Крым — настоящий исторический перекресток, пристанище для многих народностей и вероисповеданий. В разное время здесь пересекались язычество, ислам и христианство. Текие дервишей в Евпатории — последний мусульманский монастырь, сохранившийся на территории Европы. Памятник относится к крымскотатарскому наследию и тесно связан с периодом позднего средневековья. Некогда на полуострове насчитывалось 22 Текие, но лишь один монастырь сохранился в первозданном виде.
Дервиши были магометанскими послушниками, строившими на юге Европы уединенные монастырские комплексы. Если вы хотите взглянуть на Текие дервишей в Евпатории, фото которого мы здесь разместили, отправляйтесь в исторический центр города.
Комплекс расположился на Караева, 18 — на пересечении с Интернациональной улицей. От знаменитых Гезлевских ворот вам нужно прогуляться пешком около двух минут — заблудиться тяжело. GPS-координаты объекта: 45°11′57″N (45.199174), 33°22′50″E (33.
380679).
История Текие дервишей
Дервиши были суфийскими странствующими монахами, которые разбрелись по ближневосточным и североафриканским пустошам. Смысл своего существования монахи видели в мистическом слиянии с Богом.
Задолго до возведения Текие дервишей в Евпатории магометанская империя разрасталась, захватывая державы, расположенные на юге Европы. Запад Тавриды подчинялся османам, хотя и был заселен сравнительно слабо.
Именно туда и явились представители Суфийского ордена, объединившего прорицателей, колдунов и «крутящихся» танцоров.
В былые времена историческая часть города представляла собой обширную песчаную территорию, зажатую между черноморским побережьем и солончаками. Крепость Гезлев и монастырь начали строиться практически одновременно. Сейчас обитель является историко-архитектурным ансамблем, включающим три сохранившиеся постройки:
- Мечеть.
- Текие (кельи, в которых обитали монахи).
- Суфийский медресе (религиозная школа).
Суфийские монахи регулярно собирались вместе, устраивали песни и пляски, целью которых было достижение божественного экстаза. Подобные вещи практиковались на обширном пространстве, раскинувшемся между Гангом и Гибралтаром. Постепенно начали появляться и Текие дервишей, хотя сами монахи большую часть жизни проводили в странствиях. Дел у приверженцев суфийской школы было много:
- распространение мудрости;
- раздача духовных советов;
- исцеление больных;
- искоренение суеверий;
- изготовление магических амулетов.
Суфийскую общину всегда возглавлял шейх — святой человек, сумевший духовно сблизиться с Богом. В обязанности шейха входило общее руководство общиной и организация духовного просветления послушников.
Члены братства искоренили в своей среде алчность, стяжательство, рабское повиновение и слепую веру. На своих собраниях дервиши старались постичь истину путем размышлений и погружения в экстатический транс.
Письменных источников, рассказывающих о Текие дервишей в Евпатории, почти не сохранилось. Архитектор, дата постройки, история комплекса — все это покрыто мраком.
Есть мнение, что возводить святыню странники начали в 15 столетии. Вплоть до 18 века здание обрастало многочисленными пристройками.
Двадцатиметровое центрально-купольное сооружение стало центром, вокруг которого скапливались монашеские кельи.
Что мы знаем о дервишах
Странствующие послушники обладали собственной идеологией и системой ценностей. Монахи призывали верующих к отказу от земных благ, изнеженности и чревоугодия. Властителей послушники считали ничтожными песчинками, поэтому страдали от преследований и были вынуждены часто менять города. У дервишей существовало понятие «убийцы реальности». К этой категории относились:
- чувственные наслаждения;
- материальные ценности;
- пышные обряды;
- известность;
- искусство;
- привязанности.
Монахи, строившие Текие дервишей в Евпатории, носили грубые шерстяные накидки — суфы. Отсюда и произошло название Суфийского ордена. Османский народ уважал странствующих провидцев и колдунов.
Поговаривают, что в 15 столетии один из дервишей смело читал свои проповеди перед крымским наместником.
До сих пор в культуре некоторых народов (турецкой, например) сохранился «крутящийся» танцевальный стиль, присущий средневековым послушникам.
Чем святыня привлекает туристов
Восточная часть Евпатории издавна притягивает путешественников — здесь сосредоточены самые значимые курортные достопримечательности. Монастырь дервишей принадлежит к наиболее старинным городским постройкам.
Сооружение завораживает туристов лаконичностью внутренней отделки, монументальностью форм и строгостью фасадов. Комплекс имеет квадратный план, а высота здания достигает 20 метров.
Второй ярус становится шестигранным и постепенно «врастает» в купол, диаметр которого составляет 9,5 метров.
Одноместные сводчатые кельи локализуются на первом ярусе. Неведомый создатель комплекса сделал пол земляным, а помещения темными — это позволяло монахам отрешаться от мировой суеты.
Кельи представляют собой полупещеры, из которых можно попасть в общий зал и монашескую трапезную. Исследователи предполагают, что самая просторная ниша некогда принадлежала шейху.
Обратите внимание на следующие особенности Текие дервишей:
- кровлю неведомый архитектор накрыл обычной черепицей;
- компактная мечеть была пристроена к комплексу позже предполагаемой закладки;
- плосковатый купол имеет специфическое навершие;
- у восточной стены локализуется частично разрушенный минарет.
На возведение мощных монастырских стен пошел плотный камень, впоследствии кладка была оштукатурена. В спартанской обстановке отсутствуют росписи и традиционный михраб. Монашеские кельи освещены узкими бойницами. В сводах келий также пробиты миниатюрные круглые отверстия.
В разное время османские чиновники пытались увековечить себя в памяти людей Тавриды. Эфенди Шукурал назвал мечеть, примыкающую к Текие, своим именем. Однако культовое сооружение в первозданном виде не сохранилось. Обязательно загляните в медресе — духовную школу крымских дервишей. Сейчас здесь работает Музей крымско-татарской культуры, открывающийся в десять утра (выходной — понедельник).
Полезная информация
Если вы хотите посетить местный музей, учитывайте его график работы (10.00-18.00). Обеденный перерыв тоже есть: 13.00-14.00.
Работники музея организуют экскурсии по Текие, стоимость которых составляет 80 рублей. За 150 рублей вы можете заказать «элитную» программу с музыкальным сопровождением.
Также экскурсоводы демонстрируют видеоролик, позволяющий лучше проникнуться танцевальной культурой дервишей.
Добраться до объекта можно на автомобиле либо общественном транспорте. От Автовокзала Евпатории каждые 10 минут отходит шестая маршрутка (ехать нужно до остановки «УкрСоцБанк»). Если же вы собрались двигаться пешком, приготовьтесь покрыть двухкилометровую дистанцию. Идти нужно на восток по Интернациональной улице. На пересечении с Караева ваш путь будет завершен.
Источник: http://tourist-82.ru/zapad/evpatoriya/tekie-dervishej-v-evpatorii/
Текие дервишей в Евпатории — история, фото, описание
Po-Krymu.ru > Отдых в Крыму > Достопримечательности Крыма > Запад Крыма
Есть такое тихое местечко в Крыму, Текие дервишей в Евпатории, в средние века принадлежавшее общине мусульманских мистиков-аскетов. Здесь жили члены суфийского братства и находили временный приют странствующие монахи.
В мире осталось всего несколько текие и все, кроме евпаторийского, за границей. Да и сам орден давно исчез, а его современные последователи разделились на два лагеря — одни взяли внешнюю сторону и зарабатывают исполнением танца дервишей — долгим плавным кручением. Эти представления видел практический каждый турист, посещавший Турцию.
Другие состряпали из этого исламского учения что-то мистическое, видимо поэтому основные его последователи — экзальтированные дамы из Западной Европы.
Текие дервишей — краткая история обители странников
Строительство текие относят к XV веку. Одна из версий полагает, что ранее на этом месте располагался православный армянский храм, позднее переделанный под нужды членов суфизма. В более позднее время к нему были пристроены медресе и мечеть с минаретом.
Это небольшое толстостенное здание квадратной формы со стрельчатыми окнами, крытое черепицей. Внутренние стены покрыты штукатуркой, пол — земляной. Темные маленькие кельи окружают центральный зал.
Именно в нем проводились знаменитые суфийские кружения – древние ритуальные практики единения с богом.
В кельях дервиши, после кручения, вводившего их в транс, уединялись и медитировали, иногда по нескольку дней.
Текие полностью отражает идеи аскетизма и лишено каких-либо внутренних и внешних украшений. Хотя, возможно, в прошлом здесь все было по-другому. Легко можно представить, как под медитативную музыку кружились танцующие дервиши в развевающихся одеждах в бывшем некогда белоснежном молельном зале, крытом голубым куполом.
Мечеть Шукурла Эфенди ныне представляет собой полуразрушенное строение с зияющими провалами окон. Ни крыша, ни внутреннее убранство мечети не сохранились. Над мечетью возвышается минарет тоже сильно траченный временем.
Местные жители дали этому минарету второе название – плачущий. Во время пожара свинец, скрепляющий кирпичи минарета, расплавился и удивленные очевидцы узрели блестящие серебристые искорки окружающие горящий минарет.
- Сейчас мечеть и минарет реставрируются, и скоро они уже не будут выглядеть убогими развалинами, а снова превратятся в популярное у местных мусульман, культовое здание.
- Здание медресе, датируемое XVII — XVIII веком, представляет собой небольшое двухэтажное строение, в котором сейчас располагаются музей крымско-татарского быта и кофейня.
Как добраться в Текие дервишей и часы работы
Комплекс располагается в старом историческом центре Евпатории рядом с воротами древнего Гезлева по адресу: ул. Караева 18. Доехать можно на маршрутных автобусах №№ 1, 6 и 17 или трамвае № 1.
Ворота всегда закрыты, так что стучите. К вам выйдут и запишут на ближайшую экскурсию.
Если до нее много времени, ничего страшного — в Старом городе Евпатории, который находится буквально в дух шагах, столько всего интересного, что вам не придется скучать.
Посетить обитель странников можно с 10.00 до 18.00 часов ежедневно, кроме понедельника. Цена одной экскурсии – 80 рублей, с театрализованным кружением дервишей – 150 рублей. Длится экскурсия 40-60 минут.
Источник: https://po-krymu.ru/tekie-dervishey-v-evpatorii.html
Текие Дервишей
Текие дервишей – одна из мусульманских святынь города Евпатории. Находится в старой части города по адресу: г. Евпатория, Поворотная улица, 33. Телефон для справок: +7978 794 33 01 или городской +7 (36569) 2-35-41. Режим работы Текие дервишей с 8:00 до 18:00 летом.
Географические координаты Текие дервишей на карте Крыма GPS N 45.199523, E 33.380969.
Текие Дервишей – памятник архитектуры 15-17 века. Комплекс возводился поэтапно. Первым появился храм ордена «Мевлеви» в начале 15-го века. Чуть позже, практически через 100 лет, построили здание медресе (школа). И уже в 17- веке появилась мечеть Джума-Джам.
Текие дервишей в переводе с тюркского означает «дом дервишей», а слово «дервиш» переводится как «нищий» или «бедняк». Дервиши в мусульманской религии играли особую роль и были в большом почтении у мусульманского сообщества. Если понятие дервиш перевести на христианство, то оно будет означать монах-аскет. Начиная свой путь, дервиш отказывался от всего мирского: денег, титулов, имущества – но в замен получал мудрость и знания. У дервиша из имущества была только одежда и вера.
Жили дервиши за счет угощений и подаяний, занимались проповедями и славились великими мудрецами, с ними часто советовались султаны и знать. Такие дервишей – очень редкие мечети. В Крыму мечеть, находящийся в Евпатории, единственная на весь полуостров.
Строительство Текие дервишей началось в 15 веке. Часть денег была собрана дервишами, часть была пожертвована Гезлeвским (в средние века так называлась Евпатория) ханом. Изначально были возведены небольшие кельи, довольно тесные и узкие.
Позже была возведена мечеть и открыта для всех прихожан.
Бытует мнение, что именно Текие Дервишей был построен на руинах старинной Армянской церкви, по крайней мере фундамент здания имеет более древние корни, нежели Текие Дервишей.
Как добраться до Текие Дервиш
Добраться до Текие Дервиш проще всего от набережной Терешковой, по улице Караева до Гезлевских ворот, перейти на другую сторону улицы и Вы у цели.
Сейчас на территории Текие Дервишей проводят увлекательные экскурсии. Экскурсовод рассказывает о жизни и быте дервишей, о быте татарского народа. В экспозиции музея находятся предметы повседневного использования: кувшины, медная и глиняная посуда, национальная одежда и прочее.
Экскурсия сопровождается множеством рассказов и историй, которые довольно наглядно повествуют о прошлых временах и нравах.
Посещение Текие дервишей часто сопровождается посещением Гезлевских ворот, внутри которых находится один из лучших музеев Евпатории.
Дальше прогулка по старому городу с посещение караимских кенас, синагоги, турецких бань.
Старый город – один из удивительных и уникальных мест в Крыму. Его часто называют малый Иерусалим по причине большого сосредоточения религиозных сооружений разных вероисповеданий и культур. И это не удивительно. Девиз, написанный на гербе Крыма: «Процветание в единстве» – и это является основным двигателем развития полуострова и мирного проживания более 100 различных народов и культур.
Текие дервишей на карте Крыма
Источник: https://www.krym4you.com/dostoprimechatelnosti/cerkvi/tekie-dervishej/
Текие дервишей в Евпатории, Крым — что вам покажут на экскурсии
В Крыму нашли свое пристанище многие народности самых разных вероисповеданий. Здесь соседствовали христианство, ислам и язычество. В настоящее время на полуострове, на территории Евпатории, находится последний в Европе мусульманский монастырь, в котором в давние времена находили приют странствующие и нищенствующие монахи — дервиши.
Кто такой дервиш и какую веру он исповедывает?
Дервишами называли набожных монахов, которые исповедовали суфизм. Данное религиозное течение является своеобразным аналогом христианской аскеты. На сегодняшний день на нашей планете существует только несколько пристанищ дервишей. Текие дервишей в Евпатории (Крым) — единственное на всей территории бывшего СССР.
Известно, что на востоке дервиши пользовались особым уважением. Принято было считать, что эти люди являются практически святыми. Они странствовали по городам, несли с собой учение об истинном Боге, избавляя людей от предрассудков. Горожане прислушивались к мудрым словам дервишей, и нередко обращались к ним, когда была необходима помощь.
Странствующие монахи также выполняли роль врачевателей. Слово «дервиш» в переводе с персидского означает «нищий», однако нищими дервиши не являлись. Последователи софизма принимали щедрые подаяния от своих соплеменников, при этом сами никогда милостыню не просили. Прежде чем взять очередное подношение, странствующие монахи решали, достоин ли дающий человек такой чести.
Евпаторийские дервиши у входа в текие
Расположенный в Евпатории Текие дервишей принадлежал древнему ордену «Мевлеви». Члены этого ордена были известны, как крутящиеся дервиши.
Такое название монахов возникло не случайно — дело в том, что их ритуальные обряды совершались под особую музыку, со специальными танцами и песнями.
В процессе обряда монахи непрерывно вращались, приводя себя таким образом в религиозный экстаз.
Посмотреть, как красиво танцуют евпаторийские дервиши, вы можете в этом видео:
Строение монастырского комплекса
На сегодняшний день расположенный в Евпатории «Текие дервиш» представляет собой архитектурный комплекс, являющийся историческим памятником существовавшей с XV по XVIII столетие крымско-татарской культуре. Данный комплекс включает в себя саму обитель древних монахов — Текие, здание Медресе с расположившимися в нем этнографическим музеем и кофейней, а также мечеть Шукурула-Эфенди.
Все три здания, из которых состоит монастырский комплекс, выполнены в восточном стиле. Обители и кельи, в которых в свое время жили дервиши, очень хорошо сохранились по сей день.
В настоящее время они стоят совершенно пустыми, в их стенах больше не слышно монашеских молитв и ритуальных песнопений. Кроме них, неплохо сохранилась медресе.
А остатки мечети представляют собой наполовину разрушенный минарет, высота которого составляет 27 метров.
Здание — текие
Возле остаток древних стен находятся надгробные плиты — все, что осталось от древнего кладбища, располагавшегося у Текие вплоть до 1933 года. От захоронений монахов почти ничего не осталось — это просто лужайка с зеленой травой.
Однако она имеет одну особенность — на ней камнями выложены три небольших круга. Принято считать, что они являются мощными источниками энергии. Если стать в такой круг, можно почувствовать небывалый энергетический заряд, и даже исцелить тело.
Здесь же находится древнейшее крымское захоронение мусульманского святого Отеш-деде.
Остатки надгробных плит
Для посетителей открыт этнографический музей, находящийся в здании медресе, в котором можно ознакомиться с историей и культурой крымских татар. Экспонаты музея — это посуда, одежда, ремесленные изделия, музыкальные инструменты и другие предметы быта древнего народа.
Комплекс «Текие дервиш» был в запустении долгое время. Как только в конце XVIII столетия Крым был присоединен к Российской империи, вертящиеся дервиши покинули свою обитель. В 1924 году прихожане уже не имели доступа к своей мечети. Только в 2000-х годах было начато восстановление мусульманской святыни.
Сегодня комплекс привлекает туристов из самых разных стран. Люди имеют возможность полюбоваться древними постройками и побывать на экскурсии и узнать интересные факты о дервишах. Они также могут своими глазами увидеть реконструкцию их традиционных религиозных обрядов, сопровождающихся вращениями под звуки загадочной музыки, звучавшей в стенах Текие столетия назад.
В восточной части Евпатории находятся наиболее значимые курортные достопримечательности. Что касается монастыря дервишей, то он является одной из древнейших городских построек.
Лаконичность внутренней отделки, монументальность форм и строгость фасадов — это то, что привлекает туристов. Комплекс имеет имеет форму квадрата, а высота самого высокого его здания — 20 метров.
Диаметр купола, вырастающего из шестигранного яруса, составляет целых 9,5 метров.
Кельи монахов дервишей
В первом ярусе расположены монашеские кельи. Пол в комплексе земляной, все помещения мрачные и темные — это помогало дервишам отрешиться от мирской суеты. Из келий, выполненных в виде полупещер, можно пройти в монашескую трапезную. По мнению исследователей, в наиболее просторной нише проживал шейх. Основные особенности Текие в Евпатории:
- кровля накрыта обычной черепицей;
- мечеть пристроили позже, чем произошла закладка комплекса;
- на куполе слегка плоской формы есть своеобразное навершие;
- частично разрушенный минарет локализуется у восточной стены.
Османские чиновники, правящие в Крыму в разное время, пытались увековечить свои имена на полуострове. Эфенди Шукурал решил назвать примыкающую к Текие мечеть собственным именем. К сожалению, данное сооружение не сохранилось в своем первозданном виде. Внимания заслуживает медресе, в которой работает музей, посвященный крымско-татарской культуре.
Где находится исторический комплекс в Евпатории?
Текие (монастырь послушников-дервишей, последователей Магомета) ждет своих гостей в самом центре курортного города Евпатория – там, где пересекаются две улицы Интернациональная и ул. Караева. Объект размещается в нескольких сотнях метров от Гезлевских ворот.
На карте вы можете посмотреть, как добраться до здания от центрального автовокзала Евпатории.
Важная информация для туриста
- Адрес комплекса: ул.Караева, д.18.
- Номер телефона: (06569) 2-67-17.
- Музей работает с 10:00 до 18:00 часов.
- Стоимость обычной экскурсии — 80 рублей.
- Экскурсия с музыкальным сопровождением будет стоить 150 рублей.
На территории музейного комплекса Текие для посетителей иногда устраиваются народные танцы с вращением. Танцоры в длинных юбках формы солнца и высоких конусообразных колпаках медленно и завораживающе вращаются на одном месте в ритме танца.
Посетить достопримечательность стоит непременно – здесь можно получить положительные эмоции на весь оставшийся день. В завершение предлагаем посмотреть это видео о самом монастыре. Видео транслировалось на местном канале «Евпатория ТВ», посмотрите его и вы!
Источник: https://jeduvkrym.ru/tekie-dervishej-v-evpatorii-krym/
Текие дервишей в Евпатории
Текие дервишей
Комплекс «Текие дервишей» — это еще одна достопримечательность наряду с караимскими кенасами, которую стоит обязательно посетить в Евпатории. Основой достопримечательности является старинный мусульманский монастырь 18-го века, в котором жили и исполняли свои традиционные ритуалы дервиши, мусульманские монахи, приверженцы суфизма и аскетичного образа жизни. Хотя на самом деле в полной мере монахами дервишей назвать было нельзя, поскольку они могли жить в собственных домах, иметь жен и детей. Для туристов дервиши, прежде всего, известны как «Кружащиеся монахи». Они выполняют быстрое кружение в танце во время ритуала Мевлеви с целью достижения единства с Богом.
Считается, что строение текие было построено примерно в 11-м веке. Такой вывод исследователи делают на основе архитектуры и формы здания, поскольку никаких упоминаний в документах о храме не найдено. Ну а монастырем таинственного ордена дервишей храм стал в 18-м веке, и просуществовал в таком виде 300 лет.
В советское время в 1930-е годы текие было закрыто и долгое время использовалось как складское помещение Черноморского флота. Это не прошло даром, и была почти разрушена мечеть на территории комплекса, хотя остальные здания уцелели.
Полноценная реставрация здесь до сих пор не проведена, но планируется, что она начнется в 2017 году.
Сегодня комплекс текие дервишей открыт для туристов как историческая и культурная достопримечательность. На территории находятся сам храм дервишей, руины мечети Джума-Джами, бывшее здание медресе с музеем этнографии крымских татар, освященный источник.
Все они посещаются в рамках одного билета/экскурсии, ничего дополнительно не доплачивается. Во время посещения экскурсоводы рассказывают об истории дервишей и их учении, а если повезет, то можно увидеть и уникальное шоу дервишей, когда монахи (или актеры, которые выдают себя за них), кружатся в ритуальном танце.
Правда, шоу проходит не всегда, и чтобы попасть на него, лучше уточнять заранее по телефону, когда оно проходит.
Посетить и осмотреть текие дервишей можно с экскурсионным сопровождением продолжительностью 30 минут, которое начинается несколько раз в день по расписанию. Помимо простой экскурсии предлагается музыкально-театрализованное представление (шоу дервишей), экскурсия по городу+текие, экскурсия по городу+малый Иерусалим+текие и т.д.
???? Время работы: ежедневно 10:00 – 17:00, экскурсии проходят по расписанию несколько раз в день, расписание по телефону +79787943301
???? Входная плата / стоимость билетов: посещение с простым экскурсионным сопровождением взрослый – 100 рублей / детский – 50. Посещение с музыкально-театрализованным представлением взрослый – 200 рублей / детский – 100
???? Как добраться: текие дервишей находится по адресу ул. Караева,18 (текие дервишей на карте). Вход довольно неприметный, можно найти по надписи на воротах. Доехать можно на автобусах № 1, 6, 17, или на трамвае №1 и 5 минут пешком.
Найти экскурсии онлайн (с отзывами)
Источник: https://NashaPlaneta.net/europe/russia/krim-evpatoria-dostoprimechatelnosti-tekie-dervishei
Крымские каникулы. Текие Дервишей в Евпатории
Перед отъездом из Евпатории мы посетили Текие дервишей, единственный в Крыму мусульманский монастырь. Я присмотрела его во время вечерней прогулки, и не могла не посетить место, связанное с суфизмом.
Перед экскурсией по монастырю, расскажу немного про дервишей.
Де́рвиш — мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма. А суфизм, в свою очередь, — эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии.
Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях, «текие» или «ханака», под началом шейха. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращались для совместных постов и молитв. Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности.
Согласно философии суфизма, всё принадлежит Богу. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был всё отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи.
Дервиши могли жениться, имели собственные дома и жили своей собственной жизнью.
Наиболее известной и завораживающей практикой суфизма являются кружения. Истинные кружения – это закрытый ритуал и выполняются только в узком кругу посвященных. То, что показывают зрителям в некоторых монастырях, — театрализованное представление. В Текие мне не удалось увидеть даже такой вариант ритуала, но я услышала много интересного про него и не только.
Обитель дервишей в Евпатории, единственный сохранившийся до наших дней в первозданном виде памятник подобного рода на территории Крыма. Его основали суфии из турецкого города Конья, и вдохновителем был Джалаладдин Руми, выдающийся гуманист, философ, судья и поэт.
Памятник состоит из трёх зданий: собственно текие, мечети и медресе. Текие отличается простотой форм, отсутствием украшений на фасадах и внутри, что подчеркивает аскетический образ жизни монахов.
Текие представляет собой центрально-купольное сооружение – восьмигранник (высотой — 20 м, толщина стен — 1 м), который завершается куполом с шатровой крышей. Диаметр купола 9,5 м. 01.
Минарет монастыря – самый древний из сохранившихся в первозданном виде, в Крыму. Внутри него имеется крутая винтовая лестница, по которой, в свое время, муэдзин понимался на балкон и призывал к молитве. Минарет пережил два землетрясения и пожар. После пожара минарет «заплакал», по словам верующих, серебряными слезами. Они увидели в этом нехорошее знамение, посчитали, что минарет скорбит.
Секрет был раскрыт только в наше время. При строительстве минарета в каждом камне просверливали 2-3 отверстия, после чего заливали свинец на глубину не больше метра. Во время пожара свинец начал плавится и ручейками «слез» стекать по стене минарета. Так появилось второе, красивое название – «плачущий» минарет.
При внимательном рассмотрении можно заметить легкий наклон башни, примерно 7 градусов.
Во дворе можно наблюдать много интересных предметов.
03. Чалмой украшали могилы почитаемых людей, которые совершили хадж, паломничество, в Мекку. У зажиточной семьи она была из мрамора, у бедной – из обычного ракушечника04. Арабской вязью выбиты имена усопших, суры, молитвы из Корана05. Алексей, стилизованный под дервиша) Он хотел проникнуть на территорию в шортах, но его попросили соблюдать приличия, потому что монастырь действующий
Внутри обители по периметру располагались одноэтажные сводчатые кельи дервишей. Помещения тёмные и тесные, пол земляной. Дверной проём каждой кельи выходит в зал. По традиции Востока, в обитель нужно входить с правой ноги, так как все праведное начинается справа.
И когда я задала вопрос про кружение дервишей, мне ответили, что я пришла по адресу) Оказалось, что дервиши крымского монастыря принадлежат к ордену мевлеви и практикуют кружения. Они проходят в этом зале. Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь – показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Кружение, «сема» включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала – семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки. Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение по часовой стрелке. Правая рука обращена вверх, к небу, а другая — лежит на области сердца, символизируя то, что молитва проходит через сердечный центр. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе. Во время ритуала сема, танцующий входит в состояние транса, в котором избранные могут увидеть Творца и общаться с ним напрямую. 09. Келья класса Luxury 🙂
Мы покинули мрачную обитель суфиев и перешли в музей. У входа нас встретила яркая выставка картин в технике эбру. Первоначально рисунок создается на воде, затем переносится на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику.
11. Часть экспозиции музея13. А вот и дервиши в миниатюре 🙂
В музее находится феска, которая получила диплом как самая большая феска Украины. Ее выполнила мастерица-вышивальщица культурно-этнографического центра «Текие дервиш» Галия Гавриленко. Сделан головной убор из красного бархата. Его украшает традиционная крымскотатарская вышивка из золотых нитей и бисера.
14. 18. Тамбур, струнно-щипковый музыкальный инструмент, можно услышать во время суфийских ритуалов19. Во время длительной медитации дервиши используют специальную палочку, поддерживающую голову
И немного, как говорится, из другой оперы, — реконструкция доспехов воина княжества Феодоро.
21. Реконструкция доспехов русского воинаСтать суфием может любой человек достигший 20 лет и имеющий чистую душу. По его запросу ему позволят начать этот нелегкий путь. Современные суфии – это обычные люди, имеющие семья, работу или собственный бизнес, но ведущие свою жизнь согласно философии. И на этой позитивной ноте мы покинули музей, оставив в кассе по 150 рублей каждый на его благоустройство. Музей ждет своих посетителей ежедневно с 10 до 18 часов, по адресу: Евпатория, Караева ул., 18. По возможности посетите музей с экскурсией, потому что стены Текие сами о себе ничего не расскажут.
А мы отправились дальше, в сторону Севастополя. По пути сделали остановку на озере Сасык-Сиваш, покормили лебедей.
Следующая остановка — в курортном поселке Николаевка, на побережье Каламитского залива Чёрного моря.
25. Посмотрели на залитое солнцем море
Мы вкусно пообедали с столовой «Green» и поехали дальше, в Севастополь. А Николаевка проводила нас вот таким жизнерадостным плакатом.
Путешествие продолжается…Всем добра!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a631f2879885e33169946b7/5a77201f7ddde879a68503aa
Текие дервишей
Караимские кенасы в Евпатории — это храмовый комплекс, который был построен в XIX веке (1803 г.), когда в сюда переселились караимы из пещерного города Чуфут-Кале.
Великий памятник Крымской войны. Собор святого Николая Чудотворца является визитной карточкой Евпатории. Храм заложен в 1893-м году в честь освобождения города. Первая церковь была построена греками в конце XVIII века в…
Джума-Джами (Хан-Джами) – самая крупная мечеть на всём Крымском полуострове и главная мечеть Евпатории, которая была построена в 1552 году по приказу хана Девлет Герая I. Её создателем является один из самых известных…
Краеведческий музей в Евпатории был открыт в 1921 году в историческом особняке купца Ю. М. Гелеловича и изначально назывался Музей старины…
Сасык-Сиваш – самое большое соленое озеро в Крыму. Находится к востоку от города Евпатория. Когда-то здесь был обычный мелководный залив. Из-за сильных ветров и мощного шторма в зимнее время тонны песка сформировали…
Графская пристань – это не только удивительно красивая достопримечательность, но и визитная карточка Севастополя. Ее можно назвать эмблемой города-героя. Ведь вся история Севастополя, со времен его основания и…
Херсонес – историко-археологическая достопримечательность Севастополя, известная по всему миру. Этот заповедник входит в число выдающихся памятников мировой культуры, определенных ЮНЕСКО. Погибший город был открыт…
Аквариум на берегу Артиллерийской бухты в Севастополе – самый большой на территории республики. Он стал одним из первых общественных аквариумов в мире. Кроме того….
Владимирский собор – это не только культовое сооружение религиозного характера и достопримечательность Севастополя, но и усыпальница известных адмиралов города-героя. Как строили собор, а построили усыпальницу В…
Военно-исторический музей Черноморского флота – наиболее интересная достопримечательность Севастополя с точки зрения не только музейных экспонатов, но и архитектуры здания. Попасть в него может любой желающий каждый…
Название Сюйреньская или Сюреньская средневековая крепость пошло от слова сюйрен, что в переводе с татарского означает «острая пика». Крепость окружена обрывами и находится в живописном месте мыса…
История пещерных монастырей Крыма полна загадок. Кто-то утверждает, что они были основаны беглыми византийскими монахами-иконопочитателями в VII-IX веках. Некоторые исследования, напротив, доказывают, что пещерные монастыри…
Пещерный монастырь Шулдан находится в северной части села Терновка города Севастополя. Его можно узнать еще издалека, так как этот монастырь расположен на краю обрыва и его возвышающаяся башенка, которая напоминает древнюю…
Столица княжества Феодоро – город Мангуп-Кале, расположен в 20 км от Бахчисарая. Этот средневековый город построен на труднодоступных грядах Крымских гор, известных под названиями Баба-Кая, гора Мангуп. Пещерный город…
Небольшой дворец в английском стиле с двумя восьмигранными башнями является самым старым сооружением на Южном берегу Крыма. Он сочетает в себе строгость английской неоготики – с северной части фасада, и просторные…
Между Севастополем и Ялтой, неподалеку от Балаклавы расположено место, обозначенное на туристических схемах, как урочище Алсу. Там, в недрах Мишень-горы, высящейся на 495 метров над уровнем моря, находится уникальный…
Источник: https://planetofhotels.com/krym/evpatoriya/tekie-dervishey
Евпатория. Текие дервишей
Как уже было сказано, в субботу я ездил на Тарханкут. Ехали микроавтобусом вместе с ялтинскими эсперантистами и друзьями эсперанто (собственно, я был единственным эсперантистом, все остальные были именно «друзьями» :)) в Черноморское на базу «Espero».
Весной там планировалось провести летнюю эсперанто-встречу, но именно эсперанто-встреча обломилась — россияне почему-то не проявили интереса, а иностранцев, по ходу, толком даже не вербовали. В общем, получился тихий отдыхательный междусобойчик.
Я, собственно, никаких эсперанто-иллюзий изначально и не строил, поэтому для меня данная поездка вышла просто «длинной экскурсией».
Доехав до Евпатории, мы сделали паузу на несколько часов, слегка прогулявшись по историческому центру и посетив несколько примечательных мест.
В Евпатории до сих пор я бывал лишь наскоком, так что пятое июля 2014 года можно официально считать датой моего знакомства с этим городом.
Нет, я, конечно, знал, что он весьма интересен в историческом плане (и, более того, там есть трамваи!), но вот первое более-менее серьёзное знакомство приключилось лишь сейчас. Общее впечатление таково: надо будет вернуться самостоятельно и обстоятельно.
В данной записи расскажу (и покажу) о наиболее детально исследованной нами (мы сделали/посетили обстоятельную экскурсию) достопримечательности Евпатории: т. н.
«Текие дервишей» (обитель странствующих мусульманских «монахов»), датируемую 15-16 веками.
На заглавной фотке — три основных достопримечательности комплекса.
Справа — само здание текие (пристанища); по центру — разрушенный минарет; слева — остатки мечети (мечеть была сооружена позднее текие, но сохранилась намного хуже).
Общий вид на комплекс «Текие-Дервиш». Вход находится справа. Всё самое интересное скрыто двухэтажным «новостроем» — отреставрированным зданием кофейни, построенной в 19-ом веке. Вход в комплекс стоит 60 рублей. Поскольку наш приезд более-менее планировался, мы попали на организованную экскурсию. Комплекс располагается на улице Караева, 18.—1—
О времени возведения данного комплекса нет точных данных. Предполагается, что он был воздвигнут в пятнадцатом — начале шестнадцатого века. В официальных документах данный комплекс долгое время фигурировал под названием «мечеть Шукурла-эфенди».
Как рассказал экскурсовод, данное название происходит из забавного лингвистического казуса: после присоединения (екатерининского) Крыма к России в комплекс, якобы, пришёл российский администратор и спросил настоятеля, что, мол, за комплекс такой.
Тот не знал русского языка и подумал, что чиновник спрашивает, как его зовут, поэтому в ответ просто назвал своё имя. Чиновник же записал данное имя в качестве названия мечети. Прям история про кенгуру получается…—2—
Рядом со входом в комплекс имеется облагороженный источник. В скважину не смотрел, так что не знаю, откуда именно сюда подаётся вода.—3—
Здание самого пристанища является наиболее хорошо сохранившимся. Оно квадратно в плане, но имеет множество углов на разных уровнях; в каждой стене имеется по два окна. Именно здесь обитали дервиши, здесь же они и проводили свои «медитации».—4—
Дервиши — это набожные монашествующие люди, исповедовавшие суфизм; мусульманский аналог христианских аскетов. Со слов молодого человека, проводившего нам экскурсию (он был наряжен именно в одеяния дервиша), в мире сохранилось лишь несколько традиционных пристанищ дервишей; на территории бывшего СССР евпаторийское текие является единственным.—5—
На территории комплекса имеется ряд исторических штуковин.—6—
Разнообразные исторические надгробия, экспонирующиеся на территории комплекса.—7—
Вот ещё какие-то древности…—8—
А вот здание самого текие (пристанища). Небольшие оконца на первом уровне — это окна келий, которых в текие насчитывалось 19 штук (со слов экскурсовода — особо важное число для дервишей/суфиев).—9—
Интерьер текие. Сейчас там стоит несколько рядов сидений. По словам экскурсовода, даже в лучшие времена стены были голыми (без росписей). В основании стен видны стрельчатые входы в кельи.—10—
Ещё один фрагмент интерьера. Окна сейчас витражные, не знаю, как было раньше.—11—
Наш экскурсовод рассказывает нам, чем тут дервиши занимались. По четвергам, около 9 часов вечера, они начинали свою «службу».
Под живую музыку они начинали кружиться в медитативном танце, при этом одна рука поднималась вверх, а другая — опускалась вниз, что символизировало связь между небом (богом) и землёй (миром); дервиш при этом выступал лишь проводником/посредником между богом и мирянами. В этом состоянии «танцующие дервиши» проводили от двух до семи часов.—12—
Исторический момент: я публикую первое видео, снятое на мой фотоаппарат. Наш экскурсовод демонстрирует нам базовые элементы дервишского танца.
Одна из келий (их, повторюсь, имелось 19 штук; каждая закрывалась деревянной дверью). Со слов нашего экскурсовода, любой дервиш мог выбрать для себя любую из келий, руководствуясь соображениями «энергетики» (при входе в келью он мог почувствовать либо холод/отторжение, либо тепло/принятие).—13—
Одно из окон текие.—14—
Ещё одна фотография интерьера. В помещении царит приятная прохлада и имеется хорошая акустика.—15—
Ещё одна келья.—16—
Стены со входами в кельи.—17—
Ещё одна стена. Несмотря на то, что помещение использовалось и для богослужений, михраба (ниши, указывающей направление на Мекку) в текие нет.—18—
В текие имеется два входа. Один — обший, а другой вводит в зал мимо кельи шейха (главы суфийской общины и вообще главного лица в обители). Общий вход закрыт (т. к.
находится вблизи минарета, находящегося в аварийном состоянии), поэтому посетители заходят через «шейхский вход». Вход довольно низкий, чтобы каждый входящий был вынужден поклониться; заходить положено с правой ноги.
На фотографии — современная имитация интерьера шейхской кельи. В отличие от всех других келий, шейхская была оборудована очагом (виден слева).—19—
Совсем рядом со зданием текие находится могила какого-то мусульманского святого (моя память не удержала, кого именно).—20—
Как и к любой святыне, к этой тоже «рекомендуется» прикладываться и загадывать желание (экскурсовод предупредил, что желание может сбыться лишь в том случае, если не будет корыстным; ну, впрочем, как и у любой другой святыни).—21—
Здесь даже принято оставлять монетки. Я тоже оставил 10 рублей — мне не жалко, тем более, что экскурсия мне понравилась.—22—
На первом этаже здания бывшей кофейни (см. в начале) располагается также небольшой музей крымскотатарской культуры. Не сказал бы, что там особо интересно; текие впечатлило меня намного больше (впрочем, нужно сделать оговорку, что я как бы родился и живу в Крыму; для приезжих, возможно, будет интересно). Более-менее обычная экспозиция крымскотатарского быта.—23—
Ещё фото из музея.—24—
И ещё…—25—
Экспозиция в историческом плане довольно бедная. Но вот этот экспонат мне понравился, несмотря на то, что я пацифист :). По словам экскурсовода, — реальный крымскотатарский щит, не новодел.—26—
Традиционная крымскотатарская посуда.—27—
Ну и напоследок — типичная евпаторийская улочка, совсем рядом с посещённым комплексом. Имейся в этом городе хоть небольшой рельеф (я вырос в Ялте, на холмах, поэтому «плоские города» воспринимаю с трудом), я бы влюбился в него уже пятого июля :). Тем не менее, Евпатория заинтересовала, так что будем проходить более-менее продолжительный период «притирки».—28—
Источник: https://mevamevo.livejournal.com/302511.html