Стена плача в евпатории: адрес, на карте, фото, отзывы






Только на центральной улице Малого Иерусалима – Караимской – находится мечеть Ашик-Омер, две синагоги, две караимские кенасы, дом христиан-евангелистов, бывшие русско-турецкие бани, мемориальная доска в память о пребывании тут прекрасного польского поэта А.

Мицкевича и всем известные Крепостные ворота, сохранившиеся с периода владычества Крымского ханства. Соседние кварталы не отстают от главной магистрали этого района. Тут находятся мечеть Хан-Джами, турецкая баня 16 века, православный собор Святого Николая, монастырь дервишей, а также армянская церковь Сурб-Никогайос – вот так и вышел Малый Иерусалим.»>

IMG_3583.JPG

Сейчас уже никто не вспомнит, с каких пор у средневековой Евпатории появилось название «Малый Иерусалим». Но оно удивительно точно, словно район назывался так изначально.

На небольшой территории, чуть менее двух квадратных километров, совершенно мирно сосуществуют бесподобные памятники нескольких культур – караимской, крымско-татарской, армянской, русской, еврейской, польской и турецкой.

Только на центральной улице Малого Иерусалима – Караимской – находится мечеть Ашик-Омер, две синагоги, две караимские кенасы, дом христиан-евангелистов, бывшие русско-турецкие бани, мемориальная доска в память о пребывании тут прекрасного польского поэта А.

Мицкевича и всем известные Крепостные ворота, сохранившиеся с периода владычества Крымского ханства. Соседние кварталы не отстают от главной магистрали этого района. Тут находятся мечеть Хан-Джами, турецкая баня 16 века, православный собор Святого Николая, монастырь дервишей, а также армянская церковь Сурб-Никогайос – вот так и вышел Малый Иерусалим.




IMG_2751.JPG

Кстати, если вы думаете, что все загадки древней Евпатории уже раскрыты, то ошибаетесь. Каждый день старинный город преподносит новые сюрпризы — улицы Евпатории до сих пор хранят секреты.

В апреле 2009 года во время проведения реставрационных работ на фасаде жилого дома №8, что по улице Тучина, под слоем штукатурки рабочие обнаружили фрагменты древнего храма.

Существует версия о нахождении здесь Караимских Кенас предположительно XVI века, поскольку, как правило, подобные орнаменты изображались на дверной арке у входа в Караимские Кенасы.

IMG_3720.JPG

По улицам Малого Иерусалима прохаживались Русские Императоры Александр Первый и Николай Второй, выдающийся историк Н. Костомаров, прекрасный полководец – генералиссимус А. Суворов, посол Франции граф де Мартель, турецкий командующий Крымской армией Омер-Паша, главнокомандующий Белогвардейской армией барон П. Врангель.

Кроме них, тут орудовал Крымский защитник обездоленных, эдакий Робин Гуд – Алим-разбойник, фрейлина Русской Императрицы А. Вырубова, а также многие деятели культуры и искусства. А конкретно: историк-романист, «польский А. Дюма», Г.

Ржевусский, наиболее знаменитый зодчий Востока Ходжа Синан, прорицательница и ясновидящая Юлия фон Крюднер, турецкий писатель и путешественник Эвлия Челеби, донской атаман А. Богаевский, и, конечно, крымские ханы, странствующие дервиши, запорожские казаки и многие другие.

Вполне возможно, что некоторое время в Малом Иерусалиме провела скромная украинка Настя Лисовская, более известная в истории как Роксолана, в те дни когда и турецкий султан Сулейман Первый Великолепный.

IMG_2816.JPG

Комплекс построек Караимских кенас соответствует размерам двора скинии библейского периода. Автором проекта выступила семья Бабовичей.

Состоит он из центрального входа, нескольких внутренних двориков, Большой и Малой кенасы, а также хозяйских построек, религиозной школы, библиотеки и столовой, в которой могли питаться все нуждающиеся.

На территории также расположен памятник Александру I, который побывал здесь в 1825 году.

Источник: https://kklimkina.tourister.ru/photoalbum/34680

Евпатория – Малый Иерусалим | Оренбургская неделя

«По левую руку – Евпатория. Знаменита детскими курортами. В плане исторических достопримечательностей – ничего интересного», – безапелляционно заявил таксист, взявшийся подвезти вашего автора из Симферополя в Черноморское, где предстояло провести несколько дней долгожданного отпуска.

Странно! На промелькнувшем указателе было написано, что городу более 2,5 тысячелетий. А значит тут каждый камень – история. Так и оказалось. Но как же мало одного экскурсионного дня, чтобы успеть посмотреть все сокровища этого удивительного города.

Евпатория, основанная древними греками, за свою многовековую историю успела побывать частью разных царств, существовавших на территории Крымского полуострова.

Поэтому неудивительно, что здесь существует пешеходный маршрут «Малый Иерусалим», в который входят исторические памятники разных культур и конфессий.

Начало маршрута Гёзлёвские ворота, архитектурный памятник XV века. Шесть столетий назад они вели в городкрепость Гёзлёв, считавшийся столицей Крымского ханства.

Ныне от крепости остались только ворота и Башня дровяного базара. Но и эти остатки былого могущества передают колорит ушедшей эпохи.

И аромат: в башне, помимо музея, в котором представлен один день из жизни древнего города Османской империи, расположен ресторан этнической кухни и кофейня, где подают умопомрачительный кофе.

Наискосок от ворот – текие дервиший, средневековая мусульманская обитель странствующих монахов. Архитектура без излишеств: монахи-странники проповедовали аскетизм.

Вот молельный зал, в котором дервиши под звуки барабана и свирели кружились в танце, исполняя суры из Корана. Впадая в транс, отрешались от внешнего мира. Говорят, текие сохранило энергетику дервишей, которая сейчас помогает людям избавляться от недугов.

Это место называют местом силы. Даже фашисты в период оккупации ни разу не прервали кружение дервишей.

На центральной набережной, носящей имя Валентины Терешковой, красуются две жемчужины древнего города – Свято-Николаевский собор и мечеть Джума-Джами.

Джума-Джами –единственная в Европе многокупольная мечеть

Собор Николая Чудотворца – один из самых красивых и крупных православных храмов Крыма. Строили его всем местным Вавилоном: средства выделили все общины — мусульманская, караимская, греческая, армянская и еврейская. Городу-порту необходим был храм покровителя мореплавателей и торговцев.

Потому и скинулись на православную святыню, невзирая на принадлежность к другим религиям. Но, несмотря на щедрые подаяния, денег хронически не хватало. Чтобы стройка не прерывалась, протоиерей Яков Чепурин закладывал семейные реликвии и брал ссуды под залог собственного дома. За свои подвиги в строительстве собора был похоронен в его ограде.

Рядом погребён доктор Николай Оже, открывший миру целебные свойства сакских грязей.

Джума-Джами – единственная в Европе многокупольная мечеть, насчитывающая более десятка больших и малых куполов. Храм был возведен в XVI веке не только как место поклонения Аллаху. Здесь проходил обряд посвящения в крымские ханы.

Поэтому мечеть ещё называют Ханской. Говорят, облик Джума-Джами напоминает собор Святой Софии в Константинополе. Отсюда и разговоры о том, что Хан-Джами, как и Айя-София, переделана из православного собора. Но подтверждений этой гипотезе нет.

Ещё одна достопримечательность — синагога Егие-Капай

Если углубиться по булыжной мостовой в Старый город, ноги выведут к необычному зданию с окном в виде Звезды Давида. Это еще одна достопримечательность – синагога Егие-Капай.

Она же известна как Ремесленная: ее строили на средства живших в городе ремесленников и мелких торговцев из популярного в этих местах мамайского известняка. Причем, они не только давали деньги, но и сами участвовали в строительных работах.

Знающие люди говорят: фасад выложен так же, как Стена Плача в Иерусалиме.

Под сенью синагоги сегодня располагается этнографический музей-кафе еврейской кухни «Йоськин кот». Берешь в руки меню, и глаза разбегаются: хочется заказать все и сразу. Например, форшмак, которым можно закусить рюмку холодной водочки. Не хотите водки, махните 50 капель напитка под названием «спотыкач», который тут «готовит» раввин.

Хочется попробовать и «Оладушки из тыквы от тети Песи», и «Курочку ребе», и блюдо под названием «Довольный Сёма» – куриная печень, жаренная с ялтинским лучком. Ну и на десерт отведать «Первородный грех». Не подумайте плохого – яблоки, запеченные в тесте. Но, увы, трапезничать некогда.

Маршрут еще не пройден.

Росписи в старом городе

Впереди кенасы – духовный и культурный центр крымских караимов. Сакральное место для одного из самых загадочных народов России. Еще бы не загадочный! Ведь представители этого тюркского племени исповедуют иудаизм.

Караимы признают священной книгой только Тору, а Талмуд, Евангелие и Коран считают ненужными дополнениями, мешающими праведной жизни. Их вероучение Екатериной Второй после завоевания Крыма было признано самостоятельной религией. Ею же за воинскую доблесть караимы были освобождены от двойного налога.

И им было разрешено владеть землей. Это самый малочисленный народ на земле: во всём мире насчитывается не более 2000 караимов.

Караимские кенасы – островок тишины среди шумного южного города

Караимские кенасы – это островок тишины среди шумного южного города. Проходя через великолепный портал с колоннами, ведущий в комплекс с двумя храмами, будто проходишь через временной портал, попадая в другое измерение.

Аллея из виноградных лоз, солнечные блики на мраморных плитах, журчание фонтанчика для омовения рук, плиты с надписями на древнееврейском языке, двор ожидания молитвы, солнечные часы, по которым определяется время обрядов – всё располагает к размышлениям, не побоимся этого слова, о вечности.

Кстати, комплекс спроектировал человек, имеющий всего три класса приходской школы. Но ей-богу это не помешало ему создать нечто большее, нежели гармоничный архитектурный ансамбль. Под сенью кенас, как и возле синаноги, тоже имеется ресторан национальной кухни «Караман». Ах, какие чебуреки тут подают! Говорят, самые лучшие в Евпатории. А мне так кажется, на всём черноморском побережье.

Турецкая баня работала без выходных аж четыре века!

Читайте также:  «день поля 2017» в крыму: когда пройдет, подготовка

Будучи любительницей легкого пара, трудно пройти мимо музейного комплекса «Турецкие бани». Давным-давно в Евпатории, которая тогда еще называлась Гёзлёвом, было пять общественных бань.

В них не только мылись и отдыхали, но и устраивали деловые встречи, на которых обсуждались торговые сделки и политические новости. Ну, это в мужском отделении. А в женском, наверное, говорили о модных новинках, омолаживающих косметических средствах и прочих дамских штучках.

Турецкая баня для этого приспособлена как нельзя лучше. Лежишь себе на огромном гейбек-таш – квадратном мраморном столе, обогревающимся изнутри, и болтаешь о том, о сём. Наговорившись всласть, кличешь массажиста. Выходишь из бани полным сил и здоровья. Заодно и дела провернул.

Эта баня пользовалась огромным спросом у местных жителей аж четыре века! Закрылась только в начале 90-х годов – на капитальный ремонт, который так и не начался. Хорошо хоть некоторые элементы оформления попали в городские музеи.

Источник: https://orenweek.ru/27906/

Маршрут трех религий по древней Евпатории

В Евпатории одновременно можно увидеть прихожан христианского храма, мусульман, идущих в одну из старейших мечетей после зова муэдзина. иудеев, направляющихся в синагогу, и представителей исчезающего народа — караимов, на пути в свой культовый центр — кенассы. Это туристический маршрут «Малый Иерусалим», который наглядно демонстрирует мультикультурализм Крыма.

Корреспондент ТАСС прошел по двухкилометровому маршруту и посетил основные религиозные объекты Евпатории, истории которой уже более 2500 лет.

«Плачущий минарет»

Евпатория была основана в античные времена и сначала называлась Керкинитидой.

Затем город назвали Гезлёв, а свое нынешнее название указом Екатерины Великой Евпатория получила уже когда Крым стал российским — в конце XVIII века.

За 10 лет — а именно столько исполнилось маршруту «Малый Иерусалим» в этом году — по гранитной брусчатке Старого города прошлись два с лишним миллиона туристов.

Маршрут начинается с посещения обители дервишей — Текие дервишей. На его территории находится старейший минарет на полуострове, относящийся к XV веку, и монастырь, где останавливались странствующие монахи средневекового ордена Мевлеви — суфийского направления ислама.

По поверьям, они должны были обойти семь десятков мудрецов в разных землях, чтобы постичь истину. На всем пути следования основывались текие — обители с кельями. В комплексе Текие дервиш, который относится к памятнику федерального значения, таких келий 19.

Мусульманский монастырь Текие дервишей

© Алексей Павлишак/ТАСС

Мы входим в узкую и низкую, не более полутора метров в высоту, дверь. Как говорит организатор маршрута «Малый Иерусалим» Александр Меломед, проем такой низкий специально: чтобы входящий, наклоняясь, волей-неволей показывал почитание обители.

При входе — келья шейха — настоятеля монастыря. Это небольшая ниша, примерно 2,5 кв. метра. Здесь выложен очаг, а пол когда-то был деревянным, устланным соломой. Кельи монахов такие же аскетичные, в каждой оконце размером с ладонь.

Располагаются по периметру обители, а в центре — площадка под куполом, на которой под музыку струнных и духовых инструментов дервиши начинали многочасовые танцы, тем самым вводя себя в транс и, как говорят историки, таким образом обращались к высшим силам.

Текие находились за пределами городских ворот, однако дервишей население уважало: много путешествуя, они были главным источником информации, а также врачевателями. Сейчас туристическим группам показывают ритуальные танцы дервишей. 

На территории обители — старинная мечеть Джума-Джами с 18-метровым минаретом, который когда-то называли «плачущим». При пожаре, случившемся в Средние века, из стен минарета потекли «серебряные» струи, воспринятые как божественный знак.

«Все объясняется достаточно просто. При строительстве минарета в качестве арматуры использовались свинцовые штыри, которые при пожаре начали плавиться и стекать по стенкам. Свинцовые потеки можно увидеть и сегодня «, — рассказывает Меломед.

В обители в рамках ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма провели противоаварийные работы: укрепили и обновили кровлю. В дальнейшем здесь планируют провести полную реставрацию, которой займутся ведущие российские специалисты.

От входных городских ворот Старого города обитель дервишей отделяет около 200 метров. Ворота Гезлёва были разрушены в середине XX века и восстановлены по древним планам в 1990-х годах. Это мощное оборонительное сооружение, представляющее собой толстостенную башню высотой более 20 метров. Через них осуществляется вход в старинный городской квартал, где ранее жили ремесленники и купцы.

Караимская улица и Ломаный переулок

Караимская улица — центральная. Ранее кварталы Старого города выглядели удручающе: разбитые фасады, отсутствие освещения.

В 2003 году Евпатория отпраздновала 2500-летие, и было решено восстановить исторические улицы и проложить по ним туристический маршрут.

За несколько лет были восстановлены фасады, реконструированы храмы, и в 2007 году по старинным улицам и переулкам прошли первые туристы.

Одна из улиц туристического маршрута «Малый Иерусалим»

© Алексей Павлишак/ТАСС

Сейчас здесь прокладываются новые инженерные сети, идет укладка нового дорожного покрытия. 

С краеведом и экскурсоводом Натальей Крутиковой мы идем по узеньким улочкам, вымощенным гранитной брусчаткой еще в XIX веке. Ширина улиц — около двух с половиной метров, практически все они сохранили свои старые названия.

Есть, к примеру, Ломаный переулок и Банный, где сохранились турецкие бани, улица Водоразборная, откуда шло водоснабжение города по подземным каналам — кяризам. Водоснабжение и газоснабжение сейчас централизованное, в домах, как и сотни лет назад, живут люди.

Во многих дворах сохранились артефакты тех времен.

«Во дворе этого дома, к примеру, — рассказывает Крутикова, показывая на один из домов, — сохранилась старинная беседка. Внутреннее обустройство многих из жилищ не подвергалось перестройке сотни лет». Здесь жили купцы, ремесленники.

На фасадах домов сохранились вензеля их прежних хозяев.

Вот дом Никиты Войкова, предпринимателя, владельца винокурен, которого в возрасте далеко за 70 расстреляли в гестапо за содействие высадившимся морским пехотинцам Евпаторийского десанта в январе 1942 года.

На Караимской находится духовный центр караимов всей России — комплекс действующих молитвенных домов — кенасс. 

Всего в мире караимов около двух тысяч человек, из них в Крыму проживают немногим более полутысячи.

Вход в комплекс караимских кенасс

© Алексей Павлишак/ТАСС

Краеведы говорят, что караимов в Евпатории всегда уважали. Не случайно городскими головами при Российской империи многократно и долгое время избирались именно караимы.

Благодаря их участию возводились ремесленные училища, городская библиотека, много средств караимы жертвовали на содержание российской императорской армии, помощь военным инвалидам.

Во дворе комплекса кенасс — памятный обелиск в честь императора Александра I, который посещал Евпаторию в 1825 году. На стенах улицы — фрески в память о посещении города последним российским императором Николаем II.

«Российские императоры отдавали дань уважения всем религиозным общинам, которые действовали в Евпатории. Николай II, посетив со своей семьей город в мае 1916 года, побывал и в православном храме Святого Николая, и в армянском храме, мусульманской мечети, синагоге, Малой и Большой кенассах караимов», — говорит Крутикова.

«Здесь были Поль, Шарль и Жан»

В 1817 году в Евпатории открыли армянский православный храм Сурб-Никогайос (Святого Николая), он находится в бывшем армянском квартале.

Храм стал действующим лишь полгода назад, и отец Ананиа Бабаян был назначен его настоятелем. В Евпатории армянская община — около тысячи человек, и все они прихожане храма.

На территории установлен традиционный армянский крест — хачкар в память о геноциде армян в Османской империи.

Настоятель говорит, что все конфессии в городе живут мирно и праздники, как национальные, так и религиозные, отмечают вместе. 

Армянский православный храм Сурб-Никогайос

© Алексей Павлишак/ТАСС

«Мы стараемся делать все совместно. К примеру, на 200-летии со дня открытия нашего храма в этом году побывали представители всех конфессий, поздравили наш народ, нашу церковь.

Прихожане долго ждали открытия богослужений, наконец-то это произошло. Я считаю, это хорошо, когда люди разных национальностей интересуются историей и культурой своих соседей.

Чем больше знаний, тем больше света, а невежество от незнания», — отмечает он.

Храм и восстанавливают всей общиной: кто-то оплатил изготовление колоколов, кто-то принес деревянные скамьи. Церковное здание имеет и историческое значение, относящееся к периоду Крымской войны 1853–1856 годов.

Именно под Евпаторией был высажен 60-тысячный десант коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Королевства Сардиния, войска которых двинулись на осаду Севастополя в сентябре 1854 года. В храме тогда стояли французские войска.

До сих пор на его стенах сохранились выцарапанные надписи: «Здесь были Поль, Шарль, Фабри и Жан» и изображение парусного корабля, на котором они прибыли в Крым.

Мечеть крымских ханов

Маршрут «Малый Иерусалим» пролегает и через мечеть Хан-Джами, построенную в 1552 году. Она играла большую роль в жизни средневекового Крымского ханства. Именно здесь ханов рода Гиреев (Гераев) возводили на царство: вельможа из Стамбула фирманом (указом) султана Османской империи провозглашал назначение на Крымское ханство того или иного правителя.

Создал мечеть зодчий Османской империи Хаджи Синан. Мечеть сохранилась практически в первозданном виде и до сих пор действует. По традициям ислама, пять раз в день здесь проводятся молебны. В годы СССР она была закрыта, здесь был музей атеизма.

Мечеть Джума-Джами

© Алексей Павлишак/ТАСС

«О чем мы говорим во время проповедей? О том, чему учит истинный ислам, — мире, процветании, добрососедстве с представителями всех конфессий. Мы учим наших прихожан соблюдать общечеловеческие права и быть толерантными. Ислам — религия не террористов и экстремистов.

Мы проповедуем нравственность, культуру и богобоязнь, а не те ложные убеждения, которые преподносят сектанты от ислама», — отмечает помощник имама мечети Эквер Гани. Проповеди здесь ведутся на двух языках: крымско-татарском и русском.

Читайте также:  Гора сокол в новом свете (судак, крым): фото, маршруты, описание

Это делается для того, чтобы даже немусульмане могли понять, о чем идет речь в молитвах и обращениях к верующим.

Храм освобождения

Буквально в сотне метров от старинной мечети находится православный храм Святого Николая. Он был освящен в 1898 году, в 1916 году его также посещала императорская семья Николая II. Автором был Александр Бернадацци, который известен проектами возведения множества зданий в Кишиневе и Одессе, где он был главным архитектором.

В Свято-Никольском соборе

© Алексей Павлишак/ТАСС

Строительство храма в Евпатории продолжалось более шести лет. Только на главный купол было использовано 156 тонн бетона. На куполах, что тоже является уникальной находкой архитектора, — изображения рыбьей чешуи и рыбацкой сети. Это символизирует связь города с промыслом рыбы.

Возвели храм после снятия блокады — освобождения Крымского полуострова от оккупантов в 1855 году.

Напоминают об этом аутентичные георгиевские кресты, украшающие как главный купол, так и кованую ограду вокруг храма.

На храм сложились всем миром: вместе с русскими крымские татары, караимы, евреи, греки и армяне. Часть средств выделила городская казна. Весомую сумму в 36 тыс. рублей внес Российский императорский дом.

«Стена плача» в синагоге

На маршруте есть и еврейский квартал. В 1912 году здесь была построена 14-метровая синагога Егие Капай. Над центральным входом — круглое окно с иудейским символом веры — шестиконечной звездой Давида. Выше окна в камне вырезаны библейские символы: Ковчег и скрижали с десятью заповедями.

В небольшом дворике прямо в стене, огораживающей молельный дом, «стена плача».

Записки в стене плача в ремесленной синагоге Егия Капай

© Алексей Павлишак/ТАСС

«Это новинка нынешнего года. Каждый желающий может заложить туда записку со своими пожеланиями, просьбами о помощи. В конце года все эти записки будут направлены в Иерусалим и заложены в Стену Плача — символа всех евреев», — отмечает Крутикова.

С момента заложения стены прошло несколько месяцев, а в «крымской стене плача» записок уже несколько сотен.

Директор муниципального предприятия «Малый Иерусалим» Александр Меломед говорит, что в ближайшие пять лет перед ханской мечетью уложат брусчатку, турецкие бани отреставрируют, фасады домов обновят.

«В Крыму все народы и конфессии живут в мире, убедиться в этом можно в Евпатории, где есть такой уникальный маршрут со своим особым колоритом, как «Малый Иерусалим». Мы рады туристам. Рады, что они могут увидеть своими глазами, как нужно и важно сохранять добрососедские отношения», — отмечает он.

Сергей Павлив 

Источник: https://tass.ru/v-strane/4750521

В синагоге открыта малая стена плача | керкинитида евпатория история с древних времен, до наших дней отдых и лечение в евпатории

В день празднования десятилетнего юбилея экскурсионного маршрута «Малый Иерусалим» — 9 июня в Евпатории под плач дождя открыли символическую малую «Стену плача» в ремесленной синагоге «Егия Капай». В торжественном открытии «Стены плача» принял участие президент Все-крымского еврейского конгресса Ян Эпштейн, министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Стрельбицикй, глава города Олеся Харитоненко и  представители городской общественности.

Открытие малой «Стены плача» в евпаторийской синагоге приурочено к двум знаковым датам истории иудеев. В этом году исполняется 69 лет со дня провозглашения Государства Израиль в 1948 году — День независимости Израиля, отмечается ежегодно, как главный государственный праздник.

В этом году 50 лет с момента объединения Иерусалима, провозглашённого в честь воссоединения Иерусалима после Шестидневной войны (1967 г.).

В ходе войны  евреям впервые за две тысячи лет удалось установить контроль над Старым городом и его священными местами — Храмовой горой и Стеной плача (Ха-Котель ха-Маарави — «Западная стена») главной иудейской святыня Израиля, и религиозной достопримечательности Иерусалима.

Сама по себе «стена плача» — остаток укрепления основания на западном склоне Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалиме после увеличения территории Храма на вершине горы.

Строилась стена вокруг Храмовой горы ещё при царе Соломоне, который  повелел строить её всему народу ради единства: южную стену строили знатные и богатые, восточную — родственники и члены семей иудейского священства, северную — торговцы, а западную стену строила беднота.

Когда строительство стены вокруг Храмовой горы было закончено разверзлись Небеса и был слышен Голос: «Да не разрушится никогда западная стена Храма Моего».
Так и случилось. Несмотря на многочисленные войны и конфликты, рассеяние евреев по всему миру и даже полное забвение этого места, западная Стена Храма стоит до сего дня в ожидании Мессии

Знаковым для Стены Плача является 9 число месяца ава, обычно приходится на июль или август.

Это самый траурный и трагичный день для любого верующего иудея, так как, именно в этот день в разные годы был разрушен первый и второй Храмы, объявлен первый крестовый поход, принесший столько бед евреям, народ Израилев был изгнан из Англии, Испании, Франции. Считается, что именно 9 ава на Стену Плача садится белый голубь и не шелохнувшись сидит весь день.

В записках еврейского путешественника Биньямина из Туделы, посетившего Эрец Исраэль в 1168 году, есть рассказ об обычае вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствия. Бытовало поверье, что это талисман, охраняющий от опасностей в пути.

По возвращении домой было принято вытаскивать свой гвоздь из стены. Ещё один обычай — писать или выбивать на камнях «Котеля Маарави»  имена больных, и нуждающихся в помощи свыше.

До сих пор на камнях стены сохранилось около сорока надписей с выбитыми именами.

Раввины Иерусалима осуждали эти поверья и считали такие действия осквернением святыни, а в качестве альтернативы предлагали вкладывать записки — это и стало началом ныне бытующего убеждения в действенности такой своеобразной молитвы.

С тех пор люди несут свои записки с молитвой Богу и оставляют их в расщелинах между камнями Западной стены. Раввин Шмуэль Рабинович считает, что обычай вкладывать в «стену плача» записки для не умеющих молиться становится своеобразной молчаливой молитвой и единственной возможностью выразить своё религиозное чувство. В этом нет ни суеверия, ни невежества.

Раз в месяц записки, оставленные в «стене плача» в синагоге Евпатории будут передавать в Иерусалим.

Сегодня туристический маршрут «Малый Иерусалим» показал и доказал, что Евпатория — место единства трёх мировых религий.

В «Малом Иерусалиме» на площади выставлены изделия народных ремёсел, предметы быта, кулинарные изыски национальной кухни разных народов.

Президент Все-крымского еврейского конгресса Ян Эпштейн искренне надеется, что этот день ещё больше объединит жителей города и послужит проявлением общественной дипломатии. Ведь гости приехали сегодня сюда из разных регионов России.

Глава Всекрымского еврейского конгресса рассказал также, что 20 июня в Евпатории состоится концерт по проекту «Золотой Иерусалим». На этот праздник приглашены известные всему миру таланты — лауреаты международных конкурсов и солисты Московской мужской еврейской капеллы, которую ценители называют «жемчужиной музыки».

По материалам газеты «Евпаторийская здравница» №43 (19265) от 14.06.2017 г.

Источник: http://www.evpatori.ru/v-sinagoge-otkryta-malaya-stena-placha.html

Что посмотреть в Евпатории и куда сходить развлечься на курорте в 2019 году

Евпатория – она же бывший Кезлев, поменявший название из-за «неблагозвучности» — не только курортный город. Здесь сосредоточены памятники разных народов и религий, оставшиеся от греков, татар, турков.

Даже простая прогулка по улицам Евпатории сулит разнообразие и новые впечатления. В этой статье — самые главные древности города, множество интересных, в том числе и детям, музеев и развлечения для всей семьи.

Достопримечательности, отмеченные на карте города:

Караимская улица

Оставьте набережные на другой раз, чтобы прочувствовать дух не курортной, а исторической Евпатории. Караимская улица – пульс города, здания здесь, хоть и отреставрированные, выглядят по–старинному, дорога вымощена камнем.

Уличные музыканты (в том числе восточные), вернисаж, мастер–классы по лепке из глины, кузнечному ремеслу, рукоделию. Конечно, по лучшим европейским традициям – множество кафе и сувенирных лавочек. Если повезет, увидите представления восточных танцоров.

Хоть каждый дом на Караимской улице сам по себе памятник архитектуры, обратите внимание на следующие постройки:

Купеческая синагога

Бурная история этого здания — печальная, но со счастливым итогом. Что мы видим сейчас – результат реконструкции 2009 года. Полтора столетия назад на этом месте была построена первая, маленькая синагога для еврейской крымской общины. Через пару десятилетий община разрослась, и синагога перестала вмещать всех желающих. На средства иудейских купцов здание было перестроено дважды.

Синагога удостоилась небывалой чести – ее посетил сам император Николай II. За весь 20 век это единственное радостное событие: потом, в хаосе революции, войн и при советской власти, священное здание использовалось и перестраивалось под бытовые нужды, постепенно разрушалось. Сейчас мы видим результат реставрации постройки, с сохранением всех требований к синагоге.

Караимские кенасы

Адрес: Караимская, 68Телефон: 8 (6569) 3-30-35Режим работы:

Источник: https://kudarf.ru/krym/evpatoriya-dostoprimechatelnosti.html

Стена плача

#храм иудейский #синагога #святыня

Строители, возводившие каменную стену два с лишним тысячелетия тому назад, вряд ли предполагали, какое исключительное значение станет иметь их творение. Они-то просто складывали камни, ограждающие земляную насыпь Храмовой горы, но в итоге только эти камни и остались от великого Второго храма, превратившись в символ и важнейшую святыню одной из старейших мировых религий.

Читайте также:  Мечеть тахталы-джами в бахчисарае (крым): адрес, фото, отзывы, описание

Стена плача на карте

Второй храм

Как гласит иудейское Священное писание Танах, Первый храм, Храм Соломона, знаменовавший объединение Государства Израилева, был построен в X веке до нашей эры, а спустя 4 века разрушен вавилонянами. Второй храм появился на свет в 516-м году до нашей эры и простоял 586 лет. Утрата храма означала начало почти двухтысячелетнего изгнания и времени притеснения и страданий.

Иудеям было запрещено проживать на своей земле, и народ Соломона был обречен скитаться по миру. На века руины храма были утеряны. Только во второй половине XVI века турецкий султан Сулейман Великолепный твердо установил, где располагался когда-то храм, и дал разрешение иудеям совершать на этом месте молитвы.

В те времена стену и начали называть «Стеной плача» — сюда верующие приходили оплакать свой разрушенный храм и потерянную страну. После этого значение Западной стены росло с каждым годом. Богатые иудеи множество раз предпринимали попытки выкупа стены и прилегающего к ней квартала у владеющих этой землей турок, но безуспешно.

В середине XX века территория Старого города Иерусалима была оккупирована Иорданией, а иудеи вновь потеряли доступ к своей главной святыне.

Стена плача сегодня

Сейчас район Стены плача выполняет функции огромной синагоги под открытым небом. Сама Стена находится на поверхности лишь частично — молиться верующие приходят к ее 57-метровому участку на западном склоне горы. Полностью каменная кладка тянется под землей на почти 500 метров, но ее большая часть скрыта постройками или многовековыми земельными насыпями.

Широкая площадь перед Западной стеной разделена на две неравные половины — для женщин и для мужчин. Особенно людно здесь в шаббат — в пятницу, с наступлением темноты сюда приходят тысячи людей, чтобы помолиться, благоговейно раскачиваясь на пятках и целуя тысячелетние камни. Нередко верующие устраивают перед Стеной целые концерты с традиционными танцами и песнями.

Подходя к Стене плача, туристы должны относиться к святыне с уважением и соблюдать ряд обязательных правил — мужчинам приблизиться к ней можно только в шапочке-кипе (бумажные кипы можно взять тут же рядом), фотографировать Стену следует скромно и без вспышки, а по субботам камеру тут нельзя использовать вовсе.

Популярные направления перелетов в Иерусалим:

Города рядом с Иерусалимом

Источник: https://www.OZON.travel/guides/Western-Wall—aTQdrFF/

Стена плача

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…», – с этими словами из всем известного романа М. А. Булгакова я поднялась на трап самолета, направлявшегося в сторону Земли Обетованной.

Сказать, что я мечтала о поездке в Израиль, это не сказать ничего. Для меня данная страна всегда оставалась загадкой, мистерией, неким «плавильным котлом» культур и религий, которые тысячелетиями боролись за небольшой кусок святой земли и продолжают делать это по сей день. Дорогами Израиля ходил Иисус и Царь Давид, отчего так поистине бесценно данное место.

С точки зрения культуры и религии важнейшим городом Израиля является Иерусалим, поэтому начать знакомство следует с него, а точнее его достопримечательности: крохотной части исторической составляющей великого города под названием А-Котель или Стена плача.

История Стены плача

В X веке до н. э. царь Соломон построил Первый храм, который простоял достаточно долго до полного разрушения его вавилонянами в 586 году до н. э. Спустя много лет Ирод Великий начал масштабное сооружение (расширение) Храмовой Горы. Строительство Второго Храма шло 10 лет и продолжалось даже после смерти Ирода Великого.

Кусок стены длиной около 57 метров, сохранившийся после разрушения римлянами Второго Храма в 70 году н. э. во время Первой Иудейской войны, являет собой святыню для иудеев со всего мира. Длина всей стены составляет 488 метров, большая часть ее скрыта за жилыми постройками.

К Стене приезжают, чтобы замолить свои грехи и попросить о самом сокровенном.

Дальнейшая история Стены поражает. В начале Новой Эры евреям было запрещено приближаться к Храмовой горе (допускалось лишь раз в год по особым праздникам). В 425 г. н. э. евреи Галилеи обратились к императрице Элии Евдокии. Так они вернули свое право совершать молитву у Стены и ее развалин.

Год за годом Стена достраивалась и обретала масштабные размеры.

Уже в XVI веке султан Сулейман Великолепный, который, к слову, был очень благосклонен к евреям, распорядился о застройке прилегающий территорий и о создании специальных условий для совершения молебна. Вход тогда осуществлялся через Марокканский квартал.

В 1877 году евреи выразили желание выкупить его для более свободного доступа к Стене, но из-за внутренних распрей сделка не состоялась. В 1915 году евреям снова был закрыт доступ к святому месту.

В 1920 году евреи и мусульмане начали открыто выражать свои разногласия по поводу принадлежности Стены. Конфликт из мирного превращался в военный.

Связано это было с началом британского владения Стеной, которое продолжалось до 1948 года, что в итоге негативно отразилось на доступе евреев к священному месту.

Первое серьезное столкновение, когда в основном пострадали женщины и старики, произошло в 1928 году: мусульмане подозревали евреев в намерении захватить мечеть Аль Акса, что находится по другую сторону Стены, а евреи, в свою очередь, добивались права принадлежности им священного места.

В 1929 году массовое выступление евреев у священного места и поднятие Сионистского флага закончилось Хевронской резней. Окончательное завоевание Старого города и Стены плача произошло благодаря Давиду Бен-Гуриону в 1967 году.

Как добраться до Стены плача

Добраться до Стены плача очень легко: от центральной автобусной станции вам необходимо сесть на маршрут № 1, 2 или 38 и выйти на остановке The Western Wall. Вы увидите, что большое количество людей направляется к святыне. Следуйте за ними. Стоимость проезда в транспорте 1,3 $ (5 шекелей).

К достопримечательности можно добраться и пешком напрямую от автобусного вокзала, что составит около 50 минут (3,5 км).

Бесконечный спор

Я бы сказала, что споры о ней не закончатся никогда. Несмотря на относительное спокойствие, мусульмане и евреи не смогут договориться. То, что находится за Стеной, закрыто для посетителей: мечеть Аль Акса и мусульманский квартал. В мечеть не пускают не мусульман, а приход на территорию чужаков может закончиться беспорядками, что и произошло с нами.

Поднявшись туда с гидом, прилично одетая группа туристов просто гуляла по территории древнейшего квартала с бесценными памятниками истории и архитектуры. Вдруг пришедшая толпа евреев была принята крайне негативно. Мусульманские женщины начали кричать, звать мужчин и бросаться камнями – там попросту стало небезопасно.

Советы по посещению Стены плача

Перед визитом внимательно ознакомьтесь с основными правилами посещения священного места, дабы избежать неприятных ситуаций. Иерусалим — город контрастов, и любое отклонение от общепринятых норм может быть принято негативно:

  • Вход на территорию бесплатный. Приготовьтесь пройти через рамки металлоискателя и ответить на пару вопросов полицейских.
  • Удобнее всего попасть к Стене от Яффских ворот: войдя в Старый город через них, вы подходите к большому рынку, выстраиваете свой путь постоянно прямо, а потом сворачиваете налево. Запутаться сложно, так как повсюду висят указатели на трех языках: английском, арабском и иврите.
  • Заранее позаботьтесь о закрытых плечах и коленках (для женщин) и о кипах (для мужчин). В случае отсутствия их можно получить при входе.
  • Обратите внимание на женскую и мужскую части Стены: молебен происходит отдельно друг от друга. На территории также присутствуют фонтаны с водой для мужчин и женщин отдельно.
  • К Стене следует стоять только лицом. Даже отходя, вы должны как бы пятиться назад и не поворачиваться спиной.
  • Выйти с территории можно там же, где и вошла, а можно пройти немного вперед и подняться в очаровательный еврейский квартал к Исторической синагоге.

Прежде чем отправиться в Иерусалим, я получила мешочек с записками от своих подруг, которые должна была бережно донести до Стены плача.

Традиция эта связана с именем Рабы Хаим Бен Атара, написавшего Всевышнему записку о своем ученике. Совсем скоро написанное исполнилось.

С тех пор каждый еврей считает своим долгом просить о чем-то и молиться именно там, а просьбы свои излагать на записочках и «пропихивать» их в щели Стены.

Ежегодно все записки собираются, упаковываются в специальный сосуд и закапываются на Масличной горе. Существует даже специальная волонтерская служба, доставляющая записки со всего мира.

Последний штрих

Подводя итог, я скажу, что Иерусалим – это то место, от которого исходит невероятная сила и мощь. Находясь там, у Стены Плача, ты вдруг осознаешь, что это строение 57 метров в длину сотни лет является «яблоком раздора» двух религий: иудаизма и мусульманства.

Конца этого конфликта мы не увидим точно, а вот насытиться энергетикой, святостью, масштабностью и непоколебимостью священного места мы можем уже сейчас.

Источник: https://travelask.ru/israel/jerusalem/stena-placha

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]