Крепость перекоп (перекопский вал) в крыму: история, фото, описание

Po-Krymu.ru > Отдых в Крыму > Достопримечательности Крыма > Запад Крыма

Есть что-то несправедливое в том, что мало кто за пределами полуострова знает про Перекопский вал, отделяющий Крыму от материка.

А ведь это такое же древнее, овеянное легендами и загадочное фортификационное сооружение как Великая китайская стена и ей подобные сооружения прошлого, только сохранилось оно в силу обстоятельств куда хуже.

Да и размеры его впечатляют: вал и ров длиной 8475 метров тянутся через весь перешеек — от Сиваша до Каркинитского залива.

  • Веками Перекопский вал со рвом служили и границей, и оборонительной линией, и судоходным каналом, и веками здесь лилась кровь.
  • О жестоких боях, связанных с гражданской и Великой Отечественной, гостям и жителям полуострова напоминают мемориал «Освободителям Крыма» (2001 г.)
  • и стела, посвященная 60-летию Советской армии.
  • Сегодня Перекопский вал — первая достопримечательность, которую видят туристы, въезжающие на полуостров, но впоследствии мало кто возвращается, чтобы осмотреть ее так, как она того заслуживает.

Недавно в районе Перекопского вала, при поиске захоронений красноармейцев, поисковый отряд «Память Перекопа» нашел останки почти тысячи солдат долгоруковской армии времен Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов. Первые находки уже переданы в музей Тавриды. Будем надеяться, что на этом месте появится еще один памятник подвигам русских солдат.

Перекопский вал в Крыму: факты и легенды

О глубокой древности этого оборонительного сооружения свидетельствует то, что никто не знает, кто и когда его построил. Киммерийцы? Скифы? Греки? Очевидны лишь два факта:

  • ему не менее 2 тысяч лет;
  • построить вал шириной 15-20 м и выкопать ров глубиной 10 и шириной 40-45 метров могла лишь высокоразвитая цивилизация.

Даже сегодня остатки оборонной линии впечатляют, особенно развалины крепости Ор-Капу — главной твердыни пограничья времен Крымского ханства и руины Ферх-Кермена — укрепления, защищавшего вал и канал с западной стороны.

Кто бы первым не построил Перекопский вал, именно турки его серьезно укрепили, добавили внушительные крепости и сделали ров судоходным. Именно поэтому он носит еще одно название — Турецкий вал.

Вместе с Арабатом и Ени-Кале, Перекоп должен был защищать Крымский полуостров от нападения с севера и востока. И крепости повидали немало кровопролитных стычек, а то и серьезных сражений.

В 1736 году князь Василий Долгоруков-Крымский первым вошел на бастионы Ор-Капу, за что получил чин прапорщика по приказу фельдмаршала Миниха, который подтвердил его, даже узнав, что солдат — представитель рода, отправленного императрицей Анной Иоановной в опалу. Тот поход Миниха, во время которого он дошел до Бахчисарая и разрушил его, навсегда успокоил крымских татар, которые больше никогда не совершали набегов на славянские земли. 

Кстати, Долгорукову снова пришлось брать Перекопскую крепость, уже через 35 лет, когда он будучи главнокомандующим русской армии, завоевал основные укрепления турок в Крыму.

Он стал одним из тех, благодаря кому был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор по которому Крым отошел к России.

За взятие Перекопа и Кафы (Феодосии), после чего сдались Арабат, Керчь, Ени-Кале, Балаклава и Тамань, он получил от императрицы Екатерины II, помимо ордена и шпаги с алмазами, титул — Крымский.

  1. Вот Перекопская крепость с высоты птичьего полета:
  2. А это она же с высоты человеческого роста:
  3. Дальше от нее идут валы и рвы. Эти на восток:

Эти на запад:

Вдалеке видно стелу, прямо за которой находится земляная крепость. На валу стоит дот времен Великой отечественной войны, когда линия противостояния пролегала именно тут. Кстати сейчас, граница, разделяющая Крым и неофашистов пролегает здесь же, поэтому с осмотром западной части фортификации могут возникнуть проблемы — там стоят пограничники.

Разумеется, такое место не может обойтись без легенд и преданий. Самые популярные из них связаны с подземными ходами от развалин Ор-Капу до нынешнего Армянска.

Их было как минимум три, и в одном из них крымскими татарами или турками якобы была спрятана отлитая из чистого золота статуя коня. Немало смельчаков в былые времена пытались отыскать Золотого коня, но тщетно.

Для одного из них поиски клада даже закончились трагически — он подорвался на мине. Сегодня до подземных ходов крепости уже не добраться, но предания остались, волнуя воображение.

Как добраться до Перекопского вала?

Если вы хотите увидеть Перекопский ров и вал, проще всего это сделать, сначала добравшись любым транспортом до Армянска, а потом сесть на автобус, едущий до поселка Перекоп. Можно взять такси или доехать на своей машине за 7 минут до остатков вала по Симферопольскому шоссе.

Источник: https://po-krymu.ru/perekopskiy-val-v-kryimu.html

Перекоп — ворота крепости Крым. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. уездный город Таврической губернии  Перекоп был важной тыловой базой русской армии, где находились продовольственные склады, интендантские склады с обмундированием, топливом.
Неоценимое значение в годы Крымской войны имели перекопские лазареты, которые размещались в казенных и частных домах города Перекопа.

 В 1855 году в Перекопе был специально построен госпиталь для больных и раненых защитников Севастополя, где работал прославленный русский хирург Н.И. Пирогов.


О событиях Крымской войны напоминает кладбище воинов русской армии, умерших в лазаретах Перекопа. Кладбище защитников легендарного Севастополя, расположено к северу от нынешнего села Перекоп.

Перекоп — ворота крепости Крым. Став ареной жестоких сражений, уездный город Перекоп исчез с карты Крыма в годы гражданской войны.

В годы гражданской войны 1918-1920 г.г. Перекопский вал и ров были восстановлены.

Перед валом было вырыто три линии окопов, опутанных колючей проволокой. Оборонная линия Перекопских укреплений была усилена 70 орудиями и 150 пулеметами, и огнём с военных кораблей союзников Врангеля, стоявших в Каркинитском заливе.

Ночью 8 ноября 1920 года войска Южного фронта Красной Армии, под командованием Михаила Фрунзе, 51-я дивизия под командованием В.К. Блюхера, 15-я и 52-я стрелковые дивизии перешли Сиваш на полуостров Литовский и штурмовали Турецкий (Перекопский) вала.

Во время штурма Перекопа погибло около 10 тысяч красногвардейцев, но Перекопско-Чонгарские укрепления были захвачены Красной Армией.

    16 ноября 1920г. Михаил Фрунзе, командующий Южным фронтом, докладывал о захвате Керчи и изгнании белогвардейской армии Врангеля из Крыма. После гражданской войны камни оборонительной линии Перекопа снова разобрали.

В годы Великой Отечественной войны Перекоп снова стал ареной ожесточённых боёв. С  19 по 28 сентября 1941 года 156-я стрелковая дивизия генерала П.В.Черняева обороняла Перекопские позиции от фашистских войск под командованием генерала Манштейна, имеющего троекратный перевес силе. Советские войска оставили Перекопские позиции после 9 дней упорных сражений.

В ноябре 1943 года  войска 4 Украинского фронта под командованием генерала армии Ф. И. Толбухина, вышли к Перекопу.

Моторизованные части 19 танкового корпуса генерал-лейтенанта И.Д.Васильева и 36 кавалерийского полка подполковника С.И. Ориночко с походного марша прорвали оборону фашистской армии в центре Турецкого вала и вступили в бой за Армянск 10 ноября. Советские войска удержали плацдарм южнее Турецкого (Перекопского) вала.

После артиллерийской подготовки утром 8 апреля 1944 г., войска 2-й гвардейской армии начали атаку на Перекопские укрепления.

9 апреля 1944 г. советские войска прорвали главную оборону фашистских войск на Перекопском перешейке и вынудили его отступить на Ишуньские оборонительные позиции.

В 1957 году в центре Перекопского вала были установлены памятные знаки на братских могилах советских воинов, павших в боях за Крым на Перекопе. В нескольких сотнях метров от братских могил на Перекопе находился в 1943 – 1944 годах командный пункт маршала Советского Союза А. М. Василевского и генерала армии Ф. И. Толбухина.

Постановлением ЦК КПСС №58 от 21 января 1967г. был спроектирован и установлен памятник героям Перекопа. Работу выполняли скульптор Г. В. Нерода и архитектор В.В. Лазарев.

Ежегодно в День Победы 9 мая на Перекопском валу собираются, десятки тысяч жителей близлежащих городов и сёл Крыма и Херсонской области и ветеранов войны, чтобы почтить память героев, павших в боях за освобождение Крыма.

Источник: http://www.evpatori.ru/perekop-vorota-kreposti-krym.html

Кто перекопал Перекоп

В Крыму частично сохранился местный аналог Великой китайской стены — ров  и вал на Перекопе. От того и Перекоп, что ров там находится.

Геродот  ещё в V-м веке до н.э.   описывал канал и город, на перешейке, но его сведения не имели надёжной привязки к местности.

  Впервые вполне определённо о том, что перешеек между материком и полуостровом Таврика, ныне именуемом Крымом перерезан большим рвом и валом в середине I-го века нашей эры упоминал римский ученый Плиний старший.

Он писал о существовании здесь корабельной пристани, О том, что откосы и дно рва были облицованы каменными плитами. В письменных документах первого века город упоминается как Тафрос (по гречески – ров).

Примерно в это же время упоминал о рве и городке на перешейке Страбон.

Ни Геродот, ни Страбон, ни Плиний старший ничего не упомянули о том, кто же построил канал-ров и вал на его южном берегу.

В древности Перекопский ров перед насыпью был заполнен водой, и по нему даже плавали корабли, сокращая путь из Каркинитского залива в Сиваш. Длина вала и канала 8475 м. Даже сейчас ширина вала у основания составляет более 15 метров, высота от дна рва — 18-20 м. Ширина канала – от 20 метров.

   Учитывая, что тогда судоходство было в основном прибрежным, то максимально заинтересованы в судоходном канале были те, кто нуждался в перемещении большого количества грузов из Азовского моря в северо-западную часть Чёрного и в устья Борисфена (Днепра) и Истра (Дуная). Канал сокращал мореходам путь минимум на тысячу километров в один конец.

Читайте также:  Лучшие отели и гостиницы на мысе фиолент (крым): отзывы и описания

Кроме того путешествие через канал было абсолютно безопасным, защищало торговцев от непогоды и нападений племён тавров, обитающих в горах полуострова и занимающихся грабежом судов пристающих к берегам на ночёвку, для пополнения запасов воды и просто вынужденных пережидать непогоду в бухтах. Таким образом, существование канала экономически оправдано.

 Но это не только канал, это ещё и вал! Было гораздо проще отваливать землю на две стороны. В этом случае трудоёмкость снизилась бы минимум на треть, что очень существенно на любой стройке. Но создателям нужен был не только канал, но и защитный вал и по этой причине потратились.

Кто возвёл вал и выкопал ров неизвестно. Очевидно одно: он планировал укрываться за этим валом от угрозы идущей из причерноморских степей.

Ещё очевидно, что в распоряжении этого правителя были тысячи землекопов, т.к. им пришлось переместить около 1700 тысяч кубометров каменистого грунта на 20 метров по горизонту и на 8 метров вверх (усреднённо).

Если землекоп с железной лопатой за смену способен переместить 4-6 кубов земли на 2 метра, то его древний предок с деревянной копалкой на каменистом грунте вряд ли перекидывал больше 3-х кубов. Получается, что для рытья рва и насыпания вала требовалось до 8 миллионов рабочих смен.

Учитывая, что плотность населения в те времена, врядли была большой, число впечатляет. Нужен был строй-отряд в 10000 лопат на 2 с половиной года, без учёта болезней, смертей и непогоды. И это только на земляные работы! 

 Одни ученые считают, что Перекопское оборонительное сооружение создали древние римляне – у них был опыт строительства подобных конструкций на Таманском полуострове. Но в середине I-го века канал и вал уже были и были уже древними, а Римская империя ещё не добралась до перешейка.

 Кроме того римляне наверняка, оставили какие-то следы о такой стройке века. Такая концентрация людей и средств наверняка отразилась бы в каких-то письменных источниках.

Для города-государства Херсонес, основанного греками из Черноморской Гераклеи (Карадениз-Эрегли) в V вене до н.э., существование канала на перешейке было крайне не выгодным. Канал мог оттянуть на себя львиную долю судов идущих из Азовского моря, однако во многих письменных источниках, оставленных херсонеситами, не выявлено упоминаний о таком серьёзном конкуренте.

Германские исследователи склонны полагать, что вал возвели готы. Эта версия тоже не выдерживает критики, т.к. готы в Таврику пришли только в III веке н.э., а уже в I-м никто не знал, кто же вырыл ров!

  Многие приписывают строительство канала киммерийцам, обитавшим в северном причерноморье в V-Х веках до н.э. Но как кочевники, не оставившие после себя никаких сооружений, кроме захоронений, взяли бы и вдруг построили канал с оборонительным валом, смотрящим на их же степи?

 Существует вариант и скифского происхождения нашего вала. Но эта версия более походит на народный фольклор, возникающий из небытия. Хотя именно скифам, ввиду их массовости,такое дело было пожалуй по плечу.

Докопаться до истины уже невозможно. Почти наверняка известно лишь то, что в десятом веке вал зарос, а канал пересох.

После образования Крымского ханства вал заново укрепили. Здесь разместился турецкий гарнизон Ор-Капу (или Турецкий вал), была построена крепость Ферх-Кермен, среде русских получившая логичное название «Перекоп». Главными товарами Крыма были рабы и соль. Для охраны невольничьих рынков и мест добычи соли вновь потребовалась древняя оборонительная линия.

 В 1736 году российские войска взяли штурмом Перекопский вал и крепость Перекоп была разрушена войсками графа фон Миниха.

В 1754 году, после окончания русско-турецкой войны, крепость Перекоп (Ор-Капу) была заново отстроена татарским ханом Крым-Гиреем, были восстановлены казармы, мечеть, колодцы, таможенный пост и т. д. В 1768 году началась очередная русско-турецкая война, под командованием В.М.

Долгорукова — Крымского. В июне 1771 года русские войска штурмом овладели Ор-Капу и вступили в Крым, разрушив крепость Перекоп, которую уже не восстанавливали.

  • В 1772 году Крымское ханство перешло в подчинение Российской империи, а в 1783 году оно вошло в состав России.
  • Весной 1787 год российская императрица Екатерина II, в сопровождении своей многочисленной свиты, совершила первое путешествие по южным землям России и Крыму, с целью осмотра присоединённых к Российской империи земель.

После русско-турецкой войны 1806-1812 годов Перекопская линия фортификационных сооружений утратила свое оборонительное значение, и в 1835 году передана городским властям Перекопа, который стал просто уездным городом Таврической губернии.

С января 1845 г. уездный город Перекоп имел свой герб: на красном поле золотой ключ от полуострова Крым, а в средней полосе на зеленом поле — серебряный замок Перекоп.

К концу ХІХ века местные жители разобрали стены шести бастионов и башен, на строительные материалы.Прекратил своё существование город Перекоп в 1920 году, будучи разрушенным артиллерией наступающих войск Фрунзе.

Именно вал со рвом объяснют происхождение названия Крым. Возможно, оно произошло от монгольского «хэрэм» — стена, вал, а возможно, от тюркского «кырым», что означает все тот же ров.

Полуостров стал называться Кырым адасы, что по-тюркски означает остров за рвом, поскольку он был отделен от материка вышеупомянутым Перекопским оборонительным рвом. (Кстати, и древние греки зачастую называли Таврику островом).

Со временем топоним укоротился, и его стал именоваться просто Кырым, а позднее — Крым.

Немецкая аэрофотосъёмка прекрасно сохранила нам вид перекопских укреплений и древней крепости.

Источник: https://xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai/kto-perekopal-perekop/

Перекопская крепость (Ферх Кермен, Ор-Капу)

На территории Крыма расположено множество крепостей, защищающих полуостров с моря. Однако лишь одна защищала узкий перешеек, соединяющий его с материком. Крепость имеет сразу 3 названия: русские называют ее Перекопская крепость, турки — Ор-Капу, а татары Ферх Кермен («город радости»).

История Ферх Кермен (Перекопская крепость)

Расположено укрепление на еще узкой части крымской земли. Это помогало сдерживать атаки неприятеля, приходившего с севера. Возведение крепости осуществляли турки после захвата Крыма в 1475 году. Строительство было завершено в 1509 году. Ферх Кермен просуществовал 4 столетия и был разрушен лишь в годы Гражданской войны.

Фактически разные названия у крепости появились из-за того, что Ор-Капу называли центральную крепость, а Ферх Кермен — часть Перекопского вала, расположенную у залива.

Расположение крепости было выбрано не случайно. Ее построили в уже подготовленном для обороны месте возле Перекопского вала, история которого насчитывает 2000 лет. Ор-Капу протянулась на 8 км от Сиваша на востоке до Каркинитского залива на западе.

Военные действия и Ферх Кермен

Перекопская крепость приняла участие в боевых действиях еще до своего завершения. В 1500 и 1501 годах в Крым пытались прорваться войска Большой Орды, но крепость оба раза устояла. Именно эта война стала роковой для Орды, прекратившей в 1502 году свое существование.

Что оказалось не под силу им, легко сделали казаки, которые неоднократно захватывали Ферх Кермен (как и другие крепости турков, например, Арабат). Это произошло в 1663, 1736 и 1738 годах. В 1771 году крепость взяли русские войска, начавшие войну с турками за право обладания Крымом.

Крепость была укреплена русскими в 1784 году. Однако после 1835 года была заброшена и частично разобрана местными жителями. Последнее сражение крепость пережила в 1920 году, когда войска Врангеля были вынуждены сдать их красногвардейцам.

После войны крепостные стены стали основой Красноперекопского бромного завода. Во времена Великой Отечественной войны крепость уже не существовала, а ее останки были свидетелями двух успешных штурмов.

Сегодня Ферх Кермен разделен Северо-Крымским каналом с ближайшим мостом в Армянске.

Перекопская крепость в судьбе Василия Долгорукого

Князь Василий Долгорукий в 1736 году первым вошел на бастионы Ор-Капу и получил чин прапорщика по приказу главнокомандующего Миниха, который не отказался от этого даже узнав, что солдат — представитель опального в том время рода. Через 35 лет Долгорукий вновь взял Ферх Кермен, но уже как главнокомандующий русской армии.

Перекопская крепость на карте Крыма

Источник: http://Krymea.ru/architecture/ferh-kermen.html

Перекопский вал

Выезжая в Крым со стороны Украины, сложно не заметить Перекопский вал – уникальный историко-археологический памятник. Фортификационное сооружение длиной около 11 км проходит через весь перешеек от Перекопского залива до озера Сиваш, полностью отделяя материк от полуострова.

Чтобы оценить величие объекта, на вал лучше забраться – он имеет высоту до 80-10 м, а ров, проходящий перед насыпью, достигает 10 м в глубину и 20 м в ширину.

Перекопский вал – один из древнейших памятников археологии Крыма.

Первые упоминания о Перекопском вале

Впервые ров с валом в Тавриде описывал Геродот в пятом веке н.э., а в письменных документах первого века он упоминается как Тафрос (по гречески – ров). В древности Перекопский ров перед насыпью был заполнен водой, и по нему даже плавали корабли, сокращая путь из Каркинитского залива в Сиваш.

Римский ученый Плиний старший упоминал о существовании здесь корабельной пристани. Откосы и дно рва были облицованы каменными плитами.

Кто возвёл вал и выкопал ров доподлинно неизвестно. Одни ученые считают, что Перекопское оборонительное сооружение создали древние римляне – у них был опыт строительства подобных конструкций на Таманском полуострове.

Кроме того, римляне не раз подчиняли себе Херсонес и Боспорское царство. Германские исследователи склонны полагать, что вал возвели готы. Докопаться до истины уже невозможно. Почти наверняка известно лишь то, что в десятом веке вал зарос, а канал пересох.

Читайте также:  Музей героической обороны и освобождения севастополя: фото, описание, история

После образования Крымского ханства вал заново укрепили. Здесь разместился турецкий гарнизон Ор-Капу (или Турецкий вал), была построена крепость Ферх-Кермен, среде русских получившая название «Перекоп».

Во время русско-турецких войн в 18 веке за крепость шли жаркие бои, ключевой пункт Османской империи несколько раз разрушался и восстанавливался, однако в 1771 году крепость Ор-Капу была окончательно уничтожена русскими войсками под командованием генерал-аншефа Василия Михайловича Долгорукова. В составе России Перекоп превратился в типичный уездный город Таврической губернии.

Впрочем, на этом точка в героической истории Перекопского вала не была поставлена. Во время гражданской войны, когда Добровольческая армия отступила на юг и сложила полномочия командующего А. Деникина в пользу П. Врангеля, по Перекопскому перешейку проходила граница между «советской» и «белой» Россией. Крым стал последним бастионом Белого движения.

Перекопский вал во время Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны на Перекопе вновь развернулись ожесточенные бои. Несмотря на работы по укреплению Перекопского перешейка и ожесточенное сопротивление, в начале осени 1941 года советские войска были вынуждены оставить линию обороны и отступить…

Бои на этом участке возобновились только в ноябре 1943 года, когда началось Крымская освободительная операция.

Между железной дорогой и автотрассой Армянск-Чаплинка над валом в память о героях двух войн возвышается колоритный двойной памятник героям Перекопа, основную композицию которого составляют бойцы Красной Армии в форме 1920 года. Памятник был спроектирован в 1960 годы. Работу выполняли скульптор Г. Нерода и архитектор В. Лазарев. Рядом расположена братская могила.

Источник: http://www.grifon-tur.ru/perekopskij-val.html

Перекопская крепость

Об объекте

Северная часть Крыма изобилует необычными местами, затерявшимися среди множества озёр, ручьев и болот. Одним из таких уголков является Перекопская крепость – выдающийся образец военно-инженерного искусства и территория многочисленных сражений. Многие исследователи считают, что древнейшие земляные валы, отделяющие полуостров Крым от материка, были выкопаны ещё киммерийцами. Спасаясь таким образом от многочисленных атак скифов, они создали искусственный хребет, который впоследствии использовали в оборонительных целях крымские татары.  Это укрепление было построено еще во времена Крымского ханства. Перекопский вал простирался на расстояние 8 км, а удачное расположение препятствовало проникновению захватчиков с суши. В эпоху османской империи на этой территории располагались Храм Сахиба Герая и Текие Дервишей, участки с жилыми постройками, баня и казармы для воинов.Уже будучи российским, бастион неоднократно становился театром боевых действий в период Гражданской войны и во время ВОВ.  Крепость Перекоп в Крыму известна далеко за пределами полуострова. Развалины древнего бастиона привлекают поклонников исторических ценностей и служат необычным фоном для памятных фотосессий. Для удобства посетителей между участками вала проложены тропинки.

Когда-то это древнее укрепление имело как внешний, так и внутренний периметр. Однако время и череда разрушительных войн стёрли все границы. Сначала создаётся впечатление, что это абсолютно ничем не примечательная земляная насыпь высотой 3 метра. Но стоит посмотреть с другого ракурса, как становятся заметными очень толстые стены из обожжённого камня. 

Согласно старинным планам, изначально крепость была пятиконечной. Вход на территорию с северной стороны защищали подъёмные ворота и мост, башни были четырёхугольной формы. К счастью, фрагменты этих архитектурных элементов сохранились до наших дней. Посетить территорию укрепления можно совершенно бесплатно. В непосредственной близости находится большое количество монументов воинам, защищавшим крымскую землю в период Великой Отечественной Войны.

Перекопская крепость располагается в окрестностях Армянска, от городка её отделяет одноимённый канал. Развалины укрепления интересно будет посетить с экскурсией: беззаветно влюблённый в Крым краевед поведает о многих увлекательных фактах из истории этих мест.

Добраться до Армянска можно самостоятельно с автовокзала любого крупного города полуострова. Оттуда в сторону посёлка Перекоп ходит автобус, который благополучно доставит вас к комплексу.По Симферопольскому шоссе можно доехать на автомобиле и даже дойти пешком.

Обувайтесь и одевайтесь поудобнее – вас ждёт увлекательное путешествие в прошлое.

Прелагаем посмотреть видео о достопримечательности северного Крыма:

Дополнительно

Источник: https://GidCrima.ru/armyansk/dostoprimechatelnosti/perekopskaya-krepost/

Перекопский вал

О времени сооружения Перекопского вала в Северном Крыму по сей день имеются различные версии: одна гипотеза полагает, что вал со рвом был построен киммерийцами, другая  – чуть позднее скифами.

В любом случае, впервые о северо-крымском рве сообщает древнегреческий историк Геродот, также данное укрепление было описано в работах римского писателя Плиния Старшего и греческого ученого Клавдия Птолемея.

Таким образом, Перекопский вал является самым старым оборонительным укреплением на всем крымском полуострове, использовавшимся по прямому назначению еще со времен прошлой эры.

Перекопский вал – немой свидетель античных времен

Издревле вал являлся основой всего укрепрайона Перекопа, пересекая крымский природный “мост” в наиболее узком его месте. Перекопский вал в длину имеет 11 километров с высотой порядка 10 метров и шириной у основания более 15 метров. На востоке сооружение граничит с заливом Сиваш, а с запада доходит до Каркинитского залива в Черном море.

В древние времена Перекопский ров имел название «тафрос», что по-гречески означает ров. В античные времена ров был наполнен водой, и прямо из Черного моря можно было на мелких судах зайти в Сивашский залив. Стены и дно вала были тогда покрыты камнем. Так, Плиний Старший сообщал о наличии в этом месте целой корабельной пристани.

Перекоп во времена владычества Крымского ханства

В период раннего средневековья Перекопский ров был заброшен и постепенно разрушался, пока его важность как мощного сооружения на входе в Крым не оценило Крымское ханство.

В 1480-х годах ханом Менгли Гиреем начались строительные работы, практически без перерывов продолжавшиеся вплоть до 1736 года, когда русская армия окончательным штурмом захватила Перекопский вал вместе с возникшей цитаделью Ор-Капу.

Так, в период правления ханами Менгли и Девлет Гирей по краю рва были построены 6 каменных оборонительных бастионов с защитными башнями между ними, и, более того, сооружена твердыня Ор-Капу, через которую проходили многочисленные караваны раболовов и торговцев, как например, Чумацкий шлях.

Перед первым захватом Перекопского вала русской армией весной 1736 года, в результате которого укрепление было впервые уничтожено, от имени командующего Миниха было обещано офицерское звание тому воину, который первым сумеет достигнуть вражеской стороны вала. И этим солдатом удачи оказался молодой Долгоруков, получивший тогда чин поручика.

Через 35 лет под командованием уже генерала-аншефа Василия Михайловича Долгорукова русская армия разобьет войско из 7 000 солдат хана Селима III Гирея и окончательно овладеет Перекопской линией.

Между этим промежутком крепость Перекоп была вновь восстановлена   ханом Крым-Гиреем к 1754 году, однако после 1771 года оборонительное укрепление полностью больше никогда не строилось заново.

В конце концов, после завершения череды русско-турецких конфликтов, Перекопский укрепрайон утратил свое стратегическое значение, и в 1835 году все оставшиеся укрепления были переданы городским властям уездного города Перекопа Таврической губернии, а остатки сооружений разбирались местными жителями для строительства.

Перекопский вал и Новейшее время

В период гражданской войны в России на Перекопе войсками белой армии в 1919 году был укреплен ров, который прикрывался также несколькими линиями окопов с колючей проволокой.

К началу Перекопско-Чонгарской операции в ноябре 1920 года оборонная линия Перекопа включала поддержку 70 артиллерийских орудий, сотни пулеметных точек, а также артогнем боевых кораблей, располагавшихся в Каркинитском заливе.

В ночь 8 ноября войска Южного фронта Красной Армии под командованием Фрунзе начали штурм Перекопского вала, в результате которого РККА потеряло  порядка 10 000 солдат и коммунистов, но оборонительный район Перекопа все же был прорван 9 ноября.  После изгнания войск генерала Врангеля укрепления Перекопского вала вновь были демонтированы.

В начале 1960-х годов началось строительство Северо-Крымского канала, а уже в октябре 1963 года строителями была подорвана последняя земляная перемычка, и полноводный Днепр понес свои водные потоки, чтобы, наконец, преобразить засушливый степной крымский регион.

Как добраться до Перекопского вала?

Сегодня многочисленные сохранившиеся достопримечательности Перекопского вала можно свободно увидеть самостоятельно.

Чтобы совершить экскурсию в Перекоп, следует добраться до города Армянска, от которого до села Перекоп идет четырехкилометровый путь, который можно свободно преодолеть пешком.

До железнодорожного вокзала Армянска ходит множество поездов, а из Симферополя ведет практически прямая трасса.

Ярлык: Армянск, крепость, Ор-Капу, Перекоп, Перекопский вал, степной крым

Источник: http://bike-crimea.com/blog/2014/perekopskij-val/

Турецкий вал

Среди многочисленных достопримечательностей Крыма, являющихся древними фортификационными сооружениями, есть одно, которое занимает особое место. Это Турецикй вал. Он отделяет Крым от материка и за две тысячи лет своего существования часто являлся ареной ожесточённых боёв.

В соответствии с некоторыми гипотезами Турецкий вал или как его ещё называют – Перекопский вал был сооружён римлянами с целью защиты Крыма от многочисленных набегов кочевых племён. Хотя имеются версии, что он появился здесь гораздо раньше и его соорудили киммерийцы ещё за несколько веков до нашей эры с целью предотвратить экспансию скифов.

Есть также гипотезы о том, что вал построили скифы или древние греки. Во всяком случае, в средние века вал начал выполнять свои защитные функции по окончании возведения крепости Перекоп. Сам вал растянулся на расстояние порядка восьми с половиной километров, начиная от Перекопского залива Чёрного моря и, заканчивая заливом Сиваш Азовского.

Толщина крепостной стены составляет целых два метра.

В древности этот вал охраняло три крепости, самой крупной из которых и наиболее укреплённой являлась крепость Ор-Капу. Фрагменты её можно и сейчас видеть у залива. «Ор-Капу» является турецким названием, татары называли её Ферх-Кермен, а славяне – Перекоп.

О мощности этого фортификационного сооружения говорит оставшаяся часть крепостной стены идеально ровной кладки, толщина которой составляет целых два метра.

Читайте также:  Грушевский перевал в судаке, крым: на карте, фото, где находится

При этом глубина рва в отдельных местах доходит до двадцати метров, а ширина самого вала у его основания – пятнадцать метров.

Турецкий вал встречал всех, кто въезжал на полуостров сухопутным путём с севера. Эта мощная преграда в своё время служила границей, разделяющей цивилизацию и дикие кочевые племена, а позже – христианские и исламские миры.

Самые тяжёлые военные удары Турецкий вал принимал на себя в период русско-турецких войн в восемнадцатом веке. Крепость Перекоп вместе с валом была штурмом взята российской армией в 1736 году. Перекоп имел не только огромное военно-стратегическое значение.

Через эти Перекопские ворота проходил основной сухопутный путь из материка в Крым. Здесь действовал таможенный пост, осуществлялся жёсткий контроль грузов, а сам въезд на полуостров или выезд из Крыма мог быть осуществлён по особому разрешению.

Поэтому перед крепостью в ожидании пропуска всегда выстраивались длинные очереди из торговых караванов и посольских миссий, а рядом возникали многочисленные поселения, где путники могли отдохнуть, помыться в бане, купить на базаре необходимые вещи, развлечься.

Поселения в основном были мусульманские, греческие и армянские. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней населённые пункты: небольшой город Армянск и село Перекоп.

Перекопская крепость вместе со рвом и валом просуществовала до 1835 года, после чего была упразднена. Местные жители в условиях дефицита строительного камня, активно разбирали крепостные стены и уже к концу девятнадцатого века от них остались одни воспоминания.

В буйные годы Гражданской войны именно по Перекопскому валу проходила линия, разделяющая «красных» и «белых». Войска Врангеля с помощью английских и французских специалистов усиленно укрепляли Перекопскую линию обороны.

Турецкий вал со рвом были восстановлены, огневые позиции здесь заняли семьдесят орудий и сто пятьдесят пулемётов, пред валом были установлены многочисленные инженерные заграждения.

Также предполагалась существенная огневая поддержка оборонной линии с помощью военного флота, находящегося в Каркинитском заливе.

Вечером в третью годовщину октябрьской революции 1917 года части Южного фронта Красной Армии по приказу Фрунзе совершили легендарную переправу через Сиваш и 8 ноября после продолжительного артиллерийского обстрела 51-ая дивизия Блюхера начала штурм.

Всего было предпринято три безуспешные атаки, в ходе которых погибло большое количество бойцов, как с одной, так и с другой стороны. В итоге, ночью 9 ноября 1920 года «красные» отчаянно атаковали противника в лоб.

Несмотря на ураганный огонь, наличие на пути огромного количества колючей проволоки и обледенелые склоны рва, Перекопский вал был захвачен, что создало благоприятную стратегическую обстановку, в дальнейшем позволило захватить Керчь и изгнать Врангеля из Крыма.

Добраться до Перекопского вала несложно. Необходимо доехать любым удобным способом до города Армянск, а от него всего четыре километра до села Перекоп.

В годы Великой Отечественной легендарный Перекоп снова стал свидетелем жестоких боёв, но теперь уже дважды. Первый раз в 1941 году во время наступления немецких войск, когда под натиском врага советским войскам пришлось оставить эту линию обороны, а второй – в 1943 году, когда этот плацдарм был отбит у немцев, после чего началось освобождение Крыма.

Перекопский вал является очень интересным, но, к сожалению, ещё мало изученным историко-культурным и туристическим объектом, однако здесь всегда можно увидеть путешественников, осматривающих достопримечательности и приезжающих сюда снова и снова.

Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/armyansk/perekopskiy-val/

Город, которого нет. Загадка Перекопа и миражи степного Крыма

Крымская степь на Перекопском перешейке весьма напоминает степи Казахстана, Северного Прикаспия и даже Ближнего Востока.

Сходство состоит в неописуемо жарком солнце летом, когда мечтаешь о слабом ветерке, но его летом здесь не бывает, и жутко холодной зимой, когда ветер дует со всех четырёх сторон одновременно, при этом особо низкие температуры здесь отмечаются редко. Здешний край невероятно засушлив летом, и дожди тут редкое явление.

Зимой напротив, либо стоят депрессивные туманы, которым бы даже позавидовал Лондон, либо непрерывный свист ветра, случаются и жестокие вьюги. В продолжение темы Азово-Черноморского канала, необходимо продолжить рассказ о уже несуществующем городе Перекоп и поделиться экзотической особенностью Крыма.

Испарения Сиваша делают воздух перекопского перешейка особенным

Миражи перекопской степи

Крымские степи обширны, а перекопская степь является частью засушливых пространств полуострова и тянется от Симферополя и вплоть до самого Перекопа. Но, перекопская степь особенна и имеет ряд небольших отличий: она практически равнинна на всей своей площади и подвержена более интенсивному прогреву солнечными лучами нежели другие места Крыма.

На всём пространстве перекопской степи не встречаются реки или ручьи, а источниками воды выступают только глубокие колодцы или скважины. Ранее, через перешеек поступали воды Днепра по Северо-Крымскому каналу, но теперь этого нет, и степь вновь вернулась к своему первоначальному состоянию.

В особенно знойные дни, обычно с утра и до обеда, путешественник передвигающийся на своих двух, или велотранспорте может встретить мираж.

Также само, как и в пустынях Азии и Африки, любой путник может неожиданно увидеть на горизонте горы (в данном случае Крымские), водоёмы (которые обычно на Перекопе и не встречаются), заросли деревьев и кустарников (которые никогда там не росли, разве что насаженные недавно лесополосы). Северный Крым не столь густо заселён, как южный, поэтому всегда запасайтесь водой, и головными уборами.

Уже в мае крымские степи начинают переливаться золотомИз своего опыта. Впервые мираж я увидел именно на Перекопском перешейке, очень удивившись близости Крымских гор к Турецкому валу, это при том, что до гор было не менее 150 километров, и вообще они отсюда никак не просматриваются

Город, которого нет

Теперь мало кто знает, что здесь, в самой жаркой точке Крыма, почти в середине перешейка, практически перпендикулярно турецкому валу и рву, был расположен город Перекоп (ни в коем случае не путать с селом Перекоп, или городом Красноперекопск!).

Считается, что изначально на месте города Перекоп существовал древнегреческий город Тафрос («ров» — в переводе). Со временем город пришёл в упадок, и на его месте в начале XVI века основали крепость Ор-Капу, более известную как «Перекоп».

Вокруг крепости, с южной её стороны, быстро разросся одноименный город.

Крепость «Перекоп». Голландская гравюра 1681 годаГород в XVII веке насчитывал 1500 дворов, 12 мечетей, базар, караван-сарай, дворец наместника, таможню. Населения города обслуживало не только потребности крепости, но и занималось соледобычей на Сиваше, что было очень выгодным предприятием в те времена. Вдобавок, сама крепость насчитывала 500 стрельцов, 100 человек артиллеристов (100 пушек), 500 всадников (соответственно и лошадей числилось много), гарнизон янычар (1000-3000 человек).Перекоп на заднем плане в картине Карло Боссоли (1840)

Во время очередной русско-турецкой войны, последовал штурм крепости Перекоп 19-21 мая 1736 года. В результате крепость пала. Последующие русско-турецкие войны и присоединение Крыма к России привело не только к упадку крепости, но и частичному вымиранию города.

Местное население перебиралось в Османскую империю, и город Капу постепенно пустел. Полностью вымереть городу не позволили такие факторы, как расквартировка в крепости российских войск, сохранение внутренней таможни, привлечение населения для дальнейшей соледобычи.

Город Капу переименовали в Перекоп (от слова «перекопать», имелось ввиду расположенный ров) и сделали уездным центром. Жизнь закипела по-новому.

17 мая 1787 года Екатерина II в рамках своего грандиозного турне в Тавриду, посетила город Перекоп, где совершила экскурсию в крепость. Считается, что в Перекопе императрица переночевала в специально построенном для неё дворце.Таким увидел Перекоп русский путешественник Павел Сумароков в 1799 году

Город неспешно, но уверенно развивался. Перед началом Первой мировой войны, в Перекопе значились все атрибуты уездного города. Были мужская и женская школа, городское училище, костёл, православный храм, гостиница, больница, Окружной суд, казначейство, полицейская управа, почтовая станция, земская управа, дворянское собрание.

Деньги в казну города и уезда поступали, в основном, за счёт солеварения на Сиваше. Статистика показывает, что 400 человек из Перекопа занимались соледобычей. Население города составляло 5279 человек, а уезда 51 393 человека.

Примечательно, но городские власти всегда стремились сделать город лучше, посредством строительства новых зданий и помещений, повышения квалификации врачей и учителей в Санкт-Петербурге.

Карта Шуберта от 1860 года. Видна вытянутость города Перекопа от крепости и вдоль тракта. Сам перешеек при этом довольно густонаселён 9 ноября 1920 года, город Перекоп прекратил своё существование. В годы Гражданской войны, по приказу Михаила Фрунзе вся огневая мощь Красной Армии была направлена на город, где засели белогвардейцы. Огонь орудий был настолько сплошным, что остались лишь фундаменты зданий, которые потом разобрали для нового строящегося населённого пункта — село Перекоп. От ураганного огня пострадало крупное село Щемиловка, где осталось 10 домов. Сейчас это село тоже более не существует.

И ранее город был обречён..

Город Перекоп был обречён на вымирание изначально. Особенно после того, когда через город Джанкой Перекопского уезда проложили железную дорогу Мелитополь — Симферополь в 1874 году. Вся жизнь уезда стала плавно перемещаться в Джанкой.

В 1913 году, земской управой с разрешения губернатора, было принято решение о переносе всех земских учреждений из Перекопа в Джанкой. Правда, перенос откладывался до тех пор, пока не будет проложена железная дорога Херсон — Джанкой через Перекоп, для удобства переноса учреждений.

Строительство данной ветки планировалось на 1914 год, но с началом войн было отложено на неопределённое время.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a9ea48d9d5cb3acb70d3390/5b06731cc71a924e91f84bc2

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]