Музей-панорама «оборона севастополя 1854-1855 гг.»: фото, сайт, описание

Она посвящена событиям Крымской войны. Битву за город Севастополь увековечил в одном из своих ранних произведений классик русской литературы Л.Н. Толстой. Именно «Севастопольские рассказы» принесли ему первую известность. Панорама предлагает посетителям посмотреть на сражения 1853-1856 годов своими глазами.

История создания объекта

Она почти также интересна и трагична, как события, о которых она рассказывает. Крымскую войну Российская империя проиграла, хотя солдаты и полководцы мужественно пытались отстоять земли полуострова.

В последний год XIX века была разработана программа празднования 50-летней годовщины битвы. Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855» должна была быть презентована городу 14 мая 1905 года.

На её создание ушло 4 года.

В 1901 реализацию масштабного проекта поручили сыну французского коммерсанта Францу Рубо. К тому моменту он уже был известен как основоположник панорамной живописи и мастер батальной композиции. В качестве сюжетной основы был взят день штурма Корабельной стороны – 6 июня 1855 года. Это часть города, уходящая на восток от Южной бухты.

Сейчас там располагается мемориальный комплекс Малахов курган. Этот эпизод Крымской войны был выбран неслучайно. Он является символом мужества и доблести русских, которые сумели отразить натиск противника, несмотря на то, что их было в два раза меньше.

Англо-французская группировка состояла из 173 000 служащих, в то время как наших было чуть больше 75 000.

Художник понимал, насколько серьезная работа была ему поручена, и стремился оправдать оказанное доверие. Он проводил долгие часы на месте сражения. Сохранились наброски будущих сцен.

Рубо изучал сохранившиеся письменные источники и доступные военные документы. Он даже общался с участниками сражений. Франц трудился над полотном, длина которого доходила до 115 м, а ширина составляла 14 м.

Будущий контур и задумка были представлены на суд в Зимний Дворец. Власть одобрила их.

Мастер панорамной живописи заканчивал произведение, которое впоследвие прославит его на всю Россию и в Германии. Это был не случайный, а осознанный выбор. С 1878 по 1883 он учился живописи в Баварской академии художеств. Он поступил туда после окончания Одесской рисовальной школы.

В Мюнхене у него остались друзья: живописцы Шенхен, Фрош, Мерте. Они помогали ему завершить начатое. Также над панорамой работали 20 учеников художника – студентов той же академии, где когда-то учился он сам. В Мюнхене у него был особый павильон и необходимые инструменты.

Ценными были и советы наставника – Юзефа Брандта.

Работа была готова к назначенному сроку. Первыми её увидели ветераны битвы за Малахов курган. Их впечатлило, насколько реальным получилось изображение событий.

Полотно пережило революцию и гражданскую войну, но пожары Второй мировой не пощадили его. В дом, где оно находилось, попала бомба.

Панорама Севастопольской битвы загорелась вместе с музеем, и теперь первоначальный вариант остался только в истории искусства, на картинах и фото. Были предприняты попытки спасти шедевр Рубо. Удалось отвоевать у пламени 86 фрагментов, остальные части были уничтожены. На этом злоключения «Обороны Севастополя» не закончились.
 

Элементы, которые удалось вынести из разрушенного здания, были погружены на корабль и отправлены в Новороссийск. Судно дошло до города, но трюмы, где хранился ценный груз, оказались затоплены. Вода серьезно повредила третью часть сохранившихся фрагментов.

Эксперты пришли к неутешительному выводу: отреставрировать панораму невозможно, только восстановить. За это взялись академики Василий Яковлев и профессор Павел Соколов-Скаля.

Они привлекли лучших советских художников и к 100-летию годовщины Крымской войны экспозиция вновь была открыта для публичного посещения.

Музей-панорама «Оборона Севастополя 1854-1855»: подробности битвы, как добраться, сколько стоит экскурсия

Если вы захотите своими глазами увидеть этот памятник искусства, вам нужно пройти по Историческому бульвару. Ваша цель – дом №1. Не заметить его невозможно:

Здание открыто для экскурсионных групп и туристов-одиночек каждый день, кроме понедельника, с 10 утра. По будням и воскресеньям последних посетителей провожают в 18:00, по субботам разрешают бродить по залам до семи вечера.

Стоимость комплексной экскурсии с гидом по всему музею для взрослых – 350 рублей, для детей младше 16 – 300, для всех студентов и старшеклассников, не достигших 18 лет – 250. Чтобы вам разрешили фотографировать, нужно доплатить отдельно 100 рублей. Если вы хотите заснять экскурсию на видео, будьте готовы отдать 200.

Тем, кто интересуется историей, мы рекомендуем не полениться и сходить не только в музей, но и посетить места, которые увековечил Рубо. По сравнению с серединой ХIX века городское пространство сильно изменилось.

У вас будет возможность сравнить изображение на полотне с реальной современной локацией, и найти отличия. В мемориальном комплексе выставлены пушки, защищавшие Корабельную сторону в разгар битвы.

Тут же находятся корабельные орудия, которыми пользовались во время Великой Отечественной.

Панорама и диорама обороны города Севастополя в Крымскую войны: смотрим на фото экспонатов вместе

В музее два этажа. На первом расположена выставка. Реликвии, сохранившиеся со времен сражений, лежат в стеллажах, стилизованных под бортовую обшивку корабля. У вас есть уникальная возможность рассмотреть награды ветеранов, почитать обрывки писем солдат домой, увидеть редкие документы и портреты тех, кто побывал под Севастополем в 1854-1855 годах.



Когда вы подниметесь на второй этаж, то увидите саму панораму. Представьте, что вы участник событий. Картину, которая открылась перед вами, можно увидеть только с одной обзорной точки – с Малахова кургана. Вы находитесь в одном из 8 бастионов, принадлежащих защитникам города и можете наблюдать все этапы штурма: от раннего утра до знаменитой рукопашной схватки на Жерве.

5 часов утра. Бой в разгаре. На внешнем рейде неприятельская эскадра. Огонь по ней дает Константиновская батарея. Неприятель не может войти в бухту, мешают мачты специально затопленных кораблей. От Константиновской батареи к Александровской – первые 7, от Михайловской до Николаевской ещё 6.

Из тыла виден перевязочный пункт. Одна из 140 медицинских сестер выглядывает из землянки. Внимательный взгляд разглядит знакомые лица.

Сестер привез с собой военный хирург Николай Пирогов, которому обязано все человечество: он первым начал проводить массовые операции на поле боя, усыпляя пациентов с помощью эфира, и ввел в медицинский обиход гипсовые повязки.

До этого момента в армиях пользовались очень жестко накрахмаленными. Он в синем сюртуке, отдает указания фельдшеру.

Раненых так много, что они не помещаются внутри перевязочного пункта и лежат рядом с ним. Те, кто не получили больших увечий, пытаются помочь себе сами.

  • Первая русская сестра милосердия, Даша Севастопольская, несет на плече коромысло.
  • Среди 4000 участников сражения можно найти генерала Хрулева, матросов Петра Кошку и Федора Заику и их пленника-француза.

Все предметы солдатского быта покрыты белым налетом. Кому-то может показаться, что они занесены снегом, но битва происходила в разгар июня и это невозможно. Вы видите серый слой пепла. На полотне много знаковых деталей: крест, установленный на могиле вице-адмирала Корнилова, разрешенный блиндаж, полевая кухня, раненые, лежащие рядом с мертвыми товарищами.
 

Рассказ о событиях, изображенных на панораме, продлится примерно 30 минут. Если вы хотите узнать больше об истории нашей страны, отправьтесь в путешествие по главным достопримечательностям Крыма.

Источник: http://crimeastories.ru/blog/krymturisticheskij/chem-interesna-panorama-oborona-sevastopolya-1854-1855-gg/

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.»

Автор Береговая Маргарита · 26.01.2018


Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» находится по адресу: Исторический бульвар, 1

Посетить её можно в любой день, кроме понедельника.

Часы работы во вторник, среду, четверг, пятницу и воскресенье с 10.00 до 18.00, а в субботу с 10.00 до 19.00.


Билет для взрослого стоит 200р., для ребенка — 100р., фото и видеосъемка оплачиваются отдельно: фотосъемка — 100р., видеосъемка — 200р.

В основу Панорамы легли события дня сражения за Малахов курган и Корабельной стороны, отражение штурма захватчиков защитниками города 6 июня 1855 года.


История создания и дальнейшая судьба Панорамы

После празднования 50-летия со дня обороны Севастополя было принято решение о создании панорамы, отражающей эти события. В 1901г. художником Ф.А. Рубо была начата работа по её созданию.


В начале 1902 года эскиз будущей панорама был утвержден, после чего Рубо отправился её писать в Мюнхен, в специально построенном для этого павильоне. Три года ушло у художника на сотворение столь маштабного полотна, в работе ему помогали 20 студентов Баварской Академии художеств, а так же художники К.Фрош, Л.Шенхен, О.Мерте.

Источник: https://gex.su/panorama-oborona-sevastopolya-1854-1855-gg/

Музей-панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»

Крым предлагает своим гостям изучить сотни достопримечательностей прошлого. Многие из них посвящены военным событиям, затронувшим полуостров. Музей-панорама «Оборона Севастополя» наглядно демонстрирует одну битву Крымской войны 1853-1856 гг.

В самой середине позапрошлого столетия Западный Крым пережил трагическое потрясение – вторжение турецких, французских, британских и сардинских интервентов с целью заставить Россию отказаться от планов присоединения Балкан к своей империи.

Европа и Турция вместе дрожали при мысли о воссоединении всех славян мира.

Следовательно, очередная русско-турецкая война быстро разгорелась в более масштабный политический конфликт, заставивший несколько иностранных эскадр заблокировать русский черноморский флот, а затем пытаться уничтожить его.

В 1854 г. нерешительность русского командования позволила врагам произвести успешную высадку десанта на широкой полосе западного побережья Крымского полуострова, в центре которой оказался Севастополь. Главный военный порт Черноморья держал осаду 11 месяцев, пережив несколько штурмов и шесть многодневных бомбардировок.

Лучшие баталисты начала прошлого века – студенты Баварской академии художеств под руководством Франца Рубо и трех его соратников – решили запечатлеть на своей огромной картине наиболее выразительный эпизод Первой Обороны, а именно – сражение на Малаховом кургане в начале июня 1855 г. Именно тогда французы и англичане понесли наибольшие потери во время штурма Четвертого бастиона в Севастополе.

Работа над полотном началась в 1901 г. и была завершена в 1904 г. Результат совместных творческих усилий имел 14 м в высоту и 115 м в длину. 14 мая следующего года – к 50-летию Первой Обороны – работа была доставлена в Севастополь – в специально построенное для нее круглое помещение в стиле ампир. Размещать фрагменты довелось инженеру Фридриху Энбергу.

Читайте также:  Памятник в.и. ленину в севастополе: фото, адрес, описание

В годы ВОВ (Второй Обороны) в здание Панорамы угодили несколько фашистских бомб. Оно загорелось, но военные моряки спасли преимущественную часть размещенного тут полотна – 86 его фрагментов. Советские живописцы смогли восстановить утерянный участок диорамы.

Кстати, само строение украшено по фасаду «вставленными» бюстами военных, сражавшихся под Севастополем – адмиралов Истомина, Корнилова, Нахимова, матроса Кошки.

Наряду с ними представлены погрудные изображения тогдашних добровольцев из гражданских – врача Пирогова, сестры милосердия Севастопольской и графа Толстого.

Сегодня заведение носит название Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», оно являет собой одно из подразделений ГМ «Героической обороны и освобождения Севастополя». Структура исторического центра, посвященного Крымской войне, имеет следующий вид:

  • — мемориальный комплекс «Исторический бульвар»;
  • — здание Панорамы Первой Обороны Севастополя;
  • — открытая экспозиция «Передовой бруствер Четвертого Бастиона»;
  • — выставка якорей.

Судя по фото, выложенным в сети, наиболее запоминающимся объектом музейного комплекса является, собственно, панорама – огромное полотно указанного выше немецкого автора, лично общавшегося с престарелыми участниками тех событий, изучавшего документы и зарисовки очевидцев.

На нем мы видим наступающих – массово гибнущих солдат армии Британской империи, а также засевших в окопах усталых защитников Севастополя – командиров, рядовых, сестер милосердия.

Во время восстановления композиции в XX веке добавились две новые жанровые сценки – «Кок в землянке» и «Денщик у бочки с водой».

К Панораме приходят не только ради изучения памятников и старинных морских приспособлений. Часто зеленая территория Исторического бульвара становится местом военно-исторических фестивалей, реконструирующих тот или иной эпизод Первой или Второй Обороны Севастополя. Здесь будет интересно туристу любого возраста.

SONY DSC

Источник: http://CrimeaBuro.ru/dostoprimechatelnosti/muzei/muzey-panorama-oborona-sevastopolya-1854/

Панорама Севастополя

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.»

Виртуальное путешествие

Музей Панорамы находится на историческом бульваре. Фасад здания обращён к бассейну с фонтаном, расположенным на небольшой площади в центре Исторического бульвара. Вдоль центральной аллеи бульвара сосредоточены основные памятники Мемориального комплекса национального значения.

Как произведение искусства панорама — это огромная по размерам картина (дополненная предметным планом) и размещённая в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре. На сегодняшний день это одна из крупнейших панорам мира  по праву считается выдающимся произведением русской батальной живописи.

Панорама посвящена героизму защитников Севастополя в период Крымской войны 1853–1856 гг. — крупнейшей общеевропейской военной кампании XIX в. Против России выступил военный союз (Турция, Великобритания, Франция, королевство Сардиния (Италия)).

Страны-участницы боролись за передел сфер влияния в Европе, на Кавказе, Ближнем Востоке, в Передней и Малой Азии. Но с осени 1854 г. основные силы союзников сосредоточились в Крыму. Целью было уничтожение Черноморского флота и его главной базы – Севастополя.

Судьба героического города на южной окраине Российской империи, защитники которого 349 дней отражали натиск сильнейших в Европе армий, потрясла мир.

В 1901 году в честь 50-летия обороны Севастополя было принято решение увековечить подвиг её участников на живописном полотне Панорамы. Правительственный заказ на выполнение художественных работ получил Франц Алексеевич Рубо — выдающийся художник-баталист конца XIX – начала XX веков.

Работа над Панорамой велась  сначала в Севастополе, а затем в Мюнхене, где тогда проживал Ф.А. Рубо. Создавалась панорама в течение трех лет. В написании живописного полотна и создании предметного плана автору помогали студенты Баварской академии художеств.

В Севастополе, на Историческом бульваре, для Панорамы было построено здание по проекту военного инженера, подполковника Ф.-О. И. Энберга. К 50-летию героической обороны 14 мая 1905 г. панорама была открыта.

В период Великой Отечественной войны 25 июня 1942 г. во время налёта фашистской авиации и артиллерийского обстрела загорелось здание Панорамы. При спасении художественное полотно разрезали на части. Было спасено 86 фрагментов – 2/3 картины.

На лидере эсминцев ''Ташкент'' их вывезли в Новороссийск, а после — в Новосибирск. В послевоенные годы решался вопрос о восстановлении панорамы.

Академики живописи и опытные реставраторы обследовали спасенные фрагменты и решили «считать нецелеобразным восстановление Панорамы из старых фрагментов с добавлением новой живописи в недостающих местах». Было решено воссоздать панораму на новом холсте.

Эту работу выполнил коллектив московских художников из 17 человек. К 100-летию первой героической обороны 16 октября 1954 г. панорама была открыта вновь.

ЗАБРОНИРОВАТЬ

Рекомендуемые:

Источник: http://llt-sebastopol.com/base/panorama-oborona-sevastopolja

Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855гг», Франц Рубо

6 июня 1855г., Севастополь, Малахов курган.

Очень тяжелым выдался тот день. Начался он с сильнейшего обстрела англо-французской артиллерии, а затем в атаку пошли 8 вражеских дивизий – 44 тыс. человек! Оборонявшиеся дрогнули. Положение спас генерал Хрулев, бросившись во главе роты Севского полка в рукопашную схватку. Враги, пораженные храбростью наших солдат, оставили занятые было позиции…

На живописном полотне уникального памятника русской воинской славы – Панорамы «Обороны Севастополя 1854/55гг.» изображено около 4 000 фигур! Среди них – герои, имена которых хорошо известны: адмирал П.Нахимов, хирург Н.

Пирогов, первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская, отважный разведчик Петр Кошка, но еще и многие сотни безымянных солдат и моряков, бесстрашно защищавших Севастополь все 349 дней и в этом своем главном бою сражавшихся поистине не на жизнь, а насмерть.

Открывшаяся глазам грандиозная картина вдруг заставляет почувствовать себя участником тех давних событий, которые изображает художник. …Начало лета 1855г. Идет 9-й месяц осады. В лучах восходящего солнца – разрушенный, но гордый и непреклонный Севастополь. Только что отгремела бомбардировка.

Всюду видны ее страшные следы: огромные столбы дыма, огни пожарищ заволокли город. Несколько французских и английских дивизий двинулись на первый штурм севастопольских укреплений.

Перед нами огромные массы людей: солдат, матросов, их атаки и контратаки – все в движении, все пронизано единственным порывом – выстоять, победить.

В центре полотна ясно виден один из напряженных моментов в защите Малахова кургана. Левее Оборонной башни четко выделяется сутуловатая фигура в полной адмиральской форме – это Павел Степанович Нахимов. Опершись руками о бруствер, он руководит боем, внимательно всматриваясь туда, где сражаются солдаты Селенгинского и Якутского полков. Возглавил защиту Севастополя П.

Нахимов после смерти одного из главных руководителей обороны вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова. Его уже нет среди защитников города. 5 октября 1854г.

он был смертельно ранен здесь же, на Малаховом кургане, и только название «Корниловский бастион» да крест из ядер, с любовью выложенный на месте ранения адмирала севастопольскими юнгами, напоминают нам, зрителям, об этом замечательном человеке…

Из истории хорошо известны причины и ход этой кровопролитной войны XIXв. В середине позапрошлого столетия на Ближнем Востоке столкнулись экономические и политические интересы России, Турции, Англии и Франции. Основной задачей коалиции было уничтожение русского Черноморского флота и его главной базы – Севастополя. 1 сентября 1854г.

89 боевых кораблей и 300 транспортных судов союзных войск бросили якоря недалеко от Евпатории. А на следующий день на берег сошли 62тыс. солдат при 134-х орудиях. Но не так просто оказалось взять Севастополь… На осажденной земле героями были все.

И это массовое явление дало основание русскому писателю Льву Толстому, также участнику этой войны, сказать: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». Эти слова оказались пророческими. Герои Крымской войны не однажды потом оживали на полотнах многих известных художников и в работах талантливых скульпторов России. А в 1899г.

было решено создать панораму обороны Севастополя. Автором ее суждено было стать известному в те времена художнику-баталисту Францу Рубо (1856-1928гг.). Француз по национальности, родившийся в России, почти всю свою сознательную жизнь проживший в германии, Ф.Рубо всегда считал себя русским художником и почти все темы его творчества – картины русской жизни. Получив в августе 1901г.

заказ на создание грандиозной по размерам панорамы (длина – 115м и ширина – 14м), Рубо прежде всего приезжает в Севастополь, на место легендарных событий, где пишет около 50 этюдов – видов утреннего города, портретов участников событий.

За основу сюжета художник решил взять всего один день из жизни осажденного города, но какой: отражение штурма 6 июня 1855г.! По возвращении в С.-Петербург Рубо целый месяц выполняет контурный рисунок панорамы, а затем выставляет его в зале Зимнего дворца.

По замыслу мастера, главными героями будущей композиции должен был стать народ. После утверждения эскиза, в предместье Мюнхена, в специальном павильоне с помощью своих коллег Шенхена, Мертье и Фроша, а также двадцати студентов Баварской академии художеств Ф.

Рубо приступает к созданию полотна.

После двух лет напряженной работы в ноябре 1904г. панорама была готова и перевезена в Крым. Из Петербурга в Севастополь прибывали высочайшие комиссии – одна, другая, третья… И все они приходят к выводу, что в содержании полотна имеются «неблагонадежные моменты».

Категорически было предложено исключить портретный показ рядовых солдат и матросов, убрать фигуру П.Нахимова, а взамен показать главнокомандующего Крымской армией князя Горчакова. Но художник также категорически ответил отказом.

Опасаясь народных волнений, открытие панорамы к 50-летию Севастопольской обороны решено было сделать в первозданном виде.

Здание для размещения панорамы было сооружено на Историческом бульваре по проекту военного инженера Ф.-О.И.Энберга при участии архитектора В.А.Фельдмана (лишь гораздо позже на его фасаде появятся мраморные бюсты героев обороны – В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, В.И.Истомина и других). И вот 14 мая 1905г. становится днем рождения этого уникального памятника русской воинской славе

Но на этом для Ф.Рубо все не закончилось. В 1909г. вновь вернулись к обвинениям автору полотна в том, что его работа не способствует «прославлению устоев самодержавия».

Франц Рубо пытался доказать всю историческую правдивость изображенного, но в ответ ему ясно дали понять, что за «злонамеренное игнорирование воли царя» он может понести серьезное наказание. Подавленный художник распорядился подготовить кисти, краски и попросил своих учеников оставить его одного.

Читайте также:  Самые лучшие пансионаты фороса (крым) у моря: обзор оптимальных предложений

Всю ночь Франц Алексеевич напряженно работал.

К утру на полотне уже не было отважной фигуры Нахимова; на переднем плане, где раньше были во множестве солдаты и матросы, разрастался мощный взрыв; в ряде мест Корниловского бастиона также были записаны фигуры бесстрашных матросских сыновей и жен, подносивших ядра к батарейным пушкам.

С этими горькими для художника изменениями в 1911г. панорама снова была доставлена в Севастополь. Прошли годы. И уже в 1926г. Франц Рубо получает письмо из России от своего ученика и последователя М.Грекова с приглашением советского правительства приехать в Крым для проведения реставрационных работ и воплощения в картине первоначального замысла. Увы, но художник в те дни уже тяжело болел. Однако в ответном письме выразил надежду, что задуманное им смогут с успехом осуществить его ученики.

В этом же, 1926г., М.Грековым и М.Авиловым была произведена первая реставрация уникального полотна, в ходе которой была воссоздана фигура адмирала П.С.Нахимова, более четко выписаны действия комендоров у орудий и солдат на переднем плане картины, а также некоторые другие изменения. Вот, наконец, и воплотилось в жизнь то, что было задумано художником 20 лет назад…

Нужно сказать, что осенью 1918 года представители Антанты намеревались вывезти панораму во Францию, но этому помешали рабочие Корабельной стороны – внуки и правнуки изображенных на ней севастопольских героев. А потом, 25 июня 1942г.

, чуть не произошло непоправимое: при артобстреле города и Исторического бульвара в здание панорамы попала бомба, отчего оно частично разрушилось и загорелось.

Но пожарным удалось вынести из огня 86 фрагментов полотна (это почти 80%) и буквально через два дня отправить на эсминце «Ташкент» сначала в Новороссийск, а потом – в Кустанай (Казахстан), в глубокий тыл.

К концу войны все уцелевшие, но сильно израненные осколками фрагменты панорамы (специалисты насчитали более 6 тыс. пробоин!), были доставлены на предварительную реставрацию в Новосибирск, в филиал Государственной Третьяковской галереи, а затем – в Москву.

Там реставрация проводилась в большом подвальном помещении Всесоюзной публичной библиотеки им. В.И.Ленина. В восстановлении уникального памятника русской воинской славы участвовал целый коллектив художников под руководством академика, доктора искусств В.П.

Яковлева, а после его смерти академика П.П.Соколова-Скали.

Фактически была создана копия уникального полотна. Кроме того, дополнительное изучение исторических материалов дало возможность мастерам творчески подойти к воссозданию композиции.

Так появились новые эпизоды: приезд хирурга Н.Пирогова на перевязочный пункт; возвращение из ночной вылазки легендарного разведчика Петра Кошки и его друга Федора Заики; матрос Т.

Александрович заливает водой готовую разорваться бомбу и некоторые другие.

«Вглядитесь в лица, осанку и движение этих людей: в каждой морщинке этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского – простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется нам, что опасность, злоба и страдание войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувств».

Вновь панорама «Оборона Севастополя 1854-1855гг.» была открыта 16 октября 1954г. Это фактически был второй день ее рождения. А перед 100-летним ее юбилеем (в 2005г.

) панорама была снова отреставрирована: и живописное полотно, и предметный план перед ним — все ее 1610 кв.м. Несмотря на свой солидный возраст, она по праву считается одной из лучших из 42-х панорам мира и одной из самых посещаемых.

Подсчитано, что только с 1954г. в ней побывало более 36млн. человек!

Непременно побывайте и вы в ней, чтобы, словно в «машине времени», вдруг перенестись в один из дней русской славной истории, героические события которого происходили здесь, на этом самом месте, 150 лет назад.

Источник: http://www.perekop.info/anorama-defense-of-sevastopol/

Панорама «Оборона Севастополя»

Главная  /  Крым  /  Панорама «Оборона Севастополя»

Среди городов Крыма Севастополь занимает особое место. Он молод, ему чуть больше 230 лет, но за свою короткую историю город прошёл через такие испытания, которых с лихвой хватило бы на небольшую страну.

Здешняя экскурсионная программа существенно отличается от подобных мероприятий в других местах полуострова; вместо осмотра дворцов знати — посещение бастионов, фортов, казематных помещений; вместо прогулок по великолепным рукотворным садам — экскурсии по мемориалам павших воинов.

Конечно, достопримечательности Севастополя не ограничиваются военной тематикой, но она здесь превалирует. Панорама «Оборона Севастополя» — составная часть комплекса памятных объектов, посвящённых Крымской войне.

Панорама интересна редкой не только в нашей стране, но и во всём мире формой подачи исторического материала. Специально подобранная коллекция предметов — оружия, амуниции, документов объединённая в единую композицию с огромным батальным полотном, помещена в специально спроектированное здание, внешний периметр которого украшен мраморными бюстами героев обороны.

Впервые Севастополь оказался окружён вражескими войсками в 1854 году. Такое положение явилось следствием ряда неудач в сражениях с англо-французскими войсками на территории полуострова.

Поводом к началу Крымской войны послужило обычное для Запада обвинение России в её «растущем влиянии на страны Причерноморья». Собрав мощный флот и многотысячный экспедиционный корпус Франция, Англия, Турция и Сардинское королевство высадили десант в Крыму.

Конечной целью операции был захват Севастополя. Однако, напав на Россию, Запад переоценил свои возможности — слабо укреплённый со стороны суши город героически оборонялся в течение 11 месяцев. Ценой потери сотен тысяч убитыми и ранеными коалиции удалось овладеть его южной частью.

Понадобились многочисленные бомбардировки из сотен орудий и два приступа, в которых участвовало одновременно до 50 тыс. солдат, чтобы овладеть твердыней.

Панорама «Оборона Севастополя» посвящена героизму его защитников, а художественное полотно отражает события штурма 6 июня 1855 года, точнее один его эпизод — бой на Малаховом кургане. В этот день союзники предприняли общее наступление в районе Корабельной стороны. Русские войска отбили приступ с огромными для врага потерями.

В 1905 году Россия готовилась отметить 50-летие обороны Севастополя. Созданная с целью организации празднеств комиссия выбрала нетривиальный проект прославления военного подвига — строительство художественной панорамы. Следует отметить — в начале XX века подобных объектов в стране не было.

Написание батального полотна поручили Францу Рубо, в то время уже знаменитому художнику. В целях изучения материала он выезжал непосредственно на место событий, писал этюды на вершине Малахова кургана.

Встречи с участниками событий, ветеранами обороны, помогли художнику составить для себя ясную картину боя 6 июля 1855 года, выработать план дальнейших работ. Полотно создавалось в Германии, в Мюнхене. В помощь привлекались как баварские студенты-художники из местной Академии, так и уже известные мастера — И.

Мерже, Л. Шенхен и другие. Потребовалось 3 года напряжённой работы, и к 1904 году полотно было полностью готово и перевезено в Россию.

Параллельно с написанием батального полотна строилось здание для его размещения. Примечательно, что к воплощению приняли проект, который в официальной конкурсной программе не участвовал. Его автор — полковник-инженер О.И. Эндберг. Круглое в плане здание выполнено в стиле классицизма с элементами модерна. Диаметр здания равен его высоте — 38 метров.

В основание заложен цокольный этаж прямоугольной формы. Внешнее оформление включает эдикулы с бюстами героев обороны. В годы Великой Отечественной войны скульптуры были уничтожены, и только в 1974 году благодаря работе советских скульпторов они снова заняли свои места.

Застеклённая кровля сооружения выполняет главную задачу — обеспечивает прекрасное естественное освещение гигантской картины.

Строительство панорамы «Оборона Севастополя» закончили в срок. Группа художников под руководством Ф. Рубо смонтировала холст размерами 115×14 метров на втором этаже здания, остальные экспонаты разместили на первом этаже.

14 мая 1905 года панорама открыла двери для посетителей. Не обошлось без критики — некоторые члены комиссии, видимо, представляли себе полотно, как некий групповой портрет генералов, и были разочарованы увиденным.

Но авторы получили высшую оценку от участников обороны Севастополя — это была лучшая награда за их труд.

  • Адрес
  • Севастополь, Исторический бульвар, 19
  • Как добраться

Вопреки ожиданиям, панорама находится не на Малаховом кургане, а там, где во время Крымской войны оборонялся 4-й бастион.

Место между Четвёртой бастионной улицей и Привокзальной площадью называют Бастионным холмом, отсюда берёт начало Исторический бульвар. От ж/д вокзала всего метров 500, можно спокойно дойти пешком.

Сюда же ходит маршрутка № 17, остановка «Университет». Троллейбусы №№ 1, 3, 5, 12, 13 до «Площади Ушакова».

Режим работы, цены

Панорама открыта с 9.00 до 19.00, осмотр во время комплексной экскурсии — согласно экскурсионному плану, кассы работают до 17.30. Цена билета для взрослых колеблется от 200 до 500 рублей, в зависимости от вида экскурсии. Детям до 16 лет платить за вход не надо, экскурсия для них — 150 руб.

Мы бы не имели сегодня возможности любоваться панорамой, если бы не подвиг советских солдат и моряков, сделавших всё возможное для спасения экспонатов в годы Второй мировой войны. Коллекцию, в том числе фрагменты полотна, вывезли по частям судами Черноморского флота на Большую землю. К сожалению, около 40% картины спасти не удалось.

После войны, начиная с 1946 года, группа реставраторов и художников под руководством В.Н. Яковлева восстанавливала картину на основе сохранившихся фрагментов, фотографий, эскизов. Накануне столетия обороны в 1954 году панорама вновь открылась.

В композиционном плане панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» является образцом подачи исторического, документального и художественного материала, здесь всё подчинено главной цели — максимально достоверно донести до посетителя характер той войны, трудности обороны города и героизм его защитников.

Первый этаж — собрание документов той поры, образцов оружия, военной формы, оружия защитников. Всё это в совокупности с фрагментами и эскизами должно подготовить зрителя к осмотру главного экспоната — художественной панорамы боя на Малаховом кургане, которая размещена на втором этаже. Взойдя на него по лестнице, оказываешься как бы в центре позиции этой высочайшей точки обороны.

Полотно «открывает обзор» на десятки километров вокруг — наши солдаты и наступающий враг, всего более 4000 живописных персонажей в момент наивысшего напряжения боя включает эта картина. Экскурсовод покажет фигуру Нахимова, Даши Севастопольской, матроса Кошки и других знаменитых участников обороны.

Читайте также:  Пансионат «голубой залив» в коктебеле (крым): отзывы, сайт, цены, описание

«Сценарий» полотна устроен так, что в движении по кругу вдоль картины напряжение возрастает, оно достигает кульминации в завершающей части холста — изображении боя за батарею Жерве.

Панорама «Оборона Севастополя» на карте

Источник: https://trave-l.ru/panorama-oborona-sevastopolja/

Панорама "Оборона Севастополя"

Панорама — это главный объект Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя, с которого началась его история. В настоящее время это одна из крупнейших среди 60-ти панорам мира.

Панорама ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ 1854–1855 ГГ. — музей-панорама, посвящённый первой обороне Севастополя.

Исторические события

В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря.

Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, прежде чем им удалось взять город.

В марте 1856 года был заключён Парижский мирный договор, который не принёс полной победы ни одной из воюющих сторон.

Создание

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо, положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году.

Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины.

Огромное живописное полотно (14 м × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м².

Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведённых событий.

«Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»

Размещение панорамы

Проект здания принадлежит Военному инженеру Фридриху-Оскару Энбергу.

Это была гордость военного инженера. Ведь к производству был принят его внеконкурсный проект.

27 февраля 1902 г. член Комитета по восстановлению памятников севастопольской обороны полковник А. М. Зайончковский в докладной записке графу И. И. Толстому, вице-президенту Императорской Академии художеств, сообщал:

«Имею честь препроводить Вам согласно Вашему желанию, присланный мне подполковником Энбергом эскиз здания панорамы с обозначением главных размеров.»

31 июля 1902 г. Император Николай II утвердил проект Ф.-О. Энберга.

Когда севастопольская панорама была открыта, полковник Ф.-О. Энберг несколько раз назначался «временно надсматривающим за панорамой» и расписывался в книге кассира панорамы.

Несмотря на то, что на панораме изображён вид с Малахова кургана, здание панорамы расположено в другом ключевом месте обороны города — на Четвёртом бастионе.

Одной из необычных особенностей здания панорамы является круговое окно на куполе, предназначенное для обеспечения естественного освещения внутри.

Спасение панорамы в годы второй обороны Севастополя

25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины.

Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осаждённый город — лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек — раненые, женщины и дети.

В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолётов, героическому экипажу корабля во главе с его командиром В. Н. Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Но трюмы, где находились фрагменты картины, оказались затоплены.

Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.

Восстановление панорамы

Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Эта почётная миссия возлагалась на группу художников под руководством академика живописи В. Н. Яковлева. После его смерти группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива входили профессор П. М.

Шухмин, один из старейших мастеров панорамной живописи Н. Г. Котов, художники Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, В. Г. Коржевский, Б. Н. Котов, Б. Ю. Лоран, Е. И. Лобанов, А. П. Мерзляков, В. Е. Памфилов, Н. И. Плеханов, А. П. Романов, А. Ф. Суханов, Н. К. Соломин, Ю. Н. Трузе-Терновская и Н. И. Фирсов.

Научную консультацию осуществляли адмирал флота Советского Союза профессор И. С. Исаков и кандидат военных наук А. Н. Кузьмин. Советские художники восстанавливали панораму на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов.

Они стремились наиболее полно и правдиво изобразить военную обстановку, в которой происходили события, чётко передать севастопольский пейзаж. Как и Франц Рубо, они непосредственно с Малахова кургана сделали большое количество зарисовок и этюдов, впоследствии составивших точный композиционный рисунок панорамы. В процессе работы рождалось много новых художественных решений.

Предметный план был обогащён жанровыми сценами «Кок в землянке», «Денщик у бочки с водой». Несколькими новыми эпизодами пополнилось и живописное полотно.

К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта.

В наружных нишах здания музея-панорамы были установлены мраморные бюсты героев обороны Севастополя: Корнилова, Нахимова, Истомина, Панфилова, Новосильского, Бутакова, Хрулёва, Мельникова, Толстого, Пирогова, Кошки, Шевченко, Михайловой.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/krym/sevastopol/panorama-oborona-sevastopolya

Панорама "Оборона Севастополя 1854–1855 гг."

Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – самый посещаемый объект Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Исторической основой создания панорамы послужили события 349-дневной обороны города в период Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. между Россией и созданным против неё военным союзом, куда входили Турция, Великобритания, Франция, королевство Сардиния (Италия). С осени 1854 г.

главные усилия союзников сосредоточились в Крыму с целью уничтожения Черноморского флота и его главной базы – Севастополя. Оборона города продолжалась с 13 (25) сентября 1854 г. до 27 августа (8 сентября) 1855 г. За это время неприятель предпринял шесть бомбардировок города и два штурма.

Стойкость защитников Севастополя потрясла весь мир. Город по праву называли «Русской Троей».

50-летие обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. широко отмечалось в Российской империи. Был создан Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны под председательством великого князя Александра Михайловича. В 1901 г.

Комитет принял решение о создании Панорамы, которая должна отразить «важнейшие события Севастопольской обороны» и увековечить память героев. Заказ на создание Панорамы в 1901 г. получил художник Ф.

А Рубо, основоположник отечественной школы батальной и панорамной живописи.

В ходе подготовительных работ по созданию панорамы в 1901 – 1902 гг. Ф. Рубо. приезжал в Севастополь. Он посещал места расположения бастионов и батарей, побывал на Малаховом кургане, Историческом бульваре, встречался с участниками событий, написал около 50 этюдов.

Сюжетом для Панорамы художник избрал день отражения защитниками штурма Малахова кургана и Корабельной стороны 6 (18) июня 1855 г.

В начале января 1902 г. эскиз картины был представлен в Зимнем дворце для знакомства и утверждения. Последующая работа велась в Мюнхене в специально построенном павильоне. Писать Панораму Ф. Рубо помогали художники Л. Шенхен, О. Мерте и К. Фрош и 20 студентов Баварской Академии художеств.

3158Здание Панорамы решили возвести на Историческом бульваре, бывшем 4 бастионе. В августе 1904 г. картина и детали предметного плана были доставлены в Севастополь. 14/(27) мая 1905 г. Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта.

С началом Великой Отечественной войны и обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. работа Панорамы не прекратилась. Она «сражалась» за razrushen_highгород вместе с его защитниками. 25 июня 1942 г.

во время налета фашистской авиации и артиллерийского обстрела здание Панорамы загорелось. При спасении художественное полотно разрезали на части.

Удалось спасти 86 фрагментов – 2/3 картины, на лидере эсминцев «Ташкент» их вывезли в Новороссийск, впоследствии доставили в Новосибирск и Москву.

Распоряжением Совета Министров СССР № 17070 от 24 октября 1950 г. принято решение о воссоздании Панорамы Ф.А. Рубо к 100-летию обороны Севастополя 1854 – 1855 гг.

Спасенные фрагменты стали основой для работы коллектива художников под руководством академиков, действительных членов Академии художеств СССР В.Н. Яковлева и П.П. Соколова-Скаля. Панорама, получившая название «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.», открылась 16 октября 1954 г. в здании, восстановленном по проекту архитектора В.П. Петропавловского.

Севастопольская Панорама – одна из самых известных среди 60-ти панорам мира. С 1954 г. ее посетило более 39 миллионов человек. Цифры эти – свидетельство огромного интереса к истории страны, ее героическому прошлому, к панорамному искусству.

Источник: https://xn--80aaxjkxy7a4a.xn--p1ai/muzei/panorama-oborona-sevastopolya-18541855-gg

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]