Ислам всегда занимал важное место в жизни крымскотатарского народа, одним из зримых свидетельств чего было большое количество мечетей в Крыму. Так, в 1783 году на полуострове насчитывалось более 1500 мечетей, действовали десятки медресе и текие (обителей дервишей).
Путешествовавший по Крыму Густав Радде в 1856 году писал: «В богатых селах, где при мечетях имеются минареты, мулла возвещает народу всякий раз, когда наступает час молитвы, и однообразными и унылым напевом созывает правоверных мусульман.
Первый призыв раздается тотчас после восхода солнца, второй — в полдень, третий — после заката.
Затем, ночью татары еще два раза должны молиться, и мне нередко самому случалось видеть, как мулла, в бурю и проливной дождь, засветив фонарь, отправлялся на минарет или на каменную паперть мечети и, несмотря на ночь и непогоду, исполнял предписание Алкорана.
Впрочем, Татары только по пятницам идут молиться в мечеть, куда народ также собирается в высокоторжественные дни и во время поста. Обыкновенно молитва совершается дома или на поле, и только старики посещают мечеть».
Радде отмечал, что «в мечетях своих татары также строго соблюдают чистоту и опрятность; стены всегда гладкие и без всяких украшений; каменный пол покрыт кусками войлока. Вообще во всей внутренней отделке татары тщательно избегают пестроты и архитектурных украшений».
К сожалению, далеко не все мечети Крыма сохранились до наших дней. От некоторых остались лишь развалины, от других — не осталось и следа.
Но часть старинных крымских мечетей сохранилась на изображениях, сделанных в разные годы путешественниками, живописцами и фотографами, посещавшими полуостров.
Ниже мы предлагаем вам подборку лучших из них (на все изображения можно кликать, чтобы рассмотреть получше).
Руины мечети в степном Крыму. Картина Карло Боссоли
Ханская мечеть в Бахчисарае. Рисунок 1840 года
Дервишы в мечети Карасубазара. Рисунок Огюста Раффе
Мечеть в Карагозе (ныне — с. Первомайское Кировского района Крыма). Литография В. О. Руссена. 1853 год
Феодосия. Старая мечеть, переделанная в христианский храм
Крымские татары молятся в мечети Истримджами в Карасубазаре. Рисунок Огюста Раффе, 1837-1844 гг
Мечеть в Ханском дворце в Бахчисарае. Рисунок Огюста Раффе. 1837 год
Интерьер мечети в Ханском дворце, 1846 год
Мечеть в крымской деревне. Рисунок царских времен
Мечеть в Симферополе. Открытка царских времен
Мечеть в Алупке. 1905-10 гг
Мечеть в Алупке. 1905-1910 гг
Старая мечеть в Кезлеве (Евпатории)
Мечеть Севастополя
Мечеть в Керчи
Мечеть в Симеизе. 1865-75 гг.
Крымская мечеть. Местоположение неизвестно. Фото Антона Стуксберга, 1897 год
Мечеть Джума-Джами в Симеизе. 1913 год
Мечеть Хаджи бей в деревне Таракташ. Любительская открытка 1907 года
Мечеть в Феодосии
Мечеть в Алуште. Открытка царских времен
Крымские татары совершают намаз в мечети г. Саки
Мечеть Ай-София в Гурзуфе. 1905-10 гг.
Крымские татары в мечети Гурзуфа. Открытка царских времен
Мечеть в Гурзуфе. Фото начала XX в
Мечеть в Крыму
Мечеть в Алуште. Открытка царских времен
Мечеть в деревне Колеч-Мечеть Кировского района. 1927 год
Мечеть в Дерекое. 1910-1915 гг
Мечеть крымскотатарского драгунского конского полка в Акмесджите (Симферополе)
Тахталы джами. Бахчисарай
Мечеть дервишей в Бахчисарае
Мечеть в Акмесджите (Симферополе). Открытка царских времен
Старинная мечеть в деревне Суин-Эли
Мечеть в Крыму
Мечеть в Акмесджите (Симферополе) на открытке царских времен
Минарет крымской сельской мечети в горной местности
Мечеть Ешиль-Джами в Бахчисарае. Фото начала XX в
Мечеть Орта Джами в Бахчисарае
Мечеть Ешиль-Джами в Бахчисарае. Фото 1927-1930 гг
Мечеть Орта Джума Джами в Бахчисарае. Фото 1927-1930 гг
Мечеть в Бахчисарае. 1927-1930 гг
Мечеть в Кореизе
Мечеть в Бахчисарае. 1915-1930 гг
Старинная мечеть в деревне Улаклы
Сельская мечеть в Крыму
Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае. Фото 1941-1943 гг
Мечеть в крымской деревне
Все изображения взяты из открытых источников
Источник: https://www.crimeantatars.club/history/photogallery/48-izobrazhenij-mechetej-kryma-kotorye-stoit-uvidet
Ханские, соборные, императорская: 10 древних мечетей Крыма
Эльмара Мустафа, крымскотатарская блогер и писательница
Говорят, наилучшее место перед Всевышним – это мечети. Более того, они являются неотъемлемой частью истории и культуры крымскотатарского народа, исповедующего Ислам. Эти архитектурные памятники стали свидетелями различных событий, которые теперь хранят их стены. Тем, кто, интересуется историей полуострова, предлагаю список самых древних мечетей Крыма, ставших объектами культурного наследия.
Мечеть султана Бейбарса
Развалины мечети султана Бейбарса в Старом Крыму
О древности сооружения, расположенного в центре Старого Крыма говорят мощные стены, выложенные из местного камня, а остатки михраба (молельной ниши, направленной в сторону Мекки) выдают его предназначение — мечеть. Эта святыня известна как мечеть султана Бейбарса, которая была построена в 1287–88 гг, когда город назывался Солхатом.
Предания гласят, что Захир Сейф-ад-дин ас-Салихи Бейбарс правил в 1260-1277 гг. Считался одним из четырех самых выдающихся султанов знаменитой мамлюкской династии Бахри. А в историю вошел тем, что нанес крупное поражение татаро-монголам и остановил их продвижение на Ближнем Востоке.
Уроженец Причерноморских степей, кипчак (половец) Бейбарс, будучи еще маленьким ребенком, был куплен на одном из невольничьих рынков полуострова как белый раб (мамлюк). Желая увековечить свое имя и прославить место своего рождения, он выделил деньги на строительство мечети в Солхате.
Так, мечеть, носящая его имя, стала самой древней в Крыму.
Мечеть хана Узбека
© Официальный туристический портал Республики Крым
Мечеть Хана Узбека в исторической части города Старый Крым
Мечеть хана Узбека в Старом Крыму также значится как старейшая святыня полуострова. Постройка относится к 1314 году, в период правления ордынского хана Мухаммеда Узбека. Именно он объявил Ислам главной религией Золотой Орды. Более того, именно при его правлении по всей огромной ордынской империи стали возводиться множественные культовые постройки.
Так, в след за мечетью появилась школа служителей культа — медресе. О том, что она была возведена в 1332 году указывала надпись на каменной плите. Построили ее по заказу и на щедрые пожертвования Инджибек-Хатун, супруги ханского наместника в Крыму.
Говоря о самой мечети, стоит отметить, что форма сооружения простая, прямоугольная, крыша двухскатная. Минарет один — сбоку от входа. Портал и михраб украшены резьбой и надписями, в которых зафиксирована дата строительства.
Мечеть Кебир-Джами
© РИА Новости. Александр Полегенько
Мечеть Кебир-Джами в Симферополе
В Старом городе Симферополя расположена главная мусульманская святыня и духовный центр крымских татар – Кебир-Джами или Соборная мечеть. Ее постройка относится к временам Крымского ханства. Храм был возведен зодчим Хаджи Абдурахим-Беком по заказу хана Менгли I Герая, по одним данным в 1508, по другим — еще раньше, в 1502 году.
- Именно эта мечеть дала название поселению, предшествовавшему Симферополю, — Ак-Мечеть, то есть «Белая мечеть».
© © предоставлено Духовным управлением мусульман Крыма ДУМК
Сооружение перестраивалось несколько раз, поэтому его первоначальный облик утерян. От первичной постройки сохранилась только кладка стены у михраба. Известно, что раньше во дворе мечети находилось медресе, столовая для бедных и фонтан.
Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов здание сильно пострадало от пожара. Восстановлено было в 1777 году. В 1907 году после реставрации мечеть стала духовным центром мусульман Симферополя.
После революции сооружение вновь подверглось разрушению и использовалось как кинотеатр и типография. Новая жизнь самого старого здания столицы Республики началась только в 1989 году, после возвращения крымских татар из депортации.
Мечеть была возвращена мусульманской общине, а в конце октября 1991 года началась ее реконструкция. Сегодня она является главной пятничной мечетью полуострова, резиденцией муфтия и Духовного управления мусульман Крыма.
Мечеть Хан-Джами
Ценнейший памятник архитектуры Крыма – Хан-Джами в Евпатории. Она была построена в 1552 году по заказу хана Девлет I Герая.
Создателем этого шедевра является выдающийся османский архитектор Ходжа Синан, зодчий султана Османской империи Сулеймана Великолепного.
Это пока единственная в Крыму многокупольная (13 куполов) мечеть, которую еще называют крымской Ай-Софией, сравнивая с одноименным стамбульским храмом. Окна с витражами с каждой стороны символизируют четыре времени года.
Название Хан-Джами, то есть «ханская мечеть», ей дана не просто так. Храм раньше исполнял важную роль — именно здесь проводили обряд посвящения в крымские ханы, после которого новый правитель расписывался в специальном акте, который оставался на хранение в мечети.
Так, эта грамота с подписью 18 крымских ханов хранилась в мечети до середины XIX века. Также в святыне хранился Коран XIV века — подарок Девлет I Герая, который оценивали дороже, чем здание мечети. Но священная книга была утеряна во время Второй мировой войны.
С 2015 года Хан-Джами является объектом культурного наследия России.
Мечеть Буюк Хан-Джами
© © РИА Новости. Константин Чалабов
Большая Ханская мечеть на территории Бахчисарайского историко-культурного заповедника Крыма «Хансарай»
Буюк Хан-Джами или Большая ханская мечеть — самое величественное сооружение Ханского дворца. Она была построена в 1532 году Сахиб I Гераем, и относится к ранним постройкам дворца.
Известно, что ее первоначальный облик значительно отличался от нынешнего — крышу покрывали несколько куполов, позже она стала черепичной, четырехскатной. Само здание массивное, со стрельчатой аркадой понизу и майоликовыми вставками на стенах. Сооружение украшают два минарета, внутри которых проходит винтовая лестница.
По ней поднимаются на балкончик муэдзины, призывая правоверных на молитву. Сегодня Ханская мечеть переживает масштабную реставрацию.
Мечеть Муфти-Джами
© Туристический портал РК
Мечеть Муфти-Джами в Феодосии
Муфти Джами — соборная мечеть в Феодосии, архитектурный памятник XVII века. Возведена в 1623–1637 годах турками во время правления султана Мурад-Хана III. Храм напоминает средневековые стамбульские мечети, так как построен по всем канонам османской архитектурной традиции. Сооружение представляет собой квадрат площадью 40 кв м, сложенный из бута, кирпича и известняка.
Это последнее сохранившееся из более чем 40 мусульманских сооружений в Феодосии. На протяжении почти полутора столетий — с конца XVIII до начала XX века — мечеть Муфти-Джами принадлежала христианской общине и называлась армянской церковью Успения. Ныне отреставрированная мечеть возвращена мусульманской общине и является действующей.
Мечеть Орта-Джами
Мечеть Орта-Джами в Бахчисарае
Одним из потрясающих образцов архитектуры, которые можно увидеть в Бахчисарае является Орта-Джами (Средняя мечеть). Культовое сооружение возрастом около 400 лет на своем веку повидала немалое. Во времена Крымского ханства она считалась важнейшим местом для пятничных поклонений, а вот при советской власти превратилась в кинотеатр.
Самое раннее упоминание о мечети относится к 1674 году, когда были возведены отдельные элементы здания. Позже, после сожжения города, реставрационные работы проводились с 1737 по 1743 годы уже при правлении двух братьев-ханов — Менгли II и Селямета II Селим Гераев.
Орта-Джами не действовала почти 95 лет. В 2013 году была отреставрирована и открыта благодаря средствам местных меценатов.
Мечеть Тахталы-Джами
Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае
Тахталы-Джами в Бахчисарае является архитектурной доминантой старого города. Строительство святыни было завершено в 1707 г. Интересен тот факт, что инициатором ее возведения выступила женщина, что является довольно-таки редким случаем в Исламе. Ею стала дочь Хаджи Селим I Герая — Бекхан Султанхани.
Не менее интересное и название мечети. «Тахталы-Джами» переводится на русский язык, как «сделанная из досок». Предполагается, что изначально здание было построено из дерева. Сейчас же увидеть дощечки в качестве строительного материала в нынешнем сооружении невозможно. Стены выглядят полностью каменными – из обтесанных плит местных горных пород.
По другой версии, мечеть строилась из деревянных досок, которые потом закрывались каменными блоками при кладке стен. Это одноэтажное здание простой прямоугольной формы с высокой цокольной частью. Каменный михраб, один минарет, вход в который организован изнутри здания по винтовой лестнице из 54 каменных ступеней. Парапет балкончика украшен резьбой по дереву.
Само здание мечети сложено из тесаных блоков правильной формы.
Мечеть Коккоз-Джами
Мечеть Коккоз-Джами в Бахчисарайском районе
Коккоз-Джами, или как ее еще называют в народе Юсуповская мечеть является одной из главных достопримечательностей и трех мечетей села Коккоз, ныне Соколиное, Бахчисарайского района. Храм был построена архитектором Николаем Красновым на средства князя Феликса Юсупова рядом с его охотничьим домиком в 1910 году.
Сооружение имеет прямоугольную форму, базиликальный тип. Стены украшают надписи на арабском языке и двухъярусные стрельчатые окна. Кровля черепичная, а минарет поставлен рядом с основным зданием. Коккоз-Джами сохранилась в достаточно хорошем состоянии и недавно была отреставрирована. Храм является объектом культурного наследия Республики Крым.
Мечеть Акъяр-Джами
Одной из самых уникальных культовых сооружений Крыма по праву можно назвать мечеть Акъяр-Джами или Императорская мечеть Севастополя. А исключительна она, как минимум, по двум причинам.
Во-первых, это единственная мечеть города-героя и единственная в Крыму, построенная в египетско-мамлюкском стиле. Дело в том, что храм был возведен в 1912 году на месте мечети, разрушенной во время Крымской войны.
Средства на ее возведение передали Бухарский Эмир и семья императора Николая II. Таким образом российский самодержец решил почтить память своего отца — Александра III.
Во-вторых, первый молебен в этой мечети провел крымскотатарский просветитель, общественный деятель и реформатор Исмаил Гаспринский.
Во время Великой Отечественной войны здание мечети сильно пострадало. А в 1946 году в ней расположился архив Черноморского флота. Мечеть была возвращена верующим лишь в 1994 году. Но ее реставрация началась только в 2000 году.
Источник: https://crimea.ria.ru/authors/20181218/1115771236.html
Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае (Крым) — фото, отзывы, как добраться
Бахчисарай городок небольшой, но богат на достопримечательности. Особенно много здесь исторических мест, культовых сооружений. Популярен в Бахчисарае не только Ханский дворец, но и мечеть Тахталы-Джами.
Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае
Расположение, исторический очерк
Находится мусульманская святыня недалеко от вышеупомянутого дворца, на улице Гаспринского, в Старом городе. Расположение достаточно удачное, практически из любой точки населенного пункта ее видно. Так что добраться сюда не составит труда.
Сооружение достаточно старое, возведено в 1707 году, по инициативе и на деньги дочери хана Селима первого Герая, влиятельного человека тех времен.
Явление очень редкое для ислама, но, тем не менее, никто не возражал. Название переводится как «сделанная из досок».
Но мечеть не полностью деревянная, такой строительный материал применялся только для сооружения каркаса. Впоследствии он обкладывался каменными плитами.
Прихожане посещали святыню до 1923 года, с приходом Советских властей ее закрыли, впрочем, как и большинство храмов, церквей. Долгое время Тахталы-Джами находилась в запущенном состоянии, несмотря на то, что службы разрешили уже в 1979 году. Реставрацию культовой достопримечательности Бахчисарая провели не так давно. После нее несколько видоизменилась форма оконных проемов.
Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае
Архитектурная достопримечательность
Посмотреть на мечеть приходят даже туристы, не имеющие никакого отношения к исламу. Строение по праву можно считать жемчужиной архитектуры. Четырех угольная зальная мечеть на входе оформлена широкой террасой.
Прямо над входом закреплена плита с орнаментом и датой строительства. Одной из главной особенностей конструкции считаются окна. Те, что выходят на восточную сторону – прямоугольной формы, все остальные – округлой.
Издалека мечеть привлекает внимание одним высоким минаретом и четырехскатной крышей из черепицы красного цвета. В отличие от других культовых строений дворик у мечети Тахталы-Джами не большой. В мечети Муфти-Джами в Феодосии пространства намного больше. Во дворе установлен фонтан для омовений, так же не отличающийся солидными размерами.
Минарет с шестнадцатью гранями находится на северо-западной стороне, выполнен из шлифованного камня сероватого оттенка. Балкон украшают резные орнаменты. Нельзя сказать, что святыня отличается роскошью, наоборот – тут все максимально строго и просто.
Если вы решите войти внутрь должны знать: категорически запрещена открытая одежда. Даже мужчин не пускают в футболках, шортах. Нельзя входить в мусульманскую святыню обутым. В некоторых мечетях вход женщинам полностью запрещен, но в Бахчисарайской разрешается.
Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае
Как доехать до мечети Тахталы-Джами
Туристы, путешествующие общественным транспортом от авто или железнодорожного вокзала добираются до мечети маршруткой №1 или 2. Выходите на остановке «Дворец-музей», от нее до святыни метров 200 – 250. Ну а если будет желание увидеть больше достопримечательностей Бахчисарая, можно пару километров и пешочком.
Путешествуете на авто? Тогда ориентируйтесь по карте. GPS координаты ниже. Ну а тем, кто предпочитает автотуризм, но свое авто оставил дома рекомендую воспользоваться отличной услугой – «Аренда авто в Крыму». Иногда и я беру авто в аренду. Это выгодно во всех отношениях.
Фото
Мечеть Тахталы-Джами на карте, GPS координаты:
Посещение мечети Тахталы-Джами в Бахчисарае доставит истинное удовольствие людям, хоть немного понимающим в архитектуре. Тем, кто интересуется историей края и не гонится за роскошными объектами. Тут все просто, скромно, составляет идеальную комбинацию со всем старым городом, только дополняя его неповторимость. Всем интересного отдыха!
Источник: https://vasilev-life.ru/mechet-taxtaly-dzhami-v-baxchisarae
Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае или чудо пересечения исторических событий и культур
Не так много найдётся людей, которые не были на отдыхе в Крыму и видели мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае.
Да и как избежать соблазна съездить на полуостров, зачаровывающий изобилием солнечных лучей и природой, в орнамент которой гармонично вплетаются горные массивы, леса, ласковое море и золотые россыпи чистых пляжей? Правда, привлекательность Крыма состоит не только в пейзажах и замечательных условиях оздоровления и отдыха.
Стоит также отметить притягательность этой земли с точки зрения истории. Одним из самых примечательных мест для любителей старины является город Бахчисарай, некогда исполнявший роль столицы Крымского Ханства.
Немного подробностей из истории мечети Тахталы-Джами в Крыму
Время построения мечети находится не так далеко сокрыто в глубинах истории, как период возведения египетских пирамид. Именно поэтому у историков есть шанс располагать вполне достоверными сведениями, а не полагаться на мифы сомнительной правдивости. Но есть кое-что необычное в построении Тахтлы-Джами, действующей с 1707 года.
В данном случае, приходится сталкиваться с достаточно редким для ислама явлением. Всё дело в том, что идея строительства принадлежит женщине, из собственного кармана оплатившей все материалы и работы, выполненные на всех этапах построения мечети.
Правда, этой особой стала не обычная мусульманка, а дочь хана Селимя I Герая — принцесса Бекхан Султанхани.
Архитектурные особенности постройки
Не смотря на название («Тахталы-Джами»), в переводе звучащее, как «сделанная из досок», мечеть встречает туристов видом каменных стен, сделанных из мастерски обтёсанных пород местного происхождения.
Объяснением подобной загадки служит технология строительства, состоящая в предварительном сооружении своего рода деревянного каркаса, игравшего роль основы для стен и потолка.
Но в конечном итоге – всё строение отделывалось известняком из крымских каменоломен.
Представьте, каких трудов и стараний стоило татарским строителям того времени обустройство Тахталы-Джами соответственно канонам. Но, не смотря на неудобство расположения на участке склона, строго соблюдены требования относительно направлений по сторонам света.
Войти в мечеть можно только с северной стороны, где верующих и туристов встречает широкая терраса и плита над входом, украшенная резными орнаментами и датой построения. Четырёхскатная кровля издали привлекает внимание красными переливами черепицы. Кроме того, во внутреннем дворике находится фонтан для омовений, что очень важно с точки зрения требований ислама к чистоте.
Как добраться к мечети Тахталы-Джами
По прибытию в Бахчисарай просто невозможно не заметить сооружение мечети, видное даже с самой отдалённой точки старого города. Располагается Тахталы-Джами на улице Исмаила Гаспринского, т.е, в самом сердце исторического центра Бахчисарая.
Чтобы попасть к этому загадочному и красивому строению, возведённому на рубеже XVII и ХVIII веков, достаточно на несколько шагов отдалиться от резиденции крымских ханов.
Туристам, желающим посетить знаменитое сооружение, можно доехать до него на маршрутках №1 и №2, что следуют от автовокзала и железнодорожного вокзала. Выйти нужно в том месте, где будет объявлена остановка «Дворец-музей». А там уже, буквально рукой подать до мечети Тахталы-Джами.
Добраться га своей машине до достопримечательности можно следующим образом:
Информация для посетителей
- Адрес: ул. Гаспринского, дом 7, г Бахчисарай, респ. Крым.
- GPS координаты: 44.748489, 33.886629.
Правила, которых нужно придерживаться при посещении мусульманского святого места
Поскольку солнечный полуостров населяет множество разных народов, бережно относящихся к своим культурам и религиозным традициям, ни в коем случае нельзя забывать о терпимости и взаимоуважении. Учитывая то обстоятельство, что мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае относится к действующим культовым сооружениям, следует строго придерживаться правил поведения в мусульманском храме.
Особенно внимательными должны быть женщины, которым не всегда разрешается ступать на территорию мечети. Притом, следуем помнить о запрете относительно входа в обуви или открытой одежде, что актуально для представителей как слабого, так и сильного пола.
Посещение мечети замечательно не только прикосновением к мусульманской истории и культуре. Также стоит отметить осознание вечной ценности красоты и человеческой памяти, живущей в представителях всех времён и народов. С этим путешествием, поездка в Крым обогатит любого из нас целым фонтаном ярких впечатлений и потрясающего настроения.
Источник: https://jeduvkrym.ru/mechet-tahtaly-dzhami-v-bahchisarae-ili-chudo-peresecheniya-istoricheskih-sobytij-i-kultur/
Легенды Бахчисарайского фонтана Часть II: Мечеть Ешиль-Джами
Мечеть Ешиль-Джами. Рисунок К. Богаевского, 1925
Продолжая рассказ об исторических памятниках, связанных с персонажами знаменитой легенды о Бахчисарайском фонтане, в сегодняшнем очерке я представляю читателям следующее сооружение из этого числа: мечеть Ешиль-Джами.
В настоящее время этой мечети в Бахчисарае мы уже не увидим: почти семьдесят лет назад она была снесена.
Примерно на том месте крутого горного склона, где Зеленая Мечеть высоко поднималась над центральной улицей старого Бахчисарая, в наши дни располагаются летние площадки кафе «Мусафир» (популярного некогда среди жителей и гостей города, но, к их разочарованию, закрытого недавно по требованию властей).
Ешиль-Джами была настолько выдающимся и заметным сооружением, что вокруг нее складывались свои собственные предания. Этот интереснейший памятник был связан не только с именем Диляры-бикеч и Кырыма Герая, но и еще одного персонажа, фигурирующего в некоторых вариантах легенды: художника Умера. Поэтому Ешиль-Джами никак нельзя оставить без внимания.
Сохранилось достаточное число зарисовок, фотографий и описаний этой мечети, чтобы составить ясное представление о ней.
Знакомясь с этими материалами, убеждаешься, что с утратой Ешиль-Джами Крым лишился одного из своих ценнейших архитектурных памятников, не уступавшего в художественной ценности лучшим постройкам Хансарая. Необычным в этой мечети было всё, начиная с названия.
Мечеть именовалась «Зеленой» потому, что черепица на ее кровле была покрыта блестящей зеленой глазурью.
Мало кого это удивило бы сейчас, когда на крышах города пестрит весь ассортимент строительного базара от серого шифера и ангарной жести до ядовито-синего пластика, но в XVIII веке блистающее изумрудное пятно среди одинаковых рядов красных черепичных кровель выглядело фантастикой.
Снаружи мечеть была украшена так искусно и разнообразно, что очевидцы сравнивали ее раскраску с «вышивками на кайме турецкой шали». Декоративные пилястры с красной и зеленой мозаикой, затейливая резьба деталей, красочные росписи на стенах, весьма схожие с узорами на Большой мечети Хансарая – все это создавало незабываемое впечатление. На южном фасаде, обращенном к улице, были нарисованы двое часов с гирями и маятниками, а рядом, в двух рельефных розетках, высечены дата «1178» (т. е. 1764 г.) и имя «Умер».
Присутствие этого имени указывает, что сходство оформления Ешиль-Джами и главной ханской мечети вовсе не случайно. Ведь то же самое имя дважды начертано и на Большой мечети во дворце. Его можно разобрать среди мелкого шрифта в самой верхней надписи на западной стене Хан-Джами – там, где выведенное огромными буквами слово «машалла» соседствует с тремя ханскими тамгами и датой 1176 (1762) г.
Здесь к имени Умера добавлена полная его должность: «главный придворный живописец». Из этой подписи становится ясно, кто создал на стенах Хан-Джами удивительные «зеркальные» каллиграфические надписи из затейливо сплетенных арабских букв. Среди них и цитаты из Корана, и краткие восклицания к именам Аллаха («Йа, Субхан!» «Йа, Керим!» и др.
), и декоративная тугра, в которой зашифрованы слова «Благословен ремонт высочайшего Кырыма Герай-хана».
Имя Умера помещено и в углу одного из цветных витражей Ханской мечети, тоже украшенного благочестивыми надписями (художник использовал свою любимую каллиграфию даже при создании витражей, хотя сделать красивую надпись из кусочков стекла, скрепленных плетением проволоки и алебастром, гораздо труднее, чем просто написать ее кистью на штукатурке).
Выполненные и подписанные Умером стенная роспись и витраж в Большой Ханской мечети Бахчисарайского дворца
Умер, очевидно, служил главным «дизайнером» во время масштабной реконструкции Ханского дворца, начатой ханом Кырымом Гераем в 1762 г.
Несомненно, к этой работе был привлечен целый штат художников, архитекторов, строителей и прочих мастеров, а Умер был лишь одним их них (хотя, по-видимому, и самым заслуженным, имевшим право лично подписывать свои произведения).
Его подписей в Хансарае сохранилось лишь две, но по причине безвестности остальных художников среди экскурсоводов и даже ряда исследователей сложился обычай приписывать Умеру абсолютно все стенные росписи, украшения и постройки Хансарая второй половины XVIII в.
Его стиль якобы «узнают» даже в резьбе «Фонтана слез», хотя каллиграфия и скульптура – это очень разные жанры искусства, а сходство между фонтаном и подписанными произведениями Умера – чрезвычайно отдаленное. Но, так или иначе, Умера возвели в сан «единоличного» строителя Хансарая, а помимо того, еще и вывели на подмостки легенды о Фонтане.
В той экскурсии тридцатипятилетней давности, которая столь впечатляла меня в детстве, Умер (или, как его называли – Омер) фигурировал как пленный иранец, которому свирепый хан, заморив в гареме до смерти Диляру, отдал заведомо невыполнимый приказ сделать так, чтобы «камень заплакал» по ней. Но гениальный пленник все же сумел создать фонтан, в котором выразил не ханские слезы досады по упорхнувшей на тот свет пташке, а якобы слезы собственных мук и страданий в татарском плену.
Как Умер не имел никакого отношения к Ирану (его стиль гораздо ближе к Стамбулу, чем к Тебризу и Исфахану), точно так же и это сказание никак не связано ни с крымскотатарской легендой, ни с пушкинской поэмой.
Оно выдумано уже в советское время: во-первых, мастер выступает тут представителем угнетенного трудового класса, а во-вторых, Омеру присвоена «правильная» национальность – ведь показывать в роли гениального скульптора крымского татарина (и даже хотя бы турка) после депортации было совершенно немыслимо. Не стоит, впрочем, слишком сурово бичевать музейных авторов этой басни.
Как говорили старые работники музея, некие высокие чины в Москве отказались от своей затеи бесследно снести Хансарай лишь после того, как их неофициально заверили, что во дворце будет работать «идеологически правильный» музей с соответствующими экскурсионными рассказами.
В истории, как мы все знаем, бывают черные времена, когда людям приходится выживать самим и спасать памятники культуры лишь путем очень неприятных компромиссов. Но в конечном итоге – где сейчас все эти чины со своей идеологией, а Хансарай – вот он, стоит на месте…
Интерьер мечети Ешиль-Джами. Рисунок К. Богаевского, 1925
Но вернемся к Ешиль-Джами. В отличие от Фонтана, авторство Умера в оформлении Зеленой Мечети не вызывает никаких сомнений. Внутри мечеть была украшена просто роскошно, в фиолетово-зеленой гамме.
Ее стены местами были покрыты изразцами, окна украшены витражами, а ажурные внутренние арки с тонкими колоннами расписаны изящными узорами. Каллиграф дал полную волю своим талантам: в интерьере здания использованы по меньшей мере четыре разновидности арабского письма.
По карнизам арок тянулись аяты из Корана, выполненные убористым шрифтом «насх». По обеим сторонам от михраба геометрией куфической каллиграфии были изображены абстрактные силуэты мечетей с минаретами.
Тут же воздушным шрифтом «насталик» было выписано и некое остроумное двустишие о ходе времени (его скрытые смыслы арабистам еще предстоит точно перевести – тут налицо какая-то сложная игра смыслов, символов и аллитераций, нить которой давно утрачена, но явно перекликается и с изображением двух часов на обратной стороне стены, и с Ханской мечетью, на восточной стене которой Умером начертан в точности такой же стих). А у окон на стенах размашистым почерком «сульс» выведены очень важные для истории записи: с одной стороны — «Обладатель добра и благодеяний», а с другой стороны – «Диляра, милость Аллаха на ней, 1178 г.».
Чем же они так важны?
Мечеть Ешиль-Джами не упоминается в классической легенде о Бахчисарайском фонтане, но в городе о ней были сложены свои собственные предания. Все они утверждали, что мечеть (как и дюрбе, как и фонтан) была выстроена безутешным ханом в память о безвременно умершей Диляре-бикеч.
Бытовала даже байка о том, что Диляра якобы еще при жизни сама просила похоронить ее в таком месте, откуда была бы видна эта мечеть. Но надпись показывает, что не все здесь так просто.
«Обладатель добра и благодеяний…» (после чего должно следовать имя и год) — это стандартная, очень распространенная фраза, помещавшаяся зажиточными благотворителями на сооружениях, которые они за свой счет возводили для сограждан. В Бахчисарае, например, было несколько общественных фонтанов, «подписанных» именно таким образом.
В Крыму неизвестны мечети, построенные и названные в память умерших женщин. Зато существует не так-то мало памятников, возведенных на средства знатных благотворительниц: от медресе Инджи-Бек-хатун в Старом Крыму до мечетей Бек-Хан и Исми-Хан в Бахчисарае.
Скорее похоже на то, что мечеть выстроена не в память о Диляре, а по повелению самой Диляры. Надпись, во всяком случае, подсказывает именно это.
Подсказывает она и еще один нюанс: указанный в ней 1178 год (Диляра умерла в 1177) и призывание «милости Аллаха» свидетельствуют, что на момент постройки мечети Диляры уже не было в живых.
В этом нет ничего удивительного: мечеть вполне могла быть возведена по завещанию благотворительницы после ее кончины. Завещать свои средства и имущество в мусульманский вакф на различные благочестивые цели было обычным явлением в Крыму, причем не только у богачей.
Таким образом, и здесь у нас складывается картина, скорее приличествующая неспешному, со всеми полагающимися приготовлениями, отходу в мир иной почтенной и заслуженной дамы, нежели истории о безумной любви хана к юной красавице.
Датированная надпись с именем Диляры и образцы каллиграфических росписей у михраба в мечети Ешиль-Джами. Фото 1920-х гг.
Судьба у этой мечети вышла несчастливой. Во время бурных событий, предшествовавших российской аннексии Крыма 1783 г., Ешиль-Джами была осквернена: в ней пролилась кровь. Различные рассказчики излагали эту историю по-разному. Одни говорили, что некие злодеи убили имама внутри мечети, у самого михраба.
Другие утверждали, что при наступлении русских какой-то мулла забрался на минарет, откуда призывал к сопротивлению, и его, прицелившись, застрелил из ружья казак. (Более правдоподобной выглядит первая версия: насколько известно, при занятии русскими войсками Бахчисарая в 1771 г.
в городе не было уличных боев, зато чуть позже, в разгар гражданской войны, когда наемники Шахина Герая сотнями истребляли истинных и мнимых противников пророссийского хана, в Крыму творились неслыханные ранее жестокости, удивлявшие даже русских генералов, и несогласные с ханом имамы имели немалые шансы попрощаться с жизнью).
Так или иначе, великолепное, но оскверненное кровопролитием здание с тех пор больше не использовалось в качестве мечети.
Со временем там стала собираться на свои бдения община дервишей, затем в бывшей мечети устроили мектеб, но здание старело, разрушалось без ремонта, входить в него стало небезопасно и, в конце концов, его забросили окончательно. К началу XX в.
Ешиль-Джами уже была готова обрушиться: минарет и северная стена развалились, в пустых окнах гулял ветер. В 1915 г. бывшую мечеть решили было снести, но авторитетные любители истории (Арсений Маркевич, Усеин Боданинский и другие) на этот раз отстояли его, доказывая, что уникальную постройку все еще можно отреставрировать. Этого не случилось, хотя Боданинский, став директором Дворца-музея, и продолжал настаивать, что реставрация возможна и необходима.
Наконец, после депортации, в первые послевоенные годы, старая мечеть таки была снесена и разобрана до основания. Крым навсегда потерял необычайный памятник, от которого нам остались лишь снимки, рисунки, тексты, а помимо них, конечно, и легенды: вдохновенные, замысловатые, колоритные, но вместе с тем и невыразимо грустные – как, собственно, и вся история ханского Крыма…
Источник: https://avdet.org/ru/2015/08/10/legendy-bahchisarajskogo-fontana-chast-ii-mechet-eshil-dzhami/
Секреты древнего города. Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае
Мечети были самыми многочисленными культовыми сооружениями Бахчисарая. В городе их когда-то существовало 38. На сегодняшний день сохранились семь мечетей, из них по прямому назначению используются четыре: Биюк Хан-Джами, Тахталы-Джами, Молла-Мустафа и Орта-Джами.
В маалле Осман-Ага на современной улице Гаспринского, 7 находится мечеть Тахталы-Джами, построенная дочерью Хаджи-Селим Герай хана Бек-Султан-ханум в 1704 г.
Предполагается, что первоначально часть мечети или все здание было из дерева, отсюда и название в переводе означающее «деревянная мечеть», одна из немногих почти полностью сохранившаяся. Поэтому этот квартал часто называли Тахталы-Джами.
В плане одноэтажное здание простой прямоугольной формы с высокой цокольной частью, увеличивающейся на юг в сторону поймы р. Чурук-су. Минарет и каменный михраб памятника находятся на основной продольной композиционной оси здания. Вход в минарет организован изнутри здания через узкий проем с килевидной аркой.
Винтовая лестница из 54 каменных ступеней внутри минарета ведет на балкончик – жерфе. Парапет балкона минарета украшен резьбой по дереву. Само здание сложено из тесаных блоков правильной формы. На западном и южном фасадах выявлен один ярус, состоящий из ряда полуциркульных оконных проемов.
На восточном фасаде окна прямоугольной формы и расположены под потолком. Северный фасад мечети претерпел изменения в начале ХХ века – дверной проем был заменен и расширен.
Со стороны улицы к зданию примыкает широкий навес, опирающийся на мощную деревянную четырехгранную колонну. Под ним в подпорной стене находится фонтан, к которому ведет ряд каменных ступеней.
В некоторых архивных документах упоминается ее название как мечеть Осман-Ага, по названию прихода, в котором она располагалась. В 1885 г.
мечеть перестраивалась прихожанами без разрешения Губернского начальства, поэтому подробности неизвестны. Вакуф мечети в конце ХIХ в. составлял 180 руб.
в год, которые находились в ведении бахчисарайского мещанина Шеир Амета Шеир Сулейман-ОглуЮ, отправлявшего богослужение.
В 1913 г. прихожанами квартала Осман-Ага в Строительное отделение Губернского Правления был направлен проект на ремонт мечети «Тахталы-Джами» на сумму в 1316 руб. 42 коп. Проект был утвержден и выслан на имя имама Сеит-Асан Мустафа Эфенди 29 июля 1913 г.
Председатель Таврической Ученой Архивной Комиссии (ТУАК) – А.И. Маркевич, узнав о ремонте Тахталы-Джами в 1914 г., осмотрел ее.
Он обнаружил, что каменный пол мечети был заменен деревянным, окна и входные двери увеличены в размере с приданием им полуциркульного завершения, а арка, находящаяся над дверью с двумя большими рельефными и четырьмя малыми розетками, выкрашенными голубой краской, вынута и вставлена в обочину входного крыльца в мечеть
Мечеть действовала до 1923 г., после закрытия использовалась как хозяйственное помещение.
К 1989 г. мечеть была отреставрирована и передана мусульманской общине Крыма. В целом здание характеризуется строгостью и простотой архитектурных форм.
Тахталы-Джами – один из немногих сохранившихся памятников в старой части города, на котором лежит печать средневековой архитектуры. Реставрационные работы конца ХVIII–ХХ вв. практически не изменили облик здания, сохранившего восточный колорит.
Однако перед входом в мечеть ныне стоит электрический столб, который «режет» фасад мечети, мешает обзору этого живописного уголка старого города.
На современном этапе «Тахталы-Джами» является действующей пятивременной мечетью, где мусульмане проводят богослужение.
Список литературы
- Научный архив БИКАМЗ. Ф. 3,Оп. 1. Разработка и обоснование охранных зон на территории Бахчисарайского Историко-Культурного Заповедника (БИКЗ). Мечеть Тахталы-Джами 1704 года, ул. Р. Люксембург, 7.Историческая записка / В.Н.Борисов. – Симферополь, 1995. –5 л.
- Методическое обоснование проекта реставрации мечети Тахталы-Джами / Научный архив БИКАМЗ. – 1982. – 7 л.
- ГКУ РК «ГАРК», Ф. 27, Оп. 1, Д. 8314. Список существующим мечетям в Симферопольском уезде Таврической губернии в 1889 г., 268 л.
- ГКУ РК «ГАРК», Ф. 27, Оп. 13, Д. 4704. Татарское училище-пансионат Орта-Медресе в Бахчисарае в 1913 г., 153 л.
- Маркевич А.И. Мечети Ешиль-Джами и Тахталы-Джами в Бахчисарае // ИТУАК. – 1915. — №52. – 263 с.
Эльвис Османов,
научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар.
Источник: http://handvorec.ru/novosti/sekrety-drevnego-goroda-mechet-tahtaly-dzhami-v-bahchisarae/
Мечеть Тахталы-Джами
Мечеть Тахталы-Джами
Рубеж XVII и ХVIII веков. Крым. Кризис управленческой власти, когда карта полуострова активно разыгрывалась разными партиями при дворе османского султана. Нестабильность политическая, вызвавшая неуверенность в завтрашнем дне, постепенно приводит к упадку религии и обострению финансовой обстановки (из-за возрастания рисков торговля идет на спад)…
- И среди этой тяжелой политико-экономической ситуации при нестабильности на рубежах государства для поддержания духовности и веры на столичной бахчисарайской земле всего в нескольких шагах от ханской резиденции на реке Чурук-Су в 1707 году появилась новая мечеть, получившая имя Тахталы-Джами благодаря применению смешанной технологии при ее возведении.
- Используемый по своему прямому назначению храм последователей пророка Мухаммеда пережил и многочисленных ставленников Константинополя – правителей полуострова, и закат Крымского ханства, и смену верноподданства на российское, и Крымскую войну.
- После всех этих минувших десятилетий мечеть постепенно утрачивает свою былую красу, для возвращения которой верующими прихода Осман-Ага в 1885 году собственными силами был совершен ремонт (хоть и без соответствующего разрешения губернского начальства), в ходе чего каменное покрытие пола заменил деревянный настил, а оконные и дверные проемы увеличены с приданием им арочного завершения для улучшения освещенности внутреннего пространства, четыре же ранее украшавшие портал центрального входа розетки были помещены на обочине у ее крыльца.
- Минарет мечети Тахталы-Джами в Бахчисарае
- Прекратилось благостное существование Тахталы-Джами в 1923 году, когда, как и многие ее сестры по несчастью, она пала под безжалостным ударом войны под знаменем атеизма – храм был закрыт, а его помещения – отданы для использования под хозяйственные нужды.
- Лишь изредка поддерживаемая от полного разрушения мелкими ремонтами мечеть на главной улице Бахчисарая влачила жалкое существование вплоть до 1979 года, когда в числе прочих памятников архитектуры ее взяло на учет государство с признанием Крымским областным советом пятидесятиметровой охраняемой зоны отторжения вокруг.
- И только в начале 1990-х годов в эти стены вернулся оплот веры, когда здание было отдано в распоряжение мусульманской общины и здесь возобновились богослужения, которые проходят и доныне (если не считать незначительного перерыва в конце 2008 — начале 2009 годов, когда по невыясненным причинам двери Тахталы-Джами были закрыты для пятикратного намаза).
Архитектура
Выложенное из тесанного камня-известняка с деревянной связкой основное здание бахчисарайской мечети, возведенное под углом к основной линии застройки главной улицы города с ориентацией по сторонам света, носит на себе следы зальной планировки с внешней широкой крытой террасой, служащей соединительным звеном с внутренним двориком.
Его основной периметр, перекрытый четырехскатной черепичной крышей, облицован тесанным камнем порядковой кладки с чередованием узкого и широкого рядов. Внешним же украшением стен служат растесанные полуциркульные (в восточной части – прямоугольные) оконные проемы и резная плита с датой сооружения.
Примыкающий в северо-запада высокий шестнадцатигранный шпиль минарета Тахталы-Джами с ажурным балкончиком под шатровой крышей так же сложен из обработанного известняка местной породы.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Бахчисарай, ул. Розы Люксембург, 7.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н06 (Севастополь — Бахчисарай — Симферополь) или Т0117 (Бахчисарай — Ялта), а затем вдоль центральной улице Ленина, переходящей в ул. Розы Люксембург, мимо Ханского дворца до мечети.
Общественным транспортом – маршрутными такси из Симферополя, Севастополя, Ялты, следующими через Бахчисарай, до города, а затем по главной улице (Ленина, а потом Розы Люксембург) до Тахталы-Джами.
Источник: https://zabytki.in.ua/ru/860/mechet-takhtaly-dzhami
Принцесса Бекхан и мечеть Тахталы Джами
Бекхан султан хани – султана или принцесса из рода Гираев – дочь крымского хана Селима I Эльхадж. Это была образованная и утонченная принцесса, активно принимавшая участие в культурной жизни своей страны.
Вероятно, она родилась в Бахчисарае во время второго правления своего отца, в конце 80-х годов XVII века. Бекхан вышла замуж за одного из беев из рода Ширин. Будучи султаной – знатной и богатой женщиной, – она посвятила свою жизнь благотворительности.
До наших дней сохранилась главная архитектурная постройка, воздвигнутая на собственные средства этой дамы, – великолепная мечеть
Безусловно, Бекхан султан оставила в памяти своих современников много благих дел. Но до наших дней сохранилась главная архитектурная постройка, воздвигнутая на собственные средства этой дамы, – великолепная мечеть, украсившая одну из центральных улиц старого Бахчисарая – Тахталы Джами.
Очевидно, земля под строительство культового сооружения было куплена Бекхан султан около 1700 года. Это было особое место вблизи ханского дворца в маале (квартале) Осман Агъа. Ведь будущая мечеть должна была быть видна с любой точки Бахчисарая.
В тот же год под чутким руководством одного из придворных архитекторов строители приступили к работам. Очень скоро появились каменные стены с деревянными связями. Именно эта особенность и послужила в будущем названию мечети – Тахталы Джами, что в переводе означает «Деревянная мечеть» или «Мечеть из досок».
В 1707 году состоялось торжественное освящение главного детища принцессы Бекхан. На открытии присутствовал ее родной брат крымский хан Гази Гирай III. Сегодня Тахталы Джами – творение Бекхан султан хани – является самой старой мечетью Бахчисарая.
Тугра – ханская печать, символ крымскотатарской государственности, своеобразный ключ к пониманию нынешних проблем Крыма
Новая серия видеоблогов «Тугра» позволит взглянуть по-новому на Крымское ханство и познакомиться с персоналиями прошлого, которые сыграли главные роли и внесли вклад в историю своего государства Гираев, однако остались невоспетыми и забытыми в вихре давно прошедших событий.
Увлекательные страницы истории Крымского ханства и истории Крыма – в новом проекте Крым.Реалии, видеоблогах крымского историка Гульнары Абдулла «Tugra».
- Тугра – ханская печать, символ крымскотатарской государственности, своеобразный ключ к пониманию нынешних проблем Крыма.
- Автор текста и ведущая – Гульнара Абдулла, режиссер – Фатима Османова, оператор и режиссер монтажа – Эльдар Халилов, автор идеи и продюсер – Эмине Джеппар.
- В тексте использованы иллюстрации из частной коллекции музея «Ларишес».
- Авторская музыка Усеина Бекирова.
Источник: https://ru.krymr.com/a/28713467.html