?
Previous Entry | Next Entry
Одно из моих любимых мест купания — это мыс Хесонес. Это который за бухтой Казачья. Добраться можно автобусами 105 и 77. Я доехал на 105 до конечной и увидел что-то похожее на бухту Омега в её окончании.На берегах этой бухточки были слышны голоса и смех. Люди и здесь находят чем заняться. Я иду дальше.По этой дороге иду в сторону взлетной полосы. Как там сейчас обстановка, я не знаю. Но путь не загорожен, можно идти.
Вот уже и выход на взлетку. Видны остатки Отдельного Радиотехнического Узла (РЛС Днепр) и море. .
Сачок для ловли ветра.Я свернул немного в сторону, что-бы осмотреть памятник, видневшийся среди сосен.Летчикам, участвовавшим в обороне Севастополя.
А за ним симпатичный пруд с кувшинками. Пройти мимо я не мог.
А вот и взлетная полоса. Никого из военных не видно. Вдалеке идущие к морю люди. Я очень люблю море в конце взлетной полосы. Здесь я писал об этом месте.
Но сегодня, пересекаю взлетную полосу и иду к этой стоянке машин. Это все отдыхающие, приехавшие покупаться.
Даже лестницу сделали, для удобства спуска к морю. Берега здесь дикие. А людей это не пугает. Вдалеке виднеется Херсонесский маяк.
Вот как это выглядит со стороны. Место это известное.
- Все фотографии здесь
Источник: https://a-ur.livejournal.com/39090.html
Херсонесский маяк
Херсонесский маяк был построен в 1816 году на мысе рядом со входом в Севастопольскую бухту. Несмотря на свой солидный возраст, сооружение до сих пор исправно функционирует и располагается на территории воинской части. По этой причине познакомиться с маяком поближе можно только согласовав экскурсию с командующим Черноморским флотом.
Рождение «ока» мыса Херсонес
До 1783 года было несколько попыток возвести маяк на месте современного военного объекта. Однако сооружения в те времена больше напоминали большой костер, окруженный со всех сторон каменными плитами.
В 1789 году на этом же месте появилась так называемая времянка, которая освещала путь русским морякам и помогала им добираться до севастопольских берегов. К 1814 году Черноморский флот достаточно укрепился, и его командованием было принято решение возвести два стратегически важных объекта — Тарханкутский и Херсонесский маяки.
Проект Херсонесского маяка предполагал возведение конусообразного сооружения с толщиной стен 2 метра у подножия.
По мере возвышения конструкции толщина стен уменьшается и уже на пике маяка достигает 1 метра.
Это позволило Херсонесскому маяку пережить мощнейшие штормы и ураганы и произошедшее в 1827 году сильнейшее землетрясение, разрушившее множество исторических памятников Крымского полуострова.
Однако устоять под натиском фашистов во время ВОВ маяк все-таки не смог — в 1944 году он был полностью разрушен. Реконструкция сооружения была проведена в 1950 году. Херсонесский маяк был полностью восстановлен и поставлен на вооружение Черноморского флота.
Туристам на заметку
Внутри маяка можно вести фото- и видеосъемку. Гида на месте нет.
Посетить Херсонесский маяк можно круглогодично, круглосуточно. Ближайшие точки питания находятся в Севастополе. Там же можно остановиться на ночлег в гостинице или хостеле.
Как добраться до Херсонесского маяка?
Херсонесский маяк можно посетить, добравшись до юго-западного берега Севастопольской бухты. Доступ к сооружению ограничен, необходимо разрешение. Вход бесплатный.
Изучить карту
Географические координаты: 44°34’59″N 33°22’43″E.
Отдых Город Севастополь Маяки manmade_crimea@kudalibo
Светлана Давлетова
для издания manmade-crimea.kudalibo.ru
13.07.2017 18:22:04
Фотографии:
Источник: https://manmade-crimea.kudalibo.ru/mayaki/khersonesskiy-mayak/
Блог путешественника по Крыму: Херсонесский маяк в Севастополе
Первые маяки в Крыму появились около 7-6 века до нашей эры. Представляли они из себя кострища на возвышенностях. Вечером разводили огонь, который и помогал ориентироваться морякам.
Со временем маяки стали строить из камня, а открытый огонь заменили на оптические лампы. Сегодня в Крыму насчитывается около 90 маяков. Некоторые из них являются уникальными достопримечательностями.
Один из таких объектов – Херсонесский маяк в Севастополе.
За много столетий до строительства современной конструкции здесь находился «прадедушка» маяка – кострище, которое помогало морякам держать правильный курс.
Впервые 36-метровый Херсонесский маяк из камня начал указывает путь судам более 200 лет назад и делает это по сей день. Луч бьет на 16 морских миль, это 29 километров.
Каждую ночь маяк посылает на азбуке Морзе сигнал — «СВ», что означает «Севастополь». Фонарь зажигается за час до захода, а выключается через один час после восхода солнца.
Башню спроектировал в 1814 году Леонтий Спафарьев — командующий маяками Финского залива. Толщина стен у земли составляет 2 метра, а наверху – 1 метр. Прочную конструкцию, которую построили уже в 1816 году, не могли разрушить ни сильные ураганы, ни турецкие пушки, ни мощные землетрясения 1827 и 1927 годов.
Однако во время Великой Отечественной войны маяк не выстоял — он был полностью разрушен, так как именно возле маяка велись последние бои обороны Севастополя. Реконструкция по старым чертежам началась сразу же после освобождения Севастополя. Использовали старый камень и частично инкерманский. Уже в 1951 году восстановленный маяк снова приступил к своим обязанностям.
У Херсонесского маяка есть брат-близнец. Точно такая же конструкция, построенная по тому же чертежу, находится на западе Крыма – на мысе Тарханкут. Ему удалось выстоять во время природных катаклизм и войн. Вероятно, благодаря отдаленности.
Тарханкутский маяк в с. Оленевка
Многие туристы думают, что Херсонесский маяк находится поблизости с музеем «Херсонес Таврический». Однако это не так. Он располагается в Казачьей бухте, а название получил за счет мыса, на котором стоит – Херсонесского.
Добраться до маяка не сложно. Можно доехать на автобусе или автомобиле. Если используете общественный транспорт, то вам нужен автобус № 77 и конечная остановка «Маяк-2. На автомобиле добраться нужно до той же точки и припарковаться поблизости. Вот координаты — 44.582606, 33.383947.
От остановки между заборами есть тропинка, которая ведет к морю вдоль военной части. Не доходя до него, увидите небольшой проход. Дальше не заблудитесь – маяк видно очень хорошо.
На территорию самого Херсонесского маяка могут не пустить, так как он находится на территории военной части. Но подойти максимально близко вы сможете.
Также можно пройти к маяку с другой стороны – вдоль моря по пляжу. Удачных выходных!
Инстаграм автора: @anna_legotina
Мои предыдущие путешествия по Крыму: лучшие дворцы Крыма для посещения весной, ТОП-3 озер Крыма, график цветения в Крыму, скалы Орест и Пилад, пещерный город Мангуп-Кале, старая севастопольская дорога, водопад Джур-Джур, атмосферная Ялта, Байдарские ворота, заснеженный Орджоникидзе, Свято-Успенский монастырь, Воронцовский дворец в Алупке.
Форпост-Севастополь.ru
Источник: https://forpostsevastopol.ru/entertainment/blog-puteshestvennika-po-krymu-hersonesskij-majak-v-sevastopole/
Херсонесский маяк в Севастополе
С наступлением лета туристы пакуют чемоданы и отправляются к морю, но далеко не всех привлекают водные спортивные дисциплины и шикарный загар. Есть категория путешественников, которым просто нравятся приморские ландшафты. А в безбрежную даль, как известно, хорошо вписываются маяки. Поэтому Херсонесский маяк в Крыму нужно посетить всем романтикам нашей страны без исключения. И не просто посетить, а постараться сделать это поздним вечером и привезти из отпуска множество удивительных фотографий.
Обнаружить сооружение вы сможете, если взглянете на онлайн-карту 92 региона. Кстати, на этой территории локализуются сразу три маяка, но объект в Херсонесе представляет наибольший туристический интерес.
Чтобы увидеть маяк, вам нужно ехать на западную городскую окраину — туда, где из полуострова выступает мыс Херсонес. Кстати, одноименный археологический комплекс располагается между бухтами Песочной и Карантинной, а это ближе к центру Севастополя.
Точный адрес достопримечательности: улица Херсонесский Маяк. А вот GPS-координаты объекта: 44.583338, 33.378846.
История появления объекта
Первые упоминания о маяке датируются 1789 годом — это примерно через шесть лет после памятного вхождения российских кораблей в воды Ахтиярской бухты. В те времена Севастополь только закладывался, и империя остро нуждалась в строительстве военно-морской базы.
Нельзя было обойтись и без навигационных сооружений, так что Херсонесский маяк в Севастополе превратился в стратегически важный пункт. Впрочем, долгое время проект существовал только на бумаге.
Полноценное строительство началось в 1816 году — в это же время заложили фундамент Тарханкутского маяка.
Общее руководство строительными работами взял на себя Леонтий Спафарьев, занимавший в ту пору должность директора маяков Финского залива. Спафарьев выбрал место для возведения объекта и контролировал строительство на всех этапах. Вот несколько интересных фактов о сооружении:
- Изначально маячная башня достигала 36-метровой высоты.
- Основание было построено в виде каменного конуса с толстыми двухметровыми стенами.
- Запас прочности сооружения позволял всей конструкции успешно противостоять ветрам, дующим в окрестностях Херсонеса.
- Здание маяка способно выдержать даже сейсмический удар (это подтвердилось в 1927 году, когда комплекс успешно пережил землетрясение).
Дома обслуживающего персонала появились в конце 19 столетия. До этого прислуга теснилась в крохотных комнатушках, где проживало одновременно по четыре человека.
Маячный городок постепенно разросся до нескольких многоквартирных домов, которые перенесли достаточно серьезные шторма.
Одно из помещений городка сейчас полностью отведено под техническое оборудование — здесь размещена аппаратура, удаленно управляющая работой маяка.
Построенный в 1816 году Херсонесский маяк имел достаточно примитивную сигнальную систему, включавшую 15 ламп Арганда. Пропитанный маслом фитиль такой лампы был хлопчатобумажным, а горелка защищалась от ветра специальным стеклянным колпаком.
В целом, конструкция напоминала керосиновую лампу и располагалась в фокусе параболических зеркал, многократно усиливавших световой поток. Позже аппарат был модернизирован под проблесковый рабочий режим, а зеркала с лампами были установлены на плавающей платформе.
Равномерное вращение поплавка обеспечивалось хитроумным шестеренчатым механизмом.
Мифы и легенды
Среди легенд, которыми овеян маяк, встречаются весьма интересные образцы мифологического творчества. Есть, например, история, связанная с периодом Второй Обороны Севастополя.
Легенда гласит, что последние защитники города полегли именно под маячной башней. Фашисты стремились полностью разрушить навигационное сооружение, поэтому устраивали регулярные бомбардировки и массированные артобстрелы.
Несмотря на все эти действия, Херсонесский маяк в Севастополе устоял.
Высказывается много версий, касающихся героической обороны мыса. Ряд очевидцев утверждает, что во время обстрелов над маяком возникало странное свечение. Разумеется, местные жители предлагают мистическую трактовку давних событий. По мнению старожилов, маяк находится под покровительством Николая Чудотворца. Во время войны святой якобы встал на защиту достопримечательности.
Почему Херсонесский маяк привлекает туристов
Путешественники, впервые увидевшие маяк, неизменно приходят в восторг и утверждают, что это место стоит посещения.
К этому моменту большинство туристов успели объездить Севастополь вдоль и поперек, нетронутыми остались исключительно окрестности города-героя. Есть мнение.
что начинать осмотр загородных достопримечательностей нужно именно с белой башни в Херсонесе. Вот несколько причин для этого:
- уникальность местного оборудования (это мощнейшее в Европе навигационное сооружение);
- дальность светового потока составляет 16 миль;
- 36-метровая высота делает башню весьма впечатляющим объектом;
- рядом находится Казачья бухта, где можно беспрепятственно любоваться военным аэродромом.
В Европе самой мощной светосигнальной установкой считается лампа маяка, локализующегося в проливе Ла-Манш (остров Уэссан). Но оборудование мыса Херсонес с легкостью перекрывает характеристики французского собрата.
С архитектурной точки зрения постройка напоминает пятиэтажную башню, шестой ярус которой представляет собой фонарную площадку.
Попасть сюда беспрепятственно не получится, так что придется ограничить себя внешним осмотром достопримечательности.
Как добраться
В пределах Южной бухты есть железнодорожная станция и автовокзал, так что попасть из другого города в Севастополь не составит труда. Дальше вам нужно двигаться в сторону Троллейбусного спуска, а уже оттуда повернуть к площади Ушакова. Первый этап пути завершен, вам необходимо сесть на автобус № 77 и спокойно доехать до конечной остановки, которая называется «Маяк-2».
Итак, вы на побережье «Казачки». Уточните дальнейший маршрут у водителя и двигайтесь по нему около 12 минут, никуда не сворачивая. Всюду вас будет окружать периметр военной части, так что заблудиться невозможно. Поездка на собственной машине из центра Севастополя отнимет у вас около часа с небольшим. Приятного путешествия!
Источник: https://tourist-82.ru/zapad/sevastopol/hersonesskij-mayak-v-sevastopole/
Маяки Севастополя и Крыма (ФОТО) — «Реклама Севастополя»
vi.ill.in.ua
Что вы знаете о «лучах света», помогающих морякам в Крыму? Вероятнее всего, что вы просто слышали, что есть несколько маяков, но вряд ли сильно углублялись в их историю появления. А посему стоит узнать несколько историй о крымских маяках, которые потом можно рассказать друзьям и знакомым.
Примерно за 500-600 лет до н. э. (26 столетий назад) в Крым прибыли колонисты из Греции и маяки к тому времени были привычными и незаменимыми для указания правильного направления кораблю. Особенно, если проход к берегу был усложнен скалами и мелководными участками. Несколько из них остались в летописях истории до XXI века.
«Красный маяк» или Рософар
Мыс, расположенный у Каранджинской бухты (сейчас здесь находится село Оленевка), называли «Красный маяк» либо «Красный огонь». Судя по пламенному названию, в этом месте стояла башня, но к настоящему времени она разрушена.
От самого берега на расстоянии трех километров проходит песчаное мелководье. Здесь покоятся турецкие и русские корабли, а также затоплены судна античных мореплавателей и генуэзских торговцев.
Известно, что во второй половине XVIII столетия на мысе промышляли разбойники. Разжигая костры, они заманивали судна на мель и грабили их.
Для предотвращения гибели мореплавателей и разрушения их кораблей в начале XIX столетия на берегу установили маяк. Башня строилась три года.
Материалы для нее доставлялись издалека: воду привозили из села Караджи (в то время с ней возникали сложности), а фонари покупали в самой Англии.
В летописи Таранхутского (Красного) маяка указано, что его пламя загорелось в 1816 г., высота составляла 36 метров, он освещал путь мореплавателям, открывая видимость на расстоянии 12 миль.
os1.i.ua
Во время войны он подавал сигнал, оповещая о фашистской атаке. Немцы хотели взорвать маяк, но местный мальчишка перерезал шнур взрывного устройства и спас маяк от разрушения. Кроме важных событий, известны и незначительные факты. К примеру, в летописях указанно количество поголовья скота у смотрителей маяка в 1900 г.
Евпаторийский маяк: полтора века на службе
Через 3 года евпаторийский маяк отпразднует юбилей – 150 лет. За это время он вырос до 52 метров и удостоился звания самого высокого на побережье Черного моря. Когда Крымская война закончилась, в город потянулись отдыхающие, оценив пользу морского воздуха и комфортабельность пляжей. Большинство посетителей Евпатории были пациентами Сакской грязелечебницы.
geocaching.su
Однако гостей Евпатории отпугивала одна неприятность: частые кораблекрушения. Из-за постоянных катастроф, общество города обратилось в дирекцию по установке маяков в Черном и Азовском морях. В 1861 г.
башня, оснащенная масляными лампами, впервые осветила курс кораблям. Затем масло для огня сменилось керосином.
После войны люди возвели новую башню высотой в 20 метров, а в 1970 году ее сменила постройка в два раза выше прежней.
Маяки южного берега Крыма
Мыс Плака расположен к востоку от Аю-Дага (медвежья гора) и судя по историческим данным – на этой территории был маяк. Древнегреческие летописцы в записях о земле Таврической называли эту территорию «Лампада, лампас» (светильник, факел).
В далеком средневековье здесь была каменная постройка с огнем, разводившимся по ночам для указания маршрута суднам. Старое крымско-татарское название этого места Кучук-Ламбат, произошедшее от трансформированных греческих слов, в 1946 г.
сменилось на простое: Малый Маяк.
В названии известного крымского мыса прослеживается связь со словом «огонь» (с древнегреческого «Форос»). В документах осталась информация о христианском храме-маяке, стоявшем на нем и являющимся путеводителем кораблям.
Ялтинский маяк был возведен в конце XIX столетия. В 1944 во время военных действий артиллеристы наметили его самой близкой целью, и он был окончательно разрушен. После великой победы на месте руин возвели новую постройку.
club.foto.ru
Маяк на мысе Сарыч стоит с 1898 г. и пережил немало войн. Самые знаменательный период его судьбы пришелся на время Великой Отечественной войны.
По легенде, его название взято от имени упрямой птицы Сарыч, а древние моряки называли ее Криуметопон (Бараний лоб).
Судя по древним описаниям пути из Греции в Таврику, это имя произошло неслучайно, и о каменную основу этого места разбилось немало кораблей.
В 1941 году фашисты, захватившие Севастополь, пытались подобраться к маяку, но гарнизон взрывал мосты, ведущие к нему, и минировал дороги, чтобы огонь в башне продолжал светить для прибывающих кораблей.
Херсонесский маяк: доблестный служащий Черноморского флота
Башня появилась в 1816 г. и стала первой оснащенной радиосвязью с прибывающими суднами. Все началось с того, что в 1900 г. в эти места для пятилетней службы в Морском ведомстве прибыл русский изобретатель А.С. Попов. Ученый проводил опыты в радиосвязи и они завершились успешно.
Херсонесский маяк, ликуя, встречал корабли победителей генералов Ушакова и Нахимова. Видел мужество солдат сражающихся за Севастополь в 1942 г. Спасал советские суда, указывая курс. Загорелся победоносным огнем в день освобождения города (9 мая 1944 г.).
mayachnik.ru
В 1950-1951 гг. башню перестроили. Величественная, с привлекательной архитектурой и высотой в 36 метров она по-прежнему возвышается над гладью моря. Протяженность распространения лучей от фонаря – 16 миль.
Возле маяка построены, служебные, технические помещения и обычные дома.
Здесь установлен маяк-ответчик наутофон и мощные прожекторы, а свет от радиомаяка последних поколений КРМ-300 распространяется далее 150 миль.
Источник: https://reklama-sev.com/news_entries/38961
Херсонесский маяк
Херсонесский маяк, одна из главных достопримечательностей города-героя Севастополя, стоит на самом краешке мыса Херсонес и до сих пор выполняет свое предназначение — светит своими огнями кораблям и судам в Черном море, направляя их по верному пути.
Построенное в 1816-м году, это навигационное сооружение пережило военные лихолетья, революции, крымское землетрясение 1927-го года и даже оборону Севастополя 1941-1942-го годов, когда в городе шли сильные бои. Но в 1944-м году его башня была сильно разрушена, и только в 1950-1951-м годах удалось восстановить первоначальный вид.
На фото херсонеский маяк:
Важная информация: Высота сооружения — 36 метров. Толщина стен башни у основания — 2 метра, под фонарной площадкой — 1 метр.
Количество ступенек — 150.
Строительство на века — краткая история
Маяк на мысе Херсонес начали строить более 200 лет назад одновременно с таким же сооружением на мысе Тарханкут, поэтому эти навигационные башни иногда называют братьями-близнецами. Проект выполнял Леонтий Спафарьев, генерал-лейтенант по адмиралтейству, главный командир Ревельского порта, у которого был большой опыт строительства подобных сооружений в Финском заливе.
Строительство этой путеводной звезды для моряков длилось почти год, и в 1817-м году, когда из Санкт-Петербурга были доставлены фонари для башни, Херсонесский маяк первый раз засветил своим ярким «глазом» морякам.
Интересен тот факт, что проектировщики этого сооружения предусмотрели даже такие мелочи, как «забота о смотрителе». Чтобы он не дремал во время дежурства, в помещении, где шла вахта, не было предусмотрено никакой мебели, на которую можно было бы опереться: ни дивана, ни стульчика, ни стола. А значит, гарантировалось, что смотритель, оставшись один на ночной службе, не уснет долгой ночью.
Обратите внимание! Конструкция навигационного сооружения выполнена с учетом предполагаемых сильных нагрузок: мощные широкие стены, постепенно сужающиеся кверху, обеспечивают хорошую устойчивость тысячетонного здания. Ни колоссально сильные ветра, ни зимние разрушительные штормы, ни угроза землетрясения (Крым расположен в сейсмоопасной зоне) не способны разрушить или повредить башню.
Прогулка на мояк — ВИДЕО!
Под защитой Николая Чудотворца
Как и любая достопримечательность Крымского полуострова, которой гордятся севастопольцы, она обросла своими легендами и преданиями. Одна из историй гласит о том, что во время обстрелов немецкой артиллерии в годы войны над башней Херсонесского маяка появлялся облик Николая Чудотворца. По преданию, именно этот святой стал ангелом-хранителем навигационного сооружения на мысе Херсонес.
А вот историческая справка, подкрепленная документами: огни именно этого маяка показывали путь домой кораблям эскадры адмирала Федора Ушакова, а также вице-адмирала Павла Нахимова, которые возвращались в порт Севастополь с победами.
Устройство мояка
Старинные осветительные аппараты Херсонесского маяка в 19-м веке представляли из себя 15 зеркальных ламп Арганда, которые были установлены между 15-ю параболическими отражателями.
В те годы смотритель должен был периодически подливать масло и чистить фитили, следить за тем, чтобы на отражателях не скапливалась грязь, поддерживать нужную яркость пламени.
И делать это нужно было каждый час!
Херсонесский маяк до сих пор действующий и по-прежнему светит в темное время суток, правда, там уже установлена современная система, оборудованная кварцево-галогенной лампой.
Теперь проблесковый эффект обеспечивается не традиционным методом, когда оптический прибор вращается, а более современным: лампа включается на определенный промежуток времени, а потом выключается.
С помощью азбуки Морзе передается сигнал «СВ», что означает «Севастополь».
В ясную погоду свет сигнальных огней виден на расстоянии 16 миль (29 километров), ведь нынешняя мощность лампы составляет 1000 Вт.
А вот радиосигнал, подаваемый отсюда с помощью радиомаяка, распространяется на 150 миль, отмечает Википедия.
Кстати, это световое оборудование затмило даже рабочие показатели самой известной в Европе светосигнальной установки около французского острова Уэссан в проливе Ла-Манш.
Именно поэтому увидеть уникальный старинный маяк, гордость России, и запечатлеть его на фотокамеру для истории очень важно для многих туристов, посещающих западный Крым.
Как добраться до чудо-достопримечательности
Стоит отметить, что данное сооружение находится на территории воинской части, так что попасть внутрь обычному человеку, если он не журналист или вип-персона, невозможно. Но полюбоваться этим историческим объектом вблизи очень даже доступно для всех желающих.
Добраться до этой достопримечательности славного русского флота можно следующим образом. От автовокзала или железнодорожной станции, которая расположена в основании Южной бухты, нужно выйти к Троллейбусному спуску.
Далее двигаться до площади Ушакова. На ней нужно сесть в маршрутный автобус № 77 и доехать до конечной остановки «Маяк-2». И уже пешком, вдоль забора воинской части, через 12-15 минут вы дойдете до нужной точки обзора. Вид отсюда открывается просто изумительный: чистое голубое небо, ярко-синее море и белоснежная величественная башня, устремленная ввысь.
Херсонесский маяк на карте Крыма
GPS Координаты: 44.583453, 33.379521 Широта/Долгота
Источник: https://of-crimea.ru/dostoprimechatelnosti/kreposti/xersonesskij-mayak.html
Херсонесский маяк в Севастополе
Главная / Крым / Херсонесский маяк
Маяки — непременная принадлежность портовых городов, есть такое сооружение и в Севастополе. Бетонная башня, которая стоит на мысе Херсонес, служит навигационным средством, помогающим судам ориентироваться в темноте в прибрежных водах и уточнять свой курс при входе в Севастопольскую бухту.
История Херсонесского маяка насчитывает более двух веков, первое строение возвели в 1816 году. Проект составил опытный инженер, директор маяков Финского залива Л. Спафарьев. К тому времени у него был за спиной богатый опыт строительства таких объектов на балтийском побережье.
Конструкция башни соответствует основным строительным тенденциям в этой сфере — это высокий полый цилиндр, заметно сужающийся кверху. Такую форму отличает высокая прочность и отличная устойчивость. Херсонесский маяк устоял во время знаменитого крымского землетрясения 1927 года, хотя к тому времени его возраст составлял почти сто лет.
После Великой Отечественной войны от маяка остались одни руины — артиллерийские снаряды оказались средством разрушения более действенным, нежели подземные толчки. Современный вид здание приобрело в 1951 году во время реставрации.
Работы проводили по старинным чертежам, благодаря этому нынешний маяк, судя по дореволюционным фотографиям, практически не отличается от оригинала XIX века.
Новую башню строили уже из железобетона, но в целях сохранения исторического облика внешнюю облицовку осуществили местным песчаником.
Двухметровые в основании стены постепенно утончаются к верхней части до одного метра, в результате уменьшается давление конструкции на грунт, но прочность остаётся высокой. Оригинальный вид всему сооружению придают окна в пять ярусов — их оформление выполнено в характерной манере начала XIX века.
Первоначально на верхней площадке была смонтирована горелка Дюма — так называли соединённые в единую круговую цепь лампы Арманда. Для своего времени это было передовое техническое решение. Сегодня их место заняли лампы кварцево-галогенного типа. Их мощности в 1 кВт хватает для того, чтобы свет маяка был виден за 25 км от берега.
Экскурсии на Херсонесский маяк не проводятся, также под запретом самостоятельное посещение достопримечательности. Башня стоит на охраняемой территории, принадлежащей Министерству обороны.
Оно понятно, маяк — действующий навигационный объект, в его верхней части не смотровая площадка для туристов, а сложное светотехническое оборудование. Зато никто не воспрещает любоваться им извне, на его фоне можно сделать отличные фотографии в память своего пребывания в Севастополе.
Особенно впечатляюще смотрится маяк в ночное время со стороны моря. Он искусно подсвечен, а мощный световой луч неизменно вызывает восхищение.
Как добраться
Чтобы доехать до объекта из Севастополя, нужно на площади Ушакова сесть на троллейбус №77 и ехать до остановки «Маяк 2». Дальше пешком вдоль ограждения воинской части. На территорию объекта, конечно, не пустят, но недалеко от маяка есть небольшой пляж, оттуда на него открывается самый лучший вид.
Херсонесский маяк на карте Севастополя
Источник: https://trave-l.ru/sevastopol/hersonesskij-majak/
Херсонесский маяк в Севастополе | История места
Какие образы рождаются в вашем воображении, когда вы слышите слово «маяк»? Может, это свет, пробивающийся сквозь туман, дарящий надежду на спасение потерявшим курс кораблям. Или это гордый колосс, стоящий на страже родных берегов.
Или маленький дрожащий огонек в ночи, зовущий уставшего путника домой, к родным берегам. Кто-то увидит высокую башню с винтовой лестницей внутри, по скрипучим ступеням которой взбирается старик, смотритель маяка, чтобы от лучины зажечь сигнальный огонь на ее вершине.
И все вы будете недалеки от истины, ведь маяк, возвышающийся на оконечности мыса Херсонес в Севастополе, вблизи Казачьей бухты, именно таков.
Ох, и нелегок был труд смотрителя маяка. Ежечасно ему приходилось доливать в чаши масло, очищать от нагара фитили, следить за чистотой поверхности отражателей и яркостью пламени.
Да еще десятки раз за ночь совершить путешествие по крутому серпантину на склад, расположенный в цокольном этаже башни, и обратно, так как масла в лампах хватало очень ненадолго.
А чтобы он не заснул на вахте, в маячной комнате категорически запрещено было устанавливать мебель, « …на которую бы можно было склониться». Правда, когда в 1824 г. маяки перевели на проблесковый режим работы, забот у смотрителя еще прибавилось.
Надо сказать, что строители башни потрудились на славу. Маяк не смогли разрушить ни волны, ни время, ни землетрясение 1927 года.
Он выстоял даже в оборону Севастополя 1941 – 1942 гг, когда вражеские корабли в упор расстреливали его из орудий. И только в 1944 г. башня была разрушена практически полностью.
После Великой отечественной войны лежащий в руинах Севастополь восстанавливался постепенно, и до Херсонесского маяка дело дошло только в 1950 – 1951 гг.
Сегодня Херсонесский маяк – это современная сигнальная башня, на вершине которой размещена кварцево-галогенная лампа под стеклянным колпаком. Ясной ночью ее свет виден кораблям, находящимся в 16 милях от берега. Теперь ему не нужен смотритель, работой маяка управляет электроника.
Лампа включается и выключается, передавая морякам сигнал «СВ» с помощью азбуки Морзе. Этот сигнал означает «Севастополь».
И хотя корабли давно уже в своей навигации используют более современные спутниковые и радиосигналы, но маячные башни, просоленные и обветренные, как морские волки, по-прежнему стоят, сигналя в ночь: «Возвращайтесь скорее домой! Мы вас любим и ждем!»
Автор Оксана Шевцова
Ещё истории:
Источник: https://dva-mayaka.ru/hersonesskiy-mayak-sevastopol
Херсонесский маяк в Севастополе
Ветер: северо-восточный, 2 м/с
Октябрь | +18 °C | +10 °C | +17 °C |
Ноябрь | +13 °C | +6 °C | +13 °C |
Декабрь | +9 °C | +2 °C | +9 °C |
Январь | +6 °C | 0 °C | +7 °C |
Февраль | +6 °C | 0 °C | +7 °C |
Март | +9 °C | +2 °C | +8 °C |
Фото с wikipedia.org, автор Стас Клевцов [CC BY-SA 3.0]
Херсонесский маяк — действующий маяк на мысе Херсонес полуострова Крым. Административно относится к городу Севастополю и расположен в самой западной его точке.
Описание
Железнобетонная башня маяка, высотой 36 м, облицована белым инкерманским камнем. Дальность действия маяка 16 миль. Цвет огня — белый. Мощность лампы — 1 КВт. На маяке также установлен радиомаяк КРМ-30, который обеспечивает дальность действия свыше 150 миль. В ночное время здание маяка дополнительно подсвечивается.
История
Херсонесский маяк построен в 1816 году. В тот же год был построен маяк-близнец по тому же проекту — Тарханкутский маяк. В годы Великой Отечественной войны у маяка погибли последние участники обороны Севастополя.
До последних дней обороны маяк указывал путь советским кораблям и судам в город. Здесь же, у маяка, закончилась Крымская наступательная операция. В годы войны башня маяка была разрушена и восстановлена в 1950—1951 годах.
Галерея
-
Уильям Симпсон Маяк на мысе Херсонес, вид с юга. 1855 год.
-
Маяк на дореволюционной открытке.
-
Современный маяк на блоке почтовых марок Украины.
Поделитесь этой страницей с друзьями!
Источник: https://tropki.ru/rossiya/krym/sevastopol/hersonesskiy-mayak
Херсонесский маяк — Смородина
Херсонесский маяк
М.Бахто
1 октября 1817 г. из Севастополя в Сухум-Кале вышел фрегат «Везул» под командованием капитана 2-го ранга Иосифа Стожевского. К вечеру разыгрался шторм. В 19:30 с борта заметили огонь Херсонесского маяка. Опасаясь быть выброшенным на берег, капитан приказал взять мористее,однако при сильном встречном ветре это оказалось невозможно.
К четырем часам утра фрегат снесло назад к оконечности Гераклейского полуострова. Вновь показался огонь маяка. Спешно отданный якорь ситуацию не исправил – «Везул» всем бортом ударился о камни на западном берегу Казачьей бухты и разбился.
Горькая ирония состояла в том, что крушение произошло ввиду новенького Херсонесского маяка, построенного для предотвращения подобного исхода.
На протяжении многих веков оптические маяки играли огромную роль в прибрежной навигации, являясь единственными ориентирами в ночное время. Не могла без них обходиться и база новорожденного Черноморского Флота – Севастополь.
Впервые сведения о функционировании маяка на мысе Херсонес появляются в 1789 г. спустя всего шесть лет с того момента, как в Ахтиярскую бухту вошли первые российские боевые корабли. Но сооружение, вероятно, было импровизированным и непрочным – после 1791 г.
упоминаний о нем не встречается. Не сохранилось и описания конструкции.
В 1813 г. в Севастополь прибыл капитан 1-го Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи – Финского залива.
Совместно с командиром Севастопольского порта капитан-командором Петром Рожновым он определил места для строительства двух маяков на мысах Херсонес и Тарханкут. Строительство началось три года спустя.
Камень для сооружений добывали в Инкермане и доставляли на оконечность Гераклейского полуострова на подводах.
Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус, двухметровые у основания стены которого плавно уменьшали толщину до одного метра к уровню маячной комнаты.
Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам (оба маяка благополучно пережили серьезное землетрясение 1927 г.).
Для подъема в маячную комнату служила винтовая лестница. Освещение ее обеспечивали четыре яруса световых окон. В цокольном этаже разместились складские помещения и запасы масла.
В качестве источника света проект предусматривал пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным растительным (сурепным) маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.
В 1824 г. осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью.
Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.
Гири-противовесы спрятали в бетонную пустотелую центральную колонну, начинавшуюся от цокольного этажа и упиравшуюся в основание маячной комнаты.
За своевременным перемещением противовесов, так же как за уровнем масла, нагаром фитиля, чистотой оптических элементов следил вахтенный. Для маячной прислуги возле башни построили дома. Впрочем, весьма посредственного качества – сырые и плохо отапливаемые.
Обслуга набиралась из нижних чинов, списанных на берег из флотских экипажей. В 1866 г. персонал перевели на вольный найм, разрешив селиться с семьями, существенно повысив оклады и обеспечение.
Однако вместо ожидаемого повышения заинтересованности в качественном выполнении своих обязанностей получили приток сомнительных личностей, привлеченных деньгами и удаленностью от начальства. Дисциплина, и без того невысокая, рухнула. Пришлось резко ужесточить отбор кандидатов, в первую очередь на должность смотрителя.
Предпочтение отдавалось вышедшим в отставку морским офицерам. Кандидатуру представлял Главный командир порта, а утверждало Главное гидрографическое управление Морского министерства.
Улучшались и жилищные условия. В начале 1870-х годов, по заданию Гидрографического департамента, инженер-полковник Василий Рулев составил проект двухэтажного здания для размещения нижних чинов и складских помещений. Вскоре такие «типовые» здания появились подле всех черноморских маяков, включая Херсонесский. До этого двадцать человек личного состава ютились в четырех комнатах.
Но не успели обитатели маяка насладиться новым жильем, как его пришлось капитально ремонтировать. В ночь на 18 декабря 1887 г. на побережье обрушился сильнейший шторм. Конюшни и сараи залило водой. Волна доходила до окон зданий.
Женщин и детей вброд отправили соседнюю деревню, а персонал укрылся в башне, продолжая обеспечивать функционирование маяка. Что не помогло турецкому грузовому бригу, «разбившемусядо основания».
Для предотвращения подобных случаев со стороны моря возвели каменный вал («брекватер») и учредили спасательную команду.
В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы.
Помимо обеспечения на выходе параллельного пучка лучей, линзы Френеля обладают одним немаловажным конструктивным преимуществом – малым весом. Фитильные лампы так же сменились боле яркими керосинокалильными установками, в которых газовая горелка разогревает до свечения сетку, помещенную в пламя.
Модернизация потребовала сооружения отдельных хранилищ для топлива и сжатого воздуха.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) башня была разрушена и заново отстроена в 1950-1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем. На этот раз источником света стала кварцево-галогенная лампа мощностью 1 кВт.
Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем, чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» — Севастополь.
Оптические маяки бесполезны в условиях плохой видимости. Да и в хорошую погоду дальность их обнаружения ограничена (в данном случае это 16 миль (около 30 км.). Первую проблему пытались решить установкой сирены, впоследствии замененной наутофоном.
Но кардинально ситуацию изменило применения радиотехнических методов определения местоположения. На мысе установили круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км).
Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них.
Естественно, что оба метода требуют работы не с одним маяком, а, как минимум, с парой. Станции «Маяк-75», работающие совместно с херсонесской, расположены на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа.
Маяки, появившиеся более двух тысяч лет назад, до сих пор остаются полезными помощниками моряков. Но, помимо этого, они еще и красивы.
Сооружён в июле 1816 года при входе на Севастопольский рейд для обеспечения безопасности кораблей Черноморского флота и торговых судов (автор Л В. Спафарьев).
С его постройкой вход в Севастопольскую бухту стал возможен и ночью. Позже для дальнейшего обеспечения безопасности ночных заходов в бухты построили два створных каменных маяка в Инкермане, в том числе в 1821 году — самый высокий маяк в Крыму и на территории СНГ — Восточный (верхний).
Высота его огня над уровнем моря 196 метров.
Херсонесский маяк круглой формы, каменный, высота над уровнем моря 38 метров. В годы Великой Отечественной войны был разрушен, после освобождения Севастополя в мае 1944 года построен полностью новый маяк. Место, где находился маяк прежний, не застроено.
(c) Бахто Максим
Источник: https://smorodina.com/objects/hersonesskiy-mayak?runtips=true