Пещерный монастырь феодора стратилата (челтер-коба) в крыму: сайт, как добраться, описание

Маршрут выходного дня: Пещерный монастырь Челтер-Коба, Сюйреньская крепость.Севастополь — Большое садовое — Севастополь

Дистанция: 120 км

Пешком: 4 кмВремя: 8 — 10 часов

  • Координаты: Стоянка у начала маршрутаШирота 44°38′11″N (44.636465)
  • Долгота 33°49′40″E (33.827652)
  • Как добраться:

Есть две дороги. Одна через Терновку, Красный Мак, вторая по Симферопольскому шоссе до поворота на Ай-Петри перед Железнодорожным. Ориентир: Старый пост ГАИ.Далее до поворота на Большое Садовое. Поднимаемся до стоянки УАЗиков. Паркуемся. Единственный минус, последние 50 метров подъема. Если хотите сберечь подвеску, паркуйтесь возле магазина или немного выше, места есть.О маршруте: Подъем не сложный, широкая тропа, отмеченная красными метками. Есть места для отдыха.

Через 20 минут спокойной ходьбы доходим до развилки. Налево Сюйреньская крепость, направо пещерный монастырь Челтер-Коба. Советую начать с монастыря, он всего в 5 минутах хода. После осмотра возвращаемся к развилке.

Продолжаем подъем. Через минут 30 — 40 (зависит от Вашей прыти), подходим к подъему на плато. Видим несколько троп. Здесь выбор за Вами, все ведут в одно место, но чем раньше Вы повернете тем круче подъем. Поднявшись на плато идите до первой пересекающей тропинки или дороги. Сворачиваем налево.

Любуемся развалинами Сюйреньской крепости, открывшимися красотами окрестностей с высоты птичьего полета. Кофетайм, перекус и вперед на спуск. Спустились за 40 минут.

Для любителей быстрого осмотра, есть возможность нанять УАЗик и промчатся с ветерком. У начала маршрута есть места отдыха. Детская площадка. Харчевня с татарской кухней.

Немного истории:Пещерный монастырь Челтер-Коба Монастырь святого Феодора Стратилата или Челтер-Коба (Чильтер-Коба; Челтер-Коба, крымскотат.

Çilter Qoba, Чильтер Къоба) — мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный Бахчисарайском районе Крыма в долине реки Бельбек, на расстоянии одного километра от села Большое Садовое (Таш-Басты). один из пещерных монастырей Крыма.

Название Челтер-Коба в переводе с крымскотатарского буквально означает Решётка-пещера или Пещерная решётка (крымскотат. çilter — «решётка, сетка»; крымскотат. qoba — «пещера»).

Комплекс монастыря состоит из пещерного главного храма, келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами. На юг от монастырского комплекса находится источник, расположенный начале балки Хор-хор.

В монастыре насчитывается более 50 пещер, расположенных в 4 яруса. В одном из нижних ярусов выделяется огромное помещение с пятью колоннами, напоминающее языческое святилище. Почти треть помещения занимает «помост», который считают гигантским тарапаном. Восточный край этой пещеры обработан в виде небольшого христианского храма.

Монастырь был основан предположительно в XIII—XIV веков на северных рубежах княжества Феодоро, возле Сюйреньской крепости. Главный храм монастыря посвящён великомученику Феодору Стратилату. Разрушен в XV веке. С начала 2000-х годов ведутся восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.

Сюйреньская крепость Сюйреньская крепость (Сюреньская крепость, Сиреньская крепость, Шиварин, Сциварин) — средневековая крепость в Крыму. Основана предположительно византийцами в VI—XI веках. Позднее входила в состав оборонительной системы княжества Феодоро.

Крепость контролировала долину реки Бельбек и охраняла пути к Мангупу с севера и северо-востока. Разрушена в 1475 г. турками.

На мысе Куле-Бурун сохранилась крепостная башня диаметром 8 метров с остатками оборонительных стен общей протяженностью 92 метра. На башне сохранилось купольное перекрытие со следами фресковой росписи XIII—XIV веков. Вполне возможно, что в это время в верхнем этаже башни была устроена часовня.

Фото отчет:

История по материалам WikipediaФото мои.

  1. Всем хорошего отдыха на выходных!Смотри такжеЧертова лестница — Маршрут выходного дняФото ночного Севастополя с высоты птичьего полёта

Источник: https://www.drive2.ru/l/7892894/

Челтер-Коба — пещерный мужской монастырь Феодора Стратилата

В долине реки Бельбек над селом Малое Садовое возвышаются три скалистых мыса. На восточном мысу Куле-Бурун (в переводе с крымскотат. «Башенный Мыс») стоит Сюйреньская крепость.

От нее сохранилась часть оборонительной стены и башня, возведенные примерно в VIII веке. Предполагают, что во втором этаже башни позже устроили церковь.

Она была расписана фресками, от которых остались лишь фрагменты.

Справа от укрепления, в обрыве мыса Ай-Тодор (мыс св. Феодора), в средневековье возник небольшой монастырь. Соседство с крепостью не случайно, рядом проходила северная граница княжества Феодоро, которую и защищала Сюйреньская крепость. За ее толстыми стенами в случае опасности могли укрыться жители окрестных деревень и монахи.

Чтобы попасть сюда, нужно через заросли кизила дойти по грунтовой дороге вверх по ущелью, разделяющему Куле-Бурун и мыс св. Феодора. Ущелье предстает перед посетителями по-разному.

Одни считают его сумрачным и пугающим, даже скалу, нависающую всей своей мощью над обителью, местные жители прозвали Гроб-скала, а близлежащее ущелье татары нарекли странным именем Хор-Хор, что дословно переводится, как «плохой-плохой».

Но у благочестивых паломников ущелье внушает состояние душевного покоя, безмолвного уединения, возвышенной мысли. Оно прекрасно и в сочной зелени лета, и в разноцветье красок осени, и в немного грустном зимнем пейзаже.

Православные всегда трепетно относились к выбору места для монастыря. Не показная суровость условий, а гармония с природой и ее Творцом, красота внутренняя и внешняя были и остаются идеалами монастырской обители.

Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы.

Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров — Стратилата, Тирона или Студита — назван монастырь. Предполагают, что это был Феодор Стратилат.

Феодор Стратилат родом из Евхаит, в начале IV-го столетия прославился добродетелью, мудростью и храбростью. Императором Констанином он был назначен воеводой и правителем города Гераклея близ Черного моря.

За свои добрые дела, кротость, правосудие, за веру Христову Федор подвергся гонениям и был распят на кресте.

После снятия с креста и чудесного излечения по приказу царя Ликиния он принял мученическую смерть от рук палачей.

Нас встречает самая крайняя очень маленькая пещера-келия всего 4×2 метра, с низким, высотой не более полутора метров, потолком. Кому принадлежала она? Может, благочестивому старцу, подвизавшемуся в обители, аскету и молитвеннику, имя которого известно ныне только Творцу, служению которому он всецело посвятил краткий миг земного бытия?..

Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, не более полутора десятка человек. Всего здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм.

Это наиболее значительный пещерный храм в Крыму. Он разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши.

Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма. В северо-восточной части церкви следы разрушенной купели. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу — четыре могилы, одна из них маленькая, поэтому ее часто принимают за детскую.

Навряд ли это так, скорее, в нее был помещен ковчежец с частицей мощей святого подвижника. Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников.

Еще пять могил находятся в западной части храма.

Следует сознавать, что до нас дошли лишь следы былого величия обители, лишь скальные стены пещер.

В древности же пещеры были перегорожены снаружи каменными кладками, защищавшими иноков от непогоды и вторжения непрошеных «гостей», бродивших в окрестностях с целью наживы.

Пещеры соединялись целой цепочкой деревянных балок и переходов, балкончиков. Татары, заметив их следы, дали этому месту название Челтер-Коба (челтер означает «решетка», «кружево»; коба — «пещера»).

Проходя далее по краю обрыва, мы видим следы пещерных келий и глубокий, длинный 140-метровый грот, ведущий к живительному водному источнику. Приступать к нему, питавшему много веков назад иноков, следует с большим благоговением, ибо через него мы соединяемся со святостью подвижников Церкви прежних времен.

Надо думать, монастырь существовал долго, по крайней мере, вплоть до 1475 года, когда турецкая армия Кедук-Ахмет-паши, захватив Феодосию, двинулась покорять княжество Феодоро и по пути разорила обитель.

В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены».

С 2003 года начались восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.

Источник: http://www.poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/peschernye-goroda/chelter-koba.html

Места Силы & Крым — Челтер-Коба, Бурун-Кая и крепость Сюйрень

Есть в Крыму уникальная долина по которой протекает река Бельбек. Долина не широкая и не узкая, растянулась на 20 км от Танкового до Соколиного.

Центром этой долины можно назвать (условно) село Голубинку (ст.назв. Фоти-Сала греч. фоти-свет, сала-селение).

Есть в этой долине интересные места, такие как горный массив Бойка с его вершинами — Богатырь и Сотира, с храмом Спаса на Махульдурском перевале.

Есть Большой Каньон и водопад Серебряный, есть и другие места, которые я частично опишу в этом маршруте.

А посвящен он будет трем местам — пещерному монастырю Челтер-Коба, мысу Бурун-Кая и древней готской крепости Сюйрень на мысе Куле-Бурун (Башенный).

Начнем же с того, что в километре от села Большое Садовое находится  мужской пещерный монастырь св. Феодора Стратилата именуемый также Челтер-Коба. 

У северных границ средневекового христианского княжества Феодоро на юго-западной территории Крыма ещё в VIII веке возникла необычная обитель. В естественных пещерах обрывистой Гроб-скалы у подножия мыса Ай-Тодор поселились монахи-отшельники, основав монастырь, позже получивший название Челтер-Коба.

Пещеры были вырублены задолго до появления монахов в Крыму теми, кого ныне историки и археологи называют троглодитами ((др.-греч. τρωγλοδύτης — «живущий в пещере»). Вот и пришлись их древние жилища кстати монахам. Были некоторые пещеры расширены и внутренние их полости стали православными храмами.

Комплекс из более чем 23 пещер разной величины, имеющих определённое назначение, напоминает настоящий городок, полностью себя обеспечивающий.

Миниатюрные кельи с низкими сводами служили для проживания монахов. Имелись хозяйственные помещения для хранения продуктов, жильё управляющего всем монастырским бытом, просторная трапезная для общего принятия пищи и особенное помещение с высокими сводами, закруглённое и сужающееся к востоку и западу – пещерный храм, занимающий естественный грот площадью свыше 150 кв.м.

Читайте также:  Аквапарк «атлантида» (ялта): цены, сайт, отзывы, фото, описание

Алтарь находился в вырубленной прямоугольной нише, отделённой невысокой преградой от апсиды. Вдоль стен сохранились скамьи, а прямо в полу – захоронения, ещё несколько могил – в западных пещерах храма. Обычно в таких монастырских церквях сберегались мощи святых.

  • Рядом с алтарём примыкают небольшие ниши, вероятно, выполняющие роль диаконника и жертвенника, у северо-восточной стены – углубления, похожие на разрушенную купель баптистерия.
  • Вытянутый 140-метровый грот коридорного типа ведёт к источнику, снабжающему монастырь Челтер-Коба водой и расположенному в верховьях ущелья Хор-Хор (в переводе – «беда-беда»), которое разделяет мысы Куле-Бурун (Башенный мыс) и Ай-Тодор.

Монастырский скит просуществовал до XV века и был разрушен турками, уничтожившими и княжество Феодоро.

Лишь в начале ХХІ века после посещения святого места митрополитом Крымским и Симферопольским Лазарем принято решение о восстановлении монастыря.

Сегодня возобновлено богослужение в пещерном храме, сооружена звонница, обустроены некоторые кельи, и есть надежда, что возвратится былое величие Челтер-Коба.

Более подробно о монастыре св. Феодора Стратилата можно узнать здесь. 

Пройдя источник, поднимаемся вверх по тропе и выходим к древней дороге. Ныне она уже стала грунтовой, но местами видно что она была отчасти мощеной, а отчасти проходила по поверхности скалы, отчего на ней остались следы от колес гужевого транспорта.

Выйдя на дорогу, сворачиваем налево и идем до первого поворота на право. Пройдя по нему, снова на развилке сворачиваем налево и через какое-то время дорого становится пешей тропой и выводит нас на самую оконечность мыса Бурун-Кая.

Бурун — это мыс, а если быть точным,  то с тюркского это переводится как выступающий, торчащий. Нос тоже «торчит» на лице. Кая — это скала. Однако местное население называет эту возвышенность Утюгом, т.к. ее очертания напоминают его форму. На снимке ниже возвышенность расположена справа.

Есть много различных мест Силы в Крыму со своей уникальной энергетикой. Многие из них описаны на сайте МЕСТА СИЛЫ В КРЫМУ.

Каждое из этих мест обладает своей уникальной энергетикой, а те что находятся на возвышенностях от 400 метров и выше, дают нам возможность более эффективно выстроить взаимодействие с информационным полем планеты. И называется это информационное поле планеты — ноосферой.

Одним из таких мест является гора Бурун-Кая, с которой открывается вид почти на всю Бельбекскую долину. Находясь на таких вершинах мы попадаем в эфирное поле планеты физически и можем даже видеть пространственные энергетические структуры, описывать которые я не стану, т.к. видят их все по разному и потому и воспринимают и описывают также их в различных вариациях. 

Единственное что могу пояснить в отношении подобных пространственных структур, так это то, что видеть их можно лишь в том случае, если ваш логический ум в этот момент не используем вами.

За логический анализ отвечает левая теменная часть, а за пространственное восприятие — правая теменная часть. Но, нам не нужно специально «настраиваться» для работы той или иной части мозга. Достаточно лишь «отключиться» от действительности, расслабить зрение и смотреть в даль, в пространство перед вами.

Через какое-то время ваши мысли остановятся и перестанут осаждать ваш ум. Вот тогда вы сможете видеть то, что не видимо обычному зрению. Выглядит это как проявление полупрозрачного объекта в пространстве.

Можно сказать, что это могут быть фантазии, иллюзия или что-то еще, но у каждого свое понимание мира.

Пусть скептик остается скептиком, а тот кому интересно видеть мир под разными углами — видит его всегда по новому.

На склоне, неподалеку от тропинки к Бурун-Кая находится реликтовая тисовая роща с двумя родниками: один вытекает из-под тиса, возраст которого составляет многие столетия, а второй (внешне напоминающий лингам) — находится в гроте. Однако, давайте немного познакомимся с тисом и его свойствами…

Тис — дерево смерти и возрождения, живущее несколько столетий, а порой и тысячи лет. Растёт он очень своеобразно: постепенно его ветви, растущие у земли, укореняются и превращаются в новые стволы, которые растут уже самостоятельно.

Со временем эти стволы охватывают центральный ствол, который постепенно разлагается. Таким образом, новые стволы питаются плодородной массой старого дерева, и дерево постоянно омолаживается.

Тис — символ цикла, повторяющегося из года в год. Это символ перехода и воскрешения, как трансформации. Тис обладает сильной энергетикой, активизирующей деятельность человеческого организма и благотворно влияющей на состав нашей крови.

Связано это с тем, что, в первую очередь, сила тиса очищает нашу кровь от накопившейся в ней энергетической грязи. Это добавляет нам сил, лечит аллергические заболевания, продлевает срок жизни. Обычно к тису идут в момент физической и психической усталости. Помогает в этом прогулка от 10 минут до получаса, но не более.

Тис обладает рядом специфических, необъяснимых особенностей. Его ствол, по достижении деревом 400-500 лет, становится полым изнутри, хотя дерево продолжает расти, формировать ветви и крону. В полом стволе могут появляться т.н. воздушные корни, образуя новый ствол. В результате одно дерево с возрастом представляет собой переплетение стволов.

Даже если показалось, что дерево мертво, — поврежденное молнией, или по какой-то причине лишившись части ствола, — оно может вдруг образовать новый ствол и, омолодившись таким образом, продолжить свою жизнь, вечную с человеческой точки зрения. К тому же, из-за того, что ствол становится полым, невозможно вычислить точный возраст дерева по годовым кольцам.

В руническом письме название «тис» носят две руны Eihwaz и Ehwaz. Также он является священным деревом Тора — защитника справедливости в исландской мифологии. У древних кельтов тис был символом бессмертия, а полые стволы тисов считались воротами в Иной Мир.

Эти деревья с темно-зеленой хвоей и причудливо переплетенными стволами росли в местах, почитавшихся у друидов священными, там хоронили королей и проводили ритуальные сборы.

Но, давайте вернемся все же к местам Силы и продолжим далее наш маршрут, отправившись на третью оконечность — мыс Куле-Бурун (тюрк. Куле-башня, бурун-мыс). Возвращаемся снова на дорогу, сворачиваем на право и идем пока не дойдем до башни. 

Неподалеку от Бурун-Кая находятся остатки готской крепости Сюйрень. От нее правда осталась лишь часть восстановленной башни и крепостные стены. Находятся они на восточной стороне мыса Куле-Бурун. Восстановлены в V веке н.э. византийскими строителями для защиты горного прохода второй гряды Крымских гор, ведущего к Херсонесу. 

Крепость просуществовала до конца ХІІІ века и пала под натиском вторгшихся в Крым монголо-татар. Укрепление ограждено стеной толщиной почти 3 м, сложенной из каменных блоков и выступающей наружу тупым углом с возвышающейся смотровой башней. В верхних ярусах находилась капелла, стены и купол которой расписаны удивительной красоты фресками. Фрагменты фресок сохранились до нынешнего времени.

Но все же нас интересует не крепостная башня, а та часть горы, которая находится за ней. Мы идем туда. А от нее уже вдоль одного из бортов пройдем вдоль всего мыса к самой его окраине…

Вообще, это место можно рассматривать как отдельный маршрут, не связанный с монастырем Челтер-Коба и выходом на Бурун-Кая. Однако, учитывая тот факт, что нам нужно будет пройти рядом с ней по возвращении домой, мы можем как заходит туда, так и пройти мимо, просто спустившись в балку и выйдя в Большое Садовое через 20 минут пути.

  1. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
  2. МЕСТА СИЛЫ В КРЫМУ / КАРТА САЙТА/ ГАРМОНИЯ ЕДИНОГО
  3. РУСЛАН СТОЙЧЕВ
  4. +79788543956     +79781002819
    используйте значки мессенджеров для бесплатной связи

Источник: http://www.graal.su/index/chelter_koba/0-214

Монастырь Феодора Стратилата (Челтер-Коба)

Монастырь Челтер-Коба, что в переводе означает «Пещера с решеткой», освященный в настоящее время в честь Феодора Стратилата, расположен в 1 км к югу от с.

Малосадовоенад живописной долиной реки Бельбек.

Пещерный комплекс монастыря Феодора Стратилата находится в восточной части балки Хор-Хор на западном склоне мыса Ай-Тодор на высоте около 300 м над уровнем моря.

 

История монастыря Челтер-Коба

Христианский пещерный монастырь был основан предположительно в XIV – XV вв. на северных рубежах княжества Феодоро, вблизи Сюйреньской крепости, охранявшей рубежи княжества Феодоро.

Обитель состоит из 23-х помещений, вырубленных в скале и расположенных в четыре яруса.

Главный храм монастыря посвящен великомученику Феодору Стратилату. Это самый крупный и известный объект монастыря.

Комплекс монастыря состоит из пещерного главного храма, келий и трапезной, соединенных между собой прорубленными в скальном монолите тропами.

Все хозяйственные, жилые и культовые пещеры объединяются в несколько групп. Северная часть площадки – наиболее широкая и хорошо укрытая от непогоды.

Кроме вырубленных в скале пещер, еще ряд келий был возведен на самой площадке, но ни их размеры, ни даже количество установить не удается. В одном из нижних ярусов выделяется огромное помещение с пятью колоннами, напоминающее языческое святилище. Восточный край этой пещеры имеет вид небольшого христианского храма.

Подниматься из долины к монастырю можно двумя путями: по дороге, огибающей мыс Джаныче-Бурун, балку под ним и подходящей к монастырю с юга, и по тропе, начинающейся в соседней балке. Оба подхода вели в хозяйственный двор, занимающий северную часть грота.

Дорога подводила к перегораживавшей грот стене с воротами.

Для тех, кто поднимался по тропе, была устроена лестница, частично – деревянная, частично вырубленная в скале и калитка, от конструкции которой остались углубления для бревен толщиной более четверти метра.

Весь монастырь был окружен оборонительной стеной, проходившей по краю обрыва. Вход в него располагался напротив ворот.

Жизнь в обители начала затухать в последней четверти XV в. По мнению В.Н. Даниленко, в этот период монастырь был разрушен турками во время кампании по захвату Крыма. Впоследствии монастырские пещеры использовались местным мусульманским населением, как загоны для скота.

Монастырь Челтер-Коба сегодня

С 2005 г. монастырь начинает свою новую историю. Постепенно начинает устраиваться монашеская жизнь и облагораживаться территория обители. Самый большой грот вновь становится храмом в честь вмч.

Феодора Стратилата. В честь этого же святого угодника освящается источник, находящийся в непосредственной близости от монастыря.

При источнике оборудована купель, где каждый желающий может окунуться и по вере получить исцеления.

Братия монастыря невелика. Тишина и окружающая красота данного места способствуют молитвенному настроению и Божественному созерцанию.

В настоящее время пещерный храм в значительной мере преобразился. Богослужения совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням.

Два раза в год 21 февраля и 21 июня в монастыре проходят праздничные богослужения, посвященные памяти небесного покровителя обители святого великомученика Феодора Стратилата. В с. Малосадовое организовано монастырское подворье.

В настоящее время ведутся строительные работы по по возведению храма и паломнической гостиницы.

Читайте также:  Мавзолей эски-дюрбе в бахчисарае: фото, история, описание

Как добраться до монастыря Челтер-Коба

Добраться до пещерного монастыря Чильтер-Коба можно доехав рейсовым автобусом от Бахчисарая до с. Малосадовое. А затем, пройдя через село, повернуть влево к урочищу «Кизильник» и начать подъем по лесистой балке. Пройдя по тропе около 500 м у поклонного креста повернуть по оборудованной тропке направо.

  • Горный отель Тас Булак в Центральном Казахстане можно посетить в любое время года.

Источник: http://gotiya.com/svyatyni/184-monastyr-feodora-stratilata-chelter-koba.html

Пещерный мужской монастырь в честь великомученика Феодора Стратилата в Бахчисарае (Челтер-Коба)

Необыкновенный и примечательный своим местоположением монастырь Феодора Стратилата в Крыму основали много лет назад, но он продолжает функционировать до сегодняшних дней. Другое название этого церковного комплекса Челтер-Коба (пещерная решетка), потому что раньше здешние пещеры соединялись с помощью деревянных балок и переходов.

История Челтер-Коба

Как и большинство других крымских монастырей, храм святого Феодора Стратилата появился в конце VII века, в период иконоборчества. Церковный комплекс стал оплотом православной веры, но изначально находился на территории крепости-города Шиварин, который стоял на мысе Куле-Бурун. О ранней истории монастыря практически ничего не известно.

Пещерный монастырь святого Феодора Стратилата

Недолгий период расцвета пещерного храма пришелся на время возвышения небольшого православного княжества Феодоро (XIV —XV вв.).

Монастырь Челтер-Коба страдал от вражеских нашествий, защитникам не хватало ресурсов, чтобы отразить угрозы, надвигающиеся со всех сторон.

Однако военное положение не отпугивало монахов, послушников и жителей ближних деревень, которые находили здесь прибежище и воодушевлялись могуществом святынь.

О важном:

  • Грех гордыни в православии
  • Грех сребролюбия
  • О гордыне

В 1475 году произошло грандиозное вторжение колоссальной турецкой армии на полуостров. Монастырь был захвачен и полностью разорен, церковная обитель более пяти столетий находилась в запустении. Только в 2000 г. в заброшенный монастырь пришел монах по имени Даниил. С этого момента началось возрождение.

Возрождение обители

Этот храм является значительным православным памятником в Крыму. Необыкновенное строение разместилось в обширном естественном гроте, площадь которого составляет 150 м².

До наших дней дошли только следы прошлого величия этого архитектурного монумента.

В древние времена пещерные комнаты закрывались каменными кладками, служившими защитой монахов от непогоды и вторжения разбойников, которые слонялись в здешних окрестностях ради наживы.

Храм в пещерном монастыре Челтер-Коба

Чтобы пробраться в монастырь Челтер-Коба, необходимо миновать заросли кизила и пройти вверх по ущелью, которое создает неоднозначное ощущение. Некоторые считают этот проход мрачным и пугающим, но благочестивые паломники в этом месте успокаиваются в душевном равновесии и обретают возвышенное состояние ума.

  • Пещера обладает скругленной формацией и сужается на восточную и западную сторону.
  • Чтобы соорудить алтарь, строители вырубили здесь прямоугольную нишу, в стенах которой образовали специальные проемы.
  • Небольшая преграда отделяла апсиду (нижний выступ) от основания храма.
  • В северо-восточной части можно увидеть следы давно разрушенной купели.
  • Вдоль противоположных стен, с севера и юга, стоят скамьи, а также сформированы усыпальницы. В полу вырублены четыре могилы, одна из которых отличается меньшим размером.
  • В храме есть трапезная и находятся постаменты с останками святых и иные религиозные реликвии.
  • Когда туристы проходят по краю обрыва, они видят следы келий и глубокий грот, который приводит путешественников к источнику с живительной водой. Паломники с большим благоговением приближаются к святыне, которая питала здешних иноков в древние времена.

Важно! Пережив непростую историю борьбы с османскими захватчиками, безбожных гонений и запустений, монастырь был восстановлен и великолепно украшен милостью Всевышнего.

Еще о православном Крыме:

Здесь стали проходить богослужения, где прихожане погружаются в атмосферу искреннего смирения. В храм святого Феодора приходит большое число приверженцев религии, чтобы прикоснуться к святыням, искупаться в святых водах и вознести молитвенные песнопения Всемогущему Творцу.

  • В 2006 г. облагородили источник и отреставрировали купель, а через год монастырь полностью отгородили, установили двери и отопление.
  • В 2007 г. поставили звонницу, через несколько месяцев в монастыре прошло таинство Крещения.Звонница в монастыре Св.Феодора Стратилата
  • В 2011 г. здесь совершили первый постриг в монахи за 5 столетий. В августе этого года рядом с храмом открылась воскресная школа, предназначенная для прихожан. В ноябре 2011 начинается постройка подворья.
  • В 2012 г. в монастыре Челтер-Коба установили благолепные иконостасы и Престол. Вскоре открылась уютная гостиница для паломников с ограниченным количеством мест. Поэтому перед поездкой следует позаботиться о ночлеге (палатка).
  • В 2012 г. обитель навестил правящий архиерей Лазарь, а в феврале 2013 на территории построили дом-общежитие для монахов. В этом же году в монастыре открылась собственная просфорня, где изготавливаются церковные блюда.

Сегодня строится подворье, способное принимать паломников и тех, кто пришел здесь трудиться.

Святыни монастыря

В пределах монастыря Челтер-Коба можно увидеть образцы христианского величия, среди них:

  • Икона Богородицы «Скоропослушница», издавна пользующаяся большим почетом на Руси. Этот чудотворный образ лечил эпилепсию и беснование.
  • Здесь расположены части мощей Божьих угодников, в том числе и останки Феодора Стратилата, родившегося в городе Евхаит. Этот святой был известен милосердием и отвагой, за что Господь вознаградил его знанием христианских тайн. Феодор подавал великий пример праведной жизни и приобщил к религии большинство собратьев. Днем памяти святого считается 21 февраля, а 21 июня вспоминают дату перенесения его мощей.
  • В храме Челтер-Коба находится икона великомученика Харалампия, епископа города Магнезии, успешно распространяющего учение Христа. Здесь же расположен источник святой воды.

Монастырь святого Феодора обладает великолепной атмосферой природного уединения и притягивает паломников, стремящихся прикоснуться к святым мощам и ощутить непередаваемый дух религиозного места. К этому православному памятнику приезжают и светские люди, завороженные здешней красотой.

Как добраться, расписание богослужений

Церковный комплекс расположен в Бахчисарайском районе Республики Крым в селе Малое Садовое. Чтобы добраться до этого места из Симферополя или Севастополя, необходимо сесть на электричку и добраться до Бахчисарая, а далее на автобусе до места назначения.

В 2002 г. здесь возобновились богослужения — молебны и акафисты по четвергам и пятницам начинаются с 9 часов утра. В субботу проходит Всенощное бдение, а в воскресенье Божественная литургия. Расписание на церковные праздники следует уточнять по контактному телефону.

В храме учится и служит братия под духовным руководством настоятеля. В воскресенья и праздники здесь проводят сильные соборные молитвы. Прихожане могут прийти на занятия, где изучаются Священные Писания.

Мужской монастырь святого великомученика Фёдора Стратилата

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/muzhskoj-monastyr-svyatogo-feodora-stratilata-v-bahchisarae.html

Монастырь челтер коба

Необходимо на электричке Севастополь-Симферополь или рейсовым автобусом добраться до Бахчисарая.

Из Севастополя

Необходимо на электричке Симферополь-Севастополь или рейсовым автобусом добраться до Бахчисарая.

От Бахчисарая пересесть на рейсовый автобус, следующий в сторону села Малого Садового. Путь предстоит по красивейшей, навсегда запоминающейся Бельбекской долине. Она покрыта садами и обрамлена причудливыми скалами.

Минуя село Танковое, прямо над шоссе, зияют широко распахнутые Сюйреньские гроты. В эпоху верхнего палеолита и мезолита они были местом обитания первобытного человека.

Здесь археологами были обнаружены многочисленные орудия труда из кремня, а так же кости животных и рыб, составляющих добычу наших далеких предков.

Осмотрев виноградодавильный комплекс, продолжаем маршрут по маркированной тропе, вдоль восточного склона мыса Джаныче-Бурун. И вскоре вы услышите журчание воды и почувствуете упоительную прохладу. Это источник в верховьях балки Хор-Хор (бедственная, горемычная).

Утолив жажду и пополнив фляги водой, продолжаем путь уже вдоль следующего мыса Ай-Тодор (святой Федор). На Юго-Западном склоне мыса и находится небольшой пещерный монастырь Челтер-Коба (решетка-пещера). Водой монастырь снабжался из источника в верховьях балки Хор-Хор.

К сожалению, сейчас на территории монастыря проводятся работы по его восстановлению. эти работы проводят не историки, не археологи, а монахи, которые, к сожалению, губят последние остатки средневековой древности. а ведь нынешние традиции православной церкви сильно отличаются от средневековых традиций христианства! поэтому происходит невозвратимая потеря архитектурных деталей…

История

Челтер-коба — вопрос датировки

Осмотр помещений монастыря, их описание, составленное В. Даниленко, показывают, что там фактически отсутствуют следы значительных перестроек, да и сам комплекс выглядит цельным и единовременным.

В.Даниленко датировал создание монастыря VIII-IX вв. Данный вывод им был сделан на основании находок а мфор V-VIII вв. на склоне под монастырем.

Отметим следующее: этому противоречат цельность монастыря и практическое отсутствие следов значительных ремонтов, а ведь за 700-800 лет (по версии В.

Даниленко) таких перестроек должно было быть много. Как было показано выше, в монастырях, существовавших несколько столетий, следов ремонтов отмечено достаточно. Аналогичная ситуация и в пещерных монастырях Каппадокии: там, где монастырь функционировал непродолжительное время, практически отсутствуют свидетельства реконструкций.

Во время археологических исследований Челтер-кобы (изучались как помещения, так и территория перед ними) находок ранее XIII-XIV вв. отмечено не было.

Ни в коей мере не сомневаясь в компетенции В.Даниленко в определении датировок амфор (хотя им не было приведено ни одной иллюстрации), попытаемся рассмотреть вопрос с другой стороны: а) можно ли в качестве датирующего использовать подъемный материал; б) может ли как датирующий использоваться материал из округи.

1. Горная Юго-Западная Таврика была заселена человеком с эпохи палеолита. Поэтому естественно, что среди подъемного материала, а нередко и в слое, встречаются разновременные фрагменты.

Напротив, на Мангупе известны энеолитические находки, а на Чуфут-кале — мустьерские (по данным наших исследований). Но это, естественно, не доказывает, что крепость и пещеры здесь возникли в эти эпохи.

Поэтому крайне немногочисленные раннесредневековые находки из округи Челтер-кобы говорят лишь о посещении людьми данной местности, но никак не о возникновении собственно пещерного монастыря.

2. Рядом с Челтер-кобой находится Сюреньская крепость, возникшая, вероятно, в раннем средневековье. В ближайшей округе только сам В.Даниленко насчитал не менее пяти средневековых сельских поселений. Причем ряд поселений VIII-IX вв. находятся у подножия Челтер-кобы, на окраине с.Малосадовое.

Поэтому нет ничего удивительного, что на склонах Челтер-кобы встречаются фрагменты ранней керамики. Аналогичная ситуация и на ряде других пещерных монастырей.

Но можно ли из этих материалов сделать вывод о возникновении монастыря в ранний период? Естественно, нет, так как связь данных находок со скальным комплексом недоказуема.

Рассмотрим архитектурные особенности церкви. Как отмечалось, по своему устройству она близка к главному храму Чилтер-мармары. Наличие двухступенчатого синтрона сближает ее с главным храмом Шулдана, церковью Южного монастыря Мангупа. Система расположения крещальни похожа на «храм с крещальней» в Инкермане и главный храм Шулдана.

Таким образом, эти факторы, а также обработка во всех пещерах Челтер-кобы, отсутствие следов перестроек позволяют датировать монастырь в обрыве мыса Ай-Тодор XIV-XV вв.

Ю.М.Могаричев

План городища. Достопримечательности

Челтер-коба — церковь монастыря (на плане обознчен как хр.)

Грот имел скругленную в плане форму, с сужением к востоку и западу, размерами 15,2 х 7,2 х 3,8м (по наиболее удаленным точкам). Алтарь устроен в восточной части грота, для этого здесь было вырублено прямоугольное углубление. В нем, впритык к стене, вырублен частично разрушенный двухступенчатый синтрон высотой 1м, шириной до 0,7м.

Престол также примыкал к стене, где, кроме того, имеются различные углубления и ниши — вероятно, жертвенник и диаконник.

В стене имеются пазы для установки деревянных конструкций. По мнению В.Даниленко, она, как и пол, была обшита деревом. Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, следы от основания которой видны в полу.

В северо-восточной части храма рядом с алтарем, вероятно, находился баптистерий. Он состоял из ныне частично разрушенной купели, вырубленной в скале размерами 0,9 х 1,1 х 0,5м и небольшого (2,4 х 1,9м) помещения в северо-восточном конце грота.

Читайте также:  Мечеть хана узбека в старом крыму: фото, факты, описание

Вдоль северной и южной стен наоса на высоте 0,6м находится скамья шириной 0,3м . К востоку от нее в северной и южной стенах вырублены усыпальницы, в полу которых высечены могилы. Еще четыре могилы, в том числе одна детская, расположены в западной части церкви. К западу от наоса, очевидно в нартексе, в полу вырублены еще пять могил, а к северо-западу от них, в стене грота, — две усыпальницы.

В полу и стенах храма много подрубок и пазов. Надо думать, что большинство из них оставлено в позднее время, когда помещение церкви использовалось в качестве загона для овец.

Ю.М.Могаричев

Челтер-Коба (монастырь Феодора Стратилата)

Челтер-Коба — пещерный монастырь Крыма, возникший в средневековье в обрыве мыса Ай-Тодор (Св. Федор) у северной границы княжества Феодоро (рядом с Сюйреньской крепостью). Архитектурный ансамбль обители состоит из 23 помещений, вырубленных в скале, в том числе одного пещерного храма. Известен также как монастырь св. Феодора.

Сегодня здесь живут, добровольно отказавшись от благ цивилизации, чуть больше десяти человек. На вопрос, что можно делать сутки напролет в этих пещерах, «жители» ответили: «Чтобы изменить себя. Для единения с Богом. В молитвах». Хотя у живущих здесь есть ноутбук, свой сайт. Электроэнергию они получают при помощи солнечных батарей.

При монастыре, в большом естественном гроте, действует православный храм.

Челтер-Коба был основан иконопочитателями в VIII–IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения.

Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм. Он разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу.

Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма.

В северо-восточной части церкви располагалась купель. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу — четыре могилы, одна из них маленькая, возможно, детская, еще пять могил находятся в западной части храма.

Такое количество могил дает повод думать, что в монастыре хоронили не только монахов, но и защитников Сюйреньской крепости, находившейся рядом. Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, всего 14–16 человек.

Поэтому в огромном храме Челтер-Кобы молились и монахи, и воины Сюйреньской крепости, и жители окрестных деревень.

Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников. Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров — Стратилата, Тирона или Студита — назван монастырь. Предполагают, что это был Феодор Студит.

В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» — »пещера»).

Если от храма пройти дальше по краю обрыва, можно увидеть длинный грот, ведущий к источнику. В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены».

Напротив мыса Ай-Тодор, в котором вырублены пещеры монастыря Челтер-Коба, находится мыс Джаниче Бурун (приятный, душевный). На площадке под обрывом мыса можно увидеть вырубленные в скале виноградодавильни.

Одичавшие лозы винограда в изобилии встречаются на окрестных склонах. Пока трудно дать ответ на вопрос, когда были высечены эти тарапаны (виноградодавильни). Не исключено, что он связан с поселением VIII–IX вв.

, располагавшемся на месте существующего села.

Под обрывами мыса Куле-Бурун так же есть высеченные в скале виноградодавильни. На одном из них остался процарапанный крест.

В окрестностях монастыря Челтер-Коба можно осмотреть Сюреньскую крепость

Как добраться?

Челтер-Коба находится в Бельбекской долине у с. Малое Садовое, в обрыве мыса Ай-Тодор. От Бахчисарая на рейсовом автобусе доехать до села Малое Садовое.

Чтобы осмотреть монастырские пещеры, надо, пройдя село Малое Садовое, идти по грунтовой дороге вверх по ущелью. Это ущелье, разделившее Башенный мыс и мыс Ай-Тодор, заросло кустами кизила, можжевельника, терна, деревьями.

Затем надо свернуть с основной дороги направо и подняться к подножию скалы, в отвесных боках которой виднеются пещеры.

Продолжу свой рассказ о путешествии в Бельбекскую долину. Перед тем, как забраться на Сюреньскую крепость, мы пошли в пещерный монастырь Челтер-Коба. Он расположен неподалеку, почти по пути. Только поворачивать надо в другую сторону. С крымско-татарского Челтер-Коба означает «Пещера-решетка» .

Расположилась эта обитель в пещерах горы Ай-Тодор (гора святого Феодора), недалеко от села Большое Садовое (крымско-татарское название села Таш-Басты). Здесь еще в средние века был монастырь святого Феодора Стратилата. Некоторые историки датируют его появление IX веком. Практически в первозданном виде он сохранился до наших дней.

С 2000 года здесь ведутся восстановительные работы. Населяют его несколько монахов и послушников.

  • Дорога начинается с Большого Садового, откуда открывается красивый вид на гору Богар.
  • Дорога идет между горами Куле-Бурун и Ай-Тодор.
  • Потом переходит в хорошо протоптанную тропинку.
  • Еще один вид на Куле-Бурун.

Через некоторое время тропинка раздваивается. Налево — на Сюреньскую крепость, направо — в монастырь святого Федора Стратилата.

Установленный здесь камень с крестом указывает направление в монастырь. Идти совсем немного.

  1. И вот уже появляются лестницы монастыря.
  2. Сначала деревянные,
  3. которые потом переходят в каменные, оставшиеся здесь еще со времен средневековья.

Монастырь святого Федора Стратилата чем-то напоминает монастырь на Шулдане. Такие же пещеры и гроты. Виды только немного другие.

  • Вход в церковную лавку, которая располагается на пути к храму.
  • Из окна хорошо видна гора Джениче-Бурун.
  • Еще несколько видов.
  • Вход в храм.
  • Внутри самого храма.
  • За храмом располагаются еще несколько келий.
  • Сам монастырь довольно маленький.
  • Возвращаемся назади и направляемся к источнику.
  • Цветочная клумба прямо у входа в монастырь.
  • Звонница.

Это уже сам источник святого Федора Стратилата. Возда здесь холодная и необыкновенно вкусная. Здесь мы вылили «минеральную» воду из бутылок и наполнили их из источника.

Купель, где любой желающий может окунуться и получить заряд бодрости на целый день.

Вот такое было у меня паломничество в монастырь святого Федора Стратилата.

Источник: https://nebofilms.ru/monastyr-chelter-koba/

Монастырь Челтер-Коба

Пещерные города и монастыри Крыма завораживают уединенностью и спокойствием, уникальной атмосферой, которая царит в них. Монастырь Челтер-Коба не столь популярен среди туристов, как другие пещерные постройки. А находится он в уединенном месте, спрятанном в горах. Его называют пещерным монастырем Феодора Стратилата.

Монастырь Челтер-Коба относится к действующим пещерным поселениям. Если турист приходит на экскурсию, перед ним открывается не просто безжизненный природно-архитектурный памятник, а таинственная обитель монахов.

Расположен мужской монастырь на юге Крыма, в Бахчисарайском районе. В нескольких километрах находится бывшая столица крымских ханов. Челтер-Коба разместился в Бельбекской долине, на мысе Ай-Тодор.

Если попасть в высеченные комнаты, которые выходят к обрыву, можно получить незабываемые впечатления. Отсюда вся долина предстает перед обитателями пещерного строения, как на ладони.

История основания святыни

Пещерный монастырь, как и многие другие скальные постройки, возник в 8-9 столетии. Изначально он принадлежал православной церкви Византийской империи. Долгое время здесь служили почитатели икон из местных жителей. Рядом располагалась Сюйреньская крепость.

О ранней истории постройки известно очень мало, а современное название, как считают археологи, она приобрела лишь несколько веков спустя. Историки утверждают, что монастырь действительно носит имя Феодора, но какого – точно не известно. Полагают, что это мог быть и Тирон, и Стратилат, и Студит.

Расцвет византийского монастыря пришелся на 14 столетие от Рождества Христова. И связано это было с развитием княжества Феодоро.

Недалеко находилась граница, рядом с которой расположился монастырь, здесь постоянно возникали боевые действия.

И в скором времени это привело к тому, что монастырь начал постоянно подвергаться атакам врагов с разных направлений. Во время нападений монахи чаще всего перебирались в рядом стоящую крепость.

В 1475 году Челтер-Коба пришел в полное запустение под натиском османов, вторгшихся на крымскую землю. Защитить крепость и монастырь не смог никто. Как только турецкая армия захватила Феодосию, она двинулась на запад, разрушая всё на своем пути. Монастырь попал под это нашествие, и его быстро разорили.

Современная история

Более 500 лет монастырь пребывал в заброшенном состоянии, здесь жили путешественники и племена. Но о восстановлении достопримечательности никто не задумывался. Всё изменилось в 2001 году, когда сюда прибыл митрополит Крымский и Симферопольский – Лазарь. Он благословил это место на постройку нового храма, и в 2003 году началось строительство. В 2004 году храм был освящен.

Туристическая ценность монастыря

Пещерный монастырь Челтер-Коба в большинстве случаев входит в туристические маршруты по долине реки Бельбек. Добравшись до храма, туристы могут посмотреть следующие достопримечательности:

  • Храм Феодора Стратилата – самый крупный объект пещерной инфраструктуры, расположенный внизу скалы. Он выглядит, как нора дракона или огромного змея, общая площадь – 150 квадратных метров. В храме высечен алтарь, а в стенах представлены ниши, стоят скамейки, сохранившиеся еще с древних времен. В полу церкви находятся небольшие ямы – во времена расцвета монастыря они служили могилами;
  • источник воды – значимое место священной пещеры. Попасть к нему можно, отойдя от келий, которых в монастыре 22 штуки;
  • в 140 метрах от келий расположен внушительный по своим размерам пещерный грот. В нем и находится священный ключ и источник.

Проживает в монастыре только 5 человек, но настоятель всегда открыто приветствует туристов и путешественников. Здесь можно вести видеосъемку и фотографировать. Но только вне церковного служения.

Как добраться до Челтер-Коба?

Исторический пещерный памятник находится в районе Бахчисарая, и добраться можно на любом транспорте из этого города. Маршрут, который доставляет туристов, следует до Ялты.

Выходить нужно на остановке «с. Малое Садовое». Далее путешественников ждет пешая прогулка через рощу кизила и ущелье.

Добраться до храма можно, ориентируясь на скалы и метки, которые расположены на деревьях вдоль тропинки.

Источник: https://xn--e1aaipegbme7d.xn--p1ai/2018/08/21/monastyr-chelter-koba/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]