Объект крот в севастополе: фото, как добраться, экскурсия

Город Севастополь полон секретных объектов и мест стратегического назначения. Большая часть, сейчас открыта к посещению, к примеру: как объект ГТС 825 в Балаклаве, но и есть и, практически, не известные, но не менее загадочные места — к таким можно отнести- объект Крот.

Географические координаты объекта Крот на карте Крыма GPS N 44.613029, E 33.567370

Объект Крот находится в городе Севастополь, возле Георгиевской балки. Ближайший адрес нанесенный на карте — Троицкий проезд, 8. Как ориентир- сразу за доковым комплексом в Севастопольской бухте. Объект закрыт к посещению и экскурсии тоже не проводятся.

С середины 80-х годов объект законсервировали, но в 90-х, практически, полностью разграбили и сейчас это место больше напоминает руины постапокалиптического мира.

Объект Крот был задуман в начале 30-х годов, как стратегически важный военный объект, который должен был, в случай войны, снабжать электричеством город Севастополь — 2-мя блоками угольных электростанций, мощностью 25 тыс кВт. Объект полностью находится под землей, с небольшими техническими надстройками на поверхности. Начало строительства пришлось на те же 30-е годы, прошлого столетия.

Но за счет масштабной индустриализации страны, стройка была вялотекущей. Практически все силы были брошены на строительство подземного завода в Инкермане. Историческая сводка: первым масштабным подземным укрепление в Крыму можно считать крепость Тотлебина в Керчи, 19-век.

Крепость считалась полностью неприступна, скрыта от глаз противника и способна выдержать прямое попадания даже некоторых современных видов оружия и боеприпасов.

До начала Второй Мировой войны подземная электростанция была не готова и стадия ее завершения до сих пор засекречена. В 1942 году успешно функционировал 1-н из 3 объектов, а именно- Севастопольский подземный военный спецкомбинат №1. В 50-х годах проект объекта Крот был полностью модернизирован и в 1956 году началось новое строительство.

Достоверных цифр и данных по объекту нет, поэтому опираться приходиться на данные сталкеров, которые изучили этот объект вдоль и поперек, но до сих пор открывают новые проходы в подземельях. Комнаты и потайные проходы замурованные под штукатуркой или кирпичной кладкой.

Последняя такая находка пришлась на 2016 год. На нижнем уровне нашли два тоннеля ведущих на верхние этажи.

В 60-х годах, над объектом появилась бетонная подушка, высотой 10-12 метров, углубление под землю составило 5 этажей, высота этажа около 30-ти метров. Предположительное углубление от поверхности -160 метров.

В торце объекта №1 есть подъезд для грузовых автомобилей, с высотой 10 метров и коридором около 100 метров. Площадь объекта превышает 35 тыс м2, на объекте есть залы с высотой потолка 35 метров и площадью около 3500 метров.

Окончательная консервация объект Крот произошла в середине 80-х годов, полностью был закрыт до начала 90-х.

Экскурсия по объекту Крот начинается с небольшого прохода на улице. Дальше идет большая железная лестница, метров на 30 вниз.Таким образом Вы попадаете на первый подземный этаж и в большой зал. От него есть несколько вариантов ознакомления с достопримечательностью: можно по лестницам уйти на нижние этажи или обследовать первый ярус.

Первый ярус, практически, полностью исследован и относительно безопасный, не считая торчащих труб и тонны мусора под ногами. На первом ярусе находятся бронированные двери, большое количество заброшенных помещений и множество технических залов. Так же с первого яруса идут несколько тоннелей, которые больше напоминают выработку и тоннель,в котором раньше был силовой кабель.

Именно по тоннелю, с силовыми кабелями, и проходит большая часть экскурсии. Окончанием нашего маршрута можно считать огромный железный резервуар.

Описывать схему маршрута, повороты и прочее, практически, нет смысла. Сбиться с пути здесь проще простого, поэтому без человека знающего эти места и спец. экипа, спускаться сюда нет смысла вообще. Стоимость экскурсовода, в среднем, от 500 до 1000 руб.

В обычный перечень экскурсий посещение Крота не входит, по этому экскурсовода лучше всего искать по соц. группам, в контакте. Размещаете объявление, что хотите посетить и за день — два будет несколько предложений в приват.

Добраться до объекта Крот проще всего на 28 автобусе. Остановка — Георгиевская балка, а с остановки 250 метров пешком, если на автомобиле -забиваем в навигатор Троицкий проезд 8, и сразу за поворотом оставляем машину.

Если Вы планирует посетить Крот, то обязательно ознакомьтесь с достопримечательностями города Севастополь, для того, чтобы Вашу прогулку сделать более насыщенной и интересной. Также просмотрите достопримечательности Инкермана и Балаклавы.

Источник: https://mari-a.ru/chudesa-sveta/obekt-krot-v-sevastopole

Объект "Крот" — огромная заброшенная подземная электростанция

Это гигантское подземное сооружение строилось в тридцатых годах.

Электростанция в скальном массиве южного берега Севастопольской бухты (кодовое название — объект “Крот”) должна была состоять из двух турбогенераторов мощностью по 25 тысяч киловатт в двух подземных машинных залах, мельниц для размола топлива — каменного угля, бункеров для его хранения, трансформаторных и насосных станций, помещений обслуживающего персонала. В совокупности все это представляло 4—5-этажный подземный лабиринт общей площадью около 30 тысяч квадратных метров. Объект “Крот” был достроен уже в 50-е годы, и сегодня

это, пожалуй, самое крупное подземное сооружение Севастополя.

«Представьте себе картину, вы идёте по туннелю и вдруг туннель заканчивается обрывом, перед вами темнота, фонаря не хватает, что б осветить просторы, дабы понять что происходит, вы светите вниз и понимаете, что вы вышли на высоту метров 20-ти. Светите в даль и понимаете, что зал на столько большой, что тут мог бы поместится дом этажей так 10-ть в высоту.»

Главный зал подземной электростанции поражает своими масштабами. Сюда без труда поместится дом в 6-7 этажей.

В ноябре 1941 года, во время первого штурма Севастополя, городской Комитет обороны организовал перебазирование производств, работавших на оборону, в штольни, вырубленные когда-то для складов в прибрежных скалах в Троицкой балке.

Здесь, под шестидесятиметровой толщей скалы, был создан знаменитый Спецкомбинат № 1, ставший арсеналом осажденного Севастополя.

 На мраморных плитах мемориала, сооруженного на площади Нахимова в Севастополе, рядом с защищавшими город воинскими частями есть строка — Спецкомбинат № 1.

Один из цехов производства Севастопольского подземного  военного спецкомбината №1. Работал вплоть до окончания обороны Севастополя в июне 1942 года.

Сейчас объект на 50% заброшен. Небольшая действующая часть принадлежит Севастопольской ТЭЦ. В 2009 году в части помещений объекта «Крот» снимали фильм «Обитаемый остров».

«В торце размещался помост похожий на помост для заезда больших фур, поднявшись по нему я попал в огромный размеров туннель, на полу туннеля размещались утопленные рельсы, а высота туннеля была метров 10-ть. Остановившись и в слушавшись в тишину я причуял звук работы трансформатора.

Объект не брошен как могло б показаться по глобальной разрухе, решив не играть в героя, вернулся обратно в зал, куда потихоньку начали спускаться остальные. Решили найти, откуда гудит трансформатор, но в шуме своих же шагов потеряли источник звука.

Двинулись вперёд по 10-ти метровому туннелю с рельсами, в нём был сильный сквозняк, который намекал, что впереди где-то есть выход.»

  • В разные стороны уходили какие-то коридоры, закрытые на гермодвери и ржавые решетки.
  • Старинная лестница ведет в обитаемую часть объекта.

Огромная цистерна в одном из залов. Ее предназначение осталось загадкой.

А теперь представьте себе, сколько ушло денежных и человеческих средств на возведение подобного сооружения, и откуда эти средства брались, а самое главное какой ценой и ради чего.

По материалам http://devover.livejournal.com/

Источник: https://www.urbextour.com/ru/obekt-krot-ogromnaya-zabroshennaya-podzemnaya-elektrostanciya/

Объект Крот в Севастополе

На Крымском полуострове есть достопримечательности загадочные и малоизвестные. Знатоки уверяют, что посетить объект Крот в Севастополе необходимо, но для этого требуется специальная подготовка. В местных подземельях царит своя атмосфера — сразу всплывают мысли о братьях Стругацких и засекреченных катакомбах. Вот только экскурсии сюда никто не организовывает по причине экстремальности объекта. Слишком легко заплутать, получить травму или сорваться в мрачный колодец.

В Севастополе есть Балаклавский муниципальный округ — именно там и локализуется достопримечательность. Ближайшие объекты — Севастопольская бухта и Георгиевская балка. Чуть южнее возвышается Церковь Романа-исповедника. GPS-координаты Крота: 44.611111, 33.570556.

История объекта Крот

Никаких военных целей тогдашнее советское руководство не преследовало — просто Севастополю катастрофически не хватало энергии. Крот должен был стать исполинским электрогенератором, перерабатывающим в своих недрах угольное топливо. Под землю производственные процессы вынесли, опасаясь нападения вероятных противников. Под землей возводились:

  • мельницы для измельчения угля;
  • топливные хранилища;
  • помещения для персонала;
  • железнодорожные пути;
  • масляные емкости.

Планировалось, что станция заработает в формате ГРЭС и будет снабжать электричеством окрестности Севастополя. Станция должна была включать два блока, расположившихся на побережье Севастопольской бухты. В период ВОВ сюда перебрались некоторые оборонные предприятия (например, Спецкомбинат № 1). Часть помещений была разрушена в ходе активных боевых действий.

Мифы и реальность

В 1950-е годы объект Крот в Севастополе вновь начал расширяться, но затем строительные работы свернули без объяснения причин. Естественно, это породило множество домыслов. Вот лишь некоторые слухи, связанные с достопримечательностью:

  1. Сталкеры-экстремалы ежегодно открывают новые ярусы и коридоры.
  2. Всюду установлены датчики движения, связанные со смертельно опасными ловушками.
  3. Крымскую АЭС заморозили, но решили перенести под землю.

На самом деле в Балаклаве полным ходом идет строительство ТЭЦ, так что появления в черте города атомной электростанции можно не бояться. Зато внимание кинематографистов подземный лабиринт привлек — в здешних катакомбах Федор Бондарчук решил снять свой «Обитаемый остров». Засветился объект Крот и в других нашумевших картинах этого режиссера.

Почему стоит посетить это место

Главная причина для посещения — труднодоступность и эксклюзивность объекта. Сюда не налажены организованные экскурсии, а для подземного путешествия требуется экстремальная подготовка. Здесь появляются разыскивающие металл сталкеры и сотрудники ТЭЦ — вот к ним-то и можно присоединиться для надежности. Перемещаться по заброшенной территории стоит осторожно, и вот почему:

  • встречаются вертикальные колодцы и провалы;
  • попадаются замурованные и подтопленные проемы;
  • система залов и тоннелей очень сложна, там можно заблудиться;
  • механизмы герметизирующих дверей не работают.
Читайте также:  Бухта провато в орджоникидзе, крым: фото, на карте, отдых

Есть на территории и надземные конструкции. Это бетонные и кирпичные коробки, большинство из которых украшены граффити.

Под землей некогда скрывалось большое количество оборудования, но в «лихие девяностые» сталкеры растащили всё на металлолом.

Напоминанием о тех днях служат обрывки кабелей на полу и емкости, предназначенные для хранения трансформаторного масла. Изредка попадаются железнодорожные пути — по ним раньше перевозились гигантские трансформаторы.

Часть сооружения действительно принадлежит ТЭЦ — там присутствуют датчики движения. Если одно из этих устройств сработает, может появиться охранник и выпроводить вас наружу. Это будет считаться административным правонарушением. Смотрите под ноги очень внимательно, чтобы не споткнуться о трубу или не провалиться в шахту. Лучше всего брать с собой страховку или альпинистское снаряжение.

Крот — это таинственный объект. Порой очень сложно осознать предназначение отдельных помещений, не говоря уже об остатках механизмов прошлого века. Можно всё выяснить в деталях, пообщавшись с работниками ТЭЦ. Опытный сталкер в компании тоже не повредит.

Как добраться

Если вас заинтересовал объект Крот (Севастополь), как добраться до него мы сейчас и расскажем. Достопримечательность расположена в городской черте, туда регулярно ходит общественный транспорт.

Например, из Троицкой балки в сторону Малахова кургана курсирует автобус № 28. Выходить нужно на остановке под названием «Георгиевская балка».

Двигайтесь по улице Мореходная в северо-восточном направлении — вам нужно преодолеть около 300 метров.

Решили использовать для путешествия собственный автомобиль? Путь из центра города предстоит извилистый, поскольку вам придется объезжать портовые территории — это отнимет примерно 40 минут.

Стартовав неподалеку от Памятника затопленным кораблям, вы будете двигаться на юг, к Ленинскому району, а потом — на северо-восток. Чтобы не заблудиться, внесите координаты в свой навигатор.

Приятного путешествия!

Источник: http://tourist-82.ru/zapad/sevastopol/obekt-krot-v-sevastopole/

Discover Crimea — Откройте для себя Крым

Есть в черте города Севастополя платообразное возвышение- Киленбалочные высоты. Вся толща пород, слагающих Киленбалочные высоты и окрестности, от основания до вершины представляет собой сооруженные временем остатки былой жизни древнего морского дна- известняк.

Киленбалочные высоты ближе к Северной бухте прорезают глубокие овраги с выходами скал по краям. У севастопольцев такие овраги, больше похожие на каньоны, принято называть балками. Две из этих балок, выходящих устьем к Северной бухте, носят названия Георгиевская и Троицкая.

Словно скоростной поезд, спешащий мимо их низовий недалеко от берегов Северной бухты, над Георгиевской и Троицкой балкой пронеслось немало исторических событий и эпох.

Георгиевская и Троицкая балки… Не находите ли есть в этих названиях что-то церковное? Это действительно так. В низовьях Георгиевской и Троицкой балок были одноименные храмы. В одной из них (Георгиевской) в средние века был целый небольшой пещерный монастырь с храмом.

Разросшийся и шумный Херсон (Херсонес), будучи местом наиболее раннего появления христианства на территории будущей Киевской Руси, изобиловал множеством пышных и попроще храмов.

Однако, тихих исповедников христианства- монахов, тянул к себе не людный город, а один из первых оплотов христиан- обширные каменоломни в устье Черной речки. Тянули к себе каменоломни еще и фактом пребывания здесь одного из первых проповедников- папы Климента.

На месте, где проповедовал Климент, где после его молитвы забил считавшийся святым источник, возникает монастырь, действующий и ныне: Инкерманский Свято- Климентовский пещерный монастырь в Монастырской скале. Недалеко от большого монастыря св.

Климента появляется несколько малых монастырей и скитов (монастырь в Загайтанской скале, монастырь св. Софии в Инкермане). Строят монастыри и несколько дальше от монастыря св.Климента. Таков предполагаемый монастырь св.Георгия в низовьях упоминаемой выше балки.

Монастырю св. Георгия не повезло. Его, в прямом смысле этого слова, уничтожил технический прогресс. Находясь в скале, прямо у ведущей к Севастополю дороги, монастырь привлекал к себе внимание множества исследователей земли Крымской.

Близость к дороге и уничтожила монастырь- сначала в скале был прорублен тоннель Лазаревского водовода, а позже его целиком срезали при постройке участка Лозово — Севастопольской железной дороги. От монастыря при этом осталось только несколько задних стенок пещер.

Та же близость к исследователям дала нам возможность, благодаря их подробным описаниям и даже рисункам, изучать этот монастырь и сейчас. Наиболее полное описание и акварельный рисунок экстерьера и интерьера монастыря можно найти у художника Д.М.

Струкова, план и менее подробное описание у П.С.Палласа.

Пещерный монастырь в Георгиевской балке возле Севастополя. Акварель Д.М.Струкова

Описание Д.М.Струкова, приведённое в «Древних памятниках христианства въ Тавридѣ» 1876 года издания подробно описывающее монастырь в мельчайших деталях достойно публикации:

«Въ бухтѣ Севастопольской, въ южной сторонѣ, въ четырехъ верстахъ отъ моря, на углу скалы находился храмъ, замѣчателъный своимъ входомъ и нѣкоторою разницей отъ прежде описанныхъ. Онъ былъ описанъ у Дюбуа де-Монтперере и въ «Запискахъ Общества Исторіи и Древностей». Мною влолнѣ расчищенъ и можно было получить о немъ болѣе ясное понятіе.

Внизу скалы выдолбленъ входъ въ помѣщеніе квадратной формы, шириною и длиною по 2 аршина. При входѣ по наружной сторонѣ скалы выдолблены впадины, служащія ступенями для подъема въ другое отверстіе, находящееся выше перваго. Войдя въ отверстіе находимъ комнату, шириною 6 арш. и глубиною 7 арш.

Изъ нея ведетъ правильно высѣченная лѣстница вверхъ, гдѣ довольно обширное помѣщеніе съ двумя выходами: однимъ въ комнату, удобную служить трапезою и другимъ въ храмъ шириною б арш., гдѣ алтарь отдѣленъ отъ храма преградою, высотою 1 арш. 5 верш., имѣющею одинъ входъ по срединѣ.

На лѣво въ алтарѣ отверстіе окна, подъ окномъ въ сѣверной сторонѣ прислоненъ къ преградѣ жертвенникъ; восточная часть алтаря полукруглой формы и въ стѣнѣ выдолбленъ престолъ, имѣющій впадину вверху, удобную для вложенія части св. мощей, по бокамъ сопрестоліе и ніже его сѣдалище для священнослужащихъ.

Надъ престоломъ въ стѣнѣ впадина, въ неіі изображенъ Іисусъ Христосъ на прстолѣ, съ благословляющею правою рукой, въ лѣвой закрытое Евангеліе и на колѣняхъ подобіе небольшаго четырехъугольнаго ящика (подобнаго изображенія мнѣ нигдѣ не приходилось видѣть). По правую сторону изображена Богоматерь, а по лѣвую Св. Іоаннъ Предтеча.

Надъ престоломъ изсѣченъ сводъ, на коемъ изображено Возседаніе Гослодне; по аркѣ надъ сводомъ изображенъ въ кругу по поясъ Св. муч. Лавръ, по сторонамъ арки къ сѣверу Сошествіѣ Св. Духа на Апостоловъ, въ южнай сторонѣ явленіе ангела Св.

Пахомію Великому; и ближе къ окну на сѣверной стѣнѣ сохранилосъ изображеніе нѣ полное, а только нижняя часть, напоминающая Св. Іоанна Богослова и ученика его Прохора. Говорятъ этотъ храмъ уничтожен для проведения Желѣзной дороги».

Не все средневековые пещерные сооружения в Георгиевской балке были уничтожены при прокладке ветки железной дороги, но об этом позже.

Поезд все ближе приближается к Севастополю, уводя нас от Инкермана. Промелькнут трубы ГРЭСа в Сушильной балке, от него вдоль железной дороги потянется закрытая утеплителем теплотрасса. Железнодорожная колея раздваивается.

Одна, со старыми деревянными шпалами уйдет за высокие железные ворота с бетонным забором, туда же уйдут и трубы теплотрассы.

Вторая колея, та по которой и едет поезд, уведёт вдоль забора к остаткам упомянутого выше Георгиевского монастыря в скале, за ним, в той же скале, за упомянутым выше забором, мелькнет кусок крупного, закрытого сверху бетоном портала, выше всего этого, на самой вершине горы,- черные кубы. Дальше, вдоль путей,- заросли ломоноса, скалы, потемневшие выемки известняка от когда-то действующей тут каменоломни, низкорослый лесок и небольшие домики уже в соседней (Троицкой) балке.

На описание участка пути, охватывающего все интересующие нас достопримечательности, ушло всего несколько предложений, ещё меньше ушло бы времени, чтобы проехать весь этот путь, а сколько тут произошло исторических вех и событий…

Пригодность для строительства в толще гор в окрестностях Георгиевской балки была замечена не только монахами средневекового монастыря св.Георгия. Удобство подъездных путей, толщина пласта известняка Киленбалочного плато (около 70 метров), непосредственная близость от города- вот все предпосылки для крупного подземного строительства здесь. И это строительство началось.

В 30х годах XX века, когда над городом Севастополь, Главной базой ЧФ, нависла очередная опасность. Некоторая его часть к этому времени уже была частично построена под землёй.

Так, в штольнях Троицкой балки был сооружён огромный для того времени подземный комплекс центрального торпедного арсенала флота.

Позже, уже в годы войны, там же был расположен небезызвестный «Спецкомбинат №1», выпускающий боеприпасы для защиты города.

Ни одно мало-мальски серьёзное подземное предприятие не сможет работать под землёй в темноте и без электричества для станков и механизмов. Для обеспечения электричеством невидимой части города Севастополь была возведена подземная постройка, достойная в полной мере этой части.

Этой постройкой стала четырёхуровневая, снабжённая двумя современными турбогенераторами, огромными машинными залами для них, всей необходимой для функционирования инфраструктурой, местами для хранения топлива, путями для его подвоза тепловая подземная электростанция.

Комплекс сооружений этой электростанции был настолько велик, что по праву получил кодовое название «Крот».

Возвышенность занята типовыми севастопольскими пятиэтажками. Гаражный кооператив, вездесущая малоэтажная застройка. Так выглядит объект «Крот» со своей «приглаженной» стороны. Но, стоит обойти этот «лоск» и наружу выступает то, что по замыслу инженеров должно было быть погребено под слоем земли.

Среди пустынной высоты, слегка поросшей низкорослыми серебристыми облепихами, видны различные, покрытые чёрным гудроном, бетонные сооружения. Тихий ужас охватывает, когда стоишь на краю пятиметровой, обложенной красным огнеупорным кирпичом дымовой трубы, уходящей в бездну подземелья.

Вокруг- проседающие понижения, арматура, осколки бетона, чёрные кубы терминалов «Крота». Видны страшные разрушения бетонных сооружений- это следы взрывов и бомбардировок «Спецкомбината №1». А над всем этим- голубая лазурь неба, широкая панорама Севастопольской бухты.

Высоты на краю обрыва, лежащего прямо над железнодорожным полотном, облюбовали молодые люди. Им же принадлежат шприцы, бутылки и следы от «бульбуляторов» вокруг. А ещё их же рук работа граффити на стенах чёрных терминалов объекта «Крот». Какие-то из них- чистая мазня, но иногда встречаются вполне неплохие, со своим смыслом, работы.

Некоторым крупным граффити уже не хватает места на стенах чёрных терминалов «Крота», и они являют собой второй, а то и третий художественный «пласт».

Читайте также:  Озеро кучук-ащиголь в крыму: фото, рыбалка, отдых, описание

Панорама недостроенных терминалов подземной электростанции (объект «Крот»):

 Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку

Большая часть входов под землю объекта «Крот» сейчас недоступна без специального снаряжения. Да и посещение это будет являться нарушением закона, ведь часть «Крота» на данный момент является действующей и принадлежит Севастопольской ТЭЦ. Тем не менее, один вход есть.

Он представляет собой наполовину заваленный, не бетонированный тоннель. Вход в него расположен в… провале на каменистой дороге, идущей прямо по верху подземной электростанции.

Всё же, если есть желание осмотреть огромные подземелья электростанции, не нарушая закон, то почему бы не сделать это не отходя от монитора (смотрите видео в бонусной части статьи)?

Даже в недостроенном виде (строительство началось с середины 30х, продолжилось в 50е) верхняя часть подземной электростанции (объект «Крот») впечатляет. Она и должна впечатлять, ведь это самое крупное подземное сооружение в черте города Севастополь.

До сих пор наземная часть терминалов не до конца «отлита» из бетона, из стен наружу торчит не до конца связанная проволока и недоваренная арматура. Складывается ощущение, что строители ушли отсюда всего несколько лет назад, а прошло уже больше полувека.

Объект «Крот»- типичный пример крупного индустриального строительства. При таком масштабном строительстве вероятность уцелеть какому-либо памятнику старины приближается к нулю. Тем не менее, волей случая, такой памятник здесь есть.

С косогора, недалеко от входа в не забетонированную часть «Крота» ведёт небольшой виток серпантина, приводящий к огромной бетонной трубе, частично выступающей из земли и заваренной для безопасности металлическими трубами. Ниже трубы- бетонные столбы с остатками металлической сетки- рабицы.

Кажется, что охранять тут вроде как и нечего- ниже крутого косогора только срезанная скала и три железнодорожных портала в ней (один не достроен). Однако и такие серьёзные препятствия казались незначительными в период серьёзной охраны объекта.

Только с распадом СССР к объекту «Крот» стало возможно подходить с меньшим риском для здоровья и свободы.

В 2008 году Н.В.Днепровский при осмотре остатков Георгиевского монастыря осмотрел также и Георгиевскую балку. Каково же было изумление археолога, когда он на высоте, в пяти метрах от огромного массива бетона, прикрывающего один из порталов подземной электростанции (объекта «Крот»), на узкой скальной полке обнаружил несколько высеченных, по виду средневековых, в скале помещений.

План пещер в Георгивской балке

Входы в пещеры очень сильно заросли ежевикой и практически не были видны. Ни в одной из публикаций, до этого описывающей Георгиевскую балку и монастырь не было сказано ни слова об этих искусственных пещерах.

Храма, или похожего на него помещения среди искусственных пещер найдено не было. Археологи пока только предполагают связь этих помещений с монастырём в низовьях Георгиевской балки.

Так было совершено небольшое открытие там, где его, мягко говоря, не ждали.

Посещение осколка средневековья среди сплошного индастриала- занятие не для слабонервных. От остатков забора из сетки сюда ведёт не то тропа, не то промоина. Сыпучий спуск приводит к очень крутому сглаженному временем известняковому обрыву («бараньему лбу»). И вот он край обрыва.

Внизу, на территории, прилегающей к объекту «Крот» суетятся работники. Где же эти искусственные пещеры? Они прямо под обрывом. Для того, чтобы попасть к ним нужно проявить немного сноровки и элементарного скалолазания. И вот, узкая, сплошь заросшая колючей ежевикой площадка- полка на самом краю обрыва. А за спиной- искусственные пещеры.

Да уж, лучше места для монастыря и не придумаешь…

Подземная электростанция (объект «Крот») и Георгиевская балка на спутниковой карте Wikimapia:

Источник: http://discover-crimea.ru/arkhitektura/sevastopol-dva-soseda-georgievskoj-balki-srednevekovyj-peshchernyj-monastyr-i-podzemnaya-elektrostantsiya-ob-ekt-krot

Объект Крот .Военный спецкомбинат №1 в Троицкой балке

Данный пост открывает новую рубрику»Подземелья Севастополя»

  • На мраморных плитах мемориала, сооруженного на площади Нахимова в Севастополе, рядом с защищавшими город воинскими частями есть строка — Спецкомбинат № 1.

Одна строчка, а за ней — мужество и стойкость, кровь и пот женщин и детей, вставших к станкам наравне с мужчинами. Без этого подземного завода просто нельзя представить себе героическую 250-дневную Севастопольскую оборону.

В ноябре 1941 года, во время первого штурма Севастополя, городской Комитет обороны организовал перебазирование производств, работавших на оборону, в штольни, вырубленные когда-то для складов в прибрежных скалах в Троицкой балке. Здесь, под шестидесятиметровой толщей скалы, был создан знаменитый Спецкомбинат № 1, ставший арсеналом осажденного Севастополя.

Спецкомбинат работал круглые сутки. Каждый день на передовую отправляли 50-мм и 82-мм артиллерийские мины, ручные и противотанковые гранаты, минометы. В ответ бойцы присылали письма с благодарностями и просьбами: 'Хотелось бы побольше противотанковых гранат! Уж больно хорошо действуют, сильно, безотказно'.

Один из цехов производства Севастопольского подземного  военного спецкомбината №1. Работал вплоть до окончания обороны Севастополя в июне 1942 года.

Работа в цехах комбината велась в тяжелейших условиях. В штольнях было сыро, из-за недостатка кислорода трудно было дышать. Но люди знали — их продукцию ждет фронт, придвинувшийся угрожающе близко, и делали часто то, что раньше могло показаться невозможным.

Старые мастера сутками не покидали цехов, успевая выполнять по две-три нормы и попутно обучать новичков. Самоотверженно работали вчерашние домохозяйки, студентки, школьники. Они не покидали своих 'оборонных' постов и после двенадцати — шестнадцатичасовой смены.

Быстро овладев рабочими специальностями, многие из них вскоре прославили себя трудовыми подвигами. 25-летняя штамповщица Анастасия Чаус во время налёта вражеской авиации была тяжело ранена, лишилась руки.

После окончания лечения девушка отказалась эвакуироваться и продолжала работать на станке, доведя норму выработки до 200-230%.

Комбинат испытывал постоянные перебои с электроэнергией, инструментом, материалами. Выручала смекалка инженеров и техников, рабочих и бойцов. Когда не стало взрывателей для инженерных мин, их начали изготовлять с использованием пистолетных и винтовочных патронов.

Для производства минометов, корпусов гранат, мин, авиабомб использовали старые трубы, кровельное железо, старые консервные банки, металлолом, собранный на заводских дворах и в разрушенных зданиях, обломки ангара на Северной стороне, разрушенного вражескими бомбами.

Специальную калиброванную проволоку для взрывателей ручных гранат с успехом заменили отходами стального морского троса, который расплетали на нити и подвергали термической обработке.

Когда не стало натурального шелкового полотна для изготовления картузов пороховых зарядов, работницы комбината принесли из дому и раскроили на пороховые мешочки свои выходные шелковые платья.

Спецкомбинат № 1, оружейная кузница осажденного Севастополя, работал до последней возможности, даже в дни третьего (июньского) штурма.

Рабочие продолжали все делать вручную и тогда, когда была разрушена последняя севастопольская электростанция и подача электроэнергии к станкам прекратилась.

В последние дни июня 1942 года рабочие комбината были выведены из штолен на поверхность и укрыты в ближайших убежищах. Спецкомбинат был взорван, выйдя из строя, как сражающийся на посту боец.

  1. ***********************************************
  2. -Бегали туда,пока я работала. Оставить было некому-

Ирина,мать двоих сыновей,знает,насколько опасно оставлять детей без присмотра рядом с таким объектом. Восемь лет назад,Александр и Владимир(11 и 14 -ти лет),взяли фонарик,веревку и несколько самодельных карабинов,сделанных из огородных дуг.

Влад,спускаясь в помещение завода по арматурным ступенькам,не удержался и упал с 3-х метровой высоты на бетонированный пол. Несколько царапин и ссадин не могли остановить любопытного»Ерему» и,обвязавшись веревкой,он начал спуск в одну из шахт.

-Брат стоял наверху и светил фонарем,пока я спускался вниз,-говорит Владимир,вспоминая тот злополучный день,-Я уже «прошел» половину шахты и мог разглядеть мусор не дне,-продолжает он,улыбаясь,-как вдруг,веревка обрывается и я падаю вниз.

После  удара головой,я потерял сознание и пришел в себя от криков Сашки наверху.  Сначала я не понял,что произошло и где я нахожусь. Я попытался встать,но острая боль в спине меня сковала. К тому же,ужасно болел затылок. Некоторое время спустя,в нос ударил резкий запах дохлятины и паленой резины.

Вокруг было что-то мокрое,холодное и липкое. Я весь дрожал,сердце бешенно колотилось. Не знаю,сколько я так пролежал,наблюдая за мелькающим огоньком Сашкиного фонарика наверху,но вскоре огонек потух и меня охватила паника. «Неужели это конец?»промелькнуло у меня в голове. Сердце забилось еще быстрее.

Я закричал»Сашка,Сашка,ты где?» и затих. Эхом вернулись мои слова и воцарилась тишина. Ни звука в ответ. Что-то запищало в стороне…»Крысы»подумал я и снова попытался встать,но опять неудачно. Казалось прошла целая вечность,прежде чем я увидел лучик света наверху,а рядом — еще один.

Я  потерял сознание во второй раз.Очнувшись,увидел мамино лицо. Она сразу меня обняла и заплакала….

  • Ни одного серьезного ушиба — урок на все жизнь!
  • ****************************************************
  • Теперь мои впечатления от этого места

Первое,что бросается в глаза — это обилие удивительных,объемных граффитти на»коробках»завода. Они построены в 50-х годах, залиты гудроном, их предполагалось сравнять с землей, но…Картинки выполнены в стиле сюрреализма и прекрасно вписываются в окружающий пейзаж.

  1. Пытаюсь заглянуть внутрь коробки
  2.        
  3. На другой стороне обнаружил еще пару рисунков
  4.          Переходим к следующему зданию

               

Шахта, в которую я чуть не улетел спускаясь по склону!!!

  • На этой фотографии видно,насколько я рисковал:)
  • Стрелочка указывает вниз!
  • Правая «коробка» также украшена  шедеврами
  • Верхнее отверстие генераторного блока
  • С другой стороны
  • Залезть не удалось
  • Со стороны моря раньше была нарисована свинья
  • А теперь
  • Дальше я перешел сюда
  •     В этом помещении находится еще одна шахта(а сколько их всего?) 
  • Я продолжил путь к одной из дымовых(?) труб
  • Неподалеку торчит еще одна «труба»
  • Грунт проседает в низлежащие штольни
Читайте также:  Зоопарк в симферополе: цены на билеты, режим работы, сайт, описание

Завершая экскурсию на этот жуткий объект, невозможно отделаться от мысли, что всем плевать на это безобразие! Открытые шахты,провалы в земле…А ведь по»крыше»спецкомбината проходит тропинка по которой ходят люди близлежащих домов, в том числе и дети, которые, наверняка, выбрали это место в качестве игровой площадки. А ведь нет ничего проще,чем взять и завалить эти шахты землей!

……………………………………………………………………………..

Но это еще не все!!!

  1. Оказывается,внутри объекта снимался х/ф»Обитаемый остров»(2009)

+кое-кто спускался вниз!!!

Вот описание спуска

На сегодняшний день часть подземных сооружений принадлежит Севастопольской ТЭЦ, остальное, как и везде, расхищается «металлистами». Нынешние власти планируют на базе объекта соорудить подземную атомную электростанцию…

     В нижней части горы имеется три портала (один не достроен) в которые ведут ж/д пути, на вершине горы масса бетонных сооружений, которые были построены в 50-е, данные сооружения покрыты гудроном и по замыслу инженеров должны были быть засыпаны вровень с землей. Особое впечатление производят две дымовые трубы (заканчиваются на уровне земли) диаметром метров по пять каждая.

Изнутри выложены огнеупорным кирпичем, верхний пролет труб составляет метров 30-40. Наверху имеется бетонная конструкция, внутри которой вертикальная шахта 10-12 метров в диаметре, можно спуститься по металлической лестнице почти до самого низа (в самом верху надо соблюдать осторожность, т.к.

мародеры срезали одно из креплений площадки), нижняя часть данной шахты необетонирована, там, где заканчивается бетон, в сторону отходит тоннель, который далее раздваивается, одно ответвление приводит к аналогичной шахте, которая не выходит на поверхность, а идет глубже еще метров на 30, в средней части шахты и на уровне дна просматриваются боковые ответвления. Часть лестниц срезана, т.ч.

без снаряжения дальнейший осмотр невозможен…

     Выше, по уровню горы, имеются бетонные сооружения более меньших размеров, спустившись в один из них Вы, следуя по коммуникациям вдоль вентиляционной трубы, сможете попасть в сооружение круглого сечения, которое вертикально разделено на две части,  вниз ведут трапы, далее от них отходят тоннели, которые сообщаются между собой на более низком уровне.

На сегодняшний день эти проходы перекрыты (заварены). В одну из половин данного сооружения можно попасть с поверхности через тоннельчик, выход из которого почти полностью завален землей (снаружи выглядит, как обычная яма).     Ближе к обрыву расположен выход вентиляции — домик, напоминающий по виду дачный сортир (только из бетона), вниз ведет скоб-трап (спуск очень опасен, т.к.

от времени первые шесть скоб очень расшатаны и плохо держатся), после скоб-трапа небольшое помещение из которого вниз ведет лестница, на глубине 40-50 метров спуск преграждает металлическая решетка. За ней просматривается спуск еще метров на 20-30 и уходящий в сторону горизонтальный тоннель.

     Наверху, над порталами, ведущими в объект»Крот», имеется еще одна вертикальная шахта, но сверху приварена решетка из металлических труб, имеются надписи «Собственность ТЭЦ» и «Объект под охраной».    Без снаряжения вы больше ничего не сможете осмотреть. Крушить и ломать что-либо не рекомендую — за преградами установлена сигнализация, кстати, действующая.Т.к. мы были без снаряжения…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ    Обещанное продолжение.     Мы еще два раза посещали данный объект, спустились в дымовую трубу, которая расположена ближе к обрыву, и в шахту, которая располагается под бетонной постройкой (о ней мы уже упоминали).

    И так, дымовая туба: диаметр около пяти метров, глубина порядка 35-40, по стене дымохода имеется скоб-трап, но он сильно поврежден во время взрыва, внизу толщиной метров 5 мусор, который здесь копился с 50-х годов, вглубь ведет просторный тоннель, метров через 15 поворот на лево, через 30 метров, поворот на право в более узкий тоннель, который идет под углом вниз.

В конце этого тоннеля выход в помещение (выход расположен под потолком), где ранее находилась топка. Это помещение размером с брежневскую пятиэтажку. Вдоль стен установлены металлические колонны из профиля. ВНИМАНИЕ!!! Эти колонны не закреплены! Один из членов нашей группы встал на горизонтальную балку колонны, после чего колонна стала раскачиваться с возрастающей амплитудой…

, слава Богу все закончилось удачно. На разной высоте в данный зал выходят другие ходы, внизу имеется выход наружу и заваренный металлическим щитами (свежеокрашенными) ход в используемые ТЭЦ коммуникации. На нижний уровень и в ведущие из зала ходы мы не смогли попасть, т.к. у нас была только одна длинная веревка.Во время третьей вылазки мы спустились в шахту под бетонным сооружением.

После тридцатиметрового спуска по скоб-трапу мы по узкой кромке (внизу еще необетонированный участок шахты двадцатиметоровой глубины) прошли в горизонтальный тоннель. Метров через двадцать тоннель раздваивается — к одному из сооружений, расположенных на поверхности,  ведет ход, расположенный под углом, второй ход приводит вертикальной шахте.

Имеется очень плохо закрепленный скоб-трап двадцатиметровой длины, ниже, метро на 25 трап срезан. Спуститься можно только имея спелиологическое оборудование. В нижней части ранее имелось два портала, где планировалось установить металлические ворота, один из порталов сейчас замурован. Второй ведет в большой зал, где расположено громоздкое оборудование (действующее),  имеются выходы в другие используемые коммуникации. Во время нашего посещения в этом зале работники ТЭЦ включили освещение и прошли на другие уровни, очень хорошо были слышны их голоса и звуки производимых работ. Нас они, видимо, не заметили. В тоннеле, ведущем к этому залу, в полу мы обнаружили люк, закрытый металлической крышкой, под люком на глубине пяти метров небольшое необетонированное помещение, из него под углом вниз ведут  два тоннельчика, но они завалены просевшей породой, большая влажность. Видимо это дренажная система.В шахте, через которую мы туда попали, имеется еще одно ответвление, расположенное на пятиметровой высоте, где сохранилась площадка скоб-трапа, тоннель метров через двадцать заварен арматурой и металлическими листами.

Это пока все, что мы смогли изучить на объекте «Крот».

Шахта Дымовая труба Тоннель электростанции Привал
Спуск на третий уровень Скоб-трап вентиляшки Шахта пятого уровня Распредщиток
Провал Подъем (очень долгий) Верхний уровень Вход в венткамеру
Ух, где я? Шахточка… Опять труба В трубе
Нижняя шахта На дне… Котельный зал Тот же котельный зал
Все выше и выше… Москалык Вход в шахту Он там…
Спуск Скоб-трап дымохода
Вид на ТЭЦ Перекрытая решеткой шахта Она же Наружное строение
Последствия боевых действий Последствие работы мародеров (год назад здесь еще был скоб-трап) Недостроенный участок И его шахта
Мародеры еще не дорезали арматуру Спуск Техногенный пейзаж Шахта
Руины дымовой трубы Сама дымовая труба Топливохранилище Емкость
Необетонированная часть «Крота» Маховик двери Трап Лесенка…60 метров…
Спуск в вентиляшку До поверхности далеко… Внутри Действующая часть «Крота»
  • Источники:
  • Диггер туры-Подземный Севастополь
  • http://waralbum.ru/23627/

http://family-travel.narod.ru/Troickaja_balka/tb.html

Источник: https://routir.livejournal.com/19753.html

Объект «Крот» в Севастополе, подземная электростанция «Крот» в Крыму

Объект «Крот» в Севастополе – подземная электростанция в толще скалы вблизи Телефонной стенки (пристани). Объект «Крот» был заложен в начале 1930-х, но завершен в основных чертах только после войны – в 50-х гг. прошлого века. Теплоэлектростанция должна была состоять из двух турбогенераторов мощностью в 25 мегаватт-в-час каждый. Она никогда так и не была до конца построена.

Сегодня объект открыт для осмотров и по нему даже проводятся экскурсии. «Крот» интересен не столько своим внешним видом, сколько размерами и историей. Он представляет собой бетон, трубы и кабель.

Экскурсии осложнены тем, что электростанция до конца не исследована, и на ее территории имеются запретные зоны.

Там где нет лестниц, можно пройти по искусственным сооружениям из металлических решеток и труб.

Подземная электростанция объект «Крот» в Севастополе должна была иметь на своей площади машинные залы, мельницы для размола каменного угла, бункеров для его хранения, насосных и трансформаторных станций, помещений для обслуживающего персонала. Несмотря на то, что подземная электростанция работала на угле, никто никогда не видел дыма от нее (возможно, что она никогда и не работала, хотя легенды говорят об обратном).

Электростанция «Крот» уходит под землю на глубину 4 – 5 этажей и имеет общую площадь выработки порядка 30 тысяч квадратных метров (готовый объект по проекту – 32 тыс. кв. м).

Объект представляет собой многоуровневый лабиринт и является самым крупным подземным сооружением Севастополя.

Внутрь можно попасть, но в некоторых местах установлены датчики, по «зову» которых появляется охрана, не везде есть лестницы – в общем, экскурсии затруднены.

На поверхности выступают только бетонные сооружения, покрытые гудроном. Они были достроены в 50-х гг. XX столетия и по задумке инженеров должны были быть выровнены с уровнем земли (засыпаны).

В нижней части горы – три портала (один из них не достроен), к которым идут железнодорожные пути.  На уровне земли выходят две дымовые трубы, каждая диаметром 10 – 12 м.

Трубы изнутри выложены огнеупорным кирпичом, верхний пролет труб достигает 30 – 40 м.

Строительство так и не было завершено: оно медленно велось вплоть до 1980-х и было заморожено в 90-х – 2000-х.

В бытность Крыма украинским площади «Крота» использовались для съемок различных фильмов и передач (например, здесь снималась одна из сцен «Обитаемого острова»).

До сих пор весь объект целиком не изучен и периодически обнаруживаются ранее неизвестные ходы, в том числе забетонированные.

Как добраться до объекта «Крот»

Объект «Крот» находится недалеко от Телефонной стенки Севастополя, рядом с Троицкой балкой в южной части Севастопольской бухты. Непосредственного адреса не имеет.

Подробное описание от очевидцев

Источник: https://dosworld.ru/rossiya/krym/sevastopol/obekt-krot/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]