Портал «Крымский мост» опубликовал видео поднятия истребителя Р-40 американского производства времен Великой Отечественной войны в районе строящегося моста через Керченский пролив, — передает Керчь.ФМ.
Воздушное судно обнаружили в шести километрах от таманского берега. Скорее всего, самолет подбили в ходе Керченско-Эльтигенской операции в 1943 году.
Фюзеляж весом более 3,5 тонн подняли с помощью спецтехники. Сохранилось вооружение – шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 мм с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой.
Подводные исследования позволили предположить, что данная боевая машина служила в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году.
Самолет пролежал на дне пролива более 70 лет.
Вероятнее всего, во время очередного боевого вылета самолет повредила зенитная артиллерия противника. Предположительно, истребитель был подбит в районе Эльтигена, после чего направился в Тамань, в аэродром, однако не смог долететь и приводнился. Его положение на дне пролива указывает на то, что пилот старался долететь до базы.
«Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», – рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант – 2017» Александр Елкин.
- Истребитель оказался в хорошем состоянии, скорее всего его разместят на территории 29-1 береговой батареи Керченского укрепленного сектора береговой обороны Черноморского Флота СССР.
- «Отдельная благодарность строителям Крымского моста, которые весь период экспедиции нас поддерживали технически, морально и, наверное, большая часть того, что мы с вами сегодня увидели – так аккуратно подняли самолет – это большая заслуга наших любимых мостостроителей», – подчеркнул Вахонеев.
- Служба новостей Керчь.ФМ
- Крымский мост
Источник: https://kerch.fm/2017/05/06/samolet-vremen-velikoy-otechestvennoy-voyny-podnyali-so-dna-kerchenskogo-proliva-video.html
Со дна Керченского пролива подняли американский истребитель Р-40
В шести километрах от таманского берега, за периметром стройки Крымского моста, участники экспедиции «Большой десант- 2017» успешно провели операцию по подъему остатков американского истребителя Р-40 «Киттихаук», не вернувшегося с боевого задания ориентировочно в ноябре 1943 года. Помощь в проведении операции оказали строители моста.
Как сообщил руководитель экспедиции Александр Елкин, сначала с 9-метровой глубины были подняты несколько находок — табличка с патронного ящика и направляющий желоб к пулемету. А операция по подъему началась с размыва истребителя, который был очень сильно заилен, и благодаря этому очень хорошо сохранился. Работа шла в три смены. Перед подъемом под корпусом протянули «полотенца».
Под Керчью подняли сбитую фашистами американскую «Аэрокобру»
Для собственно подъема самолета участники операции использовали плавучий кран мостостроителей, но с первого раза сдвинуть с мертвой точки истребитель не получилось. Всего операция заняла около четырех часов, и в конце концов «Киттихаук» удалось поднять практически без повреждений — только хвостовая часть немного надломилась, но ее удастся восстановить.
— Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью, — рассказал капитан плавкрана Крымского моста Игорь Демьяненко. — Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились.
Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее.
Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге.
Найдены родственники стрелка Ил-2, сбитого под Керчью в 1943 году
Краном был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонн. Сохранилось вооружение — шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 миллиметра с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. Она поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.
— Во время очередного боевого вылета самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника, — рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант — 2017» Александр Елкин.
— Он лежал на дне носом к таманскому берегу. Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму.
Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил.
Подобные истребители производились в США в 1939-1944 годы. Все было произведено 14 тысяч единиц таких самолетов, и в годы Великой Отечественной войны американцы поставляли их по ленд-лизу в СССР. На Черноморском флоте и Северо-Кавказском фронте в годы войны использовались десятки таких истребителей.
Под Симферополем нашли обломки немецкого бомбардировщика Heinkel
Поднятый со дна моря истребитель планируется установить в крепости Керчь, а потом — в экспозиции музейного комплекса «Батарея 29БИС», рядом с рубкой подлодки «Щука».
— Это дело объединило многих людей, — рассказал начальник службы логистики компании «СГМ-Мост» Игорь Сталоверов. — Для всех нас День Победы — самый важный день в году.
Многие строители Крымского моста, отработав смену, 9 мая выйдут с фотографиями отцов и дедов на улицы Тамани и Керчи, присоединятся к колоннам «Бессмертного полка». Моя мама и два ее брата принимали участие в Великой Отечественной войне. Братья не вернулись с поля боя.
Мама мне много рассказывала об этом тяжелом времени. И эту память мы должны сохранять и передавать будущим поколениям.
- Напомним, в октябре 2016 года в районе соленого озера Тобечик, что находится в окрестностях Керчи, подняли обломки советского самолета «Аэрокобра», сбитого фашистами 5 декабря 1943 года.
- Комментарий
- Виктор Вахонеев, заместитель директора Черноморского центра подводных исследований:
— Это практически идеально сохранившийся самолет. Обычно мы имеем дело с самолетами, которые в результате боя упали в воду. Этот же истребитель из-за полученных пробоин аккуратно приводнился на воду.
Пилот открыл кабину, сел в надувную лодочку и поплыл к таманскому берегу и еще долго жил. Вот эта машина боевая — оружие победы, оно практически идеально сохранилось. Более того, когда мы его раскапывали и расчищали, видели даже фрагменты краски, прекрасно сохранившиеся.
Металл просто блестел при раскопках под водой, то есть его можно будет неплохо восстановить.
Машина оказалась неграбленой. Но это территория якорной стоянки, и рано или поздно стоящие на рейде суда могли его повредить своими якорями. Наша задача была его отсюда поднять.
Теперь это будет музейный предмет — он будет выставлен на территории 29-й батареи — как сам фюзеляж, так и все предметы с него.
Например, парашют, который зацепился за раму фонаря кабины, на нем даже цифры видны — 21.
Мы привыкли, что обычно поднимаются и выставляются советские самолеты Ил-2, а вот американские в такой сохранности не часто выставляются. Любой процесс технологического подъема, судоподъемных работ — очень сложный процесс.
Поэтому отдельная благодарность строителям Крымского моста, которые весь период экспедиции нас поддерживали технически, морально и, наверное, большая часть того, что мы с вами сегодня увидели, — так аккуратно подняли самолет — это большая заслуга наших любимых мостостроителей. Ждем мост в 2018 году!
Источник: https://rg.ru/2017/05/06/reg-ufo/so-dna-kerchenskogo-proliva-podniali-amerikanskij-istrebitel-r-40.html
Захватывающие кадры: строители Крымского моста помогли поднять со дна самолет времен ВОВ
Экипаж плавучего крана, который задействован в основных строительно-монтажных работах по возведению Крымского моста, помог поисковикам в преддверии Дня Победы поднять со дна Керченского пролива самолет времен Великой Отечественной войны. Одномоторный истребитель Р-40 был обнаружен на дне за периметром большой стройки, в 6 километрах от Таманского берега.
«Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге», — рассказал капитан плавкрана Игорь Демьяненко.
Фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонн залегал на глубине 9 метров. Сохранилось и вооружение — 6 пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 мм с боекомплектом.
Частично сохранилась приборная доска, кресло пилота и двигатель с маркировкой, благодаря которой возможно будет установить точную принадлежность самолета, а также выяснить обстоятельства его крушения и судьбу летчика.
Одномоторный самолет пролежал на дне Керченского пролива более 70 лет.
Исследователи предполагают, что он служил в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году.
«Во время очередного боевого вылета самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника. Он лежал на дне носом к Таманскому берегу. Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы.
Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму.
Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант — 2017» Александр Елкин.
Поисковики намерены привести этот истребитель в порядок и установить на одной из исторической площадок Керченского полуострова.
Отметим, что участие мостостроителей в мероприятиях, посвященных 9 мая, уже вошло в традицию. В 2015 году они отреставрировали памятник морякам-десантникам Черноморского флота «Пушка Лендера». А в прошлом году ими были проведены ремонтные работы на братском захоронении воинов, погибших в Керченско-Эльтигенской десантной операции во время Великой Отечественной войны.
Источник: https://www.ren.tv/novosti/2017-05-06/zahvatyvayushchie-kadry-stroiteli-krymskogo-mosta-pomogli-poiskovikam-podnyat-so
Со дна Керченского пролива подняли «Китти-Хок» Р-40
Экипаж плавучего крана, задействованный в основных строительно-монтажных работах при возведении Крымского моста, оказал содействие поисковикам в поднятии со дна Керченского пролива советского самолета времен Великой Отечественной войны, обнаруженного на дне пролива, в 6 км от Таманского берега.
Об этом сообщил инфоцентр «Крымский мост».
Поднять самолет было возможно лишь с помощью тяжелого плавкрана. Поэтому поисковики обратились к мостостроителям. «Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью. Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились.
Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Для каждого из нас это — дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее.
Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге», — сообщил капитан плавкрана Игорь Демьяненко.
В ходе операции с девятиметровой глубины был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонны. Сохранилось вооружение – шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 мм с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой.
Подводные исследования позволили предположить, что данная боевая машина служила в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году. Самолет пролежал на дне пролива более 70 лет.
Вероятнее всего, во время очередного боевого вылета самолет повредила зенитная артиллерия противника. Предположительно, истребитель был подбит в районе Эльтигена, после чего направился в Тамань, в аэродром, однако не смог долететь и приводнился.
Его положение на дне пролива указывает на то, что пилот старался долететь до базы. «Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму.
Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант — 2017» Александр Елкин.
Заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев также подчеркнул, что самолет сел на воду сам. «Обычно мы имеем дело с самолетами, которые в результате боя упали в воду.
Этот же самолет в результате полученных пробоин аккуратно приводнился. Пилот открыл кабину, сел в надувную лодочку и поплыл к таманскому берегу. И еще долго и счастливо жил».
Именно благодаря тому, что самолет оказался на дне, он остался в практически идеальном состоянии и не был разграблен.
Вахонееев отметил, что самолет можно восстановить и выставить на одной из многочисленных исторических площадок Керченского полуострова, посвященных подвигу советских военных, сражавшихся в Великую Отечественную войну. Пока же боевая машина будет храниться в Керченской крепости. Позже самолет планируют выставить на территории 29-й батареи как музейный объект.
«Отдельная благодарность строителям Крымского моста, которые весь период экспедиции нас поддерживали технически, морально и, наверное, большая часть того, что мы с вами сегодня увидели — так аккуратно подняли самолет — это большая заслуга наших любимых мостостроителей», — подчеркнул Вахонеев.
Участие строителей Крымского моста в мероприятиях ко Дню Победы уже стало традицией. В 2015 году они провели реставрацию памятника морякам-десантникам Черноморского флота «Пушка Лендера» в Тамани. В 2016 году отремонтировали мемориальный комплекс в Керчи — братское захоронение воинов, павших в Керченско-Эльтигенской десантной операции в годы ВОВ.
Подъем самолета со дна Керченского пролива стал одним из этапов двухнедельной поисковой экспедиции, посвященной 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, объединившей поисковиков и дайверов из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти, Харькова. Они обследуют затонувшие в военное время морские и воздушные суда, ведут поиск останков бойцов, погибших в боях за Крым.
Самолет «Киттихаук» Р-40 американского производства во времена ВОВ поставлялся на вооружение войск Советского Союза по ленд-лизу. Это одномоторный истребитель Р-40, вооруженный шестью пулеметами «Браунинг» калибра 12,6, мощным двигателем. Он достаточно широко использовался Красной Армией.
Источник: https://primechaniya.ru/home/news/maj_2017/so_dna_kerchenskogo_proliva_podnyali_samolet_vremen_vov/
Истребитель времен ВОВ поднят со дна Керченского пролива
Строители Крымского моста помогли поисковикам поднять со дна Керченского пролива советский истребитель времен Великой Отечественной войны. Об этом сообщили на сайте «Крымский мост».
Поисковики обнаружили одномоторный истребитель Р-40 американского производства, известный под названием «Киттихаук», на дне за пределами стройки, в шести километрах от таманского берега, и обратились к экипажу плавкрана за помощью. Команда с радостью их поддержала и оказал максимальное содействие.
С девятиметровой глубины кран поднял фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более трех с половиной тонн. Самолет сохранил свое вооружение: шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 миллиметров с боекомплектом.
Кроме того, частично уцелели приборная доска, кресло пилота и двигатель с маркировкой, которая в дальнейшем поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.
Истребитель пролежал на дне Керченского пролива более 70 лет. Поисковики провели подводные исследования и предположили, что он мог служить в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимать участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году.
Во время очередного боевого вылета самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника. Он лежал на дне носом к таманскому берегу. Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил
— руководитель поисковой экспедиции «Большой десант — 2017» Александр Елкин.
Операция по подъему самолета со дна Керченского пролива стала одним из этапов двухнедельной поисковой экспедиции в честь 72-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В экспедиции принимают добровольное участие поисковики и дайверы из Москвы, Владимира, Тулы, Сочи, Самары, Тольятти и Харькова.
Они обследуют затонувшие в военное время морские и воздушные суда и ведут поиск останков бойцов, которые погибли в борьбе за Крым.
В дальнейшем энтузиасты планируют привести поднятый со дна истребитель в порядок и установить его на одной из исторических площадок Керченского полуострова, посвященных подвигу советских воинов.
Источник: https://360tv.ru/news/obschestvo/istrebitel-vremen-vov-podnyat-so-dna-kerchenskogo-proliva-109120/
Находка времен войны: в Керченском проливе подняли советский истребитель
МОСКВА, 6 мая — РИА Новости. Со дна Черного моря в районе строящегося моста через Керченский пролив подняли советский истребитель времен Великой Отечественной войны. По словам поисковиков, он прекрасно сохранился. В будущем машину разместят на одной из исторических площадок.
Как сообщает инфоцентр «Крымский мост», самолет Р-40 Kittyhawk американского производства, поставленный в СССР по ленд-лизу, обнаружили в шести километрах от таманского берега.
Нашла машину поисковая экспедиция «Большой десант – 2017». По словам руководителя отряда Александра Елкина, самолет подбили в районе Эльтигена во время ходе Керченско-Эльтигенской операции в 1943 году.
Пилот пытался добраться до своего аэродрома в Тамани, но ему это не удалось.
«Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — рассказал Елкин, отметив, что поисковики не обнаружили спасательного плота. Он добавил, что экспедиция попытается выяснить, кто летал на этом самолете.
После того как местоположение Р-40 было установлено, участники «Большого десанта» попросили строителей Крымского моста поднять истребитель со дна пролива.
«Вся наша команда, все до единого откликнулись… Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге», — сообщил капитан плавучего крана Игорь Демьяненко.
Фюзеляж весом более трех с половиной тонн подняли при помощи спецтехники. По оценкам экспертов, истребитель находится в очень хорошем состоянии: на нем даже сохранились фрагменты краски.
В будущем машину планируют разместить на территории 29-й береговой батареи Керченского укрепленного сектора береговой обороны Черноморского Флота СССР. Пока же самолет будет храниться в Керченской крепости.
Это не первая находка военной техники времен Великой Отечественной в районе строительства Крымского моста. Летом прошлого года поисковики обнаружили немецкий торпедный катер S-102.
Согласно архивным документам, катер подорвался на мине и затонул, на нем погибло 12 человек. Его обломки находились на глубине 16 метров, фактическое место гибели судна не совпало с архивными данными. С катера подняли орудие Flak 28, винты и другие детали, представляющие историческую ценность.
Кроме того, со дня Черного моря подняли штурмовик Ил-2 с бортовым номером 4057. Самолет лежал на глубине пяти-шести метров в нескольких километрах от берега.
Штурмовик, который пилотировал Герой Советского Союза Юсуп Акаев, был сбит 8 ноября 1943 года. Экипаж остался жив — Акаева и воздушного стрелка Слепцова спас торпедный катер.
Находки зоне строительства представляют интерес не только для тех, кто занимается Второй мировой войной, но и для специалистов по древней истории.
В марте при подводных раскопках у мыса Ак-Бурун археологи обнаружили крупный фрагмент терракотовой скульптуры в форме головы мужчины. Ученые назвали эту находку настоящей сенсацией.
По предварительным данным, эту скульптуру могли изготовить в Малой Азии в V веке до нашей эры. Что представляла собой статуя в целом и какому именно божеству она была посвящена, археологам предстоит еще выяснить.
«Может, это была статуя божества, либо это был какой-то герой, потому что лицо найденного фрагмента мужественное и волевое. Поэтому археологи сейчас спорят, кто это: бог или герой. И вообще, статуя ли это была.
Есть предположение, что это фрагмент корабля. Что случилось с кораблем или со статуей, сказать трудно.
Это теперь загадка, которую мы будем разгадывать», — сказала РИА Новости гендиректор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина.
Такие находки — большая редкость в археологии, заявил научный сотрудник отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН, кандидат исторических наук Сергей Соловьев.
«Обычно мы имеем дело с мелкой терракотовой пластикой, как известно, нередко имитирующей монументальные оригиналы, сделанные из мрамора или бронзы.
Находка головы монументальной терракотовой скульптуры в районе мыса Ак-Бурун при строительстве Крымского моста – настоящая сенсация в изучении памятников античного искусства Северного Причерноморья, и, пожалуй, не будет преувеличением, если сказать для античного искусства в целом», — сказал Соловьев.
Источник: https://ria.ru/20170506/1493807685.html
В керченском проливе нашли истребитель времен великой отечественной войны
МОСКВА, 6 мая — РИА Новости. В преддверии Дня Победы со дна Керченского пролива подняли советский самолет времен Великой Отечественной войны — одномоторный истребитель Р-40, известный как «Киттихаук». Он был обнаружен за периметром большой стройки моста в Крым в 6 километрах от таманского берега, сообщает инфоцентр «Крымский мост».
Р-40 — самолет американского производства, поставленный на вооружение советских войск по ленд-лизу. Он пролежал на дне Керченского пролива более 70 лет.
Подводные исследования позволили предположить, что боевая машина служила в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году.
Поднять самолет поисковикам помог экипаж плавучего крана, задействованный в основных строительно-монтажных работах на мосту через Керченский пролив. Краном с глубины 9 метров был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонны.
Сохранилось и вооружение истребителя: шесть пулеметов «Браунинг» калибром 12,7 миллиметра с боекомплектом.
Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой, которая поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.
«Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью. Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге», — рассказал капитан плавкрана Игорь Демьяненко.
В свою очередь, руководитель поисковой экспедиции «Большой десант-2017» Александр Елкин отметил, что самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника во время боевого вылета. Он лежал на дне носом к таманскому берегу.
«Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — сказал он.
Операция по подъему самолета стала одним из этапов двухнедельной поисковой экспедиции, посвященной 72-й годовщине победы в Великой Отечественной. Экспедиция объединила энтузиастов — поисковиков и дайверов из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти, Харькова. Они обследуют затонувшие в военное время морские и воздушные суда, ведут поиск останков бойцов, погибших в боях за Крым.
«Это дело объединило многих людей. Многие строители Крымского моста, отработав смену, 9 мая выйдут с фотографиями отцов и дедов на улицы Тамани и Керчи, присоединятся к колоннам «Бессмертного полка». Моя мама и два ее брата принимали участие в Великой Отечественной войне. Братья не вернулись с поля боя. Мама мне много рассказывала об этом тяжелом времени. И эту память мы должны сохранять и передавать будущим поколениям», — рассказал начальник службы логистики компании «СГМ-Мост» Игорь Сталоверов.
Керченский и Таманский полуострова — зона интенсивных боев в годы Великой Отечественной войны.
В период с 31 октября по 11 декабря 1943 года в Керченском проливе развернулась одна из крупнейших десантных операций в истории ВОВ — Керченско-Эльтигенская, когда советские войска предприняли попытку отбить Керченский полуостров у гитлеровской армии. В той операции с советской стороны участвовало более 130 тысяч бойцов, свыше 250 кораблей и больше тысячи самолетов.
Перед началом строительства моста в Крым вся территория была разминирована. Саперы обследовали более 600 гектаров суши и акватории — впоследствии здесь развернулись строительно-монтажные работы. В результате было обнаружено и обезврежено более 700 минометных мин, ручных гранат и фугасных авиабомб времен войны.
Читать ещё •••
Чудо на кладбище: младенец провел под землей трое суток
Другое
,
Игорь Демьяненко
,
Александр Елькин
,
РИА Новости
,
Керчь
,
Москва
,
Республика Крым
,
Самара
,
Сочи
,
Тольятти
,
Харьков
Источник: https://news.rambler.ru/other/36815575-v-kerchenskom-prolive-nashli-istrebitel-vremen-velikoy-otechestvennoy-voyny/
Со дна Керченского пролива подняли самолет времен Великой Отечественной
Новости России
11:53 06.05.2017Получить короткую ссылку
76
Во время двухнедельной поисковой экспедиции, посвященной 72-й годовщине победы в Великой Отечественной, дайверы обнаружили в Керченском проливе советский самолет времен Великой Отечественной войны
РИГА, 6 мая — Sputnik. Со дна Керченского пролива подняли советский самолет времен Великой Отечественной войны — одномоторный истребитель Р-40, известный как «Киттихаук», сообщает инфоцентр «Крымский мост».
Р-40 — самолет американского производства, поставленный на вооружение советских войск по ленд-лизу. Предположительно, эта боевая машина служила в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году. Самолет пролежал на дне Керченского пролива более 70 лет.
Поднять самолет поисковикам помог экипаж плавучего крана, задействованный в основных строительно-монтажных работах на мосту через Керченский пролив. С глубины 9 метров был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонны.
Сохранилось и вооружение истребителя: шесть пулеметов «Браунинг» калибром 12,7 миллиметра с боекомплектом.
Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой, которая поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.
Инфоцентр «Крымский мост»
Операция по подъему Р-40 со дна Керченского пролива
«Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью. Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие.
Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее.
Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге», — рассказал капитан плавкрана Игорь Демьяненко.
Руководитель поисковой экспедиции «Большой десант-2017» Александр Елкин предположил, что самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника во время боевого вылета. Он лежал на дне носом к таманскому берегу.
«Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — сказал он.
Операция по подъему самолета стала одним из этапов двухнедельной поисковой экспедиции, посвященной 72-й годовщине победы в Великой Отечественной. Поисковики и дайверы из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти, Харькова обследуют затонувшие в военное время морские и воздушные суда, ведут поиск останков бойцов, погибших в боях за Крым.
Инфоцентр «Крымский мост»
Операция по подъему Р-40 со дна Керченского пролива
Керченский и Таманский полуострова — зона интенсивных боев в годы Великой Отечественной войны.
В период с 31 октября по 11 декабря 1943 года в Керченском проливе развернулась одна из крупнейших десантных операций в истории ВОВ — Керченско-Эльтигенская, когда советские войска предприняли попытку отбить Керченский полуостров у гитлеровской армии. В той операции с советской стороны участвовало более 130 тысяч бойцов, свыше 250 кораблей и больше тысячи самолетов.
Источник: https://lv.sputniknews.ru/Russia/20170506/4668250/kerchenskij-zaliv-samolet-vtoroj-mirovoj.html?mobile_return=yes
Строители Крымского моста помогли поднять со дна самолет времен Великой Отечественной войны
В преддверии Дня Победы экипаж плавучего крана, задействованный в основных строительно-монтажных работах, помог поисковикам поднять со дна Керченского пролива советский самолет времен Великой Отечественной – одномоторный истребитель Р-40, известный под названием «Киттихаук». Он был обнаружен на дне за периметром большой стройки в 6 км от таманского берега.
«Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью. Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие.
Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее.
Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге», — рассказал капитан плавкрана Игорь Демьяненко.
Краном с глубины 9 метров был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонн. Сохранилось вооружение – шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 мм с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. Она поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.
Одномоторный самолет американского производства, поставленный на вооружение советских войск по ленд-лизу, пролежал на дне Керченского пролива более 70 лет. Подводные исследования поисковиков позволили предположить, что боевая машина служила в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году.
«Во время очередного боевого вылета самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника. Он лежал на дне носом к таманскому берегу. Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы.
Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму.
Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант – 2017» Александр Елкин.
Операция по подъему самолета стала одним из этапов двухнедельной поисковой экспедиции, посвященной 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Экспедиция объединила энтузиастов – поисковиков и дайверов из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти, Харькова. Они обследуют затонувшие в военное время морские и воздушные суда, ведут поиск останков бойцов, погибших в боях за Крым.
Энтузиасты планируют привести поднятый со дна истребитель Р-40 в порядок и установить на одной из многочисленных исторических площадок Керченского полуострова, посвященных подвигу советских военных, сражавшихся в Великую Отечественную. Пока же боевая машина будет храниться в Керченской крепости.
«Это дело объединило многих людей. Для всех нас День Победы – самый важный день в году. Многие строители Крымского моста, отработав смену, 9 мая выйдут с фотографиями отцов и дедов на улицы Тамани и Керчи, присоединятся к колоннам «Бессмертного полка».
Моя мама и два ее брата принимали участие в Великой Отечественной войне. Братья не вернулись с поля боя. Мама мне много рассказывала об этом тяжелом времени.
И эту память мы должны сохранять и передавать будущим поколениям», — рассказал начальник службы логистики компании «СГМ-Мост» Игорь Сталоверов.
Участие мостостроителей в мероприятиях ко Дню Победы стало традицией. В 2015 году они провели реставрацию мемориала в Тамани – памятника морякам-десантникам Черноморского флота «Пушка Лендера». В 2016 году отремонтировали мемориальный комплекс в Керчи – братское захоронение воинов, павших в Керченско-Эльтигенской десантной операции в годы ВОВ.
Справка
Керченский и Таманский полуострова — зона интенсивных боев в годы Великой Отечественной войны.
А в период с 31 октября по 11 декабря 1943 года в Керченском проливе развернулась одна из крупнейших десантных операций в истории ВОВ – Керченско-Эльтигенская, когда советские войска предприняли попытку отбить Керченский полуостров у гитлеровской армии. В той операции с советской стороны участвовало более 130 тысяч бойцов, свыше 250 кораблей и больше тысячи самолетов.
Перед началом строительства Крымского моста вся территория была разминирована. Саперы обследовали более 600 га суши и акватории, где впоследствии развернулись строительно-монтажные работы. В результате было обнаружено и обезврежено более 700 минометных мин, ручных гранат и фугасных авиабомб времен ВОВ.
Источник: https://www.most.life/novosti/novosti/stroiteli-krymskogo-mosta-pomogli-podnyat-so-dna-samolet-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojn/
Находка времен войны: в Керченском проливе подняли советский истребитель — Крымский сайт
Со дна Черного моря в районе строящегося моста через Керченский пролив подняли советский истребитель времен Великой Отечественной войны. По словам поисковиков, он прекрасно сохранился. В будущем машину разместят на одной из исторических площадок, сообщает издание «РИА Крым».
Как сообщает инфоцентр «Крымский мост», самолет Р — 40 Kittyhawk американского производства, поставленный в СССР по ленд-лизу, обнаружили в шести километрах от таманского берега.
Нашла машину поисковая экспедиция «Большой десант – 2017». По словам руководителя отряда Александра Елкина, самолет подбили в районе Эльтигена во время ходе Керченско-Эльтигенской операции в 1943 году.
Пилот пытался добраться до своего аэродрома в Тамани, тем не менее ему это не удалось.
«Наиболее вероятно, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — сообщил Елкин, отметив, что поисковики не обнаружили спасательного плота. Он добавил, что экспедиция попытается выяснить, кто летал на этом самолете.
Подъём со дна
После того как местоположение Р — 40 было установлено, участники «Большого десанта» попросили строителей Крымского моста поднять истребитель со дна пролива.
«Вся наша команда, все до единого откликнулись… Для каждого из нас это дань памяти воинам, какие сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге», — сообщил капитан плавучего крана Игорь Демьяненко.
Фюзеляж весом более трёх с половиной тонн подняли при помощи спецтехники. По оценкам экспертов, истребитель находится в очень хорошем состоянии: на нем даже сохранились фрагменты краски.
В будущем машину планируют разместить на территории 29-й береговой батареи Керченского укрепленного сектора береговой обороны Черноморского Флота СССР. Пока же самолет будет храниться в Керченской крепости.
Торпедный катер и Ил — 2
Это не первая находка военной техники времен Великой Отечественной в районе строительства Крымского моста. Летом прошлого года поисковики обнаружили немецкий торпедный катер S — 102.
Согласно архивным документам, катер подорвался на мине и затонул, на нем погибло 12 человек. Его обломки находились на глубине 16 метров, фактическое место гибели судна не совпало с архивными данными. С катера подняли орудие Flak 28, винты и другие детали, представляющие историческую ценность.
Также, со дня Черного моря подняли штурмовик Ил — 2 с бортовым номером 4057. Самолет лежал на глубине пяти-шести метров в нескольких километрах от берега.
Штурмовик, который пилотировал Герой Советского Союза Юсуп Акаев, был сбит 8 ноября 1943 года. Экипаж остался жив — Акаева и воздушного стрелка Слепцова спас торпедный катер.
Сенсация в археологии
Находки зоне строительства представляют интерес не только для тех, кто занимается Второй мировой войной, тем не менее и для специалистов по древней истории.
В марте при подводных раскопках у мыса Ак-Бурун археологи обнаружили крупный фрагмент терракотовой скульптуры в форме головы мужчины. Учёные назвали эту находку настоящей сенсацией.
По предварительным данным, эту скульптуру могли изготовить в Малой Азии в V веке до нашей эры. Что представляла собой статуя в целом и какому именно божеству она была посвящена, археологам предстоит ещё выяснить.
«Может, это была статуя божества, либо это был какой-то герой, потому что лицо найденного фрагмента мужественное и волевое. Поэтому археологи сейчас спорят, кто это: бог или герой. И вообще, статуя ли это была.
Есть предположение, что это фрагмент корабля. Что случилось с кораблем или со статуей, сказать трудно.
Это теперь загадка, которую мы будем разгадывать», — сказала гендиректор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина.
Такие находки — большая редкость в археологии, заявил научный сотрудник отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН, кандидат исторических наук Сергей Соловьев.
«Обычно мы имеем дело с мелкой терракотовой пластикой, как известно, нередко имитирующей монументальные оригиналы, сделанные из мрамора или бронзы.
Находка головы монументальной терракотовой скульптуры в районе мыса Ак-Бурун при строительстве Крымского моста – настоящая сенсация в изучении памятников античного искусства Северного Причерноморья, и, пожалуй, не будет преувеличением, если сказать для античного искусства в целом», — сказал Соловьев.
Источник: https://crimea.kz/266956-Nahodka-vremen-voiyny-v-Kerchenskom-prolive-podnyali-sovetskiiy-istrebitel.html
Строители Крымского моста подняли со дна Керченского пролива самолет времен Великой Отечественной войны
Еще немного…еще…и вот он – из воды показался фюзеляж с крыльями истребителя «Киттихаук», который достался нашим военным от американцев по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны. Этот момент поисковики из Тольятти, обнаружившие в море на глубине около 9 метров в районе Керченского пролива самолет, ждали почти год.
Как писала ранее «КП», крымские специалисты на 90% уверены, что за штурвалом самолета находился летчик Владимир Авдеенко, но информацию все еще проверяют.
— Выяснилось, что это американский истребитель Кертисс P-40 «Китти-Хок». Именно такими в конце 1943 года были вооружены два истребительных авиаполка ВВС Черноморского флота — 7 иап и 62 иап.
Известно, что 7 иап не имел потерь в районе Керченского пролива в конце 1943 — начале 1944 года, потеря была в марте 1944 в районе Феодосии.
А вот в 62 иап числится не вернувшимся с боевого задания из района Керчи 29 ноября 1943 года младший лейтенант 22-летний Авдеенко Владимир Иванович, — сообщил «КП» еще в январе редактор военно-исторического журнала «Military Крым», военный историк Сергей Ченнык.
Есть сведения, что Владимир Авдеенко родился в 1921 году в городе Ковров Ивановской области, сейчас этот город входит во Владимирскую область. Известен домашний адрес и данные его родителей. Но, к сожалению, есть информация, что дом летчика давно разрушен. Отец бойца — Авдеенко Иван Ефимович — умер 23 ноября 1943 года от сердечного приступа.
Подъем самолета «Китти-Хок» со дна моря: подводные съемки.Видео: Инфоцентр «Крымский мост»! другой источник
Фото предоставлено редакцией военно-исторического журнала «Милитари Крым».
Крымские поисковики подключили к поискам родственников детектива и нашли в поселке Новоалтатка Шарыповского района Красноярского края племянника пилота — 64-летнего Валерия Хорохова, а также внучатого племянника, 33-летнего Алексея Лялина.
Он, кстати, прилетал из Москвы в Крым, когда узнал, что возможно его родственник находился за штурвалом истребителя и очень хотел бы поприсутвовать при поднятии самолета.
Однако поисковики решили все еще раз перепроверить, чтобы быть точно уверенными в том, что летчиком был Авдеенко.
Бронестекло вылетело от удара
К операции подключились также дайверы и поисковики из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти, Харькова, Крыма.
— Поисковики обратились к мостостроителям с просьбой поднять самолет времен ВОВ. Это можно было сделать только с помощью тяжелого плавкрана. Для нас это большая честь и гордость принять участие в этом деле, тем более, накануне такого великого праздника – 9 мая, — прокомментировал начальник службы логистики компании «СГМ-Мост» Игорь Сталоверов.
Инофцентр «Крымский мост»
Поднимали находку с помощью плавучего крана, который был задействован в основных строительно-монтажных работах Керченского моста, но для такого дела можно и внести коррективы в график строительных работ. Подключили даже водолазов со стройки моста. Краном подняли фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонн.
Сохранилось вооружение – шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 мм с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. Приборы отсутствуют. Скорее всего, они отпали при ударе или от коррозии. Кабину еще не чистили, так что, возможно, будут найдены и личные вещи пилота. Отлетело от удара одно бронестекло, нет также боковых.
Инфоцентр «Крымский мост»
— Во время очередного боевого вылета самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника. Он лежал на дне носом к таманскому берегу. Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы.
Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму.
Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил, — рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант – 2017» Александр Елкин.
- По словам специалистов, пилот мог остаться в живых, однако, как говорят крымские поисковики, если за штурвалом находился действительно Владимир Авдеенко, он не вернулся с войны домой и числится пропавшим без вести по сей день.
- Парашют №21
- Пока что истребитель будет храниться в Керченской крепости, а в будущем его планируют привести в порядок и установить на одной из многочисленных исторических площадок Керченского полуострова, посвященных подвигу советских военных, сражавшихся в Великую Отечественную войну.
Фото предоставлено редакцией военно-исторического журнала «Милитари Крым».
— Этот самолет — оружие победы, он практически идеально сохранился. Машина оказалась неграбленой. Хотя это территория якорной стоянки и рано или поздно стоящие на рейде суда могли его повредить своими якорями. Когда мы раскапывали, расчищали его, видели даже фрагменты краски. Металл просто блестел при раскопках под водой.
Сейчас это будет музейный предмет — как сам фюзеляж, так и все предметы, которые будут с него подняты. Уже из самых интересных – парашют, который зацепился за раму фонаря кабины, на нем даже цифры видны – 21.
Такая красивая будет экспозиция, — сообщил заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.
К слову, участие мостостроителей в мероприятиях ко Дню Победы стало традицией. В 2015 году они провели реставрацию мемориала в Тамани – памятника морякам-десантникам Черноморского флота «Пушка Лендера». В 2016 году отремонтировали мемориальный комплекс в Керчи – братское захоронение воинов, павших в Керченско-Эльтигенской десантной операции в годы ВОВ.
СПРАВКА «КП»
Керченский и Таманский полуострова — зона интенсивных боев в годы Великой Отечественной войны.
А в период с 31 октября по 11 декабря 1943 года в Керченском проливе развернулась одна из крупнейших десантных операций в истории ВОВ – Керченско-Эльтигенская, когда советские войска предприняли попытку отбить Керченский полуостров у гитлеровской армии. В той операции с советской стороны участвовало более 130 тысяч бойцов, свыше 250 кораблей и больше тысячи самолетов.
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Найденный под Керчью американский истребитель поместят в аквариум
- Поисковики обнаружили на дне моря самолет, за штурвалом которого был советский летчик (подробнее)
- Частный детектив помог найти родных погибшего летчика «Китти-Хок»
- Они приедут в Керчь, когда со дна моря подымут американский истребитель (подробнее)
Подъем самолета «Китти-хаук» со дна моря: как поднимали истребитель.Видео: Инфоцентр «Крымский мост»! другой источник
Источник: https://www.kp.by/daily/26676.7/3698146/
Со дна Керченского пролива подняли самолёт времён Великой Отечественной войны
Фото : Инфоцентр «Крымский мост»
Строители крымского моста в преддверии Дня Победы помогли поднять со дна самолёт времён Великой Отечественной войны, который был обнаружен за периметром большой стройки в шести километрах от Таманского берега. Это одномоторный истребитель Р-40, известный под названием «Киттихок», пишет «Интерфакс».
Краном с глубины девяти метров был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более трёх с половиной тонн. Сохранилось вооружение — шесть пулемётов с боекомплектом, частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой, которая поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу лётчика.
Одномоторный самолёт американского производства, поставленный на вооружение в советской армии по ленд-лизу, пролежал на дне Керченского пролива более 70 лет. Подводные исследования поисковиков позволили предположить, что боевая машина находилась на вооружении штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота СССР и участвовала в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году.
По мнению руководителя поисковой экспедиции Александра Ёлкина, самолёт мог быть повреждён зенитной артиллерией противника.
«Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолёт не рухнул в пролив, это видно по корпусу, который сохранил форму. Лётчик, скорее всего, смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — сказал Ёлкин.
Поисковики планируют привести поднятый со дна истребитель в порядок и установить на одной из исторических площадок Керченского полуострова, посвященных подвигу советских военных. Пока же боевая машина будет храниться в Керченской крепости, отметил представитель поискового отряда.
Густой туман мешает работе Кишинёвского аэропорта. Орган гражданской авиации объявил, что из-за неблагоприятных погодных условий может меняться график перелётов, но всё это ради безопасности пассажиров. Орфографическая ошибка в тексте:Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку «Отправить сообщение об ошибке». Вы также можете отправить свой комментарий.
Источник: https://novostipmr.com/ru/news/17-05-06/so-dna-kerchenskogo-proliva-podnyali-samolyot-vremyon-velikoy