Этот живописный город находится в долине реки Чурук — Су и с двух сторон его окружают необычайной красоты Крымские горы. Он существует уже больше 500 лет.
Когда — то давно, не было Бахчисарая и столицы Крымского ханства постоянно менялись. Правитель Хаджи-Гирей I с помощью князя Литвы смог провозгласить ханство независимым, и столицей в этот период был город Кырк-Ор, затем она была перенесена в Салачик, и тут же был воздвигнут дворец Ашлама.
И только в начале 16 века построили Хан-Сарай, который на сегодняшний день является главной достопримечательностью Бахчисарая. Постепенно вокруг дворца разрастался город. Люди занимались торговлей, изготовлением оружия. Но, как не прискорбно, но основной доход приносила торговля людьми. Продавали тех людей, на поселения которых были совершены набеги.
После того как хан Шагин — Гирей отказался от власти, Крымское ханство было присоединено к Российской империи, в 1783 году. И главным городом становится Симферополь.
В настоящее время в городе хорошо развито сельское хозяйство, а также туризм. Этот город имеет три разных облика. Старый город — это бывший Салачик, центральная часть представлена сельским хозяйством и соответствующей архитектурой, а вот в современной части города имеются новые районы с городской застройкой.
В городе много достопримечательностей, которые заслуживают обязательно внимания посетителей и гостей города. Итак, отправляемся рассматривать памятники архитектуры.
Ханский дворец
Первой и самой значимой достопримечательностью является ханский дворец. Его строительство было начато в XVI веке, когда на престоле был Сахиб I Герае.
Все остальные правители добавляли что-то свое в его образ. Но в 1736 году он был сожжен войском Российской империи, когда произошло взятие столицы. Конечно, его потом восстановили по сохранившимся чертежам. Сегодня же это величественное сооружение является частью историко-культурного заповедника.
Местоположение: улица Речная — 133.
Следующая достопримечательность, с которой еще связана легенда появления — фонтан слез. Он стал известным благодаря поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Находится на территории ханского дворца.
Существует легенда о появлении этого фонтана и она такова: «когда-то давно полюбил хан Кырым Герай девушку Диляру, которая была невольницей. Он сделал ее своей женой. Но так случилось, что она умерла от тоски. Хан сильно страдал и наказал мастеру создать памятник, который бы смог выразить всю боль утраты«. Вот такая история появления Фонтана слез.
Екатерининская миля
Эта достопримечательность представляет собой дорожные знаки из камня. Они были установлены в 1784–1787 годах на пути, по которому Екатерина II ездила из Петербурга в Крым. В настоящее время есть 5 таких знаков, и все они сосредоточены возле дворца в Бахчисарае. Царица во время своего приезда останавливалась в своих покоях, которые были сделаны специально для нее.
Парк миниатюр
Он занимает территорию около 2,5 га недалеко от дворца. Открытие его состоялось в 2013 году. В этом парке имеются миниатюрные копии местных достопримечательностей, различных памятников. Сейчас есть 53 миниатюры, которые имеют масштаб 1:25.
Местоположение: улица Ленина.
Эта мечеть относится к 16–18 веку и находится на территории Бахчисарая. Он был построен на средства родственницы одного из ханов. Здание сочетает в себе два стиля классицизм и барокко. Эта довольно небольшая мечеть и к тому же у нее нет минаретов. В XX веке здесь были склады. А в настоящее время она до сих пор не отреставрирована.
Местоположение: улица Севастопольская — 4.
Мечеть была построена в 1707 году, по приказу дочери хана Селима I Герая. В отличие от предыдущего здания у нее есть высокий минарет. Располагается она в старой части города. Ее название с крымско-татарского переводится как «мечеть, выполненная из досок», потому что при ее возведении использовали деревянные балки в стенах. Эта мечеть действует и в настоящее время.
Местоположение: улица Розы Люксембург — 7.
Это монастырь был основан еще в VIII веке монахами — переселенцами. Существует много версий, почему данный монастырь был построен в пещере.
И одна из них такова: «В Успенской скале вдруг появилась икона Одигитрия из Сумельского монастыря, который находился в Турции.
Ее много раз забирали отсюда, но она постоянно возвращалась на свое место появления. И тогда было принято, что здесь должен быть монастырь».
На протяжении 150 лет он был закрыт. И начал только действовать в XIV веке. Но в советский период многие монахи этой обители были застрелены, и его постигла участь быть закрытым с 1920–1993 года.
Во время Великой Отечественной войны тут находился госпиталь. И только в 1993 году он начал работать и действует до наших дней. На его территории есть кладбище воинов, которые пали в Крымской войне.
Местоположение: улица Мариамполь — 1.
Этот музей является частью историко-культурного заповедника. Его история началась в 1921 году, но, к сожалению, в это время его закрыли. И новая жизнь началась только в 2001 году. Исмаил Гаспринский был редактором газеты «Теджиман — Переводчик». Это самая первая газета и к тому же старейшая у мусульман. Когда-то она выпускалась на тюркском языке.
В 1999 году здание, в котором работал Гаспринский, стало памятником архитектуры. Сейчас в музее представлены награды, документы, книги, фотоархив и личные вещи писателя.
Местоположение: улица Гаспринского — 47а.
Этот мавзолей располагается недалеко от Ханского дворца и иногда его могут называть Мавзолеем Азиса. Он был построен намного раньше самого дворца, где-то в XV веке, поэтому именуется «Старым мавзолеем». Своим видом он напоминает куб со сферической крышей. С южной стороны находится дворик с фонтаном, здесь можно просто посидеть и отдохнуть.
Он достаточно простой, но даже это не останавливает задать вопрос, как так строили. Ведь он сохраняет свой первоначальный облик на протяжении уже нескольких столетий.
В настоящее время можно посетить усыпальницу, которая была восстановлена в XIX веке, но кто именно здесь похоронен неизвестно.
По некоторым сведениям, это захоронения князя Дере-Бея, который правил этой долиной до появления Бахчисарая.
Караимские кенасы
Это молельные дома, которые находятся на месте города крепости Чуфут-Кале. Название «кенаса» появилось в начале XX века, а до этого времени их называли синагогами. Здесь есть две кенасы, которые обнесены высокими стенами, попасть к ним можно через калитку. Оба сооружения имеют двускатную крышу. Самая большая кенаса была построена в XVII веке. Перед ее входом имеется веранда.
С внутренней стороны в стенах были кувшины, которые служили резонаторами и улучшали акустику помещения. Внутри были люстры из серебра, лампады и дорогие ковры. Перед зданием располагается каменный резервуар, возможно, в прошлом это был фонтан. Что касается малой кенасы, то она была возведена в XVIII веке. Она скромнее первой внутри и снаружи.
Северные ворота Ханского дворца
Они являются одними из четырех входов во дворец. Они выполнены из дерева и обиты железом. Они располагаются в арке, на которой есть изображение двух сплетенных между собой змей или драконов.
Поверье гласит, что Сахиб I встретил двух змей, которые сражались, и одна из них исцелилась в речной воде, это и стало причиной строительства здесь дворца. Сейчас данные ворота являются основными.
С правой и левой стороны к ним присоединяются здания Свитского корпуса. Над ними находится надвратная башня, которая была сделана для сторожевых целей. Ее стены расписаны яркими орнаментами, а в окнах вставлены цветные стекла.
В здании Свитского корпуса раньше размещалась свита хана. После того как Крым присоединили к Российской империи, тут стали расселять гостей.
А в настоящее время в восточной части находится администрация музея, а в западной — экспозиция.
Местоположение: улица Речная — 133.
Ее построили в дворике для отдыха. В центре находится фонтан, выполненный из белого мрамора. Возле стен стоят диваны. Первоначально беседка была открытой и одноэтажной. Но позднее между колоннами вставили витражи и достроили второй этаж, где собственно и располагается Золотой кабинет. В 1962 году велись реставрационные работы и были обнаружены самые первые фрески, выполненные на стенах.
Оформление же Золотого кабинета было доверено иранскому мастеру Омеру. В кабинете был резной потолок необычайной красоты и хрустальная люстра. В кабинете было 24 окна, и все они имели цветное остекление.
Под каждым окном стоял бархатный диван. Стены были украшены лепниной. А также над входной дверью была антресоль, на которой располагалась композиция зимнего сада с миниатюрными деревьями.
Но после того как город находился в оккупации у немцев, она пропала.
Мемориал «Вечный огонь»
На этом братском кладбище постоянно горит Вечный огонь, который зажгли к 70 — летию Великой победы. Тут же стоит танк Т-70, который установили в память о шестой Гвардейской Сивашской танковой бригады, которая погибла при освобождении Бахчисарая.
Здание бывшего Дворянского собрания
Здание находится на пересечении улиц Пушкина и Ленина. Его несложно заметить так у него весьма необычная архитектура. Построил его Д.И. Пачаджи. Строилось оно изначально для дворянского собрания, но затем его передали городской больнице.
Пачаджи был довольно богатым человеком, который имел много участков и занимался благотворительностью. Он выделял много средств на строительство и развитие города, а также других поселений в Крыму. Сейчас в здании бывшего дворянского собрания находится ЗАГС и Институт по развитию города Бахчисарая.
Дом-музей Нагаевской и Ромма
Его открытие состоялось в 1995 году в доме мужа Нагаевской. Эти два человека известны как прекрасные художники и грамотные искусствоведы. Музей состоит из нескольких построек: дом с террасой, где собственно и находится музей, гостиница в три этажа с выставочным залом.
В музее посетителей ждет знакомство с творчеством обоих живописцев. Причем в первом зале можно будет познакомиться с ранним творчеством Нагаевской и витебским периодом Ромма. Во втором же зале представлено творчество уже крымского периода.
Заходя музей, есть ощущение, как будто заходишь в творческую мастерскую, эта атмосфера просто захватывает. Но также в доме есть фотографии и, личные вещи супругов, книги и мебель. В настоящее время в выставочном зале проводятся творческие вечера и выставки.
Местоположение: улица Восточная — 11.
Его высекли в камне, который когда-то отвалился от скалы на склоне горы Эски-Кармен. Название храм получил из-за фрески, на которой изображены три святых верхом на лошадях.
Исследователи предположили, что один из всадников — Георгий Победоносец, а два других неизвестны. Фрески относится к XII—XIII веку.
Храм достаточно небольшой, есть алтарь, а окна и скамьи сделаны из камня. Раньше в храме проходило благословение воинов. Но сейчас храм закрыт, так как знаменитая фреска сильно была испорчен туристами.
Но тем не менее никто не запретит любоваться храмом и фреской со стороны.
Местоположение: в 19 км. от центра города, в пещерах Эски-Кермен.
Бахчисарай удивительный город с многочисленными памятниками и каждый из них имеет свою историю. Даже простая прогулка становится интересной и увлекательной.
Источник: https://dostoprimechatelnosti-m.ru/osnovnye-dostoprimechatelnosti-baxchisaraya-foto-i-opisanie/
5 крымских дюрбе, сохранившихся до наших дней
Эски дюрбе
Мавзолей Эски-Дюрбе стоит на своём месте с тех времен, когда ещё не существовало ни Ханского дворца, ни самого города Бахчисарая. Это самое древнее здание в Старом Городе. Тем не менее, гробница достаточно плохо исследована, и даже неизвестно, кто в ней похоронен.
Здание монументальное, каменные работы выполнены чрезвычайно искусно. Оригинальная черта памятника – открытый квадратный дворик, примыкающий к зданию с южной стороны.
Стены дворика вверху прорезаны широкими стрельчатыми арками, внизу – узкими бойницами, имеющими здесь чисто декоративный характер.
Ханские дюрбе
Эти мавзолеи расположены во дворе Ханского дворца. Два красивых купольных здания хранят под своими сводами могилы ханских родственников. Надгробия самих крымских ханов ни в одном из дюрбе не уцелели.
Дюрбе первых ханов
Красивейший мавзолей расположен в квартале Салачик. Здание украшено тонкой резьбой. Мавзолей возвёл Менгли I Герай для своего отца Хаджи Герая. В этой ханской гробнице есть также подземная погребальная камера.
Во время исследований там обнаружили останки 17 человек.
Из письменных источников известно, что в дюрбе первых крымских ханов были похоронены трое правителей Крымского ханства: Хаджи Герай, Менгли I Герай и Сахиб I Герай (четвертым, возможно, был Нур-Девлет), а также члены их семей.
Дюрбе Джанике-ханым
Единственное хорошо уцелевшее сооружение пещерного города Чуфут-кале – это дюрбе Джанике-ханым. По одной из версий, этот мавзолей был построен в 1437 г. по приказу отца покойной – хана Тохтамыша. По другой версии, мавзолей воздвигнут не сразу после смерти Джанике, а в начале XVI в., во время правления Менгли I Герая.
Дюрбе трёх ханов
В квартале Эски-Юрт, который ранее был отдельным поселением, в месте, известном как Азиз, сохранилось сразу несколько дюрбе. Самый внушительный памятник здесь – это, безусловно, мавзолей трёх ханов.
В нём похоронены ханы Мехмед II Герай, Саадет II Герай и Мехмед III Герай (правили в 1577-84, 1584 и 1623-28 годах соответственно) – дед, сын и внук, которых объединяет удивительное сходство судьбы: все трое погибли за пределами Крыма, откуда и были доставлены в родовую усыпальницу.
Источник: https://www.crimeantatars.club/life/karta-kryma/5-krymskih-dyurbe-sohranivshihsya-do-nashih-dnej
Достопримечательности Бахчисарая: фото, обзор, история, интересные факты и отзывы туристов :
На Крымском полуострове, на правом притоке реки Качи (водоток Чурук-Су) расположен курортный город Бахчисарай. Достопримечательности его мы будем рассматривать в статье. Город находится в 35 км от Симферополя.
На площади 51,5 км² на протяжении более 500 лет создавались памятники культуры, связанные с историей Крыма, они привлекают туристов европейского континента.
История образования города
- В результате политического и экономического кризиса, а затем распада татаро-монгольского государства (Золотая орда) на территории Крыма образовалось феодальное Крымское ханство.
- В 1441 году основатель династии Гиреев хан Хаджи-Гирей I при помощи литовских князей официально объявил о создании независимого Крымского государства, столицей которого была крепость-город Кырк-Ор.
- В начале XVI столетия во времена правления хана Сахиба I Гирея на левом берегу реки Чурук-Су началось строительство нового дворца Хан-Сарай, вокруг которого разрастался будущий районный центр.
- В феврале 1783 год хан Шагин-Гирея, понимая, что Крымское ханство может стать частью Турецкой или Российской империи благодаря дипломатии Екатерины II, отрекся от престола.
Через 4,5 месяца императрицей был подписан указ о присоединении Крымского полуострова к Российской империи, и Бахчисарай становится небольшим российским городком Таврической губернии. Сейчас Бахчисарай (в переводе с крымско — татарского языка — «город-сад») является одним из основных сельскохозяйственных районов Крыма.
В последние годы туризм стал способствовать развитию экономики этого региона. Для гостей города постоянно организовывают пешие экскурсии по основным достопримечательностям Бахчисарая, Крыма.
Мавзолей Эски-Дюрбе
Недалеко от ханского дворца находится погребальное сооружение Эски-Дербе. Мавзолей был сооружен задолго до появления самого ханского дворца. Поэтому он называется в народе «Старый мавзолей».
Особенность этой достопримечательности Бахчисарая заключается в том, что усыпальница с момента возведения (XV век) до нашего времени не изменила свой первоначальный вид.
Гости города могут осмотреть место захоронения, которое было восстановлено в конце XIX столетия.
Интересный факт: кто именно здесь похоронен — неизвестно. Историки предполагают, что был похоронен князь Дере-Бей — владелец этих земель до появления династии Гиреев.
Ханский дворец
На улице Речная находится самая главная достопримечательность Бахчисарая — ханский дворец. Строительство его началось в XVI столетии (1532 год). Место было удачно выбрано с точки зрения безопасности: широкая долина, окруженная горами.
К концу 1551 года строительство дворцового комплекса было закончено. Тогда он исполнял роль резиденции крымских ханов, центра политической и культурной жизни феодального государства.
В течение всей своей истории (1532- 1783 гг.) комплекс неоднократно перестраивался по указанию монархов династии Гиреев. В те времена татары вели в основном кочевой образ жизни и не имели национальных отличий в архитектуре.
Поэтому они использовали архитектурные достижения народов, с которыми имели взаимоотношения. Исторические документы и характер архитектуры говорят о том, что в строительстве будущей гордости бахчисарайцев принимали участие итальянские, русские, иранские, турецкие архитекторы.
В 1736 году при пожаре, который произошел в ханском дворце, многие художественные архитектурные элементы были уничтожены. В середине XX столетия были проведены реставрационные работы. Сейчас территория ханского дворца площадью 4 га считается историко-архитектурным заповедником Бахчисарая.
Что еще могут туристы увидеть? Стоимость входного билета во дворец
Туристы могут осмотреть двор, расположенный в центральной части комплекса, где проходили разного рода совещания при участии монарха. Напротив дворца в 1763 году был сооружен большой молитвенный дом (мечеть), построенный иранским архитектором Омером.
За мечетью находится ханский некрополь, где в свое время были похоронены ханы и высокопоставленные чиновники. В центральной части кладбища построены две усыпальницы, где покоятся тринадцать крымских монархов периода XVI-XVIII столетий.
Туристы могут осмотреть самую старую часть дворца, которая сохранилась до нашего времени без изменения, — портал Демир-Капы (в переводе — «железная дверь»). Этот парадный вход во дворец для сановников и представителей других государств был сооружен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтаньяна в 1503 году.
Во дворце находится молитвенное сооружение, предназначенное для членов ханской семьи — малая мечеть. Историками установлено, что строительство мечети относится к XVI столетию. Туристы могут ознакомиться с настенными росписями, выполненными итальянскими художниками в XVII веке.
В центре фонтанного двора расположен восстановленный Золотой фонтан, сооруженный из мрамора и украшенный узорами из тонкого слоя золота. Предполагается, что он был установлен для мусульманского обряда омовения (символическое очищение при помощи воды).
Гостям города в составе экскурсии предлагают, кроме основной достопримечательности Бахчисарая — ханского дворца, также посетить и осмотреть гаремный корпус, золотой кабинет крымского хана, посольский зал для приема иностранных послов и много других отреставрированных помещений. Дворцовый комплекс располагает музеем истории крымских татар и выставкой старинного огнестрельного оружия.
Сколько стоит осмотреть достопримечательность Бахчисарая? Цена билета за вход на территорию составляет 100 рублей. За экскурсию по комплексу нужно заплатить 225 рублей.
Свято-Успенский монастырь – известная достопримечательность Бахчисарая. Описание
На улице Мариамполь расположен Свято-Успенский мужской монастырь, возведенный в VIII столетии монахами-переселенцами.
В те времена в Восточной Римской империи церковь стала влиять на политическую жизнь государства, и император Лев III Исавр начал борьбу за ослабление церкви, запрещая поклонению икон.
В связи с этим монахи вынуждены были покинуть Византию и переселиться в основном на территорию Крымского ханства. Так появились переселенцы, которые сооружали свои монастыри в труднодоступных местах Крыма. Существует несколько легенд, связанных с историей появления этой пещерной святыни.
Более правдоподобной является легенда, в которой говорится, что во времена преследования греческие монахи искали убежище в горах, где природа напоминала бы им покинутую родину.
Такое место было найдено в ущелье Марьям-дере (в переводе ущелье Марии) и, поселившись, они начали возводить в скале кельи и храм. Археологические раскопки, где были найдены захоронения VI столетия, подтверждают правдивость этой версии.
За время своего существования монастырь расширялся и перестраивался. Появились лестницы, балконы, новые постройки. Во время военных действий (Крымская война) на территории монастыря располагался военный госпиталь.
В 1927 году православное церковное сооружение было закрыто. Через 70 лет здания монастыря были переданы РПЦ и начала возрождаться монашеская жизнь. Туристы могут посетить монастырскую территория (2 км от города) и присутствовать на литургиях. Желающим предоставляется возможность некоторое время пожить в монастыре, ночуя в гостинице, расположенной возле церкви Евангелиста Марка.
Мечеть Тахталы-Джами
В старой части города на улице крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского по указанию дочери монарха Селима I Бекхан Султанхани в 1707 году было возведено мусульманское культовое сооружение — мечеть Тахталы-Джами. Она имеет самую высокую в Бахчисарае многогранную башню (минарет).
В переводе с татарского языка название достопримечательности Бахчисарая звучит как «мечеть, выполненная из досок». Более 300 лет тому назад при строительстве использовали деревянные балки, замурованные в стены.
Мечеть, которая сохранила свой прежний вид и является действующей, расположена в таком месте, что минарет виден с любого конца города.
Храм Трех всадников
Туристический центр, кроме пеших, организовывает автобусные экскурсии к храму Трех всадников, расположенному в 20 км от города в пещерах Эски-Кермен (территория средневекового пещерного города Эски-Кермен, процветавшего в VI-XIII веках).
Это культовое сооружение высекли из валуна, который когда-то откололся от близлежащей скалы. Туристы могут посетить храм, представляющий собой небольшое помещение, где находятся алтарь и каменные скамейки.
Почему назвали так храм?
Название достопримечательности Бахчисарая получено благодаря картине, написанной по сырой штукатурке предположительно в XIII столетии. На фреске изображены три святых персонажа на лошадях. Историки предполагают, что один их всадников — христианский святой Георгий Победоносец.
Отзывы
Туристы отмечают, что доброжелательное и гостеприимное отношение туроператоров и коренных жителей оставляет приятные воспоминания о проведенном времени в старинном городе Бахчисарае. Достопримечательности города завораживают гостей своей красотой.
Источник: https://www.syl.ru/article/382558/dostoprimechatelnosti-bahchisaraya-foto-obzor-istoriya-interesnyie-faktyi-i-otzyivyi-turistov
Мавзолей Эски-Дюрбе
В непосредственной близости от ханского дворца (рядом со школой) находится еще один интересный мавзолей. О древности этого памятника говорит само название — Эски-Дюрбе (Старая гробница).
Здание, почти лишенное декора, украшенное только скромными изящными розетками, отличается стройностью пропорций и мастерством кладки огромных каменных блоков. По форме это центрическое портально-купольное сооружение с классическим набором элементов: куб — восьмигранный барабан — килевидный купол.
С восточной стороны к каменному кубу примыкает портал, сильно выступающий вперед. Портал образован пилонами и стрельчатой аркой, ничем не украшенной. Тимпан входа украшен круглыми розетками.
Признаки сельджукской архитектурый отсутствуют. Оригинальную черту памятника составляет открытый квадратный дворик, примыкающий к зданию с южной стороны. Стены дворика вверху прорезаны широкими стрельчатыми арками, внизу — узкими бойницами, имеющими здесь чисто декоративный характер. Дворик замкнут со всех сторон, вход сюда возможен только изнутри мавзолея.
Есть предположение, что в этом открытом дворике когда-то имелся фонтан. Возможно, дворик был предназначен для тех, кто приходил поклониться могилам близких, поразмыслить о суете и тщетности мира: он настраивал их на более возвышенный лад, отрезая от заземленных мирских забот и предлагая взамен прекрасную картину окружающей природы в обрамлении стрельчатых арок.
Кто похоронен в мавзолее, неизвестно. Есть, однако, предание, что там могила князя, владевшего этой долиной еще до основания города. Его так и называли — Дере-Бей, «князь долины».
- Ученые полагают, что этот памятник национального значения принадлежит золотоордынскому времени и сооружен в XIV- XV вв.
- Как добраться: мавзолей Эски-Дюрбе находится неподалеку от Ханского дворца, на пути из Салачика (Староселье) в Бахчисарай.
При составлении статьи были использованы следующие источники:
Фадеева Т.М., Соколова М.В. Бахчисарай и окрестности: Путеводитель. Симферополь: Бизнес-Информ, 2000.
Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. — Судак: СТАЛКЕР, 2008.
Тарасенко Д.Н. Весь Западный Крым. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Фото с сайта http://archeologia.narod.ru
Источник: http://www.poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/pamyatniki/mavzoley-eski-durbe.html
О мавзолее эски-дюрбе и основании бахчисарая
Неподалеку от Бахчисарайского Ханского дворца затерянное среди узких улочек старого города стоит необычное сооружение. Его редко посещают туристы, поскольку гидам (если только они не относятся к тем, кто на ходу выдумывает небылицы для доверчивых слушателей) практически нечего рассказать о нем: история этого памятника до сих пор остается совершенно неизученной.
Называется это сооружение Эски-Дюрбе. Бахчисарай трудно удивить стариной, ведь сам город – это сплошной памятник истории. Но Эски-Дюрбе – действительно очень старая постройка. Оно гораздо старше не только тех зданий, что со всех сторон обступили его, но и всего Бахчисарая. Начиная рассказ об этом загадочном сооружении, обратимся к истории возникновения ханской столицы.
Самое ранее из известных на сегодняшний день упоминаний города Бахчисарая относится к 1532 году. В этом году началось долгое (до 1550 года) правление хана Сахиба Герая.
При восхождении на крымский престол Сахибу Гераю было чуть более 30 лет, и к этому возрасту он уже успел повидать разные столицы: в молодости он долгое время прожил при султанском дворце в Стамбуле, а затем на протяжении трех лет правил Казанским ханством.
К моменту его возвращения на родину в качестве правителя столица Крымского государства располагалась в месте, которое сейчас мы называем Салачик или Староселье.
Там, в узком ущелье, стояли построенные его отцом, Менгли-Гераем, столичные сооружения: ханский дворец Девлет-Сарай, мавзолей первых крымских ханов, Зынджирлы-медресе и прочие здания (я подробно расскажу о них в будущих очерках).
В наши дни Салачик считается окраинным кварталом Бахчисарая, но во времена Сахиба Герая являлся совершенно самостоятельным поселением. Высоко над крышами столицы, на уступе плоской скалы, возвышалась древняя крепость Кырк-Ер (с 17 века ее стали называть Чуфут-Кале).
Высеченная в скалах дорога спускалась из крепости к Девлет-Сараю, а оттуда выходила к воротам в мощной каменной стене, что перегораживала в прошлом Салачикское ущелье. Проезжая это место сейчас, мы даже не заметим, где заканчивается Салачик и начинается сам Бахчисарай.
Но для путников 16 века граница была куда отчетливее.
У стены город заканчивался, и, миновав ворота, дорога бежала далее вдоль реки среди зеленых садов – до самого Эски-Юрта, где долина открывалась на степной простор, и пути разбегались ветвистым деревом в разные концы полуострова.
В этих садах у реки между Салачиком и Эски-Юртом Сахиб Герай и решил возвести новую ханскую резиденцию. Очевидно, укрепленный Салачик стал слишком тесен для разросшейся старой столицы. Да и прятаться за стеной в ущелье уже не имело смысла.
Если Менгли Гераю на рубеже 15 и 16 веков еще приходилось опасаться ордынских набегов (ведь последние правители Орды не смирились с независимостью Крымского ханства, и их войска несколько раз вторгались на полуостров и разоряли его), то Сахибу Гераю бояться было некого.
В его время Крым не имел врагов: Орда уже давно угасла, а Москва еще не набрала сил.
Строительство на речном берегу началось не с капитальных зданий, а с нескольких богато украшенных беседок посреди сада. Это была своего рода загородная дача, куда хан заезжал со свитой, чтобы отдохнуть. Вот как описывал первые постройки на месте будущего дворца придворный летописец Бадреддин Мухаммед: «В этом саду, похожем на рай, украсили золотом павильон.
Водоем, похожий на [райский источник] Кевсер, был наполнен живой водой. В павильоне забил фонтан, точно в райском саду. Внутри установили падишахский трон. Его Величество хан восседал на нем с достоинством [царя] Сулеймана». Далее идет описание пира под звуки музыки, который хан устроил для своих приближенных.
Понятно, что беседки в саду еще не были постоянным жилищем правителя.
Вскоре, однако, Сахиб Герай решил обосноваться в этом живописном месте навсегда. Как дальше пишет придворная хроника, хан «приказал построить там райский дворец посреди сада, который птицы наполняли восторженным пением… Со всех сторон из зелени выступали кипарисовые и гранатовые деревья. Кусты жасмина светились, как лица красавиц.
Итак, хан повелел построить достойное жилище, которое заставляло вспомнить о рае. Около дворца хан приказал построить великолепную мечеть и все приходили любоваться ею. Хан назначил туда мудерриса. А рядом с мечетью была построена баня, которая стала вскоре повсюду известна. Напротив нее выросли большие дома.
Уже через несколько месяцев здесь появился большой город». В честь садов, окружавших его, новый дворец получил название Багче-Сарай – а от дворца это название перенял и город.
Так была основана новая ханская столица; город, который к нашему времени «поглотил» своих более древних предшественников – Салачик и Эски-Юрт, – охватив их своей городскою чертой.
Строительство нового ханского дворца породило в крымскотатарском фольклоре две красочные легенды, поясняющие, почему хан решил поселиться именно в этом месте. Одна легенда повествует, что Сахиб Герай, гуляя вдоль реки, заметил в прибрежных зарослях двух дерущихся змей.
Побежденная змея сильно пострадала в поединке и была едва жива, но, окунувшись в воду реки Ашлама (сейчас эта речка называется Чурук-Су), тут же исцелилась от своих ран и ушла невредимой. Вторая легенда тоже отмечает чудодейственные свойства здешнего климата.
Хан, — говорит она, — выбирая место для дворца, разрубил на девять частей баранью тушу и приказал положить куски мяса в девяти разных местах полуострова. Через девять дней слуги собрали мясо и привезли обратно к хану, и свежим остался лишь тот кусок, что лежал на берегу Ашламы.
Там хан и построил дворец…
И мечеть, и ханская баня, над входом в которую высечена надпись с именем Сахиба Герая и датой 939 (1532-33) год, можно увидеть в Бахчисарае и сейчас. Это самые старые сооружения Хансарая. Но к тому времени, как Сахиб Герай основал Бахчисарай, старинному дюрбе невдалеке от нового дворца было уже, как минимум, сто или даже полтораста лет. Что же это все-таки был за памятник?
Фрагмент декоративной резьбы над входом в Эски-Дюрбе
Стоя на крутом склоне, Эски-Дюрбе выглядит, будто «съезжает» по косогору: из-за наклона поверхности земли его западная стена гораздо выше восточной. Это, однако, лишь иллюзия: здание уже сотни лет прочно стоит на месте, ничуть не покосившись. Вход в Эски-Дюрбе украшен тремя неброскими резными «розетками», и узор каждой из них не повторяет другую.
Дверной проем заложен современной кладкой от вандалов, но те, кому довелось побывать внутри, могли отметить необычную деталь: в своды купола снизу вмурованы так называемые голосники – керамические сосуды с открытыми горлышками.
Такие устройства служили для усиления голоса, создавая удивительный акустический эффект (создать себе представление о нем можно, например, в гезлевском текие, где свод тоже снабжен голосниками). Для чего нужны звуковые эффекты в гробнице? По традиции в мавзолеях наиболее почитаемых особ постоянно пребывали специальные служители, дюрбедары, которые непрерывно вслух читали молитвы.
Этот обычай соблюдался, прежде всего, на азизах. Точных данных не сохранилось, но не означает ли это, что и Эски-Дюрбе изначально было не Узкий проход выводит из помещения в небольшой наружный дворик. Он обнесен стеною с арками. Для чего он служил? Возможно, внутри этой ограды располагалось кладбище.
Среди мусульманских законоведов издавна существовали разные мнения на счет позволительности погребения под кровлей: одни считали это допустимым, другие же ссылались на хадис о том, что могилу должен омывать дождь. В данном случае, при дюрбе могли существовать оба типа погребений: и под кровлей, и под открытым небом.
Арки дворика у Эски-Дюрбе
Еще в 19 веке внутри мавзолея стояли три башташа. Камни, на которых они были установлены, можно обнаружить и сейчас, хотя сами памятники исчезли еще в царское время. Имена тех, кто был похоронен под ними, давным-давно забыты.
Впрочем, еще в начале 20 века жители здешнего квартала припоминали предания о том, будто в дюрбе был похоронен некий Дере-Бей, владевший этой местностью еще до возникновения Крымского ханства.
Старожилы рассказывали, что каждый год, зимой, когда лед сковывал Чурук-Су, Дере-Бей ходил в набеги на Украину и привозил оттуда множество добычи.
Это, видимо, лишь запутанные обрывки какого-то более достоверного и подробного сказания.
Крымские войска действительно предпочитали громить украинские пограничья зимой, когда замерзал Днепр (чтобы по льду переправиться на другой берег) – но ждать, когда замерзнет Чурук-Су (пусть даже под этим именем подразумевать не крошечную бахчисарайскую речушку, а Сиваш) было совершенно бессмысленно. Да и добычливые зимние набеги на Украину – это скорее реалии 17 века, а не 14, когда было возведено это дюрбе. В любом случае, сказание ничего не сообщает об имени владельца сооружения. Ведь «дере-бей» это вовсе не личное имя, а всего лишь титул. Например, в Османской империи «дере-беями» назывались правители провинций, которым султан поручал собирать налоги и следить за порядком в подвластном округе.
Эски-Дюрбе, гравюра О. Раффе (1838 г.)
И все же в обрывках полузабытых сказаний есть важная крупица истины. Она заключается в том, что долина между Салачиком и Эски-Юртом вовсе не была совершенно безлюдна до основания в ней Бахчисарая. У здешних садов на речном берегу еще в ордынские времена были свои хозяева, имевшие тут усадьбы и фамильные усыпальницы.
В кварталах неподалеку от Эски-Дюрбе в 19 веке еще сохранялись кладки каких-то древних стен, которые местные жители называли Буюк-Исар и считали развалинами укрепления, где жил легендарный Дере-Бей.
Это вполне похоже на правду, ибо строители столь богатого и роскошного дюрбе, несомненно, должны были иметь где-то неподалеку и соответствующее их высокому статусу жилище.
Таким образом, становится очевидным, что Бахчисарай появился не на пустом месте. Сахиб Герай избрал для строительства своего нового дворца давно обжитое место по соседству со старой усадьбой ордынских времен. Эта усадьба вместе с памятью о ее хозяине давно уже исчезла, а стены старого мавзолея вот уже почти 500 лет наблюдают, как вокруг них растет и меняется основанный Сахибом Гераем город.
Источник: https://avdet.org/ru/2015/04/12/o-mavzolee-eski-dyurbe-i-osnovanii-bahchisaraya-2/
Мавзолеи Азиса
Населенный пункт:
Бахчисарай
Месторасположение:
г. Бахчисарай, на пересечении ул. Ленина и пер. Исторический
В наши дни Бахчисарай – это причудливое сочетание древней и современной архитектуры. Так, по соседству с обычными девятиэтажными домами можно увидеть старинные мавзолеи, напоминающие о том, что в прошлом этот город был опорой и сердцем ханской власти.
Азис – так сегодня именуется древнейшая часть города, где сохранились усыпальницы представителей ханской династии, старейшая из которых была построена в конце XIV века. Это место является священным для татар, они именовали его «Кырк-Азизлер» – сорок святых.
Предшественником Бахчисарая было крупное селение Эски-Юрт, возникшее на левом берегу реки Чуруксу в XIII веке.
Эски-Юрт развивалось, росло и ширилось на возвышенности у дороги и кладбище, где хоронили праведных мусульман, мудрецов и вельмож.
До нашего времени кладбище в целом не сохранилось, а дошли лишь несколько «дюрбе» — мавзолеев правителей. Вместе взятые эти усыпальницы и называют Мавзолеями Азиса.
Самый старый из сохранившихся мавзолеев был построен в конце XIV века: в нем Мухаммед-Шах-Бей похоронил свою мать Бей-Юде-Султан. Мавзолей Бей-Юде-Султан находится в начале улицы Фрунзе. Вот так неожиданно переплелись имена из совершенно разных и далеких друг от друга эпох.
Мавзолей также называют «Эски-дюрбе», что означает «старый мавзолей», он имеет форму куба со сферическим куполом, с юга к нему примыкает открытый дворик. Когда-то здесь мысленно общались с покойной ее потомки. Это сооружение вдохновляло строителей мавзолеев в последующие годы.
Развитием этой малой формы средневековой архитектуры Крыма стали мавзолеи Ахмед-Бея, Мухаммед-Бея и Мухаммед-Гирея, построенные в XVI-XVII веках.
Эти мавзолеи расположены через дорогу от Эски-дюрбе, тут же сохранилась и кафедра мечети странствующих мусульманских монахов – дервишей, представляющая собой небольшую восьмигранную башенку.
Мавзолей Ахмед-Бея дошел до нас с 1577 года, он представляет собой кубовидное сооружение, в верхней части переходящее в восьмигранник и увенчанное куполом. Самым же красивым из комплекса Мавзолеев Азиса считается дюрбе Мухаммед-Гирея II, наиболее торжественное и пышное во всем Крыму. Оно было возведено в конце XVI – начале XVII веков и представляет собой воплощение лучших традиций османского зодчества, пришедших из Стамбула в Крым.
Мавзолей имеет форму восьмигранника, вход в него расположен в северо-восточной стороне, он имеет два яруса окон и увенчан полусферическим куполом, лежащим на полусферическом шестнадцатигранном барабане. Внутреннее убранство этого мавзолея по традиции в верхней части имеет поминальное помещение, а внизу расположен склеп. В склепах в деревянных гробах хоронили останки ханов.
Мавзолеи Азиса в Бахчисарае наглядно иллюстрируют развитие архитектурных традиций этого типа построек. Эти старинные достопримечательности Крыма позволяют представить картину средневекового Бахчисарая, уточняя и дополняя облик этого города, каким он был в XV-XVII века.
Для всех, кто интересуется историей города, хочет увидеть древнейшие достопримечательности Бахчисарая, Мавзолеи Азиса – бесценный подарок времен, благодаря которому можно заглянуть вглубь веков и прочувствовать атмосферу этого старинного города.
Источник: http://otdyhaem.com.ua/krym/bahchisaraj/mavzolei-azisa.html
Мавзолеи Бахчисарая: архитектурные памятники крымских ханств
Вокруг Бахчисарая и его пещерных городов сосредоточено большое количество мавзолеев, в которых были захоронены крымские ханы. Многие из этих построек до сих пор радуют глаз как уникальные памятники архитектуры и истории.
Предместье Азис
Изначально большая часть мавзолеев была сосредоточена в предместье Бахчисарая, которое называлось Азис (Святой). В наши дни через этот район проходит шоссе на Севастополь. Не так давно здесь находилась рыночная площадь, а теперь стоит магазин «Детский мир».
В районе Азис стояла мечеть и четыре дюрбе (мавзолея). В настоящий момент мавзолеев в Азисе осталось два. В самом большом, что рядом с бывшим рынком, похоронен хан Мухаммед-Гирей II со своим сыном. Они были убиты во время восстания против турецкого владычества в 1584 году.
Неподалеку есть и самый древний мавзолей XIV-XV веков. Мухаммед-Шах-Бей построил его для своей матери. Мавзолей (дюрбе) Бей-Юде-Султан — памятник национального значения XIV-XV вв. Находится в предместье Бахчисарая, неподалеку от вокзала.
Полуразрушенный мавзолей представляет собой куб со скошенными углами, чтобы переход от четверика основания к восьмиугольнику был виден и снаружи. С южной стороны пристроен портик с боковыми нишами. Сейчас купол наполовину обрушен.
Над дверью надпись: «Эту гробницу приказал построить Мухаммед-Шах-бей, сын Мухаммед-бея, для своей матери Бей-Юде-Султан, дочери Аджаган-Бея».
Предместье Салачик
Район Салачик (Предместье) расположен на окраине Бахчисарая. В 1500 году в Салачике был построен духовный центр обучения — Зинджирли-медресе.
Рядом с медресе Менгли-Гиреем построен в 1501 году мавзолей над могилой отца хана Хаджи-Гирея I. Здесь же в 1515 году похоронен и он сам. Дюрбе представляет собой восьмигранник с порталом. Столбы портала, поддерживающие полукупол, украшены пышным резным орнаментом.
Пещерный город Чуфут-Кале
Чуфут-Кале — это пещерный город на окраине Бахчисарая. На территории Чуфут-Кале находится мавзолей (дюрбе) Джаныке-Ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году.
Более современное произношение имени Джаныке — Джанике. Мавзолей Джанике-Ханым представляет собой восьмигранное в плане сооружение под шатровой черепичной крышей.
На его портале искусно вырезана арабоязычная надпись, издали напоминающая причудливый орнамент.
Другие мавзолеи Бахчисарая
Мавзолей Мухаммед-бея
На улице Задорожной сохранилось здание мавзолея Мухаммед-бея, тоже восьмигранной формы, напоминающее юрту. Построено из крупных цельных плит в XVI веке.
Дюрбе Ахмед-бея
В архитектурном облике дюрбе Ахмед-бея, возведенного в XV веке, заметны черты малоазиатских мастеров. Восьмигранник, поддерживающий купол, установлен на квадратное основание, отсутствуют какие бы то ни было украшения. Возле мавзолея раньше стоял мраморный саркофаг с именем Ахмед-бея и датой 1585 год.
Рядом с мавзолеем можно осмотреть восьмиугольную башенку с шатровым куполом. Длинная лестница сложена из массивных плит.
Это кафедра проповедника – мембер, все, что осталось от древней молельни дервишей (мусульманских монахов), Уникальность ее заключается в том, что это единственная сохранившаяся до наших дней постройка такого типа.
В архитектурном отношении мемберы были предшественника ми минаретов. Находится на улице Нахимова.
Эски-Дюрбе
По пути из Салачика в город, неподалеку от ханского дворца стоит особняком замечательная, не имеющая аналогий, безымянная «старая гробница» — Эски-Дюрбе. Задание, почти лишенное декора, украшенное только скромными изящными розетками, выделяется стройностью пропорций и мастерством кладки тщательно отесанных каменных блоков.
По форме это — центрическое портально-купольное сооружение с классическим набором элементов — куб, восьмигранный барабан, купол, килевидный в разрезе, под стать стрельчатым аркам боковых плоскостей.
С восточной стороны к кубу примыкает портал, пилоны которого опираются на высокую стрельчатую арку. Самым оригинальным элементом сооружения является квадратный дворик у южной стены, где когда-то имелся фонтан.
Внутрь дворика можно попасть только из мавзолея: закрытая с трех сторон стена прорезана лишь стрельчатыми арками на уровне человеческого роста.
Возможно, дворик был предназначен для тех, кто приходил поклониться могилам близких, поразмыслить о суете и тщетности мира: он настраивал их на более возвышенный лад, отрезая от заземленных мирских забот и предлагая взамен прекрасную картину окружающей природы в обрамлении стрельчатых арок.
Источник: https://turizm.sputnik.ru/news/mavzolei-bahchisaraya
Читать
Вступление
… В пределах России нет другой страны, которая бы жила такой долгой и такой интенсивной жизнью, причастная эллинской средиземноморской культуре во все века своего существования…
М. А. Волошин
Юго-Западный, горный Крым и в античной, и в средневековой литературе описывался как особый в культурном и историческом отношении регион: для древних греков это был край тавров, чье отличие от остальной Скифии они всячески подчеркивали, а в средневековье, в эпоху нашествий кочевников, крымское нагорье стало основным районом обитания оседлого земледельческого населения. Это и послужило основой возникновения и расцвета «пещерных городов», крепостей, монастырей, расположенных на труднодоступных возвышенностях Внутренней горной гряды — на плато столовых гор и скалистых мысах. В XIII–XV вв. история региона — это, прежде всего, история княжества Феодоро, в культурном отношении успешно осуществившего сплав местных и византийских традиций и, вплоть до своего падения под натиском турок в 1475 г., противостоявшего иноземным, пришлым хозяевам Крыма — генуэзцам и Золотой Орде. Особую страницу составляют отношения Феодоро с Русью.
В отличие от античных городов, Юго-Западный Крым, это средоточие прежде всего местных культур, стал изучаться сравнительно недавно.
Трудами российских археологов и историков по крупицам собраны сведения, воссоздающие малоизвестную, но весьма важную страницу отечественной истории. Загадки и проблемы крымской истории давно вышли за пределы специальных научных изданий и представляют интерес для многих.
Поистине, археологические богатства крымской земли неисчерпаемы, и новые находки и открытия, расширяя и углубляя наши представления, вместе с тем порождают новые вопросы.
Поэтому и приходится, говоря о важнейших вехах истории Крыма, нередко употреблять слова «вероятно», «предположительно»: сама незавершенность наших сегодняшних представлений увлекает, зовет к новым поискам, сопоставлениям, дальнейшему изучению.
Исключительные по своей живописности места, где расположены «пещерные» города и монастыри, находятся в стороне от популярных туристских маршрутов и мало посещаются.
Сама пустынность здешних мест и то обстоятельство, что они были покинуты жителями, переселившимися в долины, более удобные для жизни, способствовали тому, что сохранившиеся руины, не искаженные позднейшей застройкой, донесли до нас средневековый облик этих городов.
Это в меньшей степени относится к южнобережью, где необходима определенная мысленная реконструкция, поскольку роскошные парки, дворцы и здравницы отодвинули в тень (но не уничтожили) скромные остатки крепостных сооружений, издревле защищавших местное население от незваных гостей.
Особенности ландшафта горного Крыма во многом определили специфику его исторического развития. Будущие Крымские горы формировались на дне древних морей, где в течение миллионов лет накапливались толщи осадочных пород — известняков, мергелей, песчаников, глинистых сланцев и глин.
Постепенно поднимавшийся из воды, первоначально единый массив подвергся впоследствии действию атмосферных сил — ветра и воды. Водная эрозия образовала речные долины и горные гряды, параллельные одна другой. Так от Главной гряды отделились Внутренняя (высотой до 738 м) и Внешняя (высотой до 344 м) горные гряды.
Для них характерны полого понижающиеся северные и круто обрывающиеся южные склоны. Такой тип рельефа называют куэстой — косогором. Плотные известняки верхнего слоя куэсты образуют уступы-карнизы: наверху — известняково-нуммулитовый, который разрушается быстрее, под ним — известняково-мшанковый, более твердый.
В процессе выветривания на склонах Внутренней гряды образовались причудливые фигуры — грибообразные «сфинксы», пластинчатые «ребра», округленные вершины и гроты, участки сотового и точечного выветривания. Отдельными островами высятся плосковерхие горы-останцы — водной эрозией они в далеком прошлом были отрезаны от основной гряды.
На ней вдоль южных обрывов Внутренней гряды расположились цепочкой «пещерные города» — средневековые укрепленные городища с вырубленными в верхнем известняковом слое пещерами. Ограниченные обрывами, почти горизонтальные плато создавали идеальные условия для создания оборонительных сооружений.
Немаловажна и другая особенность этих гор, разрешавшая вопрос об обеспечении расположенных на их вершинах укреплений водой — толщу известняков подстилают мягкие мергели, образующие под отвесным обрывом пологие склоны, поросшие лесом и создающие условия для образования водных источников.
Предгорье своеобразное природное звено, связывающее горы и равнины Крыма: лесная растительность чередуется со степной, горы невысоки, много долин, садов, виноградников. Ряд урочищ объявлены заповедниками и памятниками природы.
Среди них каньоны рек Качи и Бельбека; Бельбекская тисовая роща; Сюреньский грот-навес; горы-останцы Мангуп и Тепе-кермен и другие.
В сочетании с живописным своеобразием горной местности особенно выразительны руины средневековых городищ, уцелевшие памятники архитектуры.
Чтобы знакомство с древностями горного Крыма не осталось для путешественника разрозненной цепью диковинок, необходима определенная сумма исторических сведений, которая поможет ему дорисовать в своем воображении картину богатого прошлого этих земель, уходящего в глубокую древность.
I. ПРЕДАНИЯ И БЫЛЬ ГОРНОЙ ТАВРИКИ (Историко-культурный очерк)
Таврика — большой и весьма замечательный остров, имеющий много народов… Говорят, что там Озирис, запрягши быков, вспахал землю, и от этой-то пары быков получил имя народ.
Стефан Византийский
Прекрасная и суровая земля древней Таврики наделена неповторимым сочетанием редких и счастливых свойств: она для нас и «волшебный край, очей отрада»; и земля, где явлены многообразные следы различных культур, начиная с глубочайшей древности; и центральное звено в нерасторжимой связи этих глубоко уходящих корней с историей нашего Отечества. Место встречи почти всех основных культур древности (скифской, эллинской, иудейской) и средневековья (византийской, мусульманской, генуэзской, армянской) и соприкасавшихся с ними народов, обитавших на краю ойкумены — в Скифии и Сарматии, перечисление племенных названий которых заняло бы не одну страницу.
Край, с которым связано одно из самых ранних упоминании народа «русь» и знаменитый поход князя Владимира на Корсунь в 988 г., закрепивший культурную преемственность между самой мощной и просвещенной империей раннего средневековья, наследницей античных Греции и Рима — Византией и выступающим на историческую арену молодым русским государством.
Его противоборство с наследником Золотой Орды — Крымским ханством и его покровителем — Османской империей завершилось присоединением Крыма к России в 1783 г. И здесь же, менее века спустя, Крымская война 1853–1856 гг., показавшая беспримерное мужество русского солдата, продемонстрировала со всей очевидностью неотвратимый кризис самодержавия.
Эти и многие другие вехи наглядно выявляют роль Крыма, который по праву считался перекрестком народов и культур: в течение веков через него шли морские пути, связывающие Русь с Европой и Азией, за них велась упорная борьба, увенчавшаяся победой только в XVIII в.
Попытаемся же увидеть и понять седую древность Таврики вначале через покровы окутывающих ее мифов и легенд, в которых своеобразно преломились элементы действительности; а затем постепенно опустимся на твердую почву добытых археологами фактов, научно обоснованных историками выводов.
В древнегреческих мифах и в землеописаниях немало места уделено Тавриде и омывающему ее берега Понту Эвксинскому. Примечательно, что с ними связан один из древнейших пластов мифов, сообщаемых античными авторами.
В «родословной» древнегреческих богов и героев Понт, наряду с Океаном, выступает древнейшим прародителем титанов, мифических царей и народов. От брака Понта и Геи произошли, в частности, гарпии, горгоны, граи, форкиды — архаические доолимпийские женские божества.
Таврида, наряду с Колхидой, выступает местом действия одного из самых известных мифов Эллады — сказании о походе аргонавтов, который традиция приурочивает к XIII–XII вв. до н. э.
У Гелиоса, древнейшего доолимпийского бога солнца, было два сына, один из которых — Персей — стал царем Тавриды, а другой — Ээт — царем Колхиды, обладателем золотого руна, за которым отправились в поход аргонавты.[1] Охраняли же это руно, по словам Диодора Сицилийского, тавры и их священные огнедышащие быки.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=110505&p=16