Ильинский маяк в феодосии (крым): фото, отзывы, описание

Ильинский маяк понравится любителям живописных мест и необычных с технической стороны сооружений. Он был построен на месте давно разрушенной часовни, о существовании которой было известно с 1784 года. Маяк до сих пор выполняет свою основную функцию — освещает путь проходящим судам. Но сейчас он гораздо более интересен как архитектурная достопримечательность.

История Ильинского маяка

Многие века мыс Святого Ильи был опасен для проходящих кораблей. Из-за высоких бушующих волн скалистый берег не был виден мореплавателям. Чтобы обезопасить проходящие мимо суда и отметить место, где запросто можно потерпеть кораблекрушение, было решено построить часовню.

Эта часовня долгие десятилетия являлась своеобразным маяком, а крест на её куполе служил хорошим ориентиром. Затем часовня разрушилась и на её месте было решено выстроить полноценный маяк. Сначала это сооружение было деревянным, но уже тогда, в XIX веке, для него из Финляндии был заказан дорогостоящий осветительный прибор.

Позднее маяк был отстроен в камне и принял свои сегодняшние круглые очертания.

Зачем посещать это место

В 2006 году на Ильинский маяк было установлено новое световое оборудование, которое работает в автоматическом режиме. Тем не менее рядом с маяком сохранился старый домик смотрителя.

Маяк расположен в живописном месте, откуда открывается потрясающий вид на морскую гавань. Безусловно, у такого старого сооружения сохранились свои мифы и легенды. Красивый пейзаж и таинственный образ постоянно привлекают к этому месту самых разных людей.

Это не только туристы, но и режиссёры фильмов и телепередач.

На что ещё нужно обратить внимание?

Поездка к Ильинскому маяку не займёт много времени, но обязательно запомнится. А разнообразить её можно посещением достопримечательностей Феодосии. Стоит обратить внимание на старую Генуэзскую крепость, зайти в музей писателя Александра Грина или в галерею Айвазовского.

Кроме того, в Феодосии много активных развлечений, таких как полёты на парапланах, верёвочный парк, прогулки на катере или джиппинг по окрестностям города.

На память можно приобрести различные сувениры с видами маяка и других достопримечательностей Феодосии, репродукции картин Айвазовского с пейзажами этих мест, крымские чаи, вина и коньяки.

В данной местности работают мобильные операторы «МТС», «Билайн» и «Мегафон» с тарифами, как в поездках по другим регионам России. Кроме того, ловит местный оператор «Win Mobile».

Остановиться на ночь можно во многочисленных отелях и санаториях, а также в обширном частном секторе, где проживание дешевле. Большинство вариантов жилья находится в непосредственной близости к морю.

Хорошим решением будет спланировать прогулки так, чтобы они совпали с каким-нибудь из местных событий:

  • Днём города 30 июля,
  • соревнованиями за «Кубок Поддубного» по стронгмену 30 июля
  • Днём открытых дверей на военные корабли для всех желающих 31 июля.
  • Международным фестивалем воздухоплавания в сентябре.

Ильинский маяк можно посетить в любое время года, круглосуточно и совершенно бесплатно. Для этого не нужно покупать билеты. Можно приехать с детьми любого возраста. Проезд не перекрыт, есть бесплатная парковка. Но стоит заметить, что посещение самого маяка и прилежащей к нему территории запрещено из соображений безопасности, поэтому вплотную к нему подойти не получится.

Как добраться к Ильинскому маяку

Ильинский маяк расположен по адресу г. Феодосия, мыс Ильи, западная часть бухты.

Изучить карту

Точные географические координаты: 45°00'45.1″N 35°25'19.9″E.

для издания manmade-crimea.kudalibo.ru

Источник: https://manmade-crimea.kudalibo.ru/mayaki/ilinskiy-mayak/

Ильинский маяк (Феодосия)

Мыс святого Ильи издавна привлекает туристов, приезжающих в Феодосию. Причина проста — здесь построен Ильинский маяк, одно из самых романтичных сооружений ЮБК. Генуэзская крепость в связке с маяком представляют собой визитные карточки города, так что посетить их нужно обязательно. Осматривать объект мы рекомендуем после прочтения этой статьи — так вы сможете проникнуться духом этого места, глубже постичь его историю.

Объект расположился на юго-востоке Феодосии. GPS-координаты: N 45.012644, E 35.421971. Специально для вас мы отметили Ильинский маяк в Феодосии на карте, так что не заблудитесь. Оттуда, кстати, открывается шикарный вид на море, да и само строение заслуживает пристального интереса.

История маяка

Конец Феодосийского залива издавна представляет угрозу для капитанов кораблей, поэтому маяк здесь работает не первое столетие. Мыс Ильи окружен предательскими скалами, которые без посторонней помощи сложно обнаружить.

Светоч, указывающий безопасную дорогу в акваторию, появился на мысе 2,5 тысячи лет назад. Просматривая план Кафы, датированный 1784 годом, можно увидеть греческую часовню.

Архитекторы отметили ее фразой «некогда береговой маяк», что свидетельствует о давней истории.

Археологи выяснили, что первый фонарь возник на склоне мыса в IV столетии до н. э. В те дни в окрестностях Феодосии проживали греческие, скифские и таврические племена, подчинявшиеся Боспорскому царству.

Когда на камнях стали терпеть крушение торговые корабли, обитатели полиса решили построить маяк. Дальнейшая судьба объекта неизвестна, но есть предположение, что маяк был разрушен.

Это привело к тому, что в Средние века суда продолжали разбиваться на рифах мыса Ильи.

В 19 веке погибли сразу два больших корабля — «Владимир» и «Великий князь Константин». В 1890 году в Севастополь переехала главная военно-морская база Черноморского флота. Город превратился в военную крепость, и нужно было переносить торговый порт. Выбор пал на Феодосию. Бухта здесь очень удобная, но проход затрудняли рифы в окрестностях мыса Ильи.

В 1894 году экипажу корабля «Ингул» было поручено вычислить место для установки фонаря. Главной проблемой долгое время оставался финансовый вопрос. В 1897 году финансировать постройку пожелала Евдокия Рукавишникова. Дирекция маяков разработала чертежи сооружения и поручила руководить проектом технику Алексею Полонскому. Вот ещё несколько интересных фактов о достопримечательности:

  1. Ильинский маяк в Феодосии был достроен в 1898 году.
  2. Внутри использовалось световое оборудование категории «шведский огонь».
  3. Первое извещение о работе фонаря моряки получили в 1899 году.
  4. Изначально сооружение было деревянным.
  5. Огонь был переменным, с зелеными и белыми миганиями.

В 1912 году объект подвергся реконструкции. Маячная будка и козлы стали металлическими, мощность осветительного аппарата повысилась. Колокол был заменен пневматической сиреной. В годы ВОВ строение было вновь разрушено. Нынешняя капитальная постройка датируется 1955 годом.

Почему это место притягивает туристов

Интересный факт: Ильинский маяк в Феодосии адреса не имеет. Во всех путеводителях объект упоминается в связке с мысом, на котором его установили. Сейчас достопримечательность предстает в виде белой пятнадцатиметровой башни, верхушку которой венчает фонарный цилиндр. В 2006 году внутри цилиндра поставлен светооптический модуль, увеличивающий яркость свечения.

Башня маяка видна из любой точки Феодосийского залива. Относительно уровня моря высота объекта составляет 65 метров. Светодиоды питаются энергией от кварцевого генератора, который может работать автономно на протяжении многих дней. Каждые три секунды появляется белесый проблеск, пауза между сигналами составляет 6 секунд. Вот главные причины для посещения объекта:

  1. Это красивая постройка, поддерживающая дух приморского городка.
  2. В кинокартине «Такие красивые люди», снятой в 2013 году, маяк появляется в кадре.
  3. Ночью полукруглые оконные проемы, освещенные изнутри, выглядят завораживающе.
  4. К башне регулярно устраиваются экскурсии.
  5. С мыса открывается шикарный вид на бухту.

Деятельностью маяка управляет миниатюрный компьютер. Комната управления обшита дубовой филенкой. Чтобы попасть из комнаты в фонарное сооружение, необходимо выбраться на вертикальный трап. Отметим, что между Новороссийском и Одессой насчитывается 18 маяков. Из них только четыре по своему уровню могут сравниться с главной достопримечательностью Феодосии.

Полезная информация

Собрались посетить Ильинский маяк в Феодосии, а как добраться не знаете? Эта достопримечательность удалена от исторического центра и привычных туристических маршрутов. От Музея свободного полета на собственном автомобиле вам придется ехать 20-25 минут. По дороге вам встретятся Музей Цветаевых и Башня Константина.

Общественный транспорт регулярно ходит к мысу Ильи. Прибыв на автовокзал, отправляйтесь к ближайшей автобусной остановке. Садитесь на маршрутки № 14, 15, 1 и 2А — все они следуют в направлении остановочного пункта «Городская больница». Покинув маршрутное такси, шагайте по Корабельному переулку, пока не упретесь в СПК «Маяк».

Дальше начинается открытая местность, и вам придется идти по грунтовке. Это извилистая тропа, протянувшаяся на полтора километра в сторону мыса. Ориентиром вам послужат военные укрепления, раскинувшиеся неподалеку.

Многие путешественники приезжают на мыс в ночное время, чтобы сделать красивые фотографии освещенного изнутри маяка.

Ежегодно в Интернете появляются сотни изображений белокаменной башни, указывающей путь капитанам дальнего плавания.

Источник: http://tourist-82.ru/vostok/feodosiya/ilinskij-mayak-feodosiya/

Ильинский маяк

 ​Ильинский маяк находится в юго- восточной части города Феодосия, на мысе святого Ильи, который закрывает Феодосию от сильных штормов и ветров. 

Свое название Ильинский маяк получил в честь одноименного мыса, на котором он находится, а мыс в свою очередь в честь старинной церкви, располагавшейся в 15-16 веках на мысе. Храм был уничтожен во времена захвата Крыма татарами. Храм был построен греческой общиной в честь святого пророка Ильи. ​Причиной возникновения маяка послужил перевод Российского флота из города Николаева в Севастополь. Последний был закрыт для посещения коммерческих судов, вот и пришлось искать новый порт для торговых судов на Крымском побережье. Новым местом для порта был выбран город Феодосия, но частые кораблекрушения делали это место сложным для мореплавания. В целях повышения безопасного мореплавания в 1894 году было полностью изучено дно вблизи Феодосии гидрографическим судном «Ингул». Полученные данные были нанесены на новые морские карты, а вот денег на строительство маяка не удавалось найти практически два года.

В 1897 году одна из отдыхающих в Феодосии Рукавишникова Евдокия Николаевна пожелала стать меценатом и полностью профинансировать строительство маяка. Причиной столь благородного поступка послужило недавнее излечение ее сына от туберкулеза в Феодосийской здравнице.

Сына Евдокии Николаевны в Феодосию привезли практически при смерти, но чудотворный Крымский воздух сделал свое дело и за короткий срок, поставил ребенка на ноги, а ежедневные многочасовые прогулки по мысу святого Ильи полностью восстановили здоровье и побороли болезнь.

В благодарность врачам, крымскому климату и Феодосии Евдокия Николаевна решила стать меценатом. Так в 1899 году в городе Феодосия появился первый маяк.

Читайте также:  Винтаж-отель «новый свет» в крыму: отзывы, официальный сайт, описание

Ильинский маяк был деревянным. Осветительное оборудование было закуплено в Финляндии. Маяк встал на боевое дежурство.
В 1912 году маяк был усовершенствован.

Было изменено осветительное оборудование и большую часть деревянных сооружений укрепили стальными листами. Так маяк проработал до 1941 года, пока фашистские оккупанты не захватили мыс Ильи.

В 1941 году в этих местах велись ожесточенные бои, и в одном из таких боев был полностью уничтожен маяк.

​После освобождения полуострова в 1944 году на месте Ильинского маяка установили времянку, которая простояла до 1956 года. В 1956 году была сооружена большая 15 метровая каменная башня, увенчанная цилиндрическим осветительным прибором. Рядом с башней разместился небольшой технический городок для обслуживания маяка с местом проживания его команды. С тех пор маяк практически остался неизменным, только в 2006 году светооптику заменили на более мощную и энергосберегающую – светодиодную. 

Отдыхая в Восточной части Крыма, обязательно посетите Ильинский маяк и город Феодосия. Прогулки по городу с его потрясающими достопримечательностями могут быть дополнены путешествием на мыс Святого Ильи и прогулкой к маяку.

Ильинский маяк на карте Крыма

Источник: https://www.krym4you.com/otdyh/mayaki-kryma/ilinskij-mayak/

Ильинский маяк в Феодосии

Маяк на мысе Ильи под Феодосией уже 114 лет указывает путь кораблям. За это время высотные огни сориентировали в Черном море тысячи судов: корабли у этих берегов никогда не тонули. Сам маяк практически полностью был разрушен в годы Великой Отечественной войны, после заново построен, а в начале XXI столетия вместе с мысом-тезкой чуть не исчез с лица земли.

Аборигены маяка

За белоснежным забором на пригорке пасется такая же белая коза. Отражаясь от козы и от забора, бьет по глазам солнце. Рядом пляшет на ветру фрагмент рыболовной сети, пришпиленный к стене ржавым гвоздем.

К ветхому сараю привалился изъеденный морской солью якорь. Из вскопанной земли на грядках пробивается сочная зелень.

Ветер треп­лет козьи бока, скачет по верхушкам скудных деревьев, ударяется о стены и забивается в дымоход маленького домика. Ветер здесь всюду.

Мыс Ильи — 70 метров над морем. Слева, как на ладони, Феодосия, чуть дальше — мыс Чауда, правее виднеются скала-остров Иван-Баба и мыс Киик-Атлама, из-за которого торчит колпак Карадага.

И кругом море — сегодня оно бирюзовое, с белой пеной. Идеальное место, чтобы снимать кино или встретить старость. Так считает Любовь Калинцова.

И белый забор, и приземистый домик, и ветхий сарай, и белая коза — это ее скромное хозяйство.

«Здесь хорошо. Если и уезжать, то только в Европу, — Любовь ловко достает ведром воду из колодца посреди двора. — Там маяки не огораживают — потому что никто не лазит. А здесь… много любопытных, каждый норовит взять, что плохо лежит. Приходится гонять».

Любовь смеется, и кожа не по сезону обожженного солнцем лица веером собирается в уголках глаз. Под ногами молча путается дворовый пес Дик. Охранник из него плохой, напрашивается на ласку, подставляя голову под мою ладонь. И когда получает конфету, тоже улыбается. Семья Калинцовых — единственные жители мыса Ильи, ветераны маячного дела. Начинали на севере — полжизни светили кораблям в Баренцевом море, а стареть перебрались на юг. Сначала работали на маяке в Керчи, а потом обустроились на мысе Ильи. Живут здесь 25 лет. Вернее, живет: супруг Любови Калинцовой Сергей скончался несколько лет назад. На маяке Любовь уже не работает — вышла на пенсию и осталась здесь жить. Ильинский маяк считает последним в своей жизни. «Я была верной женой, ездила за мужем по гарнизонам, всему научилась. Сама-то я из Луцка, Волынской области, — говорит Любовь, словно сказку сказывает, — нараспев. — Техником маяка была: запускала его, выключала, следила за чистотой». Когда-то на мысе Ильи кипела жизнь. В четырех приземистых домах своим замкнутым государством — в советские годы маяки принадлежали военным, территория охранялась — жили шесть семей. Здесь была даже своя электростанция, которую запускали раз в три дня. Единственную проблему — с водой — решали, аккумулируя дож­девую. Все шесть семей обслуживали маяк: работали в три смены по восемь часов. Строго по суперточным часам (их обязательно проверяли раз в день по сигналу точного времени) вахтенные должны были во время захода и восхода солнца (оно рассчитывалось по астрономической таблице каждый год) включать и выключать маяк. Те, кто был свободен от вахты, занимались хозяйством: убирали территорию, белили и ремонтировали здания, следили за чистотой. В конце восьмидесятых Ильинский маяк автоматизировали и народ разъехался.

Сейчас маяк обслуживают два человека: смотритель маяка и смотритель огня. Оба живут в Феодосии и приезжают на мыс Ильи только на дежурства. В день, когда мы попали на Ильинский маяк, смотритель приболел и нашим экскурсоводом был Юрий Лукашев, начальник Керченской группы средств навигационного оборудования. Юрий Владимирович в шутку называет себя властелином крымских маяков: будучи военным, посвятил маячному делу больше 40 лет, сегодня в его ведении находятся все 16 крымских маяков.

Низкорослый «воин света»

Маяки — как люди: у каждого своя биография и даже удостоверение личности — паспорт маяка. В нем указаны частота мигания, дальность светового сигнала, высота. Ильинский маяк низкорослый — всего 15 метров. «Здесь высота не нужна, потому что сам по себе мыс высокий», — поясняет Юрий Владимирович, отпирая дверь маяка ключом.

Чувствую себя Буратино перед нарисованным на холсте очагом, за которым скрывается манящая неизвестность. Лукашев толкает тяжелую дверь, и мы оказываемся в полости белокаменной башни. Ильинский маяк очень красив. Снаружи. Но то, что я вижу внутри, разочаровывает.

На полу кафель, на стенах побелка, наверх уходят железные лестницы — даже не винтовые, как я себе представляла, а вертикальные.

«Этот маяк — сравнительно новый, — рассказывает Юрий Владимирович на ходу, пока мы с фотографом и смотрителем огня Виталием Сергиенко взбираемся по вертикальной лестнице к сигнальным огням. — В конце 1941 года, во время десантной операции, наши корабли обстреливали немцев, ну и заодно полностью снесли маяк. Он был проще нынешнего. Каменный у нас появился уже после войны, в 1954 году».

Несколько лестничных маршей — и мы оказываемся на смотровой площадке. В центре — огромный фонарь из сотен светодиодов. Это — «сердце» маяка.

Ритмы «сердца» отслеживает смотритель огня Виталий Сергиенко. Виталий Владимирович внешне похож на матроса Лома из мультфильма про капитана Врунгеля: высок, нескладен, немногословен, о себе рассказывает неохотно. Служил на атомной подлодке на Северном флоте, вернулся в Феодосию, долго искал работу. Навыки техника-механика пригодились на маяке — и последние три года он каждый день поднимается на башню, к сигнальным огням. Работа несложная.

«Слежу за порядком, за тем, чтобы вся аппаратура работала, чтобы стекла были чистые.

От пыли или от сырости технику может „замкнуть“, — Виталий сидит на полу смотровой площадки, свесив ноги в пустоту лестничного проема, щурится на солнце.

— Сейчас все автоматизировано: стемнело — маяк включился, рассвело — выключился. Я вечером прогуливаюсь по набережной в Феодосии, смотрю — светит, значит, все нормально. Это раньше маяк обслуживали в 24 руки».

Эволюция маяка

«В XIX веке огонь сложнее, чем этот, был, — кивая на светодиодный фонарь, включается в разговор Юрий Лукашев. — Этот — чисто белый, а тогда маяк давал зеленый и белый свет — как индивидуальный позывной. Эффект достигался благодаря крутящейся ширме. Она работала как часы-ходики — за счет гири. Гиря весом восемь пудов (около 128 кг, — прим.

) постепенно опускалась вниз на канате и через систему шестеренок заставляла цветную шторку крутиться вокруг неподвижного огня. Когда „завод“ кончался, маячник поднимал гирю наверх устройством вроде лебедки». Лет 200 назад в крымских маяках использовали масляные лампы. Они работали на растительном масле высшей очистки — из сурепки.

Такое топливо не давало копоти. Во второй половине XIX века и вплоть до конца 1920-х годов в маячных фонарях горело минеральное масло. Позже в лампы стали заливать осветительный керосин высшей очистки, потом на некоторых маяках использовали ацитилен. Потом наступила эпоха ламп накаливания.

Самый первый маяк России, получивший электричес­кое освещение, находился в Одессе.

https://www.youtube.com/watch?v=SCn1DXID2sc

Современный светооптический модуль, собранный на ярких светодиодах, на маяке установили семь лет назад. «У ламп накаливания была своя особенность: через 200–300 часов работы они перегорали.

Как только лампочка гасла, вахтенному поступал звуковой сигнал, и лампочке быстро находили замену. Сейчас используют светодиод. Яркость дает такую же, а потребление электричества меньше», — разъясняет Юрий Лукашев.

Тогда же, в 2006 году, включать и выключать маяк доверили электронике.

Как маяк от смерти спасли

— Если сейчас все работает самостоятельно, а у моряков есть джи-пи-эс, зачем вообще нужен маяк или смотрители? — задаю вопрос, который не дает мне покоя с первых минут нашей беседы. — Без высотных ориентиров моряки обойтись никогда не смогут, несмотря ни на какие современные технологии.

Аппаратура может выходить из строя, а тут в любой момент видно: в россыпи огней на мысе моргает маяк Ильинский, — поэтично отвечает смотритель огня Виталий. — А кто будет насекомых гонять? Вон, видите, жучок, а его тут быть не должно, — то ли в шутку, то ли всерьез меняет тему Лукашев, заметив на стекле букашку.

— Все-таки здесь чувствительная аппаратура. Насекомых надо ловить. Жук, словно почуяв угрозу, забивается в щель между стеной и стеклом. За окном, по всему диаметру занавешенному сеткой (защита от птиц), — панорама, от которой кружится голова. Ощущение такое, будто летишь над морем.

А ведь если бы не случайность, не было сейчас здесь этой красоты: ни маяка, ни самого мыса Ильи.

Лет 10 тому назад в земле возле дома маячников-старожилов Калинцовых нашли старый подвал с «сюрпризом» от немецких оккупантов. 87 снарядов и сотни гранат были аккуратно сложены в плетеные корзины и ждали своего часа.

Тогда саперы, которые вывезли военный «клад» на полигон в Старый Крым, признались: если бы снаряды взорвались, от мыса не осталось бы и следа. Эту историю рассказала нам на прощанье Любовь Калинцова.

Стоя на краю мыса, под ветром, похожая на постаревшую Ассоль.

Паспорт маяка

Высота: 15 метров 

Высота над уровнем моря: 65 метров  Дальность видимости: 20 миль (37 километров)  Диаметр: 2,2 метра  Количество ступеней: 49  Количество светодиодов в светильнике: 290 штук  Цвет свечения: белый

Биография Ильинского маяка

Огонь на маяке на мысе святого Ильи впервые зажгли в 1870-х годах. Построенный на деньги феодосийского яхтенного клуба маяк был примитивным: установленная на козлах деревянная будка, в которой зажигали огонь. В то время он был маломощный — светил всего на 3,5 километра. Недалеко от будки находился колокол, в который звонили во время тумана.

За несколько месяцев до начала XX века на мысе Ильи появилась деревянная маячная башня — подарок Феодосии от жены статского советника Евдокии Рукавишниковой. Дама привезла на крымский курорт своего больного туберкулезом сына. Рукавишниковы жили в хибарке на мысе Ильи, и, когда ребенок выздоровел, счастливая мать захотела отблагодарить место его исцеления.

Читайте также:  Лучшие фильмы, снятые в крыму: какое кино снимали, обзоры с фото

Деревянный маяк исправно служил морякам до 1911 года. Потом его перестроили: поставили металлические козлы и маячную будку, заменили осветительный аппарат более мощным, а вместо колокола смонтировали пневматическую сирену. Во время Великой Отечественной войны Ильинский маяк был частично разрушен и восстановлен лишь в 1954 году.

Илона Тунанина, «Республика»

http://crimeanblog.blogspot.com/201…a-myse-ili.html

Источник: https://feodora3368.livejournal.com/507512.html

"Визитная карточка" Феодосии — Ильинский маяк

В эти выходные посетили одну из интересных достопримечательностей Феодосии, до которой нелегко добраться — это Ильинский маяк.

Маяк расположен на мысе святого Ильи, на высоте 65 метров над уровнем моря, недалеко от него располагаются разрушенные немецкие ДОТы со времён ВОВ.

Вид на маяк с моря

Добраться до маяка можно 3-мя способами:

1) На машине, выше на карте показан маршрут, как мы ехали. Но будьте готовы — дорога грунтовая и в очень плохом состоянии. В дождливую погоду лучше не ездить.

2) На автобусе прямого маршрута не существует, можно доехать на автобусах №1, 1А, 14 или 15 до СПК Маяк (на карте обведён в овал), а потом оттуда пешком пройти около 1,5 километров по грунтовой дороге.

3) Ну или как вариант просто вызвать такси =)

Вид на маяк. 16 марта 2019 г.

История Ильинского маяка

Своё название маяк унаследовал от церкви, расположенной на мысе в XV-XVI веках.

Первое сигнальное устройство было построено на мысе еще в IV веке до н.э., его установили жители Боспорского царства после нескольких потерь своих кораблей.

Но по каким-то неизвестным причинам его разрушили, так как с середины IV века до XIX века здесь продолжали гибнуть корабли.

Со временем портом для торговых судов был выбран город Феодосия, но так как в этих водах были частые случаи кораблекрушений, и чтобы предотвратить трагедии, на деньги феодосийского яхтенного клуба был построен маяк. Впервые его зажгли в 70-ые годы XIX столетия. Он был слишком примитивен и представлял собой простую будку на козлах.

«Трансформация» маяка с 70-ых годов XIX столетия до наших дней

Требовался более совершенный маяк. Денег на его строительство не было.

В 1897 году в Феодосии отдыхала Рукавишникова Евдокия Николаевна — жена статского советника. Ее сын был болен туберкулезом и проходил курс оздоровления в Крыму. Женщина с ребенком жили на мысе Ильи.

Мальчик полностью выздоровел, хотя был привезен в Крым в безнадежном состоянии, а мать в благодарность месту предложила свою помощь и выступила в качестве спонсора.

Таким образом, в 1899 году в Феодосии был возведен новый маяк.

В 1912 году Ильинский маяк был модернизирован: осветительные приборы заменили на новые, а некоторые деревянные части укрепили стальными листами.

В 1941 году мыс Ильи и маяк попали в руки фашистов. Во время очередного сражения маяк был уничтожен.

В 1944 году здесь была установлена времянка, которая просуществовала до 1956 года. Затем на ее месте построили большую каменную башню с прибором освещения. Для ее обслуживания рядом был возведен небольшой городок, где проживала группа специалистов.

Вид на маяк со стороны немецких ДОТов. 16 марта 2019 г.

На сегодняшний день Ильинский маяк практически не изменился. Была заменена только светооптика для экономии электроэнергии. Дальность видения сигнала составляет 37 километров.

Сегодня для управления данным объектом требуется всего два человека. Это смотрители огня и непосредственно самого маяка. Оба сотрудника живут в Феодосии и приезжают на место работы только во время своей смены.

Обслуживание Ильинского маяка несложное. Все процессы полностью автоматизированы. Персоналу необходимо просто следить за исправностью оборудования и за чистотой стекол.

Ильинский маяк

Доступ к Ильинскому маяку на сегодняшний день закрыт, однако полюбоваться на него со стороны можно в любое время.

Проход на маяк запрещён.

Если вам была интересна статья — ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы получать больше полезных материалов в ленту!

«Великая Крымская стена» в Судаке. Это стоит увидеть!Развалины немецких фортов времён ВОВ в КрымуОвеянная легендой гора в КрымуКоренные жители покидают КрымСамое удивительное место в Крыму, которого нет в путеводителе

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c4eba58b7a28e00ae71339a/5c8e16ef45330c00b2399895

Феодосия, мыс Ильи. Маяк. Сентябрь, 2016 — DRIVE2

Доброго времени суток, мои уважаемые друзья, подписчики и гости блога!

Обычно, в свободное от работы время, мы отправляемся покорять просторы нашего родного Крыма и наслаждаться красотами природы. Но сегодня, было решено не уезжать далеко, а прогуляться по окрестностям Феодосии.Часто, находясь в Береговом, я думала, что не плохо было бы добраться до мыса Ильи, и вот сегодня, это у нас получилось, во многом, благодаря Tigretti

На восточном побережье Крыма имеются достопримечательности, не уступающие по своей значимости южнобережным.

Одной из них является Ильинский маяк в Феодосии — находится на мысе Ильи, высота его 15 метров, дальность видимости — 18 миль. Высота над уровнем моря 65 метров. Его история очень интересна, по-своему трогательна и связана с событиями давно минувших лет.

Феодосийский залив представляет собой полукруглую бухту, очень удобную для стоянки кораблей.

В западной части залива находится скалистый мыс Святого Ильи, который создает опасность для судов, идущих в порт Феодосии с запада.

Кроме того, частые сильные ветры, туманы и рифовые выступы во многом усугубляют ситуацию. Во все времена здесь случались кораблекрушения. В связи с этим возникла необходимость сооружения на мысе маяка.

Решение о строительстве маяка на мысе Святого Ильи было принято в 1894 году, но средства не были выделены. Финансировать постройку этого спасительного сооружения решила некая Евдокия Николаевна Рукавишникова, сделав, таким образом, подарок городу в честь чудесного излечения своего сына.

Жители Феодосии поддержали инициативу и собрали часть денег самостоятельно. И уже в 1899 году маяк впервые заработал.

В то время он представлял собой деревянную будку на козлах с осветительным аппаратом, который мигал переменно белым и зеленым светом, и сигнальным колоколом, замененным в 1910 году на сирену.

В 1912 году маяк реконструировали: поменяли дерево на металл, установили мощный световой аппарат, что увеличило дальность его видимости. В таком состоянии Ильинский маяк служил до 1941 года, когда во время операции освобождения от немецко-фашистских захватчиков огонь советского эсминца разрушил его до основания.

Восстановили сооружение только к 1955 году. Теперь маяк имел высоту 15 метров и венчался круглой башней. Таким он и сохранился до наших дней. Не многие памятники архитектуры Крымского полуострова могут похвастаться подобной историей.

Всем добра!#Живи_любя!

Источник: https://www.drive2.ru/b/454303912019647860/

Ильинский маяк в Феодосии

Ильинский маяк возвышается на 15 м (65 м над уровнем моря), и его белый свет виден с расстояния 18 миль. 

История

Западная оконечность Феодосийского залива – опасное место, где частенько случались кораблекрушения. Мыс Ильи прикрывает собой вход в гавань, создавая опасность для судоходства. Название мыса произошло от ранее располагавшейся здесь греческой часовни Святого Ильи.

Маяк на мысе Святого Ильи впервые зажег огонь в феврале 1899 года. Первый примитивный маяк был построен маяк А. А.

Полевым – это была деревянная будка на козлах, в которую вставлен осветительный аппарат шведской системы Линдберга попеременно мигающими белыми и зелеными огнями.

Рядом висел колокол, для подачи звуковых сигналов при плохой видимости, который был заменен на двух-тоновую пневматическую сирену в 1910 году.

Одобрение на финансирование от дирекции маяков было получено по прошению Е.К. Рукавишниковой (Дмитриевой) в подарок Феодосии за выздоровление ее сына. Евдокия Николаевна собрала средства на колокол. Она вязала кошелечки и продавала их в порту. Феодосийцы покупали их и возвращали обратно наполненные деньгами.

Во время великой отечественной войны маяк пострадал при освобождении Феодосии. В ноябре 1941 года на мысе, у самой башни маяка, немецкими войсками была установлена артиллерийская батарея, которую вместе с самой башней взорвал орудийный залп советского эсминца «Железняков». Вновь отстроенная пятнадцати-метровая круглая башня заработала только спустя 14 лет.

Со временем на мысе Святого Ильи заработал радиомаяк, а башня стала подсвечиваться прожекторами. В январе 2006 года на Ильинском маяке была установлена новейшая оптическая аппаратура.

Паспорт маяка

Высота Ильинского маяка достигает 15 м. Дальность видимости — 18 миль. Высота над уровнем моря 65 метров. Цвет свечения — белый. Режим мигания задается кварцевым генератором.

На маяке установлен блок бесперебойного питания, обеспечивающего работу маяка при отсутствии питания от ЛЭП. Емкости аккумуляторов хватает на несколько суток автономной работы аппаратуры. Ранее для этого приходилось запускать дизель-генераторы.

Режим мигания: проблеск 3 сек.; пауза 3 сек.; проблеск 3 сек; пауза 6 сек.

От Одессы до Новороссийска насчитывается 18 маяков, но таких, как феодосийский, — не более четырёх. Расположение возле гавани делает маяк весьма прибыльным.

Описание

Маяк представляет собой круглую пятнадцатиметровую белокаменную башню со светлыми трехъярусными окнами, увенчанную цилиндром фонарного сооружения. Лестничные марши ведут в маячную комнату, отделанную дубовой филенкой.

Из окон хорошо виден весь район ответственности маяка — от мыса Киик-Атлама с остроконечной скалой-островом Иван-Баба на юго-западе до мыса Чауда на востоке. Из маячной комнаты вертикальный трап ведет в святая святых — фонарное сооружение.

Там, в центре граненого стеклянного цилиндра, в 2006 году установили современный светооптический модуль, собранный на ярких светодиодах, а заботу о соблюдении режима работы маяка поручили электронике. Отпала необходимость и в ежечасных метеорологических наблюдениях.

Читайте также:  Крепость каламита в инкермане (крым): как добраться, фото, описание

Входящая в состав системы управления мини-ЭВМ на экране монитора выдает в реальном времени все необходимые синоптические данные без участия человека.

Адрес

Крым, г. Феодосия, мыс Ильи, западная часть бухты.

0 -0

Источник: http://feodosija.tourslife.ru/attractions/ilinskii-mayak

История Ильинского маяка

История Ильинского маяка в Феодосии неординарна. Впервые маяк заработал 17 февраля 1899 года, можно сказать, благодаря чуду.

Феодосийский залив широким полукружием вдаётся в Южный берег восточного Крыма, образуя удобную для стоянки судов бухту. Западная часть залива оканчивается скалистым мысом Святого Ильи. Крутолобый мыс, выступающий далеко в море, затрудняет подход к феодосийскому порту судам, идущим с запада.

Здесь часты шквалистые переменные ветры, осенью и весной нередки внезапные туманы, летом — ливневые дожди, а многочисленные рифы, окаймляющие мыс, делают плавание вдоль его берегов крайне опасным. Не проходило года без морской аварии или катастрофы в этом месте.

Собрал Нептун очередную дань с мореходов и в 1890 году: 16 февраля недалеко от мыса Святого Ильи разбился о рифы и затонул пароход «Великий князь Константин», а вскоре та же участь постигла и пароход «Владимир».

Местные газеты с горечью писали: «Феодосия, сделавшись коммерческим портом, лишена даже портового огня… в бухту пароходы входят по огням феодосийского яхт-клуба».

И действительно, надёжного навигационного ограждения в ту пору не было на всём крымском южнобережье от Ай-Тодора (маяк там построили в 1835 году) до Чауды (здесь маяк начал действовать в 1888 году).

Правда, как явствует из дошедших до нас исторических сведений, попытки поставить предупреждающий знак предпринимались не единожды, но сообщения эти больше похожи на легенды.

Так, по одной из них, некий моряк-купец Илья Тамара, дважды терпевший крушение на рифах коварного мыса, но оставшийся в живых, на собственные средства поставил на самом высоком месте обрывистого берега церковь во имя святого пророка Ильи — распорядителя дождей, громов и молний.

Что она собой представляла и сколько просуществовала — неизвестно. Есть сведения, что в 1816 году на её месте была освящена часовня Святого Ильи и моряки при подходе к порту днём ориентировались по купольному кресту, а ночью — по свету свечей, горевших в алтаре. Однако в 80-х годах XIX века мыс был первозданно пуст.

Взбудоражившие всех катастрофы 1890 года заставили Дирекцию маяков Чёрного и Азовского морей срочно рассмотреть вопрос о строительстве маяка на мысе Святого Ильи. С одобрения Гидрографического департамента в 1894 году мыс обследовали специалисты, и командир гидрографического судна «Ингул» выбрал место для установки маяка. Но из-за отсутствия средств начало строительства было отложено…

Неизвестно, сколь долго длились бы поиски морскими чиновниками средств на строительство маяка и скольких человеческих жизней стоило бы это бездействие, если бы в семье московского головы, известного мецената Константина Васильевича Рукавишникова, не стряслась беда — заболел туберкулёзом единственный сын, девятнадцатилетний Николай, только что поступивший в Московский университет. Консилиум врачей признал положение серьёзным, но мнения медицинских светил о способах лечения разделились. Захарьин предлагал немедленно везти больного в Башкирию на кумыс, а Остроумов категорически этому противился, настаивая на поездке в Крым. После молебна, совершённого у постели больного владыкой Иоанном Кронштадтским, семья решила везти Николая в Феодосию. Там основатель рода золотопромышленник Василий Никитич Рукавишников ещё в 60-х годах XIX века приобрёл имение, в котором любили проводить лето домочадцы.

Солнце, море и воздух, напоённый ароматами степных трав, мало-помалу возвращали силы в ослабленный болезнью организм. Здоровье шло на поправку. Немного окрепнув, Николай стал совершать прогулки в порт. Там любознательного юношу приметили, и вскоре он познакомился со многими капитанами судов, которые стали частыми гостями на даче Рукавишниковых.

Видя, как на глазах поправляется сын, растроганная мать, Евдокия Николаевна, задумала отблагодарить город Феодосию.

Слушая рассказы капитанов о частых кораблекрушениях у мыса Святого Ильи, унёсших не одну сотню человеческих жизней, и о тщетности многочисленных попыток достучаться в двери морских чиновников, она всё больше укреплялась в мысли построить столь необходимый маяк на свои средства.

Капитаны, с которыми Евдокия Николаевна поделилась задумкой, горячо поддержали благородное намерение и охотно давали советы, куда следует обращаться и какие шаги предпринимать для решения этого вопроса.

Осенью 1897 года Рукавишникова подала заявление в Дирекцию маяков о желании принять на свой счёт постройку маяка на мысе Святого Ильи. Через некоторое время пришёл ответ, в котором Дирекция маяков рекомендовала ей взять для будущего маяка световую установку «шведского огня».

К письму прилагались план и чертежи башни, а световой аппарат чиновники заказали в Финляндии. Руководство постройкой маяка Евдокия Николаевна поручила технику Алексею Алексеевичу Полонскому, с братом которого была знакома, а сама не мешкая, приступила к сбору денег: заложила дачу, отправила в Москву письмо супругу.

Константин Васильевич одобрил задуманное предприятие и прислал недостающие средства.

Через год строительство маяка и дома для смотрителя закончили. Вскоре получили осветительный аппарат, и маяк начал действовать.

В «Извещении мореплавателям» № 5 от 17 февраля 1899 года появилось официальное уведомление: «Дирекция маяков и лоций Чёрного и Азовского морей извещает мореплавателей, что в Чёрном море, вблизи Феодосии, на мысе Ильи, у зюйд-остового обрыва, установлен в деревянной будке на вершине деревянных козел часто переменный огонь с белыми и зелёными миганиями… Высота огня на уровне моря 214 фут и над поверхностью земли — 32 фута».

Чтобы оснастить маяк ещё и колоколом, для подачи сигналов в ненастье, Евдокии Николаевне пришлось заняться вязанием и благотворительной продажей цветных шерстяных кошельков.

Жители Феодосии и отдыхающие с энтузиазмом поддерживали Рукавишникову. Кошельки шли нарасхват, и большая часть их возвращалась исполнительнице наполненными золотыми монетками.

Вскоре на маяке установили и туманный колокол.

Благодарные горожане и моряки Феодосийского порта настойчиво предлагали Евдокии Николаевне назвать устроенный маяк её именем, но она решительно отказалась, заявив, что это бескорыстный дар городу Феодосии за чудесное исцеление от страшного недуга любимого сына, а маяк должен называться Ильинским, по имени мыса Святого Ильи, на котором он установлен. Тогда капитаны судов, взволнованные не меньше, чем дарительница, сообщили ей, что, проходя мимо маяка, они каждый раз снимают фуражки и молятся о ней. От этих слов, как свидетельствует старшая дочь Евдокия, «матушка не выдержала и разрыдалась…»

Поставленный на средства Рукавишниковой деревянный маяк исправно служил морякам до 1912 года. Потом его перестроили: козлы и маячную будку сделали металлическими, заменили осветительный аппарат более мощным, а вместо колокола смонтировали пневматическую сирену.

После реконструкции дальность видимости маячного огня и слышимость туманного наутофона значительно увеличились. В таком виде маяк пережил и революцию, и гражданскую междоусобицу и встретил Великую Отечественную войну.

Но в декабре 1941 года во время Керченско-Феодосийской операции при ликвидации вражеской батареи, окопавшейся на мысу, огнём артиллерии эсминца «Железняков» маяк был разрушен.

После освобождения Феодосии от фашистских захватчиков (13 апреля 1944 года) на мысу установили временный навигационный огонь. Капитальный маяк и городок для обслуживающего персонала были построены лишь в 1955 году.

Маяк сохранился до наших дней. Круглая пятнадцатиметровая белокаменная башня со светлыми трехъярусными окнами, увенчанная цилиндром фонарного сооружения, очаровывает изяществом и строгой красотой. Просторные лестничные марши ведут в маячную комнату, отделанную дубовой филёнкой. Здесь место вахтенного смотрителя.

Из окон хорошо виден весь район ответственности — от мыса Киик-Атлама с остроконечной скалой-островом Иван-Баба на юго-западе до мыса Чауда на востоке. Из маячной комнаты вертикальный трап ведёт в святая святых — фонарное сооружение.

Там, в центре гранёного стеклянного цилиндра, в 2006 году установили современный светооптический модуль, собранный на ярких светодиодах, а заботу о соблюдении режима работы маяка поручили электронике. Отпала необходимость и в ежечасных метеорологических наблюдениях.

Входящая в состав системы управления мини-ЭВМ на экране монитора выдаёт в реальном времени все необходимые синоптические данные без участия человека.

А историю постройки маяка на мысе Святого Ильи бережно сохранила в своих дневниках и после окончания Великой Отечественной войны поведала в письме (от 21 октября 1947 года) начальнику Гидрографической службы Черноморского флота дочь Рукавишниковых Евдокия Константиновна.

В конце трогательного повествования она сообщала, что все эти годы внимательно следила за судьбой дорогого сердцу Ильинского маяка: «Ещё в 1902 году, — писала она, — мы с умилением влезали на маяк с покойным мужем по его крутой ажурной лестнице и интересовались судьбой маяка в 1944 году после освобождения Феодосии от немецких оккупантов».

Не будь этого письма, мы так и не узнали бы о благородном поступке замечательной русской женщины…

Что же до семьи Рукавишниковых, то они и дальше продолжали бескорыстно делать добро. Сын Николай, следуя примеру матушки, тоже внёс свою лепту в обеспечение навигационной безопасности мореплавания вдоль Черноморского побережья.

В отчёте Главного Гидрографического управления за 1901 год сообщается: «…открыли своё действие Сухумские створные огни, установленные иждивением потомственного дворянина Николая Константиновича Рукавишникова, вместо пришедших в негодность деревянных створных знаков».

Евдокия Николаевна, тяжело переживая поражение Российского флота в Цусимском сражении, в 1905 году устроила в своём московском доме на Большой Никитской лазарет для раненых в Русско-японской войне, позже преобразованный в образцовую хирургическую лечебницу. Дочери, Евдокия и Екатерина, много лет попечительствовали над Крестовским городским начальным и Марьино-Слободским женскими училищами.

Источник: http://jalita.com/guidebook/feodosia/lighthouse_iliya_his.shtml

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]