Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» находится всего в нескольких километрах от Севастополя. Музей подводных лодок появился в 2003 году, когда впервые за много лет был рассекречен военный объект №825 ГТС.
Сверхсекретный стратегический для Советского союза завод по ремонту подводных лодок превратился в «подводный музей» (именно так называют его большинство посетителей), с тех пор ежегодно его посещают тысячи туристов, которые специально приезжают для этого в небольшой город Балаклава. Подземная база подводных лодок в Балаклаве также носила название «Секретный объект 825 ГТС».
Название ГТС (аббревиатура от «Городская Телефонная Станция») было дано военной базе с целью конспирации, но по некоторым данным данная расшифровка является распространенным заблуждением, а на самом деле ГТС расшифровывается как «гидротехническое сооружение». Вторая расшифровка выглядит вполне логичной, ведь мало кто поверил бы, что телефонная станция находится внутри горы Таврос, а не на ней.
Если быть совсем точными, то военных объектов в этом месте было два: объект ГТС 825 «Спец. цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок» и объект ГТС 820 «Ядерный арсенал».
Как добраться до Музея подводных лодок в Балаклаве. График работы
Прежде чем мы отправимся на небольшую экскурсию, хотелось бы рассказать, как добраться до Балаклавского музея, сколько стоит билет, а также о часах работы комплекса.
Музей работает ежедневно, без выходных с 09:00 до 17:00, попасть внутрь можно только в составе экскурсионных групп, которые по мере наполнения отправляются по маршруту. Цена входного билета — 150 рублей. Если Вы путешествуете на автомобиле, то необходимо приехать по адресу г. Севастополь, Балаклавский р-н.
, Таврическая набережная 22. Рядом с музеем есть небольшая парковка, где можно оставить машину.
Для того, чтобы добраться общественным транспортом необходимо с автовокзала Севастополя на троллейбусе (маршруты № 17, 20) или маршрутном такси (17, 20-А, 26) доехать до конечной остановки «5-й километр», на этой остановке пересесть на автобус или маршрутное такси (№ 9, 94, 98, 99) и доехать до станции «Оболонь». От остановки «Оболонь» до пляжа курсирует электромобиль, на котором и можно добраться до музея, или пешком. Конечно путь с несколькими пересадками не очень удобный, но если хочется побывать в таком необычном музее, то придется мириться с неудобствами. Опять же, всегда есть самый простой способ добраться, но вместе с тем и самый дорогой — вызвать такси.
Музей подводных лодок
Подземный завод представлял собой комплекс подземных сооружений противоатомной защиты первой категории, которые должны были защитить не только от последствий атомного взрыва, но даже от прямого попадания бомбы мощностью 100 Килотонн.
Секретный объект размещался внутри горы Таврос и имел два основных выхода: один со стороны Балаклавской бухты — служил входом в канал (штольню), а с северной стороны находился выход в море. Оба выхода в случае необходимости перекрывались батопортом.
Конечно же, все входы и выходы с завода были тщательно замаскированы, обнаружить их было практически невозможно. Помимо основных выходов завод также имел технологические, которые также были оборудованы автоматическими дверями, которые в случае угрозы атомной бомбы герметически закрывали помещения завода.
На фото один из таких выходов с узкоколейной железной дорогой, по которой осуществлялась транспортировка боеприпасов. Сейчас это выход из музея.
Территория завода включала в себя подземный водный канал с сухим доком, склады, цеха для ремонта и другие помещения, такие как госпиталь, хлебопекарня, склады, запасы которых в случае ядерной атаки позволили бы автономно просуществовать 3 года.
Минно-торпедная часть и заводская паттерна
Одно из самых первых помещений, в которые попадают посетители во время экскурсии — минно-торпедная часть (МТЧ) и заводская паттерна.
Заводская паттерна — это большой транспортный коридор, который ведет к производственным помещениям. Длина коридора — 296 метров, ширина — 4 метра, высота 4,5 метра. Паттерна имеет специальное закругление определенного радиуса, которое специально предусмотрено для гашения ударной волны.
Паттерна использовалась для транспортировки готовых торпед из МТЧ, а также доставки материалов и оборудования в производственные помещения. Кроме того, заводская паттерна была оборудована как убежище для личного состава в случае ядерного удара.
Паттерна пересекается с малым транспортным коридором, по которому к водному каналу доставлялись подготовленные торпеды из минно-торпедной части.
Как мы уже писали чуть выше, в минно-торпедной части подготавливались и проверялись боеприпасы для подводных лодок. На рабочих участках МТЧ торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения и герметичность. Сейчас в этом помещении представлены образцы торпед, плавучих мин и другое вооружение.
История создания комплекса в Балаклаве
Прежде чем мы отправимся в самую интересную на наш взгляд часть музея — сухой док, хотелось бы вернуться к истории создания Секретного объекта в Балаклаве.
История советского секретного объекта началась в послевоенные годы.
Последствия бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки заставили советское правительство всерьез задуматься о защите военных промышленных объектов СССР в случае ядерного удара.
В 1953 году Ленинградский проектный институт разработал и предоставил на подпись руководству страны проект Балаклавского защитного подземного завода. Предложенный проект лично рассмотрел и одобрил И.В. Сталин.
Уже в декабре 1953 года началось строительство уникального и единственного в своем роде подземного завода по ремонту и обслуживанию военных подводных лодок.
Как и все стройки того времени, строительство Балаклавского завода шло ударными темпами без выходных и перерывов: три смены строителей сменяли друг друга, обеспечивая непрерывность процесса.
Стройка велась поэтапно, как только заканчивалось строительство одного участка, вся документация изымалась, строители менялись, и новые рабочие начинали строить следующий кусок. По окончанию строительства вся документация была засекречена и передана в архивы.
В 1957 году Балаклава перестала быть самостоятельным городом и вошла в состав Севастополя, но стала не рядовым районом города, а особо секретным, въезд в который осуществлялся только по спецпропускам.
При строительстве завода из горы Таврос было выкопано более 200 тысяч кубометров грунта.
Грунт вывозился по узкоколейной железной дороге, которая прокладывалась по мере строительства, в музее Балаклавы в одном из выставочных залов можно увидеть породопогрузочные машины, с помощью которых и велось строительство.
Строительство было закончено в 1961 году.
Всего за восемь с небольшим лет удалось построить уникальный подземный завод, который был призван не только обслуживать военные подводные и надводные корабли, но при необходимости и защитить от ядерного удара персонал суперсекретного военного объекта.
Работу принимал Никита Хрущев, который предложил засеять все кукурузой отдать помещения завода виноделам. Но благодаря, руководству тогдашнего Военно-Морского Флота помещения все-таки использовались по прямому назначению — в 1961 году начал работу секретный «Объект 825 ГТС».
Подземный док в музее подводных лодок в Балаклаве
Вернемся к осмотру музейных помещений и отправимся в подземный док, где непосредственно производился ремонт подводных лодок. Длина подземного канала, в котором одновременно могло находиться 7-9 подводных лодок, составляет 505 метров, ширина колеблется от 6 до 22 метров, высота от 6 до 8,5 метров.
Помимо канала на заводе имелся так называемый сухой док: отгороженная часть канала длиной 102 метра и шириной 10 метров. Перед тем, как подводная лодка попадала в сухой док, его заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке с уровнем воды в канале. После захода лодки воду из дока откачивали, и начинался непосредственный ремонт, который занимал от 2 до 6 недель.
В среднем продолжительность ремонта одной подводной лодки составляла 3-4 недели.
Арсенал. Шлюзовая камера. Защитные герметические двери арсенала
После посещения канала, по которому подводные лодки попадали на завод для ремонта и осмотра сухого дока, наша экскурсия двинулась в здание арсенала, где сейчас располагается большая часть музейной экспозиции. Арсенал — ремонтно-техническая база (РТБ) по подготовке вооружения для кораблей и подводных лодок, а так же для ракетных береговых частей.
В арсенале, как не сложно догадаться, хранились боевые головные части для ракет и торпед, в том числе и ядерные. Кроме того в помещениях арсенала производились регламентные работы по обслуживанию и сборке готовых изделий. Арсенал условно делится на две части: локальную и техническую.
В локальной части как раз и располагалось хранилище головных частей и зал для сборки изделий.
Эта часть подземного завода в Балаклаве и была самой секретной его частью, доступ в помещения локальной зоны арсенала имели только расчеты, в состав которых входили исключительно мичманы и офицеры.
В технической зоне находились механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала. Помимо двух зон к арсеналу относится также погрузочная площадка, на которой должна была производиться погрузка торпед на борт подводных лодок, которые в случае ядерного удара укрывались внутри секретного сооружения.
В мирное время площадка использовалась только как тренировочная, погрузка боеприпасов производилась на причале. Между погрузочной площадкой и локальной зоной арсенала находится 304-метровая паттерна. Как и в коридорах МТЧ, здесь были проложены рейсы, по которым вручную перевозились тележки с торпедами.
На каждой из развилок устанавливалась поворотная платформа, с помощью которой менялось направление движения.
Для защиты персонала секретного завода от поражающих факторов атомного взрыва в помещении арсенала была оборудована шлюзовая камера, которая состояла из противоатомных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Двухстворчатые противоатомные ворота предназначались для перекрытия проема размером 3 на 2,8 метра и устойчивые к давлению 60кгс/кв.см.
Створки ворот были сварены из листовой стали и проката и заполнены бетоном марки М500. Вес каждой створки с таким бетонным наполнением составляет 10 тонн, толщина двери — 60 см. Защитная герметическая дверь также была изготовлена из листовой стали, а по периметру имела резиновую прокладку, которая и должна была обеспечить герметичность. Вес такой двери 480 кг.
В 2011 году в помещениях арсенала секретного завода в Балаклаве размещалась экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины», где было представлено различное оборудование и вооружение. Например, здесь можно было увидеть верхний рубочный люк с подводной лодки 690 проекта и многое другое.
Помимо музейной экспозиции можно осмотреть также кабинет-сейфы, в которых хранились запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент, необходимый для ремонта подводных лодок. Двери такого кабинета имеют толщину 18 см и весят более 300 кг.
Несмотря на всю свою уникальность, завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве постепенно стал терять стратегическую мощь. Прежде всего, падение значимости произошло по причине того, что ВМФ СССР перешел на новые подводные лодки, которые по размерам и сложности существенно превосходили те, что мог обслуживать завод. Уже после распада СССР, в 1993 году подземный завод был закрыт.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
В мае 1994 года Балаклавскую бухту покинула последняя подводная лодка и завод прекратил свое существование. В декабре 2002 года он перешел в ведение Центрального Музея Вооруженных Сил Украины, а в июне 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» открыл свои двери для туристов.
P.S. При подготовке этой статьи была использована информация, размещенная на музейных стендах подземного завода в Балаклаве, а также личные записи авторов, сделанные во время экскурсии.
Также приносим свои извинения за непотребное качество фотографий — по техническим причинам музей подводных лодок пришлось снимать на неправильную камеру.
Музей подводных лодок Балаклава на карте
Музей подводных лодок в Балаклаве (Секретный объект 825 ГТС) 2011-12-20T12:10:00+03:00 2019-07-30T14:39:52+03:00 Natalya 'Poznamka'
Источник: https://poznamka.ru/russia/balaklava-muzej-podvodnyh-lodok
Как добраться до объекта 825ГТС в Балаклаве
- Оглавление:
Где находится объект 825ГТС
Объект 825ГТС расположен в пределах населенного пункта Балаклава – части городского округа Севастополя. Бывший военный объект расположен на Южном берегу Крыма на побережье Балаклавской бухты – одной из наиболее удобных для размещения надземных и подземных кораблей во всем Крыму. Точный адрес – Крымский полуостров, г. Севастополь, Балаклава, ул. Таврическая набережная, д. 22.
Как добраться
Чтобы добраться до Балаклавы на личном автомобиле, нужно выехать из Севастополя в восточном направлении на трассу Н19 Ялта – Севастополь. Через 1 км после развязки «Ялтинское кольцо» нужно взять правее и с основной дороги съехать на трассу, ведущую в Балаклаву. Далее следует двигаться в южном направлении по ул. Крестовского.
Вторая трасса, ведущая в Балаклаву из Севастополя – Балаклавское шоссе. Этот путь больше подходит для тех путешественников, которые едут в Балаклаву из южной части Севастополя.
Балаклавское шоссе начинается от рынка «5-й километр» на юго-востоке Севастополя. После выезда из городской черты на развязке нужно взять правее и повернуть на улицу Новикова, ведущую прямо в центр Балаклавы.
Оба варианта маршрута при отсутствии пробок займут не более 15-20 минут.
При въезде в Балаклаву нужно продолжать двигаться на юг в сторону моря. При приближении к Балаклавской бухте следует держаться правее, так как Таврическая набережная, где находится музей, располагается на западном берегу бухты.
Добраться общественным транспортом в Балаклаву не составит проблем. От остановки «5-й километр» в Севастополе до Балаклавы ходят автобусы и маршрутки №9, №94, №99. В Балаклаве необходимо выйти на остановке «Оболонь». От остановки до места назначения можно дойти пешком за 10-15 минут.
История музея холодной войны
Объект 825ГТС изначально предназначался для размещения подводных лодок Черноморского флота СССР. Впоследствии с развитием ядерного вооружения секретная база субмарин в Балаклаве стала одной из гарантий ответного удара в гипотетической ядерной войне между Советским Союзом и США.
После окончания Великой Отечественной войны в СССР была принята доктрина, предусматривающая защиту критически важных объектов от ядерных ударов. Балаклава как пункт размещения подводных лодок Черноморского флота стала местом строительства противоядерного объекта, способного выдержать ядерный взрыв мощностью в 100 кт.
Плюсы Балаклавской бухты были неоспоримы: она достаточно глубока (от 10 до 35 м) для прохода подлодок, длинна – около 1,5 км и прикрыта с обеих сторон скальными выступами. Для размещения подземной базы руководство проекта выбрало гору Таврос на западном берегу Балаклавской бухты.
Строительство подземной базы субмарин началось в 1953 году и продолжалось 10 лет.
В 1961 году был закончен объект 825ГТС – ремонтная часть, в последующие 2 года были введены минно-торпедное отделение и объект 820 – место хранения ядерного оружия.
Первоначально комплекс строили военные, однако из-за сложности подземного строительства дальнейшее возведение было поручено работникам «Метростроя».
Для большей секретности подземная база строилась под кодовым названием 825ГТС. Официально здесь возводилась балаклавская телефонная станция, что и дало название второй части объекта (ГТС). Сам город Балаклава с населением в 18 тыс жителей был закрыт для свободного посещения, его имя было стерто со всех карт. Балаклава была передана в подчинение Севастополю и стала закрытым районом города.
База стала местом размещения и обслуживания подлодок 613-го и 633-го проектов. Появление подводных лодок более новых поколений, которые по своим размерам и характеристикам не могли помещаться в доки базы, поставило вопрос о переоборудовании или закрытии объекта. Однако этот вопрос так и не был решен.
На протяжении нескольких десятков лет объект 825ГТС оставался основной базой размещения субмарин ЧФ СССР и местом хранения и оборудования подлодок ядерным оружием.
После развала СССР и раздела Черноморского флота между РФ и Украиной объект достался украинской стороне. С 1992 года база была оставлена, охрана снята, а ее основные ценности были разграблены мародерами.
На протяжении десятка лет единственными посетителями объекта были охотники за цветным металлом и любители экстремальных ощущений.
В 2000 году объект перешел под управление ВМС Украины, однако лишь 3 года спустя на объекте появилась охрана, тогда же здесь был оборудован музейный комплекс «Балаклава». В 2014 году вместе со всем полуостровом объект перешел под юрисдикцию России.
Как попасть на объект
Сейчас на бывшей базе субмарин размещен Балаклавский музейный комплекс, принадлежащий севастопольскому Музею фортификационных сооружений. Бывший секретный объект сейчас доступен для посещения всем желающим, для этого нужно оплатить экскурсионные билеты. Посещающим доступны два варианта экскурсий:
- пешеходная прогулка продолжительностью 1 час 20 минут протяженностью 900 м;
- получасовая экскурсия на катере по 600-метровому судоходному каналу.
Водная экскурсия доступна в летний период с мая по октябрь, пешеходная – в любое время. Стоимость обоих видов экскурсий одинаковая.
Что внутри базы подводных лодок в Балаклаве
Подземная база субмарин в Балаклаве состояла из 4 сооружений:
- гидротехническое сооружение – канал и сухой док (объект 825ГТС);
- минно-терпедная часть, предназначенная для подвоза вооружения субмарин;
- объект 920 «Арсенал» – место хранения ядерного оружия;
- топливное хранилище.
Несмотря на то, что формально объектом 825 ГТС являются лишь подземный канал и сухой док, сейчас под этим именем обычное понимается все подземное сооружение в комплексе.
Общая площадь подземных помещений базы – более 5 тыс. км². Однако туристам открыты далеко не все из них – многие помещения заброшены и представляют опасность для посетителей, другие до сих пор засекречены. Однако большую часть бывшего сверхсекретного объекта можно посетить.
Общий туристический маршрут по всем подземным сооружениям составляет 900 метров. Самая впечатляющая часть подземного комплекса – туннель для входа и выхода подводных лодок. Вход и выход оборудованы 150-тонными батопортами – затворами для заполнения канала водой.
Залы музея
Сейчас в музейном комплексе доступны несколько залов с экспозициями. Пешеходная экскурсия начинается от восточного входа в комплекс.
-
Первый транспортный зал, в котором расположена экспозиция «История строительства подземного комплекса» и «Подземный Севастополь». Здесь зрителям представлена техника, с помощью которой проводились буровзрывные работы, а также техника для вывоза горной породы.
-
Главный транспортный коридор имеет протяженность 300 метров. На полу транспортного коридора установлены рельсы для перевозки тележек с торпедами. Здесь же можно осмотреть макет торпеды субмарины. В транспортном коридоре располагается выставка «Подводные силы России».
-
Преддоковая площадка – место размещения станков и материалов, необходимых для ремонта субмарин. Сейчас на площадке размещена сверхмалая подводная лодка проекта «Тритон 1М».
-
Сухой док для ремонта субмарин протяженностью 102 метра. В сухом доке расположен макет подводной лодки проекта 613.
-
Главный подземный канал для входа субмарин протяженностью 600 метров, глубиной 8 метров и шириной от 16 до 22 метров. При экскурсии на катере туристы проплывают по каналу от входного батопорта до южного батопорта.
-
Переход к арсенальной части музея – бывшему месту хранения ядерного оружия (объект 820). Арсенальная часть музея начинается с экспозиции ЦКБ «Черноморец». Перед входом в арсенальную площадку установлены защитные двери. Каждая створка которых достигает веса в 10 тонн. Здесь можно осмотреть макет тяжелого авианесущего крейсера «Киев».
-
Следующий зал расположен в цехе регламентных работ «Арсенал» и посвящен экспозиции «История подводных сил ЧФ». Здесь можно осмотреть макет торпеды с ядерной боеголовкой, макет крылатой ракеты X-22 и макет атомохода проекта 941 «Акула».
-
В следующем зале размещена выставка «Подводные силы ЧФ в годы Великой Отечественной войны». Зал расположен в бывшем помещении хранилища ядерных зарядов.
-
Зал, расположенный в помещении бывшей технической зоне «Арсенала». Во время существования базы здесь располагались служебные и технические помещения, пульт управления и т. д.
-
Выход из арсенальной части и подземного комплекса в целом. На выходе расположен палубный штурмовик ЯК-38, базировавшийся на авианесущем крейсере ЧФ.
Контактная информация
Расписание работы музея в летний период (с мая по октябрь): среда – воскресенье, 10:00 – 18:30, последняя экскурсия начинается в 17:00, кассы работают до 16:50, перерыв в работе касс – 13:00 – 14:00. Понедельник и вторник – санитарный день.
График работы в зимний период (ноябрь – апрель): среда – воскресенье, 10:00 – 17:30, последняя экскурсия начинается в 16:00, кассы работают до 15:50. Понедельник и вторник – санитарный день.
Свободное посещение музея без экскурсионного обслуживания запрещено. Экскурсионные группы формируются у входа в музей, минимальная численность группы – 5 человек, максимальная – 50 человек. Продолжительность экскурсии – от 1,5 до 2 часов.
Стоимость билетов – 300 RUB, для учащихся средних школ и студентов – 100 RUB. Дети до 6-7 лет, герои России и Советского Союза, герои соцтруда, ветераны боевых действий и другие льготные группы населения обслуживаются бесплатно. Посещение детей до 5 лет запрещено по причине их быстрой утомляемости.
Телефон для справок – +7(8692)63-75-90, заказ экскурсий – +7-978-889-10-56.
Любительская фотосъемка в залах музея осуществляется бесплатно, профессиональное фотографирование и видеосъемка находятся под запретом и могут проводиться только по согласованию с администрацией. Из-за подземного расположения температура внутри базы не превышает +16 °C, поэтому при посещении рекомендуется взять с собой теплую одежду.
Подземная база субмарин в Балаклаве – впечатляющий памятник холодной войны, волею судьбы превратившийся в туристический объект. Сейчас музейный комплекс – один из наиболее интересных объектов в Севастополе и на всем Крымском полуострове.
Источник: http://SnovaDoma.ru/museums/Public/825gts/
База подводных лодок в Балаклаве: экскурсия по подземному музею
На Крымской земле сохранилось немало уникальных памятников архитектуры, остатки крепостей и защитных сооружений. Но есть еще одно грандиозное сооружение времен «холодной войны», которое сохранилось и приобрело статус музейного комплекса. Речь идет о военно-морском историческом комплексе «Балаклава», уникальной подземной базе подводных лодок.
Балаклава — городок с многовековой историей
Балаклава сегодня — небольшой городок на черноморском побережье. Таких маленьких городков на карте — великое множество. История каждого города уникальна, и Балаклава — не исключение. По одной версии, название города на турецком языке означает «рыбный мешок», согласно другой — крымско-татарской — версии, слово «Балаклава» переводится как «рыбная погода».
Рекомендуем прочитать: какая средняя зарплата в Крыму?
История города берет свое начало в глубокой античности. Чего она только не перевидал город на своем веку — и войны, и османские набеги! Во времена присоединения Крыма к Российской Империи вместо крымских татар и турков, изгнанных из этих мест, здесь поселились греки, признавшие российское правительство.
Рекомендуем прочитать: работает ли Билайн в Крыму?
В 2004 году Балаклава торжественно отметила свой 2500-летний юбилей. Из бывшего секретного военного городка она превращается в туристический центр.
лучшие отели в Балаклаве в Крыму.
Военно-морской подземный музейный комплекс
Комплекс «Балаклава» был создан в 2003 (по другим данным — в 2004) году.
- С бетонной площадки перед входом экскурсия уводит в тоннель (потерну), который ведет к производственным площадям. В самом начале тоннеля расположены стенды с фотографиями и краткой историей завода и музейного комплекса. Представленные экспонаты — макеты лодок и снарядов, форма рабочих, якоря, различная заводская техника, постановочные фрагменты подводных лодок.
- Следующее помещение — минно-торпедная часть. Именно здесь проводилась проверка боезапаса подводных лодок. Торпеды перевозились вручную на специальных тележках, проверялись и затем снова доставлялись на подводную лодку.
- Сухой док — место ремонта подлодок в Балаклаве.
- Арсенал. Здесь хранились боевые снаряды, по территории их перевозили только в закрытых специальных контейнерах. Сотрудники Арсенала подчинялись специальному секретному отделу министерства обороны СССР. В помещении Арсенала сегодня находится самая большая экспозиция музея.
- Открытая площадка на выходе из Арсенала — погрузочно-разгрузочный сектор. Отсюда — прямо к выходу из комплекса.
Во время прохождения экскурсии экскурсоводы включают специальные аудиозаписи, сделанные во времена работы «Объекта 825 ГТС», которые сохранились до наших дней. На пленке — стук, шумы, воспроизводимые механизмами, голоса рабочих, и посетители музея могут представить себе погрузиться в атмосферу того времени и объем работ, проводимых в доках.
Экскурсия, которая длится 1,5 — 2 часа, охватывает лишь половину всей базы, со временем помещения завода будут восстанавливаться и музей пополнится новыми экспозициями.
История подземного канала и завода по ремонту подводных лодок
История завода начинается в 50-е годы, когда многие державы стали наращивать ядерный потенциал, грозя друг другу ударами ядерных ракет. Необходимо было найти тихое укромное место в СССР, где бы базировались советские подводные лодки на случай войны. Такое тихое место отыскалось в Балаклаве, в закрытой и защищенной с моря бухте.
Все подземное сооружение строилось в скальном массиве крымской горы Таврос, задача была — построить объект с противоатомной устойчивостью первой категории. То есть завод должен был в случае необходимости выдержать удар бомбы, в пять раз превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Строительство велось чуть больше 9 лет, с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Даже вывоз щебня маскировали под карьерные работы в той местности. Первые годы работа шла очень медленно, но после пары лет строительства к работе подключились строители-метростроевцы по личному указанию Н. С. Хрущева, так как потребовались сложные буровые работы.
Подземный завод по ремонту подводных лодок носил в свое время наименование «Объект 825 ГТС» (гидро-техническое сооружение).
Заводской комплекс включает в себя подземный водный канал (ширина канала 10−25 метров, глубина 8 метров), сухие доки, цех для ремонта, склады для боеприпасов. Вход и выход из штолен искусно маскировались. В среднем ремонт одной подлодки занимал до 3−4 недель.
В заводе могли одновременно находиться 7 подводных лодок (проектов А615, 613, 633, 633РВ) или 9 малых подводных лодок. Общая площадь помещения составляла немногим более 5000 квадратных метров (из них 3000 приходилось на подземную часть).
Глубина канала составляла 8 метров, ширина — 10−12 метров.
Рекомендуем прочитать: все о Северо-Крымском канале.
В 1994 году из доков ушла последняя подводная лодка и «объект», оказавшийся не у дел, прекратил свою ремонтную деятельность. Ближе к концу 90-х годов завод полностью утратил свое значение как военный объект, более-менее ценное оборудование стали потихоньку вывозить.
В начале 2000-х годов было решено превратить часть заводской территории в музей. Этот комплекс — самый большой рассекреченный объект на территории бывшего СССР. Но гриф «Секретно» снят далеко не со всех документов — часть еще хранится в особом ведомстве. Эти сведения содержат данные о тех, кто строил завод, сколько финансирования ушло на его строительство и т. д.
Как доехать до музея в Балаклаве
Музей находится по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22
Добраться до музейного комплекса можно из Севастополя — в сторону Балаклавы совершают рейсы троллейбусы или маршрутные такси (по цене проезда в городском транспорте) до остановки «5-й километр». Можно заранее попросить водителя остановить маршрутку на повороте к музейному комплексу, и далее немного пройти пешком — мимо железнодорожной станции к музею.
- Рекомендуем прочитать: все о Большой Севастопольской тропе.
- Стоимость экскурсий, время работы
- Всю интересующую информацию можно узнать по телефону:
- Телефон администрации +7 (8692) 63-75-90
- Телефон для заказа экскурсий +7 978 889 10 56
Сайт музея: www. muzey-sevastopol.com. Там можно совершить виртуальную прогулку по подземным залам музейного комплекса, ознакомиться с основными экспонатами.
Стоимость экскурсий:
- стоимость билета для взрослого — 200 руб.
- для детей 100 руб. (дети до 5 лет к экскурсии не допускаются)
- экскурсия на катере 275 руб.
Длительность экскурсии: от 1,5 до 2 часов.
Время работы музея:
- Понедельник и вторник — санитарные дни.
- Работает музей в летний период с 10.00 до 17.00, в осенне-зимний период с 10.00 до 16.00.
Посмотрите фото базы подводных лодок в Балаклаве прямо здесь:
Можно самому выбирать, какая экскурсия более предпочтительна — пешая или на лодке.
Полезные советы
- желательно узнавать цену на экскурсии у нескольких экскурсоводов, так как обычно туристам называется самая дорогая цена прогулки по музею.
- собираясь на экскурсию в музейный комплекс, не забудьте взять собой теплые вещи — кофты, ветровки. Так как комплекс находится под землей, то во время экскурсии там будет весьма прохладно (перепад температуры примерно 10−15 градусов).
Видео о базе подводных лодок в Балаклаве:
Источник: http://poravkrym.ru/resorts/west/baza-podvodnyh-lodok-v-balaklave.html
Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС)
GPS г. 44.501160,33.596599 (формат используется в онлайн-картах)
GPS г.м. 44°30.69', 33°35.795' (формат используется в навигаторах и геокешинге)
GPS г.м.с. 44°30'4.18″, 33°35'47.76″
Попасть на бывшую базу подлодок можно легко с экскурсией, она отправляется каждые 2 часа и длится полтора часа. Внутри остатки былой роскоши. На самом деле почти ничего нет, голые стены. Все, что можно, вынесли, включая герметичные двери…
Добраться до входа можно пешком от конечной остановки автобуса (минут 20).
Основная достопримечательность Балаклавы — музей подводных лодок.
После 1945 года, в частности, после Хиросимы и Нагасаки, советским правительством разрабатывается программа по защите основных промышленных и военных объектов от применения ядерного оружия.
В Балаклаве в это время начали базироваться подводные лодки. И в первую очередь для защиты большого количества людей и техники в военное время было построено это убежище. В мирное время объект предназначался для ремонта подводных лодок.
Строительство началось в 1957 году в условиях полной секретности и завершилось в 1961 г.
Сложный изгиб и глубина бухты позволяли сразу восьми подводным лодкам незамеченно проходить внутрь и прятаться за высокими берегами, данный природный объект стал идеальным местом для строительства тоннеля через гору.
В этот тоннеле подлодки прятались, заправлялись, ремонтировались и все было круто.
Балаклаву стерли со всех советских карт, с жителями часто производили общения чуть ли не с детекторами лжи относительно отношения к существующему политическому режиму.
А потом подводные лодки «выросли» и перестали помещаться в узком тоннеле, Холодная война потеплела, сменилась власть. В мае 1995 г.
их бухты выведена последняя подводная лодка и база перестала существовать. База стала объектом посещения вандалов вплоть до 2003 года.
Мир получил на повторную обработку тонны металла, людям стало светлее жить с лампочками из военного объекта. Всё так мимолетно.
Затем там решили сделать музей, и не прогадали — он процветает. Заново провели освещение, поставили кучу экспонатов, в том числе куски подводных лодок, и радуют людей, прикоснувшихся с когда-то такому большому секрету.
Здесь есть два вида маршрутом — эффектный лодочно-пешеходный (водный канал, арсенальная штольня) и просто пешеходный, но уже полнее (водный канал, арсенальная штольня, заводская штольня). В любом случае, точно следуйте порядку осмотра, т.к. маршрут линейный и иногда не позволяют вернуться обратно.
Перед самым стартом становится жутко — что там, впереди? 608 метров длины тоннеля, глубина 8 метров, максимальная ширина 22-24 метра.
Козырек над входом закрывал вход в тоннель с воздуха, с этого козырька свисала защитная сетка так, что даже с противоположного берега вход сливался с окружающими серыми камнями. Плавучий морской затвор весом 150 тонн закрывает вход в канал за 12 минут.
Прощай, белый свет! И новая группа жаждущих впечатлений.
В минно-торпедном отделении проверялись на герметичность торпеды, в арсенале ТРБ — Ремонтно-Технической Базе хранились ядерные боевые заряды и проводились работы по регламенту ядерных зарядов.
Проведут не во все боковые отходы, и, к сожалению, вряд ли мы из-за этого что-то потеряем — там уже нет секретных лабораторий, это просто туристический объект. Хотя кто знает…
В производственных площадях находился станочный парк, на втором этаже — узел связи и помещения запасного командного пункта дивизии.
А походить-побродить там есть где, наверное, «сталкерам» лет двадцать назад тут было жутко интересно.
Строительство началось в декабре 1953, в 1954 в Балаклаву приехал Хрущев, его не устраивали темпы. У военных не хватало опыта и с 1955 года в Балаклаву стали приезжать профессиональные строители-метростроевцы. Все работы велись под большой секретностью — с тех пор в Балаклаву проезжали только по пропускам.
Грунт вывозили в темное время суток на понтонах или камазах. К 1961 году закончен первый этап стройки, в этом же году в док вошла первая подводная лодка. последняя лодка ремонтировалась в 1991 году.
Серебряный свет белого дня контрастирует с золотым освещением подземного тоннеля.
- Производственные и складские помещения могли функционировать в автономном режиме 30 суток и принимать до 3000 гражданского населения, в каналах могли разместить до 9 малых дизельных или 7 средних подводных лодок.
- Заходы лодок и погрузки боеприпасов осуществлялись во время регулярных учений.
- Некоторые детали интерьера там весьма радуют глаз.
Куда еще деть допотопные костюмы химзащиты с закрытого двадцать лет назад оборонительного завода? Конечно же, отдать в местный музей!
Данное сооружение могло выдержать ядерный взрыв прямого попадания до 100 килотонн. Для сравнения, в Хиросиме и Нагасаки взрывы были мощностью 20 килотонн.
- А в закрытой половине тоннеля располагаются ремонтные мастерские для подводных лодок.
- Общий объем объекта составляет 15 000 м2: заводская часть, арсенал, минно-торпедная часть и топливное хранилище южнее от входа в саму заводскую часть.
- И сказочный свет выхода из темного мрачного тоннеля.
Горизонтальная конструкция на выходе представлял собой три горизонтальные плиты общей массой 100 тонн. Вход в балаклавскую бухту не виден с открытого моря.
Сверху прилетают ныряющие, так что плавать туда мы не будем, просто полюбуемся зелеными волнами и выходом из балаклавской бухты.
Сейчас использовать этот объект уже нельзя, при современном оружии от ядерной войны сооружение уже не спасет, к тому же уже не работает ни один механизм — только централизованно после 1991 года, все остальное просто вырезалось. Музей открылся лишь в 2003 году и в тоннель заново было проведено электричество.
И старые подписи бесплатно в свое время посетивших объект, им было куда более атмосферно, однако темно и всегда на голову могло упасть что-нибудь железное.
Объект предназначался для ведения военных действий. Подлодки могли подзаряжать аккумуляторные батареи. Под пешеходной дорожкой проложен ряд труб из топливного хранилища.
И блики на воде обратной дороги. Вот бы проплыть тут! Разумеется, без вероятность попасть под экскурсионную лодку. Ощутить себя Джеймсом Бондом на военном объекте заброшенного острова, где до сих пор проводятся жуткие опыты…
Ну и музей, главное правило музея — чем больше всего понаставишь и понавешаешь, тем лучше! Больше старых фото, крупнее фотографии!
- Первые подводные лодки были настоящими гробами, они взрывались и тонули, поэтому офицерам на их борту платили в десять раз больше, чем на кораблях — все равно не долго.
- Ниши могли использоваться для установки необходимого инструмента или для подрыва базы в случае ее захвата.
Люди в противогазах пропали, наверное, ушли куда-то… В прошлое.
Когда-то тут кипела жизнь, ходили военные в полной выправке, бегали ремонтники, решая сложные военные задачи.
Сухой док — железобетонный док для ремонта отделен от водной части канала. Лодку затягивали в сухой док, устанавливали, отцентровывали, за 2-3 часа насосами из насосного отделения откачивалась вода.
Здесь могли ремонтироваться только средние и малые подводные лодки, больших и атомных подводных лодок здесь никогда не было. Стены обшиты асбестовыми щитами, чтобы устранить возможность возгорания.
Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) на интерактивной панораме
Изображение на панораме можно перемещать курсором мыши, а также отдалять-приближать (колёсиком).
Противоатомные защитные ворота — двустворчатые арочные. Предназначены для перекрытия проема размером 4х5,6 м.
Ворота представляют собой сварные коробки из стали, заполненные внутри бетоном и подвешенные на петлях к закладной раме. Части ворот приводили в движение гидравлические механизмы.
Общий вес одной «дверцы» около 10 т. Ворота впечатляют, все-таки подлодки были на ядерном топливе, лучше лишний раз обезопаситься.
- Всякие разные рубильнички с циферблатиками и стрелочками, ух!
Есть муляж военного корабля? Давай сюда, у нас тут места много, а посетителям на радость, лишь бы глазу было за что зацепиться.
- Периодически в коридоре включали красные лампочки и делали «пип-пип-пип», чтобы посетители могли сделать прикольненькое фотки в тоннеле с аварийной подсветкой.
- Маленькая ракета на большой тележке на перекрестке рельсовых путей.
Если ясно показать на лице подлодников морскую болезнь, будет более натурально. Все-таки месяцами плавать в тесной железной коробке удовольствие не для клаустрофобов.
— Сейчас я нажму большую кнопку и эта ракета будет преследовать вражеский корабль! Вечно! Ну и что, что она без начинки…
- Оранжевая подлодка — это стильно.
Красный флаг и кусок подлодки. Ну а куда его еще, не на цветмет же!
- Наверное, если подлодники знают о такой толщине металла и воздушной прослойки, отделяющих их от смерти, им становится не так страшно.
- А тут можно выбрать себе любую понравившуютя каюту.
- У каждого посетителя базы обязательно есть фотография с пультом управления, а рычажки там, пожалуй, иногда все-таки да отваливаются.
- А вот подводная лодка в разрезе — уже интересно, ну как, как они там все умещались?
- Квартирка как в лучших традициях Японии и Гон-Конга.
- На «окнах» виднеется что-то вроде занавесок, чтобы светящиеся монстры морских глубин не мешали спать по ночам?
- Не черный ящик а оранжевый шар, в жизни должно быть больше необычного и позитивного.
Визир батарейный командирский ВБК-1. Визир использовался для наблюдения за стрельбой, а также для автоматической передачи направления до цели (азимута) на центральный пост. На колонне расположены монокуляр и бинокуляр. Возможность 5х и 12х увеличения.
- О как, а ты всю жизнь не знал, зачем нужен силикогель, а здесь его еще и сушат.
- В конце маршрута традиционные сувениры
На выходе из музея можно встретить маленький голубенький самолетик. ЯК-38 — советский палубный штурмовик, серийный самолет вертикального взлета и посадки.
Всего было построено 231 самолетов ЯК-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе.
Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев». «Минск», «Новороссийск», «Баку»).
Вот так закончилась целая страница истории нашей страны, холодной войны и когда-то один из самых секретных объектов страны был разграблен только чудом и остался музеем.
Фотографии от посещения в 2017
Источник: https://Krymoteka.com/muzej-baza-podvodnyh-lodok-v-balaklave.html