБУ РК «Дом дружбы народов»
5 мая 2018 года в г. Бахчисарае состоялся крымскотатарский национальный праздник «Хыдырлез».
- Праздник проводился под патронатом Главы Республики Крым Аксенова Сергея Валерьевича.
- Организаторы мероприятия: Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым; Министерство внутренней политики информации и связи Республики Крым; Министерство культуры Республики Крым; Министерство топлива и энергетики Республики Крым; Министерство транспорта Республики Крым; Министерство спорта Республики Крым; Министерство образования Республики Крым; ГБУ РК «Дом дружбы народов», администрация Бахчисарайского района, администрация города Бахчисарая, администрация города Симферополя.
- Целью проведения праздника является сохранение традиций и обычаев крымских татар, поддержка, развитие и популяризация народного творчества, создание условий для культурного обмена и межнационального взаимодействия народов, проживающих в Крыму.
Хыдырлез – национальный праздник крымских татар, который символизирует плодородие, достаток и благополучие. В нем отражается сложная этническая история, истоки верований, социальной жизни и хозяйственной деятельности народа.
«Хыдырлез» — это всекрымское торжество, объединившее в этом году между собой около 55 тысяч жителей разных уголков нашего любимого полуострова.
Почётными гостями праздника были: Глава Крыма Сергей Аксенов, заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам национальностей Руслан Бальбек, председатель Госкомнац Крыма Ленур Абдураманов, муфтий мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаев, представители исполнительной власти Крыма и органов местного самоуправления республики.
На протяжении всего дня на главной сцене происходило грандиозное концертное зрелище, в программе которого приняли участие любимые крымские исполнители и приглашенная звезда из города Москва Эльбрус Джанмирзоев.
Концерт начался с выступлений творческих коллективов Бахчисарайского района и Заслуженной артистки Узбекистана Натальи Нурмухамедовой.
С праздничной программой для гостей праздника выступали крымскотатарский ансамбль песни и танца «Хайтарма» (художественный руководитель – Заслуженная артистка Украины и Республики Крым Эльмира Налбантова), крымскотатарский фольклорный ансамбль «Крым» (художественный руководитель Заслуженный артист Украины и Республики Татарстан – Сервер Какура), Крымскотатарский Государственный академический музыкально-драматический театр (художественный руководитель-директор Заслуженный деятель искусств Украины Билял Билялов), Крымский инженерно-педагогический университет и творческие крымскотатарские коллективы Республики Крым.
- На праздничной площадке были развернуты павильоны городов и районов Крыма, представившие культуру и быт крымскотатарского народа.
- Помимо этого порадовала роскошная выставка работ мастеров декоративно-прикладного искусства, дегустация вкуснейших национальных блюд, зажигательные спортивные соревнования по национальной борьбе «Куреш».
- Самые маленькие гости «Хыдырлеза» развлекались на детских площадках, аттракционах, катались на пони и батутах.
Кульминацией праздника стало представление символа Хыдырлеза-2018 – самой большой женской фески из красного бархата. Этот традиционный национальный головной убор был сшит специально к празднику (диаметр составил 1,5 метра, высота – 60 см).
Национальный праздник Хыдырлез, широко отмечаемый в Крыму стал общекрымским символом, свидетельствующим об утверждении на полуострове коренным народом Крыма принципов добрососедства и взаимного уважения культур.
Праздничные репортажи сделали телеканалы Миллет , Первый Крымский и Россия-24.
Источник: https://ddncrimea.ru/krymskotatarskij-natsionalnyj-prazdnik-hydyrlez-2018/
Хыдырлез собрал в Крыму рекордное число участников
На праздник земледелия, который состоялся в Бахчисарае, прибыло почти 55 тысяч человек. Об этом сообщил депутат Госдумы Руслан Бальбек.
— Хыдырлез стал «точкой притяжения» для всех крымчан. В прошлом году он собрал более 50 тысяч человек, в этом — почти 55 тысяч. Это люди разных национальностей, они пришли совместно повеселиться и поздравить с праздником крымских татар. Так происходит полное взаимопроникновение культур, и это очень важно.
На следующий год будем расширять территорию, потому что не ожидали такого размаха, — радуется Руслан Бальбек.
Хыдырлез — древний тюркский праздник земледелия, посвященный завершению весенних полевых работ и отгона скота на летние пастбища. Его отмечают песнями, танцами, народными гуляньями, играми, спортивными состязаниями и обязательно — национальной борьбой куреш.
Установление рекордов также стало доброй традицией этого веселого национального праздника. В прошлом году испекли гигантский чебурек, а в этом создали самую большую в мире крымскотатарскую женскую феску.
- Глава Республики Сергей Аксенов, под патронатом которого состоялся Хыдырлез, отметил, что на празднике собрались люди всех национальностей и вероисповеданий, укрепляя, таким образом, межнациональную дружбу, мир и согласие «в нашем благословленном российском Крыму».
— Как сказал наш великий земляк Исмаил Гаспринский, народы России должны идти рука об руку, чтобы обрести одинаково нужный им свет и правду. Замечательные слова, вместе мы преодолеем все препятствия, которые стоят на нашем пути, — отметил Аксенов.
На фото: ещё несколько ярких моментов праздника…
Источник: https://kryminfo.net/hydyrlez-sobral-v-krymu-rekordnoie-chislo-uchastnikov/
Крымско-татарская культура в российском Крыму: о чём молчит украинский агитпроп
В Бахчисарае полным ходом идёт давно назревшая реставрация знаменитого Ханского дворца – единственного в мире образца крымско-татарской дворцовой архитектуры. Подходят к концу первоочередные противоаварийно-восстановительные работы в Большой Ханской мечети (Биюк Хан-Джами), завершается замена её кровли. Затем предстоит масштабная реставрация всего дворцового ансамбля, которая займёт 6-7 лет. На это в Федеральной целевой программе по развитию Крыма и Севастополя заложено 1,6 млрд рублей.
Спасение уникального памятника крымско-татарской архитектуры не осталось незамеченным на Украине, где по-прежнему называют Крым своей территорией.
Вероятно, фейки о массовых убийствах и пытках крымских татар «российскими оккупантами» уже не приносят должного эффекта, поэтому киевским трубадурам приходится выискивать новые поводы для дискредитации обстановки на полуострове. Таким поводом стало начало реставрации бахчисарайского Ханского дворца.
Большая Ханская мечеть на этапе противоаварийно-восстановительных работ
Киев принялся раздувать из ситуации международный скандал. Министерство культуры Украины обратилось в ЮНЕСКО с призывом убедить Россию отказаться от «противоправного и ущербного» восстановления Ханского дворца в Бахчисарае.
В потешном «управлении нацполиции в АРК и Севастополе» открыли по этому случаю уголовное производство и пригрозили объявить российских реставраторов в международный розыск.
Ведущие СМИ «незалежной» разразились материалами, в которых восстановительные работы называли «разрушительной реконструкцией» и утверждали, что древнему дворцу наносится непоправимый ущерб.
Однако при внимательном рассмотрении ситуации обнаруживается несостоятельность украинских доводов о «варварской реконструкции».
Так, перекрыть потолки ханской мечети понадобилось для обеспечения безопасности внутри здания, поскольку оно используется по прямому назначению – как место для молитв мусульман. 300-летние потолочные балки были поражены грибком и гнилью, угрожая обрушиться на головы верующих.
С необходимостью замены черепицы тоже сложно спорить, учитывая, что во дворце насчитывается 24 протечки крыши. Вместо старой черепицы укладывается полностью идентичная черепица с креплением, что обезопасит её от воздействия сильных ветров.
А возведение вокруг Биюк Хан-Джами железобетонного пояса позволит снизить нагрузку на фундамент и несущие стены, а металлический навес над частью дворца защитит его от осадков на время замены кровли.
«Если бы не воссоединение Крыма с Россией, Ханский дворец мог бы просто погибнуть», – говорит депутат Государственной Думы от Крыма Руслан Бальбек.
Действительно, за два предыдущих десятилетия украинская власть ничего не сделала для восстановления уникального объекта, относясь к нему исключительно как к источнику обогащения.
И только когда Россия принялась исправлять последствия преступного бездействия Киева и спасать культурное достояние Крыма, за Перекопом вдруг «вспомнили» о существовании дворца.
На средства федерального бюджета восстанавливаются и другие памятники крымско-татарской архитектуры и мусульманские святыни.
Ведётся реставрация одного из старейших исламских культовых сооружений полуострова – мечети Хана Узбека и единственной сохранившейся в Крыму обители странствующих суфийских монахов-бедняков «текие дервишей».
С осени прошлого года в Симферополе археологи ведут раскопки фундамента древнего дворца, предположительно принадлежавшего Калге-султану – второму лицу в государственной иерархии Крымского ханства.
Имеется масса и других свидетельств заботы государства об этнокультурных потребностях татар. О необходимости предусмотреть меры по национально-культурному и духовному развитию, сохранению традиций и национального образования крымско-татарского народа говорится в указе президента России № 268 от 21 апреля 2014 г. о реабилитации депортированных народов Крыма.
По Конституции Крыма 2014 года крымско-татарский язык получил статус государственного языка республики наряду с русским и украинским. Была учреждена региональная национально-культурная автономия крымских татар, которой выделяется финансовая поддержка из республиканского бюджета. Цели организации состоят в развитии языка, культуры и традиций представляемого этноса.
В феврале нынешнего года был образован Совет крымско-татарского народа – консультативно-совещательный орган татар при главе Республики Крым.
В него вошли 15 специалистов в различных сферах, а возглавил его муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев.
Совет призван поддерживать диалог региональной власти с крымскими татарами и содействовать в решении вопросов, связанных с их языком, культурой, спортом, традиционными ремёслами и сохранением национальных памятников.
Власти Крыма позаботились и о том, чтобы татары могли получать аудиовизуальную информацию на родном языке. При поддержке республиканского правительства была создана Общественная крымско-татарская телерадиокомпания, запустившая национальный телеканал «Миллет» и радиостанцию «Ветанседасы». Данные массмедиа получают финансовую поддержку из федеральной и крымской казны.
Особенно заметны достижения в сфере национального образования крымских татар. В 2016 г. были впервые изданы 45 тыс. учебников для учащихся 1-9-х классов на крымско-татарском языке, а в 2017-м школы полуострова получили 36 новых вариантов учебников по крымско-татарскому языку и литературе общим тиражом 81 тыс. экземпляров.
В республике действует 15 школ с обучением на крымско-татарском языке. К ним добавляются 133 класса с крымско-татарским языком обучения, сформированные в 31 русскоязычной школе, а также факультативное изучение крымско-татарского языка 21,6 тыс. учащихся.
В минувшем году в симферопольском микрорайоне Фонтаны, где проживают преимущественно татары, открыли большую современную школу, которую украинские власти никак не могли достроить в течение многих лет.
Продолжает работать и Крымский инженерно-педагогический университет, который в народе прозвали «татарским вузом» за доминирование этой этнической группы в преподавательском корпусе и студенческом контингенте.
Не угасли важнейшие очаги крымско-татарской культуры.
В республике действует единственный в мире крымско-татарский театр, а также крымско-татарский музей культурно-исторического наследия и крымско-татарская библиотека имени Исмаила Гаспринского.
Ни одно из этих учреждений, появившихся ещё при Украине, т. н. российские оккупанты не закрыли и не разгромили. Наоборот, все они получили ощутимую государственную поддержку.
На полуострове появляются новые памятные символы, связанные с судьбоносными для крымских татар историческими событиями. На железнодорожной станции Сирень в Бахчисарайском районе, откуда в 1944 г.
началась депортация татар, завершается строительство мемориального комплекса общей площадью около 370 кв. метров, при котором будут действовать музей, мечеть и православная часовня.
Работы по возведению масштабного памятника планируется закончить к 18 мая 2019 г. – 75-й годовщине депортации.
Также были предприняты шаги по восстановлению исторической справедливости и увековечиванию памяти крымско-татарских героев. 1 сентября 2014 г.
Владимир Путин специальным указом присвоил звание Героя России знаменитой крымско-татарской разведчице Алиме Абденнановой посмертно. На полуострове был восстановлен старый памятник героине, а также установлен новый.
Кроме того, одной из сельских школ в Ленинском районе Крыма присвоили имя легендарной разведчицы, зверски убитой немецко-фашистскими захватчиками.
Наряду с этим идёт работа по возвращению топонимики, использовавшейся до 1944 г. Так, в 2016 г. специальная комиссия при Совете министров Крыма утвердила перечень исторических названий 1400 населённых пунктов полуострова.
В отличие от Украины, где захватившие власть нувориши принялись всё переименовывать в рамках оголтелой декоммунизации, в Крыму пошли цивилизованным путём – таблички с «досоветскими» названиями сёл и городов устанавливают в качестве дублирующих, не прибегая к демонтажу существующих указателей.
Не обходят стороной на полуострове крымско-татарские национальные праздники. Наибольшую популярность приобрёл Хыдырлез, который в этом году достиг рекорда по числу участников – на народные гулянья в Бахчисарайский район съехались около 55 тысяч человек, несмотря на призывы вожаков признанного в РФ экстремистской организацией «меджлиса» бойкотировать мероприятие.
Положение татар как мусульманских верующих в российском Крыму тоже заметно изменилось к лучшему. Главные исламские праздники Курбан-Байрам и Ураза-Байрам стали в республике официальными выходными днями.
За три года с момента присоединения к России на полуострове было построено около 150 мечетей, а в Симферополе активно возводится долгожданная Соборная мечеть Крыма общей вместимостью 4 тыс. человек.
Она станет крупнейшим мусульманским храмом в Восточной Европе и, предположительно, откроется 21 апреля 2019 г. – на 5-летие со дня подписания президентского указа о реабилитации депортированных народов Крыма.
Строительство главной мечети Крыма
Уделено внимание возрождению традиционного исламского религиозного образования. Возымела поддержку инициатива крымского муфтията создать на полуострове исламский университет, который получит государственную аккредитацию и будет готовить мусульманских богословов.
Вуз должен открыться в Бахчисарае, к его строительству планируют приступить в следующем году.
Появление религиозного университета внесёт гигантский вклад в возрождение школы традиционного ислама на полуострове и даст крымско-татарской молодёжи альтернативу получению богословского образования за рубежом, где учащиеся нередко «заражаются» экстремистскими идеологиями.
Но уже сегодня крымчане мусульманского вероисповедания могут поступать в религиозные университеты в Москве, Казани, Уфе и других регионах России. По данным Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя за прошлый год, более 100 выпускников крымских медресе продолжали обучение в высших исламских духовных заведениях страны.
Ещё одним чувствительным моментом для крымских мусульман стало увеличение квот на совершение хаджа в составе российской хадж-миссии. В 2015 г. в паломничество по святым местам отправились 323 человека, в 2016-м около 360, в 2017-м – примерно 400, а в текущем году крымским правоверным выделили квоту в 600 мест.
Для сравнения, в период пребывания Крыма в составе Украины квота обычно не превышала 100 человек. Кроме того, благодаря дотациям крымского правительства и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования значительно снизилась стоимость паломнического тура – с 3,6 тыс. долл. при Украине до 2,5 тыс. долл.
сегодня.
* * *
Несмотря на очевидные улучшения в жизни крымских татар, произошедшие за последние четыре года, киевская хунта и «меджлис» убеждают мировое сообщество в целенаправленных действиях Москвы по уничтожению тюркоязычного этноса. Им выгодно изображать татар в образе угнетённой группы.
Но о каком национальном угнетении можно говорить, если «оккупационная», по терминологии украинских агитпроповцев, власть так печётся о культурно-историческом наследии, развивает образование и содействует религиозному возрождению крымских татар? Впрочем, истинное положение вещей иностранных «защитников» не интересует, для них этот древний народ – лишь удобный инструмент давления на Россию и средство для самопиара.
На празднике «Хыдырлез» в Бахчисарае 5 мая 2018 г.
_________________________
Фото https://c-inform.info; https://ria.ru
1762
Источник: https://ritmeurasia.org/news—2018-07-03—krymsko-tatarskaja-kultura-v-rossijskom-krymu-o-chem-molchit-ukrainskij-agitprop-37315
Традиции празднования Хыдырлез — Альменда
Нет такого народа, который не гордился бы своими праздниками. В них сконцентрирована национальная история, культура и психология, воплощены специфические формы художественного творчества. Для крымских татар таковым является праздник Хыдырлез (Qidirlez).
Хыдырлез – национальный праздник крымских татар, посвященный завершению весенних полевых работ и отгона скота на летние пастбища. Это праздник, который символизирует плодородие, достаток и благополучие, отмечается он ежегодно в первую неделю мая массовыми гуляньями.
По традиции его праздновали в день, когда на зерновых появлялся первый колос. Это время называют «тепреч». Праздник отмечается в первую неделю месяца къуралай (май).
Его название образовалось из двух имен мусульманских святых: Хыдыр и Ильяс. Хыдыр — проповедник защищает людей при несчастных случаях, от злых духов. Святой Ильяс управляет громом, источниками воды, оберегает скот.
Хыдыр появляется с Востока, а Ильяс — с Запада.
День встречи их на данной местности (первая неделя мая) и есть начало праздника.
По мусульманской мифологии Хыдыр одевается в одежды зеленого цвета, а Ильяс — в голубые.
Перед праздниками хозяйка проводит тщательную уборку дома. Накануне вечером печет специальный хлебец (калакай). На центральной площади села разжигается костер, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра начинают прыгать женщины и девочки. Это обряд символизирует очищение.
Одна из самых важных и значимых частей праздника – это перекатывание или спуск с горки заранее испеченного къалакая, большого каравая с национальным орнаментом на верхней стороне.
Если хлебец упал лицевой стороной вверх, то будет хороший урожай, а если наоборот, то год будет неурожайным. Делали это почтенные старики, все остальные наблюдали, а затем все вместе съедали хлеб.
Этот обряд можно назвать кульминацией праздника.
Проводятся и спортивные состязания – национальная борьба куреш и бросание камней; игры и танцы давали молодым пастухам, прежде всего, показать свои возможности и получить работу на лето на лучших или худших условиях.
национальная борьба куреш
В начале мая начинался пастуший сезон – овец переганяли на яйла. В играх и танцах молодые люди могли познакомиться, парни дарили девушкам платки, а если получали их обратно уже с вышивкой – это был и знак симпатии, и некий экзамен на рукоделие для женщин из семьи будущего мужа.
В древние времена любой крымскотатарский праздник, в том числе и Хыдырлез, завершался обязательным исполнением общего кругового танца хоран. Под звуки давула и зурны начинался танец.
Олицетворяя солнце, танцующие обычно двигались по кругу, держа друг друга за плечи, под одобрительные возгласы присутствующих людей двигались ритмично вокруг костра и танцевали.
И сегодня ни один праздник, ни одно торжество, особенно свадьба, не обходятся без хорана.
Национальный праздник Хыдырлез, широко отмечаемый в Крыму во всех местах проживания крымских татар, вскоре стал общекрымским символом, свидетельствующим об утверждении на полуострове коренным народом Крыма принципов добрососедства и взаимного уважения культур.
В празднике Хыдырлез отражается сложная этническая история крымских татар. В его обрядах и обычаях прослеживаются истоки верований, социальной жизни и хозяйственной деятельности народа.
Источник: https://almenda.org/tradicii-prazdnovaniya-xydyrlez/
Тысячи крымских татар отмечают в Бахчисарае национальный праздник плодородия «Хыдырлез»
БАХЧИСАРАЙ /Крым/, 5 мая. /Корр. ТАСС Татьяна Кузнецова/. Тысячи жителей Крыма отмечают в субботу в Бахчисарае национальный праздник крымских татар «Хыдырлез».
Гости могут познакомиться с культурой, кухней и традициями коренного народа полуострова, а также увидеть специально изготовленный для этого дня крымско-татарский женский головной убор — феску — гигантских размеров, передает корреспондент ТАСС с места события.
«Хыдырлез» — древний тюркский праздник земледелия, посвященный завершению весенних полевых работ и отгона скота на летние пастбища. Он символизирует наступление тепла и приход лета. Название «Хыдырлез» происходит от имен двух мусульманских святых — Хыдыра и Ильяса. Этот праздник отмечают танцами, песнями и играми.
По словам зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Руслана Бальбека, «Хыдырлез» в Крыму отмечали всегда, но такой размах этот праздник приобрел только после воссоединения Крыма с Россией.
«Мы ожидаем на празднике в течение всего дня не менее 50 тыс. человек. В сравнении с украинским периодом Крыма число гостей праздника возросло в разы», — сказал Бальбек ТАСС. В 2017 году «Хыдырлез» также посетили порядка 50 тыс.
человек, а в 2016 году на празднике побывали 35 тыс. человек.
По словам депутата, праздник направлен на поддержку и развитие национальных культур проживающих на полуострове народов. «Для Крыма „Хыдырлез“ стал традиционным праздником. Если в украинский период он был моноэтническим, то есть чисто крымско-татарским, то в российском Крыму он стал объединять не только крымских татар, но и жителей Крыма других национальностей. Этот праздник стал объединять людей вне зависимости от национальности, вероисповедания», — уверен депутат Госдумы.
Бальбек рассказал, что на этот праздник съехались крымчане «со всех уголков полуострова для того, чтобы увидеть друг друга, пообщаться, показать себя».
«На „Хыдырлез“ традиционно на природе устраиваются массовые гуляния, поэтому сегодня гостей праздника ждет и концертная программа, и различные конкурсы, и спортивные турниры по крымско-татарской национальной борьбе „Куреш“, — рассказал Бальбек.
Во время „Хыдырлеза“ гости праздника могут познакомиться с богатой крымско-татарской культурой, кухней, традициями, добавил он. „Нас это радует, потому что происходит взаимопроникновение культур, люди ближе узнают друг друга“, — добавил собеседник агентства.
Процветание и единство
Праздник организован в соответствии с указом главы Крыма Сергея Аксенова и направлен на поддержку и развитие национальных культур проживающих на полуострове народов.
- »Праздничные мероприятия направлены на сохранение культуры, традиций, самобытности крымско-татарского народа.
- При этом посмотрите, каким объединяющим стал наш праздник: сегодня здесь люди всех национальностей, всех вероисповеданий.
- Этим праздником мы только укрепляем многонациональную дружбу в нашем российском Крыму», — сказал Аксенов, открывая праздник.
- «Мы трепетно относимся, чтобы сохранить исключительность и индивидуальность каждого народа, населяющего Крым.
Только в таком единстве, только в таком согласии мы вместе преодолеем все препятствия, которые появляются на нашем пути. Крыму нашему — процветания и единства», — добавил Аксенов.
Новый символ «Хыдырлеза»
Специально для крымско-татарского праздника народные мастера изготовили феску гигантских размеров — полтора метра в диаметре и высотой 60 см. Именно она стала символом нынешнего «Хыдырлеза», сообщили организаторы праздника.
«Почему именно женский головной убор? Потому что в крымско-татарской духовности большое место занимает женское начало. В будущем эту феску будут выносить каждый год на каждом «Хыдырлезе» как символ сохранения традиционных ценностей», — пояснил Бальбек.
Председатель Госкомитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Ленур Абдураманов, в свою очередь, рассказал агентству, что крымско-татарские мастера готовили феску несколько месяцев, ее размеры могут претендовать на мировой рекорд. «Будем привлекать соответствующие службы, чтобы они зафиксировали это [рекорд]», — рассказал глава комитета.
«Хыдырлез» любит удивлять гостей рекордами. Так, в прошлом году на празднике крымские повара приготовили гигантский чебурек. Блюдо длиной почти три метра могло бы претендовать на мировой рекорд, считают организаторы акции.
А в 2016 году участники национального праздника развернули самый большой флаг крымских татар, который, по их мнению, мог быть занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой крымско-татарский флаг. Его параметры — 30 на 24 м.
На территории Крыма проживают представители 175 национальностей. Самой многочисленной группой являются русские (65%), на втором месте — украинцы (15,7%), на третьем — крымские татары (12%), которые являются коренным народом республики. Крымско-татарский язык наряду с русским и украинским в регионе признан государственным.
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/39778170-tysyachi-krymskih-tatar-otmechayut-v-bahchisarae-natsionalnyy-prazdnik-plodorodiya-hydyrlez/
Чубаров о Хыдырлезе в Крыму: масштабы преувеличены, сгоняли бюджетников
Председатель Меджлиса крымских татар Рефат Чубаров уверен, что данные пророссийских властей Крыма о рекордном количестве гостей на организованном ими празднике Хыдырлез преувеличены. Об этом он сказал в комментарии Крым.Реалии.
«Проведение Хыдырлеза оккупационными властями превратилось в последние годы в одну из попыток показать массовость крымских татар хотя бы на каких-то мероприятиях. В этом году, как отмечают наши активисты, проведение Хыдырлеза оккупационными властями, было наименьшим с точки зрения участников. Как всегда, туда сгоняли бюджетников», – отметил Чубаров.
По словам главы Меджлиса, Хыдырлез превратился из масштабного всекрымского праздника в мероприятие на территории одного района.
«Это очередное пропагандистское мероприятие, и в глазах крымских татар оно не играет той роли, которое играло до оккупации Крыма Российской Федерацией. 55 тысяч – это преувеличено. Думаю, там речь шла о нескольких тысячах людей. Организаторы избегают фото и видео-материалов, которые давали бы такой обзор по всей территории проведения Хыдырлеза», – сказал Чубаров.
Озвученную в Крыму информацию о массовом приезде на Хыдырлез мусульман из Херсонской области Чубаров назвал «бредом», указав на проведение мероприятий по случаю крымскотатарского праздника в Геническом районе Херсонской области.
Ранее депутат Госдумы России из Крыма Руслан Бальбек заявил, что крымскотатарский праздник Хыдырлез, организованный пророссийской властью на полуострове 4 мая, посетило более 55 тысяч человек. Число гостей, прибывших на праздник, Бальбек назвал рекордным.
На материковой части Украины 4 мая также прошли празднования Хыдырлеза, сообщает медиа-центр «ИРС-Геническ». В парковой зоне в селе Счастливцево на Арабатской стрелке организовали концерт, конкурсы, соревнования по национальной борьбе крымских татар – куреш. Гостей праздника угощали пловом.
Хыдырлез – один из самых больших праздников у тюркских народов, празднование которого в XIX веке длилось три дня. Отмечается 6 мая как день, в который пророки Хидр (аль-Хидр) и Ильяс (Илья) встретились на земле. В обрядах прослеживаются черты древней скотоводческой традиции.
После аннексии Крыма представители Меджлиса крымскотатарского народа отказались принимать участие в празднованиях крымского Хыдырлеза. Воздержаться от таких празднований они также призывали и своих соотечественников на полуострове.
Источник: https://ru.krymr.com/a/news-chubarov-hidirlez-v-krymu/29922098.html