Мечеть хана узбека в старом крыму: фото, факты, описание

Очень маленький и очень провинциальный… Старый Крым. Так уж распорядилась история, что этот город растерял за века свое былое величие.

Сейчас это один из самых маленьких городов Крыма с населением меньше 10 тысяч человек, который административно подчиняется поселку Кировское (Ислям-Терек).

 А было время, когда Старый Крым был крупным средневековым городом и даже являлся столицей Крымского улуса Золотой Орды.

Старый Крым расположен в восточной части Крымского полуострова. Через него проходит шоссе, соединяющее Симферополь и Феодосию. Если вы следуете этим маршрутом, почему бы не остановиться в городке и не посмотреть достопримечательности Старого Крыма, которым не одна сотня лет, к тому же, займет это не более двух часов.

Несколько лет назад мы в составе группы из пятнадцати человек арендовали микроавтобус, и отправились из Севастополя в Старый Крым. Среди нас была большой знаток истории и любитель путешествий по Крыму, которая составила наш маршрут, а также нашла местного гида-проводника, который устроил нам замечательную экскурсию.

В Старом Крыму мы посетили –  Мечеть хана Узбека, развалины мечети Бейбарса, развалины древней христианской церкви, церковь и часовню со святым источником Пантелеймона Целителя, городское кладбище, где похоронено много известных людей, среди который Александр Грин, недалеко от Старого Крыма – армянский монастырь Сурб-Хач, руины армянского монастыря Сурб-Стефанос.

Получился такой вот религиозный тур, но нас больше интересовала история.

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Мечеть хана Узбека

Старый Крым расположен в долине, окруженной горными массивами внутренней гряды Крымских гор: с севера – Агармыша (725 м), с юга – более высокого хребта Карасан-Оба. Природные условия сделали эту местность привлекательной для жизни человека. О том, что долина была обитаема с глубокой древности свидетельствует множество археологических находок.

Это кремневые орудия, глиняные черепки и даже могильники с каменными гробницами. Вокруг города сохранились курганы, оставленные кемиобинскими, таврскими, скифскими племенами. Обнаружено много следов древних поселений, разбросанных во времени, начиная с IX века до нашей эры.

Эти поселения не являлись полноценными городами, поэтому, на сегодняшний день принято считать, что Старый Крым как город появился только в XIII веке. Наверное, поселения даже как-то назывались, но до нас дошло название уже средневекового города, когда он именовался Кырым и Солхат.

По крайней мере, сейчас историки и археологи пришли к единому мнению, что с XIII века город имел эти названия, причем одновременно. По поводу их происхождения есть еще споры, самой обоснованной считается версия, что название «Кырым» произошло от тюркского слова, обозначающего «ров», а «Солхат» от итальянского «борозда, ров», так как город был окружен рвом.

Не исключено, что имелся в виду Перекопский ров, отделяющий полуостров от материка. Тюркское население – местное, населявшее степной Крым и пришлые татаро-монголы называли город «Кырым», а генуэзцы, обитающие в Генуэзских колониях на Южном побережье Крыма – «Солхат».

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Старый Крым и горный массив Агармыш (по клику открывается в большом размере)

В первой половине XIII века татаро-монголы неоднократно совершали набеги на Крымский полуостров, и постепенно начали здесь оседать. В результате чего, к середине века Крым стал одной из провинций (улусом) Золотой Орды.

Столица Крымского улуса, где находилась резиденция золотоордынского наместника, появилась на месте существовавших ранее поселений в непосредственной близости от торговых городов Генуэзских колоний Каффы (Феодосии) и Солдайи (Судака).

Через некоторое время Кырым (Солхат) стал крупным торговым центром, быстро рос и активно развивался. XIV век был для него «золотой эпохой». В это время в городе построено множество мечетей и других зданий, некоторые из них сохранились до наших дней.

Одно из них и самое сохранившееся – Мечеть хана Узбека, ставшая первым пунктом нашего экскурсионного маршрута по Старому Крыму.

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Мечеть XIV века

Мечеть хана Узбека была построена в 1314 году в первые годы правления хана Золотой Орды Узбека, при котором ислам стал государственной религией Золотой Орды.

Сейчас мечеть действующая, внутрь можно заглянуть. Внутреннее пространство мечети разделено двумя рядами граненных колон. Напротив входа находится михраб – ниша, обращенная в сторону Мекки.

Это единственная красочная деталь во внутреннем убранстве.

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Внутреннее пространство мечети

Сохранился резной узор михраба. Он перекликается с каменным кружевом входного портала.

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Входной портал

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Каменное кружево входного портала

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Резные колоны портала

По двум сторонам от михраба изначально были окна, заложенные после построенного впритык к мечети предположительно в 1333 году медресе – мусульманского учебного заведения. Хотя, некоторые исследователи считают, что это здание текие – мусульманского монастыря.

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Остатки медресе, пристроенного к мечети

Сейчас строение медресе очень разрушено, но даже по сохранившимся руинам, видно каким было это здание: квадратное в плане с внутренним открытым двором, вокруг которого располагались кельи – маленькие комнаты с узкими, как бойницы, окнами. Каждая из них была перекрыта арочным сводом. Вдоль келий тянулись галереи – навесы на каменных опорах.

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Медресе

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Входы в кельи

Окна-бойницы

Земля Старого Крыма интересна для исследования. Уже в 1925-26 гг. здесь работала археологическая экспедиция, объектом изучения которой было медресе. Сейчас на его территории тоже работают археологи. Место раскопок было накрыто специальной конструкцией.

Место раскопок

Недалеко от мечети хана Узбека находятся руины мечети Бейбарса. На сегодняшний день нет полной уверенности в том, что это руины мечети, построенной в 1287-88 гг. на деньги султана Египта Бейбарса I. Однако, считается, что это так.

Зачем Бейбарс отправил 2000 динаров на строительство мечети в золотоордынской провинции еще до принятия ею ислама? По одной из версий по происхождению он был половцем (кипчаком) и уроженцем крымских степей.

По сохранившимся развалинам можно судить только о размере мечети, а от былой роскошной мраморной облицовки не осталось и следа.

Руины мечети султана Бейбарса

Вход в мечеть Бейбарса

Руины мечети XIII века

Также поблизости от мечети хана Узбека находятся руины христианской церкви. На стене церкви размещена табличка еще времен СССР, на которой указан период возведения храма X-XII века.

Руины христианской цекви

Табличка времен СССР

На сегодняшний день не известно, когда точно была построена церковь (допускается временной диапазон X-XIV веков), а также ее национальная принадлежность. Считается, что церковь была или греческой, или армянской. Храм носит имя Иоанна Крестителя, в дни празднования и почитания которого у древних стен церкви проходят службы прямо под открытым небом.

Храм Иоанна Крестителя

Для своего почтенного возраста постройка неплохо сохранилась. В одной из стен прямо из земли выступают два арочных окна. Это говорит о том, что за тысячу (или около того) лет уровень грунта сильно поднялся.

Арочные окна вросли в землю

Развалины церкви заросли плющом. Если не замечать стоящие рядом дома, то получается очень атмосферное место.

Весьма атмосферное место

В ста метрах от развалин церкви Иоанна Крестителя не так давно была построена церковь Святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Церковь Святого великомученика и целителя Пантелеймона

Колокольня церкви Святого Пантелеймона

С архитектурной точки зрения здание храма не представляет особого интереса. В историческом плане тоже. Чего не скажешь об одноименной часовне, расположенной на склоне горы южнее города.

Часовня Пантелеймона Целителя

Первая часовня Пантелеймона Целителя была построена у святого источника в 1893 году.

Место, где находится источник, считается «местом силы», а сам источник то ли благодаря химическому составу воды, то ли из-за энергетической составляющей имеет целебные свойства.

По крайней мере, некоторые случаи исцеления связывают с ним (во что я искренне верю). Нынешняя часовня Святого Пантелеймона была построена в 2001 году, и является уже третей (первые две сгорели в 1904 и 1949 году).

Место, где находится святой источник

Последней точкой нашей экскурсии по Старому Крыму было городское кладбище. Что может быть интересного на кладбище маленького провинциального городка? Как не странно там обрели покой известные и даже знаменитые люди. Прежде всего, Александр Грин, на могилу которого приходят поклонники его таланта.

В 1930 году Александр Степанович Гриневский (Грин) с супругой Ниной Николаевной переехали в Старый Крым, где купили небольшой домик, который сейчас является Домом-музеем А. Грина. До этого они несколько лет прожили в Феодосии, но вынуждены были перебраться в более дешевое для проживания место.

Семья очень нуждалась, так как произведения Грина перестали издавать по причине несоответствия с советской идеологией. Александр Грин тяжело болел и 8 июля 1932 года умер.

Первоначально на его могиле был ничем не примечательный памятник, а в 1980 году установили другой с трогательной скульптурой «Бегущей по волнам».

Бегущая по волнам

Во время нашего посещения на могиле Грина лежал тетрадный лист бумаги, придавленный камешком, с благодарственным посланием писателю.

Послание Александру Грину

По-видимому, его автор не придерживался конфиденциальности, поэтому процитирую:

«Вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть.»

Спасибо! Спасибо! За волшебство и мечты!

Она из Севастополя.

На Старокрымском кладбище похоронены другие известные люди: кинодраматург Алексей Каплер вместе с женой поэтессой Юлией Друниной, завещавшие похоронить себя именно здесь; писатель-фантаст и инженер-изобретатель Вадим Охотников; поэт и переводчик Григорий Петников.

Как добраться:

Площадь Старого Крыма небольшая – все достопримечательности находится в пешей доступности.

Мечеть хана Узбека – ул. Халтурина.

Руины мечети Бейбарса – ул. Красноармейская.

Развалин церкви Иоанна Крестителя – ул. Осипенко.

Церковь Святого великомученика и целителя Пантелеймона – ул. Калинина.

Часовня Святого великомученика и целителя Пантелеймона и святой источник – южная окраина города от ул. Грина по грунтовой дороге.

Городское кладбище – ул. Чапаева.

Карта Старого Крыма

Из Старого Крыма мы отправились в армянский монастырь Сурб-Хач.

Источник: http://www.travel-hystory.com/staryj-krym.html

Мечеть Узбек-хана в Старом Крыму

Вид на мечеть Узбек-хана с северо-западного угла

Как помнят жители Крыма, осенью прошлого года отмечалось семьсот лет со дня строительства одного из ценнейших исторических памятников полуострова: мечети Узбек-хана в Старом Крыму.

За первенство в проведении этого незаурядного юбилея конкурировали сразу две державы: различные мероприятия к 700-летию старокрымской мечети были организованы и Киевом, и Москвой.

В чем же заключается особая значимость этого сооружения?

Прежде всего, в том, что мечеть Узбека является «эталонным представителем» одной из существовавших в Крыму в прошлом цивилизаций: Золотой Орды. Различных цивилизаций за последние две тысячи лет на полуострове существовало немало, и каждая из них оставила нам по нескольку памятников, среди которых один непременно является самым главным, самым узнаваемым.

Например, античный мир напоминает о себе, прежде всего, развалинами Пантикапея в Керчи, Византийская империя – колоннами Херсонеса в Севастополе, память о средневековой Италии запечатлена башнями Судакской крепости, о днях Крымского ханства повествует Бахчисарайский Ханский дворец и так далее… Что касается Золотой Орды – то ее архитектурных памятников в Крыму сохранилось очень немного, и в своих предыдущих очерках на страницах Avdet я перечислил их почти все: это развалины двух мечетей под Симферополем и пять ордынских мавзолеев в Бахчисарае. Кроме того, остатки еще нескольких строений ордынского времени сохранились и в Старом Крыму (в следующих выпусках я расскажу о них), но они, за исключением мечети Узбек-хана, слишком пострадали от времени и представляют собой лишь руины.

Читайте также:  Красная пещера (кизил-коба) в крыму: как добраться, фото, описание

Таким образом, среди дошедших до наших дней памятников ордынской эпохи мечеть Узбек-хана является самой масштабной, самой представительной и наиболее сохранившейся постройкой – причем не только в Крыму, но и на бывшей территории всей Золотоордынской империи.

Мечеть Узбек-хана олицетворяет собой целую эпоху в прошлом Крыма (да и не только Крыма), и именно этим объясняется ее исключительная значимость. Архитектурные памятники ордынского времени вообще чрезвычайно редки и малочисленны, а памятники подобной сохранности – тем более.

Что же помогло мечети так хорошо сохраниться до наших дней?

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание Фрагмент резных узоров на входном портале мечети Узбек-хана

Каждый раз, подходя к этому зданию, я надолго задерживаюсь, рассматривая его входной портал. Высеченный на нем узор из переплетения листьев, стеблей и степных лилий великолепен.

Он как будто перетекает в буквы каллиграфической надписи, которая гласит, что мечеть была выстроена в 714 (т.е.

1314/15) году в правление ордынского хана Мухаммеда Узбека и при участии некоего Абд-уль-Азиза, который мог быть либо жертвователем средств, либо архитектором.

Правитель Золотой Орды неслучайно упомянут в надписи под двумя именами. Свое тюркское имя, Узбек, он получил при рождении, а арабское, Мухаммед, взял при переходе в мусульманскую религию.

Тюркские летописи утверждали, что ислам он принял лишь восемь лет спустя после своего восшествия на престол (то есть, примерно в 1320 году), но наша надпись показывает, что имя Мухаммеда хан носил уже на следующий год после восхождения на престол, а стало быть, пришел к мусульманству несколько раньше. До Узбека в Золотой Орде по сути не было государственной религии. Большинство прежних ханов придерживалось веры своих монгольских предков, в которой главенствующее место занимал культ неба (иногда эти верования объединяют термином «тенгрианство»), а население в разных областях империи было многоконфессиональным, исповедуя и шаманизм, и христианство, и ислам.

Столица ордынских владений на полуострове, город Кырым (нынешний Старый Крым), благодаря влиянию проповедников из Восточной Турции и Средней Азии, к тому времени уже давно являлся местным центром мусульманской культуры, и еще за 50 лет до Узбек-хана в городе была выстроена первая известная мечеть.

Введение новой государственной религии давалось хану непросто: ордынская знать возражала против нововведений, опасаясь, что новый статус мусульманского султана даст хану неограниченную власть.

Потому для реформ Узбек-хана имел особое значение богатый и многолюдный Крымский улус, где ислам был распространен уже достаточно широко.

Едва взойдя на престол, Узбек-хан распорядился подарить жителям крымской столицы большую и красивую мечеть, и причины этого понятны: в городе проживало немало людей, приветствовавших новую политику хана.

Править же этой стратегически важной областью Мухаммед-Узбек поставил своего давнего друга и соратника: эмира Кутлуг-Тимура (как помнят читатели из моих прежних очерков, Кутлуг-Тимур и его семейство вошли в историю Крыма как строители нескольких архитектурных памятников, дошедших до наших дней).

Выбор Узбека оказался стратегически верным.

Благодаря укрепившимся политическим связям Орды с мусульманским Ближним Востоком, Крымский улус (который, помимо того, наладил тесный торговый контакт с Западной Европой) очень быстро превратился из дальней окраины Чингизидской империи в самостоятельный центр международной торговли и мусульманской культуры. Отзывы путешественников, посетивших город Кырым в те времена, переполнены самыми восторженными эпитетами.

Однако пора покоя и богатства продолжалась не бесконечно. После благополучных правлений Узбека и его сына Джанибека Золотая Орда надолго погрузилась во мрак усобиц и внутренней вражды. Не прошло и ста лет после смерти Узбек-хана, как очевидцы уже писали о крымской столице, что когда-то это был самый крупный город Орды, но теперь большая часть его лежит в развалинах…

Мне, увы, слишком часто доводится рассказывать о памятниках крымскотатарской истории в прошедшем времени: уж слишком много их не уцелело, не сохранилось, не дошло до наших дней.

Чаще всего причиной таких опустошений выступают либо войны, предшествовавшие российской аннексии Крыма 1783 года (практически сровнявшие с землей, например, Кефе), либо антирелигиозные кампании большевиков начала 20 столетия (в которых погиб ряд древних культовых построек крымских татар).

Но Старый Крым – случай особенный. Упадок города и разрушение его замечательных построек – это следствие событий не 20 и не 18 столетий, а той дальней эпохи на рубеже 14 и 15 веков, когда в огне междоусобных войн рушилась Золотая Орда и рождалось Крымское ханство.

Многочисленные претенденты на престол в боях вырывали Крым друг у друга, чтобы подкрепить тут свои силы перед броском на Нижнюю Волгу за главным призом: ордынской столицей Сарай.

В этих усобицах древняя столица улуса сильно пострадала, соперники не раз осаждали и штурмовали ее, каждый раз причиняя новые разрушения. Эти схватки чужаков тяжким бременем ложились на крымцев, что, в конце концов, и заставило их создать на полуострове собственное независимое государство, отгородившись от гибнущей империи.

Со временем на руинах Орды расцвело Крымское ханство, но разрушенная в войнах древняя столица улуса так больше никогда и не возродилась из пепла.

Развалины ее древних величественных зданий продолжали восхищать заезжих гостей, однако возрождать былое великолепие города Кырым правители из рода Гераев не стремились: вместо этого они предпочли обустроить новую столицу в более удобном и лучше защищенном Бахчисарайском ущелье.

Но, похоже, для одного здания в Эски-Кырыме ими было сделано исключение.

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание Фото мечети Узбек-хана из издания 1906 г.

Когда археологи и архитекторы в 1980-х годах занялись реставрацией мечети Узбек-хана, они обратили внимание на странную особенность. Кладка роскошного входного портала, вопреки всем правилам строительства, никак не связана с кладкой северной стены мечети, к которой портал прилегает.

Такого не могло бы случиться, если бы стена и портал строились одновременно друг с другом. Более того: исследования южной стены мечети, примыкающей к руинам медресе Индже-хатун, показали, что медресе уже стояло на своем месте, когда к нему была пристроена мечеть.

Как такое может быть, если известно, что медресе почти на 20 лет младше мечети?

Это вполне возможно, если предположить, что мечеть Узбек-хана когда-то была полностью перестроена.

По-видимому, ее портал, внутренние колонны и прочие детали когда-то были разобраны на блоки, перенесены сюда, к стене медресе, и заново сложены на новом месте.

Дополнительные археологические данные подсказали, что это произошло примерно на рубеже 15 и 16 столетий. Но кто и зачем мог тогда перестраивать старую мечеть?

Известно, что в прошлом внутри мечети находилась надпись, которая сообщала, что в 918 (1512/13) году Менгли Герай-хан построил в этой мечети минбер.

Но, похоже, участие Менгли Герая в судьбе здания было куда более значительным, нежели постройка минбера: ведь именно на его правление приходится время, когда здание было целиком перестроено. О Менгли Герае напоминает не только исчезнувшая надпись над минбером, но и прекрасно сохранившийся михраб.

Если присмотреться к нему внимательно, то его узоры – а особенно увитые узнаваемыми спиральными побегами надписи – обнаруживают больше сходства с резьбой и надписями не столько на портале мечети Узбека, сколько на дюрбе первых крымских ханов в Салачике.

Возникает впечатление, что украшения михраба в Старом Крыму и ханского мавзолея в Салачике спроектировали одни и те же мастера! И это вовсе не исключено: ведь хорошо известно, какое масштабное строительство вел тогда Менгли Герай в своей новой салачикской столице.

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание Резной михраб мечети Узбек-хана

Если дальнейшие исследования подтвердят этот вывод, то можно будет считать, что великий крымский правитель Менгли Герай решил сохранить наследие своего великого ордынского предшественника и восстановил из руин на новом месте основанную Узбек-ханом главную городскую мечеть Эски-Кырыма.

Что же могло разрушить старую мечеть? Это мог быть и пожар военных лет, и обвал грунта, и даже последствия землетрясения (например, того, которое в 1420-х годах обрушило купола и кровли медресе Индже-хатун).

Точная причина бедствия пока что остается невыясненной – как неизвестно и то, где же первоначально могла располагаться мечеть Узбека. Но, так или иначе, этот главный памятник ордынской эпохи в Крыму сохранился – и, вполне возможно, не последнюю роль в этом мог сыграть Менгли Герай.

Будучи занят обустройством и Салачика, и крепостей на Перекопе и Днепре, хан не имел возможности поднять из руин весь древний город. Однако можно представить, что он, по крайней мере, решил восстановить самую основную, первостепенную постройку бывшей столицы ордынского Крыма: главную городскую мечеть.

Если это действительно так, историческая ценность мечети Узбек-хана становится для Крыма еще большей – как символ связи и преемственности исторических эпох, сменяющих одна другую на территории полуострова.

Источник: https://avdet.org/ru/2015/05/19/mechet-uzbek-hana-v-starom-krymu/

Мечеть Узбека

В небольшом городке Старый Крым расположена одна из самых интересных в историческом плане достопримечательностей крымского полуострова – Мечеть Узбека, которая является уникальным памятником истории, а также действующей святыней, особо почитаемой крымскими татарами.

Мечеть возведена в 1314 году и с тех пор является очень привлекательной, как для профессионалов, так и для любых других любителей древностей.

Строение храма является типичным по своей форме и представляет собой прямоугольную базилику с двускатной крышей. В высокий минарет храма, который буквально встроен в юго-восточную её часть, ведёт винтовая лестница.

Она, как и сам минарет были отреставрированы совсем недавно. Основной вход украшает резной портал с сохранённой до сегодняшнего дня арабской надписью, указывающей дату постройки, а также о том, что строительство было осуществлено в период правления Узбек-хана.

Именно это и стало причиной того, что храм получил своё название.

Внутреннее пространство разделено рядами гранёных колонн на три части – нефы. Прямо в южной стене расположен михраб, представляющий собой алтарную нишу с красивой резьбой. Искусствоведы считают, что михраб мечети Узбека представляет высокую художественную ценность, как великолепное произведение резьбы по камню.

В период с 1312 до 1342 года, когда хан Узбек правил Золотой Ордой, столица Солхат вместе со всем татарским государством достигла наибольшего рассвета. Именно этот период стал временем активного распространения ислама.

По приказу Узбека были уничтожены шаманы, которые ранее занимали ведущие позиции и играли в жизни татар главенствующую роль, а для укрепления новой веры была выстроена великолепная мечеть, ставшая главным мусульманским храмом в средневековом Солхате.

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму: фото, факты, описание

Мечеть хана Узбека – это одна из самых почитаемых святынь коренного населения Крыма.

Находки, обнаруживаемые здесь, буквально по крупицам складывают целую картину о культуре Золотой Орды.

На протяжении многих веков мечеть Узбека часто становилась объектом исследований. Упоминания о ней имеются в известном «Описании Чёрного моря и Татарии», составленным в 1634 году Эмиддио Дортелли д' Асколи, возглавлявшем тогда доминиканскую миссию в Кафе.

Читайте также:  Коса беляус в крыму: фото, пляжи, отели, отдых, на карте, отзывы

Серьёзным исследованиям мечеть подвергалась в 1925 – 1926 годах, когда экспедицией под руководством профессора Бороздина были обнаружены и зарегистрированы множество различных находок и интересных фрагментов.

В это же время было обнаружено надгробие из мрамора, датированное 1371 годом, которое, как полагают специалисты, лежало на могиле основательницы медресе, находившейся на территории мечети. Храм планомерно изучается с 1978 года группой специалистов Государственного Эрмитажа.

Все собранные за это время материалы позволяют отнести мечеть Узбека к числу самых выдающихся строений средневекового зодчества и великолепных историко-культурных памятников времён правления в Крыму Золотой Орды. Сегодня мечеть Узбека является интереснейшей достопримечательностью, включённой во множество туристических маршрутов по Крыму.

Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/staryy-krym/mechet-uzbeka/

Мечеть Хана Узбека

Одна из древнейших мечетей полуострова, построенная при легендарном золотоордынском Хане Узбеке, находится в Старом Крыму. К храму примыкают руины медресе. Архитектурный комплекс, построенный в XIV веке, по сей день привлекает к себе внимание ученых-историков и многочисленных любителей древности, а для крымских татар он является действующей святыней.

Благочестивый царевич Узбек

В 20 километрах от Феодосии у подножья древней горы Агармыш раскинулся город Старый Крым. Слово «город» звучит, пожалуй, слишком громко для населенного пункта, насчитывающего чуть более 10 тысяч жителей. Сегодня трудно себе представить, что некогда здесь был центр юрта – административной единицы Золотой орды. Древний Солхат, а впоследствии Кырым, что в переводе означает крепость, процветал и богател, ведь тут пересекались основные торговые пути. Столица Крымского улуса Золотой Орды была окружена мощными стенами с башнями, внутри которых были построены дома знати, простых горожан, здесь находились бани, кофейни и фонтаны. Именно здесь жил себе поживал эмир – ханский наместник.

В памяти народной сохранилось предание об основании Солхата и удивительном правителе, благодаря которому в городе появилась святая мечеть. В трудах древнего  Крымского историка Сеид-Мухамед-Риза под названием «Семь планет в известиях о царях татарских» есть рассказ, который начинается такими словами:

«В прежнее время местность, на которой расположен город, принадлежала к Кафской пристани, служа сборным пунктом для купцов персидских и франкских, привозивших сюда разные европейские и азиатские товары, которыми наполнялись и пестрели шалаши, палатки, деревянные дома и саманные мазанки.

Благодаря превосходному климату и чудесному воздуху, население и постройки быстро умножились, и мало-помалу возник к югу от Кафы, при подошве высокой горы Аргамыш, целый город, обнесенный ради безопасности крепостной стеной и названный Солгатом».

Далее речь идет об одном богатом купце, который задумал постройку большой мечети и, «из усердия к Богу, к материальным затратам присоединил и личный труд». Не брезгуя грязной работой, он надевал старое платье и вместе с простыми смертными таскал глину. Однажды мимо проезжает купец с двадцатью мешками мускуса. По тем временам это был очень дорогой, почти драгоценный товар.

Один из строителей мечети полюбопытствовал, что за поклажу везут. Торговец снисходительно окинул взглядом грязную одежду спрашивающего и презрительно ответил: «Подходящего для тебя товара нет!». Возмущенный таким ответом, строитель тотчас заплатил всю стоимость мускуса и велел свалить его в размешанную глину, приказав рабочим: «Сап, кат!», что значит «сваливай и меси».

Впоследствии, богатый город, возникший на этом месте, так и назвали «Сапкатом» или «Солхатом». «Всадник едва мог объехать его на добром коне в полдня. Здесь было много зданий, достойных удивления, особенно высших училищ, где преподавались всякие науки». 

Кто же этот трудолюбивый вельможа, о котором идет речь в легенде? Скорее всего, рассказчик имеет в виду одного из самых известных золотоордынских правителей своего времени Узбек Хана. В период его царствования (1312-1342 годы) Солхат достигает наивысшего расцвета.

О прекрасном Хане высказывались многие арабо-персидские авторы XIV-XV веков. Все они очень лестно его характеризовали. Так, арабский историк Ал-Бирзали писал: «…Узбек-хан, человек лет тридцати. Он исповедовал ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой».

А вот другая цитата: «…храбрый герой, красавец наружностью, мусульманин, уничтоживший множество эмиров и волшебников». 

Прекрасный собой молодой Узбек Хан, между тем, был весьма жесток. Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции прямо заявили Узбеку о своем не согласии с его политикой, за что и поплатились головой. Почти все приверженцы старомонгольской партии были казнены.

С тех пор прошли тысячелетия. Былая слава и величие мощного Солхата ушли в небытие. Сегодня, бродя по древним руинам, нам остается только представлять себе суровые времена, когда прекрасный Узбек Хан проносился по его улицам на вороном коне, а все его недоброжелатели в страхе падали ниц.

Благословенная мечеть

«Слава Богу за его благодеяния и да благословит Бог Мухаммеда и преемников его. Повелено было воздвигнуть эту благословенную мечеть в дни царствования великого хана Мухаммеда Узбек-хана — да продлит Бог владычество его — рабу ничтожному, нуждающемуся, уповающему на милосердие господа своего и на вопрощение его, Абдуль-Азиз бен Ибрагиму Аль-Арбели в год 714 лунный». Эти слова на арабском языке выгравированы на портале старокрымской мечети. 714 лунный год соответствует 1314-ому году. 

С момента своего возведения храм неоднократно перестраивался. От первоначальной постройки сохранились колонны, молитвенная ниша – михраб и украшенный резьбой по камню портал с надписью, восхваляющей «величайшего хана Мухаммеда Узбека».

Базиликального типа здание, прямоугольное по форме, имеет вход с северной стороны и встроенный в северо-восточной части угол минарета. Здание ориентировано на южную сторону для того, чтобы находящиеся в зале молящиеся, обращали свои лики в сторону Мекки.

Внутреннее пространство храма разделено тремя парами 8-гранных колонн. Их обрамляют изящные сталактитовые капители и продольно соединенные стрельчатые арки. Южную стену украшает резной михраб. Сохранился древний пол, вымощенный каменными плитами. Когда-то он устилался циновками и ковриками.

Реставраторы предполагают, что потолок мечети в стародавние времена был лакированным. Исследования историков помогают воссоздать живописную картину былой красоты мечети. В лучшие времена здесь был двор, вымощенный каменными плитами, с фонтаном посредине и колодцем для сбора воды.

Расположенные по трем сторонам большие глубокие ниши – айваны – служили аудиториями для занятий. Сегодня от некогда высокого минарета осталось только основание.

Спустя 18 лет (в 1332-1333 годах) к южному торцу мечети пристроили большое здание высшего мусульманского духовного училища – медресе.

Здесь молодые люди изучали Коран, арабский язык, а также законоведение, риторику, философию, арифметику, астрономию.

Есть предположение, что  инициатором возведения учебного заведения была богатая женщина по имени Инджибек-хатун. Ее могилу, датируемую 1371-м годом, можно обнаружить рядом с медресе.

Величественное здание, от которого сегодня остались одни руины, некогда занимало около 800 квадратных метров. В главном зале, украшенном 15-ти метровыми колоннами и облицованном черным мрамором, проходили занятия.

Здесь же помещалась богатейшая библиотека, особой ценностью которой являлся Коран, изданный в 850-м году. Богато украшенный рисунками и гравюрами фолиант сегодня находится в фондах Эрмитажа. Медресе имело просторный внутренний двор.

Фасад здания был украшен монументальным арочным порталом, испещренным резным орнаментом. 

В 1921-м году мечеть закрыли, а с 1923-го по 1940-й в здании располагался городской краеведческий музей. В 80-е годы прошлого века под руководством археолога, хранителя золотого фонда Эрмитажа М.Г.Крамаровского храм был отреставрирован. С 1988-й по 1992-й год архитектурный памятник был передан мусульманской общине Старого Крыма.

Мечеть и медресе худо-бедно пытались поддерживать, однако, по оценкам специалистов, в данный момент комплекс нуждается в срочной защите. Чтобы сохранить его и остановить разрушение, нужно законсервировать то, что осталось.

Предлагаются различные способы, среди которых возведение инженерной конструкции, позволяющей уберечь мечеть от погодного влияния, а также позволяющей создать на ее месте музей, соответствующий лучшим современным стандартам.

Источник: https://vkrym.su/page/47

Старый Крым: достопримечательности, где находится и как добраться?

В восточной части Крымского полуострова расположился город Старый Крым, имеющий богатую историю, многое переживший, но сохранивший свое лицо. Сегодня он входит в состав Кировского района, здесь проживает меньше 10 тысяч человек.

Территория города уникальна для всякого исследователя и просто любителя изучения истории. Здесь есть несколько зон неолитических поселений с эпонимными названиями – Бакаташ, Старый Крым, Изюмовка.

При раскопках в городке археологами найдены предметы античной керамики, которая может относиться к IV-III векам до нашей эры.

Но эти слои, способные дать ответы на много других вопросов, перекрыты средневековыми слоями, частично они разрушены.

Принято считать, что возникновение города пришлось на XIII век, когда степной Крым стал частью Золотой Орды.

Но в городе на раскопках нашли почетную надпись 222 года нашей эры, и одного этого было достаточно, чтобы поставить под сомнение официальную дату возникновения города.

Известно, что в XI веке на его территории стали заселяться армяне, а через 3 века городок стал крупным центром торговли, имеющим большую армянскую колонию и татарскую власть.

Когда на востоке полуострова установилось Ордынское господство, здесь появился город Кырым.

При Золотой Орде в одно время уживались два названия: ордынцы и кыпчаки именовали город Кырым, а итальянцы (большей частью генуэзцы), которые вели здесь активную торговлю, называли поселение Солхат. Споры относительно названий до сих пор не утихают.

Специалисты предполагают, что город попросту разделялся на 2 части – в мусульманской находилась резиденция эмира, а в христианской жили итальянские торговцы. И эти территории так и назывались: первая Кырымом, вторая Солхатом.

Расцветом существования поселения по праву можно считать XIV столетие. В тот период город имел статус крупного торгового центра на Шелковом пути из азиатской части в европейскую. Он рос быстрыми темпами, застраивался. Именно тогда в поселении построили несколько мечетей и медресе, часть их сохранилась доныне.

Есть мнение, что уроженцем города мог быть великий султан Бейбарс. Когда он стал главой Египта, на малую родину отправлялись довольно щедрые дары. Например, предположительно на деньги султана была построена крупная мечеть.

Когда же Крым перестал быть зависимым от Орды, образовалось Крымское ханство, столицу перенесли. Сперва знаковый статус обрел Кырк-Ер, потом Бахчисарай. Кырым постепенно терял свой статус.

В это время поселение начали называть Эски-Кырым, что и переводится как «Старый Крым».

Нынешнее название города, который с 2014 года вошел в состав России, – просто калька с прежнего названия, только русскоязычная.

Было у города еще и наименование Левкополь (в годы, когда он включался в Российскую империю), но оно не прижилось.

Страшными страницами истории Старого Крыма были и годы Великой Отечественной. Осенью 1941 года сюда вторглись оккупанты, а 13 апреля 1944 года, когда поселение взяли совместные силы Красной Армии и партизан, подразделения вермахта организовали ужасающую резню, жертвами ее стали 584 человека, и среди них – 200 детей.

Исторические и архитектурные памятники в Старом Крыму встречаются если не на каждом шагу, то с впечатляющей туриста частотой. В конце XVIII века в городе побывала Екатерина II. Ее приезда ждали, в честь его даже выстроили дворец, фонтан в восточном стиле, беседку.

Увы, они не сохранились, известно только, что после визита императрицы дворец превратился в храм Успения Божьей Матери.

Многие путешествующие едут сюда, чтобы поклониться могилам Александра Грина и Юлии Друниной, также похоронен здесь драматург Кеплер. Обожал и искал любой возможности задержаться в этих местах Константин Паустовский, великий русский литератор, перед которым пала на колени сама Марлен Дитрих.

Читайте также:  Покровский собор в севастополе: богослужения, как добраться, описание

Наконец, любопытны для туристов сооружения древности, сохранившиеся до наших дней – мечети, монастыри, часовни.

Сегодня в городе работает несколько не очень крупных предприятий, население его не увеличивается. Почти половина жителей Старого Крыма считают себя русскими, 35% относят себя к крымским татарам. Через город проходит дорога Симферополь – Феодосия.

Климат можно охарактеризовать, как слабовыраженный горный. Населенный пункт с северо-запада закрывают горы Агармыш, а с юга – хребты Карасан-Оба. Здесь протекает река Чурук-Су, но все же рекой назвать ее сложно, более походит она на ручей, а к лету совсем высыхает.

Расположен город на высоте 320 м над уровнем моря.

Его климатические условия создали Старому Крыму репутацию хорошей здравницы – для легочных больных отдых здесь будет полезен.

Летом здесь очень хорошо, но кто хочет отдохнуть в жарком климате, могут сразу отменить этот маршрут. Днем, действительно, может быть жарко, а вот ночи довольно прохладные. Здесь нет той духоты, которая будет преследовать вас на морском побережье. Туристов здесь не так много, в основном сюда в сезон съезжаются родственники старокрымчан.

Гостиниц в столь небольшом населенном пункте немного – их 6. Можно остановиться в Доме охотника, в гостинице «Халал» на ул. Северная, 30, и Стамова, 48, в гостинице «Солнечный Крым», а также в гостевом доме «Зарема».

Цены не самые низкие, потому многие туристы предпочитают селиться у частников.

Но если вы не хотите жить «на квартире», а отели у моря для вас дороги, выгоднее остановиться в гостинице в Старом Крыму, а на пляж ездить на машине. Это только кажется, что так дорого и неудобно: снять гостиницу у моря гораздо дороже.

Все же не все едут в Крым ради палящего солнца: кто-то хочет не «поджариться», а именно оздоровиться. Прогулки по городу, в котором даже воздух лечит, – это уже оздоровление. А на машине, действительно, просто добраться до пляжа.

Достопримечательностями этот небольшой городок полон. И если вы отдыхаете здесь, найдется время увидеть все.

Эта святыня является одной из самых почитаемых для коренных крымчан. Но не только мусульмане посещают ее, туристы с интересом бывают в старинном храме. Построена мечеть в 1314 году, в то время ханом Золотой Орды был Мухаммед Узбек, отсюда и название.

Во времена его правления татарское государство активно развивалось, мусульманская вера распространялась среди населения, потому в Солхате, как раньше называли Старый Крым, и было решено возвести мечеть.

Построена она в форме прямоугольной базилики, один угол дополнен единственным минаретом, в него идет винтовая лестница. Вход по форме напоминает портал, внутри помещение составляет три нефа, в одном из них – михраб. Это поистине ценнейшие образчики искусства, так как резьбу по камню, в которой выполнены и портал, и михраб, можно назвать высокохудожественной.

Помимо мечети, можно посмотреть на развалины медресе – высшей школы для мусульман, основанной в XIV веке.

Сегодня мечеть хана Узбека действующая, что делает сооружение уникальным, исторически ценным.

А это самая древняя мечеть Крыма, хотя в отличие от предыдущей, действующей не является. Название храму дал султан Бейбарс, точнее, в его честь благодарные современники назвали мечеть.

Он спонсировал постройку еще в 1287 году. Сохранилась она только частично, остались одни развалины. Но если вдуматься, сколько веков на этом месте простоял храм, даже развалины его впечатляют.

У подножия Монастырской горы расположился старинный армянский мужской монастырь Сурб-Хач, что переводится как «святой крест». Возведен он в XIV столетии.

Конечно, туриста в действующую часть монастыря не пустят. Но даже просто послушать церковное пение и музыку, устроить прогулку между старинных построек – большое удовольствие.

Можно пройтись и до армянской церкви Сурб-Ншан с красивыми фонтанами. Здесь же есть святые источники, из которых туристы не забывают набрать воды.

Загляните и в часовню святого Пантелеймона, который почитается верующими, как покровитель врачевания.

Есть предание, согласно которому часовню выстроили над источником, где нашли икону святого. В конце 40-х годов прошлого века старая часовня сгорела, но уже в начале XXI века на деньги неравнодушных прихожан построили новую. Источник с целебной водой сохранился.

Городской погост расположился у трассы СимферопольКерчь на холме Кузгун-Бурун. В большей степени знают его, как место последнего пристанища большого русского писателя Александра Грина.

Литератора не стало 8 июля 1932 года, а 9 июля тело его предали земле на городском кладбище. Это место, куда сегодня почтить память Грина приезжают поклонники его таланта, выбрала супруга писателя, Нина Грин. И она писала, что отсюда была видна золотая чаша берегов Феодосии, полная морской голубизны, которую нежно любил Александр Степанович.

Писатель завещал посадить у его могильной плиты скромный отросток алычи, взятый с дерева, растущего у его дома.

В середине 40-х рядом с Грином предали земле маму его жены. Самой супруги не стало в 1870 г., но власти запретили захоронить ее рядом с Александром Степановичем, тогда преданную жену упокоили в 50 метрах от захоронения супруга. Но самое интересное, что душеприказчики вдовы Грина смогли тайно ее перезахоронить годом позже.

Так получилось, что около фамильного захоронения Гринов образовался литературный некрополь – здесь покоятся писатель-фантаст и изобретатель Вадим Охотников, поэт-переводчик Григорий Петников.

А в глубине территории старого погоста нашли последний приют кинематографист Алексей Каплер с супругой Юлией Друниной. И хоть умерли они в разные годы в Москве, именно здесь знаменитые муж и жена решили остаться навеки.

В 1960 году в городе открыли дом-музей Александра Грина. Он часть заповедника «Киммерия М. А. Волошина». Место считается уникальным, так как это не летняя резиденция писатели – это был единственный его собственный дом.

И прожил он здесь всего ничего, счет шел на дни. Нина Николаевна приобрела его в обмен на наручные золотые часы. Это был четвертый адрес прозаика в городке, и первый – собственный, где Грину хоть чуть-чуть довелось побыть в роли хозяина.

Именно здесь Александр Степанович надиктовывал страницы неоконченного произведения «Недотрога», здесь же он держал в руках последнюю свою изданную при жизни книгу – «Автобиографическую повесть».

Экспозиционная композиция – три маленькие комнаты. В первой – расположилась литературно-мемориальная экспозиция, здесь находятся собственные вещи литератора, книги, картины, фотокарточки.

Это все свидетели последнего периода жизни Александра Степановича, немые, но при этом говорящие так много. Поразительно, но во второй комнате все осталось в точности так же, как было это в последние дни жизни Грина.

Только деревянный пол пришлось сделать, до того он был земляной.

Музей – детище вдовы прозаика.

И женское упрямство, и сила духа, и четкое понимание цели, и, конечно, любовь к своему Мастеру сделали немыслимое – все, что так ценно было для нее, и что говорило и продолжает говорить об одном из самых лиричных и таинственных писателей русской литературы, сохранилось и дошло до нас. Ни тяжкие времена гонений, ни гитлеровская оккупация не заставили Нину Николаевну отказаться от цели создания музея.

Ежегодно здесь проводится литературный фестиваль «Гринландия», в конце августа стараниями сразу нескольких поэтических и других организаций Крыма проходит праздник творчества.

Кульминацией фестиваля можно назвать поднятие на склоне горы Агармыш тех самых алых парусов.

А 24 августа все собравшиеся на праздник пешком идут из Старого Крыма в Коктебель, повторяя дорогу Александра Грина.

Посетить дом-музей Грина, поклониться его могиле (где, к слову, установлена композиция «Бегущая по волнам») – это не просто дань памяти, возможно, не до конца оцененному литератору XX века. Это еще и повод открыть для себя новую прозу, прочесть что-то большее, чем хрестоматийные «Алые паруса». Для людей пишущих – место силы, вдохновения, творческого паломничества.

Музей Паустовского в городке открыли гораздо позднее дома-музея Грина, в 2005 году.

Известно, что Константин Георгиевич был поклонником творчества Грина, им даже удалось встретиться в 1924 году в столице.

И приехал Паустовский в Старый Крым специально, дабы посмотреть город, любимый Грином, поклониться его могиле. Случилось это в 1934 году. Жил он здесь тогда по трем адресам, и один из них стал будущим музеем.

Сюда приезжают любители так называемого событийного туризма. Это небольшой дом сельского типа, комнаты которого хранят следы пребывания писателя со своей семьей. Здесь много фото и самого классика, и его окружения. Пианино и зеркало, патефон, вазы и книги – все осталось здесь и, кажется, ждет хозяев.

Во дворе дома стоит покрашенная лодка, являющаяся символом направления, открытого Грином. В саду, где находится лодка, проходит ежегодно необычный слет. Поклонники творчества писателя проводят праздник Соранг (ночной ветер с юга, очень редко наблюдаемый метеорологами).

Старый Крым – это место, где немного остановилось время. Храмы, музеи, отмеченные печатью старины, делают город неспешным, чуть застывшим в прекрасной, романтичной вечности. Тем и ценен Старый Крым. И отдых в нем такой же неспешный и лиричный. Есть здесь еще литературно-художественный музей, Крымско-татарский музей, а также музей санатория «Старый Крым».

Есть в городке и центральный парк, где можно погулять днем и вечером. Он прекрасно оформлен, здесь много зелени.

Найдутся площадки для детей и, пусть скромные, но аттракционы. Детям будет интересно в экопарке «Сафари Ранч Козья Балка». Можно даже кормить животных, обитающих в нем, с рук. Козочки, олени, ламы и птицы живут в экопарке.

Недалеко отсюда Коктебель, потому вряд ли поездка обойдется без посещения аквапарка и дельфинария. Сравнительно недалеко (23 км) Феодосия с ее шикарными пляжами.

Из нового аэропорта Симферополя добраться до Старого Крыма можно на обычном автобусе. Можете доехать до автостанции «Курортная», оттуда рейсы на Старый Крым идут каждые полчаса.

Расстояние до моря – 20-30 км, все находится довольно компактно, если вы на машине, очень удобно. На карте видно, что, живя в Старом Крыме, можно ездить на пляжи Коктебеля, Судака, Феодосии.

Городок для лириков, романтиков, любителей спокойного отдыха и чистого воздуха, истории, литературы и тихих мест, притаившихся в тени больших курортов. Стоит побывать!

Подробнее о Старом Крыме вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Источник: https://vplate.ru/goroda-i-kurorty/staryj/

Ссылка на основную публикацию