На свете много прекрасных и удивительных мест. Наверное, на земле нет такого человека, который бы смог объехать весь мир и заглянуть в каждый его уголок. Господь сотворил нашу красивую планету, чтобы мы могли жить и наслаждаться жизнью, восхваляя своего Создателя и следуя его заповедям.
В нашем мире все удивительно: блестящие золотые поля, душистые зеленые луга, бесконечное, могущественное море, величественное, неповторимое синее небо и человек, живущий среди всего этого великолепия. Каждый из нас – уникален и каждый является сыном Божиим.
Мы должны беречь нашу землю и все те ценности, которые на ней есть, словно хрупкую и изящную шкатулку с бесценными драгоценностями. Вне всяких сомнений, один из таких бриллиантов — сохранившийся до наших дней храм Святого Сергия (Сурб – Саркис) в Феодосии.
Сурб – Саркис (Церковь Святого Сергия) – это памятник армянской средневековой архитектуры, который был построен в X — XI веках, задолго до того, как в Крыму появились генуэзцы. Армяне приверженцы Армянской Апостольской церкви. Церковь Сурб – Саркис относится к Армянской Апостольской Святой церкви.
- Храм Сурб — Саркис в Феодосии
Армянская Апостольская церковь – древнейшая христианская церковь. Относится к группе Древневосточных церквей и является государственной церковью в мире. В богослужении используется армянский обряд.
В Крыму сохранилось немалое количество удивительных старинных армянских церквей, которые действуют в Феодосии, Ялте и Евпатории. Известно, что армяне жили в Крыму еще до нашей эры, правда, об их жизни мало что известно.
В те далекие времена Крым был губернией Римской империи, и сюда привозили рабов на продажу, среди которых было много евреев. Официально Армения и Крым узаконили отношения в Киммерийском договоре с урартскими царями. Это был договор о взаимопомощи и торговле между Арменией и Крымом.
Что касается Феодосии или Теодосии – древнее название города, то здесь в VII -VIII было много армян и армянских храмов. На одном только Карантине в Феодосии находятся множество армянских храма XIII – XV веков.
Известен и тот факт, что в свое время немцами был построен ДОТ, который стоит на фундаменте армянской церкви, построенной в VIII веке.
Армянская церковь, несмотря на все страсти, терзающие полуостров, всегда обладала некой неприкосновенностью вне зависимости от того, кто на данный момент владел Крымом: генуэзцы ли или татары – церковь имела автономию и самоуправление. Именно армяне строили церкви при генуэзском и татарском господстве, в то время как у других народов такого права не было. Армяне были признаны коренным населением, в отличие от греков, например. К концу XIV века по всей Феодосии было множество армянских храмов.
- Армянский храм на Карантине
- Любопытный факт: на определенное количество человек, проживающих в городе, должно полагаться определенное количество церквей.
Расцвет строительной деятельности армянскими поселенцами приходится на начало XIV века. Мы понимаем это согласно одной армянской рукописи (начало XIV века), которая свидетельствует о том, что в то время существовал армянский монастырь Святого Георгия, при котором была построена купольная церковь.
Феодосия была одним из главных духовных центров крымских армян и, конечно же, здесь были построены не только десятки храмов, но и армянские школы, торговые дома, банки, ремесленные цеха, караван — сараи. Жизнь крымских армян особенно оживилась в конце XIX и начале XX веков.
Стала особенно заметна деятельность церковных попечительств, которые существовали почти во всех армянских поселениях Крыма. Состоятельные армяне оказывали большое содействие, чтобы «поднять» нацию на уровень современной цивилизации и осуществить благотворительные мероприятия. В 1812 году в Крыму появилась должность наместника католикоса всех армян.
В 1842 году наместник католикоса уступил место главному попечителю крымских армянских церквей. Сурб – Саркис – древнейший сохранившийся и действующий храм в Крыму, расположенный в историческом центре Феодосии в очень уютном и живописном месте.
Сурб-Саркис – это некий островок застывшей старины, посереди современного города и утопающий в ароматах уникальных деревьев, растущих на территории храма. Особенно сильно чувствуется их восхитительный, хвойный шлейф после прошедшего дождя.
Исторически храм Святого Сергия располагался в центре старого города неподалеку от главного рынка Кафы и соседствовал с наиболее оживленными кварталами того времени, вследствие чего и имел большой приход. Надо заметить, что этот храм перестраивался, обновлялся и ремонтировался чаще других.
Армяне считают, что храм должен быть скромным и аскетичным и Сурб – Саркис именно такой храм: строгий, скромный, аскетичный, но при этом, очень красивый. Храм назван в честь армянского святого Саркиса, именем которого наречен не один армянский храм по всему миру.
По преданию, Саркис был родом из Кесарии Каппадокийской, жил в IV веке и принял мученическую смерть за христианство. Это был умный, мужественный человек и отличный воин, который достиг звания стратилата римской армии при императоре Константине Великом. Ко всему прочему, Саркис был хорошим проповедником и распространял христианство.
Во времена правления императора Юлиана — Отступника на христиан начинаются жесточайшие гонения и Всевышний повелевает Саркису покинуть империю. Убежище для себя и своего сына Мартироса Святой Саркис находит в Армении, где в ту пору царствовал внук Трдата Великого, царь Тиран.
Армянский царь уговаривает Саркиса перейти на службу к Шапуху II, где он проявит себя, как талантливый и храбрый воин. В IV году, из-за отказа принять огнепоклонство, Святой Саркис принял смерть вместе со своими соратниками – единомышленниками. Сейчас его мощи покоятся в Армении в специально построенной церкви, названной в его честь.
В Армении Святой Саркис один из самых почитаемых святых и является покровителем всех влюбленных. Но вернемся к храму Сурб –Саркис в Феодосии. Мы не можем утверждать, в каком именно году была построена эта церковь. Но доподлинно известно, что в церкви есть хачкар XI века (камень – крест).
Путаница с определением вековой принадлежности храма возникает из–за того, что Сурб – Саркис несколько раз перестраивали, как мы уже писали, а именно в XIII, XIV, XVII веках. Изначально, деньги на постройку храма собрала армянская община Феодосии.
Строили храм из известняковых блоков, тщательно затирая все швы, которые на сегодняшний день во многих местах разрушились и поросли лишайниками и мхом, благодаря чему храм напоминает маленький средневековый замок. Ранее, на территорию церкви вели каменные ворота с изящными зубчатыми карнизами. Что первым делом бросается в глаза и является самым распространенным вопросом – А что это за кресты такие?
Действительно, наружные и внутренние стены церкви буквально усыпаны хачкарами. Хачкар – это камень-крест, вид армянских архитектурных памятников, который сначала вырезается из горных пород, после чего вставляется в стену храма или устанавливается вдоль дороги. Многие из них с посвятительными надписями на армянском языке о меценатах и реставраторах храма.
Большие плиты с хачкарами заложены в кладку фасада церкви, как молитва за благоденствие всех тех, кто жертвовал средства на строительство церкви. Хачкары устанавливали, например, в честь праздника. Тогда как русские писали иконы, то армяне вставляли в стены хачкары. Если на развалинах старых строений находили хачкары, то их помещали в стену действующего храма.
Стены и свод церкви Сурб –Саркис были расписаны красивыми фресками, которые, к величайшему сожалению, не сохранились. Реставраторы раскрыли два слоя росписей, относящихся к разному времени. Стены были покрыты голубой краской, а своды были украшены золотыми звездами.
Остатки этих звезд мы можем увидеть и сейчас, а если хорошо приглядеться, то можно рассмотреть и остатки фресок. Под слоем краской – слой, который датируется XVII веком с орнаментальными медальонами. Нижний слой открыт в конце алтарной абсиды и датируется XIV –XV веками.
В конце алтарной абсиды можно рассмотреть композицию «Деисус», где в центре – Христос, а Божья Матерь и Иоанн Креститель – по бокам. Сам свод закрашен зеленой краской, но и там можно различить изображение евангелиста с нимбом и книгой в руке.
Еще одной особенностью церкви были уникальные, резные двери. Сегодня, эти двери хранятся в феодосийском музее древностей и государственном «Эрмитаже». Считается, что они были изготовлены в Феодосии армянскими мастерами. Когда-то, над этими дверьми была видна ореховая доска с надписью о вторичном возобновлении храма в 1532 году.
Мы не можем не отметить тот факт, что в XIX – XVI веках Сурб – Саркис был центром армянского образования и культуры в Феодосии. Здесь действовала одна из школ, где обучали искусству миниатюры и гравюры. Мы с Вами медленно, но верно подбираемся к одному очень известному человеку, который, в свое время, также обучался в этой самой школе.
Но о нем чуть позже. В скриптории церкви творили известные поэты, историки, философы, художники, мастера – миниатюристы: Степанос, Карнеци, Симеон, Бабердеци, Аветис, Авраменц и другие.
Здесь обретали свой последний приют известные и достойные люди и, в частности, армянский художник – миниатюрист, мастер дел переплетных, Николайос Цакхарар, который при жизни работал в разных городах Крыма в XVII веке.
Что еще отличает Сурб – Саркис от других храмов? Тот самый человек, которого когда –то, а именно в 1817 году крестили в стенах этой церкви, звали Ованнес Айвазян или Иван Айвазовский. Да, не все знают, что Айвазовский был армянином и родился в нашем старинном городе, который очень любил.
Так вышло, что именно церковь Сурб – Саркис стала родной для Ивана Константиновича. Здесь он венчался со своей женой и здесь же, по его завещанию его отпевали. Сейчас, великий маэстро покоится в ограде церкви вместе со своей женой, Анной Никитичной Бурназян, которая, также как и он, была армянкой по национальности.
В 1903 году она воздвигла на его могиле памятник – саркофаг, сделанный известным итальянским скульптором Биоджоли. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817 -1900». А на другой стороне надпись: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Анна Никитична была похоронена рядом со своим мужем в 1944 году.
Склеп Айвазовсвкого и его жены, Анны
Айвазовский был меценатом храма и в 1888 году, когда Сурб – Саркис пережил пожар, художник выделил немалые денежные средства на его перестройку, о чем и указывает плита внутри здания с армянской надписью.
Мало кто знает, что Айвазовский написал иконы для армянских храмов Святого Саркиса и Святого Геогрия, а именно: «Хождение по водам», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Богоматерь с младенцем», «Крещение», «Моление о чаше», «Тайная вечеря», «Молящийся воин». Сейчас все эти иконы находятся в национальной картинной галерее имени И.К.Айвазовского в Феодосии.
Если мы с вами посмотрим древние рисунки и, в частности, на рисунки в альбоме «Историческом и живописном альбоме Тавриды» Евгения де – Вильнева 1858 года (до пожара), то мы увидим, что Сурб –Саркис выглядел несколько иначе, чем мы видим его сегодня. Я говорю о входе в храм, древнем портале, переделанным в звонницу, который стоит отдельно от основного храма.
На рисунке де – Вильнева четко видно, что портал был связан с храмом и служил входом в него. Звонница была построена в XV веке в стиле армяно –малазийской архитектуры. Вполне возможно, что портал стал самостоятельной частью после пожара 1888 года.
- Звонница
- Храм Сурб — Саркис до пожара
С 1971 года храм Сурб – Саркис являлся филиалом феодосийского музея древностей и служил местом хранения лапидарной коллекции музея. Здесь хранили армянские, генуэзские, арбские эпиграфические памятники. В 1989 году храм вновь стал храмом, как и должно быть. Здесь были проведены большие реставрационные работы, которые ведутся и по сей день.
В порядок была приведена и могила Айвазовского и его жены Анны. Местные жители, в основном, знают это место, как «Могила Айвазовского». Да, это так и есть. Великий художник покоится здесь со своей любимой женой, которая после его смерти практически не покидала своего жилища, пережив все ужасы гражданской и Отечественной войн, которые терзали город и страну.
Он воистину был гениальным человеком и оставил нам с вами огромное культурное наследие в виде своих выдающихся полотен. Айвазовский был почетным гражданином Феодосии и очень многое сделал для нашего города. Мы, безусловно, всегда будем помнить о нем, беречь его память и его картины, как это преданно, а порой и самоотверженно делают работники картинной галереи.
Но давайте не будем забывать, что в первую очередь, Сурб –Саркис – это дом Божий, а не только точка в маршруте экскурсоводов и туристов. Это храм, который любит молитву и тишину. Мы должны уважать его историю, его обычаи, людей, которые в нем служат, и соблюдать все те элементарные правила поведения, которые необходимо соблюдать, когда мы приходим в любую церковь.
Все мы помним черно-белые кадры, на которых церквям рубили головы, стены взрывались и рушились, погребая под слоем пыли нашу историю и наши души. Это привело к тому, что храмы превратились в клубы и места хранилищ. Многие люди до сих пор воспринимают Сурб –Саркис, как место, «Я тут маленький все облазил с пацанами, пока в войнушку играли». Это не правильно и так быть не должно.
И звонница не то место, где следует распивать алкоголь, курить и выражаться ненормативной лексикой. Это наша с вами культура, наша история, наше отношение к жизни. Мы должны стараться не разрушить, а сохранить и приумножить. Экскурсоводы, приводя в церковь группы туристов, первым делом устремляются к купели, в которой был крещен Айвазовский.
Почему никто не говорит о том, что это ХРАМ – дом Господа, которого мы и должны славить в первую очередь? Остановитесь на одну минуту, спокойно подумайте и только после этого заходите внутрь.
Не стоит этого делать, если вы одеты в прозрачный пеньюар «на купальник», такие случаи не редкость, только потому, что вы заплатили за экскурсию и очень хочется полюбопытствовать, что эта за церковь такая необычная. Не стоит заходить в храм, выпив вина.
Не стоит разговаривать в голос, выясняя и расталкивая других, почему все свечи ставятся в одну песочницу, например? Самое главное — знать Бога и иметь его в сердце. Именно он и подскажет, как нужно себя вести, и какой идти дорогой. Очень хочется верить, что Вы выберете для себя праведный путь. И в этом, безусловно, Вам и поможет храм. Только войдите в него с чистыми помыслами, оставив за воротами тщеславие, гордость и высокомерие. Будьте благословенны!
- Вместе с этим читают:
- Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии
- KAFABELLA.RU
Источник: http://kafabella.ru/khramy/article_post/armyanskiy-pravoslavnyy-khram-surb-sarkis-v-feodosii
Храм Сурб Саркис
Самой старинной армянской апостольской церковью Феодосии считается Храм Сурб Саркис (Св.Сергия), который был сооружен в 1330 году.
Это храмовое сооружение на протяжении многих веков являлось признанным центром развития культуры и образования армян в городе.
При церкви в 14-16 столетиях существовала крупнейшая мастерская рукописной переписки – скрипторий.
Содержание:
- Архитектура и интерьер
- Айвазовский и храм Сурб Саркис
Перепись религиозных рукописей сопровождалось развитием миниатюрного и гравюрного искусства. Рукописи этого скриптория сегодня находятся в книгохранилищах крупнейших национальных библиотек во Франции и Иерусалиме, в Вене и других городах мира. Здесь находили вдохновение известнейшие армянские философы и поэты, историки и художники.
Старинный армянский храм Сурб Саркис. Начало 14 столетия
Архитектура и внутреннее оформление
На протяжении своей долгой истории храм, построенный из больших известковых блоков, многократно перестраивали и видоизменяли. Сегодня его внутренняя планировка довольно сложна — основной храмовый прямоугольник имеет три полукруглые апсиды, алтарь ориентирован в восточную сторону. На западной стороне находится расширенный арочный проем, ведущий к прямоугольному притвору.
Внутренне убранство храма Сурб Саркиса
С северной стороны находятся два помещения, одно квадратное небольшое, другое – довольно объемное в форме трапеции. Перекрытия являются традиционно полукруглыми сводами, упирающимися в подпружные арки. Так же традиционно выполнена и двускатная черепичная крыша.
Храмовый дворик Церкви Сурб Саркиса
Интересно, что в известковые стены вмонтированы армянские хачкары (каменные стелы с изображением креста), некоторые из которых выполнены из мрамора.
Изображение креста в виде орнамента (хачкара) началось в армянской религиозной культуре с 9 века. Каждый рисунок был сугубо индивидуален и содержал информацию об отдельной судьбе умершего, т.е.
это была как бы индивидуальная молитва-память.
Вмонтированные в стену храма хачкары
По обычаю хачкары могли монтироваться в храмовые стены, могли стоять отдельно или группами, древние хачкары можно было врезать в стены новых храмов и т.д. Например, один из самых древних хачкаров церкви Сарб Саркиса вырезан в середине 11 веке в память об утонувшем мальчике Мануке.
Также армянскими крестами украшен храмовый вход, над которым находится таблица с памяткой по-армянски о том, что данная церковь была отреставрирована в 1888 году художником И.Айвазовским на его личные капиталовложения.
- Кстати, ранее входом в храм служили старинные красивые ореховые двери, которые были признаны произведениями искусства и находятся сегодня по одной створке в Эрмитаже и в краеведческом музее Феодосии.
- Нижняя часть звонницы 15 столетия во дворе храма
- Перед храмом находится нижняя часть Звонницы 15 века, которая базируется на четырех массивных столбах со стрельчатыми арками и крестовым сводом.
- Массивный свод звонницы
- В начале 19 столетия собранные при храме каменные плиты исторического характера создали основу фонда Лапидария при городском Музее древностей.
И.Айвазовский и храм Сурб Саркис
Для почетного жителя Феодосии художника И.Айвазовского эта церковь была очень дорога и сопровождала, как говориться, его всю жизнь.
В этой церкви он был крещен, в ней же происходил обряд его венчания с Анной Никитичной. Сюда художник приходил постоянно на службы, являясь верным его прихожанином. В этой церкви происходило и его отпевание.
Могилы Айвазовского и его супруги и по сей день можно навестить в церковной оградке.
Могила художника И.Айвазовского на кладбище храма Сурб Саркис
На могиле художника установлен белоснежный саркофаг из целого мраморного куска. Жена художника была захоронена в рядом расположенном склепе. Кроме супругов Айвазовских на церковном кладбище находятся захоронения и других достойнейших членов армянской феодосийской диаспоры.
Во второй половине 19 века (1888 год), как уже упоминалось, пострадавшую от пожара церковь И.Айвазовский восстановил на собственные средства. Мало того, что он оплатил весь ремонт храма, он его собственноручно расписал!
Для своего почитаемого храма Айвазовский написал известные картины иконописного характера, в том числе «Апостола Петра» и «Апостола Павла», «Хождение по водам» и «Тайную вечерю», «Крещение» и «Богоматерь с младенцем». Сегодня данные иконописные сюжеты можно увидеть в экспозиции картинной галереи Айвазовского.
Вид храма с колокольней и могилой Айвазовского в начале 20 столетия
Айвазовский и после смерти не оставил храм без внимания, он завещал ему и находившейся при храме приходской школе пятьдесят тысяч рублей.
В 60–х гг. 20 столетия в храме были проведены реставрационные работы, однако последующее его подтопление грунтовыми водами привело к полной утрате фресковой внутрихрамовой росписи.
Сегодняшний вход на территорию армянского храма Сурб Саркис
Сегодня это действующий армянский храм, который можно и нужно посетить, чтобы прикоснуться к его удивительной истории и постоять у могилы знаменитого художника – И.Айвазовского.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/feodosiya/khram-surb-sarkis-feodosiya/
Древний армянский храм Сурб Саркис в Феодосии. Здесь во дворе церкви покоится художник Иван Айвазовский
Старинный город Феодосия в Восточном Крыму — одна из святынь древний действующий армянский храм Сурб Саркис (Церковь Святого Сергия) — построена в 1330 году. Здесь во дворе храма покоится выдающийся художник-маринист, профессор Иван Константинович Айвазовский (при рождении — Ованесс Айвазян). Летом этого 2017 года исполняется 200 лет со дня рождения великого крымчанина — рождён и похоронен в Феодосии (далее несколько фото интерьера и подворья храма)
Вход в старинный и древнейший в Феодосии армянский храм через маленькую дверь (в левой части фото) — церковь действующая
Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна».
Отец художника — Константин (Геворк) Григорьевич Айвазовский (1771-1841) после переселения в Феодосию женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованнес (Иван) и Саргис (впоследствии в монашестве — Габриэл).
Надгробие художника-мариниста Айвазовского. Иван Константинович — брат армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского.
Иван Айвазовский похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
В 1903 году вдова художника установила на могиле мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли.
На одной из сторон саркофага на древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память»; и дальше на русском — «Профессоръ Иванъ Константиновичъ АЙВАЗОВСКIЙ 1817—1900».
Источник: https://sandro.life/khram_surb_sarkis_v_feodosii/
Церковь Святого Сергия
Церковь святого Сергия (армянское название — Сурб Саркис) – средневековая армянская церковь в Феодосии, относится к памятникам архитектуры XIV–XV вв. Является одним из древнейших христианских армянских храмов, сохранившихся на полуострове.
Церковь Святого Сергия в Феодосии, история
Церковь Святого Сергия построили в 1330 году. В XIV — XVI веках церковь была центром армянской культуры и образования. Здесь располагалась крупная мастерская по переписке рукописей (скрипторий), развивалось искусство книжной гравюры и миниатюры. Здесь работали известные художники, поэты, философы и историки: Симеон, Бабердеци, Степанос, Карнеци, Аветис, Аракел, Кристосатур, Авраменц.
Сегодня рукописи из скрипториев церкви Святого Сергия хранятся в Национальной библиотеке Франции (Париж), библиотеках Aрмянского патриархата в Иерусалиме и армянских мхитаристов в Вене, фондах Матенадарана (29 рукописей с подписью Никогайоса Цахкарара (1693), стих «История страны Крым» поэта XVIII века Мартироса Крымеци, рукописное Евангелие 1649 года).
В 1811 году в церкви начинают хранить каменные плиты с надписями, которые позже стали основой для открытого в XX веке лапидария музея. Позже экспонаты отправили в главное здание музея.
В 1888 году церковь серьезно пострадала после пожара, но была отремонтирована и частично перестроена на средства художника, армянина по происхождению — Ивана Константиновича Айвазовского. Художник также своими руками расписал церковь.
Церковь Святого Сергия и Айвазовского многое объединяет: здесь в 1817 году его крестили, здесь он венчался, здесь же его и похоронили. Могилу художника разместили возле церкви.
В 1903 году вдовой Анной Никитичной был воздвигнут памятник-саркофаг из цельного белого мрамора, автор которого стал Биоджоли, известный итальянский скульптор.
На мраморной доске надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
На фото могила Айвазовского в Феодосии
При СССР в период с 1965 по 1970 гг. церковь реставрировалась. В 1970 году во время строительства жилых помещений на прилегающей к церкви территории была развалена древняя дренажная система, что привело в итоге к затоплению, в результате которого были утеряны остатки фресковой росписи. В конце 1980-х годов началась новая реставрация, которая продолжается и по сегодняшний день.
Церковь Святого Сергия в Феодосии, архитектура
Церковь одновременна красива и проста, хотя имеет несколько оригинальную планировку, поскольку здание не раз перестраивалось.
Центральная часть здания прямоугольная, с тремя полукруглыми абсидами, алтарь направлен на восток.
Стены церкви состоят из крупных блоков известняка, швы плотно затерты. Во внешние и внутренние стены вмурованы мраморные и известняковые хачкары (крест-камень), некоторые из которых значительно старше церкви.
Вход в церковь с обеих сторон украшают два григорианских креста. Ранее, вход был украшен старинной ореховой дверью. Сегодня одна из частей двери выставлена в Эрмитаже, другая в экспозиции Феодосийского краеведческого музея. Над входом армянская надпись, что храм был отстроен в 1888 году на деньги, выделенные И. К. Айвазовским.
При реконструкции в 1888 году к церкви пристроили звонницу, встроенную в часть портала, ранее формировавшему единое целое с храмом.
Интерьер церкви был расписан фресками, однако даже те, которые сохранились к XX веку были утеряны в результате затопления в 1970 году. В алтаре сбереглась крестильная купель, декорированная резьбой по камню.
Церковь Святого Сергия на карте
Где находится армянская церковь Святого Сергия можно посмотреть на Яндекс Карте и спланировать маршрут.
Адрес: Феодосия, пер. Айвазовского, 1.
Церковь Святого Сергия в Феодосии, фото
Внешние стены здания украшают хачкары, представляющие собой каменные плиты с резным изображением креста и надписями на армянском.
Снять квартиру в Феодосии на лето можно на сайте: feo.sdamnaleto.com
Источник: http://feo.sdamnaleto.com/cerkov-svyatogo-sergiya/
Церковь Сурб Саркис в Феодосии
Средневековый армянский храм под названием Сурб Саркис (Феодосия) знаменит тем, что здесь покоится прах известного художника-мариниста Ивана Айвазовского. Достопримечательность находится неподалеку от комплекса «Крепость Кафа» (между ними пролегает территория парка «Морсад». Весь юго-восток Феодосии занимает Армянская Слобода — Сурб Саркис представляет собой северную оконечность этого сектора. Точный адрес: переулок Айвазовского, 1.
История церкви
Строительство храма завершилось в 1330 году. Это старейшая армянская церковь, расположенная в черте Феодосии. В старину объект размещался вблизи невольничьего рынка, а возвели его на деньги армянской Апостольской Церкви. На протяжении 14-16 веков Сурб Саркис считался культурным и образовательным очагом Феодосии.
При храме действовал крупный скрипторий, активно развивалось искусство гравюры и книжной миниатюры. В церковных стенах творили знаменитые художники, историки, поэты и философы. Вот самые известные представители этих категорий:
- Симеон;
- Стеланос;
- Аракел;
- Бабердеци;
- Кристосатур;
- Авестис.
Рукописи, созданные в скриптории, можно найти в разных уголках мира. Часть манускриптов хранится в Париже (Национальная библиотека), часть — в Иерусалиме (книгохранилище Армянского патриархата). В фондах Матенадарана содержится 29 рукописей.
К 1811 году во внутреннем дворике храма накопилось множество каменных плит, поэтому было принято решение открыть первый лапидарий. На плитах содержится много памятных надписей, поэтому они представляют историческую ценность. В 1986 году музейные экспонаты пришлось эвакуировать, поскольку случилось подтопление храма.
Армянская Церковь Сурб Саркис в Феодосии известна тем, что здесь крестился Ованес Айвазян — будущий художник Айвазовский.
Здесь же знаменитый маринист изучал искусство миниатюры и венчался со своей супругой. В 1888 году сооружение серьезно пострадало от пожара. Деньги на восстановление святыни выделил Айвазовский.
После своей смерти художник завещал 50 000 рублей церковному приходу и местной школе.
В советские годы церковь неоднократно реставрировалась. Строительные работы 1970 года привели к разрушению средневековой дренажной системы. Начались регулярные подтопления храма, в итоге были утрачены фрагменты уникальных фресок. Работы по реконструкции святыни продолжаются и сейчас.
Почему Сурб Саркис привлекает туристов
Старая Феодосия — целый квартал, раскинувшийся неподалеку от центральной набережной. Здесь много старинных достопримечательностей, которые стоит посетить. Мы рекомендуем начать экскурсию именно с церкви Сурб Саркис. Вот несколько причин для этого:
- Сложная архитектура (особенно это касается внутреннего плана).
- Дух Айвазовского (если вам нравится творчество художника, стоит обязательно посетить это место).
- Хачкары (архитектурные элементы, представляющие собой плиты с крестами).
- Двускатная черепичная крыша.
- Святой, в честь которого назван храм, покровительствует влюбленным.
- Бесплатное посещение.
Прямоугольная церковная постройка возведена из блоков известняка — материала, которого на полуострове всегда было предостаточно.
Алтарь сориентирован на восток, широкая арка соединяет притвор с западной секцией. Трапециевидная и квадратная секции примыкают к северной стене сооружения.
Полукруглые своды установлены на нервюрах — подпружных арках. Двускатная крыша вызывает ассоциации с закавказскими соборами.
Внутри сооружения иногда встречаются остатки средневековых фресок. Раньше храм украшали оригинальные ореховые двери, но после пожара артефакт перевезли в здание Эрмитажа. Семейный саркофаг Айвазовских локализуется во внутреннем дворике храма. Это монументальное сооружение было возведено супругой мариниста.
Легенда о Саркисе
Изначально церковь получила свое название благодаря Святому Саркису — просветителю, жившему V столетии в Каппадокии. Саркис принял мученическую смерть, будучи римским стратилатом. Если присмотреться к хачкарам (армянским крестам, врезанным в стены), можно увидеть надписи, прославляющие мученика.
Согласно легенде, римский император жутко ненавидел христиан, поэтому решил погубить Саркиса вместе с его 39 воинами. После очередной победы легионеров император подослал к ним 40 девушек с приказом напоить всех мужчин, а затем перебить.
Одна из девушек ослушалась, поскольку была влюблена в Саркиса. Поцеловав своего избранника, девушка разбудила его во время бойни и тем самым спасла святому жизнь.
Саркису удалось быстро оседлать коня, вырваться за пределы города, а заодно спасти красавицу.
Легенда позволила армянам сделать Саркиса покровителем влюбленных пар. Привечать святого нужно мукой, рассыпанной на подносе. Этот поднос надлежит поставить у порога либо на подоконнике. Говорят, что покровитель молодых частенько ездит по небу на белогривом коне.
Практическая информация
Храм расположен рядом с набережной, так что вы сможете заодно и морем полюбоваться. Ближайшие ориентиры — Генуэзская крепость и Башня Константина. Если вы едете на собственной машине, то от церкви до городского центра всего 4 минуты. Преодолеть это же расстояние пешком можно за 17 минут.
«Парк Морсад» — ближайшая к объекту остановка общественного транспорта. Добраться сюда можно на маршрутках № 2А, 1, 14. Также в этом направлении регулярно ходят городские автобусы. Транспорт движется от центрального вокзала по улице Горького. Вы можете сесть на автобус № 2, который доставит вас к остановке на Тимирязева (бывшая Армянская).
Источник: http://tourist-82.ru/vostok/feodosiya/tserkov-surb-sarkis-v-feodosii/
Армянская церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) в Феодосии
Армянская церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) в Феодосии относится к памятникам архитектуры XIV-XV веков. Здание неоднократно перестраивалось и отличается оригинальностью планировки, а также интересным объемно-пространственным решением.
Центральная часть здания с тремя полукруглыми апсидами находится под полуциркульным сводом на подпружных арках. Стены храма сложены из блоков местного известняка, а также мраморных плит «хачкары».
Церковь построена в 1330 году. Это один из древнейших сохранившихся армянских христианских храмов на крымской земле. Первое упоминание о нем мы находим в памятной исторической записи 1361 года. Это типичный пример классического армянского зодчества раннего средневековья.
Архитектура
В плане здания лежит прямоугольник с алтарным выступом и полуциркульным сводом, перекрытым двускатной черепичной крышей. Алтарь ориентирован на восток, в нем имеется купель, украшенная каменной резьбой.
Стены церкови сложены из крупных блоков известняка, швы тщательно затерты. Снаружи и внутри в стене множество плит из мрамора и известняка — так называемые «хачкары» (крест-камень) — гордость средневекового искусства Армении, которые устанавливались по особым случаям. Многие плиты с посвятительными надписями на армянском языке о реставраторах, меценатах храма (в том числе и о И.К.
Айвазовском), часть их датирована. С большим мастерством армянские мастера-резчики выполнили эти надписи, имеющиеся и па портале храма. Особый интерес вызывает небольшая каменная плита с рельефным изображением Божией Матери с младенцем Иисусом (на сером фоне стены почти незаметен).
Поражает это изображение пластичностью линий, мягкостью, выразительные глаза полны скорби, предчувствия тяжелых испытаний.
Здание церкви Святого Сергия имеет два зала и придел, соединивший церковь и звонницу.
Находящаяся рядом с храмом Святого Сергия звонница построена в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Она выполнена в виде беседки-кивория и покрыта красивым причудливым орнаментом.
Портал (вход в церковь), сейчас не связан с основным зданием храма. Он возвышается к западу от основного сооружения и представляется собой четыре массивных столба соединенных стрельчатыми арками и перекрытым крестовым сводом.
У входа в храм Святого Сергия, по обеим сторонам дверей, — два григорианских креста. Прежде вход был украшен ореховой дверью с искусной резьбой. Сейчас одна из ее половинок выставлена в Эрмитаже, вторая — в экспозиции Феодосийского краеведческого музея.
Интерьер церкви Сергия (Саркиса) был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились фрагменты).
Реконструкция
Реконструкция армянской церкви Сергия (Саркиса) проводилась в 1965–1970 годах, в ходе нее были восстановлены крыша, пол, покрытие портала и перекрытие притвора. Кроме того, фрески и живопись были очищены от более поздних наслоений.
Внутри стены были покрыты зеленой краской. Киевские реставраторы раскрыли два разновременных слоя росписей. Под зеленой краской — слой с орнаментальными медальонами, элементами персидского орнамента (похожие есть в Эчмиадзинском храме). Датируется этот слой приблизительно XVII веком.
На арке алтарной абсиды сходные узоры среднего слоя росписей с медальонами. Первый (нижний) слой фресок открыт в конце алтарной абсиды и на своде (датируется XIV-XV веками).
В конце алтарной абсиды можно различить композицию «Деисус» («Моление»), в центре — Христос, а по бокам — Божия Матерь и Иоанн Креститель (неясные очертания). На своде — контуры пяти рельефных медальонов, закрашенных зеленой краской.
Один расчищен, и можно различить изображение евангелиста с книгой в руке и нимбом, такие же изображения должны были быть и в следующих медальонах, а в центре — крест или Христос.
Раньше в церкви святого Сергия были три богато орнаментированные резные двери. Самые древние из них переданы в краеведческий музей.
Ученые считают, что эти двери сделаны в Каффе пришлыми армянскими мастерами по образцам, хранившимся в древней армянской столице Ани.
Над этими дверьми еще в 30-х годах XX века была видна вмурованная ореховая доска с надписью о вторичном возобновлении храма в 1532 году.
В 1888 году церковь была реконструирована благодаря меценатам И.К. Айвазовскому и Берберову, поскольку значительно пострадал во время пожара.
Храм в жизни Айвазовского
Храм Сурб-Саркис играл большую роль в жизни знаменитого художника И.К. Айвазовского — здесь его крестили в 1817 году, венчали с Ю.Я. Гревс (первой женой), и отпевали в 1900 году. Здесь же, к западу от здания в ограде храма могила И.К. Айвазовского.
На могиле выдающегося художника-мариниста и первого гражданина Феодосии, в 1903 году вдовой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник — саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. Его автор — известный итальянский скульптор Биоджоли. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900».
На другой стороне надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Рядом в склепе погребена и жена художника Анна Никитична, умершая в 1944 году.
Для храма художник написал иконы «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Тайная вечерю», «Моление о чаше» и другие. В настоящее время они находятся в картинной галерее Айвазовского.
В настоящее время церковь святого Сергия проходит новую реконструкцию, по воскресным дням в храме проводятся богослужения, храм открыт для паломников, экскурсантов.
Адрес: г. Феодосия, пер. Айвазовского, 1.
1 -0
Источник: http://feodosija.tourslife.ru/attractions/Surb-Sarkis
Древняя церковь Сурб-Саркис и могила И. Айвазовского
Мы продолжаем наше знакомство с Армянской улицей. На этот раз мы уделим внимание истории церкви Сурб-Саркис и могиле величайшего художника И.К. Айвазовского, которые расположены в небольшом сквере за матросским садом.
Именно здесь, в ограде церкви Св. Сергия (фото 2), находится последнее пристанище И. К. Айвазовского.
Известно, что в церкви св. Сергия Иван Константинович был крещен и венчан с Анной Никитичной. А в 1900 году в этом месте его проводила вся Феодосия в последний путь и похоронила в усыпальнице на святой земле возле храма. На могиле выдающегося художника-мариниста, в 1903 году вдовой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник — саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора.
Но об этом позже…
Напротив усыпальницы находится армянская церковь Сурб-Саркис (фото 3), построенная в 1330 году. По словам ученого секретаря Феодосийского музея древностей Александра Родионова, храм назван в честь Святого Саркиса (Сергия) — одного из самых любимых святых армянского народа.
— Его именем названо множество Армянских церквей. По преданию, Св. Саркис жил в IV веке, он был родом из Кесарии Каппадокийской и принял мученическую смерть за христианскую веру, — рассказал Александр Анатольевич.
— Деньги на постройку храма были собраны армянской общиной Каффы. Иногда его называют на русский манер — церковь Святого Сергия. Это один из древнейших сохранившихся армянских христианских храмов на крымской земле.
Первое упоминание о нем мы находим в памятной исторической записи 1361 г.
Александр Родионов отметил, что на территорию церкви вели древние, украшенные резьбой, каменные ворота с рельефными розетками наверху и изящными зубчатыми карнизами. Храм – необычно низкое прямоугольное сооружение, ориентированное на восток.
— Центральная часть с тремя полукруглыми апсидами перекрыта полуциркулярным сводом на подпружинных арках. Внутреннее пространство храма разделено тремя арками на секторы.
В западной части находится широкая арка, открывающая вход в притвор. С севера к храму примыкает двухкомнатная «пристройка».
Само здание покрыто непритязательной двухскатной крышей, на которой сохранилась оригинальная черепица, — пояснил А. Родионов.
Строили храм Сурб-Саркис из известняковых блоков, швы тщательно затерты. Сегодня они во многих местах разрушились, поросли мхом и лишайниками, поэтому внешний вид здания весьма романтичен.
В наружные стены и внутренние стены храма вмурованы плиты – «Хачкары» (фото 4,5). Это – своеобразные армянские камни-кресты, пояснил ученый секретарь Феодосийского музея древностей. На куске горной породы вырезается крест, библейский сюжет или символика рода.
После этого хачкар вставляют в тело церкви, монастыря или устанавливают вдоль дороги. Весь фасад феодосийского храма, как медалями, покрыт хачкарами. Многие плиты с посвятительными надписями на армянском языке о реставраторах и меценатах храма (в том числе и И.К. Айвазовском).
— Самые большие плиты с хачкарами были заложены в кладку фасада церкви в качестве молитвы за благоденствие тех, на чьи средства строился храм Саркиса.
По обычаю хачкары, обнаруженные среди развалин старых строений, вмуровывались в стены действующих на тот момент церквей. Самый древний хачкар в память мальчика Манука, утонувшего в море в 1047 году. Здесь в качества хачкара вмурован и герб генуэзской республики.
Особый интерес вызывает каменная плита с рельефным изображением Божьей Матери с Иисусом, — сказал Александр Родионов.
Внутри храма стены были покрыты зеленой краской, своды украшены рельефными шестиконечными звездами. Интерьер был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились лишь фрагменты). В храме имеются элементы персидского орнамента.
В церкви были резные двери (фото 6) с вычурным орнаментам (фото 7). Самые древние представлены в экспозиции Феодосийского музея древностей. Вторые хранятся в Государственном Эрмитаже. Двери были изготовлены в Каффе пришлыми армянскими мастерами по образцам, хранившимся в древней армянской столице Ани.
Находящаяся рядом с храмом Сурб-Саркис звонница (фото 8) построена в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Ранее звонница служила входом в церковь – порталом.
— Портал сейчас не связан с основным зданием храма. Однако на рисунке в «Историческом и живописном альбоме Тавриды», изданном Евгением де-Вильневым в середине XIX века, портал связан с храмом и служит входом в него. Этот древний портал интересен в архитектурно-художественном отношении. Стоит он несколько в стороне от храма.
Крестовый свод, опираясь на четыре столба, смыкающихся в три стрельчатые арки, перекрывает вход в церковь. Над порталом нависает широкий карниз, лежащий на кронштейнах.
Поля между кронштейнами заполнены орнаментированными четырехугольными плитками, под ними идет горизонтальный пояс рельефных розеток, спускающихся по столбам вниз, — описал портал Александр Родионов.
Храм Сурб-Саркис в XIV—XVI в. был очагом армянской культуры и образования. По словам ученого секретаря музея древностей, при храме Саркиса в средние века действовала одна из крупнейших школ, где учили искусству миниатюры и гравюры. При храме было кладбище, где обретали приют люди известные и достойные.
Здесь обнаружена надгробная плита известного армянского художника-миниатюриста, мастера переплетного дела Николаеса Цакхарара, работавшего во многих городах Крыма в XVII веке. В 1686 г. во время эпидемии погибли жена и две дочери художника.
Цакхарар заказал в их память крестный камень-хачкар, который сохранился на внутренней стене церковного притвора.
Здесь же, в ограде церкви, находится последнее пристанище великого художника И. К. Айвазовского (фото 9). В 1903 году на могиле Айвазовского его второй женой был воздвигнут памятник-саркофаг (фото 10).
На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на древнеармянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Это слова армянского историка Мовсеса Хоренаци.
— Автор памятника известный итальянский скульптор Л. Биоджоли. Рядом также находится склеп, где в 1944 году похоронена жена художника. Церковь для Айвазовского была родной. В стене церкви, над дверью, имеется плита с армянской надписью, о том, что в 1888 году в результате пожара храм сгорел.
Перестройка осуществлена на средства И.К. Айвазовского. О пожаре и восстановлении церкви говорит и надпись на плите внутри здания. Указывается, что И. К.
Айвазовский подарил храму иконы «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», — отметил Александр Анатольевич.
С 1971 по 1989 гг. храм был филиалом Краеведческого музея г. Феодосии (совр. Феодосийский музей древностей). Здание служило местом хранения лапидарной коллекции музея: генуэзских, армянских и тюркских эпиграфических памятников.
После этого в церкви Святого Саркиса были проведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлены каменный пол, крыша, покрытие портала, перекрытие притвора, расчищена от набела живопись. В настоящее время церковь святого Сергия проходит новую реконструкцию, по воскресным дням в храме проводятся богослужения, храм открыт для паломников и экскурсантов.
Альбина Пупышева Просмотры: 8,335
Источник: http://feomapia.com/story/109643/drevnyaya-tserkov-surb-sarkis-i-mogila-i—ayvazovskogo_03-10-2015