- Башня Врангеля, также встречается название Башня «Врангель» (Wrangel tower) — часть фортификационных сооружений Кёнигсберга.
- Совместно с Башней Дона (ныне в башне находится музей Янтаря), башня Врангеля, были призваны прикрывать Верхний пруд (Верхнее озеро), как самое слабое место в обороне города.
- Фортификационная башня названа в честь генерала-фельдмаршала Фридриха Генриха Эрнста фон Врангеля (1784-1877).
В настоящее время Башня Врангель являются историческим памятником архитектуры республиканского значения, одной из достопримечательностей Калининграда и входят в число объектов «Калининград фортификационный».
Проход к башне закрыт.
Диаметр башни составляет 34 метра, высота — 12 метров. Башня имеет три этажа, в плане образует кольцо, которое, в свою очередь, образует внутренний двор. Кольцо усилено 16 концентрическими стенами с арочными проемами. Внутри оборудованы сквозные проходы с нишами, в которые устанавливали артиллерийские орудия.
Два лестничных пролета соединяют три этажа и ведут на крышу с земляной насыпью, на которой также могли устанавливаться орудия. Надстройка, выдающаяся над зубцами на стороне, направленной в сторону города, служила для подъема орудий и боеприпасов с помощью лебедки. Артиллерийские орудия размещались в 42 казематах, расположенных в два кольцевых яруса.
Кирпичные стены башни Врангель имеют снаружи толщину в 1,35-1,65 метра.
Краткая история башни Врангеля в Калининграде
Башня Врангель была построена ещё в Кёнигсберге в 1853-1856 годах.
Во время Первой Мировой войны в башне размещался также и лазарет.
В начале 20 века башня потеряла свою оборонительную функцию и не использовалась в военных целях вплоть до 1944 года. До 1945 года в башне располагался молодежно-туристический клуб. В годы Второй Мировой войны — функционировали госпиталь и крупный опорный пункт.
В ходе артиллерийских обстрелов в апреле 1945 года стены и своды башни получили прямые попадания и были повреждены, но не пробиты. Гарнизон башни Врангель капитулировал уже после того, как генерал Отто фон Ляш подписал акт о капитуляции Кёнигсберга.
На выступе вала около башни находилась, ныне утраченная бронзовая фигура немецкого национального сказочного героя — крестьянина Михеля (Die Deutsche Mischel am Wrangelturm).
Скульптура «Немецкий Михель» с цепом для обмолота зерна на плече была создана в 1895 году скульптором Иоганном Фридрихом Ройшем и установлена в саду около здания музея Пруссия на Кёнигштрассе.
В 1904 году Немецкого Михеля перенесли к Королевским воротам, а в начале 1924 года — на сохранившуюся часть крепостной стены около башни Врангель.
Практическая информация
Адрес башни Врангель: Калининград, улицы Пролетарская, 2 / Профессора Баранова, 2а.
Расположена башня Врангеля на пересечении улиц Пролетарская и Профессора Баранова, рядом с Верхним озером.
Расстояние от центра Калининграда, которым условно считается площадь Победы, составляет где-то 1,2 километра. Дойти пешком можно минут за 15-20.
Что посетить рядом с башней Врангеля в Калининграде
Верхнее озеро и Нижнее озеро — излюбленные места прогулок и отдыха среди местных жителей и гостей города.
Парк Юность — один из самых популярных городских парков Калининграда.
Марауненхоф — некогда старый немецкий район, где до сих пор сохранились дома архитектуры тех времен.
Посетить район Марауненхоф можно самостоятельно или с экскурсий от калининградского гида:
Музей Янтаря, находящийся в стенах фортификационного сооружении — Башне Дона.
Росгартенские ворота — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда.
Источник: https://life-globe.com/bashnya-vrangel-kaliningrad/
Башня Врангеля
Башня Врангеля является частью оборонного кольца Кенигсберга и построена она была в 1834 году. Местом, выбранным для ее возведения, стал берег Верхнего озера, который являлся ахиллесовой пятой города. Именно для его защиты была создана башня.
:
Башня Врангеля в Калининграде
Название башни
Одним из рода Врангелей был Фридрих, военачальник Пруссии. Именно в его честь была названа башня. Уже с самого раннего возраста сын помещика научился воевать. В возрасте четырнадцати лет носил звание лейтенанта. Несмотря на достаточно серьезное ранение, полученное в одной из битв при Гейльсберге, оставлять военную службу парень был не намерен.
Ворота башни Врангеля
При жизни Фридрих был награжден множеством званий и наград за верную и честную службу, которая превышает шестьдесят лет, и участие во многих военных кампаниях. На его счету не мало достижений. Одно из таких – повышение до генерал-фельдмаршела.
Так же Врангель был назначен на должность губернатора в Берлине и успел получить очень значимый для него Орден Андрея Первозванского. Всю свою жизнь Фридрих отдал военной службе.
Его жизнь остановилась на девяносто третьем году в столице Германии.
История здания
Бывший Кёнигсберг с самого рождения, которое произошло в 1255 году, был известен как город-крепость. Несмотря на то, что сооружения, созданные для наиболее успешного управления военными действиями, были не востребованы вплоть конца войны, власти нынешнего Калининграда постоянно старались уделять особое внимание развитию и улучшению структуры, обеспечивающей защиту города.
Сооружения для укрытия и обороны постоянно требовали значительных улучшений и модернизаций в соответствии с последними военными и инженерными требованиями.
Из-за того, что Кёнигсберг постоянно пускал под свое защитное крыло близлежащие территории, ему просто необходимо было расширение оборонительных сооружений.
Одной из четыре башен, которые служили защитой, является сохранившаяся до наших дней башня Врангеля.
Башня в конце 19 века — фото
С появлением нарезной артиллерии поднялся вопрос о создании еще одного подобного вала, который на тот момент был один.
В 1840 году для разработки специальных укрепляющих сооружений по распоряжению короля Пруссии была создана специальная комиссия, где предводителем стал Эрнст Людвиг фон Астер. Руководителем генерал был назначен не случайно.
Он являлся настоящим специалистом и профессионалом по подобным сооружениям, которые созданы для укрепления города.
Француз Марк Рене де Монталамбер, по совместительству военачальник, подал замечательную идею, которую в дальнейшем использовали в проекте башни Врангеля.
Разработкой проекта занимались два талантливых архитектора-инженера Ирфюгельбрехт и фон фон Хайль.
Изначально башни создавались с целью защиты самого уязвимого места в городе, Верхнего пруда, однако уже в начале войны было понятно, что данное место никакой оборонной значимости не понесет из-за изменения стратегии ведения военных действий.
Спустя какое-то время было принято решение использовать башни в качестве определенных военных медицинских учреждений. Позднее сооружения превратились в туристический клуб для молодежи.
Свое прямое назначение башня стала выполнять лишь в конце Второй мировой войны. Она служила военным лечебным учреждением, а после опорным немецким пунктом.
Гарнизон прекратил все военные действия только после того, как был подписан акт о сдаче города. Специальными саперными группами полностью был проверен и очищен от различных боеприпасов ров, а сама башня была разминирована.
Полностью очистить стены от осколков и пуль удалось только спустя несколько десятков лет.
Башня после военных действий
Как это часто бывает, после всех военных действий Второй мировой башня пришла в негодность, так как утратила свое прямое назначение. Чтобы массивный объект бессмысленно не занимал место, было принято решение преобразовать его в овощную базу. Однако уже под конец двадцатого века нашелся человек, который получил объект в неоплачиваемую аренду на целых сорок девять лет.
Взамен на это он пообещал полностью отреставрировать сооружение и привести его в надлежащий вид. Несмотря на то, что арендатор произвел замену инженерных сетей, привел в порядок камины и отремонтировал многие помещения, этого оказалось недостаточно.
Башня продолжала рушиться и разваливаться со стремительной скоростью, так как ей требовалось больших вложений, усилий и улучшений.
Спустя десять лет с проверками нагрянула городская охрана, созданная в наше время с целью проверок состояния различных памятников.
Государственной охраной было принято решение расторгнуть контракт между арендатором и арендодателем, а само здание опечатать.
Ресторанчик и антикварная лавка, прежде располагающиеся внутри, вынуждены были закрыться и обосноваться в другом месте. Рок-фестивали, проводимые во дворики, на которые часто собиралась молодежь, были прекращены.
Туристы в башне Врангеля
На данный момент власти Калининграда занимаются решением об реализации старого сооружения. Так же планируется полное восстановление объекта.
Некоторые предлагали преобразовать старый объект в Музей оружия с множеством выставочных залов, которые бы максимально отражали информацию тех дней. К сожалению, пока что дальше слов дело не уходит.
Тем не менее возможность увидеть башню и запечатлеть ее для себя можно в любой момент.
Особенности архитектуры сооружения
Башня Врангеля представляет собой сооружение в несколько этажей. Как уже было сказано выше, здание располагается около Верхнего пруда, а с другой стороны расположен наполненный водой ров.
Чтобы зайти в сооружение, необходимо обойти с юга, именно там находится вход.
Двор, походящий на толстое кольцо, усилен большим количеством массивных стен с арками, которые в прошлом делали более удобным и простым процесс перемещения различного орудия, используемого с целью обороны, к нишам.
Надпись на башне
Сама башня Врангеля имеет так называемые мини-башенки, через которые по нескольким лестницам можно подняться на уровень выше. Крыша чаще всего служила местом хранения орудий, которые были подняты с помощью специальных лебедок. Так же в наличии имелись определенные механизмы, которые поднимали боеприпасы для орудий на крышу.
Как добраться на общественном транспорте
Башня Врангеля, находящаяся в Калининграде, обосновалась между двумя улицами, профессора Баранова и Пролетарской.
Для того, чтобы путь пешком был минимален, необходимо выбрать пунктом назначения остановку на улице Пролетарской, до которой возможно добраться с помощью автобуса номер четырнадцать, либо с помощью шестьдесят первой и семьдесят пятой маршруток. Так же недалеко идти от остановки «ул. Пролетарская».
До нее идет большое количество автобусов, пятый трамвай и несколько маршрутных такси. Как только выйдете на остановке, следует пройти по улице Пролетарской около трех сотен метров до искомой Вами достопримечательности.
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/kaliningrad/bashnya-vrangelya/
В ялте впервые за 140 лет реставрируют "башню врангеля"
2015-09-21T14:43
https://cdn2.img.crimea.ria.ru/images//culture/20150921/1101041038.html
https://cdn2.img.crimea.ria.ru/images/110104/08/1101040826.jpg
РИА Новости Крым
https://crimea.ria.ru/i/ria_logo-blue.png
РИА Новости Крым
https://crimea.ria.ru/i/ria_logo-blue.png
© пресс-служба администрации Ялты
Реставрационные работы башни с часами, расположенной на улице Садовой в Ялте, взяли на себя меценаты. Они восстановят исторический облик объекта, отремонтируют часы и украсят башню архитектурной подсветкой.
ЯЛТА, 21 сен – РИА Новости (Крым). Впервые с 1875 года в Ялте реставрируют знаменитую башню с часами на улице Садовой, известную также как «башня Врангеля». Об этом сообщили в пресс-службе администрации Ялты.
«С течением времени здание пришло в плачевное состояние, и город стал искать меценатов, готовых провести реставрационные работы. Вопрос непростой, ведь реставрации не проводились с момента строительства башни.
Финансирование работ осуществляют предприятие канатная дорога «Ялта-Горка» и лично депутат Ялтинского городского совета Лери Сванидзе», — рассказал глава администрации города Андрей Ростенко, добавив, что этот объект вошел в программу улучшения архитектурных сооружений и эстетической привлекательности центральной части Ялты.
Сейчас в здании располагаются нескольких частных квартир и техническое помещение с часовым механизмом, принадлежащее городу. План реконструкции «башни Врангеля» подразумевает воссоздание ее исторического облика, который отражен на фотографиях того времени – это здание в романском стиле в виде готического замка.
«Мы не будем ничего менять и оставим часы на месте. Так сложилось исторически, и все наши жители именно так и воспринимают это здание – как башню с часами. Часы при этом будут реконструированы, их механизм – обновлен, а устаревшие детали – заменены на новые», – уточнил начальник департамента архитектуры и градостроительства Владимир Приступа.
Кроме того, в ходе работ будут заменены окна, кровля башни, «зачищен» фасад здания и отреставрированы балконы. Главный архитектурный элемент башни – шпиль – заменят новым, который является точной копией оригинала. Последним элементом восстановительных работ станет установка архитектурной подсветки.
«Она будет полностью окружать здание по фасаду. Будут подсвечены и сама кровля, и все сложные архитектурные элементы. Это будет очень красиво», – заверил руководитель реставрационного проекта Виталий Строителев. — Мы полностью восстановим исторический облик башни, даже водосточные трубы. Они будут квадратными, как на сохранившихся фотографиях 1898 года. И делаются они вручную, под заказ».
По данным горадминистрции, на реставрационные работы башни предприятие «Ялта-Горка» выделило 3,1 миллиона рублей.
Источник: https://crimea.ria.ru/culture/20150921/1101041038.html
Опубликовано: 21.09.2015 Реставрация знакового архитектурного объекта Ялты – знаменитая башня с часами
«Впервые с 1875 года на улице Садовой в
Ялте реставрируют знаменитую башню с часами», – об этом в ходе осмотра
реставрационных работ сообщил глава администрации города Ялты Андрей Ростенко.
Этот объект стал одним из многих,
входящих в программу улучшения архитектурных сооружений и эстетической
привлекательности центральной части Ялты.
Ялтинцы и гости города прекрасно знают
этот знаменитый объект. Его называют башня с часами или «башня Врангеля», но на
самом деле инициатором строительства этого объекта в 1875 году стал князь
Голицын, и только в последующие годы башня перешла в собственность статского
советника барона Врангеля. Все это – потомки дворянских фамилий.
Сегодня здание состоит из нескольких
квартир, находящихся в собственности жильцов, и технического помещения,
принадлежащего городу, в котором и размещен сам часовой механизм.
С течением времени здание пришло в
плачевное состояние, и город стал искать меценатов, готовых провести
реставрационные работы. Вопрос непростой, ведь реставрации не проводились с
момента строительства башни. Финансирование работ осуществляют предприятие
канатная дорога «Ялта-Горка» и по инициативе депутата Ялтинского городского
совета Лери Сванидзе.
Башня
выполнена в романском стиле в виде готического замка. Ранее вместо часов на
всех её сторонах размещались гербы семьи Голицына, часы появились там намного
позже. В ходе реставрации меняться ничего не будет. Никакого ресторана или
любого другого объекта там размещать не предполагается. Часы при этом будут
реконструированы, их механизм – обновлён, а устаревшие детали – заменены на
новые. В ходе работ произведут замену окон, а фасад здания будет «зачищен»,
таким образом камень станет выглядеть как новый. Кровлю башни также заменят на
новую, выполненную из меди. Ещё один уникальный архитектурный элемент башни –
шпиль – заменят на новый, полностью соответствующий старому оригиналу. Это
будет медный шпиль с восьмигранником и шаром на конце. Затронут реставрационные
работы и балконы башни. Они включают сложные декоративные элементы, в том числе
и изделия из дерева ручной работы, которые будут восстанавливаться вручную, а
затем покрываться огнебиозащитой и лаком. Последним элементом работ станет
архитектурная подсветка. Она будет полностью окружать здание по фасаду. Будут
подсвечены и сама кровля, и все сложные архитектурные элементы. Это будет очень
красиво!
Как сообщает историко-краеведческий
альманах «Старая Ялта», обустройством стройной башни у дороги в 1875 году
занялся барон А.Л. Врангель – в то время гласный Городской Думы. На фронтонах
башни появились гербы прибалтийских баронов. Сегодня на их месте расположены часовые
циферблаты.
Памятник истории и
культурно-архитектурного наследия второй половины XIX столетия расположен на
пересечении двух старинных улиц Ялты – Кирова и Садовой. Сейчас здание
находится под канатной дорогой «Ялта-Горка», построенной на вершине холма
Дарсан в 1967 году.
Справка: канатная дорога «Ялта-Горка»
протянулась над центром Ялты и известна каждому ялтинцу и многим отдыхающим
курорта.
Вход на неё расположен в середине набережной, рядом со зданием
гостиницы «Таврида» (с левой стороны), а верхняя станция находится на
Дарсановском холме. Эта подвесная дорога работает уже более сорока лет.
Её
открытие состоялось в 1967 году, именно тогда она начала возить всех желающих
полюбоваться ялтинской панорамой.
Протяжённость канатной дороги – 600 м.
Перепад высот в 120 м преодолевается по воздуху за 12 минут.
Строение будет реконструировано и
сохранит свой первозданный вид, как на сохранившихся фотографиях 1898 года.
В городе Ялта начаты реставрационные
работы! Башня с часами – это одно из
значимых исторических зданий Ялты, оно имеет большую ценность для города!
Источник: http://metrgrad.ru/articles/restavratciia-znakovogo-arkhitekturnogo-obekta-ialty-znamenitaia-bashnia-s-chasami
Башня с часами, или Погружение в дореволюционную Ялту
Крымские рукотворные достопримечательности построены на совесть, но не вечны. Рано или поздно они нуждаются в укреплении и реконструкции.
И радуют новости, сообщающие о том, что такие работы проводятся, исторические строения Крыма обретают второе дыхание. Несколько лет назад объектом реставрационных манипуляций стал архитектурный памятник курортной столицы – «Башня с часами».
Ялта привлекла средства меценатов для укрепления сооружения и восстановления его исторического облика.
СОДЕРЖАНИЕ
- Где находится
- История
- Наши дни
- Как добираться
Где находится Башня с часами на карте
Она расположена в центре Ялты, рядом с набережной Ленина, Александро-Невским собором, отелями «Вилла Елена» и «Таврида», кафе «Барабуля» и «Ялтинский Дворик», сквером имени Некрасова.
История. Князь и барон
У здания весьма запутанная история. Изначально участок, где оно стоит, был приобретен для устройства дачи князем Дмитрием Голицыным. Он устроил там летнюю помещичью усадьбу, но насладиться крымским отдыхом не успел – умер, оставив имущество жене, Марфе Ивановне.
Князь не был слишком богат, как следствие, вдова решила увеличить капитал, распродав кое-какую собственность. Одну часть дачного участка она уступила под строительство гостиницы, другую выкупил А.Л. Врангель (родственник северного путешественника и белогвардейского генерала). Точные сроки проведения сделки неизвестны, но считается, что она была осуществлена около 1875 г.
Барон построил на своей земле дом по собственному вкусу – в стиле старого замка и с башней. Помогала ему в этом и Марфа Ивановна – будучи, пожилым военным инженером, он сделал предложение руки и сердца тоже немолодой, но симпатичной соседке, получил согласие и в 1879 г. женился на вдовствующей княгине.
Изначально декоративную башню, сооруженную как частицу дома, владелец украсил гербами своего рода (Врангели – выходцы из Прибалтики). Но в 1880-е гг.
в Ялте заговорили о необходимости иметь высокое здание с часами (как принято в большинстве городов Западной Европы), что служили бы для общего пользования. Но существовала проблема – на западе такие часы устанавливали на сооружениях ратуши.
А в г. Ялта таковой же не было. Городок вообще не располагал подходящей постройкой.
Барон Врангель в то время был гласным городской думы. И он решил сделать городу-курорту Крыма подарок, ибо был владельцем подходящего строения – башни с гербами. Хозяин на собственные средства приобрел все необходимое, установил механизм, заменил гербы циферблатами – и Ялта обзавелась общественными часами. Правда, сам он этого не увидел – умер, когда заказанные детали только прибыли.
После революции сооружение перешло в административную собственность. Но это относится исключительно к части с часовым механизмом. Остальное здание разделили на несколько квартир. В них и сегодня живут обычные ялтинцы. Кстати, жилье в «баронской усадьбе» не считается особенно комфортабельным.
Подкрепляемая надежность
Врангель был профессиональным инженером, следовательно, смог добиться того, чтобы его дом строился на совесть. Обследования показали, что он без единой трещины пережил разрушительное землетрясение 1927 года. Не одолели его ни революция, ни война – даже часы продолжали отсчитывать время.
140 лет особняк простоял без основательного ремонта, хотя мелкие внутренние переделки в нем проводились постоянно. Но ничто материальное в мире не вечно и в 2015 г.
было объявлено, что башня Врангеля в Ялте будет отреставрирована. Планы касались внешнего обновления – никто не стал трогать жильцов, расположенных в квартирах.
Проект предусматривал ремонт крыши, балконов, отладку часового механизма с заменой некоторых частичек и реставрацию стен.
Деньги на работу выделило предприятие «Ялта-Горка» (прогулочная канатная дорога, трасса которой проходит рядом с бывшей баронской усадьбой). Кроме восстановления прочности конструкции, реставрация должна была максимально приблизить его вид к изначальному – старые фото «башни с часами» сохранились во множестве.
Современное состояние башни Врангеля
Внешне «башня с часами» напоминает старинный замок – она выстроена в готическом стиле. Вероятно, прибалтийскому барону он напоминал о родине. При строительстве использовались редкие, дорогие материалы – в частности, древесина крымской и карельской сосны. Многие элементы декора были эксклюзивными, ручной работы. Все это пришлось учесть реставраторам.
По словам рабочих, крыша здания прогнила так, что они не рисковали находиться на ней без альпинистской страховки. Был утрачен башенный шпиль, кое-какие детали балконов. Реставраторам пришлось заказать уникальные водосточные трубы – квадратные в сечение, как принято было делать их в позапрошлом веке.
Крышу перекрывали медью – шифер или (упаси бог!) металлочерепица на памятнике архитектуры недопустимы. Обновленные деревянные декоративные составляющие для балконов выделывали вручную, хотя и обрабатывали современными защитными средствами. Стены отшлифовали, камень стал выглядеть как новый.
Более всего реставраторов впечатлили часы. Их отзывы гласят: они полностью сохранились со времен установки, идут, в них ничего не меняли. Фирма «Винтеръ», у которой заказывал механизм владелец, работала на совесть. Конечно, через 140 лет пришлось заменить отдельные детали, но новые сделали полностью идентичными старым. Часам обеспечили и компьютерную синхронизацию.
Советуем — ТОП-5 вкусных ресторанов Ялты, где недорого
Как добраться (доехать)?
Рядом с описанной достопримечательностью, в 150 м к северо-востоку, располагается остановка «ул. Садовая», где проходят автобусы №№ 29А, 29, 30, 100, 122 и 132, маршрутки №№ 1, 6, 9, 10, 11, 15, 17, 18, 20, 25 и 35, троллейбусы №№ 1 и 3.
На машине от Ялтинского автовокзала добраться до Башни с часами удобно так:
Туристу на заметку
- Адрес: улица Садовая, 3, Ялта, Крым, Россия.
- Координаты GPS: 44.495334, 34.165467.
Башня с часами в Ялте не является особым экскурсионным объектом, хоть и причислена к городским памятникам. Она просто украшает курорт Крыма, помогая его жителям и гостям ориентироваться во времени и пространстве – здание-то приметное!
Источник: https://krymania.ru/bashnya-s-chasami-v-yalte/
Новости
В Ялте на средства частного инвестора впервые с 1875 года будет реставрирована знаменитая башня с часами на улице Садовой.
На ялтинской достопримечательности — башне с часами, или башне Врангеля, — заменят кровлю, обновят фасад и восстановят архитектурные детали. Частный инвестор, не пожелавший мириться с плачевным состоянием уникального памятника архитектуры, выделил на его реставрацию 3,1 миллиона рублей.
Сегодня здание в виде готического замка в романском стиле состоит из нескольких квартир, находящихся в собственности жильцов, и технического помещения, принадлежащего городу, в котором и размещен сам часовой механизм.
Кстати, часы на памятнике истории и культурно-архитектурного наследия второй половины XIX столетия появились не сразу: изначально на фронтонах башни были размещены гербы прибалтийских баронов.
Но архитекторы не намерены лишать Ялту главных часов.
— Мы не станем ничего менять и оставим часы на месте, — рассказал начальник департамента архитектуры и градостроительства Владимир Приступа. — Так сложилось исторически, и все наши жители именно так и воспринимают это здание — как башню с часами. Часы будут реконструированы, их механизм — обновлен, а устаревшие детали — заменены на новые.
Как рассказал руководитель реставрационного проекта Виталий Строителев, строители заменят окна и очистят фасад здания так, чтобы старинный камень выглядел как новый. Кровлю башни также заменят на изготовленную из меди.
— Даже водосточные трубы на здании будут квадратными, как на сохранившихся фотографиях 1898 года. И делаются они вручную, под заказ, — рассказал Виталий Строителев.
Еще один уникальный архитектурный элемент башни — шпиль — заменят на новый, с восьмигранником и шаром на конце, полностью соответствующий старому оригиналу. Затронут реставрационные работы и балконы: сложные декоративные элементы, в том числе деревянные изделия ручной работы, восстановят вручную и покроют огне-, биозащитой и лаком. Обновленную башню украсит архитектурная подсветка.
Справка «РГ»
Инициатором строительства башни в 1875 году стал князь Лев Голицын. В последующие годы башня перешла в собственность статского советника барона Андрея Врангеля. По его инициативе на фронтонах башни появились гербы прибалтийских баронов. Сегодня на их месте расположены часовые циферблаты.
/»Российская газета — Неделя» — Крым №6786/
Источник: http://auipik.ru/v-yalte-rekonstruiruyut-bashnyu-vrangelya/
Башня с часами (Врангеля) в Ялте
В путеводителях она указана как Башня с часами. Люди постарше скажут, что это башня Врангеля. Сооружение напоминает часть военной крепости. На самом деле назначение здания всегда было мирным.
Местонахождение
Старинный каменный дом крышей по адресу улица Садовая, 3 трудно не заметить. В нескольких метрах проходит канатная дорога «Ялта – Горка». Поднимаясь в вагончике на холм Дарсан, редко кто не фотографирует эту загадочную башню.
Сейчас это трехэтажное здание затерялось на фоне современного ландшафта города. А сто лет назад его прекрасно было видно с морского берега. Его шпиль служил ориентиром для подходящих в порт судов. По городским часам под крышей этой башни ялтинцы сверяли время.
История
История дома начинается в период генеральной застройки центра города в 80-х годах XIX века. По распоряжению императора Александра II провели реформу городского управления. Первым выбранным городским головой стал князь Голицын.
При нем начали активно осваивать ялтинские территории. Многие получили возможность приобрести землю в собственность для улучшения облика города.
Новый городской голова не был исключением. Голицын стал владельцем участка под холмом Дарсан. Здесь князь построил дачу. Управляющим он назначил инженера, статского советника, барона А.Л. Врангеля. Вскоре Голицын умер.
Имение перешло по наследству его супруге М.И. Голицыной. Вдова осталась одна без мужа, детей, родственников. Она продала некоторые земли, чтобы обеспечить свою жизнь. Один из участков в 1875 году заняло строительство гостиницы.
Еще часть купил управляющий Врангель.
Так по соседству с княжеским домом появилась усадьба барона. А.Л. Врангель приступил к возведению башни на перекрестке. Верхний этаж украсили гербы прибалтийских предков Вранелей фон Гюбенталей. Барон стал ухаживать за своей соседкой, 50-летней вдовой Голицыной. Между ними установились добрые отношения. В 1879 году они вступили в брак.
В том же году барона выбрали на должность городского головы. На этой службе статский советник пробыл два срока и многое успел сделать для ставшей родной Ялты. В этот период город начал преображаться в национальный курорт, похожий на французские Канны. По инициативе граждан расширили и благоустроили многие улицы.
На средства самого градоначальника Врангеля замостили участок ул. Аутской от набережной до Садовой. По настоянию Врангеля выделили государственные деньги на строительство великолепного бульвара-набережной со спусками к морю. До этого дорога была пыльной неустроенной портовой магистралью.
Среди горожан много говорили о необходимости городских часов. С ними морской порт приобрел бы совсем другой вид. Незадолго до смерти инженер на свои деньги заказал башенные часы в известной мастерской в Санкт-Петербурге «Винтеръ». В 1896 году циферблаты разместили на фронтоне башни Врангеля выше фамильных гербов.
Архитектура
Башню изначально спроектировали как часть жилого дома. Врангель пригласил известного архитектора Густава Шрейбера. Дом построили с 1877 по 1878 год. По желанию хозяина-лютеранина здание должно было напоминать европейские готические башни. Получилось изящное строение в романском стиле.
К строительству привлекли мастеров со знанием дела. По оценке современных специалистов, каменную кладку выполнили превосходно. Внутри размещался колокол. Его звон раздавался в округе по особым случаям.
Башня с часами в наши дни
В наше время башня стала малоквартирным домом. Винтовая лестница под крышей ведет к техническому помещению с механизмом часов. Здание стоит в окружении высоких деревьев. Из окон верхнего этажа просматривается живописный ялтинский порт. В вечернее время установленная подсветка преображает башню с часами.
В последние годы занялись реставрацией старого здания. Для этих целей предприятие канатного подъема «Ялта-Горка» передало 3 миллиона рублей.
Это интересно! Крепкие стены оказались в отличном состоянии. После землетрясения 1927 года не появилось ни одной трещины.
По фотографиям и эскизам прошлого мастера восстановили оригинальный облик башни. Основные работы – это шпаклевка, покраска, замена окон. Кровля также потребовала ремонта. Ее деревянные элементы сильно износились.
Строение увенчал медный шпиль с восьмигранным элементом и шаром на самом верху. На башне теперь можно увидеть квадратные водосточные трубы, как на дореволюционных фотографиях. На балконах обновили декоративные деревянные фигуры.
Оказалось, часы идут исправно, как и столетие назад. Механизм реконструировали. Он проработает еще долго. Единственным дополнением стал роутер, сверяющий время с мировым через интернет.
Как добраться
В 150 м от дома с часами находится остановка общественного транспорта «ул. Садовая». Здесь проходят маршруты троллейбусов № 1, 3, а также всех маршруток, которые идут через город.
Не составит труда прогуляться до исторического строения пешком от начала улицы Кирова. От пункта посадки «Ялта» канатной дороги на набережной сюда всего минута ходьбы. Надо только свернуть в переулок между торговыми рядами на углу дома # 15/1, за панорамным рестораном «Чайка».
Башня с часами Врангеля – знаковое сооружение города. Оно было свидетелем преображения небольшого городка в национальный курорт на южном берегу Черного моря. Невозможно представить пейзаж Ялты без этого старинного здания.
Адрес: Ялта, ул. Садовая 3
Башня с часами на карте Ялты
Источник: https://krym-yalta.ru/bashnya-s-chasami-v-yalte.html
Платеография: улица Садовая (Ялта)
Продолжим наши платеографические опыты (от лат. platea «улица» + др.-греч. γράφω «пишу»). Сегодня у нас в гостях улица Садовая (смотреть на Яндекс-карте; она у Яндекса даже целиком панорамирована, сможете потом прогуляться по ней ещё и с Яндексом).
Улица эта имеет в длину около 1,8 км. и полна контрастов: начинаясь в центральной части города и являясь важнейшей транспортной артерией, она мало-помалу усыхает и заканчивается прям совсем малоприметно.
Мы прогуляемся по ней от конца к началу (с севера на юг), прогулка состоялась 15 июля 2015 года.
На первой фотографии: плодоносящий инжир на Садовой улице. Я с детства привык к тому, что в Ялте инжир растёт прямо на улице — бери и ешь, но приезжих, как оказалось, это нередко шокирует :).
Улица Садовая заканчивается (ну, для нас — начинается) у улицы Куйбышева. На фото последняя идёт снизу вверх, тогда как Садовая отворачивает налево.—1—
Начало улицы. Здесь она узкая, не везде две машины разъедутся, так что движение здесь одностороннее (сверху вниз), однако, это нередко нарушается.—2—
Граффити на стене.—3—
Узкая часть улицы. Обратите внимание на домик слева.—4—
Невооружённым глазом видно, что дом очень старый. Данная часть улицы примыкала к южной части старого села Дерекой. Дом явно довоенный, скорее всего — ещё дореволюционный. Обратите внимание на элементы оформления.—5—
Небольшой подъём. У бирюзовой опоры газопровода направо отделяется улица Мичурина (о которой я уже писал).—6—
Кто-кто-кто в теремочке живёт? :)—7—
У конца подъёма (там, где к Садовой присоединяется улица Ленинградская) на стене имеется шикарное сюрреалистическое граффити, к сожалению, подпорченное вандалами.—8—
Вот это граффити в полный рост. Кликайте, должно открыться в полном размере.—Панорама—
- Отворот направо (я смотрю назад) — улица Ленинградская.—9—
- Улица выравнивается.—10—
- Направо вверх уходит небольшой проход (лестничный в своей верхней части), соединяющий Садовую с идущей над ней Ленинградской.—11—
С левой стороны и снизу к Садовой примыкает переулок Киевский. Въезд в него с Садовой закрыт. Видны горы; вход в ущелье Уч-Кош виден почти по самому центру.—12—
Садовая уходит вниз и налево. Прямо идёт небольшая Октябрьская улица, а направо и вверх уходит моя родная улица Рабочая.—13—
Начинается пологий спуск.—14—
Взгляд назад, по центру вниз уходит лестничный спуск на улицу Киевскую.—15—
С правой стороны дома и дворы стоят на довольно внушительных подпорных стенах. Данная часть улицы застраивалась, вероятней всего, в 1920-30 годах. Во всяком случае, на карте 1914 года в этой местности обозначена лишь «дорога в Дерекой».—16—
Ещё краешек улицы и подпорная стена.—17—
А с левой стороны расположен ялтинский центральный рынок. В годы моего детства тут находился городской автобусный парк.—18—
Данное место как-то ярко врезалось мне в память. В мои дошкольные годы я ходил тут ежедневно, так как тут пролегал путь в мой детский сад.
Именно здесь наполняли свои баки машины-поливалки (которых в мои детские годы в Ялте было очень много, летом каждый день видел хотя бы одну). Труба ещё осталась, но поливальных машин в Ялте уже давно нет, теперь тут просто стоянка.
Отсюда вверх по лестницам можно опять подняться на Ленинградскую, а по лестнице вниз мимо Дома мебели спуститься на Киевскую к центральному рынку.—19—
Ленкоранская акация.—20—
Средняя часть улицы. Здесь она уже становится пошире, с правой стороны преобладают более старые здания, с левой — более новые.—21—
Отворот направо, в переулок Карла Либкнехта. По названию понятно, что данная часть города активно обживалась буквально в первые годы после революции.—22—
Соседство старого и молодого.—23—
Совсем уж свежие здания, им не больше 20-25 лет.—24—
Взгляд назад. Садовая идёт справа, а налево вверх отходит улица Карла Либкнехта. —25—
Тут с левой стороны улицы открывается вид (пока ещё не перегороженный новостройками) на центр Ялты. Дома с коричневыми крышами стоят на улице Васильева, они были построены в 1950-ых годах. Видно, насколько зелёным городом является Ялта.—26—
Сместимся немного. Видно, что какое-то строительство прямо под подпорной стеной, что держит тут улицу, уже идёт. Справа вдали (сразу слева от многоэтажного новостроя) видна колокольня храма Святого Иоанна Златоуста, самого старого храма Ялты. По сути, он старше города ровно на один день — его освятили накануне того дня, когда Ялте был присвоен статус города.—27—
Взгляд на колокольню покрупнее. Чуть левее её видны серые купола собственно храма, стены храма были разрушены в 1942 году (восстановлены в 1998), тогда как колокольня уцелела (так что теперь она старше храма лет на 50). Как погуляю в той части города — расскажу поподробнее :).—28—
Ещё один старый дом, построенный, по всей вероятности, в 1920-ых годах (обратите внимание на декоративные элементы у козырька крыши). Уже с металлопластиковыми окнами и кондиционерами.—29—
Мы продолжаем идти в направлении центра. Дом с правой стороны построен ещё в послевоенные годы (1960-е, полагаю), а вот дом с левой стороны был построен уже в начале XXI века.—30—
Над современной вывеской просматриваются остатки ещё советской надписи «Продукты». У меня защемило сердце… :)—31—
За деревьями по центру направо уходит короткая, но очень колоритная улица Загородная. На карте Ялты 1914 года она действительно была «крайней», за ней (примерно там, где мы шли до сих пор) уже шла дорога в село Дерекой. А на карте от 1908 года этой улицы ещё не было :). Редкий случай, когда можно более-менее точно датировать время появления отдельной улицы!—32—
С левой стороны от этого перекрёстка можно увидеть историческую, но изрядно подзагаженную трансформаторную будку.—33—
Взгляд направо, на начало улицы Загородной. Рассказ о ней непременно будет :), там есть на что посмотреть!—34—
Налево уходит относительно небольшой переулок, по которому можно выйти на площадь Советскую. Здесь я тоже ходил всё своё детство, так как именно в этом переулке располагается моя музыкальная школа.—35—
Мы продолжаем двигаться к центру. Направо уходит ещё одна колоритная улочка — улица Павленко (названа по имени писателя П. А. Павленко, который жил здесь с 1945 года до самой кончины в 1951 году). На дореволюционных картах эта улица обозначена как «Горный проспект», на карте 1908 года она находилась на самой окраине города.—36—
Незадолго до выхода улицы Садовой в самый центр города по её правой стороне располагается небольшая, но симпатичная зелёная зона с лавочками и вот такой вот декоративной скульптурой. Поскольку рядом в моём детстве располагалась детская поликлиника, этих журавлей я в детстве помучил изрядно :).—37—
Здание по адресу Садовая 11. Данное здание довольно старое, до революции здесь располагалась община Красного Креста. В годы моего раннего детства тут находилась детская поликлиника (потом она переехала в новое здание на ул. Красноармейской). В мои школьные годы тут располагался военкомат. Что тут сейчас — не знаю. Но здание в любом случае является памятником архитектуры.—38—
Наконец, улица Садовая пересекает улицу Карла Маркса и превращается в одну из центральных улиц города (на фото Садовая уходит вдаль и направо). По сути, попасть из восточной части Ялты в западную можно лишь тремя путями: по Набережной, по Садовой и по южнобережному шоссе. Понятно, как загружена эта часть улицы. Здесь ходит множество маршрутных такси и городской троллейбус.—39—
Взгляд направо, на верхний и узкий сегмент ул. Карла Маркса (на дореволюционных картах эта улица обозначена как Дворянская).—40—
Взгляд налево и вниз, на нижний и широкий сегмент ул. Карла Маркса (именно с него на Садовую попадает весь транспорт). Данная часть улицы до революции (и ещё даже в 1960-ых годах) называлась Платановой. Высотка, возведённая тут в самом конце 1990-ых годов, жутко портит всю картину.—41—
Вдали видна уже упоминавшаяся колокольня храма Святого Иоанна Златоуста.—42—
Эту часть города уже можно смело называть центральной. Тут нередко встречаются вот такие вот советские артефакты.—43—
Взгляд назад. Как видно, здесь Садовая уже является довольно широкой.—44—
Взгляд вперёд. За рестораном слева располагается одна из исторических достопримечательностей улицы — здание гостиницы «Россия» (сейчас — отель «Таврида»). Но сверху (с основной магистрали Садовой) его сложно нормально сфотографировать, поэтому о нём расскажу как-нибудь в другой раз :).—45—
А на этой фотографии видны сразу две достопримечательности Ялты: канатная дорога «Ялта-Горка» и «башня с часами». Канатная дорога заслуживает отдельного визита и отдельного рассказа.
Здесь скажу лишь, что она была открыта в 1967 году; холм, на который она ведёт (Дарсан, продолжение отрога Иограф), тогда ещё находился на небольшом, но явном отшибе от Ялты, из-за чего канатная дорога и получила такое «необычное» название.
Кроме чисто развлекательной функции эта канатная дорога уже с самого начала имела и прикладное значение: она позволяла подняться к т. н.
Храму Воздуха и разбитому вокруг него в конце 1950-ых годов небольшому парку; кроме того, рядом с верхней станцией канатной дороги (чуть ниже от неё) в том же 1967 году был открыт мемориальный комплекс с Вечным огнём, посвящённый памяти погибших в Гражданскую и Великую Отечественную войну. Даю обещание как-нибудь особо рассказать об этой канатной дороге поподробнее.—46—
А вот про «башню с часами» расскажу прямо сейчас. План застройки этой части города был утверждён в 1874 году; соответственно застраиваться она начала во второй половине 1870-ых.
Участок, на котором располагается башня, сначала принадлежал князю Дмитрию Голицыну, однако чуть позже перешёл к барону, инженеру Андрею Львовичу Врангелю, занимавшему тогда пост гласного городской думы.
На этом участке он построил свой дом с декоративной башенкой; на месте циферблатов изначально находились дворянские гербы барона. Однако, в то время в Ялте довольно остро стояла проблема отсутствия городских часов, поэтому барон решил оснастить верхушку башни часами и войти, таким образом, в историю города.
В то время башня (несмотря на свои относительно небольшие по нынешним меркам размеры) доминировала над центральной частью города и хорошо просматривалась с набережной. Часовой механизм был заказан в Санкт-Петербурге у часовой фирмы «Винтеръ», одной из лучших в России на тот момент.
В 1896 году барон скончался, а часы к этому времени только доставили в Крым. Часы идут и бьют до сих пор. Осенью 2015 года, как пишут в сети, здание было подвергнуто ремонту и реконструкции, как оно выглядит сейчас — пока не знаю (на фотографиях — ещё летний вид).—47—
Вид на улицу. Слева из-за деревьев проглядывает т. н. «Вилла Елена», построенная в 1912 году. До революции тут располагалась популярная гостиница «с подъёмными машинами и последними усовершенствованиями»; в советское время — санаторий, а потом курортная поликлиника. В 2000-2007 годах здание было подвергнуто полной реконструкции, сейчас тут вновь располагается отель со старым названием.—48—
Ещё один взгляд на «башню Врангеля».—49—
Конец улицы уже виден. Здание справа (Садовая 4) связано с именем российского металлурга и изобретателя Д. К. Чернова, жившего тут некоторое время (и, к слову, похороненного в Ялте на Поликуровском мемориале). —50—
Вот это здание (сейчас слившееся с домом Чернова) было построено для церковно-приходской школы; в советское время тут располагался Дом Учителя. В конце 1990-ых здание вернули церковно-приходской школе и прочим церковным службам.—51—
Наконец, мы подходим к главной достопримечательности улицы Садовой — собору Святого Александра Невского. Комитет по возведению собора начал работу в 1890 году, участок земли под строительство выделил уже упоминавшийся нами барон А. Л.
Врангель; архитектурный проект был подготовлен знаменитыми архитекторами Н. П. Красновым (он же возвёл и знаменитый Ливадийский дворец, и множество старых зданий Ялты) и П. К. Теребенёвым.
Первый камень был заложен 1 марта 1891, а освящён собор был 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи.—52—
На юго-восточной стене собора помещено мозаичное изображение Святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати и его учеников. Во втором ярусе по бокам от центральной колокольни помещены изображения Св. Феодосия и Антония.—53—
—54—
Собор имеет в своём составе две церкви: нижнюю во имя Св. Великомученика Артемия вместимостью 600-700 человек и верхнюю во имя Великого князя Александра Невского (бывшего покровителем императорского дома) вместимостью в 1000-1200 человек.—55—
Собор построен в неорусском стиле и украшен многочисленными декоративными элементами. В 1938 году собор был закрыт, богослужения возобновились в 1942 году. Тут крестили и меня, но я об этом ничего не помню.—56—
У собора улица Садовая заканчивается. Вниз уходит улица Морская (я уже писал о ней). Жёлтое здание — городское управление внутренних дел.—57—
- Назад и вниз уходит небольшая улица Краснова, так же, как и Морская, выводящая на набережную.—58—
- Направо и вверх уходит очень колоритная и интересная улица Войкова (до революции — Гимназическая).—59—
- А непосредственным продолжением улицы Садовой на запад является улица Кирова.—60—
Тут прогулке и конец, надеюсь, вам понравилось! Другие улицы ещё непременно будут! 🙂
Наш маленький платеографический каталог* Загородная ул. (Ялта)* Мичурина ул. (Ялта)* Морская ул. (Ялта)* Победы ул. (Ялта)* Садовая ул. (Ялта)
* Чкалова ул. / Орлиная ул. (Ялта)
* Ширяева ул. (Ялта)
Источник: https://mevamevo.livejournal.com/396380.html