Особняк месаксуди в керчи, крым: фото, адрес, история

Имя Месаксуди Константина Ивановича (1836–1908) давно вошло в историю города Керчь Республики Крым как имя крупнейшего табачного промышленника и мецената. Греческое семейство Ивана Христофоровича Месаксуди (1775–1875), отца Константина Ивановича, переселилось в Керчь еще до Крымской войны. Со временем Яни Месаксуди, накопив достаточный капитал, стал керченским купцом 2-й гильдии. По стопам отца пошел и сын, Константин Иванович, который с января 1868 года по решению городской думы был причислен ко 2-й купеческой гильдии.

История табачной фабрики Месаксуди начинается с 1867 года, когда Константин Иванович открыл свое табачное производство. Первоначально табачная фабрика арендовала помещение на Воронцовской улице в доме грека Эндика. Деловые качества К. И.

Месаксуди позволили ему к началу 1880-х годов превратить табачную фабрику в самое крупное предприятие Керчи, а выросший капитал — перейти из второй купеческой гильдии в первую.

В 1881 году на фабрике работало 82 человека, а сама она давала 4 процента общего производства товаров промышленных городских предприятий.

Продукция табачной фабрики находила сбыт не только в Крыму, но также шла на внутренний рынок России: в Петербург, Москву, Киев, Харьков и другие города. Табачная продукция фабрики неоднократно удостаивалась наград на различных промышленных выставках и поставлялась к Императорскому двору.

Успеху фабрики способствовало не только качество выпускаемой продукции, но и особая система организации труда, а также редкое для того времени стремление владельца к разрешению социальных проблем рабочих. Изучая архивные материалы, научные сотрудники Восточно-Крымскогоисторико-культурного музея-заповедника Н. В. Быковская и В. Ф.

Санжаровецобнаружили документы, свидетельствующие об этом. Так, на фабрику принимались преимущественно керчане, имевшие положительные рекомендации. На предприятии действовала касса взаимопомощи: ежемесячно с каждого работника удерживался в виде взносов определенный процент заработка, такую же сумму перечислял на счет работника и владелец фабрики.

При необходимости рабочий мог забрать свои отчисления. Что касается отчислений хозяина, то их можно было получить полностью только по истечении установленного правилами срока. Если рабочий покидал фабрику раньше установленного срока, то он получал только часть хозяйских денег в зависимости от стажа работы на фабрике. К праздникам старые рабочие получали подарки, наградные.

Денежные премии выплачивались работникам в случае рождения ребенка и бракосочетания.

На деньги хозяина на фабрике содержались аптека и амбулатория, ясли для детей. Из его же денег формировался и так называемый «инвалидный капитал», из которого рабочим, потерявшим трудоспособность вследствие болезни или по старости, выдавалось денежное пособие. К. И.

Месаксуди имел три магазина: мануфактуры, продовольствия и табачный, из которых рабочие под запись брали в кредит товары и продукты.

Этими обстоятельствами объясняется тот факт, что в период революционных беспорядков 1905–1907 годов рабочие табачной фабрики Месаксуди продолжали работать, не взирая на призывы социал-демократических агитаторов организовать в городе всеобщую забастовку.

Подстрекателей-революционеров рабочие на фабрику не пускали и закрывали ворота в случае попыток агитаторов проникнуть на фабрику с революционными прокламациями. В фондах ВКИКМЗ хранится листовка «Бойкотируйте Месаксуди», выпущенная в августе 1905 года Крымским союзом РСДРП, с призывом не покупать табак и папиросы Месаксуди и не входить с ним в коммерческие сделки.

В середине 1880-х гг. табачная фабрика располагалась уже в собственном доме Месаксуди с хозяйственными постройками на Воронцовской улице, который находился в районе нынешнего сквера Мира.

В 1896—1897 гг. на табачной фабрике работали свыше 260 человек. Ежедневно рабочими производилось около 18 тысяч пачек курительного табака и 500 пачек папирос. Годовой оборот фабрики в конце XIX века составлял 456 тыс.

 рублей, а в начале ХХ века по объемам производства фабрика Месаксуди вышла на первое место в Таврической губернии. По мере того как укреплялись позиции фабрики в табачном производстве, увеличивался и вес ее владельца в керченском обществе. О роли К. И.

Месаксуди в общественной жизни Керчи красноречиво свидетельствует перечень занимаемых им в это время должностей: почетный попечитель и староста церкви Александровской гимназии, староста Иоанно-Предтеченской церкви, почетный член Керченского городского попечительства детских приютов, директор Керченского попечительного о тюрьмах комитета, член торговой депутации и др.

С 1872 по 1904 год К. И. Месаксуди постоянно переизбирался в гласные городской думы. За разностороннюю общественную деятельность и широкую благотворительность К. И. Месаксуди был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени и золотой медалью на Станиславской ленте, орденом Св.

Анны 3-йстепени, а также удостоился монаршей благодарности за внесение денежных пожертвований на постройку в Керчи детского приюта. В составе делегации от Керчи К. М. Месаксуди принимал участие в торжествах по случаю коронации Николая II. В 1892 году К. И.

Месаксуди и члены его семьи получили звание почетных потомственных граждан Керчи.

Константин Иванович Месаксуди владел не только табачной фабрикой, здание которой оценивалось в 100 тыс. рублей. Ему принадлежали также крупные земельные владения вблизи Керчи в Феодосийском уезде: имение при д. Бештарим (900 дес. земли), два имения при урочище Туркмень (сответственно — 60 дес. и 302 дес.), имение при д.

 Джанкой-Ортель (654 дес. земли), а также имения при деревнях Чокрак, Большой и Малый Бобчики, Бураж, которые включали пахотные, сенокосные и выгонные земли. К. И. Месаксуди обладал крупной недвижимостью и в городе: землей с домами, хозяйственными постройками, складскими помещениями с запасами табака, бумаги, угля и пр.

 Проживал Месаксуди в роскошном особняке по ул. Спицынская, дом 2. В 1893 году Константин Иванович приобрел место по ул. Босфорской (ныне ул. Свердлова, 22) и построил двухэтажный особняк, который перешел во владение сына — Петра Константиновича (ныне в этом здании располагается историко-археологический музей).

Другой особняк, перешедший во владение сына — Владимира Константиновича, был построен на Воронцовской улице (ныне ул. Ленина, 8; в этом здании расположено городское управление МВД). Кроме этого К.

И Месаксуди принадлежали корпуса магазинов по Александровской набережной, Дворянской, Спицынской, Ново-Карантинной, Магистральной, Строгановской, Воронцовской и другим улицам города.

Особняк Месаксуди в Керчи. В настоящее время здание занимает Керченский историко-археологический музей.

К 1908 году во владении К. И.

Месаксуди находились и различные ценные бумаги: облигации государственного займа, акции различных компаний, крупные денежные вклады в нескольких банках, в том числе и в берлинском «Дойче-Банке» (2 млн. 500 тыс.

927 марок), а также другие ценности. Совокупная стоимость всего движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг и вкладов оценивалась в астрономическую по тем временам сумму — 3 млн. 796 руб.

Семья Месаксуди занималась не только благотворительной деятельностью, но и владела коллекцией древностей. Первые упоминания о древних памятниках, связанных с именем Месаксуди, относятся к июлю 1886 года, когда случайно при рытье фундамента для дома К. И.

Месаксуди было найдено два замечательных беломраморных пьедестала с надписями на греческом языке. К. Месаксуди преподнес оба памятника в дар председателю Императорской Археологической комиссии для Эрмитажа, где они и хранятся.

От старшего сына Георгия Константиновича в 1894 году в музей Таврической Ученой Архивной комиссии был передан фрагмент глиняной фигурки: ребенок верхом на петухе. В 1895 году он подарил Мелек-Чесменскому музею два фрагмента мраморной плиты с надписью, найденные у восточного склона горы Митридат при рытье фундамента дома, принадлежавшего К.

И. Месаксуди. В 1897 году в дар музею древностей перешел фундамент стелы с изображением двух всадников, найденный в усадьбе К. И. Месаксуди в Ново-Карантиннойслободке, а в1903 году — фрагмент стелы.

Имение Месаксуди в Ялте

К. И. Месаксуди умер 19 февраля 1908 года в возрасте 75 лет. По свидетельству старого керчанина А. М. Басс-Крепкого, похороны были обставлены весьма пышно: в собравшуюся толпу в поминание усопшего пригорошнями бросали золотые монеты. Расходы на похороны составили 3 тыс. рублей. Похоронили К. И. Месаксуди в склепе на Иоанно-Предтеченскомкладбище, в центре города.

Над склепом с прахом Месаксуди была выстроена к югу от храма Иоанно-Предтечи часовня из белого мрамора со сводчатыми окнами с ажурными решетками и витражными стеклами. По свидетельству В. Ф. Санжаровца, высота часовни, имевшей купол, увенчанный крестом, составляла свыше 5 м, а площадь всего земельного участка, отведенного под захоронение, превышала 52 кв. м.

Из часовни мраморные ступени вели вниз в огромный склеп, где находился саркофаг с телом. Здесь же предполагалось в будущем успокоить прах и других членов семьи. В 1930- е годы часовня Месаксуди была частично повреждена, в годы Великой Отечественной войны, в ходе боевых действий разрушена, а после войны разобрана.

Уничтожению подвергся и весь склеп, как и другие памятники на прицерковном кладбище.

Поскольку К. И. Месаксуди не оставил завещания, раздел имущества был произведен судом в соответствии с существовавшими законами. В совместном управлении семьи осталась табачная фабрика, а также капитал и ценные бумаги, обеспечивавшие ее бесперебойное функционирование. В 1909 году наследники основали акционерное общество -Товарищество табачной фабрики «Наследники К. И.

Месаксуди», основной капитал которого оценивался в 2,5 млн. руб. К 1912 году годовой оборот табачной фабрики составлял 2 млн. руб., что позволяло ей войти в число самых крупных табачных предприятий Российской империи. В том же году на фабрике было переработано свыше 55 тыс. пудов табака, а прибыль составила 436 тыс. 240 руб.

, что принесло дивиденды акционерам из расчета 12 процентов годовых.

Табачная фабрика Месаксуди в г. Керчи

В этот же период на Карантинной улице было выстроено по бельгийскому проекту новое трехэтажное здание для табачной фабрики, поскольку старое уже не соответствовало требованиям технического прогресса.

Здание практически не пострадало в годы Отечественной войны, и с 1944 года там размещается судоремонтный завод.

В новых цехах фабрики, построенной в 1915 году, работали лучшие отечественные и импортные (английские и немецкие) машины, этажи сообщались грузовыми лифтами.

В здании действовали водопровод, биологическая станция очистки отработанной воды. На производстве было занято 600 работников, производивших продукции на 3 млн. 500 тыс. руб.

В годы революции и Гражданской войны фабрика продолжала работать. Запасы сырья, периодически пополнявшиеся, были достаточными, а продукция всегда была востребована обеими противоборствующими сторонами. В 1919 году в связи с наступлением Красной армии вглубь полуострова, семейство Месаксуди покинуло Керчь на зафрактованном судне.

За границей оказались вдова Константина Ивановича — Мария Константиновна, сыновья Владимир, Петр, Александр и Иван с семьями, дочери Елена и надежда. В ноябре 1920 года вместе с Русской армией генерала П. Н. Врангеля эвакуировался и Д. К. Месаксуди, остававшийся до этого директором табачной фабрики. Земли, дома, счета в банках — все исчезло в одночасье.

Новая жизнь начиналась крушением былого благосостояния.

Табачная фабрика Месаксуди в г. Керчи. В настоящее время здание Керченского судоремонтного завода

Все члены семейства Месаксуди, уехавшие из Керчи, жили и умерли во Франции. Владимир Константинович оказался, в конечном счете, в Соединенных Штатах Америки, где и скончался. Петр Константинович последние годы жил в Греции.

Судьбы Александра и Ивана Константиновичей совершенно не известны. Внук Владимира Константиновича, Владимир Васильевич Месаксуди живет во Франции. В 1996 году он посетил Керчь и передал Керченскому музею древностей каталог «Между Азией и Европой. Золото сарматов.

Степные кочевники в античности», изданный во Франции в 1995 году. В него вошли золотые и серебряные находки из могилы сарматского военачальника, обнаруженной на южном склоне горы Митридат в 1918 году. Вещи были вывезены за границу и куплены Лувром у Месаксуди.

Ныне они хранятся в Национальном музее античности Сен-Жермен.

Доска установлена в 2005 году на средства гражданина Франции и России В. В. Месаксуди

Табачная фабрика, принесшая славу и богатства всему семейству Месаксуди, в конце 1920 года была национализирована. Она продолжала успешно работать вплоть до остановки осенью 1941 года, оставаясь на всем протяжении этого времени самым крупным табачным предприятием в Крыму, хранившим в народе память о своем основателе.

Федор Савчук,
краевед

Источник: https://rusgreek.ru/mesaksudi

Источник: https://www.greekmos.ru/konstanntin_mesaksudi/

Восточно-Крымский историко-культурный заповедник

Одним из старейших крымских музеев является Керченский историко-археологический музей. Он был открыт 15 июня 1826 года . Изначально основу коллекций музея составляло частное собрание ценных экспонатов Поля Дюбрюкса, которое постоянно пополнялось за счет систематических исследований античных и средневековых памятников.

В 1833 году Керченский историко-археологический музей переходит в подчинение Императорской Археологической Комиссии, поэтому перед коллективом музея встала задача не только сбора и хранения памятников, но и поиска уникальных экспонатов для пополнения музейного фонда Эрмитажа.

Плоды научной деятельности Керченского музея оказали большое влияние на становление отечественной археологии и заложили научные основы в сфере охраны памятников и краеведения.

История

Начало двадцатого века ознаменовалось для Российской Империи социальными потрясениями и катастрофами, не обминали они и провинциальную Керчь. Но даже в период лихолетья и безвластия времен Гражданской войны музей не прекращал своего существования.

После установления в Крыму советской власти Керченский историко-археологический музей переходит в ведение Комиссариата Народного образования и кроме археологической деятельности коллектив музея выполняет культурно-просветительную функцию.

В 1922 году музей переезжает в одно из лучших зданий города, памятник архитектуры 19 века – частный особняк П. Месаксуди, владельца табачных фабрик, известного и за пределами Крыма.

Керченский историко-археологический музей

Колоссальный ущерб музейным фондам был нанесен за годы Великой Отечественной войны. В наши дни Керченский историко-археологический музей предлагает посетителям две выставки: История Боспорского царства и Керченский район в период средневековья.

Экспозиции музея

Экспозиция История Боспорского царства открылась перед посетителями в 2006 году специально к 180-летию музея. Ее основу составляет более двух тысяч экспонатов, многие из которых экспонируются впервые и являются археологическими находками последних лет.

Читайте также:  Лучшие достопримечательности и развлечения ялты (крым): фото, описание, советы туристам

В водной части экспозиции первого зала представлено появление первобытных людей на Керченском полуострове, культура среднекаменного века, эпоха бронзы и каменного железа.

На стендах выставлены находки, которые относятся к тем дальним временам: костяные изделия, лепная керамика, орудия труда из кремня и бронзы.

Экспонаты музея

Уникальные находки из скифских курганов вызывают у посетителей особый интерес. Начало греческой колонизации отражено в экспозиции чернолаковыми сосудами, клазоменскими амфорами, терракотами, светильниками и финикйским стеклом. В VII-VI в. до н.э.

в Северном Причерноморье возникли греческие поселения, на месте которых спустя столетие образовались города-мегаполисы.

Пантикапей становится столицей Боспорского царства, он был связан широкими торговыми и культурными узами с различными центрами античного мира.

Экспозиция музея

Во втором зале перед экскурсантами предстает яркий образ античного города. Основу композиции составляет инсталляция, состоящая из архитектурных деталей, которые экспонируются на фоне панно с изображением акрополя. Акрополь Пантикапея был величественным сооружением с мощными оборонительными стенами.

Основой экономики Боспорского царства стало плужное земледелие, рыболовство и виноделие. Экспозиция второго зала демонстрирует типичные образцы орудий труда, характерных для этих промыслов. На стендах можно увидеть каменную зернотерку, пифос для хранения зерна, рыболовные принадлежности – крючок, грузило, иглу для плетения сетей.

Сохранились до наших дней даже обуглившиеся зерна ячменя, фрагмент виноградной лозы и ягоды винограда.

Хорошо развитые ремесленные производства Боспора (металлообрабатывающее, косторезное, деревообрабатывающее) представлены целыми комплексами предметов: это и конская уздечка, и железные мечи с кинжалами, и бронзовые пряжки–застежки для одежды, изящная костяная прялка и даже деревянные изделия, изготовленные на древнем токарном станке.

Музейный экспонат

В этом зале экскурсантам представлены образцы свинцовых табличек с рукописным текстом, а рядом костяные и бронзовые палочки (стили) для письма на этих табличках.

Здесь же можно увидеть театральную маску и терракоту, с изображением актеров, флейту и дудочку, сосуд с рельефным изображением бога Аполлона, играющим на свирели.

Завершающим штрихом экспозиции второго зала является витрина с великолепно сохранившейся расписной чернолаковой посудой.

Тематика экспозиции третьего зала посвящена истории Боспорского царства в в I в. до н.э. – первых веках н.э. Тогда оно попадает под зависимость Римской империи.

Происходит изменение внешнеполитической обстановки и направления торговых связей, что в свою очередь оставляет заметное влияние на характер и качество ввозимых на Боспор предметов. В стендах представлено множество образцов этого периода.

В четвертом зале выставки Керченский историко-археологический музей предлагает посетителям ознакомиться с особо почитаемыми божествами и культами, а также погребальными обрядами и обычаями боспорских жителей.

На втором этаже Керченского музея расположена выставка, посвященная городу Керчи в период средневековья.

Кто только не оставил свой след на протяжении полторы тысячи лет в истории города: здесь кочевали воинственные и многочисленные племена, существовала власть могущественной Византийской империи, князь Владимир утвердил на берегах пролива Тьмутараканское царство, прошлись огнем и мечом монголо-татары и турки.

За выставленными на стендах украшениями, посудой, оружием и предметами быта, архитектурными фрагментами и надгробными плитами посетители музея могут рассмотреть круговорот событий, смену культур и религий, жизнь множества народов.

Посетителям

  • Международное название: East Crimean historical and cultural reserve;
  • Адрес: г. Керчь (Республика Крым), ул. Свердлова, 7;
  • Как добраться: Доехать до музея можно на автобусе № 5, маршрутных такси № 3, 6, 19, троллейбусе № 1;
  • Телефон: 8 (36561) 2-50-61;
  • Режим работы: вторник-воскресенье, с 09:00 до 17:00, понедельник выходной;
  • Сайт: kerchmuseum.ru;
  • Стоимость билета: взрослый 300-600 рублей, льготный 200 рублей.

В музее проводятся научные конференции.

Полезные ссылки для туристов:

  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сначала выберите понравившийся отель через Booking (у них самая большая база), а затем проверьте, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru;
  • Перелет: самые дешевые билеты ищет Aviasales, также можете находить выгодные акции авиакомпаний в Aviadiscounter;
  • Экскурсионные туры: туроператор Tourex для тех, кто путешествует с целью знакомства с культурой, искусством, обычаями, историей разных стран, а дешевые пакетные туры лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel.

Источник: https://wmuseum.ru/ukraina/145-kerchenskiy-istoriko-arheologicheskiy-muzey.html

Керченский историко-археологический музей

Керченский музей древностей – это целый мир, вобравший в себя всю историю Крыма. В его стенах хранятся памятники доисторического периода, уникальные следы Боспорского царства, реликвии античности и средневековья.

Фонд музея обладает более чем 130 тысяч музейных предметов, среди них большая археологическая коллекция, уникальный Лапидарий, богатая научная библиотека, картинная галерея. Экскурсионные объекты музея включают Царский курган, Крепость-Керчь, Аджимушкайские каменоломни, а также античные городища.

Трагична и в то же время поучительна судьба музея. С чего же началась его история?

Мечта золотоискателя

Керченский полуостров – настоящий рай для археологов. Его степи скрывают многочисленные древнегреческие городища и курганы. Сотни мечтателей сделать открытие или найти клад приезжают сюда покопаться в пыли. А ведь когда-то в Керченских курганах мирно спали погребенные цари и царицы, облаченные в одеяния, украшенные чистым золотом. Первооткрывателем сокровищ Мирмекия и Пантикапея стал отнюдь не крымчанин. Звали счастливчика Поль Дюбрюкс. Удивительна судьба этого человека. Если бы маленькому Полю, родившемуся в 1774 году в герцогстве Люксембург, кто-то рассказал, что жизнь забросит его в Керчь, он, наверное, очень удивился. Будучи сыном бретонского офицера и следуя семейным традициям, Поль поступил на службу в егерьский корпус французского короля. И так бы, возможно, и прослужил всю жизнь, если бы не революция. После участия в боевых действиях в контрреволюционной армии, будущий археолог вынужден был уехать в Польшу. На новом месте жизнь не заладилась. Нужда и неимение подходящей работы вынуждают Дюбрюкса искать новое пристанище. Он отправляется в Петербург, а затем в 1811 году в Керчь. В Крыму Поль находит второй дом, получая неплохую должность – начальника Керченской таможни. В 1812 году судьба преподносит ему еще одно испытание – во время чумы Дюбрюкс находится в самой горячей точке – крепости Еникале, будучи комиссаром по медицинской части. Полю удается выжить, само провидение ведет его к главному открытию в жизни.

Обнаружение кургана Куль-Оба устроило большой переполох в ученом мире. Холм необычной формы, на котором решили построить казармы, давно привлекал внимание Поля. В какой-то момент Павел Алексеевич Дюбрюкс – так его теперь называли, очень заинтересовался археологией.

Особенно его согревали рассказы о несметных сокровищах, спрятанных в крымских степях. Поэтому, когда начали раскапывать курган, а дело было 4 октября 1830 года, он был начеку. Предчувствия не обманули. Куль-Оба стал одной из важнейших археологических находок первой половины XIX века.

Курган, обнаруженный на территории некрополя Пантикапея, сегодня стоит в одном ряду с богатейшими царскими курганами Скифии. Многометровая насыпь скрывала склеп с перекрытием, сложенным из хорошо обработанных каменных плит. Внутри были обнаружены четыре погребения. Большую часть камеры занимал деревянный саркофаг.

В нем находились останки мужчины. Череп его украшал войлочный головной убор, обрамленный золотыми пластинами. Одежда погребенного сверкала золотыми бляшками, шею украшала золотая гривна, а на руках и ногах — золотые браслеты. Рядом лежало оружие в золотых обкладках и другое снаряжение.

Неподалеку стояла золотая фиала, орнаментированная рельефными изображениями. Рядом с саркофагом обнаружили женщину и еще двух мужчин, не менее богато одетых. Вдоль стен погребальной камеры располагались серебряные и бронзовые сосуды и амфоры. Драгоценные находки свидетельствовали о высоком социальном положении погребенных.

Дюбрюкс первым отметил скифский характер коллективного захоронения. Позже появилась версия, что главный погребенный в кургане – боспорский царь. 

Уникальные находки, сделанные Дюбрюксом, впоследствии станут основой будущего Керченского музея. На склоне своих лет, переживая тяжелую нужду, археолог отдаст всю собранную им коллекцию археологическому музею.

Великий первооткрыватель Мирмекия и Пантикапея умер в 1835 году и был похоронен на горе Митридат. По иронии судьбы, следы его могилы стерты временем.

Легендарная гора, в которой он искал клады, сокрыла навеки и его самого.

Музейная история

Летом 1826 года в Керчи официально открыли археологический музей. До 1833 года располагался он в доме П. Дюбрюкса. Первым директором музея стал И.П. Бларамберг. Основным направлением деятельности учреждения являлось изучение и сохранение античных памятников, найденных на территории древнего Боспорского царства. 

После открытия богатого захоронения в кургане Куль-Оба, раскопки стали проводиться интенсивнее. С 1832 года исследованиями курганов руководит Д.В. Карейша и директор музея А.Б. Ашик. Именно Ашиком был составлен первый труд по истории Боспора.

В 1835 году по проекту одесского архитектора Егора Ивановича (Джорджио) Торичелли и по чертежам градоначальника Захария Семеновича Херхеулидзе на горе Митридат было построено новое здание музея. Возведенный в стиле афинского храма Гефестиона, музей производил яркое впечатление.

Бессистемные раскопки, направленные, в основном, на поиски золота, заканчиваются в 1853 году с приходом на пост директора музея А.Е. Люценко. Отныне Керченский музей древностей подчиняется Императорской Археологической комиссии. В этот период начато применение научного подхода к раскопкам курганов и могильников.

Серьезный удар получил музей в годы Крымской войны 1853-1856 годов. Часть коллекции удалось эвакуировать в города Орехов и Екатеринослав, а все, что осталось в Керчи, разграбили оккупанты. Множество ценных предметов было увезено в Англию. Основная же часть керченских экспонатов ныне хранится в Британском музее.

После войны музей переехал в новое помещение. Здание на Митридате с 1861 по 1883 год занимала церковь Александра Невского. В 1877 году в стенах храма появились трещины, через время из-за аварийного состояния его закрывают. В начале XX века в здание вновь вернули музею.

В 1926 году, в 100-летний юбилей Керченского Музея, там была устроена выставка рисунков древностей, выполненная талантливым живописцем Дамианом Васильевичем Шибневым. В период установления Советской власти в Крыму художник принимал активное участие в формировании собрания произведений искусства в музее.

В немалой степени благодаря его стараниям в 1922 году при археологическом музее впервые была создана картинная галерея. Правда, в основном, эти пополнения происходили за счет поступлений в ходе изъятия ценностей из частных владений.

К сожалению, несмотря на все усилия Шибнева, художественный отдел музея не получил должного развития, а в 1925 году был и вовсе упразднен. По мнению новоиспеченных чиновников из КРЫМ ОХРИСа: «…

художественные собрания, разбросанные по разным музеям Крыма, иногда по своему малому числу представляют слишком слабый интерес для обозрения и продуктивности в научном или художественном отношении…». Таким образом, керченское собрание художественных ценностей было бесцеремонно вывезено в неизвестном направлении и до сих пор его судьба неизвестна. 

Читайте также:  Памятник в.и. ленину в севастополе: фото, адрес, описание

Печальная участь постигла и здание на горе Митридат. В 1959 году оно было снесено без всяких на то серьезных оснований. Руины музея украшали гору еще какое-то время. В 1960-е годы на его месте располагался ресторан «Митридат», но и его в свою очередь постигла участь превратиться в развалины.

Период с 1891 по 1918 года был наиболее плодотворным в жизни музея. В это время директор К.Е. Думберг проводит систематические раскопки городища Пантикапей. Его преемник В.В. Шкорпил, известный эпиграфист и археолог, выпускает множество научных публикаций и организовывает экскурсионное обслуживание туристов.

Первая Мировая и Гражданская войны прерывают научную деятельность музея. Тем не менее, жизнь его продолжается. Новый руководитель К.Э. Гриневич налаживает выпуск путеводителей, повествующих о памятниках в Керчи. Музей развивает  культурно-просветительскую деятельность. С января по июнь 1920 года в его стенах открываются археологические курсы.

В 1920 году Керченский историко-археологический музей отдают в подчинение Крымскому Отделу Народного Образования в лице Крымского Областного Комитета по делам музеев.

Несмотря на неспокойное революционное время, музей значительно расширяет выставочные площади, его коллекции дополняют новые экспонаты.

Городской Ревком предоставляет учреждению новое здание – особняк, располагавшийся на улице Свердлова, ранее принадлежавший бывшему табачному фабриканту, греку по происхождению К.И. Месаксуди.

Зимой 1919 года Петр Константинович Месаксуди – сын промышленника, был назначен директором историко-археологического музея. Однако, весной этого же года вместе со своей коллекцией древностей он эмигрировал заграницу. После этого коллекции музея переезжают в освободившийся симпатичный особняк, возведенный в конце XIX века в стиле модерн и напоминающий формами средневековый английский замок.

В 1926 году в честь столетия музея в Керчи была проведена первая конференция археологов СССР. Краеведение провозглашают доминирующим направлением работы музеев.

Отныне внимание исследователей должно быть направлено не только на археологию, но и на историю и этнографию.

Намечаются долговременные перспективы развития Керченского музея, однако их воплощение прерывает начало Великой Отечественной войны.

Музей древностей в Кечи ждет очередное испытание. В спешке эвакуируют архив и наиболее ценную часть библиотеки в Армавир. Однако все попытки спасти драгоценное имущество тщетны. Архивы погибают полностью, а ценные предметы перевозятся в Симферопольский музей, а затем в Германию. 

После войны лишь малая часть утраченного была возвращена. С 1944 года руководителям музея приходится начинать все с нуля. Постепенно приводятся в порядок археологические памятники, организовываются выставки, создается новая экспозиция, выпускается путеводитель по музею.

В 60-х года прошлого века расширяется профиль музея. Появляются советский и дореволюционный отделы, картинная галерея Н.Я. Бута «Герои Аджимушкая», филиал в Аджимушкайских каменоломнях. На городищах: Пантикапей, Нимфей, Илурат проводятся экскурсии.

3 марта 1987 года на базе музея был создан Керченский государственный историко-культурный заповедник. Благодаря благотворительной деятельности члена-корреспондента Российской Академии Наук В.Д. Письменного, здание музея реставрируют. В это время создаются экспозиции по истории античности и средневековья. Они пополняются за счет регулярных археологических исследований заповедника. 

Сегодня в здании Историко-археологического музея работают постоянные экспозиции «История Боспорского царства» и «От Корчева до русской Керчи», а также размещаются временные выставки.

Во дворе музея посетители могут посетить «Золотую кладовую», Гончарную мастерскую, познакомиться с коллекцией морских якорей нового времени, а также увидеть выставку «Хозяйственный камень», где демонстрируются орудия труда античного времени.

Источник: https://vkrym.su/page/72

Историко-археологический музей в республике Крым: фото, информация | GoRu

История Керченского музея древностей началась с личной коллекции Поля Дюбрюкса (1774–1835) — родоначальника керченской археологии, основанной в 1810 году. 2 (14 по новому стилю) июня 1826 года музей был учрежден официально и располагался в доме П. Дюбрюкса до 1833 года. Первым директором музея стал И.П. Бларамберг.

С момента создания Керченского музея древностей основным направлением его деятельности являлось изучение и сохранение античных памятников, найденных на Керченском и Таманском полуостровах, т.е. на территории древнего Боспорского царства.

Значительному развитию археологических работ в Керчи способствовали раскопки богатого кургана Куль-Оба осенью 1830 года. Некоторое время музей располагался в помещении городской гауптвахты, а в 1835 году на горе Митридат было построено здание музея в стиле афинского храма Гефестиона.

С приходом в 1853 года на пост директора музея А.Е. Люценко было положено начало применения научного подхода к раскопкам.

Одним из наиболее плодотворных периодов деятельности музея был период с 1891 по 1918 год. Директор К.Е. Думберг первым провел систематические раскопки городища Пантикапей. Его преемник В.В.

Шкорпил, известный эпиграфист и археолог, занимался раскопками грунтовых некрополей и курганов; были организованы экскурсии. В конце 1920 года музей получил современное название и значительно расширил экспозиционные площади, коллекции были существенно дополнены.

Ввиду увеличения фондов было подготовлено ходатайство о предоставлении музею особняка, ранее принадлежавшего бывшему табачному фабриканту К.И. Месаксуди, располагавшегося по улице Свердлова, 22. В 1922 году здание было передано музею. Вернулось и здание на горе Митридат.

В 1926 году в 100-летний юбилей Керченского музея там была устроена выставка рисунков древностей, выполненная Дамианом Васильевичем Шибневым. При музее впервые была создана картинная галерея.

С 1944 года перед руководителями стояла задача послевоенного восстановления музея: были приведены в порядок археологические памятники, организовывались выставки, создана новая экспозиция, выпущен путеводитель по музею. К сожалению, старое здание музея на горе Митридат сильно пострадало во время войны и в конце 1950-х было полностью снесено.

В наши дни особняк Месаксуди продолжает оставаться зданием Историко-археологического музея. В семи залах посетители знакомятся с историей Восточного Крыма от палеолита до средневековья.

Здесь можно увидеть первые палеолитические артефакты, кремневый неолитический нож в роговой рукояти, металлические орудия эпохи бронзы, менгиры.

Ранний железный век представлен находками из кургана кизил-кобинской культуры и двумя полными археологическими комплексами из Трехбратных курганов.

Ионийская и аттическая расписная керамика, высокохудожественные предметы из кости, дерева, стекла и металла, и выдающиеся эпиграфические памятники, изделия местных мастеров знакомят публику с античной культурой Боспорского царства с VI века до нашей эры до IV века нашей эры.

Средневековые памятники демонстрируют красочную палитру жизни разных народов Таврического полуострова.

В трех залах размещена выставка по истории археологии, посвященная 70-летию Боспорской экспедиции ГМИИ, которая знакомит посетителей с новыми открытиями археологов и вкладом ученых в разработку проблем отечественной истории.

Источник: https://GoRu.travel/place/istoriko-arkheologicheskiy-muzey

Историко-археологический музей в Керчи

днемночью
Октябрь +21 °C +14 °C
Ноябрь +17 °C +10 °C
Декабрь +12 °C +6 °C
Январь +9 °C +4 °C
Февраль +10 °C +4 °C
Март +12 °C +6 °C

Фото с wikipedia.org, автор KBDA3200 [CC BY 3.0]

Ке́рченский музей древностей — один из старейших музеев в Крыму. Основу музейного собрания в то время составила личная коллекция Поля Дюбрюкса (1774—1835) — родоначальника керченской археологии, основанная в 1810 году. 2(14) июня 1826 года музей Дюбрюкса открыт официально И. П. Бларамбергом, первым директором, как Керченский музей древностей.

Музей производил обследование, описание и раскопки древних городищ и некрополей, но после открытия склепа кургана Куль-Оба в 1830 г. был сориентирован на раскопки курганов (цель — добыча художественных изделий для Эрмитажа). Формируется архив и библиотека.

В 1850 году предметы из первоначальной коллекции Керченского музея перемещены в Императорский Эрмитаж в связи с постройкой здания Нового Эрмитажа. С началом деятельности археолога А. Е. Люценко (1853 г.) эти работы приобретают научное значение. В 1835 г.

по проекту одесского архитектора Георгия Ивановича Торичелли на горе Митридат было построено здание музея, в виде афинского храма Гефестиона, прежде считавшегося посвящённым Тезею.

Во время Крымской войны (1853—1856) здание музея было разрушено, экспозиция разграблена, наиболее ценные экспонаты вывезены в Англию. Основная часть керченских экспонатов того времени ныне хранится в Британском музее. Раскопки в Керчи и на Таманском полуострове вёл С.И. Веребрюсов.

В 1922 году Керченский ревком выделил под музей особняк П. Месаксуди по улице Свердлова, 16.

В 1931 году примыкающее к музею здание Александро-Невской церкви было передано Антирелигиозному музею, упразднённому в 1936 г., после чего здание передано Керченскому музею. В 1941—1944 году здание церкви было повреждено на 60 %, и восстановлено только к 1955 году с увеличением высоты здания на 1,2 м.

В 1991—1993 годах Керченским историко-культурным заповедником проведена реставрация здания с восстановлением церковного облика в экстерьере.

В готовом виде здание церкви по требованию УПЦ было передано решением Керченского исполкома УПЦ Московского патриархата без эквивалентной компенсации, что привело к потере 64 % экспозиционной площади музея.

В фондах музея хранится более 130 тысяч музейных предметов. В археологической коллекции музея: терракоты, расписная керамика, амфоры, античное стекло, монеты, а также ценные исторические реликвии.

Лапидарий — уникальное собрание каменных памятников мирового значения (период с IV в. до н. э. по XIV в. н. э.): античные и христианские надгробные стелы, скульптуры, памятники эпиграфики, архитектурные детали, плиты с тамговыми знаками.

Стационарная экспозиция размещена в семи залах, посвящённых истории Боспорского государства от античности до средневековья.

В структуре находится Научная библиотека Керченского музея, архив и реставрационные мастерские.

Созданы экспозиция по истории обороны Аджимушкайских каменоломен в мае — октябре 1942 года и музей Керченско-Эльтигенской десантной операции.

Поделитесь этой страницей с друзьями!

Источник: https://tropki.ru/rossiya/krym/kerch/istoriko-arheologicheskiy-muzey

Историко-археологический музей в Керчи

Некоторое время музей располагался в помещении городской гауптвахты, а в 1835 году на горе Митридат было построено здание музея в стиле афинского храма Гефестиона. С приходом на пост директора музея А. Е. Люценко (1853) было положено начало применения научного подхода к раскопкам.

Одним из наиболее плодотворных периодов деятельности музея был период с 1891 по 1918 гг. Директор К.Е. Думберг первым провёл систематические раскопки городища Пантикапей. Его преемник В.В. Шкорпил, известный эпиграфист и археолог, занимался раскопками грунтовых некрополей и курганов. Были организованы экскурсии.

В конце 1920 года музей получил современное название и значительно расширил экспозиционные площади, коллекции были существенно дополнены.

Ввиду увеличения фондов, было возбуждено ходатайство о предоставлении музею особняка, ранее принадлежавшего бывшему табачному фабриканту К.И. Месаксуди, располагавшегося по ул. Свердлова, 22. В 1922 году здание было передано музею.

Вернулось и здание на горе Митридат. В 1926 году, в 100-летний юбилей Керченского Музея там была устроена выставка рисунков древностей, выполненная Дамианом Васильевичем Шибневым. При музее впервые была создана картинная галерея.

Во второй половине 1930-х годов были намечены долговременные перспективы развития музея. Отныне внимание сотрудников, исследователей должно было быть направлено не только на археологию, но и на другие дисциплины – историю, краеведение, этнографию. Реализации масштабных планов помешало начало Великой Отечественной войны.

С 1944 года перед руководителями стояла задача послевоенного восстановления музея. Были приведены в порядок археологические памятники, организовывались выставки, создана новая экспозиция, выпущен путеводитель по музею. К сожалению, старое здание музея на горе Митридат сильно пострадало во время войны, и в конце 1950-х было полностью снесено.

В наши дни особняк Месаксуди продолжает оставаться зданием Историко-археологического музея.

Постоянная выставка «История и археология Боспора» расположена в первых четырёх залах музея.

Читайте также:  В крыму стартует с 1 апреля стартует «марш парков»

Здесь можно увидеть палеолитические артефакты, кремнёвый неолитический нож в роговой рукояти, металлические орудия эпохи бронзы.

Эпоха раннего железа в Северном Причерноморье совпадает с появлением здесь скифских племён, образ греко-варварской культуры Боспора представлен археологическими комплексами из Трёхбратных курганов.

Ионийская и аттическая расписная керамика, высокохудожественные предметы из кости, дерева, стекла и металла, импортные ткани знакомят посетителей с античной культурой Боспорского царства с VI в. до н.э. по IV в. н.э.

Также представлены обязательные атрибуты спортсмена, разнообразные украшения и детали женского туалета, популярные детские игры и глиняные игрушки.

Экспонируются сельскохозяйственные и рыболовные орудия труда, античные зёрна пшеницы и ягоды винограда, которым больше двух тысяч лет.

В скульптуре, росписях и терракотовой пластике представлены божества, наиболее почитаемые на Боспоре: Зевс, Деметра, Дионис, Гермес, Кибела, Персефона, Афродита, Ника и т.д. Надгробные стелы с рельефами, нередко со стихотворными надписями повествуют изобразительно или средствами литературы о жизни людей, живших в античную эпоху.

Источник: http://infokrim.ru/company/iam-kerch/photo/

О керчи всё и даже больше

kr_ehoЗнающие историю русской литературы без труда проведут ассоциативную параллель между названиями недавно увидевшей свет книги «Керченская старина» и популярными на стыке XIX и XX веков периодическими изданиями «Русская старина» и «Киевская старина». Ее авторы – заместитель директора Восточно-Крымского заповедника по фондовой работе Наталья Быковская, заслуженный работник культуры республики Владимир Санжаровец и старший научный сотрудник Наталья Небожаева намеренно выбрали для своего детища такое название, полагая, что она откроет серию научно-популярных изданий об истории Керчи.

Они же постарались ввести читателя в мир Керчи XIX века, который не скрыт от нас многокилометровым слоем истории, но в советский период об этом времени много и тем более хорошо говорить было не принято, потому что у понимающей публики могли возникнуть совсем ненужные сравнения с действительностью.

Для авторов книга во многом личная.

Во-первых, историей дореволюционной Керчи они занимаются на протяжении всей своей научной деятельности, работая в фондах заповедника, архивах, музеях, библиотеках других городов, разыскивая по миру потомков людей, населивших эту замечательную книгу, без стеснения и брезгливости роясь на мусорниках, перебирая семейные альбомы коренных керчан и старые, оставшиеся у их наследников, вещи. Во-вторых, как сказала на презентации «Керченской старины» Наталья Быковская, это личные впечатления и детские воспоминания, потому что в 50-60 годы прошлого века в Керчи, несмотря на почти полностью уничтоженный в войну город, еще были ощутимы остатки старины, проступавшие в едва различимых знаках прошлой эпохи.

Авторы «Керченской старины» Наталья Небожаева, Наталья Быковская и Владимир Санжаровец

В-третьих, это желание превосходно знающих историю города авторов остановить на страницах книги безвозвратно утрачиваемые мгновения прошлого, ретиво рушимые современными нуворишами.

И четвертое, самое обидное для преданных городу авторов: в заповеднике, кроме них, не осталось людей, занимающихся историей дореволюционной Керчи, поэтому они сочли своими долгом перед будущими поколениями рассказать о том, что знают, любят и ценят.

И, конечно же, как многолетним сотрудникам заповедника им хотелось показать богатство его фондов и коллекций. Помощников у них было немало, и все они искренне и бескорыстно поделились с авторами книги бережно хранимыми в семейных архивах и личных коллекциях фотографиями и документами.

Эта книга станет неоценимым подспорьем преподавателям истории, экскурсоводам, истинным любителям старины, и потому ее авторы постарались изложить материал не суховато-строгим научным языком, постоянно отсылая читателей к сноскам внизу страниц, а написали ее в научно-популярном жанре, хотя каждая цифра, цитата, ссылка – достоверные на сто процентов сведения из архивов.

Первыми ее читателями стали издатели книги, которым она настолько понравилась, что они даже пожелали приобрести права на нее. И в этом нет ничего удивительного, потому что писали ее с душой, на высокой эмоциональной ноте любви к Керчи и превосходных знаний о ней. Оживив книгу рассказами о патриотах Керчи самой высокой пробы, авторы и сами стали с ними в ряд.

А это были люди замечательные и примечательные не только в истории Керчи, но и государства Российского. Достаточно вспомнить ее сиятельного покровителя графа Михаила Воронцова, который большинству, что огорчительно, известен только по злобной эпиграмме великого поэта Пушкина.

На самом деле это был во многом выдающийся, широко образованный человек, политик и государственник европейского масштаба, который свои связи при дворе использовал не для личной корысти, а во благо той же Керчи.

Граф Воронцов, чье имя еще сто лет назад носила главная улица города, — это первый градостроительный план, это первый сквер, это первые зеленые насаждения, это археологический музей, это Кушниковский институт.

Керчь была настолько интересна той, ушедшей России, что ее неоднократно посещали царские особы, причем не проездом, не для перерезания ленточки или предвыборной агитации, а серьезно и вдумчиво: музей, археологические раскопки, что впоследствии выливалось, как бы сказали сейчас, в дополнительное бюджетное финансирование, создание промышленных предприятий города, того же существующего до сей поры торгового порта. Ее градоначальниками были люди уникальные, прославленный моряк и мировой известности археолог. Керчь, которой в советский период отвели скромное место на провинциальных задворках, давала сто очков вперед многим более крупным российским городам своей исторической и промышленной значимостью. До войны она звучала почище Севастополя, который был меньше и по численности населения, и по всем остальным статьям.

Жаль, что молодые керчане, родившиеся и выросшие здесь, мало знакомы с историей родного города. Как сказал на презентации Владимир Санжаровец, юность равнодушна к знаниям прошлых поколений, она часто не понимает, что рядом с ней живут не осколки прошлого, не предки, как они выражаются, а люди, обладающими уникальными сведениями о жителях, их быте.

Советская история мыслила глобальными категориями, изучала события планетарного масштаба, а если и говорила о локальных явлениях и фактах, то непременно увязывала их с происходящим в мире.

На самом деле жизнь состоит из повседневности, а события такого масштаба, как та же революция 1917-го случаются значительно реже, чем, к примеру, рождаются люди, играющие в истории и науке важную роль ее двигателей.

В Керчи таким питомником талантов была знаменитая Александровская гимназия, откуда вышли и народовольцы Андрей Желябов и Михаил Тригони, и недооцененный литературоведами прекрасный поэт Георгий Шенгели, и философ-монархист Лев Тихомиров, и Герой Социалистического Труда, один из создателей советской электронной промышленности Сергей Векшинский, и один из зачинателей российского дельтапланеризма Александр Долгов, и ученый-биолог Федор Аверкиев.

Прославил Керчь и известный промышленник и меценат Константин Месаксуди, в доме которого «гостит» на весь мир известный музей Керчи, а в здании табачной фабрики давно и прочно обосновался судоремонтный завод. Произведённый на фабрике Месаксуди табак курила российская и европейская элита того времени, по запаху которого определялся высокий статус человека.

С именем Константина Месаксуди связан один примечательный для Керчи исторический анекдот. В старости у известного промышленника болели ноги, и дети настояли на его лечении в Париже.

После осмотра светило европейской медицины сказал высокопоставленному пациенту, что коль промышленник приехал из России, то он бы посоветовал ему, вернувшись на родину, непременно поехать на лечение в город Керчь, рядом с которым находится озеро Чокрак: только его грязи могут принести ему выздоровление.

Чокрак был неотъемлемой частью Керчи, его лечебницей, куда охотно на сезон с мая по сентябрь съезжалась российская знать.

Но не только с Константином Месаксуди связаны любопытные истории, приведенные авторами в своей книге. Есть не менее занимательный, о сиятельном покровителе Керчи, генерал-губернаторе Новороссии Михаиле Воронцове, питавшем пристрастную любовь к Керчи.

Рассказывали, что когда Михаил Семенович, только заступив на свой пост, объезжал Крым, градоначальник Феодосии обошелся с ним весьма непочтительно: вопреки правилам гостеприимства того времени не предложил Воронцову отобедать.

Состоятельные жители города, желая исправить промах градоначальника, устроили для генерал-губернатора вскладчину обед из принесенных домашних блюд, чем еще более увеличили неловкость положения.

В последующие годы, помня о столь нелюбезном приеме, генерал-губернатор Воронцов, проезжая по почтовой дороге в Керчь, в Феодосию не заезжал и даже почтовых лошадей менял на выезде из города.

Через несколько лет, в отсутствие отправившегося в отпуск графа Воронцова, его преемник был встречен в Феодосии самым радушным образом: в его честь устроили двухдневные празднества.

Узнав об этом по возвращении, Михаил Семенович, будто бы, и вовсе разгневался на Феодосию и с тех пор делал все, чтоб ей навредить.

Авторы не могли обойти вниманием и другой не менее интересный факт о Керчи, имевшей свой стационарный театр, на сцене которого блистал великий русский актер Михаил Щепкин.

Есть и иное подтверждение того, что Керчь была городом театральным, кроме воспоминаний современников и архивных свидетельств, – русская классическая литература, где драматург Александр Островский в пьесе «Лес» вложил в уста своих персонажей, Счастливцева и Несчатливцева, всем известный диалог: «Куда и откуда? Из Вологды в Керчь-с. А вы-с? Из Керчи в Вологду».

Такие рассказы и ссылки на известные произведения очень оживляют и украшают книгу, как и многочисленные уникальные фотографии, которые сохранили для истории то, чего уже не никогда не увидеть воочию. Например, самую большую в Крыму лютеранскую кирху, рыбное изобилие старой Керчи, производство Брянского металлургического завода.

Жил в Керчи ее фотограф-летописец Михаил Рубанчик, который оставил после себя замечательные снимки, иллюстрирующие прошлое Керчи.

А еще известную всем местным и приезжим калиточную арку на месте своего дома в начале нынешней улицы Ленина, бывшей Воронцовской, на фоне которой, как подтверждают снимки в социальных сетях, запечатлело себя пол-России.

Хотя, честно сказать, было бы гораздо приятнее и полезнее, чтобы эти люди, отчаянно ищущие красивый кадр в Керчи, лучше узнали этот прелестный в своей древности и застывшей провинциальности город.

Английский путешественник Кларк, полтора века назад объездивший мир вдоль и поперек, называл Керчь едва ли не самым лучшим городом на Крымском полуострове, рассказывал и писал, что лучшего вида, чем в Керчи, не встречал нигде.

Сейчас об этом мало кто помнит, а авторы «Керченской старины» постарались вернуть древнему городу его незаслуженно забытую славу, известность и значимость. А еще показать, что керченская тема обширна и в связи с новыми археологическими находками и открытия – практически неисчерпаема.

     

http://c-eho.info/biblioteka/item/1544-o-kerchi-vsjo-i-dazhe-bolshe

Источник: https://kr-eho.livejournal.com/1490906.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]