Сурб-Хач. Первый раз мы были там в 2001 году. Никакой широкой дороги, никаких туристов, никакой активной реставрации. Мы шли по узкой грунтовке через густой лес, укутанный утренним июньским туманом.
Неожиданно вековые деревья расступились, и из тумана выглянула древняя стена с маленьким полуразрушенным балконом на уровне третьего этажа.
Незабываемые впечатления, оставшиеся навсегда, невероятное зрелище, утраченное навсегда.
Сейчас Сурб-Хач действующий монастырь Армянской апостольской церкви и популярное туристическое место.
Армянский монастырь Сурб-Хач находится в самом верховье лесистого оврага на северо-западном склоне горы Грыця (она же Святая, Монастырская, Святого Креста) всего в 3,5 километрах к юго-западу от Старого Крыма.
Несколько лет назад группой из пятнадцати человек мы путешествовали в этих местах и, посмотрев интересности Старого Крыма, отправились в Сурб-Хач, а позже в расположенный неподалеку разрушенный монастырь Субр-Стефанос.
Сурб-Хач
Сурб-Стефанос
Сурб-Хач (монастырь Святого Креста) был основан в 1358 году Ованесом Себастаци.
Эта информация не затерялась в веках и дошла до нас благодаря надписи на барабане купола церкви монастыря: «Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы.
От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов». Армяне, конечно, молодцы! Старались сохранить память о себе.
Оставили много информации в виде высеченных в камне надписей как на постройках, так и на хачкарах – резных посвятительных крестах. К примеру, хачкар из Кафы (Феодосии) с надписью в память о мальчике Мануке, утонувшего в море в 1047 году. Подумать только – какой-то мальчик утонул тысячу лет назад, а я об этом знаю.
Хачкары
Армяне начали селиться на Крымском полуострове еще с античных времен. Массовые переселения происходили, когда в Армении были какие-то потрясения, и люди покидали родные места в поисках лучшей жизни. Из-за активной миграции армян в конце XIII – начале XIV в Восточном Крыму появилась армянская община, были построены церкви и монастыри, в том числе Сурб-Хач и Сурб-Стефанос.
Некоторое время назад считалось, что Сурб-Хач основан в 1338 году. Это подтверждает табличка еще времен СССР, размещенная на стене монастыря.
Табличка времен СССР
Причиной несоответствия была опечатка в переводе текста на барабане храма, появившись в печати еще в XIX веке, она переходила из издания в издание и вводила в заблуждение. Сейчас эта ошибка устранена.
В 2008 году праздновалось 650-летие со дня основания монастыря с участием президента и высшего духовенства Армении.
К юбилею были проведены серьезные восстановительные и реставрационные работы в монастыре, а от трассы Симферополь-Керчь была проложена современная дорога с асфальтным покрытием.
Сурб-Хач сегодня
За свою длинную жизнь Сурб-Хач многократно достраивался и перестраивался.
В итоге монастырский комплекс включает в себя церковь с примыкающим к ней гавитом (притвором) с колокольней, трапезную, кухню, двухэтажный братский корпус (монашеские кельи), гостиницу для паломников, два внутренних дворика, террасный сад с двумя фонтанами.
Все строения гармонично дополняют друг друга, и единство комплекса создает впечатление, что их строили одновременно. Но это не так. Благодаря посвятительным надписям на зданиях сохранилась информация о датах их сооружения или последующих перестроек.
Вход в монастырь
Самой ранней постройкой является церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения). Начало ее строительства считается датой основания монастыря.
Церковь Сурб-Ншан, гавит и колокольня
Купол храма
Вход в храм осуществляется через гавит – прямоугольный притвор, пристроенный к главному фасаду. В гавит ведут два входа: из главного двора и внутреннего дворика братского корпуса.
По-видимому, гавит был построен вскоре после церкви, самая ранняя сохранившаяся надпись в нем относится к 1401 году. Над одним из углов гавита возвышается башня-колокольня с висящим на кронштейне колоколом.
Возможно башня использовалась как сторожевая, когда монастырь как укрепленная крепость защищал своих обитателей.
Колокольня
Справа от церкви расположен братский корпус – двухэтажное г-образное здание с внутренним двориком, отделенным от главного двора высокой каменной стеной с входным проемом, над которым сохранилась посвятительная надпись с датой постройки. Согласно надписи, монашеские кельи были сооружены в 1694 году.
Скорее всего до этого были другие строения, в которых жили монахи, учитывая то, что монастырь уже существовал более трехсот лет. Монастырские кельи – небольшие комнаты, каждая с отдельным входом, окном и камином, дымоход которого упрятан в стене.
Кельи второго этажа имели выход на галерею, которая держалась на деревянных столбах, от них осталась лишь основания – камни с выдолбленными круглыми гнездами.
Монашеские кельи
По другую сторону от церкви Сурб-Ншан через внутренний двор расположена трапезная. Ее внешние, укрепленные мощными контрфорсами стены с узкими окнами-бойницами (ныне переделанными) встречали и продолжают встречать путников, идущих по дороге в монастырь.
Точная дата строительства трапезной не известна, исследователи считают, что это одна из ранних построек, неоднократно перестраиваемая.
Верхний этаж трапезной – со двора второй, с внешней стороны третий с маленьким балконом, был построен в XIX веке и первоначально служил монастырской гостиницей, пока для этих целей в начале XX века не было построено за пределами внешних стен отдельное здание.
Трапезная состоит из двух помещений. В одном сохранился камин с полукруглой топочной аркой и дымовой трубой, упрятанной внутри стены. Справа от камина печь с похожей аркой.
Трапезная
Внешние стены трапезной
Несмотря на то, что монастырь Сурб-Хач находится в лесу, вокруг него на пологом горном склоне несколькими террасами был заложен сад. На террасах сохранились два фонтана, построенных в конце XVIII – начале XIX века.
Верхний фонтан более прост в оформлении. Около сорока лет назад исчезла мраморная плита с изображением двух ангелов, парящих в облаках и держащих богослужебный сосуд и крест.
Она не восстановлена до сих пор, а месте ее расположения над аркой прямоугольная выемка.
Верхний фонтан
Нижний фонтан украшен богаче. В его узорчатой нише на камнях вырезаны орнаменты, хачкар, фигуры святых. Питались фонтаны родниковой водой, которая поступала от родника по трубам и накапливалась в колодце-цистерне сзади фонтана.
Нижний фонтан
Лестница между террасами
Армянский монастырь Сурб-Хач действовал до 1925 года. Уже через год в его зданиях был оборудован санаторий для больных туберкулезом, а затем — пионерский лагерь. После Второй мировой войны монастырь был заброшен и разрушался.
В 70-е годы XX века на его территории проводились археологические раскопки и произведено частичное восстановление комплекса. Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач в 1993 году. Тогда над храмом был установлен крест и начали проводить богослужения.
С 2002 года Сурб-Хач был возвращен Армянской апостольской церкви, и ныне является действующим монастырем.
Армянский монастырь Сурб-Хач
В трех километрах южнее Сурб-Хач находятся развалины другого армянского монастыря Сурб-Стефанос. Когда-то оба монастыря стояли у дороги, соединяющей Солхат (Кырым) и Судак.
Сейчас от Сурб-Хач до Сурб-Стефанос через буковый лес проходит хорошо утоптанная тропа. В конце ноября на самом исходе осени вся листва с деревьев уже накрыла землю мягким рыжим ковром.
А некоторые деревья, ушедшие в свой древесный рай, лежали на склонах или перегораживали путь.
На поиски Сурб-Стефаноса
Лесная дорога
Все деревья попадают в рай
Осенний лес
Пройдя километра два от Сурб-Хач, с правой стороны по ходу движения, мы обнаружили источник, к которому ведет лестница из старых камней. Источник, по-видимому, тоже старинный, судя по кладке.
Лестница к роднику
Родник
Когда был основан монастырь Сурб-Стефанос, точно не известно. Считают, что он старше своего собрата, и судьба у него намного трагичнее. Сейчас от монастыря остались одни развалины. Это остатки фундаментов и фрагменты стен монастырских построек. По ним просматривается очертания церкви, по размерам превосходящей храм Сурб-Ншан.
Исследователи считают, что монастырь был окончательно оставлен уже в XVI веке. Что именно привело его к упадку, не известно. Это могли быть разрушения в результате землетрясения или оползней, возможно близкое соседство Сурб-Хач, который находился территориально в более выгодном положении и перетягивал на себя людей и их деньги.
Монастырь Сурб-Стефанос
Хачкар
Стены церкви
Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос
В 90-е годы XX века на территории монастыря проводились исследования и раскопки археологами из Армении. До этого толстый слой грунта, поросший лесом, надежно прятал руины. Церковь была полностью раскопана с внутренней стороны. Наш гид-проводник считает эти раскопки «варварскими», так как грунт с внешней стороны давит на стены, и от этого ускоряется разрушение.
Вернувшись к монастырю Сурб-Хач, наша группа неожиданно оказалась за праздничным столом. В тот день армянская семья крестила ребенка, и, как принято, по этому поводу устраивала торжество.
Рядом с монастырем были накрыты большие столы и всех, оказавшихся рядом, приглашали к столу и угощали блюдами национальной кухни и вином.
Вот так необычно закончился этот насыщенный день, в котором сплелись мусульманская и христианская культуры, прогулки по осеннему лесу и армянское гостеприимство.
Как добраться:
Армянский монастырь Сурб-Хач.
GPS координаты: 45.000742, 35.062577.
Можно добраться на авто-велотранспорте, пешком по асфальтированной дороге – с трассы Симферополь-Керчь, проходящей через Старый Крым, свернуть по указателю, двигаться на юго-запад около 3,5 км.
Путь от автостанции Старого Крыма к монастырю Сурб-Хач
Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос.
GPS координаты: 44.984542, 35.068078.
Можно добраться на велотранспорте, пешком по маркированной тропе – от монастыря Сурб-Хач двигаться на юг около 3 км.
Монастырь Сурб-Хач
Источник: http://www.travel-hystory.com/surb-hach-i-surb-stefanos.html
Монастырь Сурб-Хач
Населенный пункт:
Феодосия
Месторасположение:
в 27 км на запад от г. Феодосия, Кировский район, г. Старый Крым.
Средневековый армянский монастырь Сурб Хач, 29 июля 2008 года отпраздновал свое 650-летие.
Сурб Хач в переводе с армянского означает “Святой Крест”. Монастырь был основан в 1358 году духовным предводителем армян Крыма Ованесом Себастаци, который увидел на этом месте огромный огненный крест. Это видение он воспринял как знак свыше и заложил здесь храм, который был назван Сурб Ншан — Святое Знамение. На его строительство ушло 20 лет.
Постепенно вокруг него стал формироваться и строиться мужской монастырь. В течение многих веков в этом монастыре хранился каменный крест, созданный в VI веке н.э.
, — священная реликвия, называемая Пыргчакар (в переводе означает “спасский камень”), по преданию, освященная апостолом Тадеем и привезенная в Таврику первыми переселенцами из древней армянской столицы Ани в XIII веке.
В средневековые времена монастырь Сурб Хач был крупнейшим армянским религиозным центром, распространяющим свое влияние из Крыма на огромные территории до Румынии, Молдавии, влияющим на политику в Армении. В XVII веке здесь жило 30 монахов. А в 1924 году, как рассказывают люди, на дороге недалеко от монастыря коммунисты убили последнего монаха. На этом месте растет дерево, которое наши современники украшают цветными лентами в память о том трагическом событии. С тех пор монастырь разрушался. И все же из строений эпохи Средневековья он лучше всех сохранился до наших дней. В 1993-1997 годах его частично восстановили.
Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) — центральная постройка монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Датируется сооружение храма 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви.
Надпись гласит: «Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…». В храме сохранились остатки средневековых росписей.
Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор). В гавит вели два входа в южной и западной стенах.
Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами.
Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XIV века, самая ранняя сохранившаяся надпись в гавите датирована 1401 года.
Трапезная монастиря расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века.
В северном зале трапезной имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)». Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами.
Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1684 годом. С севера внутренний дворик между трапезной и храмом замкнут стеной. В нём, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан.
Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Здание братского корпуса г-образное в плане, двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами.
Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы.
Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной.
Отдельно к югу от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы. Оно было построено во второй половине XIX века, когда, в связи с оживлением духовно-просветительской деятельности монастыря, возросло число посещавших его богомольцев.
К западу от гостиницы была сооружена подпорная стена, под которой располагалась просторная площадка для гужевого транспорта. Здание гостиницы было разрушено в 40-х годах XX века и воссоздано на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия.
Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса.
Все фонтаны были построены по единому принципу — это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды.
Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Полотно участка дороги вблизи от монастыря и открытый двор комплекса были замощены бутовым камнем.
В наше время в монастыре стали проводить венчания, крещение детей, праздничные литургии, народные гулянья во время больших религиозных праздников. Недавно армяне со всей Украины съехались сюда на Вардавар — праздник Преображения Господнего.
Не зря завидуют новичкам те, кто уже знаком с этим местом, похожим на волшебную сказку. Первые впечатления захватывают, очаровывают. Густой зеленый лес окутывает величественные в своей простоте и мощи каменные здания монастырского комплекса.
Рядом журчат два источника — фонтаны, красиво обрамленные резными камнями. Вода их течет по керамическим трубам, проложенным еще в XIV веке. Один фонтан называют источником молодости. Люди, попадая сюда, обязательно пьют из него, умываются.
Говорят, эта вода сохраняет здоровье, красоту, продлевает жизнь.
Это намоленное место постоянно притягивает к себе энтузиастов, которые самоотверженно борются за восстановление монастыря, поддерживают его живой дух, трудятся.
Сейчас в монастыре живет монах Акоп. Он облагораживает родники в лесных окрестностях и создает изумительные хачкары (каменные кресты), ничем не уступающие старинным с их неповторимыми витиеватыми узорами и орнаментами. На колоннах храма Сурб Ншан можно увидеть более 70 каменных крестов. Все здесь кажется чудесным. А самое главное чудо происходит на наших глазах — монастырь возрождается!
Как добраться:
Из Феодосии на собственном/наемном транспорте нужно проехать 24 км на запад по региональной дороге Р-23 («Феодосия — Симферополь») до г. Старый Крым. Монастырь находится в 3 км на юг от города. Также Вы можете добраться на маршрутном автобусе «Феодосия-Старый Крым» или «Феодосия-Судак», который следует через г. Старый Крым.
Ссылка на источник:
Источник: http://otdyhaem.com.ua/krym/feodosija/monastyr-surb-hach.html
Армянский монастырь Сурб-Хач (Старый Крым) у подножья горы «Святой Крест»
Где находится в Крыму армянский монастырь
Любой турист, который приезжает в Крым, должен еще до поездки определить, какие достопримечательности он хочет посетить. Если в план включен и этот монастырь, необходимо знать, где он находится, а также как удобнее к нему добираться. Это поможет значительно сэкономить время на его поиски.
Итак, место расположения армянского монастыря в Кырму следующее: городок Старый Крым, расположенный в Кировском районе. Но все же это только общий адрес, понадобится большая конкретика.
Самый верный ориентир — это подножие горы, которая называется «Святой Крест». Она находится между такими курортами как Феодосия и Судак. Это как раз территория Кировского района, а обитель расположена на этой горе.
Кстати, многие местные жители называют ее и Монастырской.
Историческая справка
В XV столетии, когда Крымом стали владеть турки, они не посмели разрушить эту святыню христиан. Но на протяжении столетий монастырь Сурб-Хач несколько раз перестраивался, расширялся. Например, это происходило как в XVII, так и в XVIII вв. В 1778 году, по повелению императрицы Екатерины II, армяне из Крыма были переселены на Дон. Там они построили монастырь точно с таким названием. А в Крыму обитель начала действовать лишь под конец XVIII столетия. Но потом она была закрыта в 1925 году. Открытие произошло только в 1994 году.
Интересные факты про монастырь
- Мужской монастырь Сурб-Харч в Крыму является действующим. Здесь имеется своя братия, проводятся богослужения. Относительно него можно назвать несколько интересных фактов.
- Так как это действующий монастырь, вход туда женщинам строго запрещен.
Посмотреть можно только некоторые здания: трапезную, а также братский корпус.
- Монастырь принадлежит монофизитской ветви христианства.
- Это хорошая обзорная площадка как на Старый Крым, так и на склоны Таврических гор.
- Рядом с монастырем протекает источник.
Многие считают, что в нем вода приносит исцеление от разных болезней. Вода настолько чистая, что ее спокойно можно пить даже детям.
На заметку: следует отметить, что монастырь Сурб-Харч — это целый комплекс строений, куда входит церковь Сурб-Ншан, двухэтажная трапезная, братский корпус с кельями. Имеется также два фонтана. Церковь здесь считается самой основной постройкой.
Одна из достопримечательностей монастыря — это старинный каменный крест. Он называется хачкар, считающийся основной святыней обители. Но теперь его на территории монастыря нет, так как крест был перенесен в новый монастырь, расположенный на территории Дона. Вместо него как паломникам, так и туристам показывают только изображения креста.
Вторая достопримечательность этой мужской армянской обители — это монастырский сад. Правда, его слава за несколько столетий уже поблекла. Раньше сад славился своими деревьями и другими насаждениями, было несколько фонтанов. Он был расположен на нескольких террасах.
Но теперь от всего великолепия остались только дорожки, да еще сохранилось и два фонтана. Они представляют собой прямоугольные сооружения, выложенные из камня. На камне просматриваются вырезанные украшения. К фонтанам ведет лестница, которая находится уже в полуразрушенном состоянии.
Чтобы обеспечить фонтаны водой, раньше здесь действовал надежный керамический водопровод. Он работал благодаря воде, поступающей сюда из горных источников. Так как раньше в монастырь приезжало много паломников, нужно было подумать над тем, где их размещать.
Поэтому был построен братский корпус. Вначале он имел один этаж, а в XVII столетии появился следующий этаж. Братский корпус обители отличается своей аскетичностью, впрочем, как и все остальные здания монастыря, выложенные из крупного камня.
Информация для посетителей
- Адрес: г. Старый Крым, Кировский р-н, респ. Крым.
- Тел.: +7-36555-5-13-50.
- GPS координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
Как добраться доя обители Сурб-Хач
Лучше всего сюда добираться от городка Старый Крым. От него, если выбирать юго-западное направление, проходит грунтовая дорога. Контактов этого монастыря нигде не существует, так что стоит надеяться не на телефона, а на свой навигатор в автомобиле.
А еще лучше — это спросить местных жителей, как лучше добираться к данной достопримечательности. Подниматься от подножия, где находится Старый Крым, придется больше 3 км. Если брать во внимание другие таврические города, то добираться от них к монастырю можно не только по дороге Р-23, но также и по Р-29.
Имеется и узкое шоссе направлением Приветное — Старый Крым.
Дорога из Судака: Дорога из Феодосии:
Неординарное архитектурное исполнение монастыря Сурб—Хач всегда привлекало внимание многих художников, которые запечатлели на своих полотнах красивые формы этой святыни. Рекомендуем к просмотру видео о мужском монастыре Сурб-Хач в Старом Крыму. Приятного просмотра!
Источник: https://jeduvkrym.ru/armyanskij-monastyr-surb-hach-staryj-krym-u-podnozhya-gory-svyatoj-krest/
Сурб-Хач — мужской армянский монастырь в Старом Крыму
Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и Феодосии, он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?
Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить Парк антилоп.
Монастырь на карте Крыма
История становления обители
Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.
Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.
Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.
Чем интересен Армянский монастырь для туристов?
Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.
Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа Судак. При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.
На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.
Как добраться до Сурб-Хач?
Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».
Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад.
Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м).
После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.
На машине доехать до монастыря из Судака можно так:
Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:
Туристу на заметку
- Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
- Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
- Телефон: +7-36555-5-13-50.
Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне.
Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага).
С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.
Источник: https://krymania.ru/surb-hach-muzhskoy-armyanskiy-monastyir-v-starom-kryimu/
Монастырь Сурб-Хач
«Ты наша защита и спасение», «Ты один и нет тебе подобных», «Твоё расположение и вид дивны», – так в своих стихах средневековые армянские поэты воспевали чудесную достопримечательность Крыма, поистине светлое место, дарящее покой и умиротворение – монастырь Сурб-Хач. Он расположен всего в нескольких километрах от Старого Крыма в живописной лесистой долине на склоне Монастырской горы, которую ещё называют Святой.
Монастырь Сурб-Хач является единственным сохранившимся в Крыму монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV—XIX веков.
Каменные постройки монастыря выделяются своим типичным средневековым видом, свидетельствующим об их древности, и возвышаются прямо над дорогой. Сурб-Хач, если переводить с армянского, означает «Святой крест».
Он был основан в четырнадцатом веке, потому что в те времена армяне массово мигрировали на крымский полуостров из своей исторической родины – Армении.
Кроме того, свою лепту внесли генуэзцы, проводившие официальную политику, чётко сориентированной на принудительное окаталичивание своих подданных, большая часть из которых была представлена армянским населением.
Эти процессы не могли, не отразится на обществе, поэтому в знак молчаливого протеста армяне массово бежали из Каффы и находили прибежища в отдалённых частях Крыма, в частности здесь, в местности Старого Крыма.
По мнению историков, именно этот факт вызвал потребность создания монастыря, ведь местная армянская община была одной из самых многочисленных в Крыму. Вторжение турков в Крым надолго прервало функционирование обители и только с семнадцатого – восемнадцатого веках духовная и общественно-просветительская работа была возобновлена. Он претерпел несколько перестроек и в итоге стал одним из самых крупных центров паломничества на крымском полуострове.
До 1917 года обитель Сурб-Хач являлась собственником больших участков земли, как в горных, так и в степных областях крымского полуострова. В итоге, они составляли территорию более четырёх тысяч десятин.
В период гонений на церковь обитель Сурб-Хач, была ликвидирована, а на её территории прямо до самой войны работал пионерский лагерь.
В годы оккупации постройки монастыря были сильно повреждены, а в послевоенное время оказались совсем никому не нужными и заброшенными, поэтому продолжали постепенно разрушаться.
Только в девяностые годы прошлого века в монастыре начались реставрационные работы, а в 1993 году в храме монастыря возобновились богослужения. Всего в обители служат один священник, два иеродьякона и некоторое количество послушников.
Сегодня архитектурный ансамбль Сурб-Хач составляют церковь, которая называется Сурб-Ншан, что означает «святое знамение», двухэтажная трапезная, корпус для братии, два чудесных фонтана с чистейшей водой из горных источников и несколько лестниц в саду.
Главной постройкой в Сурб-Хач, конечно же, является церковь Сурб-Ншан. Она была возведена в 1358 году и находится в восточной части монастыря, немного выступая за ограду. Внутри этого храма, несмотря на исторические катаклизмы, к удивлению, сохранились остатки древней росписи.
Со стороны основного фасада к храму примыкает притвор, а над ним возвышается башня-колокольня. Самой крупной постройкой здесь является трапезная, которая разделена с церковью внутренним двориком. Она имеет два прямоугольных зала, камин, подвальные помещения и второй этаж, который был пристроен в конце девятнадцатого века и использовался в качестве гостиничных комнат.
Кельи вплотную примыкают к храму с южной стороны и размещены на двух этажах с открытой галереей, которая расположена на втором этаже. Отдельно в конце девятнадцатого века было построено здание монастырской гостиницы. Рядом с ней возведена стена с расположенной под ней площадкой для гужевого транспорта.
Впечатляющий сад обители террасами спускается с пологого склона горы и представляет собой регулярные насаждения, в которые давно уже внедрился дикий лес.
Здесь чувствуется дыхание истории и святость этого места.
Каждый, кто приезжает в монастырь Сурб-Хач сразу ощущает особую ауру, царящую здесь, которая образована безмолвными каменными постройками, тишиной и тихо журчащей водой источников.
Тем, кто собирается посетить монастырь, желательно ознакомится с некоторыми нехитрыми правилами поведения в обители. Вход на территории монастырского комплекса, а также проведение фото- и видеосъёмки можно осуществить только с разрешения настоятеля монастыря.
Запрещено посещать монастырь с животными, в нетрезвом состоянии, курить на территории обители, а также громко разговаривать или смеяться. Учитывая, что в монастыре продолжаются реставрационные работы, доступ в отдельные помещения недоступен.
Не рекомендуется также ходить по парапетам опорных стен, а также подниматься на строительные площадки.
Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/staryy-krym/monastyr-surb-khach/
Монастырь Сурб-Хач в Крыму: особенности и месторасположение
Особый интерес для путешественников представляет Старый Крым, охвативший подножье Монастырский горы. На самой вершине этой живописной лесистой местности можно увидеть очертания апостольской церкви. Именно здесь располагается Сурб-Хач – старейший действующий армянский монастырь.
В XIII веке с согласия ордынских ханов большое количество армян переехало в Тавриду из городка Ани, разрушенного сильным землетрясением. Свое пристанище они обрели в городке Крым.
Существует легенда, что духовный предводитель армян Ованес Себастаци увидел в небе огромный огненный крест, который счел хорошим предзнаменованием и принял решение возвести на этом месте большой монастырь.
Отсюда и его название – Сурб-Хач, что в переводе означает «святой крест».
Вместе со своим братом Ованес Себастаци купил у генуэзцев участок в 50 гектаров и в 1358 году приступил к возведению обители, а на его кровлю было решено водрузить главную реликвию армянского народа – крест с храма города Ани.
Среди историков существует мнение, что этот монастырь стал своеобразным символом сопротивления против обращения армян в католицизм.
Так и началась история армянской Церкви Святого Креста, многие десятки и даже сотни лет она была связана с разрушениями – в результате атак со стороны генуэзцев, татар и турков здание постоянно разрушалось и восстанавливалось вновь, многократно перестраивался братский корпус и появлялись новые кельи.
В обители находили временное пристанище все армяне, пострадавшие от гонений за приверженность христианской вере.
За всю свою историю обитель Сурб-Хач была недействующей лишь дважды. Первый раз случился тогда, когда армян выслали из Крыма в задонские степи. Второй случай произошел уже во времена советской власти, когда в 1925 году на месте обители основали туберкулезный диспансер, а спустя год – пионерский лагерь для школьников.
Во время Второй мировой войны монастырь оказался полностью заброшенным и начал постепенно ветшать и разрушаться. Так продолжалось до 70-х годов прошлого века. В то время на территории комплекса начались археологические раскопки и здание частично восстановили, а в помещении бывшей келейной устроили санаторий.
Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач только в начале 90-х годов прошлого века, когда над храмом снова установили крест, и начались богослужения.
В 2002 году монастырь официально передали армянской православной церкви, но открыли его только в 2008 году, когда провели электричество, обустроили подъездные пути и назначили настоятеля.
Незадолго до этого из Армении были привезены кресты с зашифрованной надписью «Сурб-Хач», их установили возле дверей храма. На сегодняшний день монастырь является действующим.
Сурб-Хач для православных армян – это мужская обитель, женщинам вход сюда категорически воспрещен. Для посещения открыты только руины старого здания – братский корпус, помещение трапезной, а также внутренний двор.
В древние времена эта обитель была довольно знаменита, в ней размещалась собственная школа, на территории обители переписывались самые известные священные книги и духовные памятки.
Даже атака турецких войск в 1475 году не приостановила просветительской и нравственной жизни в монастыре Сурб-Хач.
Вплоть до XVIII века обитель оставалась главным центром паломничества верующих армян на территории всего Крыма, а также Северного Причерноморья. Известно, что изначально служители жили в одной общей келейной, но по мере роста числа послушников увеличивалось и количество внутренних жилых помещений. Сами комнаты были небольшими – 2х2 метра, при этом в каждом помещении находился камин.
Сейчас сложно представить, как можно жить в условиях столь ограниченного пространства, но не стоит забывать, что в кельях монахи лишь спали и читали молитвы, а для этого совсем не нужно много места.
В обители имелся глиняный водопровод. Были оборудованы единая душевая комната и две трапезные: первая – для монахов, а вторая – для посетителей-мирян. Неподалеку от келий располагался вход в церковь. Благодаря подобному расположению сводились к минимуму контакты с мирянами.
В отдельно расположенной башне обустраивалась комната настоятеля, который каждое воскресенье проводил литургию. Он оставался в своей келье в полнейшем одиночестве с понедельника по субботу и готовился к богослужению, после чего спускался по небольшой лестнице и выходил сразу к алтарю.
Ворота в храм украшают величественные кресты, возле которых можно заметить надгробные плиты – это старинные захоронения первых послушников и основателя Сурб-Хач. Согласно обычаям армянской церкви быть погребенным возле входа в монастырь или храм всегда считается огромной честью.
Над входом видна одна из старинных фресок, изображающая Богородицу, однако она сохранилась совсем плохо. Согласно дошедшим до нас документам, в прежние времена в монастыре было немало росписей, но они сейчас пребывают в самом плачевном состоянии, и очертания ликов святых на них практически незаметны.
В армянских церквях иконостас отсутствует – алтарь украшает только икона Богоматери.
Само место отделено от остального помещения небольшим занавесом, в этом плане армянские религиозные традиции очень близки к раннехристианским.
В помещении имеется купель для проведения обряда крещения, а также зона, куда можно при желании поставить горящую свечу – свечки за упокой и за здравие армяне ставят в едином месте.
В храме Сурб-Хач хранится известная икона, называемая «Моргающий Иисус». Во всем мире существует лишь 3 зарисовки с оригинала, а сам оригинал – это не что иное, как плащаница, которой был покрыт Иисус сразу после кончины, и на котором сохранился отпечаток его лица. Одно такое полотно хранится в Сурб-Хач, второе – в Грузии, а третье – в Ватикане.
Икона сделана так, что при взгляде на нее из любых положений, Иисус то глядит на человека, то его веки закрыты, то наполнены кровью и слезами. Это изображение производит поистине неизгладимое впечатление на каждого, кто его видит.
Монастырский сад, вне всякого сомнения, является одной из главных достопримечательностей обители.
Конечно, его красота за несколько столетий поблекла – в прежние века он славился своими деревьями, здесь было несколько красивых фонтанов, но до наших времен сохранилось только два.
Фонтаны выглядят как сооружения прямоугольной формы, выложенные из камня, на поверхности которых хорошо различимы вырезанные узоры. Располагается сад на нескольких террасах, к ним ведут лестницы, которые сейчас находятся в полуразрушенном состоянии.
Возле обители в середине лета отмечают Вардавар – это армянский аналог дня Ивана Купалы, а в праздничные дни тут проводят выставки работ народного армянского ремесла и концерты фольклорных коллективов. Здесь собираются туристы со всего ближнего зарубежья, при этом посетить мероприятия может любой человек вне зависимости от его пола, национальной принадлежности и религиозного вероисповедания.
На память о знакомстве с этим древним монастырем туристы берут святую воду. Она сбегает по трубопроводу и бьет прямо из стены этого монастыря.
На территории усадьбы монастыря действуют строгие правила поведения:
- парковать автомобиль допускается лишь на отдельно отведенных для этого площадках, проезд в охраняемую зону запрещен для всех типов автотранспорта, помимо служебного;
- разбивать палатки можно лишь по предварительному согласованию с настоятелем и в строго установленных зонах;
- включать нерелигиозную музыку категорически запрещено;
- не допускается вырубка деревьев, выпас сельскохозяйственных животных и птиц, покос травы, сбор плодов и растений в саду;
- прогулки с собаками возможны исключительно в намордниках и на поводке;
- на территорию самого храма можно входить только в сопровождении служителей монастыря;
- посетители должны иметь соответствующее обстановке одеяние.
В настоящее время в помещении обители продолжаются строительные работы по реконструкции, поэтому запрещен вход на следующие строительные площадки:
- лестничные пролеты, ведущие с первого на второй этаж;
- башни и подвальные помещения;
- первый этаж братского корпуса.
Не допускается хождение по кладкам и парапетам опорных конструкций. Проводить фото- и видеосъемку на территории Сурб-Хач можно лишь с разрешения настоятеля. Запрещено заходить в обитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, посещать внутренние помещения с оружием, а также курить в стенах монастыря.
Сурб-Хач располагается в довольно живописном месте – он словно потерян в предгорном лиственном лесу. Возле него нет никаких жилых строений и автотрасс, местечко крайне уединенное и спокойное. Сюда не доходят никакие шумы города, слышны лишь трели птиц и церковная мелодия, доносящаяся из храма.
Обитель располагается в Кировском районе Старого Крыма, но это лишь общий адрес. Для того чтобы найти верную дорогу, нужна большая конкретика. Самым лучшим ориентиром можно назвать подножие Монастырской горы. Она располагается между известными крымскими курортами – Судаком и Феодосией.
Монастырская Гора является частью северного склона Крымской гряды, сюда можно добраться из всех местных населенных пунктов по трассам Р-29 и Р-23. Туристы могут попасть сюда по довольно оживленному шоссе маршрута Старый Крым – Приветное.
Пешие путешественники обычно сходят на станции Старый Крым, после чего перемещаются вдоль трассы в западном направлении.
В том месте, где она пересекается с улицей Ленина, следует свернуть в направлении горы и по самому первому переулку выйти из села (это примерно 700 метров).
После перехода через небольшую речушку Чурук-Су следует пойти по дороге, которая и поднимает путников к историческому и духовному сокровищу всего армянского народа.
О том, как добраться до монастыря Сурб-Хач в Крыму, смотрите в следующем видео.
Источник: https://vplate.ru/dostoprimechatelnosti/monastyr-surb-hach/