Руины древних храмов, пещерные монастыри в долинах рек и на обрывах скал, старейшие действующие церкви, мощи великих святых притягивают сюда паломников со всего света. Полуостров Крым — хранитель уникальных христианских святынь разных эпох. «Фома» выбрал несколько самых интересных мест Крыма.
Древнейший храм Крыма
Фото Vahe Martirosyan/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0
Один из древнейших городов мира — Керчь: известно, что его территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных достопримечательностей Керчи — многочисленные раскопки античных городов и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.
Храм святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых, между VIII и XI веками, — единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на крыше.
В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только в 1990 году храм был передан Православной Церкви.
Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи — действующий храм, состоящий из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.
Храм в 400-х метрах над уровнем моря
Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0
Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению — он возведен на отвесной скале и обращен алтарем не на восток, а в сторону моря — особенность, присущая только южнобережным храмам. Со стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для морских путешественников.
Удивительна и история храма. Он был построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17 октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.
В 30-е годы XX века церковь была разграблена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С.
Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения.
Место почитания самого известного крымского святого
Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0
История собора Святой Троицы в Симферополе уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому).
Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков.
И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен.
Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых.
В 70-летнем возрасте архиепископ Лука — великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, — стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику.
Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки.
Крымское чудо света
Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0
Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.
Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.
Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем — скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне.
Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение.
Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.
В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье.
Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.
Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.
В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.
Любимые места царской семьи
Фото Кирилла Новотарского
Имение в Ливадии — Ливадийский дворец, большой живописный парк — более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.
Принятие присяги происходило в храме Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще при Александре II и существует до сих пор.
В этом храме совершал панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла православную веру.
Поэтому небесными покровителями этого храма считаются девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.
При Николае II на месте старого дворца был возведен новый — больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый «Праздник Белого цветка».
Царская семья в Ливадии. 1911
+10
Николай II любил прогуливаться по тропинке, которая вела от дворца вдоль моря, и распорядился сделать тропу длиннее — так появилась Царская тропа, любимое место пеших и конных прогулок всей императорской семьи. В советское время тропу переименовали в «солнечную», однако это место известно своей тенистостью и прохладой.
Во время прогулок по Царской тропе открываются удивительные морские пейзажи, а в окрестностях тропы располагаются храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный при содействии великого князя Константина Николаевича, и построенный в 2006 году на месте древнего монастыря храм Архистратига Михаила.
Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира
Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0
На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.
Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения.
В начале IV века для утверждения христианства сюда были направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь воздвигнут храм.
Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма, и вскоре входит в состав Византийской империи.
И именно здесь в 988 году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий в истории — князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный собор.
На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда богатого и славного греческого города оставались лишь развалины.
Сегодня Херсонес — это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря.
Здесь можно увидеть руины античного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса.
Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ
Спецвыпуск “Малые города России”
На заставке фото свящ. Максима Массалитина
Источник: https://foma.ru/6-interesnyih-mest-pravoslavnogo-kryima.html
Храм в честь Трех Святителей в Симферополе
Столица Крыма считается основным местом религиозного паломничества для населения полуострова. Священные обители Господа здесь стали строить с конца XVIII века, когда Российская империя завершила этап колонизации этой территории. Храм Трех Святителей в Симферополе является старейшим из списка построенных здесь церквей.
Обитель пережила, как и большинство подобных сооружений, этапы разорения и божественного воскрешения из небытия. Церковь официально получила статус «семинарной» в 1997 г., после того как Таврическая академия возобновила свою работу.
Храм Трех Святителей в Симферополе
История создания обители
Историки связывают появление этой церковной обители с основанием рядом Духовной семинарии Тавриды. Епископ Алексий стал первым человеком, который изъявил желание и написал ходатайство об открытии духовного образовательного учреждения в Симферополе. Однако Синод, рассматривая документы, постановил, что на постройку недостаточно средств.
- Вскоре начальствующего архиерея сменил преподобный отец Гурий, которого в 2008 году причислили к лику святых. Он также сделал попытку ходатайствовать перед Священным Синодом по поводу возведения Таврической семинарии.
- Главенствующее священство постановило произвести постройку в течение шести лет, начав с 1870 г. Разрешение на открытие духовного учебного заведения подписал император Александр II.
- Первый камень семинарии Тавриды заложили в апреле 1871 г. Главным архитектором этого проекта являлся губернский зодчий К. Еремеев, начальствующим инженером назначили В. Грачева. Строительными работами руководил купец первой гильдии, подрядчик Н. Маняхин. Он стал известен своей благотворительной деятельностью: финансированием возведения храмов, детских приютов и образовательных учреждений.
На заметку! Это здание, построенное в традициях русского классицизма, сохранилось до наших дней. В духовном учебном заведении преподавалось Божье Слово, математика, история, философия и мировая литература. Самым знаменитым преподавателем являлся богослов С. Булгаков, который также совершал служения в Трехсвятительной церкви.
Рождение Храма Трех Святителей
Через несколько лет Таврическая семинария укрепила свою значимость для священнослужителей и местного населения, поэтому появилась необходимость возвести рядом просторную и самостоятельную церковь. Трехсвятительный храм заложили в честь 25-летия духовной академии. В 1900 г.
Интерьер храма в честь Трех Святителей
Главный архитектор А. Карапетов продемонстрировал комитету проект и общую смету. Подрядными работами занялся купец Н. Соловьев, известный своей любовью к сооружениям подобного рода. При закладке здания здесь поместили доску, где была надпись с указанием имен Трех великих Святителей христианского мира — Григория Богослова, Иоанна Златоуста и преподобного Василия Великого.
Читайте о православной вере:
В таблице, как причастные к постройке, также упоминались: император Александр II, святитель епископ Гурий и генерал-майор А. Рейтер ( управляющий Таврической губернией).
- Возведение началось в конце зимы в 1901 г. и закончилось ранней осенью 1903 г. Церковь освятили в сентябре 1903 г в честь Трех Вселенских учителей, несущих знание для всего православного мира. Вскоре инспектор семинарии составил список церковного интерьера.
- В храме читали молебны и несли службы выдающиеся представители Православной Церкви: епископ Феофан — духовник Николая II, два года возглавлявший Крымскую кафедру; отец Сергий — последний ректор семинарии; митрополит Вениамин — церковный писатель, патриот и прославленный иерарх.
- После революционных движений и захвата большевиками Крымского полуострова в 1920 г., семинарию и церковь Трех Святителей закрыли. Советская власть постановила убрать купола, разрушить настенную роспись и снять колокольню. Долгое время храм использовался под бытовые нужды и в качестве архивного склада.
- Возвращение к богослужениям произошло в начале 1989 г, когда постройку официально передали под управление местной епархии. План воссоздания разрабатывался в отделении Крымского института. Главными архитекторами назначили Е. Самонину и О. Сергееву. В возрождении православного памятника участвовало большое количество народа, а также крупные фирмы и предприятия. Корпорация «Республика» изготовила и подарила братии позолоченные кресты.
- Ритуал освящения проводил владыка Варлаам, а первым настоятелем утвердили протоиерея Георгия. Храм вновь зажил полноценно и стал приветливо встречать прихожан, ищущих общения с Всевышним.
- В 1997 г. Таврическая семинария и Трехсвятительная церковь возвращают свою роль для местного населения. Эти постройки становятся образцом истинного поклонения для будущих священнослужителей, получающих соответствующее образование.
- С 2008 г. назначаются активные работы по реставрации храма, чтобы возвратить ему былое великолепие.
Интересно! Во время рассмотрения прошения на возведение церкви император Александром II изучал биографическую книгу о Вселенских учителях христианского мира — святителе В. Великом, преподобном И. Златоусте и Г. Богослове. Исследователи предполагают: этот эпизод сыграл важную роль в ритуале поименования новоявленного храма.Алтарь церкви в честь Трех Святителей
Архитектура строения
Семинарская церковь возведена по образцам древнехристианского зодчества и представляет собой изящную и высокую базилику. По форме этот православный шедевр напоминает правильный прямоугольник.
- На восточной стороне расположена апсида (выступ) с тремя гранями. В сердце фасада находятся лики Вселенских учителей, которые дали наименование этому храму. На невысоких башнях, находящихся рядом с центром, стоят четыре небольшие луковичные маковки, увенчанные крестами. Крыша выполнена в виде шатра, главный купол расположен в середине строения.
- Внутри стоит обнесенный дубовый иконостасом алтарь, который поднят на две ступени выше средней части. Его созданием занимались мастера фабрики Жевержеева, находящейся в Санкт-Петербурге.
- Средняя часть церковной постройки разделена на два нефа (продолговатых помещения). Укрепленная и высокая арка предназначена для поддержания купола. На западной стороне храма прихожане и священники наблюдают самые прославленные иконы, хранившиеся в старой церкви.
- Внутренняя роспись выполнена художником Д. Праведниковым. Прихожане обращают внимание на изящную манеру и привлекающие образы.
Вселенские учителя
Память В. Великого, Г. Богослова и И. Златоуста чтится православной традицией 12 февраля. Колоссальную известность Вселенские учителя обрели во время правления императора Византии Алексея I. В Константинополе возник спор о том, кому из этих святых стать главным отцом Церкви.
Икона трех святителей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
Предание гласит: в 1084 г. все три Вселенских учителя явились перед митрополитом Иоанном, повелели установить общий день празднования и напомнили, что их заслуги равны перед Всевышним Творцом. С XII века в летописях зафиксированы службы всем трём святителям.
Читайте о других храмах Крыма:
В Древней Руси особенно почитались «Беседы», созданные в стилистике «вопрос-ответ», где от лица Вселенских учителей идет разбор христианского учения. Однако после своего появления рукопись отнесли к разряду ложных книг. Предполагают, что основа рукописи составлялась митрополитом Киприаном, а дополнениями занимался епископ Зосима.
С XI столетия в христианской традиции известны иконы с ликами Вселенских учителей. Образы Трех Отцов Церкви встречались на алтарных апсидах со времен императора Константина IX Мономаха. На Руси их изображения впервые появились в конце XIV в. Святители представлены в полный рост, в их левых руках свитки или книги, а правые десницы творят благословляющий жест.
Местонахождение
Симферопольский Храм Трех Святителей находится в центре города, на улице Гоголя, д. 16. Добраться до обители можно на городском транспорте, выйдя на остановке, которая называется «Музей Тавриды».
Приезжих паломников принимают уютные и комфортабельные гостиницы: «Спортивная», «Виктория» и «Украина».
Храм, построенный во славу Трех христианских святителей, является центральным объектом духовного просвещения Крыма.
История постройки этой церкви тесно связана с находящейся рядом православной семинарией, много лет выпускавшей благочестивых священнослужителей.
Прихожане, пришедшие на молитву, радуются возможности услышать здесь восхваления Богу, а также насладится внешней архитектурой и внутренней росписью.
Храм Трех Святителей в Симферополе
Янв 17, 2019 13:46Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-v-chest-treh-svyatitelej-v-simferopole.html
Топ 6 православных храмов Симферополя
Сейчас мы поговорим о топ 6 православных храмов Симферополя. Эта статья написана наподобие 5 топовых церквей Севастополя, о чем можете прочитать, перейдя по ссылке. Итак, поехали.
Александро-Невский кафедральный собор
На сегодняшний день носит статус главного храма Симферопольской и Крымской епархии. В нем расположена архиерейская кафедра и регулярно проводятся богослужения местным епископом (на момент написания статьи эту функцию выполнял митрополит Лазарь).
Александро-Невский кафедральный собор
Собор был построен в 1829 году и считается одним из старейших в Крыму, появившихся в имперское время. Спустя столетие его до основания взорвали большевики в 1930 году.
Восстановительные работы проводятся по сей день. Нижняя церковь, где покоятся мощи святителя Гурия, уже полностью восстановлена.
Снаружи храм тоже приобрел законченные формы, а вот внутренняя отделка главного верхнего храма ещё продолжается.
Собор привлекает своими объемами, колоссальными масштабами архитектурно-строительных работ. Перед центральным массивным входом высятся великолепные колонны. Храм богато украшен дорогой отделкой.
Культовое сооружение хранит в себе и другие святыни, помимо мощей свт. Гурия. Это частица с руки Лазаря Четырехдневного, частица мощей Александра Невского и др.
Интересно, что на очередных ремонтных работах в конце XIX столетия, в соборе трудился ещё молодой Максим Горький. Кроме того, в церкви была отслужена литургия, которую возглавлял епископ Феофан (Быстров) с преданием анафеме (отлучение от Церкви) Льва Толстого за его антицерковное философское учение.
Свято-Троицкий собор
Носит статус кафедрального собора Симферопольской и Крымской епархии канонической Православной Церкви Московского Патриархата. Расположен на территории Свято-Троицкого женского монастыря.
Свято-Троицкий собор
Главной особенностью храма является наличие в нем мощей такого известного святого в христианском мире, как святителя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), доктора хирургии, профессора медицины. Кроме того, в здании находится чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая» и множество частиц мощей святых.
Культовое сооружение построено на месте греческой деревянной церкви в 1868 году (прежняя церковь была построена в 1796). Храм украшен классическими архитектурными формами. На фасаде присутствуют большие мозаичные образа. Собор считают главной святыней Симферополя.
Петро-Павловский собор
Также имеет статус кафедрального собора, часто называя «старым», вместо «нового» восстанавливаемого Александра-Невского. Построен на месте деревянного храма (основанного в 1806 году) в 1866 году. По сей день сохраняет свой первозданный вид, поскольку в советское время не был разрушен, хоть и закрыт.
Петро-Павловский собор
Культовое сооружение вместило в себя разные архитектурные стили, такие как классика и древнерусский. Главный вход обрамляется изысканными полуколоннами. Фасад украшен мозаичными образами Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла. В соборе присутствует два боковых придела в честь Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского.
В церкви находится большое количество святынь. Встречаются такие редчайшие реликвии, как Частица Креста Господнего, частица Дуба Мамврийского, нерукотворная стеклянная икона Николая Чудотворца.
Кроме того, в храме хранятся частицы мощей Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, святителя Гурия (Карпова) и многих других. Хранятся чтимые иконы Божией Матери «Иверская» и «Троеручица».
Даже трудно поверить, что такие вышеописанные святыни хранятся в Крымской земле.
Храм Константина и Елены
На четвертом месте среди топ 6 православных храмов Симферополя, мы поместили самый первый городской храм в честь святых равноапостольных благоверных князей Константина и Елены (эти святые особенно почитаются среди греков). Здание было построено на месте бывшей татарской избы, которую выкупили ктиторы в 1785 году, чтобы разместившийся русский гарнизон мог справлять христианскую службу.
Храм Константина и Елены
Церковь посещала императрица Екатерина II в 1787 году, во время своего турне из Петербурга в Крым. Именно она распорядилась построить «просторный» храм (в последствии Петро-Павловский собор), видя малость и простоту единственной Христовой обители в столичном полуостровном городе.
Церковь хранит в себе частицы мощей святых Константина и матери его Елены. В описываемом культовом сооружении чаще всего венчаются христиане города. Там же нередко и крестят детей. Храм небольшой, но очень изысканный. В нем присутствует старорусская иконопись.
Храм Всех святых
Является одним из старейших городских храмов (в 2014 году отметил свое 150-летие).
Он единственный в нашем списке топ 6 православных храмов Симферополя, который не закрывался в советский период и продолжал функционировать. Сохранил свой первоначальный вид.
Церковь нередко именуют «кладбищенской» из-за соседства со старым некрополем, на котором теперь не хоронят людей. Но традиция отпевать здесь христиан города продолжается.
Источник: http://ipilgrim.ru/top-6-pravoslavnyh-hramov-simferopolya/
Свято-Троицкий собор в Симферополе
Симферополь хоть и не относится к тем городам, которые включают в туристические атласы, но все же представляет определенный интерес для путешественников. Здесь есть интересные достопримечательности, которыми по праву гордятся местные жители. Свято-Троицкий кафедральный собор именно то место, которое будет полезно посетить как с точки зрения духовной ценнсти, так и с исторической.
От себя хочу отметить то, что если вы запланируете посещение Свято-Троицкого собора в Симферополе, то постарайтесь на это выделить не менее четырех часов: в его состав входит комплекс строений, которые представляют определенный интерес.
Краткое описание
Свято-Троицкий собор является действующим и принадлежит к Московскому Патриархату. Многие паломники называют его Храмом Святителя Луки, так как именно здесь хранятся мощи известного святителя Луки.
Кроме того, я был сильно удивлен, когда узнал, что на территории собора находится еще и женский монастырь, тем более что при посещении церкви не встретил ни одной монашки или чего-либо, указывающего на этот факт.
Здесь также пребывают мощи святителя Гурия, который в свое время был архиепископом Таврическим и считался покровителем Крыма.
Еще одной важной святыней собора является Икона Богородицы «Скорбящая», к которой прихожане относятся с особым почтением.
Возле храма находится небольшой музей Святителя Луки, в котором выставлены на всеобщее обозрение некоторые вещи знаменитого врачевателя.
История создания
Историю создания собора мне пришлось узнавать самостоятельно из различных источников, так как в самой церкви никто организованных экскурсий не проводит.
Еще в 1796 году на этом месте возвышалась небольшая деревянная церквушка для греков, которых на тот момент в Симферополе проживало достаточно много.
В 1868 году по проекту архитектора Колодина был возведен каменный собор, который мы и наблюдаем сегодня.
С 1930 года после уничтожения коммунистической властью главного симферопольского Александро-Невского собора храму присвоен статус кафедральный.
В разные годы церковь под всевозможными предлогами пытались закрывать, однако прихожанам всякий раз удавалось ее отстоять. Характерно то, что Свято-Троицкий собор в Симферополе продолжал функционировать и в период Советской власти. С 2003 года на территории храма был учрежден женский монастырь.
С 1946 по 1961 год в церкви проводил свои службы архиепископ Крымский Лука, в честь которого храм получил свое второе название: Святителя Луки. В 1996 году Лука был причислен к лику святых, а его мощи помещены в раку из чистого серебра.
С 1998 года в соборе хранится одна из величайших святынь – икона Божией Матери, которая имеет интересную историю. Дело в том, что ее пожертвовала одна из прихожанок.
В тот момент собой она представляла небольшую доску без оклада, на которую был нанесен едва различимый Лик Богоматери.
Икона была помещена в алтарь и совершенно неожиданно для всех обновилась – ее изображение засияло яркими красками.
В настоящее время собор остается в статусе кафедрального и открыт для посещения.
Как добраться
Свято-Троицкий собор в Симферополе находится в самом центре города по адресу: Одесская улица, 12.
Добраться до него можно, как на общественном транспорте, так и на собственном автомобиле. Лично я рекомендую воспользоваться маршрутками или троллейбусами, так как центр города в дневное время сильно перегружен, и будет достаточно проблематично найти место для стоянки машины.
Общественным транспортом
С какой бы части Симферополя вы не добирались, выходить следует на остановке «Сильпо», некоторые ее по старинке называют «ЦУМ» или площадь Ленина.
Подойдут все автобусы и троллейбусы, которые идут в центр города, причем в любом направлении.
Так можно сесть на маршрутное такси № 48, 54, 62, 63, 68, 69, 70, 73, 80, 83, 85, 86, 91, 99, 114, 115, 118, при этом стоимость проезда составит 13 рублей.
Кроме того, подойдут троллейбусы № 4, 9, 12, где билет обойдется в 10 рублей. На такси от железнодорожного вокзала вас довезут за 200 рублей, от центрального рынка за 100.
Далее необходимо пройти за торговый центр «Сильпо», который расположен прямо на остановке, где в ста метрах вы уже увидите голубые купола церкви.
На собственном автомобиле
Если вы решили посетить Свято-Троицкий собор на собственном автомобиле, то необходимо следовать в направлении площадь Ленина. Здесь за Крымским музыкальным театром, который невозможно не заметить, так как об этом оповещают большие буквы на его фасаде, есть небольшая автомобильная стоянка.
Оставить машину на один час можно за 50 рублей, при этом следует быть готовым к тому, что мест может не оказаться. В этом случае я рекомендую проехать метров 500 вперед до площади Советская и припарковаться за те же деньги там, правда, в этом случае придется возвращаться пешком.
Далее следует перейти дорогу по подземному переходу, который расположен в пятидесяти метрах справа, зайти за торговый центр «Сильпо», и наконец увидеть перед собой голубые купола собора.
Что посмотреть
Само здание имеет крестообразную форму. В середине него возвышается так называемый световой барабан восьмигранной формы. С левой стороны от главного входа возведена колокольня. Фасад собора по всему периметру богато украшен различными декоративными узорами и мозаичными изображениями.
Особенно мне запомнились капители коринфского ордера, которые также нанесены на наружной стене. Впечатляют купола храма и колокольни, которые покрыты приятным голубым цветом, поверх них установлены ажурные кресты.
Поразил меня своим убранством собор и внутри. Прямо по центру под куполом выставлен образ Господа, возле которого на парусах размещены изображения четырех евангелистов.
С левой стороны стоит предел, посвященный святым равноапостольным Константину и Елене, в свою очередь справа – святителю Николаю Мирликийскому. Перед Царскими вратами на специальных лентах закреплена одна из основных святынь Свято-Троицкого собора – икона Божией Матери «Скорбящая». Недалеко от алтаря можно поклониться мощам святителя Луки, которые находятся в серебряной раке.
Как мне сказали прихожане, известно много случаев, когда после молитв над ними люди излечивались от самых разных болезней.
Собор открыт для посещения ежедневно, в том числе в праздничные и выходные дни. Доступ к мощам святителя Луки, а также ко всем остальным святыням храма разрешен во время его работы с 9 утра до 18 часов вечера.
Кроме того, каждый день кроме воскресенья с 12 до 13 часов у мощей читается молебен о здравии. Подать записки с именами своих родственников, которые затем произнесет священник во время молебна, можно при входе в церковь.
Платить за это не обязательно, однако я за три имя пожертвовал сто рублей.
С левой стороны от собора в одном из монастырских зданий открыт небольшой музей святителя Луки.
Здесь представлены его личные вещи и фотографии, рукописи, а также научные труды. В роли экскурсоводов выступают сами монахини. Работает он ежедневно кроме понедельника и вторника с 9 до 16. Дети до 6 лет могут посетить музей совершенно бесплатно, для всех остальных стоимость билета составляет 70 рублей.
С правой стороны от входа в Свято-Троицкий собор работает Церковная лавка, в которой можно приобрести следующие предметы:
- свечки от 5 рублей и выше;
- свята вода из различных источников в 1,5 литровых бутылках от 60 рублей;
- крестики: обычные от 50 рублей, серебряные от 200;
- иконы от 50 рублей и многие другие церковные товары.
Еще прямо в Церковной лавке можно заказать молебен, получить информацию о том, как организовать венчание или крещение, а также другие церковные обряды. Я решил поинтересоваться о стоимости таких услуг, и мне ответили, что это является пожертвованием и зависит от финансовых возможностей и желания самого человека, т.е. столько, сколько сможет каждый индивидуально.
***
Свято-Троицкий собор можно считать одной из главных исторических достопримечательностей города.
Он интересен не только, как духовное место, где есть несколько великих святынь, но и с художественной. Потрясающая роспись золотом на стенах и потолке храма до сих пор стоит у меня перед глазами.
Источник: https://travelask.ru/russia/simferopol/simferopol-svyato-troitskiy-sobor-v-simferopole
Храм Трёх Святителей в Симферополе
Октябрь | +17 °C | +7 °C | +17 °C |
Ноябрь | +11 °C | +3 °C | +15 °C |
Декабрь | +6 °C | -1 °C | +11 °C |
Январь | +4 °C | -2 °C | +9 °C |
Февраль | +5 °C | -3 °C | +8 °C |
Март | +10 °C | 0 °C | +9 °C |
Фото с wikipedia.org, автор Борис Мавлютов [CC BY-SA 3.0]
Храм Трёх Святителей — это один из старейших храмов города Симферополя. Был построен для нужд Таврической духовной семинарии. Как и большинство культовых сооружений пережил период запустения и возрождения. После возобновления работы Таврической семинарии в 1997 году вновь получил статус «семинарского» храма.
История
История храма насчитывает уже более 100 лет. За этот период храм пережил расцвет, запустение и повторное возрождение. В Трёхсвятительском храме молились выдающиеся деятели Русской Церкви:
- Епископ Феофан (Быстров) Полтавский, который возглавлял Крымскую кафедру в 1910–1912 годах;
- Отец Сергий Булгаков, философ, в будущем профессор Богословского института в Париже, преподававший в Таврической семинарии в 1919–1920 годах;
- Последний ректор Таврической духовной семинарии митрополит Венимамин (Федченков).
Создание
История храма неразрывно связана с историей Таврической семинарии. Первый камень нового храма был заложен в 1900 году и строился 2 года. Проект разработал архитектор А. Карапетов. Этот храм в городском обиходе именовали «Семинарской церковью». 11 сентября 1903 года храм был освящен во имя Трёх Святителей.
Советский период
В 1922 году храм был закрыт. Иконостас и кресты уничтожены. Поначалу в здании храма размещался областной архив, позднее книгохранилище областной библиотеки имени Франка.
Возрождение
Через 65 лет после закрытия храма, здание вновь было возвращено Церкви. С возрождением Таврической духовной семинарии в 1989 году была начата реставрация храма. Ежегодно в начале учебного года и по окончании курса служатся молебны в храме Трёх Святителей.
Архитектура
Храм построен в стиле «базилика». Храм имеет прямоугольный план. С восточной стороны выделяется трёхгранная апсида, в центральной части — изображения святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
У храма пять куполов: 4 маленьких купола расположены на невысоких башенках по углам центральной части собора. Главный купол расположен в центре шатровой крыши. Внутренняя роспись храма выполнена художником Д. П. Праведниковым.
В письменных источниках осталось описание архитектуры: «Вновь отстроенный семинарский храм представляет высокую, и очень красивую базилику по типу древнехристианских церквей… Внутри храма алтарная часть приподнята над средней частью на две ступени и огорожена дубовым иконостасом, исполненным на Петербургской фабрике Жевержева…».
Фотогалерея
Источник: https://tropki.ru/rossiya/krym/simferopol/hram-tryoh-svyatiteley
Храм Трёх Святителей в Симферополе
Адрес: | 95011, г. Симферополь, ул. Гоголя, 16 |
Телефон: | +380-652-255252 |
Настоятель: | Митрополит Лазарь |
Рождение храма Трёх Святителей промыслительно связано с основанием в Симферополе Таврической духовной семинарии. Первым ходатаем перед Святейшим Синодом об открытии в нашем крае семинарии был епископ Алексий (Ржаницин). Но из-за отсутствия денежных средств идея не воплотилась.
Сменивший на Крымской кафедре владыку Алексия архиепископ Гурий (Карпов), ныне причисленный к лику святых, предоставил необходимые материалы в Священный Синод, который после их рассмотрения определил: «Открытие Таврической семинарии произвести постепенно в течение 6 лет, начиная со второй половины 1870 года». 30 мая 1869 года императором Александром II было подписано разрешение на открытие в Крыму Таврической духовной семинарии.
Здание семинарии торжественно заложили 11 апреля 1871 года. Здание семинарии сооружалось по проекту губернского архитектора К. Н. Еремеева и инженера В. А. Грачёва. Строительством руководил подрядчик Н. А. Масяхин, купец I гильдии г. Севастополя известный в г. Симферополе построением храмов, гимназии, детского приюта.
По мере укрепления значения и роли Таврической духовной семинарии появилась необходимость в сооружении большой, самостоятельной, отдельно стоящей семинарской церкви.
В 1900 году, 18 июля, в честь 25-летия семинарии такая церковь была заложена. В августе 1900 года младший архитектор Таврического Губернского Правления А. И. Карапетов представил в правление семинарии проект и смету церкви. Подрядные работы были предложены известному в епархии строителю церквей бердянскому купцу Николаю Соловьеву.
Работы были начаты в феврале 1901 года и завершены в сентябре 1903 года. Трёхсвятительская церковь была освящена 11 сентября 1903 года.
В том же году инспектор семинарии Р. Соколов составил описание церкви и её интерьера, которое сохранилось до наших дней и содержит в себе следующие сведения:
«Вновь отстроенный семинарский храм представляет высокую, и очень красивую базилику по типу древнехристианских церквей… Внутри храма алтарная часть приподнята над средней частью на две ступени и огорожена дубовым иконостасом, исполненным на Петербургской фабрике Жевержева…
Средняя часть храма с высокой аркой, поддерживающей купол, делится на два нефа. Около каждой стороны арки с запада помещены лучшие иконы старого храма. Стены храма в средней части ещё в недостаточной мере заполнены иконами.
Живопись новейшего смешанного стиля, в котором соединяются строгие черты и красоты старого византийского письма с техническими приёмами нового стиля.
Росписи семинарской церкви выполнены художником Праведниковым Дмитрием Петровичем. Им также были выполнены росписи Духовного мужского училища в г. Симферополе…»
В Трёхсвятительском храме молились выдающиеся деятели Русской Церкви: духовник царской семьи (Государя императора Николая II) епископ Феофан (Быстров) Полтавский, который возглавлял Крымскую кафедру в 1910–1912 годах; о.
Сергий Булгаков, философ, в будущем профессор Богословского института в Париже, преподававший в Таврической семинарии в 1919–1920 годах, последний ректор духовной семинарии архимандрит, впоследствии митрополит, Венимамин (Федченков) — знаменитый иерарх Русской Православной Церкви, горячий патриот своего Отечества, духовный писатель, оставивший читателям яркие образы крымских праведников, которых ему довелось наблюдать в свою бытность в Крыму…
После революции и захвата Крыма революционным войсками в ноябре 1920 года, приказом Крымревкома о перестройке учебных заведений Таврическая духовная семинария была закрыта. В1922 году была закрыта и семинарская церковь Трёх Святителей.
В 20-е годы храм был лишен куполов, утратил стенную роспись, а также высокой художественной ценности дубовый иконостас. Трёхсвятительская церковь онемела — была разрушена дворовая колокольня.
Долгие годы храм использовался не по назначению, в последнее время — в качестве архива.
1989 года Трехсвятительская церковь передаётся Симферопольской и Крымской епархии и снова возвращается к своему духовному призванию. Здесь возобновляются богослужения.
2 апреля 1989 года владыка Варлаам, архиепископ Симферопольский и Крымский, совершил чин освящения храма, и храм начал жить полнокровной молитвенной жизнью. В 1990 году настоятелем храма был поставлен протоиерей Георгий Северин, и закипела работа.
В связи с возвращением Таврической семинарии в 1997 году и созданием на её базе по благословению правящего архиерея, пастырского духовного училища Симферопольской и Крымской епархии, Трехсвятительская церковь снова обретает свое изначальное предназначение — быть домом молитвы для учащих и учащихся, быть образцом священнического служения для будущих пастырей.
С 2007 года храму вернули статус семинарского. Теперь под настоятельством ректора Таврической Духовной Семинарии, правящего митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря воспитанники Духовной Школы ежедневно возносят молитвы пред Престолом Господа Вседержителя. С 2008 года храм начинают активно реставрировать, так что к данному моменту ему возвращается былое величие и роскошь.
Источник: http://crimea-eparhia.ru/main/cathedrals/420-03
Храм в честь трёх Святителей в Симферополе
Основание храма в честь трёх Святителей было промыслительно связано с открытием в Симферополе Таврической духовной семинарии. Первым ходатаем перед Святейшим Синодом об её открытии был епископ Алексий (Ржаницин). Но из-за отсутствия денежных средств идея не воплотилась.
Сменивший на Крымской кафедре епископа Алексия архиепископ Гурий (Карпов), ныне причисленный к лику святых, предоставил необходимые материалы в Священный Синод, который после их рассмотрения определил: «Открытие Таврической семинарии произвести постепенно в течение 6 лет, начиная со второй половины 1870 года». 30 мая 1869 года императором Александром II было подписано разрешение на открытие в Крыму Таврической духовной семинарии.
Здание семинарии торжественно заложили 11 апреля 1871 года. Здание сооружалось по проекту губернского архитектора К. Н. Еремеева и инженера В. А. Грачёва. Строительством руководил подрядчик Н. А. Масяхин, купец I гильдии г. Севастополя известный в г. Симферополе построением храмов, гимназии, детского приюта.
По мере укрепления значения и роли Таврической духовной семинарии появилась необходимость в сооружении большой, самостоятельной, отдельно стоящей семинарской церкви.
В 1900 году, 18 июля, в честь 25-летия семинарии такая церковь была заложена. В августе 1900 года младший архитектор Таврического Губернского Правления А. И. Карапетов представил в правление семинарии проект и смету церкви. Подрядные работы были предложены известному в епархии строителю церквей бердянскому купцу Николаю Соловьеву.
Работы были начаты в феврале 1901 года и завершены в сентябре 1903 года. Трёхсвятительская церковь была освящена 11 сентября 1903 года.
Храм Трех Святителей пятикупольный: четыре небольших купола расположены на невысоких башенках по углам центральной части. Шатровая крыша переходит в световой барабан, изящный, стройный с восьмью арочными окнами. Его венчает основной купол с крестом.
В том же году инспектор семинарии Р.
Соколов составил описание церкви и её интерьера, которое сохранилось до наших дней и содержит в себе следующие сведения: Вновь отстроенный семинарский храм представляет высокую, и очень красивую базилику по типу древнехристианских церквей. Внутри храма алтарная часть приподнята над средней частью на две ступени и огорожена дубовым иконостасом, исполненным на Петербургской фабрике Жевержева.
Средняя часть храма с высокой аркой, поддерживающей купол, делится на два нефа. Около каждой стороны арки с запада помещены лучшие иконы старого храма. Стены храма в средней части ещё в недостаточной мере заполнены иконами.
В Трёхсвятительском храме молились выдающиеся деятели Русской Церкви: духовник царской семьи (Государя императора Николая II) епископ Полтавский Феофан (Быстров), который возглавлял Крымскую кафедру в 1910-1912 годах; о.
Сергий Булгаков, философ, в будущем профессор Богословского института в Париже, преподававший в Таврической семинарии в 1919-1920 годах, последний ректор духовной семинарии архимандрит, впоследствии митрополит, Венимамин (Федченков) — знаменитый иерарх Русской Православной Церкви, горячий патриот своего Отечества, духовный писатель, оставивший читателям яркие образы крымских праведников, которых ему довелось наблюдать в свою бытность в Крыму.
После революции и захвата Крыма революционным войсками в ноябре 1920 года, приказом Крымревкома о перестройке учебных заведений Таврическая духовная семинария была закрыта. В1922 году была закрыта и семинарская церковь.
В 20-е годы храм был лишен куполов, утратил стенную роспись, а также высокой художественной ценности дубовый иконостас. Была разрушена дворовая колокольня.
Долгие годы храм использовался не по назначению, в последнее время — в качестве архива.
В 1989 году Трехсвятительская церковь была передана Симферопольской и Крымской епархии и в ней возобновлены богослужения.
В 1997 году в здании Таврической семинарии было открыто пастырское духовное училище Симферопольской и Крымской епархии. Трехсвятительская церковь снова обрела свое изначальное предназначение — быть домом молитвы для учащих и учащихся.
С 2007 года храму вернули статус семинарского. Теперь под настоятельством ректора Таврической духовной семинарии, митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря воспитанники духовной школы ежедневно возносят молитвы пред Престолом Господа Вседержителя.
В 2008 году в храме произведена реставрация.
Контакты
Адрес: Россия, Республика Крым, Симферополь, ул. Гоголя 16.
- Телефон: +7 (3652) 25-52-52
- GPS координаты: 44°56'58″N 34°05'40″
- 0 -0
Источник: http://simferopol.tourslife.ru/attractions/khram-trekh-svyatitelei