У берегов севастополя нашли место затопления минного заградителя «прут»

Священнослужители на борту парусного судна «Ореон» провели молебен. Анна Садовникова

20 мая представители Севастопольского регионального отделения Русского географического общества, Института востоковедения РАН (Москва), Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С.

Нахимова, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), Спортивного центра (морской и физической подготовки г.

Севастополь) ФАУ МО РФ ЦСКА, яхтсмены чартерной компании Black Sea Charter и священнослужители приняли участие в возложении венков на месте затонувшего во время первой Мировой войны минного заградителя «Прут», передает ИА SevastopolMedia.

В октябре 1914 года экипаж минного заградителя «Прут» с грузом в 710 мин в 14 милях от мыса Херсонес открыл кингстоны и затопил корабль, чтобы не сдаться германо-турецкому крейсеру «Goeben».

На требование «Гебена» сдаться, «Прут» гордо поднял на фок-мачте большой парадный Андреевский флаг, предпочтя гибель плену.

Однако, вместе с кораблем, погиб и иеромонах Антоний, который находился на борту судна. В последний момент он уступил свое место на шлюпке матросу, а сам до последнего продолжал молиться и благословлять отплывающих с тонущего корабля матросов, пока не погиб вместе с кораблем. Биограф о.Антония В.Бондаренко так описывает эту сцену:

«В перегруженных шлюпках шла перекличка. Моряки не могли найти только отца Антония. Кто-то неуверенно сказал, будто видел его в последний раз на верхней палубе минзага.

И в этот момент среди клубов дыма, окутывающих горящий «Прут», показался корабельный священник.

Он стоял на нижней ступеньке трапа, почти касающейся поверхности моря, и осенял крестом перегруженные до предела шлюпки. Командир корабля крикнул из воды:

— Батюшка, садитесь! Мины могут взорваться!..

  • — Спасайтесь, батюшка!
  • — «Прут» сейчас затонет!
  • — Прыгайте в воду, мы вас подберем!

— Спасайтесь сами, — ответил седой 73-летний священник. — Мест в шлюпках на всех не хватит, вы молоды, а я уже пожил на белом свете и стар.

После этих слов отец Антоний вернулся в свою каюту, облачился в ризу и, выйдя на горящую палубу с крестом и Евангелием в руках, еще раз благословил команду. Потом направился внутрь гибнущего корабля. Матросы, глотая слезы, провожали глазами любимого пастыря, офицеры поднесли руки к козырькам фуражек, отдавая честь доблестному священнику».

Описал этот подвиг и Г.К.Граф:

«…Глаза всех еще оставались прикованными к палубе. Там виднелся отец иеромонах Антоний, который, стоя в полном облачении, осенял крестом находившихся в шлюпках.

Пастырь не захотел покинуть ни родной корабль, ни смертельно раненных, которых не представлялось возможным спасти. Вот уже и палуба стала уходить под воду, а еще через несколько минут «Прута» не стало.

Только рябь морской волны выдавала место его гибели…

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Судно покоится на траверсе мыса Херсонес на глубине 108 метров. Анна Садовникова

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Были отданы воинские почести героически погибшим морякам с возложением на воду венков. Анна Садовникова

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Месту гибели корабля предложено придать статус воинского захоронения. Анна Садовникова

Судно покоится на траверсе мыса Херсонес на глубине 108 метров. Священнослужители на борту парусного судна «Орион» провели молебен. Были отданы воинские почести героически погибшим морякам с возложением на воду венков. Месту гибели корабля предложено придать статус воинского захоронения.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

По пути к месту, где затонул минзаг «Прут» начинающие яхтсмены учились, как управлять круизной яхтой. Анна Садовникова

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

По пути к месту, где затонул минзаг «Прут» начинающие яхтсмены учились, как управлять круизной яхтой. Анна Садовникова

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Чтобы научиться управлять яхтой, в Севастополь приехали желающие из Москвы и Питера. Анна Садовникова

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

По пути к месту, где затонул минзаг «Прут» начинающие яхтсмены учились, как управлять круизной яхтой. Анна Садовникова

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Яхтсмены чартерной компании Black Sea Charter приняли участие в возложении венков на место гибели минного заградителя «Прут». Анна Садовникова

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Яхтсмены чартерной компании Black Sea Charter приняли участие в возложении венков на место гибели минного заградителя «Прут». Анна Садовникова

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Севастопольские яхтсмены не могли пропустить это мероприятие. Анна Садовникова

Море объединяет всех – и спортсменов, и участников регат, и начинающих яхтсменов, а также профессиональных моряков. Анна Садовникова

Севастопольские яхтсмены не могли пропустить это мероприятие. Ибо, море объединяет всех – и спортсменов, и участников регат, и начинающих яхтсменов, а также профессиональных моряков. А значит и о трагической гибели их коллег-матросов, которые решили, что лучше погибнуть, чем отдаться в плен врагу – они тоже не забудут.

По пути к месту, где затонул минзаг «Прут» начинающие яхтсмены учились, как управлять круизной яхтой. Анна Садовникова

По пути к месту, где затонул минзаг «Прут» начинающие яхтсмены учились, как управлять круизной яхтой. Анна Садовникова

По пути к месту, где затонул минзаг «Прут» начинающие яхтсмены учились, как управлять круизной яхтой. Анна Садовникова

190425

Источник: https://sevastopolmedia.ru/news/591876/

Корабли не тонут — они отбрасывают флаги!

Черное море не самое спокойное с точки зрения судоходства, зимние шторма бывают очень даже сильные. Потому и покоятся на дне морском не мало погибших кораблей, а прибавить сюда еще корабли погибшие в годы Великой Отечественной войны.  во-общем для дайверов любителей и профессионалов есть куда нырнуть. Попробуем познакомить читателей с некоторыми  затопленными объектами.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Карта затонувших кораблей Черного моря.

«Ураллес» 

Принадлежность СССР. Транспорт. Бывший грузовой пароход. Спущен на воду в 1926 г., первоначальное название — «Доре». В составе Черноморского флота с 27.07.1941г.
Вместимость: 1975 брт. Скорость: 9 узл.

30 октября 1941 г. транспорт «Ураллес» (капитан И. Ф. Короткий) участвовал в эвакуации Евпатории. В 13 ч. 25 м. при бомбардировке порта 35 самолетами противника транспорт затонул. При обследовании объекта аквалангистами клуба «Нептун-Про» г. Тольятти, и г. Евпатория появилась следующая картина. Корпус судна полностью разрушен и представляет собой, разрозненные металлические обломки.

Повсюду видны свежие спилы бронзовых труб, вероятно сделанные местными любителями цветного металла. Под обломком правого борта видны фрагменты груза, медные прутки диметром 70 мм, и длиной 500 мм.

Прижизненных фото судна обнаружить не удалось.
Координаты 45°09’N 33°23’E. Глубина 12 метров. Возвышение над грунтом 2-5 метров.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Т-405 «Взрыватель» 

Принадлежность СССР. Тральщик проекта 53. Заложен в Севастополе в 1936 г. Спущен на воду в 1937 г. Вступил в строй 9.05.1938 г.

Водоизмещение: стандартное — 447 т,
полное — 490 т
Длина: 62 м
Ширина: 7,62 м
Осадка: 2,37 м
Мощность дизелей: 2 по 1400 л.с.

Скорость: 18 узлов
Вооружение: 1 100-мм орудие в установке Б-24-БМ,
1 45-мм орудие в установке 21-К,
1 20 -мм «Рейнметалл»
2 2х 12.7 мм Кольт
2 12.7 мм ДШК
28 мина образца 1926 г., 2 трала.

Экипаж: 52 человека.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

4.01.1942 года в 23ч.30м. отряд кораблей в составе базового тральщика Т-405 «Взрыватель» (командир капитан-лейтенант В.Г.Трясцин), 7 сторожевых катеров и морского буксира СП-14 вышел из Стрелецкой бухты Севастополя имея задачу высадки передового десантного отряда в Евпатории.

Во время перехода волнение моря достигала 3-4 баллов, сила северо-западного ветра достигала 4-5 баллов. 5 января в 02ч.41м. корабли подошли к точке тактического развертывания и по сигналу с флагмана направились к заранее установленным точкам высадки.

В период с 3 до 6 часов была произведена высадка десанта в составе усиленного батальона морской пехоты (577 человек, 3 танкетки и 3 противотанковых орудия). При высадке десанта «Взрыватель» причалил к пассажирской пристани. Высадка в целом прошла успешно и десант, поддержанный огнем корабельной артиллерии, продвинулся вглубь города.

Поняв, откуда исходит основная угроза, противник сосредоточил артиллерийско-минометный огонь по району порта. Снаряды и мины рвались вокруг кораблей. «Взрыватель» получил ряд повреждений. Осколком был убит командир высадки капитан 2 ранга Н.В.Буслаев. Командование принял на себя военком отряда полковой комиссар А.С.Бойко.

Оставаться далее в порту стало невозможно, и корабли вышли на внешний рейд, где начали маневрировать, продолжая огневую поддержку десанта. Сторожевые катера неоднократно подходили к берегу и забирали раненых. На рассвете 5 января начались атаки авиации, продолжавшиеся в течение всего дня. Связь сторожевых катеров с флагманом и десантом на берегу прервалась.

Днем катерам удалось связаться по радио, с Севастополем и им был передан приказ, возвращаться в базу. Во второй половине дня погода резко ухудшилась. Усилился ветер с мокрым снегом и дождем. К вечеру в районе Евпатории остался один «Взрыватель». К этому времени корабль получил серьезные повреждения корпуса и большие потери в личном составе.

Во время очередной атаки авиации две бомбы разорвались вблизи корабля. Взрывом корму подбросило вверх. От удара разошлись листы наружной обшивки. Началось поступление воды в машинное отделение и кормовые помещения. Были запущены все водоотливные средства. Погнулись гребные валы. Вышли из строя и остановились дизели.

Было сорвано с креплений и выброшено за борт 45-мм орудие. Орудийный расчет был полностью выведен из строя осколками. Вышло из строя рулевое управление и неуправляемый корабль понесло на мель. Были отданы якоря, но из-за песчаного грунта они не держали корабль. Около 21 часа накатом волны тральщик был выброшен на берег занятый противником в районе Соляных промыслов.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

В 21ч.15м. сторожевой катер №0102 принял с тральщика донесение для штаба флота: «Нахожусь на мели». Авиация противника продолжала атаки неподвижного «Взрывателя». Вышло из строя еще одно зенитное орудие. Разрушены мостик и мачты. Новые потери среди личного состава.

В ночь на 6 января с тральщика была передана последняя радиограмма: » Кораблю сняться нельзя. Спасите команду и корабль, с рассветом будет поздно».

На помощь тральщику по приказу командующего флотом два раза высылались торпедные катера с боезапасом, но подойти к берегу из-за противодействия противника они не смогли, катера №91 и №111 погибли, а №101 и №121 возвратились в базу.

Командование корабля, собрали оставшихся в живых и приказали уничтожить, секретные документы. А также занять оборону на корабле, и на берегу вокруг него. Вскоре танки противника подошли к урезу воды и начали в упор расстреливать корабль. Несколько снарядов прошили корпус. Около 14ч.00м.

«Взрыватель» расстрелял весь боезапас 100-мм орудия, и оно вышло из строя. Погибли А.С Бойко и В.Г. Трясцин. Оставшиеся в живых предприняли попытку прорыва по суше, но она не удалась из-за интенсивного обстрела противника, и личный состав продолжал вести бой с борта корабля.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

По словам местных спасателей, останки судна до сих пор находятся на месте гибели.

«Игнатий Прохоров»

Принадлежность России. Пароход, бывший «Wearmounth». Построен в 1886 году в Англии на верфи «Stand Slipway Co». В 1891 году судно продано S. Tourcoul. И получило новое название «Игнатий Прохоров» с регистрацией в Одессе.

В 1903 году судно вновь сменило владельца, им стал С.Л Карапатницкий. В 1915 году судно реквизировал императорский военно-морской флот в качестве транспорта №27.
Водоизмещение 1265 (1369) брт.
Длина приблизительно 70 метров.

В ноябре 1918 года «Игнатий Прохоров» (Транспорт № 27) затонул в результате подрыва на плавучей мине.

Обнаружено представителями Севастопольского клуба «Альфа». Вот как описывает погружение на объект один из севастопольских аквалангистов- Андрей Быков .

«Уже после первых минут пребывания на судне у нас не осталось сомнений — это отлично сохранившийся старинный пароход. Судно совершенно не заилено.

Первым пришедшим в голову предположением было то, что пароход колесный, но все расставил на свои места впившийся в морское дно гигантский гребной винт.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Стальной корпус, хорошо сохранившееся леерное ограждение. Прямо на корме открыты люки, ведущие куда-то вниз.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Ближе к трюмам лежат остатки большого корабельного штурвала.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Над бортами нависли пустые шлюпбалки. По открытым кормовым трюмам становиться понятно, что судно грузовое. Плывя к центру корабля, опускаемся в первый трюм. Трюма соединяются между собой и их можно пронырнуть насквозь. Трюма поражают своими размерами. На дне одного из них лежит огромный гребной винт.

С палубы вниз до самого дна спускаются проржавевшие лестницы. С лестниц и по бортам свисают такие ржавые сосульки — подобные я видел на фотографиях с «Титаника». За трюмами находится длинная надстройка, на нее с палубы поднимаются две лестницы. Наверху надстройки стоит корабельный камбуз и входы во внутренние помещения парохода.

Читайте также:  Лучшие пансионаты фороса с собственным пляжем и питанием

За камбузом находится открытый настежь люк, ведущий в машинное отделение.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Сразу за ним начинается небольшой «предбанник», прямо сверху через вход видна огромная задвижка на паровой трубе машины и чернеющий проход на нижнюю палубу, где, собственно, находится сама машина.

В самом начале надстройки, там, где и положено ему быть, стоит капитанский мостик. Огромные глазницы окон стоят без стекол, и через любую из них можно свободно проникнуть внутрь, не снимая баллонов.

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

Внутри мостика — остатки мебели, корабельной утвари и чего-то еще. Нагромождение обломков, в которых определенно угадывается что-то знакомое. Хотя вот стоит совершенно целый шкаф, по всей видимости, для документов. На полках стоит бутылка, и лежат остатки каких-то бумаг. Левее шкафа на стене висит корабельный барометр.

Носовые трюма также открыты, и их можно свободно пронырнуть из одного в другой. На дне трюмов лежат остатки корабельного груза, доски и какой-то хлам, над трюмами нависли грузовые балки с обросшими канатами. Поднимаемся из трюма и плывем на нос — он уже отлично виден. Нос парохода подломлен к верху, очевидно от удара об дно. На носу надстройка и в ней два дверных проема.

За все погружения, которые мы совершили на объект, никаких следов разрушения корпуса или чего-либо подобного нами найдено не было. Причина гибели корабля на сегодняшний день остается загадкой. В ходовой рубке парохода, прямо в рабочем столе нами были найдены остатки бортового журнала, а также фрагмент справочника морских семафорных команд с их детальным описанием.

Лично как по мне, то выучить японский язык гораздо проще. В бортовом журнале можно прочесть фрагменты записей о маршрутах и стоянках судна. К нашему счастью, капитан делал записи карандашом, в сочетании с превосходным качеством бумаги того времени эти артефакты, пролежав в воде 100(!) лет, дожили до наших дней.

В машинном отделении на котле, нами была обнаружена табличка с годом и названием изготовителя. На ней выгравирован год постройки — 1886 и название «SUNDERLAND ENGINE WORKS».

  • В последствии, при повторном погружении на корме обнаружено название данного судна «Игнатий Прохоров».
    Координаты
  • Глубина 96 метров.

Подводная лодка типа «М» — ХII серии

Подводная лодка использовалась в качестве мишени. Была затоплена в 1957 году при испытании военными системы ПУГ. Вероятный номер субмарины «М-28».
Корпус субмарины замыт по ватерлинию. Видимых разрушений и пробоин нет. На палубе отсутствует орудие, даже якоря на своем месте нет. Объект достаточно часто посещается аквалангистами-любителями.

Координаты 44°47’N 33°28’E.
Глубина около 45 метров.

Возвышение над грунтом 5 метров.

Подводная лодка типа «Нарвал» 

Принадлежность России.
Подводная лодка.
Водоизмещение,т 620/912
Размерения,м 70,2 х 6,5 х 3,5
Дизели, л.с 4х160
Эл. Моторы, л.с 2х245 Скорость,уз 13/11,5 Дальность,миль 3000
Вооружение: Торпедные аппараты, шт 8х 456 мм
Орудие 75 мм, шт 1
Орудие 57 мм, шт 1

Экипаж 41 чел.

В 1980 г. на рейде Севастополя была обнаружена подводная лодка. Субмарина была обследована с борта подводной лаборатории «Бентос-300». В 1992 г. с борта подводного аппарата «Риф» была произведена кинофотосъемка.

Лодка лежит с креном 10-15 градусов на левый борт и дифферентом на корму 25 градусов. Верхняя палуба в районе носовой части разрушена. В кормовой части, на палубе находится сооружение схожее с торпедным аппаратом.

Военно-морской историк из г. Севастополя Вакар.В придерживается мнения, что данная субмарина принадлежит к типу «Нарвал». Составители «Атласа» согласны с мнением Вакара. В. Есть некоторые моменты, подтверждающие правильность данных выводов.

а) Отсутствие палубного артиллерийского вооружения еще раз подтверждает, что субмарина затонула не в бою.
б) Не видно торпедных аппаратов Джевецкого, тоже все объясняет их попросту заварили в 1916 г., что бы не мешали.

в) На лодках типа «Нарвал» в кормовой части, и в носовой были установлены палубные трубчатые торпедные аппараты.

Возможно, данная субмарина является подводной лодкой «Нарвал», либо однотипная «Кашалот», затопленных английскими интервентами 26.04.1919 г. на внешнем рейде Севастополя. На лодке отлично сохранился медный телеграф и перескоп.

Проникновения в лодку маловероятны, т.к. все отсеки закрыты, разломов и иных точек входа не обнаружено. В районе кормы в грунте обнаружена воронка диаметром 3-4 метра и глубиной также 3-4 метра. Происхождение и назначение непонятны.
Координаты 44°38’N 33°25’E.

Глубина 78 метров, возвышение над грунтом 6 метров.

Минный заградитель «Прут» 

Принадлежность России. Спущен на воду в 1879 г. Бывший пароход Добровольного флота «Москва». Приобретен Российским флотом в 1895 г. Использовался в качестве учебного судна.
Водоизмещение: 5959 т Скорость: 13,5 уз.
Вооружение: 8 47-мм и 2 37-мм орудия,
3 пулемета, 900 мин.

Экипаж: 306 человек.

29 октября 1914 г. около 7 часов утра, возвращаясь с задания, в 14 милях от мыса Херсонес минный заградитель «Прут» (командир капитан 2 ранга Г. А. Быков) встретил германо-турецкий линейный крейсер «Goeben» (командир капитан цур зее Аккерман). «Прут» передал в Севастополь сообщение о встрече и свое место — 44°34’N 33°01’E, но ответа не получил.

Крейсер поднял сигнал с предложением сдаться.
В ответ минзаг поднял на всех мачтах флаги и пошел к берегу. Командир, видя безвыходность положения, принял решение затопить корабль. Была объявлена водяная тревога и открыты кингстоны. Быков начал уничтожение шифров и секретных документов.

Были спущены шлюпки, но, так как места в них всем не хватало, личный состав бросался за борт со спасательными поясами и койками.
В 07 ч. 35 м. крейсер зашел с правого борта минзага и открыл артиллерийский огонь из 150-мм орудий с дистанции около 25 кабельтовых. Под огнем вражеского корабля на «Пруте» начался пожар, был разбит полубак.

Желая ускорить затопление «Прута», командир приказал произвести подрыв днища. Для этой цели на корабле, как и на других черноморских минных заградителях, были заранее заложены подрывные патроны, провода от которых были сведены в одном месте на жилой палубе. Подрыв днища осуществили минный офицер корабля лейтенант Рогусский и минный кондуктор.

Через 10-15 минут после открытия огня «Goeben» дал ход и ушел в сторону мыса Сарыч. Находившиеся при крейсере турецкие миноносцы «Samsun» и «Tashos» некоторое время оставались на месте, продолжая обстреливать «Прут».
Примерно в 08 ч. 40 м. «Прут» встал почти вертикально и, с развевающимися на мачтах флагами, затонул в 10 милях к западу от мыса Фиолент.

С нижней ступеньки трапа моряков до последней секунды благословлял корабельный священник 70-летний иеромонах Антоний. Личный состав корабля пытался спастись на шлюпках, койках и спасательных поясах. Но часть его (3 офицера, в т. ч. командир, корабельный врач, 2 кондуктора и 69 матросов) была снята со шлюпки и поднята из воды турецкими миноносцами и взята в плен.

Остальные (3 офицера и 199 матросов) были подняты на борт вышедшей из Балаклавы подводной лодкой «Судак» и затем переданы на борт госпитального судна «Колхида», которое доставило их в Севастополь. В бою погибли лейтенант Рогусский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 матросов.

Если взять координаты, переданные с борта минзага «Прут», и проложить его путь к ближайшему берегу (мыс Херсонес), с тем условием, что хотя бы 30 минут корабль шел с максимальной скоростью 13,5 узла, то можно предположить, что «Прут» затонул в районе 44°37’N 33°12’E.
По последним данным обнаружения координаты объекта 44°38’N 33°12’E
Глубина 124 метра, из-за чего он фактически недоступен для погружения.

Возвышение над грунтом 14 метров.

Минный заградитель «Дооб» 

Построен в 1926 г. Переоборудован в минный заградитель , и 6.07.1941 года вошел в состав ЧФ.
Водоизмещение,т 150
Длина,м 24,4
Ширина,м 5,3
Осадка,м 2,9
Дизель, л.с 120
Скорость, уз 9
Дальность,миль 300

Вооружение: 2 х 45 мм орудия , 2 х 7.62 мм пулемета

Источник: http://ocean-media.su/korabli-ne-tonut-oni-otbrasy-vayut-flagi/

Молебен во славу русского флота

У берегов Севастополя нашли место затопления минного заградителя «Прут»

 Присутствующим на молебне воспитанникам филиала Нахимовского военно-морского училища и юнгам Севастопольской детской морской флотилии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова Виктор Павлович Кот рассказал о подвиге экипажа минного заградителя «Прут» и подвиге жертвенной любви корабельного священника, иеромонаха Антония.

 С напутственным словом к юным морякам обратился Виктор Фёдорович Субботин – председатель Совета ветеранов сухопутных войск имени Героя Советского Союза Г.А. Абызова.

Виктор Фёдорович напомнил о важности понимания духовно-исторической связи поколений: «…Сегодня вы присутствуете на уроке мужества.

Не так уж и важно, станете ли вы военными, но знать и уважать историю военного подвига города-героя Севастополя как примера для обретения правильного устроение души и твёрдой опоры в жизни, необходимо…».

 Подвиг минного заградителя «Прут» у мыса Херсонес

 Годом рождения героя нашего повествования считается 1879-й, а местом рождения – английская судостроительная компания John Elder & Co. При спуске на воду пароход получил название «Kinfauns Castle».

Но в феврале 1884 года он был продан Добровольному флоту в Россию и переименован в «Москву».

Летом 1895 года Доброфлот продал почтово-пассажирский пароход Морскому ведомству под учебное судно с именем «Прут».

 Не избежал пароход судьбы всей многострадальной России. Восстание большевиков в 1905 году коснулось и его. Под командованием большевика Петрова, захватившего власть на борту, учебное судно неудачно пыталось присоединиться к восстанию на броненосце «Потемкин» в Одессе, вернулось в Севастополь и было встречено верными царю кораблями. «Прут» на время стал плавучей тюрьмой для бунтарей.

  В 1909 году пароход переоборудован под выполнение задач постановки минных полей (до 900 мин). Судно стало кораблем и было оснащено десятью 47-мм и 37-мм орудиями, пулемётами. Ранним утром 29 октября 1914 года «Прут» в море, недалеко от Севастополя, встретил германский линейный крейсер «Гебен». Это был первый день военных действий на Черном море и последний день плавания минзага «Прут».

 Под эгидой Севастопольского отделения РГО было найдено место гибели минного заградителя «Прут».

Доктор географических наук, профессор, председатель Севастопольского городского отделения Русского географического общества Елена Николаевна Воскресенская считает: «Судно историческое, но ему незаслуженно уделялось мало внимания. Старания были вознаграждены.

На морской карте есть отметка для организации спуска на заградитель. Во всем мире известен подвиг легендарного крейсера «Варяг», который погиб, но не спустил флаг. Но мало кто знает, что подобный подвиг был совершен и на Черном море минным заградителем «Прут».

 В 5 часов утра 29 октября 1914 г. корабли Черноморского флота получили радиограммы о начале войны.

Около 7 часов утра, возвращаясь с задания, в 14 милях от мыса Херсонес минный заградитель «Прут» (командир – капитан 2 ранга Георгий Александрович Быков) встретил германо-турецкий линейный крейсер «Гебен» (командир – капитан-цур-зее Р.

Аккерман, весь экипаж крейсера немецкий –от командира до кочегара). «Прут» передал в Севастополь сообщение о встрече и свое местонахождение—44°34”N 33°01”E, но ответа не получил. Крейсер поднял сигнал с требованием сдаться.

 Немцы применили военную хитрость. На своем корабле они подняли турецкий флаг, то есть флаг государства, которое не объявляло войну. В то время это был самый мощный крейсер с крупнокалиберными орудиями.

На борту нашего корабля находилось более трехсот человек (экипаж и батальон пехоты, который из Ялты следовал в Севастополь) и семьсот морских мин, это примерно семьдесят тонн тротила. Силы были неравными.

Снаряды с малых пушек заградителя даже не долетали до немецкого крейсера.

 Минзаг поднял на мачтах флаги и пошел к берегу. Командир принял решение затопить корабль. Сразу была объявлена водяная тревога и открыты кингстоны. Быков сначала уничтожил шифры и секретные документы. Были спущены шлюпки. Но места в них всем не хватало, личный состав бросался за борт со спасательными поясами и койками.

 В 7 час. 35 мин. крейсер зашел с правого борта минзага и открыл артиллерийский огонь из 150-мм орудий с дистанции около 25 кабельтовых. Бил наверняка, как по мишени на учениях. Под огнем вражеского корабля на «Пруте» начался пожар, был разбит полубак. Желая ускорить затопление «Прута», командир приказал произвести подрыв днища.

Читайте также:  Восстановление лагеря «ласпи» (севастополь, крым)

Для этой цели на корабле были заранее заложены подрывные патроны, провода от которых были сведены в одном месте на жилой палубе. Подрыв днища осуществили минный офицер корабля лейтенант Рогузский и минный кондуктор. Запас мин не сдетонировал.

Через 10-15 минут после открытия огня «Гебен» ушел в сторону мыса Сарыч, поручив добивать русский корабль турецким миноносцам «Самсун» и «Ташос». Они продолжили обстрел горящего корабля.

 Примерно в 8 час. 40 мин. «Прут» встал почти вертикально и с развевающимися на мачтах флагами затонул в 10 милях к западу от мыса Феолент. С нижней ступеньки трапа моряков до последней секунды благословлял корабельный священник иеромонах Антоний.

Личный состав корабля пытался спастись на шлюпках, койках и спасательных поясах. Турки взяли в плен трех офицеров, в т.ч. командира, корабельного врача Алёшина, мичмана Архангельского, двух кондукторов и 69 матросов. Вражеские эсминцы ушли.

На место затопления минзага пришла из Балаклавы подводная лодка «Судак». Она подняла из воды оставшихся членов экипажа в составе трех офицеров и 199 матросов и позже передала их на борт госпитального судна «Колхида».

В бою погибли лейтенант Рогузский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 матросов.

 Протоиерей Георгий (Поляков) пишет в своей книге «Военное духовенство России», посвященной подвигам флотских священников: «Видя трагизм ситуации, иеромонах Антоний (Смирнов), которому исполнилось семьдесят один год, благословил всех воинов и отказался занимать предоставленное ему место в шлюпке. По свидетельству очевидцев, они увидели, как священник ушел вниз в каюту, потом появился в полном облачении. В одной руке он держал Евангелие, в другой – крест и благословлял свою военную паству. В это время шел обстрел, и «Прут» горел. Когда была видна только фок-мачта с Андреевским флагом, «Прут» ушел под воду. Священник был посмертно награжден Георгиевским крестом. В основном вся команда спаслась. Этот подвиг прославил Андреевский флаг. Мины были затоплены и не оказались в руках неприятеля».

 У берегов Крыма на морском дне лежит огромное количество кораблей разных стран и народов, разных эпох и веков. Минный заградитель «Прут» – не самый большой из них и не самый известный.

Но история этого корабля важна для Севастополя. Его пример достоин памяти потомков.

Работы исследователей помогут пролить свет на подробности гибели парохода, приоткроют завесу над ещё одной тайной Черного моря.

  В. ИЛЛАРИОНОВ.

https://slavasev.ru/2017/04/27/podvig-minnogo-zagraditelya-prut-u-myisa-hersones/

Источник: http://crimea-eparhia.ru/index.php/eparchy-2013/21-sevastopol-2013/14711-moleben-vo-slavu-russkogo-flota

Экспедиция нашла место затопления минного заградителя "Прут" у Севастополя

2017-04-30T12:44Z

2017-04-30T12:54Z

https://ria.ru/20170430/1493404065.html

https://cdn25.img.ria.ru/images/148108/96/1481089649_0:0:3130:1774_1036x0_80_0_0_e01296d6f904803377fb5f83703091e5.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

СИМФЕРОПОЛЬ, 30 апр — РИА Новости, Максим Грознов.

Экспедиция установила точное местонахождение на дне у берегов Севастополя русского минного заградителя «Прут», экипаж которого в годы первой мировой войны открыл кингстоны и затопил корабль, чтобы не сдаться германо-турецкому крейсеру «Goeben», сообщил РИА Новости старший научный сотрудник Института востоковедения Виктор Лебединский.

В ходе Первой мировой войны Турция выступила против России на стороне Германии, немецкие крейсеры «Goeben» и «Breslau» под турецким флагом в конце 1914 года подошли к Севастополю и обстреляли город. Тогда же большой немецкий крейсер «Goeben» столкнулся у Севастополя с русским минным заградителем «Прут», после чего 29 октября 1914 года завязался бой, рассказал участник экспедиции Виктор Лебединский.

«Немецкий крейсер намного превосходил «Прут» размерами, броней и вооружением (150-миллимитровые орудия против 47-миллиметровых пушек на «Пруте»). Это был один из крейсеров-рейдеров, который мог действовать без эскадры. В результате «Goeben» приказал экипажу «Прута» сдаться, в ответ минный заградитель начал отстреливаться и пытаться уйти к Севастополю», — рассказал Лебединский.

Понимая, что уйти от немецкого крейсера и еще двух турецких миноносцев «Samsun» и «Tashos» не удастся, моряки поврежденного в ходе боя корабля открыли кингстоны и взорвали днище, чтобы затопить его и не сдать врагу.

Часть экипажа успела высадиться на шлюпки, но около 50 человек погибло, в том числе корабельный священник отец Антоний. Священник уступил свое место в шлюпке матросу и остался на тонущем корабле, рассказал Лебединский.

«Силами Севастопольского отделения РГО и Института востоковедения РАН локализовано место гибели минного заградителя «Прут», который за аналогичный подвиг еще называют «Черноморским Варягом».

В мае планируется выход на это место, запланировано обследование корабля глубоководными аппаратами.

Кроме того, настоятель храма на братском кладбище отец Георгий отслужит молебен и панихиду по погибшим, будет возложение венков», — сообщил Лебединский.

Затонувший корабль находится на глубине 108 метров, экспедиция планирует по возможности поднять экспонаты с корабля для размещения их в музее ЧФ в Севастополе, а месту гибели корабля придать статус воинского захоронения с последующей его регистрацией. Выход на место, где находится затопленный «Черноморский Варяг», планируется ко Дню Черноморского флота, который отмечается 13 мая.

Подробнее о новостях Крыма — на crimea.ria.ru>>

Источник: https://ria.ru/20170430/1493404065.html

Затопленный корабль Прут обнаружили возле Севастополя фото апрель 2017 — Тренды — Новости Крыма Sevas.Com

navsource.narod.ru

17:30 30.04.2017

Затонувший корабль находится на глубине 108 метров. В мае его планируют обследовать глубоководными аппаратами, экспонаты, найденные на «Пруте» передадут в музей Черноморского флота.

Экспедиция нашла место затопления минного заградителя «Прут» у Севастополя. Об этом сообщил старший научный сотрудник Института востоковедения Виктор Лебединский, передаёт РИА Новости (Крым) 30 апреля.

В годы Первой мировой войны экипаж «Прута» открыл кингстоны и затопил корабль, чтобы не сдаться германо-турецкому крейсеру.

По словам Лебединского, в ходе Первой мировой войны Турция выступила против России на стороне Германии, немецкие крейсеры «Goeben» и «Breslau» под турецким флагом в конце 1914 года подошли к Севастополю и обстреляли город. Тогда же большой немецкий крейсер «Goeben» столкнулся у Севастополя с русским минным заградителем «Прут», после чего 29 октября 1914 года завязался бой.

«Немецкий крейсер намного превосходил «Прут» размерами, бронёй и вооружением (150-миллимитровые орудия против 47-миллиметровых пушек на «Пруте»), — раасказал Лебединский. — «Goeben» приказал экипажу «Прута» сдаться, в ответ минный заградитель начал отстреливаться и пытаться уйти к Севастополю».

Понимая, что уйти от немецкого крейсера и ещё двух турецких миноносцев «Samsun» и «Tashos» не удастся, моряки поврежденного в ходе боя корабля открыли кингстоны и взорвали днище, чтобы не сдать его врагу. Часть экипажа успела высадиться на шлюпки, но около 50 человек погибло, в том числе корабельный священник отец Антоний, который уступил своё место в шлюпке матросу.

Силами Севастопольского отделения РГО и Института востоковедения РАН локализовано место гибели минного заградителя «Прут», который за аналогичный подвиг ещё называют «Черноморским Варягом».

Судно обнаружили на глубине 108 метров, экспедиция планирует по возможности поднять экспонаты с корабля для размещения их в музее ЧФ в Севастополе, а месту гибели корабля придать статус воинского захоронения с последующей его регистрацией.

Кроме того, настоятель храма на братском кладбище отец Георгий отслужит молебен и панихиду по погибшим, будет возложение венков.

Ранее у берегов Крыма нашли затонувший пароход с сокровищами.

Источник: http://news.sevas.com/other/zatoplennyj_korabl_prut_obnaruzhili_vozle_sevastopolya_foto_aprel_2017

У севастополя обнаружен затопленный минный заградитель «прут»

Экспедиция установила точное местонахождение на дне у берегов Севастополя русского минного заградителя «Прут», экипаж которого в годы первой мировой войны открыл кингстоны и затопил корабль, чтобы не сдаться германо-турецкому крейсеру «Goeben», сообщил РИА Новости старший научный сотрудник Института востоковедения Виктор Лебединский.

В ходе Первой мировой войны Турция выступила против России на стороне Германии, немецкие крейсеры «Goeben» и «Breslau» под турецким флагом в конце 1914 года подошли к Севастополю и обстреляли город.

Тогда же большой немецкий крейсер «Goeben» столкнулся у Севастополя с русским минным заградителем «Прут», после чего 29 октября 1914 года завязался бой, рассказал участник экспедиции Виктор Лебединский.

«Немецкий крейсер намного превосходил «Прут» размерами, броней и вооружением (150-миллимитровые орудия против 47-миллиметровых пушек на «Пруте»).

Это был один из крейсеров-рейдеров, который мог действовать без эскадры. В результате «Goeben» приказал экипажу «Прута» сдаться, в ответ минный заградитель начал отстреливаться и пытаться уйти к Севастополю», — рассказал Лебединский.

Понимая, что уйти от немецкого крейсера и еще двух турецких миноносцев «Samsun» и «Tashos» не удастся, моряки поврежденного в ходе боя корабля открыли кингстоны и взорвали днище, чтобы затопить его и не сдать врагу.

Часть экипажа успела высадиться на шлюпки, но около 50 человек погибло, в том числе корабельный священник отец Антоний. Священник уступил свое место в шлюпке матросу и остался на тонущем корабле, рассказал Лебединский.

«Силами Севастопольского отделения РГО и Института востоковедения РАН локализовано место гибели минного заградителя «Прут», который за аналогичный подвиг еще называют «Черноморским Варягом».

В мае планируется выход на это место, запланировано обследование корабля глубоководными аппаратами.

Кроме того, настоятель храма на братском кладбище отец Георгий отслужит молебен и панихиду по погибшим, будет возложение венков», — сообщил Лебединский.

Затонувший корабль находится на глубине 108 метров, экспедиция планирует по возможности поднять экспонаты с корабля для размещения их в музее ЧФ в Севастополе, а месту гибели корабля придать статус воинского захоронения с последующей его регистрацией. Выход на место, где находится затопленный «Черноморский Варяг», планируется ко Дню Черноморского флота, который отмечается 13 мая.

Читать ещё •••

Чудо на кладбище: младенец провел под землей трое суток

Источник: https://news.rambler.ru/science/36764769-ekspeditsiya-nashla-mesto-zatopleniya-minnogo-zagraditelya-prut-u-sevastopolya/

В севастополе на дне черного моря исследуют военный корабль-герой «прут». новости. первый канал

Минный заградитель «Прут» затонул еще в Первую мировую войну, его искали десятки лет и обнаружили примерно в 15 милях от берега случайно, во время испытаний глубоководных аппаратов. Теперь исследователи намерены поднять экспонаты с корабля и разместить их в музее Черноморского флота.

При порывистом встречном ветре расстояние в 15 миль от мыса Херсонес превращается в непростой морской поход. Более трех часов на полных парусах к месту героической гибели минного заградителя «Прут», который называют севастопольским «Варягом».

Попытки установить точное место гибели корабля предпринимались неоднократно. Но только сейчас с помощью глубоководного аппарата неподалеку от Севастополя удалось идентифицировать судно. Минный заградитель «Прут» в открытом море, более, чем на стометровой глубине.

Под толстым слоем ила сохранились сломанные в результате артобстрела противника мачты и металлические надстройки самого большого на тот момент на Черноморском флоте корабля для минирования.

«Под водой мы обнаружили леерные ограждения, хорошо видны кран, балки, корма хорошо читаема, якоря в клюзах на корме, там достаточно хорошо прослеживается форма корабля, его размеры, то есть все сохранилось великолепно. Орудия, которые на нем стояли: пулеметы, пушки — все это видно», — рассказывает руководитель подводно-археологической экспедиции института Востоковедения РАН Виктор Лебединский.

На рассвете 29 октября 1914 года в первый день боевых действий в Черном море, возвращаясь из Ялты в Севастополь, «Прут» неожиданно столкнулся с немецким линейным крейсером «Гебен», он превосходил старый черноморский корабль по всем параметрам.

В неравной схватке экипаж «Прута» боролся до последнего. Когда корабль загорелся, его командир приказал поднять парадный Андреевский флаг и открыть кингстоны.

На борту находился большой запас боеприпасов новейшего образца, которые не должны были достаться противнику.

«На борту «Прута» было 750 мин – это более половины всего запаса на Черноморском флоте», — заместитель начальника чввму им. Нахимова по работе с личным составом Андрей Палий:

Чтобы дать возможность экипажу из почти 300 человек уйти, командир замедлил ход корабля. Большинству удалось спастись. Подвиг экипажа и корабельного священника, уступившего место в спасательной шлюпке матросу, в своей книге описал настоятель Свято-Никольского храма-памятника в Севастополе.

«Когда стали они в шлюпках пересчитываться, а мест в шлюпках не хватило, начали искать отца Антония. Тут они увидели старца, который стоял у кромки воды, он видел эту ситуацию.

Его звали, если бы он прыгнул в воду, его бы затащили и он занял бы место в шлюпке, а кто-то из его паствы военной прыгнул бы в воду», — рассказывает настоятель Свято-Никольского храма-памятника в Севастополе Отец Георгий.

Вместе с отцом Антонием на борту в судовом лазарете остались 26 матросов, еще двое офицеров должны были подорвать днище корабля так, чтобы не сдетонировали сотни тонн боеприпасов, иначе не спасся бы никто. «Прут» пошел ко дну непобежденным, как «Варяг». На этом месте в открытом море отслужили молебен и возложили венки.

Несмотря на штормовой ветер, с помощью телеуправляемого аппарата к корпусу, лежащему на 100-метровой глубине, участники экспедиции прикрепили табличку в память о подвиге севастопольского «Варяга».

После тщательного исследования корабля, пролежавшего на дне 102 года, все найденные экспонаты передадут в музей Черноморского флота. А яхтенные регаты в честь подвига моряков-черноморцев станут еще одной морской традицией.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2017-05-22/325668-v_sevastopole_na_dne_chernogo_morya_issleduyut_voennyy_korabl_geroy_prut

Найден «Прут» — героический корабль времен Первой мировой войны

Глубоководный роботизированный аппарат исследовал найденный в конце апреля минный заградитель «Прут», героически погибший недалеко от Севастополя в начале Первой мировой войны.

Читайте также:  Солдатская пещера в крыму: фото, как добраться, глубина, описание

Глубоководный роботизированный аппарат исследовал найденный в конце апреля минный заградитель «Прут», героически погибший недалеко от Севастополя в начале Первой мировой войны.

Делегация журналистов и представителей Севастопольского городского отделения Русского географического общества (РГО), Института востоковедения РАН (г.Москва), Черноморского высшего военно-морского училища им.

Нахимова, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), Спортивного центра (морской и физической подготовки, г.Севастополь) ФАУ МО РФ ЦСКА и РПЦ 20 мая почтила память погибших моряков.

Минный заградитель Российского Императорского флота «Прут» 29 октября 2014 года возвращался с задания, когда встретился с большим немецким крейсером Goeben («Гёбен»), шедшим под турецким флагом и прибывшим в Севастополь, чтобы обстрелять город.

«Прут» на Черном море, по сути, повторил подвиг «Варяга». Когда враги предложили команде «Прута» сдаться, капитан Георгий Быков приказал готовить корабль к затоплению. На намного уступающем по размерам, оснащению и вооружению противнику «Пруте» подняли все флаги и вступили в неравный бой с крейсером.

«Гёбен» обстрелял «Прут» и поджег его. Команда открыла кингстоны и начала высаживаться на шлюпки. Судовой священник иеромонах Антоний (Смирнов) уступил свое место на шлюпке матросу, а сам с тонущего корабля благословлял отплывающих моряков. Он погиб вместе с кораблем, за этот подвиг иеромонаха Антония посмертно наградили орденом св.Георгия 4-й степени.

«Прут» встал почти вертикально и с развевающимися на мачтах флагами затонул в 10 милях к западу от мыса Фиолент.

Личный состав корабля пытался спастись на шлюпках, койках и спасательных поясах.

Но часть его (три офицера, в том числе командир, корабельный врач, два кондуктора и 69 матросов) была поднята из воды турецкими миноносцами и взята в плен.

Остальные (три офицера и 199 матросов) были спасены вышедшей из Балаклавы подводной лодкой «Судак» и переданы на борт госпитального судна «Колхида», которое доставило их в Севастополь.

  • В бою погибли лейтенант Рогусский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 матросов.
  • Точное местоположение минного заградителя не могли определить более ста лет, пока это не сделала в конце апреля 2017 года научно-исследовательская экспедиция при участии Института востоковедения РАН и Севастопольского городского отделения РГО — «Прут» затонул на глубине чуть более 100 метров.
  • Сейчас ведется работа, чтобы месту гибели корабля был присвоен статус воинского захоронения.
  • Для увековечения памяти героического корабля 20 мая 2017 года были организованы панихида и возложение венков на месте трагических событий.
  • В этот же день и днем ранее проводились технические работы по обследованию минного заградителя «Прут» с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.
  • По словам руководителя подводной археологической экспедиции Института востоковедения РАН Виктора Лебединского, в первый день исследований видимость под водой была хорошая, во второй — резко ухудшилась.

— Корабль лежит на ровном киле, у него хорошо сохранились нос и кормовая часть. Центральная часть разрушена, так как у корабля было подорвано днище и при затоплении, при ударе о дно, эта часть развалилась. В ближайшие 2-4 месяца исследовательские работы будут продолжены, — рассказал кандидат исторических наук В.Лебединский.

По его же информации, предметы, поднятые со временем с затонувшего «Прута», смогут пополнить коллекции музеев Черноморского флота и «Михайловская батарея».

Пока что исследования продолжатся при помощи небольших необитаемых (без людей-пилотов) роботизированных аппаратов. Глубина, на которой покоится корабль, слишком большая, и ученые не хотят рисковать, привлекая к работе водолазов.

Источник: http://sevastopol.press/2017/05/22/najden-prut—geroicheskij-korabl-vremen-pervoj-mirovoj-vojny/

Экспедиция нашла место затопления минного заградителя "Прут" у Севастополя

Экспедиция установила точное местонахождение на дне у берегов Севастополя русского минного заградителя «Прут» , экипаж которого в годы первой мировой войны открыл кингстоны и затопил корабль, чтобы не сдаться германо-турецкому крейсеру «Goeben» , сообщил старший научный сотрудник Института востоковедения Виктор Лебединский, сообщает издание « РИА Крым ».

В ходе Первой мировой войны Турция выступила против России на стороне Германии, немецкие крейсеры «Goeben» и «Breslau» под турецким флагом в конце 1914 года подошли к Севастополю и обстреляли город.

Тогда же большой немецкий крейсер «Goeben» столкнулся у Севастополя с русским минным заградителем «Прут» , после чего 29 октября 1914 года завязался бой, сообщил участник экспедиции Виктор Лебединский.

«Немецкий крейсер намного превосходил «Прут» размерами, броней и вооружением (150-миллимитровые орудия против 47-миллиметровых пушек на «Пруте» ).

Это был один из крейсеров-рейдеров, который мог действовать без эскадры.

В результате «Goeben» приказал экипажу «Прута» сдаться, в ответ минный заградитель начал отстреливаться и пытаться уйти к Севастополю», — сообщил Лебединский.

Понимая, что уйти от немецкого крейсера и ещё двух турецких миноносцев «Samsun» и «Tashos» не получится, моряки поврежденного в ходе боя корабля открыли кингстоны и взорвали днище, чтобы затопить его и не сдать врагу. Часть экипажа успела высадиться на шлюпки, тем не менее около 50 человек погибло, в том числе корабельный священник отец Антоний. Священник уступил свое место в шлюпке матросу и остался на тонущем корабле, сообщил Лебединский.

«Силами Севастопольского отделения РГО и Института востоковедения РАН локализовано место гибели минного заградителя «Прут» , который за аналогичный подвиг ещё называют «Черноморским Варягом» .

В мае планируется выход на это место, запланировано обследование корабля глубоководными аппаратами. Также, настоятель храма на братском кладбище отец Георгий отслужит молебен и панихиду по погибшим, будет возложение венков», — сообщил Лебединский.

Затонувший корабль находится на глубине 108 метров, экспедиция планирует по возможности поднять экспонаты с корабля для размещения их в музее ЧФ в Севастополе, а месту гибели корабля придать статус воинского захоронения с последующей его регистрацией. Выход на место, где находится затопленный «Черноморский Варяг» , планируется ко Дню Черноморского флота, который отмечается 13 мая.

Источник: http://MoiCrimea.ru/ekspediciya-nashla-mesto-zatopleniya-minnogo-zagraditelya-quot-prut-quot-u-sevastopolya.html

В севастополе исследуют «прут», затопленный экипажем вместе с половиной минного запаса чф

  • Примерно в 8-ми км от Херсонесского маяка севастопольцы почтили память героев-земляков и установили мемориальную табличку на глубине 108 метров.
  • …А крест ушел под воду
  • Если бы не испытания глубоководных аппаратов, лежать бы этой братской могиле на траверсе мыса Херсонес еще очень долго.
  • Однако, одной из бесчисленных «иголок в стоге сена», разбросанных по дну Черного моря — минному заградителю «Прут» повезло!
  • Ученые-географы обнаружили на глубине 108 метров затонувший во время Первой мировой войны минзаг.
  • Из-за большой глубины место «падения» судна на дно несколько не соответствовало координатам, которые передал капитан «Прута», что и препятствовало успеху неоднократных его поисков.
  • И только, когда технические возможности были расширены — на экранах показалась якорная цепь, которая и привела к заросшему ракушками кораблю — нашли!
  • История этого минного заградителя трагическая.
  • Моряки, можно сказать, повторили подвиг матросов с крейсера «Варяг».

— В 1914 году командующий Черноморским флотом адмирал Эбергард по каким-то своим соображениям, под надуманным предлогом ожидания «Прута» (перед этим отправленного в Ялту за пехотинцами) отключил магнитное поле в Севастопольской бухте, которое защищало проход на внутренний рейд Севастополя.

И хотя наши морские летчики флота, предупреждали, что на горизонте в пределах их зоны контроля, показался немецкий крейсер «Гебен» с двумя турецкими эсминцами — минное поле так и не было включено. На нашем минном заградителе «Прут» тогда находилась половина боевого запаса флота — 710 мин. Эбергард не нашел почему-то другого корабля для доставки десантников, кроме груженного минами «Прута», отправив его в Ялту, — рассказал «КП» заведующий авиационным отделом Севастопольского отделения РГО Василий Ятленко.

Капитан минзага также предупреждал о вероятной опасности нападения «Гебена», но…

В полночь корабль получает радиограмму возвращаться назад. Не дойдя до Ялты, судно разворачивается и на траверсе мыса Херсонес слышит канонаду.

Это «Гебен» вступает в бой. Время 6.45 утра.

Что делать в такой ситуации? Ведь ТТХ «Гебена» намного превышают возможности минного заградителя, а от командующего Черноморским флотом никаких распоряжений… Тишина!

— И тогда командир «Прута» Быков уже открытым текстом передает радиограмму со своими координатами и просьбой — дать в конце концов какое-то вразумительное указание в силу создавшейся обстановки. Но вместо Эбергарда ее принимает радист «Гебена», знавший русский язык и передает полученные координаты своему капитану, который и вывел крейсер на минный заградитель «Прут».

Когда эта махина показалась из тумана перед нашим кораблем, капитан минзага понял, что шансов выжить нет. И Быков отдал приказ открыть кингстоны, чтобы мины и корабль не достались врагу, — говорит Василий Ятленко.

Один снаряд «Гебена» весил 302 кило! Поэтому первым же взрывом капитана судна сбросило с мостика.

В то время на борту находился семидесятилетний старец-иеромонах Бугульминского монастыря Самарской губернии Антоний (Смирнов).

Когда спустили шлюпки и экипаж стал покидать обреченный корабль, священник спустился в каюту, надел рясу и поднялся на мостик, занял место капитана и благословлял матросов.

— На корабле должен быть капитан. И если нет светского, значит, будет духовный, — сказал священнослужитель, когда подошла последняя шлюпка и моряки призывали его спуститься.

Около 8.40 «Прут» встал вертикально и с развевающимся на сломанной мачте Андреевским флагом скрылся под водой…

Последнее, что увидели моряки с переполненного до опасности затонуть баркаса — это крест в руке священнослужителя, который вместе с ним и кораблем ушел под воду…

Старец-иеромонах Бугульминского монастыря Самарской губернии Антоний (Смирнов).

Офицеры, стоя — поднесли руки козырькам, отдавая честь благородному старцу.

Баркас в сопровождении катера и вельбота ушли под веслами по направлению к берегу и вскоре были встречены вышедшей из Балаклавы подводлодкой «Судак», которая передала их на госпитальное судно «Колхида».

Таким образом, в Севастополь вернулись три офицера и 199 человек команды. В турецкий плен попали: капитан 2 ранга Быков, старший лейтенант Лонткевич, мичман Архангельский, доктор Алешин, два кондуктора и 69 человек команды.

  1. За свой подвиг отец Антоний 4 ноября 1914 года был посмертно удостоен ордена святого Георгия 4-й степени, став первым русским военным и единственным флотским священником, удостоенным за годы Первой мировой войны этой высокой воинской награды.
  2. Статус воинского захоронения
  3. Несмотря на то, что трагедия произошла в конце октября — священнослужители, военные и ученые на борту парусно-моторного судна «Орион» в сопровождении группы крейсерских яхт компании Black Sea Charter и буксира «Афалина» почтили память погибших матросов и священнослужителя в мае.

В Севастополе почтили память погибших матросов. Анна САДОВНИКОВА

Был отслужен молебен, а на воду под салют выстрелов старинной мортиры спущены венки. Также с помощью телеуправляемых глубоководных аппаратов на корпус корабля была отправлена мемориальная табличка.

Члены экспедиции планируют поднять часть экспонатов с корабля и передать их в музей Черноморского флота Севастополя, а месту гибели корабля придать статус воинского захоронения с последующей его регистрацией.

— 29 октября запланирован масштабный крестный ход к месту гибели минного заградителя «Прут».

Сейчас же мероприятие состоялось с целью привлечь внимание общественности к одному из примеров проявления того безоглядного служения своему Отечеству, что ставит подвиг капитана Быкова в один ряд с такими героями, как Казарский, Суворов, Нахимов и других славных сынов России! — рассказал Василий Ятленко.

Так как в районе гибели корабля находится более семисот мин, точные координаты судна обнародованы не будут. А героическому кораблю будет присвоен статус Братской могилы.

КОНКРЕТНО

В мероприятии участвовала Председатель Севастопольского регионального отделения Русского географического общества профессор Елена Воскресенская, а также представители: Института востоковедения РАН (Москва), Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С.Нахимова, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), Спортивного центра (морской и физической подготовки г. Севастополь) ФАУ МО РФ ЦСКА, яхтсмены чартерной компании Black Sea Charter и священнослужители РПЦ.

СПРАВКА «КП»

«Прут» в то время являлся единственным большим минным заградителем Черноморского флота, способным единовременно брать на борт 750 мин новейших образцов в отличие от других, только переоборудованных для этих целей пароходов. Имел прекрасно подготовленный экипаж, состоявший из 9 офицеров, врача Алешина, иеромонаха Антония и 296-ти человек команды. Командовал кораблем капитан 2-го ранга Георгий Александрович Быков.

Источник: https://www.kp.kg/daily/26681.5/3704255/

Ссылка на основную публикацию