Южная бухта в севастополе: фото, на карте, история, описание

?

Category: Оригинал через Владимира Волосюка взят у routir в «70 лет без войны». Выставка фотографий на Приморском бульваре в Севастополе.       На выставке представлены две темы: «Военный Севастополь» 1941-1944 гг. глазами военных фотокорреспондентов Б. Шейнина, А. Соколенко, Н. Щеглова; и «Мирный Севастополь» 1939-1983 гг. в фотографиях В. Докина, Б. Шейнина, А. Соколенко, Н. Щеглова. Дополнительно вставлены фото с городских бигбордов (не всех, к сожалению). Оригинальные подписи (местами исправлены).

Отдых матросов после боевого похода на подводной лодке. Фото Б.Шейнина 1942 г.

На палубе крейсера «Красный кавказ». Борис Шейнин (второй слева) среди аварийщиков. Автор снимки неизвестен. 1942 г.

Севастополь в руинах. Вид на улицу Большая Морская и Городской холм.Фото А. Соколенко(?) Н. Щеглова (?) 1944 г.

Освобождённый Севастополь. Приморский бульвар. Фото А. Соколенко(?) Н. Щеглова (?) 1944 г.

Дворец Пионеров. Фото Б. Шейнина. 1944 г.

Дворец Пионеров. Современный вид.

Севастополь в руинах. Улица Ленина. Храм Архистратига Михаила. Музей Черноморского флота на обрезе.Фото Б. Шейнина, 1944 г.

Севастополь в руинах. Площадь Коммуны (с 15 октября 1954 — Ушакова).Фото А. Соколенко (?) Н. Щеглова (?) 1945 г.

Освобождённый Севастополь. Улица Советская. Фото А. Соколенко. 1945 г.

Улица Советская. Современный вид.

Восстановление севастопольского хладокомбината. Южная бухта.Фото А. Соколенко (?) Н. Щеглова (?) Май 1945 г.

Работы по восстановления Краснофлотского бульвара (ныне Матросский бульвар).Фото А. Соколенко. Апрель 1945 г.

Восстановление Исторического бульвара. Фото Н. Щеглова 1946 г.

Парад на площади Ленина (ныне пл. Нахимова). А. Соколенко. Май 1945 г.

Парад на площади Ленина (ныне пл. Нахимова). А. Соколенко. Май 1945 г.

Открытие водной станции. Фото В. Докина. 1949 г.

Строительство театра им. Луначарского. Фото Б. Шейнина 1956 г.

После Первомайского парада. На переднем плане — Людмила Павличенко. Фото Б. Шейнина 1957 г.

Улица Большая Морская. Фото Б. Шейнина. 7 ноября 1961 г.

Рабочие Горремстройтреста. Фото В. Докина. 1960 г.

Военные строители. Фото В. Докина. 1967 г.

Ленинский субботник. Фото В. Докина. 1970 г.

Здание новой автостанции на рынке. Фото В. Докина. 1960-е

Артиллерийская бухта. Фото В. Докина. 1963 г.

Корабельная сторона. Площадь Ревякина. Фото В. Докина 1965-66 г.

  • Площадь Ревякина. Современный вид

Кинотеатр «Севастополь». Фото Б. Шейнина 1960 г.

Почтальоны отделения № 1. Корабельная сторона. Малахов курган. Фото Б. Шейнина 1960 г.

Автопробег Москва-Севастополь-Москва. Фото Б. Шейнина 1960 г.

Приморский бульвар. Фото Б. Шейнина 1960 г.

Приморский бульвар. Фото В. Докина. 1960 г.

Приморский бульвар. Городской пляж. Фото В. Докина. 1961 г.

Спекулянты на чёрном рынке. Фото Б. Шейнина. 1960 г.

Пионерская дружина школы №15 задержала в Карантинной балке школьника-нарушителя.Фото Б. Шейнина. 1960 г.

Киноафиши на проспекте Нахимова. Фото Б. Шейнина. 1961 г.

Пересечение улиц Толстого и И. Голубца. Фото В. Докина. 1950-е

Пересечение улиц Толстого и Голубца. Современный вид.

Выставка-продажа изделий из сельди в магазине на Корабельной стороне (уж не «Огурчик» ли это?).Фото Б. Шейнина. 1961 г.

(прим Флибустьера: «Огурчик», конечно, он самый).

Киоски ресторана «Севастополь». Фото Б. Шейнина. 1960 г.

Графская пристань. Фото Б. Шейнина. 1969 г.

    Мостик влюблённых. Съёмка фильма «Каскадеры». Фото Б. Гершковича. 1991 г.Троллейбус сломался. Фото Д. Метёлкина. 1996 г.====================

           Эх!…

    Источник: https://filibuster60.livejournal.com/1197807.html

    Севастопольская бухта

    Севастопольская бухта располагается на юго-западной части Крымского полуострова. Ее береговая линия протянулась на 8 километров. Западная сторона омывается открытым морем. На востоке она проходит близ знаменитого на весь мир древнего Инкерманского монастыря и переходит в речку под названием Черная.

    Фото Севастопольской бухты:

    Бухта делит Севастополь на Южную и Северную части. Жители и туристы с комфортом перемещаются в другую часть города с помощью обычного водного транспорта. Бухта является украшением города, придавая ему неповторимое своеобразие, которое характерно для городов, расположенных на морском побережье.

    В самом центре можно увидеть рыбаков, отдыхающих и туристов, стремящихся запечатлеть на фото великолепные пейзажи морской бухты. Отдыхающим, приезжающим в Севастополь особенно нравиться то, что попасть на другую сторону города можно совершив прогулку по водной глади, а не на сухопутном транспорте.

    Краткая история

    Севастопольскую бухту защищают от сезонных ветров два мола, которые называются Южным и Северным. Их начали строить в 1976 г., а закончили спустя десять лет. Ранее из-за сильных осенних штормов внутренний рейд был практически невозможен, постройка двух молов значительно облегчила передвижение для небольших судов.

    В 1854 г. чтобы защитить город от движущейся к нему большой армады неприятеля возле мола затопили корабли, принадлежащие Черноморскому флоту. Однако зимние шторма быстро разрушали обшивку деревянных судов. На место разрушенных кораблей устанавливали новые.

    В конце зимы 1855 г. из судов была выстроена вторая заградительная линия, которая должна была прикрывать Николаевскую и Михайловскую батареи. Современный мол, также выполняет защитную функцию, но борется он теперь не с вражеским флотом, а с природной стихией.

    Особенности Севастопольской бухты

    Со стороны моря южный мол имеет форму трапеции. Ее нижнее основание равно 45 м, а верхний – 15 м. За ним скрывается бухта Мартынова, на примере которой хорошо видно, как деятельность человека может привести к географическим изменениям. Вплоть до 80-х эта бухта была самостоятельной, а после того, как были возведены защитные молы, вошла в акваторию Севастопольской бухты.

    Не только природные характеристики Севастопольской бухты делают ее такой уникальной. Особенное значение имеет береговой контур, состоящий из многочисленных заливов, обеспечивающих удобные места для стоянки судов.

    Здесь же располагаются доки и мастерские, где ремонтируют корабли различных тоннажей и видов. Также маленькие бухточки очень удобны в смысле логистики, чтобы расположить склады, сопутствующие предприятия и т.д.

    Природные характеристики

    Основное преимущество залива, который вдается в материк на 8 км, является то, что он почти не подвержен подводным течениям и зимой не покрывается льдом.

    Дно, покрытое мягким илом и берег, защищенный от ветра прибрежными скалами – идеальное место для того, чтобы здесь разместить вместительные пристани. Известняковая порода, которую здесь добывают, служит отличным строительным материалом для возведения технических строений и жилых зданий.

    Интересно! Умеренный климат Крыма создает благоприятные условия для функционирования гавани. Летом здесь дуют освежающие западные ветра, теплые потоки, приходящие с юга омывают бухту осенью, среднегодовая температура воздуха равна +12˚С. Среднегодовые показатели барометра – 30,9.

    Когда создавалась военно-морская база, и сооружения торгового порта учитывались характеристики каждого из мелких заливов, расположенных в Севастопольской бухте.

    Залив появился под действием тектонических сил и деятельности Черной реки. Геологическое строение берега уникально для черноморского побережья.

    Бухта образует своеобразный тоннель, который врезается достаточно далеко в сушу. Его длина – 7,3 км, а ширина 1,5 км, глубина около 21 м.

    Однако возле прибрежных скал встречаются рифы, которые в свое время являлись защитой от вражеских кораблей, готовых подойти к берегу.

    Интересные факты в жизни бухты

    Город Севастополь имеет особый статус. Кончено же, это прямое следствие его удобного расположения. На его территории расположена одна из самых лучших флотских баз во всем мире. Севастополь – город морской славы и город героев.

    Свое название бухта получила после того, как был основан сам город. Однако ее прекрасное расположение и достоинства оценили мореплаватели еще до нашей эры. Ее заносили на карты под различными названиями. В путевых записях часто называли такими именами׃

    • Ктенусом;
    • Каламитой;
    • Ахтиаром;
    • Херсонским лиманом.

    Особенно ценились моряками значительная глубина, удобные места для стоянки судов, защищенность от ветров прибрежными скалами, отсутствие льда в зимнее время.

    Дмитрий Овсянников «губернатор» города в интервью рассказал, что Владимир Путин дал добро, чтобы строить в Крыму туннель под Севастопольской бухтой. Разработчики планируют уже в скором времени начать крупное строительство на дне моря. Тоннель должен связать южную и северную часть города. Компания, выигравшая тендер занимается подготовкой технико-экономической документации.

    Морская видео экскурсия по Севастопольской бухте

    Бухата как Арена морской славы (Большой рейд)

    При строительстве Севастополя, в бухте изначально предполагали разместить морской флот. Старожилы до сих пор называют бухту Большой рейд.

    Постройкой причалов, ремонтных мастерских, доков занимались исторические личности, внесшие огромный вклад в развитие российского флота. Это знаменитые адмиралы Ушаков и Лазарев.

    Некоторые заводы, которые были построены под их руководством, работают и в наши дни.

    На берегу возвели Константиновский равелин и Михайловскую батарею, которые выполняли функции защитных сооружений от высадки вражеского десанта. Сейчас они потеряли свое оборонительное значение, но крепости-батареи стали историческими достопримечательностями Севастопольской бухты.

    Один из самых знаменитых памятников посвящен затопленным кораблям. Князь Меньшиков, командовавший русскими войсками, распорядился потопить несколько кораблей, чтобы перекрыть пролив. Это не позволило французским и английским судам обстреливать город.

    В то время у российского флота были только деревянные парусники. Они не могли долго сдерживать паровые крейсера или линкольны. Поэтому ближе к берегу затопили еще несколько судов. К сожалению, эта жертва не спасла город, но показала врагу – русские не сдаются.

    Севастопольская бухта на карте Крыма

    GPS Координаты: 44.628267, 33.545506 Широта/Долгота

    Источник: https://of-crimea.ru/dostoprimechatelnosti/buxty/sevastopolskaya-buxta.html

    Бухты севастополя

    Бухты являются своеобразной достопримечательностью Севастополя. Город располагается амфитеатром на возвышениях по их берегам. Именно бухты придают ему необыкновенную живописность.
    Порт Севастополь. Чудный! Кажется, что благодатная природа излила на него все щедроты и даровала все, что только нужно для лучшего порта в мире,- писал адмирал М.П. Лазарев.

    Бухтами, переходящими на берегу в глубокие длинные балки, современный город делится на 13 обособленных по рельефу районов. Самая большая бухта длиной более 7,5 км — Севастопольская бухта тянется от открытого моря в западном направлении до Инкерманского монастыря, в конце постепенно сужается и оканчивается устьем реки Черной.

    Севастопольская бухта — морские ворота города. Занимая большое водное пространство, она служит удобной стоянкой для флота, уже с начала XX в. в ней находились броненосцы и крейсера, а кроме того, делит город на Южную и Северную стороны. Название “Севастопольская бухта” появилось сразу же после основания города.

    Известны и другие её названия: Ктенус (Ктенунт), Каламита-лиман, Корсуньский Сиваш, Ахтарская, Инкерманская, Большая, Большой рейд, Главный рейд, Севастопольский рейд, Херсонесский лиман.
    Совершить прогулку по бухте можно в любое время года.

    Рейсовый катер доставляет пассажиров от Графской пристани в Инкерман, заходя в несколько меньших бухт, образованных извилистыми берегами Севастопольской бухты.

    Читайте также:  Парк антилоп «сафари ранч» в старом крыму: как добраться, фото, отзывы, описание

    На южном берегу Севастопольской бухты расположены: Мартынова, Александровская, Хрустальная, Артиллерийская, Южная, Корабельная, Апполонова, Килен-бухта; на северном — Константиновская, Матюшенко, Михайловская, Старо-Северная, Северная, Куриная, Панаиотова, Голландия, Сухарная, Маячная, Графская.

    В западном направлении от города идут глубоко врезавшиеся в берег бухты Карантинная, Херсонесская, Круглая, Стрелецкая, Камышовая, Казачья, Двойная близ Херсонесского мыса, на котором устроен маяк.

    Далее, уже со стороны открытого моря, идут небольшая бухта Голубая, бухточки Фиолента и, наконец совершенно уникальная Балаклавская бухта, заслуживающая отдельного рассказа (да что там рассказа, поэмы Гомера!)

    Подведите указатель мыши к цифре на карте

    Артиллерийская бухта небольшая, пригодная только для малых судов, расположена в самом центре города. В конце XIX в. служила портом для приходивших в Севастополь коммерческих судов.

    Здесь стояли купеческие суда, привозившие провиант армейского интендантства, останавливались парусные суда с лесом и овощами.

    Сейчас в Артиллерийской бухте находится паромный причал и пристань для судов и катеров.


    Южная бухта длинная, глубокая. Она вторая по величине после Севастопольской, протяженность 2,4 км, делит Южную сторону города на Корабельную и Центральную городскую. Находится в стороне от моря, вода в ней всегда спокойна, крутые откосы позволяют большим судам подходить к самому берегу; отсутствие морских и речных наносов, удобная конфигурация берегов, незамерзающая вода создают благодатные условия для флота. Сразу при основании Севастополя была избрана для стоянки судов, прекрасно вмещала всю эскадру. В Севастопольской и Южной бухтах в XIX в. находился весь ЧФ. В наше время в Южной бухте построен причал для больших теплоходов и морской вокзал. В 80-е годы XIX в. Южная бухта была отведена под коммерческий порт, были построены причалы, склады для товаров, в основном, зерна и соли, здание новой таможни. Летом по Южной бухте можно совершить морскую прогулку на катерочках, которые отходят с набережной Корнилова и Графской пристани.

    Корабельная бухта небольшая, вдавшаяся в восточный берег Южной бухты, у Павловского мыса. Имеет форму крючка, глубина бухты позволяет кораблям подходить к самому берегу, поэтому здесь построили пристани, позднее Адмиралтейство, пять сухих доков.

    Берега бухты были окружены большими гранитными набережными, на которых располагались магазины, казармы, портовые учреждения, вдоль набережных устанавливались тумбы для швартовки судов. Южная и Корабельная бухты были военной гаванью Севастополя.

    Сейчас на берегу Корабельной бухты располагается Морской завод им. С.Орджоникидзе.


    Восточнее Южной лежит Килен-бухта — глубокая, узкая, но небольшая. В ноябре 1782 года для поддержки сухопутных войск в Крыму сюда из г.Херсона перевели два фрегата (№8 и №11), впоследствии “Храбрый” и “Осторожный”. Общее командование ими осуществлял капитан 1 ранга. И.М. Одинцов. Эти фрегаты были первыми русскими судами, оставшимися зимовать в Ахтиарской (Севастопольской) бухте. Зимой моряки сделали промер бухт, привели фрегаты в порядок. Удобную глубокую бухту они выбрали для килевания кораблей (килевать — очищать днища судов от ракушек и водорослей, наклоняя на бок). Позднее в бухте построили специальную пристань для килевания, осушили болото в конце бухты. В 1836-1850 набережную бухты благоустроили по проекту инженера Власова. Судоремонтный завод ЧФ находится в Килен-бухте до сих пор.
    Килен-бухту называли также Авлита (греч. — Тростниковая). Топоним напоминает о небольшом средневековом городке Авлита, располагавшемся, как предполагают, в районе Килен-бухты. В XIV в. княжество Феодоро (Мангуп), стремясь к выходу в море, строит порт Авлиту, а для его защиты в устье р. Черной — крепость Каламиту. Порт Авлита, видимо, был разрушен турками в 1475, после захвата столицы княжества Феодоро.

    Карантинная бухта — длинная, извилистая, на западном берегу ее находятся развалины древнего Херсонеса, на восточном берегу после основания Севастополя был устроен карантин.

    Стрелецкая бухта глубоко вдается в берег, на котором для причала судов была устроена искусственная насыпь. Суда, стоящие у набережной, защищены головной частью мола.

    “Стрелецкая” в разговорах севастопольцев обычно обозначает весь район, прилегающий к проспекту Гагарина, называвшемуся ранее Стрелецкое шоссе. Название бухты впервые упоминает П.П.Паллас в 1793 году. Происхождение топонима вызывает споры.

    Возможно, название бухты восходит к 40-пушечному фрегату “Стрела”, входившему в состав ЧФ с 1783 по 1788 годы. За эти годы корабль не один раз мог стоять в этой бухте, которую называли сначала Стрельской.

    В 1941-1942 году в Стрелецкой бухте находилась база катеров ОВРа (охраны водного района). Здесь совершил свой подвиг матрос Иван Голубец, ценой собственной жизни предотвратив взрыв боеприпасов на горящем катере.


    Круглая (Песчаная) бухта по очертаниям напоминает круг, имеет песчаное дно, очень мелкая и совершенно не пригодна для судоходства. Уже в 1900-е на берегу бухты строятся новые дома, дачи, пансионаты. В наши дни здесь находится городской пляж “Омега”, детский лагерь, пансионат.

    Двойная бухта на юго-запад от Круглого мыса, выступающего от ее южного берега, делится на две: Камышовую (восточную) и Казачью (западную).

    Обе бухты открыты северным ветрам, но Камышовая удобнее и безопаснее для плавания, берег ее возвышен, с пологими спусками. В этих бухтах в 1854-1855 была главная стоянка французского флота, а у берега был устроен временный французский городок Камьеш.

    Сейчас на берегах Камышовой бухты предприятие “Югрефтрансфлот”, судостроительный завод, рыбоконсервный комбинат, Украинский морской институт, большой поселок рыбаков.

    Казачья бухта на своем западном берегу имеет маленькую бухту, названную Соленой, близ которой находилось соленое озеро, где в конце XVIII в. добывали соль.

    На берегах Казачьей бухты в июне 1942 до последнего патрона продолжалось организованное сопротивление защитников Севастополя фашистским захватчикам, а после освобождения города в мае 1944 здесь были взяты в плен уцелевшие солдаты 17-й немецкой армии.

    Северная бухта (Перевозная) находится на Северной стороне Севастополя, в ней расположены причалы для катеров и паромов. В период освобождения Севастополя в мае 1944 Северную бухту форсировали воины 2-й гвардейской армии.

    Инженерная бухта следующая к востоку за Северной. Топоним возник после окончания строительства в конце века пристани Инженерного ведомства. Прежнее название бухты — Куриная, объясняют тем, что перед Крымской войной здесь находились провиантные склады с зерном, привлекавшие множество кур.

    Бухта Голландия находится на северном берегу Севастопольской бухты. В начале XIX века на ее берегах был устроен склад лесоматериалов для строительства и ремонта кораблей. Подобные склады с начала XVIII века носили в русском флоте название Голландия (первый такой склад, созданный при основании Петербурга, именовался Новой Голландией.

    Сухарная бухта расположена восточнее Голландии. Назвали так бухту потому, что в 20-х годах XIX в. в балке на берегу была построена большая хлебопекарня с сушилками для производства сухарей для ЧФ.

    После Крымской войны в результате резкого сокращения ЧФ
    большого количества сухарей уже не требовалось, хлебопекарня была закрыта. В Сухарной балке и годы Великой Отечественной войны размещался артиллерийский арсенал ЧФ. Здесь 25 июня 1942 года совершил свой подвиг краснофлотец А.

    Чикаренко, взорвав штольню с боеприпасами, когда гитлеровцы прорвались к арсеналу и вошли в штольню.

    Графская бухта самая восточная из впадающих в Севастопольскую бухту с севера. Здесь в конце XVIII находился хутор, принадлежащий командующему (с 1786 по 1790 гг.) Севастопольской эскадрой ЧФ контр-адмиралу графу М.И. Войновичу. Его титулу и обязана своим названием эта бухта, а также знаменитая Графская пристань. Графская бухта также имеет название Нефтегавань.

    Источник: http://family-travel.crimea.ru/Pamjatniki/bays.html

    Артиллерийская бухта В Севастополе

    У гостей Севастополя Артиллерийская бухта ассоциируется с боевыми действиями и героической обороной, но это вполне мирный объект. Можно сказать, визитная карточка города. Название объекта произошло от складских помещений, в которых некогда хранились боеприпасы. Чуть позже на городском побережье были построены артиллерийские мастерские.

    Небольшой залив локализуется в самом сердце города-героя. Южная бухта расположена восточнее, Карантинная — западнее. GPS-координаты объекта: 44.614981, 33.519955. Артиллерийская бухта (Севастополь) на карте выглядит очень скромно. Взгляните сами.

    История бухты

    Военным морякам бухточка приглянулась сразу после основания Севастополя. Причина крылась в глубине и удобном расположении. На побережье тотчас начала возникать соответствующая инфраструктура:

    • казармы;
    • арсеналы;
    • ремонтные мастерские.

    Мирное освоение Артбухты началось лишь в 1820 году. На побережье залива вырос торговый порт, корабли которого специализировались на внутренних грузоперевозках.

    В окрестностях бухты по-прежнему располагалась военная инфраструктура, сюда приезжали офицеры и портовые работники. Требовалось жилье, поэтому в Севастополе начала формироваться классическая застройка.

    Именно тогда, в 1824 году, появились знаменитые севастопольские улицы:

    • Исторический;
    • Приморский;
    • Мичманский бульвары.

    Кстати, еще одна интересная веха в развитии района связана с океанографическими и метеорологическими исследованиями. В 1871-1877 годах на побережье стояла гидрометеостанция. Чуть позже возник Институт биологических морских исследований. А в 1897 году появился музей-аквариум — одно из старейших учреждений подобного рода на планете.

    Сейчас Артбухта в Севастополе полностью лишена военных объектов. Здесь локализуются причалы, научные центры, развлекательные заведения и прогулочные зоны. Между тем, неудачные архитектурные решения в истории бухты тоже были.

    В начале 1980-х городская администрация решила обогатить район плавучим рестораном. К берегу подогнали баркентину «Кропоткин» и поставили корабль на вечный прикол.

    Баркентина считалась прославленным учебным судном и должна была привлечь массу посетителей.

    По планам горожан ударила государственная политика борьбы с алкоголем. В закрытом виде «ресторан» простоял до 1987 года. Затем случился пожар — по официальной версии кто-то неосторожно обращался с огнем. Заброшенный корабль полностью сгорел. Так Артиллерийская бухта (Севастополь) лишилась достаточно перспективного и оригинального ресторана.

    Вторая неприятность произошла в 2010 году, когда на побережье возвели «Мыс Хрустальный» — огромный комплекс, создатели которого претендовали на технологичность.

    Здание быстро окрестили апофеозом безвкусицы — металлические конструкции плохо вписывались в старинные севастопольские кварталы.

    Кроме того, комплекс загородил собой монумент «Штык и Парус» — одну из важнейших достопримечательностей города.

    Чем Артбухта в Севастополе привлекает туристов

    Артбухта включена в большинство туристических путеводителей. Именно здесь начинаются и заканчиваются многие пешие маршруты, предлагаемые гидами Севастополя. Объект представляет интерес не только в качестве фрагмента обзорных программ, но и сам по себе. Вот на что стоит взглянуть:

    • «Штык и Парус»;
    • памятник Затопленным кораблям;
    • набережная Корнилова;
    • Исторический бульвар.

    Причал Артбухты важен и с практической точки зрения — оттуда регулярно отправляются паромы, идущие к Северной Стороне. Поскольку Севастополь — большой город, паром позволяет ощутимо сэкономить время.

    Читайте также:  Дворец суук-су в гурзуфе (крым): фото, как добраться, описание

    С наступлением высокого сезона появляются катера, связывающие Артбухту с пляжем Учкуевки. Тут же предлагаются морские экскурсии, во время которых можно фотографировать с воды старую застройку.

    Помните, что Артбухта в Севастополе — не единственный залив, так что вы можете заказывать морские прогулки, выходящие за ее пределы.

    Если вы приехали в Севастополь с детьми, стоит заглянуть в дельфинарий, действующий при институте морской биологии. Вообще, в городе открыты два дельфинария, но выступления животных практикуются именно в Артбухте (в Казачьей бухте организуются сеансы дельфинотерапии). Еще один объект, который непременно понравится детям, — Севастопольский аквариум.

    Артбухту сложно отнести к популярным местам пляжного отдыха, но небольшая кромка для купания тут присутствует. Речь идет о пляже Хрустальном — небольшой бетонированной площадке, на которой загорают преимущественно взрослые.

    Из-за большой глубины и обрывистого спуска детям сюда лезть не стоит. Если же вы проголодались во время осмотра достопримечательностей, стоит заглянуть в одно из заведений общественного питания.

    Помимо знаменитой пиццерии «Челентано», в бухте разбросано много уютных кафе:

    • «Калипсо»;
    • «Баркас»;
    • «Столица»;
    • «Масис»;
    • «Момо»;
    • «Тортуга».

    Практическая информация

    Проще всего добраться до Артбухты тем путешественникам, что уже достигли площади Нахимова. Если же вы намереваетесь посетить причал, то ближайшая к нему остановка носит название «площадь Лазарева». Сюда следуют маршруты № 1, 4, 3, 5, 6, 9, 7, 12 и 10. Есть и куча других вариантов. Выйдя у площади Лазарева, прогуляйтесь пешком на северо-запад, двигаясь по Капитанской улице.

    Предпочитаете путешествовать на собственном автомобиле? Тогда весь путь от Графской пристани до Артбухты отнимет у вас 8 минут — вам предстоит преодолеть всего 850 метров. Двигаться надо по набережной Корнилова. Приятного путешествия!

    Источник: http://tourist-82.ru/zapad/sevastopol/artillerijskaya-buhta-v-sevastopole/

    Севастополь. Часть 7: Южная бухта, вокзал и Бомборы

    ?

    Categories:

    Между показанным в прошлой части Городским холмом и Корабельной стороной — Южная бухта и вокзал у её окончания. Здесь — Альтернативный Севастополь: индустриальный, железнодорожный и трущобный.

    Южную бухту (у татар — Чабан-лиман, то есть Пастуший залив), на которую выходит Графская пристань, с разных ракурсов я показывал не раз — особенно в первой части и в рассказе о жизни севастопольских бухт.

    С главной бухтой они соотносятся примерно как Ока и Волга в Нижнем Новгороде, и в общем-то Южную бухту гуляющий по центру турист видит едва ли не чаще, чем главную.

    На следующем кадре — зелёная крыша музея Черноморского флота (1905), которым мы закончили пролшую часть, а напротив бухта уже третьего порядка — ответвляющаяся от Южной Корабельная.

    От главной её отделяет узкий Павловский мыс, занятый госпиталем Черноморского флота — точно не знаю его возраста, но может быть и ровесник города….

    Здание с двумя башенками на мысу — бывший Адмиральский корпус, но под таким названием его знают отнюдь не все севастопольцы — ныне там 3-е терапевтическое отделени, как не одного только меня поправляли в комментах. Рядом — обелиск эсминцу «Свободный», который вместе с ещё несколькими кораблями во Вторую оборону фактически выполнял роль батареи, вёл огонь из бухты и в ней же погиб от авиамбомб. За главной бухтой — ракетные катамараны «Бора» и «Самум», самые молодые на тот момент корабли Черноморского флота (1989 и 1992) и грузовой порт на Северной стороне:

    2.

    • Несколько цехов на Павловском мысу, через стенку от госпиталя, на викимапии значатся как Артиллерийский завод, и его гранёная труба вполне может претендовать на звание «самой старой в России» наряду с известными мне трубами Петропавловской крепости и Тильзитского замка:

    Госпиталь обращён к главной бухте, Корабельная бухта же вся целиком принадлежит заводам, выросшим из Севастопольского адмиралтейства. Первоначально, со времён основания города, оно размещалось как раз-таки там, где ныне музей ЧФ, а на другой берег начало постепенно перетекать при Лазареве, в 1836-40 годах. Новое Адмиралтейство, в 1851 году официально названное Лазаревским, построило до Крымской войны 25 кораблей и судов и дало название району за бухтой — Корабельная сторона, производственный тыл военного порта. В 1856 году на площадке Лазаревского адмиралтейства была создана коммерческая контора РОПиТ («Русское общество пароходства и торговли»), получившая его в безвозмездную аренду как гражданский судозавод — фактически это был способ сохранить предприятие до лучших времён, наступивших в 1897 году, когда оно вернулось военному ведомству одной из крупнейших верфей России, где работало 11 тысяч человек. Когда именно адмиралтейство стало официально называться Севастопольским морским заводом — точно не знаю, возможно — с момента национализации при Советах. Вид с Графской пристани:3.Цеха с кадра выше — ещё лазаревских времён, 1840-50-х годов, на панораме разрушенного Первой обороной города они хорошо видны. Поразительное постоянство для завода!4.5.

    У стенки — паровой буксир «Севастопольский порт-10» (1937) — в народе такие называли «чертова дюжина», так как завод для местных нужд наклепал их ровно 13.

    СП-12 стал первым судном, погибшим в войне — подорвался 22 июня 1941 года на одной из тех самых мин, одна из которых по ошибке попала в жилой дом (см. пост о Второй обороне), а СП-13 был последним судном, покинувшим при эвакуации Одессу, а из бортовой зенитки однажды сбил самолёт.

    СП-10 — последний сохранившийся, используется Севморзаводом как генератор, тем самым оставаясь одним из последних аутентичных русских пароходов:

    6.

    Теперь полюбуемся Южной бухтой из сквера на улице Ленина, памятники которого я показывал в прошлой части — собственно, именно эти виды встречают, когда едешь в центр от вокзала. На той стороне — Севморзавод, на этой — «стенки», как тут принято называть военные причалы.

    Ближе к выходу — самая крупная и известная Минная стенка, получившая название то ли от минного завода при Старом Адмиралтействе, то ли от миноносцев, швартовавшихся у неё во времена расцвета ЧФ. «Минка» служит секретной набережной — ходить там не запрещено, но вот проходы к ней совершенно не очевидны, и потому гулять туда ходят сами севастопольцы.

    Самое заметное судно около неё — белоснежный плавгоспиталь «Енисей» (1981). Ближе — Телефонная стенка, над которой раньше находился узел связи:

    7.Один из этих кораблей — бывший украинский корвет, коих в Крыму осталось 3 — «Луцк», «Тернополь» и «Хмельницкий». О многочисленных кораблях, которые хотели сначала великодушно вернуть Украине, но не стали из-за Донбасской войны, я уже писал не раз.8.

    На той стороне — контора «Севморверфи», построенная, видимо, после её возвращения к военным. Название у меня ассоциируется скорее с Мурманском (первая приходящая на ум расшифровка — верфь для нужд Севморпути), но думаю, ясно, что Север тут не при чём.

    На заднем плане — площадь Корабела Бутомы — это не какой-нибудь революционер, а министр позднего СССР, с которым связан расцвет советского военного судостроения. Площадь находится практически в центре Корабельной стороны, и мы до неё так и не дошли.

    9.

    1. Дальше за верфью — Лазаревские казармы 1830-40-х годов, крупнейший квартал из «дважды уцелевших», и это довольно странно: их и бомбить англичане с французами должны были немилосердно, и после войны, с упразднением флота и крепости, вряд ли был резон восстанавливать. Тем не мнее, комплекс их вполне столичного масштаба прекрасно сохранился, с 1901 года до Великой Отечественной в них размещалось училище береговой обороны, а ныне это ни что-нибудь, а МГУ — ведь с 1999 года главный университет России имеет филиал в Севастополе, до 2008 года называвшийся Черноморским:

    ДК «Корабел» обращён фасадом к заводу и бухте, но их разделяет железная дорога. А уже в промзоне — памятник рабочим Севморзавода 1960-х годов, который севастопольцы называют не иначе как «Растянем рубль до получки!».10.11.

    А эта часть казарм, уже без красных крыш, используется по назначению.

    Там Флотский экипаж, куда прибывают срочники до распределения на корабли, там же они приносят присягу — среди стен, избитых пулями двух войн, в прямой видимости Четвёртого бастиона и Малахова кургана (на заднем плане).

    Внизу две подводные лодки «на пенсии» — слева украинская «Запорожье» (ну, о её злоключения я уже не раз писал), справа раритетная С-49 (такие стриоилсь в 1957-61 годах в Нижнем Новгороде), ныне плавучая зарядная станция:

    12.

    • Общий вид всей этой части бухты, у выхода хорошо виден плавгоспиталь «Енисей» с красными крестами на белом борту, а точно за ним Михайловское укрепление опять же 1840-х годов, принадлежавшее ВМСУ и задолго до недавних событий переданное музею. Обратите внимание на странную штуку в правом нижнем углу — это тоже подводная лодка 1950-х годов, правда с неродной надстройкой, в 1970-х годов используется как тренировочная станция, где подводники учатся спасать себя и субмарину при ЧП:

    13.

    Бухта сужается, и в её пейзаж входят железнодородные элементы. На холме — Бомборы, самый необычный район Севастополя, куда дойдём в конце поста.

    В доке — ещё одна, уже действующая подводная лодка, но самое интересное здесь — вот этот ржавый корпус на переднем плане, на борту которого бывали Гитлер, Муссолини и Сталин.

    Это бывшая «Хелла» (1937-40), личная яхта и штабной корабль Карла Дёница, в 1945 году по репарациям переданная СССР как корабль управления Черноморского флота «Байкал», с 1960-го года зачем-то переименованный в «Ангару», а в 1980-м году после капитального ремонта в Греции получивший великолепные интерьеры. Однако в 2008 ожидавшая списания яхта сгорела, затем её выкупил некий итальянец и собарился сделать элитное круизное судно, для ремонта сняли надстройки… а потом что-то не задалось, и «Хелла» теперь так и стоит у причала, ржавая и невзрачная.

    14.

    1. Взгляд с другой стороны. Над оконечностью бухты нависает Исторический бульвар с панорамой «Оборона Севастополя» и Четвёртым бастионом:
    2. В конце бухты — стоянка рейсовых катеров у плавучей судоремонтной мастерской (1981), яхтенная марина и на берегу склады — советский холодильник и бывшая паровая мельница (1881):

    15.16.Практически в створе бухты — часовня Феодосия Черниговского (1902, новодельная реплика) и вокзал, собственно вся эта промзона была частью товарной станции:17.Взгляд с колеса обозрения на Четвёртом бастионе — бухта во всей красе, все объекты уже знакомы:18.И тот же вид в 19 веке. Корабли и здания другие, но атмосфера — та же:19.

    Читайте также:  Отель «викинг» на к. беляус (крым): официальный сайт, отзывы, описание

    А это уже вид с путепровода над станцией Севастополь-пассажирский — но тоже в сторону бухты, и отсюда кажется, что рельсы ведут прямо в воду.

    Слева Городской холм, знакомый по прошлой части Матросский клуб (левее) и Дом с башней.

    Из-за крытой платформы виднеется морда старой «эрки» — о чрезвычайно архаичном крымском транспорте у меня уже был отдельный пост. А советское здание над ней — багажный терминал вокзала:

    20.

    • Замыкает сквер стоящий параллельно путям бронепоезд «Железняков», вернее аутитечен здесь только его паровозом «Э», построенный в 1917 году в Харькове.

    Другой вид на те же объекты, а также поезд дальнего следования. Над станцией — Бомборы:21.А вот и сам вокзал — небольшой, но именно такой, каким должен быть вокзал в Севастополе. Вдаль уходит балка — продолжение Южной бухты:22.Севастополь — город, что ни говори, не железнодорожный: железная дорога выглядит «чтоб было», и почти не заметна в городском пейзаже — на Городскую сторону рельсы рельсы заходят лишь по окраинам ко всяким военным объектам, на Корабельной стороне железка в основном проходит по тоннелям, лишь иногда «выныривая» в промзонах. В общем, Севастополь верен морю, а железная дорога здесь сугубо функциональна, и дотянули её сюда лишь в 1873 году. До Второй обороны вокзал выглядел так:22а.И основа нынешнего здания осталась с тех же времён:23.Интерьеры частью сталинские:24.А частью — как бы и дореволюционные. Также обратите внимание на стулья, характерные для «Укрозализницы»:25.И в целом, если на пригородных платформах довольно многолюдно (электрички в Симферополь бегают примерно каждый час), то в самом здании сонно и пустынно. Севастополь всё же никогда не был таким железнодорожным узлом, как Симферополь, а в этом году в Крым и вовсе куда как меньше идут поезда… Привокзальная площадь со всех сторон окружена путями, и выйти с неё можно лишь по путепроводу и автомобильным эстакадам:26.В близлежащем сквере — памятник депортантам о 6 гранях, весьма наглядно выражающий отношение севастопольцев к этой трагедии: хотя громче всех о пережитом говорят крымские татары, ещё с полуострова вышвырнули немцев, болгар, армян и греков, таких же точно коренных жителей, которые вернулись тихо и без проклятий в адрес русским. На 5 гранях надпись на языках всех перечисленных народов, на шестой — по-русски. Большинство «депортантских» памятников в остальном Кырму посвящены только татарам.27.Автовокзал стоит в сквере через грузовые пути от вокзала, маленький и чрезвычайно оживлённый… как, впрочем, и все автостанции Крыма в летнее время. Не знаю, когда он был построен, но выглядит довольно необычно. Так как Республика Крым и Севастополь — разные регионы, билеты отсюда в Симферополь, Евпаторию или Ялту неадекватно дорогие, 120-200 рублей, при том что внутри обоих регионов транспорт гораздо дешевле российского.28.29.Сам бронепоезд построили в октябре 1941 года на Севморзаводе, оснастив корабельным оружием как этакий сухопустный линкор, и немцы вскоре прозвали его Зелёный призрак — поезд выходил на позиции, давал залп и раньше, чем немцы успевали поднять авиацию или навести орудия, скрывался в тоннелях и ущельях. В итоге в тоннеле его и похоронили, обрушив оба выхода, за несколько дней до падения Севастополя, а овладев городом, немцы переделали «Железнякова» в свой бронепоезд «Ойген» и взорвали при отступлении. Его паровоз Э-2500, однако, работал на крымских железныз дорогах до 1967 года, а вот орудийная платформа тут стоит условная — у «Железнякова» она была уникальной и с воссозданием заморачиваться не стали.30.

    Напротив сквера, уже фактически на Корабельной стороне, стоит ещё одно здание — это бывшая, капитально перестроенная после войны, контора Севастопольского трамвая.

    Электрический трамвай метровой колеи тут был одним из первых в Российской империи — пущен аж в 1898 году (после Киева, Нижнего Новгорода, Екатеринослава/Днепропетровска, Курска и Елисаветограда/Кировограда), причём сразу электрическим, минуя стадию конки.

    Линии имели собственные названия — изначальные Вокзальная, Артиллерийская и Круговая, в 1910-12 добавились Лагерная и Корабельная, в 1926, видимо по мотивам английской узкоколейки — редчайшая в российских трамвайных системах междугородняя линия (15,6км) до Балаклавы:

    31а.Увы, всё это великолепие погибло в войну и уже не восстановилось. Контору перестроили в жилой дом, а депо изначально располангалось на её заднем дворе. Вроде бы, бутофорский трамвайчик стоит в троллейбусном депо, но я там не был.31.

    1. Севастополь

    Напоследок поднимемся на Бомборы, уже не раз упоминавшиеся выше. Этот чудной райончик, самый несевастопольский по духу, вырос на скалистом склоне над Южной бухтой, и название своё получил в 19 веке, когда его облюбовали отставные бомбардиры. Он напоминает ни то латиноамериканские фавеллы, ни то предгорные татарские городки типа Старого Бахчисарая:32.Вернее, на том кадре — ещё не сами Бомборы, а прилегающие чуть более цивильные районы. Бомборы — это две Линии, проходящие одна над другой и соединённые переулочками, в которых не проехать на автомобиле и можно дотянуться руками разом до обеих стен:33.Здесь сохранилось несколько мазанок, коих я и в Средней Азии мало где встречал — а в 19 веке такими были окраины большинства крымских городов:34.У некоторых окна заглублены в землю — так прохладнее, да и склон обязывает:35.В сущности, трущобы — но тем и интересные. Здесь и люди какие-то другие. Такой Севастополь знают даже не все жители города…36.На соседнем холме «тридцатьчетвёрка» — памятник освобождению города, а внутри холма подземная электростанция времён Второй обороны:37.И едва ли не колоритнее самих Бомбор — их спуски, совмещающие функции улицы и вдостока, ничего подобного я не видел даже в других местах Крыма:38.39.40.41.42.43.Видом с Бомбор на балку с вокзалом, автовокзалом и бывшим трамвайным депо и закончу рассказ:44.В следующей части прогуляемся по Корабельной стороне.Город-эпос. Общий колорит.Николаевский мыс.Уцелевшие. Осколки старины.Наследие Первой обороны.Наследие Второй обороны.Городской холм.Южная бухта и вокзал.Корабельная сторона.Северная сторона.Херсонес.

    Окрестности Севастополя.

    Инкерман. По воде и по рельсам.Инкерман. Монастырь, крепость и карьер.От Херсонеса до Фиолента.От Фиолента до Айя.Балаклава.Севастопольские предгорья.

    День Черноморского флота

    Источник: https://varandej.livejournal.com/697636.html

    Как бухты Севастополя получили свои названия

    Севастополь богат десятками бухт – уникальными, хранящими историю города и носящими имена, которые были даны им за определенное качество или заслугу. В этой статье от «РИА Новости» разберемся в топонимике бухт, находящихся за пределами Севастопольской бухты.

    Карантинная бухта

    Западнее Мартыновой бухты – перед морскими воротами Севастополя — лежит Карантинная бухта. На ее берегах при основании города был обустроен медицинский карантин, что впоследствии и определило название этой гавани.

      Во время первой обороны Севастополя в районе бухты происходили встречи парламентариев воюющих сторон. В ходе переговоров боевые действия прекращались, а затем возобновлялись с новой яростью. В Карантинной балке располагались французские траншеи, по которым неустанно вели огонь русские батареи.

    Ядер прилетало так много, что из них формировались горки, из-за чего французы назвали эту местной «балкой ядер».

    Песочная бухта

    Гавань возле древнего города Херсонес, естественно, называется Херсонесской. Другие названия бухты — Песочная (из-за песка на ее дне) и Шмидта — не Петра, который руководил Севастопольским восстанием в 1905 году, а в честь доктора, который в 1895-м открыл на здешнем берегу грязелечебницу.

    Голубая бухта

    Юго-восточнее мыса Херсонес – возле героической 35-й бронебашенной береговой батареи — находится небольшая и очень красивая Голубая бухта. Свое название она получила из-за серовато-голубого цвета воды.

    Стрелецкая бухта

    Западнее Песочной лежит Стрелецкая бухта. Впервые такое название встречается в конце XVIII века. Некоторые исследователи полагают, что имя бухта получила в честь рода войск – стрельцы, или же военного корабля «Стрелец». Однако во время завоевания Крыма стрельцов уже не было – их ликвидировали еще во времена Петра I, а корабль с таким названием ни в каких документах не встречается.

    Еще одна версия названия бухты связана со стрельбами. По некоторым утверждениям в конце XVIII века в этой гавани производилась пристрелка корабельных орудий. Могли ли стрельбы со временем трансформироваться в «стрельцы» доподлинно не известно.

    Более правдоподобной кажется версия с 40-пушечным фрегатом «Стрела», который пришел в Ахтиарскую бухту из Таганрога 15 июня 1783 года. Под таким названием он числился в составе флота до 1788 года и мог стоять в этой бухте.

    Круглая бухта

    В конце проспекта Октябрьской революции расположилась Круглая бухта. Такому названию она обязана своим очертаниям, которые с берега напоминают круг. На самом деле сверху она скорее похожа на пику с расширенным наконечником.  Другое название бухты — Омега (последняя буква греческого алфавита в виде двух соприкасающихся овалов).

    Бухта Абрамова

    Далее лежит гавань, предположительно получившая название в честь гидрографа Черноморского флота 1960-70-х годов Петра Абрамова. Другое название бухты – Песчаная, как в случае с Песочной — из-за песчаного дна.  В начале 2000-х годов в гавани Абрамова появился Солдатский пляж.

    Двойная бухта: Камышовая и Казачья

    Вторая по величине севастопольская бухта называется Двойной. Дело в том, что эта гавань разделяется еще на две – Камышовую и Казачью.

    Более того, в западной части последней расположилась еще одна бухта – Соленая, поэтому на некоторых картах XIX гавань называлась не Двойной, а Тройной.  Камышовая бухта была названа так из-за камыша, который обильно рос у ее берегов.

    Раньше он покрывал обширное пространство у корня гавани, но позже его стали вытеснять причалы Севастопольского рыбного порта. Во время первой обороны города в районе бухты возникло французское поселение Камьеш – настоящий город с деревянными ресторанами, лавками и церковью.

    Поселение было защищено оборонительной линией из траншей, валов и редутов, которые позже использовались защитниками Севастополя в 1942 году в качестве последнего оборонительного рубежа.

    Казачья бухта свое название получила в конце XVIII века — во время войны с Турцией. Для наблюдений за действиями турецкого флота по всему крымскому побережью были расставлены казачьи пикеты. Один из них размещался в западной части будущего Севастополя на берегу гавани, позже названной в честь казаков.

    Соленая бухта

    У корня Казачьей бухты расположилось небольшое болото – остатки соленого озера, где в конце XVIII века была организована добыча соли. Это и стало основанием для того, чтобы назвать бухту Соленой. Ранее же она называлась Фонари или Маячная.

    Источник: https://sevastopol.su/news/kak-buhty-sevastopolya-poluchili-svoi-nazvaniya

    Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]