30 береговая бронебашенная батарея в севастополе: фото, история, описание

В советских школьных учебниках 35-я береговая батарея, сыгравшая главную роль в обороне Севастополя в годы Великой Отечественной, упоминалась лишь вскользь, поскольку ее история не вписывалась в красивую, идеологически правильную сказку, сочиненную после войны. Ее развалины на мысе Херсонес на протяжении нескольких десятилетий зарастали сорняками, интересуя лишь «черных» археологов и вездесущих севастопольских мальчишек.

И лишь в начале третьего тысячелетия, когда в этом районе началось строительство частных дач и коттеджей, а в вырытых экскаваторами котлованах стали находить человеческие останки, о ней вспомнили.

Сегодня здесь расположен мемориальный комплекс и музей «35-я береговая батарея», считающийся одним из главных исторических памятников Севастополя, который мы советуем посетить всем, кого судьба приведет в этот удивительный город. 30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

История, ставшая легендой

Созданная еще в 1912-ом, 35-я береговая предназначалась для обороны города с моря, но в дни войны ей пришлось защищать его с суши. К концу октября 41-го весь Крым был оккупирован фашистами, непокоренным оставался лишь Севастополь. Его защищали 30-я батарея, расположенная возле села Любимовка, и две башни 35-я батареи – на мысе Херсонес.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание35-я гвардейская береговая батарея

Первая попытка взять Севастополь была предпринята 11-ю армией под командованием Манштейна 7 ноября 1941-го, но немцы были встречены огнем такой силы, что им пришлось отступить – это впервые подала свой голос 35-я. Не увенчался успехом и повторный штурм, в самом конце 41-го.

Город получил передышку в полгода. Он отдыхал, ждал и надеялся, что с Большой земли прибудут продукты и боеприпасы, но этого не произошло: еще в мае 42-го Верховное командование, приняв решение сдать Севастополь, поставило на городе жирный крест, обрекая на гибель и его население, и его защитников.

Возможно, вам также будет интересна статья: Кот-зенитчик. Солдатский рассказ

7 июня войска Манштейна вновь пошли на штурм, после 10-ти дневной обороны была окружена 30-я батарея, но 35-я береговая еще 3 недели сдерживала наступление, и только 3 июля немцы вошли в разрушенный до основания город, в котором на тот момент не оставалось ни одного целого здания… 30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

35-я береговая: ожившее прошлое

Официальной истории последних из 250-ти дней обороны Севастополя не существует, поскольку связь с Большой землей была прервана после взрыва единственной радиостанции: хронологию событий конца июня – начала июля 42-го по крохам восстанавливают сотрудники музея и севастопольские поисковые отряды. О результатах их работы вы узнаете, посетив мемориальный комплекс и музей «35-я береговая», что расположен на мысе Херсонес.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описаниеМузей «35 Береговая Батарея» 

Пройдите по подземным коридорам и послушайте рассказ о защитниках Севастополя, о погибших в июле 42-го, о судьбах тех, кому удалось выжить, о мужестве простых солдат и о позорном бегстве из осажденного города всего командного состава.

Посетите огромный колодец – все, что осталось от одной из башен 35-ой, взорванной в июле 42-го, после того, как она выпустила последние шесть снарядов. Вторая башня до сих пор завалена обломками скалы: расчистить ее невозможно, поскольку планы подземных коммуникаций утеряны и последствия использования тяжелой техники неизвестны.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описаниеПозиция первой башни 35 батареи

Постойте возле стены памяти, где всегда горят свечи, зажженные посетителями, вглядитесь в фотографии тех далеких лет, сохраненные для нас безжалостным временем. 30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описаниеЗайдите в некрополь и вчитайтесь в списки на гигантских страницах Книги Памяти: может быть, вы найдете здесь знакомую фамилию, может быть, вам что-то известно о событиях тех дней или вы ищите пропавшего без вести родственника – тогда побеседуйте с представителями администрации музея: они всегда готовы вас выслушать.

Останки погибших, найденные при строительстве музея, хоронили возле стены некрополя: бесконечный ряд могильных плит предстанет перед вашими глазами. Лишь на некоторых из них есть фамилии, гораздо больше таких надписей: «Неизвестный», «Жители города», «Дети Севастополя» — кто они были, о чем мечтали, о чем думали в последние минуты жизни? Мы не знаем…

Возможно, вам также будет интересна статья: Пещерные города Крыма

Взойдите на смотровую площадку и с 30-ти метровой высоты взгляните на расположенный внизу крохотный пляж: именно сюда в начале июля 42-го спустились последние защитники города в безумной надежде на спасение. 30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание Пройдет меньше двух лет, и советские войска, повторив путь Манштейна, 9 мая 44-го, ровно за год до Великой Победы, освободят Севастополь. Остатки разбитой немецкой армии будут оттеснены сюда, к развалинам 35-ой, и тем. кто останется в живых, предстоит точно также напрасно всматриваться в пустынный горизонт.

Все повторится, но стоящие под палящим июльским солнцем, бесконечно уставшие, измученные жаждой и бессонными ночами люди этого не знали: впереди их ждал ад гитлеровских концлагерей, выжить в котором было суждено лишь единицам.

….Более 70 лет прошло с тех далеких дней, и война постепенно уходит из нашей памяти. Но здесь, на мысе Херсонес, прошлое оживает, и глазами тех, чья жизнь оборвалась на горячей севастопольской земле в июле 42-го, смотрит нам прямо в душу:

  • Помните о нас.
  • Не забывайте.
  • Не предавайте нашу память!

Чтобы доехать до музея, можно прямо на автовокзале сесть на автобус 117-ой. Ваша остановка так и называется – «Музей «35-я береговая»»». А с центрального рынка сюда идут автобусы 105 и 77.

• С мая по октябрь — ежедневно с 8.00 до 20.00. Первая экскурсия – в 10.00, последняя – в 18.00;

• С ноября по апрель – со среды по воскресенье. Вход на территорию возможен с 9.00 и до 18.00. Экскурсии начинаются в 10.00, последняя из них отправляется по маршруту в 16.00.

  1. Группы формируются из 30-ти человек и отправляются по маршруту летом – каждые 20 минут, зимой – раз в 30 минут.
  2. Время экскурсии – 1,5 часа, стоимость 00р 00коп – на входе вы возьмете пригласительный билет, нужный исключительно для учета посетителей.
  3. • В летний сезон из-за большого потока посетителей попасть на экскурсию сложно: чтобы это не стало для вас неприятной неожиданностью, заказывайте билеты заранее на сайте музея;
  4. • Вход на территорию мемориального комплекса открыт для всех, но малыши до 7 лет в экскурсионные группы не включаются, не рекомендуется брать с собой и детей до 12 лет, поскольку обстановка музея, представленные в нем экспозиции и рассказ экскурсовода могут негативно повлиять на детскую психику;
  5. • Экскурсия проходит в подземных помещениях, где довольно холодно и сыро. Теплая одежда не выдается, поэтому позаботьтесь заранее о том, чтобы чувствовать себя комфортно;
  6. • На наземной территории музея обычно дует сильный ветер и прохладнее, чем в городе;
  7. • Сразу возле входа есть киоск, где вас ждут памятные сувениры и литература, посвященная обороне Севастополя и 35-ой батарее;
  8. • Пообедать можно в небольшой столовой, находящейся рядом с мемориальным комплексом: кормят вкусно и цены умеренные, но желательно попасть в нее в обеденное время – позже еды может не хватить;
  9. • Уехать после экскурсии – не проблема: остановку видно издалека, не ошибетесь, автобусы ходят с интервалом в несколько минут, садитесь на любой, они все идут в город.

Источник: https://factstore.ru/35-batareya-sevastopol-istoriya/

30-я береговая батарея в Севастополе

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

Не зря крымский Севастополь называется городом воинской славы — этот статус подтверждают различные достопримечательности, расположенные на морском побережье. 30-я береговая батарея в Севастополе — одно из таких мест. К слову, это не музей, а законсервированный военный объект, постоянно готовый к бою. Форт располагается неподалеку от Качинского шоссе (северный район города). Ближайшие ориентиры:

  • Дом-музей Перовских;
  • Мемориал ВОВ;
  • река Бельбек;
  • Церковь святого Николая.

История «тридцатой береговой»

Дальнобойные крупнокалиберные батареи берегового типа появились благодаря дредноутам — артиллерийским судам, получившим распространение в начале прошлого века.

Береговые батареи не могли достать вражеские линкоры и дредноуты в ходе русско-японской войны, поэтому военные инженеры занялись модернизацией укреплений. Вот и получается, что 30-я береговая батарея появилась после трагических событий 1905 года.

Тогда японские линкоры обстреливали Порт-Артур безнаказанно — слабенькие русские пушки не могли их достать.

Идея была в том, чтобы создать бронебашенные батареи, оснащенные орудиями крупного калибра. Проект такого сооружения появился в 1908 году — его предложил Нестор Буйницкий, генерал-лейтенант Российской империи.

Проект подвергся ряду существенных изменений, после чего был утвержден верховным командованием. С 1913 года начались масштабные строительные работы в ключевых российских портах.

Вот несколько интересных фактов, касающихся «тридцатой береговой»:

  1. На возвышенности стояли две установки кругового вращения.
  2. Наведения осуществлялось благодаря 17 электродвигателям.
  3. Под землю инженеры спрятали силовую станцию, склад боеприпасов и служебные комнаты.
  4. Батарею и командный пункт соединял коридор продолжительностью 600 метров.
  5. Первый этап строительства завершился в 1914 году.

Историки полагают, что 30-я береговая батарея в Севастополе могла бы выглядеть еще солиднее, но фортификационные работы были прекращены из-за первой мировой. Революция также не пошла на пользу военной инфраструктуре.

Строительство возобновилось лишь в 1928 году — тогда комплекс оснастили 305-миллиметровыми пушками. Перед самым началом ВОВ батарея уже входила в состав Главной базы береговой обороны под командованием Черноморского флота.

В то время батарейные головы были значительно толще корабельных — их броня определялась параметром в 300 миллиметров.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

Работала 30-я береговая батарея в Севастополе от электроэнергии, но при отсутствии подачи тока башни приводились в движение по старинке — механическим вращением.

Сама батарея представляла собой огромный бункер с целой системой погребов, комнат, проходов и коридоров. Внутри комплекса имелась собственная скважина с питьевой водой и впечатляющий запас провианта.

Читайте также:  Крым fire fest 2020 в коктебеле: даты, программа, где купить билет

При желании 400 защитников могли держать оборону около месяца в полностью автономном режиме.

В те времена мощность и дальнобойность батареи поражала воображение.

Снаряды, выпущенные орудиями «тридцатки» спокойно доставали до Почтового (48 километров), Николаевки (44 километра) и Бахчисарая (30 километров).

Мощность должна сопровождаться точностью наводки, поэтому вокруг Севастополя выросла целая сеть наблюдательных пунктов для корректировки огня. Эти пункты располагались в следующих местах:

  • Фиолент;
  • Херсонес;
  • устье Альмы;
  • устье Качи;
  • Лукулл.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

Батарея активно участвовала в обороне Севастополя на протяжении 250 дней и выполнила 1238 выстрелов по немецким позициям. Даже после повреждения одной из башен, защитники города продолжали сражаться.

Немцы чудом прорвались внутрь комплекса, взяли в плен советских артиллеристов, и лишь после этого пушки замолчали.

После войны батарея была демонтирована, затем ее опять ввели в эксплуатацию и использовали в качестве военного объекта вплоть до распада СССР.

Чем батарея привлекает туристов

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

Простому туристу попасть в музей почти нереально, поэтому вокруг объекта наблюдается усиленный ажиотаж. Батарея окутана атмосферой таинственности, а с экспозицией люди знакомятся преимущественно по газетным и телевизионным репортажам. Вот перечень интересных экспонатов, представленных в музее:

  • осколки снарядов «Карла»;
  • предметы быта советских и немецких солдат;
  • топографические карты;
  • бочки для пороховых зарядов;
  • макеты снарядов;
  • амуниция.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

Практическая информация

Комплекс расположился на улице Батарейной, а добраться туда можно разными способами. Проще всего сесть на катер, отплывающий от Графской пристани (Южная бухта, окрестности площади Нахимова).

Попав на другой берег, идите в сторону автостанции Северная. Дальше вам нужно сесть на маршрутку (или автобус), следующую до «Совхоза „Перовской“» — подойдут номера 45, 42, 47, 36, 51 и 52.

В конце настройтесь на пешую прогулку (примерно 120 метров).

До батареи можно доехать и на собственном авто. Путь, конечно, будет извилистым и займет около часа — это в том случае, если вы будете выезжать из центра Севастополя. GPS-координаты объекта: 44.663792, 33.559225. Приятного путешествия!

Источник: http://tourist-82.ru/zapad/sevastopol/30-ya-beregovaya-batareya-v-sevastopole/

Бронебашенная батарея №30 (Форт Максим Горький I). — Сообщество «Драйвер-Путешественник» на DRIVE2

Недавно ездил на бронебашенную батарея №35, теперь настало время посетить бронебашенную батарею №30. Расположена она на северной стороне Севастополя в поселке Любимовка. В отличии от батареи №35, батарею №30 после войны восстановили и сейчас она находится на консервации.

Соответственно объект числится за Министерством обороны и охраняется, простым смертным на территорию попасть нельзя, но можно обойти ее вокруг и посетить те объекты батареи, которые есть неподалеку. Правда говорят что когда рядом достроят филиал парка «Патриот», то на территории батареи сделают музей, т.

е проявится возможность попасть внутрь.

Оставляю машину на обочине, а сам иду вверх на гору к позициям самих орудийных башен.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

Полный размер

Крыса, ждать!

Вскоре из-за гребня холма появляются массивные стволы орудий. Всего здесь две башни, по три 305мм орудия в каждой.

Ну а дальше немного истории:

Еще в 1905 году, сразу после завершения войны с Японией, правительство России приняло решение об усилении обороны своей военно-морской базы в Севастополе. На подступах к городу планировалось построить две береговые батареи крупного калибра.

В 1913 году началась постройка батареи береговой обороны на возвышенности Алькадар (в районе сегодняшнего поселка Любимовка). Проект бронебашенной батареи был разработан военным инженером генералом Н. А.

Буйницким, который принял во внимание рекомендации знаменитого русского фортификатора (а также известного композитора) генерала Цезаря Антоновича Кюи. Стоит отметить, что Кюи в своей специальной работе изучил особенности обороны Севастополя в 1854-1855 годах и предложил для оборудования батареи самую выгодную позицию.

Это был без всяких преувеличений гениальный проект, что и было доказано в годы Великой Отечественной войны. Господство батареи над окружающей местностью обеспечивало двум двухорудийным 305-мм башенным установкам, поворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел.

Более чем 100 лет назад береговую батарею уже планировали строить полностью электрифицированной. Все операции по наведению и заряжанию орудий должны были обеспечивать 17 электродвигателей. На поверхности размещались лишь орудийные башни с 200-300 мм броней. Остальные помещения были размещены в железобетонном массиве длиной 130 и шириной 50 метров.

Внутри данного блока находились силовая станция, жилые и служебные помещения, погреба боеприпасов. В подбашенном помещении имелась рельсовая железная дорога с ручными вагонетками, в которых боеприпасы должны были доставляться к заряднику. С командным пунктом батарею планировалось объединить при помощи подземного коридора протяженностью 600 метров.

Строительные работы на батарее шли достаточно быстро, однако в 1915 году башни, орудия и механизмы, которые были предназначены для оснащения севастопольской батареи, были отправлены под Петроград, где как раз строилась новая береговая батарея в морской крепости Петра Великого.

В 1918 году в разгар Гражданской войны строительство на объекте было полностью остановлено, к тому моменту батарея была готова уже на 70%. Вновь к строительству береговой бронебашенной батареи вернулись только в 1928 году. Для этого от станции Мекензиевы горы к строительной площадке была проложена 6,5-км железнодорожная ветка.

Массивные детали батареи сгружали с ж/д платформ и монтировали на свои места при помощи специального крана.

В 1934 году внутренние работы были завершены и орудийные башни были установлены на свои места. Из орудий был произведен пробный отстрел, также была испытана новая система управления стрельбой. В 1936 году был полностью закончен главный командный пункт батареи, а также готова система постов корректировки огня.

Они были расположены на мысе Лукулл, в устьях рек Альмы, Качи, а также на мысах Фиолент и Херсонес и над западным берегом Балаклавской бухты. Такая разветвленная сеть наблюдательных постов была необходима в связи с большой дальностью стрельбы батареи — максимальная дальность стрельбы 305-мм снарядом образца 1911 года составляла 27980 метров.

Незначительные доработки на 30-й батарее велись вплоть до 1940 года.

Береговая бронебашенная батарея №30 состояла из следующих объектов:— монолитного железобетонного блока на две башни, в котором находились почти все боевые рубки, хозяйственные и складские помещения, помещения для коммуникации, коридоры и т.д.;— двух башен МБ-2-12 (в сумме 4х305-мм орудия);— командно-дальномерного пункта (КДП) с боевой рубкой, центральным постом, бронированной дальномерной рубкой с 10-метровым дальномером фирмы «Цейс» и радиорубкой;

— блока электрической трансформаторной подстанции.

Основным вооружением 30-й батареи были две двухорудийных башенных установки МБ-2-12, которые были выпущены Ленинградским металлургическим заводом. В башнях были расположены 305-мм орудия с длиной ствола 52 калибра. Максимальная дальность стрельбы составляла 27 980 метров. Максимальный угол возвышения орудий — 35 градусов.

Максимальная скорострельность — 2,1 выстрела в минуту. Четыре таких орудия 30-й бронебашенной береговой батареи (с севера) и ее близнеца — 35-й батареи (с юга) должны были надежно прикрыть базу Черноморского флота от обстрела с моря крупнокалиберной артиллерией линкоров противника.

Вес 305-мм снарядов составлял от 314 до 470 кг, вес порохового картуза — 71 кг.

По состоянию на 22 июня 1941 года и 30-я и 35-я бронебашенные береговые батареи входили в состав 1-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны Главной базы Черноморского флота, наряду с открытой 203-мм батареей №10 и 102-мм батареей №54.

Непосредственно 30-й батареей командовал Григорий Александрович Александер — потомственный военный, который происходил из семьи обрусевших немецких переселенцев. Обе батареи (и 30-я и 35-я) строились как береговые, однако судьба уготовила им другую роль.

Вместо кораблей они боролись с наступающей пехотой и бронетехникой противника, защищая базу флота с суши. Они стали главным артиллерийским калибром защитников города.

При этом необходимо подчеркнуть, что 35-я береговая батарея размещалась в отдалении от района наступления немецких частей и доставала своим огнем лишь до станции Мекензиевы горы. По этой причине именно «тридцатке» суждено было сыграть наиболее яркую роль в обороне города.

11-я немецкая армия начала свое наступление на Севастополь 30 октября 1941 года. Первыми в бой вступили артиллеристы 54-й береговой батареи, которая располагалась в 40 километрах от Севастополя у деревни Николаевка. 30-я батарея открыла огонь по мотопехоте противника 1 ноября 1941 года.

Свою первую боевую стрельбу она провела по частям подвижной группы Циглера, которые сосредотачивались в районе станции Альма (сегодня Почтовое).

О значении «тридцатки» говорит тот факт, что один из основных ударов своего уже декабрьского наступления на город немцы наносили в районе станции Мекензиевы горы и реки Бельбек именно с целью полностью уничтожить 30-ю бронебашенную береговую батарею.

Дошло до того, что утром 28 декабря 12 немецких танков при поддержке пехотных частей смогли пробиться практически к наземной части КП батареи. Танки выстроились в линию и открыли по КП огонь.

Именно в тот день впервые в истории был отмечен случай ведения огня крупнокалиберной береговой батареей прямой наводкой по наступающей бронетехнике.

Вид танков, которые буквально исчезали от прямых попаданий 305-мм снарядов, настолько шокировал немцев, что те панически отступили и больше не пытались отправить в лобовую атаку на батарею танки. Немецкое командование дало 30-й батарее свое обозначение — форт «Максим Горький I» (35-я батарея — «Максим Горький II).

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

Батарея ведет огонь.

За два месяца активных боев «тридцатка» выпустила по немцам 1238 снарядов. При использовании полного заряда стволов орудий должно было хватить на 300 выстрелов, после чего их необходимо было менять. По этой причине командование батареи вело огонь половинными зарядами.

Однако к началу 1942 года стволы орудий полностью износились. В связи с этим из секретного хранилища в Севастополе были извлечены запасные 50-тонные стволы. В январскую ночь их доставили на батарею и тщательно замаскировали.

Читайте также:  Ангарский перевал в крыму: фото, отдых, как добраться, описание

Согласно инструкции в мирное время стволы орудий при помощи 75-тонного подъемного крана необходимо было менять за 60 суток.

Однако личный состав батареи совместно со специалистами Артиллерийского ремонтного завода Черноморского флота №1127 и ленинградского завода «Большевик» смог заменить стволы за 16 суток практически вручную при помощи небольшого крана и домкратов. И это при том, что линия фронта на тот момент уже проходила в 1,5 километрах от позиций батареи.

Приняв во внимание неудачи при штурме города в 1941 году, немецкое командование спланировало новое наступление на Севастополь, которое получило название «Штёрфанг» (Лов осетра). Понимая всю важность «тридцатки» в системе обороны базы флота, немцы перебросили сюда огромное количество тяжелой артиллерии.

При этом дело не ограничилось 240-мм и 280-мм тяжелыми гаубицами и 305-мм мортирами. Немцы перебросили под Севастополь две специальных 600-мм самоходных мортиры «Карл» и 810-мм суперпушку «Дора». Бетонобойные снаряды мортиры «Карл» весили более двух тонн, а вес бетонобойного снаряды «Доры» превышал семь тонн.

С 5 по 14 июня 1942 года мортиры «Карл» выпустили по «тридцатке» в общей сложности 172 бетонобойных и еще 25 фугасных 600-миллиметровых снаряда, сильно повредив укрепления батареи. Немцам удалось добиться прямых попаданий в обе башни батареи. Уже 6 июня во второй орудийной башне была пробита броня и повреждено орудие.

Также 6 июня немецкая авиация бомбила позиции батареи 1000-кг бомбами. Повреждения во второй башне удалось устранить в ночь на 7 июня, но теперь башня могла вести огонь только одним орудием. Однако уже 7 июня 600-мм снаряд поразил первую башню батареи.

Второе попадание произошло в бетонный массив батареи, мощный снаряд пробил трехметровый слой железобетона, выведя из строя отделение химических фильтров.

К 10 июня 1942 года батарея могла вести огонь только двумя орудиями (по одному в каждой башне). При этом «Тридцатка» находилась под постоянным артиллерийским обстрелом и бомбежками противника.

О подходе немцев говорят сухие цифры статистики, только с 6 по 17 июня противник выпустил по батарее около 750 снарядов среднего, крупного и сверхкрупного калибра. Немецкая авиация также с ожесточением бомбила позиции батареи, но успехов не имела.

В то же время к 12 июня из батальона морской пехоты, который прикрывал батарею, в строю оставалось меньше роты.

К 16 июня немцам удалось перерезать все внешние телефонные коммуникации «Тридцатки» и сбить все установленные радиоантенны — связь береговой батареи с командованием обороны города прервалась. К этому моменту на батарее оставалось до 250 человек, включая артиллеристов, морских пехотинцев и бойцов 95-й стрелковой дивизии.

К 17 июня батарея была окончательно блокирована силами противника, на тот момент все имеющиеся пулеметные ДОТы уже были уничтожены. Оборонительные позиции превратились в сплошную груду щебня. Отлично понимая важность 30-й береговой батареи в обороне города, немцы не прекращали своих атак на ее позиции силами пехоты и танков.

К 17 июня на батарее закончились и боевые снаряды. Во время отражения одной из атак батарейцы отбивались уже учебными металлическими болванками. Попаданием одной из таких болванок немецкому танку, который пытался обстреливать позиции батареи из района усадьбы совхоз-завода имени Софьи Перовской, оторвало башню.

Несмотря на то, что немцы окружили батарею со всех сторон, ее защитники не сдавались.

Когда немецкие пехотинцы и саперы просочились вплотную к орудийным башням, защитники открыли по ним огонь холостыми выстрелами, используя только пороховые заряды — струя пороховых газов температурой порядка 3000°С в буквально смысле слова стирала пехоту противника с лица земли.

Но силы были уж слишком неравны. Немцы ворвались на позицию батареи. Саперы противника применяли огнеметы, подрывные заряды и заливали в образовавшиеся трещины укреплений бензин.

Александер принял решение взорвать орудийные башни, силовую установку и все дизели, уничтожить новейшие приборы стрельбы, что и было выполнено к 21 июня. К тому моменту на батарее подошли к концу вода и продукты питания, раненые защитники умирали от нагнетаемого в помещения дыма.

Пытаясь сломить сопротивление советских воинов, немецкие саперы произвели внутри уже разрушенных башен несколько мощных взрывов. После этого в орудийном блоке начался пожар. Последним решением командования батареи стало решение о прорыве, но не в сторону города, а в горы к партизанам.

25 июня командир батареи майор Г. А. Александер с несколькими матросами вырвался из бетонного блока, воспользовавшись водостоком. Однако на следующий день группу обнаружили в районе деревни Дуванкой (ныне Верхнесадовое) и пленили.

Тогда же 26 июня ударная группа немцев ворвалась внутрь орудийного блока, где захватила 40 пленных, многие из которых были ранены и истощены. К тому моменту большая часть гарнизона уже погибла, задохнувшись в дыму или от взрывов.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

Немцы на позиции батареи.

После Великой Отечественной войны была восстановлена, башни МБ-3-12-Ф взяли с балтийского линкора «Фрунзе» (бывший «Полтава») и модернизировали. Теперь батарея насчитывала уже не 4, а 6 орудий калибром 305 миллиметров.

На командном пункте установили самую совершенную для того времени систему управления стрельбой «Берег» с радиолокационной станцией и теплопеленгаторами.

Согласно спецификации, батарея была способна выдержать 10-часовую химическую атаку или бомбардировку 2000-килограммовыми фугасами, или воздушный ядерный взрыв.

Последний раз батарея стреляла в 1968 году. Снимали фильм «Море в огне». Орудия развернули в сторону Мекензиевых гор. В результате во многих домах близлежащих сёл повылетали стекла, у некоторых домов даже сорвало крыши.

В 1997 году согласно договору между Российской Федерацией и Украиной о разделе Черноморского флота, личный состав 459-го башенного дивизиона был переведен на Кавказское побережье, фортификационные сооружения 30-й батареи передали взводу консервации. Однако в течение 72 часов батарея может быть приведена в боевую готовность.

Далее по гребню холма я двинулся в сторону дальномерного поста, расположенного в 700-800м от башен. По пути посетил один из пулеметных ДОТов, которые раньше использовались для обороны подступов к батареи.

И вот я уже у дальномерного поста. Собственно тут расположен командный пункт и сам дальномер. Командный пункт пуст, а вот внутри дальномера еще кое что осталось. Заглянул туда через один их отсутствующих иллюминаторов.

А раз там что-то есть, то нам надо туда попасть. Рядом с дальномером расположен один из спуском в подземные коммуникации батареи. Там темно и страшно? Значит нам надо туда!

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

Полный размер

Темный коридор.

Пройдя несколько десятков метров и пройдя через шлюз с полузаклинившими бронедверями я оказался в помещении под самим дальномером. По железной лестнице залазим вверх внутрь самого дальномера. Там все основательно развандалено.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

Теперь нам вверх.

В общем нормально прогулялся по очередному историческому месту Севастополя. Надеюсь что из «тридцатки» все таки сделают музей, тогда будет возможность попасть внутрь, ну и хотя бы частично восстановят то что было развандалено в 1990-2000-е гг.

Источник: https://www.drive2.ru/c/491478949910544631/

30-я батарея: вросший в Севастополь линкор

СЕВАСТОПОЛЬ, 26 янв. – РИА Новости Крым, Андрей Киреев.

В прошлом году руководство министерства обороны России объявило о том, что филиал парка «Патриот» в Севастополе планируется разместить на трех площадках – в районе Константиновской и Михайловской казематированных батарей, в Балаклаве и в районе 30-й бронебашенной береговой батареи.

Первые работы по созданию парка начались в начале лета прошлого года как раз в районе 30-ки – на территории прилегающего к форту военного городка. Планируется, что батарея станет частью «Патриота» и, по заявлению военных, ее изюминкой.

Сегодня 30-я береговая батарея входит в состав центра материально-технического обеспечения Черноморского флота и находится на консервации. Однако при необходимости она может быть приведена в боевую готовность. Вход на территорию комплекса для простых обывателей закрыт, объект охраняют контрактники.

На Малаховом кургане открыли обнаруженное во время раскопок корабельное орудие >>

Пока строители парка «Патриот» не приступили к реставрации батареи, корреспондент РИА Новости Крым решил посмотреть, как сегодня выглядит стальной герой второй обороны Севастополя.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

Вход в массив 30-й бронебашенной береговой батареи в Севастополе

Достать дрэдноут

Своим появлением на свет крупнокалиберные дальнобойные береговые батареи обязаны мощным артиллерийским кораблям начала ХХ века. Тогда вооружение русских береговых батарей было маломощным и по дальности стрельбы, и по калибру.

Без поддержки флота они не представляли угрозы для вражеских линкоров, как показала практика русско-японской войны.

После разгрома русского флота в Цусимском сражении японские броненосцы и крейсеры в мае 1905 года безнаказанно обстреливали русские береговые батареи Порт-Артура с недосягаемого для слабых русских пушек расстояния.

После тех трагических событий было принято решение о строительстве бронебашенных батарей большого калибра в ключевых портах Российской империи. Проект будущей 30-й батареи был разработан в 1908 году генерал-лейтенантом Нестором Буйницким. После ряда правок его утвердили, и с 1913 года начались интенсивные строительные работы.

30 береговая бронебашенная батарея в Севастополе: фото, история, описание

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

Одно из орудий 30-й бронебашенной береговой батареи в Севастополе

Первая мировая война, последующая революция и гражданская война приостановили строительство форта. В середине 20-х годов прошлого века 30-ю береговую батарею посещает народный комиссар по военно-морским делам Климент Ворошилов. После этого строительство фортов в Севастополе возобновляется.

«На 30-й батарее были установлены стволы, произведенные в царские времена на Обуховском сталелитейном заводе. Предприятие изготавливало стволы и для кораблей, и для береговых батарей. Первые маркировались СА, вторые – МА. Основное отличие – длина казенной части стволов береговых батарей на 22 миллиметра длиннее.

Это давало преимущество в дальности стрельбы перед корабельными стволами.

Длина батарейного ствола – 15,85 метров, вес – примерно 52 тонны, калибр – 12 дюймов или 304,8 миллиметра», — рассказал РИА Новости Крым действующий командир 30-й батареи (начальник отделения обслуживания регламента специальных фортификационных сооружений), капитан-лейтенант Сергей Воронков.

Читайте также:  Татарская бухта (татарка) в щелкино, крым: пляжи, фото, отдых

Башни форта также отличались от корабельных: толщина брони батарейных голов 300 миллиметров, на кораблях – 203 миллиметра. Кроме того, корабельные башни комплектовались тремя стволами, в крепостях на суше – двумя. «На кораблях упор делался на интенсивность стрельбы, для батареи более важна дальность и точность», — поясняет капитан-лейтенант.

Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов >>

Источник: https://crimea.ria.ru/history_crimea/20180129/1113676030.html

35-я бронебашенная береговая батарея

История 35-бронебашенной батареи связана с одним из самых героических и вместе с тем трагических эпизодов в истории обороны Севастополя 1941-1942 годов.

Это мощное фортификационное сооружение помогло нашим воинам сдерживать натиск противника в течение года, однако силы оказались неравными.

Судьба 35-й батареи была предрешена, однако ее короткая, но яркая роль в общей картине Великой Отечественной войны останется в истории навсегда.

Строительство крепости

Строительство 35-й бронебашенной батареи началось в начале XX века. Слабая оборона военно-морской крепости Порт-Артур в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов подтвердила необходимость создания береговых батарей сверхкрупного калибра нового поколения. В марте 1909 года была принята программа усовершенствования главной оперативной базы флота Севастополя. Обновление должно было коснуться оснащения крепости «могущественными образцами орудий, для обеспечения порта от огня с моря». Было намечено «усиление приморского фронта установкой на флангах сильных батарей, вооруженных крупнейшими современными пушками, а также устройство батарей, предназначенных своим огнем удалять противника, который попытался бы через высоты к югу от города бомбардировать порты с моря». В скором времени на мысе Херсонес царские войска начинают возводить укрепление. Проект разрабатывает военный инженер Н. Буйницкий. Начало Первой мировой войны еще больше подстегнуло строителей. Возведение бетонного блока батареи продвигалось стремительными темпами. К ноябрю 1914 года были построены бараки на 75 человек, в которых имелись шесть отдельных помещений для мастеров, временная электростанция, мастерские и кузницы Металлического завода, кладовая, сарай, кухня. Военный объект охранял караул из 20 солдат. Строительными работами руководил подполковник В.Р. Гулишамбаров.

Революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война прервали строительство батареи. К этому времени были закончены бетонные работы, набиты своды, установлены жесткие барабаны, подкрепления под броню, доставлена и установлена неподвижная броня первой и второй башен.

Только спустя 8 лет в 1925 году строительство вновь возобновили. Технический проект выполнили военные инженеры В. Выставкин и Б. Соколов.

Подрядчики Севастопольской крепости завербовали более 10 тысяч сезонных рабочих из других областей страны.

Артиллерийское управление РККА и Ленинградский машиностроительный трест осуществили достройку и монтаж. Стоимость работ составила 350 тысяч золотых рублей.

В 1927 году все работы были завершены. О важности новоиспеченного военного сооружения свидетельствует особое внимание к нему высших чиновников страны.

После сдачи на объекте побывала группа советских государственных деятелей во главе с И. Сталиным.

Этот визит имел положительные последствия: в скором времени значительно улучшилось социальное обеспечение службы и быта личного состава Береговой обороны Главной базы Черноморского флота. 

В 1930 году батарея стала частью крепостной артиллерийской бригады и получила порядковый номер 35. На тот момент она представляла собой мощное фортификационное сооружение, обладающее внушительной боевой силой.

Крепость была защищена от трех попаданий 405 мм морских снарядов в точку бетонных стен, с учетом проникания и откола, от трех попаданий авиабомб по две тонны, а также от проникновения отравляющих веществ. Главной силой батареи являлись две двухорудийные башенные установки «МБ-2-12».

В одной из башен располагались склады для боеприпасов и хозяйственные помещения, в другой — силовая станция и пост управления стрельбой. Батарею окружали огневые точки и небольшие пехотные укрепления для подавления живой силы противника. В целях маскировки в нескольких километрах от сооружения размещалась «ложная батарея».

К сожалению, все эти технические возможности в критический момент не спасли людей да и само сооружение от смерти и разрушения. Человеческий фактор в этой истории сыграл решающую роль.

Лов осетра

Личный состав батареи состоял из 300 человек, из которых 120 пехотинцев осуществляли круговую оборону. Этой небольшой группе людей предстоял тяжелый неравный бой с фашистским легионом. Командир батареи — капитан А. Я.

Лещенко, был уверен в силе и мощности артиллерийской системы. Однако она предназначалась для ведения боевых действий против морского агрессора. Боеприпасы, рассчитанные на кратковременный период, быстро израсходовали.

Противник перекрыл путь с суши, и снабжение осуществлялось только с моря, что значительно усложняло ситуацию.

Первый огневой удар со стороны 35-й батареи был нанесен по району Мекензивых гор 7 ноября 1941 года. В результате было уничтожено одно дальнобойное орудие и три минометных батареи противника. Гитлеровцы не ожидали такого приема. Месть последовала незамедлительно — форту было нанесено несколько ударов, что привело к повреждению одного из орудий.

Это было только начало большой битвы. Гарнизон форта стоически осуществлял не только поддержку сухопутных войск, но и вел героическую дуэль с фашистскими артиллеристами.

Немецкое командование, руководствуясь видимо черным юмором, присвоило операции по взятию крепости кодовое наименование «Лов осетра», а саму батарею на штабных картах обозначали как форт «Максим Горький II».

По словам командующего германской армии генерал-полковника Эриха фон Манштейна, штурмовавшего Севастополь, никогда вермахт не достигал такой плотности артиллерии на 1 квадратный километр. Немцы использовали более 2000 стволов различных артиллерийских систем. Десятки бомбардировщиков регулярно наносили удары по 35-й батарее. Но заставить «замолчать» ее было не так-то просто. 

Тяжелые бои у стен крепости окончательно истощили силы русских солдат к концу июня 1942 года. Немецкие бомбардировщики, словно коршуны, налетали вновь и вновь, ежедневно сбрасывая смертоносный груз на отчаянно сопротивлявшийся форт.

На Севастополь падало около 4000 бомб в сутки! «Потери личного состава на 30 июня не поддались учету, — отчитывался руководитель Береговой обороны генерал-майор Моргунов, — была нарушена вся организация управления, связь, и командиры соединений не всегда имели данные о действиях своих частей.

Отдельные дивизии и бригады потеряли убитыми и раненными до 50-60% личного состава от имевшегося на утро 30 июня, т. е. практически перестали существовать…». 

После сложного совещания командованием было решено уничтожить батарею. 1 июля 1942 года командир 35-й батареи оставил последние шесть снарядов на картечь. Был отдан приказ открыть кинжальный огонь по противнику, который нанес фашистам страшный урон.

В ночь с 1 на 2 июля была взорвана первая, а потом и вторая башня 35-й батареи. Подрыв осуществляла группа подрывников, во главе с капитаном Лещенко и старшим сержантом А. Побыванцевым. Ранним утром группа краснофлотцев и командир 35-й батареи успели уйти в Новороссийск на одном из катеров.

На этом героическая страничка жизни форта «Максим Горький II» заканчивается.

Вторая жизнь 35-й батареи

После окончания Великой Отечественной войны в сохранившихся помещениях 35-й батареи разместилось военное подразделение, однако уже в начале 60-х годов прошлого столетия укрепление становится бесхозным. Через время Севастопольский горсовет берет бывший военный комплекс под государственную охрану. Однако охрана эта осуществляется только на бумаге. Халатное отношение к историческому объекту привело к его разрушению. В 90-е годы близлежащие земли начинают захватываться для строительства частных домов, на территории бывшей 35-й батареи скапливаются горы мусора, и на ее руины, словно стервятники, слетаются черные археологи.

Даже появление здесь сейсмологической лаборатории не меняет плачевного положения. Только в начале 2000-х годов севастопольские историки и специалисты в области топонимики озвучивают при помощи СМИ новость о катастрофическом положении исторического военного памятника.

Благодаря активности неравнодушных горожан вопрос о сохранении 35-й батареи был рассмотрен на одной из сессий горсовета. В 2006 году на ее базе был создан историко-мемориальный комплекс в память о защитниках Севастополя.

С этого момента началось возрождение и восстановление 35-й батареи.

Уникальность мемориала в том, что при его сооружении не было потрачено ни копейки бюджетных средств. Создатели «народного музея» не преследовали коммерческих целей, ими двигали чувства патриотизма и забота о молодом поколении, которому важно передать знания о подвигах предков. 

Немаловажную роль в восстановлении Пантеона памяти, посвященного героям Севастополя, принадлежит руководителю проекта Алексею Михайловичу Чалому – общественному деятелю, бизнесмену, человеку, сыгравшему ключевую роль в Русской весне 2014 года в Крыму. Сын известного севастопольского ученого М.В. Чалого, внук командующего Черноморской эскадрой адмирала В.Ф. Чалого – Алексей Чалый посчитал долгом чести отстроить заново символ героизма и славы русского народа.

5 мая 2012 года на мемориальном комплексе «35-я Береговая батарея» состоялась торжественная церемония завершения строительства. А на следующий день была подписана Декларация о готовности объекта к эксплуатации. Таким образом, Севастополь получил достойный музейный комплекс, посвященный памяти одной из самых трагических и героических страниц в истории города-героя.

Сегодня сотрудники музея занимаются созданием коллекции, состоящей из различных предметов, относящихся к периоду обороны Севастополя. В одном из интервью Алексей Чалый очень точно охарактеризовал содержание экспозиции:

– Пантеон у нас сделан в виде встречи поколений. Это встреча молодых людей 1942 года с молодыми людьми 2012 года. Людей, попавших в страшные обстоятельства, которые демонстрировали взлет человеческого духа, с людьми, которые живут достаточно вальяжно и сыто.

Мне кажется, если в результате этой «встречи», кому-то в грудь попадет искра, которая впоследствии не позволит ни предать, ни обмануть, то у нас будет будущее. И, может, когда-нибудь мы старые и немощные пройдем по улицам родного города и снова будем им гордиться.

Как в детстве».

Источник: https://vkrym.su/page/26

Ссылка на основную публикацию