История монастыря началась еще во времена иконоборчества, но об этом практически ничего не известно. Кизилташский монастырь Стефана Сурожского в Крыму привлекает прихожан и паломников древними пещерами, славящимися святым источником, и мистическими необъяснимыми наукой тайнами.
Церковный комплекс располагается высоко на склонах гор, недалеко от красивейшего курорта Судак, знаменитого чистейшей водой и буковым лесом. Уютная местность мало изучено археологическими экспедициями, но керамику VIII века и бронзу X-XVI столетий находят даже простые путешественники.
Кизилташский мужской монастырь, Крым
История возникновения монастыря
В VIII-XI вв. долина Кизил-Таш, часто именуемая Крымской Швейцарией, была густо заселена людьми, которых притягивали живописные места с теплым климатом. Об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов.
Еще места для паломничества в России:
Предание гласит: в VIII столетии в долине находилась резиденция архиепископа Стефана Сурожского, являвшегося ревнивым защитником христианского учения. Ему нравилось молиться в этих местах, открывающих прекрасный вид на подножие скалы, и питаться священной водою из источника.
По историческим сводкам в начале XIV столетия на этом месте располагался армянский монастырь, в котором работала духовная семинария и преподавалась церковная музыка. Через несколько лет рядом с храмом построили церковь во имя Пречистой Девы. Некоторые исследователи утверждают, что здесь же воздвигли другой православный памятник — монастырь имени Иоанна Предтечи.
Археологические раскопки подтверждали: в пещере с источником располагалась каменная часовня с росписью стен, не сохранившейся до наших дней.
В середине XIV христианская культура в Кизилташской долине начинает угасать под влиянием ислама, усилившего собственные позиции на полуострове.
Православные монастыри закрыли или разрушили после того, как османская армия завоевала близлежащие генуэзские крепости.
В конце XIX столетия в долине обнаружили развалины храма и камень, на одной стороне которого был высечен крест. Археологи также нашли часть колонны с изображением апостолов.
Стефан Сурожский, в честь которого названа обитель, управлял делами этого церковного комплекса в VIII столетии.
Святитель Стефан Сурожский
О его назначении известил ангел, явившийся византийскому патриарху Герману. Небесный посланник отозвался о Стефане как о благочестивом, смиренном и грамотном монахе и наказал сделать его настоятелем монастыря. Ангел явился и самому преподобному, возвещая об этой большой радости.
Интересно! Стефан Сурожский отличился практикой ежедневных молитв, праведным житием и тем, что за 5 лет приобщил большинство здешних жителей к христианству.
Возрождение обители
В 1825 г. один кизилташский пастух нашел деревянную икону Пречистой Богоматери, плывущую по реке. Через некоторое время святой образ оказался у протоиерея Иосифа. Молва о чудесном обретении иконы распространилась по всей долине, и в грот Кизил-Таша начал стекаться боговерующий народ. Воды и грязь источника официально признали целебными.
О других действующих храмах Крыма:
Через 12 лет здесь построили часовню, где находилась икона и мраморная плита с изображением апостолов.
- Вскоре рядом с гротом двое богомольцев построили скит, где они жили и занимались служением. В середине XIX столетия долину Кизил-Таш посетил архиепископ Иннокентий. Он милосердно освятил часовню и дал благословение на возведение монастыря.
- Первым игуменом мужского храма стал преподобный иеромонах Арсений, который руководил постройкой вокруг целебного источника. В первое время здесь жили только 11 монахов, они воздвигли церковь во славу Стефана Сурожского, четыре землянки и домик для священника.
- Приемником Арсения становиться игумен Парфений, который руководил основными постройками церковного комплекса. Братия воздвигла украшенную святым образом каменную церковь во славу Богородицы. На вершине близлежащих гор поставили грандиозные православные кресты, служащие ориентиром для прихожан.
- В начале XX столетия Кизилташскому монастырю принадлежала территория в 248 га: часть использовалась для огородов и виноградников, а также для разведения скота, лошадей и домашней птицы. Сегодня туристы могут увидеть на территории благородный ливанский кедр, посаженный в тот период. Обитель славилась тремя прудами, колодцами, святым источником.Святой источник в Кизилташском монастыре
- В 1910 г. на территории монастыря проживало полсотни монахов, а подворье находилось на берегу Азова. Обитель стали считать центром крымского паломничества и впечатляющей достопримечательностью.
- В 1920 г. на территории обители соорудили детскую колонию труда. В 1923 советские власти полностью упразднили монастырскую жизнь, заменив её сельскохозяйственной артелью. У церквей убрали купола и обустроили внутри храмов общежитие.
- В 1951 г. правительство СССР разместили здесь арсенал ядерного вооружения, что привело к полной изоляции территории. Все церковные постройки уничтожили, чтобы не привлекать внимание паломников. В 1992 г. ядерные боеприпасы перевезли в другое место.
Современное состояние монастыря
- Летом 1995 г. в обитель приехал проходивший послушание в армии Украины офицер-священник по имени Николай Демьянюк. На его плечи возложили обязанности воспитания военнослужащих и решение вопроса о возрождении монастыря Кизил-Таш.
- В апреле 1997 г. на заседании Священного синода был прочитан доклад митрополита Лазаря об открытии обители, названной в честь преподобного Стефана Сурожского. Члены церковного совета благословили запрос и утвердили Н. Демьянюка здешним наместником.
- В 2000 г. началось строительство братских корпусов, а через два года иеромонах Николай получил чин игумена. Вскоре был построен храм для местного населения и военных, постройку освятили в память родоначальников русского монашества. Сегодня обитель продолжает обустраиваться.
На территории находятся две пещеры: Разбойничья и Святая. История первой связана с бунтарем по имени Алим, который укрывался в этом гроте вместе со своими приспешниками.
Грот Кизилташского монастыря
Здесь разбойники хранили свою добычу, которую в наше время, возможно, искали авантюристы. Святая пещера названа в честь чудесного обретения образа Пречистой Девы.
Для сведения! Грот знаменит целебным источником со святой водой. Есть предположение, что именно здесь жил и молился преподобный Стефан Сурожский.
Как добраться
Монастырь Кизил-Таш открыт для посещения в любой день. По отзывам и свидетельствам паломников и туристов это святое место заслуживает внимания, несмотря на то, что в ходе истории оно претерпело значительные изменения.
Здесь находятся мощи православные святых:
- Георгия Победоносца;
- святого Стефана;
- преподобных Иннокентия и Гавриила.
Читайте о других православных святых:
Попасть в обитель, раскинувшуюся вдали от оживленных магистралей, можно с пересадкой: из Феодосии следует добраться до поселка Щебетовка, а далее на автобусе до Краснокаменки. Монастырь виднеется на северной стороне, за воинской частью.
Кизилташский мужский монастырь в Судаке
Храм, спрятавшийся в густых лесах, издалека можно рассмотреть по куполам и красной крыше. Путь указывают специальные таблицы, которые установлены на подъемах. На подходе к церковной обители слышится спокойное пение и мудры
е слова священников, отговаривающих мирян от греховности.
Внимание! Приехав в эти святые места, туристы должны соблюдать правила приличия и придерживаться установленных принципов.
Здешние монахи чрезвычайно рады православным верующим, но скептически относятся к простым туристам в разноцветных одеждах. Внешний вид должен быть подобающим: женщины — в платках и длинных юбках, а мужчины — в брюках и свитерах или рубашках с длинным рукавом.
https://www.youtube.com/watch?v=Mfrlf3_GkAE
Здесь запрещено курить, распивать спиртное, мусорить и входить с животными. На территории монастыря необходимо отключить телефоны, бережно относиться к здешней архитектуре и природе.
Престольный праздник — 28 декабря (день Святителя Стефана Сурожского).
Обитель Кизил-Таш, окруженная впечатляющим лесом и красными скалами, оставляет неизгладимые впечатления в душе приезжих, даря небывалый заряд энергии. Прихожане имеют шанс прикоснуться к христианским достопримечательностям, и насладится единством с мирным окружением. Этот церковный комплекс пропитан святостью, которая проистекает из каждого камня или плиты.
Видео о Кизилташском Свято-Стефано Сурожском мужском монастыре
+Янв 17, 2019 13:46Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/kiziltashskij-muzhskoj-monastyr-svyatitelya-stefana-surozhskogo-v-sudake.html
Кизилташский монастырь Стефана Сурожского: как добраться
Местоположение на карте Крыма
Исторические события и факты
В пещере образовалась часовня, рядом стали селится паломники. В 1853 году это место получает благословение на строительство монастыря. В 1856 году появляются первые монастырские строения во имя святого Стефана Сурожского. Изначально во владениях монастыря был ветхий дом и землянки, в которых проживало 11 священнослужителей.
Во время Крымской войны настоятелем храма был игумен Парфений. Он причащал раненых, отпевал убитых и был за это вознагражден наперсным крестом. К сожалению Парфения настигла трагическая смерть.
Его расстреляли бандиты, и сожгли тело в узком ущелье. Благодаря случайному свидетелю, злоумышленников быстро отыскали и приговорили к смертной казни.
Во время своей жизни отец Парфений построил на территории большинство монастырских зданий, принимал прямое участие в рабочем процессе.
Строительство монастыря было завершено в начале двадцатого века. Слава о священном месте с чудодейственным источником распространилась по всей империи. Не иссякал поток прихожан и паломников. В 1906 году мужской Кизилташский монастырь Стефана Сурожского посетила царская семья.
Макет монастыря.Таким он был до революции.
Приход советской власти сильно отразился на судьбе монастыря. В 1923 году его закрыли. На церквях разрушили все купола, в зданиях расположили артель, клуб, общежитие, конюшню. С 1930 года до начала войны, на территории находился дом отдыха для военнослужащих. После войны в 1951 году, в Кизилташе обосновалась база Черноморского флота.
Здесь стали производить ядерные боеголовки. Для их хранения в горах было прорыто множество подземных туннелей, а все монастырские строения были уничтожены по приказу правительства. В 1992 году вывезли все боеголовки, но военная база до сих пор осталась. В 2000 году монастырь начали заново возрождать по решению Священного Синода.
Кизилташский Стефановский монастырь сегодня
Восстановлена главная реликвия — пещера с целебным источником. Внутри нее сохранились наскальные росписи 1837 года. Отстроен новый современный храм и кельи для монахов. Благоустройство монастыря продолжается до сих пор. Кизилташский монастырь принимает прихожан в любые дни. Неподалеку от храма можно посмотреть священный грот, пещеру древних разбойников. На территории священного места хранятся мощи Георгия Победоносца, Стефана Сурожского, игумена Парфения и других святых. Настоятелем Кизилташского Стефановского монастыря служит отец Никон.
Информация для посетителей
- Адрес: ул. Крымская, Краснокаменка, Феодосия, Крым
- GPS Координаты: 44.934147, 35.073459.
- Телефон: +7 978 897‑70-46, +7 36566 3‑47-50
- Официальный сайт: http://kiziltash.org/
- Расписание богослужений: ежедневно, 08:00–18:00
Как добраться
Монастырь расположен в горах, выше населенного пункта Краснокаменка. Добраться до этого священного места не так уж просто. Посетителям придется преодолеть определенную часть пути пешком, по узким горным тропам. При восхождении открывается потрясающий вид на местность. У ворот храма прихожан встречает священнослужитель и проводит на территорию.
Транспортом можно добраться только до урочища Кизилташ, далее нужно следовать пешком по тропе, которую проложили монахи. На собственном автомобиле быстрее всего доехать до поселка Краснокаменка и урочища можно из Судака.
А с Феодосии каждые сорок минут в этом направлении ходит автобус, который отправляется от центрального рынка. Необходимо садиться на автобус «Феодосия — Урочище» и следовать до предпоследней остановки «Батальон». Далее будет не сложно отыскать тропу с указательными обозначениями, которая ведет к храму.
Также можно посетить Кизилташский Стефановский монастырь в составе организованной экскурсионной группы, вместе с сопровождающими.
Маршрут, как добраться из Симферополя:
Посещение мужского Свято-Стефано-Сурожского не оставит вас равнодушным. На фоне величественной скалы, обитель утопающая в зелени, считается местом силы. В заключение, предлагаем вам посмотреть видео об этом христианском монастыре:
Источник: http://jeduvkrym.ru/kiziltashskij-monastyr-stefana-surozhskogo-kak-dobratsya/
Кизилташский монастырь святого Стефана Сурожского в Крыму
Не советские секреты сегодня привлекают людей в урочище Кизил-Таш (в переводе с тюркского это слово означает «красный камень», и скалы вокруг там действительно красного цвета), а древний грот со святой водой и возрождающийся православный монастырь…
Эти места, затерявшиеся в лесах между Судаком и Коктебелем, пожалуй, только местные до сих пор и знают, ибо начиная с послевоенного времени колючая проволока и сверхсекретность во всем окружали и тех и других словно прочный кокон (местные жители даже своих родственников могли видеть лишь по спецприглашению). Но вовсе не бывшие советские секреты сегодня привлекают людей в урочище Кизил-Таш (в переводе с тюркского это слово означает «красный камень», и скалы там действительно красного цвета), а древний грот со святой водой и возрождающийся православный монастырь…
История этого места берет начало еще в VIIIв. от Рождества Христова. Внизу у моря в живописной бухте в те поры шумел торговой жизнью богатый и красивый город и порт Сурож (ныне это курортный городок Судак с остатками крепости на холме).
И хотя было тогда в Суроже еще не так много христиан, но храмы уже были, были и служители в них, а главным был епископ, которого назначала Византия. И вот, когда сурожский епископ оставил свой пост в связи с кончиной, горожане отправили посланцев в Царьград (Константинополь, а позднее – Стамбул) за новым главой церкви.
Пока Патриарх Герман размышлял, кого бы назначить, явился ему ангел и повелел для этой цели найти благочестивого монаха и затворника Стефана – добронравного, смиренного, но также и весьма грамотного и мудрого человека. До того, как затвориться от всех в молитвах и воздержании, он обучался с юности многим наукам в столице и весьма преуспел в них.
Явился ангел так же и к самому монаху и сказал: «Я ангел Господень, послан от Спаса Христа возвестить тебе радость и повелеть идти в град Сурож научать людей вере Христовой; утром пришлет за тобою патриарх и, посвятив, пошлет тебя туда архиепископом, ты же не ослушайся его, чтобы не прогневить Бога».
И отправился новый архиепископ Сурожский Стефан на корабле к берегам Тавриды. Не только проповедями, но и своей праведной жизнью смог Стефан за пять лет убедить окреститься почти всех жителей Сурожа и его окрестностей.
А в это время в Византии Лев Исаврянин начинает борьбу с иконами и всеми христианами, кто их почитает – кого убивают, а многих ссылают.
Отправили от него и в Сурож строжайшее повеление: не поклонялся иконам и кресту, на что Стефан Сурожский твердо ответил: «Не будет этого, не позволю народу моему отступить от закона Христова и сам все претерплю за иконы и крест Господень!». Схватили Стефана, мучили, истязали, а затем бросили в темницу.
Только через несколько лет сын умершего Льва Константин Копроним освободил Стефана, и не только освободил и наградил за все мытарства, но и снова назначил его архиепископом в Сурож, где затем тот управлял делами верующих уже до самой своей кончины, совершившейся 15 декабря 750 г.
Стефана Сурожского погребли в Софийском соборе города Сурожа (собор этот впоследствии был обращен в мечеть, а мощи св. Стефана сокрыты верующими от поругания врагов христианства, но в настоящее время, увы, неизвестно, где они находятся). Возле мощей его Господь творил тогда многие чудеса: люди исцелялись от своих недугов и даже слепые прозревали…
Но постепенно, с годами, эти тропы заросли и только уже в XIXв., в 1825 году, случилось в этих местах одно удивительное событие, повлекшее за собой их возрождение как несомненно святых мест. Рассказывают, что тем летом один татарин, местный житель, пас поблизости овец и решил спрятаться от надвигавшейся непогоды в старом гроте.
И вот в глубине его, в озерце небольшого источника он увидел вдруг чудо – икону Богородицы! Пастух взял ее и отнес греческому купцу, который в свою очередь передал ее феодосийскому протоиерею Иосифу. Икона была оправлена в серебро и поставлена в церкви Св.Стефана Сурожского (в настоящее время местонахождение ее неизвестно…).
А тогда молва о чудесном обретении иконы Пресвятой Богородицы мгновенно облетела весь полуостров, и потянулись к святому месту православные. Особенно много паломников собиралось с тех пор в Кизилташском урочище в день Успения Божьей Матери (15 августа) – в этот день приходили священники из Судака и прямо в гроте служили литургию.
Сначала в соседней пещере поселилась одна болгарская девушка-христианка Константина (та самая, которая потом в урочище Топлы основала известный и по сей день Троице-Параскевиевский женский монастырь). Затем ее место заняли два странника-богомольца – Андроним и Пантелеймон. Они-то фактически и стали первыми монахами будущего мужского монастыря.
Своими силами построили себе очень скромное жилище и такую же глинобитную церквушку (ее уже в 1856г. освятили во имя Св.Стефана Сурожского). Но Андроним, говорят, через какое-то время отбыл на Афон, а Пантелеймон так и жил в монастыре до конца своих дней. Источник, в котором была обретена икона Божьей Матери, стали почитать святым.
И действительно, по многочисленным свидетельствам тех лет, той водой исцелялись многие, страдавшие болезнями глаз, глухотой, нервными недугами.
Многие страждущие с больными руками и ногами пользовали себя также грязью со дна небольшого болотца, находящегося чуть ниже источника, и настолько удачно, что монахам в конце концов пришлось даже построить для этих целей небольшое сооружение – фактически первую грязелечебницу в Крыму.
В 1853г. эти места посетил архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, неустанным попечением которого были восстановлены многие и многие храмы и монастыри в Крыму. Кизилташу также он дал свое благословение и с 1856г.
здесь во имя Св.Стефана Сурожского стал возводиться мужской монастырь. Настоятелем его был назначен игумен Парфений – очень хороший священник и достойный человек, до этого служивший при Балаклавском Георгиевском монастыре.
Во время Крымской войны, как и почти все иеромонахи монастыря, он был приписан к одному из кораблей черноморского флота, где, не боясь ни пуль, ни ядер, помогал раненым, причащал умирающих и отпевал погибших. За смелость и мужество о.Парфений был даже награжден медалью и наперсным крестом.
Кроме того, во флоте с успехом пользовались его техническими изобретениями. Как всесторонне грамотный и умный человек отец Парфений многое умел сам, многому мог научить, но и многого требовал. Сам не любил праздности и лени и не терпел этого в других.
За несколько лет Кизилташский монастырь стало буквально не узнать: из нескольких мазанок он превратился в целый скит с храмами, двумя гостиницами для паломников, кельями для монахов, всевозможными службами, со своей мельницей и хлебным полем, огородами и виноградниками, со своими коровами и лошадьми.
Монахи и послушники под неустанным руководством игумена Парфения от зари до зари прокладывали дороги для паломников к монастырю, копали колодцы, обжигали кирпичи, тесали камень, растили хлеб и плоды.
Но постоянно докучали обители несколько татар из соседней деревушки Таракташ.
Конечно, не все, но среди многих людей найдутся и нерадивые… Не раз писал отец Парфений жалобы на то, что татарами злоумышленно истребляется вокруг обители лес, а также замечено неоднократное и откровенное воровство в монастырских пределах. В конце концов, осенью 1866г.
произошло это ужасное событие – настоятеля Кизилташского монастыря игумена Парфения на одной из лесных троп, когда он возвращался из ближайшего имения, куда ездил по делам, убили.
По словам свидетелей, случайно видевших это страшное преступление, его не только застрелили, но, чтобы замести следы преступления, еще и сожгли.
Но преступников изобличили, найдя место преступления, а после окончания следствия предали суду и публично повесили на главной площади в Феодосии – их было трое из деревни Таракташ (ныне с.Дачное), четвертого же сослали на каторгу. И вот что удивительно: тогда, ужасаясь произошедшему, многие жители татарской деревни помогали следствию, а в наше время, наоборот – в тех местах не так давно татары поставили памятник убийцам, представив их теперь чуть ли не народными мучениками, неправедно казненными русским самодержавием.
Да что говорить, если в советское время нашлись даже среди наших соотечественников такие, которые, пытаясь очернить имя убиенного отца Парфения, придумывали несусветные легенды о том, что он якобы бежал с деньгами за границу… Советские времена, известное дело, коснулись и самой обители. Какой уже там после 20-х годов мог быть монастырь?.. В 1923г.
сюда переехала сельхозартель, бессовестно устроившая в храмах клуб и общежитие. С 1930г. — расположился дом отдыха Московского военного округа, просуществовавший вплоть до начала войны.
А после войны, в 50-м году и вовсе решили в чудесном урочище, на территории бывшего монастыря устроить… одно из секретных хранилищ ядерных боеголовок военно-морского флота.
Строительные работы велись под надзором лично Л.Берии и это естественно, так как это его «подопечные» — заключенные строили «объект». Для начала же все оставшиеся здания монастыря были попросту взорваны; рвались взрывы и из недр «красных скал», где предполагалось устроить само хранилище.
Поселок к 1956г. расширился, обзавелся своим детсадом, школой, магазинами, продолжая быть абсолютно секретным объектом под именем «Почтовый ящик №105» (в 60-х – «Феодосия-13»). Весь ядерный запас был вывезен лишь в 1992 году.
Однако воинская часть до сих пор дислоцируется в том месте, поэтому всем желающим посетить святые места необходимо иметь с собой документы на случай проверки.
А кроме того совет: лучше до конечной остановки «Урочище» не доезжать, а выйти заранее (спросить у пассажиров), найти маркированную тропу, которая подымаясь в гору и выведет к монастырю. Это уже новый Кизилташский монастырь.
Он образован с 1997г. во имя Св. Стефана Сурожского по благословению Священного Синода Украинской Православной Церкви, а наместником его поставлен иерей Никон (Демьянюк).
Выше военного городка, выше бывшей военной базы с ее подземными штольнями, почти у самых скал стоят несколько чистеньких беленьких одноэтажных домиков (с такими же, как скалы, красными крышами) нового монастыря и в одном из них храм, освященный в честь Всех Святых Киево-Печерских (в него бережно переданы из многих других храмов частички мощей многих известных православных святых: архиепископа Иннокентия, святителя Луки, патриарха Тихона, Пантелеймона-целителя, Агапита Печерского, Александра Невского, Георгия Победоносца и других). Над домиками и чуть в стороне – старая каменная лестница с крестом… Там монастырское кладбище. А если пойти по тропке от каменного креста вправо и все вверх и вверх, то через некоторое время можно оказаться в довольно просторной пещере.
Это и есть тот самый грот с источником, в котором когда-то была обретена икона и в котором, возможно, молился сам Св.Стефан Сурожский. И действительно это малюсенькое озерцо особой силой способно помочь многим страждущим, а также ищущим утешения и укрепления, вот только войти туда нужно непременно с чистым сердцем, с добрыми помыслами, с благоговением и верой, что все так и будет…
Сайт монастыря — kiziltash1.narod.ru — Там можно посмотреть фотографии, почитать впечатления паломников и ознакомиться с историей обители. В статье использованы снимки с этого сайта. Приятных вам путешествий!
Источник: http://www.perekop.info/snt-stephan-monastery-in-crimea/
Монастырь святого Стефана Сурожского (Кизилташский мужской монастырь)
Возле села Краснокаменка Судакского района Крыма в небольшой долине у гор Кизил-Таш, что в переводе значит «красный камень», расположился Кизилташский монастырь. Согласно легендам, в этом уголке Крымского полуострова в средние века жил в пещере и молился Богу Стефан Сурожский.
Позднее в той самой пещере начал бить целебный источник, названный именем монаха. А в 1825 году в этой пещере пастух обнаружил икону Божией матери.
Прошло время, и это место было выбрано для основания мужского монастыря в честь Стефана Сурожского
В Кизилташском монастыре было три храма. Первый – в честь Стефана Сурожского, второй – в честь Успения Божией Матери, в котором находилась та самая явившаяся икона, а третий – в честь Серафима Саровского.
Кизилташский монастырь занимал очень приличную территорию, на которой располагалось 30 каменных строений, большущее хозяйство, виноградники и сады. Проживало в монастыре одновременно около 100 послушников. На монастырской территории был пруд, в котором разводили карасей и раков.
Фото Кизилташского монастыря Стефана Сурожского
С приходом советской власти начали закрываться многие монастыри. Эта же участь не минула и Кизилташскую обитель – монастырь закрыли в 1923 году.
В зданиях кизилташского монастыря Стефана Сурожского разместилась сельхозартель, устроив в храмах конюшню, общежитие и клуб.
С 1930 года на этом месте образовался дом отдыха для служивших в Московском военном округе, который проработал до начала Великой Отечественной войны. По окончании войны было решено устроить на месте монастыря секретное хранилище ядерных боеголовок Черноморского флота.
Под надзором Берии были взорваны все монастырские строения, а само хранилище предполагалось разместить в недрах «красных скал».
К 1956 году поселок расширился, в нем появился детский сад, школа, магазины, но при этом он назывался «Почтовым ящиком №105», позднее «Феодосией 13», и был объектом повышенной секретности.
Последнюю ядерную боеголовку вывезли из этого поселка в 1992 году, но воинская часть продолжает дислоцироваться в этом месте и любого желающего без документов сюда не пропустят.
На небольшом участке земли, который выделили военные, в 1998 году начались работы по восстановлению Кизилташского монастыря Стефана Сурожского. Уже успели восстановить пещеру с источником Святого Стефана Сурожского, возвели новый храм. Сегодня в Кизилташском Крымском монастыре постоянно проживают несколько послушников под руководством настоятеля монастыря – отца Никона.
Карта и GPS координаты Кизилташского монастыря в КрымуGPS — N 44 56.026 E 35 04.410{mosmap lat='44.933767'|lon='35.0735'| text='Кизилташский монастырь'}
Источник: https://crimeaz.ru/dostoprimechatelnosti-yubk/dostoprimechatelnosti-sudaka/128-monastyr-svyatogo-stefana-surozhskogo-kiziltashskij-muzhskoj-monastyr.html
Кизилташский монастырь святого Стефана Сурожского
17 червня 2009, 12:47 | Краєзнавство-дайджест | | | | Код для блогу | |
Олена ІВАНОВА. — «Боспор-Крым», 4-11 червня 2009 року (рос.)
Горы Восточного Крыма очень красивы. Одни из них сложены известняками, другие являются коралловыми рифами, выросшими на дне теплого древнего океана. Здесь можно увидеть скалистые обрывы, зубчатые вершины и ущелья.
Но есть места, где скалы расступаются, образуя небольшие живописные долины.
Именно в одной из таких долин, расположившейся у скального хребта Кизил-Таш (по-татарски «красный камень»), неподалеку от села Краснокаменка, и был основан в 1850-х годах мужской монастырь в честь святителя Стефана Сурожского.
Святитель Стефан Сурожский
Христианская же история этого места началась еще за тысячу сто лет до этого события — в VIII веке от Рождества Христова. И самым тесным образом она связана с именем святого угодника Божия — святителя Стефана Сурожского.
Внизу у моря в живописной бухте в те времена шумел торговой жизнью богатый и красивый город и порт Сурож (ныне Судак), в котором уже тогда действовали христианские храмы. Была здесь и епископская кафедра. В 724 году правящий сурожский епископ преставился ко Господу. Тогда жители города пришли в Царьград к Патриарху Герману с просьбой поставить им епископа.
Во время выбора кандидатов среди просителей возникли несогласия: одни хотели одного, другие — другого. Но все сходились в том, что нужен был епископ, могущий искусно управлять Церковью, поскольку в их городе возникли и умножаются всевозможные ереси.
Пока Патриарх Герман размышлял, кого бы назначить на сурожскую кафедру, ему явился ангел Господень и повелел для этой цели найти благочестивого монаха Стефана — добронравного, смиренного, а также очень грамотного и мудрого человека. Следует также сказать, что Стефан, желая безмолвной жизни, задолго до этих событий оставил монастырь, в котором принял иноческий постриг, и, найдя никому не известное уединенное место, прожил там довольно много времени в посте и молитве.
Ангел также явился и Стефану. Как говорится в Житии святого, он сказал отшельнику: «Я ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра Патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога».
Вскоре новый архиепископ Сурожский Стефан отправился на корабле к берегам Тавриды. Не только проповедями, но и своей праведной жизнью за пять лет своей архипастырской деятельности святитель смог убедить принять крещение почти всех жителей Сурожа и его окрестностей. Но то время в Византии набрала силу иконоборческая ересь во главе с императором Львом Исавром.
Многих из тех, кто почитал иконы, ссылали или даже убивали. Святой патриарх Герман пытался увещевать Льва Исавра, но усилия его были напрасны: вскоре и он по указу императора оказался в заточении. В Сурож также было отправлено строжайшее императорское повеление не поклоняться иконам и кресту.
На что Стефан Сурожский твердо ответил, что он не позволит своему народу отступить от закона Христова. Стефана схватили, его предали мучениям, а затем бросили в тюрьму. Только через несколько лет сын умершего Льва Константин Копроним освободил Стефана из заточения.
Он не только освободил и наградил его за все, что ему пришлось претерпеть, но снова назначил его архиепископом в Сурож, где затем тот управлял делами верующих уже до самой своей кончины в 750 году.
Святителя Стефана Сурожского погребли в Софийском соборе города Сурожа. Возле его святых мощей Господь творил чудеса: многие люди исцелялись от своих душевных и телесных недугов.
Целебный источник
Но вернемся в Кизилташское ущелье. Сохранившееся предание гласит, что именно в этих местах, у подножия красных скал, любил уединяться и молиться Стефан Сурожский. Сегодня многим хорошо известен грот со святым источником, названным в честь святителя. Здесь явно видны остатки фундамента из необработанного камня на известковом растворе.
Судя по форме, размерам и ориентации, эта постройка ничем не отличается в плане от известных в восточном Крыму христианских средневековых храмов. Ее западная часть была пристроена к гроту, который, вероятно, выполнял роль апсиды. А П. И.
Кеппен в 1837 году писал об этом месте: «Близ Отуз верстах в шести от деревни, несколько вправо от дороги таракташской, есть в скале Кизилташской пещера глубиною на 17 шагов, которая иногда привлекает к себе богомольцев.
В конце оной на столе, заменяющем алтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты величиною вершков в пять, на коем иссечен лик какого-то святого, судя по венцу, окружающему главу».
Целебный источник
Источник считался целебным у народов разного вероисповедания. История же открытия его целебных свойств такова. Около 1825 года татарин из Отуз однажды пас скот. Спасаясь от ненастной погоды, он зашел в пещеру. Здесь в водах источника пастух нашел икону Божией Матери, писаную на доске.
Он передал икону греческому купцу Пластару, а тот отвез ее феодосийскому протоиерею Иосифу. Икона была оправлена в серебро и поставлена в церкви в честь святителя Стефана Сурожского. Очень быстро весть о чудесной находке разлетелась по всей округе и к источнику начали стекаться богомольцы из окрестных поселений. Вскоре у христиан установилась ежегодная традиция: собираться в этом святом месте на Богослужения 28 августа (даты приводятся по н. ст.), в день Успения Пресвятой Богородицы, и 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца. Бывало так, что в день Успения Пресвятой Богородицы, по свидетельству современников, у святого источника собиралось «до 700 душ народа болгарского, греческого, татарского и русского происхождения». В 1830 году около родника в соседней пещере поселилась девушка-болгарка по имени Константина. Она жила одна, питаясь скудным подаянием. После появления в этом месте странствующих богомольцев Андронима и Пантелеимона, Константина перешла в урочище Топлы, где впоследствии был основан монастырь святой Параскевы. Здесь Константина приняла монашеский постриг с именем Параскевы. Источник же, в котором была обретена икона Божией Матери, стали почитать святым. По многочисленным свидетельствам тех лет, водой из него исцелялись многие, страдавшие болезнями глаз, глухотой, болями в конечностях, нервными недугами. Кроме того, очень полезной «в лечении от ломот» считалась грязь со дна болотца, находящегося чуть ниже источника. Этой грязью намазывали больные суставы и давали ей высохнуть, после чего боль проходила.
Основание монастыря
Странники-богомольцы Андроним и Пантелеимон стали фактически первыми монахами будущего мужского монастыря. Своими силами они построили себе неподалеку от источника очень скромное жилище и здесь же глинобитную церквушку. В 1856 году Кизилташ посетил святитель Херсонский и Таврический Иннокентий.
Он освятил эту небольшую церковку во имя святого Стефана Сурожского. В то же время к Владыке Иннокентию обратились именитые и состоятельные граждане Феодосии и Судака с просьбой об открытии в Кизилташе киновии (общежительного монастыря).
Их просьба была удовлетворена: вскоре по решению Святейшего Синода в Кизилташе был создан мужской общежительный монастырь. Первым настоятелем вновь образованной киновии стал игумен Арсений, прибывший сюда из Свято-Георгиевского монастыря.
Под его руководством собрались одиннадцать монахов, которые и начали обустройство обители. Они построили небольшой домик и четыре землянки. Судьба же первых поселенцев киновии сложилась по-разному. Андроник в 1857 году уехал на Афон, о его жизни не сохранилось более подробных сведений.
А Пантелеимон остался в Кизилташском монастыре, принял постриг с именем Пахомия и прожил здесь двадцать пять лет. Умер он в 1874 году, за два года до смерти приняв схиму.
Святой преподобномученик Парфений Кизилташский
По-настоящему обитель начала строиться с назначением сюда игуменом иеромонаха Парфения. В Кизилташскую обитель он был переведен 20 августа 1858 года.
Будучи прекрасным организатором, он сумел наладить в монастыре работу по строительству зданий и каменных террас, подсобное хозяйство под его руководством давало все необходимое для жизни монахов и богомольцев.
Мужественный и всегда бодрый, отец Парфений не был подавлен неприглядной обстановкой полной неустроенности, а господствовал над нею. Не соглашавшегося с безнравственностью и низостью в любых их проявлениях, его, бескорыстного, по-отцовски заботливого, любили и уважали, авторитет его неуклонно рос и укреплялся.
Вот что об игумене Парфении восторженно писал в своих «Очерках Крыма» известный писатель, педагог и путешественник Е. А. Марков: «Это был мужественный и деятельный хозяин Кизилташских лесов. Он из пустыни стремился сделать домовитое, всем обильное хозяйство, и уже почти достиг своей цели.
Он первый, с зари до зари, работал на своих заводах и в своих плантациях. Горсть монахов помогала ему, рабочих нанимать было не на что. В Кизилташской киновии до Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетеные мазанки. Парфений добыл все остальное.
Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жег известку и кирпичи, прививал черенки в лесных грушах, разбивал виноградники, копал колодцы… Из пещерки в скале сделался целый скит, с двумя гостиницами, с церковью, с кельями и разными службами.
Энергия, предприимчивость и хозяйственная опытность Парфения сделали его в некотором роде руководителем окрестных владельцев. Он был мастак во всем: архитектор, инженер, столяр, печник, садовник, скотовод, что хотите… К нему обращались за советами, ему поручались дела.
Посещавшие Кизилташ возвращались из пустыньки очарованные ее лесными красотами и простосердечным радушием умного хозяина».
(Продолжение следует)
Источник: https://risu.org.ua/ua/relig_tourism/krayeznavstvo_digest/29595/
Портал "Дивное Дивеево"
Симферопольская епархияУкраинская Православная Церковь — Московский Патриархат
Русская Православная Церковь
Киновия основана в 1851 г. в урочище Кизилташ. Здесь была древняя церковь св. исповедника Стефана Сурожского. В Успенском храме находилась явленная икона Божией Матери. Близ монастыря — пещера с целебным источником.
В м. Геническе, на берегу Азовского моря, у монастыря было подворье, основанное в 1904 г. с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенным в 1907 г., с приделом во имя свт. Алексия, митр. Московского (освящен в 1910 г.).
Здесь хранилась местно чтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимся большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтом (умер 1 июня 1908 г.), который и погребен здесь же в склепе.
Почти каждый год летом я бываю в Судаке (Крым, Украина). Море, горы, чистый воздух возрождают меня физически. Древняя история – морально и духовно. Наверное, многим известно, что Крым был провинцией Греции, соответственно стал отчасти православным ранее Руси. Например, в Судаке (Сугдея, Сурож), епархия возникла в IV-V вв.
Епископская кафедра существовала с 715 по1484 год, в разное время ее возглавляли 19 архипастырей. Один из них св. Стефан Сурожский. Православная история Судака, как и Крыма, огромна очень и интересна, написаны десятки умных и полезных книг, думаю, если заинтересует, можно без труда найти информацию.
Я же хочу рассказать, то, что видела там этим летом.
Проходя в Судаке мимо Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, я обратила внимание, на табличку, в которой говорилось, что церковь подчиняется Московской Патриархии, для Украины это смело (к тому же в мусульманском регионе Крыма). В соседнем здании расположилась православная лавка (еще в прошлом году это был хозяйственный магазин), я туда зашла.
Всю противоположную от входа стену занимали заполненные книгами полки – бесплатная библиотека. В центре стоял длинный стол с лавочками, на стене – телевизор с видеомагнитофоном, на полках с другой стороны множество видеокассет. Любые из них можно брать и смотреть, по выбору. Если захотите, бесплатно запишут то, что заинтересует, на вашу кассету.
Там же находится небольшая книжная лавка. Женщина, продающая книги, работает и как библиотекарь. Она рассказала мне, что Покровская церковь, является подворьем мужского монастыря, его настоятель (иеромонах) является единственным священником этого храма. Отец Никон – бывший военный – сделал с Божьей помощью многое всего за 2 года своего служения.
Волей случая, с первой организованной экскурсией, я попала в Кизилташ, в мужской монастырь, игуменом которого как раз и является о. Никон. Монастырь находится всего в 15 км от Судака, но даже местные жители не подозревают, рядом с какой святыней они живут.
Еще несколько лет назад это была закрытая зона, тут хранили атомные боеголовки, в 1992 г. их вывезли, но до сих пор военный городок охраняем, и доступ туда открыт только узкому кругу лиц. Чудом о. Никон добился, что бы паломников пропустили (монастырь находиться в урочище, идти от остановки мини-автобуса пришлось по горам более часа).
Раскопки в Кизилташе до сих пор не проводились (по указанной выше причине), но многолетний труд множества людей (архивы), дает свои результаты.
По преданию, в VIII веке там находилась летняя резиденция сурожского архиепископа, защитника иконопочитания свт. Стефана Сурожского.
В XIII веке Крым становится провинцией Золотой Орды, начинается разрушение православных святынь (многие церкви тогда были просто переделаны в мечети) и т.д.
После присоединения Крыма к России, подавляющую часть местного населения составляли мусульмане.
Новая история возрождения монастыря началась в 50-х годах XIX века (первые киновии).
В мае 1856 г., был назначен первый настоятель-иеромонах о. Арсений, в следующем году он пишет «…кроме ветхого домика, имеется еще 4 землянки, покрытые черепицею, где помещалось по 11 человек братии» После прибытия игумена, молитвенный дом был преобразован в церковь во имя святого исповедника Стефана Сурожского. Обитель стала обустраиваться и расти.
При постройке монастыря в середине 1850-х годов рядом с монастырской усадьбой, монахи видели большой камень кубической формы с изображением креста на одной из сторон, предполагалось, что это древний престол. А на дне глубокого потока, омывающего киновию с запада, тогда же обнаружили часть мраморной колонны с изображением лика одного из апостолов.
На склоне скалы, где находился монастырь, есть пещера, называемая Священной (другое название – Целебный источник). Пещера служила часовней, в конце ее была каменная плита с высеченным ликом какого-то святого. В 20-х годах XIX века татарский пастух, зайдя в пещеру чтобы укрыться от непогоды, обнаружил плавающую в источнике икону Божией Матери.
Взяв образ, татарин по дороге домой встретил грека-купца по фамилии Пластар, который ехал в Феодосию. Рассказав о случившемся, пастух, передал ему свою находку. Прибыв в Феодосию купец отдал икону протоиерею Иосифу. В последствии икона находилась в монастырской церкви св. Стефана, с южной стороны, вблизи иконостаса.
Нынешнее местонахождение святыни неизвестно.
1917 год…. Судьба монастыря.
До 1935 года – сельскохозяйственная артель. В храмах устроены клуб и общежития.
С 1935 года и до войны – санаторий министерства обороны.
В годы войны в монастыре располагалась база партизанского отряда.
В ходе боев на территории монастыря здания практически не пострадали. Это дало возможность использовать их вновь министерством обороны в качестве санатория.
В 1950 году здания монастыря были взорваны и на этом месте «врагами народа» под руководством московского метрополитена был устроен в горах ядерный арсенал Черноморского флота.
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь в 1995 г., посетил это святое место и был поражен природной красотой и израненной внешностью монастыря. Владыка обратился с письмом к командующему ВМС Украины вице-адмиралу В. Бескаровайному о передаче церковных построек Крымской епархии.
В этом же году в Кизилташ был направлен в качестве офицера-священника Николай Демьянюк. Кроме послушания военного священника, ему было поручено решить вопрос землеотвода участка для монастыря.
Через 3 года Кизилташский монастырь один из первых в Крыму оформляет выделенный участок земли для возрождения обители. В 1998 г священник Николай принимает монашеский постриг с именем о. Никон. В мае 2000 г.
, по согласованию с командованием воинской части, братия монастыря поселилась и начала строительство первых братских корпусов. В настоящее время число братии монастыря 3 человека (вместе с о. Никоном).
В Кизилташской обители имеются многие частицы Святых мощей. Во время их перевозки, перед въездом в Крым замироточили мощи свт. Иннокентия Херсонского и Таврического, прп. Гавриила Афонского и Георгия Победоносца. И это ли не лучшее Небесное поручительство за обитель!
Места чудесные! Надеюсь передать вам малую толику того, что увидела летом, так, как это запечатлела фотокамера (мыльница). Кроме того прилагаю фотографии обители 1860 года, взятые из книги о. Никона «Юго-восточный Афон Российской империи. Кизилташ».( Лучше узнать о монастыре вы можете из этой книги).
Источник: http://www.diveevo.ru/287/