Караимская кенасса в симферополе – адрес, фото, история, описание

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

СИМФЕРОПОЛЬ, 9 апр – РИА Новости Крым. В 2016 году в караимской кенасе в Симферополе начались реставрационные работы, продолжающиеся по сегодняшний день. Скоро подрядчики приступят к проведению третьей финальной стадии реконструкции, в ходе которой будет осуществлен ремонт внутри здания.

Победа храма над временем

«Работы были разбиты на три этапа. Первой ступенью стали противоаварийные работы – разобрали часть кровли, устранили элементы, которые могли обвалиться в любой момент, внутри здания снесли перегородки.

Первого апреля завершился второй этап – фасадные и кровельные работы.

Полностью поменяли кровлю, отреставрировали фасадную часть здания, установили водосточные трубы, поставили окна и двери», – рассказал о ходе ремонтных работ глава караимской религиозной общины «Чолпан» Дмитрий Полканов.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Ремонт внутри здания караимской кенасы в Симферополе

Завершится реставрация строительными работами внутри здания. На данный момент проходит конкурс среди подрядчиков на выполнение ремонта.

В советские годы из культового сооружения сделали  клуб, а позже радиоузел, превратив храм в четырехэтажное здание подобное офисному. После завершения реконструкции останется два этажа – первый низкий этаж приспособят под музей, а второй – под храм. Решение создать  духовно-культурный центр было принято на съезде караимских общин.

Караимская кенаса в Симферополе до и после реконструкции

В 2016 году из федерального бюджета выделили 115 млн рублей на капитальный ремонт здания, однако позже эксперты заявили о необходимости дофинансирования реставрации объекта.

«Уже израсходовано порядка 120 млн рублей и около 100 млн будет выделено на третий этап. Когда объект попал в федеральную целевую программу, было сложно определить, сколько необходимо денег. Здесь работали экспертные группы, но для того, чтобы понять реальную  стоимость реконструкции, необходимо было снять целый слой отделки, разобрать часть крыши», — сказал Полканов.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Ремонт в караимской кенасе в Симферополе

Уникальный музей для своих и туристов

В Государственном комитете по охране культурного наследия Крыма отметили, что ремонтные работы должны завершиться до конца года. После введения в эксплуатацию объекта  планируется организовать музей имени Тамары Ормели – дочери последнего газана (священнослужителя) симферопольской кенасы.

Старейшина Ормели всю жизнь собирала оригинальные предметы быта для музея, не подозревая, что наступит время, когда кенасу вернут караимам и позволят возродить храм и культурный центр.

  Коллекция посуды, одежды с аутентичной вышивкой, оригиналы документов, в том числе брачные договоры, свидетельства о рождении ХIХ века и другие экспонаты будут приставлены в музее.

Председатель правления общественной организации «Национально-культурная автономия крымских караимов» Наталья Кропотова рассказала, что музей будет доступен туристам для посещения.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Отреставрированный фасад караимской кенасы в Симферополе

«Мы изначально настаивали на том, что в здании должен находиться культурный центр. Мы надеемся, что там будут постоянно сотрудники, которые смогут профессионально рассказать, кто мы такие, о нашей религии, об особенностях культуры. Мы хотим, чтобы здесь работали крымские караимы и получали зарплату. У нас есть кадры, но пока будем думать, как организовать работу».

Караимские общественники утверждают, что для коренного народа Крыма, насчитывающего сегодня менее тысячи человек на полуострове, очень важно рассказать подрастающему поколению и туристам о культуре и истории караимов.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Ремонт караимской кенасы в Симферополе

Также в храме будут проводиться богослужения для всех верующих. А пока, до завершения реконструкции, верующие ходят в маленькое здание во дворе, совершенно не предназначенное для богослужений, так как у караимов мужчины и женщины молятся отдельно.

Симферопольская кенаса была построена в 1891-1896 годах на средства караимской общины. Культовое здание возведено в эклектическом стиле, сочетающем черты готической, мавританской и византийской архитектуры. По своей типологии симферопольский караимский храм родственен киевской и вильнюсской кенасам.

В  1930 году, в рамках государственной политики борьбы с религией, караимский храм был закрыт, а в 1934-1935 годах – перестроен.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Отреставрированный фасад и двери в караимскую кенасу в Симферополе

С распадом Советского Союза начинается борьба крымских караимов за возвращение здания общине. В период нахождения Крыма в составе Украины симферопольским караимам не удалось добиться передачи храма в их собственность. В российском Крыму здание было возвращено общине.

Караимизм (караизм) — является самостоятельной монотеистической религией, основанной на Ветхом Завете. В мире насчитывается 30 тыс человек, исповедующих караимизм. При этом, крымских караимов осталось около 2 тыс человек, из них по официальным данным в Крыму проживает 500 человек.

Источник: https://crimea.ria.ru/culture/20180409/1114193105.html

Караимские кенасы в Евпатории

Караимами некогда называли византийцев и тюрков, проникшихся культурой иудаизма. Саму же религию, которую исповедовали караимы, на полуостров занесли хазары. Впоследствии большая часть караимов погибла от рук мусульман. Но после этого народа остались Караимские кенасы — расположенный в сердце Евпатории архитектурный комплекс. А чтобы найти эту достопримечательность, вам предстоит отправиться в окрестности Караимской улицы.

Кенасы — весьма своеобразный исторический памятник, датируемый XVIII столетием. Комплекс локализуется неподалеку от пересечения улиц Караева и Интернациональной.

Главным ориентиром для вас послужит Текие Дервишей, где берет начало Караимская улица. В паре минут ходьбы от этого района находятся Гезлевские ворота. Точный адрес музейного комплекса: Караимская, 68.

GPS-координаты памятника: N 45 11.917 E 33 22.450.

Кстати, в окрестностях ансамбля расположена знаменитая библиотека «Карай-Битиклиги», в которой собраны письменные образцы караимской культуры. Тут же локализуется тематический музей и национальное кафе «Караман». В кенасах регулярно организуются экскурсии, к одной из которых вы можете присоединиться. Да и сам квартал, в котором проживали иудеи, заслуживает пристального внимания.

История появления караимских храмов

Первые Караимские кенасы (Евпатория) начали строиться в XVI столетии. Проект сооружения приписывается архитекторам Бобовичам — они создали чертежи в начале позапрошлого века, а затем украсили объект триумфальной отделкой. В качестве доминирующей стилистики был выбран поздний классицизм.

«Читающий» — именно так самоназвание караимов переводится на русский язык. Есть мнение, что представители той народности были очень образованными, интеллигентными людьми.

Сохранившиеся документы утверждают, что караимы населяли полуостров задолго до рождения Иисуса. Центром караимской общины считался Чуфут-Кале.

Когда же полуостров присоединился к Российской империи, сердцем караимского народа стала Евпатория.

Огромный вклад в духовность и культуру своей общины внес Сима Бобович, с именем которого связывают сооружение Большой кенасы (1804 год). Бобович регулярно встречался с крупными чиновниками и российскими правителями, дружил с мусульманским и христианским духовенством. Вот несколько интересных фактов из жизни архитектора:

  1. В гости к Бобовичу приезжали Адам Мицкевич и Александр Первый.
  2. Бобович за собственные средства издавал караимскую литературу.
  3. Архитектор считался крупным меценатом и филантропом.

Возведение Большой кенасы

Прежде всего Караимские кенасы (Евпатория) ассоциируются с большим храмовым комплексом, строительство которого развернулось в 1804-1807 годах. А вот Малый храм открыл свои двери верующим в 1815 году.

Подразумевалось, что это помещение будет носить вспомогательный характер, а его проектированием занимался Самуил Бобович. В 1820-х появилась благотворительная кухня.

При комплексе была открыта и духовная школа (мидраж), в которой обучались караимские мальчики.

Строительство и реконструкция комплекса продолжалось вплоть до 1900 года. К общей композиции добавились кованые ворота и памятные мраморные дощечки. Духовный центр неоднократно посещали российские императоры (Николай Второй, Александр Первый). В честь последнего в 1859 году был открыт мраморный обелиск.

Реконструкции и смена хозяев

После 1917 года начались первые неприятности. Караимские кенасы в 1927 году были закрыты — вместо них появился антирелигиозный музей. Впоследствии история комплекса разворачивалась весьма драматично. Вот лишь некоторые вехи, через которые прошел объект:

  • 1938 год — реконструкция помещений (внутренняя планировка полностью нарушена);
  • 1940-е годы — организация медицинских курсов;
  • Период ВОВ — повторное открытие благотворительной кухни;
  • 1959 год — открытие на территории объекта детского садика;
  • 1963 год — статус архитектурного памятника;
  • 1967 год — переезд внутрь храма музейных экспозиций (краеведческой и археологической);
  • 1969 год — очередная реконструкция наносит удар по внутренним интерьерам.

Возрождение средневековой реликвии началось в 1990 году. Галичане пожертвовали круглую денежную сумму, что привело к восстановлению алтаря — это произошло в 1994 году. Спустя еще два года были реконструированы несущие храмовые элементы, затем реставраторы взялись за деревянную резьбу. Генеральная же реконструкция была произведена в 2005-2007 годах.

Чем Караимские кенасы привлекают путешественников

На протяжении многих лет Караимские кенасы в Евпатории влекут к себе путешественников. В чем причина такой популярности? Объект имеет художественную, историческую и архитектурную ценность. Весь комплекс занимает около четверти гектара. Во внутреннем дворике можно увидеть красивый фонтан, но главной изюминкой считаются двухсветные здания, которые в России практически не встретишь.

Кенасы (Большая и Малая) выстроены по однотипным проектам. На фасаде расположены окна, через которые внутрь просачивается солнечный свет. Оконные проемы различаются между собой незначительно, а расположены они в два ряда. В Малой кенасе окна имеют полукруглую форму, в Большой — стрельчатую. Перечислим интересные факты, касающиеся всего комплекса:

  1. Объект включает пять двориков, все они сообщаются между собой.
  2. Дворики имеют собственные названия (Виноградный, Мемориальный, Мраморный, Ритуальный, Ожидания).
  3. Вход в Караимские кенасы представляет собой парадный портик.
  4. Мраморный дворик украшен колонной с орлом.
  5. Между Ритуальным и Мраморным дворами пролегает трехарочная колоннада.
  6. Дворик Ожидания украшен шатровым каркасом и миниатюрным садиком.
Читайте также:  Все о гостевом доме «таврический» в алупке (крым): расположение, номера, сервис

Реконструированный молитвенный зал богато декорирован, к нему примыкают благотворительная столовая, религиозная школа и хозяйственные помещения.

Обязательно посетите библиотеку «Карай-Битиклиги» и Музей культуры караимов. Также не помешает заглянуть в действующую церковь.

А вот в Ритуальном дворике расположены памятники, посвященные караимам, павшим во времена ВОВ. Тут вы обнаружите пятнадцать надгробий с мемориальными надписями.

Мраморный портик украшает вход в главный храм, также вас впечатлят витражи и резные деревянные двери. Массивные дверные проемы украшены латунными вставками.

В Большой кенасе высится гехал, главная функция которого — хранить старинные свитки Торы. Вышитая дорогими нитками занавесь скрывает священные тексты.

Некогда центральный аналой был приютом для семисвечника, но сейчас этот артефакт отсутствует.

Полезная информация

Источник: http://tourist-82.ru/zapad/evpatoriya/karaimskie-kenasy-v-evpatorii/

Караимские кенасы — архитектурный комплекс крымских караимов в Евпатории

Евпатория – довольно известный курортный город Крымского полуострова. Существует он уже более 2500 лет, точнее 2515. За несколько десятков веков Евпатория стала своеобразным скоплением памятников архитектуры разных культур и эпох. Одним из таких исторических памятников является архитектурный комплекс – Караимские кенасы.

Немного истории

Обзор архитектурного комплекса

Кенасы сочетают в себе архитектурный стиль неоготической, мавританской и византийской культуры. Это своеобразный храмовый ансамбль. В его составе:

  • Большая и Малая кенасы;
  • школа;
  • столовая;
  • постоялый двор;
  • несколько внутренних участков.

Первым на пути возникает Виноградный дворик. Это тридцати метровый коридор, стены которого выложены мраморными плитами. Вместо потолка в помещении решетка, обвитая виноградной лозой.

Мраморные стены галереи пестрят надписями на древнем еврейском языке, которые рассказывают о великих событиях того времени и знаменитых людях, занимавшихся воздвижением комплекса. На одной из плит высечена дата – 1790 год.

Еще одна повествует о караимах, геройски погибших в ходе войн и гонений.

Из коридора, увитого виноградом, посетители попадают в мраморный дворик. Здесь, в отличии от виноградной галереи, мрамором декорированы не только стены, но и пол.

Мраморные плиты отличного итальянского качества, благодаря которому историческое наследие сохранилось до наших дней. Оформлена галерея колоннадой, покрытой шатром, который выполнен в виде металлической решетки, обвитой растениями.

В 1851 году в этом дворике по приказу государя российской империи Александра I, как дань памяти караимам, установили обелиск с гербом России – двуглавым орлом.

Путешествие по галереям Караимских кенас обязательно приведет в лапидарий. В данном месте хранятся экземпляры древней письменности, высеченные на камне. Тут же и надгробные плиты, перенесенные с кладбища караим.

Особое внимание следует обратить на Малую и Большую кенасы. В Малой кенасе, с понедельника по пятницу, караимы проводили обычные службы. Теперь здесь находится алтарь с древними свитками.

Из восточной части галереи можно попасть на балкон — женскую территорию для молитв. Туда ведут каменные ступеньки. Праздничные богослужения проводились в Большой Кенасе, архитектурный стиль которой напоминает храм Соломона.

Ее оформление – цветная мозаика, создававшее караимам праздничное настроение.

Источник: https://crimea-my.ru/karaimskie-kenasy/

Энциклопедия крымских караимов

Караимская кенаса в Симферополе. Памятник архитектуры и градостроительства местного значения. Здание сохранилось. Годы постройки: 1891-1896. Архитектурный стиль: эклектический, сочетающий черты готической, мавританской и византийской архитектуры. Имя архитектора неизвестно. Адрес: ул. Караимская, 6 (в Советское время – ул. Пархоменко, 6).

В конце XIX в. численность караимского населения г. Симферополя стала расти, в связи с чем местная община решает построить для своих религиозных потребностей новое здание кенасы, которое вместило бы больше молящихся, чем старая кенаса, уже порядком обветшавшая. 4 (16) февраля 1889 г. симферопольские караимы обращаются к Таврическому губернатору А.

Н. Всеволжскому с просьбой о разрешении постройки нового здания кенасы. Рядом со старым караимским молитвенным домом у местного купца и табачного фабриканта Абрама Осиповича Шишмана за 1500 руб. была куплена земля площадью 160 кв. саженей. Своё согласие на строительство храма дал Гахам С.М. Панпулов.

Симферопольским газзаном Исааком Мордехаевичем Султанским был объявлен сбор средств на постройку кенасы. Всего было собрано 15 тыс. рублей.

В созданный оргкомитет по постройке здания вошли видные деятели местной караимской общины: Шаббетай Вениаминович Дуван, Самуил Соломонович Исакович, Илья Ильич Казас, Яков Самуилович Майкапар, Абрам Исаакович Пастак, Абрам Яковлевич Прик, Яков Абрамович Хаджи, Самуил Езекиилевич Черкез и др.

Основные пожертвования в фонд постройки кенасы сделали известные в городе купцы и мещане: Каракоз, Абрам Яковлевич Прик, Абрам Исаакович Пастак, Давид Ефраимович Сарибан, Яков Абрамович Хаджи, Самуил Езекиилевич Черкез, Юфуда Мордехаевич Шапшал и др. Возведение кенасы началось в мае 1891 г. на ул. Караимской, 6.

Основным строительным материалом служил т.н. бодрацкий камень, добываемый на берегах р. Бодрак, левом притоке р. Альмы. Площадь кенасы составляет 8×5 кв. саженей. Строительство храма завершилась в 1896 г., а 26 августа этого же года состоялось его освящение.

Интересно отметить, что симферопольская кенаса ориентирована алтарём на юго-восток, а не на юг, как это принято у крымских караимов. Газзан И.М.

Султанский, непосредственно принимавший участие в постройке здания, объясняет это следующим образом: «… в Законе Моисея нет никаких указаний на то, чтобы алтарь в синагогах был непременно обращён на юг, что ни в построенной св. пророком Скинии, ни в Соломоновом храме место, называемое Святая Святых, не было обращено на эту сторону, и что установившийся в этом отношении у нас, караимов, обычай не имеет для нас обязательного религиозного значения». И.М. Султанский указывает на то, что в данных условиях с архитектурно-инженерной точки зрения невозможно было ориентировать алтарь согласно обычаю на юг, а только на юго-восток и с согласия и ведома Гахама.

В 1922 г. здание кенасы было национализировано и по договору было сдано в бесплатную аренду симферопольской караимской религиозной общине. 5 марта 1930 г. КрымЦИК постановил: «Ввиду требования трудящихся караимов и отказа верующих от пользования кенасой, ликвидировать караимскую кенасу в г. Симферополе и использовать её под клуб». В 1934-1936 гг.

кенасу внутри перестроили, разделив ее на три этажа, и разместили в ней радиоузел. Во время немецко-фашистской оккупации Симферополя в здании кенасы находился немецкий штаб. С 1945 года здание кенасы занимал Крым Радиоцентр, с 1959 года — Крымский комитет телевидения и радиовещания (с 1992 года — Государственная телерадиовещательная компания «Крым» (ГТРК «Крым»)).

30 декабря 1992 года на фасаде симферопольской кенасы была открыта мемориальная доска с надписью: «Памятник архитектуры конца XIX века / Здание кенаса – караимский храм / Построено на средства караимов г. Симферополя / Время постройки 1891-1896 гг.» С 1996 г. караимы добились разрешения о возможности проведения во дворе кенасы праздничных богослужений. В 2012 г.

руководством ГТРК «Крым» караимской общине был выделен 3-й этаж кенасы для исполнения религиозных потребностей.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 15 июля 2014 г. здание кенасы было передано в безвозмездное пользование религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община «Чолпан».

Газзаны караимской кенасы Симферополя и годы их службы:

  • Шаббетай Берахович Койчу (1896-1900)
  • Иосиф Моисеевич Кефели (1900-1904)
  • Юфуда Шелумиэлевич Безикович (1905-1907)
  • Борис Саадьевич Ельяшевич (1909-1915)
  • Исаак Юфудович Ормели (1915-1928)

Вид на кенасу с улицы Караимская. Фото 2015 года.

Макет симферопольской кенасы в парке миниатюр «Крым в миниатюре» в Бахчисарае. 2015 г.

Симферопольская караимская кенаса. Рисунок Е. Бадусева.

© Статью подготовил Шайтанов С.И.

Источник: http://karaimbook.com/?p=1206

Караимская кенасса в Симферополе

  • История симферопольской кенассы
  • Месторасположение

     Кенассами называли молитвенные дома, которые принадлежали немногочисленной этнической группе, населявшей Крымский полуостров — караимам. Крым, будучи крупным торговым узлом, притягивал людей разных национальностей и народностей. Здесь смешались представители десятков этносов: русские, украинцы, татары, греки, турки.

История симферопольской кенассы

     Здание кенассы сравнительно молодое, его стройка была начата в конце XIX века. Место расположения было выбрано не случайно. Рядом находилась старая кенасса, которую десятки лет до этого посещала караимская община.

До этого времени этническая группа была малочисленной и средств на покупку участка земли, а тем более на строительство большого молельного дома, у нее не было. Стремительное обогащение полуострова, сказалось и на благосостоянии караимской общины: она разрослась и окрепла.

Представители караимов обратились к губернатору Тавриды с прошением продать участок земли, которым на тот момент владел некий местный купец.

     Прошение было одобрено и начался сбор средств в общине на возведение молельного дома. Само строительство продвигалось довольно быстро для тех времен. Здание возвели всего за шесть лет.

Кенасса стала образчиком эклектичного стиля, одним из немногих в то время. В архитектурном сооружении органично сочетается готика, византийский стиль и элементы мавританского направления.

Так как здание было большим, в нем разместили не только молитвенный дом, но и хор, школу для мальчиков. 

Читайте также:  «новый свет» открывает 6-й дегустационный зал

     Во время становления советской власти двадцать представителей караимской общины, которых выбирали из наиболее уважаемых ее членов, подписали договор с представителями НКВД, о бесплатном использовании здания.

Со своей стороны караимы обязались оплачивать необходимый ремонт. К сожалению, действие договора закончилось спустя всего 8 лет. Община постепенно беднела, средств на содержание такого крупного молельного дома у нее не было, поэтому документ пришлось расторгнуть.

С этого момента кенасса стала именоваться «Караимским клубом».

     Организация просуществовала всего 3 года, в 1933 в здании начался капитальный ремонт и частичная перестройка. Кенассу лишили большей части культовых архитектурных украшений, чтобы постройка стала нейтральнее и могла использоваться для различных целей.

С верхушки сняли главный символ молельного дома — шестиконечную звезду, которая стала камнем преткновения для реставраторов и в наши дни. Звезду заменили на пятиконечную — символ коммунизма. Спустя два года в бывшей кенассе открывается «сердце» Телерадиоцентра — его редакция.

Здание было занято журналистами вплоть до немецкой оккупации во времена ВОВ. На протяжении трех лет до 1944 года кенасса использовалась немцами в качестве штаба. 

     Караимская община своими силами провела ремонтные работы в выделенных помещениях, но кенасса по-прежнему нуждалась в реставрации, так как фасад украшали следы «возрастных» разрушений, трещины, оголенные от штукатурки стены. В 2014 году здание было полностью отдано в безвозмездное пользование общины.

     Спустя два года на бюджетные средства началась полномасштабная реставрация кенассы.

Некоторые общественные активисты выразили свое возмущение реставрационными работами, посчитав, их «кощунством над культурным наследием».

Решетки на окнах и двери с резьбой реставраторы заменили элементами с совершенно иным дизайном, который не соответствовал эпохе, поэтому назвать это реставрацией никак нельзя.

     Здание приобрело аккуратный вид. Коричнево-бурые кирпичные стены с облупившейся штукатуркой стали сиять белизной, на фоне которой отчетливо выделяется коричневая древесина дверей и рам.

На втором этаже готические «розы» (круглые окошки) выглядывают из-за ветвей деревьев ярким узором витражных стекол.

Шестиконечная звезда так и не была возвращена на положенное место, что стало очередным поводом для возмущения в рядах активистов. 

Месторасположение

     Здание кенассы под номером 6 размещается на улице Караимской в городе Симферополе. «Говорящее» название улицы станет подсказкой для туриста. Рядом располагается автобусная остановка «ул. Кавказская».

Ближайший крупный ориентир — здание женского Свято-Троицкого монастыря, от которого кенассу отделяет расстояние всего в 300 м. Чтобы посмотреть на историческое наследие караимов достаточно добраться до центра Симферополя.

Каких-то 100 метров в сторону и молельный дом предстанет во всей своей обновленной красе.

Источник: https://jeduvkrym.ru/karaimskaya-kenassa-v-simferopole/

Караимская кенасса

Одной из самых загадочных народностей Крыма считаются караимы, которые исповедуют особую иудаистскую форму религии. Главными культовыми зданиями у караимов являются кенассы, которые можно встретить во всех городах Крыма. Не является исключением и Симферополь, в котором возведена изумительная по своей красоте караимская кенасса.

Симферопольская кенасса – это эклектическое здание, оформление которого представлено в невероятном сочетании различных стилей.

Необычный облик монументального здания сотворен из византийского оформления экстерьера, который дополняется элементами мавританского стиля и яркими готическими деталями.

Подобный архитектурный коктейль несвойственен для сооружений на территории крымской столицы, поэтому пройти мимо караимской кенассы не получится при всем желании.

Этот исторический памятник был возведен на улицах города лишь в 1896 году, хотя ходатайствовали о строительстве караимы еще в 1889 году. После официального освящения религиозного сооружения здесь развернулась многосторонняя деятельность.

На территории обители проводились богослужения, была предусмотрена караимская школа и духовный хор мальчиков. Выступление этого творческого религиозного коллектива впервые произошло в день именин Государыни Императрицы. Успех был колоссальным.

Советский этап прошел, как и для многих православных и мусульманских культовых зданий, под эгидой закрытия иудейской обители. Начиная с марта 1930 года, прекратилась любая деятельность кенассы, а в 1936 году постройка была передана под здание Государственной телерадиокомпании «Крым». Это стало причиной того, что уникальные декоративные элементы религиозной обители были полностью утрачены.

Оставил свой разрушительный отпечаток и период фашистской оккупации. Вражеское руководство принимает решение разместить на территории кенассы свои конюшни. НО даже после освобождения Крыма от немцев, богослужения на территории обители не возобновляются. В период с 1949 по 1991 год на территории СССР полностью запрещается деятельность подобных религиозных организаций.

На современном этапе караимская кенасса резко обветшала, несмотря на то, что в 1979 году храм был признан архитектурным памятником. Возобновленные богослужения проходят здесь каждую субботу с 2012 года. Община собирает денежные средства для проведения реставрации объекта, что стало возможным с возвращением Крыма в Россию.

Источник: https://samovar.travel/place/karaimskaya-kenassa/

Караимская кенаса в Симферополе: описание, история, как проехать

На территории Крыма издревле проживали люди различных национальностей и этносов – скифы, татары, турки, греки, крымчаки и сарматы. Отдельную строчку в истории полуострова занимают караимы, известные своей самобытностью и сохраняемыми до сих пор традициями. Сегодня в мире насчитывается не более 2000 крымских караимов.

Караимы исповедуют собственную религию — караимизм, которую часто ошибочно приравнивают к иудаизму. А их молитвенный дом называется «Кенаса» (или «Кенасса», нет однозначного мнения о правописании этого слова).

Караимская кенаса, расположенная в центре Симферополя, красива и необычна, и в любом случае привлекает взгляд и вызывает восхищение.

История строительства Караимской кенасы в Симферополе

То здание, которое мы сегодня видим, было построено в конце 19 века. Строительство велось исключительно на личные средства караимов. Рост Караимской общины привел к тому, что старый молитвенный дом уже не вмещал всех желающих и было принято решение о строительстве нового храма.

Караимская кенаса в Симферополе возводилась из бодрацкого камня, красивого, ценного и дорогого материала. Строительство длилось 5 лет и уже в 1896 году здание открыло свои двери для верующих.

Помимо молитвенного дома, здесь также располагалась караимская приходская школа и хор для мальчиков. Прежде чем зайти в кенаса, следовало разуться и вымыть ноги и руки.
Древнее здание построено в эклектическом стиле с элементами византийской и готической архитектуры.

Сегодня оно невольно выбивается из остальных построек старого города. К сожалению, имя архитектора не сохранилось.

Жизнь кенасы в советский период

С началом советской власти работа кенасы не останавливаются, по-прежнему ведутся службы, создаётся караимское религиозное общество. Однако, в 1930 году из-за религиозных гонений кенасы ликвидируют. Из-за страха, всё меньше людей посещает молитвенный дом, не хватает денег на его содержание.

Кенаса постепенно превращается в культурный клуб, где идут всевозможные кружки – рукоделие, танцы. Богослужения какой-то период ведутся тайно.
В 1936 году здание перестраивается, его делят на несколько уровней, устраняют всю религиозную составляющую. Демонтируют балконы, на которых молились женщины, прямо на шестиконечную звезду устанавливается привычная пятиконечная.

На нижних уровнях были прорублены дополнительные ряды окон для естественного освещения. Дом превращается в радиоузел. Богослужения здесь больше не проводятся, в период фашистской оккупации здесь располагаются немецкие конюшни.
С этого момента старинный караимский дом занимает телерадиокомпания «Крым».

На всех уровнях размещаются студии звукозаписи, аппаратура, радиооборудование, редакционные кабинеты и другие хозяйственные помещения. С 30-х годов из бывшего молитвенного дома ведётся радиовещание.

Никакого финансирования на реконструкцию не выделялось и здание постепенно разрушалось и обветшало. Всё чаще поднимался вопрос о возврате помещения караимам, и только в 2013 году это стало возможным, телерадиокомпания окончательно покинула здание.

Источник: http://bigkrim.ru/262-karaimskaya-kenasa-v-simferopole/

Караимская кенаса в Симферополе

По всему Земному шару насчитывается около двух тысяч крымских караимов. Впервые в древних источниках термин «караим» появляется в IX веке.

Но даже несмотря на небольшую численность, эти предки тюркских племен вобрали в себя и сохранили почти все старые традиции, а также яркую самобытность, и очень естественно внесли их в современный многонациональный и многокультурный мир Крыма. 73ab17d8c5141ec5Эта религиозная вера имеет название караимизм.

Его основой стал Танах (Ветхий Завет) в его начальном переводе. Караимы не признают поздний перевод Библии- Талмуд, а почитают Тору — пятикнижие, написанное Моисеем. Именно по этой причине учение нередко сравнивают, а также ошибочно приравнивают к иудаизму.

Кенасой называется храм, который является духовным, а также культурным центром караимов. Она берет свое название от древнееврейского глагола «канос», который означает «собирать». Сами караимы обычно используют вариант этого слова, который не склоняется — «кенаса», причем ударение ставиться на последнем слоге.

Симферопольская кенаса располагается по адресу Караимская, 6. Ранее здесь жили только караимы. В наше же время живет на этой улице только одна семья караимов. Когда в XIX крымская община караимов стала увеличиваться, возникла необходимость построить храм.

Читайте также:  Кинопарк «викинг» в крыму: как добраться, фото, отзывы, описание

До этого времени богослужения проводились в небольшом, на данный момент уже древнем доме молитвы. В 1891 году на средства, собранные караимами, начали строение кенаса, которое длилось около пяти лет. За это время произошел один любопытный случай.

На месте, где планировали возвести храм, обнаружили человеческие останки. Поэтому это вызвало еще дополнительные осложнения и издержки. В конце концов  слой почвы до определенной глубины изъяли, а на ее место положили новую.

Эту территорию освятил караимский священнослужитель , именуемый газзан.

Как строительный материал, был использован бодрацкий камень, который добывают на берегах речки Бодрак. Для ясности ценности этого камня, можно процитировать крымоведа и этнографа Е.Л.

Маркова (1835-1903): «Бодрацкий камень — самый ценный и красивый материал для местных построек, бахчисарайских и симферопольских. Он напоминает инкерманский плитняк, из которого выстроен Севастополь.

Его кладут обыкновенно только в углы и цоколи зданий; для сплошной кладки он слишком дорог, зато вечен и не нуждается в штукатурке.»

Караимы нередко упоминали, что кенаса должна быть красивым зданием, и поэтому, дорогим.

Караимский храм построили в эклектическом стиле, который сочетает в себе черты византийской, мавританской и готической архитектуры, что было характерно для того времени.

Округлый восточный колорит, а также изящество кенаса сочетается с геометрической правильностью и пропорциональными формами. Наверное, это единственное здание в Симферополе, на которое непроизвольно засматриваешься, когда проходишь мимо.

Не совсем понятно, как такой кусочек ушедшей эпохи тихонько притаился среди современных частных домов и многоэтажек.

До сих пор имя архитектора не установлено. В глубине двора находилась специальная железная беседка, где проводились религиозные обряды во время Суккота — праздника урожая.

Также во дворе располагались мидраш (место для чтения молитвы), начальная приходская школа, а также фонтан для омовения. Перед тем, как зайти в кенаса, караим должен был вымыть руки и ноги, а возле входа разуться.

К сожалению, до теперешнего времени ни одна из построек не сохранилась.

Когда в Крыму установилась советская власть, в жизни караимов ничего не поменялось, поэтому и службы в храме дальше продолжаются.

12 октября 1922 года с Админоргуправлением НКВД был подписан договор о бесплатном пользовании кенаса. Через год было основано симферопольское караимское религиозное общество.

Но несмотря на все это, 5 марта 1930 года кенаса, как культовое строение, все же была ликвидирована.

В те годы практиковалась одна схема — нужно был заставить религиозную общину отказаться от места проведения богослужений. С того времени уже начались преследования на религиозной почве.

Со временем людей в кенаса ходило все меньше, потому что они боялись преследований властей. Денег и собранных средств на элементарное содержание храма просто не хватало.

И поэтому в 1930 году у караимов собрали подписи, чтобы передать сооружение на баланс караимского клуба. В клубе стали создавать разнообразные кружки: изучения языка, рукоделия, театральные.

До сих пор не известно, но бытует мнение, что до 1934 года богослужения в храме еще проводились, но только под большой тайной, поскольку клуб позиционировался как культурный центр, а никак не религиозный. Поэтому это могло грозить неприятностями и преследованиями.

В период с 1934 по 1936 годы кенаса несколько раз перестраивали. Если ранее в здании был один сплошной этаж, то постепенно храм разделили на три уровня. Внутри все было сметено, религиозную символику также устранили.

Кроме этого, сняли балконы, на которых молились караимские женщины. Согласно традиции, только мужчины могли молиться на первом этаже. Женщинам надо было подняться по отдельной лестнице на этаж выше и молиться оттуда.

Сверху шестиконечной звезды Давида на фасаде установили красную пятиконечную.

В 1936 году кенаса передали под радиоузел. Богослужения стали проводить либо на квартирах, либо в доме недалеко от кенаса по адресу Караимская, 4. Во время фашистской оккупации в здании кенаса располагались немецкие конюшни.

В период 1949-1991 годы советская власть распустила караимскую общину, поэтому богослужения не проводятся совсем. Такая же ситуация складывается и с другими кенаса по всему Союзу. Именно поэтому некоторые храмы либо закрываются, либо используются не по назначению, кроме этого другие вообще сносятся.

В советское время функционировала только одна кенаса — Тракайская, в Литовской ССР.

В случае симферопольской кенаса почти 80 лет здание занимала редакция радиовещания гостелерадиокомпании «Крым». Начиная с 30-х годов радио выходило в эфир. Но в то время не получалось решить вопрос с помещением для размещения оборудования и оформления студии.

В этой ситуации большую роль сыграло отношение государства и все большее притеснение всех религий. Довольно длительное время большинство зданий религиозных общин использовалось не совсем по назначению.

Исходя из этого симферопольская кенаса была не единственным примером.

После того, как караимский храм реконструировали, радиоузел стал занимать все три этажа. Также строители прорубили дополнительные ряды окон на первых двух этажах. До этого времени солнечный свет попадал в кенаса только через верхние витражи.

Вскоре на каждом из уровней располагались отдельные студии. На первом уровне находились редакционные кабинеты, на втором располагалась фонотека, центральная аппаратная, помещение для звукооператоров, на третьем была огромная студия звукозаписи. Звук в кенаса был очень хорошим и разведен удобно

Сейчас, к сожалению, здание очень потрепанное. ТРК ничего не могла с этим поделать. Средства на полноценную реконструкцию или простейший капитальный ремонт никто не выделял.

Конечно, к тому, что здание хотели вернуть караимам, отнеслись спокойно, поскольку оно принадлежит им по праву. Но тогда возникла проблема — радиоредакции некуда было переезжать, поскольку в бюджете не хватало денег на выселение оттуда. Такая возможность появилась только в конце 2013 года.

Сегодня чтобы попасть на территорию кенаса, нужно пройти через своеобразный пропускной пункт, поскольку посторонних сюда не пускают. Здесь возвышается величественная громада храма. Достаточно секундного взгляда, чтобы понять, что здание в ужасном состоянии. От него отваливаются целые куски. Дождевых стоков практически не осталось, и  поэтому вода струится прямо по стенам кенаса.

 Если обойти храм по кругу, то на уровне второго этажа можно увидеть растянутые металлические сетки. В них покоятся каменные обломки и ветки. Это единственное, что было сделано с восьмидесятых годов. Были натянуты сетки, чтобы камни и обломки стен не падали на голову. Кроме этого, также починили крышу, поскольку во время ливней заливало верхний этаж.

В 1979 году караимский храм в Симферополе был внесен в реестр памятников архитектуры и градостроительства. А чуть позже, в 1992 году на фасаде храма установили мемориальную доску. Табличка, изготовлена из не представляющего для похитителей ценности материала, была установлена в 2000-ом году, когда украли старую, сделанную из металла.

Сегодня в храм ведут массивные красные двери. Возле них расположены парные колонны, узкие и высокие. Солнечный свет попадает в здание через витражные округлые и стрельчатые окна. Фасад украшен разнообразными резными деталями. Декоративная мощь здесь доведена до предела. Венчает здание красная большевистская звезда. Эклектика, одним словом.

В интерьере, напротив же, нет и намека на внешнее величие экстерьера. Вдоль стен уложена старая техника и колонки, свисают провода, валяются размотанные бобины. Двери в помещения открыты. В них стоят опустошенные столы, везде разбросан ненужный хлам.

Официально здание станет открытым для караимов после оформления всех документов. Тогда и можно будет что-либо решать. От бывшего радиоузла осталось очень много разных вещей и оборудования. Например, на втором этаже расположена закинутая фонотека на тысячи бобин. Но, в целом, это все сплошной мусор.

Если подниматься на третий этаж, то можно попасть в просторный зал. Помещение занимает весь верхний уровень. С 2012 года каждую субботу богослужения проводятся здесь. Это стало возможным со сменой руководства радио «Крым».

Новый директор более активно пробивал средства, связанные с скорейшим переездом радиоузла, а также позволял караимам здесь собираться. До этого разрешали находиться только во дворике, да и только, чтобы отмечать национальные праздники. Каждый раз приходилось договариваться заново.

Когда е получалось, то религиозные службы проводились в вечерней школе на улице Чехова.

Если говорить о планах караимской общины на будущее, то есть программы максимум и минимум. Первая предполагает восстановление кенаса в ее первозданном виде. Но для этого нужна большая сумма денег, а значит помощь государства и международных фондов. Другой вариант подразумевает постепенную реконструкцию храма. На данном этапе планируется использовать здание и кабинеты, как они есть.

Также в планах создать музей, информационный центр, где будут храниться архивы, библиотеку, учебный класс, ансамбль и кафе с национальной кухней.

Еще одна из известных караимских кенаса находится в Евпатории.

Источник: http://vkrumy.com/hramy/karaimskaya-kenasa-v-simferopole/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]