Пещерный город чуфут-кале в бахчисарае (крым): как добраться, фото, описание

  • Приветствую, друзья!
  • А вы знаете, что приезжая в Крым, получаете возможность переместиться на много веков назад и почувствовать себя реальным жителем древнего поселения?
  • Нет, это не участие в массовке к историческому фильму, не дешевые декорации с ряжеными, вымогающими заплатить за фото, это реальный, хоть и давно заброшенный Чуфут Кале пещерный город.
  • По ходу нашего путешествия я отвечу вам на многие вопросы, в том числе – кто надоумил жителей города-крепости рыть пещеры вместо строительства из камня, что может быть общего у караимов с иудеями, и когда они покинули обезлюдевший город.
  • Ну что, начнем с самого главного – как, когда, зачем и для кого были созданы целые города в таких труднодоступных местах и как там людям жилось.

Как и когда возникла пещерная цивилизация

О том, когда появилось первое пещерное поселение высоко над зеленой долиной достоверно неизвестно. По данным ученых и исследователей, люди обживали эти места, начиная с V в. Найденные могильники, принадлежащие племенам аланов, вроде как подтверждают эту теорию, но это не точно – споры об этом еще продолжаются.

С уверенностью можно сказать, что древний народ не просто так забирался на скалы и оборудовал там свое жилище. Время было неспокойное, бесконечные кровавые завоевания соседних земель были делом традиционным.

  1. Особенно это мероприятие любили степные кочевники – отхватить добрый кусок у мирного и работящего населения, перебить и взять в рабство жителей.
  2. Но есть и еще одна версия, согласно которой, выгодное расположение и рельеф каменного плато использовалось в качестве оборонительного объекта византийцами, построившими здесь свои сооружения приблизительно в годах так 500-600.
  3. Может быть именно здесь и стоял таинственный город Фуллы, который никак не могут найти наши ученые, а в летописях не сказано, где конкретно он располагался.

История и судьба городища

Но как бы не обороняли свой город племена, периодически он переходил от одного народа к другому. Менялся быт, политика и названия.

Так, во время владения этой местности монголо-татарами, город звался Кырк-Ер. В 1299 г. ордынцы, под руководством эмира Ногая вступили на эту землю, предварительно разграбив прежнее поселение.

Далее пещерный город развивался, был центром княжества, правда, под подчинением Крымского юрта Золотой орды. После распада последней и образования уже Крымского ханства, Кырк-Ер становится резиденцией Хаджи 1 Герая.

Менгли 1 Герай перенес столицу ханства в другое место – Салачик, в современности село Староселье. Большинство жителей покинули пещерный город и ушли в новую столицу. Остались в неприступном городище только неугодные караимы, да крымчаки.

Иудейский город на скале

К караимам, как к представителям другого вероисповедания, особой любви не было. Когда ханский народ переместился в долину, караимам было запрещено покидать пределы пещерного города для свободного расселения.

Тогда-то и родилось нынешнее название – Чуфут-Кале, как «иудейская крепость». Хотя караимы, согласно некоторым теориям выходцы из хазарских и половецких племен, они в свое время приняли «религию иудеев», имели древнееврейский диалект, но в то же время не причисляли себя к этой нации.

После присоединения Крыма к России, караимам было разрешено жить за пределами своего города. Но только в конце XIX в. Чуфут-Кале был оставлен последними обитателями.

Что там происходит сейчас

Надо сказать, что до последнего, в брошенном городе проживала семья смотрителя. И удивительно то, как Чуфут-Кале неплохо сохранился до наших дней. Сейчас эта местность является заповедником и объектом культурного наследия.

Посещать пещерный город можно круглый год, что и делают многочисленные любознательные туристы и крымчане.

Где находится Чуфут-Кале

В двух-трех км от Бахчисарая, по направлению Старый город (Староселье). Невероятной красоты горное плато видно издалека.

Направляясь к этому городу можно посетить Свято-Успенский пещерный монастырь.

Чем интересен пещерный город

Как вы уже поняли, Чуфут-Кале очень древний город, с полноценной (вы даже удивитесь насколько) структурой. Трудно представить, как и при каких условиях строители и мастера того времени выполняли свою работу.

Строения на земле появились позже. Изначально, все помещения вырубались в скалах.

Каждый народ, проживающий здесь, вносил свои коррективы. Создавались свои храмы – христианские, мусульманские, караимские, отстраивались крепостные стены, прокладывались дороги, город рос и пополнялся новыми сооружениями.

При ханском правлении, например, здесь появились казематы, где в самых ужасных и жестких условиях держали пленных.

А в плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий, воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье.

За них требовали выкуп, иногда с такими невыполнимыми условиями, как отдать Астрахань и Казань.

Много в Чуфут-Кале и руин, а древние наземные строения можно посмотреть только снаружи.

Пройти по улицам «мертвого» города

Итак, вы отправляетесь самостоятельно или с экскурсией к Южным (главным) воротам Чуфут-кале. Неприступная стена, за которой открывается вид на город, выдержала не одну жестокую осаду.

Сам город разделен оборонительной стеной с аркой на старый и новый. В старом городе вы попадете на площадь, по сторонам от которой расположились различные сооружения – каменный колодец, руины христианского храма и мечети, и другие здания.

Караимы жили, если так можно сказать, отдельным кварталом. Они занимались ремеслом и хозяйством.

Хорошо сохранился большой каменный дом известного караимского летописца, ученого и путешественника Фирковича.

Функционировали в городе и свой монетный двор, и типография, различные ремесленные лавки. Многие пещерные помещения – это хозяйственные постройки, где хранились запасы, выполнялась какая-то работа, держался скот, но в опасные моменты, каменные лабиринты становились укрытием для жителей города.

На что обратить внимание

Среди множества руин есть и неплохо сохранившиеся сооружения.

  • Мавзолей Джанике-Ханым, где была погребена любимая дочь Тахтамыша. Вот только история ее гибели или естественной смерти трактуется по-разному. Экскурсовод может рассказать вам целых три версии!
  • Большая и Малая кенассы. Караимские молельные дома;
  • Осадный колодец Тик-Кую – удивительно продуманное подземное сооружение, созданное для сбора, отстаивания и хранения воды. О нем подробно можно прочесть в моей статье «Топ 5 пещер для посещения».

Несмотря на бурлящую в пещерном городе жизнь, улицы сохранились отлично. Кстати, когда идет ливень, вся вода стекает по дороге, и по каменному тротуару, который чуть возвышается можно спокойно пройти.

Плутать по улочкам города, заглядывать в кельи, раздумывать о смысле жизни на смотровых площадках можно целый день, если вы не привязаны к экскурсоводу и группе.

Что еще посмотреть в Чуфут-Кале

Со стороны Восточных ворот, которые ведут в караимскую часть города, расположилась Иософатова долина.

А через дорогу, углубившись в лес, можно набрести на старинное караимское кладбище – место чрезвычайно атмосферное. В сумраке густых зарослей, без всяких троп и дорожек виднеются покосившиеся, целые и полуразрушенные надгробия, поросшие мягким изумрудным мхом.

Были в городе и ветряные мельницы, и банные комплексы, но они, к сожалению, не сохранились. А вот вырубленные из камня бассейны для сбора дождевой воды, боевые и жилые пещерные помещения с вырубленными лестницами еще многие века будут напоминать о некогда существовавшем городе Чуфут-Кале.

Слово посетителям: отзывы

Представляете, нет ни одного негативного отзыва! Удивительное место, где переплетается история и судьба многих народов, никого не оставляет безучастным.

Мертвый, полуразрушенный город на высоком плато, откуда открываются роскошные виды, привлекает не только туристов, но и ученых, археологов, а также любителей мистики и поклонников эзотерики.

Из минусов отмечено: особенность ландшафта – непростая прогулка по горным склонам, разбитым дорогам, и более прохладная погодная атмосфера, возможен ветер.

И, если не хотите быть ограничены по времени, то выбирайте самостоятельную экскурсию или поход с опытным гидом, а как добраться и вернуться я расскажу ниже.

Информация для посетителей

На официальном сайте сказано, что посещение осуществляется c 9.00 до 18.00. Кассы закрываются на 1 час раньше. И красным по белому написано, что без головных уборов и запаса питьевой воды вход в Чуфут-Кале прямо таки запрещен!

Так что на кассах, будь добр, предъяви панамку и бутылку. Ну не с пивом, конечно!

Плата за вход присутствует, билеты приобретаются у Южных и Восточных ворот.

Стоимость взрослого и детского билета: 200/100 рублей.

Над пенсионерами сжалились, но не так как над студентами — 150 рублей. Могли бы и бесплатно пускать. Я не думаю, что много наших пенсионеров заберется в эту горку.

Официальный сайт: handvorec.ru (один на двоих с Ханским дворцом).

Как добраться самому

Пешком

Если вы добираетесь самостоятельно, то сначала вам надо приобрести билет до Бахчисарая. Затем от автовокзала на автобусе № 2 до остановки «Староселье».

Но можно воспользоваться и любым другим маршрутным транспортом, предварительно узнав, доедет ли он до этой остановки. От остановки идти не меньше часа.

Далее вас сориентируют указатели, да и дорога к Чуфут-Кале ведет одна. Как я уже говорил, на пути располагается пещерный мужской монастырь – место, которое покоряет даже нерелигиозных посетителей. Можно запланировать его посещение до или после экскурсии в Чуфут-Кале.

Где их взять? — Скачать из приложения Play Market. Как ими пользоваться грамотно? — Смотрите здесь.

На транспорте

На машине от Бахчисарая до Чуфут-Кале 10-15 минут езды.

Вам надо двигаться по таким улицам: Жданова, Ленина, Скалистая. Либо иметь под рукой карту или же воспользоваться координатами для навигатора.

Бросаете машину перед въездом на территорию Успенского монастыря за 100 рублей до вечера и пешком еще минут 30-40 в зависимости от ваших ТТХ.

Можно конечно воспользоваться услугами такси или местных автогидов, которые явно подкарауливают туристов в Бахчисарае на каждом углу.

Либо сразу напроситесь в экипаж к одному из профессиональных джипперов. Они отвезут вас более живописной дорогой через долину.

Внимание, совет! Не забудьте посмотреть обратное расписание из Бахчисарая, чтобы не опоздать на последний рейс!

Но если вдруг такое случилось, можете задержаться в этом городке, чтобы заглянуть и в другие пещерные города Бахчисарая – Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Качи-Кальон и другие – читайте о них в моей статье «Топ 10 пещерных городов Крыма». А также не пропустите и другую известную достопримечательность – Ханский дворец.

Кстати, жилье в Бахчисарае легко можно найти, здесь сдаются недорогие номера в гостевых домах, отелях, просто комнаты.

Полезно знать

Чуфут-Кале не набережная, обязательно одевайте закрытую и удобную обувь, комфортную одежду. Воды купить там негде, запаситесь заранее.

С маленькими детьми туда лучше не ходить, все-таки опасные склоны, подъемы, обрывы, ямы. Хотя школьники бугут впереди всех и вряд ли вы их догоните.

На этом я закругляюсь, думаю, вы в скором времени все увидите сами. Если хотите подготовиться к походу визуально, то вот помощь cavetowns.crimea.com

Участвуйте в обсуждение статьи в поле для комментариев и присоединяйтесь к нашей группе в Контакте. Оформляйте подписку на мой блог и получайте быстрые ответы на свои вопросы об отдыхе в Крыму!

На закуску несколько статей для тех, кто в теме:

Ярких и незабываемых вам путешествий! До скорой встречи!

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

Источник: http://samivkrym.ru/chufut-kale-s-vidom-na-bahchisaraj.html

Пещерный город Чуфут Кале — фотографии, как добраться

Чуфут-Кале это древний город-крепость, называемый еще и пещерным городом (потому, что в наше время лучше всего сохранились именно пещеры), а также Еврейской Крепостью (так переводится ее название на русский язык).

Расположен он в непосредственной близости от Бахчисарая, и очень популярен у туристов. Чуфут-Кале, возможно, самый популярный пещерный город во всем Крыму, хотя и не самый большой.

С его стен-обрывов открываются чудесные виды на ближайшие горы и населенные пункты.

Предлагаю вашему вниманию фото-прогулку по Чуфут Кале. Также я расскажу о том, как до него добраться, и как выбраться ????

Как добраться до Чуфут-Кале? Очень просто! В Бахчисарае каждая собака знает нужную дорогу, так что просто спросите… (лучше, все же, не у собак).
Или можно проследовать классическим «кратким туристическим маршрутом».

По указателям дойти/доехать до Ханского дворца Бахчисарая, потом (дальше, вперед) дойти до Успенского пещерного монастыря, а далее одна дорога — на Чуфут Кале (просто поглядывайте на лево, и увидите нужный поворот, толпы туристов также не дадут сбиться с пути). Сложно будет ошибиться.

На пути также встретиться старинное кладбище, его можно посетить на обратном пути.

Историю города можно посмотреть на Википедии, я же ограничусь тем, что поделюсь фотографиями с коротенькими ми, которые вряд ли наскучат.

Вот как выглядит часть подъема на Чуфут-Кале:

Так что рассчитывайте свои силы заранее. Некоторым туристам после подъема никакие пещеры были уже не в радость. Но это скорее исключения, чем правила.

Кстати, по дороге, почти у самого входа в город-крепость есть еще один мини-музей: осадный колодец Тик-Кую. Рекомендую!

Ура! Дошли и вошли. Видим ворота, называемые «малые», «южные», или «тайные» ворота. За ними касса, вода за астрономическую цену, узкий каменный коридор… В случае прорыва ворот врагам, застрявшим тут, не поздоровилось бы!


  • Не помню, что это было… то ли емкость для воды, то ли еще что…
  • Идем дальше…
  • Осматриваем руины средневековой мечети. Мало чего от нее осталось…
  • Ворота Орта-Капу.
  • Мавзолей Джанике-Ханым 1437 года — старый, красивый, обросший легендами, о которых нам и поведал экскурсовод.
  • За легендой можно заглянуть сюда.
  • Далее в культурной программе у нас значилось любование панорамами соседних гор и отдых на обрыве.

А вот стена, перекрывающая «узкое место» крепости, которой, благодаря расположению, какие либо искусственно возведенные стены были почти не нужны… кроме как в парочке мест. Это, как помнится, «восточная» стена.

Говорят, что в Чуфут-Кале снимали несколько фильмов про Афганистан. Похоже…

Усадьба АФирковича Усадьба XVIII в. Состоит из комплекса сооружений, размещенных по периметру небольшого двора. Еще оттуда открывается хороший вид в сторону Бахчисарая.

Черепица тут колоритная.

А вот «средняя оборонительная стена». Не моложе 15-го века.

А вот колодец, наполнявшийся дождевой водой. Так как вода тут была на вес золота, такой колодец был в тему! Вода туда стекала с мостовых, так что пить ее было нельзя, но в хозяйстве сгодится!

Дальше были не караимские кенассы и масса пещерок, путь домой… Да, еще одно «кстати», вы можете совершенно бесплатно набрать прохладной воды в Успенском монастыре, так что пустые бутылки не выбрасывайте )

Полезность (можно кликнуть чтобы увеличить):

Копирайт на эту схему: Alexey Gomankov, Википедия.

По дороге с Чуфут-Кале можно попасть на дервишское кладбище. Считалось у татар святым местом.
Вот так выглядит вход:

Источник: http://ltrips.ru/peshhernyj-gorod-chufut-kale-foto-kak-dobratsya/

Пещерный город Чуфут-Кале

Крутые склоны плато, на котором находится пещерный город Чуфут-Кале выглядят неприступными. И только с востока сюда ведет тоненькая тропинка. Несколько домов, которые здесь сохранились, снизу похожи на гнезда диковинных птиц, поселившихся на плоской вершине.

Пещерный город находится на плато горного хребта, который доминирует над тремя глубокими долинами. Средневековый город-крепость находится на расстоянии примерно 2.5 км от Бахчисарая.

Мимо Свято-Успенского монастыря (в святом источнике которого наберите воды — ведь на плато ее нет) от перекрестка четырех долин туристическая тропа ведет нас к древнему некрополю, который напрочь зарос кизилом и дикой лещиной.

Общая площадь городища Чуфут-Кале составляет 46 га, из них на городскую застройку приходилось 10 га. Даже сегодня, когда от застройки старинного города почти ничего не осталось, на территории Чуфут-Кале хорошо прослеживается уличное планирование, городские кварталы, крепостные сооружения.

Каменный город был оставлен последними жителями более века назад.

История Чуфут-Кале

По мнению исследователей, Чуфут-Кале был построен приблизительно в V — VI веках, как укрепленное поселение на границе византийских владений. Археологические исследования доказывают, что уже в VI в.

здесь были поселения аланов, занимавшихся скотоводством. Чуть позже на горном плато возникло укрепление. Хозяйственные пещеры, вырубленные в теле горы, хорошо сохранились до наших дней, в отличие от деревянных жилых надстроек.

Из 16 пещерных городов Крыма Чуфут-Кале оставался населенным дольше остальных.

Главные события в истории пещерного городища разворачивались во времена борьбы за власть между крымскими и золотоордынскими ханами.

В 1299 году он был взят штурмом и разграблен войском эмира Ногая.

Местные правители пытались завоевать независимость от правящей верхушки Золотой Орды. В те времена мощный укрепленный город, ставший татарской крепостью, назывался Кырк-Ер.

В XIII-XIV веках, Чуфут-Кале был центром небольшого княжества, и вассалом Крымского ханства Золотой Орды.

Здесь расположил свою ставку претендент на трон самостоятельного Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирей, родоначальник знаменитой династии Гиреев. Эта династия правила Крымом более трех веков.

В это время на политической арене появляется женская фигура. Джаныке-ханым была дочерью хана Тохтамыша (который сжег в 1382 году Москву).

История сохранила память о ней как о мудрой правительнице, наследнице Чингизидов, совершившей хадж в Мекку. Она предоставила мятежному хану убежище в своем родовом замке Кырк-Ор. Поддержка Джанике-ханым позволила Хаджи-Гирею противостоять крымским эмирам.

К сожалению, вскоре Джанике-Ханым умерла и хану пришлось искать защиту у литовских князей (известно, что юные годы будущий хан провел при дворе князя Витовта). В конце концов, с их помощью, Хаджи-Гирей стал хозяином Крымского ханства. А Кырк-Ор полвека оставался столицей этого государства.

Национальный состав населения города был в это время довольно разноплановым: татары — воины, армяне — строители, караимы — ремесленники и торговцы. Каждая этническая группа имела свои районы и свои храмы.

Мусульманская мечеть находилась на главной площади, рядом с мавзолеем Джанике-ханым. Православные армяне молились в своем квартале, караимы — диссиденты иудейской веры, которые не признавали Талмуд, читали ветхозаветную Библию в своих молитвенных домах — кенасы.

В XIV веке в городе стали селиться караимы.

Татары поселили караимов за восточной стеной крепости, где те построили еще одно укрепление. Поэтому городище иногда называют Двойной крепостью (Чуфут-Кале).

В некоторых источниках Чуфут-Кале именуют также «Крепостью драгоценностей». Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби писал в «Книге путешествий», что стены и ворота города были украшены драгоценными камнями.

Читайте также:  Чернореченское водохранилище в крыму, севастополь: рыбалка, фото, описание

После того, как татары оставили крепость и поселились в Бахчисарае, в городе остались караимы. Кырк-Ор стали называть Чуфут-Кале (Иудейская крепость).

На территории Чуфут-Кале была организована первая типография в Крыму в 1731 году. Книги были напечатаны на иврите и караимских языках и были в основном религиозного содержания.

После вхождения Крыма в состав России ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию (последние жители покинули Чуфут-Кале в 1852 году). К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Город опустел…

Что посмотреть в Чуфут-Кале

В западной части городища сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.

Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов.

Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.

На восточной стороне пещерного города имеется 128-метровая оборонительная стена с башнями и воротами.

Кроме многочисленных пещер, имевших хозяйственное назначение, здесь сохранился жилой дом. Он принадлежал Аврааму Фирковичу – караимскому ученому и коллекционеру, который всю жизнь собирал материалы по истории караимов.

Лучше начать знакомство с городом с восточных ворот. Там виден большой бассейн, высеченный в скале справа от ворот перед крепостной стеной. Его люди использовали для сбора дождевой воды для питьевых и бытовых нужд животноводства.

На южной стене имеются высокие скалы с боевыми пещерами нарезанные в четыре яруса и связанные между собой. Эти пещеры в более поздние времена использовались для бытовых целей.

  • При очистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею в Чуфут-Кале, там был найден клад в кухонных керамических горшках на глубине 40 см от поверхности. По предварительной экспертизе, там находились:
  • — Венецианские золотые монеты — 29 штук (1425—1430 гг.)
  • — Золотой динар египетских султанов — 1 шт (1425—1430 гг.)
  • — Серебряные монеты — 4259 штук ( XIV-XV)
  • — Монеты Генуэзской Крымском гравировка города Кафы
  • — Гравировка монеты «Хан» (хан Золотой Орды назван узбекский)
  • — Дирхемы
  • — Монеты Крымского ханства с гравировкой города Кирк-Ер.

Это самый богатый клад таких монет, найденных на Крымском полуострове, а также в Восточной Европе и в мире. Клад был передан в исторический музей Симферополя.

  1. Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
  2. Северный склон плато.
  3. Кенасская улица.
  4. Средняя улица.
  5. Бурунчакская улица.
  6. Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию.
  7. Малые Южные ворота Кучук-Капу.
  8. Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
  9. Малая и Большая кенассы — молитвенные дома караимов.
  10. Южный склон плато.
  11. Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
  12. Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
  13. Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
  14. Остатки бани.
  15. Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
  16. Двойной ров. По внешнему рву, дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
  17. Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
  18. Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
  19. Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
  20. Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

Источник: http://aferni.com/rossiya/peshhernyj-gorod-chufut-kale.html

Чуфут-Кале

В Крыму есть несколько пещерных городов, но лучше всего сохранился Чуфут-Кале. По популярности у туристов его можно сравнить с ялтинским «Ласточкиным гнездом» и Ханским дворцом в Бахчисарае.

Прогуливаясь по руинам города-призрака, путешественники погружаются в историю Крыма, словно попадая в иное измерение. Сотни лет скала была надежной защитой и пристанищем для людей. Аланы, караимы, крымские татары — каждый народ давал название городу на свой лад.

Но главный объединяющий все эти наименования смысл концентрируется в слове «Крепость».

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом. Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей. 

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию. 

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи.

Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках.

В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу. 

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М.

Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом». 

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения.

Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов.

Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Ворота Кучук-Капу

Если вы решили отправиться на экскурсию в город-призрак, вам просто необходима удобная спортивная обувь, поскольку ходить придется и немало по горам — по долам.

Чтобы попасть на Чуфут-Кале, нужно в первую очередь приехать в Бахчисарай, затем сесть на маршрутное такси, которое движется в Староселье.

Выйдя на конечной остановке, придется преодолеть километровый подъем до прекрасного  скального Успенского Монастыря, а там и до Чуфут-Кале рукой подать! 

Поднявшись по крутому зигзагу древней мощеной дороги, вы, наконец, попадете в «мертвый город»… Представление открывают южные Малые ворота — Кучук-Капу. Их прозвали «потайными», так как ворота не видны издалека.

Массивные дубовые створки врат обиты железом; к ним примыкает южная оборонительная стена, сложенная из необработанного камня толщиной до 1 метра и высотой до 5 метров.

Читайте также:  Лучшие гостиницы и отели кореиза (ялта, крым): цены, отзывы, описание, контакты

Верхняя часть стены снабжена бойницами для стрельбы из ружей.

Когда-то Кучук-Капу были настоящей ловушкой. Тараном выбить ворота было практически невозможно. Неудобный крутой спуск и пологая тропа у самого входа, которая резко сворачивает, делали любые маневры весьма затруднительными.

Даже если штурмующие все-таки врывались на территорию крепости, они попадали в узкий коридор, специально вырубленный в скале.

С деревянного настила на них сыпались камни, лился кипяток, а в оборонительных пещерах, несчастных поджидали лучники, стреляющие без промаха. 

Пещерный комплекс

Изначально оборонительная стена проходила на 20 метров выше, по самой кромке плато. Сегодня она пересекает пещерный комплекс, появившийся здесь гораздо раньше. Перед южной стеной имеются 10 самых древних пещер, расположенных в три яруса.

За воротами есть еще пещеры, идущие по обе стороны дороги, ведущей вглубь городища. Они также образуют ярусы. Всего здесь насчитывается 32 каменных комнаты. Все они различны по форме, качеству отделки и архитектурным деталям. По-видимому, помещения эти строились с разными целями.

В некоторых сохранились следы вырубленных лестниц, когда-то соединявших ярусы. 

В архивных источниках упоминается о том, что в одной из пещер была церковь со следами росписи, а также усыпальница с костями. В 70-е годы XX века действительно была раскопана усыпальница, которой были найдены человеческие останки.

Первоначальный облик храма не сохранился, однако на стенах пещерного комплекса можно найти процарапанные кресты. Вероятно, монастырь времен аланского Кыркора опустел после того, как крепость была захвачена татарами.

Стена пронзила пещерный комплекс, и часть помещений стали использоваться в качестве оборонительных. 

Караимские кенассы

«Кенасская» улица проходит по южной стороне плато. Слева видны руины многочисленных домов, справа за высокой оградой два здания храмов. Большая или Соборная кенасса была построена в XIV веке. Малую кенассу возвели в XVIII веке караимы, которые переселились из Мангупа и вывезли оттуда «стройматериал». 

Оба храма находятся во дворике за каменными стенами. Во двор ведет калитка, а порогом служит беломраморная плита, взятая из более древней постройки.

Перед Большой кенассой у ограды находится высеченный из камня резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Скорее всего, это остатки миквы — фонтана для ритуальных омовений перед посещением храма.

Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. В незапамятные времена на этой террасе собирались верующие в ожидании службы.

Малая кенасса предназначалась для повседневных служб и собраний, поскольку текущие и судебные дела караимской общины решались духовными властями.

Большая Соборная кенаса представляет собой здание базиликального типа, снаружи обнесенное галереей с десятью колоннами, поддерживающими полукруглые арки. Здесь устраивались торжественные праздничные службы.

Типография

На Главной улице сохранилось здание самой древней типографии в Крыму, основанной в 1731 году. Здесь печаталась в основном литература религиозного содержания.

Первая книга датируется 1734 годом, последняя — 1805 годом. Позже типографию перевели в Евпаторию.

Кстати, в библиотеке Бахчисарайского музея можно увидеть книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в чуфут-калинской типографии.

Гробница Джанике-ханым

На территории Чуфут-Кале находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века — уникальный образец «сельджукской» архитектуры. Оно представляет собой восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное резными колонками.

К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой.

В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении стоит надгробие, украшенное изящной арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».

С этим памятником связана романтическая легенда. Согласно одной из них Джанике погибла, защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей.

Вторая версия повествует о тяжелой болезни любимой дочери хана, которой для лечения потребовался здоровый воздух Кыркора. Третья история рассказывает о недозволенной любви девушки к татарскому бею или генуэзцу.

Преследуемая отцом, непокорная дочь бросилась в пропасть с места, близ которого была похоронена как самоубийца, т.е. вдали от родных могил.

Но история разрушает все версии этой легенды. На самом деле, отец Джанике, легендарный хан Золотой Орды Тохтамыш, приведший в 1382 году несметное войско под стены Москвы, был впоследствии разбит Тимуром. Впоследствии он бежал в Киргизские степи, где и погиб. Таким образом, дочь пережила отца на 32 года. 

На памятной доске в мавзолее написано, что Джанике-ханым была знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Там также говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, совершила паломничество в Мекку, заслужив всеобщее уважение в мусульманском мире.

Тюрьма

Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице … Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.

В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп. 

Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования.

Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой.

Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно.

На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден…».

Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода…

Осадный колодец 

В период с1998-2001 годы в древней крепости было сделано сенсационное открытие. Исследователи обнаружили осадный колодец Чуфут-Кале. 

Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись.

Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С.

Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ.

В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров.

На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.

Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности.

Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение.

Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.

Источник: https://vkrym.su/page/78

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]