Церковь святого дмитрия солунского в феодосии: фото храма, адрес, обзор

Город Феодосия, являющийся одним из популярнейших курортов Крымского полуострова, славится своими многочисленными достопримечательностями, дошедшими до нас со средних веков.

Это, прежде всего, знаменитая Генуэзская крепость Кафа, сохранившиеся части которой поражают воображение своим размахом и мощью.

Ведь здесь существовал один из крупнейших европейских торговых городов 13-15 столетий!

:

  1. Армянские храмы
  2. Православные храмы
  3. Мусульманские мечети

Шли времена, сменялись правительства, доминирующие вероисповедания и территориальная принадлежность Феодосии. Вся непростая история города запечатлена в сохранившихся и не сохранившихся храмах, которые принадлежали разным конфессиям, историческим периодам и национальным диаспорам.

Первые феодосийские храмы появлялись вблизи Генуэзской крепости

Армянские храмы

Наиболее древними храмовыми сооружениями являются церкви конца 13 — начала 14 столетий, большая часть из которых являются армянскими культовыми сооружениями.

Дело в том, что в этом главном генуэзском городе Крымского побережья в 14 столетии проживала очень большая армянская община, одна из первых начавшая возводить православные храмы, часть из которых мы можем видеть и сегодня.

Все эти храмы довольно скромны в исполнении, ведь их основным предназначением было создание молельного места. Некоторые имели стеновую роспись.

Храм Сурб Саркис

Адрес: улица Армянская, 1

Церковь Сурб Саркис — одна из старейших армянских церквей, сооруженная в первой половине 14 столетия. Она была мощным культурно-просветительским армянским центром Феодосии в течение ряда веков.

Привлекательна история этого сооружения, интересна и определенная национальная окраска в оформлении этого культового строения. А сопричастность храма с судьбой известного художника И.

Айвазовского просто завораживает.

Самый известный армянский храм — Сурб Саркис. Начало 14 века

Посетить этот действующий храм, побывать на могиле Айвазовского, посмотреть на армянские хачкары, прочувствовать многовековую ауру древнего храма – это то, зачем сюда стремятся многочисленные туристы, даже если они оказались проездом в Феодосии всего на 1 день.

Храм Святого Георгия

Адрес: улица Рабочий городок, 1 А

Храм Св.Георгия являлся в 14 столетии частью Георгиевского монастыря, который был расположен за южными стенам Генуэзской крепости, неподалеку от Иверской церкви.

Считается, что данный храм сооружен мусульманским маркизом, которого звали Аслан, и который принял христианство.

Так же известно, что сия церковь находилась под непосредственным контролем Константинопольского патриарха и относилась к армянской общине.

Храм Св.Георгия. 14 столетие

Это простое небольшое прямоугольное храмовое сооружение с полукруглыми сводами, сложенное из бутового камня, явно было рассчитано на не очень состоятельных прихожан. Церковь не раз перестраивалась, вплоть до 19 века. Сегодня в этот храм можно попасть только с местным экскурсоводом, ибо он закрыт в ожидании реставрации. 

Музей в Храме Св.Георгия

Однако, внутри храма расположена музейная экспозиция, посвященная средневековым православным храмам Карантина.

Храм архангелов Михаила и Гавриила

Адрес: улица Армянская, 13

Эта средневековая армянская церковь, возведенная в начале 15 столетия, сооружена из традиционного местного строительного материала, который называется бутовый камень. Венчает строение восьмигранный барабан с куполом. По стилю здание является смесью армянской средневековой архитектуры с романским стилем и немного похоже на старинный замок.

Храм архангелов Михаила и Гавриила

Шестигранная резная звонница расположена на северной стороне храма. Внутри храма можно увидеть фрагментарно сохранившиеся фрески и древний плиточный пол. Храм, хотя и не является действующим, был в советский период довольно капитально отреставрирован и, при посещении его с экскурсоводом, оставляет довольно приятное впечатление от соприкосновения с духом старины глубокой.

Храм Иоанна Богослова

Адрес: улица Рабочий городок

Ныне недействующая Богословская Церковь (или Св.Иоанна Евангелиста) также находится на территории бывшего Генуэзского укрепления, и как и другие армянские храмы данной территории является ярким образцом средневековой культовой армянской культуры.

Храм Иоанна Богослова. 15 век

Этот храм был сооружен в 14-15 века, хотя некоторые исследователи считают, что его возведение относится к более раннему периоду.

Дело в том, что при храме имеются остаточные сооружения более древнейшего храмового сооружения с внутренним двориком и частично разрушенными колоннами.

Постройка основного храма выполнена в целом из бутового камня, лишь отделочные детали арок, сводов, оконных наличников и пилястры сооружены из тесаного известняка.

Внутри храма по всему периметру расположена скамья из камня. Основной молельный зал, перекрытый полукруглым сводом, имеет замечательную акустику. Несмотря на то, что в церкви в 70-х гг. была проведена реставрационная работа, храм закрыт для посещений. Попасть внутрь можно только с экскурсионной группой.

Православные храмы

В Феодосии сохранилось несколько греко-византийских храмовых сооружений. Некоторые из них датируются своим возведением даже раньше армянских храмов. К сожалению, от этих древних культовых сооружений почти ничего не сохранилось. Наибольшее развитие православные храмы в Феодосии все-таки получили после присоединения Крыма к России в конце 18 века.

Введенский храм

Адрес: улица Красноармейская, 11

Одним из самых древних православных феодосийских храмов является греко-византийский Введенский или Храм Введения Пресвятой Богородицы, который появился в городе в 8-9 веках.

Этот храм долгое время являлся кафедральным и в нем находился викарий – Епископ Феодосии и Мариуполя.

А название данного храма связано с введением Девы Марии в храм Иерусалимский, которое согласно обету выполнили ее родители.

  • Введенский храм после реконструкции 19 века
  • В 19 столетии храм увеличивается в размерах за счет пристроя, около него возводится белокаменная колокольня и происходит ограждение территории, на которой к этому времени появились дома священнослужителей, здание греческой четырехклассной школы и садово-дачный участок.
  • Ограждение территории Введенского храма

Развитие храма было прервано революционными событиями начала 20 столетия. Многое было уничтожено и разграблено. Но с 90-х годов идет непрерывное восстановление этого вновь действующего храма. Многое уже воссоздано, многое еще предстоит сделать. Но, тем не менее, посетить это многострадальное древнее сооружение вполне интересно.

Храм Иверской Богоматери

Адрес: улица Портовая,16

Еще одним известным старинным феодосийским храмом является Церковь Иверской Божьей матери, строительство которого может относиться к концу 13 или к началу 14 веков. Начинала свое существование эта церковь как армянская, и называлась она тогда храмом Иоанна Крестителя.

Храм Иверской Богоматери около остатков стены Генуэзской крепости

Впоследствии она не раз закрывалась, а в период присоединения Крыма к России в конце 18 столетия церковь функционировала уже как русская православная, получив название в честь иконы Иверской Богоматери. Сегодня это действующий храм, хранящий в своих стенах ауру далеких веков.

Храм Димитрия Солунского

Адрес: Генуэзская крепость Кафа

Одной из древних православных феодосийских церквей, находящихся территориально непосредственно в бывшем Генуэзском укреплении, является храм Д.Солунского или Святого Стефана.

Это очень простое в исполнении одноапсидное храмовое сооружение в виде базилики с коробовым перекрытием, относится к 14 столетию, и первоначально функционировало как греческая церковь. Хотя не исключено, что впоследствии, храм стал культовым сооружением армянской общины.

Храм Димитрия Солунского. 14 век

Для возведения этого храма, как и многих других, использовался бутовый камень. Обычная двускатная крыша оформлена черепицей. Внутреннее помещение совсем невелико – порядка 50-56 кв.м.

В данном храме очень фрагментарно сохранились фресковые росписи, относящиеся к греческому периоду его существования. На алтарной апсиде находится фигура Христа, сидящего на троне, по обе стороны от которого стоят Иоанн Предтеча и Богоматерь. Есть и другие изображения. Однако большая часть росписей безнадежно утрачена.

Остатки фресковой росписи в Храме Дм.Солунского

В конце 15 века около храма появилась новая достопримечательность в виде Армянского фонтана, а в начале 20 столетия – обнаруженный здесь минеральный источник «Кафа» был отмечен скалой-памятником.

Храм Св.Александра Невского

Адрес: Парк Морсад

Александро-Невский собор, сооруженный в 70-х гг. 19 века был до революции самым почитаемым православным храмом Феодосии. Месторасположение храма оказалось довольно намоленным. Дело в том, что до 16 века здесь находилась католическая церковь Св.Агнессы, которую в начале 16 века турки перестроили в Мечеть Султан-Селим.

Александр Первый в начале 19 века принимает решение о строительстве вместо мечети православного храма в память об Александре Невском. Во время разбора мусульманского строения обнаружили каменную плиту с ликом Николая Угодника. Впоследствии этот обретенный образ был установлен в алтарной зоне нового храма.

Собор Александра Невского был самым почитаемым городским храмом

Возведение храма, запланированное в начале века, свершилось только в начале 70-х гг. 19 столетия. Собор был сооружен как трехнефная базилика. Внутри храма стояли мраморные колонны, оставшиеся от древней византийской церкви. Храм освятили в 1873 году, а в 1876 году в соборе появилась Икона Богоматери «Знамение», ставшая городской святыней.

К сожалению, во время Первой Мировой войны в храм попал артиллерийский снаряд, потом начались революционные преобразования и борьба с атеизмом. Полуразрушенный собор был разграблен, а затем вовсе разобран. На его месте сегодня находится Морсад.

Памятный знак о существовании в этом месте Собора Александра Невского

Многочисленные отдыхающие, гуляющие по этому саду, обязательно обратят внимание на памятный знак, установленный на месте бывшего собора, в оформлении которого принимал участие сам И.Айвазовский, и где хранилась когда-то почитаемая икона Богоматери Знамение.

Всесвятский храм

Адрес: улица Назукина, 17

Всесвятская кладбищенская церковь, построенная из инкерманского камня с элементами готического, византийского и древнерусского стилей, была возведена на городском кладбище в 80-х годах 19 века (арх. М.Нич).

Эта церковь подверглась сильным разрушениям в годы Отечественной войны, хотя она и была в этот период действующим храмом.

В послевоенные годы было признано нецелесообразно производить ремонт этой церкви, ее просто взорвали в 1961 году, а колокола были выброшены в Феодосийскую бухту.

Восстановленный Храм Всех Святых находится на месте уничтоженного

К началу 21 столетия прихожане и активисты восстановления этого храма провели огромную работу по воссозданию Храма Всех Святых.

Благодаря тому, что сохранились проекты, чертежи и фотодокументы исчезнувшего храма, новая Церковь воссоздавалась практически в утраченном варианте.

Отличительной архитектурной чертой данного строения являлось то, что и храм и колокольня – были квадратными в плане сооружениями.

Недалеко от храма сохранилась Часовня-склеп князей Чернецких. Сохранились и арочные ворота на кладбищенскую территорию. Сегодня восстановлена и сама кладбищенская территория, и появился целый ряд новых сооружений – воскресная школа, библиотека, музей, просфорная, детский театр, паломническая гостиница и т.д.

Внутреннее оформление Храма Всех Святых

Туристам интересен и сам этот вновь созданный и действующий храм с его новой храмовой росписью, и старинное городское кладбище, на котором обрели покой многие известные жители Феодосии.

Казанский собор

Адрес: улица К.Маркса, 52

Возникший к концу 19 столетия как подворье Топловской обители Св.Параскевы, деревянный храм Св.Пантелеймона стал в начале 20 века каменным Казанским Собором.

Читайте также:  Гостиницы и отели севастополя на берегу моря: цены, отзывы, описания

Казанский собор. Начало 20 столетия

Это сооружение было выполнено в архитектурном псевдо-византийском стиле, характерном для начала 20 столетия. Легкое светло-желтое храмовое сооружение прошло через испытания революцией и войнами, все выдержало и сегодня является кафедральным собором Феодосийско-Керченской епархии.

Храм Св.Екатерины

  1. Адрес: улица Федько, 95
  2. Один из красивейших храмов Феодосии – Церковь Святой Великомученицы Екатерины — сооружен к концу 19 века в псевдорусском стиле и первоначально находился в ведении Александро-Невского собора, ныне утраченного.

  3. Храм Св.Екатерины находится в центре обширного храмового комплекса

Сегодня храм Св.

Екатерины превратился в мощный православный комплекс с новыми церковными постройками, библиотекой и приходской школой, новой крестильней и прочими служебными помещениями.

Мусульманские мечети

Мечеть Муфти-Джами

Адрес: Караимская улица, 1

Из всех многочисленных мусульманских храмовых сооружений османского периода существования Феодосии хорошо сохранилась только соборная Мечеть Муфти-Джами. Это строение начала 17 столетия в русский период феодосийской истории принадлежало армянской общине, но сегодня оно вновь отдано мусульманским верующим.

Мусульманская мечеть Муфти-Джами. 17 век

Эта мечеть имеет традиционный вид мусульманского турецкого храма. Мы видим здесь и высокий каменный минарет, и полуовальный купол, и красивую крытую галерею с колоннами.

Эта мечеть находится недалеко от Морсада и к ней непременно сворачивают все находящиеся здесь туристы.

Касаткина Татьяна

Источник: https://russo-travel.ru/info/khramy-feodosii/

Введенская церковь, Феодосия

Один из самых древних греческих храмов Феодосии, построенного в средние века  — храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Точную дату возведения храма историки точно определить не могут, но существует гипотеза, что впервые Введенский храм открыл свои двери на рубеже VIII-IX веков.

Известно, что изначально церковь была подобна храму Святого Димитрия что на Карантине, поскольку все древнегреческие храмы в Феодосии похожи между собой. Владела церковью греческая община города. Старожилы помнят, что службу в церкви проводили как на греческом, так и на русском языке.

Церковь расположена на Красноармейской улице, которая ранее называлась Дворянской. Известно, что на этой улице жили работники феодосийской табачной фабрики, а главная достопримечательность Красноармейской — Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Оформлена она в традиционном греческом стиле с характерными синими куполами.

Введенский храм был освящен в честь одного из главных событий в истории христианства — введения во храм Пресвятой Богородицы (святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребенка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом). В январе 1800 года Феодосийская консистория перестала существовать. В 1919 году Феодосийская кафедра была возобновлена.

В 1825 году церковь поменяла облик – была построена колокольня из белого камня, а в 1854 году сделана большая пристройка. Внутри храм был оформлен изящной резьбой по камню и фресками.

С северной стороны церкви на расстоянии 4-х метров, против жертвенника в стене, был расположен колодец с чистой водой, впоследствии вошедший в алтарную часть храма. Купол был украшен цветным стеклом. Иконостас в византийском стиле устроен был еще в 1776 году, но в 1882 году уступлен тюремной церкви и заменен новым.

Над царскими вратами — сияние, вокруг которого наложена деревянными греческими буквами надпись: «Со страхом Божьим и верою и любовью приступите». В 1885 году храм насчитывал 1259 прихожан.

Церковь имела жилые дома (во дворе стоял дом священника), торговые помещения, землю, сад, лесную дачу «Бакаташ» недалеко от Старого Крыма. При храме, также, имелась начальная школа, над входом которой красовалась надпись: «Элинико сколио» (греческая школа).

Школа была построена в 1891 году  меценатами Мануилом и Скирагдой Грамматиковыми и изначально была одноклассной, а затем — четырехклассной. С 1888 года к церкви была приписана часовня во имя святого пророка Ильи в 2 – х километрах, на мысе Ильи.

Греки оставались основными прихожанами церкви и в первой половине XX века, служба здесь велась на церковнославянском и греческом языках.  

На сохранении в Введенском храме находилось немало драгоценных реликвий, в частности, греческое Евангелие 1766 года, украшенное серебром в малиновом переплете, а еще кадило из серебра, на котором был изображен Спаситель с двенадцатью апостолами по кругу.

На кадиле была надпись на греческом языке, из которой следовало, что кадило является даром ключаря Федора Толкадзиса, который он сделал 10 октября 1300 года. В церкви хранилось блюдо из серебра с изображением Преображения Господня.

На блюде имелась надпись, что оно является собственностью храма Преображения Господня и Святой Варвары в городе Кафе, и является пожертвованием полковника Спиридана, которое он сделал 5 июля 1700 года.

К сожалению, сегодня никто не знает местонахождении и сохранности этих удивительных и бесценных церковных вещей, они были утрачены после революции.  

Введенскую церковь закрыли в 1937 году. Перед закрытием храма в нём служил священномученик Варфоломей. Члены местной греческой церковной общины были расстреляны по обвинению в «шпионской контрреволюционной деятельности». Варфоломея расстреляли в стенах НКВД в феврале 1938 года. Спустя годы Священномученник Варфоломей был канонизирован.

Сегодня Русская православная Церковь отмечает его память 10 декабря. После всех этих бед и ужасов церковь существенно пострадала. Колокольня была разрушена, купол снесен, фрески закрашены, сбита изящная резьба по камню. Церковь была обезображена.

В те страшные для нашей страны годы там разместился гимнастический зал с комнатой для тренера и раздевалками для спортсменов.  

Церковь возобновила служение и была возвращена верующим только в 1993 году. Храм сразу стали восстанавливать. Прихожане сами мыли полы, белили стены и своды, устанавливали временный иконостас – ведь часть храма все еще оставалась спортивным залом. Заново были отстроены колокольня и купол.

Реконструкция велась практически «в слепую», потому как не сохранилось никаких чертежей или фотографий первоначального вида храма. Сложно было точно установить и воспроизвести ни его первоначальных форм, ни внутреннего убранства. 4 декабря 1993 года в Введенском храме Феодосии состоялась первая служба.

Восстановительные работы на этом историческом памятнике Феодосии ведутся по сей день, но воскресная школа при храме работает.  

  • Адрес: Феодосия, ул. Красноармейская, 11
  • Фото Анатолий Щелканов, KAFABELLA.RU
  • Вместе с этим читают:
  • Армянский храм Сурб — Саркис в Феодосии
  • Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

Источник: http://kafabella.ru/khramy/article_post/vvedenskaya-tserkov-feodosiya

Религия, культовые сооружения «Храм святого Дмитрия (Стефана)»

Греческий храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского (Стефана) расположен рядом с Рабочим поселком на территории старого Карантина. Он был построен в середине XV века на территории генуэзской крепости Кафа. Первоначально храм носил имя Благовещения, а затем Св. Стефана.

Внешне храм святого Дмитрия ничем особо не примечателен, однако внутри его сохранились уникальные фрески классической поздневизантийской иконописи. Когда-то фресками были покрыты все стены храма, сейчас сохранилась небольшая часть росписей алтарной апсиды и западной стены. Существует мнение, что автором фресок выступил преподобный Феофан Грек.

На сегодняшний день посещение храма возможно только в сопровождении экскурсовода. 

Карта

 Отзывы

На данный момент комментариев нет, Вы можете стать первым.

Похожие достопримечательности

  • Церковь святого Сергия (Сурб Саркис) Армянская церковь святого Сергия в Феодосии является одним из древнейших армянских храмов в Крыму и одной из… Адрес: пер. Айвазовского 1 АР Крым, Феодосия, пер. Айвазовского 1 Телефон:
  • Крепость Кафа Фрагменты генуэзской крепости расположены в южной части города на берегу Феодосийской залива. Крепость была… Адрес: ул. Портовая АР Крым, Феодосия, ул. Портовая Телефон:
  • Церковь Иверской иконы Божией Матери Церковь Иверской иконы Божией Матери – это один из четырех средневековых храмов, сохранившихся в цитадели… Адрес: Карантин, ул. Портовая 16 АР Крым, Феодосия, Карантин, ул. Портовая 16 Телефон:
  • Введенская церковь Церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы является самым древним храмом Феодосии. По мнению ученых, она основана… Адрес: ул. Красноармейская 11 АР Крым, Феодосия, ул. Красноармейская 11 Телефон:
  • Свято-Екатерининская церковь Церковь во имя святой мученицы Екатерины в Феодосии расположен в районе автовокзала и железнодорожной станции… Адрес: ул. Федько 95 АР Крым, Феодосия, ул. Федько 95 Телефон:

Источник: https://mnogomest.info/attractions/item/hram-svyatogo-dmitriya-stefana/

Храм святого великомученика Димитрия Солунского в Феодосии

О совершенных им чудесах   ходят легенды. Познакомиться с ними можно, посетив его храм святого великомученика Димитрия Солунскогов Феодосии.

Старинный крымский город Феодосия манит туристов не только своими пляжами, чистым воздухом и дивной природой. Его история настолько насыщена, что даже самый ленивый путешественник найдет желание и время посетить здешние бесчисленные архитектурные достопримечательности.

Один из исторических феодосийских памятников – это Храм святого великомученика Димитрия Солунского, расположившийся на возвышенности неподалеку от городской больницы.

Отправляясь на отдых летом в Феодосии, обязательно посетите его, чтобы немного окунуться в историю христианства.

Причина долговечности храма

Храм святого великомученика Димитрия Солунского в Феодосии не похож на привычные нашему глазу храмы и выглядит, как обычная каменная коробка с треугольной крышей.

Однако историки предполагают, что это сооружение стоит здесь уже почти семь столетий, и секрет такой долговечности – не совсем обычный известняковый раствор: помимо негашеной извести, его компонентами служили трупы животных. Все эти «ингредиенты» сбрасывались в яму, которая потом закрывалась лет на тридцать.

В течение этого периода известь гасилась, после чего в нее, уже готовую, добавляли огромное количество сырых яиц и даже (по неподтвержденным данным) медуз.

Фрески храма

Историки предполагают, что автором фресок на внутренних стенах храма святого великомученика Димитрия Солунского в Феодосии является преподобный Феофан Грек – величайший византийский иконописец и мастер фресок.

Даже сейчас настоящая фреска – дорогое удовольствие, а в 14-15 веках такую роскошь могли позволить себе истинные богачи, потому что выполнить монументальную роспись по сырой штукатурке за каких-то пять часов (до начала ее высыхания) мог далеко не каждый художник.

К сожалению, отдыхая летом в Феодосии, можно увидеть лишь часть сохранившихся до настоящего времени фресок этого храма – на алтарной апсиде и на западной его стене. Все остальное разрушено временем, войнами и природными явлениями.

Кто такой Димитрий Солунский

Будущий великомученик был тайно крещен своим отцом – римским проконсулом в Фессалониках (Солунь) – и воспитан в христианской вере. После смерти родителя был назначен на его должность римским императором Галерием Максимианом.

Задачей новоиспеченного проконсула была защита города от варваров и истребление христианства. Однако тот, приняв назначение, не стал никого казнить и гнать.

Напротив, он открыто принялся учить жителей Фессалоников христианской вере, искореняя идолопоклонство и язычество. За что и был казнен.

Приехав в Феодосию летом на отдых, обязательно посетите Храм святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя военного дела, и узнайте о его чудесах.

Источник: https://xn--b1aqect7dd.xn--p1ai/tour/tserkov-sviatoho-velykomuchenyka-dymytryia-solunskoho-v-feodosyy/

Храм Святого Дмитрия Солунского

В небольшой посёлок Пшада люди едут не за обилием развлечений в ночных клубах и дискотеках.

Читайте также:  Казачья бухта в севастополе (крым): фото, отзывы, отдых, описание

Здесь отдых спокойный, доступный по цене с возможностью поездок на морские пляжи, расположенные всего в десяти километрах от посёлка, занятиями активным туризмом, который может включать экстремальные походы в горы, каньонинг – сплав по бурной горной реке, русло которой проходит по каньону, джиппинги даже альпинизм.

Но самое главное, почему в посёлок устремляются люди – это возможность посетить знаменитую Пшадскую долину с таинственными дольменами, которые, как полагают многие авторитетные учёные, обладают сильным энергетическим потенциалом и целебными свойствами. Здесь же можно посетить живописные Пшадские водопады, которые являются целью многих путешественников. Именно отсюда можно начать познавать историю Кавказа с древних времён и наслаждаться единением с первозданной природой.

Невозможно не посетить в посёлке и поистине святое место – Храм Святого Дмитрия Солунского, который, несмотря на свою молодость, имеет очень богатую и порой драматичную историю.

История самого села Пшада и его православного прихода началась в 1864 году, когда по царскому указу сюда, на Северный Кавказ были переселены казаки.

По существующей традиции, первым зданием, построенным ими, была деревянная церковь Святого великомученика Дмитрия Солунского, которая оказалась, чуть ли не первым православным храмом, построенным на Северном Кавказе.

Переселенцы не случайно выбрали своим небесным покровителем именно Дмитрия Солунского, ведь этот святой издревле олицетворял на Руси с доблесть, отвагу, воинский подвиг, неподдельный патриотизм и защиту Родины.

Дмитрий Солунский был рождён в семье римского проконсула, который являлся правителем в древнегреческом городе Фессалоники. На старославянском его название звучало как Солунь, а сегодня – это греческий город Солоники. Родители Дмитрия тайно исповедовали христианство, поэтому и сын их был крещён и воспитан по-христиански.

К моменту смерти отца Дмитрий достиг совершеннолетия и по распоряжению императора Галерия, занявшего престол в 305 году, стал правителем города. Император знал о воинских способностях и превосходном образовании юноши, поэтому наставлял его надёжно защищать город и беспощадно расправляться с христианством.

Дмитрий же, напротив, сразу стал открыто проповедовать новую веру и обращать в христианство жителей города.

Лик Дмитрия Солунского.

Однако пребывать на своём посту ему суждено было недолго – всего один год. Узнав об этой деятельности Дмитрия, император был взбешён.

Возвращаясь из своего военного похода в причерноморские земли, он повёл армию через Солунь с одной только целью – жестоко расправиться и полностью уничтожить солунских христиан.

Прибыв в город, он, прежде всего, заключил Дмитрия под стражу, а затем устроил гладиаторские бои, во время которых его любимчик – непобедимый силач Лий одного за другим побеждал христиан и, проявляя особую жестокость и варварство, сбрасывал их на копья римских воинов.

Только один отважный солунский христианин, которого звали Нестор, по благословению Дмитрия, вступив в схватку со злодеем, одолел язычника, и точно также как тот поступал с христианами, скинул его прямо на копья римских легионеров.

Разгневанный император тут же отдал приказ казнить Нестора, а узнав о том, что он был благословлён на святой подвиг Дмитрием, решил и с ним жестоко расправиться. На рассвете 26 октября в темницу к молящемуся Дмитрию ворвались стражники и пронзили его своими копьями.

Тело мученика после этой жестокой казни бросили диким зверям на съедение, но те чудесным образом даже не прикоснулись к останкам. Это позволило солунским христианам втайне, под покровом ночи провести его погребение. В четвёртом веке на этом месте в честь великомученика был возведён храм – базилика Святого Дмитрия.

Через сто лет была построена ещё одна, большая церковь, посвящённая святому, алтарная часть которой располагалась на предполагаемом месте погребения.

Тогда же были обретены мощи святого, которые с древних времён почитаются как мироточивые и способные излечить от многих болезней.

В древних русских повествованиях великомученик Дмитрий представлен в виде помощника в борьбе с Мамаем.

Известный печерский летописец Нестор упоминает Дмитрия в связи с взятием князем Олегом города Константинополя, считавшегося в те времена неприступным.

По его словам, греки объясняли своё поражение в битве не мужеством и храбростью русских воинов, а тем, что у русских был небесный покровитель – Святой Дмитрий, который за них заступился и помог им одержать победу.

В двенадцатом веке из Солуни в Россию была доставлена уникальная икона великомученика Дмитрия, которая, по существующему преданию, была написана прямо на гробовой доске святого. Сегодня она находится в Успенском соборе в Москве.

На многих иконах святой Дмитрий изображён в военном облачении, держащий в руках меч и копьё или же на коне, поражающий мечом царя Калояна.

По преданию Дмитрий в 1207 году, помогая одолеть злые силы, чудесным образом оказался в стане злодея и пронзил его копьём.

День памяти святого приходится на субботу перед 8 ноября и носит название – Дмитриевская суббота. В старину он считался началом зимы и являлся главной родительской субботой, днём всеобщего поминовения усопших и воинов, погибших за Отчизну.

Вот почему при поддержке Кубанского Войскового правления в селе Пшада в 1866 году был открыт православный приход. В 1896 году на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный храм. В 1903 году рядом с храмом была построена церковно-приходская школа. К сожалению, храм не избежал последствий гонений на церковь после прихода к власти большевиков в 1917 году.

Он закрыт, осквернён, разграблен, а затем разрушен. Так пшадский приход повторил в своей истории судьбу тысяч русских храмов, которые в советское атеистическое время нещадно грабились и разрушались. От него осталась только лишь одна алтарная стена, к которой впоследствии был пристроен дом культуры.

На месте бывшей приходской школы была образована школа-интернат, которая существовала до недавнего времени.

Приход имеет собственную пасеку, поэтому здесь всегда можно купить ароматный мёд, натуральные косметические средства из мёда и настоящие восковые свечи.

Многие местные жители до сих пор хорошо помнят это здание именно, как школу. В 2001 году после регистрации пшадской православной общины ей было передано сначала помещение пристройки школы-интерната, а позже и все его помещения.

Площадь молитвенного помещения, оборудованного на том месте, где раньше был класс школы, значительно расширена и составляет сто двадцать восемь квадратных метров. Храм возрождается.

Сегодня при нём также как и в начале двадцатого века действует воскресная школа.

Место, где находится возрождающийся храм в посёлке Пшада, дивное: красивые горы, простор, чистейший воздух. По отзывам многих прихожан храма здесь всегда быстро приходит душевный покой и внутренняя гармония.

Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/gelendzhik/khram-svyatogo-dmitriya-solunskogo-v-pshade/

Чудо-фрески в храме Димитрия Солунского

Теперь мы возвращаемся в Старый город и начинаем изучать удивительные древние архитектурные сооружения: храм Димитрия Солунского, храм во имя Георгия Победоносца и Иверский храм. Они пропитаны многовековой историей, в них хранятся уникальные артефакты и происходят необъяснимые наукой чудеса.

В Феодосии, недалеко от горбольницы, на возвышенности, располагается храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского (фото 1), построенный, по предположению историков, в середине XIV века. Эта церковь известна фресками на библейские мотивы, которые частично сохранились до наших дней.

По словам помощника благочинного феодосийского церковного округа Олега Павлова, внутри церковь была полностью исписана красивейшими фресками, часть которых уничтожили турки во время взятия Кафы, а потом — большевики.

Церковь действительно заслуживает внимания туристов, ее открывают только во время проведения служб и экскурсий.

Окунемся в прошлое: находился храм Димитрия Солунского (фото 2) на северо-восточном участке средневекового городища, на небольшой возвышенности, расположенной между двумя водоотводными каналами, в пределах внешнего оборонительного кольца.

В церкви было пять окон, из которых два находились в северной стене, два — в южной и одно — над дверью. Фресковые росписи покрывали весь внутренний объем храма. Даже сегодня, по остаткам  росписей можно оценить византийский стиль и высокое мастерство иконописи.

Как рассказал помощник благочинного Олег Павлов, храм был построен с помощью необычного известнякового раствора.

— Технология приготовления раствора следующая: в большую яму бросали негашеную известь, внутренности и трупы животных. Яму закрывали, процесс гашения извести продолжался около 30 лет. Спустя это время мастер открывал яму и определял готов раствор или нет.

Если он был готов, то в яму кидали большое количество сырых яиц. Один профессор недавно сказал мне, что помимо яиц, в раствор добавляли медуз, но я не знаю, насколько это правда.

Такой раствор применяли при постройке крепости, храмов и внутри храмов, перед нанесением фресковой росписи, — пояснил Олег Павлов.

Интересно, что фрески наносились на стену, которая до этого покрывалась тремя слоями: известь с песком, верблюжья или овечья шерсть, перемешанная с известью, а затем — простой раствор извести.

Когда по заказу ЮНЕСКО, специалисты Софии Киевской консервировали храм, их попросили оставить небольшой участок стены в прежнем виде, чтобы люди могли воочию ознакомиться с материалами, из которых изготовлена внутренняя отделка стен.

Поэтому сейчас можно увидеть ворсинки шерсти, выступающие из стены.

— Мы придерживаемся мнения, что эти фрески принадлежат руке преподобного Феофана Грека. Имеются достоверные данные, что Феофан работал в Кафе и расписал здесь несколько храмов.

Сведения о монументальных работах Феофана, которые он выполнял на родине (в Константинополе) и по дороге в Россию в Кафе, идут от Епифания Премудрого (друга Феофана Грека). Времена постройки храма и посещения Кафы Феофаном совпадают. В то время настоящие качественные фрески — очень дорогая работа.

Видимо, богатые греческие купцы пригласили Феофана в Кафу для росписи греческих храмов, — предположил Олег Павлов.

Он добавил, что мастера наносили роспись на мокрую штукатурку, поэтому на работу им было дано всего пять часов, пока она не начнет высыхать. У художника не было права на ошибку, рисунок наносился только один раз, его нельзя было исправить. Материал, которым мастера наносили на стены храма Библейский сюжет, изготавливался из полудрагоценных камней.

— Лазурит перетирали в пыль и замешивали его с цветной глиной и другими материалами, после чего мастера наносили евангельский фрагмент, — сказал. О. Павлов.

Помощник благочинного утверждает, что сильно повреждены фрески были турками во время взятия Кафы, также свой вклад в их разрушение вложили и большевики. Помимо этого, в советский период атеизма, в храме Димитрия Солунского размещался склад горюче-смазочных материалов.

Читайте также:  Музей рыбы и рыболовства в феодосии: адрес, сайт, фото, цены, описание

В стены церкви замурованы четыре кувшина, так называемые голосники, которые гасят акустический резонанс и создают хорошую акустику.

На сегодняшний день лучше всего сохранилась роспись алтарной апсиды и западной стены церкви. Для того, чтобы гости лучше понимали, что было изображено на стенах древнего храма, иконописцы Иверской общины перенесли на бумагу фресковую роспись: отобразили ту часть рисунка, которая не сохранилась до наших дней.

По словам Олега Павлова, в средние века большинство людей были неграмотные, они не читали и не писали. Единственным доступным способом изложения информации для этих людей оставался рисунок. Люди приходили в церковь и по фрескам могли изучить всю духовную историю мира (фото 3).

— На  уровне первого регистра в алтарной части был изображен святительский чин: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Николай Угодник, Василий Великий. Но эта часть фресок практически не сохранилась. На уровне второго регистра мы видим тайную вечерю. А на уровне третьего — изображался Деисус (моление), в середине был изображен Иисус Христос, — описывает фрески О. Павлов.

Очень нелегко угадать, что раньше было изображено на западной стене храма Димитрия Солунского.

Как выяснилось, в этой части церкви описывается частный суд: то, что с душой происходит первые 40 дней после перехода в вечность.

Чуть дальше мы видим описания человеческих пороков; архангела, стоящего над книгой жизни; нравственные весы, на которых взвешиваются плохие и хорошие дела человека, сделанные им при жизни и многое другое (фото 4).

Роспись была нанесена приблизительно в 1360 годы, фрески всегда держат одну температуру, они «живые», считает Олег Павлов.

В 1927 году, во время сильного землетрясения, в храме образовалась большая трещина, разделившая алтарь на две части. В результате чего повредилась роспись, осыпалась штукатурка. Восстановлением святого места занялись искусствовед Н.С.

Барсамов и художник К.Ф. Богаевский. На эти работы Феодосийской думой им было выделено около 120 рублей. Спустя какое-то время на месте бывшей трещины, на вновь нанесенной реставраторами штукатурке, чудом проявился лик Иисуса Христа.

Несколько лет назад представители Софии Киевской по заказу ЮНЕСКО провели консервацию фресок в храме Димитрия Солунского. Сегодня, находясь в нем, невозможно не почувствовать мощную энергетику и многовековую историю древней Кафы. Церковь действующая (фото 5), здесь проводят службу в день Св. Димитрия — 8 ноября. 

Альбина Пупышева Просмотры: 5,802

Источник: http://feomapia.com/story/109747/chudo-freski-v-khrame-dimitriya-solunskogo_06-10-2015

О феодосии и фресках в храме святого великомученика димитрия солунского | город24: феодосия

«Более 2500 лет городу Феодосия. Город основан вVI веке до нашей эры, он современник Рима и Стамбула, которые, условно, старше его «всего» на 100 лет. О возрасте города говорят археологические находки, сделанные на территории Старого города: монеты, фрагменты керамики, фундаменты построек.

В это время античные поселения появились во многих бухтах Юго-Восточного Крыма, Крым был частью Средиземноморской цивилизации. Есть все основания предполагать, что «Феодосия» («Богом данная») – это первоначальное наименование города, хотя в Средние Века он и был переименован в город «Кафа». Таким образом, Феодосия – единственный в Крыму город, сохранивший свое древнее название.

В начале нового тысячелетия в Римской империи возникло Христианство. Сам святой апостол Андрей Первозванный в первом веке проповедовал в Крыму, на окраине Римской империи.

Был он и в Феодосии, – в городе тогда обширном и многолюдном.

Когда Римская Империя распалась, Северное Причерноморье в составе восточной части Римской империи вошло в историю под звучным именем «Византия», со столицей в Константинополе.

Начиная с VIII века, в периоды гонений, в Крым массово переселялись почитатели икон, так как в течение почти 200 лет Византия переживала период «иконоборчества», когда к власти в стране приходили то защитники, то «гонители» икон. Монахи и иконописцы основывали в крымских горах новые монастыри и скиты.

Фундаменты больших храмов – базилик – археологи находят на местах многих поселений эпохи раннего Средневековья в Крыму. Одной из первых в Крыму была основана Готская епархия, известная с VI века. «Готфийско-Кафийская», или«Готфо-Кафская», где «Готфы» – это старое произношение слова «готы», и «Кафская», – от тогдашнего названия города Феодосии – «Кафа».

Епархия непрерывно просуществовала более тысячи лет.

До наших дней в Крыму сохранилось несколько небольших, вытянутых с Востока на Запад, прямоугольных восточно-византийских храмов. Они относятся к типу храмов однонефных (неф – средняя часть храма, похожая на корабль). У этих храмов одна крупная апсида (полукруглый выступ в восточной части храма, в которой находится алтарь).

Алтарной преграды (стены, отделяющей алтарь от основного пространства храма) в храмах этого типа нет. Солея (возвышение пола в алтаре) – невысокая. Пространство перекрыто коробовым сводом. Интерьеры храмов украшались росписями, – фресками.

(Сейчас словом «фреска» называется любая настенная живопись, но первоначально это живопись по сырой штукатурке).

В самом сердце Феодосии в Старом городе, в храме Святого Великомученика Димитрия Солунского, сохранились фрески XIV века. В восточной части храма находятся изображения Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов, следующих к Евхаристии (причащению хлебом и вином), пророков, надписи на греческом языке. На западной стене храма сохранились фрагменты фрески «Страшный суд».

В алтарной апсиде храма изображен Иисус Христос – Вседержитель («Пантократор»). Господь изображен как Царь и Судья, Он восседает на троне, на обязательной большой подушке, на коленях у Него Евангелие, правая рука поднята в благословляющем жесте.

-1-

Спаситель из феодосийского храма одет в светло-голубые одежды. Хотя химического анализа красок, использованных в росписи, не проводились, но, по-видимому, это лазурит – дорогой пигмент, который привозили из Афганистана. Обязательные элементы иконографии Спасителя – это гиматий (Гиматий – плащ, а, точнее, прямоугольная ткань, которую носили жители Византии) и хитон (подобие рубашки).

Возможно, из-за плохой сохранности фресок, на феодосийском изображении Спасителя не очень хорошо виден цвет хитона, но можно предположить, что он тоже голубой. Такое изображение хитона – редкость, ведь обычно хитон Спасителя изображается красным, багряным или желто-золотым.

В одеждах лазурного цвета изображен Спаситель на пластине знаменитого «Золотого алтаря», созданного в XI веке в Византии.

Слева от Спасителя изображена Пресвятая Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Сюжет этот называется «Деисус», – «Моление», и он, как никакой другой, выражает суть христианской веры. Образ Богородицы из Феодосии очень похож на изображение Богородицы на иконе, из деисусного чина Благовещенского Собора Московского Кремля, написанного Феофаном Греком.

И иконы из Благовещенского Собора, и настенная живопись феодосийского храма святого Димитрия Солунского, впервые были атрибутированы( атрибуция – установление в искусстве даты создания и автора художественного произведения), как работы Феофана Грека в 20-е годы XX века Игорем Эммануиловичем Грабарём, – основоположником научной реставрации в России, автором монументальной «Истории русского искусства», директором Третьяковской Галереи.

Феофан Грек работал в Галате (Константинополе), затем прибыл в Кафу, где расписал несколько храмов, откуда поехал в Московское Государство. Существует мнение, что из Константинополя Феофана Грека привёз Святитель Киприан, митрополит Московский. Феофан Грек много работал в России, – его творчество вошло в золотой фонд русского искусства.

Он является автором великой святыни Православия – иконы Пресвятой Богородицы «Донская».

Сохранившиеся росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде позволяют говорить о нем, как об одном из гениальных художников позднего Средневековья, – так велико художественное впечатление, которое производят фрески работы Феофана Грека на зрителя.

Письменным источником, из которого нам известно, что Феофан Грек работал в Кафе, является сохранившееся письмо, написанное ещё одним «со-трудником» святителя Киприана, иноком Троице-Сергиевой Лавры, святым Преподобным Епифанием Премудрым.

Епифаний Премудрый знал греческий язык, бывал в Константинополе (с большой долей вероятности, можно сказать, что он бывал и в Кафе).Когда Феофан Грек жил в Москве, Епифаний любил ходить к нему беседовать и наблюдать за работой.

Особенно отметил святой Епифаний, который сам был художником, свободную, без предварительного рисунка, живопись Феофана. Рассказал Епифаний и о том, каким блестяще образованным и умным был Феофан Грек. Особенно отметил Святой Епифаний умение Феофана Грека изображать архитектуру.

(На феодосийской фреске изображено несколько зданий, трактовка их архитектурной формы схожа с тем, как переданы архитектурные формы на фреске, изображающей трёх Святых Столпников в храме на новгородских фресках Грека).

Можно, с огромной долей вероятности, предположить, что авторство фресок в феодосийском храме святого Димитрия Солунского принадлежит великому византийскому иконописцу Феофану Греку.

-2-

Поразительно сходство между фреской из Феодосии и фреской восточной части Спасо-Преображенского Собора Мирожского монастыря. Оно позволяет нам представить недостающие фрагменты фрески из Феодосии. Это хорошо сохранившаяся роспись храма, выполненная в XI веке византийскими мастерами. Находится она в соборе Мирожского монастыря в городе Пскове.

В XIVвеке, в городе Кафе генуэзцами (выходцами из итальянского города Генуи) была построена крепость, она состояла из нескольких окружавших город рвов и трёх линий стен с высокими башнями. Со многими потерями, в Феодосии сохранилась часть стен и башен.

Храм святого Димитрия стоит в долине между двумя рядами построенных генуэзцами стен.

Пугающий топоним «Карантин» закрепился за этой местностью, с того времени, когда в течение всего нескольких десятков лет в этой части города находилась, как мы бы теперь сказали, «погранично-санитарная» служба», где пришедшие в город корабли должны были проходить досмотр.

Теперь же это место всё чаще называют «Святая долина», так как здесь неподалеку друг от друга стоят сразу 4 (!) средневековые церкви. Это – историческая часть Старого города, сердце древней Феодосии.

Здесь, под стенами крепости, много веков сталкивались и смешивались, подобно волнам Черного моря, волны народов, культур и цивилизаций. Несмотря на то, что Феодосию можно отнести к Великим, имеющим тысячелетнюю историю, городам, Феодосия до сих пор остаётся городом не изученным, сокровища и тайны которого ещё только ждут своих открывателей».

Справка:

Наталья Комовская, художник. Родилась в 1961 году в городе Москве. Окончила художественную школу №1 имени В. Серова и художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина. Работала преподавателем в институте, художественной школе и общеобразовательных школах г. Москвы.

Работала художником иллюстратором и художественным редактором в нескольких издательствах. Была уличным художником — рисовала портреты в разных странах Европы.

Много и плодотворно сотрудничала с московскими художественными галереями: ЭКСПО-88, Государственная галерея на Солянке, Новая галерея, RedARt. Центр современного искусства «М,АРС».

с 1991 года член секции живописи Объединения художников-графиков (ныне – «Творческий Союз Художников России»).

Источник: https://gorod24.online/feodosiya/news/50532k-o_feodosii_i_freskah_v_hrame_svyatogo_velikomuchenika_dimitriya_solunskogo.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]