irina_coПост состоит из двух частей, о посещении кенас и кафе нашего соавтора по блогу Алексея Коткова, и материал на эту тему от крымчанки Елены Лагоды.Следующий пост — подборка рецептов крымской кухни.Пишет Алексей.Помимо того, что Евпатория это один из древнейших городов страны, всероссийская здравница, детский курорт и родина самых вкусных в мире чебуреков, в ней также располагается духовный центр караимов — малочисленного коренного народа Крыма. Храмовый комплекс, который называется в народе караимскими кенасами, занимает 0.25 га в районе Старого города. Там находятся два храма, кафе, где готовят блюда национальной караимской кухни, религиозная школа и библиотека — материальные свидетельства того, что есть такой самобытный народ под названием караимы.1. Главный вход на территорию кенас:2.К сожалению, процесс уже не обратить вспять и тенденции таковы, что в 21 веке этот народ неизбежно перестанет существовать. Когда-то караимов было 14 000 человек. Сейчас их всего 2000. В Крыму — 545, а в Евпатории — всего 135. При этом смешанные браки сделали своё дело — караимы уже почти полностью растворились среди представителей других населяющих Крым народов. Мало кто знает родной язык, соблюдает древние обычаи и традиции. Молодёжь окончательно оторвалась от своих корней.Но, вот есть такой религиозный центр, как кенасы. Там проводятся богослужения, национальные праздники. Видимо, все эти здания рано или поздно станут музеем под открытым небом. Но сейчас караимская жизнь там ещё теплится. Можно прийти на экскурсию, прикоснуться к древней истории экзотического народа. Наверное, можно и на богослужение попасть. Кафе работает каждый день. Оно закрывается только в дни религиозных праздников.Я сходил на такую экскурсию. Она стоит 200 рублей и длится 25 минут. Билеты продаются у входа в кенасы. Экскурсии начинаются в начале каждого часа с 12:00 ежедневно без выходных.Если в двух словах, то я бы охарактеризовал данное культурное мероприятие как познавательное и одновременно печальное. Меня всё время не покидало ощущение, что буквально на моих глазах исчезает целый народ. И, если от караимов останутся хотя бы кенасы, то, например, от коренных народов севера типа эскимосов или алеутов не останется совсем ничего. Грустно, но таков естественный ход вещей.Когда я впервые оказался в Крыму, мне где-то в Симферополе попался на глаза ценник с надписью «Караимский пирожок». Помню, я тогда долго гуглил, но так до конца и не смог разобраться в вопросе кто же такие караимы. Второй раз я довольно много времени потратил на выяснение этого же вопроса, когда съездил на плато Мангуп.Там, по дороге на вершину, находится старое караимское кладбище. Точнее то, что от него осталось. Честно говоря, выглядит оно как хаотичное нагромождение старинных надгробных плит. И вот сейчас я побывал в самом главном караимском центре на планете Земля. И, вы знаете, вопрос для меня по-прежнему остаётся открытым.Самое интересное, что даже у самих караимов нет чёткого ответа на вопрос о том, кто они такие. На Википедии про караимов есть большая статья.
Если ей верить, основных версий две: 1) караимы — народ, родственный еврейскому; 2) караимы — потомки хазар, то есть тюрки. При этом караимский язык относится к тюркским языкам и является близким к, например, крымско-татарскому, казахскому и киргизскому. Но письменность у караимов — древнееврейская. Плюс их религия, караимизм, — это, по сути, ответвление от иудаизма. Но они признают только Ветхий завет, категорически отвергают талмуд и крайне негативно относятся к тому, что некоторые причисляют их к евреям. Свинину не едят, по субботам отдыхают. В общем, понятно, что ничего не понятно.
Караимы внесли огромный вклад в развитие Евпатории. Исторически очень многие, как бы сейчас сказали, мэры Евпатории были этническими караимами. Неповторимый архитектурный облик Старого города — это во многом заслуга караимов.
Да даже такие визитные карточки города, как театр имени Пушкина или Городская публичная библиотека — и те построены в своё время на пожертвования видных представителей этого народа.Екатерина Великая при вхождении Крыма в состав России в конце 18-го века предоставила караимам очень значительные льготы.
Караимы, в свою очередь, всегда были крайне лояльно настроены по отношению к российским монархам, были патриотами России и сражались за неё во время Крымской, Первой мировой и Великой Отечественной войн.Сам комплекс кенас совсем небольшой. Там несколько двориков, каждый из которых имеет своё название (виноградный, мраморный, дворик ожидания молитвы и др.), да несколько построек.
Не вижу смысла рассказывать вам о том, в каком году были возведены храмы или из какого региона Италии привозили мрамор для строительства. Это скучно. Скажу только, что комплекс является памятником архитектуры 18-го века, то есть он не очень старый. Да, ещё по поводу экскурсии хотел сказать пару слов. На всей территории кенас установлены таблички с подробной информацией.
Экскурсовод просто пересказывает текст с этих табличек. Иногда дословно. Но экскурсию всё рано придётся купить, иначе не пройдёте дальше входа…3.Из интересного: самой старой виноградной лозе на территории комплекса 150 лет, в Соборной кенасе побывали два российских императора (в память о приезде Александра Первого на территории даже был установлен мемориал), слово «кенаса» в караимском языке не склоняется и ударение ставится на последний слог, на территории комплекса есть лапидарий, в который на хранение были свезены надгробные плиты с разрушенного евпаторийского караимского кладбища. Также на территории есть несколько действующих фонтанчиков для ритуального омовения и старинные солнечные часы. В витражном портике установлен макет комплекса. Есть ещё ритуальная беседка, в которой проводятся религиозные праздники. Вот, в общем-то и всё.4. Мемориальная колонна, установлена в часть посещения комплекса Александром Первым:5. Лапидарий:6. Очередь в кафе:7. Мемориальная беседка:В Малую кенасу мы не попали. Удалось побывать только в Большой соборной кенасе. Там проводятся праздничные богослужения. Чем-то этот храм мне напомнил типичную католическую церковь из американских фильмов. Разве, что статуи распятого Христа не хватало. Жаль, что богослужения в этот день не было. Интересно было бы посмотреть на то, как они проходят у караимов. Я вообще человек не религиозный, но был как-то в Новгороде в Софийском соборе. Там как раз хор пел псалмы. Честно скажу, мурашки по коже у меня бежали. В общем все эти религиозные штуки оказывают на меня сильное эмоциональное воздействие.8. Внутри здания Большой соборной кенасы:Как я уже писал, сама экскурсия очень короткая — всего 25 минут. Нет смысла приходить в кенасы только ради неё. Гораздо разумнее прийти голодным, посетить экскурсию, а потом сразу пойти пообедать в караимское кафе, которое находится тут же на территории комплекса. Называется оно «Караман». В переводе с караимского это значит богатырь или великан. В меню там не только караимские национальные блюда, но и их тоже в избытке. Я специально заказал только блюда местной кухни. Вообще надо сказать, что кафе это легендарное. Люди специально едут в Евпаторию, чтобы пообедать в нём. Считается, что здесь готовят лучшие чебуреки в мире. Хотя с этим многие готовы поспорить. Короче говоря, если вы хотите понять, что из себя представляет караимская кухня, то вам сюда.9.Фотографировать интерьер кафе я не стал. Во-первых, это самое обычное ничем не примечательное кафе. Во-вторых, внутри висел знак о том, что фотографировать нельзя. Хотя по закону, конечно, можно. Но хозяев общественных мест это, как правило, не сильно волнует. В-третьих и в главных — кафе было забито людьми под завязку. Мне бы лично не сильно понравилось, если бы какой-то незнакомый мужик фотографировал меня, пока я ем…Мне почему-то казалось, что еда будет пряной. У меня, кстати, и про казахскую кухню в своё время тоже было такое представление. Ну, вроде бы, южные тюркские народы. Казалось бы, должны активно использовать в кулинарии самые разные специи. Оказалось, что всё довольно-таки пресно, как и в русской кухне. Это вам не Индия… Хотя для многих это даже плюс.
Конечно же, я заказал чебурек с говядиной, который здесь называется «чир-чир». Да, действительно, вкусно. Взял я на пробу и караимский пирожок с мясом. Рубленная говядина, картошка, лук, зелень, соль, перец, слоёное тесто. Не солёно, мало перца, мало лука. Ну вот, прям совсем никак. У меня мама родом из Татарстана. Она русская, но часто готовит блюда татарской кухни. В том числе и татарские пирожки. В частности, эчпочмаки. По сути, это те же караимские пирожки. Ингредиенты идентичные. Только тесто другое. Хотя, я лично готовил эчпочмаки со слоёным тестом. Это не канонично, но так тоже можно. Так вот, у мамы получается гораздо вкуснее. Даже у меня получается вкуснее, а я ни разу не повар!
На первое взял интересный суп. Называется хомур-долма. Мясной бульон, в котором плавают крошечные пельмешки с говяжье-бараньим фаршем. Плюс красный соус (по-моему, это были просто измельчённые помидоры) и соль с перцем. Ну, зелень, само собой.
Нечто подобное я однажды пробовал в азербайджанском кафе. Только там этот суп был очень жирным. А тут — вполне себе лёгкий супчик. Насколько я знаю, чем меньше пельмешки в этом супе — тем более искусной считается хозяйка, их приготовившая.
В ложку должно помещаться не меньше семи штук, иначе «не будут уважать». Суп вкусный. Рекомендую!
10. Суп хомур-долма:Самым приятным было то, что заправляют этот суп караимы катыком. Как же давно я не пробовал катык! В последний раз, наверное, больше двадцати лет назад, в далёком детстве, когда гостил у тёти в Татарстане. Прямо даже ностальгия нахлынула… Если кто не знает, катык- это тюркская разновидность простокваши. В тюркских странах катык — это довольно распространённая вещь. Единственное отличие от простокваши заключается в том, что молоко для приготовления катыка предварительно кипятят. Простоквашу, конечно, тоже можно из кипячёного молока делать. Но, как правило, так никто не заморачивается. Моя бабушка всегда просто оставляла молоко в трёхлитровой банке в тёплом месте, и простокваша образовывалась сама собой.
На второе взял блюдо с не менее экзотическим названием — хазар-кебаб. Нет, это не хазарская разновидность шаурмы, как можно было бы подумать. На самом деле, это жаренная с луком баранина на запечённом баклажане. Если я правильно понял, на сковороде отдельно жарится баранина с луком. В это же время параллельно в духовке запекается целый баклажан. Потом всё соединяется на тарелке.
Конечно, жаль, что в данном конкретном месте используют духовку, а не мангал. По крайней мере, запаха дымка я не почувствовал. Подаётся блюдо со слегка подмаринованным луком, зёрнами граната, листьями базилика и петрушкой. Опять же, никаких сухих специй, хотя здесь они особенно напрашивались. Съедобно, сытно. Я вообще не помню, когда в последний раз баранину ел.
Вкусное же мясо, надо чаще его покупать!
11. Хазар-кебаб:Главным открытием для меня стала буза. В «Карамане» можно не только заказать этот напиток в зал, но и купить в полуторалитровой бутылке и унести домой. Вроде, 225 рублей стоит такая бутылка, если я правильно помню. Никогда в жизни до этого я даже не слышал о таком напитке! Говорят, что русское слово «бузить» от него произошло. Его иногда делают довольно крепким, до шести спиртовых градусов. В караманской бузе, по ощущениям, было градуса 2-3. Очень классная штука! Нечто среднее между пивом и квасом. Делается из пшеницы. Но хмель не используется, так что никакой горечи вообще нет. Только лёгкая приятная сладость. Это не чисто караимский напиток. У многих народов есть что-то подобное. Но, конкретно караимская версия мне очень понравилась.12.В целом караимская кухня не показалась мне какой-то невероятно экзотичной. Русскому человеку все вкусы и ингредиенты блюд покажутся довольно обыденными. Но, всё равно, было интересно. Побывать в Евпатории и не пообедать в «Карамане» — это просто недопустимо! А, если уж пойдёте в «Караман», то тогда можно заодно и в кенасы зайти. Ну, либо наоборот. Да, цены в кафе вполне демократичные. Я был очень голодным и за 820 рублей наелся до отвала.13.14. Меню кафе (страница салатов, десертов, напитков):
Может быть, и не стоит мне так расстраиваться? Караимов рано или поздно не станет. Но, останутся Кенасы, останется Старый город в Евпатории, караимские пещеры на Мангупе, караимская кухня в конце концов! Караимские гены обогатят генофонды других народов. Не исчезнут они бесследно! Через 3 миллиарда лет вообще Солнце погаснет… Смысл переживать из-за вещей, которые ты не можешь изменить?
Источник: https://irina-co.livejournal.com/195754.html
Караимские кенасы в Евпатории
Караимами некогда называли византийцев и тюрков, проникшихся культурой иудаизма. Саму же религию, которую исповедовали караимы, на полуостров занесли хазары. Впоследствии большая часть караимов погибла от рук мусульман. Но после этого народа остались Караимские кенасы — расположенный в сердце Евпатории архитектурный комплекс. А чтобы найти эту достопримечательность, вам предстоит отправиться в окрестности Караимской улицы.
Кенасы — весьма своеобразный исторический памятник, датируемый XVIII столетием. Комплекс локализуется неподалеку от пересечения улиц Караева и Интернациональной.
Главным ориентиром для вас послужит Текие Дервишей, где берет начало Караимская улица. В паре минут ходьбы от этого района находятся Гезлевские ворота. Точный адрес музейного комплекса: Караимская, 68.
GPS-координаты памятника: N 45 11.917 E 33 22.450.
Кстати, в окрестностях ансамбля расположена знаменитая библиотека «Карай-Битиклиги», в которой собраны письменные образцы караимской культуры. Тут же локализуется тематический музей и национальное кафе «Караман». В кенасах регулярно организуются экскурсии, к одной из которых вы можете присоединиться. Да и сам квартал, в котором проживали иудеи, заслуживает пристального внимания.
История появления караимских храмов
Первые Караимские кенасы (Евпатория) начали строиться в XVI столетии. Проект сооружения приписывается архитекторам Бобовичам — они создали чертежи в начале позапрошлого века, а затем украсили объект триумфальной отделкой. В качестве доминирующей стилистики был выбран поздний классицизм.
«Читающий» — именно так самоназвание караимов переводится на русский язык. Есть мнение, что представители той народности были очень образованными, интеллигентными людьми.
Сохранившиеся документы утверждают, что караимы населяли полуостров задолго до рождения Иисуса. Центром караимской общины считался Чуфут-Кале.
Когда же полуостров присоединился к Российской империи, сердцем караимского народа стала Евпатория.
Огромный вклад в духовность и культуру своей общины внес Сима Бобович, с именем которого связывают сооружение Большой кенасы (1804 год). Бобович регулярно встречался с крупными чиновниками и российскими правителями, дружил с мусульманским и христианским духовенством. Вот несколько интересных фактов из жизни архитектора:
- В гости к Бобовичу приезжали Адам Мицкевич и Александр Первый.
- Бобович за собственные средства издавал караимскую литературу.
- Архитектор считался крупным меценатом и филантропом.
Возведение Большой кенасы
Прежде всего Караимские кенасы (Евпатория) ассоциируются с большим храмовым комплексом, строительство которого развернулось в 1804-1807 годах. А вот Малый храм открыл свои двери верующим в 1815 году.
Подразумевалось, что это помещение будет носить вспомогательный характер, а его проектированием занимался Самуил Бобович. В 1820-х появилась благотворительная кухня.
При комплексе была открыта и духовная школа (мидраж), в которой обучались караимские мальчики.
Строительство и реконструкция комплекса продолжалось вплоть до 1900 года. К общей композиции добавились кованые ворота и памятные мраморные дощечки. Духовный центр неоднократно посещали российские императоры (Николай Второй, Александр Первый). В честь последнего в 1859 году был открыт мраморный обелиск.
Реконструкции и смена хозяев
После 1917 года начались первые неприятности. Караимские кенасы в 1927 году были закрыты — вместо них появился антирелигиозный музей. Впоследствии история комплекса разворачивалась весьма драматично. Вот лишь некоторые вехи, через которые прошел объект:
- 1938 год — реконструкция помещений (внутренняя планировка полностью нарушена);
- 1940-е годы — организация медицинских курсов;
- Период ВОВ — повторное открытие благотворительной кухни;
- 1959 год — открытие на территории объекта детского садика;
- 1963 год — статус архитектурного памятника;
- 1967 год — переезд внутрь храма музейных экспозиций (краеведческой и археологической);
- 1969 год — очередная реконструкция наносит удар по внутренним интерьерам.
Возрождение средневековой реликвии началось в 1990 году. Галичане пожертвовали круглую денежную сумму, что привело к восстановлению алтаря — это произошло в 1994 году. Спустя еще два года были реконструированы несущие храмовые элементы, затем реставраторы взялись за деревянную резьбу. Генеральная же реконструкция была произведена в 2005-2007 годах.
Чем Караимские кенасы привлекают путешественников
На протяжении многих лет Караимские кенасы в Евпатории влекут к себе путешественников. В чем причина такой популярности? Объект имеет художественную, историческую и архитектурную ценность. Весь комплекс занимает около четверти гектара. Во внутреннем дворике можно увидеть красивый фонтан, но главной изюминкой считаются двухсветные здания, которые в России практически не встретишь.
Кенасы (Большая и Малая) выстроены по однотипным проектам. На фасаде расположены окна, через которые внутрь просачивается солнечный свет. Оконные проемы различаются между собой незначительно, а расположены они в два ряда. В Малой кенасе окна имеют полукруглую форму, в Большой — стрельчатую. Перечислим интересные факты, касающиеся всего комплекса:
- Объект включает пять двориков, все они сообщаются между собой.
- Дворики имеют собственные названия (Виноградный, Мемориальный, Мраморный, Ритуальный, Ожидания).
- Вход в Караимские кенасы представляет собой парадный портик.
- Мраморный дворик украшен колонной с орлом.
- Между Ритуальным и Мраморным дворами пролегает трехарочная колоннада.
- Дворик Ожидания украшен шатровым каркасом и миниатюрным садиком.
Реконструированный молитвенный зал богато декорирован, к нему примыкают благотворительная столовая, религиозная школа и хозяйственные помещения.
Обязательно посетите библиотеку «Карай-Битиклиги» и Музей культуры караимов. Также не помешает заглянуть в действующую церковь.
А вот в Ритуальном дворике расположены памятники, посвященные караимам, павшим во времена ВОВ. Тут вы обнаружите пятнадцать надгробий с мемориальными надписями.
Мраморный портик украшает вход в главный храм, также вас впечатлят витражи и резные деревянные двери. Массивные дверные проемы украшены латунными вставками.
В Большой кенасе высится гехал, главная функция которого — хранить старинные свитки Торы. Вышитая дорогими нитками занавесь скрывает священные тексты.
Некогда центральный аналой был приютом для семисвечника, но сейчас этот артефакт отсутствует.
Полезная информация
Источник: http://tourist-82.ru/zapad/evpatoriya/karaimskie-kenasy-v-evpatorii/
Караимские кенасы — архитектурный комплекс крымских караимов в Евпатории
Евпатория – довольно известный курортный город Крымского полуострова. Существует он уже более 2500 лет, точнее 2515. За несколько десятков веков Евпатория стала своеобразным скоплением памятников архитектуры разных культур и эпох. Одним из таких исторических памятников является архитектурный комплекс – Караимские кенасы.
Немного истории
Обзор архитектурного комплекса
Кенасы сочетают в себе архитектурный стиль неоготической, мавританской и византийской культуры. Это своеобразный храмовый ансамбль. В его составе:
- Большая и Малая кенасы;
- школа;
- столовая;
- постоялый двор;
- несколько внутренних участков.
Первым на пути возникает Виноградный дворик. Это тридцати метровый коридор, стены которого выложены мраморными плитами. Вместо потолка в помещении решетка, обвитая виноградной лозой.
Мраморные стены галереи пестрят надписями на древнем еврейском языке, которые рассказывают о великих событиях того времени и знаменитых людях, занимавшихся воздвижением комплекса. На одной из плит высечена дата – 1790 год.
Еще одна повествует о караимах, геройски погибших в ходе войн и гонений.
Из коридора, увитого виноградом, посетители попадают в мраморный дворик. Здесь, в отличии от виноградной галереи, мрамором декорированы не только стены, но и пол.
Мраморные плиты отличного итальянского качества, благодаря которому историческое наследие сохранилось до наших дней. Оформлена галерея колоннадой, покрытой шатром, который выполнен в виде металлической решетки, обвитой растениями.
В 1851 году в этом дворике по приказу государя российской империи Александра I, как дань памяти караимам, установили обелиск с гербом России – двуглавым орлом.
Путешествие по галереям Караимских кенас обязательно приведет в лапидарий. В данном месте хранятся экземпляры древней письменности, высеченные на камне. Тут же и надгробные плиты, перенесенные с кладбища караим.
Особое внимание следует обратить на Малую и Большую кенасы. В Малой кенасе, с понедельника по пятницу, караимы проводили обычные службы. Теперь здесь находится алтарь с древними свитками.
Из восточной части галереи можно попасть на балкон — женскую территорию для молитв. Туда ведут каменные ступеньки. Праздничные богослужения проводились в Большой Кенасе, архитектурный стиль которой напоминает храм Соломона.
Ее оформление – цветная мозаика, создававшее караимам праздничное настроение.
Источник: https://crimea-my.ru/karaimskie-kenasy/
Караимские кенасы
Комплекс караимских кенас расположен в самом центре средневековой застройки Евпатории и представляет собой очень интересные архитектурные сооружения в городе. Кенасы давно стали центром духовной жизни караимов. Вообще караимы – один из самых малых народов современного мира.
Возможно, именно поэтому они очень трепетно и строго относятся к своим национальным традициям и религии. На свои богослужения они не пускают посторонних и считают кенасы местом, где обитает Бог. Это подтверждает одна старинная легенда, в которой повествуется об ограблении кенас.
Однажды тёмной ночью на территорию Малой кенасы залез вор.
Солнечные часы в караимских Кенасах Евпатории
Грабитель собрал всё золото и серебро в мешок, и уж было собрался ускользнуть с награбленным добром, однако перелезть через ограду у него не вышло, так как его сморил мертвецкий сон. Проснулся он, когда на молитву пришли прихожане и увидели его спящим. Они яростно бросились на защиту святого достояния, однако задержать наглеца им не удалось.
Он отчаянно отбивался, перепрыгнул через ограду и был таков. Но далеко уйти у него не получилось, на одной из улиц города его опознали, видевшие его старики караимы и отдали в руки правосудия. Суд приговорил его к пожизненной каторге. Когда же вор рассказал своим товарищам по несчастью нарушившим закон за что его наказали, даже сами узники не нашли ему оправдания.
Деньги – это ещё не всё. Не надо грешить там, где обитает бог.
Первым местом поселения караимов была крепость в Чуфут-Кале. В Гезлёве, нынешней Евпатории, караимы поселились позднее. Их первые богослужения происходили вдали от дневного света под землёй в пещере, где и находилось их первое религиозное пристанище.
После победоносной для России крымской войны и присоединения полуострова большинство караимов переселилось в Гезлёв, который со временем стал их новым духовным и религиозным центром.
Так как они проявили особую верность и преданность России в период Крымской войны, им были предоставлены все права, которыми владели русские подданные. По окончании войны они стали свободно приобретать поместья, сады и виноградники.
Часть караимов расселилась в других русских городах, но Евпатория по-прежнему оставалась их основным местом поселения и центром их религиозной культуры.
Попробуем заглянуть внутрь этой обители бога крымских караимов. На территории кенас расположены два основных храма, представляющие собой Большую и Малую кенасы. В Большой проходят праздничные богослужения и отмечаются важнейшие события. Малая – используется в будни и в обычные субботы.
Дорога к этим сооружениям ведёт через три небольших уютных дворика, в которых верующие собирались, ожидая богослужения. В них же и обычно проходили совещания общин караимов. Первый двор берёт своё начало сразу у входа на основную территорию. Он как своеобразный коридор с виноградной беседкой.
Проходя, под увитыми виноградной лозой беседками, поневоле успеваешь задуматься, привести мысли в порядок перед священной молитвой.
Белоснежный мраморный коридор, великолепный ухоженный розарий, увитые виноградной лозой дворики – все это как будто заставляет задуматься о смысле жизни в суетном мире и подготавливает сознание к встрече с богом.
Здесь особая, необыкновенная святая чистота и тишина, не свойственная шумному и беспокойному современному миру.
В одном из дворов расположена мраморная стела, построенная в память приезда сюда российского императором Александра.I. Во время своего визита в обители для императора был устроен радушный приём. Остановился он в доме городничего Бабовича, который позднее стал духовным предводителем караимов. Памятник украшает двуглавый позолоченный орёл, как символ России.
Неподалёку находятся мраморные солнечные часы. Они как бы устанавливают связь времён и указывают на быстротечность времени. Виноградной лозе, под которой проходят экскурсанты, более ста пятидесяти лет. В декоративных нишах плиты из белоснежного мрамора содержат начертанные на них слова из священного писания на древнем языке.
В одной из похожих ниш расположен фонтан для омовения рук верующих.
В маленьком уютном садике под беседкой радуют своим буйным цветением кусты граната – растения, которое считается у караимов священным. Каждый плод граната насчитывает шестьсот тринадцать зёрнышек. Это странным образом совпадает с количеством заповедей Торы.
Для удобства верующих построен так называемый дворик ожиданий. Перед входом в Большую кенасу расположена необычная галерея-веранда. Здесь с давних времён ожидали начала службы старейшины караимов. Азара в переводе означает преддверие храма.
Это своеобразная галерея с цветными витражными окнами и красивыми мраморными резными потолками, которые радуют глаз. Вдоль стен стоит расположена сплошная каменная скамья, имеющая отделения для обуви.
По обе стороны от бокового входа в нишах начертаны строки указа, который освободил караимов от всеобщей воинской повинности.
В период Крымской войны на территории кенас произошло настоящее чудо. Во время штурма Евпатории сюда залетело пушечное чугунное ядро, которое не разорвалось.
В память об этом знаменательном событии, его вмонтировали прямо в стену соборной кенасы.
В двориках выложены своеобразные надгробия в память о тех, кто внёс свою лепту в строительство кенас, напоминающие о былой войне и легендарной караимской истории.
Завершить прогулку можно, попробовав блюда национальной караимской кухни в кафе под названием «Караман».
Кенасы не избежали печальной участи, которая была уготована практически всем храмам различных религиозных конфессий после революционных событий 1917 года. Во времена советской власти на территории кенас был и антирелигиозный музей, и спортзал, и детский сад, и филиал краеведческого музея. Только в конце прошлого столетия комплекс вернули караимской общине.
Сейчас здесь проходят богослужения. На территории работает благотворительная столовая, религиозная школа, караимская библиотека и небольшой музей караимской культуры. Посетить кенасы можно, как в составе экскурсии, так и в одиночестве прогуляться по территории, окунуться в удивительный мир легендарного народа и насладится святой тишиной.
Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/evpatorirya/karaimskie-kenasy/
Караимские кенасы в Евпатории
Самая колоритная улица в Евпатории называется Караимской. Именно здесь находится уникальная достопримечательность – Караимския кенасы.
Храмовый комплекс является памятником архитектуры XVIII века государственного значения и одной из знаковых реликвий древнего народа — караимов.
В Кенасах проводятся экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», а также размещены музей караимской культуры и кафе национальной кухни под названием «Караман».
Кто такие караимы?
Начиная рассказ о Караимских кенасах, нельзя не упомянуть о народе, благодаря которому возник этот исторический памятник. Слово «караим» в переводе с иврита означает «читающий». Наверняка подобное название народ получил неслучайно. Возможно, лучшие представители караимов были мудрецами, изучившими тысячи книг…
Есть две основные версии происхождения караимов. Одна связывает их с хазарами, принявшими иудаизм, другая — с евреями. Изучение происхождения караимов осложняется отсутствием у них письменной традиции.
По языку и фольклору они очень близки с тюркскими народами. Однако караимы традиционно исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму.
Таким образом, обе версии до сих пор остаются предметом научных дискуссий.
Одно из первых упоминаний слова «караим» можно найти в описании Кафы в начале XV века, сделанном немецким путешественником Иоганном Шильтбергером.
По мнению русского семитолога Авраама Яковлевича Гаркави, караимы поселились в Крыму в XIII веке вместе с восточными евреями, талмудистами (крымчаками).
Караимский писатель и археолог Авраам Самуилович Фиркович собрал множество рукописей и документов, подтверждающих, что караимы жили в Крыму еще до распятия Христа.
В XIV веке в столице крымского ханства Солхат (Старый Крым) существовала караимская община. Главным же центром караимов Крыма был Чуфут-Кале.
Подписание Екатериной II (1729 – 1896) Манифеста о присоединении полуострова к Российской империи становится судьбоносным для караимов. Духовный центр народа переносится в Евпаторию.
Местопребывание его главы — гахама и центральный храм города переезжают в здание, расположенное рядом с ханской мечетью Джума-Джами.
В 1804 году начинается строительство Большой кенасы по проекту и активной финансовой поддержке Симы Соломоновича Бабовича.
Яркий представитель караимов Бабович внес огромный вклад в культуру и духовность своего народа. Будучи молодым человеком, он стал известным в Крыму коммерсантом.
В 20-х годах ХХ века занимает должность городского головы Евпатории. Именно в это время происходит сооружение Караимских кенас.
С именем Бабовича связана реставрация Ханского дворца в Бахчисарае, а также ведение образцовых садовых хозяйств в Крыму.
Бабович встречался с русскими государями, крупными чиновниками, поддерживал отношения с высшим духовенством христиан и мусульман, был филантропом и меценатом, издавал караимскую литературу.
В доме Бабовича в Евпатории, расположенном на Караимской улице останавливались Александр I, а в 1825 году польский поэт Адам Мицкевич. На фасаде здания в 2002 году была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь, в доме главы крымских караимов Хаджи Аги Бабовича, 27-28 июня (9 — 10 июля по н. ст.) 1825 года останавливался великий польский поэт Адам Мицкевич (1798-1855)».
История Караимских кенас
Большая кенаса строилась в общей сложности 3 года с 1804 по 1807 год. Основное время заняла отделка помещений и обустройство территории.
Спустя восемь лет в 1815 году напротив соборного храма, предназначенного для праздничных богослужений, открыла двери Малая кенаса. Это помещение должно было служить ежедневным духовным нуждам караимской общины.
Вдохновителем ее строительства был младший из братьев Бабовичей — Самуил.
К началу же 20-х годов храмовый комплекс пополнился зданием начальной духовной школы для мальчиков (мидраж), в которой была открыта благотворительная кухня. Архитектурный облик ансамбля храма был окончен к 1900 году. В это время вход на кенасы появляются ажурные кованые ворота, а стены зданий украшают мраморные дощечки с памятными именами, датами и изречениями.
Сто последующих лет в истории кенас можно назвать периодом расцвета. Духовный центр караимов посещают известные люди, среди которых два российских императора Александр I и Николай II. В 1859 в честь посещения кенас императором Александром I был установлен мраморный обелиск.
Неприятности начинаются после октябрьской революции 1917 года. Период пропаганды атеизма не мог не отразиться на судьбе храма. В 1927 году крымские кенасы были закрыты.
На их базе создается антирелигиозный музей, который трансформировался затем в исторический. В предвоенные годы в Большой кенасе проводились курсы медицинских сестер, а в Малой разместился спортивный зал.
В 1938 году в процессе переоборудования помещениям был нанесен значительный ущерб, нарушивший внутреннюю планировку зданий.
Во время Второй мировой службы в караимском религиозном центре возобновились, вновь заработала благотворительная кухня. Однако в послевоенное время антирелигиозная волна вновь захлестнула Евпаторию. В 1959 году на территории кенас был открыт детский сад.
В 1963 году, согласно постановлению Совета министров УССР, комплекс Караимских кенас в Евпатории был официально признан памятником архитектуры. Новый статус, к сожалению, не защитил исторический памятник от новых ударов.
В1967 году в здание малого храма переезжают отделы Археологического музея, а в Больших кенасах «поселяется» Краеведческий музей.
Приспосабливая здания под нужды новых хозяев во время реконструкции 1969 года, храмовому комплексу был нанесен урон, коснувшийся внутренних интерьеров.
Лишь в 1990 году начался долгожданный процесс возрождения караимской реликвии. Благодаря пожертвованию галичан, среди которых, как оказалось есть караимы, в 1994 году был восстановлен алтарь. В 1996 году открылся музей истории и этнографии крымских караимов им. С.И. Кушуль.
В этот период происходит реконструкция несущих элементов портика соборного храма, свое место, наконец, занимает алтарная деревянная резьба.
В 2005 году проводится генеральная реконструкция обоих помещений храмов, а в 2007 двуглавый орел «взлетает» на стелу, установленную в честь посещения Евпатории Александром I.
8 сентября 2005 года состоялось торжественное открытие возрожденных Караимских кенас, и теперь жители и гости Крыма имеют возможность соприкоснуться с историей одного из удивительных, чудом сохранившихся народов мира – караимов.
Строение Караимских кенас
Что же представляет собой храмовый комплекс Караимские кенасы? Общая площадь в четверть гектара складывается из пяти взаимосвязанных внутренних двориков.
Каждый из них является произведением архитектурного искусства и выполняет определенную функцию. Виноградный, Мраморный, Ожидания, Ритуальный, Мемориальный дворики выступают связующим звеном основных сооружений.
Архитектурный ансамбль состоит из Большой и Малой кенас, мидража, благотворительной столовой.
Прогуливаясь по Караимской улице невозможно не заметить изящный парадный портик в ренессансном стиле. Это и есть вход в кенасы. За ним следует Виноградный дворик, его еще называют зеленым коридором. Затем следуют отделенными аркадами Ритуальный дворик слева и Мемориальный — справа. Они являются преддверием праздничного и повседневного храмов, опоясывая их.
Путь следования по уютным живописным коридорам преграждает беломраморная колона с двуглавым орлом. Вот и Мраморный двор. Его торжественность скрывает от любопытных глаз дворик Ожидания. Попадая в уютный садик, с шатровым каркасом, увитым виноградными лозами, посетители ощущают небывалое умиротворение.
Трехарочная колоннада ограждает Мраморный двор от Ритуального. Он представляет собой г-образное 35-ти метровое сооружение, охватывающее Большую кенасу с юго-запада. Эта часть храмового комплекса посвящена скорбной памяти народа.
В 80-х годах XX века с почти утраченного древнего караимского кладбища Евпатории на территорию кенас были перенесены несколько надгробных плит, на которых можно прочесть имена некогда прославленных общественных и культурных деятелей.
Расположенный симметрично Ритуальному Мемориальный дворик, ныне служит данью памяти о трагических событиях Второй мировой войны. При наступлении немецких войск в начале 1942 года погибла значительная часть караимов. Об этом напоминают пятнадцать мраморных досок под печально склоненной черной розой.
Вход в Большую кенасу украшают цветные блики витражей. Впечатление усиливает мраморный тринадцатиколонный арочный портик. Внутрь него ведут два арочных входа за резными деревянными дверями, богато украшенными резьбой по камню.
Внутреннее пространство портала заполняют арки входов в храм, латунь массивных деревянных дверей, деревянная резьба потолка с разноцветным узором, витраж арочных окон…
В южной части соборной кенасы возвышался гехал с древними свитками Торы. Священные писания скрываются за богато вышитым парахетом (занавесью). Когда-то помост с центральным аналоем украшал семисвечник, а возле двух боковых – стояли кресла газанов.
Малая кенаса более всего пострадала от вандальных вмешательств. В отличие Большой здание для ежедневных молитв отличалось малыми размерами и более скромной отделкой интерьеров. После реставрационных работ первоначальная планировка кенасы была восстановлена, а сохраненный трехчастный алтарь с венчающей его короной занял свое законное место.
Источник: https://vkrym.su/page/97
Караимские кенассы в Евпатории
Октябрь | +22 °C | +13 °C |
Ноябрь | +18 °C | +9 °C |
Декабрь | +11 °C | +5 °C |
Январь | +9 °C | +3 °C |
Февраль | +10 °C | +3 °C |
Март | +13 °C | +6 °C |
Караи́мские кена́ссы в Евпато́рии находятся на улице Караимской. Храмовый комплекс крымских караимов занимает 0,25 га и состоит из здания Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный). Издавна являлся центром религиозной жизни караимов Евпатории. С 1837 года — духовный центр караимов России.
История комплекса кенасс
Комплекс кенасс в составе Большой кенассы и Малой кенассы был построен в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1805 году было закончено возведение Большой соборной кенассы, а в 1815 году на месте обветшавшего караимского храма XVI века сооружено здание Малой кенассы.
Обе кенассы представляют собой двусветные здания зального типа с окнами, расположенными в два уровня. В Большой кенасса верхний ряд окон имеет стрельчатое завершение, в Малой — полукруглое.
Северные фасады обрамлены остеклёнными арочными галереями-верандами («азара»), где ожидали начала службы старейшины общины. Входы в здания выполнены в форме стрельчатых арок, украшенных резьбой по камню.
Кровля зданий — черепичная четырёхскатная.
В 1859 в честь посещения кенасс императором Александром I был установлен мраморный обелиск.
В 1927 году оба храма были закрыты. В 1942 году, во время немецкой оккупации, была открыта Малая кенасса, тогда же в Большой кенассе был воссоздан музей караимов. Последнее закрытие храма произошло в 1959 году.
В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, бюро технической инвентаризации, краеведческий музей.
С 1991 г. лидером Евпаторийской караимской религиозной общины является Виктор Захарович Тирияки. По его инициативе был создан фонд восстановления Малой кенассы в Евпатории. В 1998—1999 гг. он руководил строительными работами по восстановлению памятника.
13 сентября 2005 кенасса была снова открыта.
В 2007 была закончена реставрация мраморного обелиска, на верхушке которого, после длительного отсутствия, был восстановлен двуглавый орёл из позолоты.
Комплекс кенасс — памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. В настоящее время в нём проводятся экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни под названием «Караман».
Большая соборная кенасса
Интерьер Большой соборной кенассы
Построена в 1805—1807 гг. Предназначается для праздничных богослужений.
Вновь открыта 9 сентября 2005.
Малая кенасса
Интерьер Малой кенассы после реставрации
- Построена в 1815 году.
- Малая кенасса используется для богослужения в будние дни и обычные субботы.
- Сохранилась каменная лестница, которая вела к отдельному входу на зарешечённый балкон для караимских женщин.
- Старинный алтарь Малой кенассы ранее находился в караимской кенассе города Галич.
Здание Малой кенассы восстановлено силами караимов в 1999 году. Освящение состоялось 4 сентября 1999 года.
Газзаны
Источник: https://tropki.ru/rossiya/krym/evpatoriya/karaimskie-kenassy