Гора клементьева (узун-сырт) в коктебеле (крым): фото, отзывы, описание

Есть такое место в Крыму, где, кажется, просто протяни руки и воспаришь над землёй, ощутишь непередаваемую радость полёта. Знаменитая гора Узун-Сырт, она же гора Клементьева, дарит нам это чувство.

Общий вид на гору Клементьева

Её трудно назвать красавицей, на полуострове есть горы намного прекрасней. Она невысока. Достаточно посмотреть на её соседку гору Коклюк, чтобы заметить это. А на фоне величественного Карадага гора Клементьева выглядит просто небольшим холмом. Да, горой её можно считать с натяжкой. Это четырехкилометровый дугообразный вал с практически ровной, достаточно широкой вершиной.

Как будто гигантская волна из морских просторов поднялась, выкатилась далеко на берег и застыла, не имея сил вернуться в родную свою стихию. Тем не менее, сотни человек называют Узун-Сырт почтительно Гора, и она имеет на это право.

Узун-Сырт разделяет и в то же время объединяет горы, степь и небо. Это содружество даёт возможность появлению здесь таких замечательно уникальных воздушных потоков.

Съемка Карадага с горы Клементьева. Внизу село Наниково, а в небе 2 парапланериста

Гора Клеменьтева — единственное место в Крыму, где ветер не стихает ни на минуту в течение всего года. Отсюда родилась и легенда, которая вполне может быть реальностью.

К сожалению, давно нет в живых участников этой истории, поэтому спросить не у кого. Итак, говорят, что произошло это тогда, когда весь мир уже начинал пробовать «на зуб» удивительное занятие, называемое авиацией. Появились такие энтузиасты и в Крыму.

Однажды известный авиатор Константин Арцеулов с поэтом Максимилианом Волошиным вышел из Коктебеля и отправился пешком в Феодосию. По дороге друзья обсуждали принципы воздухоплавания в воздушных потоках.

Сделав небольшой крюк, они поднялись на Узун-Сырт. Волошин в восторге от открывшейся панорамы подбросил шляпу. Та вместо того, чтобы упасть, повисела, поднялась выше и плавно опустилась.

Больше Волошину не нужно было ничего объяснять.

У подножия горы рядом с селом Наниково то наполняется ненадолго, то снова пересыхает соленое озеро Бараколь

Возможно, всё было и не так, но слава открытия чудесных особенностей горы принадлежит именно К. Арцеулову. Он ещё не раз приходил сюда, но уже не с поэтами, а с авиаторами.

Почти каждый год, начиная с 1923-го, здесь проводились слёты планеристов, и это были значимые события для советского государства. В слётах принимали участие не только отечественные, а и зарубежные пилоты.

Так печально знаменитый Геринг тоже приезжал сюда, чтобы испробовать свои силы в полётах с дугообразной горы.

Однако не для всех эта гигантская подкова оказалась счастливой. Здесь в 1924 году нашёл свою смерть знаменитый авиатор Пётр Клементьев. Он разбился, упав с полукилометровой высоты. Это был его двадцать третий полёт.

С тех пор на карте появилась новое название – гора Клементьева. Последний слёт состоялся в 1935 году.

Во время войны на гору не упала ни одна бомба, таков был приказ Геринга, благодарного этому удивительному месту.

Стоянка на базе автоклуба во время Авиационных игр 2014 на Клементьева.

В семидесятые и восьмидесятые годы сюда потянулись уже дельтапланеристы и парапланеристы. Пришло их время. Немало таких увлечённых людей можно встретить и сейчас.

Их провожает в полёты семиметровый обелиск, посвящённый пилотам двадцатых годов и их рекордам.

Это налётанное место для тех, кто болен небом с детства, для тех, кто давно дружен с воздушными потоками, и тех, кто делает первые шаги.

Здесь можно научиться летать, а после каждый год приезжать сюда, чтобы ещё и ещё подняться в воздух. Совершенно не беда, если опыт подобных приключений у вас еще нулевой.

Опытные инструкторы и завсегдатаи парапланерных полетов не только подбодрят нужными словами, но и дадут нужные рекомендации и советы.

К примеру, курсы для новичков с теоретической и практической частью обойдутся около 10000 руб. Длятся они около недели.

Зеленая долина перед горой и потрескавшееся дно озера Бараколь

Среди многочисленных любителей воздухоплавания на горе останавливаются и обычные туристы. Несколько небольших домиков, расположенных на горе, бронируют, конечно, завсегдатаи, а вот основной люд размещается здесь прямо в палатках. Благо платы за это никто не возьмет, не считая нескольких десятков рублей за поддержание чистоты в палаточном лагере и общественный туалет.

Как добраться

Добраться на гору проще на машине, но можно и пройтись пешком из села Подгорное на трассе Алушта-Феодосия. Всего каких-то 5 км. Зато какие виды. Перед их глазами появляются вершины, что взяли в окружение Коктебельскую долину. Вот и сама долина, с вечно пересыхающим озером Бараколь, а за ней бесконечное море.

Северный склон г. Клементьева у села Подгорное и дорога из Коктебеля в Феодосию и город Старый Крым

Со стороны Коктебеля под южными склонами склонами горы Клементьева находится маленькое село Наниково, небо над которым просто раскрашено в цвета пара- и дельтапланов.

Рядом с селом, поднявшись на вершину соседней горы Коклюк, можно посмотреть в сторону Клементьева уже с высоты 345 метров.

«Беседка ветров», которую после реставрации почему-то переименовали в беседку «Звездопад воспоминаний» открывает просто шикарные виды.

К западной окраине «Столовой горы» (еще одно название горы Клементьева), названной так из-за платовидной вершины, легче добраться с дороги связывающей Феодосию с Севастополем (трасса P-23). Повернув налево с трассы к с.

Отважное через 3.5-4 км вы подойдете ангарам, в которых покоятся остатки когда-то летавших здесь самолетов. Это территория авиационного клуба «Коктебель».

Музей парапланеризма, Аллея славы — не правда ли, лучшие объекты для знакомства с горой.

Цветущие склоны Узын-Сырта

В Феодосии, Коктебеле или Орджоникидзе найдутся желающие доставить вас до самой горы или прямо к стартовым площадкам.

Это всё видели пещерные люди, зачаровано стояли здесь киммерийцы. Золотоордынцы остановили коней не только из-за обрывистого южного склона, а поражённые красотой.

Волошин пришёл в восторг от великолепного пейзажа. Будущие ведущие авиаконструкторы также восхищались увиденным. Сейчас на гору приезжаем мы.

И не важно, собираемся мы летать или нет, Узун-Сырт каждому дарит восторг, который остаётся навсегда.

Вы можете дополнить достопримечательность, указать на ошибки в статье или уточнить необходимые данные.

О статье

Источник: http://russia-krym.ru/load/gora_klementeva/25-1-0-115

Гора Клементьева (Узун-Сырт) в Коктебеле

Туристы, стремящиеся попасть в Коктебель, не могут пропустить восхождение на широко известную за пределами Крыма гору Клементьева. Еще в первые годы существования Советской власти были замечены её уникальные воздушные потоки, что и послужило причиной организации на ней школы летчиков-планеристов.

Фото от пользователей

Почему гору зовут Клементьевой?

Первое имя возвышенности — Узын-Сырт. Это тюркское название. В переводе оно означает «длинный хребет». Найти эту гору можно между Феодосией и Коктебелем.Интересный факт:Горное плато растянулось на 7 км.

Его ширина от 300 до 600 метров, а высота отдельных вершин от 180 до 268 метров.

Свое нынешнее название гора получила в 1924 году. Ей было присвоено имя погибшего на ней испытателя-планериста Клементьева. Интересным является тот факт, что через гору проходит 45 параллель.

Её принято называть Золотой осью или серединой планеты.

Видео Горы Клементьева с высоты птичьего полета

Интересные факты из истории горы

Во время горных прогулок Максимилиан Волошин и приезжающий к нему на отдых в Коктебель Константин Арцеулов обнаружили на Узын-Сырте удивительные свойства воздушных потоков. Произошло это случайно. Подброшенная Волошиным при чтении своих стихов шляпа не упала на землю, а показала высший пилотаж планирования.

Подхваченная потоками воздуха она, полетав некоторое время, плавно приземлилась на землю. Увлекающийся планеризмом Арцеулов не мог не обратить на это свое внимание. Лучшего места для полетов планеристов трудно было найти. Подобное место с такими же мощными восходящими воздушными потоками есть только в США.

Американская гора известна, как Харрис Хилл. Находится она в штате Нью-Йорк. Одно из писем Арцеулова содержит рассказ о посещение горы немцами. Во время своего пребывания на ней они пришли к выводу, что это лучшая площадка для занятий планеризмом в Европе. Побывали они здесь в 1925 году. В числе делегации был Герман Геринг.

После создания на горе в 20-х годах школы планеристов вплоть до 1935 года на ней проводились слеты. Они собирали до 200 любителей воздушных полетов со всей страны. В коктебельской школе планеристов начинали свой путь в авиацию такие известные конструкторы, как Сергей Ильюшин, Александр Яковлев и Олег Антонов.

Свой первый планер, оснащенный реактивным двигателем, испытывал на этой возвышенности Сергей Королев. Находящаяся в селе Отважное школа планеристов проработала со дня открытия до 1977 года. В годы ВОВ она использовалась для тренировок летного состава немецкими войсками, оккупировавшими полуостров.

В начале 70-х на вершине горы появился памятник погибшим в этих местах планеристам. Увидеть его можно и в настоящее время. Расположен он по соседству со знаком 45 параллели.

Чем живет гора Узын-Сырт сегодня — прыжки с парашютом

Турбодинимические свойства воздушных потоков возникают на возвышенности благодаря необычному рельефу местности. На плато есть достаточно большая впадина, получившая название Баракольской.

Её строение в виде чаши, в сочетании с дугообразной формой хребта, способствуют образованию упругих воздушных потоков.

На струях воздуха планеристы и парашютисты, плавно обтекая гору, попадают в северную долину, располагающуюся на обратной от площадки для прыжков стороне. В настоящее время на возвышенности можно встретить не только планеристов.

Внимание! Здесь можно совершить прыжки с парашютом. Условия полетов: Термодинамические потоки используются для полетов тогда, когда в этих местах дуют южные, юго-западные и северные ветра. Новички начинают свои полеты с Северного склона горы. Южный склон предназначен для полетов опытных планеристов. Полеты осуществляются в дневное время суток с 5 часов утра. Перед каждым полетом проводится обязательный инструктаж по технике полета и его безопасности.

Где находится гора и как до неё добраться

Добираются до города рейсовыми автобусами из Симферополя и Феодосии. Коктебель находится на трассе между этими городами. Со стороны села Никоново есть пешеходная тропа, которая ведет к вершине горы. Свое название она получила от фамилии одного из защитников этого поселения в годы ВОВ. Через весь склон проложена асфальтовая дорога.

Гора Гора Клементьева на карте Крыма — координаты

GPS Координаты: 45°00’28″N 35°14’16″E Широта/Долгота

Источник: https://of-crimea.ru/dostoprimechatelnosti/gory/gora-klementeva.html

Гора Клементьева — центр планерного спорта Крыма

В Крыму существует много мест для полетов — Форосский кант, Тас-Тау, но колыбелью всего советского планеризма считается гора Клементьева. Это место названо именем выдающегося советского пилота Петра Клементьева, погибшего тут при испытании собственного планера.

Историческое название горы возле Коктебеля – Узун-Сырт (переводится с тюркского как «длинный хребет»). Вершина, разделяющая горы и степи Крыма, поднимается на 268 метров над морем.

Протяженность — 8 км, а ширина колеблется от 300 до 600 метров.

Гора Клементьева (Коктебель) — это уникальная вершина, одна из 2-х в мире, где образуются восходящие воздушные потоки подобной силы.

Причина этого кроется в том, что Баракольская впадина, вместе с хребтом Узун-Сырт образуют подобие чаши. Ее стенки препятствуют ветру. В результате чего воздушные волны идут с соседнюю долину, образуя пригодные для полетов условия. Оптимальными для полетов считают северный и южный ветра.

Читайте также:  Лучшие нудистские пляжи севастополя: описание, фото, на карте

Впервые уникальные свойства, которыми гора Клементьева (Крым), обнаружили в 1920-х летчик Арцеулов (внук художника Айвазовского) и поэт Волошин.

Поразившие виды заставили поэта бросить в воздух шляпу, которая, однако, поднялась вверх и начала медленно планировать вниз. Это натолкнуло Арцеулова на мысль об организации здесь места для полетов.

Первые испытания здесь прошли 1 ноября 1923 года.

В 1923-м возле села Отважное (2 км от вершины) создали Высшую летно-планерную школу. Здесь обучались мастера советской авиации: Антонов, Ильюшин, Яковлев и Королев. В 1977-м вместо нее открыли Научно-исследовательскую планерную базу, в через 15 лет реорганизованную в ЦПС «Коктебель».

Ежегодно, вплоть до 1935-го на Узун-Сырт проходили слеты планеристов. Исключений было только 2: 1926 да 1931 годы.

Второе название — гора Клементьева, вершине дали сразу после гибели советского испытателя. Это печальное событие произошло во время его 23 полета над Коктебелем — 11 сентября 192-го. В 1973 году на горе установили 7-ми метровый памятник погибшим планеристам. На его вершине поставили планер А-13. Ветер часто срывал его и в 2003 году вместо него поставили флюгер.

Гора Клементьева — полеты на парапланах

В наши дни здесь проводятся не только полеты парапланеристов и дельтапланеристов, но и организовываются прыжки с парашютом. На горе расположено сразу 3воздухоплавательных клуба:

  • ЦПС «Коктебель»;
  • парапланерный клуб «Бриз»;
  • республиканский дельтапланерный клуб.

Желательно прибывать к месту утром, поскольку прыжкам предшествует инструктаж. Чтобы добраться до места необходимо в 5 км от поворота к Коктебелю с феодосийской трассы свернуть к указателю «Полеты».

В 2010 году территорию около горы Клементьева включили в природно-заповедный фонд, чтобы препятствовать ее захвату и застройке.

Гора Клементьева как добраться на машине

Расположена гора Клементьева недалеко от съезда с трассы Симферополь — Феодосия. Потому лучший вариант доехать до села Насыпное и повернуть в сторону Коктебеля. Проехав развилку необходимо еще минут 10 ехать к поселку. Ниже подробная карта как добраться на машине из Симферополя.

Гора Клементьева на карте Крыма

Источник: http://Krymea.ru/gory/gora-klementieva.html

Гора Клементьева — идеальное место для парапланеризма в Крыму

Уникальной достопримечательностью считается на полуострове Крым гора Клементьева, Коктебель – ближайший к ней населенный пункт. Отличается она восходящими мощными потоками воздуха – это единственная вершина с такими характеристиками в Европе. Похвастаться похожей достопримечательностью могут в мире еще только американцы.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится вершина в Коктебеле?

Она расположена на востоке Крыма, в Феодосийском районе, недалеко от Коктебеля. Представляет собой своеобразную границу между горным и степным полуостровом – это легко заметить, выйдя на ее пик.

Гора Клементьева на карте Крыма

Исторический очерк

В каком веке появилась гора Клементьева в Крыму, точно неизвестно, но археологами было установлено, что сегодняшний ее вид получился в результате размывов и разломов. С ее западной стороны обнаружены следы многих культур.

Известно, что люди тут проживали еще со времен Неолита. На вершине обнаружены следы древней стоянки IX века до нашей эры. Она подарила крымским историческим музеям уникальные архаичные орудия труда и первобытную посуду.

В IV столетии до н.э. тут располагалась граница между Боспорским царством и Тавроскифией, вдоль хребта постоянно двигались пограничники. На восточных склонах тоже проводились раскопки. Результаты удивили даже самых опытных археологов. В конце II века до н.э. здесь находилось скифское поселение.

Выявлены земляной вал, остатки жилых кварталов, крепости, хозяйственных зданий. С этого периода сохранились браслеты, посуда, вазы, железные ножи. Недалеко от скифского поселения, у подножия, найдено и курганные погребения того же столетия.

Ученые утверждают, что люди населяли гору Клементьева в Коктебеле до Средневековья.

По окончании Первой мировой войны местностью начали интересоваться военные. В 1923 г. в селе Отважное организована Высшая летная планерная школа.

В ней осуществлялась подготовка будущих генеральных конструкторов, в том числе и А. Антонова. В ноябре 1923 г.

гора Клементьева в Крыму положила начало развитию советского планеризма, ведь именно тогда впервые в государстве проведены слеты – планерные испытания.

Происхождение названия

В течение многих лет она носила тюркское название Узун-Сырт. В переводе на русский оно звучит как «длинный хребет». Нынешнее свое наименование эта достопримечательность Коктебеля получила в честь Петра Клементьева — морского летчика, здесь 11 августа 1924 г. внезапно закончилась его жизнь. Трагедия случилась во время проведения очередных испытаний.

Чем привлекает туристов в Крыму гора Клементьева?

На согнутую подкову по своему виду похожа гора Клементьева, Коктебель, как и Крым, аналогичных не имеет. По сути, это горное плато, где выделяются три вершины.

По сравнению с другими хребтами этот считается очень широким (в разных местах от 300 до 600 м). Общая протяженность составляет более 7 км. Над уровнем моря массив возвышается на целых 268 м. Вокруг него раскинулись живописные долины.

Здесь растут колокольчики, шалфей, гвоздика, зверобой, кизил и шиповник.

Клементьева гора отличается сразу тремя ценными достопримечательностями, которые с радостью посещают туристы:

  1. Первая – памятник планеристам. Он являет собой постамент высотой в 7 м, на вершине которого виднеется планер А-13. Его открытие состоялось в августе 1973 г. и приурочивалось к столетию существования планеризма в Советском Союзе.
  2. Вторая – Музей планеризма. Появился он относительно недавно, в 2009 г. Для экспозиций отведено целых 4 зала. Здесь можно не только воочию увидеть планеры разных моделей, но и узнать об истории планеризма, известных летчиках.
  3. Третья – Центр планетарного спорта Коктебель. Свое начало он берет с 20-х гг. прошлого века. В течение последнего столетия заведение несколько раз переименовывалось, находясь на балансе у разных учреждений. Однако основное назначение центра не менялось никогда. Существует он для подготовки высокопрофессиональных пилотов, проверки их уровня мастерства.

С горы до сих пор проводятся учебные полеты с дельтапланов, парапланов, самолетов «АН-2», а также предлагаются прыжки с парашютами. Здесь функционируют два клуба – республиканский дельтапланерный и парапланерный «Бриз».

Как добраться до горы?

Из Симферополя к горе Клементьева добраться несложно на автобусе, следующем до Феодосии и Керчи. Выйти нужно на остановке «Насыпное» – с этого места уже видно вершину. Доехать до достопримечательности можно и на маршрутке до Коктебеля, в этом случае выходить следует на остановке «Подгорное», отсюда к горному хребту примерно 3 км.

На машине доехать до горы Клементьева из Феодосии можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: село Подгорное, городской округ Феодосия, Крым, Россия.
  • Координаты: 45.012170, 35.245308.

Путешественников всегда привлекал в Крыму Коктебель. Гора Клементьева – интересное и действительно уникальное место. Визит сюда обещает массу положительных эмоций и впечатлений!

Источник: https://krymania.ru/gora-klementeva-idealnoe-mesto-dlya-paraplanerizma-v-kryimu/

Гора Клементьева (хребет Узун-Сырт) в Коктебеле

Содержание:

  • описание;
  • история;
  • практическая информация.

Колыбель российской авиации, как называют хребет Узун-Срыт (он же Гора Клементьева), сегодня является центром планерного спорта.

Описание

«Узун-Сырт» дословно переводится с тюркского языка как «спина» или «длинный хребет». Этот хребет имеет вид длинного ровного вала или исполинской застывшей морской волны. Возвышенность тянется широкой лентой на 7, 5 км. Вершина горы имеет правильную плоскую форму, а весь хребет в плане напоминает растянутую по бокам подкову.

К сожалению, эта «подкова» не смогла принести удачу всем. Своё второе название — «гора Клементьева», возвышенность получила в честь испытателя-планериста Петра Клементьева, погибшего здесь во время испытаний планёра. Трагедия произошла 11.09.1924. Это был двадцать третий полёт 28-летнего лётчика.

Узун-Сырт находится неподалёку от посёлка Коктебель, в 13 километрах от Феодосии. Высота горы — 268 м. над уровнем моря. Над окрестностями хребет возвышается на 170 — 200 м.

Гора Клементьева отделяет степной Крым от Крыма горного. С северной стороны хребта — ровная степь, а с южной — гористая местность.

В разрезе Узун-Сырт похож на «слоеный пирог» из известняков и осадочных горных пород различной плотности.

Своим внешним видом гора обязана двум естественным процессам — разломам и размывам. В то время как плато горы защищено «бронёй» из твёрдых известняков, по бокам она состоит из осадочных пород, поддающихся выветриванию. Поэтому со временем Узун-Сырт принял характерную форму плотины.

История

История горы Клементьева, как и история любой уважающей себя возвышенности Крыма, связана с легендой. По преданию, в начале 20х годов прошлого столетия лётчик К. Арцеулов и поэт М. Волошин отправились пешком из посёлка Коктебель в город Феодосия. По пути друзья спорили о принципах воздухоплавания и решили подняться на вершину Узун-Сырта.

Поэта Волошина так захлестнули эмоции от открывшейся с вершины горы панорамы, что он подбросил свою шляпу. Та, вместо того, чтобы упасть, поднялась ещё выше в небо, покружилась, и лишь потом плавно осела на землю. Лётчик решил скорее рассказать о прекрасном хребте и восходящих потоках своим знакомым авиаторам.

С тех пор над горой постоянно парят всевозможные летательные аппараты.

Эта история пересказывалась уже много раз и только самый ленивый рассказчик не добавлял к повествованию новых деталей и подробностей. Может быть, всё обстояло и иначе, чем гласит предание, однако открытие чудесных особенностей хребта принадлежит именно лётчику Арцеулову. После путешествия с Волошиным, он ещё много раз приходил сюда со своим коллегами.

Практически ежегодно, начиная с 1923 г., здесь проходили слёты с участием отечественных и зарубежных планеристов. То были значимые события для Советского Союза. И печально знаменитый Геринг пробовал свои силы в полётах с этой горы. Последний слёт состоялся в 1935 г.

Во время войны на Узун-Срыт не попал ни один снаряд: таков был приказ Геринга, благодарного этому прекрасному месту.

В 1929 г. на Узун-Сырте начала свою работу Центральная планерная школа, в последствии переименованная в Высшую лётно-планерную школу.

К 50-летнему юбилею планеризма, 9.09.1973 г., на горе установили 7-метровый памятник – блестящий планер с надписью: «Первопроходцам и романтикам неба».

Сегодня на Горе Клементьева разместились Центр планерного спорта «Коктебель» и «Музей планеризма». Здесь можно совершить ознакомительный полёт на планере, самолете, параплане, дельтаплане и прыгнуть с парашютом.

Практическая информация

Координаты для GPS-навигатора: 45°0'28″N 35°14'16″E

Официальный сайт центра планерного спорта «Коктебель»: http://www.para-crim.com/

Телефоны: +7 978 740 25 29, +7 978 72 60 999.

До подножия горы Клементьева (Узун-Срыт) можно добраться пешком от Коктебельского аквапарка. А найти дорогу на вершину не составит труда.

0 -0

Источник: http://koktebel.tourslife.ru/attractions/gora-klementeva

Узун Сырт (гора Клементьева) в Крыму

Созданная самой природой, территориальная граница Крыма между северными степными просторами и южными горами полуострова – это гора Клементьева.

Коктебель и окрестности открываются отсюда совершенно с иной стороны. Узун-Сырт, как еще называют гору, в переводе обозначает «спинной длинный хребет», и действительно, гряда напоминает волну, застывшую на пике подъема. Этакий сизовато-рыжеватый вал, слегка изогнутый и тянущийся от Коктебеля более чем на 7 километров.

В разрезе Узун-Сырт похожа на слоеный пирог, где «тесто» и «начинка» из мергеля и известняка чередуется в тысячелетнем порядке.

Природные коррозии не обошлись сурово, вымывая и оттачивая Узун-Сырт равномерно, пока гора Клементьева в Крыму не приняла нынешний вид: высоту 268 метров, в длину примерно 200 метров.

Невелики размеры, но сколько интересного ждет любого путешественника, который отважится взобраться на этот невысокий холм!

Читайте также:  Симферопольский художественный музей: «ночь в музее 2017»

Гора Клементьева в Коктебеле

Гора Узун–Сырт не одинока, рядом есть Коклюк, Орта-Оба и Сары-Кая. Каждый пик имеет массу достоинств. Например, с Коклюка открывается чудный вид, а в древности, перевал строго охраняло воинство Киммерийского государства, оберегая границы от тавроскифцев – весьма резвых соседей.

Рядом с Сары-Кая археологи нашли руины старейшего скифского городища, просуществовавшего более 400 лет и имевшего отлично развитую промышленность, инфраструктуру и многое другое. Западный склон оказался богатейшим на остатки эпохи неолита, чем также несказанно порадовал археологов.

Гора Клементьева имеет идеально ровное и правильное навершие, откуда открывается один из лучших в Крыму видов. Сразу несколько точек попадают в окоем: Орджоникидзе, Карадаг, могила М. Волошина, Коктебель, Феодосия, мыс Хамелеон… нельзя оставаться равнодушным, глядя на это буйство природы, ее красоты и творение рук человеческих.

История Узун-Сырт

Строго говоря, гора Клементьева должна была уже довольно давно прекратить свое существование и остаться в памяти наших дедушек и бабушек. Однако Узун-Сырт уцелел.

Здешние уникальные воздушные потоки сделали гору излюбленным местом для дельтапланеристов, куда приезжали соревноваться летчики из многих стран мира.

Это были настоящие спарринги мастеров мирового класса, именно тут оттачивались новые фигуры и проявлялись новые имена лучших из лучших.

Так случилось, что на один из слетов в 20-30 годах прошлого века прилетел сам Г. Геринг, будущий рейхсмаршал немецкой авиации.

И именно по его приказу гору Узун-Сырт не сровняли с землей, несмотря на самые страшные и ожесточенные бои, проводимые в здешних местах – помнил Геринг свое упоение воздухом Крыма и запретил даже близко подлетать в горе, подумывая сохранить уникальнейшие особенности хребта.

Очень интересна легенда про Узун–Сырт, вернее, история переименования в гору Клементьева. Это был простой рабочий из семьи астраханского заводчанина, кадровый военный, принимавший участие в гражданской войне. И так случилось, что Петр Клементьев приехал в Москву поступать в Академию Воздушного флота.

Невероятно увлекшись планеризмом, Петр своими руками выстроил аппарат и приехал в Крым, чтобы опробовать его на месте. Двадцать два полета прошли идеально, а на следующем аппарат треснул и планерист рухнул с высоты 500 метров….

В память о нем и назвали гору, установив через полвека Петру Клементьеву и таким же, как он, влюбленным в небо энтузиастам памятник.

Есть еще одна легенда об Узун-Сырт. В самом начале прошлого века поэт М. Волошин в компании К. Арцеулова решили медленно прогуляться по дороге в Феодосию. Арцеулов с жаром рассказывал поэту о планеризме, его достижениях, возможностях. А чтобы продемонстрировать реально все, на что способен ветер, предложил забраться на Узун-Сырт.

Восхитительные обзоры настолько впечатлили внука Айвазовского, что он от восторга подбросил свою шляпу, которая замерев на ветру, плавно перелетела через головы обоих мужчин, и плавно, неспешно опустилась на траву. История говорит, что именно после этого происшествия Арцеулов и привел на гору планеристов, которые также быстро поняли, какая ценность заключается в этом местечке Коктебель.

Гора Клементьева стала действительно знаменитой и весьма посещаемой.

Воздушные потоки на Узун-Сырт

Про воздушные потоки Узун-Сырт рассказывают невероятные вещи. Если взглянуть на карту, видно, что гора Клементьева и Биюк-Енышар находятся по дуге, чуть «обнимая» с северной и восточной части коктебельскую долину, своеобразной «чашей» является Баракольская впадина.

Благодаря такому строению ландшафта, на волнах воздуха можно парить как птица. Потоки Узун-Сырта идеально держат планеры, дельтапланы и парашюты, позволяя летать так долго, пока хватит умения ловить ветер.

Все спортсмены и любители в один голос уверяют, что такого другого места на земле просто нет, а хребет называют гордо и почтенно: Гора.

Центр советского планеризма

Центр советского планеризма не обошел вниманием Узун-Сырт и в 1923 году организовал тут Высшую летно-планерную школу, обучавшую будущих светил советской науки. Тут же проходили ежегодные слеты планеристов, правда, школа была закрыта в 1977 году, из-за образования НИПБ ЦАГИ.

А после развала СССР, базу реорганизовали в центр «Коктебель».

Сегодня каждый желающий с апреля по ноябрь может приехать в парапланерную школу «Бриз» и научиться мастерству парить на воздухе, потоки которого бережно поддерживают даже новичков, таков уж Узун-Сырт: трепетный и надежный, как крыло параплана.

За десять дней самый неумелый и незнающий поднимется ввысь и достигнет главной мечты всего человечества – преодолеть земное притяжение. Это ли не чудо, и его дарит только гора Узун-Сырт, лучшее место для познания нового и оттачивания навыков для умелых планеристов.

Как добраться

Координаты Узун-Сырт: N 44.992975 E 35.222231. Добраться до места можно и машиной из Коктебеля по трасе Р-29, повернув налево в парк Узун-Сырт или из Феодосии по тому же шоссе, повернув направо.

Ходят автобусы, на которых нужно доехать до Коктебеля, а там отправиться в Воздухоплавательный парк Узун-Сырт. Цены на полеты лучше уточнять до прибытия на место, группы есть во всех социальных сетях. Поверьте, на Узун-Сырт стоит побывать, несмотря на полное неумение летать, нежелание подниматься в гору и просто неподверженность видам.

Тут откроется новое дыхание, та грань жизни, которая до сих пор доступна совсем немногим. Освобождение от всего ненужного и наносного, полное единение с небом и Вечностью дарит гора Клементьева. Коктебель – идеальное место отдыха для всей семьи, не упускайте же возможности увидеть всю полноту Крыма, подарите себе праздник ветра и неба.

Booking.com

Источник: http://discovery82.ru/gora-klementeva-uzun-syirt-v-kryimu.html

Гора Клементьева (Узун-Сырт)

Гора Клементьева, или Узун-Сырт — гора в Крыму на крайнем востоке Главной гряды Крымских гор. Уплощенный гребень, вытянут на 5 км с северо-запада на юго-восток в 5 км от пгт Коктебель. Колыбель советского планеризма. Названа в память об испытателе-планеристе Клементьеве в 1924 году, погибшем здесь во время испытаний нового планера.

Рельеф и местоположение хребта Узун-Сырт (г. Климентьева) способствуют образованию мощных восходящих потоков воздуха в результате прогревания крутого юго-западного склона. Благодаря этому факту с 1923 г.

хребет Узун-Сырт стал постоянным местом тренировок и соревнований планеристов, дельтапланеристов, парашютистов.

В мире существует всего две горы с такими сильными восходящими потоками: Узун-Сырт в Европе и Харрис Хилл в Америке.

На горе Клементьева расположена база Республиканского дельтапланерного клуба, который существует уже больше 20 лет. Есть буксировщик, что позволяет в меньшей степени зависеть от капризов ветра. Функционирует дельтапланерная школа, где производится обучение полётам на дельтаплане с использованием тандема. В клубе «Бриз» функционировала первая на Украине парапланерная школа.

Сам хребет Узун-Сырт представляет собой довольно широкое (300–600 м), с тремя явно выраженными вершинами, выгнутое плато, ограничивающее с севера круглую долину Бараколь диаметром около 4 км, где постоянно возникают восходящие воздушные потоки. На западе и юго-западе гора окаймляется вулканическим массивом Кара-Даг. Возвышение над долиной с юга — 130 м, с севера — 80 м, высота — 264 м.

На вершине горы в 1973 г. установлен памятный обелиск с настоящим планером в честь 50-летия первых планёрных соревнований. Также на горе Клементьева установлен знак, сообщающий, что здесь проходит «45-я параллель — Золотая середина планеты Земля».

Узун-Сырт в переводе с тюркского означает «длинный хребет, спина». Выглядит хребет, как длинный ровный вал, напоминающий исполинскую застывшую волну морского прибоя: широкая лента (300–600 м), протянувшаяся на 7,5 километров в длину с идеально правильной плоской вершиной.

Расположен хребет на 13-м километре от Феодосии рядом с Коктебелем и возвышается над уровнем моря на 268 метров, а над окрестными долинами — на 180–200 метров. Хребет Узун-Сырт, или гора Клементьева, является естественной границей между степным Крымом и Крымом горным.

На севере от хребта — почти ровная степь, а на юге — вершины гор.

Хребет Узун-Сырт через небольшое понижение переходит в группу трех высоких холмов — Коклюк (345 метров), Орта-Оба и Сары-Кая (336 метров).

Холм Коклюк нависает над селом Наниково величественными скалистыми столпами и каменными хаосами у их подножий.

У схождения оврагов, что отделяют Коклюк от Орта-Обы и Сары-Кая, находится Сарыкаинский источник.

Коклюк («Голубая вершина») покрыт степным разнотравьем и является великолепной обзорной точкой. Здесь выстроена небольшая аркада, которую хорошо видно с шоссе Феодосия — Коктебель.

У подножия вершины лежит бессточная Баракольская котловина с постройками села Наниково.

На плоском днище котловины во влажные годы образуется мелководное соленое озеро, а в сухие — пухлый солончак, заросший клубнекамышом, солянками и бескильницей.

За Узун-Сыртом и Баракольской котловиной с обзорной точки просматриваются хребты Кучук-Янышар и Биюк-Янышар. А южнее, за широкой Армутлукской долиной и хребтом Татар-Хабурга, громоздятся хребты и скалы горного массива Карадага — горы Святая, Сююрю-Кая, просматриваются постройки Коктебеля. С юго-западной стороны внимание привлекает трехгорбый силуэт Эчки-Дага, до которого по прямой 14 км.

Узун-Сырт в плане напоминает подкову, растянутую по бокам. В геологическом плане вытянутость горы определена направлением простирания слагающих ее пород.

Изнутри Узун-Сырт — это своеобразный слоеный пирог, который состоит из неодинаковых по плотности переслаивающихся известняков и мергелей (мергель — осадочная горная порода, ещё не известняк, но уже не глина).

Верх горы, ее плато бронировано пачкой твердых известняков, по бокам — мергели, легче поддающиеся выветриванию. Естественно, что со временем склоны Узун-Сырта оказались размытыми и он принял характерную столообразную форму.

Два природных процесса — разломы и размывы — придали Узун-Сырту внешний вид, напоминающий дамбу или плотину, вставшую преградой ветрам.

На западном склоне горы, на террасах Армутлукской долины, обнаружены следы многих культур — от неолита до средневековья включительно. В конце неолита (8–3 тыс. до н.э.) рядом с источником находилась стоянка древнего человека. На вершине хребта Узун-Сырт археологи обнаружили остатки поселения IX–VII вв. до н.э. с лепной посудой и архаичными орудиями труда.

Между холмами-хребтами Узун-Сырт и Биюк-Енышар, которые с севера и востока обрамляют обширную Коктебельскую долину, проходит Узунсыртский перевал, по которому проложено судакско-феодосийское шоссе. В IV в. до н.э. над перевалом стояла пограничная стража Боспора Киммерийского. Здесь была самая западная граница царства, пограничная полоса, разделяющая Боспорское царство и Тавроскифию.

На склонах Сары-Каи археологи обнаружили остатки обширного скифского городища (около 8 га) конца II в. до н.э. — начала II в. н.э. Город был обнесен внушительными укреплениями и имел возвышенный акрополь с крепостью, жилые кварталы и посады.

Восточный склон города был окружен земляным валом. В этом позднескифском городе найдены жилые и хозяйственные строения, очаги, зерновые ямы, разнообразная лепная и гончарная посуда, железные ножи, бронзовые зеркала, браслеты, бусы, перстни.

Рядом с городищем находились курганные погребения II в. до н.э. — I в. н.э.

Воздушные потоки над горой Клементьева

Углубление Баракольской впадины в сочетании с дугообразной формой хребта (вместе они как бы образуют чашу) являются причиной возникновения уникальных воздушных потоков, которыми так славен Узун-Сырт. Стенки этой гигантской чаши, препятствующие прохождению ветров, невысоки и пологи.

Плавно обтекая гору, воздушные волны как бы перекатываются через нее и попадают в другую, северную долину, и на этих упругих струях может парить планер. Как когда-то сказал Леонардо да Винчи: «Крылья — это локти, которые опираются о воздух».

С этой точки зрения на воздух Узун-Сырта можно опереться, он держит, как говорят планеристы.

Удачное расположение Узун-Сырта позволяет парителям находить и использовать потоки обтекания почти при любом ветре. Но особенно благоприятны для полетов северный и, еще более, южный ветер. Хороший «южак» — предмет мечтаний всех летающих здесь.

При южном ветре здесь можно парить в потоках обтекания и в «термиках», с облаками и на «волне».

Читайте также:  Бухта космонавтов в щелкино, крым: на карте, фото, как добраться

Можно в течение одного полета делать многократные переходы из одних условий парения в другие и, словно на огромных качелях, подниматься из потоков обтекания в термики, к облакам и обратно.

Это удивительное разнообразие воздушной обстановки, как и смена удивительных пейзажей, открывающихся вокруг, завораживало всех пилотов, попадавших сюда с равнины.

Гора обрушивала на них неизведанные ощущения, близкие к счастью.

Воспоминания ветеранов планеризма заставляют преисполниться великого почтения к старому Узун-Сырту, который все планеристы зовут коротко и уважительно — Гора. Именно так, с большой буквы.

О многих возвышенностях в Крыму местное население сложило по легенде, но самая молодая легенда относится к хребту Узун-Сырт, которая звучит примерно так :

«Когда путешественники поднялись на гору дул легкий свежий южный ветер. Перед ними открылся вид живописной Коктебельской долины. Восхищенный Максимилиан Волошин начал декламировать стихи и в эмоциональном порыве бросил шляпу навстречу ветру.

Но шляпа к их удивлению не упала, а замерла на месте, плавно поднялась вверх и, перелетев через головы путников, опустилась на землю. М.

Волошин был в восторге, он сразу понял, что такое воздушные восходящие потоки, а Арцеулов, спустя некоторое время, привел на эту гору своих друзей и единомышленников — авиаторов с планерами».

Главное в этой легенде соответствует истине: именно Константин Арцеулов открыл уникальные свойства горы Узун-Сырт.

В 1923 году неподалёку от горы, была основана Высшая летная планерная школа, просуществовавшая до 1977 года. Здесь учились известные конструкторы О. К. Антонов, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, создатель космических кораблей академик С. П. Королев.

С 1977 года планерная школа реорганизована в Центральный аэрогидродинамический институт, а затем в 1992 году в Центр планерного спорта «Коктебель». Славные традиции крымских планеристов продолжили планеристы Феодосийской юношеской планерной школы, созданной энтузиастом и ветераном планеризма, рекордсменом, мастером планерного спорта А. В. Фёдоровой.

В 2009 г. местная администрация планировала раздел горы на участки и застройку, что сделало бы невозможными безмоторные полёты над ней.

5 марта 2010 г.

Верховный Совет Украины принял Постановление № 1947-VI «Про мероприятия по сохранению территории горы Клементьева (Узун-Сырт) в Автономной Республике Крым», целью которого является недопущение уничтожения уникального места, аналогов которому по своим аэродинамическим свойствам нет в Европе, и сохранению условий для дальнейшего развития дельтапланерного и парапланерного спорта.

Днём рождения советского планеризма считается 1 ноября 1923 года. В этот день были проведены первые планерные испытания, в дальнейшем названные слётами.

Всего состоялось 11 слётов — с 1923 по 1935 год. Они проходили ежегодно (кроме 1926 и 1931 годов), обычно осенью. Для того времени каждый слёт было событием всесоюзного масштаба. На них устанавливались новые рекорды безмоторных полетов, появлялись новые имена.

  • Константин Арцеулов
  • Василий Степанчёнок
  • Семён Гавриш
  • Сергей Анохин
  • Гончаренко Виктор
  • Маргарита Раценская
  • Екатерина Грунауэр
  • Ольга Клепикова

Добраться до горы Клементьева можно от Коктебеля пешком. До Коктебеля можно доехать на маршрутке от центральной автостанции Феодосии, либо на прямой маршрутке в Коктебель из Симферополя.

На вершине горы находится база дельта и парапланеристов с домиками для проживания, местом для палаточного городка, электричеством, автостоянкой, барами и всеми необходимыми условиями. Также сдаются домики для проживания в Центре планерного спорта «Коктебель». Возможно проживание в поселке под горой (частный сектор) или в Коктебеле.

Координаты (GPS): +44° 0' 26.45″, +35° 14' 52.35″

Источник: http://jalita.com/guidebook/feodosia/klementeva.shtml

Путешествие по Крыму часть 6: гора Клементьева и джипинг

В нескольких километрах от Коктебеля находятся горы Клементьева и Коклюк, известные всем, кто интересуется авиацией и дельтапланеризмом.

Кроме того, с них можно сделать красивые фотографии крымского предгорья, да и чем не повод узнать интересные факты о зачатках и развитии воздухоплавания.

Я читала об этом месте в прошлом году в Крымском журнале, в этот раз после обеда выдвинулись навстречу приключениям.

  • Гора Коклюк — вид на Кара-Даг
  • Гора Клементьева
  • Озеро Бараколь

Ехать нужно в сторону Феодосии и искать глазами синий указатель «Полеты», который будет слева, поворачиваем туда. По вполне приличной грунтовке доезжаем до смотровой площадки с домиком, в котором останавливаются воздухоплаватели. Советую ехать сюда утром, так как после обеда красивые виды получаются против солнца, поэтому фотографии вышли так себе. Внизу видим сухое озеро, Женя загорается идеей спуститься к нему. Поднимаем коптер, чтобы посмотреть, какие дороги есть вокруг, и тут подъезжают две машины, украшенные для свадьбы. Из одной выскакивает резвый хлопец и просит снять жениха и невесту с коптера, обещает полцарства в придачу. Сфотографировали, записали электронный адрес, получили в благодарность бутылку минералки, отказавшись от денег и еды. Ох, как нам эта бутылка в дальнейшем пригодилась…

Едем дальше, ведь раз есть грунтовка, значит и что-то интересное впереди. Начинаются таблички, обозначающие автомобильный маршрут.

    Дорога не очень хорошая, зачастую приходится проезжать между кустами, ветки которых касаются машины и могут поцарапать, после дождей колеи довольно глубокие, даже на Падфайндере было нелегко. Машину мы поцарапали в итоге ветками, но это было исправлено полировкой.

    Узун-Сырт гора Клементьева – место взлета гения молодых парней, имена которых сейчас являются легендой мировой авиации. Антонов, Ильюшин, Туполев, Королев делали здесь первые шаги для развития авиации, в то время Коктебель назывался Планерным.

    Сейчас здесь тоже есть аэродром для планеров, но так как мы не увлекаемся полетами, то просто едем по маршруту и смотрим, что есть красивого вокруг.

    Нашли еще одну смотровую площадку с беседкой «Звездопад воспоминаний». Многие считают это месом силы, ведь оно находтся на 45 золотой параллели — одинаковое расстояние до Экватора и Северного полюса.

    1. Звездопад воспоминаний
    2. Дикие пионы в Крыму
    3. Водоем-рогатка
    4. В какой-то момент дорога становится более узкая, особо не обкатанная, вот место, где у нас был последний шанс развернуться.

    По пути к ней растет множество диких пионов. На радостях неожиданно сошли с обозначенного маршрута, ориентируясь на то самое высохшее озеро, к которому решили спуститься. Ничего не предвещало экстрима, вроде, предгорье, Коктебель рядом, даже интернет на телефоне ловит. То, что с нами случилось дальше, является результатом плохой подготовки к поездке и некой самонадеятенностью, читайте дальше и не повторяйте наших ошибок.  

    Я начинаю нервничать, так дальше идет очень крутой спуск вниз, а что за ним не видно. Женя пошел на разведку пешком, вернулся запыхавшийся, не особо уверенный, что стоит ехать, но ему же приспичило это сухое озеро. Да и водоем-рогатка впереди, который мы видели сверху, кажется, что практически в двух шагах.

    С коптера видели, что на его берегу стояли обычные легковые машины, поэтому Женя и решил ехать дальше: если они проехали, то мы то уж точно пройдем.

    И вот через сто метров езды по крутому склону мы оказываемся практически в ловушке. Узкая дорога, плотно зажатая деревьями, а еще две узкие и глубокие колеи на крутом склоне с приличным креном вправо. Развернуться невозможно, задом обратно подняться невозможно, пропустить колеи между колес невозможно.

    Я сижу на месте пассажира справа, практически повиснув на ручке-держателе над дверью, так как мы висим носом вниз, плюс наклонены при этом вправо, кажется, что мы уже на боку лежим. Я белая, пищу, что хочу выйти из машины, Женя цыкает, чтобы не отвлекала его и медленно, аккуратно ползет вперед.

    К счастью, дно машины у нас полностью закрыто сталью, подножки прочные, так как в какой-то момент мы ей уперлись в землю. Представляете себе наклон?

    А тем временем солнце готовится садиться, у нас есть все шансы застрять тут в позе краба. Людей вокруг нет, хорошо, что хоть честно заработанная бутылка минералки есть.

    Меня потихоньку трясет и мозг отказывается мыслить рационально, в голове кто-то кричит: «Мы все умрем!». Где именно находимся? Навигатор не знает эту дорогу. Спускались долго, но все обошлось.

    А до «рогатки» все еще не доехали.

    Еще несколько метров прямой дороги и снова видим жуткий наклон вниз. Как вы понимаете, обратно задом ехать нельзя, развернуться опять негде. Немного радует, что вокруг появились коровы, значит, место не гиблое, тут бывают люди и, если что, нас все ж спасут.

      Бегаем вокруг машины, свешиваясь со склонов, кусаем ногти. И вот под кустом замечаю пастуха, которому только попкорна не хватало. Сжалился, крикнул, что пройдем дальше. Это я услышала, а Женя услышал, что не пройдем. Вариантов нет все равно, так что едем дальше.

      Еще час мучений по жутким склонам без дорог, и мы оказываемся около водоема-рогатки. Я уже психую, солнце практически за горами, навигатор тупит и ведет нас обратно в ад, который мы только что преодолели. Женя хочет полетать над водоемом, но я настаиваю на том, чтобы сначала найти дорогу домой, а потом он может хоть облетаться.

      Местами пришлось пользоваться функцией машины «помощь при спуске», так как тормозом на крутом склоне управлять было сложно, слишком быстро она начинала ехать вперед. А эта функция блокирует газ и тормоз, сама чем-то поскрипывает внутри и очень тихо ползет вниз, позволяет только подруливать.

      Кстати, до Крыма за пять лет мы этой функцией не пользовались ни разу, хотя машина прошла от Москвы до Алматы, не говоря уже о многочисленных поездках на наш Кавказ.

      Кружим, кружим по бесконечным грунтовкам, но хотя бы приличного качества и практически на равнине и натыкаемся на поселок. Я была готова выйти из машины и целовать эту землю. Проезжаем его насквозь и попадаем на берег того самого высохшего озера, из-за которого все началось.

      • Бараколь
      • Бараколь
      • На закате краски поля становятся такими яркими, что хочется фотографировать каждый сантиметр.

      Здесь уже не страшно, мы вышли на равнину, Коктебель в нескольких десятках километров. Здесь поднимаем коптер, летаем надо озером Бараколь. Солнце еще ниже, стада коров начинают гнать на дойку. Я чувствую такое облегчение, что мы выбрались и не застряли одни среди деревьев, фух. От Коктебеля до Бараколя и водоема в форме рогатки без экстрима надо ехать не со стороны горы Клементьева, как мы — бестолочи, а понизу, ориентируясь на село Наниково. Не ходите, дети, в Африку гулять! В Крыму данную фразу стоит читать, как не надо уходить от обозначенных маршрутов, иначе, можете попасть в такую же ловушку. Серьезно, на совсем неподготовленной машине даже суперводитель там бы не проехал.

      За ужином мы обсуждали приключение, Женя в голос ржал над тем, какая я была бледная и чуть не плача кричала, что хочу выйти из машины.

      В свое оправдание могла сказать только то, что садящееся солнце выбило из головы все мысли и да, да, я струсила.

      На такой ноте закончилось путешествие по восточному Крыму, завтра нас ждала дорога в Новый Свет, Судак и живописный серпантин до Алушты, в которой провели несколько дней.

      1. Все части нашего путешествия по Крыму читайте по тегу Крым2018Май
      2. Цены на отели в Крыму

      Источник: https://shagau.ru/2018/07/05/puteshestvie-po-krymu-chast-6-gora-klementeva-i

      Ссылка на основную публикацию
      Для любых предложений по сайту: [email protected]