Александр Грин начал делать первые заметки феерической повести «Алые паруса» в 1916 году, и опубликовал её в 1923 году. В черновиках к «Бегущей по волнам» в 1925 году Александр Грин так описал первое появление замысла будущей повести.
«У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка.
Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься.
И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».
Повесть «Алые Паруса» заставляет каждого молодого человека верить в то, что его мечта обязательно сбудется, если он очень сильно этого захочет.
Сюжет повести Александра Грина «Алые паруса»
После того, как жена моряка Лонгрена простудилась и умерла от воспаления лёгких, он остался вдовцом с маленькой дочерью на руках, и уже не мог больше ходить на рыбный промысел в море.Земляки не очень жаловали бывшего моряка Лонгрена, человека замкнутого и нелюдимого, который зарабатывал себе на хлеб изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов.
Недоброжелательное отношение односельчан к Лонгрену перешло почти в ненависть и к его ни в чём не повинной дочери Ассоль, которая росла в своём фантастическом мире грёз и мечтаний, как будто не нуждаясь ни в друзьях, ни в сверстниках. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.
Однажды, когда Ассоль было всего восемь лет, отец отправил её на ярмарку в город продавать новые деревянные игрушки, среди которых была миниатюрная яхта с шёлковыми алыми парусами. Девочке особенно понравилась эта игрушка и она спустила кораблик с алыми парусами в ручей.
Поток быстро понёс кораблик и Ассоль побежала за ним, вдруг она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был собиратель легенд и сказок старик Эгль.
Он отдал кораблик Ассоль и поведал о том, что пройдут годы и за ней на таком же чудесном паруснике под алыми парусами приплывёт принц и увезёт её в далёкую страну.
Вернувшись домой, Ассоль рассказала отцу о неожиданной встрече, и о пророчестве старого сказочника. На беду, её рассказ, случайно услышал нищий и разнёс по всему рыбацкому посёлку Каперне слухи о корабле и о заморском принце, которого ждёт Ассоль. Вся босоногая ребятня рыбацкого посёлка кричали ей вслед: «Эй, смотри! Красные паруса плывут!», мальчишки дразнили её и считали полоумной.
Тем временем, единственный наследник знатной и богатой фамилии, Артур Грэй, рос в родовом замке, в достатке и роскоши.
Хранитель дворцового винного погреба Польдишок рассказал Артуру Грэю о зарытых где-то двух старых бочках тёмного, как вишня вина аликанте времён Кромвеля.
На медных обручах винных бочек из чёрного дерева, написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Артур был большим мечтателем, был решителен, бесстрашен и готов к приключениям.
«Я выпью это вино, — решил Грэй, и, сжав ладонь в кулак, заявил: — Рай? Он здесь!..»
В библиотеке замка Артура поразила картина с видом далёких морских просторов, которые позвали его путь. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм» к суровому моряку капитану Гопу.
Во время плавнья Артур Грэй познакомился с всеми примудростями морского дела, с лоцией, навигацией, управлением парусами, морским правом и бухгалтерией. В 20 лет Грэй стал капитанов, купил трёхмачтовый галиот «Секрет» и отправился на нём в плавние.
Через 4 года судьба привела его в порт Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находился рыбацкий посёлок Каперна, в котором жила Ассоль.
Однажды ранним утром, прогуливаясь в зелёной роще в окрестностях Каперна Артур Грэй случайно увидел спящую Ассоль. Артур был поражен её красотой, долго молча любовался ею, но так и не решился разбудить девушку, а уходя, надел на мизинец спящей Ассоль своё старинное фамильное кольцо.
Капитана Грея очень заинтересовала эта девушка, и он с матросом Летикой отправился в ближайший деревенский трактир, чтобы разузнать побольше о прекрасной незнакомке.
В трактире хозяйничал злобный трактирщик Хин Меннерс, который рассказал, что Ассоль — полоумная дочка моряка Лонгрена, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами.
Артур Грей не поверил этим сплетням, он сердцем почувствовал, что молодая прекрасная девушка такая же мечтательница, как он сам.
В городке Лисс Грей встретил старого знакомого — бродячего музыканта Циммера — и попросил его к вечеру прибыть на галиот «Секрет» со своим оркестром, а сам отправился в текстильные лавки города Лисса в поисках алого шёлка, из которого приказал срочно сшить алые паруса.
Ранним утром галиот«Секрет» вышел из Лисса под алыми парусами, и к полудню уже приближался к берегам Каперны.
Все жители рыбацкой Каперны были поражены необычным зрелищем, появившимся на горизонте белым парусником под алыми парусами, с палубы которого доносилась удивительная музыка.
Корабль с алыми парусами — сказочное воплощение детской мечты Ассоль, заставил всех жителей Каперна расступиться перед юной девушкой, которая спешила к морю и видела, что от корабля отчалила лодка, и направилась к берегу.
Взволнованная Ассоль увидела Артура Грея и сразу узнала его, именно, таким он представлялся ей в мечтах.
Капитан Грей обратился к ней: «Ассоль, я приехал за тобой!» и она с радостью бросилась ему на встречу, через некоторое время Ассоль уже была на борту трёхмачтового галиота «Секрет», который увозил её в далёкую страну, как предсказывал старый сказочник Эгль.
В тот же день на корабле открыли бочку столетнего вина, на обручах которой было написано «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю», а утром корабль под алыми парусами был уже далеко от Каперны, на его палубе тихо пела виолончель Циммера, мечтающего о счастье.
Кинофильм «Алые Паруса».
Сюжет романтической повести Александра Грина «Алые Паруса» очень заинтересовал режиссёра сказочника Александра Птушко, снявшего много детских фильмов и сказок, такие как «Золотой ключик», «Садко», «Руслан и Людмила». В 1961 году Александр Птушко на киностудии «Мосфильм» (производство — Творческое объединение детских фильмов) снял фильм «Алые паруса».
Советские чиновники киноиндустрии скептически отнеслись к идее режиссёра Александра Птушко снять фильм «Алые паруса» по одноимённой повести Александра Грея.
Ещё не снятому и не вышедшему на экраны фильму, была присвоена третья категория, что подразумевало небольшой бюджет для киносъёмочной группы.
Несмотря на это фильм получился очень хороший и его только в первый год проката в СССР посмотрело более 22 миллионов зрителей.
В главных ролях снимался Василий Лановой и Анастасия Вертинская; в фильме были заняты замечательные актёры Сергей Мартинсон, Иван Переверзев, Николай Волков, Олег Анофриев, Павел Волков, Зоя Фёдорова, Евгений Моргунов, Эммануил Геллер, Григорий Шпигель, Александр Хвыля.
Фильм «Алые паруса» снимался в Крыму все лето, на крымском курорте Коктебель, где когда-то жил сам Александр Грин.
По рассказам старожилов посёлка во время съёмок на рейде в Коктебеле всё лето стоял парусник с алыми парусами, который был необыкновенно красив утром, в лучах восходящего солнца и многие молодые девушки мечтательно поглядывали на него, а юноши, глядя на парусник, представляли себя будущими капитанами.
Именно, в Коктебеле были построены декорации сказочного рыбацкого поселка Каперны, где жила Ассоль, а в бухте Коктебеля стоял корабль с алыми парусами.
Сказочный город Лисс кинорежиссёр Александр Птушко снимал в многочисленных посёлках большой Ялты. Жители крымского побережья до сих пор об этом вспоминают, ведь, во всех массовых сценах было занято местное население.
Морскую стихию, обрушившуюся на корабль капитана Грея во время плаванья, снимали на Ялтинской киностудии в специальном павильоне.
Ялтинская киностудия — старейшая киностудия СССР, основана в 1917 году российской кинофабрикой «Ханжонков и Ко», как первая киносъёмочная база России, колыбель российского кино.
Романтическая, сказочная повесть и фильм «Алые паруса» рождены в Крыму, поэтому в акватории Чёрного моря у побережья Крыма обязательно должен появиться парусник с алыми парусами, который бы курсировал от одного крымского города к другому, внезапно появляясь на горизонте, даря людям надежду на то, что мечты обязательно сбудутся, если очень захотеть.
Праздник выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге
Источник: http://www.evpatori.ru/alye-parusa-v-krymu.html
8 интересных фактов о фильме «Алые паруса»
11 октября 2018
Одна из самых романтичных историй в советском кино была снята по одноимённой повести Александра Грина, которую писатель посвятил своей жене Нине. Грин назвал своё произведение повесть-феерия, добавив в историю немного волшебства, но не превратив её в сказку.
Писатель на несколько лет попал в опалу за «космополитизм, чуждый пролетарской литературе», и его издания были под запретом.
Снова публиковать Грина начали в 1956-м году, а через несколько лет режиссёр Александр Птушко взялся за экранизацию истории про капитана Грея и юную Ассоль.
До «Алых парусов» Птушко снимал знаменитые сказки — «Золотой ключик», «Садко», «Каменный цветок», «Илья Муромец», и киночиновники решили, что с мелодраматичным материалом он не справится. Да и романтичная история не отвечала поставленным перед кино задачам.
Вот если Грей будет не аристократом… или если его отец будет ненавидеть крестьян… и будут ещё революционеры — вот тогда можно подумать. В сценарий внесли правки, и режиссёру удалось уговорить руководство киностудии дать ему хотя бы попробовать.
Фильму заочно присвоили самую низкую прокатную категорию и выделили крошечный бюджет. Птушко это не испугало, и он с энтузиазмом принялся за дело.
На роли второго плана он пригласил хорошо известных в то время актёров — Ивана Переверзева, Николая Волкова, Сергея Мартинсона, Александра Хвылю, Зою Фёдорову, а вот исполнителей главных ролей искали долго.
Среди главных претенденток на роль Ассоль была Людмила Гурченко, но после раздумий режиссёр утвердил малоизвестную молдавскую актрису по фамилии Маркач.
С решением Птушко многие были не согласны, и художник-постановщик позвал свою давнюю знакомую Лидию Вертинскую приехать на киностудию вместе с дочерями. Он прочил на роль младшую, Анастасию, но хотел, чтобы режиссёр выбрал сам.
На пробы Анастасия Вертинская приехала в спортивных штанах, с короткой стрижкой и была мало похожа на романтичную героиню. Режиссёр был возмущён, что его отвлекли от работы ради проб и при этом привели заранее неподходящую актрису.
Но Анастасия даже расстроится не успела — её перехватили гримёры, надели на неё длинноволосый парик и легкое платье, сделали лёгкий макияж и снова показали режиссёру. Птушко был поражён преображением девушки и понёс фотопробы худсовету.
Там однозначно сказали, что надо брать! Роль Ассоль стала для Анастасии Вертинской дебютом в кино.
Впоследствии Вертинская вспоминала о роли без удовольствия. Сниматься ей нравилось, правда, пугал режиссёр — у Птушко был такой громкий голос, что он мог докричаться до дальних углов съёмочной площадки без мегафона, а ей казалось, что он кричит от возмущения.
Из-за съёмок девушка отстала от школьной программы, и ей пришлось перейти в вечернюю школу рабочей молодёжи. Там она давала учителям автографы и не испытывала никаких проблем с учёбой.
Спустя годы она говорила, что работой в фильме недовольна — по неопытности она вообще не понимала, что делает и как играет, да и Ассоль была ей не близка по характеру.
Василий Лановой шёл на пробы уже мысленно репетируя роль Грея.
Он снялся в фильмах «Аттестат зрелости» и «Как закалялась сталь», был замечен режиссёрами, зрители его любили, и актёр не сомневался, что его утвердят.
И был прав — после его проб поиски Грея прекратили. Лановой отличался врождённым аристократизмом и внешностью молодого принца, поэтому на роль лирического героя подходил идеально.
Снимали фильм в Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку. Корабль капитана Грея «играли» два парусника, а паруса для него сшили из материала, который тогда использовался для пионерских галстуков. Он был мягкий, шелковистый, красиво развевающийся на ветру, но оказалось, что на плёнке выглядит тёмно-кирпичным, а не алым.
Операторам пришлось повозиться с фильтрами, чтобы добиться нужного цвета, и работать приходилось быстро, так как материал прямо глазах портился от морской воды. Василий Лановой уговорил режиссёра раздуть алые паруса не в Коктебеле, как планировалось, а в Ялте. Там отдыхала его жена Тамара, и он хотел сделать ей сюрприз. Когда корабль вплыл в Ялту — на берег высыпал почти весь город.
Парусник причалил, с него сошёл Лановой с букетом и подарил его Тамаре…
У критиков «Алые паруса» высокой оценки не получили — ругали за яркие цвета, тяжеловесную актёрскую игру и излишнюю прямолинейность сюжета. Несколько разочарована экранизацией была и вдова писателя Нина Грин, она считала, ей не нравилось, что фильм слишком оторван от повести.
Зато зрителям романтичная история понравилась и фильм пользовался невероятной популярностью. В основном из-за главных героев — Ланового и Вертинскую называли самой красивой парой советского кино, и для обоих роли в фильме стали знаковыми.
Анастасию Вертинскую тут же пригласили в фильм «Человек-амфибия», а Василий Лановой после «Алых парусов» стал главным исполнителем ролей романтических героев.
Источник: https://www.domkino.tv/news/11691
Поднимаем "Алые паруса"
В 1961 году на экраны вышел новый фильм режиссёра Александра Птушко «Алые Паруса». Для большинства зрителей картина оказалась первым знакомством с творчеством Александра Грина. В то время о писателе знала лишь небольшая прослойка интеллигенции. В школах его произведения не проходили, а книги в магазинах не продавали.
Ксения Шергова, режиссёр, дочь сценариста Александра Юровского:
– У нас дома было такое одно издание, зачитанное, потому что папа очень любил его, с предисловием Паустовского, однотомник. Это было единственное издание Грина, которое существовало на тот момент. Грин был совершенно не советский писатель со всеми своими выдуманными городами и непонятными романтическими героями.
Несмотря на времена хрущёвской оттепели, руководство студии не торопилось давать разрешение на съёмку «Алых парусов». Считали, что Птушко превратит её в очередную легковесную сказку с красочными спецэффектами. А нужна была чёткая мысль в духе соцреализма. Сценаристам Александру Юровскому и Алексею Нагорному предложили переделать повесть.
Нина Спутницкая, киновед:
– Грей не должен был быть аристократом. А раз уж он родился аристократом, значит, нужно было сделать его отца ненавидящим крестьян. С этой целью ввели сцену с избиением служанки, то есть мотивировкой Грея, причиной, по которой Грей уходит из дома.
Ксения Шергова, дочь сценариста Александра Юровского:
– Потом там придумали этих революционеров, которым он сочувствует. Он должен был быть ближе к матросам. Это всё были требования «Мосфильма».
Основные съёмки фильма проходили в Крыму. Декорации сказочного города Лисс построили в Ялте, а посёлок Каперна, родину Ассоль, снимали в Коктебеле. Роль парусника «Секрет» сыграло учебное судно, баркентина «Альфа».
Для изготовления алых парусов на ростовской фабрике было закуплено 2000 метров ткани, из которой тогда шили пионерские галстуки.
В самый разгар съёмок Василий Лановой подговорил капитана подойти на судне с красными парусами к пансионату, в котором отдыхала его невеста, актриса Тамара Зяблова.
Василий Лановой, актёр:
– Когда мы вошли в створ Ялты Большой, надо было видеть что творилось во всей Ялте. Боже! Набережная вся мгновенно приникла сюда, к морю, смотрели, бросали чепчики в воздух, шляпы. Это была феерия.
Кричали: «Ура!» А мы так гордо мимо Ялты прошли и остановились напротив дома отдыха «Актёр». И стояла Тамара, смотрела и делала так: «Выдумали! Выдумали!» Действительно, она стояла взволнованная и рыдала.
Это было очень красиво!
У Александра Птушко был настолько громкий голос, что на съёмках он обходился без мегафона. И этим очень пугал 16-летнюю Анастасию Вертинскую. Для Вертинской это была первая роль в кино. На съёмках она чувствовала себя неуверенно и не понимала, что нужно играть. А Птушко до конца не был уверен в правильном выборе.
Сомнения развеялись после выхода картины. За год её посмотрели 22 миллиона человек, и почти каждый из них был готов подписаться под тем, что Вертинская и Лановой – самая красивая пара советского кино. Коллеги Птушко, наоборот, называли «Алые паруса» большой неудачей режиссёра. Они считали, что повесть и фильм – два совершенно разных произведения.
Нина Спутницкая, киновед:
– Надо сказать, что в их ряду, тех, кто не принял картину, была и вдова писателя Нина Грин. Она была несколько разочарована, расстроена. И даже написала письмо. Это письмо у Птушко сохранилось в архиве.
Тем не менее «Алые паруса» стали своего рода прорывом. После выхода фильма о Грине заговорили, а его книги наконец появились в магазинах. Правда, с тех пор их немногие решились экранизировать.
Источник: https://nastroenie.tv/episode/133359
Как и где снимали "Алые паруса" и "Человек амфибия"
Эти фильмы пересматривают снова и снова. Они стали настоящими шедеврами советского кинематографа. Их угадывают с одной фразы или даже одного кадра. Вот только где и как снимались эти самые кадры, знают не все из нас.
«Алые паруса»
Старый сказочник пообещал Ассоль, что принц приплывет за ней на шхуне с алыми парусами. И однажды предсказание сбылось…
К съемкам готовились год. Параллельно с изготовлением декораций и выбором натуры шли поиски актеров на главные роли. Пробы были долгими. Среди претенденток на роль Ассоль была и Людмила Гурченко. Но режиссер утвердил молодую молдавскую актрису Маркач.
«Она была черненькая, симпатичная. Однако мне, как профессионалу, не нравились ее слишком глубоко посаженные глаза, – рассказывает оператор-постановщик фильма Виктор Якушев.
– Но Птушко стоял на своем: только она, и точка! Маркач уже утвердили, когда на улице Горького я случайно встретил давнюю знакомую – Лидию Вертинскую с дочерьми, – рассказывает художник-постановщик фильма Леван Шенгелия.
– Посмотрел на Настю Вертинскую и ахнул – вылитая Ассоль! Я пригласил ее на пробы. Девочка так понравилась Птушко, что он решил поменять исполнительницу главной роли».
Анастасия Вертинская на съёмках фильма «Алые паруса»
Место для съемок фильма искали долго: побывали на Кавказе, в Прибалтике, в Краснодарском крае. Но в итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в свое время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны, в бухту которого и приплыл корабль с алыми парусами.
В фильме часто мелькает красавец Карадаг и «профиль Волошина».
Замок семьи Грей снимали в Воронцовском дворце в Алупке. Зимний сад — там же.
«Проблем с поиском нужного реквизита в те времена не было, – вспоминает художник Леван Шенгелия. – Нужны парусники – пожалуйста! А на корабль капитана Грея мы купили на ростовском заводе две тысячи квадратных метров алого материала, из которого тогда делали пионерские галстуки.Шелк был очень красивый: мягкий, струящийся…»
«Именно с этими алыми парусами и возникли самые большие сложности, – смеется оператор Виктор Якушев. – Тогда ведь качество кинопленки было не таким высоким, как сейчас, и алый цвет на ней получался кирпичным.
Долго мы маялись и наконец нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. И паруса получались алыми! Помню, как нам повезло в первый день съемок: только включили камеру – подул легкий ветерок, и паруса так красиво надулись! Хорошо, что мы успели отснять этот кадр.
А шелк вскоре испортился от морской соли, и паруса перестали казаться легкими, воздушными…»
Место съёмок в Коктебеле сейчас
Сказочный город Лисс снимали в Ялте, масштабные декорации построили прямо на Ялтинской набережной . В массовке участвовало местное население.
Съёмочный процесс в Ялте
Сцена, в которой Капитан Грей(В. Лановой) обнаруживает спящую Ассоль, снимали в сосновой роще в Пицунде (Абхазия).
Комбинированные съемки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией.
В первый год проката «Алые паруса» посмотрели 22,6 млн. зрителей.В фильме снимали два парусника: «Альфа» – он сейчас находится при мореходном училище в Ростове-на-Дону, и «Товарищ» – в Херсоне.
- Ассоль была первою ролью в кино Анастасии Вертинской.
- «Человек-амфибия»(1961)
В основу фильма «Человек-амфибия» был положен одноименный роман Александра Беляева, который американцы хотели экранизировать еще в конце 1940-х.
Но они от этой идеи быстро отказались, поскольку у них тогда еще не было опыта масштабных глубоководных съемок. Не было его и у советских кинематографистов в начале 1960-х.
Но режиссера Владимира Чеботарева и оператора Эдуарда Розовского (позднее к этому тандему примкнет третий участник, режиссер Геннадий Казанский) это обстоятельство не остановило.
На съёмках фильма «Человек-амфибия»
Когда об этом узнали американцы, в газете The New York Times даже была помещена статья, где над будущими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал.
В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе. Работу над фильмом все же начал режиссер Владимир Чеботарев, и, естественно, первым делом обратился к аквалангистам. Помочь нашим киношникам согласился знаменитый Жак-Ив Кусто.
Он очень заинтересовался проектом, так как сам был увлечен романом Беляева. Однако Министерство культуры не выделило денег на поездку во Францию, и о сотрудничестве с Кусто пришлось забыть. «…Поначалу для съемок планировалось Саргассово море – богатая растительность и животный мир, но бюджет поездку не потянул. Решили ехать на Каспий – там оказалась мутная вода.
И, наконец, выбрали Черное море. Перед экспедицией Вертинская, Коренев и еще 25 человек группы каждый день тренировались в бассейне Института физкультуры. Коренев до этого вообще плавать не умел. Большая часть съёмок проходила в бухте Ласпи, в 30 км от Севастополя и 40 км от Ялты. Мысы Сарыч и Айя круглый год надежно защищают бухту длиною в 12 км по берегу от непогоды.
Там оказалась наиболее чистая и прозрачная морская вода. К подводному гроту, служившему входом в дом профессора Сальватора, сейчас дайверы проводят экскурсии. Сам же дом располагался на горе Ифигения в поселке Береговое.
- Бухта Ласпи
- Подводный грот, в котором также снимались эпизоды к фильмам «Пираты 20 века» и «Граф Монте-Кристо»
- Красивые отвесные обрывы Карадага и мыса Айя должны были олицетворять суровые аргентинские скалы.
Черноморское дно на поверку оказалось убогим. Так что все эти потрясающие кораллы, медузы, скалы – из цветной пластмассы. Водоросли – из поролона. Лишь медуза, с которой играет Ихтиандр, настоящая – ее специально привезли.
https://www.youtube.com/watch?v=5YzwW4hxrx4
Намаялись с костюмами для Ихтиандра: шили его из различных тканей, но ни одна не выдерживала долгого пребывания в воде: один материал разбухал, другой – растягивался. Выход нашли: взяли ткань от колготок и нашили на нее 10 тысяч (!) чешуек, которые предварительно вручную выкрасили в перламутровую краску. Костюмов было сшито четыре. Один из них до сих пор хранится в музее «Ленфильма».
Подводные съемки великолепны, но не менее изумительна работа оператора «на суше». Потрясают совершенно невероятные крупные планы всех героев. Невозможно забыть огромные, в пол-лица глаза 21-летнего актера Владимира Коренева, красивые чуть раскосые глаза юной Анастасии Вертинской и демонически бездонные глаза Михаила Козакова.
Именно глаза персонажей — душа этой картины. «Когда мы начали подбирать актеров, я объявил помощникам: «Мне нужны молодые люди с морем и небом в глазах», — рассказывал Владимир Чеботарев. «Море в глазах» — забавно, именно такие глаза оказались у актера В. Коренева — сына контр-адмирала. Есть в этом что-то мистическое…
Роль города Буэнос — Айреса «исполнил» Баку. Надо отдать должное художникам — постановщикам, их город по стилю очень напоминает Буэнос — Айрес конца 50-х.
Зрители приняли фильм сразу. Во время премьеры в кинотеатре «Россия», в конце 1961 года, выдавили огромные стеклянные витрины, и люди стояли в проходах. За первый квартал демонстрации фильма он собрал 67 миллионов зрителей.
отсель
Источник: https://cinematographua.livejournal.com/590592.html
Все про места съемок фильма «Алые паруса» в Крыму
Крым считают романтическим местом все – и крымчане, и туристы. Его же сочли идеальным для жительства многие выдающиеся люди, среди которых был и писатель Александр Грин. Поэтому только справедливо, что полуостров стал местностью, где снимали фильм «Алые паруса» – одну из самых романтических лент советского кинематографа, экранизацию известнейшей повести этого автора.
Недорогой Зурбаган
Но режиссеру и не требовались заграничные вояжи или дорогие спецэффекты. Комбинированные съемки отечественные виртуозы камеры умели осуществлять практически голыми руками «за ту же зарплату», а несложное материальное обеспечение и оборудование можно было заполучить дешево.
Место же проведения съемок было очевидно изначально – Крым. Ни для кого не секрет, что гриновские Зурбаган и Лисс – собирательные образы крымских городов. На фоне зелени гор алый шелк романтических парусов был обречен на успех.
В Крыму и сняли основную часть фильма. Отдельные эпизоды отрабатывались в Абхазии и в Краснодарском крае, но Таврида затмила их. Черноморское происхождение имели и корабли – «Секрет» капитана Грея играли два учебных парусника.
Без географических накладок
Это редкость для крымских съемок, но «Алые паруса» практически не пострадали от географических накладок, когда взаимное расположение и удаленность съемочных точек разительно отличается от подобных же показателей периметра действия (если не принимать в расчет Абхазию). Конечно, расстояние между отдельными пунктами было великовато. Но все же герои не пересекали весь Крым за секунды, да и в кадрах не встречались оплошности вроде снега летом или вида не с той стороны.
Без декораций дело не обошлось, но сооружали их, максимально используя реальные населенные пункты. Так, городской пейзаж был оформлен прямо на Ялтинской набережной. Многочисленные горожане и отпускники охотно нанимались играть в массовке – и приработок, и интересно же. А родной деревенькой Ассоль выступил Коктебель – декор потребовался и здесь, но в умеренных количествах. А Карадаг и «профиль Волошина» оказались отличным фоном для многих важных сцен.
По сюжету требовалось снимать и сцены в роскошных интерьерах богатого дома Греев. Нет проблем – кинематографистов пустили в Воронцовский дворец. Он отлично справился с ролью английского особняка; был там и необходимый по сюжету зимний сад.
Следует учесть и то, что в начале 60-х гг. прошлого века (фильм вышел на экраны в 1961-м) крымское побережье выглядело более «древним», патриархальным, чем сейчас.
Советский Крым предназначался для здорового отдыха, а не для светских тусовок.
Поэтому съемочной группе пришлось затратить на создание убедительных гриновских видов куда меньше усилий, чем можно подумать при визите в современные Коктебель или Ялту.
Почему по местам съемок не водят экскурсии? Причин две. Сегодня вид их заметно отличается от продемонстрированного в фильме Птушко – набережные перестроены, а декорации давно исчезли.
Кроме того, края эти являются посещаемыми сами по себе – Коктебельский берег, Воронцовский дворец и набережная им. Ленина популярны у туристов.
Многие экскурсоводы не забывают упоминать, что они стали оформлением для знаменитого фильма.
Проблема капитана Грея
Природа Тавриды не только помогла кинематографистам – она иногда и вредила им. В частности, съемочная группа столкнулась с той же проблемой, что и к. Грей в повести – не получалось создать нужный оттенок парусов.
Их сшили из шелка, что шел тогда на пионерские галстуки. Это был прочный материал, причем действительно алого цвета. Парусник «Альфа» на деле оснастили алыми парусами, как вдруг оказалось, что на пленке они получаются кирпично-красными или терракотовыми.
Операторы творили чудеса, комбинируя светофильтры. Им при это еще и пришлось спешить – под действием жгучего крымского солнца и морской воды паруса очень быстро портились, так что времени было в обрез.
Но герои камеры доказали, что чудеса возможны не только в произведениях Грина – они нашли-таки нужную комбинацию, отсняв все кадры волшебного корабля с первого дубля. Паруса в ленте получились действительно алыми, и гори огнем все несовершенства шосткинской пленки «Свема»!
Капитан Лановой
Но это еще не все. Процесс работы над «Алыми парусами» однозначно подтвердил справедливость идеи, высказанной Грином в произведении: человеческая воля действительно способна творить чудеса и менять к лучшему собственную жизнь и жизнь других.
А 26-летний исполнитель роли Грея Василий Лановой оказался еще лучшим волшебником. В Ялте, где снимали фильм «Алые паруса», как раз отдыхала его любимая жена. И актер доказал, что он (сын безграмотных крестьян) не просто имеет внешность, манеры и голос лорда, но является рыцарем по сути.
После переоснащения «Альфы» алыми парусами судно переходило морем в Коктебель. И Лановой уговорил капитана и команду развернуть всю волшебную оснастку раньше положенного – на ялтинском траверзе и зайти ненадолго в здешний порт.
Грин был бы в восторге, а вся Ялта буквально «стояла на ушах» – в порт зашел настоящий корабль под алыми парусами. Он него отвалила шлюпка с красавцем-принцем (в Ланового несколько десятилетий были влюблены все женщины СССР) с букетом цветов на борту. А на берегу его ждала настоящая, не придуманная, Ассоль – Тамара Лановая.
- Открой глаза, ведь это же не сон,
- И алый парус все же гордо реет
- В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
- В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.
Советские «палаточники» десятилетиями пели эту песню под гитару. Она и сейчас звучит над той самой гаванью. Той, что вдохновляла писателей, той, где снят фильм «Алые паруса», той, где Ассоль смогла дождаться Грея. Это Коктебельская бухта! В заключение – само кино, которое вы сможете посмотреть на Ютубе, приятного просмотра!
Источник: https://krymania.ru/gde-snimali-film-alye-parusa/
"Алые паруса". Как снимали самый романтичный фильм СССР
фото из фильма «Алые паруса»
В 1961 году под прекрасными парусами из алого шелка с киноэкрана к зрителям вплыла баркентина «Альфа», которая представляла собой бриг Артура Грея «Секрет». Это была экранизация повести «Алые паруса», выполненная режиссером Александром Птушко на киностудии «Мосфильм».
На роль главного героя отбора практически не было — Василий Лановой настолько удачно вошел в образ, что других кандидатов решено было не рассматривать.
К тому моменту 26-летний актер считался уже опытным — его первой картиной был снятый в 1954 году «Аттестат зрелости», где он сыграл главную роль.
Затем последовала «Как закалялась сталь», и Лановой стал для всей страны мужественным Павлом Корчагиным.
Происхождение у актера было из малограмотных крестьян, но его роль прекрасного принца и мечты любой девушки в фильме смотрелась на редкость убедительно. Надо признать, что сам Лановой не был доволен ролью капитана Грея, так как полагал, что режиссеру не удалось перенести на пленку всю глубину замысла Александра Грина.
фото из фильма «Алые паруса»
А вот с кандидатурой на роль Ассоли пришлось повозиться довольно долго. В конце концов было решено утвердить малоизвестную начинающую актрису из Молдавии.
Но незадолго до ее утверждения на съемочную площадку Леван Шенгелия, художник-постановщик фильма, привел Анастасию Вертинскую. Встреча Шенгелии с Анастасией произошла на улице, причем абсолютно случайно.
Девушка в это время просто прогуливалась в компании с сестрой Марианной и матерью Лидией Вертинской.
Спортивные штаны и короткая стрижка девушки не произвели положительного впечатления на Александра Птушко. Режиссер не видел в ней никакого романтического образа самой известной гриновской героини. Но перед камерой произошло волшебное преображение, И Птушко понял, что нашел свою Ассоль.
фото из фильма «Алые паруса»
Как и напарник, Анастасия осталась недовольно своей ролью. Внутренне девушка совсем не походила на романтичную особу и ей приходилось просто выполнять указания съемочной группы, не очень понимая зачем все это нужно.
Последствия съемок тоже не порадовали Анастасию Вертинскую — ее стали узнавать на улицах мешая спокойно ходить по магазинам. Плохо сказалась появившаяся популярность и на школьной успеваемости девушки — в результате ей пришлось перевестись в вечернюю школу, где занималась рабочая молодежь.
Мало кто знает, что свою роль Василию Лановому удалось воплотить в реальной жизни свою кинороль. Для своей жены второй жены Тамары Зябловой он стал Артуром Греем, приведшим корабль под алыми парусами.
Сами алые паруса сшили из шелка, который в то время применялся для пионерских галстуков. Паруса пошили и «Альфа» направилась в Коктебель к месту съемок. А супруга актера в это время отдыхала в Ялте. Лановому удалось уговорить капитана подойти к этому городу с только что подготовленным реквизитом.
Прибытие парусника под алыми парусами взбудоражило всю Ялту — каждый считал своим долгом посмотреть на чудо-корабль. Но только Тамара Зяблова знала, что это сделал ради нее любимый муж. Зрелище и в самом деле было невероятной красоты и капитан Дворкин не пожалел, что поддался на уговоры актера.
фото из фильма «Алые паруса»
Профессионалы от кино не дали высоких оценок фильму, наоборот по многим пунктам картина и режиссер подверглись жесткой критике. Указывалось, что фильм изобиловал прямолинейными ходами, игра актеров второго плана оставляла желать лучшего, да и сами они отличались некой тяжеловесностью.
Спасла фильм игра главных героев и их красивая, а в случае с Анастасией Вертинской и экзотическая, внешность. В первый год проката картину посмотрело 22 миллиона человек, что для планируемой детской аудитории показатель весьма достойный.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a92bbfea815f1f4c9993fbb/5ae60a81db0cd9e28f7a2149
15 культовых советских фильмов, снимавшихся в Крыму
Крым — один из самых живописных полуостровов, известный своей уникальной и удивительной природой, где в советское время многие режиссёры любили снимать свои фильмы. Предлагаем вам вспомнить одни из самых культовых кинолент тех лет, которые снимались в Крыму.
Алые паруса
Фильм «Алые паруса» был снят в 1961-м году по одноименной повести Александра Грина. Режиссер – Александр Птушко. Съемки проходили преимущественно в Алупке, Коктебеле и Ялте.
Всадник без головы
«Всадник без головы» – фильм 1973-го года по мотивам одноименного романа Майна Рида. Совместное производство СССР и Кубы. Режиссер – Владимир Вайншток.
Обыкновенное чудо
«Обыкновенное чудо» – фильм 1964 года по одноименной пьесе Евгения Шварца (первая экранизация). Режиссер – Эраст Гарин. Часть съемок проходила в Воронцовском дворце (Алупка).
Мио, мой Мио
«Мио, мой Мио» – совместный советско-норвежско-шведский фильм (1987 год). Режиссер – Владимир Грамматиков.
Синяя птица
«Синяя птица» – единственный совместный советско-американский фильм-сказка 1975 года (по одноименной пьесе Мориса Метерлинка). Режиссер – Джордж Кьюкор. В главной роли – Элизабет Тейлор.
Волшебная лампа Аладдина
«Волшебная лампа Аладдина» – фильм 1966-го года по мотивам сказки «Аладдин и волшебная лампа» из сборника «Тысяча и одна ночь». Режиссер – Борис Рыцарев. Весь «Багдад» был построен в Крыму.
Иван Васильевич меняет профессию
«Иван Васильевич меняет профессию» – фильм 1973-го года по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Режиссер – Леонид Гайдай. Крым появился на экране в кадрах, где режиссер Якин снимает музыкальный номер. Происходит действо на Ялтинской набережной.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» – фильм 1966-го года. Режиссер – Леонид Гайдай. Как ни странно, Крыму в этом фильме досталась роль Кавказа.
Земля Санникова
«Земля Санникова» – фильм, снятый в 1972—1973 годах (по мотивам одноименного романа Владимира Обручева). Режиссеры – Леонид Попов и Альберт Мкртчян. В Крыму были сняты несколько сцен (в Никитской расселине).
Человек-амфибия
«Человек-амфибия» – фильм 1961-го года по одноименному роману Александра Беляева. Режиссеры – Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский. Большая часть съемок проходила у бухты Ласпи на Крымском полуострове. Режиссеры выбрали именно это место из-за прозрачной воды.
Три плюс два
«Три плюс два» – фильм 1963-го года по пьесе Сергея Михалкова «Дикари». Режиссер – Генрих Оганесян. Комедия снималась в крымском поселке Новый Свет (возле горы Сокол), на Набережной Судака и в Алуште.
Десять негритят
«Десять негритят» — фильм 1987 года, режиссёра Станислава Говорухина. Погрузка на корабль, отбывающий к негритянскому острову, снималась в Евпатории возле причала на набережной Терешковой. Многие эпизоды снимались в Ялте. Очень удобно если вспомнить, что Говорухин и Друбич параллельно снимались в«Ассе» там же.
Асса
«Асса»- фильм 1987 года, режиссёра Сергея Соловьёва. Съёмочная группа прибыла в Ялту в ноябре 1986 года. Поначалу погода была характерна для южного курорта — солнце, тёплый ветер.
Но вскоре пошёл снег, который практически не прекращался 10 дней. Первые кадры фильма снимались во время сильного снегопада.
Режиссёр поначалу выражал недовольствие погодой, а затем наоборот, благодарил своего опытного оператора за идею снять заснеженную Ялту.
Спортлото-82
«Спортлото-82» — фильм 1982, режиссёра Леонида Гайдая. Этот фильм — один из самых «крымских» фильмов. Он полностью снимался в Крыму и он полностью посвящен теме крымского отдыха (как пляжного, так и активного).
Пираты XX века
«Пираты XX века» — фильм 1979 года, режиссёра Бориса Дурова. Почти все съемки проходили в Крыму. Азиатский порт, в котором на корабль «Нежин» грузят тонны опиума – это грузовой порт Ялты.
Первые шаги на пиратском острове советские моряки делают по Карадагу, в районе хребта Карагач, там, где сейчас проходит туристская «экологическая тропа».
Бухта океанского острова, в которой стоял корабль пиратов – это легкоузнаваемая «Голубая бухта» в Новом Свете (Судак). Примечательный профиль массива Караул-оба, ограничивающий бухту с запада мелькает в фильме много раз.
Дозорные пиратов сидели на новосветовском мысе Капчик, с этого же мыса прыгал Еременко на пиратский корабль, в его нишах укрывались советские моряки в свою первую ночь на острове… Еще съемки проходили под Севастополем и в Гурзуфе.
Источник: https://4tololo.ru/content/4919