Древний город керкинитида в евпатории, крым: история, стены, фото

Поделиться:

Как только не называли Евпаторию за прошедшие тысячелетия. Древнегреческое поселение носило название Керкинитида. Его разрушили скифы в 3 веке до нашей эры, и до 1475 года города на этом месте фактически не существовало. С 1475 года, когда всё морское побережье Крыма отошло Турции, появился город Гёзлев. Крымские татары называли его Кёзлев, а когда тут появились наши, но на свой лад назвали его Козлов. С 1784 года Екатерина II повелела называть город Евпаторией в честь понтийского царя Митридата Евпатора, который в древние времена не раз спасал город от нашествия скифов. Пройдем по интересным историческим местам Евпатории, коих оказалось не так и мало.

По улице Караева.

Театр кукол. Что-то сомнительно, чтобы театр был в таком домишке. Хотя всё может быть, как-то я видел театр даже в деревянной избе)

Бравые наездницы на конях на улице Караева.

Колоритные дворики недалеко от развалин текие (монастыря) дервишей.

Арки с восточным колоритом — под арабскую псевдоготику.

Далее уже чисто российская архитектура, в её, скажем так, южном варианте.

Вот и Свято-Николаевский собор — главный в Евпатории и один из самых больших на всём полуострове Крым.

У собора. Построен он в конце 19 века на месте старой обветшалой церкви. Архитектор — итальянец А.О. Бернардацци.

Внутри из окошек купола довольно красиво падал свет.

Прекрасный неовизантийский стиль. Собор был освящен в 1899 году.

Вид из Летнего переулка. Слева ещё одна достопримечательность — дом С.Э. Дувана.

Напротив граффити на стене, изображающие Евпаторию как многоконфессиональный город, где издревле проживало множество народов.

Памятник Ашику Омеру — средневековому поэту, который родился в турецком Гёзлеве.

Рядом Джума-Джами — главная мечеть, заложенная в 1552 году при хане Девлете I Гирее. Архитектор — турецкая звезда Мимар Ходжи Синан. Отсюда и типично османский вид мечети.

Мечеть также называли Хан Джами, т.к. именно здесь вступал в должность новый крымский хан, утвержденный султаном в Стамбуле.

Примечательно, что минареты разрушились довольно быстро. Один в 1665 году, другой уже при России в 1836-м. Восстановили их в 1985 г.

Теперь отправимся в лабиринт изогнутых по-средневековому улочек старой Евпатории. Сочетание турецкого Гёзлева и российской Евпатории.

Еврейский дворик.

Соседняя улица. Слева видна синагога.

Барельеф «Арка Керкинитиды».

В музее «Караимские кенассы» на улице Караимской.

Фрагменты Большой и Малой кенасс. Подробнее о кенассах в галерее «Малый Иерусалим», в разделе Украина.

Продолжаем путь по улочкам старой Евпатории. Сразу и не поймешь, какой век окружает.

Снова старые дворики…

…и подворотни.

Идущая вдоль моря улица Революции. Российская архитектура, старые трамваи, и с узкой колеей, кстати. Такая есть ещё в Калининграде и Пятигорске, если иметь в виду территорию России.

Вот мы и у моря. Не будем забывать, что Евпатория ещё и морской курорт.

Рыбаки на пирсе.

С другой стороны пирса.

Вид на набережную и купол Свято-Никольского собора.

Евпатория — не южный берег Крыма, климат более континентальный и степной. Зима холоднее, чем в Ялте или Алуште. Летом море немного сглаживает степную засуху.

Вид на Ильинскую церковь, стоящую почти у морского берега. Туда и отправимся.

Но сначала ещё раз посмотрим на самое синее Черное море.

Ильинская церковь первоначально строилась как греческая. Проект предложил архитектор А.Л. Генрих в 1907 году, и в 1911 г. началось строительство. Примечательно, что закончили храм уже после революции, в 1918 году.

Внутри храм обустраивали ещё 10 лет.

Храм не закрывали до 1936 года из-за того, что многие прихожане были греческими подданными. В 1959 г. разрушили звонницу.

Покидая старый город Евпатории.

Источник: https://fototerra.ru/Krym/Evpatorija/Ole-Lukoye-13555.html

"Жаль тех, кто не бывал в Евпатории": почему стоит посетить город 25 веков

Евгений Бондаренко, автор серии фильмов о полуострове «Все о Крыме»

Приближается лето и все чаще перед отпускниками встает вопрос – где отдохнуть? Как где, в Крыму, конечно, скажете вы. Но полуостров не такой уж и маленький, и очень разнообразный – по климатическим условиям, ландшафту, достопримечательностям. Давайте познакомимся с Евпаторией и узнаем, что нам может предложить этот город на западе Крыма.

«Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории…» Помните слова Маяковского? Что ж, побываем!

Здесь, может быть, не так шикарно, как на ЮБК, но есть свои преимущества. Климат – суше и устойчивее.

Солнца по статистике на 12 дней дольше, чем на юге Крыма, и на 21 день больше, чем в Сочи! Море – просто сказка: и теплее, и мельче, и никаких камней – сплошной песочек.

Широкий евпаторийский пляж – один из лучших в Крыму – расположился вдоль длинной набережной, так что и места всем хватает и удобства рядом.

Детский курорт

Детям здесь особое внимание: и на пляже лучшие развлечения, и в городе забота, ведь Евпатория, кто помнит, в СССР имела статус образцового детского курорта всесоюзного значения! Много бед принесли городу лихие 90-е, и, пожалуй, еще больше, последовавшая затем разрушительная эпоха застоя. К счастью, в последние годы преображается курорт, и, хочется верить, восстановит свою былую славу.

© РИА Новости Крым. Евгений Бондаренко

История города

Не будем забывать, что Евпатория – один из древнейших городов Крыма и всей России.

Еще в начале V века на берегу Каламитского залива возникло античное поселение Керкинитида, ставшее впоследствии крупным торговым центром.

Его жители занимались земледелием и рыболовством, строили дома и храмы, производили хорошее вино и успешно торговали со скифскими племенами и другими странами. Город процветал и даже чеканил свою монету.

Во II веке до н.э. понтийский царь Митридат VI Евпатор прогнал захвативших Керкинитиду скифов, однако город так и не оправился после набега кочевников, потеряв былое величие. В IV веке гунны окончательно разорили Керкинитиду.

В 1475 году, после захвата Крыма турками-османами, на развалинах города султан Мехмет II возвел крепость Гезлев, ставшую впоследствии крупным торговым портом. После покорения Крыма Россией он был переименован в Евпаторию и начал развиваться как курорт.

Во время Крымской войны город подвергся мародерству со стороны войск коалиции Англии, Франции и Турции. А самая памятная дата Великой Отечественной войны – 5 января 1942 года – день высадки десанта. Сильнейший шторм лишил моряков всякой поддержки с моря. Двое суток держались герои, обороняясь от превосходящего по силе противника, и погибли здесь, защищая Родину.

Архитектура и улицы

Евпатория – городок небольшой, но по-своему красивый и уютный. Здесь есть множество памятников, а архитектура отличается от остальных городов полуострова. Здания настолько разнообразны и неповторимы, что по улицам отдыхающие ходят, задрав головы.

Впрочем, под ноги иногда тоже стоит посмотреть, особенно на ул. Дувановской. Здесь под стеклянной пирамидой представлена экспозиция части античной Керкинитиды, раскопанной археологами – остатки западной оборонительной стены и башни, мостовая, изделия из керамики.

© РИА Новости Крым. Евгений Бондаренко Экспозиция раскопок античной Керкинитиды V-VIII веков до н.э. под стеклянной пирамидой на ул. Дувановская в Евпатории

Краеведческий музей

Евпаторийский «Музей старины», позже переименованный в «Краеведческий», был открыт в 1921 году. Его коллекция – одна из богатейших на полуострове и включает в себя более 100 тыс экспонатов разных эпох. Это предметы археологии, нумизматики, этнографии, курортологии.

© РИА Новости Крым. Евгений Бондаренко Евпаторийский краеведческий музей

«Малый Иерусалим»

Если посмотреть на карте на улицы старого города, они напоминают запутанную паутину. Именно по ним интереснее всего бродить, разглядывая дома и дворики. Улица Караимская после грандиозной реконструкции стала гордостью курорта и представляет собой самый популярный экскурсионный маршрут — «Малый Иерусалим».

Начинается он от башни Одун-базар-капусы (средневековых «Ворот дровяного базара»), недавно восстановленной и ставшей неотъемлемой частью архитектурного облика Евпатории. На трех ее этажах находятся кофейня, музейная экспозиция и масштабный макет Гезлева XV века размером 5х9 м.

© РИА Новости Крым. Евгений Бондаренко Макет Гезлева XV века, находящийся в башне Одун-базар-капусы в Евпатории

Пройдя по мостовой улицы Караимской, под изящными арками, мимо старых домов и причудливо расписанных стен, можно заглянуть на территорию синагоги Егие-Капай, построенной в начале XX века. В ее дворике расположилось необычное и уютное кафе с блюдами национальной кухни и особой атмосферой.

Караимские кенасы

Улица Караимская – даром что ли она так называется – обязательно приведет вас в караимские кенасы – духовный центр караимов полуострова, сооруженный в начале XIX века. Его внутреннее пространство, отделанное белым мрамором, украшенное колоннами и ажурной резьбой, дышит покоем и умиротворенностью.

Здесь можно ознакомиться с историей и культурой крымских караимов, посетить лапидарный дворик с коллекцией надгробий караимской знати, почтить память у мемориальной доски с именами караимов, погибших в годы войны.

© РИА Новости Крым. Евгений БондаренкоНа территории караимских кенас в Евпатории

Храм Святителя Николая Чудотворца

Величественный, видимый с разных частей города, собор Святого Николая Чудотворца был освящен в 1899 году в память об освобождении Евпатории от англо-французских войск во время Крымской войны. В 1916 году храм посетил император Николай II вместе c семьей.

Это один из крупнейших соборов полуострова, вмещающий около двух тысяч прихожан.

Мечеть Джума-Джами

Мечеть Джума-Джами, что значит «пятничная мечеть», – самая большая в Крыму. Высота ее центрального зала – 22 метра. Два стройных минарета поднялись еще выше – на 35 метров. Заложена она в 1552 году по заказу крымского хана Девлета I Герая.

Мечеть называли также ханской, так как именно здесь происходила церемония посвящения в ханский сан после утверждения турецким султаном.

© РИА Новости Крым. Евгений БондаренкоМечеть Джума-Джами в Евпатории

Театральная площадь

Театральная площадь считается главной в Евпатории. Свое название она получила в 1910 году, когда здесь был открыт театр им. Пушкина, признанный одним из красивейших на юге России. В разное время в нем выступали Константин Станиславский, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Александр Вертинский.

Напротив учреждения в честь 2500-летия Евпатории установлена мемориальная стена, повествующая об истории города и прославляющая важные для него имена.

Это Геродот, первым упомянувший Керкинитиду; царь Понта Митридат VI Евпатор; османский султан Мехмет II; императрица Екатерина II. В самом центре расположен герб Евпатории и чаша из мрамора с вечным огнем.

Ее установили в 2003 году в честь 2500-летия города. Огонь прибыл сюда из греческого побратима Закинтоса.

На площади и рядом с ней находятся библиотека им.

Пушкина, построенная в псевдоантичном стиле; памятник Герою Советского Союза генерал-майору Николаю Токареву, героически погибшему в борьбе с немецкими захватчиками; местная администрация.

Здесь же установлен памятник самому знаменитому городскому голове Евпатории Семену Дувану – деятельность которого в начале XX века была ярчайшим показателем преданности своему делу, заботы о родном городе и его жителях.

© РИА Новости Крым. Евгений Бондаренко Доходный дом евпаторийского головы Семена Дувана 1908 года постройки

Трамвай

Одна из самых необычных достопримечательностей города – трамвай. И это не просто трамвай, а пра-пра-дедушка всех трамваев! Удивительно, как он до сих пор «бегает» по рельсам, да еще и как «бегает»! А какие звуки издает на поворотах! Прокатиться в нем – добрая традиция всех гостей Евпатории.

В городе еще много интересных мест и достопримечательностей: текие дервишей, армянский храм, музей истории Крымской войны, галерея актуального искусства, дельфинарий, аквариум, музыкальный фонтан… А местом встречи всех курортников является набережная. Здесь каждый занят своим делом, но все вместе довольны и счастливы, что стали одними из тех, которые побывали в Евпатории.

Источник: https://crimea.ria.ru/tourism/20190407/1116359722.html

История Евпатории

Побережье степного Крыма, где тысячелетиями навстречу друг другу катится белое кипение морской пены и серебристые волны ковылей, где в небе ни час не утихают воздушные бои между морскими и степными ветрами. Здесь, на узкой прибрежной полосе, где сходятся бескрайние просторы степи и моря, возник один из самых замечательных городов Крыма – Евпатория.

Географические координаты Евпатории на карте Крыма GPS N 45.1907 E 33.3672

Евпатория сильно отличалась от других городов полуострова, что утопали в садах, были напоены чистой водою рек и укрывались под защитой уютных горных долин. Родившись на пустынном песчаном берегу, Евпатория была открыта морским шквалам и степным суховеям, а свежую воду можно было добыть только глубоко из-под земли. Все это наложило неповторимый отпечаток на ее облик, и столица степного края была присуща неброская, но изысканная красота.
На протяжении становления города Евпатория сменила три названия. Самое древние название – Керкинитида, которое существовало три века подряд. В те времена Керкинитида вызвала большой интерес у греков и в 6-м веке они захватили данную территорию. Продолжительное время Керкинитида существовала как отдельное государство, в котором активно развивалась торговля, а местное население занималось земледелием, ловлей рыбы и виноделием.

Читайте также:  Немецкая балка в севастополе (кача, крым): фото пляжа, как доехать

После греков Керкинитиду завоевывали скифы, гунны, хазары, готы, половцы, которые разрушили в процессе войн процветающий город.
1475 год стал для города переломным, так как его завоевали османы и построили крепость под названием Гезлев.

Точное значение названия Евпатории (Гезлев) не вполне выяснено. Однако существует небезосновательные гипотезы, что в переводе Гезлев означает глазастый, тысячиокий.

Вполне возможно, что именно такое сравнение могли навеять, возвышающиеся над плоскою равниною городские укрепления, чьи стены и башни сотнями узких бойниц, как будто пристально вглядывались в окрестности, озирая степные дали и морские горизонты.

Арки над нишами, в которых когда-то стояла стража, единственное, что сохранилось от всей крепости. Все остальное здание было восстановлено энтузиастами с нуля.

Город был опоясан прочной крепостной стеной, общая длина которой составляла примерно три километра. Стены были укреплены 21-ой четырехугольной башней, которые надежно защищали город.

Недалеко от ханской мечети была расположена цитадель, наиболее защищенное место города, где находился военный комендант со своим отрядом и таможенный начальник, собиравший налоги в пользу хана с торговли в здешнем порту. По пятницам комендант украшал стены цитадели флагами и знаменами.

Здесь же хранился арсенал крепостного гарнизона, в том числе самое мощное по тем временам оружие – крупнокалиберные пушки.
Евпатория обзавелась крепкими стенами и мощной артиллерией отнюдь не случайно. В городе шла оживленная торговля, он был полон рынков, лавок и товарных складов и при этом был легкодоступен с моря, что привлекало сюда запорожских казаков.

Флотилии больших запорожских лодок, чаек, не раз высаживались на здешнем берегу и пытались пробиться в город. На улицах разгорались бои, после чего запорожцы отступали к морю и уходили с добычей к Днепру.

Именно поэтому в Евпатории строились не просто постоялые дворы для заезжих купцов, а как настоящие небольшие крепости с железными воротами, башнями, обращенными к морю бойницами, с собственной стражей и собственными колодцами, на случай долгой осадой противников.


Считается, что крепость Евпатории приказал построить по совету своего визиря турецкий султан Мехмед II. Тот самый, который присоединил к Османской империи все остальные портовые города крымского полуострова. Однако оказалось, что здешний залив слишком мелок и неудобен для захода тяжелых турецких галер. Вероятно, это стало одной из причин, по которым османы не стали претендовать на владение крепости Евпатории. Таки образом, Евпатория стала единственным портовым городом в границах Крымского ханства.

И все же в городе прибывали османские войска, в частности в 18 веке. Это был трехтысячный отряд охраны, который турецкие султаны направляли на помощь своим союзникам, крымским ханам.

Порт Евпатории не был самым лучшим в Крыму, ведь здешняя гавань беззащитна перед западными ветрами и не раз случалось, что сильные шторма выбрасывали суда на берег. Тем не менее, сюда из Турции приплывали небольшие торговые суда, которые с нетерпением ожидали хозяева местных торговых лавок.

Жители города сумели извлечь преимущества из этих свирепых ветров, что не утихают над здешними равнинами. Вокруг Евпатории, в степях, стояли десятки ветряных мельниц, перемалывающие зерно в муку. Прирученный ветер по сей день служит на благо Евпатории, давая электроэнергию.
Евпатория была расположена в засушливой и безводной местности.

Тем не менее, в городе было несколько бань. Вода поступала из глубоких подземных скважин, которые находились в нескольких километрах, за городскими стенами. Лошади вращали вал большого насоса, и вода текла в город по хитроумной системе подземных галерей и гончарных водотоков.

Эти галереи, числа и направлений которых уже никто не помнит, густо пронизывают скальный грунт под евпаторийскими улицами.


В нынешней Евпатории не сохранилось ни одного древнего источника, зато уцелела мраморная плита самого главного из них, дотированная 1651 годом. Когда-то она украшала главный городской фонтан, а потом она была вмурована в стену ханской мечети.

Целый ряд сооружений в городе носили название в память о ханах, которые жертвовали средства на их постройку. Мечеть Девлета-Гирая стала лучшим подарком, который крымские ханы преподнесли Евпатории.

Ее великолепное здание, одно из ценнейших памятников архитектуры на всем черноморском побережье, стоит на краю крымских степей как будто отражение величественных мечетей Стамбула по ту сторону Черного моря.

Сходство со Стамбулом неслучайно, так как это здание сооружено выдающимся османским архитектором 16 века.

Знаменитый мастер работал в Крыму по приглашению хана. Прибыв осень 1550 года в Евпаторию из Стамбула, хан приказал построить здесь мечеть и преподнес ей в дар уникальную реликвию – рукописный пергаментный Коран 14 века, украшенный узорными изящными миниатюрами.

Редчайшая книга, которая еще в советское время оценивалась в 300 тысяч золотых рублей, то есть дороже, чем все здание мечети, хранилось здесь до 1920 годов, а потом передавалась из музея в музей. Но в 1942 году она была потеряна во время бомбежки.
К 1562 году постройка мечети была завершена.

К концу 16 века Евпатория настолько разрослась и разбогатела, что хан планировал перенести столицу из Бахчисарая сюда. Гази Герай не успел завершить свои планы, но перенес в Евпаторию ханский монетный двор.


В начале 19 века в Евпатории было положено начало строительства городской набережной. Благодаря данным и многим другим преобразованиям Евпатория уже в конце 19 века стала популярным курортом.

В 50-х годах 20 века Евпаторию восстановили как курорт после Второй мировой войны и с новыми силами начали принимать отдыхающих и людей с общетерапевтическими заболеваниями.

Таков был облик города, ставший на узких границах между степью и морем, между летним безводьем и зимними штормами. Сумев выжить и расцвести между этими двумя суровыми стихиями, Евпатория приобрела свой неповторимый облик, выковала свой уникальный характер.

Евпатория на карте Крыма

Источник: https://www.krym4you.com/goroda/istoriya-gorodov/istoriya-evpatorii/

Керкинитида

Керкинитида — это античный город, основанный древними греками в начале V века до н. э. на западном побережье Крымского полуострова. Сегодня в этих местах располагается Евпатория.

А от Керкинитиды остались лишь руины, проливающие свет на то, как люди жили много столетий назад. Развалины можно увидеть в двух локациях. Одна часть хранится под стеклянным куполом пирамиды, рядом с Краеведческим музеем на Дувановской улице.

А другая часть находится перед забором санатория «Ударник», в тупике набережной им. Горького.

Раскопки Керкинитиды

Так вышло, что долгое время жители Евпатории даже не подозревали, что под их ногами спрятан древнегреческий полис. Для мира археологии это редкий случай: под обитаемым городом был скрыт другой, и об этом никто не догадывался.

В XVIII веке в ученых кругах шли жаркие споры, где именно искать Керкинитиду. На решение начать поиски именно с района Евпатории повлияли два факта. Во-первых, местные жители часто находили монеты с пометкой «Керк».

Во-вторых, практически при каждом строительстве здесь натыкались на древние могилы.

Первые раскопки датируются 1895–1897 годами. Но тогда Керкинитиду не нашли. Ее открыли только спустя 20 лет, в 1917 году. Однако по ряду причин продолжить исследования не удалось.

В 1928 году рядом с местами раскопок построили здравницу для служащих Министерства обороны (позже она стала детским санаторием). Тогда строителей не особо смутили слишком часто попадающиеся черепки и фрагменты костей.

Для Евпатории это стандартная ситуация.

В 1979 году на территории санатория начали прокладывать теплотрассу. В тот период уже действовал закон об охране памятников, который запрещал дальнейшее проведение работ без согласия археологов. Вновь начались раскопки.

Керкинитида словно ждала своего часа — в этот раз открытия последовали одно за другим.

Теперь уже никто не сомневался в том, что в античные времена часть Евпатории занимал большой город, который являлся крупным торговым и культурным центром.

Восстановленный фрагмент античной городской стены, расположенный на набережной им. Горького, © Avaness

История Керкинитиды

Основание города относится к V веку до н. э. Древние греки были хорошими мореходами. В тот период они активно осваивали новые территории, удобные для жизни.

Греческие колонисты разошлись по всей площади современного Крыма и основали немало городов и поселений. Одним из них стала Керкинитида. Согласно одной из версий, город был назван в честь своего первого правителя.

По другой версии, название произошло от слова «каркинос», что на греческом означает «рак».

В трудах античного историка Геродота Керкинитида упоминается как научный центр того времени, в котором внедрялись новые технологии. Так, например, здесь одними из первых были установлены центральный водопровод и городская канализация.

Керкинитида быстро стала самостоятельной. Здесь было свое руководство, свои налоги, своя судебная система. Город активно занимался торговлей и даже ввел свои собственные денежные знаки оригинальной формы.

Монеты разным номиналом отличались размером и оформлением. Так, например, при раскопках были обнаружены монеты в форме рыб и наконечников стрел. Находки сейчас выставлены в Краеведческом музее Евпатории.

Позднее, в конце IV века до нашей эры, Керкинитида стала подчиняться Херсонесскому государству. Однако несмотря на это, город сохранил свое благосостояние. Особое внимание в этот период уделялось вопросам безопасности. Городские стены укреплялись, строились новые оборонительные сооружения.

Что примечательно, строительство в Керкинитиде тоже велось своими методами. Здания города возводились без использования жидких растворов, а исключительно благодаря тонкой обработке камня.

Стыковые части камней оттачивались до такого идеального состояния, что в итоге плотно прилегали друг к другу. С внешней стороны дома отделывались белой штукатуркой, а внутри были украшены мозаикой и росписью.

Раскопки показали, что городская застройка велась по плану, без стихийных сооружений. Ровные и аккуратные улицы были вымощены мелким камнем.

В быту часто использовалась роса. Для ее сбора на открытой местности строились каменные пирамиды, под которыми размещались специальные емкости. В жаркое время года камень днем сильно нагревался, а ночью быстро остывал. Из-за резкого перепада температур образовывалась влага.

Также в городе процветали разные ремесла. Производилась прочная и красивая ткань, изготавливались ювелирные украшения, глиняная посуда, кованые железные изделия.

Помимо этого, жители занимались виноделием и выращиванием зерновых культур. Весомая часть зерна шла на экспорт в Афины. Тот факт, что многие жители города жили в достатке, доказывают жилые дома.

Большинство строений имело два этажа и 4–5 комнат.

Во времена процветания Керкинитида занимала почти 5 га. Неподалеку от города был организован некрополь. Умерших хоронили в могилах из камня, а позже стали кремировать. Прах помещали в сосуды и накрывали надгробными плитами.

Падение города

Спокойные времена для Керкинитиды закончились с приходом скифов. К середине II века до н. э. они образовали собственное государство, центром которого стал город Неаполь, располагавшийся на территории современного Симферополя. Скифы активно вели торговлю с греками.

Но, чтобы расширить возможности, им потребовались собственные порты. Порт Керкинитиды подходил как нельзя лучше. Первые нападения скифских племен жителям Керкинитиды удалось одолеть с помощью войск императора Митридата VI. Однако это была только отсрочка.

Город уже не смог восстановить свои силы и вернуть былое богатство. Вскоре нападения кочевников продолжились. В итоге Керкинитида пала. Это произошло примерно в конце II века до нашей эры. Во время войны часть мирных жителей ушла в Херсонес и уже так и не вернулась в свои дома.

На этом закончилась греческая история этих мест.

Скифы в свою очередь не смогли долго пользоваться завоеванными землями. Через некоторое время на Крым напали гунны, изгнали скифов и окончательно уничтожили остатки цивилизации.

Древние греки оставили немало сведений о своем пребывании на Крымских землях. Сохранились легенды о том, что якобы именно рядом с Керкинитидой любил отдыхать Геракл. Во время празднования 2500-летия Евпатории здесь даже открыли памятник этому мифическому герою.

Экспозиция Краеведческого музея, посвященная скифскому периоду истории Керкинитиды, © alushta26610

Новый период истории

В XV веке на месте античного городища поселились тюркские народы. Они дали городу название «Гезлев». На крымско-татарском диалекте название произносилось как «Кезлев».

Новые обитатели тоже не могли не обратить внимание на выигрышное расположение земли. Это сделало Гезлев одним из главных городов в Крымском ханстве. Известно, что в этих местах стали добывать качественную соль. Она была основным предметом торговли.

Именно от ее экспорта городская казна получала самые большие доходы.

У города был собственный порт, строились оборонительные сооружения. Действовал рынок рабов, открывались гостиницы для купцов и путешественников. В этот период в городе было построено множество жилых домов, бань, питейных заведений.

В 1784 году по приказу императрицы Екатерины Второй Гезлев был присоединен к России и переименован в Евпаторию. С греческого это слово переводится как «благодатная».

Краеведческий музей Евпатории, в котором хранится большая часть находок из Керкинитиды, © kklimkina

Пирамида в Евпатории

Сегодня Керкинитида — это набор артефактов. Под куполом пирамиды, расположенной у Краеведческого музея Евпатории, находятся остатки западной оборонительной стены, жилых помещений, жертвенника и круглой башни, вымощенной плиткой, а также некоторые предметы быта. В летнее время внутри пирамиды устраиваются выставки археологических находок из музейных собраний.

Читайте также:  Памятник александру iii в пос. ливадия, ялта, крым: фото и описание

Практически каждый отдыхающий в Евпатории стремится побывать у развалин старого городища. Ведь за ними скрыта история людей, обитавших в этих землях за много столетий до нашего появления. Однако Керкинитида исследована еще не полностью. Ученые о ней не забыли. Возможно, в ближайшее время научная работа будет возобновлена, и мы сможем узнать новые подробности жизни древнего города.

Как добраться до Керкинитиды

  1. Пешком от автовокзала Евпатории пройти на улицу Фрунзе и спустя 15 минут свернуть на улицу Дувановскую.
  2. Проехать на автомобиле или такси. Любой таксист в городе знает маршрут. Координаты GPS: 45°11’12.

    12''N, 33°22’14.16''E.

Нашли неточность? Сообщите нам.

3 туристa были здесь

Достопримечательность, известная как «Ворота дровяного базара» (Гезлевские ворота), воспроизводит вид основного…

Один из крупнейших в мире радиотелескопов (РТ) имеет диаметр зеркала антенны 70 метров, что и нашло отражение…

Чтобы не отставать от зарубежных партнеров по программе развития и изучения космоса, СССР в течение…

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/yevpatoriya/placeofinterest/17148

Город древних греков Керкинитида

Городище Керкинитида – это все, что осталось от древнегреческого города, который существовал  с начала V века до н. э. по конец II века до н. э. в западной части полуострова Крым,  на территории современной Евпатории.

В конце VI века до н. э. переселенцы из Ионии, одной из древнегреческих областей, облюбовали уютную гавань Каламитского залива и основали поселение под названием «Керкинитида».

Существуют две версии происхождения названия города: от имени «Каркин», который, возможно, был основателем и первым управителем («койкистой») колонии и от греческого слова «каркинос» — рак.

До конца IV века до н. э. город существовал как самостоятельное государство и вел обширную торговлю со многими городами античного мира, о чем свидетельствуют археологические находки амфор (остродонных сосудов для перевозки жидких и сыпучих продуктов) с клеймами крупных древнегреческих центров: Ольвии, Херсонеса, Гераклеи, Синопы, островов Родос и Хиос.

Жители Керкинитиды занимались рыболовством, виноделием, выращивали зерновые культуры. Земельные наделы горожан простирались от стен города до берегов озера Мойнаки. Горожане вели торговлю с кочевыми племенами скифов, которые занимались скотоводством.

В конце IV века до н. э. город попадает в зависимость к Херсонесскому государству. В то же время перестраиваются и укрепляются оборонительные стены города.

В III веке до н. э. город процветает. Наряду с херсонесской монетой Керкинитида чеканит и свою. Некоторые экземпляры этих монет представлены в Евпаторийском краеведческом музее. Население города в тот период составляло около 2-х тысяч человек, заселявших 220—230 домов.

В середине II века до н. э. город захватывают скифы. Они построили к тому времени несколько городов и укреплений в предгорной части Крыма и создали собственное государство со столицей — городом Неаполь (на окраине современного Симферополя). Скифы вели торговлю с греческими колонистами, но для самостоятельной торговли скифам были необходимы свои порты. Удобная гавань Керкинитиды как нельзя лучше подходила для этой цели. Захватив город, скифы полностью разбирают крепостные стены, разрушают жилые постройки, камень которых используют для своих примитивных строений. Не в силах одолеть скифов самостоятельно, греки обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который прислал херсонеситам на помощь войско во главе с полководцем Диофантом. Скифы тоже нашли себе союзников — племя роксолан, имевшее 50 тысяч воинов. Однако это огромное войско не смогло устоять против 6 тысяч воинов Диофанта, отличавшихся незаурядными воинскими способностями. Диофант со своим войском освободил Керкинитиду и другие города и укрепления херсонеситов, захваченные ранее скифами. Далее войско Диофанта продвинулось вглубь полуострова и захватило крепость скифов Хабеи и столицу Неаполь Скифский, нанеся им серьезные разрушения. Жители Керкинитиды, укрывшиеся во время войны за стенами Херсонеса, так и не вернулись в свой разорённый и разрушенный город.

Свидетельство о Керкинитиде встречаются в трудах древних авторов Гекатея Милецкого, Геродота, Плиния Старшего, Помпея Мела, Клавдия Птолемея.Первые широкомасштабные археологические раскопки в окрестностях Евпатории начал Н.Ф. Романченко (1895-1897 гг.).

Им же было начато изучение сельскохозяйственных усадеб античного города на пространстве между Карантинным мысом и озером Мойнаки. Одновременно исследовался некрополь – кладбище Керкинитиды (выборочные исследования) теперь полностью застроенный кварталами Евпатории.

Площадь некрополя – 30 га.

Развалин Керкинитиды состоят из двух участков. Первый участок находится в тупике набережной им. Горького у забора санатория министерства обороны Украины, второй, закрытый стеклянной крышей в виде пирамиды, — на ул. Дувановской напротив Краеведческого музея, у забора того же санатория.

Развалины представляют собой не более чем основания стен небольших прямоугольных построек, по всей видимости, складов. Находки с раскопок хранятся в Краеведческом музее.

Остатки крепостной стены, городище Керкинитида и его некрополь – памятник археологии VI в. до н.э. – II-III вв. н.э.  и охраняются законом.

По материалам planetakrim

Источник: http://dag.com.ua/?p=8455

Керкинитида

Керкинитида (Каркинитида, Коронитида)

Этот город был, по-видимому, древнейшим античным населенным пунктом северо-западной части Крымского полуострова.

Автор одного из первых древнегереческих географических трактатов, Гекатей из Милета, называет Каркинитиду «скифским городом» (Нeсat., fr. 153). Зная, что «Землеописание» Гекатея составлено во второй половине VI в. до н. э.

, понятно, что город Керкинитида был основан не позднее этого времени.

Не известно, выходцами из какого греческого полиса были основатели Керкинитиды. По этому поводу существуют две гипотезы. Одна из них утверждает, что основателями Керкинитиды стали греки-дорийцы, выходцы из Гераклеи Понтийской, которая, вспомним, была и метрополией Херсонеса. Другая гипотеза говорит, что Керкинитиду основал один из ионийских городов.

Эта гипотеза основана на комплексе археологических находок из ранних слоев городища, состав которого очень похож на комплексы из других ионийских колоний Причерноморья.

Предположение же о Керкинитиде как о дорийской колонии базируется на находках более позднего времени, когда город попал в зависимость от Херсонеса, в результате чего в его культура попала под дорийское (оно же херсонесское) влияние.

«От Херсона [так стали называть Херсонес в средневековье] до так называемой Коронитиды или Керкинитиды 600 стадиев или 80 миль [1 римская миля = 1480 м.

]; от Коронитиды или Керкинитиды до скифского Калос Лимена в херсонской земле 700 стадиев или 93, 3 мили…

» — так описывал крымское побережье анонимный автор «Перипла Понта Эвксинского», живший во второй половине VI в. н. э. (Anon. PPE, 83).

Остатки Керкинитиды открыты на месте современного города Евпатории, на Карантинном мысу. На раннем этапе жизни, приблизительно до середины IV в. до н. э., Керкинитида была небольшим самостоятельным полисом. В дальнейшем город был включен в состав херсонесского государства. Существуют различные версии того, как и когда именно это произошло. В течение III — II вв.

до н. э. Кеоркинитида не раз и не два подвергалась нападениям скифов и в конце концов была ими захвачена. Возможно, именно поэтому некоторые источники более позднего времени называют ее «скифским городом». В конце II в. полководец Диофант изгнал скифов из Керкинитиды. Дальнейшая судьба Керкинитиды неизвестна. Вероятно, жизнь здесь прекратилась во II — III вв. н. э.

Город находился на выдававшемся в море мысу и с трех сторон был окружен водой. Общая площадь Керкинитиды превышает 8 гектаров. Ее строительство велось по определенному плану.

Здесь раскопаны остатки домов с внутренними двориками и вымощенные улицы, вдоль которых тянулись водостоки. Со всех сторон город был обнесен крепостной стеной, усиленной квадратными башнями размерами 5х5 м.

В эпоху зависимости от Херсонеса культура Керкинитиды теряет свое своеобразие и перенимает «херсонесские» черты.

Параллельно с самой Керкинитидой рос и «город мертвых» — некрополь, примыкавший к оборонительной стене с северо-запада. В эпоху независимости жители Керкинитиды хоронили умерших в могилах, стенки которых были обложены плитами, и еще одна перекрывала могилу сверху.

После того, как город вошел в состав херсонесского государства, изменился и погребальный обряд. Теперь погребения жителей города стали похожи на могилы херсонеситов. Помимо погребения в простых или плитовых могилах, зачастую тела умерших кремировали, а прах помещали в погребальные урны. Над могилами ставили надгробия, произведенные в мастерских Херсонеса.

       Как и любой древнегреческий город-государство, Керкинитида имела свою сельскохозяйственную территорию (хору), которая простиралась на юг вплоть до Мойнакских озер. Как и в Херсонесе, хора Керкинитиды была размежевана на систему наделов (клеров), связанных между собой сложной системой дорог.

Посреди клеров высились сельскохозяйственные усадьбы. Они представляли собой хорошо укрепленные квадратные или округлые дома-башни.

© Храпунов Н. И.

Источник: http://www.chersonesos.org/?p=out_ant_kerkin

Античное наследие Евпатории: маршрут на 4 дня

Курортная Евпатория выросла на руинах своей античной предшественницы — основанной греческими колонистами Керкинитиды. В окрестностях, на Тарханкутском побережье, сохранилось множество археологических памятников. И пусть от древних городов и крепостей уцелели лишь остатки стен и фундаменты жилых построек — тем, кто любит историю, эти камни могут рассказать немало интересного!

День 1. Древняя Керкинитида

Знакомство с античным наследием города можно начать прямо в центре Евпатории​. Город основан на месте древнего поселения под названием Керкинитида — греческого полиса, основанного за несколько столетий до нашей эры в гавани Каламитского залива.

Сперва город-государство сохраняло независимость, но со временем вошло в состав Херсонеса. Во II веке до нашей эры город переходил из рук в руки — от занявших его скифов к армии понтийского царя Митридата VI Евпатора, того самого, в честь которого много позже будет названа Евпатория.

В конце концов разоренную и покинутую жителями крепость заселили скифы, а позже она была окончательно разрушена гуннами.

Следы Керкинитиды сохранились на одной из главных улиц Евпатории — Дувановской. Здесь, возле здания Краеведческого музея, под стеклянной пирамидой спрятан раскоп с фрагментом крепостной стены, башни и жертвенника. Объект именуется археологическим комплексом «Северо-западный пригород античного города Керкинитиды».

Поподробнее об истории полиса можно узнать в самом Краеведческом музее, где выставлены находки из раскопок, в том числе обширное собрание скифских каменных изваяний и монеты, которые чеканили в древней Керкинитиде.

Чтобы подчеркнуть связь современной Евпатории с древней Грецией, в 2003 году — в год празднования 2500-летней годовщины основания города, на Театральной площади зажгли огонь, привезенный из церкви святого Дионисия в греческом городе Закинтосе. Огонь горит в мраморной чаше в центре большого монумента, посвященного истории города. Пройти на Театральную площадь и полюбоваться этой скульптурной композицией можно, двигаясь по Дувановской в сторону от моря.

День 2. Городище «Чайка»

В 7 километрах от Евпатории расположен курортный поселок Заозерное​, где в IV веке находилось античное поселение.

Руины укрепленного города нашлись в середине XX века во время строительства санатория «Чайка», поэтому раскопки получили название в честь санаторного комплекса — городище «Чайка».

Среди руин археологи обнаружили немало интересного, в том числе статуэтку амазонки, отправленную в Эрмитаж. А вот рельефное изображение Геракла на отдыхе находится в Краеведческом музее Евпатории.

Зато на своих местах остались руины оборонительной стены и фрагменты жилых построек, которые при желании можно осмотреть, если на машине проехать из Евпатории в сторону Заозерного и свернуть по указателю на городище после санатория «Лучистый». Доехать сюда можно и на автобусе №119 из Евпатории до Заозерного. Адрес «раскопа» — Аллея Дружбы, 23.

День 3. Городище Кара-Тобе

По дороге из Евпатории в Саки​, в районе поселка Прибрежное расположен еще один комплекс античных развалин под названием Кара-Тобе («Черный холм» в переводе с тюркского).

Античное поселение основали за четыре века до нашей эры переселенцы из Херсонеса. Позже укрепления заняли понтийцы, от которых уцелели остатки стен крепости Евпаторион.

В начале нашей эры городище облюбовали скифы, и от них также остался некрополь.

В 2000 году на базе раскопок создан Музей древностей Северо-Западного Крыма. Приехав сюда, вы увидите не только сам раскоп, но и реконструкцию скифской хижины.

А в бывшем доте береговой охраны (его белая башенка служит неплохим ориентиром для туристов, своим ходом добравшихся до Прибрежного) выставлены археологические находки — монеты, керамика, оружие.

В туристический сезон практически каждый час можно попасть на экскурсию по музею.

Ехать сюда на машине из Евпатории нужно по трассе Р-25, ориентируясь на указатели. Также можно добраться электричкой до остановки «Техникум» либо маршруткой или автобусом до поселка Прибрежного.

День 4. Поселения на мысе Тарханкут

В поисках античного наследия из Евпатории стоит съездить также на другую сторону Тарханкутского полуострова — в поселок Черноморское (от вокзала Евпатории до Черноморского ходят рейсовые автобусы, также можно добраться по Черноморскому шоссе на своей машине, расстояние — около 70 км).

На территории поселка расположено древнее городище Калос-Лимен​, возникшее примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. Основавшие крепость греки-ионийцы назвали ее «Прекрасная гавань». От портового города сохранились руины, которые можно осмотреть на территории историко-археологического заповедника.

Найти их просто — от центрального пляжа (если море у вас за спиной) нужно двигаться влево.

В центре поселка, на улице Революции, 8, располагается Краеведческий музей Черноморского, где можно осмотреть предметы, найденные во время раскопок на полуострове, в том числе коллекцию древних амфор. В залах звучат записи шума моря и звуков древнегреческой арфы, создавая у посетителей правильный настрой. Работает музей ежедневно с 9.00 до 17.00.

В 20 километрах от поселка находится коса Беляус​, на которой тоже сохранились руины античного поселения Беляус, ровесника Калос-Лимена. Здесь можно увидеть остатки крепостной башни, жилых и хозяйственных построек.

Чтобы добраться до городища, нужно при выезде из Черноморского перед указателем на Евпаторию свернуть на примыкающую дорогу и ехать в сторону поселков Громово и Знаменское. Проехав через Знаменское, вы попадете на песчаные пляжи косы Беляус. Рядом с пляжами находятся и античные развалины.

Своим ходом сюда можно добраться, если в Евпатории сесть на рейсовый автобус в сторону Оленевки​ и сойти в Знаменском.

В 2,5 километрах от села Громово находятся также раскопки греко-скифского поселения Кульчук. Основанное в V веке до н.э. греками, поселение позже перешло к скифам, а затем — к хазарам, превратившись в тюркский населенный пункт.

На территории сохранилась кладка стен и развалины крепостных башен.

Из Черноморского сюда можно добраться на машине (если брать такси, с водителем лучше договариваться, чтобы он довез вас до пляжа Громово), из Евпатории — на автобусе до Громово и далее пешком.

Источник: http://turizm.sputnik.ru/routes/antichnoe-nasledie-evpatorii

Диофантовы войны в Крыму. Часть 1

На рубеже ІІ и І века до н.э. Крым из далекой окраины греческого мира внезапно превратился в один из его ключевых узлов.

Сначала впервые в истории объединенный под одной властью, затем он оказался вовлеченным в долгую и беспощадную войну с Римом и, в конце концов, вошел в состав PaxRomana.

О том, как полуостров пережил крупнейшую войну в своей древней истории – читайте в новом материале Крым.Реалии.

ІІ век до н.э. принес в Крым разительные перемены. Крымская Скифия, мелкий обломок некогда могущественной кочевой империи, стала резко набирать силу. Постепенно строя города-крепости и оседая в них, скифы полуострова перенимали у соседей навыки земледелия и ремесленничества, с одной стороны обогащаясь, а с другой – не теряя воинственности.

И за несколько десятилетий Крымская Скифия превратилась сперва в головную боль, а затем – и в смертельную угрозу Херсонесскому государству.

В частности, в первой-начале второй четверти этого века в руки скифов попали все херсонесские владения в Западном Крыму, кроме городов Керкинитида (на месте нынешней Евпатории) и Калос Лимен («Прекрасная Гавань» у нынешнего поселка Черноморский).

Чтобы обезопасить себя, Херсонес направил послов на другую сторону Черного моря, в крупное и сильное Понтийское царство, которым на тот момент правил Фарнак І. В 179 году до н.э. между городом и царством был подписан договор о взаимопомощи, по которому правитель Понта клялся:

«Я всегда буду другом херсонесцам и, если соседние варвары выступят походом на Херсонес или на подвластную херсонесцам страну, или будут обижать херсонесцев, и они призовут меня, буду помогать им, поскольку будет у меня время, и не замыслю зла против херсонесцев никоим образом, и не пойду походом на Херсонес, не подниму оружия против херсонесцев и не совершу против херсонесцев ничего такого, что могло бы повредить народу херсонесскому, но буду содействовать охране его демократии по мере возможности, пока они останутся верными дружбе со мной, поклявшись той же самой клятвой».

На некоторое время это помогло, но во второй половине ІІ века до н.э. новый скифский царь Скилур резко активизировал свою экспансионистскую политику. Так, например, между 140 и 120 гг. до н.э.

Ольвия, крупный греческий полис на месте нынешнего Николаева, попала в зависимость от Крымской Скифии, выплачивала ей дань и чеканила на своем монетном дворе медяки с профилем Скилура.

А ведь это была дальняя граница Скифии, что уж там говорить о ближайших крымских землях!

​В общем, в третьей четверти века Херсонес потерял и уцелевшие ранее Керкинитиду и Калос Лимен: то ли они были взяты скифами штурмом, то ли добровольно разрушены и оставлены своими греческими жителями.

В последнее же двадцатилетие были разорены и ближайшие к Херсонесу усадьбы на Гераклейском полуострове.

Скифы неумолимо приближались к городским стенам, в которые отчаявшиеся граждане вмонтировали надгробные плиты – не то из-за нехватки стройматериалов, не то прося так защиты у духов предков.

Примерно в это же время, между 120 и 110 годом до н.э., вероятно, после и вследствие падения Керкинитиды, в Херсонес прибывает и небольшой отряд понтийских войск. Он расположился не в самом городе, а на мысе по соседству, у гавани под названием Ктенунт.

Географ Страбон помещал мыс примерно в 2,5 километрах от городской стены, но точное местоположение гавани неизвестно – она могла быть и к западу, и даже на современной Северной стороне Севастополя. На этом месте солдаты возвели укрепление, состоявшее из стены и рва, протянувшихся через весь мыс.

Еще Страбон писал, что понтийские воины «засыпали вход в залив до города, так что можно было легко пройти туда сухим путем, и из двух получился некоторым образом один город», но создание такой дамбы маловероятно даже в наше время, так что, скорее всего, речь шла о каком-то виде понтонного моста, соединившего Ктенунт и Херсонес.

Скифы осадили понтийское укрепление и несколько раз пытались взять его штурмом, но безуспешно: едва они заваливали ров соломой, как защитники разводили костры и отбивали атаку.

Очевидно, именно осада Ктенунта стала последней каплей, переполнившей чашу терпения нового понтийского царя Митридата VI Евпатора, и он отправил Херсонесу на помощь одного из своих лучших полководцев – Диофанта, сына Асклепиодора, из Синопа.

Так начались Диофантовы войны в Крыму, принесшие военачальнику славу, а его государю – новые владения. Традиционно этот период датируется 110-107 годом до н.э.

, в последнее время предпринимались попытки сместить или растянуть хронологию на несколько лет, но всеобщего признания они не получили – так что не будем вводить новшества и мы.

​Итак, скорее всего, весной 110 года до н.э. Диофант, будучи «другом и благодетелем» херсонеситов и «пользуясь доверием и почетом» со стороны Митридата, прибыл в Херсонес. При этом, насколько можно судить, инициатором активного наступления против скифов был сам полководец, уговоривший царя действовать.

Первое, что сделал Диофант после прибытия в город – на местном флоте (под началом наварха Теотима) переправился со всем войском на другую сторону Каламитского залива и высадился на побережье возле Керкинитиды.

Этот маневр не укрылся от нового скифского царя Палака, по-видимому, разместившегося неподалеку от Херсонеса.

«Большое полчище» скифов атаковало Диофанта, полагаясь на внезапность и количественное превосходство, но не тут-то было! Скорее всего, битва разыгралась на Сакской пересыпи (узком перешейке между морем и озером Сасык-Сиваш), где преимущество в численности утратило свое значение. Ход битвы нам неизвестен, но полководец «поневоле приняв битву, обратил в бегство скифов, считавшихся непобедимыми». Это была первая, но не последняя победа войск Митридата над скифами.

В ознаменование успеха Диофант поставил на месте сражения трофей (в прямом смысле – дерево, украшенное доспехами и оружием побежденных), и с тех пор и до ІІІ века н.э. на том месте функционировало святилище (руины открыты в 1974 г.).

А в нескольких километрах к востоку, там, где заканчивается пересыпь, Диофант основал новый город, названный им в честь своего правителя Евпаторием (позже это имя, получив женский род, по ошибке отойдет соседнему городу).

Каменную стелу с надписью о победе воздвиг в самом Евпатории командир отряда понтийских войск Аристоник. Сейчас руины этого поселения известны как городище Кара-Тобе в нынешнем селе Прибрежное.

Там же, в окрестностях озера Сасык, обитала немногочисленная группа тавров, отколовшаяся от своих сородичей в Крымских горах еще в IV веке до н.э. – их Диофант тоже «подчинил себе», но, скорее всего, мирным путем.

Закончив основание города, Диофант отправился в Боспорское царство, где «совершил в короткое время много важных подвигов». Точно установить, чем занимался понтийский полководец на Боспоре, не представляется возможным, но кое-что кажется весьма правдоподобным. Во-первых, ІІ век до н.э.

ознаменовался сильным сближением царства и Крымской Скифии, так что перспектива скифо-боспорского союза была вполне реальной. Видимо, чтобы не допустить выступления боспорян на стороне скифов, Диофант и прибыл в Пантикапей.

А во-вторых, что еще более гипотетично, но все равно возможно, понтийский полководец мог уговорить последнего боспорского царя Перисада V оставить свое государство в наследство Митридату. Страбон сообщал, что крымский правитель «был не в силах противиться варварам, которые требовали большей прежнего дани, и поэтому передал свою власть Митридату Евпатору».

Однако более вероятно, что Перисад был женат на одной из дочерей понтийского царя Митридата V Эвергета, отца Евпатора, и у него до старости не было сыновей. Видимо, поэтому он и рассматривал нового правителя Понта, брата жены, в качестве возможного преемника.

​Вернувшись в Херсонес, возможно, осенью того же 110 года до н.э., Диофант пополнил свое войско отборными горожанами «цветущего возраста» и проник в середину Скифии – думаю, двигаясь вдоль современной дороги Севастополь – Симферополь.

Скифы после предыдущего разгрома были настолько деморализованы, что сдали полководцу царские крепости Неаполь (тогдашняя столица Скифии на территории нынешней столицы Крыма) и Хабеи (локализация дискуссионная, я придерживаюсь мнения, что это – городище Кермен-Кыр у села Мирное), по-видимому, вовсе без боя или с минимальным сопротивлением.

В результате Диофант не только устранил угрозу Херсонесу со стороны скифов, но и подчинил их Понтийскому царству, «за что благодарный народ почтил его приличными почестями, как освобожденный уже от владычества варваров». На этой оптимистической ноте в конце года полководец отправился домой.

Но уже в следующем, 109 году до н.э. «скифы обнаружили врожденное им вероломство, отложились от царя и изменили положение дел», так что все предыдущие достижения Диофанта утратили свое значение.

Насколько можно судить, Палак, бежавший из Крыма на север, вступил в соглашение с Тасием, царем сарматского племени роксолан, пришедшего из степей Поволжья как раз во II в. до н.э. и кочевавшего вокруг Азовского моря.

Вероятно, уже весной Палак возвратился на полуостров, занял свою столицу и объявил о возрождении независимой Крымской Скифии. И это настолько обеспокоило Митридата Евпатора, что он «по этой причине снова выслал с войском Диофанта, хотя время склонялось к зиме», т.е.

понтийский полководец прибыл в Херсонес поздней осенью 109 года до н.э., аккурат перед сезоном штормов.

А о том, удалось ли Диофанту одолеть соединенные скифо-сарматские силы и восстановить власть Митридата над Крымом, мы узнаем в следующий раз.

Продолжение следует

Источник: https://ru.krymr.com/a/diofantovy-voiny-v-krymu-chast-1/29770522.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]