Иван васильевич меняет профессию: где снят фильм, место съемок в крыму

Удивительная природа Крыма просто обречена быть мечтой режиссеров многих поколений! Конечно, на полуострове фильмы снимают и сейчас. Но в советское время Крым был эдаким «Голливудом» Союза. Там снимались десятки фильмов. Причем Крым «играл» не только сам себя, но и изображал зарубежье.

Например, Америку во «Всаднике без головы» Владимира Вайнштока. Или Древний Иерусалим — в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко. В общем, полуострову довелось притвориться в кино всеми континентами! Ну, кроме Антарктиды, если быть точными.

Мы решили вспомнить самые любимые фильмы, которые снимались в «Советском Голливуде».

Фильм «Алые паруса» был снят в 1961-м году по одноименной повести Александра Грина. Режиссер — Александр Птушко. Съемки проходили преимущественно в Алупке, Коктебеле и Ялте.

«Всадник без головы» — фильм 1973-го года по мотивам одноименного романа Майна Рида. Совместное производство СССР и Кубы. Режиссер — Владимир Вайншток.

«Обыкновенное чудо» — фильм 1964 года по одноименной пьесе Евгения Шварца (первая экранизация). Режиссер — Эраст Гарин. Часть съемок проходила в Воронцовском дворце (Алупка).

«Мио, мой Мио» — совместный советско-норвежско-шведский фильм (1987 год). Режиссер — Владимир Грамматиков.

«Синяя птица» — единственный совместный советско-американский фильм-сказка 1975 года (по одноименной пьесе Мориса Метерлинка). Режиссер — Джордж Кьюкор. В главной роли — Элизабет Тейлор.

«Волшебная лампа Аладдина» — фильм 1966-го года по мотивам сказки «Аладдин и волшебная лампа» из сборника «Тысяча и одна ночь». Режиссер — Борис Рыцарев. Весь «Багдад» был построен в Крыму.

«Иван Васильевич меняет профессию» — фильм 1973-го года по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Режиссер — Леонид Гайдай. Крым появился на экране в кадрах, где режиссер Якин снимает музыкальный номер. Происходит действо на Ялтинской набережной.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — фильм 1966-го года. Режиссер — Леонид Гайдай. Как ни странно, Крыму в этом фильме досталась роль Кавказа.

«Земля Санникова» — фильм, снятый в 1972—1973 годах (по мотивам одноименного романа Владимира Обручева). Режиссеры — Леонид Попов и Альберт Мкртчян. В Крыму были сняты несколько сцен (в Никитской расселине).

«Человек-амфибия» — фильм 1961-го года по одноименному роману Александра Беляева. Режиссеры — Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский. Большая часть съемок проходила у бухты Ласпи на Крымском полуострове. Режиссеры выбрали именно это место из-за прозрачной воды.

«Три плюс два» — фильм 1963-го года по пьесе Сергея Михалкова «Дикари». Режиссер — Генрих Оганесян. Комедия снималась в крымском поселке Новый Свет (возле горы Сокол), на Набережной Судака и в Алуште.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=496186

Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». ФОТО

Просмотр старых советских фильмов — сродни визуальному отдыху. Когда просто смотришь на экран, или даже не смотришь, а только слушаешь звук, и всё кажется таким родным и знакомым. Поэтому, еще большее удовольствие доставляет найти те места, которые в этих фильмах фигурируют, побывать там и посмотреть, что изменилось с тех пор.

Вот, например, советская кинокомедия «Иван Васильевич меняет профессию» производства киностудии «Мосфильм», снятая в 1973 году ,  по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» режиссёром Леонидом Гайдаем.

Московская часть действия фильма происходит в характерном зигзагообразном доме из розового, т.н. «московского» кирпича.

Дом этот находится на Новокузнецкой улице, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая».

Кадр из фильма

А так этот дом выглядит сейчас. На углу появилась кирпичная пристройка к магазину, почти у всех балконов появилось остекление.

  • Но по ходу визуального ряда фильма нам показывают, что находится он совсем в другой стороне, в районе Кутузовского проспекта.
  • Обратите внимание, как Якин едет к Шурику со своей новой подружкой — он сворачивает на Калининский проспект с Поварской улицы и направляется к реке.
  • Забавно, что тем же маршрутом едет и «скорая помощь» в конце фильма, видимо киностудия и больница находятся рядом, где-то в районе Патриарших прудов.
  • Машина киностудии с Якиным поворачивает на Калининский проспект
  • Туда же едет и «скорая»
  • Обратим внимание на царя Ивана Васильевича, который ожидая Шурика из магазина радиодеталей, выходит на балкон шуриковской квартиры.

Выходит он на балкон именно дома на Новокузнецкой, на заднем плане видна церковь в районе станции метро «Третьяковская». Но через секунду нам показывают панораму… Москвы-реки и начала Кутузовского проспекта, снятую с крайнего высотного дома на Калининском, причем этажа так с 27-го.

Снова через секунду в кадре появляется довольное лицо Ивана Васильевича с коронной фразой «Лепота-а-а!» — то есть нам показали Москву его глазами.

  1. Лепота на Новокузнецкой
  2. Панорама Москвы, снятая с высотки на Калининском
  3. Нельзя не заглянуть в подъезд дома.

Подъезд в фильме — первый с левого края. Это видно в кадре, когда в него заходят врачи «скорой». Правда сейчас он несколько отличается по внешнему виду:

Врачи входят в подъезд Так выглядит первый подъезд сейчас

Появились решетки на окнах, дополнительная вытяжка у окна справа, на дверях — кодовый замок. Кадр из фильма с подъездом изнутри мы видели не раз, и он разительно отличается от увиденного на месте.

Вид подъезда в фильме

А так он выглядит сейчас

Кадр из фильма Лестница сейчас

Мало того, что он покрыт плиткой, но у него еще и конфигурация совершенно не та! Не может же быть, чтобы подъезд полностью перестроили за это время. Возможно, что съемки внутри дома — частично павильонные.

  • Сцены с погоней снимались в Кремле Ростова Великого (есть и другие мнения).
  • Вот здесь они и убегали
  • Ростов — районный центр в Ярославской области, лежащий на западном берегу озера Неро.
  • Кадр из фильма
  • В наши дни
  • Основная достопримечательность города — кремль, один из красивейших в России.
  • Кадр из фильма
  • Внутри Кремля сегодня
  • Из интересных подробностей истории создания фильма — кто пробовался на роли:

Фотопробы Натальи Гундаревой на роль Зиночки (сыграла Селезнёва)

Фотопробы Евгения Лебедева, Юрия Яковлева и Евгения Евстигнеева на роль Ивана Васильевича (сыграл Яковлев)

Фотопробы Андрея Миронова, Вячеслава Невинного и Леонида Куравлёва на роль Милославского (сыграл Куравлёв)

Фотопробы Натальи Гундаревой, Светланы Светличной, Натальи Селезнёвой на роль царицы (сыграла Нина Маслова)

И, напоследок, фразы, цитаты из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», которые вошли в нашу жизнь:

Когда Вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите.

Лжёшь, собака! Аз есмь царь!

Я бросаю мужа этого святого человека со всеми удобствами!

Если бы вы были моей женой, я бы… повесился!

Эх, красота-то какая! Лепота!

А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.

Положь трубку!.. Задавлю, шляпа!!

Вот что крест животворящий делает!

Всё, шо нажито непосильным трудом, всё погибло!

Да, да. Поможем, поможем! Интеллигент несчастный! Выучили вас на свою голову облысели все!

Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе… если, конечно, они у вас есть.

Если б Вы знали, то нам, царям, за вредность молоко надо бесплатно давать!

Аз есмь… житие мое…

Какое житие твое, пёс смердящий?!

Замуровали…, замуровали, демоны.

Здрав буди, боярин!

Икра чёрная, красная… Да! Заморская икра…, баклажанная!

И тебя вылечат… и тебя тоже вылечат… и меня вылечат…

Как челобитную царю подаёшь?!

Оставь меня, старушка, я в печали…

Тамбовский волк тебе боярин!

Ты пошто боярыню обидел, смерд?!

Ох, боярыня красотою лепа! Червлёна губами, бровьми союзна… Чего ж тебе ещё надо, собака? …Вот и женись, хороняка, князь отпускает её!

Меня опять терзают смутные сомнения… У Шпака магнитофон, у посла медальон…

Царь, очень приятно, здравствуйте, царь!

Эй, человек! Человек!!! Официант! Почки один раз царице!

Эта роль ругательная, и я прошу ко мне её не применять!

Позвольте, вы не хулиганьте!.. Что это ещё за пьяные выходки?! Я на вас жалобу подам… коллективную!

Я требую продолжения банкета!

Паки, паки… иже херувимы!.. Языками не владею, ваше благородие.

Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение? Разве их для того вешали, чтобы вы их ломали?!

Торопиться не надо сесть я всегда успею.

О, йа-йа! Кемска волост! О, йа-йа!

Сдвинь брови! Сдвинь брови!!!

  1. Государство не обеднеет, забирайте!
  2. Да головы им отрубят и всего делов.
  3. Вот смотрит… Вы на мне дыру протрёте!

Тьфу на вас. Тьфу на вас ещё раз!

Я артист больших и малых академических театров; а фамилия моя фамилия моя слишком известна, чтобы я её называл!

Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так ведь никаких волостей не напасёшься!

  • Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая, три… куртки.
  • Танцуют все!
  • Скажите, у вас нет отдельного кабинета?

Галочка, ты сейчас умрёшь, потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну, и уговорил меня лететь с ним в Гагры!

Вельми понеже… весьма вами благодарен!

Были демоны, мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались. Так что прошу это глупую панику прекратить!

Источник: http://www.archdesignfoto.com/udivitelnoe_smeshnoe_nerealnoe_ivan_vasilevich_menyaet_professiyu.html

Как и где снимали "Иван Васильевич меняет профессию"? Интересные факты о фильме :

Современному телезрителю в наследие от советского кинематографа досталось множество картин. Качество некоторых из них заставляет восхищаться профессионализмом съемочной команды и талантом актерского состава. Одна из таких работ принадлежит легендарному советскому режиссеру Леониду Гайдаю. Его комедия «Иван Васильевич меняет профессию» (фильм 1973 года) стала классикой кинематографа.

Предыстория комедии

Впервые комедию «Иван Васильевич меняет профессию» показали на экранах телевизора в 1973 году, но с годами лента все больше набирает популярность среди телезрителей.

В начале 70-х годов XX века Леонид Гайдай уже был признанным и довольно известным режиссером. Он находился на пике своей творческой славы, а каждый его фильм заставлял зрителей штурмовать кинотеатры.

После его успешных работ, которые уже покорили страну — «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «12 стульев», — руководство потребовало у него следующую работу.

Читайте также:  Отель «никита» в севастополе: официальный сайт виллы, отзывы, описание

Сам же режиссер планировал немного отдохнуть и поправить свое здоровье.

Работа Леонида Гайдая и Владлена Бахнова

Изначально Гайдай хотел экранизировать совершенно другой роман Михаила Булгакова. Когда он доложил советскому руководству о желании снимать фильм по произведению «Бег», то получил резкий отказ.

Тогда именитый режиссер взялся за изучение пьесы «Иван Васильевич». Но для того чтобы пьеса прошла советскую цензуру, над ней пришлось долго работать. Понимая, что один не справится, Гайдай пригласил в соавторство драматурга Владлена Бахнова.

После 8 месяцев кропотливой работы их сценарий был принят редколлегией.

Согласие на съемки комитета по кинематографии

После одобрения редколлегией Гайдай и Бахнов принялись за работу над режиссерским сценарием. Для того чтобы советская цензура одобрила их проект, сценаристы перенесли действие пьесы в современность.

В начале 1972 года комитет по кинематографии утвердил сценарий и дал разрешение на начало съемок. Однако перед режиссером был поставлен ряд правок, которые он должен был соблюсти. Так, например, снимать в Московском Кремле, как изначально собирался Леонид Иович, запретили. А где снимали «Иван Васильевич меняет профессию»? Об этом вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Поиск актера на главную роль

Для работы над картиной Гайдай пригласил оператора Сергея Полуянова и художника Евгения Куманькова, с которыми уже неоднократно сотрудничал. Съемочная команда понимала друг друга с полуслова. Зная, насколько важна музыка в фильме, Гайдай приглашает к работе своего друга Александра Зацепина.

Сценарий фильма Леонид Гайдай писал конкретно под Юрия Никулина. В кинокартине «Иван Васильевич меняет профессию» актер должен был сыграть управдома Буншу, а позже перевоплотиться в Ивана Грозного. Однако, несмотря на давнюю дружбу и авторитет Гайдая, Юрий Никулин отказался сниматься в фильме. Комик был уверен, что фильм «положат на полку».

Режиссер со свойственным ему энтузиазмом начал пробовать лучших актеров страны. Кто-то из знакомых предложил Гайдаю посмотреть в работе на Юрия Яковлева, который после фильма «Гусарская баллада» считался популярным актером. Но именно двойная роль, сыгранная в комедии, стали звездным часом для Юрия Яковлева.

«Иван Васильевич меняет профессию»: актеры на вторых ролях

Роль мошенника Милославского досталась Леониду Куравлеву, за плечами у которого уже была приличная фильмография. Однако во время проб актеров к фильму Куравлева не было в Москве. Он находился на съемках в Харькове. Гайдай отправил Куравлеву телеграмму, попросив приехать хотя бы на один день и попробовать себя в его новой комедии.

Дальше Леониду Гайдаю надо было выбрать актрису на роль ветреной Зиночки. Режиссер мечтал открыть новую звезду советского кино. Изначально он рассматривал только молодых и неизвестных актрис. Однако так и не смог подобрать девушку, подходящую под персонаж Зины.

Наталья Селезнева, которая уже снималась в одной из комедий Гайдая, пришла на пробы. Она, наравне с другими актрисами, стояла в огромной очереди и ждала своего часа. Увидев ее в работе, Леонид Гайдай сразу утвердил ее на роль.

Александр Демьяненко сыграл роль Шурика, с которыми зрители были уже знакомы по другим комедиям Леонида Гайдая.

Жену управдома — Буншу Ульяну Андреевну — сыграла Наталья Крачковская. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» роль Антона Семеновича Шпака досталась Владимиру Этушу.

Ростовский кремль

Давайте рассмотрим основные места съемок «Иван Васильевич меняет профессию». Когда группу не пустили в Московский Кремль, цитадель советской власти, художник-постановщик Евгений Куманьков нашел выход, предложив снимать природные сцены в Ростове Великом, которой находится под Ярославлем. Идея Леониду Гайдаю понравилась. От Москвы недалеко, да и сам кремль только отреставрировали.

Все сцены, касающиеся царского дворца, были отсняты в Ростовском кремле. Именно в его стенах отсняли сцены погони войска за самозванцами. Также со двора ростовского кремля войско уходило на войну, запевая знаменитую песню «Маруся».

Съемки стали для провинциального городка настоящим событием. Местные жители наблюдали за процессом, приходя изо дня в день к стенам кремля. Они мечтали увидеть все своими глазами и познакомиться с известной съемочной командой. Съемки фильма «Иван Васильевич меняет профессию» в Ростовском кремле заняли две недели.

Съемки в Москве

Когда же вся работа в Ростове была закончена, команда вернулась в столицу. Еще где снимали «Иван Васильевич меняет профессию»? Следующие две недели Гайдай посвятил съемкам уличных сцен на натуре. Погоня за Милославским, проезды по улицам скорой помощи и милицейской «Волги», панорама современной столицы, которую царь увидел с балкона.

Пока не ушла летняя натура, Гайдай снимал знаменитые звонки Жоржа Милославского из телефонной будки. Леонид Куравлев, дубль за дублем, старался произнести фразы женским голосом. Но Гайдаю явно чего-то не хватало. Не смешно как-то выходило, считал режиссер. Ситуацию спасла Наталья Кустинская. Именно ее голос звучит в сцене, когда Милославский звонит в квартиру Шпака и просит его к телефону.

Наступила осень 1972 года. Гайдай вздохнул с облегчением, ведь все сцены натуры были отсняты. Группа осваивала павильон. На Мосфильме выстроили 16 объектов: квартиры Шурика и Шпака, лестничная клетка, лифт, кабинет стоматолога, царские палаты, трапезный зал, царская приемная.

В первые дни октября начались ежедневные съемки. Темпераментный Гайдай не терпел простоев, но что он мог поделать. В разгар съемок Наталья Крачковская заболела воспалением легких.

Артистка продолжала сниматься, но чувствовала себя настолько плохо, что практически ничего не ела. Результат не заставил себя ждать. Она сильно похудела. Крачковская была счастлива, а вот Гайдай пришел в ярость.

Режиссер отказался снимать Крачковскую, пока она не вернулась к своим пышным формам.

Сцена трапезы

В сцене царского пира Гайдай выступил не только как режиссер, но и отчасти как продюсер. Он очень хотел, чтобы стол украшали настоящие лакомства, а не макеты. Однако эти расходы не были учтены в бюджете. Поэтому режиссер фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.) из своего кармана покрыл все расходы, связанные с этой сценой. На пиршество Гайдай потратил 200 рублей

Магазин радиотоваров

В фильме Шурик в поисках необходимых запчастей для починки машины времени отправляется в магазин радиотоваров. Однако ему не везет. Первый магазин закрыт в связи с тем, что там идет учет товара. Второй магазин закрыт на ремонт. С третьей попытки герою Александра Демьяненко все же удается приобрести нужные запчасти, но не в магазине, а у спекулянта.

В обоих случаях для того, чтобы отснять кадры фильма «Иван Васильевич меняет профессию», магазин радиотоваров был задействован один и тот же. Он находился на улице Новокузнецкой.

Ялта

В начале марта 1973 года, когда фильм был почти смонтирован, Леонид Гайдай внезапно возобновил съемки. Но вовсе не для того, чтобы заново отснять плохие сцены. В этот раз где снимали «Иван Васильевич меняет профессию»? Прихватив Селезневу, Пуговкина и Кустинскую, режиссер отправился в солнечную Ялту.

В течение двух дней на ялтинском пляже снималась песня «С любовью встретиться» и любовный треугольник Якина, Зиночки и ее белокурой соперницы.

Съемка фильма «Иван Васильевич меняет профессию» в Ялте не укладывалась ни в какие графики, но упрямый режиссер считал этот город своим талисманом. В каждом его фильме есть эпизод, снятый в Крыму.

Героиня Натальи Селезневой пела голосом Нины Бродской.

«Иван Васильевич меняет профессиию»: цитаты из фильма

После выхода фильма многие фразы из него полюбились и до сих пор живут в народе. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» цитаты звучали следующие:

  • «Это я удачно зашел», «Эта роль ругательная, я прошу ее ко мне не применять!» «Тьфу на вас! Тьфу на вас еще раз», » А фамилия моя — фамилия моя слишком известная, чтобы я ее называл!» (Жорж Милославский).
  • «Я требую продолжения банкета», «Человек! Официант! Почки один раз царице!» (Иван Васильевич Бунша).
  • «Красота! Лепота!», «Ты почто боярыню обидел, смерд?» (Иван Грозный).
  • «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат» (Ульяна Андреевна).
  • «Я бросаю мужа, этого святого человека со всеми удобствами!» (Зиночка).

Многие трюки и реплики не были заложены в сценарии фильма, а рождались прямо на площадке. Актеры, полностью вживаясь в роль, меняли или дополняли своими фразами сюжет. Леонид Гайдай инициативу актерского состава только приветствовал.

Так, например, Леонид Куравлев фразу своего героя «Граждане! Храните свои деньги в сберегательных кассах» продолжил словами: «Если, они у вас, конечно, есть».

Неизвестные факты

Теперь вам известно, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию». Напоследок рассмотрим некоторые любопытные факты.

  • Изначально на роль Милославского советский режиссер хотел взять легендарного Андрея Миронова. Однако после проб вся съемочная труппа поняла, что Миронов не подходит на роль шулера и мошенника. Для этого у него слишком красивое и благородное лицо.
  • Юрий Никулин, который отказался от двойной главной роли, после выхода комедии очень жалел о своем решении.
  • Хотя режиссерский сценарий был утвержден комитетом по кинематографии, но после монтажа фильма Гайдаю пришлось вырезать еще 10 минут готового фильма, чтобы его пропустили.
  • Супруга Леонида Гайдая актриса Нина Гребешкова мечтала получить роль в комедии. Однако режиссер был даже против того, чтобы она участвовала в пробах.
  • Больше всего казусов на сцене происходило с Натальей Крачковской. Помимо того, что женщине пришлось обратно набирать свой вес, потерянный из-за болезни, актриса чуть не погибла на съемках. В одной из сцен Крачковская, которая безумно боится высоты, согласилась перейти с одного балкона на балкон квартиры Шурика. Во время трюка актриса чуть не потеряла равновесие. И только мгновенная реакция съемочной группы спасла ей жизнь. Позже от этой сцены решили вовсе отказаться.
  • В сцене, где героиня Крачковской, Ульяна Андреевна, пытается опознать своего мужа из двух мужчин, она снимает рыжий парик, под которым у нее короткая стрижка. Зрители негодовали, неужели актриса ради роли состригла свои локоны. В действительности это был очередной детский парик, который был мал Крачковской и вызывал у нее массу неудобств.
  • На царском праздничном столе не было никакой икры из баклажанов, которую со слюной во рту перечислял подданный. Просто не нашли ее в продаже. Поэтому заменили ее на кабачковую икру.
  • С актрисой Ниной Масловой, которая сыграла роль супруги царя, тоже случился казус. Дело в том, что женщина по недоразумению заработала синяк. Именно поэтому ее героиня постоянно стыдливо отводила взгляд, стараясь, чтобы в кадре не было ничего видно.
  • Александр Демьяненко, сыгравший Шурика, считал, что эта роль перечеркнула его карьеру. Он говорил, что режиссеры позже не предлагали ему достойных вариантов, так как считали его «актером одной роли».
Читайте также:  Ослиная ферма «чудо-ослик» в бахчисарайском районе (крым): сайт, фото, описание

Источник: https://www.syl.ru/article/366165/kak-i-gde-snimali-ivan-vasilevich-menyaet-professiyu-interesnyie-faktyi-o-filme

Где снимали фильм Иван Васильевич меняет профессию — экскурсия по местам съемок с фото

Вряд ли можно найти любителя кинематографа, который не знаком с одним из самых знаменитых фильмов Леонида Гайдая. Комедия про Ивана Грозного, который попадает в Москву 70-х годов уже давно полюбилась зрителям, а некоторые фразы из ленты стали крылатыми.

Несмотря на подобную популярность, места съемки знаменитой картины известны далеко не всем ценителям кино. Итак, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию», и можно ли эти места посетить в настоящий момент?

Краткое описание сюжета

Гениальный изобретатель Шурик делает невероятное научное открытие: он изобретает машину времени. Успех в карьере совпадает и с кризисом в личной жизни, ведь от Шурика внезапно уходит жена.

Сюжет фильма завязан на том, как царь Иван Грозный оказывается в Москве 70-х годов

Решив не отчаиваться, мужчина открывает портал между прошлым и настоящим. В итоге, царь Иван Грозный оказывается в Москве 70-х годов, а сосед главного героя вместе с незадачливым воришкой попадает в прошлое.

Теперь Шурику придется срочно чинить машину времени, пока его действия не привели к невообразимым последствиям.

Пока горе-изобретатель ищет детали для чудо-машины, его товарищи вынуждены обманом выживать в жестокую эпоху Грозного.

Где же снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?

Поскольку картина снималась в Советском Союзе, ни о каких поездках за границу речи не шло. Тем более, этого не требовалось по сюжету, ведь действие развивается преимущественно в Москве. Однако Гайдай все-таки разнообразил локации, и в результате, основные съемки проходили в Ростове, Ялте и Москве.

Квартира Шурика

Одна из самых интересных локаций всего фильма. Квартиру Шурика можно смело назвать этакой сборной «солянкой». Дело в том, что съемки происходили сразу в нескольких местах. Какие же из них в итоге увидел зритель?

Квартиру Шурика можно смело назвать этакой сборной «солянкой»

  1. Сама квартира якобы находится на улице Новокузнецкая, дом 13 в Москве. В этом же доме расположился магазин «Радиотовары», в котором главному герою пришлось в срочном порядке искать детали для своей уникальной машины. Однако по этому адресу снимались лишь общие планы и некоторые кадры с актерами.
  2. Киностудия «Мосфильм» стала истинным местом «проживания» великого изобретателя. Именно здесь были воспроизведены лестничные пролеты, интерьер квартиры, подъезд и лифт. Гайдай специально снимал в условиях студийных декораций, а не в реальном подъезде, чтобы его работе ничего не мешало.
  3. А вот балкон Шурика, стоя на котором Царь и великий князь произносит знаменитое слово «Ляпота» снимался в совершенно другом месте. Происходило это на Калининском проспекте, в одной из высоток. На подобную хитрость Гайдаю пришлось пойти для того, чтобы показать потрясающие виды Москвы.

Знаменитая квартира Шурика снималась в трёх местах

Таким образом, знаменитая квартира снималась сразу в трех местах, так что преданным поклонникам ленты вряд ли удастся посетить ее и в полной мере насладиться атмосферой.

«Звенит январская вьюга»

В 1973 году, когда монтаж картины был в самом разгаре, Леонид Гайдай внезапно принял решение о возобновлении съемок. Он сделал это с единственной целью: ради того, чтобы маленькой группой отправиться в любимую Ялту. Режиссер придерживался мнения, что песня «Звенит январская вьюга» должна была звучать именно на фоне крымского побережья.

Сцены, снятые в Ялте стали культовыми

Так Селезнева, Пуговкин и Кустинская провели на побережье Ялты два дня и отсняли знаменитую сцену пения Зиночки.

В 1973 году, когда монтаж картины был в самом разгаре, Леонид Гайдай внезапно принял решение о возобновлении съемок в Ялте

Кстати, немногие знают, что за Наталью Селезневу композицию исполняет знаменитая певица Нина Бродская. Именно ее голос знаком зрителям с самого детства.

В итоге Гайдай не прогадал: сцены, снятые в Ялте стали культовыми, а образ актрисы, исполняющей бессмертный хит, и вовсе вошел в историю.

Покои Ивана Грозного

Пожалуй, самыми интересными стали исторические сцены фильма. Иван Васильевич Бунша и Жорж Милославский попадают в прошлое и несколько минут убегают от царской стражи, которая принимает их за демонов. За это время они успевают исследовать все покои правителя, попутешествовав по разным уголкам его Кремля.

Леониду Гайдаю требовалось отыскать аутентичное место, где чувствовался бы дух старины

Леониду Гайдаю требовалось отыскать аутентичное место, где чувствовался бы дух старины. В итоге, он остановил выбор на Ростовском кремле.

Постройка этого уникального архитектурного комплекса продолжалась с 1670 по 1683 года. Гайдаю настолько понравилась атмосфера Ростовского кремля, что он решил выдать его за Московский, именно здесь снимая все исторические сцены.

Вот лишь несколько интересных фактов о съемках в данном месте:

  • изначально группа планировала работать в Московском кремле, но им не выдали разрешения, поэтому Гайдаю и художнику-постановщику Евгению Куманькову срочно пришлось искать альтернативные решения;
  • съемки всех исторических фрагментов заняли у группы всего две недели;
  • за несколько месяцев до начало съемок Кремль сдали в эксплуатацию после реставрации. Именно поэтому в кадре он выглядит таким новеньким и красивым;
  • появление Гайдая и команды знаменитых актеров произвело фурор в Ростове Великом. В течение всех двух недель, пока велась работа творческой группы, сотни людей собирались у стен Кремля, чтобы увидеть создание шедевра своими глазами.

Сейчас в Ростовском кремле часто проводятся стилизованные экскурсии по местам съемок фильма

Сейчас в Ростовском кремле часто проводятся стилизованные экскурсии по местам съемок знаменитой картины. Кстати, с 1998 года этот уникальный архитектурный памятник претендует на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Легендарный фильм «Иван Васильевич меняет профессию» считается вершиной творчества Гайдая. С момента выхода картины прошло 45 лет, но она все еще продолжает пользоваться колоссальной популярностью. И пусть некоторые сцены снимались в павильоне, лента все равно получилась невероятно яркой и атмосферной.

Источник: https://oxvo.ru/gde-snimali-film-ivan-vasilevich-menyaet-professiyu/

Краеведение. Рефераты. Туризм

Путешествие по местам киносъемок культовой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» отличный туристический продукт. Особенно сейчас, когда Ялта вместе с Крымом вошла в состав России. Итак маршрут вполне логично начинаем в Ростовском Кремле. Он белокаменный, как Москва времен Ивана Грозного.

Затем современная, а точнее 1970-х годов Москва. И Ялта! Где можно спеть на пляже и даже снять на мобильный свой клип. Лучше в стильной одежде эпохи развитого застоя.

Теперь познакомимся, по материалам Интернет с историей, географией, курьезами, фактами и проблемами создания фильма.

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей.

Сразу после завершения работы над «Кавказской пленницей» Гайдай собирался перенести на экран прозу Михаила Булгакова — его пьесу «Бег». По ряду причин эта затея не удалась, и «Бег» экранизировали другие. Однако в начале 70-х Гайдай вновь вернулся к идее экранизации Булгакова. Только на этот раз речь уже шла о комедии — пьесе «Иван Васильевич».

Сценарий к «Ивану Васильевичу…» писали дома у Гайдая. Дело в том, что автор сценария Владлен Бахнов был соседом великого режиссера по лестничной площадке — жил в квартире напротив. Саму чудо-машину времени инженера Тимофеева придумал и сконструировал для картины скульптор Вячеслав Почечуев.

Съемки фильма начались 26 августа с экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну.

О том, как снимался эпизод погони на территории недавно отреставрированного Ростовского кремля, Леонид Гайдай вспоминал: «Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного».

А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея.

Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце.

Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом»…»

Съемки в Ростове-Ярославском продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего группа вернулась в Москву.

Здесь до 17 сентября тоже снималась «натура»: проезды по улицам города «Скорой помощи» и милицейской «Волги»; панорама города с высоты птичьего полета (когда царь восторженно произносит: «Ляпота»); звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина; проезд Якина по городу (тот самый автомобиль, который снимался и в «Бриллиантовой руке»; пробежка Шурика по радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у подъезда.

Московская часть действия фильма происходит в характерном зигзагообразном доме из розового т.н. «московского» кирпича. Дом этот находится на Новокузнецкой улице, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» (д.17/19) Но по ходу фильма нам все время пытаются показать, что находится он совсем в другой стороне, в конце проспекта Калинина (Новый Арбат).

Читайте также:  Отель «юлиана» в евпатории: официальный сайт, отзывы, описание

В эти же дни снимался эпизод, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя Ивана Грозного, спутала его со своим супругом. Съемки этого эпизода едва не завершились трагедией. А произошло вот что. По сценарию, героине Натальи Крачковской надо было перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать ускользнувшего «мужа».

Но актриса, которая страдала жуткой боязнью высоты, отказалась исполнять трюк с перелезанием. Тогда, чтобы заставить ее сделать это, Гайдай пошел на хитрость: он сказал, что внизу будет расположена специальная люлька с людьми, которые будут страховать актрису.

На самом деле никакой люльки внизу не было, просто Гайдай рассчитывал на то, что высотобоязненная актриса испугается смотреть вниз и не заметит подвоха. Но вышло иначе. Крачковская, перелезая через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки, от страха чуть не рухнула вниз.

К счастью, находившиеся рядом люди успели подхватить ее уже соскальзывающее с балкона тело и втащить обратно. Поэтому эпизод с перелезанием в картину так и не вошел.

Культовую сцену: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат» – Крачковская вспоминала с ужасом. «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика. Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».

12 апреля фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые поправки.

В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским (в фильме осталось только ее начало — когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и др.

История создания и интересные факты о фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай, история, факты, фильм
На главную роль царя Ивана Грозного и управдома Буншу Гайдай пригласил своего любимчика Юрия Никулина. «Сценарий специально под него писали, — рассказывает вдова Леонида Гайдая актриса Нина Гребешкова.

— Прочитав сценарий, Юра отказался. Есть две версии. Первая, которую обнародовал Юра, что он уезжал в Австралию на гастроли. Это не совсем так. Лене он сказал: «Ты понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что ж я буду сниматься, а потом это никто не увидит. Я в таких вещах не участвую». Леня обиделся».

Даже личные уверения режиссера не смогли убедить Никулина. «Как так? — удивлялся Леонид Иович. — Две роли. Такая история…» Никулина же не привлекали ни особые условия, ни большее количество съемочных дней, и следовательно, повышенный гонорар.

(За предыдущую гайдаевскую «Бриллиантовую руку» Никулин получил 6000 рублей).

После отказа Никулина Гайдай устроил кинопробы. Помимо Никулина в «цари» метили еще семь актеров. Худсовет «зарубил» кандидатуру Евгения Евстигнеева — пробы известного актера не понравились чиновникам.

Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой троицей. А актер Евгений Лебедев, по мнению режиссера, был прекрасным царем, но неубедителен как управдом.

После долгих поисков на главную роль взяли Яковлева, который на первых же кинопробах смог блестяще «раздвоиться» на величественного царя и жалкого Буншу.

Кстати, роль Жоржа Милославского, которую блистательно сыграл Леонид Куравлев, Гайдай предназначал своему любимчику Андрею Миронову. Но увы… У Яковлева на съемочной площадке с Мироновым не сложился дуэт.

Худсовет решил, что актер на фоне Яковлева смотрится слишком уж «артистичным и излишне утонченным».

Кто знает, если бы звезды расположились иначе, в роли проходимца Милославского мы могли увидеть Вячеслава Невинного, Георгия Буркова, Сергея Никоненко, Георгия Юматова… Все они пробовались, но выбор пал на Куравлева.

Больше всех повезло актеру Александру Демьяненко. Конкурентом на роль изобретателя Тимофеева, создателя машины времени, был только Олег Видов. В самый последний момент Гайдай решил не расставаться со своим любимым Шуриком, и Демьяненко утвердили.

С утверждением Пуговкина на роль Якина возникли проблемы – протестовали известные режиссеры. Как так? Пуговкин, играющий дураков, и вдруг – режиссер?! На худсовете за актера заступился Г. Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются…»

На роль Зины, жены Тимофеева, претендовали три знаменитые актрисы, три Натальи — Гвоздикова, Гундарева, Селезнева.

Несмотря на то что худсовет боялся, что за последней слишком укрепился образ «хорошей девочки Лиды» из «Операции «Ы», Гайдай настоял, и утвердили именно Селезневу. Гундаревой же предложили попробоваться на царицу Марфу Васильевну.

Но Наталье Георгиевне было не суждено поработать с великим мастером комедии Гайдаем, и на роль царицы ее тоже не утвердили. Игру Нины Масловой посчитали «более выразительной».

  • Интересные факты
  • Шведский посол говорит не на шведском языке, а на ломаном немецком, что соответствует тексту пьесы Михаила Булгакова.

Произносимая Л. Куравлёвым фраза «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» была записана в сценарии, а её продолжение — «…если, конечно, они у вас есть» — импровизация актёра.

На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.

Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.

Добавочный номер телефона «3-62», который называет Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, представляет собой цену бутылки водки в СССР. В пьесе добавочный номер — 501. Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская.

Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах.

Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает: «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка».

Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».

В один из моментов фильма, зрителю может показаться что был допущен брак озвучивания: Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко действительно похожи).

Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».

В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
Фильм занимает 17-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.

В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году.

До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами.

До 1653 года православные крестились двумя перстами.

Песни в фильме

Первоначально песню «Звенит январская вьюга» (музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва) исполняла София Ротару, однако её вариант из-за серьезной, проникновенной манеры исполнения не подошел для комедийного жанра фильма.

Кроме того, песня была записана в низкой тональности и голос Ротару совершенно не гармонировал с высоким голосом Натальи Селезневой. В результате песню пришлось переозвучивать. В окончательном варианте фильма её поет Нина Бродская.

Валерий Золотухин исполнил песню «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…»).
Борис Кузнецов, Лев Полосин и хор МВО исполняют песню «Кап-кап-кап» («Маруся»).

Песню «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная…» исполнил Владимир Высоцкий, записав её специально для фильма. Впоследствии она называлась «Вариация на цыганские темы».

Песня «Собака Крымский царь» — на аутентичные стихи из книжечки Ричарда Джемса, записанные в Смутное время.
В сцене с колоколами звучат мелодии песен «Чижик-пыжик» (наигрывает Бунша) и «Подмосковные вечера» (наигрывает Милославский).

Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки». Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра.

В 11-минутном короткометражном фильме показана сюжетная линия, в основном связанная лишь с Милославским, причём в плёнке оказались фрагменты, которых в полнометражном фильме не было.

К тому же, из полнометражного фильма была вырезана финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает вывести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи», милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем заканчивается, поэтому зрителю неясна его дальнейшая судьба.

В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.

Пять эпизодов, вырезанных из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Источник: http://kraevedenie.net/2018/01/10/gde-snimali-ivan-vasilevich-menyaet-professiyu/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]