Дом-музей а.п. чехова (белая дача) в ялте: сайт, фото, описание

В Ялту А.П. Чехов не влюбился с первого взгляда. Но когда по рекомендациям врачей осенью 1898 г.

Антон Павлович переехал жить из Москвы в Крым, эта «монументальная красота природы», как он сам выражался, полностью его покорила.

В этом же году началось строительство дома, участок под который уже знаменитый в ту пору писатель купил в 2-х км кверху от набережной Ялты — в небольшом татарском селе Аутке.

Проект дома делал московский архитектор Шаповалов. Менее года длилось строительство последнего пристанища писателя. А.П. Чехов очень любил этот дом и сожалел, что не переехал жить сюда раньше. Здесь Антон Павлович прожил почти 5 последних лет и подарил жизнь самым известным своим произведениям: «Дама с собачкой», «Вишневый сад», «Три сестры».

3-хэтажный дом Чехова был выбелен и виден со всех сторон (на тот момент деревья не были еще такие большие), отчего и прозван «Белой дачей». Кроме самого хозяина там постоянно жили мама писателя, Евгения Яковлевна, и сестра, Мария Павловна. Жена Антона Павловича, Ольга Книппер-Чехова, была актрисой московского театра и приезжала сюда на каникулы.

Чеховский сад

Белая дача получилась очень комфортной, скромной и уютной, без лишнего пафоса. Вокруг дома разбит сад с галечными дорожками. Садоводство стало любимым увлечением писателя. Он с удовольствием сам занимался разведением роз всевозможных сортов, сажал деревья. Множество экзотических растений нашли здесь приют, обеспечив цветение сада почти круглый год.

Семена и саженцы доставлялись Антону Павловичу не только из Никитского ботанического сада, но даже из-за границы.

В настоящее время здесь все сохранено в том же виде, как и при жизни Чехова, разве что деревья стали выше. В укромном уголке сада расположился маленький мостик через стекающий ручей.

Комнаты дома

1. Флигель

Здесь тоже сохранен весь быт того времени, кухонная утварь.

  • Кроме парадного входа,
  • …где на стене красуется вензель Чехова,
  • …а к двери прикреплена медная табличка с его именем,
  • имеются и другие возможности попасть в дом прямо из сада.
  • Землетрясение 1927 года сильно деформировало строение, но уже в следующем году дом был полностью восстановлен.
  • 2. Столовая
  • Из небольшого коридора на первом этаже посетитель попадает в столовую.

Овальный стол, стоящий у окна, покрыт той самой скатертью, на которой Мария Павловна вышила свои инициалы. Когда собиралось много гостей, стол раскладывали, ставили в центр комнаты, и за ним размещалось до 20 человек.

Несмотря на свою известность, Антон Павлович жил скромно, а первоочередным своим долгом считал благотворительность. Потому и посуда в доме никогда не была дорогой, не было ни фарфоровых сервизов, ни хрусталя.

3. Комната жены

Здесь же находится и комната его жены, Ольги Леонардовны.

На центральной стене — неоконченный портрет хозяйки (художник Средин). Туалетный столик с дорожными принадлежностями, железная кровать, книга с подписью автора «Чайки», большой портрет самого писателя, сидящего в плетеном кресле — все подлинное и пронизано чеховским временем.

4. Комната для родственников

Из столовой можно попасть в комнату для родственников.

Чаще всего здесь останавливались братья Антона Павловича. Круглый стол застелен скатертью ручной работы, над диваном — портрет Чехова, где он стоит с собаками в саду. Остальные стены увешаны картинами кисти Марии Павловны. Однажды художник Левитан, часто бывавший в этом доме, при разглядывании картин сестры Чехова, сказал: «Какие же вы все, Чеховы, талантливые».

5. Гостевая

Еще одна комната на первом этаже — гостевая.

Ценным экспонатом здесь являются фотографии известных писателей, навещавших А.П.Чехова в Ялте.

6. Комната матери

В комнату матери можно пройти с веранды, которая была пристроена по просьбе Евгении Яковлевны уже после смерти Антона Павловича. Поражает скромное убранство комнаты: ситцевые чехлы, простая мебель. Здесь Е.Я.Чехова прожила 20 лет.

7. Кабинет

Небольшой кабинет, «дышавший какой-то своеобразной прелестью», как описал его А.И.Куприн, расположен на 2 этаже. Большое квадратное окно с цветными стеклами рассеивает яркий летний свет. Камин, растапливаемый в холодную пору, плохо держал тепло. Видимо, была допущена ошибка при его кладке, поэтому зимой температура опускалась до +11 градусов.

Работать А.П.Чехов любил за своим рабочим столом при мягком рассеивающем свете свечей.

На маленьком столике — веерообразная подставка, где собраны фотографии известных артистов, писателей.

8. Гостиная

Это комната для приема гостей. Над большим круглым столом висит та самая лампа под фарфоровым белым абажуром, которую сейчас переделали из керосиновой в электрическую.

Большой буфет, сделанный простым крестьянином по чертежам Марии Павловны, — в нем выставлены купленные в Гурзуфе Антоном Павловичем расписные тарелки.

Стены этого дома часто слышали музыку, рождаемую клавишами старинного пианино, которое и в наше время отлично настроено. На нем играли Рахманинов, Ребик, Спендиаров. На знаменитом инструменте аккомпанировали Шаляпину.

Картина «Бедность» написана братом писателя, Николаем Павловичем. Она висит на стене вместе с двумя фотопортретами Антона Павловича, 1889 и 1904 годов.

9. Комната Марии Павловны

На 3-м этаже, в мезонине, как выражались в то время, находится комната сестры А.П. Чехова. Отсюда открывается самый панорамный вид на всю Ялту.

Для больших экскурсий эта комната закрыта, т.к. большую нагрузку лестница может не выдержать.

Мария Павловна прожила в этом доме почти 60 лет, положив все свои усилия на сохранение литературного достояния брата и обстановки, царившей при его жизни. Она и создала этот музей.

В годы немецкой оккупации Ялты (с ноября 1941 г. по апрель 1944 г.

) экспонаты не успели вывезти, но Мария Павловна осталась жить в этом доме и стала на защиту музея даже перед расквартированными в их доме немецкими офицерами, никого не пустив в кабинет брата.

Среди немецких офицеров нашелся почитатель таланта А.П. Чехова, который написал прямо на входной двери дома, что это его собственность, и никто не имеет права туда заходить. После этого Белую дачу оставили в покое.

В 1957 г. закончилась жизнь сестры, прекрасного друга и помощника — Марии Павловны Чеховой. Но дело, которое она начала продолжает жить, и на входе в сад у Белой дачи посетителей молча приветствует бюст А.П. Чехова.

(1

Источник: http://www.Vrungel.ru/belaya-dacha-chehova-v-yalte/

Дом-музей А. П. Чехова в Ялте «Белая дача»

24.02.2017Моя знакомая, большой специалист в области изучения творчества Куприна, в беседе со мной как-то посетовала на то, что во время экскурсии по Белой даче об Александре Ивановиче, дружившем с Чеховым и бывавшем в его ялтинском доме, ни разу не упомянули.

Чтобы устранить эту несправедливость, мебельную экскурсию по Белой даче начну словами Куприна:

Она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте.

Вся белая, чистая, лёгкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определённого архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, – она походила бы на здание в стиле модерн, если бы в её плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус.

Куприн одновременно и прав и не прав. Белая, чистая, легкая, красиво несимметричная — да. Вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля — пожалуй, нет. Стиль есть, и это модерн. Он чувствуется во всем: в вышке в виде башни, в неожиданных выступах, в окнах разной величины, в интерьерах тоже.

И в кованом вензеле с инициалами владельца.Чехов жил на Белой даче с августа 1899 по май 1904 года. Днем новоселья считается 9 сентября 1899 г. Символично, что наша мебельная экскурсия по дому начинается с мебельного подарка, который Чехов получил на новоселье.Софья Михайловна Бонье, ялтинская знакомая писателя, преподнесла Антону Павловичу кресло «Дуга, топор и рукавицы».

Кто был у Чехова в Мелихове, тот сразу узнает в этом экземпляре один из вариантов знаменитой композиции, прославившей ее автора Василия Петровича Шутова. И если в Мелихове я сетовал на безжизненность рукавиц из-за отсутствия в них объема, то в Ялте рукавицы выглядят как настоящие. Зато дуга осталась без резной надписи.

[Вспомним «узкий, длинный коридор» в Мелихове.]Вспомним «узкий, длинный коридор» в Мелихове. Там представлены два варианта «Дуги, топора и рукавиц».Кресло, изготовленное в мастерской Шутова.Кресло, сделанное в подражание Шутову неизвестным мастером.Кто изготовил ялтинский вариант — сам Шутов или один из его подражателей, — мне, к сожалению, не известно.Несколько слов о планировке Белой дачи. Дом хитроумно вписан в наклонный рельеф местности. И попасть внутрь можно через любой из трех входов. Один из них расположен на первом этаже, два других на втором. Начинаем с первого этажа.

Столовая

Слева, в прямом и переносном смысле за кадром, остался буфет. Мемориальный буфет погиб от шашеля — мебельного точильщика и был списан. Его место занял буфет, изготовленный в 1960-е годы взамен и по образцу мемориального.

Бокалы, из которых в 1854 году пили на свадьбе у родителей Чехова, от шашеля не пострадали и занимают место в буфете вместе с другой семейной посудой.Поучительную историю литографии с портрета А. С.

 Пушкина, выполненного Орестом Адамовичем Кипренским, которую всем нам преподала Мария Павловна Чехова, я пересказал в «пушкинской» комнате в Мелихове и повторять не буду.

Замечу только, что очень интересно проследить, как разные музеи вынуждены делить между собой (а когда это физически невозможно, то дублировать, копировать) экспонируемые предметы, которые относятся к разным периодам жизни их владельца, проведенным в разных городах.

Читайте также:  Озеро мангуп (девичье) в крыму: отдых, как добраться, фото, описание

Раздвижной овальный стол-сороконожка. Столешница полированная, под красное дерево. 12 ножек снабжены колесиками.

Люстра для тридцать третьей дюжины люстр и паникадил.

Комната для родственников

В центре круглый стол, стулья с синими кожаными сиденьями.

У дивана оригинальные локотники, лежащие на завитках передних устоев.

Почетное место на столике с перекрещенными ножками из бамбука занимает резной ларец — дар, преподнесенный К. С. Станиславским в январе 1904 года по случаю премьеры «Вишневого сада» в Московском художественном театре. Ларец дубовый, с откидной крышкой.

  • На стене шкафчик с прорезными деталями.
  • Консоль похожа на столик для рукоделия (снизу имеется контейнер), но это лишь догадка.
  • Комната для гостей

На небольшом письменном столе, что в центре комнаты, стоит прямоугольная бронзовая чернильница XVII–XVIII вв., инкрустированная перегородчатой эмалью белого и синего цвета.Краткая история чернильницы такова.17 января 1904 года отмечали день рождения Чехова и 25-летие его литературной деятельности. К этой дате МХТ приурочил премьеру «Вишневого сада». То ли артист МХТ А. А. Стахнович, то ли петербургский издатель А. С. Суворин, то ли и тот и другой вместе (в разных источниках разная информация) преподнесли Чехову эту чернильницу. Антон Павлович подарок принял, но отнесся к нему с иронией. А вот ялтинскому другу и одновременно лечащему врачу Чехова, Исааку Наумовичу Альтшуллеру, чернильница, напротив, понравилась. На это Чехов сказал: «Ну вот, если вам очень нравится, я распоряжусь, чтобы в наказание вам эту чернильницу после моей смерти и вручили». Через полгода Чехова не стало. Мария Павловна исполнила волю брата и передала чернильницу Альтшуллеру. Альтшуллер увез чернильницу с собой в эмиграцию, сначала в Европу, затем в Америку. В начале 1970-х годов сын покойного Альтшуллера передал чернильницу в чеховский музей в Ялте.

Полную версию этой истории можно прочитать на сайте музея.

Интересно, как бы ироничный Антон Павлович отнесся к такому круговороту чернильниц в природе?

Мягкая мебель в белых чехлах. Тем не менее по силуэтам угадываются вольтеровское кресло и турецкий диван.

У стены раскрыт ломберный столик. Стулья такие же, как в предыдущей комнате.

Комната О. Л. Книппер-Чеховой

Ольга Леонардовна в течение 50 лет после ухода Чехова приезжала в Ялту и останавливалась в этой комнате. Здесь все предметы мемориальные. Много личных вещей Ольги Леонардовны лежит на письменном столе и

на туалетном столике в углу.

https://www.youtube.com/watch?v=r1F7sxmlfwM

Всегда интересно соседство диванов с фигурными спинками красного дерева — и металлических кроватей, пусть и изящно сделанных. Обращаем внимание на то, с помощью каких аккуратных фигурных деталей оформлено крепление металлических прутков друг к другу.

На второй этаж можно подняться по внутренней лестнице. Но туристов водят через второй вход в дом, с улицы, через летнюю веранду.

Комната матери

Евгения Яковлевна прожила в этой комнате 20 лет. Меблировка очень проста: металлическая кровать, прикроватный столик, консоль,

  1. низкое кресло в чехле, этажерка, пара венских стульев, диван.
  2. Справа столик для рукоделия.

  3. Коридор второго этажа
  4. Кабинет Антона Павловича Чехова
  5. [Расстекловка диагональная, наподобие мелиховской.]

Замечу на полях об одной недавно исчезнувшей параллели.

В ялтинском доме не было предусмотрено комнаты для отца Чехова: Павел Егорович скончался в Мелихове, до переезда семьи в Ялту. В Мелихове же комната Евгении Яковлевны до недавнего времени была недоступна для посетителей.Комнаты второго этажа расположены вдоль длинного коридора.

Около комнаты матери потолок коридора выкрашен в яркий малиново-розовый цвет, а сам коридор освещен вот такой люстрой.В другом конце коридора, у кабинета Чехова, потолок оштукатурен и расписан, но люстра такая же.В следующих трех комнатах: кабинете, спальне и гостиной — обстановка сохранена такой, какой была при жизни писателя.

Первое, что сразу бросается в глаза, — это цветной витраж.Расстекловка диагональная, как в Мелихове: в длинном коридореили в «пушкинской» комнате.

Глубоко в нишу, подальше от ялтинских сквозняков, задвинут диванчик. Его, как и маленькое оконце, освещающее нишу из-под потолка, мы не можем увидеть: в кабинет нас не пустили.

Перед диваном стоит большой письменный стол, на котором сейчас нагроможден защитный стеклянный короб. Все яркие, жгучие цветные солнечные блики падают на рабочую поверхность стола — нужны плотные шторы.

Письменный стол был куплен в Москве в начале 1904 года. До этого времени на его месте был другой стол, привезенный Чеховым из Мелихова. Сейчас «отставной» экземпляр выставлен в литературной экспозиции.

Перед столом размещены венский стул для посетителей и кресло в стиле жакоб. По противоположной стене комнаты, правее камина, расставлена другая мебель в этом стиле: стулья, консоль и книжный шкаф (не смог попасть в кадр).

Эта мебель была куплена Чеховым в 1899 году специально для нового дома.

На стуле справа стоит резной ларец. Это второй ларец, который Чехов получил в подарок от К. С. Станиславского во время премьеры «Вишневого сада» в МХТ в январе 1904 года, о которой уже шла речь (первый ларец — в комнате для родственников}.Аксессуары для камина, полученные в подарок от своего друга, академика архитектуры Ф. О.

 Шехтеля, Чехов привез из Мелихова.

  • Настенный шкафчик слева от камина выглядит точь-в-точь как в мелиховском кабинете.
  • [Сравните.]
  • Спальня

Розовая, прорезная, без стекол, дверь ведет в спальню писателя, в которую нам путь также был закрыт.

Как и в Мелихове, интерьер спальни прост. Металлическая кровать, рядом с ней маленький письменный столик.Зачехленное кресло с высокой спинкой, но очень низким сиденьем изготовлено по совместному эскизу Чехова и В. А. Гиляровского.

Всего таких кресел было сделано два: одно мы видим, второе находится в московском музее Гиляровского. www.izi.travel

Стоящий слева полированный шкаф-шифоньер красного дерева еще с таганрогских времен принадлежал Евгении Яковлевне. Вместе с Чеховыми он побывал в Мелихове, а в 1899 году переехал в Ялту.

Это тот самый «дорогой, многоуважаемый шкаф» из «Вишневого сада», который в первом действии Раневская целует как родного.

Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии… (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой.

И в честь которого Гаев со слезами на глазах произносит пустые пафосные речи.Варя. Тут, мамочка, вам две телеграммы. (Выбирает ключ и со звоном отпирает старинный шкаф.) Вот они.Любовь Андреевна. Это из Парижа. (Рвет телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено…Гаев.

А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей отпраздновать. Предмет неодушевленный, а все-таки, как-никак книжный шкаф.Пищик (удивленно). Сто лет… Вы подумайте!..Гаев. Да… Это вещь…

(Ощупав шкаф.

) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.

Пауза.

Лопахин. Да…В глубине спальни, заслоненный стеклянным защитным коробом, остался высокий и узкий шкаф. Он был изготовлен мелиховскими мастерами по чертежам Марии Павловны.Удивительно похожий на него шкаф мы видели в Мелихове, где, в свою очередь, тоже утверждали, что их шкаф сделан в 1890-е годы мелиховским столяром Никитой Слёзкиным.

[Сравните.]

Гостиная

Хотя обедали в столовой на первом этаже, гостиная тоже меблирована отчасти как столовая. В центре большой раздвижной стол, вокруг него много стульев.

В углу ломберный столик, на котором лежит коробка с лото. На геридоне между креслами большая белая пепельница-раковина. Чехов купил ее в 1891 году, возвращаясь с Сахалина.

Немецкое пианино фабрики «Смит и Вегенер». Чехов писал в Москву письма, в которых просил Марию Павловну подыскать «хорошее пианино для крымского дома», но купил инструмент в Ялте сам, в сентябре 1899 года, сразу же после новоселья. На пианино играл С. В. Рахманинов.

Под аккомпанемент инструмента пел Ф. И. Шаляпин.

Высокий буфет из вишневого дерева, тонированный под орех, был изготовлен в Мелихове в 1895 году. Действующие лица все те же: автор проекта — Мария Павловна, исполнитель — столяр Никита Слёзкин.

Вместе с другой мелиховской мебелью буфет прибыл в Ялту в 1899 году.

Как и в другие свои проекты, Мария Павловна добавила в буфет нотку модерна.

  1. Комната Марии Павловны Чеховой

Комната сестры Антона Павловича, хозяйки дома в послечеховский период, бессменного директора созданного ею музея, расположена на третьем этаже, в башенке. Обстановка комнаты полностью сохранена, но экскурсии сюда не водят. www.izi.travel

Передняя

Наша мебельная экскурсия завершается в передней, у третьего, парадного входа в дом. В передней, кроме венской вешалки, есть еще очень симпатичный бамбуковый стул в китайском стиле.Люстра такая же, как в коридоре второго этажа.Чехов покинул Белую дачу 1 мая 1904 года, отправляясь на лечение в Германию.В свой прекрасный ялтинский дом он больше не вернулся.Другие чеховские места:Чехов в Мелихове:

  • главный дом,
  • флигель-кухня,
  • амбулатория,
  • флигель.
Читайте также:  Площадь им. ф. ушакова в севастополе: фото, на карте

Источник: https://a-les-sandro.livejournal.com/55420.html

Музей Чехова в Ялте — Белая дача

Впервые побывав в Ялте, Антон Павлович Чехов не был от нее в восторге, город не произвел на него никакого впечатления. Чехов не думал, что еще раз вернется сюда. Но как говорится в пословице: «Человек предполагает, а бог располагает».

Возвращение Чехова в Ялту

Прошло десять лет. Здоровье писателя становилось все хуже. Врачи рекомендовали Антону Павловичу осеннее и зимнее время года проводить на юге. В это время у Чехова скончался отец, и писатель принимает решение перебраться в Ялту, а затем забрать к себе мать и сестру. В 1898 году им был приобретен участок земли в небольшом татарском поселке, недалеко от города.

В скором времени на нем появился великолепный дом с мезонином, в два этажа и с отдельным флигелем. Внутренний декор стен – белая штукатурка. Благодаря ей, его прозвали «Белой дачей».
Проживая в Ялте Чехов много писал. Именно здесь, появились известные пьесы и рассказы.

В Белой даче возникла и настоящая любовь, результатом которой стала женитьба Антона Павловича на актрисе московского театра.

Культурное наследие

Теперь, когда полуостров сменил свою государственную принадлежность, работники Белой дачи очень надеются на финансирование из российского бюджета, на полную реставрацию музея.

Музейные ценности

Вокруг Белой дачи разбит волшебный сад. Писатель лично продумал до мелочей расположение цветов, кустарников и деревьев сада. Чехов проштудировал множество книг по садоводству, заказывал растения в разных уголках мира. Антона Павловича давно уже нет, а его сад поражает посетителей своей красотой. Впервые попав в чеховский сад, невольно представляешь, как здесь неспешно гулял писатель в окружении своих любимых животных, собак Тузика и Каштана, как угощал он своего питомца – ручного журавля. Конечно, часть растений не сохранилась, но предпринимаются всевозможные работы по спасению и возрождению этого прекрасного сада.

Особняк писателя поражает посетителей своим удивительным внешним видом: окнами различной формы и возвышающимся как башня мезонином. Стены здания оштукатурены в белый цвет, отсюда и название «Белая дача». Дом насчитывал девять комнат и три этажа. Первый — гостевые комнаты и столовая, собиравшая всех обитателей за одним столом. Второй этаж вмещал комнату матери писателя, кабинет и спальню самого Антона Павловича. Большая гостиная с верандой тоже находилась здесь. Третий этаж включал только одну комнату, принадлежащую сестре Чехова.
Чеховский сад

Поднявшись на второй этаж и пройдя через веранду, попадаешь в скромные покои Елены Яковлевны, матери Чехова. Здесь тоже много памятных фотографий. Рядом с комнатой матери расположены кабинет и спальня Антона Павловича. Интерьер кабинета дошел до наших дней в практически не изменившемся виде.

Войдя в него, сразу окунаешься в творческую атмосферу, царящую здесь. Воображение рисует писателя, сидящего задумавшись за письменным столом, пишущего очередную пьесу.

Гостиная в доме Чехова поражает своей уютной обстановкой, кажется, что сейчас начнут собираться различные знаменитые люди и будет проходить очередной литературный вечер.

В мезонине почти всю свою сознательную жизнь хозяйничала Мария Павловна. Здесь она отдыхала, мечтала, спала и работала. Лестница, ведущая в эти покои очень старая, не выдерживающая большую нагрузку, поэтому сюда очень редко попадают посетители Белой дачи.

Режим работы, как добраться до музея Чехова?

Отдыхая в Ялте, обязательно выберите свободное время для знакомства с домом Чехова. Погрузитесь в его творческую атмосферу и быт прошлого столетия.

В курортный сезон, начиная с мая, а заканчивая концом октября, Белая дача открыта для всех желающих ежедневно с 10 до 18 часов, цена составляет 200 р.

 Все остальное время года, два дня в неделю у сотрудников музея выходной, в понедельник и во вторник. Но по средам двери дома Чехова открыты дольше обычного на два часа, до восьми вечера.

Добраться до музея Чехова от автовокзала Ялты можно автобусами — 29; 30; 6; 7

Источник: https://yalta-82.ru/muzej-chexova-v-yalte-belaya-dacha/

Дом-музей Чехова «Белая дача» в Ялте

С именем Антона Павловича Чехова в Ялте связано много событий и мест, так как писатель провёл здесь достаточно длительный (и, к слову, продуктивный) отрезок жизни. 

Впервые оказавшись в Ялте в середине 1988 года, Антон Павлович приезжает сюда ещё несколько раз работать и лечиться, а затем и вовсе по настоятельной рекомендации врачей решает построить здесь собственный дом. В результате, писатель покупает участок, на котором строит 2-этажный дом с мезонином. В этом доме он проживёт с матерью и сестрой, Марией Павловной Чеховой с 1899 по 1904 год.

В доме, который близкие Чехова окрестили «Белой дачей», все эти годы бурлила творческая жизнь.

От одних лишь фамилий гостивших в доме писателя друзей и близких, у интересующегося русским искусством человека может чаще застучать сердце: Бунин, Короленко, Горький, Рахманинов, Куприн, Комиссаржевская, Немирович-Данченко, Шаляпин, Станиславский, Спендиаров, Левитан…

Эти и многие другие выдающиеся современники писателя как сейчас сказали бы — тусовались на «белой даче» Чехова. И что самое главное — благодаря стараниям Марии Павловны Чеховой, дом и практически вся растительность усадьбы, которую сажал и обхаживал писатель, сохранились до наших дней!

Чтобы вы хотя бы немного смогли прочувствовать ценность того, что дошло до нас спустя более чем 110 лет, ниже несколько фотографий.

Рабочий кабинет писателя, в котором абсолютно все предметы находятся на тех же местах, где они были перед последним отъездом писателя в Москву (кроме обоев, их воссоздали цифровым путём из оригинальных, которые не пощадило время):

А это гостиная, где, собственно и собирались друзья писателя:

Вся мебель и предметы интерьера, включая немецкое пианино и часы фирмы «Буре» (этими своими покупками Чехов особенно гордился) — оригинальные. А это комната сестры:

Стараниями Марии Павловны и других причастных лиц, усадьба и её содержимое пережило гражданскую и Великую Отечественную войны, а уникальная коллекция личных вещей писателя, фотографий, газет того времени и других удивительных вещей просто восхищает! На территории усадьбы есть корпус, в котором представлена широчайшая экспозиция, способная заинтересовать не только поклонников Антона Павловича, но и любого человека, который интересуется историей России:

Дом-музей работает со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00, последняя экскурсия начинается в 16:50. По средам музей работает с 10:00 до 20:00, начало последней экскурсии — в 18:40. Понедельник и вторник — выходные дни.

Стоимость посещения музея Чехова в Ялте

Стоимость входного билета с экскурсионным обслуживанием, правом фото- и видеосъемки — 250 руб, льготные категории посетителей (дети старше 16 лет; обучающиеся по программам среднего и высшего профессионального образования; пенсионеры) – 150 руб.

По саду «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте» — 100 руб.

Дети до 16 лет — бесплатно, за экскурсионное обслуживание — 50 руб. Стоимость экскурсионного обслуживания — 50 руб.

«Белая дача» — не единственный музей Чехова в Крыму, рекомендуем также посетить дом-музей Антона Павловича в Гурзуфе. А в 1953 году был открыт памятник писателю в Приморском парке Ялты.

Вы только собираетесь в Ялту? Возьмите книги Чехова (бумажные, электронные или аудиокниги) в дорогу

Источник: https://yalta-naladoni.ru/places/culture-and-art/house-of-chekhov/

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте, Белая дача — Официальный сайт музея-заповедника

Осенью 1898 года А.П.Чехов поселился в Ялте. В конце октября он купил участок на окраине города, в деревне Верхняя Аутка. Здесь писатель построил для своей семьи «новое гнездо»: дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль.

Автор проекта — архитектор Л.Н.Шаповалов.

Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904 года вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной. Жена, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса Московского Художественного театра, приезжала сюда в свободное от репетиций и спектаклей время.

Днем новоселья считается 9 сентября 1899 г. Местные жители назвали ялтинский дом Чехова «Белая дача».

Здесь написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архирей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений. В письме к сестре, датированном 3 августа 1901 г.

, Антон Павлович завещал ей в пожизненное владение ялтинскую дачу, деньги и доход с драматических произведений. После кончины писателя, до 1917 года, М.П.

Чехова часто зимой жила в Москве, работая над материалами архива брата, а лето проводила в ялтинском доме, чтобы сберечь его обстановку и производить ремонт. Дом содержался на ее личные средства, поступавшие от авторских отчислений за постановки пьес Чехова, и от изданного ею эпистолярного наследия писателя.

М.П.Чехова сохранила в неприкосновенности всю обстановку комнат брата, а также ценнейший литературный архив. Весной 1917 г. Мария Павловна переехала из Москвы в Ялту вместе с матерью на постоянное место жительства.

Евгения Яковлевна Чехова скончалась 3 января 1919 г. Похоронена в Ялте. Вскоре после окончания Гражданской войны, 9 апреля 1921 года, сестра писателя получила Охранную грамоту Ялтинского ревкома за подписью комиссара М.Н.Шабулина.

Документ закрепил за домом Чехова статус объекта, особо охраняемого государством.

С этого момента Белая дача в Ялте становится государственным музеем, а Мария Павловна – его пожизненной хранительницей и директором. Ей пришлось пережить в ялтинском доме сильное землетрясение 1927 года и немецко-фашистскую оккупацию в 1941-1944 гг . Несмотря на это, ей удалось сберечь и дом, и все, что в нем находилось.

За заслуги по сохранению чеховского наследия 14 июля 1944 г. Мария Павловна награждена орденом Трудового Красного Знамени, а к 90-летию, в 1953 году ей было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. М.П.Чехова умерла 15 июля 1957 года и похоронена на ялтинском кладбище.

Читайте также:  Водопад су-учхан в крыму: где находится, значение топонима, фото

После смерти М.П.Чеховой на соседнем с чеховским участке было построено в 1964 г. по проекту архитектора Перемиловского здание литературного музея. В нем размещаются временные тематические выставки, а также стационарная экспозиция «Жизнь и творчество А.П.Чехова». Перед зданием установлен мраморный бюст А.П.Чехова работы скульптора Н.Лавинского. .

Источник: http://yalta-museum.ru/ru/dom-muzej-ap-chehova-v-jalte.html

Дом-музей А.П. Чехова "Белая дача" (Ялта, Крым)

История «Белой дачи» началась осенью 1898 года, когдаАнтон Павлович Чехов из-за обострения туберкулеза легких по совету докторов переехал в Ялту на постоянное место жительства.

Он активно взялся за обустройство, и за год участке в 37 соток были возведены особняк и флигель, прослужившие своему хозяину с 1899 по 1904 годы.

После кончины драматурга в доме осталась жить его сестра Мария Павловна, которой он завещал дачу, денежные средства и доходы с произведений.

Я оказалась в этом чеховском уголке в октябре. В Ялте было уже холодно, но природа еще сохраняла сочные цвета.

Экскурсовод с замечательным именем Леокадия (Арнольдовна Бусловская), заведующая научно-просветительским отделом музея, начала увлекательный и душевный рассказ о жизни Чехова в уютном доме в чудесном городе у моря.

Сначала она провела нашу группу по саду, часть растений в котором были посажены руками Антона Павловича.

Сейчас растениями занимаются сотрудники музея, при этом стараясь сохранять ту же флору, что была здесь при Чехове. Беседка тоже уже не та, в которой любили отдыхать драматург со своим близкими, но конструкция максимально точно повторяет прежнюю.

В своих письмах Чехов писал, что вырастил на своей даче более 100 сортов роз. Прекрасно смотрится экзотический бамбук, прижившийся благодаря стараниям великого драматурга.

Сохранилась примерно половина посаженных Чеховым деревьев.

Среди выращенных писателем растений отмечаются груши, яблони, персики, абрикосы, кедр, кипарисы, ясень, магнолию, индийскую сирень, гледичию.

Этот сосуд был подарен садоводу-любителю одним из приятелей, занимавшимся виноделием. Здесь он использовался для полива.

В 1904 году в память о покойном брате Мария Павловна посадила под окном его кабинета кипарис, который стоит и поныне.

Гостям очень нравился архитектурный ансамбль усадьбы. Писатель Александр Иванович Куприн отставил такую запись со своими впечатлениями: «….она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте.

Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная…

с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами…».

  • Антон Павлович и Мария Павловна активно участвовали в проектировании дома.
  • Считается, что новоселье в новом доме состоялось 9 сентября 1899 года.

В кабинете, спальной комнате и гостиной прежняя обстановка полностью сохранена. В первую очередь благодаря стараниям Марии Павловны. Скучая по своей подмосковной усадьбе Мелихово, Антон Павлович пытался придать крымской даче хотя бы некоторые черты родного поместья.

Семья Чеховых любила простоту, комфорт и уют, поэтому комнаты обустраивались так, чтобы хозяевам и их гостям было очень удобно.

Супруга драматурга талантливая актриса О.Л. Книппер приезжала в Ялту, когда не была занята в спектаклях. После смерти мужа она бывала здесь ежегодно в течение долгих 50 лет. В последний раз в 1953 году на празднование 90-летнего юбилея Марии Павловны.

В комнате висит портрет Ольги Леонардовны за авторством московского художника Александра Валентиновича Средина, с семьей которого жена Чехова находилась в дружеских отношениях. По каким-то причинам картина осталась неоконченной.

На письменном столе находятся книга супруга и его фотография с надписью: «Ольге Леонардовне Книппуше (многоуважаемой Ирине Николаевне) на добрую память от автора «Чайки». А. Чехов. 99 г.».
     

При создании интерьеров принимались во внимание личные предпочтения и привычки. Об обстановке в доме Чехов писал: «Если художник в убранстве своей квартиры не идет дальше музейного чучела с алебардой, щитов и вееров на стенах, если все это не случайно, а прочувствованно и подчеркнуто, то это не художник, а священнодействующая обезьяна».

Часть мебели для помещений была доставлена из любимого чеховского имения Мелихово, остальное приобреталось в Москве и Ялте. Например, пианино фирмы «Смидт и Вегенер» купили в ялтинском музыкальном магазине в 1899 году.

  1. Скатерти вышивались матерью и сестрой Антона Павловича.

Всего в особняке 9 комнат, включая столовую, гостиную, кабинет, спальню, покои матери, комнату для гостей, которым в чеховском доме всегда были рады. Здесь писатели Максим Горький, Иван Бунин, Александр Куприн, композитор Сергей Рахманинов, певец Фёдор Шаляпин и многие другие яркие личности.

Особую атмосферу внутри дома создают портреты, фотографии друзей, знакомых писателя, а также картины, среди которых живописные творения Марии Павловны и других представителей талантливой семьи Чеховых. Кабинет украшают полотна Исаака Левитана, близкого друга хозяина дачи. 

  1. Рамка для фотографии, декорированная морскими камешками, выполнена художницей и карикатуристкой Александрой Александровной Хотяинцевой, не раз приезжавшей в гости к Чеховым в усадьбу Мелихово.
  2. Картина «Бедность» написана Николаем Чеховым, братом Антона Павловичаэ

Трогательна история этой таблички. Антон Павлович, отличавшийся большой деликатностью, не решался делать замечания своим многочисленным гостях и запрещать им курить внутри дома.

Тогда один из его приятелей решил помочь хозяину дачи справить с проблемой. Он подарил Чехову табличку, где на ярком фоне была написана просьба воздерживаться от курения в комнатах.

Её повесили на самом видном месте и больше в помещениях табачного дыма не стало.

  • В гостиной находятся раздвижной стол, буфет с посудой, произведенный в подмосковном Мелихове из вишневого дерева по эскизу сестры Чехова.

Мама писателя Евгения Яковлевна любила готовить и всегда старалась приготовить многочисленным гостям дома что-нибудь вкусное. В комнатах можно увидеть предметы, которые помнят тепло её рук.

  1. Часть предметов в доме — подарки друзей и поклонников.

Среди них встречаются вещи, созданные в так называемом «русском стиле», то есть с использованием традиций древнерусского и народного искусства. Особую популярность это веяние получило в 1870-1910 годы. Мастера стремились делать не ширпотреб, а высокохудожественные, коллекционные произведения в народном духе.

Кабинет хозяина дачи выполнен в темных тонах, Вишневые обои с золотыми лилиями выбрали самолично выбирали Антон Павлович и Мария Павловна.

Особого внимания заслуживают разноцветные витражи, создающие в помещении мягкий свет и особую, слегка таинственную атмосферу.

Оригинальными остаются только центральные стекла, остальные восстановлены совместно украинскими и российскими специалистами. Реставрация проводилась несколько лет назад.

В гостиной висят часы фирмы «Павелъ Буре«, приобретенные Антоном Павловичем в Москве. В своих произведениях Чехов более 20 раз упоминал продукцию этой знаменитой торговой марки. Ход часов «Белой дачи» остановлен на моменте смерти её хозяина.

Лестница ведет в покои Марии Павловны. Чтобы сохранить эту изящную конструкцию дома в первозданном виде передвижение по ней пришлось ограничить. По ступенькам позволяется ходить только сотрудникам музея.

Посетителям остается лишь догадываться об интерьере комнаты сестры писателя, долгие годы остававшейся хранительницей дома. В Москве она работала учителем историю и географии в частной женской гимназии.

После кончины любимого брата перебралась в Ялту насовсем и стала заниматься его наследием. При ее содействии издавались книги, открывались музеи.

  • В этом уютном и безмятежном месте Антон Павлович провел последние годы своей жизни.

Здесь из под его пера вышли повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архирей», «На святках», «Невеста», замечательные пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад». Тут же он работал над редакцией полного собрания сочинений.

Фонд музея насчитывает свыше 16 600 предметов, среди которых письма и фотографии писателя, адресная книжка, сметы расходов, надписи на книгах и квитанциях, образцы оформления печатных изданий, материалы, касающиеся обустройства дома и сада, общественной работы Чехова, коллекция марок из разных стран, датируемых ХIХ-ХХ столетиями. Большую ценность также представляют объекты, связанные с друзьями Антона Павловича, например, И.И. Левитаном и Ф.И. Шаляпиным. Это фотографии, рукописи, книги с автографами, живописные полотна, скульптуры, личные вещи.

Чехов много занимался благотворительностью и поддержкой молодых талантов, находя время читать их творения и давать рекомендации.

В 1898 году Чехов оставил такую запись: «Одолевают приезжие чахоточные, обращаются ко мне, я теряюсь, не знаю, что делать. Придумал воззвание, собираем деньги, и, если ничего не соберем, то придется бежать вон из Ялты». Усилия оправдались.

На пожертвованные деньги, из которых 5000 рублей были переданы самим писателем, построили первую больницу для бедных туберкулезных больных, пансион «Яузлар». Он существует и поныне в качестве корпуса санатория имени А.П. Чехова.

Такую же сумму Антон Павлович отдал на содержание школы в соседней деревне.

В Таганроге, где Антон Павлович родился, он оплатил создание памятника Петру Великому. Родному городу он также оставил свою библиотеку.

В углу сада стоит легендарная скамейка, точнее реконструкция той скамьи, на которой любил отдыхать и любоваться природой Антон Павлович. Есть сведения, что в 1901 году с ним частенько сидел Максим Горький. Поэтому за скамьей закрепилось название «горьковской».

  1. Туристы норовят хоть на несколько секунд присесть на скамейку, хоть это и копия. 

Когда Чехов впервые посетил Ялту, то был очарован этими местами: «Море чудесное, синее и нежное, как волосы невинной девушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучиться». Но, к сожалению, прожил он тут не так долго, как мечтал.

Источник: http://www.za7verst.ru/blog/dom_muzej_a_p_chekhova_belaja_dacha/2015-10-30-314

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]