Музей героической обороны и освобождения севастополя: фото, описание, история

Площадь, занимаемая выставками музея, около 10500 квадратных метров, а его здания находятся в пяти микрорайонах города.

Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя включает в себя следующие объекты:

  • панораму «Оборона Севастополя 1854-1855 гг»;
  • диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»;
  • оборонительную башню;
  • Дом-музей подпольщиков;
  • музей Краснознаменной Севастопольской комсомольской организации;
  • Собор Св. Равноапостольного князя Владимира.

В музее находятся более 150 тысяч предметов, представляющих историко-культурную ценность. В основном это форменная одежда, награды и отличительные знаки, вещи защитников и их оружие.

Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг»

С открытия комплекса тут побывало свыше 39 миллионов посетителей. Экспозиция была создана, чтоб сохранить память о героях, которые на протяжении 349 дней держали оборону во время Восточной войны. За этот период неприятель дважды штурмовал город и осуществил 6 бомбардировок.

Для панорамы было спроектировано здание О.-Ф. И. Энбергом и В. А. Фельдманом. На панораме отражена оборона Севастополя, а именно бой на кургане 6 июня 1855 года.

Работа была выполнена Францем Рубо. Размеры живописного произведения 14 на 115 метров. Писалось оно с помощью многих художников: Шенхена, Фроша, Мерте и 20 студентов-художников.

Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг»

На первоначальном полотне было примерно 4 тысяч фигур, это и адмирал П. Нахимов, и хирург Н. Пирогов, и разведчик П. Кошка. Но комиссии увидели «неблагонадежные моменты» и настоятельно рекомендовали убрать портрет П. Нахимова и рядовых солдат и матросов. Автор отказался, поэтому к 50-летию битвы картина была выставлена в первоначальном виде.

Но в 1909 году власть все же заставляет изменить произведение. С него исчезает адмирал, а на месте скопления солдат и матросов появляется взрыв, зарисованы лица жен и сыновей матросов, подносивших снаряды.

В 1926 году художника вновь попросили вернуть фигуру Нахимова, но сделать Франц Рубо это уже не мог из-за болезни и делегировал это своим ученикам.

В здание, где находилась панорама, во время Второй Мировой войны попали фашистские бомбы и полотно загорелось. От огня удалось спасти две трети полотна, но оно намокло при транспортировке и не подлежало восстановлению.

В послевоенное время решили возродить панораму.

За основу брались реставрационные фрагменты, авторские зарисовки, фотографии, рекламные буклеты и документы. Возглавлял группу художников В. Н. Яковлев, а после него П. П. Соколов-Скаля. Над произведением работали П. М. Шумхин, Н. Г. Котов, Б. Н. Беляев и еще 14 художников.

На видео — панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг»:

Помимо панорамы посетители увидят портреты участников боев, оружие, диораму, выполненную Беляевым и Гранди, «Подземно-минная война в Севастополе». Куда можно сходить в Севастополе ещё кроме музеев, очень подробно изложено в статье по ссылке.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944г»

Сапун-гора не единожды становилось местом решающих боев. Сегодня здесь Мемориальный комплекс. С открытия его посетило более 25 млн человек. Ежегодно тут проводятся театрализованное представление, рассказывающее о штурме Сапун-горы и празднование «Знамена победы».

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944г»

Посетители комплекса увидят образцы оружия (артиллерию, военную технику флота, систему ПВО, бронетанковую технику). Всего представлено более 38 единиц боевой техники.

В здании диорамы есть также выставка «Севастополь в годы ВОВ». Реликвии рассказывают о довоенном городе, о важнейших событиях и подвигах участников обороны. Посетители увидят фотографии, карты, документы, дневниковые записи, личные вещи солдат и администрации города, ленточки с фуражек, на которых указано название корабля, приборы внутрикаробельной связи.

Часть полотна «Штурм Сапун-горы

На 2 этаже сооружения находится полотно диорамы (25,4 на 5,5 метра) на котором отражены боевые действия, проходившие 7 мая 1944 года. Персонажи изображены в полный рост, а на предметном плане настоящее оружие и снаряжение.

На видео — круговой обзор картины Штурм Сапун-горы:

Время работы и проезд

Время работы объекта с 10.00 до 18.00 кроме понедельника. Доехать до Сопун-горы можно на автобусе No 71 и No107.

Также будет интересно узнать о том, как добраться из Севастополя на мыс Фиолент.

Оборонительная башня

Малахов курган известен как оборонительный бастион, сдерживающий войска неприятеля в период Восточной войны. В начале ВОВ здесь также проходили бои, уничтожившие памятники обороны. Их начали реконструировать в послевоенное время и добавили памятники, напоминающие о подвиге советских солдат.

Сегодня на кургане 20 памятников. Здесь можно увидеть противоштурмовую батарею из орудий XIX века и два 130 мм орудия Б-13 с эсминца.

Оборонительная башня возведена на кургане летом 1854 года.

Она состояла из двух ярусов имеющих 52 бойницы и 5 пушек. В октябре того же года верхняя часть башни была обстреляна, а в нижней части разместился пункт по перевязке раненых, склад, здесь жил контр-адмирал В. И.

Истомин.

Оборонительная башня малахова кургана

Сегодня в башне экспозиция, повествующая о роли Малахова кургана в военное время. С 1963 года более 15 млн человек увидели экспозицию. Здесь выставлены награды офицеров, одежда военнослужащих и техника, иконы, предметы быта. Вторая экспозиция рассказывает о героях ВОВ. Представлены фронтовые письма, именные награды и фотографии корреспондентов. Восстановлен командный пункт 111 батареи.

На видео — описание сооружения:

Для людей, кто хочет больше отдыхать. стоит обратить своё внимание на дайвинг в Севастополе.

Всего здесь более 200 предметов, имеющих ценность.

Часы работы, как добраться

Работает музей 10.00 до 18.00 ежедневно кроме понедельника. К Малахову кургану следуют троллейбусы № 1,7,17. К Оборонительной башне можно попасть через вход с улицы Истомина или Горпищенка.

Дом-музей севастопольских подпольщиков

Музей находится в доме главного подпольщика В.Д. Ревякина. Здесь был штаб и типография. В экспозиции более 427 реликвий рассказывающих о почти двух годах оккупации города.

Дом-музей севастопольских подпольщиков

Посетители увидят портреты и личные вещи руководителей Коммунистической подпольной организации, дневниковые записи, листовки, Устав и Программу, выпускаемую типографией газету «За Родину», показана хроника арестов и расстрелов участников, их предсмертные записки.

Помещение здания

В доме реконструирована жилая обстановка с подлинными предметами мебели, обновлена типография, а довоенный радиоприемник воспроизводит сводки Совинформбюро.

А здесь можно больше узнать про то, что посмотреть в Севастополе за 1 день.

Время работы, как добраться

Находится Дом-музей на ул. Ревякина, 46 и принимает посетителей по записи. В понедельник не работает. Довезет до музея троллейбус № 1,3,7,17,20 или автобус №17, 20,26,84,107,110,112 (до остановки «Автовокзал»).

Также существуют развлекательные места отдыха, такие как аквапарк Зурбаган в г. Севастополе.

Музей истории Краснознаменной Севастопольской комсомольской организации

Здесь находится 600 экспонатов, которые рассказывают историю комсомола и о борьбе за Советскую власть при оккупации, выставлено оружие, показана судьба севастопольских комсомольцев ставших героями СССР.

Музей истории Краснознаменной Севастопольской комсомольской организации

Находится музей по улице Суворова, 20.

Существует в Севастополе также уникальное место, Балаклава, и там находятся очень красивые места, а вот как доехать до Севастополя из Балаклавы, поможет понять данная статья.

Собор Святого Равноапостольского князя Владимира

Это место захоронения великих флотовладельцев-адмиралов. Собор и сейчас работающий православный храм. История храма идет с 1848 года.

Во время Восточной войны здесь были захоронены Лазарев, Корнилов, Истомин, Нахимов, а позднее и 9 высокопоставленных офицеров морского флота.

В церкви находится выставка в которой собраны предметы, рассказывающие об истории собора, подвиге адмиралов, о деятельности архитекторов, художников и реставраторов собора.

Собор Святого Равноапостольского князя Владимира

Время посещения. как добраться

Посетить музей собора можно с10 .00 до 18.00 ежедневно кроме понедельника, находится он по ул. Суворова,3. Сюда следуют троллейбусы под № 1,3,5,7,12,13.

Стоимость посещения музеев комплекса

  • Стоимость посещения «Обороны Севастополя 1854-1855 гг» с экскурсоводом составляет 300 рублей. За возможность посещения 1 и 2 выставочного зала придется доплатить 50 рублей. Также стоит обратить своё внимание на экскурсии из Евпатории в Севастополь.
  • Посмотреть диораму «Штурм Сапун-горы 7мая 1944 г» можно за 250 рублей. С 01.05. 2017 по 30.09. 2017 года не предусмотрено самостоятельное посещение музеев, а только в составе экскурсионных групп или при оплате индивидуальной экскурсии.
  • Входной билет в Оборонительную башню стоит 80 рублей,
  • Дом-музей подполья 100 рублей,
  •  Собор Св. Равноапостольксого князя Владимира 200 рублей.

Источник: http://kryim-nash.ru/goroda/sevastopol/gosudarstvennyiy-muzey-geroicheskoy-oboronyi-i-osvobozhdeniya.html

Музей панорама "Оборона Севастополя" — главный исторический музей-памятник города

Севастополь – город Герой, гордость русских моряков. О нём сложены песни, написаны стихи и книги. Город очень красив, здесь немало памятников и музеев, но есть среди них один, который занимает особое место в сердцах горожан – это музей Панорама «Оборона Севастополя». Музей панорама фото:

Историческая справка

В середине XIX в. (1853 – 1856 г.г.) Россия была втянута в полномасштабную войну с коалицией, в которую входили Британия, Франция, Турция, Сардинское королевство и ряд других стран. Официальным поводом для войны послужил конфликт между Николаем I и Наполеоном III.

На самом же деле, таким способом были реализованы антироссийские настроения в Европе. В Крымской (или Восточной) войне не оказалось победителей. Но потери России по количеству людей сопоставимы с суммарными потерями вражеской армии.

Была нарушена российская финансовая система, утрачен ряд территорий.

Интересно: Во время Крымской войны были впервые: — применены заградительные морские мины; — задействованы в уходе за ранеными сестры милосердия; — в военных целях использован телеграф;

— для освещения военных действий использована фотография.

В июне (3 числа) 1854 года первые англо-французские корабли подошли к Севастополю. Через полтора месяца состоялся бой, в котором против береговых укреплений города участвовала эскадра из 21 корабля, а в сентябре началась высадка экспедиционного корпуса. Но только спустя 11 месяцев, 8 сентября 1855 года французам удалось захватить Малахов курган.

Основание музея — как это было

В марте 1856 г. был заключен договор о мире и оккупанты покинули Севастополь. Беспримерное мужество и героизм, проявленные в период обороны города всеми его защитниками от адмиралов до матросов и простых жителей, решили увековечить необычным памятником. Сделать это поручили Ф.А. Рубо – основоположнику создания панорам в России, профессору Академии художеств Петербурга.

По проекту зодчего В.А. Фельдмана и инженера О.И. Энберга было построено здание круглой формы, диаметр и высота которого одинаковы – 36 м. Купол венчает ротонда. А внутри находится гигантское живописное полотно, высотой 14 м.

Читайте также:  Склеп деметры в керчи (крым): фото, отзывы, как добраться, описание

и протяжённостью 115 м. (площадь его 1610 м²). На картине отражены события 6.06.1855 г., когда защитники Севастополя сумели отразить атаку 43-тысячной армии противника. Это было первое серьёзное поражение для французов и англичан.

Удивляет количество участников в отраженных художником эпизодах – более 4000 человек. Изображенные на полотне элементы композиции дополнены искусно сделанными макетами, воссоздающими историческую обстановку. Ширина предметного плана 8 метров.

На заметку: Ф. Рубо работал над картиной и элементами предметного плана в Мюнхене. Ему помогали ученики и местные мастера. Чтобы перевезти полотно в Севастополь, его намотали на барабан и погрузили на 2 железнодорожные платформы. Предварительно художник сделал множество этюдов на местности, изучил документы, воспоминания очевидцев.

Открытие музея панорамы произошло 14.05.1904 г., оно было приурочено к 50-летию исторического события.

Эпизоды, представленные на панораме

Авторы экспозиции словно предлагают посетителям побывать на вершине Малахова кургана в день штурма. Для этого создана смотровая площадка, с которой зритель будто следит за происходящими событиями.

Композиционный центр панорамы – полуразрушенная башня на одном из бастионов Малахова кургана. Здесь находится командный пункт.

С потрясающим мастерством автору удалось скомпоновать батальные сцены таким образом, что их напряженность нарастает.

Появляется возможность увидеть все этапы сражения – от стрельбы артиллерийских батарей Малахова кургана, до кульминации события – рукопашной схватки на батарее, которой командовал мичман П. Жерве.

В Панораме представлены как обобщенные образы защитников, так и реальные герои:

  • — вот у бруствера стоит адмирал П. Нахимов, он наблюдает за ходом сражения, его считали душой обороны;
  • — ведёт бой батарея Сухнина, артиллеристы катят дополнительное орудие;
  • — сестра милосердия П. Графова оказывает помощь раненому офицеру (в тот день она помогла 200 защитникам);
  • — заливает водой прилетевшее вражеское ядро солдат Т. Александров;
  • — Даша Севастопольская – молоденькая девушка, жившая на Корабельной стороне. Она продала своё имущество, на вырученные деньги купила лошадь, тележку, одеяла, ткань, вино и уксус, и пошла на поле боя оказывать помощь раненым. Вот она несёт коромысло на плече;
  • — наблюдает за ходом боя командир пехоты Д. Юферов.
  • — крест, выложенный из ядер, символизирует место, где был смертельно ранен адмирал В. Корнилов.

Кроме батальных, на панораме присутствуют сцены нехитрого военного быта – развешенное бельё, жилые землянки, солдат в момент передышки пьёт воду.

Всё это позволяет глубже проникнуть в происходящее, почувствовать единение с защитниками Севастополя, оценить масштаб их подвига.

Источник: https://of-crimea.ru/razvlecheniya/muzei/muzej-panorama-oborona-sevastopolya.html

Национальный музей героической обороны и освобождения севастополя

0 комментариев

  • Национальный музей героической обороны и освобождения севастополя — самое большое музейное объединение города. 
  • Он основан в 1960 году, и ежегодно его посещают более 500 тысяч человек. 
  • В состав музея входят: Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 годов», Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», Оборонительная башня Малахова кургана, Владимирский собор — усыпальница прославленных адмиралов, Дом-музей севастопольского подполья 1942-1944 годов, выставочные залы, открытые экспозиции, кинопавильон.

Музейные здания расположены в пяти микрорайонах города на территории общей площадью 66 тыс. кв. м. Экспозиционная площадь — 10 490 кв. м. Музей является центром изучения истории Севастополя от основания в 1783 году до настоящего времени. 

В экспозициях, фондах и научной библиотеке собрано свыше 150 тыс. единиц хранения исторической и художественной направленности. Значительное место занимают реликвии Восточной (Крымской) войны 1853-1856 годов и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. 

Особый интерес представляют коллекции обмундирования, наград и отличительных знаков российской армии, советских орденов и медалей, а также документы и личные вещи участников боев за Севастополь. Коллекция оружия представлена образцами огнестрельного и холодного оружия, орудиями периода обороны Севастополя 1854-1855 годов на Малаховом кургане и Историческом бульваре, образцами советской боевой техники и вооружения на Сапун-горе.  Раритетами музейного собрания являются монументальные произведения батальной живописи: Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 годов» и «Диорама Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», фрагменты живописного полотна Панорамы Ф.А. Рубо «Штурм 6 июня 1855 года». В настоящее время усилия музея направлены на развитие экспозиционно-выставочной работы, комплектование фондов, обеспечение безопасности музейных ценностей и создание оптимальных условий для их хранения. Большая работа проводится по учету экспонатов. Разработана и успешно внедряется компьютерная программа первичного учета фондовых коллекций музея. Не менее значима работа по каталогизации музейных коллекций. Важным направлением деятельности музея остаются реставрационные работы. Сотрудники музея ежегодно проводят около 14 тысяч экскурсий и более 50 массовых мероприятий, читают до 400 лекций, принимают участие в международных выставках и конференциях. При музее действует военно-исторический клуб униформистов. Экспозиции музея оснащаются современными техническими средствами. 

В планах музея на ближайшие годы — открытие новых экспозиционных объектов: Мемориала героическим защитникам Севастополя 1941-1942 годов, Музея истории Балаклавы, Музея почетного гражданина Севастополя И.Д. Папанина. Ежегодно создаются новые временные выставки. 

  1. Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя широко раскрывает вверенные ему ценности всем тем, кто желает войти в мир истории города-героя. 
  2. Иллюстрации:
  3. Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя

Смежные статьи

  • Город-боец, созданный не для торгов. К 233-летию Севастополя

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/natsionalnyi_muziei_gieroichieskoi_oborony_i_osvobozhdieniia_sievastopolia

Музей героической обороны и освобождения Севастополя

По итогам победоносной русско-турецкой войны в 1783 году войска Крымского ханства были полностью разгромлены и земли, древнего Херсонеса стали российскими. В том же году на этом месте был основан Севастополь, и началось активное строительство каменных домов.

Екатерина II отдала приказ на строительство в этом месте большой крепости – Севастополя, что в переводе с греческого означает «город славы». И, действительно, за годы своего существования Севастополь не раз доказывал, что он действительно является настоящим городом русской славы.

Он мужественно держал оборону в период войны 1854-1855 годов.

Целых триста сорок девять дней город сдерживал огромную армию англичан, французов и турков. Они имели несомненное преимущество во флоте, именно поэтому русское командование приняло решение затопить свои суда.

Таким образом, был ликвидирована опасность порыва противника с мор, со стороны Севастопольской бухты.

Во время Великой Отечественной с 1941 по 1942 год в течение двухсот пятидесяти дней на подступах к городу велись кровопролитные бои, защитники города, совершая массовый героизм, в течение всего этого времени не давали врагу вступить в город.

Этим были нарушены все планы немецкого командования, предусматривающие молниеносную победоносную войну и использование крымского полуострова, в качестве крупной авиабазы, а также прямой дороги к кавказским нефтяным месторождениям. Самоотверженность защитников города увековечена в истории и является ярчайшим примером отваги, стойкости и любви к своей Родине.

Сегодня Крым снова стал российским и можно с уверенностью констатировать, что историческая справедливость восторжествовала. А Севастополь, как всегда был, так и остаётся городом русской славы.

Все, кто приезжают в Севастополь, просто обязаны побывать в уникальном музее, который является самым крупным в Крыму. Он позиционирует себя, как музей истории Севастополя с самого его начала и до сегодняшних дней.

Музей начал свою работу в 1960 году и сегодня он состоит из нескольких филиалов, включающих панораму обороны города, диораму штурма Сапун-горы, башню, находящуюся на Малаховом кургане, Владимирский собор, который является усыпальницей русских адмиралов, музея, посвящённого местному подполью 1942-44 гг., множества выставочных залов, и даже кинопавильона.

Жемчужиной музея, конечно же, является Панорама обороны города, которая состоит из экспозиционного зала, выставочных залов и непосредственно смотровой площадки. Панорама является гениальным произведением батальной живописи, о котором очень сложно рассказывать, а лучше смотреть.

Со смотровой площадки, имеющей форму круга, как будто бы с Малахова кургана на все 360°, посетителям открывается картина кровопролитного боя за город, которое состоялось шестого июня 1855 года, когда враг штурмовал укрепления на кургане и третьего бастиона.

Об этих исторических событий рассказывает экскурсовод. Создание панорамы в 1901 году было поручено одному из основоположников панорамной картины, российскому художнику Францу Рубо.

Он знакомился с мемуарами участников этого сражения, изучал старые фотографии и гравюры, выполнял эскизы, которых насчитывалось десятки.

Самый большой эскиз на одиннадцатиметровом панно был показан и получил согласие Николая II. В 1904 году работа была готова.

Она представляла собой полотно длиной сто четырнадцать метров, высотой четырнадцать метров и общей площадью одна тысяча шестьсот десять квадратных метров. Размеры поистине впечатляют. Но и это ещё не всё.

В пространстве между площадкой и живописным полотном расположен предметный макет, который «перетекает» в картину. Это создаёт иллюзию реальности происходящего. Площадь этого макета составляет немного немало девятьсот квадратных метров.

Специально для демонстрации панорамы было выстроено здание, имеющее форму круга и ряд окон по окружности, через которые освещается панорама. В нишах помещены бюсты, отличившихся во время обороны защитников. Экспозиция была открыта к пятидесятилетию обороны города.

Двадцать пятого июня 1942 года во время усиленной налёта вражеской авиации на город в купол здания панорамы попала бомба, возник большой пожар, в результате которого треть панорамы была утрачена. А спасённая часть живописной работы, порезанная на куски, была эвакуирована. Само же здание было сожжено дотла.

После окончания войны специалисты сделали вывод о невозможности восстановления живописной работы, поэтому было принято решение по имеющимся фрагментам, имеющимся эскизам и старым фотографиям выполнить новую живописную панораму. Над картиной трудилось семнадцать известных живописцев.

Во время восстановления были внесены новые эпизоды, уточнён макетный план, а также изменён цветовой тон, который стал светлее и выразительнее. В целом изменения благоприятно сказались на окончательном результате. Открытие восстановленной панорамы на радость севастопольцам и многочисленным гостям города произошло уже в 1954 году.

Сегодня в самом здании функционирует экспозиция старого оружия, найденного на поле боя.

Посетив кинопавильон можно посмотреть документальные фильмы, рассказывающие о героических днях обороны города, одному из которых более ста лет.

Еще одна интереснейшая часть музея представлена крупным мемориальным комплексом. Центром его является диорама штурма Сапун-горы. Эта гора расположена немного восточнее – в сторону Ялты. Её крутые скаты отвесной преградой закрывают Севастополь с юго-восточного направления.

Именно эта гора, изрытая множеством траншей, вобравшая в себя большое количество дотов и дзотов, с бесчисленными инженерными заграждениями являлась одним из самых мощных немецких укреплений.

И именно здесь седьмого мая 1944 года произошло кровопролитное сражение не на жизнь, а на смерть, которое запечатлено в одном из самых крупных батальных живописных произведений.

Читайте также:  Гостиницы и отели качи (крым, севастополь): отзывы, цены, фото, сайты

Только ради этих впечатлений и информации о бессмертном подвиге защитников города следует побывать в Севастополе.

Для диорамы было построено специальное помещение. Само живописное полотно имеет размеры: двадцать пять с половиной метров в длину и пять с половиной метров в высоту.

Предметный план составляет восемьдесят три квадратных метра и вместе живописным панно создают некую реальность, в которой каждый экскурсант чувствует себя участником событий. Здесь воссоздан рельеф, присутствуют настоящие инженерные сооружения, имеется оружие и обмундирование, которое в своё время было собрано с мест боёв.

И без того сильные впечатления ещё больше усиливаются воем самолётов, грохотом орудий, треском автоматных очередей, криками военнослужащих, которые идут в атаку…

Следует отметить, что большинство эпизодов диорамы являются исторически достоверными. Здесь среди участников боя можно увидеть лейтенанта Михаила Дзигунского, бросившегося на амбразуру вражеского дота, Ашота Маркаряна, заслонившего собою своего командира от фашистской пули.

А также легендарную санинструктора Женю Деригину, которая во время боя оказала медицинскую помощь восьмидесяти военнослужащим, а сама погибла, Василия Жукова, который погиб в рукопашном бою. Здесь же виден Иван Яцуненко, который водрузил знамя на Сапу-горе.

Во время осмотра диорамы зритель находится как бы на склоне горы, как раз в то время, когда бой находится на пике накала. Кажется, что вот, ещё немного, и советские бойцы захватят вершину горы.

А выйдя из здания диорамы, каждый может увидеть ту самую местность, те же склоны с вражескими дотами, перепутанной колючей проволокой и вырванными взрывами кусками железобетонных плит. Диорама находится в шести километрах от Севастополя по Ялтинскому шоссе.

Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/sevastopol/muzey-geroicheskoy-oborony-i-osvobozhdeniya-sevastopolya/

Музей героической обороны и освобождения Севастополя

Музей героической обороны и освобождения Севастополя объединяет пять музейных объектов, восемь стационарных выставок, открытые экспозиции и исторические памятники, расположенные на обширной территории в разных районах города общей площадью 66.000 кв. м.

Музей ведёт своё начало от знаменитой панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.», открытой 14 (27) мая 1905 года. В 1959 году первых посетителей приняла диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».

В августе 1960 года панорама и диорама были объединены в Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя.

Впоследствии в его состав вошли «Оборонительная башня — памятник двух оборон» на Малаховом кургане, «Дом-музей севастопольского подполья 1942–1944 годов», «Музей истории Краснознаменной Севастопольской комсомольской организации» и «Владимирский собор» — усыпальница выдающихся русских адмиралов. Экспозиционная площадь музея составляет 10.490 квадратных метров, включая живописные полотна и предметные планы панорамы и диорамы. Ежегодно его посещают 500–700 тыс. человек.

Фондовые коллекции насчитывают более 100 тысяч экспонатов, отражающих историю города от его основания в 1783 году до настоящего времени, создания и развития двух флотов — Черноморского флота Российской Федерации и Военно-морских сил Украины.

Значительное место занимают документальные комплексы по истории строительства и развития промышленности экономики, образования, культуры и искусства, административного устройства.

Особый интерес представляют коллекции обмундирования русской армии, наградные и отличительные знаки, русские награды и советские ордена и медали за боевые заслуги и трудовые достижения, а также личные вещи участников героической обороны Севастополя. В документальном фонде собраны личные дела Героев Советского Союза, получивших это высокое звание за оборону и освобождение Севастополя.

Коллекция оружия представлена орудиями периода Крымской войны на Малаховом кургане и Историческом бульваре, образцами советской боевой техники и вооружения в экспозиции под открытым небом на Сапун-горе. Музей располагает большим собранием огнестрельного и холодного оружия. Книжный фонд научной библиотеки музея насчитывает более 30 тысяч томов.

Сотрудники музея ежегодно проводят сотни различных мероприятий, принимают участие в международных выставках и конференциях. При музее действует военно-исторический клуб униформистов.

Планируется создание новых экспозиционных разделов — «Музей истории Балаклавы» и «Музей И. Д. Папанина».

Экспозиции музея оснащаются техническими средствами: на смотровых площадках Панорамы и Диорамы внедрено пространственное озвучивание.

Распоряжением Правительства России от 3 октября 2015 г. № 1975-р музей принят в федеральную собственность РФ. Указом Президента РФ В. В. Путина от 7 декабря 2015 г. № 599 музей отнесён к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

Адрес музея: 299011, г. Севастополь, Исторический бульвар, 1, панорама. Сайт: www.sev-museum-panorama.com. Тел.: (8692) 44-94-95, организационный отдел — 48-97-96.
Время работы: октябрь-апрель — с 9:30 до 17:00, выходной — понедельник, май, сентябрь — с 9:30 до 17:30 без выходных, июнь-август — с 9:30 до 19:00 без выходных.

Координаты: +44° 35' 43.80″, +33° 31' 24.00″

Источник: http://jalita.com/guidebook/sevastopol/muzey_oborony.shtml

Музей-панорама "Оборона Севастополя"

Город героического боевого прошлого, город славных военно-морских традиций, Севастополь воплощает в себе бесстрашие и мужество русского народа, проявленные в дни суровых испытаний.

О героической истории Севастополя красноречиво рассказывают его многочисленные памятники.

Одним из них является известная на весь мир панорама «Оборона Севастополя» — замечательное произведение живописи, монументальный исторический памятник, увековечивший героизм защитников Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Панорама «Оборона Севастополя» — пожалуй, главная достопримечательность города, рассказывающая о тех временах, когда Севастополь и стал навсегда городом русской славы.

Описание

Здание панорамы имеет круглую форму с расположенным под куполом источником освещения. Зритель находится на круглой смотровой площадке в центре помещения.

Между площадкой, устроенной на возвышении, и живописным полотном размещен предметный план-макет, передающий обстановку поля битвы. Предметный план незаметно переходит в картину, создавая иллюзию реального пространства.

Постепенно двигаясь по кругу, переходя от одного сектора к другому, посетитель осматривает всю панораму. Образным языком искусства она повествует о подвигах защитников легендарного Севастополя.

Со смотровой площадки панорамы открывается полная драматизма картина сражения за Севастополь. Посетитель, который как будто стоит на вершине Малахова кургана, в центре битвы, видит далекую перспективу осажденного города. В утренней дымке видно море, севастопольские бухты, окрестности города, склоны, озаренные первыми лучами солнца.

Зритель видит ясное безоблачное небо с дымками шрапнельных разрывов, клубы пламени и порохового дыма, окутавшего поле битвы, и сквозь просветы в нем — вражеские колонны, ожесточенно и безуспешно штурмующие бастионы города-героя. Эта величественная картина производит огромное впечатление.

О большой популярности панорамы, всеобщем признании ее художественных достоинств свидетельствует нескончаемый поток посетителей. Все, кому случается побывать в Севастополе, с огромным интересом осматривают замечательный исторический памятник. Надолго оставляет он в сердцах людей волнующие воспоминания о величественном подвиге русских воинов под стенами черноморской твердыни.

Каждый русский и советский моряк считал своим долго побывать в музее-панораме.

Если вы решили посетить Севастополь и вам небезразлична былая слава города и история России, то панорама «Оборона Севастополя» — это первое что необходимо посетить.

История

Одним из основателей жанра панорамной живописи и его самым ярким представителем стал российский художник-баталист, одессит французского происхождения Франц Алексеевич Рубо (1856-1928).

Его первая панорама «Штурм аула Ахульго», посвященная окончанию Кавказской войны и пленению имама Шамиля, была написана в 1890 году и стала всемирно знаменитой.

Она экспонировалась в Европе и многих городах России, в том числе — в Севастополе (постоянным местом пребывания этой панорамы был избран г. Грозный. Во время первой Чеченской войны 1994-1996 г. панорама была практически уничтожена.

Ставится вопрос о ее воссоздании, но когда это произойдет, неизвестно). Поэтому, когда в 1901 году родилась идея создания панорамы, посвященной обороне Севастополя, вопрос о том, кому поручить ее написание, не стоял: только Францу Рубо.

Вначале предполагалось создать полотно-галерею, отражающее различные этапы обороны. Но художник предложил написать картину на единый сюжет — «Штурм Севастополя 6 июня 1855 года».

Выполнив большой, 11-метровой длины эскиз, он представил его в 1902 году в Зимнем дворце на суд императора Николая II и получил одобрение.

Выполнив десятки этюдов на местности, ознакомившись с фотографиями, гравюрами, воспоминаниями участников обороны, Рубо отправился в Мюнхен — город, где он в юности 5 лет постигал азы батальной живописи.

Там, с участием учеников и нескольких местных мастеров, художник принялся за написание полотна и подготовку предметного плана.

В 1904 году гигантский холст, намотанный на барабан, был загружен на две железнодорожные платформы и доставлен в Севастополь.

Размер живописного полотна панорамы поражает: длина — 114 м, высота — 14 метров, общая площадь панорамы —1610 кв.м! Между полотном и смотровой площадкой размещен предметный план-макет площадью 900 кв. м. Он незаметно переходит в живописную картину, создавая иллюзию реального пространства.

Пока писалось полотно, в Севастополе полным ходом шло строительство специального здания. Сооружалось оно по проекту военного инженера Ф.И. Энберга при участии архитектора В.А. Фельдмана. Здание — круглой формы, определяемой конфигурацией полотна.

По краю купола, диаметр и высота которого равны 36 метрам, идет сплошной ряд окон, освещающих картину. В нишах расположены бюсты героев обороны. После революции они были убраны, но в 1974 году их восстановили.

Строительство здания панорамы было окончено в 1904 году.

Панорама была открыта для обозрения 14 мая 1905 года, к 50-летию первой обороны Севастополя. С 1908 по 1911 год панорама, по указу Николая II, демонстрировалась в Петербурге на Марсовом поле, а потом вернулась в Севастополь. Она работала и во время обороны города 1941-1942 годов.

25 июня 1942 года, в один из последних дней второй обороны, в купол здания Панорамы попала бомба. Здание загорелось, а поскольку воды нигде поблизости не было, тушить его было нечем. Несмотря на титанические усилия пожарных, огонь усиливался.

Тогда все бывшие рядом солдаты и матросы стали ножами, кортиками, кинжалами резать полотно на куски и выносить из огня. Было спасено 2/3 картины. Два дня спустя, под сплошным огнем и бомбежками, бесценный груз доставили на борт лидера эсминцев «Ташкент», в последний раз прорвавшегося в Севастополь.

86 фрагментов картины увезли на Кавказ, а здание Панорамы выгорело дотла.

После войны картину исследовали и пришли к выводу: огонь, условия транспортировки и хранения сделали восстановление полотна невозможным. Поэтому было решено по сохранившимся фрагментам, эскизам и фотографиям написать панораму заново.

Над воссозданием уникальной картины трудились 17 художников под руководством академика В.Н. Яковлева, а после его смерти — академика П.П. Соколова-Скаля.

При восстановлении панорамы художники внесли несколько новых эпизодов: возвращение матросов Петра Кошки и Федора Заики из ночной боевой вылазки, приезд на Малахов курган знаменитого хирурга Н.И. Пирогова и другие. Уточнен предметный план, изменен и общий цветной тон картины: он стал более светлым, ярким, выразительным.

Читайте также:  Лучшие отели феодосии на берегу моря: описание и адреса

Удивительно, но громадное полотно было написано заново всего за шесть месяцев 1954 года! Еще три месяца ушло на воссоздание предметного плана.

Восстановление здания Панорамы велось с 1948 года. Открытие возрожденного шедевра состоялось 16 октября 1954 года, в ознаменование 100-летия со дня начала первой обороны.

Позднее была открыта и диорама «Подземно-минная война за Севастополь», изображающая центральную подземную галерею.

В 1974 году в нишах фасада здания были установлены 13 мраморных бюстов выдающихся героев обороны: В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.А. Хрулева, Л.Н. Толстого, П.М. Кошки, И.В. Шевченко, Даши Севастопольской и других.

Фигура адмирала Нахимова в панораме

Интересная история связана с одним из героев картины (и обороны, конечно) — адмиралом Нахимовым.

Опираясь на вполне достоверные исторические сведения Франц Рубо изобразил на панораме адмирала Павла Степановича Нахимова. В день штурма адмирал Нахимов находился на Малаховом кургане и руководил войсками. Когда панорама была установлена, из Петербурга прибыла специальная комиссия с целью проверки соответствия генеральной линии придворной истории.

Комиссия потребовала Нахимова убрать и заменить его на главнокомандующего князя Горчакова, которого в день сражения на Малаховом кургане не было. В Петербурге не любили «нашего Пал Степаныча», как называли его матросы. Нахимовское «Лучше бы они мне бомб прислали!», в ответ на царскую награду, навсегда оттолкнуло его от высшего света.

Рубо отказался. И отказал ещё трём комиссиям. Панораму всё-таки пришлось открыть.

В 1909 году панораму перевезли в Петербург для показа Николаю II. Сам царь испугался ехать в Севастополь — революционные настроения после 1905 года еще не были до конца подавлены.

Рубо опять услышал замечания по поводу присутствия Нахимова, а также по поводу наличия на картине большого количества нижних чинов.

Некоторых из них Рубо писал с реальных героев Севастополя и это очень раздражало царствующих особ. Негоже простому народу иметь других кумиров, кроме батюшки царя.

Пришлось закрыть Нахимова облаком дыма и изменить лица некоторых героев обороны. Горчакова Рубо так и не нарисовал.

Когда в конце 20-х годов ученик Рубо, советский художник М.Б. Греков, реставрировал панораму, фигура адмирала Нахимова была восстановлена.

Как добраться

Здание «Панорамы Оборона Севастополя» находится очень близко к центру города, и добраться туда можно пешком с площади Ушакова или улицы Гоголя (остановка 12-го маршрута «Горячий хлеб» или «ул. Степаненко»).

Если же вы планируете сюда подъехать на автомобиле, более удобный путь лежит по улице Николая Музыки, плавно переходящей в 4-ю Бастионную. Дорога приведет вас на большую стоянку, где вы увидите вход на Исторический бульвар.

Никуда не сворачивая, вы выйдете на небольшую площадку парка, где и находится «Панорама Оборона Севастополя».

Здание высотой 36 и диаметром 38 метров гордо возвышается над центром города и ближайшими кварталами Нахимовского района. Его можно увидеть, въезжая в Севастополь по практически любой дороге или морским путем.

Достопримечательность обращена к бассейну с фонтаном, где многие гости Севастополя предпочитают фотографироваться. Кроме величественного здания, вдоль главной аллеи Исторического бульвара расположено более десяти памятников, входящих в Мемориальный комплекс национального значения.

В здании находится экспозиционный зал, в котором отражены главные события обороны города 1854—1855 годов, а также история достопримечательности.

Отсюда можно подняться по лестнице на смотровую площадку, где вниманию посетителей представлены огромное панорамное полотно и план с предметами военного времени.

Зрители попадают на вершину Малахова кургана 6 июня 1855 года, в день штурма стратегически важной точки. Именно здесь происходили судьбоносные события, определившие исход страшной битвы.

Практическая информация

Государственное бюджетное учреждение культуры г. Севастополя «Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя».

  • Цены:
  • Билеты для взрослого — 200-00 руб.
  • Билет для ребёнка от 7 до 17 лет включительно и студенческий — 80-00 руб.

Индивидуальные экскурсии для групп из 10 чел. и меньше: — на русском языке — 2200 руб.

  1. — на английском языке — 2400 руб.
  2. Фотосъемка при налии билета на посещение объекта музея бесплатно.
  3. Аудиогид — 80 руб.
  4. Адрес: 299011, г. Севастополь, Исторический бульвар, 1
  5. Сайт: http://sev-museum-panorama.com/
  6. E-mail:  [email protected]
  7. Телефон/факс: директор — (8692) 54 2926, приёмная — (8692) 44 9495.
  8. Телефоны для справок:

— экскурсии по объектам музея (8692) 48 9796, тел./факс (8692) 40 0132, моб.тел. +7978 086 90 11; — лекции, кинофильмы, массовые мероприятия (8692) 54 8538; — бухгалтерия (8692) 54 3893;

  • — приобретение печатной продукции музея (8692) 54 4378 (205).
  • 0 -0

Источник: http://sevastopol.tourslife.ru/attractions/oborona

Панорама "Оборона Севастополя"

Панорама — это главный объект Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя, с которого началась его история. В настоящее время это одна из крупнейших среди 60-ти панорам мира.

Панорама ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ 1854–1855 ГГ. — музей-панорама, посвящённый первой обороне Севастополя.

Исторические события

В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря.

Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, прежде чем им удалось взять город.

В марте 1856 года был заключён Парижский мирный договор, который не принёс полной победы ни одной из воюющих сторон.

Создание

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо, положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году.

Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины.

Огромное живописное полотно (14 м × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м².

Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведённых событий.

«Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»

Размещение панорамы

Проект здания принадлежит Военному инженеру Фридриху-Оскару Энбергу.

Это была гордость военного инженера. Ведь к производству был принят его внеконкурсный проект.

27 февраля 1902 г. член Комитета по восстановлению памятников севастопольской обороны полковник А. М. Зайончковский в докладной записке графу И. И. Толстому, вице-президенту Императорской Академии художеств, сообщал:

«Имею честь препроводить Вам согласно Вашему желанию, присланный мне подполковником Энбергом эскиз здания панорамы с обозначением главных размеров.»

31 июля 1902 г. Император Николай II утвердил проект Ф.-О. Энберга.

Когда севастопольская панорама была открыта, полковник Ф.-О. Энберг несколько раз назначался «временно надсматривающим за панорамой» и расписывался в книге кассира панорамы.

Несмотря на то, что на панораме изображён вид с Малахова кургана, здание панорамы расположено в другом ключевом месте обороны города — на Четвёртом бастионе.

Одной из необычных особенностей здания панорамы является круговое окно на куполе, предназначенное для обеспечения естественного освещения внутри.

Спасение панорамы в годы второй обороны Севастополя

25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины.

Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осаждённый город — лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек — раненые, женщины и дети.

В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолётов, героическому экипажу корабля во главе с его командиром В. Н. Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Но трюмы, где находились фрагменты картины, оказались затоплены.

Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.

Восстановление панорамы

Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Эта почётная миссия возлагалась на группу художников под руководством академика живописи В. Н. Яковлева. После его смерти группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива входили профессор П. М.

Шухмин, один из старейших мастеров панорамной живописи Н. Г. Котов, художники Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, В. Г. Коржевский, Б. Н. Котов, Б. Ю. Лоран, Е. И. Лобанов, А. П. Мерзляков, В. Е. Памфилов, Н. И. Плеханов, А. П. Романов, А. Ф. Суханов, Н. К. Соломин, Ю. Н. Трузе-Терновская и Н. И. Фирсов.

Научную консультацию осуществляли адмирал флота Советского Союза профессор И. С. Исаков и кандидат военных наук А. Н. Кузьмин. Советские художники восстанавливали панораму на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов.

Они стремились наиболее полно и правдиво изобразить военную обстановку, в которой происходили события, чётко передать севастопольский пейзаж. Как и Франц Рубо, они непосредственно с Малахова кургана сделали большое количество зарисовок и этюдов, впоследствии составивших точный композиционный рисунок панорамы. В процессе работы рождалось много новых художественных решений.

Предметный план был обогащён жанровыми сценами «Кок в землянке», «Денщик у бочки с водой». Несколькими новыми эпизодами пополнилось и живописное полотно.

К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта.

В наружных нишах здания музея-панорамы были установлены мраморные бюсты героев обороны Севастополя: Корнилова, Нахимова, Истомина, Панфилова, Новосильского, Бутакова, Хрулёва, Мельникова, Толстого, Пирогова, Кошки, Шевченко, Михайловой.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/krym/sevastopol/panorama-oborona-sevastopolya

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]