Церковь (храм) пресвятой богородицы – нижняя ореанда, ялта, крым

Добраться сюда можно пешком от Ливадийского дворца (а туда — на маршрутке от Ялты или пешком от поворота «на Ливадийскую больницу» с Ялтинской трассы) — по Царской тропе (с советских времён она называется «Солнечной», хотя скрыта от солнцепёка под смыкающимися кронами деревьев). Сначала тропа приведёт вас к белоснежной беседке-ротонде — этот ориентир невозможно не заметить. Когда-то сюда вела лестница в 204 ступени, но сейчас вы едва ли найдёте их остатки.

www.hram-izmaylovo.ru 

Таинственное слово «Ореанда»

В звучном слове «Ореанда» есть что-то таинственное: до сих пор его не удалось перевести ни на один из ныне существующих языков. Может, тот народ, который дал этой местности такое имя, давно исчез с лица земли.

В дороге тоже есть что-то таинственное: сейчас она кажется мне простой, но мы на каждом повороте звонили знакомым и переспрашивали, направо нам нужно или налево. Так что не заблудитесь.

Ореанда отличается от своей соседки Ливадии скалистыми пейзажами: у самого моря высится Мачтовая скала, немного правее беседки — Крестовая, а над ними гордо подняли свои головы горы Ай-Никола, Белоголовая и дикий утёс Хачла-Каясы. Отвесные скалы, глубокие овраги, лазурное море создали неповторимую красоту этих мест.

Здесь мечтал поселиться и жить частной жизнью император Александр I. Николай I подарил имение в Ореанде своей супруге Александре Фёдоровне, и было решено построить здесь дворец для летнего отдыха. Императрица воздвигла на скале, которую татары называли Урьянда, деревянный крест.

После революции крест, тогда уже чугунный, был уничтожен, но новое название скалы — Крестовая — осталось. Здесь построили великолепный двухэтажный дворец, устроили множество фонтанов, каскадов, пруд с лебедями.

А вот храма тогда не было — хотя теперь ясно, что предыстория его уже началась.

Храм, приличный памяти императрицы

После смерти императрицы имение перешло к Великому князю Константину Николаевичу, а в августе 1881 года в жаркий летний воздух поднялись клубы дыма: дворец горел. Восстановить его после пожара Великий князь не чувствовал себя в состоянии. «Пусть же из остатков его созиждется храм Божий. Мне кажется эта мысль очень прилична и достойна памяти матушки», — писал он. 

Крест на куполе храма. Фото автора

1 ноября 1884 года сняли первый камень со стен сгоревшего дворца для сооружения храма. На праздник Покрова Божией Матери в 1885 году храм был уже освящён. Великий князь оставил очерк об освящении храма с подробным описанием этого чина: «Не знаю, случалось ли тебе когда-нибудь присутствовать при освящении церкви. Это одна из самых великолепных и торжественных церемоний, какие существуют», — отзыв благоговейного мирянина, после которого тоже хочется не пропустить великое освящение какого-нибудь храма. 

Храм очень подходил по стилю к скалистым пейзажам Ореанды. «Я должен сознаться, — писал Константин Николаевич, — что церковь вполне меня восхищает изяществом и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно, и она даёт впечатление, можно сказать, архаическое — своей изящной и благородной простотой».

Храм св. Иоанна Кронштадтского и прпмц. Елисаветы

Осенью 1894 года в храме в Нижней Ореанде служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Служил он неоднократно, а после богослужения в полном облачении с Чашей со Святыми Дарами однажды отправился в Ливадийский дворец к больному императору Александру III. Даже интересно, был ли уже тогда в Ливадийском дворце домовый храм — по крайней мере, сейчас есть.

А представьте себе священника, идущего по царской — но всё же тропе, с Чашей и в облачении, сегодня — например, к болеющему депутату или даже Президенту в санаторий.

Конечно, тогда уже было понятно, что Иоанн Кронштадтский — не вполне обычный священник; но сколько всего, что потом оказывается поступком святого, произойди оно на наших глазах, показалось бы нам в лучшем случае эпатажем…

В 1908 году здесь говела и причащалась Великая княгиня, будущая преподобномученица Елисавета Феодоровна.

Во время летнего отдыха на Южнобережье в Покровскую церковь неоднократно приходила молиться вся августейшая фамилия.

Сегодня перед западным входом в храм стоит бюст св. праведного Иоанна Кронштадтского, а святая Елисавета пребывает здесь своей иконой с частицей мощей.

Былое великолепие

Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея. У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка, где было пять колоколов.

Покровская церковь отличалась богатым убранством. Жёлто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделали из ореха, дуба, кипариса и можжевельника, но со временем его предполагали заменить мраморным.

Огромная заслуга Великого князя состоит в том, что он вновь возродил в России забытое искусство мозаики.

Когда-то ею украшали лучшие киевские храмы, среди которых — храм Софии; мозаика, в отличие от живописи, сохраняла краски яркими и насыщенными даже по прошествии сотен лет.

После освящения Покровского храма в Ореанде туда привезли мозаичные иконы работы Антонио Сальвиатти, итальянского мастера того времени.

Благовест ко всенощной. Фото автора

К сожалению, большинство этих мозаик не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и ещё девять икон. Чудом уцелели изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырёх евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.

Чеховская скамейка

Неподалеку от храма над склоном вам покажут «Чеховскую скамейку».

Если встать до рассвета, то с этого места вы увидите, как солнце встаёт из моря, а справа в тумане будет скрываться Ялта, и облака будут цепляться за вершины гор.

А ещё со стороны скамейки иногда будут появляться группы туристов (но там нет подъёма от моря: значит, вы просто не заметили их, когда они шли мимо храма в ту сторону) — или же они будут исчезать в том же направлении.

Скамейка же называется «чеховской» неспроста.

Восстановление икон. 2004 год. www.krim.biz.ua

Храм в Ореанде посещал А. П. Чехов. Герои его рассказа «Дама с собачкой» — Гуров и Анна Сергеевна — здесь размышляли о вечности и о жизни. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали.

Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас.

Так шумело внизу, когда ещё тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет.

И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства». 

Музей, мастерские, склад

После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. Церковь закрыли в 1924 году и передали в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), а затем Управлению Ливадийским дворцом. На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек.

В 1927 году здание пострадало от землетрясения, в алтарной части образовалась трещина, но, конечно же, его никто не ремонтировал. С церкви пытались сбросить крест, но не смогли его сорвать — он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.

Раскрытые двери храма перед всенощной. Фото автора

После войны в Ореанде начинается строительство санатория, один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов её решили снести.

Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и её истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры.

Более 30-ти лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза. Успел храм побывать и овощным хранилищем. 

Морской ветер и дым кадильный

Сегодня, подходя к храму перед богослужением, поражаешься: в храме столько открытых дверей, что он прозрачен, как крытая галерея.

На богослужении кажется, что ты стоишь на затенённой улице, и ветер доносит аромат моря, который смешивается с ладаном при каждении. Справа видны кипарисы, кусочек моря, горы над Ялтой; слева — деревья…

Только в тишине Ореанды можно служить так: в любом городе за шумом машин и голосами не было бы слышно молитвы.

Храм был возвращен Церкви в 1992 году; тогда впервые за 68 лет там совершалась Литургия.

В 2001 году построили новую звонницу (у храма и сейчас растёт дуб, но служить колокольней ему уже не по силам), а в 2002 году впервые раздались и звоны колокола весом 603 килограмма. В 2003 году на купол храма вознёсся ажурный крест.

Протоиерей Николай Доненко, который служит в храме, — автор множества книг о новомучениках и исповедниках российских, публицист, церковный историк.

Собственно, кроме пейзажа, каких много на Южном берегу Крыма (хотя каждый неповторим) и храма, нет больше в Нижней Ореанде ничего интересного. Только вот непостижимый диалог древнего ландшафта с возрождённым храмом стоит того, чтобы прислушаться. Может, нет смысла туда ехать не на богослужение, но многое можно приобрести, побывав на всенощной и Литургии в этом укромном уголке.

Паперть храма
Внутреннее убранство храма. www.krim.biz.ua
Мозаика в куполе храма
Алтарное окно и звонница храма
Предрассветная Ялта, вид от Чеховской скамейки

Впервые опубликовано 28 июля 2009 года

Источник: http://www.taday.ru/text/209018.html

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде, Ялта

  • История создания храма
  • Описание архитектуры
  • Месторасположение и контакты

Крым долгое время был местом для отдыха российской аристократии, семей царей и других высокопоставленных чинов. Ялта была привлекательна для всех, в том числе и для семьи Романовых. Церковь Покрова Святой Богородицы была построена в честь памяти этой семьи в Нижней Ореанде. Сам князь Константин участвовал в постройке здания.

Сейчас парк Нижняя Ореанда является парком-памятником и входит в состав природного заповедного фонда Крымской земли.

История создания храма

Строительство храма началось в 1884 году, место под постройку здания было определено князем Константином Николаевичем.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Нижняя Ореанда

Во время торжественной закладки церкви в фундамент была заложена дощечка с надписью:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: усѣрдием и ревностью владѣльца Орiанды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружаѣтся храмъ сей въ память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года въ лѣто III РХ. Аминь»

Спустя один год было сделано первое фото строительства церкви, и каждый месяц процесс возведения здания запечатлелось для истории на фотографии. В июле 1885 года были поставлены арки и центральные своды, спустя несколько месяцев, в сентябре уже освятили колокола.

Название церкви также выбирал Константин Николаевич. Первая версия постройки храма была в честь Святой Троицы. Но озадачившись несовпадением его визитов в Крым и днем чтения Пресвятой Троицы, он решил назвать храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Для стен Покровской церкви использовали тот же камень, что при строительстве княжеского имения. Внутри храм был украшен художественной росписью известных в то время художников Васильева и Гриммаю. К сожалению, до наших дней росписи не дожили.

О других святых местах Крыма:

В 1885 году церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Внутри храм был выложен мозаикой, что стало новым витком развития данного вида искусства в России. Князь возродил украшение интерьера мозаикой в стране.

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде, историческое фото

В послереволюционные годы, тяжелые времена не обошли стороной Покровский храм, он пережил много и почти погиб. В какое-то время храм был открыт для просмотра исторических мозаики и фресок.

В 1925 году здание передали Ливадийскому дворцу, но местные власти решили закрыть храм совсем.

В 1927 году всем известное землетрясение нарушило целостность стен храма, в них появилась большая трещина, внутри потрескалась живопись и мозаичный рисунок. Власти отправили документы в Крым ЦИК, с сообщением о том, что здание пришло в негодность и его невозможно восстановить и нужно срочно сносить.

Интересно! Господь не попустил совершиться кощунству, он не дал людям совершить свой замысел по уничтожению храма, построенного с такой любовью. Воинствующие атеисты пытались сбросить с купола церкви крест, однако сорвать его не смогли — он сломался у основания.

Часть этого креста и сейчас можно посмотреть, он находится на хранении в здании прихода и имеет статус драгоценной реликвии.

Читайте также:  Ялтинский историко-литературный музей: адрес, филиалы, экспозиции

Здание храма оставалось закрытым до конца Великой Отечественной войны. Спустя 5 лет после победы, на месте княжества выросла всероссийская здравница «Нижняя Ореанда».

Старая церковь не вписывалась в общий ансамбль корпусов, поэтому в 1960 году ее решили снести. Вступились многие: краеведы, люди, неравнодушные к своей земле и ее истории, прихожане храма, просто верующие люди.

Совместные силы позволили добиться победы в борьбе, и здание церкви имени Пресвятой Богородицы было переведено в статус памятника архитектуры. Более тридцати лет здание использовали под бытовые нужды государства: здесь хранили ядохимикаты, а во дворе устроили целую автобазу.

В 1992 году к празднику почтения Покрова Пресвятой Богородицы прихожане самостоятельно убрались в церкви, привели ее в порядок. На праздник Святой Троицы, за последние 70 лет впервые произошло богослужение.

Интерьер храма Покрова Богородицы в Нижней Ореанде

Настоятелем храма стал протоиерей Николай Доненко. Приход начали восстанавливать и реставрировать совместными силами, в 2001 году рядом возвели колокольню.

Сейчас приход действует и ждет всех прихожан на службы.

Описание архитектуры

Здание возведено в византийско-грузинском стиле из того же камня, что и был построен дворец в Нижней Ореанде. Белоснежный храм построен в форме креста, небольшого размера, однокупольный с позолоченным бронзовым крестом, который венчает барабан с узкими оконными прорезями. На кресте находится редкое изображение Иисуса Христа без бороды. По обеим сторонам входов в храм расположены арки.

Здание Покровской церкви строили рядом с Адмиральским домом великого князя, вокруг растут мощные дубы. Для сохранения красивых деревьев алтарь храма пришлось немного повернуть на Юго-Восток.

Интересно! Колокольней служил большой и крепкий дуб, который находился рядом с приходом, на нем висело пять тяжелых колоколов. На дереве расположили две палки для того, чтобы на них стоял звонарь.

В 2001 году рядом с церковью построили звонницу с колоколом весом 603 килограмма. В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря колокол был укреплен на звоннице.

А 4 января 2002 года протоиерей Николай Доненко освятил колокол и звонницу.

Звонница храма Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде

Внутри здания богатое убранство, многие элементы выполнены из каррарского мрамора белого цвета. Оконные стекла выполнены из оранжевых стекол, которые создают уютный свет внутри храма.

Иконостас сделан из нескольких видов дерева: ореха, дуба, кипариса, можжевельника по проекту знаменитого мастера Кубышко.

Престольный праздник отмечается 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.

В настоящее время настоятелем прихода является протоиерей Николай Доненко.

Месторасположение и контакты

Храм Покрова Богородицы находится по адресу: РФ, Крым, город Ялта, парк Нижняя Ореанда, Севастопольское шоссе.

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/tserkov-pokrova-bozhiej-materi-v-nizhnej-oreande-yalta.html

Экскурсия в Нижнюю Ореанду — Храм Покрова и парк

Нижняя Ореанда —  удивительно теплое по энергетике, по ощущениям место.

От своей соседки Ливадии она отличается скалистыми пейзажами: у самого моря высится Мачтовая скала, немного правее беседки — Крестовая, а над ними гордо подняли свои головы горы Ай-Никола, Белоголовая и дикий утес Хачла-Каясы. Отвесные скалы, глубокие овраги и зеркальное  лазурное море создали неповторимую красоту этого места.

Именно здесь был построен первый царский дворец в Крыму. Очевидцы в своих воспоминаниях рассказывали, что он был прекрасен. В конце XIX  века дворец безвозвратно утерян во время пожара..

  Однако, несмотря на  тесное переплетение Ореанды с романовской фамилией,   этот обширный прекрасный парк и не менее прекрасные дворцового плана санаторные корпуса связаны не только  с царской историей, но и с   с — советской.

 Ведь Нижняя Ореанда – один из самых лучших и престижных санаториев Советского Союза.

  • МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ: 
  •  Форосский храм (обзор);
  •   Нижняя Ореанда (потрясающий парк – «императорский  сад», Итальянский дворик); Храм Покрова Пресвятой  Богородицы;Храм Архистратига Михаила
  •  получасовая морская экскурсия от Ласточкиного  Гнезда (главного символа Крыма) в Ялту;  
  •  Ялта (отдых и пляж).
  • ОПИСАНИЕ:
  • Продолжительность экскурсии: 9-10 часов
  • Протяженность маршрута: 200 км
  • Тип экскурсии: автобусно-пешеходная

Эта экскурсия  даст туристам возможность окунуться сразу в два пласта прошлого нашей страны – расскажет о царской эпохе и советском периоде.

Оба этих времени оставили глубокий след в одном из самых прекрасных уголков Южного берега Крыма – Нижней Ореанде.  Вот сюда мы и последуем из Севастополя, по ялтинской трассе.

Дорога очень живописная, перед вами предстанет во всей красе Южный Берег Крыма, с одной стороны — его удивительные горы, с другой —  Черное море..

Итак, Нижняя Ореанда. Первым из Романовых хозяином этой усадьбы стал император Александр I. Покорённый красотой и пустынностью здешних мест, он решил сделать Оренду императорским имением.

Впоследствии здесь  появились потрясающий парк – «императорский сад», оранжереи и виноградник с винподвалом, ну и, конечно, дворец в римском стиле.

Множество колонн, статуй, внутренний дворик — атриум, широкое использование мрамора, коридоры-виноградники на террасе  — дворец, безусловно, был прекрасен.

Очень жаль, что вы его не увидите: до нашего времени ореандовский дворец не сохранился – в 1881 году он, увы, сгорел. Сохранился лишь отдельно стоящий адмиралтейский домик да великолепная белоснежная беседка-ротонда, стоящая на обрыве скалы, возвышающейся над тихим лебединым озером в центре дворцового парка.

Прогулка по великолепному старинному парку подарит вам немало приятных минут. Все здесь уютно, гармонично и настраивает именно на спокойный размеренный отдых. Тихие аллейки, множество скамеек в укромных местечках, живописные бюветные фонтанчики и  — настоящее море цветов.

Их благоухание, аромат большого количества редчайших растений и кустарников, привезенных в Ореанду из разных уголков мира, стрекот кузнечиков, нежное пение птиц и, конечно, интереснейшие факты из истории имения, а впоследствии  — прославленного санатория —  будут сопровождать вас все время экскурсии по парку.

Вам обязательно покажут главную достопримечательность Ореанды – старый платан. Его высота около 30 метров, окружность ствола 6 с половиной  метров, а возраст  — около трех веков!

Сегодня ореандовский парк зеленым кольцом окружает корпуса санатория, который был построен уже после Великой отечественной войны. Решение превратить это место  в курорт было принято В 1948 году . На месте развалин  императорского дворца  по проекту архитектора М.Я.Гинзбурга была сооружена в стиле конструктивизма великолепная здравница — санаторий «Нижняя Ореанда».

 Он был предназначен  для оздоровления руководителей Советского Союза. Сюда стали приезжать на отдых представители управленческой, творческой и интеллектуальной элиты страны.  В вестибюлях корпусов до сих пор висят портреты известных людей, почтивших Ореанду своим посещением. Да, друзья, это был цвет науки и творчества того времени. Настоящая ЭЛИТА.

Нынешние звездульки — ни в какое сравнение с ними не идут. Чванливые, напыщенные, привыкшие тусоваться среди помпезной роскоши, они, конечно,  предпочтение отдают Ниццам и Багамам.

Однако умных людей, ценящих не только комфорт ( а он в Ореанде – есть, и какой – величественный стиль сталинского ампира !), но прежде всего тишину, уют и атмосферу былого подлинного величия,  в санатории по-прежнему полно. 

Вместе с экскурсоводом вы познакомитесь с санаторными корпусами – прекрасными, не похожими друг на друга зданиями, частично увидите их интерьер, полюбуетесь Итальянским двориком  в корпусе «Кремлёвский», узнаете истории о знаменитых гостях Ореанды. В разное время на отдыхе здесь  бывали: писатели Л.

Толстой , А.Грибоедов, А.Чехов, С. Маршак, М.Твен; певцы И.Козловский, Л.Зыкина, П.Робсон; кинорежиссеры И.Пырьев, М.Швейцер; актеры И.Макарова, О.Ефремов, М.Пуговкин,  Р.Плятт, И. Муравьева; поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский, ученые Л. Ландау, А.Туполев, И.Курчатов, Ж.

Алферов,  а также известные политики, дипломаты и многие, многие  другие… В санаторной библиотеке, разместившейся как раз в Адмиральском дворике, вам покажут книги с автографами многих знаменитых людей. Среди них – томик «Живые и мертвые» с дарственной надписью Константина Симонова.

И вы даже сможете подержать эти реликвии в своих руках…

После экскурсии по территории санатория туристы перейдут к находящейся рядом с его границами  старинной церкви – Храму Покрова Пресвятой Богородицы. Её построили по решению Великого князя Константина Николаевича из руин сгоревшего дворца в 1885 году.

Построили по проекту архитектора А.Авдеева — в византийско-грузинском стиле. В небольшом по размерам, но очень пропорциональном по формам  храме смонтированы 8 монументальных панно и 45 мозаичных икон работы итальянского мастера Антонио Сальвиати.

До нашего времени чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.

Всё это, а также  удивительный  портрет Христа в младенческом возрасте вы и увидите здесь.

Ореандовский храм находится практически на самом берегу. Отсюда открывается чудесный  вид на море, Ялту и Ай-Тодор. Но главная особенность Храма Покрова – его потрясающая атмосфера: ощущение необыкновенной легкости, спокойствия и благости, которые вы обязательно испытаете, лишь только попадете на землю, окружающую  церковь. И особенно – когда ступите в сам храм..

Из Нижней Ореанды туристы переедут к еще одной знаменитой крымской христианской святыне – Храму Архистратига Михаила. Эта совсем еще молодая церковь, построенная уже в наши дни, очень любима как туристами, так и самими крымчанами.

Она расположена в необыкновенно красочном месте – у самого подножия горы Ай-Никола на небольшом обрывчике, с которого здание храма великолепно просматривается и с моря, и с суши.

Сверкая позолотой куполов, храм словно плывет над этими местами…

Горы, расположенные вокруг церкви, создают необычную акустику.  Священники храма  используют это для трансляции пения мужского церковного хора.

Многократно отражаясь от скал, пение хора приобретает монументальное звучание, которое можно достичь лишь в специальных концертных залах. Хор слышен далеко вокруг и просто завораживает…  Конечно, не всем доводится услышать это дивное пение.

Но даже простая церковная музыка, которую вы застанете в Храме Архистратига Михаила, поверьте, произведет на вас необыкновенное впечатление!!

Далее туристы переедут к замку Ласточкино Гнездо. Воспетый огромным множеством поэтов и художников, этот символ Крымского полуострова предстанет вам на нашем маршруте в самых разных ракурсах: вы сможете полюбоваться им не только из окон экскурсионного автобуса и со смотровой площадки у автомобильной трассы, но и побывать непосредственно на самой галерее замка.

 Вид отсюда – фантастический!!   Безбрежное море и очертания красавицы-Ялты вдали – настоящий подарок взору любого отдыхающего! От причала возле Аврориной скалы, на обрыве которой и разместилась воздушная «Ласточка», туристы смогут, взойдя на борт прогулочного теплохода, совершить увлекательнейшую и романтичную прогулку вдоль берегов Большой Ялты непосредственно в курортную столицу полуострова.

 Как же прекрасно Черное море, когда оно – вокруг тебя! Волны, играя и веселясь, бьют о борт теплохода, беззлобно ворча и напевая свою морскую песенку… Терпкий, ни с чем не сравнимый  запах моря на борту теплохода становится особо ощутимым и по-настоящему кружит голову.

Чайки за бортом так и стремятся задеть крылом  вашу протянутую им навстречу руку!   А проносящийся мимо южный крымский берег просто завораживает туристов своими дивными поэтичными пейзажами: причудливые изрезанные ветрами скалы, мелькающие в зелени садов белоснежные крыши многочисленных дворцов, вилл и имений, а вдалеке – величественные и живописные крымские горы.

  1. По завершении морской прогулки вы отдохнете в Ялте – пообедаете, прогуляетесь по знаменитой набережной, полюбуетесь Поющими фонтанами, пройдетесь по Аллее Звезд, пожмете руку королю комедии Михаилу Пуговкину, а точнее – бюсту прославленного киноактера, разместившемуся именно в том месте, где мы имели возможность наблюдать его персонажа – режиссера Бякина в любимом всеми нами фильме «Иван Васильевич меняет профессию»… Можно также за это время искупаться на Приморском пляже, что возле отеля Ореанда.
  2. И только после всего этого группа отправится в обратный путь – в Севастополь.
  3. Стоимость:

​Примечание!!! Входные билеты на объекты оплачиваются дополнительно. Цены смотрите здесь:llt-sebastopol.com/article/stoimost-obektov

Источник: http://llt-sebastopol.com/base/puteshestvie-v-proshloe

Нижняя Ореанда. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен по заказу Великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Выполнен в грузинско-византийском стиле по проекту академика архитектуры А. А. Авдеева.

Храм был богато украшен мозаичными образами и орнаментами работы итальянского мозаичиста Антонио Сальвиати. В украшении храма принимали участие такие знаменитые живописцы и орнаменталисты как князь Г. Г. Гагарин, бывший Вице-президент Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, академики Д. И.

Гримм, М. В. Васильев. В конце XIX — начале XX вв. храм считался одним из красивейших на Южном берегу Крыма. В этом благодатном месте служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, здесь причащалась вмц. Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Начиная с Александра III, сюда приходила молиться вся царская фамилия, все Великие князья и княгини, когда они отдыхали на, Южнобережье. Здесь бывал А. П. Чехов. 

В 1924 году храм был закрыт и передан в ведение ОХРИСа (организация по охране памятников), чтобы использовать его как памятник архитектуры, имеющий уникальную мозаику. Впоследствии, в 1928 году, храм предполагали снести.

Читайте также:  Массандровский парк в ялте (крым): фото, как добраться, описание

В послевоенный период храм использовался под механические мастерские, строительный и овощной склады. В 1992 году храм вернули Церкви.

И теперь мы снова можем видеть редкое изображение Спасителя в отроческом возрасте, двенадцать апостолов, полный образ иконы Покрова Пресвятой Богородицы и частично сохранившиеся лики святых. Здесь совершаются богослужения, идет частичная реставрация.

http://www.rusk.ru/st.php?idar=112106

Построена по проекту академика архитектуры А. А. Авдеева из камня с элементами армянской культовой архитектуры. Сооружение крестовое в плане, однокупольное, восточная часть с полукруглой апсидой, западная прямоугольная с наружной аркадой, боковые в виде спаренных полукруглых апсид.

Центральная квадратная часть перекрыта полусферическим куполом на высоком шестнадцатигранном барабане, лежащем на парусах, восточная и боковые — конхами, западная — фермами из дуба, открытыми в интерьере. Двускатная крыша покрыта оцинкованным железом и черепицей. Интерьер памятника украшен мозаикой работы венецианского мастера Л. Сальвиати.

Во время Великой Отечественной войны значительная часть мозаики утрачена.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_662.html

Крест – один из древнейших символов, известных многим народам задолго до появления христианства. После Воскресения Христова он стал символом спасения, торжества и славы Христианской Церкви. Все православные храмы имеют различное количество разнообразных крестов по назначению и форме.

Первый крест в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде (имение Великого Князя Константина Николаевича) появился в самом начале строительных работ, 1 октября 1884 года. В этот день был отслужен водосвятный молебен об освящении местности под постройку церкви.

После молебна первый деревянный восьмиконечный крест был воздвигнут на шестиметровом шесте. Его поставили на месте будущей алтарной апсиды, где он оставался всё время при постройки храма. Крест весь был обвит зеленью и цветами и все присутствующие на молебне восхищались им.

Великий Князь Константин Николаевич так описывал это событие: «…погода была чудная, ясная, совершенно летняя, даже жаркая, и весь этот праздник имел чрезвычайно торжественный и трогательный вид и все казались довольными и счастливыми, а я более всех. Господь Бог меня сподобил начать святое дело.

Молю Его благословить наше начинание и сподобить нас видеть и его благополучное окончание».

8 июня 1885 года все стены были доведены почти до высоты карнизов. В них были вставлены 6 мраморных крестов, составляющее наружное украшение церкви. К августу месяцу был построен барабан с куполом, и на него надо было поставить крест. Оставались только кровельные и внутренние работы. Хозяин имения был доволен ходом работ.

Наконец, прибыл купольный крест, который он с нетерпением ожидал. Хотя крест был красив, великолепно вызолочен, но оказался не прочным, и поднять его не представляло никакой возможности.

Это разочаровало Великого Князя, поэтому Константин Николаевич, чтобы не оставлять церковь без креста, заказал столяру Кубышко деревянный крест по эскизу князя Г.Г. Гагарина. Деревянный крест был водружен 6 (19) августа 1885 года в праздник Преображения Господня.

Константин Николаевич, Дмитрий Алексеевич Милютин вместе со строителями храма собственноручно внесли деревянный крест на самый верх купола. Торжественная церемония происходила, по свидетельству Дмитрия Алексеевича, «совершенно просто, в домашней обстановке.

Уникальность этого креста состояла в том, что в него был вделан маленький византийский, бронзовый крестик, который нашли в Ореанде при рытье котлована под фундамент дворца. По приказанию Императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, он должен был храниться постоянно в имении «Ореанда».

Константин Николаевич тогда же предположил, что по изготовлению и постановке нового металлического креста, этот деревянный купольный крест будет перенесен в алтарь и поставлен там за престолом. Другой деревянный крест, который стоял со дня начала работ и выдержавший и дождь, и снег, и ветер, решили перенести на старый дуб, на котором будет оригинальная звонница.

Наступал праздник Покрова Пресвятой Богородицы, день,когда Великий Князь хотел освятить храм. Но церковная утварь и новый бронзовый золоченный купольный крест задерживался в Москве. До этого Константин Николаевич забраковал еще два креста, сделанные на московской фабрике Хлебникова.

20 сентября Константин Николаевич получил известие, что всё будет готово к 27 числу, о чем его известил фабрикант Хлебников. 29 сентября Его Высочество получил известие из Севастополя от полицмейстера Завалишина, что вещи прибыли. Но поезд пришел с опозданием, и погрузить всё на пароход, который плыл в Ялту, опоздали.

С погрузкой на лошадей также вышло осложнение, так как накануне все лошади были забраны для проезда генерал-губернатора. Полицмейстер с трудом нашел татарина с четверкой лошадей и, погрузив, отправился в путь. Старания Завалишина увенчались успехом. 30 сентября в 7 часов утра он прибыл в имение. Всё прибыло в целостности и сохранности. Четвертый по счету крест сразу же внесли в церковь.

Он очень понравился Великому Князю. В храме отслужили молебен, крест окропили святой водой, и сам Константин Николаевич помог вынести его наружу, к большой деревянной лестнице, доходящей до крыши. Крест стали поднимать талями на верхние леса.

Во время работы церковный хор пел: «Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохроняя Крестом Твоим жительство». Когда крест был поднят на верхние леса, старый деревянный вынули из вершины купола и водрузили новый, и он засверкал на солнце яркой позолотой.

Его Высочество писал тогда по этому поводу: «Он прелесть как красив, точно кружевной, потому что весь ажурный. В это время было ровно ¾ 8-го и присутствующие хором пропели: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим». Чудный был момент». Работы в церкви продолжались весь день. Вечером служили первое всенощное богослужение и во время его в храм внесли старый деревянный крест, который был на куполе.

Впоследствии в Ореандской церкви кроме этих крестов были другие уникальные кресты.

Это Животворящий крест чеканной работы, серебряно-вызолоченный, украшенный драгоценными камнями, посредине в круге с резным изображением Спасителя; рукоятка была сделана из двух пластинок слоновой кости и на нем с боковой стороны славянскими буквами надпись: «В Оріандскую Покровскую Церковь Усердное приношения Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны». Другой драгоценный крест ( в оливковом ковчеге), серебряный, вызолоченный, филигранной работы, также украшенный драгоценными камнями – Благословение Иерусалимского Патриарха Никодима на сооружение храма в Ореанде, заключал в себе нижеследующие святыни: а) частицу Животворящего Креста Господня; б) частицу губки от страстей Господних; в) часть камня от гроба Господня; г) частицу мощей священномучеников Пантелеймона, Евфимия, Елеверия, Акакия, Меркурия и Параскевы. Этот крест был доставлен Великому князю Константину Николаевичу 6 мая 1885 года Борисом Павловичем Мансуровым. «Ты можешь себе вообразить, как я этому несказано рад и счастлив», — признавался Великий Князь Александру Васильевичу Головнину. Имелся напрестольный крест малого формата, серебряный, вызолоченный, употребляемый при водосвятных молебнах, который являлся усердным приношением Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича.

В послереволюционный период часть деревянных крестов, возможно, была уничтожена, драгоценные напрестольные кресты безследно исчезли.

Во время нахождения храма в ведение организации «Южберкрым» было дано предписание уничтожить все культовые признаки как внутри, так и с внешней стороны церкви.

Был сломан бронзовый купольный крест, основание которого сейчас хранится в церкви как уникальная реликвия.

После освящения храма в 1993 году на купол был поднят новый, восьмиконечный, временный крест, изготовленный слесарем гаража санатория «Нижняя Ореанда» Виктором Шурухиным. В форме креста выполнено окно в алтаре.

Прежние рамы были сделаны из белого каррарского мрамора, привезенного из Ливорно, в них были вставлены светлооранжевые стекла, что придавало освещению храма эффект теплого заходящего солнца. Современное виражное окно изготовлено киевским художником Владимиром Левченко, гармонично вписалось в облик церкви и ее интерьера.

После постройки новой звонницы в январе 2002 года на ней воздвигнут крест, выполненный в византийском стиле киевским скульптором Олегом Родзевичем. Им также сделаны два других церковных креста. Один – крест на Голгофе (резьба по дереву), его сейчас можно видеть на левом клиросе в церкви.

Другой крест – купольный, выполнен в византийском стиле. Он ажурный, как в былые времена, но сейчас в него ещё вмонтировали цветные витражные стекла, что придает неповторимую красоту. 13 февраля 2003 года этот крест освятил настоятель храма протоиерей Николай Донченко в сослужении иеромонаха Авенира из Киево-Печерской Лавры.

1 марта состоялось воздвижение креста на купол храма. День выдался солнечный. Специалисты фирмы «Восходитель» вначале демонтировали старый крест, который прослужил 10 лет. 

Сейчас в алтаре храма на престоле находится несколько крестов.

Два из них уникальные: а) четырехконечный деревянный крест, заключающий в себе частицы мощей священномученика архиепископа Фаддея Тверского, исповедника епископа Василия Кинишемского, святого блаженного Алексия Ивановского и священномученика Михаила Бастурманского; б) восьмиконечный филигранной работы крест, заключающий частицу Животворящего Креста Господняя, а также частицу Голгофы. Был ещё один крест в имении «Ореанда».

В.Х.Кондараки в своем труде «Универсальное описание Крыма» упоминает, что в Ореанде «даже во времена турецкого владычества было поселение с храмом на возвышенности утеса».

С 1825 года Ореанда становится царским имением. В 1837 году вся царская фамилия посещает Южный берег Крыма, и император Николай I подарил «любезнейшей супруге Нашей Императрице Александре Федоровне» имение «Ореанда».

30 сентября того же года Императрица, Михаил Семенович с супругой Елизаветой КсаверьевнойВоронцовой, собственноручно воздвигли деревянный крест и посадили куст лавра на вершине скалы. С тех пор скала в Ореанде стала называться Крестовой. Впоследствии деревянный крест заменили чугунным.

В Государственном архиве Крыма есть описание этого креста: «На Крестовой горе чугунный крест, вделанный в цементный раствор в скалу, с застекленными отверстиями для поставки свечей, к нему имеется такой же величины досчатый крест, и так же застекленный: высота – 1,65 сажени (3,46 м), ширина – 0,75 сажени (1,57 м), толщина – 0,24 сажени (0,5 м)».

Это был великолепный православный крест, который был виден издали. С Крестовой горы, на которой он стоял, открывается неповторимый вид на море, Ореанду и Ялту. В лихую послереволюционную годину крест был уничтожен, но название горы осталось – «Крестовая».

Несколько лет назад на том месе, где стоял православный крест, был кем-то поставлен знак, вызывающий много вопросов у местных жителей и отдыхающих, со временем на вершине этого знака появился полумесяц. 10 ноября 2008 года прихожане ялтинских церквей взошли на гору и воздвигли 4-метровый деревянный православный крест.

Настоятель Воскресенского храма Ялты отец Иоанн Никитенко освятил православную святыню. «Чудесная скала» с новым крестом стала теперь и местом памяти всем погибшим в Первой мировой войне. 13 или 14 января произошел акт вандализма. Неизвестными варварами был спилен Поклонный Крест.

Недолго ореандовская скала оставалась без креста, 23 февраля прихожанами Покровской церкви и других ялтинских храмов был вновь воздвигли восьмиконечный крест. Крест, который был на куполе Ореандской церкви, ждал своего часа 10 лет. Он находился за звонницей, теперь вновь над Ореандой.

11 марта 2013 года этот крест вновь был освящен настоятелем церкви Воскресения Христова протоиереем Иоанном Никитенко.

http://crimea-eparhia.ru/index.php/chronicle/

Источник: http://sobory.ru/article/?object=12274

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде

Собираясь посетить Ялту, найдите минутку, и загляните в Нижнюю Ореанду, которая раскинулась чуть южнее Ливадии. Дорога к этому чудному месту имеет интересное название – Солнечная тропа, проложена она еще в далеком 1861 году и местные звали ее Царской.

Прогулка по столь чудным местам приведет к окрестностям бывшего княжеского имения.

Чудесный вид скалистых пейзажей завораживает! Окинув взглядом необычно красивое место, часами можно любоваться Мачтовой скалой, горой Белоголовая и ее соседкой горой Ай-Никола! Не останется без внимания скала под названием Крестовая, ведь именно около нее, практически у самого края стоит небольшое христианское строение – церквушка, с гордым и величественным названием «Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижнем Ореанде».

Вдохновители создания храма

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде в старину

Красоту и величие этих мест впервые по-настоящему оценили Александр I со своей женой Елизаветой (начало XVIII века).

Влюбленный император мечтал построить в этих краях огромный дворец, выражая тем самым свои чувства больной жене, которой по состоянию здоровья был необходим южный воздух.

Читайте также:  Вино-коньячный завод «маглив» в алуште (крым): сайт, отзывы, описание

Неожиданная кончина императора, сделала мечту несбыточной и как только имение перешло во власть Николая I, тот, как и его предшественник решил незамедлительно подарить земли Ореанды Александре Федоровне, своей любимой жене…

Воочию увидеть красоту скалистых побережий царской семье удалось лишь в 1837 году, на семейных советах было принято решение воссоздать в этих краях значимое сооружение, которое позволит подчеркнуть и приукрасить природное величие здешней красоты!

Римский стиль сооружения соответствовал вкусам и моде тех лет, в знак начала большого строительства императрица поднялась на великую гору и с помощью графа Воронцова установила там деревянный крест. Несколько позже, крест заменят чугунным крестом, в котором прорежут отверстия для иллюминаций. Собственно, отсюда и возьмет название гора, теперь ее будут величать не Урьянда, а Крестовая!

Действительно, в 1843, благодаря архитектору К.И. Эшлиману, строительство началось и завершилось лишь спустя девять лет! Окрестности дворца благоустроили великолепным роскошным парком, но на строительство храма у Николая I просто не хватило времени.

Наследник Николая I, сын – Константин, искренне полюбит местную природу и каждую свободную минуту на протяжении тридцати лет будет стараться провести в Ореанде.

В 1882 году, случится беда – дворец подвергнется сильнейшему пожару и практически все сооружение уничтожит огонь! Великий князь не был столь богат, чтобы все восстановить и было принято решение, чтобы хоть как-то сохранить память о великом императорском поместье, из того что осталось, воздвигнуть церковь.

Константин Николаевич выбирал место для храма лично, родное место, его практическое уничтожение отражалось болью в его сердце… Заложив фундамент, в его основании была помещена памятная дощечка, на которой были написаны великие слова, и дата начала строения церкви – 31 апреля, 1884 года.

Князь дал имя своему детищу, было принято решение посвятить храм Покрову Пресвятой Богородицы. Этому были свои причины. Константин свято чтил православные традиции и лишь на этот праздник, ему удавалось отрываться от дел и приезжать в родное место.

Алтарь церкви Покрова Пресвятой Богородицы jalita.com

Архитектура храма Покрова Пресвятой Богородицы

Образование Константина Николаевича, его хорошие вкусы и знания архитектуры, позволили ему лично определится со стилем будущего строения. Учитывая то, где предполагалось воздвигнуть храм – суровую грозную скалу, князь решил выбрать и соответствующий стиль – грузинско-византийский! Строгость, красота и величие данного стиля нежно переплетаются с простотой и нежностью…

Проект застройки решено было отдать в руки известного по тем временам архитектора – А. А. Авдеева.

Все работы проводились под четким контролем князя, который, кстати говоря при строении старался максимально сберечь красоту родных мест и даже запретил портить первозданный природный вид.

Так, чтобы построить алтарь, его пришлось немного поворачивать на юго-восток, чтобы не задеть рядом растущие деревья. Колокольню при этом поместили прямо на одном из вековых дубов.

Князь не просто контролировал работу специалистов, он старался сохранить что-то для истории и благодаря этому до наших времен дошло несколько фотографий в разные периоды строения храма.

История храма и его посетители

Слух о столь чудном месте разлетелся далеко за пределы Крыма и церквушку посещали многие великие люди. А. П. Чехов, например, взял здесь немало идей, для своих громких работ.

Лишь в 1992 году удастся восстановить практически погибшее от оползней и особенностей местного климата сооружение, и здесь появится первый после стольких лет настоятель протоиерей Н.

Доненко, а уже в 2002 году отец Николай освятит храм.

Сегодня основная масса туристов, по-прежнему старается посетить столь чудное место и воочию увидеть грациозное, великое сооружение, дошедшее к нам из далекого прошлого…

Адрес: Крым, Ялта, Севастопольское шоссе, пгт.Нижняя Ореанда

Церковь Покрова Божией Матери на карте

Источник: https://krym-yalta.ru/hram-pokrova-presvyatoj-bogorodicy.html

Маленькое чудо в Ореанде. Церковь Покрова Божьей Матери

опубликовано: март 2016

Идея постройки церкви Покрова Божьей Матери

История церкви Покрова Божьей Матери началась ещё задолго до постройки, с того момента, как Ореанду посетила императорская чета. Николай I и Александра Федоровна по достоинству ценили эти прекрасные места, к тому же все земли в округе принадлежали царскому дому. В 1837 году, в ходе прогулки со свитой, в числе которой был таврический губернатор граф М.С.

Воронцов, императрица повелела установить крест на горе, ныне называемой Крестовой.  Воодушевлённые царственные особы уже видели в недалёком будущем в Нижней Ореанде большой дворец с парком. Дворец начали возводить в 1843 году по проекту архитектора Штакеншнейдера, закончили в 1852 году.

Дворец украшал прекрасный парк значительных размеров, к созданию которого приложил руку знаменитый крымский садовод Карл Кебах. 

Ближайшей церковью в то время была Крестовоздвиженская в Ливадии. Это единственная постройка, оставшаяся от прежнего дворцово-паркового ансамбля. После смерти Николая I дворец в Нижней Ореанде достался его сыну Константину Николаевичу, которому не довелось передать его  потомкам – в 1882 году грандиозный пожар сжег прекрасное здание  дотла.

Восстановить  дворец в первозданном виде Константину Николаевичу было не по средствам, однако на возведение храма денег у него хватало (у советской власти получилось возродить пусть не дворец, но красивое здание отеля «Нижняя Ореанда», благо парк уцелел).

В 1884 году в основание будущей церкви Покрова Божьей Матери положили традиционный символический камень. Место постройки выбрал сам Великий князь, как и название в честь праздника Покрова Пресвятой Божьей Матери.

Для реализации задумки князя был приглашен знаменитый архитектор Алексей Александрович Авдеев, который прославил себя в Крыму Владимирским собором (Усыпальница адмиралов) и церковью Святого Николая на Братском военном кладбище в Севастополе.

История постройки церкви Покрова Божьей Матери

В основу храма лег строительный материал, полученный  при разборке сгоревшего дворца.

Ориентацию алтарной апсиды пришлось немного изменить с восточной на юго-восточную дабы не пришлось рубить многовековый деревья этой прекрасной местности, которой так восхищался Константин Николаевич.

На одном из таких деревьев повесили колокола числом пять штук, так как ни звонницу, ни колокольню строить не предполагалось. Здание церкви быстро росло, и уже к концу 1885 года оно было полностью готово. 

Храм получился небольшим, но красивым. Великий князь был очень доволен результатом. Для внутренней отделки в Крым был приглашен знаменитый мастер мозаичных работ итальянец Антонио Сальвиати. Мозаика покрыла пол, паруса и даже купол церкви Покрова Божьей Матери. Для храма итальянец сделал мозаичные иконы Спасителя и Покрова Божьей Матери.

Его искусство вызвало восторженные отклики по всему Крыму, и уже скоро Сальвиати завален работой по созданию мозаик для других святых мест Крыма. В частности, его приглашает сам император Александр III для создания новой иконы «Воздвижение Честного Креста» в ливадийской церкви.  Кроме Сальвиати над росписью церкви Покрова Божьей Матери трудились художники Д.И.

Гримм и М.В.Васильев.

От Константина Николаевича имение с церковью Покрова Божьей Матери перешло во владение его сыновей Дмитрия и Константина, которые продали его наследнику престола, будущему Николаю II в 1894 году.

Последний император часто бывал в Крыму, любил он и своё имение в Ореанде. После смерти его отца Александра III наследнику престола досталось и Ливадийское имение, где старый дворцовый комплекс Николай приказал разобрать и выстроить новый.

Между Ливадией и Гаспрой, как раз над Нижней Ореандой проложили существующую и ныне Царскую (Солнечную) тропу.

 Ротонда над одним из изгибов тропы указывает вниз на то место, где некогда стоял императорский дворец, а сегодня  из-за зеленых крон выглядывает приветливая церковь Покрова Божьей Матери. Этот храм упомянул Чехов в своём блестящем рассказе «Дама с собачкой».

После окончания Гражданской войны новая власть не сразу ополчилась на церковь Покрова Божьей Матери. Поначалу было признана большая ценность мозаичных работ Антонио Сальвиати и они показывались желающим, словно музейные.

В 1927 году по южному побережью Крыма пронеслась разрушительная подземная волна землетрясения 1927 года, повредившая основательно здание церкви.

Власти тут же воспользовались поводом для закрытия церкви Покрова Божьей Матери, которая находилась на то время на балансе Ливадийского комплекса. 

Новую угрозу церкви Покрова Божьей Матери стал представлять строящийся пансионат «Нижняя Ореанда». Учитывая высокую статусность нового объекта, небольшой храм, скромно стоящий в сторонке уже без креста, было решено снести.

Вмешательство неравнодушных людей спасло церковь Покрова Божьей Матери. Энтузиасты сохранения исторического прошлого Крыма смогли доказать, что старый храм Ореанды – архитектурный памятник. Здание спасли от уничтожения, но не от унижения.

В некогда красивом храме размещались   продовольственный и строительный склады, мастерские.

Современность церкви Покрова Божьей Матери

После развала Советского Союза прихожанам досталось тяжелое наследство в виде ветхого и разваливающегося здания церкви Покрова Божьей Матери. В стенах трещины, в кровле – дыры, оползни внесли свою лепту в разрушение храма.

Из многочисленных мозаичных шедевров сохранился только образ Спасителя Христа над папертью, изображение ангелов и апостолов на куполе и парусах и ещё несколько изображений.

Мозаики пола, образ Покрова Божьей Матери, множество икон – всё исчезло в советское время.  

И вот в 1992 году, как раз к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, местные жители привели в достойное состояние церковь Покрова Божьей Матери, для того, чтобы её натерпевшиеся стены впервые за много десятилетий услышали Божественную литургию.

В 2001 году возле храма построили звонницу с двухскатной крышей и крестом, для которой был отлит донецкими мастерами шестисоткилограммовый колокол. В 2002 году колокол и звонница были освящены протоиереем Николаем Доненко, первым настоятелем церкви Покрова Божьей Матери со времени её закрытия.

Здание церкви Покрова Божьей Матери в плане крестообразное.

Алтарный конец увенчан куполом с черепичной конусной крышей, южный и северный концы креста – полукруглые апсиды с изображениями крестов на стенах, длинный западный конец со всех сторон окружен крытой галереей с квадратными в поперечном разрезе колоннами. Между колоннами – арки.

Галерея и кровля храма покрыты желтой черепицей, сама церковь Покрова Божьей Матери – белая.  Купол покоится на барабане с узкими окнами. Рамы этих окон выполнены из каррарского мрамора. Не территории храма установлен бюст Иоанну Кронштадтскому, который служил здесь в своё время.

Церковь Покрова Божьей Матери в Ореанде. Как добраться

Если вы добираетесь своим автотранспортом со стороны Ялты, вам сначала нужно оседлать Старое Севастопольское шоссе, от которого в районе Верхней Ореанды есть поворот налево вниз к морю. Это и есть поворот на Нижнюю Ореанду.

Если же вы идёте пешком по Солнечной тропе, то вам нужно дойти до ротонды над посёлком, потом немного вернуться назад в поисках тропинки вниз. Эта тропа идёт через лес и также выводит в Нижнюю Ореанду.

Там уже будет несложно отыскать церковь Покрова Божьей Матери, к которой ведёт асфальтированная дорога. 

Вернувшись к ротонде и пройдя полкилометра по Солнечной тропе в сторону Гаспры, взберитесь на Крестовую гору, благо это несложно. Ныне там стоит крест, но не тот, что установила почти двести лет назад императрица, а другой, деревянный. Оттуда открываются захватывающие виды на Нижнюю Ореанду.

Примерно в полутора километрах от горы в направлении той же Гаспры находится церковь Святого Архистратига Михаила в Ореанде, о которой рассказано в соответствующей статье на сайте.

Ну и, конечно же, нельзя пропустить Крестовоздвиженскую церковь на территории Ливадийского дворцово-паркового комплекса, возведённую по проекту архитектора Ипполита Монигетти в 1864 году. Несомненно, это одна из красивейших церквей южного побережья Крыма.

Не стоит путать церковь в Ореанде с  храмом Покрова Святой Богородицы в Судаке, и его тезкой в Севастополе, о которых подробно рассказано в соответствующей статье на сайте. Ещё один маленький храм, названный в честь этого праздника находится в селе Рыбачье (между Алуштой и Судаком). Он находится в здании бывшего кинотеатра на улице Лучистой.

Церковь Покрова Божьей Матери в Ореанде находится далеко от шумных городов, запруженных дорог и экскурсионных достопримечательностей.

Несмотря на это, она известна за пределами Крыма как блестящее воплощение задумки просвещенного Великого князя Константина Николаевича, и поэтому пользуется заслуженным вниманием туристов, которые не ленятся отклониться от удобной ровной Солнечной тропы и взглянуть на небольшую красивую церковь у моря. 

olegman37

Источник: https://krymkrymkrym.ru/malenkoye-chudo-v-oreande-tserkov-pokrova-bozhyey-materi

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]