Если вы собрались в Крым и решили ехать на поезде или автомобиле, вам никак не миновать этого места – довольно узкого перешейка, соединяющего полуостров с материком.
Это и есть Перекоп — фактически «входная дверь», гостеприимно открытая сегодня для всех желающих отдохнуть у теплого моря, хотя в стародавние времена ее предпочитали держать закрытой, оберегая и защищая свой мир от враждебных чужаков.
После Каховского водохранилища и Новой Каховки (кстати, оттуда вас будет сопровождать детище Советского государства, родившееся в 1963 году, – водная артерия под именем Северо-Крымский канал, с которым в Крым пришло не только орошение на поля и сады, но и комары, которых до этого не было) постепенно «закруглятся» просторы Херсонской области.
Крупные буквы «Крым» обозначат, что через каких-то 3-4 часа вы будете на Симферопольском вокзале, где, оробев от беготни и суеты вокруг и, не совсем понимая, чего хотят от вас люди, выкрикивающие скороговоркой разные непривычные славянскому уху слова: «на Алушту, на Судак, на Партенит, на Гаспру, на Симеиз, на Ялту, на Евпаторию, на Саки… вам куда?» и по-свойски, сходу, выясняющие «сколько вас» и ваши намерения и, не дослушав, споро предлагают в ассортименте коттеджи, частные пансионаты, квартиры «под ключ» и просто койкоместа у «хороших старушек» (отовсюду пятьминутдоморя-пятьминутдорынка – красота!), и где вас, еще и не добравшихся до моря, буквально захлестнет теплой волной солнца, информации и того количества интереса и внимания к вам, к какому вы, может быть, не привыкли там, у себя, где-то уже так далеко…
Стоп, стоп, это все будет потом. А пока вы чуть не проехали Перекоп! Рекомендую заранее разузнать у более опытных пассажиров или у проводника, когда ожидать вам этого символического проникновения на полуостров сквозь брешь в древнем заградительном сооружении.
Не скажу, что из окна вагона вам будет показан полномасштабный вид, но характерные земляные насыпи вы непременно увидите, а остальное придется представить, припомнив это повествование. Перекопский вал и ров протянулись от Каркинитского залива Черного моря до Сиваша, пересекая перешеек, на 8,5 км.
Когда и кто «перекопал» Перекоп, доподлинно неизвестно – так это было давно. На сегодняшний день высота вала от дна рва составляет 18-20м, а сам 20 метровой ширины ров имеет глубину до 10м.
Его откосы и дно для прочности были облицованы каменными плитами, а сам ров в древности заполнялся водой, так что из залива можно было на небольших судах пройти в Сиваш. Посредством этого сооружения Крым стремился обособиться и защитить свой мир от набегов с материка.
Шагах в тридцати от берега залива со дна рва поднимаются, примыкая к насыпи и возвышаясь над ее гребнем, стены высотой в 15м и толщиной более 3м (!) Сложены они из известняка и булыжника, облицованы тесаным камнем. Некогда здесь, в начале рва, у самого моря, стояла высокая башня, имевшая форму усеченной пирамиды.
Ее бойницы были обращены на север, а задняя стена выходила на земляную насыпь. Такая же башня возвышалась и на восточном конце рва. Всего на валу было четыре башни. Самое главное фортификационное сооружение – крепость Ор-Капу – находилась примерно в центре Перекопского вала (севернее его со временем возник город Перекоп).
От древних бастионов и крепости ныне остались лишь руины… Но еще в I в.н.э. о Перекопе упоминал один из римских писателей и ученых Плиний Старший.
В своей книге «Естественная история» он пишет, что перешеек в этом месте омывается заливом и что воды озера Бугес (Сиваш) по рву пропущены в море, а вблизи берега залива, в самом узком месте перешейка, находится город Тафрос (с греч.- «ров», «перекоп»).
Этот же город упоминает уже во IIв. географ Птолемей. И в Хв. Византийский император Константин писал, что на перешейке «древние устроили канал» (уже тогда он был древним!), который «много лет назад занесен землей и порос густою порослью, по нему идут две дороги…»
Увы, во времена средневековья он так и стоял, никем не расчищаемый, свободно пропуская хазар, печенегов и половцев. И только в период татаро-турецкого владычества Перекопский ров и вал были снова превращены в сильно укрепленную крепость на границе полуострова.
Само название крепости — Ор-Капу – в переводе означает «ворота в валу со рвом». По сведениям польского посла Мартина Броневского, побывавшего в Крыму в 1578г., на Перекопе было построено 17 каменных башен с орудийными площадками и ружейными бойницами, а ров исправлен и углублен.
Каменные стены и башни щетинились жерлами пушек; ров заполнялся водой, уровень которой регулировал шлюз, находившийся у головной крепости; через ров перекидывался подъемный мост на толстых цепях, который через свои ворота пропускал послов, невольничьи караваны, обозы с хлебом, табуны лошадей, отары овец и т.
д. Отсюда же совершались набеги на украинские, русские и польские земли.
Турция не доверяла крымским ханам не только охрану морских границ, но и главного дозора на севере полуострова — Ор-Капу (здесь постоянно находилось более полутора тысяч турецких солдат – янычар). Над воротами Ор-Капу была высечена из камня огромная сова – символ мудрости, бесстрашия и зоркости. Она устрашающе глядела на каждого, кто въезжал и входил в крымские пределы.
Кстати, эти же ворота встречали в 1787г. императрицу Екатерину II, но по «сценарию» князя Потемкина Таврического над ними был помещен девиз: «Предпослала страх и принесла мир» (имелась в виду, конечно, императрица, а не сова). Со времен Ивана Грозного Россия неоднократно предпринимала военные операции в этих местах, чтобы усмирить беспокойного соседа.
Некоторые из них позднее даже были проведены совместно с запорожскими казаками, которые уже имели богатый опыт вылазок в тыл татаро-турецких поработителей. В 1737-38гг.
посредством хитрого маневра (вброд через Сиваш), который в дальнейшем был использован не раз и в другие времена, русским войскам под предводительством генерал-фельдмаршала Ласси удалось несколько раз проникнуть за перекопские укрепления и навести там немало паники.
Только не было тогда еще должных сил у России, чтобы закрепиться в Крыму. Лишь в 1777 году фельдмаршал Румянцев, отправив к Перекопу довольно значительную армию под командованием князя Долгорукова, превратил в руины его стены и крепости.
После длительных переговоров Крымское ханство сначала было объявлено независимым от Турции, а затем весь Крым благополучно был присоединен к России, отчего крепость на валу и сам Перекопский вал потеряли свое значение. Город Перекоп, насчитывавший более 4тыс.
жителей, стал постепенно вымирать, утратив былые пограничные (таможенные) функции, и к 1900 году газета «Крымский вестник» в одной из статей даже назвала его «умирающим городом».
Сегодня и от Ор-Капу, и от того города Перекопа близ крепости ничего не осталось, лишь холмы да степь, на которых можно найти в изобилии лишь гончарные черепки. В двух километрах от этого места возникло село, которое в память также называется Перекопом.
Вновь трагические военные события вернулись в эти места уже в начале ХХ века – в годы гражданской войны, когда в 1919-20гг. Крым оставался единственным оплотом Белой армии. Полтора года Перекоп неоднократно переходил из рук в руки, пока в конце концов осенью 1920г.
красные не оттеснили окончательно сначала армию Деникина, а затем и потерпевшего поражение под Каховкой барона Врангеля, за укрепления Перекопского вала. Врангелевцы усилили эти укрепления новыми оборонительными сооружениями, для чего использовали камень и деревянные части основательно уже разрушенного к тому времени города.
Сюда же было стянуты десятки орудий, сотни пулеметов – помощь Антанты (кроме оружия, английские и французские военные специалисты прямо на месте давали советы по обустройству «русского Вердена»). Перед валом пролегли четыре ряда заминированных проволочных заграждений.
Крым со стороны Перекопа казался неприступным (вспомните фильм «Два бойца», где рядовой Некрасов — актер О.Янковский — снимает на трофейную камеру перекопские укрепления с аэроплана).
По открытой, легко простреливаемой на несколько километров местности наступать было бы просто безумием.
Но разве не такими были коммунисты? Правда их безумие «использовало» полуграмотных, голодных, скверно одетых и плохо вооруженных крестьян и рабочих – именно их без счета бросали на укрепления Перекопа такие «прославленные» командармы, как Фрунзе и Дыбенко (позднее «перемолотые жерновами» своей же партии).
«Мертвые, прежде чем упасть, делали шаг вперед, за ними поднимались следующие и им не было конца…» Тогда за несколько часов специально прибывший с Урала первый Крестьянский полк «Красные орлы» погиб полностью, впрочем, как и многие другие. По плану, часть красноармейцев двинули через Сиваш и неизвестно, кому было лучше: тем, кто шел «в лоб» или этим.
Их отправили в обход (большую часть — на верную гибель) – в темноту, в осеннюю ледяную воду – кому она была по пояс, кому погрудь, уже не важно ни тем, ни другим. Защитникам крепости даже не пришло в голову, что так можно поступить с живыми людьми, и они не ждали нападения с тыла, хотя опытный генерал Слащев предупреждал о такой возможности.
Когда забрезжил день, за сотнями тел, погибших «за дело революции» не видно было вод Сиваша. И сейчас там стоят обелиски участника штурма Перекопа. Только давно пора уже объединить всех соотечественников, погибших в те годы в Крыму, единым памятником и поставить часовню, где можно будет каждому зажечь свечу во спасение их загубленных душ…
И потом, в годы Великой Отечественной, там шли жестокие бои: сначала при отступлении, в 1941-м., а потом в 1943-м… Тогда уже Перекоп брали танки и кавалерия. Наши, с ходу захватив Перекопский вал, удерживали потом этот плацдарм более пяти месяцев в упорных кровопролитных боях.
И снова зимний холод вокруг, и студеные ветра, и ледяная сивашская вода, и снова тысячи погибших… Но продержались до самого начала решающего наступления войск на оккупированный немцами Крым 8 апреля 1944 года. Около тридцати частей и соединений получили после тех жестоких боев почетные наименования «Перекопских» и «Сивашских».
Наверное, это одно из немногих мест на планете, где стрелки компасов пляшут от искусственных аномалий, буквально дурея от того количества металла, что остался в израненной земле.
У братской могилы, в которой лежат более 5 тысяч павших солдат, возвышается обелиск Героям – Защитникам Отечества, к которому ежегодно в День Победы съезжаются люди – тоже тысячи – чтобы принести сюда сирень, тюльпаны, ландыши, а также свою печаль, признательность и любовь. А мимо идут поезда и, пересекая вал, гудят тепловозы, салютуя всем погибшим на Перекопе.
Так вы все-таки узнайте заранее у проводника, когда будете проезжать Перекопский вал…
Юлия Самарина
Источник: http://www.perekop.info/perekopsky-isthmus-gate-to-the-crimea/
Перекопский вал в Крыму — фото, карта, описание
Po-Krymu.ru > Отдых в Крыму > Достопримечательности Крыма > Запад Крыма
Есть что-то несправедливое в том, что мало кто за пределами полуострова знает про Перекопский вал, отделяющий Крыму от материка.
А ведь это такое же древнее, овеянное легендами и загадочное фортификационное сооружение как Великая китайская стена и ей подобные сооружения прошлого, только сохранилось оно в силу обстоятельств куда хуже.
Да и размеры его впечатляют: вал и ров длиной 8475 метров тянутся через весь перешеек — от Сиваша до Каркинитского залива.
- Веками Перекопский вал со рвом служили и границей, и оборонительной линией, и судоходным каналом, и веками здесь лилась кровь.
- О жестоких боях, связанных с гражданской и Великой Отечественной, гостям и жителям полуострова напоминают мемориал «Освободителям Крыма» (2001 г.)
- и стела, посвященная 60-летию Советской армии.
- Сегодня Перекопский вал — первая достопримечательность, которую видят туристы, въезжающие на полуостров, но впоследствии мало кто возвращается, чтобы осмотреть ее так, как она того заслуживает.
Недавно в районе Перекопского вала, при поиске захоронений красноармейцев, поисковый отряд «Память Перекопа» нашел останки почти тысячи солдат долгоруковской армии времен Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов. Первые находки уже переданы в музей Тавриды. Будем надеяться, что на этом месте появится еще один памятник подвигам русских солдат.
Перекопский вал в Крыму: факты и легенды
О глубокой древности этого оборонительного сооружения свидетельствует то, что никто не знает, кто и когда его построил. Киммерийцы? Скифы? Греки? Очевидны лишь два факта:
- ему не менее 2 тысяч лет;
- построить вал шириной 15-20 м и выкопать ров глубиной 10 и шириной 40-45 метров могла лишь высокоразвитая цивилизация.
Даже сегодня остатки оборонной линии впечатляют, особенно развалины крепости Ор-Капу — главной твердыни пограничья времен Крымского ханства и руины Ферх-Кермена — укрепления, защищавшего вал и канал с западной стороны.
Кто бы первым не построил Перекопский вал, именно турки его серьезно укрепили, добавили внушительные крепости и сделали ров судоходным. Именно поэтому он носит еще одно название — Турецкий вал.
Вместе с Арабатом и Ени-Кале, Перекоп должен был защищать Крымский полуостров от нападения с севера и востока. И крепости повидали немало кровопролитных стычек, а то и серьезных сражений.
В 1736 году князь Василий Долгоруков-Крымский первым вошел на бастионы Ор-Капу, за что получил чин прапорщика по приказу фельдмаршала Миниха, который подтвердил его, даже узнав, что солдат — представитель рода, отправленного императрицей Анной Иоановной в опалу. Тот поход Миниха, во время которого он дошел до Бахчисарая и разрушил его, навсегда успокоил крымских татар, которые больше никогда не совершали набегов на славянские земли.
Кстати, Долгорукову снова пришлось брать Перекопскую крепость, уже через 35 лет, когда он будучи главнокомандующим русской армии, завоевал основные укрепления турок в Крыму.
Он стал одним из тех, благодаря кому был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор по которому Крым отошел к России.
За взятие Перекопа и Кафы (Феодосии), после чего сдались Арабат, Керчь, Ени-Кале, Балаклава и Тамань, он получил от императрицы Екатерины II, помимо ордена и шпаги с алмазами, титул — Крымский.
- Вот Перекопская крепость с высоты птичьего полета:
- А это она же с высоты человеческого роста:
- Дальше от нее идут валы и рвы. Эти на восток:
Эти на запад:
Вдалеке видно стелу, прямо за которой находится земляная крепость. На валу стоит дот времен Великой отечественной войны, когда линия противостояния пролегала именно тут. Кстати сейчас, граница, разделяющая Крым и неофашистов пролегает здесь же, поэтому с осмотром западной части фортификации могут возникнуть проблемы — там стоят пограничники.
Разумеется, такое место не может обойтись без легенд и преданий. Самые популярные из них связаны с подземными ходами от развалин Ор-Капу до нынешнего Армянска.
Их было как минимум три, и в одном из них крымскими татарами или турками якобы была спрятана отлитая из чистого золота статуя коня. Немало смельчаков в былые времена пытались отыскать Золотого коня, но тщетно.
Для одного из них поиски клада даже закончились трагически — он подорвался на мине. Сегодня до подземных ходов крепости уже не добраться, но предания остались, волнуя воображение.
Как добраться до Перекопского вала?
Если вы хотите увидеть Перекопский ров и вал, проще всего это сделать, сначала добравшись любым транспортом до Армянска, а потом сесть на автобус, едущий до поселка Перекоп. Можно взять такси или доехать на своей машине за 7 минут до остатков вала по Симферопольскому шоссе.
Источник: https://po-krymu.ru/perekopskiy-val-v-kryimu.html
Перекоп — ворота крепости Крым. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории
Во время Крымской войны 1853-1856 гг. уездный город Таврической губернии Перекоп был важной тыловой базой русской армии, где находились продовольственные склады, интендантские склады с обмундированием, топливом.
Неоценимое значение в годы Крымской войны имели перекопские лазареты, которые размещались в казенных и частных домах города Перекопа.
В 1855 году в Перекопе был специально построен госпиталь для больных и раненых защитников Севастополя, где работал прославленный русский хирург Н.И. Пирогов.
О событиях Крымской войны напоминает кладбище воинов русской армии, умерших в лазаретах Перекопа. Кладбище защитников легендарного Севастополя, расположено к северу от нынешнего села Перекоп.
Перекоп — ворота крепости Крым. Став ареной жестоких сражений, уездный город Перекоп исчез с карты Крыма в годы гражданской войны.
В годы гражданской войны 1918-1920 г.г. Перекопский вал и ров были восстановлены.
Перед валом было вырыто три линии окопов, опутанных колючей проволокой. Оборонная линия Перекопских укреплений была усилена 70 орудиями и 150 пулеметами, и огнём с военных кораблей союзников Врангеля, стоявших в Каркинитском заливе.
Ночью 8 ноября 1920 года войска Южного фронта Красной Армии, под командованием Михаила Фрунзе, 51-я дивизия под командованием В.К. Блюхера, 15-я и 52-я стрелковые дивизии перешли Сиваш на полуостров Литовский и штурмовали Турецкий (Перекопский) вала.
Во время штурма Перекопа погибло около 10 тысяч красногвардейцев, но Перекопско-Чонгарские укрепления были захвачены Красной Армией.
16 ноября 1920г. Михаил Фрунзе, командующий Южным фронтом, докладывал о захвате Керчи и изгнании белогвардейской армии Врангеля из Крыма. После гражданской войны камни оборонительной линии Перекопа снова разобрали.
В годы Великой Отечественной войны Перекоп снова стал ареной ожесточённых боёв. С 19 по 28 сентября 1941 года 156-я стрелковая дивизия генерала П.В.Черняева обороняла Перекопские позиции от фашистских войск под командованием генерала Манштейна, имеющего троекратный перевес силе. Советские войска оставили Перекопские позиции после 9 дней упорных сражений.
В ноябре 1943 года войска 4 Украинского фронта под командованием генерала армии Ф. И. Толбухина, вышли к Перекопу.
Моторизованные части 19 танкового корпуса генерал-лейтенанта И.Д.Васильева и 36 кавалерийского полка подполковника С.И. Ориночко с походного марша прорвали оборону фашистской армии в центре Турецкого вала и вступили в бой за Армянск 10 ноября. Советские войска удержали плацдарм южнее Турецкого (Перекопского) вала.
После артиллерийской подготовки утром 8 апреля 1944 г., войска 2-й гвардейской армии начали атаку на Перекопские укрепления.
9 апреля 1944 г. советские войска прорвали главную оборону фашистских войск на Перекопском перешейке и вынудили его отступить на Ишуньские оборонительные позиции.
В 1957 году в центре Перекопского вала были установлены памятные знаки на братских могилах советских воинов, павших в боях за Крым на Перекопе. В нескольких сотнях метров от братских могил на Перекопе находился в 1943 – 1944 годах командный пункт маршала Советского Союза А. М. Василевского и генерала армии Ф. И. Толбухина.
Постановлением ЦК КПСС №58 от 21 января 1967г. был спроектирован и установлен памятник героям Перекопа. Работу выполняли скульптор Г. В. Нерода и архитектор В.В. Лазарев.
Ежегодно в День Победы 9 мая на Перекопском валу собираются, десятки тысяч жителей близлежащих городов и сёл Крыма и Херсонской области и ветеранов войны, чтобы почтить память героев, павших в боях за освобождение Крыма.
Источник: http://www.evpatori.ru/perekop-vorota-kreposti-krym.html
Кто перекопал Перекоп
В Крыму частично сохранился местный аналог Великой китайской стены — ров и вал на Перекопе. От того и Перекоп, что ров там находится.
Геродот ещё в V-м веке до н.э. описывал канал и город, на перешейке, но его сведения не имели надёжной привязки к местности.
Впервые вполне определённо о том, что перешеек между материком и полуостровом Таврика, ныне именуемом Крымом перерезан большим рвом и валом в середине I-го века нашей эры упоминал римский ученый Плиний старший.
Он писал о существовании здесь корабельной пристани, О том, что откосы и дно рва были облицованы каменными плитами. В письменных документах первого века город упоминается как Тафрос (по гречески – ров).
Примерно в это же время упоминал о рве и городке на перешейке Страбон.
Ни Геродот, ни Страбон, ни Плиний старший ничего не упомянули о том, кто же построил канал-ров и вал на его южном берегу.
В древности Перекопский ров перед насыпью был заполнен водой, и по нему даже плавали корабли, сокращая путь из Каркинитского залива в Сиваш. Длина вала и канала 8475 м. Даже сейчас ширина вала у основания составляет более 15 метров, высота от дна рва — 18-20 м. Ширина канала – от 20 метров.
Учитывая, что тогда судоходство было в основном прибрежным, то максимально заинтересованы в судоходном канале были те, кто нуждался в перемещении большого количества грузов из Азовского моря в северо-западную часть Чёрного и в устья Борисфена (Днепра) и Истра (Дуная). Канал сокращал мореходам путь минимум на тысячу километров в один конец.
Кроме того путешествие через канал было абсолютно безопасным, защищало торговцев от непогоды и нападений племён тавров, обитающих в горах полуострова и занимающихся грабежом судов пристающих к берегам на ночёвку, для пополнения запасов воды и просто вынужденных пережидать непогоду в бухтах. Таким образом, существование канала экономически оправдано.
Но это не только канал, это ещё и вал! Было гораздо проще отваливать землю на две стороны. В этом случае трудоёмкость снизилась бы минимум на треть, что очень существенно на любой стройке. Но создателям нужен был не только канал, но и защитный вал и по этой причине потратились.
Кто возвёл вал и выкопал ров неизвестно. Очевидно одно: он планировал укрываться за этим валом от угрозы идущей из причерноморских степей.
Ещё очевидно, что в распоряжении этого правителя были тысячи землекопов, т.к. им пришлось переместить около 1700 тысяч кубометров каменистого грунта на 20 метров по горизонту и на 8 метров вверх (усреднённо).
Если землекоп с железной лопатой за смену способен переместить 4-6 кубов земли на 2 метра, то его древний предок с деревянной копалкой на каменистом грунте вряд ли перекидывал больше 3-х кубов. Получается, что для рытья рва и насыпания вала требовалось до 8 миллионов рабочих смен.
Учитывая, что плотность населения в те времена, врядли была большой, число впечатляет. Нужен был строй-отряд в 10000 лопат на 2 с половиной года, без учёта болезней, смертей и непогоды. И это только на земляные работы!
Одни ученые считают, что Перекопское оборонительное сооружение создали древние римляне – у них был опыт строительства подобных конструкций на Таманском полуострове. Но в середине I-го века канал и вал уже были и были уже древними, а Римская империя ещё не добралась до перешейка.
Кроме того римляне наверняка, оставили какие-то следы о такой стройке века. Такая концентрация людей и средств наверняка отразилась бы в каких-то письменных источниках.
Для города-государства Херсонес, основанного греками из Черноморской Гераклеи (Карадениз-Эрегли) в V вене до н.э., существование канала на перешейке было крайне не выгодным. Канал мог оттянуть на себя львиную долю судов идущих из Азовского моря, однако во многих письменных источниках, оставленных херсонеситами, не выявлено упоминаний о таком серьёзном конкуренте.
Германские исследователи склонны полагать, что вал возвели готы. Эта версия тоже не выдерживает критики, т.к. готы в Таврику пришли только в III веке н.э., а уже в I-м никто не знал, кто же вырыл ров!
Многие приписывают строительство канала киммерийцам, обитавшим в северном причерноморье в V-Х веках до н.э. Но как кочевники, не оставившие после себя никаких сооружений, кроме захоронений, взяли бы и вдруг построили канал с оборонительным валом, смотрящим на их же степи?
Существует вариант и скифского происхождения нашего вала. Но эта версия более походит на народный фольклор, возникающий из небытия. Хотя именно скифам, ввиду их массовости,такое дело было пожалуй по плечу.
Докопаться до истины уже невозможно. Почти наверняка известно лишь то, что в десятом веке вал зарос, а канал пересох.
После образования Крымского ханства вал заново укрепили. Здесь разместился турецкий гарнизон Ор-Капу (или Турецкий вал), была построена крепость Ферх-Кермен, среде русских получившая логичное название «Перекоп». Главными товарами Крыма были рабы и соль. Для охраны невольничьих рынков и мест добычи соли вновь потребовалась древняя оборонительная линия.
В 1736 году российские войска взяли штурмом Перекопский вал и крепость Перекоп была разрушена войсками графа фон Миниха.
В 1754 году, после окончания русско-турецкой войны, крепость Перекоп (Ор-Капу) была заново отстроена татарским ханом Крым-Гиреем, были восстановлены казармы, мечеть, колодцы, таможенный пост и т. д. В 1768 году началась очередная русско-турецкая война, под командованием В.М.
Долгорукова — Крымского. В июне 1771 года русские войска штурмом овладели Ор-Капу и вступили в Крым, разрушив крепость Перекоп, которую уже не восстанавливали.
- В 1772 году Крымское ханство перешло в подчинение Российской империи, а в 1783 году оно вошло в состав России.
- Весной 1787 год российская императрица Екатерина II, в сопровождении своей многочисленной свиты, совершила первое путешествие по южным землям России и Крыму, с целью осмотра присоединённых к Российской империи земель.
После русско-турецкой войны 1806-1812 годов Перекопская линия фортификационных сооружений утратила свое оборонительное значение, и в 1835 году передана городским властям Перекопа, который стал просто уездным городом Таврической губернии.
С января 1845 г. уездный город Перекоп имел свой герб: на красном поле золотой ключ от полуострова Крым, а в средней полосе на зеленом поле — серебряный замок Перекоп.
К концу ХІХ века местные жители разобрали стены шести бастионов и башен, на строительные материалы.Прекратил своё существование город Перекоп в 1920 году, будучи разрушенным артиллерией наступающих войск Фрунзе.
Именно вал со рвом объяснют происхождение названия Крым. Возможно, оно произошло от монгольского «хэрэм» — стена, вал, а возможно, от тюркского «кырым», что означает все тот же ров.
Полуостров стал называться Кырым адасы, что по-тюркски означает остров за рвом, поскольку он был отделен от материка вышеупомянутым Перекопским оборонительным рвом. (Кстати, и древние греки зачастую называли Таврику островом).
Со временем топоним укоротился, и его стал именоваться просто Кырым, а позднее — Крым.
Немецкая аэрофотосъёмка прекрасно сохранила нам вид перекопских укреплений и древней крепости.
Источник: https://xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai/kto-perekopal-perekop/
Перекопская крепость (Ферх Кермен, Ор-Капу)
На территории Крыма расположено множество крепостей, защищающих полуостров с моря. Однако лишь одна защищала узкий перешеек, соединяющий его с материком. Крепость имеет сразу 3 названия: русские называют ее Перекопская крепость, турки — Ор-Капу, а татары Ферх Кермен («город радости»).
История Ферх Кермен (Перекопская крепость)
Расположено укрепление на еще узкой части крымской земли. Это помогало сдерживать атаки неприятеля, приходившего с севера. Возведение крепости осуществляли турки после захвата Крыма в 1475 году. Строительство было завершено в 1509 году. Ферх Кермен просуществовал 4 столетия и был разрушен лишь в годы Гражданской войны.
Фактически разные названия у крепости появились из-за того, что Ор-Капу называли центральную крепость, а Ферх Кермен — часть Перекопского вала, расположенную у залива.
Расположение крепости было выбрано не случайно. Ее построили в уже подготовленном для обороны месте возле Перекопского вала, история которого насчитывает 2000 лет. Ор-Капу протянулась на 8 км от Сиваша на востоке до Каркинитского залива на западе.
Военные действия и Ферх Кермен
Перекопская крепость приняла участие в боевых действиях еще до своего завершения. В 1500 и 1501 годах в Крым пытались прорваться войска Большой Орды, но крепость оба раза устояла. Именно эта война стала роковой для Орды, прекратившей в 1502 году свое существование.
Что оказалось не под силу им, легко сделали казаки, которые неоднократно захватывали Ферх Кермен (как и другие крепости турков, например, Арабат). Это произошло в 1663, 1736 и 1738 годах. В 1771 году крепость взяли русские войска, начавшие войну с турками за право обладания Крымом.
Крепость была укреплена русскими в 1784 году. Однако после 1835 года была заброшена и частично разобрана местными жителями. Последнее сражение крепость пережила в 1920 году, когда войска Врангеля были вынуждены сдать их красногвардейцам.
После войны крепостные стены стали основой Красноперекопского бромного завода. Во времена Великой Отечественной войны крепость уже не существовала, а ее останки были свидетелями двух успешных штурмов.
Сегодня Ферх Кермен разделен Северо-Крымским каналом с ближайшим мостом в Армянске.
Перекопская крепость в судьбе Василия Долгорукого
Князь Василий Долгорукий в 1736 году первым вошел на бастионы Ор-Капу и получил чин прапорщика по приказу главнокомандующего Миниха, который не отказался от этого даже узнав, что солдат — представитель опального в том время рода. Через 35 лет Долгорукий вновь взял Ферх Кермен, но уже как главнокомандующий русской армии.
Перекопская крепость на карте Крыма
Источник: http://Krymea.ru/architecture/ferh-kermen.html
Перекопский перешеек
Удачное географическое и военно-стратегическое расположение Перекопского перешейка привело к тому, что здесь был крупный средневековый рынок и целый комплекс оборонительных сооружений. Вблизи крепости Ор-Капу стоял город Перекоп.
Пятью верстами южнее ещё в 17-ом веке процветал перевалочный торговый пункт, куда переселилась в 30-е годы 18-го века большая часть населения Перекопа, в большинстве своём армяне и греки, которые были очень притесняемы татарскими беями.
Большая часть линии Перекопского перешейка выглядит примерно так, степь да степь кругом.
Во время гражданской войны за овладение перешейком было проведено немало кровопролитных боёв, в которых участвовали немецкая армия, деникинцы и красногвардейцы.
Несколько раз перешеек переходил из рук в руки, пока в ноябре 1920 года воинские части Фрунзе, поддержанные Блюхером, перейдя Сиваш вброд, не захватили перешеек окончательно. В ожесточённых боях многие части потеряли до 60% состава.
В 1941 году Перекопский перешеек был захвачен армией немецкого военачальника Манштейна и освобождён в 1944 году известным советским полководцем Толбухиным.
Перекопские ров и вал являются уникальными историко-археологическими памятниками. Это целостная фортификационная система, включающая в себя разнообразие оборонительных объектов. Организация Объединенных Наций включила Перекопский вал в перечень 10 наилучших памяток археологии Крымского полуострова.
На украинской территории западнее перекопского перешейка. Электро-генерирующие ветряные мельницы.
К сожалению, большая часть Перекопских фортификаций не дожили до наших дней, так как были подвержены разрушению. Известная Перекопская крепость расположена на юге от большого Перекопского рва, на восток от берегов Перекопского залива. Как свидетельствует турецкая рукопись, она сооружена для хана Менгли-Гирея в 15-ом веке. Сахиб-Гиреем здесь были возведены 17 башен, углублялся ров.
Северной стороной крепости была часть большого Перекопского вала с парапетом, заключенная посреди двух круглых бастионов. В центре бастионов были круглые башни, подобные сооружения расположены на юго-западном и юго-восточном углах крепости.
Сивашский бастион представляет собой шестиугольное оборонительное строение и находится на берегах Сиваша у восточного края большого Перекопского рва. Выстроен с юга на север. Его основой служит четырёхугольный плацдарм. В земляной насыпи Сивашского бастиона обнаруживают обломки керамики и курительных трубок. Поэтому датируется укрепление временем не раньше 16-17 вв.
Крымский Титан — завод украинского предпринимателя Дмитрия Фирташа
Это привычное для Крыма фортификационное турецкое сооружение, являвшееся крепким артиллерийским оборонительным узлом, который усиливал восточный край Перекопской линии, препятствуя своим орудийным огнем противнику, обходившему Перекопские укрепления по часто обнажавшемуся дну Сивашского залива.
Черноморский бастион, входящий в линию фортификационных сооружений перешейка имеет семиугольную форму. Он выдвинут на север, находится в 50 метрах от берегов Перекопского залива на западном краю Перекопского рва. От похожего Сивашского бастиона отличается расположением кавальера. Этот кавальер усилен несколькими ярусами амбразур.
Черноморский бастион стоит в том же ряду военно-инженерных строений, что и Сивашский.
Они оба господствовали над местностью и были предназначены не только для ближних боёв, но и для артиллерийских стрельб на большую дальность.
Орудия Черноморского бастиона защищали западный край линии, они могли с высоким эффектом препятствовать противнику, обходящему фортификации по мелководью Перекопского залива.
Въезд через пункт пропуска «Перекоп» . Автомобильная очередь на выезде из Крыма.
В современное время через Перекопский перешеек проходят две автодороги, соединяющие украинскую часть материка и Крымский полуостров, принадлежащий России.
Обе дороги сливаются в одну магистраль в Армянске и после Красноперекопска вновь раздваиваются.
Перешеек пересекает железнодорожная ветка из Херсона (Украина) в Джанкой (Россия, Крым) и известный своей вымогательской ситуацией со стороны Украины Крымский канал.
- С момента присоединения Крыма к Российской Федерации Перекопский перешеек обрел статус демаркационной линии или простыми словами стал границей между двумя соседствующими государствами — Россией и Украиной.
- Всё это делает перешеек интересным как историкам, археологам, искусствоведам, так и экскурсантам, которые могут найти здесь много интересного и познавательного.
- Вы можете дополнить достопримечательность, указать на ошибки в статье или уточнить необходимые данные.
О статье
Источник: http://russia-krym.ru/load/perekopskij_peresheek/25-1-0-122
Экскурсия к Перекопу в Крыму
Если вы приехали на отдых в Крым с северной стороны полуострова, то путь ваш пролегал через Перекопский перешеек. Возможно, если бы вы так не торопились к пляжам Черного моря, то остановились бы на этом перешейке, чтобы совершить экскурсию в Перекоп, село являющееся «воротами в Крым» и стоящее на легендарной земле, по которой мы сейчас прогуляемся виртуально.
Расположение села Перекоп
Село Перекоп, до 1920 года являвшееся городом, находится на Перекопском перешейке – полоске суши, связывающей Крым с материком. Крымские татары называли город Ор-Капу, что переводится на русский язык «ворота на рву». Когда-то попасть в Крым можно было только через Перекопский перешеек, и для защиты полуострова от «нежелательных» гостей на нем воздвигли фортификационное сооружение – гигантский вал с глубоким рвом вдоль него. Сегодня мы называем это укрепление Перекопским валом. Он протянулся в нескольких километрах севернее города Армянска от Сиваша до Каркинитского залива Черного моря. Ширина вала у основания достигает 15 метров. Ров имеет глубину 10 метров и ширину 20 метров. Высота вала от дна рва достигает местами 19 метров. В старые времена вал был заполнен водой, и небольшие суда из Черного моря могли пройти по нему в Сиваш. Сегодня о тех временах остались только воспоминания: основательно разрушенные веками войн, ров и вал выглядят не такими уж и неприступными…
История Перекопа
Точного времени появления на Перекопском перешейке вала установить не удалось и археологи спорят по этому вопросу до сих пор. Одни поддерживают версию, что строителями оборонительной линии были киммерийцы, насыпавшие ее на рубеже VIII – VII веков до нашей эры. Другие склонны считать, что «авторами» Перекопского вала были скифы. Ученые сходятся только в одном – укрепление появилось на крымской земле в глубокой древности.
Турки, проводившие в XVI веке восстановительные работы на валу, стали виновниками «рождения» его второго названия: Перекопский вал и сегодня часто называют Турецким.
С обоих концов Перекопского вала – у Сиваша и на берегу Черного моря – когда-то находились высокие башни. Их руины можно сегодня увидеть во время экскурсии в Перекоп.
Это были не единственные сооружения такого типа в районе: самое крупное из них возвышалось с южной стороны над серединой вала. Это была крепость Ор-Капу.
Чтобы увидеть развалины крепости, нужно проехать по мосту через Северо-Крымский канал и через километр свернуть на дорогу, ведущую к заводу двуокиси титана. Эта дорога и приведет к цели.
Крепость Ор-Капу являлась главными воротами на полуостров. За ее стенами находилась резиденция ор-бека, осуществлявшего надзор за всеми ханскими ордами, находившимися на материке. С давних времен с широких степей на полуостров Крым вел только этот путь.
Мост, перекинутый через наполненный водой ров, видел посольства разных стран, табуны лошадей, отары овец и тысячи невольников… Через Ор-Капу уходили войска хана в разбойничьи набеги на земли соседей. В самой крепости постоянно находился усиленный гарнизон.
Однако, ни высота насыпи, ни глубина заполненного водой широкого рва, ни грозные воины из крепости Ор-Капу не могли остановить запорожских казаков, неоднократно прорывавшихся на полуостров под предводительством кошевых атаманов Дорошенко, Сайгадачного и Сирко. В 1771 году российский генерал-аншеф В.М. Долгоруков со своей армией захватил и разрушил крепость Ор-Капу. После этого она больше не восстанавливалась.
Экскурсия в Перекоп – уникальная возможность пройти своими ногами по знаменитому когда-то торговому пути – Чумацкому шляху. Бывали годы, когда по нему проходило до двадцати тысяч возов, привозивших в Крым разнообразные товары и увозившие на материк соль, которая еще в античности сделала Перекоп богатым городом.
Римский историк Плиний Старший, подробно описывая в своих трудах Перекоп в I веке, называет его Тафрос (в переводе с древнегреческого – «Перекоп»). По его данным, это был город с крепостью на валу.
Чтобы эффективнее использовать многочисленные залежи соли в окрестностях, греки, населявшие в то время Тафрос, собирались превратить его в портовый город, планируя использовать в качестве водной магистрали глубокий ров.
После того, как Крым вошел в состав России, в Таврической губернии появился Перекопский уезд, центром которого стал город Перекоп. Во время гражданской войны город стал оплотом войск Русской армии Врангеля.
В 1920 году Красная Армия взяла Перекоп штурмом и буквальном смысле стерла город с лица земли. Позднее рядом с ним образовалось село, в память о древнем городе названное Перекопом.
Экскурсия в Перекоп сегодня – это экскурсия в это село и окрестности вокруг него.
В 1920 году военные испытания для Перекопского перешейка не закончились. Осенью 1941 года дивизии 51 Отдельной армии в ожесточенных боях сдерживали свои позиции на валу, который за несколько дней стал напичканным свинцом и насквозь пропитанным кровью. В 1943 году руины крепости Ор-Капу снова стали штабом и опорным пунктом русских войск. Бои продолжались 5 месяцев…
В 1963 году Перекопский вал опять услышал взрывы, на этот раз мирные – в октябре строители Северо-Крымского канала торжественно взорвали земляную перемычку и на полуостров потекли воды Днепра, чтобы преобразить засушливую степь в цветущий оазис.
Как добраться до Перекопа
Чтобы совершить экскурсию в Перекоп, нужно приехать в город Армянск. От этого городка до села Перекоп можно дойти пешком – их разделяют всего четыре километра.
Источник: https://seacool.ru/krim/perekop
Перекопский перешеек
Рейтинг: 4 / 5
Перекопский перешеек
полоса суши, соединяющая Крымский полуостров с материком. Разделяет Каркинитский залив Чёрного моря и Сиваш. Длина с северо-запада на юго-восток 30 км, ширина 8-23 км, высота до 20 м. Сложен глинами и суглинками; берега обрывистые (до 5 м).
Поверхность — равнина со степной и полупустынной растительностью. В южной части Перекопского перешейка самосадочные солёные озёра (Старое, Красное и др.), расположенные на 0,1-4,5 м ниже уровня моря; площади их составляют 0,5-37,5 кв. км.
По Перекопскому перешейку проходит трасса Северо-Крымского канала.
В XV—XVI вв. турками на всём перешейке были созданы мощные укрепления (так называемый Турецкий вал). Впервые русские войска овладели Турецким валом в 1736 г. во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг.
Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. Красная Армия в ходе Перекопско-Чонгарской операции 1920 г. прорвала сильные белогвардейские укрепления на Перекопском перешейке и освободила Крым. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в сентябре-октябре 1941 г.
советские войска вели упорные оборонительные бои на Перекопском перешейке; в начале ноября 1943 г. советские войска подошли с севера к Перекопскому перешейку, а в апреле 1944 г. в ходе Крымской операции 1944 г.
прорвали мощную оборону немецко-фашистских войск на Перекопском перешейке.
________________________________________
Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.________________________________________
Перекопская оборонительная линия
На самом севере Крымского полуострова, расположен легендарный Перекопский вал с глубоким рвом — уникальный памятник фортификации, протянувшийся через весь перешеек в нескольких километрах на север от города Армянск. Когда-то глубокий ров соединял Каркинитский залив Черного моря с Азовским морем (ныне это лишь оставшиеся от моря озера — Сиваш, или «гнилое море»)….
Перекоспкий вал протянулся на — 8475 м, ширина у основания составляет более 15 метров, высота от дна рва — 18-20 м. К валу прилегает ров шириной 20 м и глубиной 10 м.
В далеком прошлом ров заполнялся водой, что позволяло небольшим дозорным и торговым судам проходить из Черного моря в Азовское, однако, по прошествии веков глубина обоих морей в районе перешейка стала минимальной, и теперь уже вал не сможет сиграть роли «суэтского канала».
Перекопский вал, основательно разрушенные временем и войнами, выглядят не столь неприступными, как прежде, однако и по сей день поражает своими масштабами.
Когда возник вал? На вопрос этот историки и археологи до сих пор, к сожалению, не могут дать единого ответа… Кто-то утверждает, что эта оборонительная линия — дело рук киммерийцев, и датируют его концом VIII — началом VII в. до н.э.
, кто-то считает, что строительство вал имеет непосредственное отношение к скифам. Перекопский вал иногда называют Турецким валом — видимо, по той причине, что в XVI в.
были проведены фортификационные работы по восстановлению рва и вала.
На берегу Каркинитского залива, с запада и на восточном окончании его, у Сиваша, в свое время были построены высокие каменные башни, руины одной из них сохранились на берегу Каркинитского залива Черного моря. На валу стояли и другие укрепления. Главное из них — крепость Ор-Капу. Крепость находилась в центральной части вала, с его южной стороны и являлась центром обороны, при наступлении противника с севера.
В 1771 г., во время Русско-турецкой войны, крепость Ор-Капу была взята российскими войсками под командованием генерал-аншефа В. М. Долгорукова и разрушена, после чего уже не восстанавливалась…
________________________________________ Источник: материалы сайта perekop2. ________________________________________
Источник: http://www.penzahroniki.ru/index.php/spravochnik/chto-takoe/105-perekopskij-peresheek