Курган куль-оба в керчи, крым: на карте, находки, фото, история

Курганы являются одними из наиболее известных и исследованных захоронений. Это искусственные земляные холмы (насыпи), которые возводились над самими погребениями. Курганы служили, прежде всего, для увековечения памяти об умерших. Многие из них использовались затем для более поздних, впускных захоронений.

Где именно, кем и когда был возведен первый курган доподлинно неизвестно. Традиция возведения курганов была широко распространена среди многих племён Евразийского материка. Само слово «курган» тюркского происхождения и означает — крепость, ограда, стена. Вокруг курганов и в самом деле нередко сооружались каменные ограды (крепиды), предохранявшие насыпь от оползания.

В русский язык это слово вошло как понятие о могильном сооружении.

Курганы горы Ак-Кая под Белогорском

Горный массив Ак-Кая (Белогорск)

В 40 км от Симферополя находится город Белогорск (древний Карасу-Базар). Главной достопримечательностью этого города является горный массив Ак-Кая (Белая Скала), с которым как раз и связано нынешнее название города.

Этот горный массив является окаменевшим рифом древнего океана Тетис. Около 40-50 тысяч лет назад он служил древнему человеку естественным укрытием и местом для загонной охоты. В средние века с обрывистой вершины этого горного массива сбрасывали несчастных, приговорённых к смерти.

По преданию, в 1783 году князь Потёмкин принимал здесь клятву у татарской знати на верность российскому престолу. В случае отказа её давать крымских беев ждала та же участь. На плоском плато скалистой вершины Ак-Кая находятся многочисленные курганные захоронения.

Многие учёные предполагают, что это — «ГЕРРОС» — место захоронения скифской знати.

  • Плоская вершина горы Ак-Кая
  • Археологические исследования этих курганов пока не ведутся и о каких-либо находках тоже ничего не известно, хотя в советские времена среди этих курганов располагался карьер, в котором добывали местный строительный камень — ракушечник.
  • Огромный курган на горе Ак-Кая

Скифский курган Куль-Оба (г. Керчь)

Возведённый скифами курган Куль-Оба (Гора пепла) очень долгое время считали естественным холмом и не обращали на него внимания. Подкурганная гробница, сооружённая из тёсаного камня, была совершенно случайно обнаружена рабочими-каменотёсами в 1830 году. Почти в центре гробницы были установлены два постамента для саркофагов.

На одном постаменте гробницы находился изрядно истлевший саркофаг, сооружённый из кипарисового дерева и слоновой кости. В нём покоились останки женщины. Рядом с ней в саркофаге находилось огромное количество всевозможных украшений.

Второй саркофаг, как предполагают — вождя, находился почему-то не на постаменте, а рядом с ним на каменном полу гробницы.

Ваза с изображением скифских воинов из кургана Куль-Оба

Гривна с фигурками скифов-всадников. Курган Куль-Оба

Саркофаг был сооружён из тиса и имел два отделения. В одном отделении покоились останки самого усопшего, а в другом лежали изображения богов и оружие. На голове покойного находились остатки головного убора и две золотые пластины с изображениями грифонов.

На шее вождя было массивное золотое ожерелье в форме открытого кольца. Его правую руку, выше локтя, обрамлял золотой браслет с рельефными украшениями. Ниже локтя находились ещё два браслета. У ног покойного лежало множество острых камней.

Видимо, соплеменники во время похорон, в знак скорби, царапали ими себе лицо и тело, а затем клали в ноги умершему вождю. На полу и вдоль стен гробницы было разложено и расставлено множество различных предметов из золота и серебра.

Большая часть содержимого из этой гробницы находится сейчас в Петербурге, в Эрмитаже.

К сожалению многих, сама под курганная гробница до наших дней не сохранилась. Тёсаный камень, из которого она была сооружена, растащили местные жители. Верхняя часть кургана обрушилась и теперь о его былом значении напоминает лишь большой земляной холм.

  1. Скифские подвески и фибула
  2. Браслет с изображением зверей из кургана Куль-Оба

Царский курган

Вход, в коридор (дромос) Царского кургана (п. Аджимушкай, Керчь)

После обнаружения богатейшей гробницы кургана Куль-Оба и начала массовых разорений древних погребений Российский императорский двор создал отдельное ведомство и стал назначать специальных представителей для поиска и исследования древних захоронений.

Такие поиски, как правило, не преследовали научных целей, а представляли погоню за дорогими античными ценностями. Чтобы опередить грабителей и вскрыть, как можно больше гробниц, исследователи в первую очередь брались за раскопки небольших и более доступных курганов.

Многие усыпальницы оказывались ограбленными ещё в древности и поэтому при малейших признаках неудачи раскапываемый курган бросали и переходили на другой. В такой ситуации за раскопки огромного кургана, находящегося всего в нескольких километрах от Керчи, взялся директор Керченского музея Антон Ашик.

Курган снаружи опоясывала каменная стена-крепида, а его насыпь состояла из нескольких слоев глины, камней и морских водорослей. Внутри кургана была погребальная камера и ведущий в неё длинный 36-метровый коридор (дромос). Раскопки велись с перерывами в течение четырёх лет, и в феврале 1837 года был открыт вход в саму погребальную камеру.

К огромному сожалению, она оказалась полностью ограбленной ещё в древности. На полу гробницы находились лишь остатки деревянного саркофага. Усыпальница была сооружена на плоской, горизонтальной скале в IV в. до н.э. Все блоки склепа и дромоса уложены насухо, без какого либо вяжущего раствора.

Погребальная камера, высотой около 9 метров, почти квадратная — 4,37 х 4,23 м. Её стены состоят из 10 рядов кладки. На уровне 5-го ряда начинается постепенный переход в уступчато-кольцевой купол. Переход квадратной камеры в круглое перекрытие был позднее заимствован для строительства христианских культовых сооружений.

Из погребальной камеры длина и величина коридора, ведущего в неё, кажется намного больше, чем снаружи. Этот эффект был достигнут непараллельностью стен дромоса и сооружённой поперечной стеной гробницы. Древние греки, видимо, пытались показать, что путь в загробный мир намного короче, чем выход из него.

Масштабы и уровень строительного мастерства дают основание предполагать, что сооружённая усыпальница предназначалась для одного из боспорских царей, скорее всего для Левкона I (389-349 гг. до н.э.). Именно при нём Боспорское царство в IV веке до н.э.

достигло наивысшего экономического расцвета и было на пике своего могущества. При последних исследованиях кургана с помощью современных приборов за одной из стен дромоса была выявлена пустота.

Так что, возможно, под курганом находится ещё одна скрытая погребальная камера, в которой покоятся останки либо самого царя, либо кого-то из его приближённых.

Вид коридора из погребальной камеры Царского кургана

Мелек-Чесменский курган (Керчь)

Мелек-Чесменский курган (центральный автовокзал, г. Керчь)

Мелек-Чесменский курган находится рядом с привокзальной площадью Центрального автовокзала города Керчь. Вернее, будет сказать, автовокзал и вся привокзальная площадь были сооружены в непосредственной близости от него.

Своё название курган получил благодаря небольшой речушке Мелек-Чесме (Источник Ангела), протекающей неподалёку от него. Этот курган, так же, как и курган Куль-Оба, очень долгое время считали естественным холмом и не придавали ему особого значения.

Лишь изредка, по мере необходимости, местные жители набирали с его насыпи глину, для своих нужд.

Уложенные тёсаные камни подкурганной гробницы обнажились в 1858 году. Вызванные археологи расчистили и открыли вход в гробницу. К сожалению, она, так же, как и гробница Царского кургана, оказалась ограбленной ещё в древности. Грабители оставили после себя лишь маленький флакончик для ароматических масел и небольшой бронзовый браслет с золотыми змейками на концах.

Погребальная камера и ведущий в неё 9-метровый коридор (дромос) были сооружены в IV веке до н.э. Судя по остаткам постамента для саркофага и размерам, совсем небольшого браслета, усыпальница этого кургана предназначалась, скорее всего, для умершего ребёнка из рода Спартокидов.

После проведённого в гробнице ремонта и возведения перед курганом сторожки, усыпальницу в 1871 году открыли для посещений. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году усыпальницу полностью замуровали, и только в 1995 году её вновь вскрыли и сделали доступной для осмотра.

К сожалению, из-за возведённого в послевоенное время рядом с курганом автовокзала, в гробницу, после её вскрытия, стали проникать грунтовые воды. Поэтому довольно часто после обильных дождей её закрывают для посещений.

Вид из погребальной камеры Мелек-Чесменского кургана

Склеп богини Деметры

Культ богини Деметры был одним из самых древних у греков, которые считали, что именно Деметра даёт земле плодородие, и поэтому, всячески старались умилостивить эту богиню. Они устраивали в её честь небольшие святилища у себя в домах и приносили ей жертвоприношения.

Смену времён года древние греки также связывали с богиней Деметрой. Согласно греческому мифу, бог подземного царства — Плутон — похитил единственную дочь Деметры — Персефону. Охваченная горем мать перестала посылать людям урожай, и на земле начался голод.

Люди были вынуждены обратиться к верховному богу Олимпа — Зевсу. Лишь после вмешательства Зевса и принятия им решения о том, что две трети года Персефона будет жить с матерью и только одну треть года с мужем, Деметра вернула земле плодородие.

С тех пор, пока Персефона находится в подземном царстве у мужа, земля оголяется, и наступает зима. С возвращением же дочери на землю, счастливая мать снова оживляет уснувшую природу.

Замурованный склеп Деметры

Древние греки считали Деметру связанной с загробным миром и поэтому её изображениями нередко расписывали стены погребальных камер. Одна из таких погребальных камер была обнаружена в 300 метрах от Мелек-Чесменского кургана.

И хотя сама камера ещё в древности была разграблена, на её стенах хорошо сохранились росписи, воспроизводящие миф похищения Плутоном Персефоны. Обнаруженный склеп был назван в честь богини Деметры.

После открытия склепа для посещений в него, так же как, и в гробницу Мелек-Чесменского кургана, начали поступать грунтовые воды. Чтобы сохранить настенные росписи, срочно требовалось восстановить внутренний микроклимат кургана, поэтому гробницу, на неопределённое время, полностью замуровали.

Теперь, настенные росписи этого склепа можно увидеть лишь на картинах и на страницах иллюстрированных журналов. Любая информация о том, что в Керчи, у Большой Митридатской лестницы, находится точная копия склепа Деметры, не соответствует действительности.

Деметра. Фрагмент фрески.

© Из книги Агафонова Н.А. «Древние курганы Северо-восточного Причерноморья». Симферополь: Бизнес-Информ, 2011.

Источник: https://krym-ubk.ru/o-kryme/tainy-kryma/drevnie-kurgany.pdf

Электровый круглый сосуд, с изображенными на нем сценами из скифской жизни — одна из самых известных и дорогих находок, которые когда-либо земля возвращала человеку из своих недр. Чаша сохранилась с 4 века до нашей эры, и сегодня знакомит нас с военным бытом людей, что жили здесь сотни лет назад.

Многие ученые склоняются к версии, что 4 сцены, изображенные на сосуде — реальные сцены из жизни богатого скифа-воина.

Выдвигаются предположения, что на чаше изображен знатный воин, тот самый, рядом с которым и обнаружили этот сосуд.

На одном из изображений показана сцена разговора двух людей, по внешнему виду которых можно предположить, что один — царь или военачальник, выслушивающий отчет о битве у воина, который склонился перед ним.

Сцена с кубка из Куль-обы. Выдирает зуб

Две сцены изображают врачебную помощь воинам. На одном рельефе лекарь вырывает зуб воину, на другом — обрабатывает раненому ногу. Четвертый рельеф повествует о том, как скифский воин, возможно после битвы, ремонтирует свой лук, перетягивая на нём тетиву.

Читайте также:  Плато (урочище) караби-яйла в крыму: пещеры, как проехать, фото

Кубок из кургана Куль-Оба. Натягивает тетиву

Что позволило ученым решить, что изображен на сосуде, человек погребенный вместе с ним? Предполагается, что скифский воин был похоронен после какой-то битвы, а на сосуде изображены эпизоды, запомнившиеся ему.

Археологи, после исследования останков воина отметили, что у него не хватало двух зубов, а третий, очевидно, был больным, так как челюсть в том месте распухла.

Возможно, именно это и повлияло на характер рельефов чаши.

Конечно, не исключается и тот факт, что на подобных погребальных сосудах обычно изображали сцены скифского эпоса, а поскольку ученым мало что известно о нем, правильно истолковать изображения на электровой чаше очень сложно. Сегодня этот сосуд хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. Но кто его нашел и как — это тоже интересная история.

В далеком 1820 году житель Керчи, грек по национальности, для постройки добывал камни в округе города. Где лучше искать клады, да и вообще о кладах он даже не задумывался, но судьбе показалось интересным подкинуть ему возможность открыть одну из древних загадок. Совершенно случайно грек наткнулся на древнее скифское захоронение.

Склеп, построенный из тесаных камней сохранился плохо. Своды еле держались и грозили вот-вот рухнуть.

Но увиденные в недрах сокровища настолько ослепили грека, что он рискнул и прихватил из захоронения несколько золотых пуговиц, листов, и сосуд из глины.

Дело происходило зимой, в конце декабря, слухи о несметных сокровищах быстро распространились по Керчи и буквально через 10-15 дней склепом занялись матросы гребной флотилии, также добывающие камень.

Все золотые изделия, которые они отыскали в скифском захоронении были переданы их командиру Н. Ю. Патиниоти, который в свою очередь передал клад Одесскому музею. Для музея ценности скифов оказались неоценимым вкладом в экспозицию, но к сожалению куда пропали эти вещи неизвестно до сих пор.

Под Керчью были найдены глиняные амфоры, с клеймами, датированными 4 веком до нашей эры; медные котлы; бронзовые наконечники стрел, электровая статуэтка скифа с ритоном в руке; огромное количество золотых бляшек; золотые браслеты и обруч-гривна из сплава золота и серебра, выполненный в виде шейного украшения с львиными головами на концах. В память об этих вещах сохранились только их описания и рисунки. Несмотря на то, что предметы, извлеченные из керченской земли были уникальными и дорогими сам по себе факт открытия клада прошел как то незаметно. О кургане Куль-Оба забыли.

Схема Кургана Куль-Оба

А спустя 10 лет Куль-Оба вновь привлек к себе всеобщее внимание. Случилось это как и в первый раз совершенно случайно. В 1830 году из Севастополя в Керчь переселяли 108 семей отставных матросов. Естественно их необходимо было где-то разместить и было принято решение о постройке недорогих домиков.

Камень для строительства добывался все в той же местности у холма Куль-Оба. На добыче камня в качестве наблюдателя находился и П. Дюбрюкс — известный любитель истории, раскопок, древностей.

Его чутье кладоискателя не подвело ученого, и он почти наверняка знал, что под сводами кургана Куль-Оба скрыто древнее захоронение.

Поделившись своими предположениями с керченским градоначальником Стемпковским, Дюбрюкс получил себе в помощь солдат для поиска входа в гробницу. 19 сентября 1830 года из под земли проступили ясные очертания строения из тесаного камня.

Через несколько дней расчистили вход в склеп и археолог проник в гробницу. Первое впечатление от увиденного привело всех в отчаяние. Огромный склеп выглядел разгромленным, были разрушены доски, бревна, катафалк, стены.

Археолог решил, что склеп давно разграблен и можно не надеяться отыскать тут что- то стоящее.

Но он ошибался, рабочие расчистили погребальную камеру и обнаружили там несметные сокровища. Стало ясно, что до кургана никто еще не добирался, а разруха внутри из-за течения неумолимого времени: дерево, кожа, кости за долгие века успели истлеть. Зато золотые, электровые драгоценные находки сияли так же как и в момент когда они только попали сюда.

Золотой браслет из Куль-Обы

В гробнице были обнаружены тела трех человек — знатного воина, его жены или наложницы и слуги. Знатная чета была облачена в праздничные одежды, обшитые золотыми пластинами. В склепе были найдены золотые украшения — золотые гривны, браслеты, подвески, медальоны. Здесь же лежали оружие и зеркало, стрелы, лук, меч с ножнами, поножи, колчан.

Гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Куль-Оба. IV в. до н. э.

Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба

Гривна с фигурками скифов-всадников IV век до нашей эры.

Гривна с фигурками скифов-всадников IV век до нашей эры.

А в ногах царицы и стоял тот самый электровый сосуд, о котором велась речь в самом начале. В 1831 году все сокровища, найденные в кургане Куль-Оба были переданы в Санкт-Петербург,  и представлены самому императору России Николаю I. Древнейшее наследие скифов произвело на государя большое впечатление и стало величайшей находкой для Эрмитажа.

Сказочные сокровища, блеск золота, затмевающий все вокруг, способствовали слаганию легенд о кургане Куль-Оба. После исследования кургана Дюбрюксом, археологи оставили это скифское захоронение в покое почти на полвека.

И лишь в 1875 году была предпринята еще одна попытка исследовать курган и его окрестности. Директор керченского музея Люценко обыскал округу Куль-Обы в надежде обнаружить еще одно захоронение, но ничего, кроме нескольких золотых бляшек и ям в скалистой породе Керченского полуострова, ему найти не удалось.

И внось Куль-Оба молча возвышается над Керченскими степями, возможно храня не одну тайну, и кто знает когда он решит открыть следующую человечеству.

Подробнее о Боспорском золоте из курганов…

Так выглядит Курган Куль-Оба сегодня, около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе)

μ@

Источник: http://pantikapei.ru/samye-dorogie-naxodki-iz-kurgana-kul-oba-v-kerchi.html

Самые интересные курганы в Керчи

Курганы в Керчи всё ещё полны тайн и загадок. Они как магнит притягивают археологов и любителей древности.

Царский курган

Царский курган — место захоронения неизвестного нам боспорского царя. На пустыре, в пяти километрах от Керчи и в полукилометре от Аджимушкайских каменоломен сохранился этот всемирно известный памятник боспорской погребальной архитектуры 4 века до нашей эры.

Высота царского кургана составляет 18,5 метров, диаметр насыпи до 250 метров. На площадке перед входом в курган ещё в 19 веке были собраны древние надгробные памятники и скульптуры, в основном боспорские.

В начале дромоса (ведущего к склепу коридора) была установленна каменная плита с загадочными знаками на языке сарматских племён, ещё ждущими своих специалистов по расшифровке.

Позже эти раритеты переместили в лапидарий.

Внутри кургана есть погребальная камера, в которой стоял большой царский саркофаг (разбитый грабителями ещё в древности). Цоколь вырублен прямо в монолитной скале, сама гробница была обложена камнями.

Стены кургана завершаются уступчатым купольным перекрытием, которое кажется вечным. Ещё проходя по дромосу, экскурсанты проникаются ощущением глубочайшей древности и вместе с тем грозного могущества погребенного здесь царя.

Возможно, это был Перисад Первый, которого за неоценимые заслуги перед Боспорским государством удостоили звания бога.

Склеп находится под эгидой ЮНЕСКО и входит в сокровищницу редких земных сооружений, сохранившихся почти в идеальном виде.

В начале нашей эры от свода дромоса в погребальную камеру вёл прямой лаз, со временем забытый и засыпанный. Есть интересное предположение, что в склепе, опасаясь от религиозных гонений, пряталась община первых христиан Боспора. Именно этим можно объяснить появление на стенах крестов.

Для защиты от осадков каменную кладку Царского кургана завалили большими камнями, затем глиной с водорослями, поверх глины утрамбовали мелкий бут и, наконец, насыпали землю.

Сооружение, подобное Царскому кургану, составляет предмет гордости жителей Греции, но в Микенах от входа до склепа только шесть метров. Длина дромоса Царского кургана в Керчи — 37 метров.

Архитекторы придавали сооружениям склепа формы основных геометрических фигур: дромос выполнен в форме треугольника, погребальная камера круглая, с квадратом в основании… Эти главные фигуры незаметно, органично переходят друг в друга, словно узоры в калейдоскопе.

На многих камнях, как на горных породах геологического разреза, опытный исследователь узнает признаки разных эпох, а по трещинам можно определить следы древних или поздних землетресений. На камнях надписи, рисунки, символы. В одном месте изображено полтора десятка крестов.

Откуда они? Когда в 1837 году открыли Царский курган, эти кресты в нём уже были.

Царский курган находится в поселке Аршинцево, из города туда можно добраться автобусом №4.

Мелек-Чесменский курган

Мелек-Чесменский курган 4 или 3 века до нашей эры обнаружен в 1958 году в северной части Керчи, у автовокзала. По своей архитектуре он похож на Царский, но меньше размером. В кургане было захоронение знатного жителя Боспора, тоже, к сожалению, разоренное.

Курган Куль-Оба

Куль-Оба в переводе с тюркского означает «холм пепла». Куль-Оба — скифский курган в шести километрах к северу от Керчи, изученный археологами в 1830 году. В склепе из гладких отесанных камней оказалось захоронение скифского вождя; по обычаю того времени правитель был погребен вместе с женой и оруженосцем.

Тут же найден клад бытовой утвари и украшений того периода из бронзы, серебра, золота — настолько богатый, что его поместили в эрмитаже. В числе находок были медальоны с изображением Афины в шлеме. На южной оконечности города расположена целая гряда курганов Юз-Оба (сто холмов).

Это могильник боспорской знати 4 века до нашей эры.

Пантикапей, построенный на горе Митридат, в 480 году стал столицей Боспорского царства. В него входили Горгиппия, Феодосия, Фанагория и многие другие города на востоке Крымского полуострова. Со временем Боспор превратился в крупнейшее государство всего Северного Причерноморья.

Эти холмы — древние захоронения. Размеры и великолепие курганов наводит на мысли об удивительном богатстве и могуществе людей, которые их возводили, поскольку работа эта была огромной и расходы — фантастическими. На равнинах, посреди погребальных монументов, видны гротескные пики из кораллового известняка, что делает это поле мертвых особенно величественным.

Дункан Мак-Ферсон.

Древности Керчи, 1857 год.

Такие могильники древнего мира встречаются во многих странах; мы можем увидеть их в Англии в форме курганов и в Шотландии в форме пирамид. Кажется, что в традициях того времени было насыпать такие курганы над могилой умершего монарха, доставляя камни и землю со всех частей страны.

Досыпать холмы считалось проявлением верности или благочестия, выражением дружбы или привязанности. Курганы представляют собой самые простые и самые величественные памятники, когда-либо воздвигнутые над усопшими.

Эти огромные холмы возводились для захоронения одного-единственного тела, так же, как это делалось в пирамидах Египта и пещерах Эллоры и Эльфанты.

Дункан Мак-Ферсон.

Древности Керчи, 1857 год.

Курганы в Керчи на видео

Источник: http://www.grifon-tur.ru/samye-interesnye-kurgany-v-kerchi.html

Гробница "Царский курган" в Керчи — фото и описание

Po-Krymu.ru > Отдых в Крыму > Достопримечательности Крыма > Восток Крыма

Читайте также:  Экскурсии из евпатории по крыму: лучшие, цены 2020

Одна из самых интересных достопримечательностей Керченского полуострова, а вернее даже всего Крыма, это Царский курган под Керчью — усыпальница одного из правителей Боспорского царства, уникальный памятник античности. Скорее всего эта гробница была построена для царя Перисада I, еще при его жизни, примерно во второй половине IV века до н. э..

Несмотря на небольшие размеры, она удивляет своими пропорциями и необычными для Причерноморья архитектурными решениями. Например, визуально, если смотреть снаружи, проход в усыпальницу кажется намного короче, чем если смотреть изнутри.

И сколько бы вы не повторяли данный опыт, эффект будет тем же.

Вот на фото Царского кургана внизу — вид снаружи, а в галерее в конце статьи есть фотография Царского кургана с видом изнутри, можете сравнить фотографии, а еще лучше — отравиться туда на экскурсию и поэксперементировать самостоятельно.

Что собой представляет Царский курган в Керчи?

Это 36-метровый коридор, ведущий в небольшую квадратную погребальную камеру, которая у потолка постепенно переходит в круг, конусом сужающийся в самой верхней части. Коридор тоже красиво уступами сужается к потолку.

Все стены выложены светлым камнем, который добывался практически рядом. Сверху это необычное сооружение засыпано 17-метровым слоем земли и издалека просто кажется большим курганом (в периметре 250 м.

), вроде тех, что в огромном множестве разбросаны по всему Керченскому полуострову и не редкость в других частях Крыма.

Советуем обязательно осматривать это место с экскурсоводом, который подробно расскажет об истории этой интереснейшей крымской достопримечательности, включая историю ее открытия, о находках, найденных при раскопках и вообще об истории Керчи — самого древнего города России.

Обычно, экскурсию сюда совмещают с поездкой в Аджимушкайские каменоломни, не менее интересное и куда более мрачное место. Сам Царский курган, несмотря на то, что является усыпальницей, такого впечатления не производит.

При Царском кургане работает небольшой музей, обязательно загляните и туда, там собрана интересная экспозиция артефактов, найденных при раскопках в данной части Крыма и рассказывается об исследовании самой усыпальницы. К сожалению, курган был разграблен еще в древности, и современным археологам мало что досталось, хотя и эти находки производят впечатление, благодаря тонкости работы и удивительному вкусу древних мастеров.

  • Вот еще несколько фото Царского кургана с разных точек:
  • Хорошо видно, что это сооружение значительно отличается от любых других крымских построек, скорее напоминая что-то восточное. И, напоследок, коротенькое видео Царского кургана:

Источник: https://po-krymu.ru/tsarskiy-kurgan-kerch.html

Курганы Крыма

Крымский полуостров можно без преувеличения назвать историческим заповедником, ведь на его территории расположено множество памятников и достопримечательностей, относящихся к различным эпохам и цивилизациям некогда проживающих на этих землях. К одним из невероятнейших и величественных рукотворных сооружений можно отнести курганы Крыма, возраст которых приравнивается к возрасту Египетских пирамид.

Своим появлением курганы обязаны цивилизации скифов, которые господствовали в этих краях в IV – III тыс. до н. э. и использовали курганы для захоронений как воинов, так и скифской знати.

О социальном положении и статусе погребенного можно судить не только по величине земляной насыпи, но и по самой подкурганной усыпальнице, архитектура которой порой поражает археологов своим величием и богатством внутреннего убранства.

Бытует мнение, что высота нынешних курганов – всего лишь треть от того, какими их сотворили скифы, к тому же в древности они имели совершенно другие очертания и геометрические формы.

Печальная участь курганов

Слава о богатстве скифских царей, а так же традиции хоронить своих вельмож в сопровождении необходимых в загробном мире вещей, в том числе и золотых украшений, сыграла со скифами злую шутку, и большая часть курганов была разграблена еще во времена античности.

Те же, что дожили до наших дней, так же могут повторить их участь благодаря попыткам черных археологов обогатиться, продавая культурные и исторические ценности в частные коллекции, порой, не гнушаясь привлекать тяжелую технику для раскопок. Что после этого остается от кургана, догадаться не трудно.

По этой причине археологи проводят спасательные раскопки, цель которых не только узнать больше о древней цивилизации, но и сберечь ценности, перенеся их на территорию государственных музеев.

Самые знаменитые курганы в Крыму

Не смотря на то, что скифы населяли обширные территории от Западной Европы до степей Азии, о чем свидетельствуют как многочисленные находки, так и сохранившиеся до наших дней курганы, именно в Крыму было сосредоточена их верхушка правления.

Из многочисленных захоронений скифских царей, находящихся на территории Крымского полуострова во всем величие до наших дней сохранились самые известные курганы Крыма – курган Куль-Оба, Царский курган, Мелек-Чесменский курган, к превеликому сожалению, деятельностью человека был не только разграблен а и разрушен самый удивительный и значимый по своей архитектурной ценности Золотой курган.

Курган Куль – Оба

Курган Куль-Оба – «холм пепла» находящийся на окраинах современного села Октябрьское, впервые был обнаружен и исследован археологами в 1830 году.

Его вершина достигает более пяти метров, что может свидетельствовать о том, что изначальная его высота в момент возведения достигала более 15 метров. В погребальном склепе, сложенном из гладко отесанных каменных глыб, были обнаружены останки скифского знатного воина.

Вместе с ним были захоронены слуга, а так же одна из жен. О высоком положении захороненного в кургане человека свидетельствует и золотой сосуд, найденный рядом с останками.

На сосуде обнаружен барельеф, изображающий четыре сцены из жизни погибшего, что и натолкнуло археологов на мысль о причастности похороненного человека к великим воинам полководцам. На сегодняшний день, золотой сосуд, как и многие другие артефакты, находиться в Эрмитаже.

Царский курган

Царский курган находиться недалеко от Керчи поблизости знаменитых Аджимушкайских каменоломен, но добираться до него лучше используя личный транспорт.

О принадлежности кургана к погребальным сооружениям до сих пор ведутся споры в научных кругах, так как сама постройка, как и внутреннее обустройство строения, наталкивают на мысль о другом предназначении этого шедевра древней архитектуры.

По одной из версий курган является усыпальницей самого боспорского царя, об этом свидетельствует не только мощь и величие рукотворной каменной постройки, высота которой достигает 18,5 метров, а и наличие погребальной камеры с куполообразным сводом, собранным из двенадцати кругов разного диаметра.

По другой версии постройка использовалась в качестве храма, о чем свидетельствуют найденные на стенах изображения крестов. Подтвердить либо опровергнуть одну из версий археология не в силе, так как курган был разграблен еще в античности.

Источник: http://www.perekop.info/kurgany-kryma-2/

Курган Куль-Оба

Высота более ста тридцати метров над уровнем моря, откуда открывается замечательный вид на город Керчь, территория некрополя Пантикапея – это место, где расположен один из самых известных скифских курганов не только Крыма, но и всего мира знаменитый Куль-Оба, который поистине является достоянием цивилизации.

Сокровища кургана Куль-Оба.

Как известно, скифские племена в седьмом веке до нашей эры потеснили киммерийцев и надолго ушли в Азию, оставив при этом на Керченском полуострове часть своих племён, наиболее тяготевшую к оседлому образу жизни.

Именно благодаря оставшимся в Крыму скифам сегодня мы имеем возможность увидеть эту уникальную достопримечательность Крыма. В настоящее время вершина самого кургана достигает пяти метров в высоту. Это означает, что в древности он был высотой порядка пятнадцати метров.

Куль-Оба отличает высокая плотность находок. Существует две версии объяснения такого большого количества драгоценных изделий в одном склепе. По одной из них, Куль-Оба представляет собой погребение царя с его женой, слугой и всеми драгоценностями, принадлежавшими ему в земной жизни.

По другой – склеп использовался скифами для многократных захоронений членов царской династии.

История знаменитого открытия

Захоронение, датированное шестым веком до нашей эры, совершенно случайно было найдено на окраине современного посёлка Октябрьское в 1830 году, в то время, когда сто восемь семей отставных матросов с семьями перевозили из Севастополя в Керчь. Интерес представляет сама история этого открытия.

Строительство домиков для размещения семей матросов нужно было осуществить быстро и с минимумом затрат, поэтому было принято решение добывать стройматериал на месте, с «холма пепла», так с татарского переводится «Куль-Оба».

С него давно уже велась добыча камня местным населением, а сам холм был превращён в своеобразную каменоломню.

Смотрителем во время добычи камня был назначен Поль Дюбрюкс, который занимал должность руководителя соленых промыслов и активно занимался археологией.

Осмотрев холм, он сделал вывод о том, что это место является древней гробницей и рекомендовал увеличить количество работников на северной части кургана.

Вскоре рабочие обнаружили постройку из тесаных каменных блоков, а ещё через две недели раскопок Дюбрюксу удалось проникнуть внутрь склепа, где и были обнаружены погребения.

Склеп состоял из трёх захоронений и огромного количества драгоценностей.

Склеп сложен из гладко обработанных каменных глыб. В нём был помещён деревянный саркофаг, в котором покоился скиф-воин, принадлежащий к знатной династии. Учёные допускают, что это вообще могло быть захоронение скифского царя. Возле него была захоронена его жена.

Некоторые специалисты считают, что это могла быть и наложница царя. Кроме того, в склепе имелось захоронение слуги и даже лошади. На полу по всему склепу был разбросаны золотые предметы.

Огромное количество сокровищ! Столько золота и серебра сразу, в одном захоронении, ещё не находили, поэтому это открытие произвело настоящую сенсацию в мире.

Целых три дня Дюбрюкс со своими помощниками скрупулёзно описывали находки. Вместе с воином находился его меч с рукояткой из золота, на которой изображены звери, точильный камень, обрамлённый золотом, фиала – жертвенная чаша из золота с чеканным орнаментом весом шестьсот девяносто восемь граммов.

Голову воина украшала золотая диадема, на шее была надета золотая гривна, вес которой составляет четыреста шестьдесят один грамм, представляющая собой жгут, сплетённый из проволок большого сечения, а запястья украшали два массивных браслета из золота тончайшей ювелирной работы.

Одежда царя была обильно украшена нашитыми бляшками тоже из чистого золота. Напротив входа в общее захоронение расположены остатки кипарисового саркофага, который был инкрустирован слоновой костью.

В нём находились останки женщины, которую украшали три утончённых подвески из чистейшего золота, а также две более массивные подвески, с изображением воинственной богини Афины Паллады в шлеме.

Золотые подвески Куль-Оба – это шедевр ювелирного искусства древности. Работа настолько филигранная, что её можно сравнить с подковой, которой Левша подковал блоху.

На шее женщины была гривна из золота и ожерелье. Возле неё было обнаружено зеркало с золотой ручкой, а также два довольно широких браслета из золота, на которых были изображены грифоны, нападающие на оленей в обрамлении масок львов. Между голенями женщины находился знаменитый сосуд из сплава золота и серебра, на котором изображены сцены из жизни скифов.

Могила слуги-конюха была обнаружена вдоль стены склепа. Возле этого захоронения были установлены два котла из меди с бараньими костями. Весь пол был усеян медными наконечниками стрел. Свод помещения был закрыт деревянным потолком, с которого, по-видимому, свисал богато расшитый золотыми бляшками полог.

Читайте также:  Гостевой дом уют в утесе (алушта, крым): фото, цены, отзывы

Всё это золото лежало на полу, потому что за долгие годы ткань истлела.

Роковая оплошность, приведшая к утере большей части сокровищ

Оставшиеся и дошедшие до наших дней украшения Куль-Оба составляют основу знаменитой коллекции скифских древностей Эрмитажа и являются достоянием страны.

После завершения описаний все найденные сокровища унесли и, полагая, что захоронение уже пусто, караул у входа в склеп сняли притом что южная сторона и половина восточной части захоронения ещё не обследовались. Это стало роковой ошибкой.

Той же ночью так называемые «счастливчики», а по сути, просто грабители, отвалив камни, прикрывавшие вход в склеп проникли внутрь, вскрыли пол, обнаружили драгоценности и унесли их. Обстоятельства этого грабежа стали известны в начале 1831 года от одного из воров, грека, Дмитрия Бавро.

Он признался Дюбрюксу в содеянном и вернул похищенную массивную золотую бляху, изготовленную в виде оленя, а также львиную голову, служившую окончанием шейной гривны. К сожалению, это были единственные драгоценности, которые тогда удалось спасти.

Он рассказал, что сразу после ухода караула несколько человек под покровом ночи пробрались в склеп и стали переворачивать камни в поисках остатков ценностей. Они нашли несколько золотых бляшек, и, не остановившись на этих находках, принялись разбирать пол, выворачивая каменные плиты.

Грабители обнаружили тайник с несметными сокровищами.

Под одной из таких плит ими был обнаружен тайник с несметными сокровищами, состоящими из тяжёлой бронзовой шейной гривны, обёрнутой листами золота, с золотыми головами львов на её концах, золотая обкладка горита – футляра для хранения лука и стрел, золотые кубки, блюда, сервизы, ювелирные украшения и множество других сокровищ.

Некоторые из найденных изделий грабители прямо на месте разрубали на куски, чтобы поделить. В итоге, Бавро за возвращённые находки получил денежное вознаграждение, малую часть предметов удалось выкупить, а все остальные сокровища утеряны для России. Некоторые из них сегодня можно встретить в Британском музее, а также в музейных экспозициях Германии и США.

Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/kerch/kurgan-kul-oba/

История открытия кургана Куль-Оба

Открытие Золотого кургана (так иногда называют курган Куль-оба, путая с курганом Алтын-оба, из-за золотых богатых находок) сделали Стемпковский и Дюбрюкс. Открытие случайное.

Богатый склеп, на который наткнулся, тоже совершенно случайно, один из жителей Керчи, был вычищен 12 января 1821 года матросами гребной транспортной флотилии. По имени их командира капитан-лейтенанта находка называется курганом Патиниотти.

Капитан-лейтенант честно отправил все драгоценности тогдашнему генерал-губернатору Новороссийского края графу де Ланжерону, от коего они якобы и поступили позднее в Одесский музей, но, впрочем, не найдены до сей поры.

По счастью, сохранилось не только описание, но и рисунки найденных вещей — массивной шейной гривны из электра (сплава золота и серебра) с львиными головами на концах, два золотых браслета, электровая фигурка скифа с рогом для вина в руке, множество золотых бляшек — нашивных украшений скифского одеяния. Найдены были также медные котлы с бараньими костями, греческая амфора и множество наконечников стрел.

Через 9 лет другие военные были посланы командованием для сбора строительного камня на курган Куль-оба (по крымско-татарски — «холм пепла»). Камень собирался с облицовки кургана и доставлялся в Керчь. Наконец, работа была завершена, и лишь несколько нижних чинов оставались на кургане для сбора мелкого щебня.

В качестве наблюдателя при этом присутствовал смотритель Керченских соляных озер Павел Дюбрюкс. Он то и решил, основываясь на 14-летнем археологическом опыте, что курган — дело рук человека, а стало быть, внутри кургана — гробница. И определил примерное место для входа в курган — дромоса.

Стемпковский немедленно приказал увеличить количество землекопов из числа солдат Воронежского пехотного полка и копать в указанном месте. Уже 19 сентября, то есть через несколько дней, градоначальнику доложили, что открылись части строения из тесаного камня.

Стемпковский прибыл с любителями древностей и увидел раскопанный проход из камней, ведущий к двери, однако проход перекрывали сгнившие и обрушившиеся бревна, переложенные когда-то камнями. Многие из них нависли над дромосом, грозя обвалом.

По приказу Стемпковского дромос был очищен. 22 сентября через отверстие в верхней части двери проникли в квадратный склеп площадью около 20 квадратных метров, перекрытый пирамидальным сводом — камнями, выложенными уступами. Археологи нашли «разрушенные доски и бревна, изломанный катафалк…» Дюбрюкс был очень разочарован: склеп очистили до него!

Однако при дальнейшей расчистке оказалось, что камера совсем не тронута. Только дерево, ткани, а частично и кости истлели. В склепе было захоронено три человека. Главный их них — высокорослый воин (193 сантиметра), одетый в праздничный наряд, увенчанный войлочным остроконечным скифским башлыком с золотыми накладками.

На шее — золотая гривна весом 461 грамм в виде жгута из шести толстых проволок, концы которой украшены фигурками скифа на коне. На руках и ногах воина были золотые браслеты тончайшей работы, а вся одежда расшита множеством золотых бляшек. Меч, лук и стрелы, поножи лежали рядом.

Рукоятка и ножны меча, а также горит (футляр для лука и стрел) были обложены золотыми пластинами с вытесненными на них изображениями фантастических зверей, а также известных животных. Рукоятка кожаной нагайки была оплетена золотой лентой, а бронзовые поножи — покрыты позолотой.

Точильный камень для меча был в золотой оправе, рядом находилась золотая чаша весом 698 грамм — с вычеканенным изображением Медузы Горгоны и бородатой головы скифа. Изображение во множестве повторялось по кругу.

Второе погребение принадлежало жене или наложнице скифа, вероятно, царя. Тело женщины было положено в кипарисовый гроб с росписью и отделкой из слоновой кости. Рисунки поражали тонкостью и местами были раскрашены. Изображения передавали сцены охоты скифов и сюжеты из греческих мифов.

Одежда женщины была расшита электровыми бляшками, голову украшала электровая диадема, здесь же нашли золотые подвески с изображением Афины, повторявшим изваянное Фидием в 40-х годах V века до н. э. (он сделал статую богини для храма Парфенона в Афинах).

Еще одна пара золотых подвесок содержала мелко легальное изображение в медальонах сцен из «Илиады» с участием Ахилла. На шее женщины было ожерелье и золотая гривна весом 473 грамма. Рядам лежали два широких браслета и бронзовое зеркало с отделкой золотым листом.

У ног — электровый сосуд с четырьмя выгравированными сценами из жизни скифов (лагерь после боя). На одной из картинок скифу вырывают больной зуб.

При  изучении  черепа  воина  оказалось,  что  погребенный царь действительно имел на указанном месте манипуляций лекаря — больной зуб, а двух коренных, вырванных ранее, лишен. Таким образом, ваза давала блестящий повод к изучению подлинной жизни скифов, ибо реализм изображений просто поразителен.

Дальнейшие находки (Воронежский курган в 1910–1911 годы) доказали идентичность быта и облика изображенных в Куль-обе и Воронеже скифов, а следовательно, принадлежность погребенных к одному народу. И Кульобская электровая и серебряная с позолотой Воронежская ваза — обе относятся к IV веку до н. э.

Одна из найденных в Куль-обе фигурок двух скифов, держащих один ритон (рог для питья вина), показывает сцену побратимства, описанную Геродотом. Куль-обская находка во многом подтвердила правильность Геродотовых описаний.

За гробом царя лежал скелет конюха-раба. За его головой найдены кости лошади (в специальном углублении), греческие бронзовые поножи и шлем.

В серебряных позолоченных тазах и серебряном блюде у стен склепа нашли посуду — чеканный набор серебряных сосудов, два ритона и килик (чаша для питья вина), кроме того, медные котлы и четыре глиняные амфоры, в которые когда-то, судя по клеймам на горлышках, было вино с острова Фасоса. На полу обнаружили множество бронзовых наконечников стрел и копий — несколько сотен.

Во время работы со склепом в одну из ночей он был ограблен, несмотря на принятые меры предосторожности. С великим трудом Дюбрюксу удалось спасти только львиную головку, венчающую один из концов массивной шейной гривны, и золотую бляху с изображением оленя — один из шедевров так называемого «звериного стиля», весящий 226 грамм.

Грабеж Куль-обы продолжался и позднее, но только до 28 сентября, когда на грабителей обрушилась северная стена склепа и покалечила двоим из них ноги.

Впрочем, за четыре ночи, предшествовавшие этому событию, с которого грабежи прекратились, «счастливчики» (так называли грабителей древних курганов) успели целиком расчистить склеп, поднять огромные плиты пола и… освободить три ямы-тайника, содержание которых ученым до сих пор неизвестно.

Ни одна из изъятых в тайниках вещей, среди которых, несомненно, было золото, не появлялась больше в поле зрения. Правда, на дне вскрытых грабителями ям и между оставшихся плит пола в 1830 году было найдено несколько золотых бляшек.

Директор Керченского музея А. Е. Люценко после публикации труда Дюбрюкса (при жизни автора так и не изданного) в 1875 году предпринял очередную попытку раскопок Куль-обы: Дюбрюкс высказывал предположение, что в кургане могут быть и другие погребения, не менее важные. Куль-обский склеп был вычищен от завалов.

Но перед взорами археологов предстала мрачная картина: стены были разобраны наполовину и унесены местными жителями. Весь пол был вскрыт, плиты из камня разбиты и также унесены. В траншеях, заложенных А. Е. Луценко, также ничего не было найдено, кроме нескольких золотых бляшек.

Интерес к Куль-обе пропал, и Золотой курган до сих пор не обследован до конца.

За неимением новых данных о Куль-обе, воспользовавшись буквами «ПА1» на золотом олене — вероятно, клеймо мастера, — исследователи решили приписать погребение Боспорскому царю Пайрисадесу, правившему с 349 по 311 годы до н. э., при котором государство достигло большого могущества.

Но такая трактовка не нашла в ученой среде должного отклика: даже будучи не греком, царь Пайрисадес вел греческий образ жизни (хотя бы внешне), а захоронение носит все черты скифского, описанного Геродотом. При погребении царя скифы душили любимую из его наложниц и хоронили рядом с ним.

Вместе с царем в могилу клали его любимых слуг, коня, посуду и пищу (мясо в медных котлах), а также вино.

Вероятно, погребенный в Куль-обе скифский царь мог находиться под влиянием греческой культуры, но скорее всего греческие мотивы в найденных вещах отражают больше вкус мастеров, чем самого царя-скифа.

Продолжение раскопок кургана может дать неожиданный ответ. Впрочем, скифы трудно расстаются со своими загадками и гораздо легче — с золотом курганов, рассеянным по всему миру и переплавленным за 200 лет в слитки.

Вернее, не за 200, а за 2000 лет, что грабятся курганы.

Ответ может быть банальным. Если скиф — не Боспорский царь, то близость могилы к Пантикапею (курган в 6 верстах от Керчи) может объясняться только вынужденностью захоронения.

Подсказку сделал еще в 1830 году Е. Шевелев, присутствовавший при обнаружении могилы (вспомните о больном зубе!). Все остальные зубы царя — вполне здоровы, если не считать еще двух удаленных.

Мужчине было 30–40 лет, а это не так много, следовательно, умер он не от старости. Судя по рисункам на электровой вазе, скиф доверил выдрать третий зуб врачевателю-скифу, но тот не справился, и в результате пришлось ехать в Пантикапей — к греку или еврею.

Но прибывший со свитой скифский царь вылечиться не успел: вероятно, умер от гангрены.

Источник: http://jalita.com/guidebook/kerch/kul-oba_history.shtml

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]