В 90-е гг. прошлого века в моде было слово «конверсия». Оно обозначало перевод всего военного – промышленности, инфраструктуры, производства, образования – в бытовую сферу.
Нечто подобное, но в более разумной форме сейчас происходит с аэропортом Бельбек в Севастополе.
Здесь планируют параллельно решать несколько задач: обеспечивать боеготовность военно-воздушных частей и осуществлять авиасообщение с обычными пассажирами.
СОДЕРЖАНИЕ
- Где находится?
- История
- Настоящее время. Планы
- Как добираться?
Где находится аэродром Бельбек на карте
Он располагается в северной части Севастополя, в Нахимовском районе. Ближе всего к нему расположены Любимовка, Фруктовое, Поворотное и Дальнее. До центра города-героя отсюда 32 км. Недалеко протекает река Бельбек.
История основания аэропорта
В период ВОВ комплекс перестал функционировать быстро – в конце октября 1941 г., но не из-за уничтожения врагом, а по приказу командования. Возрождение его произошло в 1947 г., когда сюда перевели флотский истребительный полк с задачей защиты Севастополя.
До середины 80-х гг. Бельбек функционировал как чисто воинский аэродром. На нем выстроили хорошую взлетно-посадочную полосу из бетона. Расположенная недалеко Любимовка рассматривалась в Севастополе как «поселок летчиков».
Части и самолеты, дислоцированные здесь, менялись одновременно с изменениями в международном положении и технике. В частности, в 1968 г.
62-й полк, имевший своей базой Бельбек, первым в СССР пересел на Су-15 (одна из легенд советской авиации).
Дачка, тачка, водокачка
Все это находилось не в Любимовке, а в Форосе и принадлежало М.С. Горбачеву. Но и к Бельбеку летний отдых последнего Генсека имеет прямое отношение. Он пользовался им для посадок «борта No1» при путешествиях на элегантный курорт Крыма.
История двойного назначения
После распада СССР аэродром Бельбек перешел во владение Украины. Негражданское значение он сохранил, став базированием тактической авиации. Но в 1993 г. частная организация «Авиакомпания Омега» первой начала использовать его для приема и отправки авиасудов со всеми желающими, включая туристов и крымчан. Отсюда отправлялись самолеты в Киев, осуществлялись чартерные перевозки.
После реконструкции в 2002 г. появилось общество «Аэропорт Бельбек», получившее лицензию даже на интернациональные перевозки. И они действительно производились, причем не так уж редко (4 тыс. обычных перелетов за 5 лет, из них за рубеж – половина). Но в 2007 г. произошла неприятная неожиданность – Минобороны Украины не пожелал продлить договор о сотрудничестве с компанией.
За украинский период наиболее продуктивными для аэропорта Бельбек в Крыму стали 2010-2013 гг. Тогда Министерство обороны передумало, традиционные полеты возобновились. Организовано торжественное открытие терминала.
Тут работали фирмы «Днеправиа» (Днепропетровск) и «Аэросвит» (Киев). Транспорт их летал не только в эти города, но и в Москву.
Правда, для тяжелой пассажирской транспортировки условия были не слишком подходящие – не соответствовали размеры взлетно-посадочной площадки.
Наше время и проекты строительства
О событиях 2014 г., произошедших на Бельбеке, в подробностях говорить трудно. Достоверные данные не обнародованы, а СМИ выдают иногда диаметрально противоположные версии (в зависимости от национальной принадлежности).
Известно, что 28 февраля российские солдаты заблокировали аэропорт и заняли некоторые его здания. Украинцы сдаваться не пожелали, но и поднимать боевые машины в воздух не спешили. Объект временно прекратил работу.
Планы и перспективы
Понятно, что «сменив гражданство», аэродром не мог потерять статуса боевой базы – слишком велико значение Севастополя. Однако уже весной 2014 г. российский Минтранс заявил о планах организации гражданских рейсов.
И тут сразу выявлены многочисленные технические проблемы. Нынешнее состояние аэропорта не позволяет превратить его в грузопассажирский авиационный терминал.
Взлетно-посадочная полоса, хоть и имеет достаточную длину (более 3 км), не может принимать тяжелые машины, а пассажирский отдел пропускает не более 100 человек в час.
Как следствие, сначала было заявлено, что Бельбек будет чартерным и бизнес-аэропортом.
Однако вскоре все поменялось. Уже летом того же года правительство спустило соответствующим структурам инструкцию разработать планировку переустройства Бельбека, чтобы он мог стать грузо-пассажирским аэропортом.
В 2016 г. в Севастополе начали активно разрабатывать проекты обустройства. Для этой цели были выделены в том числе федеральные средства. Но споры о статусе и вообще целесообразности его восстановления не прекратились. Версий озвучено много, но наибольшей популярностью пользуются четыре из них:
- Бельбек должен быть исключительно военно-боевым аэродромом – наличие курортных лайнеров помешает действиям солдат в кризисной ситуации. А решение вопроса подобного авиасообщения для Севастополя – вообще «не из той оперы».
- Его можно и нужно поделить между солдатами и гражданскими, в России такая практика распространена. Тогда можно будет путем вложения относительно небольших средств обеспечить город-герой собственным аэропортом, который ему необходим.
- Севастополю вовсе не нужна воздушная гавань – новая в Симферополе справится со всеми авиапассажирами.
- Севастополю авиатерминал нужен, обустраивать его следует на Бельбеке, но как филиал Симферопольского.
Пока победила последняя точка зрения. В 2017 г. официально объявлено о передаче Бельбекского аэропорта в подчинение Международному в столице Крыма. Но страсти все равно не утихли. Теперь между собой сражаются две точки зрения: сохранится ли такое положение или Симферопольский авиапорт откажется от Бельбекского как от убыточного.
Как добраться (доехать)?
На общественном транспорте это удобнее всего делать от Северной стороны (площади Захарова), откуда следуют маршрутки №№ 36, 42 и 47, идущие в сторону Качи, Андреевки и Песчаного.
На машине от центра Севастополя добираться до авиагавани удобнее всего так:
Туристу на заметку
- Адрес: Верхнесадовский округ, Нахимовский район, Севастополь, Крым, Россия.
- Координаты GPS: 44.690148, 33.573917.
- Официальный сайт:
А тем временем СМИ уже опубликовали фото со спутников, на которых видны строительные работы в аэропорту Бельбек в Севастополе.
Говорят, там появилось мощное дорожное оборудование и даже мини-завод по производству цемента. Начато строительство новой взлетной полосы.
Источник: https://krymania.ru/sevastopol-aerodrom-belbek/
Севастопольский аэропорт "Бельбек": история, современность и режим работы :
Аэропорт “Бельбек” – это название аэродрома смешанного базирования, который размещен в северо-западной части города-героя Севастополь. Что первым делом можно о нем сказать? Следует обратить внимание на то, что аэропорт в Севастополе “Бельбек” обслуживает как сам город, так и всё Южное Побережье полуострова. А об остальном – немного подробнее.
Происхождение названия
У этого аэропорта очень интересное название. Многие, во всяком случае, его таковым считают. Аэропорт “Бельбек” получил своё название неслучайно.
Именно так была окрещена река, которая протекает по соседству. Расположился аэродром практически на берегу моря – неподалеку от центра Нахимовского района города.
На Северной стороне, к слову, куда можно добраться либо рейсовым катером, либо маршруткой, но в объезд.
На сегодняшний день в этом месте дислоцируется 38-й авиационный полк истребительского назначения ВВС Российской Федерации. И конечно же, городской авиационно-спасательный центр МЧС РФ.
Многих людей интересует один острый вопрос, касающийся такой темы, как аэропорт “Бельбек”.
Когда начнет работать он в качестве гражданского аэродрома? Что ж, сразу стоит оговориться – это пока лишь в планах, причем уже довольно-таки давно, с того момента, как Крым перешел в состав РФ. Но многие предполагают, что намеченное осуществится в скором времени.
Немного истории
Аэропорт “Бельбек” был основан в начале лета далекого военного 1941 года. Это, можно сказать, историческая достопримечательность. Ведь именно здесь размещался истребительский авиационный полк. После того как война закончилась, было решено построить бетонную взлетно-посадочную полосу. На протяжении долгих лет аэродром продолжал оставаться военным.
В начале 80-х было решено увеличить полосу и, конечно же, улучшить. Ведь аэродром эксплуатировался ещё и М.С. Горбачевым. После распада СССР, к слову, аэропорт продолжал оставаться военным, и на нем по-прежнему базировался авиаполк и (немного позже) 204-я бригада тактической авиации.
Современность
Интересно, что гражданские авиаперевозки аэропорт “Бельбек” тоже осуществлял. В XX веке, и в нынешнем – тоже. С 2002 года, с июля, они были возобновлены. А спустя некоторое время, в декабре, аэропорту удалось получить и специальную лицензию, которая давала право осуществлять международные перевозки.
За пять лет (с 2002-го по 2007-й включительно) севастопольский аэродром осуществил порядка четырех тысяч рейсов. Из них – более половины были международными. Порядка 50 000 пассажиров успешно перенесли перелет. В общем, севастопольский аэропорт показал себя достойно не только в военном плане.
Однако в 2007 пришлось приостановить процесс, поскольку министерство обороны Украины попросту не захотело продлевать договор, разрешающий гражданские перевозки.
Аэродром то закрывали, то реконструировали, то возобновляли его работу… многое ему пришлось пережить за свою долгую жизнь.
Второе дыхание севастопольский аэропорт “Бельбек” обрел после вхождения Крыма в состав России. На его территории расположили 38-й авиационный полк, в составе которого – 16 истребителей.
А всего на аэродроме располагается шесть учебно-боевых самолетов и 24 исключительно боевых.
Интересно, что весной 2014 года было сообщено, что севастопольский аэропорт должен будет в будущем обслуживать лишь бизнес-рейсы и чартерные – а все из-за маленькой пропускной способности и недостаточно надежной взлетной полосы. Однако до конца текущего 2015 года запланировано совсем иное. По идее, севастопольский аэродром уже должен будет принимать первые гражданские рейсы.
То, что стоит знать
Многих интересует, какие еще есть аэропорты Крыма. “Бельбек” на полуострове не единственный. Есть еще Симферопольский. Собственно говоря, он основной. Именно он уже много лет принимает рейсы и отправляет самолеты с пассажирами в небо. Преимущественно через Симферополь приезжие люди отправляются в другие точки Крыма.
Этот аэропорт хоть и небольшой и непрезентабельный (если сравнивать с другими, более крупными и известными), но требованиям соответствует. К тому же расположен удобно – неподалеку от центрального ж/д вокзала и размещенной там же автостанции.
Так что это – идеальный вариант для приезжих, которым почти что сразу после прилета снова надо куда-то уезжать.
Источник: https://www.syl.ru/article/210626/new_sevastopolskiy-aeroport-belbek-istoriya-sovremennost-i-rejim-rabotyi
«Принять самолёты любого класса»: как Россия модернизирует аэродром Бельбек в Крыму
Минобороны России завершило строительство новой взлётно-посадочной полосы (ВПП) на аэродромном комплексе Бельбек длиной 3450 м, сообщается на сайте ведомства.
Расположенный неподалёку от Севастополя объект оснастили пятью рулёжными дорожками и семью местами для стоянок дальнемагистральных лайнеров.
Бельбек получил возможность принимать любые воздушные суда, включая тяжёлые транспортные самолёты и стратегическую авиацию.
Специалисты Военно-строительного комплекса Минобороны РФ досрочно завершили создание новой взлётно-посадочной полосы (ВПП) длиной 3450 м на аэродроме Бельбек, сообщает пресс-служба военного ведомства. Теперь у воздушной гавани появились две ВПП, которые позволяют принимать все типы воздушных судов.
- Панорамный вид на ВПП Бельбека
- © Пресс-служба Минобороны РФ
«На аэродромном комплексе построено 5 рулёжных дорожек и 7 мест для стоянок самолётов классов Ил-96 и А319 (гражданские дальнемагистральные и среднемагистральные самолёты. — RT). Аэродром расположен в 400 м от побережья Чёрного моря. …Строительные материалы поставлялись из Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв», — говорится на сайте Минобороны РФ.
В Крыму расположены восемь аэродромов. ВКС России используют воздушные гавани Кача, Саки и Гвардейское. В Бельбеке дислоцирован 38-й истребительный авиаполк в составе 27-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО России.
«Аэродром подскока»
Бельбек — аэропорт двойного назначения, расположенный в 8 км от Севастополя. Воздушная гавань была построена в 1938 году и до распада СССР использовалась исключительно в военных целях. В начале 1990-х годов украинские власти запустили коммерческое сообщение, однако несколько раз оно приостанавливалось.
До 2014 года одновременно с гражданскими самолётами на аэродроме базировалась 204-я бригада тактической авиации (в/ч А-4515) ВВС Украины. В 1990-е годы в Бельбеке находились перехватчики Су-15ТМ и тяжёлые истребители Су-27. В 2000-е годы эти самолёты были заменены на лёгкие истребители МиГ-29 и учебно-тренировочные самолёты L-39M1.
Также по теме
«Триумф» в Севастополе: как Россия усиливает систему ПВО в Крыму
В Севастополе на боевое дежурство заступил второй дивизион зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф». Третье подразделение…
В марте 2014-го украинские войска покинули аэродром. Уже в апреле Минобороны РФ начало формирование в Бельбеке 38-го истребительного полка. В ноябре 2014 года из Краснодарского края были переброшены 16 истребителей Су-30 и Су-27СМ2. Сейчас на аэродроме размещены около 30 боевых самолётов (Су-27СМ, Су-30М2, Су-27П и Су-27УБ).
«В период «царствования» Украины Бельбек пришёл в запустение. Россия реконструировала старую взлётно-посадочную полосу и начала строительство новой, которая способна принимать суда любого класса, включая тяжёлую транспортную и стратегическую авиацию», — рассказал RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.
По словам эксперта, аэродромный комплекс получил новое аэронавигационное оборудование и средства связи. После модернизации Бельбек может принимать транспортные самолёты Ил-76, Ан-124, дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС.
«Бельбек — это аэродром дислокации оперативно-тактической авиации, однако вскоре он может использоваться как аэродром подскока для наших стратегов, которые периодически выполняют боевые миссии в Сирии. Прежде всего речь идёт о Ту-22М3», — сообщил Дрозденко.
- Специалисты технической службы 38-го авиаполка готовят самолёт к вылету
- © Пресс-служба Минобороны РФ
Эксперт подчеркнул, что Бельбек имеет большое значение для безопасности Крыма. По информации Минобороны РФ, российские истребители регулярно сопровождают над Чёрным морем разведывательные самолёты НАТО и стратегические беспилотники.
8 ноября представитель Госдепартамента Хезер Науэрт обвинила в «безответственном и агрессивном поведении» российский экипаж Су-27, который сблизился с самолётом радиоэлектронной разведки ВМС Соединённых Штатов Lockheed ЕР-3Е Aries.
5 ноября Военно-морские силы США сообщили, что истребитель ВКС «совершил скоростной пролёт непосредственно перед самолётом, подвергая риску пилотов и экипаж». В частности, Су-27 якобы дважды применял режим форсажа, что вызвало турбулентность и колебания. В Минобороны РФ отрицают обвинения американцев, отмечая, что перехват происходил на безопасном расстоянии.
«Крым имеет огромное стратегическое значение в регионе. Это действительно наш «непотопляемый авианосец». Ещё в 2015 году там была создана самодостаточная группировка войск. НАТО подобное положение дел, естественно, не устраивает, и потому военная активность России вызывает высокий интерес у разведки США», — пояснил в комментарии RT военный эксперт Юрий Кнутов.
Эксперт полагает, что Минобороны РФ сделало правильный выбор, разместив там модернизированные версии сверхманёвренных истребителей Су-30 и Су-27. Две эскадрильи этих машин вполне достаточно, чтобы обеспечивать сопровождение, а при необходимости — перехват авиации потенциального противника.
Аэропорт совместного использования
Дмитрий Дрозденко уверен, что ввод в строй новой ВПП позволит успешно развивать весь аэродромный комплекс. После воссоединения Крыма с РФ Бельбек прекратил функционировать как гражданская воздушная гавань. В настоящее время он не сертифицирован для приёма коммерческих рейсов и может использоваться только для военных нужд и литерных рейсов (перевозка ценных грузов или VIP-персон).
В сентябре 2014 года и. о. губернатора Севастополя Сергей Меняйло сообщил, что Бельбек должен получить статус международного. По его словам, аэродром способен ежедневно обеспечивать одну-две посадки дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётов типа Boeing-747, а также «пять-шесть посадок самолётов типа Ту-154, несколько маломерных воздушных судов бизнес-класса».
Полноценная эксплуатация гражданской части Бельбека запланирована на 2020 год. Севастопольская воздушная гавань должна стать филиалом симферопольского аэропорта.
Для запуска коммерческого авиасообщения правительство планирует модернизировать аэровокзальный комплекс и другую необходимую инфраструктуру.
На эти цели в федеральной целевой программе развития Крыма до 2020 года выделено 1,7 млрд рублей.
Материальное имущество Бельбека будет находиться на балансе Минобороны. Также военное ведомство сохранит приоритет в использовании воздушного пространства и в решении вопросов безопасности.
Дрозденко не видит никаких проблем в совместной эксплуатации Бельбека военными и гражданскими специалистами. По его словам, это достаточно распространённая практика в мире. Эксперт привёл в пример использование ВВС Израиля аэропорта имени Бен-Гуриона.
«В 2020 году на полную мощность заработает Крымский мост, однако это не отменяет важности Бельбека для гражданских нужд. Второй полноценный аэропорт всё равно нужен Крыму. Такие стратегические объекты просто не бывают лишними, и под крылом Минобороны Бельбек будет успешно развиваться», — заявил Дрозденко.
Источник: https://russian.rt.com/russia/article/576168-belbek-baza-stroitelstvo
Крым получит аэропорт по конверсии
После почти четырех лет дискуссий правительство РФ все же решило развивать севастопольский аэропорт Бельбек, где сейчас базируется военная авиация, как гражданский.
Как стало известно “Ъ”, до конца 2018 года Минобороны должно построить там новую взлетно-посадочную полосу и терминал, а полноценная эксплуатация аэропорта в качестве гражданского должна начаться в 2020 году.
Однако проект выглядит запоздалым: к этому моменту уже должен заработать на полную мощность Керченский мост, а туристический поток в Крым начал падать. Эксперты уверены, что для полуострова более чем достаточно существующего аэропорта в Симферополе.
Как стало известно “Ъ”, правительство сформулировало «дорожную карту» развития гражданского сектора аэропорта Бельбек в Севастополе. Вопрос обсуждался на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака в декабре с участием представителей Минтранса, Минфина, Минобороны, Минэкономики, Счетной палаты, главы Крыма Сергея Аксенова и губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова.
Согласно поручению по итогам совещания, в ближайшее время Минэкономики, Минобороны, ФСБ и правительство Севастополя вместе с АО «Международный аэропорт Симферополя» (АО МАС, принадлежит Крыму) должны утвердить планы строительства взлетно-посадочной полосы (ВПП), аэровокзального комплекса и прочей необходимой инфраструктуры, с тем чтобы начать эксплуатацию гражданского сектора аэропорта в 2020 году.
По словам источника “Ъ”, близкого к Минобороны, его на совещании представлял замминистра Тимур Иванов, курирующий военно-строительный комплекс. Собеседник “Ъ” уточнил, что строить ВПП, терминал и прочие объекты инфраструктуры будут военные, ВПП будет готова уже к концу 2018 года: «Особых сложностей при своевременном финансировании не видим».
Аэропорт Бельбек построен в 1941 году как военный аэродром: во времена СССР и Украины там базировалась истребительная авиация. После присоединения Крыма к России Минобороны разместило в Бельбеке 38-й истребительный авиаполк.
Одновременно началась дискуссия вокруг необходимости гражданского использования аэропорта с целью решения транспортных проблем Крыма. Военные по просьбе городских властей предложили включить Бельбек в перечень аэродромов совместного базирования.
Бельбек предполагалось использовать в качестве запасного для аэропорта Симферополь, но оставались сложности, например, для приема больших пассажирских самолетов нужно удлинять ВПП.
Инвестора аэропорта Симферополь вряд ли обрадовало бы появление под боком конкурента
В Минтрансе “Ъ” сообщили, что проработают поручение по Бельбеку после его получения. В Минфине запрос “Ъ” направили в Минэкономики, где на него не ответили. Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Александр Редько сообщил “Ъ”, что она «готова посчитать тарифные последствия, обсудить проект с авиакомпаниями и внести предложения долгосрочных тарифов в правительство».
В пресс-службе АО МАС подтвердили, что ведут «подготовительные работы и действуют в рамках ФЦП, которая предусматривает развитие Бельбека в качества филиала аэропорта Симферополя».
В середине 2017 года замминистра экономического развития Крыма Сергей Назаров говорил, что это «позволит удешевить проект с точки зрения персонала и инфраструктуры».
В середине декабря гендиректор МАС Евгений Плаксин заявил, что на 2018 год «поставлена задача» ввести Севастополь в капитал МАС через госсубсидии на развитие Бельбека (в ФЦП на эти цели предусмотрено 1,7 млрд руб.).
Однако целесообразность развития Бельбека как гражданского аэропорта вызывает сомнения — вопрос транспортной доступности Крыма уже не выглядит столь критичным, тем более что в 2017 году турпоток на полуостров сократился на 3,2%, до 5,4 млн человек.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов говорит, что для доступности Крыма вполне достаточно одного полноценного аэропорта в Симферополе.
А к 2020 году уже должен заработать на полную мощность Керченский мост, который принципиально улучшит доступность Крыма.
Бельбек при этом, добавляет Федор Борисов, не очень удачно расположен: чтобы добраться до Севастополя, нужно объезжать бухту или плыть на пароме, поэтому пассажиропоток в любом случае будет ограниченным. По мнению эксперта, Бельбек логично использовать для приема небольших пассажирских судов и самолетов частной авиации.
За три года после перехода Крыма к РФ ориентированную на Украину инфраструктуру полуострова пришлось экстренно переключать на совсем к этому не готовое российское направление.
Читать далее
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова, Анастасия Веденеева
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3522468
В севастополе будут развивать деловую авиацию
Аэропорт Бельбек (Севастополь) будет развиваться с ориентацией на деловую авиацию. Об этом 16 апреля заявил генеральный директор аэропорта Симферополя, в ведении которого находится Бельбек, Евгений Плаксин.
Евгений Плаксин
«Это будет гражданский терминал. Он будет работать немного в других сегментах, будет сосредоточен на свои цели. Мы прогнозируем, что Бельбек будет более привлекателен по направлению развития деловой авиации и сопутствующих бизнесов», – сказал Плаксин.
По его словам, сейчас проходит архитектурный конкурс, в результате которого будет выбрана концепция нового аэровокзального комплекса аэропорта Бельбек.
«Сейчас начаты проектно-изыскательские работы по проектированию плоскостных сооружений. Проект готов, техническое задание готово. На данном этапе мы проходим архитектурный конкурс по выбору нового аэровокзального комплекса в Бельбеке. И то, что я видел, оно прекрасно», – сказал директор аэропорта.
Плаксин отметил, что реконструкция аэропорта под Севастополем сейчас находится в активной фазе.
«Бельбек перешёл в активную фазу. Мы достигли полного взаимопонимания с правительством Севастополя по данному направлению. Активно взаимодействуем с министерством обороны, мы решили все принципиальные вопросы, которые мешали активному развитию. Есть генеральный план, который утверждён и подписан всеми сторонами», – сказал Плаксин.
Напомним, что 1 марта заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров сообщил журналистам, что завершение строительства аэропорта Бельбек запланировано на начало 2021 года. Единственным исполнителем работ по строительству гражданской части аэропорта Бельбек под Севастополем определено подразделение Министерства обороны.
Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Встройте «ИНФОРМЕР» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Источник: https://ruinformer.com/page/v-sevastopole-budut-razvivat-delovuju-aviaciju
«Бельбек» без перспектив: какое будущее ждет севастопольский аэропорт
Руководство симферопольского аэропорта объявило о решении всех вопросов с Министерством обороны России касательно строительства гражданского терминала аэропорта «Бельбек». По официальной информации, строительство находится в самом разгаре, однако, по данным источников Крым.Реалии, ситуация по-прежнему выглядит неопределенно. В деталях разбирался наш корреспондент.
В последнем пресс-релизе руководство международного аэропорта «Симферополь», который является владельцем гражданского сектора «Бельбека», сообщило о том, что «все принципиальные точки соприкосновения с Министерством обороны (России – КР) относительно строительства гражданского терминала в «Бельбеке» улажены». Строительство вошло в свою активную фазу.
Так, по словам директора симферопольского аэропорта Евгения Плаксина, сегодня уже утвержден и подписан генеральный план – основной документ, по которому будет вестись дальнейшее строительство.
Есть уже генеральный план. Начаты проектно-изыскательские работы. Полностью готово техническое задание
«Есть уже генеральный план, он утвержден и подписан всеми сторонами. Сейчас начаты проектно-изыскательские работы по проектированию плоскостных сооружений. Полностью готово техническое задание. На данном этапе мы проходим архитектурный конкурс по выбору нового аэровокзального комплекса в «Бельбеке». То, что я видел, оно прекрасно», – заявил Плаксин.
История проблемы
Концептуально «Бельбек» должен стать аэропортом двойного назначения. Такой план был предусмотрен российской Федеральной целевой программой развития Крыма и Севастополя, а на его реализацию было выделено без малого 1,8 миллиарда рублей.
Российские военные будут делить комплекс с гражданским сегментом авиаперевозок, который должен быть «сдан» в 2020 году. На сегодняшний день уже отстроена взлетная полоса, которая будет использоваться как военными, так и гражданскими самолетами.
Следует отметить, что далеко не все представители местной власти согласны с нынешним подчинением аэропорта.
Напомним, что в феврале 2018 года он стал частью симферопольского комплекса; Севастополь же остался миноритарием, владеющим лишь шестью процентами акций.
До этого российский губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников безуспешно пытался самостоятельно найти инвесторов для строительства гражданского терминала.
Аэропорт находится на территории города федерального значения Севастополя – и вполне логично, что должен быть в собственности города
Депутат Государственной думы России от Севастополя Дмитрий Белик считает, что полноценное развитие «Бельбека» возможно лишь в том случае, если он будет собственностью города. Более того, по словам депутата, есть способы, как вернуть уже отданный в Симферополь комплекс. Для этого, говорит Белик, необходимо внести изменения в ФЦП.
«Для меня это принципиально: аэропорт находится на территории города федерального значения Севастополя – и вполне логично, что должен быть в собственности города», – рассказал Белик. Впрочем, несмотря на многочисленные заявления депутата на эту тему, вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки.
Дмитрий Белик
Одновременно с этим в Москве, судя по всему, не видят больших перспектив для полноценного гражданского авиасообщения в Севастополе. Российские министры и иные чиновники говорят о том, что столь близко друг к другу два аэропорта сосуществовать не смогут.
Туманность перспектив
Источник Крым.Реалии в Москве, знакомый с деталями строительства, говорит о том, что такая позиция неоднократно озвучивалась, в том числе и экономическими ведомствами правительства России.
Это, в первую очередь, позиция министерства финансов (России – КР). Они прямо говорят, что не видят перспектив в «Бельбеке»
«Это, в первую очередь, позиция министерства финансов (России – КР). Они прямо говорят, что не видят перспектив в «Бельбеке». Там есть логика, которая опирается на цифры.
Если в двух словах, то сумма в виде нового аэропорта в Симферополе плюс трасса «Таврида», плюс Крымский мост полностью перекрывает туристический и любой иной человеческий поток в Крым даже по самым оптимистичным прогнозам.
Соответственно, зачем тратить дополнительные деньги на новый, потенциально низко рентабельный проект, неизвестно», – сказал собеседник корреспондента Крым.Реалии, уточнив, что окончательно решение по «Бельбеку» еще не принято.
Необходимо отметить, что похожие заявления уже делались публично.
Так, советник президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов сказал, что не видит смысла в большом аэропорту в Севастополе.
Причина та же – слишком близко расположен симферопольский аэропорт с высокой пропускной способностью. Основной акцент, считает Иванов, Севастополю нужно сделать на бизнес-авиацию и чартерные рейсы.
Такая позиция, впрочем, не находит отклика в среде севастопольских властей. Так, собеседник Крым.Реалии, близкий к российскому парламенту города, уверен, что, если гражданский сектор «Бельбека» будет обслуживать лишь указанного класса самолеты, он обречен на убыточность.
Аэропорт, который не находится в собственности города, который еще и обслуживает только самолеты такого узкого, так скажем, класса, – это убыточная история
«Аэропорт, который не находится в собственности города, который еще и обслуживает только самолеты такого узкого, так скажем, класса, – это убыточная история. Серьезных перспектив у такого аэропорта нет, в то время как полноценный аэропорт, если бы он принадлежал городу, приносил бы серьезный доход», – сказал источник.
Сейчас, считает московский собеседник Крым.Реалии, сложно прогнозировать, в каком именно режиме будет работать аэропорт «Бельбек» после окончания строительства гражданского терминала.
«Нужно понимать, что это решение, по большей части, политическое. Как говорится, скажут работать – будет работать. Скажут, только бизнес-джеты – будут только бизнес-джеты. Из какой логики будут исходить люди, принимающие решения, неизвестно. Тут глупо гадать, нужно дождаться окончания сроков и все», – подытожил источник.
Вместе с тем в обозримой перспективе должен завершиться архитектурный конкурс по проектированию нового аэровокзального комплекса. Тогда же можно будет узнать о размерах будущего терминала и сделать определенные выводы.
Источник: https://ru.krymr.com/a/belbek-bez-perspektiv-buduschee-sevastopolskogo-aeroporta/29891809.html
Домик генсека: начало гражданского пути аэропорта "Бельбек"
СЕВАСТОПОЛЬ, 3 апр – РИА Новости Крым, Андрей Киреев. До конца этого года военный аэродром «Бельбек» примет первые гражданские самолеты. Такое заявление сделал заместитель министра обороны России Тимур Иванов во время встречи с губернатором города Дмитрием Овсянниковым 21 марта 2018 года.
Практически сразу после вхождения Крыма в состав России «Бельбеку» был присвоен статус аэропорта двойного назначения – и военного, и гражданского. В федеральном бюджете в рамках ФЦП на развитие аэропорта (строительство перрона, топливно-заправочного комплекса, закупку аэронавигационного оборудования) заложено 1,7 млрд рублей.
Изначально управлять гражданским сектором «Бельбека» должен был Севастополь. Руководители города периодически анонсировали запуск рейсов. Но этого так и не произошло.
В 2017 году «Бельбек» был определен филиалом международного аэропорта «Симферополь». При этом гражданский сектор «Бельбека» будут создавать не на пустом месте.
Были времена, когда аэропорт обслуживал более 3 тысяч гражданских рейсов в год.
Трехслойный «пирог»
Аэродром «Бельбек» был создан незадолго до нападения фашистской Германии на СССР в качестве оперативной базы истребительного авиационного полка Черноморского флота. На момент начала Великой Отечественной войны здесь базировалось полностью и частично четыре эскадрильи истребителей.
«По современным меркам «Бельбек» периода войны аэродромом назвать сложно. Не было никаких ангаров, были землянки, а взлетно-посадочной полосой служила просто укатанная земля.
Самолеты тех времен были легкими и без труда садились на такой грунт», — рассказал РИА Новости Крым бывший директор «Севастопольского авиационного предприятия» Иван Ермаков.
С началом войны авиаполк вступил в боевые действия, но в конце октября 1941 года под натиском немецких войск был вынужден перебазироваться на аэродром в район мыса Херсонес.
После разгрома гитлеровской Германии истребительная авиация ЧФ вернулась в «Бельбек». Некоторые здания в районе аэродрома строили пленные немцы.
«После войны взлетно-посадочную полосу сделали из специальных металлических листов длиной около четырех метров каждый, которые сцеплялись друг с другом специальными крюками.
Такие полосы укладывали очень быстро», — подчеркнул Ермаков, отметив, что подобная практика применялась по всему Союзу.
В начале 50-х на вооружение авиационных частей стали поступать первые реактивные самолеты, которые предъявляли другие требования к взлетно-посадочным полосам. На «Бельбеке» началось строительство бетонной взлетно-посадочной полосы длиной около 2 тыс метров.
Металлическую полосу разобрали – местные жители стали использовать пластины для ограждения своих территорий. Много таких заборов сегодня можно увидеть в прилегающих к «Бельбеку» селах. Кроме того, если раньше ВПП проходила вдоль береговой линии, то бетонная полоса смотрела в сторону моря.
Работы по ее строительству были завершены осенью 1952 года.
В начале 60-х годов прошлого века аэродром был переподчинен войскам ПВО. «На вооружения стали поступать более мощные реактивные самолеты, для которых полоса в 2 тысячи метров оказалась короткой.
Было решено положить полосу длиной 2,5 тысячи метров поверх существующей полосы», — рассказал РИА Новости Крым первый директор «Аэропорта Севастополь», штурман военно-морской авиации в отставке Владимир Перекальский.
Параллельно со строительством ВПП военные стали возводить и ангары–укрытия для истребителей. В 70-х, 80-х годах там базировалось около 30 истребителей Су и МИГ.
«В период правления Горбачева было решено увеличить полосу до 3 тысяч метров, чтобы на нее могли садиться самолеты первых лиц – Ил-62 и Ту-154. Полосу также уложили поверх существующей. В итоге получилась очень многослойная, прочная, износостойкая полоса», — отметил Перекальский.
По словам Ермакова, руководители страны предпочитали летать в «Бельбек», а не в Симферополь, поскольку отсюда было быстрее и проще добраться до государственных дач на Южном берегу Крыма, не привлекая внимания к своей персоне и не создавая транспортных неудобств жителям и гостям полуострова.
При Брежневе специально для приема первых лиц на территории аэродрома был построен небольшой домик, которые практически сразу окрестили «брежневским».
Во времена Горбачева появился еще один домик большего размера – с двумя спальнями и большим холлом, который также прозвали в честь действующего руководителя СССР.
Домик Горбачева и достаточно длинная взлетно-посадочная полоса послужили хорошим заделом для развития гражданской авиации в Севастополе.
Гражданский борт: встреча по-военному
«В 1992 году, когда я заканчивал службу, была создана совместная директива ЧФ и кабинета министров Украины о конверсии (перевода в гражданскую сферу) военных объектов и военной техники в Севастополе.
Там было прописано несколько положений, которые касались создания на базе «Бельбека» гражданского аэропорта, а на базе высвобождающихся военно-транспортных самолетах Черноморского флота – гражданской авиакомпании», — вспоминает Перекальский.
В процесс создания гражданского аэропорта на базе «Бельбека» включилось руководство Севастополя – Иван Ермаков, которые возглавил город сразу после развала Советского Союза, чуть позже заместитель главы Севастопольской горгосадминистарции Леонид Жунько (руководил городом с 1999 по 2002 годы).
Для запуска гражданских рейсов требовалось пройти сертификацию и получить множество сопутствующих документов.
В период 1992-1993 годов были изданы распоряжение президента, постановления Кабинета министров Украины, директива генерального штаба Минобороны Украины и ряд других документов, что позволило приступить к созданию гражданского сектора аэропорта Севастополь (Бельбек) на базе военного аэродрома «Бельбек» с признанием статуса аэродрома совместного использования.
5 марта 1993 года Севастопольская горгосадминистрация издает приказ «О создании государственного коммунального предприятия «Аэропорт «Севастополь», через год местный горсовет отводит в северной части летного поля аэродрома «Бельбек» 85 га земли для развития гражданского сектора аэропорта Севастополь (Бельбек).
«Очень сложно было переориентировать чисто военный аэродром в гражданский аэропорт. Военная и гражданская системы работают совершенно по-разному.
Например, решение о посадке гражданского самолета принимает командир воздушного судна, в военной системе – руководитель полетов (находящийся на земле) или вообще командир части, находящийся, например, у себя в штабе и получивший информацию от метеоролога, что погода ухудшилась», — подчеркивает Перекальский.
Для обслуживания гражданских самолетов требуется другое оборудование и инфраструктура. «Проблема была с заправкой. Даже самолеты Леонида Кучмы (второй президент Украины) приходилось заправлять с военного заправщика, который не оснащен системой заземления для гражданской авиации», — говорит первый директор аэропорта.
Все аспекты работы гражданского аэропорта приходилось осваивать на практике. Поскольку на территории аэропорта не было комплекса для обслуживания пассажиров, людей досматривали в агентстве «Аэрофлота» в центре Севастополя, после чего их автобусом доставляли к самолету.
Первые гражданские самолеты «Аэропорт «Севастополь» принял в 1993 году. Была попытка организовать регулярные рейсы в Киев. С 1994 года переключились на чартерные рейсы, в основном, по Украине и России. Аэропорт принимал самолеты весом до 65 тонн — Ан-24, Як-40, Як-42, Ил-18, Ту-134, а также по спецзаявкам лайнеры первых лиц — Ту-154, Ил-62, Boeing 737.
«Из-за того, что не было здания, была проблема с таможенниками и пограничниками, которых приходилось доставлять на осмотр пассажиров зарубежных рейсов», — отметил собеседник РИА Новости Крым, знакомый с ситуацией.
Из-за нехватки государственных средств на развитие аэропорта, в начале 2000-х госпредприятие акционируют, а после создают на его базе ООО «Аэропорт «Севастополь». Гражданский комплекс берется развивать частный инвестор. Ставка делается на прием иностранных гостей из стран Средиземноморского региона. В частности, запускается рейс Донецк – Севастополь – Ларнака (Греция)
В 2002 году аэропорт принимает 301 рейс (273 регулярных), в 2003 году – 1094 рейса (359 регулярных), в 2005 году – 1295 рейсов. Основной маршрут – Севастополь-Киев. Однако получить прибыль, несмотря на рост количества рейсов и пассажиропоток, у собственников не получается. «Аэропорт работает на грани окупаемости затрат», — говорил Перекальский.
Врио Губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников провел выездное совещание с участием руководства ГУП «Аэропорт «Севастополь» по вопросу создания гражданского сектора аэропорта Бельбек
Денег у частного собственника хватает только на строительство пассажирского павильона площадью около 350 кв м. Оборудование по-прежнему используется военное. В 2008 государственное предприятие по обслуживанию воздушного движения Украины «Украерорух» за счет своих средств строит в «Бельбеке» 5-ти этажную вышку управления полетами с радиотехническим оборудованием.
В итоге собственники аэропорта «Севастополь» в 2010 году продают его структуре группы «Приват» украинского магната Игоря Коломойского.
Власти города надеются, что крупный инвестор превратит аэропорт в полноценный гражданский комплекс, но «приватовцы» не спешат вкладывать в актив деньги.
Вначале новые собственники запускает регулярные рейсы в Днепропетровск, Киев, Москву, но через несколько лет начинают сокращать полеты в связи с малой загрузкой самолетов. Последний гражданский рейс аэропорт «Севастополь» принял 19 ноября 2013 года.
Статус Севастополя (город федерального значения) предполагает наличие аэропорта, как у Москвы и Петербурга. Конечно, относительно небольшой город не может спорить с двумя столицами по пассажиропотоку, но свое место в авиационной системе России «Бельбек» найдет.
«Аэродром «Бельбек» не станет хабом, как аэропорт «Симферополь», который изначально создавался как гражданский. Но свою нишу он сможет занять на рынке литерных (вип) авиаперевозок и в качестве аэропорта малой авиации в туристических целях. Например, можно организовать полеты в Ялту, Керчь, Феодосию и другие города Крыма», — подчеркивает Перекальский.
Источник: https://crimea.ria.ru/history_crimea/20180403/1114156722.html
Строительство 2-й ВПП аэропорта Бельбек
Севастополь хочет иметь свой гражданский аэропорт.Чтобы из Севастополя пользоваться аэропортом Симферополя нужно хотя бы железнодорожную ветку к нему подвести, для прямой электрички без пересадок
, а чего ещё нужно? Каждому жителю вертолётную площадку на крыше дома не нужно случайно?
Москвич? почти уверен!
а что ещё желает иметь Севастополь? Можно опубликовать весь список требований (райдер, как говорят в шоу-бизнесе)? Для города в 350 тыщ. жителей не жирно иметь отдельный а/п, тогда как в 70 км только что построили новый прекрасный а/п. Или теперь, что бы там, в Севастополе не бурчали, вся Россия на них тянуться будет, Север?
Как пример: Великий Новгород — гораздо более древний и не менее значимый для истории нашей Родины город. При хреновой СССР имел свой небольшой а/п для местных авиалиний. С 00-х годов этот а/п закрыт и само лётное поле планово застраивается домами.
Севернее города есть заброшенный военный а/д Кречевицы, всё грозятся там сделать а/п для Новгорода, но … В итоге власти страны не видят ни чего особенного в том что город с населением в 220 тыщ.
человек не имеет своего а/п, даже местного, а люди вынуждены ездить в Пулково на расстояние порядка в 150 км.
И подобных примеров по стране масса, я ещё про Сибирь не писал. Но мы строим гражданский а/п в Севастополе, тогда как в 70 км есть а/п в Симферополе. так давайте ещё в Балаклаве построим (пригород Севастополя), а?
что бы пресечь всякие инсинуации на тему личной заинтересованности, заранее сообщаю что сам в Великом Новгороде не живу, живу в Сибири с рождения.
Реальная надобность этого гражданского аэропорта равна нулю.Симферополь, который рядом с учетом его реконструкции, загружен на 50 процентов.
Вам «+». 100% коррупция и абсолютное неумение Кремля управлять гос-вом. Берите что попросите, только не возмущайтесь.
Уважаемый Иван, я не живу в Севастополе, но что-бы летать ехать 70+км в Симфирополь меня-бы лично напрягало. И не само растояние,а наверное пробки и прочее.
ой мать моя … женщина! А из дома выходить и до парковки с личным авто ногами пройтись вас не напрягает случайно? Тоже ведь тяжело наверное, да? А рюмку ко рту подносить не утомляет? Пусть власть что-нибудь для вас придумает, обязательно.
Вы хоть знаете как страна то живёт? не московия, а настоящая Россия! В 80% небольших городлв РФ, типа Севастополя, вообще нет а/п сегодня, и даже в радиусе 100 км от них нет, но это ни кого не волнует. Но вот, вишь, севастопольцам должно быть в падлу проехать 70 км до а/п в Симферополе, у них же нет скоростного метро до него, эскалаторов в нём, и вообще — гравицапы.
Источник: https://sdelanounas.ru/blogs/106678/
Крым превращается в авиабазу для «стратегов»
В Крыму завершается модернизация аэродрома Бельбек. Обновленная воздушная гавань может в случае необходимости стать местом постоянного базирования стратегических ракетоносцев и дальних бомбардировщиков.
Бельбек имеет важное стратегическое положение, являясь одной из самых южных точек базирования Военно-космических сил (ВКС) в России. Находящиеся под Севастополем самолеты держат под контролем внушительную часть Азии и южной Европы.
Эксперты считают, что модернизация Бельбека серьезно расширит возможности ВКС в районе Черного моря.
В Минобороны «Известиям» рассказали, что основную часть работ планируется завершить до конца нынешнего года. Модернизацию проходят не только сам военный аэродром Бельбек, но и инфраструктурные объекты, обеспечивающие его функционирование. Также обустраивается прилегающая территория.
По данным «Известий», сейчас заканчивается строительство второй взлетно-посадочной полосы. По похожему проекту была модернизирована авиабаза Хмеймим. После реконструкции Бельбек сможет принять и разместить у себя на постоянной основе стратегические бомбардировщики любого типа, состоящие на вооружении ВКС, — Ту-95, Ту-160 и Ту-22М.
В июне 2014 года распоряжением правительства Бельбек был включен в перечень аэродромов совместного базирования России. Здесь планируется построить аэровокзальный комплекс для пассажиров. Работы уже идут.
Согласно данным портала госзакупок, сумма только открытых контрактов на модернизацию аэродрома превышает 1 млрд рублей. Один из крупных контрактов — о проведении закупки аэронавигационного оборудования у единственного поставщика ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» более чем на 75млн рублей.
В эту сумму оценивается приобретение комплекса средств автоматизации планирования воздушного движения не только для Бельбека, но и для аэродрома Симферополя. Концерн также поставляет для Бельбека систему коммутации речевой связи и комплекс документирования и воспроизведения информации.
Сумма контракта — около 12 млн рублей.
Кроме того, Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») объявляла аукцион на выполнение геодезических работ по обеспечению навигационной аппаратуры потребителей ГЛОНАСС массивами цифровой информации о местности и препятствиях в районе аэродрома Бельбек. Он оценивается в 10 млн рублей.
Серьезная реконструкция ждет прилегающую к аэродрому территорию. На реке Бельбек, которая протекает по границе аэродрома, будут построены берегозащитные дамбы. Контракт на их возведение оценивается более чем в 156 млн рублей.
Сейчас на аэродроме базируется 38-й истребительный авиаполк 4-го командования ВВС и ПВО России. В его составе — две эскадрильи истребителей Су-27СМ, Су-30М2, Су-27П и Су-27УБ. Пока аэродром обслуживает исключительно ВКС России.
Модернизация Бельбека серьезно расширят возможности ВКС в районе Черного моря, считает военный эксперт Антон Лавров.
— В первую очередь речь может идти о размещении Ту-22М, — рассказал он «Известиям». — Этот дальний бомбардировщик способен нести противокорабельные ракеты. Авиагруппировка Ту-22М позволит надежнее контролировать акваторию Черного моря и его прибрежные районы.
Крым считается местом рождения российской авиации. В 1910 году там была создана первая в Российской империи Севастопольская офицерская школа авиации. Она находилась в районе реки Кача. Аэродром Бельбек построен как оперативный в 1938 году. Первыми самолетами, базирующимися на нем, были истребители И-15бис.
Источник: https://iz.ru/776748/aleksei-ramm-aleksandr-kruglov-bogdan-stepovoi/krym-prevrashchaetsia-v-aviabazu-dlia-strategov