Соборная мечеть кебир-джами в симферополе: фото, как добраться, описание

Автор картины Людмила Гурская

Как гласит предание, двое пророков и сподвижников самого Мухаммеда Гази Мансур и Малик Аштер прибыли в Крым еще в VII веке, чтобы проповедовать тут молодую мусульманскую веру. Так это было или нет, сегодня сказать трудно (официально считается, что ислам в Крым пришёл не от арабов, а от тюрков), но факт состоит в том, что история крымского мусульманства насчитывает уже не менее тысячи лет.

Расцвет Крымского Ханства в ХV-XVII веках превратил полуостров, входящий тогда в Золотую Орду, в очаг распространения ислама по всему Причерноморью, и именно в те времена здесь возводится большое количество мечетей и медресе. Несмотря на разрушительную силу времени, многочисленные войны и безбожный советский период, многие мусульманские святыни сохранились до наших дней.

Давайте прогуляемся по самым интересным из них.

Духовный центр мусульман Симферополя, резиденция муфтия, памятник крымской истории и архитектуры — это Кебир-Джами, соборная мечеть столицы Крыма. Именно белокаменная Кебир-Джами в своё время дала название городу, ставшему предком Симферополя — Акмесджит или Белая Мечеть.

Мечеть построили в 1508 году (по другим данным — в 1502) на подаренной ханом Менгли I Гераем земле и является старейшим из сохранившихся зданий Симферополя.

Время постройки стало известно, благодаря найденной во время реставрации доске с арабской надписью: «Эта мечеть была построена во славу могущества хана Менгли I Герая, да простит Аллах все грехи его самого и его детей в месяц Мухаррам в год девятьсот четырнадцатый» (само собой, дата указана по мусульманскому летосчислению). Известен и архитектор, спроектировавший мечеть. Это был достаточно известный в своё время мастер  Хаджи Абдурахим-Бек.

После веков расцвета и славы в ХХ столетии Кебир-Джами постигла участь большинства храмов: мечеть закрыли, чтобы устроить в её помещении переплётную мастерскую, и местные жители даже не знали, что в обшарпанное здание с непонятной башней по улице Курчатова когда-то приходили не переплетать дипломные работы, а молиться.

Всё изменилось после возвращения на историческую родину депортированных в 1944 году крымских татар, которые в большинстве своём сохранили веру предков, не поддавшись атеистической пропаганде. Кебир-Джами была отреставрирована и заново освящена, и сегодня каждый день с её минарета по всему Симферополю разносятся мелодичные призывы к молитве — азаны.

Внешний облик храма не изобилует архитектурными излишествами, но его вид совершенен в своей лаконичности — снежно-белые стены слишком много помнят, чтобы размениваться на суетность внешней мишуры.

Мечеть Кебир-Джами расположена по адресу: г. Симферополь, ул. Курчатова, 4.

Евпатория или, как она называлась во времена Крымского Ханства, Гёзлёв тоже может похвастаться памятниками мусульманского храмового строительства. И прежде всего, это роскошная многокупольная мечеть Джума-Джами.

Пятничная мечеть (а именно так переводится её название) не намного моложе симферопольской. Известна точная дата её постройки — 1552 год, это было время правления хана Девлета I Герая, двоюродного брата знаменитого турецкого султана Сулеймана Великолепного (известного многим сегодня по популярнейшему турецкому сериалу «Великолепный век»).

За полтысячелетия, прошедшего с момента её возведения, мечеть не раз перестраивалась, пока не приняла современный впечатляющий вид. Полная реставрация мечети закончилась в 1885 году, когда были заново отстроены оба минарета, один из которых был разрушен в XIX веке, а второй — аж в XVII.

Конечно, в советское время Джума-Джами не действовала как храм, однако и разорению подвернута не была — тут устроили археологический музей. Именно благодаря этому удалось сохранить здание в отличном состоянии.

И сегодня стройные минареты главной мечети Евпатории высятся у самого берега моря, точно два маяка, приветствуя входящие в порт корабли.

Адрес мечети Джума-Джами: г. Евпатория, ул. Революции, 36.

Но не только соборной мечетью знаменита Евпатория. Есть тут и единственный сохранившийся в Крыму мусульманский монастырь — Текие Дервишей.

С XV века под сложенными из жёлтовато-серого песчаника стенами монастыря находили приют нищенствующие монахи — дервиши.

Как и большинство зданий Старого Города (района Евпатории, мало изменившегося за прошедшие века), монастырь не был разрушен ни временем, ни войнами, ни вандалами и был закрыт лишь в 30-е годы ХХ века, как, впрочем, и подавляющее большинство храмов нашей страны.

Добротные и просторные здания были использованы под склады Черноморского флота, и лишь остатки минаретов, печально торчали над черепичными и шиферными крышами окрестных домов.

В последние годы монастырь частично отреставрировали (хотя мечеть так и осталась разрушенной), и теперь тут музей, где посетители могут осмотреть здание медресе (школы) и собственно текие, где даже воссоздана обстановка кельи шейха общины дервишей.

Монастырь дервишей находится по адресу: г. Евпатория, ул. Караева, 18.

И, конечно, изобилует старинными мечетями столица крымских ханов — Бахчисарай. Все мусульманские святыни, которые сосредоточены в этом, сравнительно небольшом, городе, трудно и упомнить.

Большая и Малая мечети, что на территории знаменитого Ханского дворца — храмы, где молилось много поколений крымских властителей, сохранили свою первозданную красоту, а благодаря кропотливой работе реставраторов мы можем любоваться неповторимыми барельефами, украшающими древние стены.

Зынджырлы медресе — старейшая из сохранившихся мусульманских школ в Крыму (датой постройки называют 1500 год). Своё название медресе получило от цепи, которая подвешена над дверью таким образом, чтобы заставлять каждого входящего почтительно склонять голову перед наукой и мудростью.

Здесь расположен целый комплекс зданий с галереями и куполами, а также остатки фонтана, некогда украшающего внутренний двор. Рядом с медресе находится дюрбе (гробница) первого крымского хана Хаджи I Герая, чей сын, Менгли Герай и является инициатором строительства медресе.

Как повествуют хроники, хан приказал всем жителям города присутствовать при закладке первого камня, а когда люди собрались, обратился к ним с такими словами: «С Божьей помощью начинаем мы здесь сегодня возведение обители науки.

Оно поможет нам стать более совершенными людьми в этом мире, и проложить нам дорогу в рай в ином мире. Все мы отдадим наши силы на служении этому делу».

С 2007 на средства, выделенные Турцией, ведётся активная реставрация Зынджырлы медресе, а в 2015 году здание было включено в список объектов культурного наследия федерального значения.

Располагается Зынджырлы медресе по адресу: г. Бахчисарай, ул. Басенко, 56.

А теперь перенесёмся в Старым Крым, где находится старейшая из дошедших до наших дней мусульманских святынь полуострова — мечеть Хана Узбека.

Собственно говоря, в Солхате или Къырыме, как тогда назывался Старый Крым, и берёт начало крымское мусульманство. Более того, именно название этого города дало имя всему полуострову.

В XIII-XIV веках Солхат уже был крупным многонациональным поселением, где бок о бок жили и исповедующие ислам представители Золотой Орды, и христиане: греки, армяне, итальянцы. В городе шла активная торговля, ведь через него проходили все караваны с товарами.

Мечеть Хана Узбека, первого и самого могучего правителя Золотой Орды, была заложена в Солхате в 1314 году, а немного позже к ней была пристроена школа-медресе. Что примечательно, инициатором строительства была «угнетенная восточная женщина» — богатая горожанка Инджибек-хатун.

К счастью, мечеть Хана Узбека отлично сохранилась до наших дней, и все желающие могут любоваться её строгими формами и искусной резьбой по камню, украшающей фронтон.

Мечеть Хана Узбека находится по адресу: г. Старый Крым, ул. Победы, 5.

Конечно, это лишь сотая часть всего культурно-религиозного наследия крымских мусульман — коснуться всего в масштабах одной статьи просто не реально. Но, если хотите узнать больше, просто спросите у стариков. Вас обязательно пригласят в гости и там, за чашкой ароматного кофе с пахлавой поведают истории, достойные «Тысяча и одной ночи».

Источник: http://zerkalokryma.ru/important/krym_musulmanskij_ot_gzlva_do_solhata/

Мечеть Кебир-Джами в Симферополе

2018-07-31

Главная пятничная мечеть Крымского полуострова по совместительству является резиденцией муфтия и Духовного управителя местных мусульман. Это одно из старейших зданий Симферополя, представляющее собой прекрасный образец османской архитектуры.

По легенде, город Севастополь, первым названием которого было сочетание «Ак-Мечеть», или «белая мечеть», получил свое имя благодаря белоснежным стенам старейшего здания в округе, мечети Кебир-Джами. На русский язык ее название переводится как «соборная», что точно описывает основную мечеть полуострова.

В начале 16 века крымский хан Менгли I Герай даровал Хаджи Абдурахим-Беку участок земли, на котором тот решил возвести мечеть. Данный факт засвидетельствован надписью на портале, которая видна и сегодня.

Так считалось до 1990-ых годов, когда при реставрации нашли строительную доску, на которой была указана другая дата – 1502 год, или 914 год от Хиджиры. К сожалению, в тексте доски не было упоминания о зодчем.

Соборное сооружение оставалось нетронутым в годы советской власти, но в ходе Великой Отечественной войны мечеть пребывала в запустении. За эти годы она успела побыть переплетной мастерской. После этого ее несколько раз восстанавливали, и последняя реконструкция была проведена в 1991 году.

Как только Крым был воссоединен с Россией, поток туристов и паломников в мечеть усилился. Сейчас мечеть Кебир-Джами входит в число самых значительных мусульманских святынь Крыма.

Мечеть расположена по адресу ул. Курчатова, 4. Добраться сюда на автомобиле из центра Севастополя можно по маршруту, указанному на карте ниже. В качестве отправной точки выступает автостанция «Курортная». Двигаться нужно будет в юго-восточном направлении по бульвару и улице Ленина.

Неподалеку от мечети, на улице Пролетарской есть остановка общественного транспорта «Октябрьская улица». Сюда ходят автобусы 57 и 78. Если вам удобнее приехать на улицу Ленина, воспользуйтесь автобусом №8 и выйдите на остановке «Улица Ефремова».

Облик главной крымской святыни мусульман довольно прост. Главное здание представляет собой невысокое сооружение с белыми стенами, балконом и двускатной черепичной крышей. Лаконичные линии не изменились с древних времен. Единственная перемена – снос купола, который украшал крышу мечети в первой половине ее существования.

На крыше мечети, габариты которой составляют всего 7 на 7 метров, располагается известняковый минарет, увенчанный конусовидным перекрытием с традиционным полумесяцем.

Внутреннее убранство более яркое и примечательное. Стены расписаны в зеленых тонах, а рамки входов и отдельные элементы интерьера украшены мозаикой. Чтобы сделать снимки внутри, нужно спросить разрешения имама.

На территории комплекса, помимо главного здания мечети, есть еще библиотека и медресе, а также резиденция муфтия.

Туристы и паломники могут посетить мечеть Кебир-Джами в любой удобный день. Но иноверцев не пускают во время чтения намаза.

Читайте также:  Отели и гостиницы у моря в алупке (крым): цены, отзывы, описание

При входе нужно снять обувь и повязать на голову платок. Вход бесплатный для всех.

Религиозный Симферополь поражает воображение калейдоскопом совершенно разных по облику храмов. Мечеть Кебир-Джами обладает яркой индивидуальностью, характерной для древних сооружений Крыма, и огромной ценностью для мусульман. Эта достопримечательность будет интересна не только верующим, но и любителям святых мест с собственной историей.

Подробнее на официальном сайте http://qmdi.org/

Источник: https://azovsky.ru/dostoprimechatelnosti-kryma/mechet-kebir-dzhami-v-simferopole/

Мечеть Кебир-Джами

Самым древним зданием крымской столицы Симферополя считается мечеть Кебир-Джами. Это памятник архитектуры XVI века. Согласно надписи у входа в мечеть, ее возвел Абдарахман-бек в 1508 году на земле, подаренной ханом Менгли-Гиреем. Хотя исследования подтверждают даже более раннюю дату строительства Кебир-Джами – 1502 г.

Возведен в первозданном виде храм был по одной версии по типу базилики прямоугольной формы 9х12 метров. По второй версии это был купольный храм квадратной формы 7х7 метров.

Вход в мечеть располагался с северной стороны здания. В южной части мечети Кебир-Джами был михраб. Минарет стоял отдельно также с южной стороны. Стены древнего сооружения были из ракушечника, скрепленного глиняным раствором.

Внешне стены были выбелены известковым раствором. Белизну стен поддерживали постоянным белением. Этот факт дал и название храму – Ак-Мечеть («ак» — белый), а позже и татарскому поселению.

В начале XVIII века в мечети был пожар и она достаточно сильно пострадала. Восстановительные работы провели только в 1772 году. После них северную часть мечети расширили.

Капитальный ремонт мечети сделали в 1907 году. После него здание храма увеличилось в размерах, изменилась пространственная композиция. С боков были пристроены нефы, поэтому минарет стал находиться в самом храме. Северный фасад стал украшен карнизом с мелкой пластикой.

На южном фасаде появился совершенно не вписывающийся в исламскую архитектуру фронтон с украшениями в виде кокошников. Необычная несочетаемость элементов придала зданию мечети Кебир-Джами оригинальности. Если смотреть на план здания 1907 года, то форма его почти квадратная.

В начале XX века Кебир-Джами являлась основным градообразующим звеном селения Ак-Мечеть. Со всех сторон дороги и тропинки вели к возвышающемуся над селением храмом. Около него были площади – базарная, водоразборная и культовая.

Когда Крымский полуостров присоединили к России, около мечети стали возводиться и православные храмы – Петропавловский собор, церковь св. Константина и Елены, Святотроицкая и некоторые другие.

После завершения 2-ой мировой долгие годы в мечети располагалась переплетная мастерская. Возрождение старинного храма началось с момента передачи в 1989 году здания мечети общине мусульман.

От ветхости и запущенности мечеть чуть не разрушилась. От этого ее спасла проведенная масштабная реставрация в 1994 году. Фундаменты оставили старые, а стены пришлось возводить новые. Их построили из камня при помощи железобетонных конструкций с использованием цементно-песчаного раствора.

Конечно, отреставрированная современными материалами, мечеть стала отличаться от первозданной. Реставраторы максимально старались воспроизвести и внешние, и внутренние отличающиеся аскетизмом интерьеры. Только немногие детали удалось сохранить от старинной постройки. Это и часть южной стены с михрабом.

Сейчас здание Кебир-Джами выполнено в турецком архитектурном стиле. Зал для молитв трехнефный, с притвором. Есть хоры для женщин. Минарет находится в западном нефе. Минарет венчает полусферический купол, находящийся на высоком барабане из 8 граней. Стрельчатые окна украшают каждую из граней.

Фасад стал необычен разнообразными формами оконных проемов. В нижнем ярусе они прямоугольные, в верхнем – округлые и стрельчатые.

В наши дни мечеть является действующей и ее стены принимают всех желающих.

Мечеть Кебир-Джами находится по адресу: г. Симферополь, ул. Курчатова, д.4.

Вы можете дополнить достопримечательность, указать на ошибки в статье или уточнить необходимые данные.

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

О статье

Источник: http://russia-krym.ru/load/mechet_kebir_dzhami/18-1-0-83

Кебир Джами – старинная мечеть в Симферополе

Симферополь является столицей не только скифских народов, но и русскоязычных крымчан. Данный город считался центром духовности у крымчан с татарскими корнями.

Об этом напоминает одно из великих творений, знаменитое произведение искусства – соборная мечеть Кебир Джами. В Симферополе все местные жители знают об этой достопримечательности и гордятся, что она находится в их родном городе.

Отзывы туристов характеризуют мечеть, как самую запоминающуюся и впечатляющую, а это многое значит.

Кебир Джами – старинная мечеть в Симферополе

История возведения мечети

Здание мусульманского храма расположено в центре Симферополя на улице Курчатова, рядом с Петропавловским собором.

Множество построений существуют с тех пор, когда русские народы не проживали в Симферополе. Сооружение КебирДжами создано в Акмесджите. Ученые-историки утверждают, что Хаджи Абдурахим Бек (известный правитель) принял решение построить мечеть, чтобы запечатлеть свое имя в истории. Этот факт подтвержден многочисленными исследованиями историков.

В 90-х годах прошедшего века исторические эксперты обнаружили странную находку – доску нестандартной формы. На ней можно было прочесть запись, где указывалась дата освящения Кебир-Джами. Это произошло в 914 г. Хиджры (1512 г. по календарю европейских народов). На время освящения мечети уже исполнилось около четырех лет. Интересен тот факт, что знак зодчего на доске не был найден.

В Советском Союзе мечеть не трогали, но в тоже время к ней не проявляли никакого интереса. Здание было в заброшенном и неухоженном виде. После Великой Отечественной войны мечеть отреставрировали.

Последние работы по реставрации датируются 1991 годом. На тот момент мечеть являлась собственностью общины мусульманского народа.

Одни люди посещают духовный центр из-за религиозных убеждений, остальные – для того чтобы полюбоваться красивой архитектурой и получить эстетическое удовольствие.

Кебир Джами – старинная мечеть в Симферополе

Занимательные подробности и легенды

Некоторые считают, что мечеть называют «Белой», потому что здание отличается красивым белоснежным фасадом. Благодаря такому цвету, «Божий храм» можно было заметить издалека. Бытует мнение, что активная реставрация данного здания началась тогда, когда татары вернулись из «среднеазиатского плена».

Посещение мечети

Прежде, чем войти в мечеть, женщинам нужно покрыть голову платком. Фотографироваться в помещении можно, но перед этим необходимо получить разрешение имама.

Основным зданием является низкая конструкция. В дизайне присутствует роспись зеленого оттенка. Все желающие могут посещать КебирДжами в любые дни недели. Единственное – во время прочтения намаза в храме могут оставаться только мусульмане.

Как можно добраться?

Добраться до главной достопримечательности города Симферополь, мечети КебирДжами можно на троллейбусе или автобусе – станция «улица Ленина».

[wp_ad_camp_1]

Мечеть КебирДжами находится по адресу:

  • ул. Курчатова, 4, Симферополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.948946, 34.107250.
  • Телефон: +7-3652-27-43-53.

Многие россияне, а также иногородние туристы, посещают религиозный город Симферополь. Мечеть КебирДжами – одна из лучших памяток архитектуры, она входит в список главных достопримечательностей данного города.

Мусульмане, которые приезжают в Симферополь, непременно приходят в храм, а также становятся участниками всех служб и прочих мероприятий.

Стоит отметить, что храм заинтересует не только религиозных людей, но и обычных туристов.

Достопримечательности Крыма Интересное в России Крым Что посмотреть в Симферополе

Last modified: 26.04.2017

Источник: https://hakuna-matata.blog/2017/04/kebir-jami-mechet-v-simferopole/

Мечеть Кебир-Джами

В самом центре Симферополя, в так называемом старом городе находится главная мусульманская святыня Крыма – Мечеть Кебир-Джами. Её название переводится, как соборная мечеть. Она является памятником архитектуры, который в окружении старых городских построек с узкими улочками выделяется своим белым цветом и минаретом, тянущимся в небо.

На рубеже средних веков немного севернее развалин Неаполя Скифского, на берегу самой длиной реки Крыма – Салгира, появился городок Ак-Мечеть, являющийся, по сути, вторым городом-предшественником Симферополя.

Точное время возникновения этого небольшого городка специалисты затрудняются определить, но доподлинно известно, что в шестнадцатом веке он здесь уже был.

Известный путешественник из Турции Эвлия Челеби в семнадцатом веке в своём рукописном труде достаточно подробно описывал этот городок, хотя и преувеличивая его действительные масштабы. На самом деле городок состоял из трёхсот домов и множества лавок торговцев и ремесленников.

Мечеть Кебир-Джами в Симферополе — старейшая достопримечательность города.

Национальный состав населения города был представлен, прежде всего, крымскими татарами, а также армянами и греками, которые занимались в основном производством различной домашней утвари, а также мелкой торговлей.

Но главное отличие этого городка от других населённых пунктов крымского ханства состояло в том, что именно он являлся резиденцией калги-султана, который по существующей иерархии являлся наследником хана. Его дворец был расположен в долине реки Салгир, на месте сегодняшней улицы Воровского.

К сожалению, сам дворец не дожил до наших дней, а вот мечеть до сих пор украшает город и является основным центром мусульман крымского полуострова.

Кебир-Джами по праву считается самым старым зданием в городе и замечательным архитектурным памятником.

Табличка с надписью прямо у входа извещает, что храм возвёл Абдарахман-бек в 1508 году на земельном участке, который был подарен крымским ханом Менгли-Гиреем. Правда по некоторым источникам годом появления мечети считается 1502 год.

Ранее строение архитектурно представляло собой храм классического базиликового типа, в плане имеющий прямоугольник, размеры которого составляли девять на двенадцать метров. С северной стороны находился вход, с южной – михраб и минарет. Все стены мечети сооружены из известняка, блоки которого были уложены с помощью глиняного раствора.

Позже храм был побелен известью. Идеальная белизна постоянно поддерживалась, что и дало имя храму – Ак-Мечеть, что в переводе означает «белая мечеть», а позже и всего этого небольшого городка. В восемнадцатом веке мечеть горела, а после реставрации к 1772 году строение оказалось расширенным.

В 1907 году мечеть вновь подверглась фундаментальному ремонту и снова площадь её была увеличена. При этом минарет оказался помещённым внутри боковых нефов. После ремонта и всех перепланировок мечети был дан статус соборной.

Сегодня Кебир-Джами – действующий храм, готовой принять у себя всех гостей.

После революции 1917 года Кебир-Джами продолжала работать, однако по окончанию войны мечеть была закрыта. В этом помещении располагалось переплётная мастерская.

Только в 1989 году здание, которое пребывало в аварийном состоянии, с явной угрозой обрушения, было возвращено мусульманской общине. Этот момент стал началом возрождения. Старый фундамент был укреплён.

На нём были возведены каменные стены с использованием железобетонных конструкций и проведена реконструкция.

В нынешнем виде мечеть выдержана в стиле культовой истинно турецкой архитектуры. Конечно, сегодня мечеть по своему внешнему облику далека от той, которая стояла на этом месте пятьсот лет назад, но внутреннее убранство храма восстановлено с большой достоверностью.

Читайте также:  Мечеть муфти-джами в феодосии: фото, как добраться, описание

Храм получил трёхнефный молитвенный зал, имеющий притвор, хоры для женщин, а также минарет с полусферическим куполом, основанием которого является мощный восьмигранный барабан. Каждая грань барабана украшена красивым стрельчатым окошком.

Кроме того, архитекторы оригинально оформили фасады мечети, которые получили прямоугольные окна на нижнем ярусе и красиво сочетающиеся с ними стрельчатые и в форме кругов вверху.

Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/simferopol/mechet-kebir-dzhami/

Мечеть Кебир-Джами в Симферополе

днемночьюводы
Октябрь +17 °C +7 °C +17 °C
Ноябрь +11 °C +3 °C +15 °C
Декабрь +6 °C -1 °C +11 °C
Январь +4 °C -2 °C +9 °C
Февраль +5 °C -3 °C +8 °C
Март +10 °C 0 °C +9 °C

Фото с wikipedia.org, автор A.Savin (userpage · contact) [CC BY-SA 3.0]

Кеби́р-Джами́ (крымскотат. Kebir Cami, Кебир Джами) — соборная пятничная мечеть в Симферополе. Является главной пятничной мечетью Крыма, резиденцией муфтия и Духовного управления мусульман Крыма. Мечеть расположена на улице Курчатова. Является старейшим зданием Симферополя.

История

Основатель мечети Кебир-Джами — Менгли Герай (в центре) со своим сыном и наследником Мехмедом Гераем (слева) и османским султаном Баязидом II

Основание

Кебир-Джами, являющаяся старейшим зданием в Симферополе, была построена Хаджи Абдурахим-Беком в 1508 году, на дарованной крымским ханом Менгли I Гераем земле.

Об этом свидетельствует надпись на портале храма, сохранившаяся до наших дней.

Считается, что город Акмесджит (что в переводе на русский язык означает «Белая мечеть»), ныне Симферополь, также получил своё название от названия мечети.

Однако в начале 1990-х годов, во время проведения реставрационных работ, была обнаружена строительная доска, в тексте которой датой освящения мечети считается 914 год (1502 год) от Хиджры по исламскому календарю.

При этом имя зодчего на строительной доске не упоминается.

Надпись на арабском языке гласит: «Эта мечеть была построена во славу могущества хана Менгли I Герая, да простит Аллах все грехи его самого и его детей в месяц мухаррам в год девятьсот четырнадцатый».

Возрождение

На протяжении многих лет мечеть подверглась реконструкции несколько раз. После Второй мировой войны Кебир-Джами была в запущенном состоянии.

В течение нескольких лет мечеть использовалась в качестве переплетной мастерской. После возвращения крымских татар из депортации началось возрождение старой мечети.

В 1989 году мечеть была возвращена мусульманской общине. Реконструкция началась в конце октября 1991 года.

Сегодня Кебир-Джами является главной пятничной мечетью Крыма. Комплекс включает также в себя медресе и библиотеку крымских татар. Здесь расположены резиденция муфтия и Духовное управление мусульман Крыма.

Поделитесь этой страницей с друзьями!

Источник: https://tropki.ru/rossiya/krym/simferopol/mechet-kebir-dzhami

Соборная мечеть Кебир-Джами в Симферополе

В средние века чуть севернее руин Неаполя возник небольшой городок Ак-Мечеть — второй предшественник Симферополя. Когда он появился — сейчас в точности сказать трудно, однако в XVI веке городок здесь уже стоял.

Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби в своей «Книге путешествий» довольно подробно описал город, правда, несколько приукрасив действительность и сильно преувеличив его размеры.

Что, в общем, традиционно для жителя Востока.

В самом городке было около трехсот домов, торговые и ремесленные лавки, мечети. Жители (крымские татары, греки, цыгане, армяне) занимались мелкой торговлей и изготовлением всевозможной домашней утвари.

Но самое главное, чем отличался Ак-Мечеть от других городов Крымского ханства — это то, что здесь была резиденция калги-султана — официально объявленного наследника хана.

Хотя ханом он мог и не стать, поскольку престолонаследие в ханстве было делом сложным и запутанным, но должность такая в ханстве была, и резиденция калги-султана находилась в Ак-Мечети.

Его дворец располагался в долине Салгира, на нынешней улице Воровского.

Дворец калги-султана не сохранился, а вот мечеть Кебир-Джами дожила с тех времен до наших дней.

Мечеть Кебир-Джами — выдающийся памятник архитектуры, старейшее здание города. Как свидетельствует надпись у входа, мечеть была построена в 1508 году Абдарахман-беком на дарованной ханом Менгли-Гиреем земле. Хотя по некоторым данным исследований есть и более раняя дата — 1502 год.

Храм базиликового типа был изначально прямоугольным, размером 9 на 12 м, хотя по одной из версий храм был купольным, размером 7 на 7 м.

Войти в храм можно было с севера, михраб (ниша) и минарет, стоявший отдельно, были в южной части. Стены были выложены из ракушечника на глиняном растворе и в дальнейшем побелены известкой.

Белизна стен, регулярно возобновляемая, определила название храма — Ак-Мечеть, а потом и татарского поселения.

В первой половине XVIII века мечеть горела, в 1772 году она была восстановлена и расширена в северную сторону. В 1907 году храм был полностью отремонтирован и расширен.

В последствии этого его объемно-пространственная композиция была изменена: минарет оказался внутри боковых нефов, которые были пристроены, разлогий карниз, обогащенный мелкой пластикой, появился на северном фасаде, фронтон, украшенный кокошниками, которые не были свойственны исламской архитектуре — на южном фасаде.

После всех перестроек здание получило статус соборного храма Кебир-Джами. Оригинальность сооружения заключалась в странном экстерьере и в том, что здание в плане было почти квадратное.

Кебир-Джами стал главным градообразующим элементом поселения Ак-Мечеть. Все пути вели к храму и близ лежащим с ним площадям: культовой, базарной и водоразборной.

После присоединения Крыма к России рядом с Кебир-Джами появились православные храмы. Это церковь Константина и Елены, Петропавловский собор, Святотроицкая церковь и другие.

После второй мировой войны в Кебир-Джами длительное время находилась переплетная мастерская.

В 1989 году мечеть была передана мусульманской общине. Так началось возрождение Кебир-Джами.

Едва не погибшую от ветхости, ее отреставрировали в 1994 году и передали верующим. На старых фундаментах возвели новые каменные стены на крепком цементно-песчаном растворе с применением современных железобетонных конструкций.

Сейчас мечеть, конечно, несколько отличается от той, которая была здесь 500 лет назад. От старого строения осталось буквально несколько деталей: был сохранен фрагмент южной стены с михрабом.

Но внешний облик здания и его внутренние, несколько аскетичные интерьеры восстановлены с максимальным приближением к той, старой мечети.

Нынешний облик мечети решен в формах турецкой культовой архитектуры.

Трехнефный молитвенный зал с притвором, хорами для женщин и расположенным в западном нефе минаретом увенчан полусферическим куполом на высоком восьмигранном барабане со стрельчатыми окнами на всех гранях.

Авторы разнообразили фасады сочетаниям окон – прямоугольных в нижнем ярусе, стрельчатых и округлых вверху. В детализациях плана обновленного храма отображены строительные этапы реконструкций и расширений.

Сейчас это действующая мечеть, готовая принять в своих стенах всех желающих.

Практическая информация

Адрес: Россия, Республика Крым, город Симферополь, ул. Курчатова, 4.

Координаты: 44°56.934', 34°6.432'.

0 -0

Источник: http://simferopol.tourslife.ru/attractions/mechet

Мечеть Кебир-Джами ( Ак-Мечеть)

Мечеть Кабир-Джами в Симферополе

Мечеть Кебир-Джами, построенная в начале ХVI века, в период Крымского ханства, находится в одном из районов Симферополя. Белые стены этого древнейшего храма средневекового мусульманского поселения и дал название городу Акмесджит, в русских источниках известный как Ак-Мечеть или Акмечит ( aq — белый, mescit — мечеть).

История постройки мечети

Город возник по велению крымского хана Менгли-Гирея, на дарованной им земле и являлся резиденцией калги-султана — второго человека в государстве и наследника хана.

Мечеть Кебир-Джами была построена хаджи Абдураманом в 1508 году, об этом свидетельствует надпись арабской вязью на табличке у входа: «Мечеть сию, соорудил во славу Величества хана Султан Менгли Гирая Абдураман-бен-Али, да простит Аллах ему и детям его».

Это было величественное двухэтажное 7х7 метров, перекрытое куполом, здание. Рядом с ним возвышался минарет. В архитектурный комплекс входили также медресе и текие, объединенные в замкнутую дворовую территорию.

Город Акмесджит ( Ак-Мечеть) был крупным населенным пунктом по средневековым масштабам и насчитывал около 10 тысыч постоянных жителей, многие дома были двухэтажные, в городе имелись мечети, базары, гостиницы (ханы), он был украшен множеством фонтанов.

Дворец султана находился на территории нынешнего парка «Салгирка». Кварталы города, построенные в те времена, называются сейчас — Старый город.

В 1736 году, при первой попытке завоевания Крымского полуострова русскими войсками фельдмаршала Миниха, мечеть Кебир-Джами была разрушена и сожжена. Восстановлена в 1740 году.

Еще одна надпись у входа в мечеть, в переводе с арабского, гласит: — «Эту мечеть в самом начале соорудил Абурахман-бек, потом сожгли ее нечестивые богоотступники, затем построил ее Махмуд-агъа-ибн-Хусейн из его потомков в 1153 году».

К зданию мечети было пристроено другое крыло и немного изменена форма кровли, но внешний вид практически не изменился — скромная архитектура, крыша с черепичной кровлей, стены из кирпича- ракушечника, выложенные на глиняном растворе. Рядом, на большом участке, располагалось крымско-татарское кладбище.

После того, как Крым вошёл в состав России, в 1783 году, было решено на месте Ак-Мечети основать большой город.

В протоколе заседания Таврического областного правления от 23 мая имеется запись: «с Акмечета будет губернский город Симферополь».

И в 1784 году на территории, находящийся рядом с мечетью Кебир-Джами началось строительство жилых, административных зданий и православного храма, под руководством светлейшего князя Григория Потёмкина, генерала-губернатора Таврического.

Во времена Советской власти, с 1922 г. мечеть была закрыта, минарет снесли и здание использовали под кинопрокат. Только в 1990 году мечеть была отреставрирована и возвращена мусульманам. Были возведены новые стены на старом фундаменте, практически старинный остался внешний вид и внутренняя часть мечети.

Её нынешний облик решен в конфигурациях турецкой культовой архитектуры. Трехмерный молитвенный зал с притвором и с хорами для женщин. В западном крыле расположен минарет, который венчает полусферический купол на высоком восьмигранном барабане. Стрельчатые окна на всех восьми гранях. Разнообразит фасад сочетание окон — прямоугольные в нижнем ярусе и стрельчатые крутые наверху.

Сейчас мечеть Кебир-Джами, одно из старейших зданий г. Симферополя, является действующей и имеет статус Соборного храма.

Мечеть Кебир-Джами на карте Симферополя

Адрес: Крым, Симферополь,  ул. Курчатова, 4

Источник: https://krym-yalta.ru/post_1364296306.html

Мечеть Кебир-Джами

Мечеть Кебир-Джами (крымско-тат. Kebir Cami, Кебир Джами) — соборная пятничная мечеть в Симферополе, главная пятничная мечеть Крыма, резиденция муфтия и Духовного управления мусульман Крыма. Старейшее здание Симферополя и памятник архитектуры времён Крымского ханства. Рядом находится медресе и библиотека, которая хранит литературу на крымскотатарском языке.

Нынешний облик мечети решен в формах турецкой культовой архитектуры. Трехнефный молитвенный зал с притвором, хорами для женщин и расположенным в западном нефе минаретом увенчан полусферическим куполом на высоком восьмигранном барабане со стрельчатыми окнами на всех гранях.

Читайте также:  Отели коктебеля у моря с бассейном: рейтинг самых лучших

В конце XV в. на западной стороне Петровской балки, напротив развалин Неаполя скифского крымские ханы повелели устроить укрепления. Место было выбрано удачно: здесь, в непосредственной близости от Бахчисарая, удобно было собирать войска перед набегами.

Кроме того, крепость служила щитом против беев с их сепаратными устремлениями против ханской столицы.

Учитывали и тот факт, что для стройки крепости рядом было достаточно тесаного камня (на развалинах Неаполя Скифского), а Петровские скалы являлись естественным укреплением, Хан Менгли-Гирей (1467–1515) утвердил сан калги-султана (военного министра), которым мог быть представитель ханского рода, моложе хана, но старше остальных членов династии.

Местом пребывания калги-султана и была определена строящаяся крепость на Петровских скалах.

Сохранилось здание, которое «помнит» и начальную пору его предшественницы (Ак-Мечети), и первые шаги Симферополя, — мечеть Кебир-Джами (Большая мечеть), построенная по новейшим исследованиям реставраторов в 1502 г. В 1888 г. Ф.

Лашков обнаружил в мечети надпись по-арабски: «Мечеть сию, соорудил во славу Величества хана Султан-Менгли-Гирей Абдурахман-бен-Али…»

Этот старейший храм средневекового мусульманского поселения был величественным зданием, рядом с которым возвышался минарет. Здание было перекрыто куполом, который обрушился, вероятно, ещё в XVII в. Тогда к зданию пристроено новое крыло и изменена форма кровли. В 1736 г. по приказу фельдмаршала русской армии Б. Х.

Миниха мечеть Кебир-Джами и ряд домов были разрушены (мечеть восстановили в 1740 г.). Один из очевидцев описывал город так: занимал он «площадь от цыганских таборов до мечети Джума-Джами и затем от Токаль-Джами до татарских кладбищ, что составит, наверное, квадратную версту.

Замечательностей в нем не оказалось никаких…»

Но военные действия, а с ними и разрушения продолжались. Так, в 1776 г. Порта спровоцировала мятеж татар против своего хана Шагин-Гирея.

Кровопролитное сражение произошло в долине Салгира, около Ак-Мечети. С обеих сторон погибло около 2,5 тыс. человек. Сильно пострадала мечеть и в советский период крымской истории.

В течение нескольких лет мечеть использовалась в качестве переплетной мастерской.

И все же мечеть Кебир-Джами восстановлена и в 1990 г. возвращена верующим. На старых фундаментах возвели новые каменные стены на крепком цементно-песчаном растворе с применением современных железобетонных конструкций.

Сейчас мечеть, конечно, несколько отличается от той, которая была здесь 500 лет назад. От старого строения осталось буквально несколько деталей: был сохранен фрагмент южной стены с михрабом.

Но внешний облик здания и его внутренние, несколько аскетичные интерьеры восстановлены с максимальным приближением к той, старой мечети.

Авторы разнообразили фасады сочетаниям окон — прямоугольных в нижнем ярусе, стрельчатых и округлых вверху. В детализациях плана обновленного храма отображены строительные этапы реконструкций и расширений.

Адрес: Крым, Симферополь, ул. Курчатова, 4.

Координаты: +44° 56' 56.00″, +34° 6' 26.00″

Источник: http://jalita.com/guidebook/simferopol/kebir-dzhami.shtml

Мечеть Кебир-Джами

В начале XVI века, по велению второго крымского хана Менгли Гирая в самом сердце крымского полуострова, у реки Салгир, близ руин городища Керменчик (так крымские татары называли столицу государства поздних скифов – своих далеких предков), был основан Акмеджит (Ак-Мечеть), как резиденция калги-султана – наследника крымского хана. Начало строительства города положила большая соборная мечеть Кебир-Джами. Это самое первое общественное и старинное здание города, которое и поныне украшает старую часть Симферополя по улице Госпитальной, 4.
Да благословит Аллах имя Абдурахман-бека

«Мечеть сию, соорудил во славу Величества хана Султан Менгли Гирая Абдураман-бен-Али, — да простит Аллах его (грехи) ему и детям его, в месяц мухарем в 914 году» (хиджры – приблизительно около 1508 г.).

К сожалению, данных о том, кто такой Абдураман-бек, сын не менее известного Али, указанный в хронограмме над входом в мечеть, история не сохранила.

Исходя из вышесказанного, нам только остается предполагать, что этот благородный человек на свои средства возвел в честь хана Менгли Гирая самую большую, соборную мечеть и нарек ее Кебир-Джами, что в переводе означает Главная мечеть.

Что касается датировки старейшей мечети средневекового города – «1508 г.», то она стала официальной и вошла в дореволюционную литературу.
Но вот что любопытно. У мечети есть и другая дата, указывающая на то, что она старше официальной на целых двенадцать лет.

То есть, возведена в 1496 году. Ссылаться на эту дату позволяют архивные документы из фондов Центрального музея Тавриды и поданного в 1905 году обращения в вакуфную комиссию, неким коллежским секретарем Сеит Абдурасимом Эмировым, потомком Таврических муфтиев.

В обоих документах указана одна дата – 1496 год.

Из этого следует, что кафедральная мечеть Кебир-Джами – старейшее сооружение, которое сохранилось до наших дней в Акмеджите.

Первое разорение и второе рождение

В 1736 году на полуостров вторглась русская армия под командованием фельдмаршала Миниха, который отдавал распоряжение сжигать все на пути продвижение войск. В пламени пожара устроенного русскими погибла большая часть духовной и материальной культуры крымских татар.

Гезлев, Бахчисарай и Акмеджит лежали в руинах пепелищ. Кебир-Джами разделила участь великолепного дворца калги, расположенного на левом берегу Салгира, и была разгромлена и сожжена варварами.

Но в отличие от резиденции первого наследника крымского хана, мечеть была очень скоро восстановлена, о чем свидетельствует еще одна надпись над ее входом: «Эту мечеть первоначально соорудил Абурахман-бек, потом сожгли ее нечестивые богоотступники, затем построил ее Махмуд-агъа-ибн-Хусейн из его сыновей (потомков) в 1153 году» (1740 г.).

Итак, из этой надписи следует, что второе рождение Кебир-Джами – 1740-й год. Именно в этот период новый хан Арслан Гирай заново отстраивает крымскотатарские города и повсюду сооружает красивые фонтаны, новые мечети, кофейни, базары, бани.

Внешний облик Кебир-Джами, после второго рождения практически не изменился. Мечеть по-прежнему не отличалась пышностью отделки. Она была сооружена из камня-ракушечника и бута на глиняном растворе. Архитектор разнообразил лишь ее главный фасад путем варьирования окон; в нижнем ярусе – прямоугольного очертания без наличников; верхним – круглого.

Живописность зданию предавала трехскатная деревянная крыша с яркой желобчатой черепицей и колоннообразный, сравнительно невысокий минарет, выложенный из штучного камня и увенчанный алемом – полумесяцем.

Внешний архитектурный облик соборной мечети достаточно скромно и просто декорирован, даже портал и шерфе (балкон) минарета не отличаются пышностью в отличие от других крымских мечетей.

Кебир-Джами на протяжении веков всегда оставалась общественно-религиозным центром. Вместе со всеми постройками она занимала значительный участок. В ее единый архитектурный комплекс входили: медресе, текие и столовая для бедных прихожан, содержавшаяся на средства доходов от вакуфных земель.

Рядом с мечетью располагалось большое крымскотатарское кладбище, охватывающее всю прилегающую территорию, вплоть до нынешней улицы Воровского, где расположено святое место – целебный источник и могила Салгир-Баба, входившее в вакуф земель Кебир-Джами.

А в 1923 году, при входе во двор мечети еще можно было увидеть мраморные надгробия погребенных здесь священнослужителей мечети и текие.

Архивные источники указывают, что: «соборная мечеть Кебир-Джами имела вакуфное хозяйство состоявшее из садов, земель и недвижимого имущества (постоялых дворов, лавок): вакуфную землю при деревни Чокурча, площадью 36 десятин 1030 саженей; 77 десятин вакуфного участка при деревне Джалман Аракур; в Симферополе – 5 домов со дворами». Все эти доходы распределялись на ремонт и содержание школ, благотворительную помощь и т.д.
Вначале XX века мечеть нуждалась в капитальном ремонте. Сохранились акты состояния Кебир-Джами от 7 мая 905 года. «Необходимо исправить стены, так как в углах образовались трещины, кроме того стены местами вышли из основного положения. Харли-черли провисли, оконные рамы прогнили, необходимо заменить новыми. В минарете швы разошлись, необходимо их заделать». Но ремонт так и не был сделан.

Соборная мечеть Кебир-Джами постепенно стала утрачивать свою значимость. Религиозные нужды крымские татары отправляли теперь в других мечетях города, возникших на разных этапах истории города – Базар-Джами (1827 г.), Тахал-Джами (1860 г.), Ени-Джами (1886 г.) и многих других.

В 1905 году хатип и имам мечети Кебир-Джами Эмиров обратился в вакуфную комиссию со следующим прошением: «Озабочиваясь приведением в исправное состояние собственной мечети по Госпитальной улице, выстроенной в 1496 году родом Таврических муфтиев и ремонтированной также родом муфтиев Эмировых в 1735 году, мы, коллежский секретарь Сеит Абдурсим Эмиров, причетники сказанной мечети хатип и имам Симферопольский купец Эннан Челеби Мемет-оглу, поручили составить смету частному землемеру Михаилу Бахтиярову, по расчету последнего на ремонт вышеуказанной мечети потребуется 2697 руб. 16 коп.». Только в 1907 году на ремонтные работы было выделено всего 900 рублей.

После ремонта 1907 года внешний облик мечети был немного изменен. В результате перестройки минарет занял центральное положение, а главный фасад здания прибрел развитый карниз, обогащенный мелкой архитектурной пластикой.

Несмотря на обновление и расширение внутреннего пространства храм так и не смог достичь уровня ведущей соборной мечети.

Вторая катастрофа и третье рождение

В 1922 году Кебир-Джами испытала на себе участь советского режима. Она, как и все культовые учреждения, независимо от вероисповедания и конфессий, была закрыта.

В 1930-м году, можно сказать, что самой старинной мечети города «повезло». В отличие от остальных храмов она не была снесена до основания.

Но ей был нанесен непоправимый ущерб – снесен минарет и здание, потеряв свой культурно-архитектурный образ, стало использоваться безбожниками под служебное помещения кинопроката.

Так наступила длинная полоса полного и глухого забвения. Мечеть на протяжении шестидесяти лет простояла без ремонта.

И только в 1990 году. Когда в Крым стал возвращаться крымскотатарский народ, с помощью организации «Крым-реставрация» и по проекту известного архитектора Ш. Халилова Кебир-Джами была реконструирована и была возвращена мусульманам. В настоящее время мечеть является общественно-религиозным центром мусульман Крыма.

Неполный список утраченных мечетей Акмеджита и Симферополя
1. Мечеть Конного полка Валиде-Шериф. Снесена в 30-е годы XX века
2. Мечеть Токал-Джами. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
3. Мечеть Кады-Маале.

Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
4. Мечеть Сеит-Халим Челеби. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
5. Мечеть Аджи Куртий Челеби. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
6. Мечеть Сеит-Нафе.

Снесена в 30-е – 40-е годы XX века

7. Мечеть Сеит Сеттар Маале. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века

Источник: https://avdet.org/ru/2006/10/09/mechet-kebir-dzhami/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]