Древний крымский город Кефе (Кафа, Феодосия) повидал на своем веку всякое. Столетиями он хранил свой восточный колорит и неповторимую атмосферу старины.
Трагедии XX века наложили свой отпечаток на Кефе. Война, депортация коренных жителей — крымских татар и послевоенная варварская застройка превратили древний город в заурядный советский курорт (хотя отдельные островки былой красоты, к счастью, сохранились).
Мы собрали для вас лучшие старинные изображения Кефе и его жителей, передающие его прежний неповторимый колорит. Как всегда, на все изображения можно кликать, чтобы рассмотреть их получше.
Кефе (Феодосия) на картине Карло Боссоли
Кефе (Феодосия) на гравюре Карло Боссоли. 1842 год
Кефе (Феодосия) на картине Кристиана Гейслера
Кефе (Феодосия) на картине Карло Боссоли
Кефе (Феодосия) на гравюре 1855 года
Набережная Кефе (Феодосии) на картине Ивана Айвазовского. 1840 год
Башня крепостной стены в Кефе (Феодосии) на картине В. Руссена
Старинная мечеть в Кефе, переделанная в христианский храм
Кефе (Феодосия) на картине 1868 года
Кефе (Феодосия) на картине 1868 года
Константин Богаевский. Старая Кафа. Картина 1927 года
Кефе (Феодосия) на фото Антона Стуксберга. 1897 год
Кефе (Феодосия) на фото Антона Стуксберга. 1897 год
Мечеть Муфти-Джами в Кефе (Феодосии), переделанная в христианский храм. Фото Антона Стуксберга. 1897 год
Кефе (Феодосия) на фото Антона Стуксберга. 1897 год
Павильон «Паша-Тепе», где можно было попить целебной воды. Набережная Кефе. Открытка царских времен
Мечеть в Кефе (Феодосии) на открытке царских времен
Общий вид на порт в Кефе (Феодосии) на открытке царских времен
Вид на музей древностей и караимский фонтан в Кефе (Феодосии). Открытка царских времен
Старая улица в Кефе (Феодосии). Открытка царских времен
Здание городской управы в Кефе (Феодосии). Открытка царских времен
Музей древностей в Кефе (Феодосии). Открытка царских времен
Кефе (Феодосия). Открытка царских времен
Павильон Айвазовского в Кефе (Феодосии). Открытка царских времен
Фонтан Айвазовского в Кефе (Феодосии). Открытка царских времен
На улицах Кефе (Феодосии). Справа виден крымский татарин, стоящий возле кафе. Открытка царских времен
Общий вид Кефе (Феодосии)
Вид на Кефе (Феодосию). Фото 1886 года
Карантин в Кефе (Феодосии). Открытка царских времен
Кефе (Феодосия). Открытка царских времен
Кефе (Феодосия). Открытка царских времен
Городской бульвар в Кефе (Феодосии). Открытка царских времен
Караимский фонтан в Кефе (Феодосии). Открытка царских времен
Татарский дворик в Феодосии. Картина А. Куприна. 1930 год
Крымскотатарская чета в Кефе (Феодосии). 1870 год
Маленькие рыболовы на набережной Кефе (Феодосии)
Жители Кефе (Феодосии) Эсма и Меджид с дочерью Алиде. Фото 1918 года
Здание музея в Кефе (Феодосии). Фото довоенных лет. Хорошо видна вывеска на крымскотатарском языке с латинской графикой
Газетный киоск в Кефе (Феодосии). Фото довоенных лет. Хорошо видна вывеска на крымскотатарском языке с латинской графикой
Все изображения взяты из открытых источников
Источник: https://www.crimeantatars.club/history/photogallery/39-charuyushhih-izobrazhenij-kefe-feodosii
Караимская кенаса в Евпатории, видео | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории
Крымские караимы – это потомки тюркских племён Хазарского каганата и местного населения Крыма. Формирование этноса крымских караимов происходило в Крыму в VIII – X в.в. В те времена караимы жили в Феодосии (Кафа), Старом Крыму (Солхат), в пещерном городище 14в. в Чуфут-Кале (старое название Кырк-Ор), в Мангуп-Кале, в Бахчисарае.
Караимы владели ремёслами, были искусными садоводами, строителями, военными, успешными торговцами, за это их ценили и даже приглашали в другие княжества. Так, Галицко-Волынский князь Даниил Галицкий в XIII в. вывез, пожелавших уехать с ним караимов, в Галицию. До сих пор в г. Галиче (Ивано-Франковской обл.) существует небольшая община караимов.
В конце XIV в. Великий Литовский князь Витовт вывез около 400 семей крымских караимов в Литву, на остров Тракай, где находился княжеский замок. В основном, это были семьи ремесленников и воинов, которые пополнили гвардию князя Витовта. Расселившись вокруг замка Тракай, они охраняли резиденцию князя днём и ночью. В городке Тракай до сих пор существует община караимов.
Духовный глава крымских караимов, князья, военноначальники, состоявшие на службе у крымских ханов проживали в неприступных горах в Чуфут-Кале (Джуфт-Кале, крепость Кырк-Ор). Крымский хан освободил караимов от многих налогов и податей и доверил караимам чеканку своих монет. В 1731 году в Чуфут-Кале располагался ханский монетный двор и два древних караимских храма (кенасы).
Русско-турецкая война 1768-74 годов, положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года турки ушли из Крыма.
Караимы получают русское гражданство и расселяются по всему Крыму.
Проявив верность российскому престолу в Крымской войне 1855 года, караимы участвуют в военных действиях, а после войны получают льготы в приобретении земли для садов, виноградников, строительства домов, усадеб, для открытия промыслов.
Разбогатевшие караимы переселяются в крупные города России, многие получают европейское образование. До 1917 года в России было 13 тыс. караимов и 40 караимских общин.
Духовно-административным центром караимов России с 1837 года является Евпатория.
Караимы построили в Евпатории два храма (кенасы), приют, религиозную школу, национальный музей и библиотеку. У караимов города была своя типография, в которой печаталась газета. К 30-м годам XX века все караимские учреждения ликвидируются.
Сейчас численность крымских караимов во всем мире не более 2000 человек, в Украине проживает 1100 караимов, в Крыму – 800 человек, Евпатории – 250.
Храмовый комплекс крымских караимов был построен в начале 19 века по проекту архитекторов братьев Бобович : в 1803 году разрешено строительство, в 1805 году построена Большая кенаса, в 1815 г. завершено строительство малой кенасы, строится здание религиозной школы, благотворительной столовой и хозяйственные постройки, а в 1900 году закончено сооружение портала главного входа в кенасы.
Комплекскараимских кенас является памятником архитектуры 19 в.
С 1921 по 1942 год весь комплекс караимских кенас был закрыт. В 1942 г. открыли Малую кенасу и благотворительную столовую.
С 1959 г. в помещениях караимских кенас располагались различные советские учреждения: краеведческий музей, антирелигиозный музей, Бюро технической инвентаризации, детский сад, работали спортивные секции, курсы медсестёр.
Сейчас комплекс караимских кенас передан караимской общине Евпатории и в 1999 году восстановлен на добровольные пожертвования граждан. 4 сентября 1999года состоялось торжественное открытие и освящение караимских кенас.
Кто такие крымские караимы?
Здание Караимской кенасы и Этнографический музей «Кенаса» находятся по адресу ул. Караимская, 68, тел. 3-30-35.
Источник: http://www.evpatori.ru/karaimskie-kenasy.html
Караимские кенасы
Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму – на исторической родине – их проживает в настоящее время несколько сотен, а в Украине – не более тысячи человек. Во всем мире насчитывается около двух тысяч крымских караимов.
Цифры современной статистики относительны, так как включают и потомков от смешанных браков. В процессе исторического развития безвозвратные миграции привели к образованию нескольких мест компактного проживания крымских караимов на территории бывшего СССР: в Червонной Руси и Литве.
В крупнейших городах России и в Польше общины караимов появились в XIX веке.
Крымские караимы
Крымские караимы являются потомками тюркских племен Хазарского каганата и аборигенного населения Крыма. Формирование этноса происходило в VIII-XII веках н.э. Антропологические исследования академика В.
Алексеева (1970 год) подтвердили тюркскую генетическую преемственность крымских караимов, а историческая память народа сохранила их связь с хазарами в языке, именах, фольклоре, обычаях, названиях блюд.
После распада Хазарского каганата в этнической эволюции крымских караимов принимали участие такие тюркские племена и роды как Узун, Комэн, Калмук, Халач, Борю, Кара и другие. Эти этнонимы до сих пор сохранились в фамилиях крымских караимов.
Родной язык крымских караимов – караим тили – издавна привлекал внимание ученых.
По основным характеристикам он относится к кыпчакским языкам, а из современных языков этой группы весьма близок к кумыкскому, карачаево-балкарскому, крымскотатарскому, то есть к языкам тех народов, которые издавна проживают на постхазарском пространстве.
В предисловии к караимскому словарю, изданному академиями наук СССР, Литвы и Польши, говорится следующее: «Данные караимского языка указывают на то, что караимы последовательно входили сначала в состав таких племенных союзов как хуннский, булгаро-хазарский, узопеченежский и только позже – в кыпчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком, основные черты которого караимы сохранили в современных диалектах». В лексике караимского языка сохранилось множество слов-архаизмов, утраченных в других тюркских языках. По образному сравнению польского профессора Т. Ковальского, караимский язык «подобен мухе, запечатанной в янтаре».
Практический интерес к караимскому языку был проявлен Турцией при первом президенте страны Мустафе Кемале Ататюрке. В период «очищения» от иранизмов и арабизмов в академический лексикон турецкого языка было введено 330 караимских слов – сельскохозяйственные и военные термины.
Название «караим» восходит к религиозному термину и является производным от библейского корня «кара» – «читать, призывать, взывать». Традиционный перевод слова «караим» – «люди, читающие, исследующие только Священное Писание».
Вероучение караимов – караимизм – является монотеистическим. Возникнув в VIII веке, оно распространилось в Сирии, Египте, Хазарии, Византии, Испании, Иране, Крыму.
В настоящее время общая численность последователей караимизма во всем мире не превышает 30 тысяч человек. В подавляющем числе это этнические арабы. Караимы-тюрки проживают в Украине, России, Литве, Польше.
Небольшое количество греков, славян, евреев, исповедующих караимизм, проживает в Турции, Украине, Израиле.
Основу религиозно-нравственных принципов караимского вероучения составляют тексты книг Священного Писания Старого Завета (Пятикнижие, Пророки, Гагиографы).
Целью караимизма является служение Богу и любовь к ближнему, задачей – сохранение библейской чистоты Закона.
Караимы убеждены, что Закон Господа совершенен и в коррекции не нуждается, поэтому сакрализация Талмуда, Нового Завета и Корана для них нехарактерна.
Статичность религиозной традиции караимов не позволяет вносить изменения и дополнения к книгам Священного Писания.
В основе этого лежат слова пророка Моисея: «Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Бога, Всесильного вашего, которые я повелеваю вам» (Втор. 4:2).
Спустя двенадцать с половиной веков после оформления караимизма в самостоятельную религиозную доктрину, у его последователей нет ни одного праздника или поста, не имеющего подтверждения в Писании (посты у караимов связаны с разрушением первого Иерусалимского храма).
Молитвенному дому караимы придают значение храма, с вытекающими из Писания требованиями: ритуальная чистота, омовение, снятие обуви, изоляция женщин в определенные дни.
Порядок богослужения у караимов предусматривает участие каждого прихожанина в чтении молитв. Молитвы у караимов состоят в основном из псалмов.
Тексты Священного Писания, дополняющие псалмы, хотя и не имеют молитвенного значения, но относятся к определенному дню недели и праздникам, напоминают о храмовом жертвоприношении, носят нравоучительный характер.
Праздничные и субботние молитвы отличаются от будничных большей продолжительностью и множеством духовных песнопений (зёмер), сочиненных караимскими поэтами в разные времена. Порядок богослужения и чтения молитв изложен в четырех молитвенных книгах по обряду караимов.
Важным элементом религиозного восприятия караимов является чтение книг Священного Писания на языке оригинала – библейском (древнееврейском), который, по образному сравнению православного священника Г.
Павского, «Небесная Истина употребила в орудие Своего слова».
Это диктуется потребностью наиболее правильного осмысления (которое затруднено при использовании переводных текстов) и более точного исполнения Божьих заповедей.
Религиозного сословия у караимов нет, духовным пастырем может стать любой мужчина, известный своим благочестием, знанием религиозных принципов и обрядности.
Постижение истины заключается в самостоятельном изучении Закона.
По караимскому вероучению, ни один религиозный авторитет не может «навязать» свое виденье исполнения Закона; у караимов отсутствует культ святых, нет посредников между Богом и человеком, нет отпущения грехов.
У крымских караимов есть поговорка: «Обычай – наполовину от веры». Поэтому обычай предков строго соблюдать библейскую чистоту Закона дополняют тюркские корни его носителей.
В религиозном аспекте они проявляются в переводах текстов Священного Писания на родной язык крымских караимов – тюркский, в сохранении в этих переводах мощного пласта древнетюркской лексики и общетюркского термина «Тэнъри» («Бог»), в мотивах религиозных песнопений, в названиях праздников, месяцев, дней недели и календарной системы, в украшении пасхальных опресноков орнаментом, в женских именах и прочем.
В дореволюционной России караимское вероучение было признано самостоятельной религией. В паспортной графе о вероисповедании указывалось «караимское», а в советское время – национальность – караим.
Своим родовым гнездом и народной колыбелью крымские караимы считают крепость Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) около Бахчисарая. Древнейшее из известных названий этой крепости – Кырк, Кырк-Ер.
Издавна караимы проживали в Балаклаве, Мангуп-Кале, Судаке, Феодосии, Солхате (Старый Крым) и других крымских селениях.
В городе Солхате, например, они имели семнадцать училищ и четыре храма, самый большой из которых мог вместить более трех тысяч молящихся.
Джуфт-Кале – родовое гнездо крымских караимов
Являясь полновластными хозяевами Кырк-Ера до XIII века, при крымских ханах караимы несли охрану этой крепости и пользовались самоуправлением. Ее неприступные стены не раз служили надежным укрытием и самим ханам во времена смут и междоусобиц.
Караимы заведовали чеканкой ханской монеты в крепости, на них была возложена ответственность за охрану знатных пленников Крымского ханства. Основными занятиями караимов в Крыму были военное дело, ремесла, земледелие, торговля, медицина, богословие; многие служили при ханском дворе.
Караим Биньямин Ага подписывал акт о вхождении на престол Шагин-Гирея в числе двенадцати высокопоставленных вельмож Крымского ханства.
В середине XIII столетия несколько сот караимов были поселены князем Даниилом Галицким на землях Червонной Руси. В городе Галиче Ивано-Франковской области Украины караимы живут и поныне.
В конце XIV века великий литовский князь Витовт (Витаутас) вывез из Крыма в Литву вместе с татарами и 400 караимских семей.
Известно, что за исключительную преданность караимов Витовт доверил им охрану своей резиденции – замка в городе Тракае (Литва).
Караимский конный отряд принимал участие в Грюнвальдской битве в 1410 году в составе войск Великого княжества Литовского. Проживая более 600 лет в иноязычном окружении, караимы Литвы сохранили родной язык.
До конца XVIII века крепость Джуфт-Кале являлась крупнейшим административным, культурным и религиозным центром крымских караимов. В 1731 году караимы крепости основали первую в Крыму типографию. И поныне здесь находятся два караимских храма, жилые и хозяйственные постройки, развалины школы, монетного двора, мастерских.
Рядом с Джуфт-Кале, в живописной долине, названной по аналогии с иерусалимской Иосафатовой, расположено древнейшее кладбище караимов. Тысячи надгробий являются свидетелями многовекового проживания караимов в крепости. Высокой честью у караимов считалось быть захороненным в этом всенародном некрополе.
Выдающимся людям, умершим вдали от родины, на территории кладбища устанавливались памятники-кенотафы. Особым почитанием пользуются растущие на кладбище вековые дубы. Панический страх перед их уничтожением отразился в народном названии этих библейских указателей родовых захоронений – Балта тиймез («топор не тронет»).
Иосафатова долина близ Джуфт-Кале
После присоединения Крыма к России (1783 год) в жизни караимов происходят значительные перемены. Национальная политика русского самодержавия создает благоприятные условия для численного роста и благосостояния небольшого народа.
Караимы переселяются из древних мест проживания во вновь образованные города Крыма (Симферополь, Севастополь), а в дальнейшем мигрируют и в крупные административно-экономические регионы державы: Москву, Петербург, Киев, Одессу, Харьков, Екатеринослав, Новороссийск и другие.
Во время Крымской войны (1853-1856 годы) караимы сохранили преданность российскому престолу.
Освобожденные императорским указом от службы в армии, они оказали существенную помощь русской армии финансами, продовольствием, имуществом, обмундированием, фуражом, постоем, медикаментами.
Из 25 граждан Евпатории, получивших награды за оказание помощи войскам, 22 были караимами. Добровольцами в военных действиях принимали участие шестнадцать человек.
Получив доступ к высшему российскому и европейскому образованию, караимы активно интегрируются в общественно-экономическую жизнь России, среди них растет число инженеров, врачей, юристов, государственных служащих, профессиональных военных, крупных промышленников, фабрикантов, аграриев и землевладельцев. Караим Соломон Крым дважды избирался в Государственную Думу России, состоял членом Государственного Совета. Во многих городах Крыма караимы занимали должность городского главы.
Соломон Самойлович Крым
На рубеже XIX-XX веков среди крымских караимов отмечается значительный социальный подъем. Строятся прекрасные здания кенас в Киеве, Харькове, Бердянске, Симферополе, Севастополе.
Открываются духовные и ремесленные училища, приюты, создаются общественные фонды помощи, планируется устройство караимского поселка в Крыму Имдат-Пигит («польза Пигита»).
В XIX столетии численность караимов увеличилась в пять раз и к началу XX века достигла 14 тысяч человек.
При составлении статьи были использованы следующие источники:
Тирияки Д. Караимские кенасы Евпатории. – Севастополь: Библекс, 2008.
Источник: http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/svyatyni-kryma/karaimskie-kenasy/
Караимские кенасы (Евпатория, Крым) — описание с фото, как добраться, отзывы
Евпатория — город солнца, моря и незабываемых впечатлений. Его история насчитывает не один десяток веков, чем и привлекает к себе отдыхающих и туристов. Здесь сохранились уникальные архитектурные сооружения, часть из которых представляют караимские кенасы.
Это храмовый комплекс одной из самых малочисленных народностей на планете — караимов.
Караимские кенасы на фото:
Исторический факт: Строительство храмового комплекса положено в начале XIX века, а его полный архитектурный образ продолжал формироваться в течение половины столетия. Общая площадь сооружения составляет 0.25 га.
Кенасы входят в число главных экскурсионных объектов Евпатории.
Более двух веков караимы были тесно связаны с Российским государством. Историки и Этнографы точно не сообщают, когда именно караимы появились в Крыму и с каких земель пришли их предки.
Сегодня небольшие группы караимов проживают в разных частях света. Несмотря на большое удаление друг от друга, члены всех общин осознают себя единым целым с общей историей, культурой и языком.
Караимизм, как религиозное учение, возник в VIII веке, но своими корнями уходят в давние времена. Основоположником движения считается иудейский богослов Анан бен Давид. Изначально караимов так называли за их вероисповедание, и лишь в советское время они превратились в народность.
Они исповедуют караимизм. Их вера посвящена единому Богу.
Караимы чтят Священное Писание Ветхого Завета на древнееврейском языке. Всего насчитывается не более 2000 представителей этого религиозного движения в мире.
Их цель — служение господу, любовь к ближнему и почитание чистоты законов.
На гребне скалистого плато возвышаются стены крепости Чуфут-Кале. Здесь долгое время жили крымские караимы. Гостеприимный приморский город Евпатория на протяжении последних веков становится местом мирного и взаимообогащающего контакта основных мировых религий, и представители караимской общины Чуфут-Кале переселяются в Евпаторию.
В конце XVIII века город становится одним из основных мест проживания крымских караимов. В центре этого «Малого Иерусалима» туристов встречают улицы, на которых и обитают караимы.
В связи со значительным увеличением численности общины насущным являлся вопрос о строительстве кенасы. В 1803 году архитекторами братьями Бобович создается религиозный центр.
От парадного входа к кенасам ведет беломраморная галерея. Именно здесь находится фактический центр жизни и культурного взаимодействия крымских караимов.
В советское время храмовый комплекс был закрыт на долгое время, лишь во время Великой Отечественной войны часть здания открывается для прихожан, а в 1959 году кенасы в очередной раз закрывают. Осенью 2005 года она снова распахивает двери для свободного посещения.
Одной из значительных построек историко-архитектурного достояния общины, сохранившихся в Крыму, становится сооружение религиозного культа — евпаторийские кенасы.
Их архитектурный образ выдержан в духе эклектизма, гармонично сочетая неоготическую, мавританскую и византийскую стилистику.
В состав храмового комплекса входят Большая и Малая кенасы, школа, столовая, постоялый двор и несколько внутренних участков.
Вход в кенасы украшает триумфальная арка, декорированная гладкими колоннами. Над аркой красуется треугольный портик с изысканной лепниной.
Пройдя ворота, с левой стороны находится небольшой фонтан для омовения. Далее следуют несколько двориков, создающих специальный душевный настрой для последующих молитв.
- Виноградный дворик — коридор длиной почти 30 метров с мраморными плитами на стенах. Галерею покрывает металлическая решетка, увитая виноградными ветками. На плитах высечены на древнееврейском языке значимые события, а также имена деятелей, принимавших участие в строительстве. Самая давняя плита помечена 1790 годом. В конце прошлого столетия во дворе установлена памятная плита в честь караимов, отдавших жизнь во времена гонений и войн.
- Мраморный дворик продолжает виноградную галерею. Стены и пол галереи выложены итальянским мрамором и декорированы колоннадой, которая накрыта металлическим решетчатым шатром, увитым растениями. Здесь в 1851 году, как память о посещении караимов императором России Александром I, установлен обелиск, увенчанный двуглавым бронзовым орлом.
- Дворик ожидания молитвы — это квадратный участок, окруженный с трех сторон рядом декоративных ложных арок. Место, где решают вопросы религиозной общины и ожидают начало молитвы. Во время празднований двор украшают коврами и выставляют фрукты для освящения. На площади установлены солнечные часы, по которым раньше определяли время молитв.
- Лапидарий. На участке собраны образцы древней письменности, увековеченной в камне и надгробные плиты (без могил) с караимского кладбища.
- Малая кенаса. Здесь по будням проходят службы. Напротив входа на помосте располагается алтарь, где хранятся древние свитки «Книги Закона» (Торы). В восточной стороне находится каменные ступени, ведущие на резной балкон — женское помещение для молитв.
- Большая кенаса предназначена для проведения праздничный богослужений. Кенасе предшествует небольшой портик с экспозициями. Солнечный свет, проходя через цветное мозаичное остекленение, создает соответствующий настрой. В архитектурном исполнении Большая кенаса является аналогом храма Соломона.
В разное время помещения комплекса занимали всевозможные организации: курсы медицинского персонала, музей атеизма, спортивные секции, детские заведения, краеведческий музей. Сегодня храмовое сооружение открыто для гостей.
На территории работает библиотека, музей истории и кафе с народной кухней. В кенасы можно попасть по единому билету, купленному на обзорную экскурсию по Евпатории или приобрести билет непосредственно на входе в кенасы.
Храмовый комплекс расположен на улице Караимская, 68 в районе Старого города. По мощеным улочкам лучше совершить прогулку — это пешеходная зона. От автобусной остановки можно дойти за 5 минут.
В эту сторону идут автобусы под номерами 1, 6 и 17 или маршрутное такси до остановки «Водоканал».
Караимские кенасы — это удивительный архитектурный ансамбль, который завораживает простой линий в гармоничном сочетании с природными элементами. Место чистых мыслей и души.
GPS Координаты: 45.197910 33.372806 Широта/Долгота
Источник: http://bez-tebya.ru/chudesa-sveta/karaimskie-kenasy-evpatorija-krym-opisanie-s-foto
Улочки старой Феодосии: Караимская
Караимская слобода – древний район Феодосии. Он находился на территории, которая в наше время ограничена улицами Тимирязева, Желябова и горой Митридат. Центральной улицей Караимской Слободы была Караимская, которую во времена советской власти называли улицей Фурманова.
И.М. Саркизов-Серазини, в своей книге «Старая Феодосия» описывает Караимскую Слободу так:
«Ни в одной части города я не испытывал такого своеобразного ощущения ушедших веков, как во время посещения Караимской слободки. Мне кажется, такой она была при генуэзцах и оставалась во времена турецкого владычества…
…Время изменило облик населения города, но оно почти не изменило его внешней архитектуры, зданий и своеобразного характера улиц, тупичков и переулков. Я еще помню патриархальные бороды и длинные кафтаны почтенных «раббе», возвращающихся домой после торговой суетни в городе. Эти бороды и эти кафтаны, подпоясанные кушаком, стали исчезать после 1900 года и теперь исчезли окончательно».
Сейчас, проходя по извилистым, крутым улочкам Караимской слободы также невозможно не испытать ощущение ушедших веков, многослойной истории нашего города.
Своим названием улица Караимская обязана древнейшей этнической группе. На этой улице когда-то жили именно караимы.
Кто такие караимы?
Караимы (в переводе с древнееврейского языка «караим» значит — «читающий») — это немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе.
Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Галич, Луцк) и Литвы (Тракай, Паневежис).
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. Лексический состав караимского языка отличается заимствованием ряда религиозных терминов из древнееврейского языка.
Крымский диалект караимского языка (традиционое караимское название — Лешон Татар (в пер. с иврита означает «язык татар»)) заметно отличается от диалектов караимов Литвы и Западной Украины, называвшихся караимами Лашон Кедар («язык кочевников»).
В настоящее время все диалекты караимского языка, за исключением тракайского, практически исчезли.
Будучи по языку, фольклору и традициям тюркским народом, караимы, тем не менее, исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму или же трактуемую как секта иудаизма.
Предположительно история караимской общины в Феодосии (Кафе) начинается в XI веке новой эры. Феодосийская община была и остается одной из наиболее крупных и значимых общин крымских караимов. Сейчас этот народ крайне малочислен — в Феодосии проживает около 100 караимов (в том числе полукровок, считающих себя караимами).
Караимская кенасса
Стоит отметить, что на территории Караимской Слободы, когда-то располагалась кенасса — молитвенный дом караимов. Караимская кенасса в Феодосии — одна из древнейших кенасс в мире. К сожалению, сооружение не сохранилось до наших дней. Подробнее о судьбе караимской кенассы мы расскажем в следующей статье.
Мечеть Муфтий-Джами
Мечеть Муфтий-Джами была построена в 1637 году, во времена правления султана Мурад-Хана III. Она обладает простой конструкцией. В облике мечети Муфтий-Джами прослеживаются традиции османской архитектуры. Постройка похожа на многие культовые религиозные сооружения Стамбула, с которым Феодосию сравнивали в средние века.
Старинная мечеть имеет три входа — восточный, западный и северный (главный). Восьмигранный минарет Муфтий-Джами сделан из бута и известняка.
Когда-то во дворе, рядом с мечетью, находилось небольшое дюрбе (мусульманский мавзолей), построенное по принципу купольных мечетей.
На старых открытках мы видим изображение мечети Муфтий — Джами, переданной во времена Екатерины II армянской католической церкви (на куполе и на минарете видны кресты). Реставрация ее была начата в 1970 г., продолжается и в настоящее время.
С 1988 года в мечети совершается пятничный намаз. (По материалам Р. Лихотворика, «Путешествие со старой открыткой»).
Караимский дом XVII в.
Помимо турецкой мечети, на Караимской есть и другие памятники архитектуры.
По адресу Караимская, 15, сохранился типичный караимский дом XVII в.
Караимский дом — обычно двухэтажный. На первом этаже располагалась кухня с печью и хозяйственные помещения. Второй этаж был жилым. Левая часть – женская половина, правая – мужская. В доме имелась гостиная и комната для стариков (родителей).
В гостиной у одной из стен стоял сет (деревянная лежанка), на него клали матрац, который застилали красивым покрывалом. У стены раскладывали многочисленные подушки прямоугольной формы в ярких расшитых наволочках.
К стене над сетом прибивался ковер, также ручной работы. Гостей принимали сидя на полу за низким деревянным столиком, накрытым металлической круглой или шестигранной столешницей. Полы в домах покрывали войлочными коврами.
Ведь, заходя в дом, у караимов было принято снимать обувь.
Улица Караимская — одна из старых улиц. По словам ее жителей, на Караимской есть две достопримечательности — один из самых старых домов в нашем городе и здание, в котором раньше располагалась мясная лавка зажиточного караима.
Андрей, 48 лет
— Когда-то здесь жили караимы. Я живу на этой улице почти всю свою жизнь, больше сорока лет. Живу в желтом доме, который был построен в конце 19 века, а может и намного раньше. Точно не скажу.
Дом уже очень старенький. Когда мы покупали этот дом, его хозяева рассказали о том, что до революции в нем располагалась мясная лавка, в которой торговал караим.
Там, где сейчас расположен гараж, раньше был вход в мясную лавку.
А вот здесь на углу есть дом, покрытый старой оранжевой черепицей. Он считается одним из самых старых домов Феодосии. Он был построен в 18 веке, сейчас он разрушается, там никто не живет, поскольку этот дом находится в аварийном состоянии. Он сыпется, валится.
У нашей улицы есть проблемы, одна из них — это дорога. Вот видите, здесь на половине дороги нет асфальта. Лежит старая брусчатка, которой уже два-три века. Брусчатку частично расковыряли еще в 1917 году, а дорогу нормальную так и не сделали. Было бы неплохо, если бы на нашей улице проложили асфальт.
Альбина Пупышева , Афонина Наталья Просмотры: 12,146
Источник: http://feomapia.com/story/97297/ulochki-staroy-feodosii-karaimskaya_29-11-2014
Караимские кенасы в Евпатории
Самая колоритная улица в Евпатории называется Караимской. Именно здесь находится уникальная достопримечательность – Караимския кенасы.
Храмовый комплекс является памятником архитектуры XVIII века государственного значения и одной из знаковых реликвий древнего народа — караимов.
В Кенасах проводятся экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», а также размещены музей караимской культуры и кафе национальной кухни под названием «Караман».
Кто такие караимы?
Начиная рассказ о Караимских кенасах, нельзя не упомянуть о народе, благодаря которому возник этот исторический памятник. Слово «караим» в переводе с иврита означает «читающий». Наверняка подобное название народ получил неслучайно. Возможно, лучшие представители караимов были мудрецами, изучившими тысячи книг…
Есть две основные версии происхождения караимов. Одна связывает их с хазарами, принявшими иудаизм, другая — с евреями. Изучение происхождения караимов осложняется отсутствием у них письменной традиции.
По языку и фольклору они очень близки с тюркскими народами. Однако караимы традиционно исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму.
Таким образом, обе версии до сих пор остаются предметом научных дискуссий.
Одно из первых упоминаний слова «караим» можно найти в описании Кафы в начале XV века, сделанном немецким путешественником Иоганном Шильтбергером.
По мнению русского семитолога Авраама Яковлевича Гаркави, караимы поселились в Крыму в XIII веке вместе с восточными евреями, талмудистами (крымчаками).
Караимский писатель и археолог Авраам Самуилович Фиркович собрал множество рукописей и документов, подтверждающих, что караимы жили в Крыму еще до распятия Христа.
В XIV веке в столице крымского ханства Солхат (Старый Крым) существовала караимская община. Главным же центром караимов Крыма был Чуфут-Кале.
Подписание Екатериной II (1729 – 1896) Манифеста о присоединении полуострова к Российской империи становится судьбоносным для караимов. Духовный центр народа переносится в Евпаторию.
Местопребывание его главы — гахама и центральный храм города переезжают в здание, расположенное рядом с ханской мечетью Джума-Джами.
В 1804 году начинается строительство Большой кенасы по проекту и активной финансовой поддержке Симы Соломоновича Бабовича.
Яркий представитель караимов Бабович внес огромный вклад в культуру и духовность своего народа. Будучи молодым человеком, он стал известным в Крыму коммерсантом.
В 20-х годах ХХ века занимает должность городского головы Евпатории. Именно в это время происходит сооружение Караимских кенас.
С именем Бабовича связана реставрация Ханского дворца в Бахчисарае, а также ведение образцовых садовых хозяйств в Крыму.
Бабович встречался с русскими государями, крупными чиновниками, поддерживал отношения с высшим духовенством христиан и мусульман, был филантропом и меценатом, издавал караимскую литературу.
В доме Бабовича в Евпатории, расположенном на Караимской улице останавливались Александр I, а в 1825 году польский поэт Адам Мицкевич. На фасаде здания в 2002 году была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь, в доме главы крымских караимов Хаджи Аги Бабовича, 27-28 июня (9 — 10 июля по н. ст.) 1825 года останавливался великий польский поэт Адам Мицкевич (1798-1855)».
История Караимских кенас
Большая кенаса строилась в общей сложности 3 года с 1804 по 1807 год. Основное время заняла отделка помещений и обустройство территории.
Спустя восемь лет в 1815 году напротив соборного храма, предназначенного для праздничных богослужений, открыла двери Малая кенаса. Это помещение должно было служить ежедневным духовным нуждам караимской общины.
Вдохновителем ее строительства был младший из братьев Бабовичей — Самуил.
К началу же 20-х годов храмовый комплекс пополнился зданием начальной духовной школы для мальчиков (мидраж), в которой была открыта благотворительная кухня. Архитектурный облик ансамбля храма был окончен к 1900 году. В это время вход на кенасы появляются ажурные кованые ворота, а стены зданий украшают мраморные дощечки с памятными именами, датами и изречениями.
Сто последующих лет в истории кенас можно назвать периодом расцвета. Духовный центр караимов посещают известные люди, среди которых два российских императора Александр I и Николай II. В 1859 в честь посещения кенас императором Александром I был установлен мраморный обелиск.
Неприятности начинаются после октябрьской революции 1917 года. Период пропаганды атеизма не мог не отразиться на судьбе храма. В 1927 году крымские кенасы были закрыты.
На их базе создается антирелигиозный музей, который трансформировался затем в исторический. В предвоенные годы в Большой кенасе проводились курсы медицинских сестер, а в Малой разместился спортивный зал.
В 1938 году в процессе переоборудования помещениям был нанесен значительный ущерб, нарушивший внутреннюю планировку зданий.
Во время Второй мировой службы в караимском религиозном центре возобновились, вновь заработала благотворительная кухня. Однако в послевоенное время антирелигиозная волна вновь захлестнула Евпаторию. В 1959 году на территории кенас был открыт детский сад.
В 1963 году, согласно постановлению Совета министров УССР, комплекс Караимских кенас в Евпатории был официально признан памятником архитектуры. Новый статус, к сожалению, не защитил исторический памятник от новых ударов.
В1967 году в здание малого храма переезжают отделы Археологического музея, а в Больших кенасах «поселяется» Краеведческий музей.
Приспосабливая здания под нужды новых хозяев во время реконструкции 1969 года, храмовому комплексу был нанесен урон, коснувшийся внутренних интерьеров.
Лишь в 1990 году начался долгожданный процесс возрождения караимской реликвии. Благодаря пожертвованию галичан, среди которых, как оказалось есть караимы, в 1994 году был восстановлен алтарь. В 1996 году открылся музей истории и этнографии крымских караимов им. С.И. Кушуль.
В этот период происходит реконструкция несущих элементов портика соборного храма, свое место, наконец, занимает алтарная деревянная резьба.
В 2005 году проводится генеральная реконструкция обоих помещений храмов, а в 2007 двуглавый орел «взлетает» на стелу, установленную в честь посещения Евпатории Александром I.
8 сентября 2005 года состоялось торжественное открытие возрожденных Караимских кенас, и теперь жители и гости Крыма имеют возможность соприкоснуться с историей одного из удивительных, чудом сохранившихся народов мира – караимов.
Строение Караимских кенас
Что же представляет собой храмовый комплекс Караимские кенасы? Общая площадь в четверть гектара складывается из пяти взаимосвязанных внутренних двориков.
Каждый из них является произведением архитектурного искусства и выполняет определенную функцию. Виноградный, Мраморный, Ожидания, Ритуальный, Мемориальный дворики выступают связующим звеном основных сооружений.
Архитектурный ансамбль состоит из Большой и Малой кенас, мидража, благотворительной столовой.
Прогуливаясь по Караимской улице невозможно не заметить изящный парадный портик в ренессансном стиле. Это и есть вход в кенасы. За ним следует Виноградный дворик, его еще называют зеленым коридором. Затем следуют отделенными аркадами Ритуальный дворик слева и Мемориальный — справа. Они являются преддверием праздничного и повседневного храмов, опоясывая их.
Путь следования по уютным живописным коридорам преграждает беломраморная колона с двуглавым орлом. Вот и Мраморный двор. Его торжественность скрывает от любопытных глаз дворик Ожидания. Попадая в уютный садик, с шатровым каркасом, увитым виноградными лозами, посетители ощущают небывалое умиротворение.
Трехарочная колоннада ограждает Мраморный двор от Ритуального. Он представляет собой г-образное 35-ти метровое сооружение, охватывающее Большую кенасу с юго-запада. Эта часть храмового комплекса посвящена скорбной памяти народа.
В 80-х годах XX века с почти утраченного древнего караимского кладбища Евпатории на территорию кенас были перенесены несколько надгробных плит, на которых можно прочесть имена некогда прославленных общественных и культурных деятелей.
Расположенный симметрично Ритуальному Мемориальный дворик, ныне служит данью памяти о трагических событиях Второй мировой войны. При наступлении немецких войск в начале 1942 года погибла значительная часть караимов. Об этом напоминают пятнадцать мраморных досок под печально склоненной черной розой.
Вход в Большую кенасу украшают цветные блики витражей. Впечатление усиливает мраморный тринадцатиколонный арочный портик. Внутрь него ведут два арочных входа за резными деревянными дверями, богато украшенными резьбой по камню.
Внутреннее пространство портала заполняют арки входов в храм, латунь массивных деревянных дверей, деревянная резьба потолка с разноцветным узором, витраж арочных окон…
В южной части соборной кенасы возвышался гехал с древними свитками Торы. Священные писания скрываются за богато вышитым парахетом (занавесью). Когда-то помост с центральным аналоем украшал семисвечник, а возле двух боковых – стояли кресла газанов.
Малая кенаса более всего пострадала от вандальных вмешательств. В отличие Большой здание для ежедневных молитв отличалось малыми размерами и более скромной отделкой интерьеров. После реставрационных работ первоначальная планировка кенасы была восстановлена, а сохраненный трехчастный алтарь с венчающей его короной занял свое законное место.
Источник: https://vkrym.su/page/97
Караимская кенасса в Феодосии
Караимская кенасса в Феодосии — одна из древнейших караимских кенасс в мире, ныне разрушена.
Первая из двух известных караимских кенасс в Феодосии, на Караимской Слободе, была построена в 850 или 909 году (по различным источникам). Сейчас от того строения остался только фундамент. Сохранившаяся табличка датирует постройку кенассы 5052 годом от создания мира.
Вторая кенасса была построена в 1292 году, однако её здание также не сохранилось — разрушено во время Второй мировой войны. По данным Б. Я. Коккеная, уроженца Феодосии, в этой кенассе хранились рукописи начиная с XIII века. По мнению Э. И. Лебедевой, здание было построено в XIV веке.
В 1912 году из наследства А. М. Гелеловича было выделено 1000 рублей золотом на содержание кенассы.
Сегодня источник бесперебойного питания ИБП можно встретить практически в каждом доме — в основном, они используются для обеспечения бесперебойным питанием компьютерного оборудования, чтобы защитить данные от возможной потери.
Такое электрооборудование, как ИБП UPS действительно универсально — с его помощью можно (пусть и кратковременно, но этого вполне хватит для корректного завершения работы) справиться с авариями сетевого напряжения, высоковольтными импульсными помехами, подсадками и всплесками напряжения, высокочастотными шумами, отклонениями частоты, и др.
Конечно, если купить ИБП любого производителя, ориентируясь исключительно по низкой цене, он вряд ли будет страховать от любых проблем — скорее всего, лишь обеспечит работу обычного домашнего компьютера при полном выключении электричества на 10-20 минут.
На хороший ИБП цена может быть очень высокой — но это уже устройства совсем другого класса, защищающее дорогие сервера и другие ценное оборудование, требующее постоянного и качественного электропитания.
В нашем интернет-магазине на ИБП стоимость может быть любой — мы покрываем все запросы потребителей, и продаем и сравнительно простые киловаттные бесперебойники для бытовых нужд, и очень дорогие профессиональные UPS для серверных стоек, ценой в сотни тысяч рублей. У нас можно купить электротехническую продукцию под любые цели.
В памяти стариков сохранилось описание строения и внутреннего содержания здания. Чтобы войти в здание, нужно было пройти через небольшую калитку, затем увитый виноградом дворик и застеклённую веранду.
На веранде вдоль стен были установлены каменные скамьи, под которыми находились ниши-ящики для хранения обуви. Каждый знал свою нишу, в ней находились его войлочные тапочки, которые следовало надевать, входя в здание.
В конце веранды была дверь, ведущая внутрь залы кенассы.
Вход в кенассу находился с севера, а алтарь с юга, так как караимы молятся, обратясь в сторону Иерусалима.
Потолок и стены были украшены пяти- и шестиконечными звёздами, различными геометрическими фигурами и изречениями из Пятикнижия Моисеева. Пол был устлан коврами.
Над задней частью здания находился балкон, который поддерживался двумя колоннами, соединёнными деревянной аркой, отделанной резьбой. Балкон был инкрустирован перламутром и сверху зарешечен.
Перед гехалом (алтарём) было установлено три аналоя (кафедры караимского священника). За левым аналоем газзан совершал обряд венчания, служил панихиду по умершим, молился за различные нужды.
На правом аналое клались свитки Священного писания, которые обычно хранились в маленькой комнатке за алтарём.
Основным являлся центральный аналой, перед которым священнослужитель проводил ежедневные службы, а также разбирал семейные проблемы: газзан у караимов считался чем-то вроде третейского судьи, а гахам и Духовное правление считались верховным судом.
Источник: http://bike-crimea.com/blog/2012/karaimskaya-kenassa-v-feodosii/