Человек-амфибия (1961): где снимали фильм в крыму, места съемок, история

Во второй половине ХХ века эти тихие, пропитанные восточной романтикой кварталы Старого города превратились в знойный Буэнос-Айрес для знаменитого «Человека-амфибии», ставшего первой советской картиной, в которой 40 процентов составляли подводные съемки. Интересно, что многие зрители пребывали в уверенности, что съемки происходили на Кубе — так убедительно выглядели неоновая реклама, вывески на улицах, которыми художники дополнили и без того экзотический вид Крепости.

  • Рассказать о том, как снимался «Человек-амфибия», мы попросили Фикрета Алекперова, работавшего много лет художником-постановщиком на киностудии «Азербайджанфильм» и имевшего отношение к работе над самыми известными советскими фильмами, снимавшимися в Баку.
  • В прошлый раз Фикрет муаллим поделился воспоминаниями о съемках знаменитой «Бриллиантовой руки», раскрыв много интересных подробностей, о которых мало кто знал.
  • Итак, начинаем.
  • ТАВЕРНА «НАРГИЗ»

Группа приехала в Баку снимать «Человека-амфибию» жарким летом 1960 года.

Съемки шли в Крепости, в известном старым бакинцам кафе «Наргиз», на Площади Фонтанов, в Мардакяне, на Шиховской дороге, в бакинском морском порту. И везде процесс съемок сопровождался восторженными зрителями.

«Человек-амфибия» стал лидером проката 1962 года, был просмотрен более 65 миллионами зрителями, а на Международном фестивале этот фильм получил приз.

Бакинцы до сих пор помнят, как Владимир Коренев и Анастасия Вертинская гуляли в свободное время по бульвару.

Исполнитель роли «Человек-амфибия» Владимир Коренев с большой теплотой вспоминал это время: «Уже нет в Баку кафе «Наргиз», где исполняли хит «Эй, моряк, ты слишком долго плавал». Не каждый помнит, что это кафе назвали в честь обворожительной и загадочной бакинской красавицы, которую сопровождали толпы восторженных поклонников»…

ИЗ НЕИЗДАННОГО

Несколько эпизодов из фильма в него впоследствии не вошли, рассказывает Фикрет Алекперов. К примеру, сцена с быком, которого транспортировали по воздуху в порту: по сценарию бык падал на землю, и, конечно, разбивался в кровавое месиво, а шокированный Ихтиандр произносил: «Какая жестокость!».

Не вошел в картину и эпизод, в котором Ольсен выходит из подъезда с католическим священником, обсуждая с ним, насколько греховно создание «Ихтиандра».

В ЭПИЗОДАХ

В эпизодах «Человека-амфибии» снималось много интересных людей. В сцене купания в бассейне продавца рыбы играл Юрий Медведев, известный по фильму «Дорогой мой человек». Снималось в эпизодах картины и целое семейство известного в то время южноамериканского певца Тито Романио, гастролировавшего в Баку, — сам певец, его жена и маленький сын.

Есть в фильме одна деталь, на которую вряд ли кто-то обратил внимание — Ольсен почему-то называет чистильщика обуви «Хасаном». Интересно, почему? Может быть, потому что изображавшего его статиста действительно звали Хасан?

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Фикрет Алекперов с 9-ти лет на съемочной площадке. Попал туда в качестве актера, а затем много лет проработал художником-постановщиком на «Азербайджанфильме».

С закрытыми глазами Фикрет муаллим может провести экскурсию по местам «боевой славы» «Последнего дюйма», «Человека-амфибии», «Бриллиантовой руки» и других киношлягеров.

Как рассказывает Алекперов, он заболел книгой «Человек-амфибия» в 9 лет, а в 14 ему довелось принять участие в съемках фильма по этой книге в качестве помощника художника и даже остаться из-за этого на второй год в 7-м классе. Вот, что он вспоминает о том счастливом периоде своей жизни.       


Фикрет Алекперов с Анастасией Вертинской

— Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне огромное счастье — принимать участие в съемках первого и единственного, на мой взгляд, достойного фильма по книге А.Беляева «Человек-амфибия».

Все началось в один прекрасный день, когда Фикрет со своими рисунками шел по Крепости в Дом пионеров. Его детство прошло в творческой атмосфере, отец долгие годы работал на киностудии, а дядя, Алескер Алекперов (исполнитель роли Фатали хана) был народным артистом СССР, и мальчик был твердо настроен связать свою жизнь с искусством.

— Совершенно случайно увидев съемочную группу «Ленфильма», я был просто поражен, когда узнал, по какой книге будут снимать кино. Так я попал на съемки этой картины, которую по праву считаю своей путевкой в жизнь, — отметил Алекперов.

Съемочная группа во главе с Геннадием Казанским и Владимиром Чеботаревым приехала в Баку в апреле 1960 года

Режиссер-постановщик фильма Владимир Чеботарев сказал своим ассистентам, чтобы они нашли «юношу с глазами цвета моря, а девушку с глазами цвета неба». Вот так попали в эту картину совсем молодой выпускник театрального института Владимир Коренев и пользовавшаяся большой популярностью Анастасия Вертинская.

Вертинская, по воспоминаниям Фикрета Алекперова, была стройной худенькой 17-летней девушкой. Интересно, что пока шли съемки, она некоторое время училась в одной из вечерних школ Баку.

Фикрет Алекперов и Владимир Коренев во время съемок «Человека-амфибии»

Фикрет Алекперов и Владимир Коренев через много лет

— Я долго не решался подойти к ней, меня подвел Коренев, — рассказывает Алекперов. — Она оказалась удивительно простой в общении девушкой, сказала: «Какой хороший мальчик», и поцеловала меня.

Одну из своих фотографий Вертинская подписала: «Милому Фикрету от Настеньки В.» и пририсовала цветочек. А потом мы вдвоем гуляли по городу, и встречные мальчишки погибали от зависти к счастливчику.

     

«Фикрету на память о чудесно проведенном в Баку времени», — это написал Коренев. Отзывчивый, добрый, с лучистыми глазами, он притягивал и влюблял с первого взгляда. С ним юный помощник художника сдружился. Может быть, потому, что Коренев был самым «незнаменитым» на площадке.

Вертинская уже успела к тому времени сыграть в «Алых парусах», часть съемок которых, кстати, тоже проходила в Баку, Казаков (Педро Зурита) тоже был известен публике по фильмам «Убийство на улице Данте» и «Трудное счастье».

Он держался самоуверенно, вспоминает Алекперов, надменно и как-то даже сказал его отцу: «Не люблю наглых людей, хотя сам наглый».

На площадке, по словам Фикрет муаллима, царила атмосфера порядочности, уюта и фантастики. Актеры жили в гостинице «Южная», объедались фруктами и благодушествовали.

— В те времена даже самые известные артисты не назывались громким именем звезда, самым главным определением звездности была тогда народная любовь. Актеры были очень скромными и простыми в общении. Мне посчастливилось работать со многими из них, но никогда я не сталкивался с высокомерием и хамством, — подчеркнул Алекперов.

«Человек-амфибия» по замыслу режиссера должен был быть двухсерийным, но из-за финансовых и цензурных трудностей фильм получился односерийным. По мнению Фикрета Алекперова, это был подвиг советского кинематографа — спустя 15 лет после окончания войны снять такую уникальную картину.

— Наша старая крепость как по мановению волшебной палочки превратилась в аргентинский город — рекламы, плакаты, иностранные автомобили, кафе на крыше одного из домов, полицейские, газетчики.

Особенно красиво было декорировано то место, где был построен бассейн для Ихтиандра, причем с первого раза его построить не получилось — он развалился, но со второй попытки все удалось на славу. Владимир Коренев сделал восемь дублей в фильме, когда он ныряет в бассейн.

Надо отдать должное актеру — ни одной жалобы или раздражения, — отметил Алекперов.

Сорок процентов фильма было отдано подводным съемкам, которые для того времени были уникальными, ведь тогда еще не было компьютеров и приходилось изобретать и импровизировать прямо по ходу съемок.

Дно декорировали обыкновенной губкой, водоросли сделали из поролона, а ветви коралла были изготовлены из покрашенного дерева инжира, привезенного из Баку.

Все подводные съемки происходили в Крыму близ Севастополя в бухте Ласпи.

Любой фильм, считает Фикрет Алекперов, — это, прежде всего, режиссер и главные актеры. Но и от актеров, занятых в небольших ролях, и даже массовки многое зависит. Актеры массовки были из азербайджанских театров, а мальчишки были наши, «крепостные».

— Но помимо актеров, главным действующим лицом просто необходимо назвать наш замечательный Баку! Без его крепостных улочек, поражающих непередаваемым южным колоритом, «Человек-амфибия» бы проиграл. Так что Баку, наряду с Кореневым, Вертинской и Козаковым — такой же главный герой этого фильма, — сказал Фикрет Алекперов.

Несколько лет назад Фикрет Алекперов встретился в Москве с Кореневым. Растерявший последние остатки своей роскошной шевелюры, экс-Ихтиандр снова и с удовольствием вспоминал о днях, проведенных в Баку, а потом, чуть подумав, добавил: «Теперь все изменилось, все не то»…

Со времен «Человека-амфибии» прошло уже более сорока лет, но до сих пор каждый раз, когда его показывают по телевидению, все знакомые спешат оповестить Фикрета Алекперова: «Завтра будут показывать твой фильм».

ВПЕЧАТЛЕНИЯ АКТЕРОВ:

В газетах советских времен можно встретить воспоминая исполнителей главных ролей о съемках в Баку. Вот некоторые выдержки из газетных материалов.

Во время съемок фильма «Человек-амфибия» Владимир Коренев чуть не погиб:

«От съемок в Баку у меня на всю жизнь осталось ощущение радости и молодости. Когда я прыгал в море с пристегнутой цепью, которая хотя и была тонкой, но все же весила килограммов 30, матрос нечаянно выпустил ее из рук.

Глубина в месте съемок была около 50 метров, я почувствовал, как цепь неумолимо тянет вниз, а отстегнуть ее было невозможно. Меня спасло то, что в воде находился оператор, который, увидев, как в кадре прошел незакрепленный конец цепи, быстро сориентировался.

Он утопил камеру, но поймал конец цепи».

Анастасия Вертинская:

«В Баку, точнее, в его старинной части, я чуть не нашла свою любовь.

Вам интересно, о ком я говорю? Пусть это останется моей маленькой тайной, а если честнее, я не знаю даже имени того смуглолицего красавца, которого я каждый раз встречала в толпе статистов, приезжая на съемку в закоулки старой крепости. С тех пор в Баку по-настоящему я и не была.

Но если выпадет снова приехать в этот чудесный гостеприимный город, я непременно пойду туда, где снимались эпизоды «Человека-амфибии», и молча постою у той витрины, за которой жила — не тужила моя героиня Гуттьере»…

На этом мы завершаем рассказ о «Человеке-амфибии».

Но рассказ об известных фильмах, снимавшихся в Баку, продолжается. Следите за материалами Day.Az!

Тамилла Мамедова

15 000-dək krediti 15 dəqiqəyə əldə et!

Источник: https://news.day.az/culture/724867.html

По следам Ихтиандра в Крыму. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

В крымском поселке Новый Свет в 1961 году киностудия «Ленфильм» снимала советский художественный фильм «Человек-амфибия», поставленный режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским по книге советского фантаста Александра Беляева.

Известно, что в конце 40-х годов идею экранизации романа Александра Беляева «Человек-амфибия» вынашивали в Голливуде, но отказались от постановки, так как опыта подобных масштабных игровых подводных съёмок в открытой воде в Голливуде в то время ещё не было.
В 1958 году Владимиру Чеботарёву, имевшему опыт подводных съёмок в научно-популярном кино, пришла в голову идея разделить подводную съёмку на небольшие эпизоды, во время которых актёры задерживали дыхание на одну, две минуты.

Читайте также:  Гостевой дом у расима в судаке, крым: фото, цены, отзывы, контакты

Владимир Чеботарёв и оператор Эдуард Розовский обратились за консультацией к чемпиону СССР по подводному плаванию Рэму Стукалову и другим специалистам-подводникам. Изучив сценарий, специалисты пришли в выводу, что снять фильм будет очень трудно, но возможно.

Когда это известие дошло до Голливуда, в газете Нью-Йорк таймс появилась статья, поднявшая на смех русских создателей фильма, предрекая им «полный провал».

В статье отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации романа Александра Беляева из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе».

Голливуд рано посмеялся, советскую полнометражную картину «Человек-амфибия» ждал невероятный прокатный успех и долгая зрительская память и любовь. Успеху фантастического фильма способствовала и новаторская электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова.

Песню «Эй моряк, ты слишком много плавал…..» написал молодой ленинградский композитор Андрей Петров. Исполнила эту песню джаз-певица Нонна Суханова.
«Песню бродячего певца» («Уходит рыбак в свой опасный путь») исполнил Артур Почиковский.

Подводный ход к пещере Легенда нашли крымские водолазы, обеспечивавшие подводные киносъёмки. Местные жители называют её пещерой Фиделя, но не в честь Фиделя Кастро, а по имени известного крымского дайвера Фидель Иванович Хадыко из Нового Света, который ежедневно водил в пещеру группы туристов, любителей экстрима. Лучше Фиделя никто не знает лабиринтов пещеры Легенды.

Даже профессиональные спелеологи не знают когда была открыта пещера Легенда, но всем жителям Нового Света хорошо известно, что рядом с подводной пещерой во время съёмок фильма «Человек-амфибия» Ихтиандр прыгал со скалы за жемчужным ожерельем прекрасной Гуттиеры.

В пещере есть целый лабиринт из разломов и галерей, сталактиты и сталагмиты, пещерное озеро… Пройдя под водой несколько метров туннеля, можно оказаться в узком скальном разломе первого зала пещеры Легенды.

Далее начинается подъём наверх уже посуху в глубину пещеры. каждое мгновение в свете фонаря перед глазами оживают скальные тени подземного мира и разыгрывается фантастичное представление из ярких образов.

Подъём из глубины пещеры по веревкам выводит туристов из окружения огромных скользких валунов в горизонтальную часть пещеры. Ещё 50 метров по подземному лабиринту пещеры, и в свете фонаря открывается царство сталактитов и сталагмитов в огромном карстовом зале, внизу которого таинственно мерцает глубиной подземное озеро.

Температура воздуха в пещере постоянна +11С, а температура воды в подземном озере +5С. Это колоссальная разница с раскаленным зноем скалистых троп.

По легенде, под скалой Орел пираты прятали награбленные драгоценности.

В пещеру Фиделя туристов доставляют на катере, который отправляется от Судака. Перед тем как отправится в пещеру, все проходят инструктаж.

Источник: http://www.evpatori.ru/po-sledam-ixtiandra-v-krymu.html

Где и как снимали фильм «Человек-амфибия» — актерский состав, режиссеры

Долгое время фильм «Человек-амфибия» не мог получить денежные средства на реализацию. Советские чиновники не хотели предоставлять возможность ленте выйти в свет, а Американцы находили смешным, что русские решили взяться за то, что не решилась позволить себе студия Дисней.

Но стоило картине получить необходимые деньги, как фильм завоевал огромную популярность, став лидером годового проката СССР. Места в Крыму, где, собственно, и состоялись съемки, мгновенно стали знаменитыми среди туристов, желающих побывать там, где прошел сам Человек-амфибия.

История создания фильма «Человек-амфибия»

Впервые фильм о Человеке-амфибии вышел не экраны в январе 1962 г. Картина тут же стала знаменитой. Однако начиналось все не так радужно.

ИНТЕРЕСНО! Более 10 лет сценарий фильма пролежал на студии «Ленфильм», так как кинокартину никто не хотел финансировать. При этом стоит отметить, что созданием подобного сценария хотели заняться и иностранные кинематографисты, однако они по итогу сочли этот проект неосуществимым и отказались воплощать его.

  • режиссер Владимир Чеботарев;
  • оператор Эдуард Розовский.

Перед началом съемочного процесса режиссер, оператор посчитали нужным обучить съемочную группу необходимым навыкам подводного плавания, поэтому все участники фильма прошли соответствующий обучающий курс. Стоит отметить, что тяжелее всех пришлось Анастасии Вертинской, главной героине, которая совсем не умела плавать.

Также до начала съемок кинокартины огромную работу проделали художники-декораторы, усилиями которых удалось создать прекрасные подводные пейзажи. Флора и фауна Черного моря не изобиловала нужным количеством водорослей, других растений и, конечно же, рыб. Поэтому для съемок создали отдельный резервуар с дополнительными декорациями.

  • пробковые шлемы;
  • сомбреро;
  • шейные платки;
  • изысканная обувь.

При создании платья Гуттиэре дизайнеры обратились к коллекции Кристиана Диора. Все это было необходимо для того, чтобы подчеркнуть латиноамериканскую экзотику, окунуть зрителя в атмосферу другой страны.

Наконец, чтобы картина получилась по-настоящему достоверной, роскошной, режиссер и оператор пригласили отличный актерский состав. Большая часть съемочной группы состояла из молодых, красивых, талантливых актеров, которые помогли сделать фильм о человеке-амфибии столь знаменитым.

Где и когда снималось кино

Где снимали фильм Человек-амфибия? Съемочный процесс длился с мая по декабрь 1961 г. За это время участники фильма успели побывать в таких местах, как:

  • бухта Ласпи, расположенная недалеко от Фороса;
  • новом свете.

Места находятся в знаменитом Крыму, куда теперь приезжают толпы туристов, желающих посмотреть места съемок. Однако стоит отметить, что часть сцен была снята на улицах города Баку, в павильонах «Ленфильма».

Актеры, режиссер и съемочная группа

Кто сыграл ихтиандра в фильме Человек-амфибия? Крым не только предоставил отличные места для съемок кинокартины, но также предоставил неповторимый актерский состав. Например, исполнитель главной роли, Ихтиандр — Владимир Корнев, родился в Севастополе, был сыном контр-адмирала В. Ласпи.

Также уроженцами Крыма были актеры с плавниками, сыгравшие акул, не водившихся здесь. Дополнительно необходимо отметить, что к актерской группе подключили животных, привередничавших не хуже голливудских кинозвезд.

Остальной актерский состав включал таких актеров, как:

  • Анастасия Вертинская, исполнившая роль Гуттиэрэ, возлюбленной Ихтиандра. При этом стоит отметить, что озвучивание актрисы проводила Нина Гуляева;
  • Михаил Козаков, сыгравший Педро Зурита в столь знаменитой картине;
  • Николай Симонов. Он сыграл роль доктора Сальватора;
  • Анатолий Смиранин. Зрители увидели его как старого Бальтазара, отца главной героини;
  • Владлен Давыдов. Предстал в роли Ольсен, журналиста, друга Ихтиандра. Именно он помог его освобождению.

ИНТЕРЕСНО! На экране мелькали Владимир Кудряшов, Александр Захаров, Анатолий Иванов, Нина Большакова.

Опасные рабочие моменты при съемках

Где снят фильм Человек-амфибия? Съемки в воде и под водой подразумевают опасность, возможные напряженные моменты. Одним из них стала сцена, когда Ихтиандр, привязанный к якорю, медленно опускается на дно, когда приезжает Зурит.

Изначально планировалось, что якорь уйдет на 10 м, но во время съемок предмет опустился на 20-тиметровую глубину, режиссерам понравилось, как красиво падает солнечный свет. Поэтому, на страх съемочной группы, было принято решение опустить Владимира Корнева на 20 м вслед за якорем.

После того, как была проведена репетиция, актера привязали к якорю и опустили вместе с помощником, который держал акваланг.

Затем, когда съемки будут окончены, он должен был вырваться из веревки, всплыть наверх.

Однако после того, как режиссер объявил о конце дубля, подводник дал Владимиру акваланг, выяснилось, что воздух не поступает.

Актер не до конца видел, что происходит, так как вода была мутной, а он был без маски, поэтому ситуацию взял под контроль подводник. Он сбросил свой акваланг, передал его Ихтиандру, а сам, сделав один глоток воздуха, всплыл наверх.

Была еще одна опасная ситуация. Одна из сцен, когда на героиню Вертинской по задумке сценаристов нападает акула, подразумевает опускание женщины на дно. При этом актрисе нельзя использовать акваланг, а также дополнительно необходимо травить воздух из легких, чтобы тело потянуло ко дну.

На тренировках Вертинская научилась подобному эффекту утопающего. Для достижения задачи к белью актрисы также закрепили водолазный пояс. Процесс происходил следующим образом:

  1. Героиня опускалась ко дну.
  2. Несколько секунд лежала неподвижно.
  3. Только после этого ей давали акваланг, делая перерыв.
  4. После нескольких вдохов акваланг убирали. Начинался очередной кадр, когда к ней подплывает Ихтиандр.

Рекомендуем прочитать: вся правда о том, где снимали фильм «Человек с бульвара Капуцинов».

5 фактов о поселке Кацивели в Крыму: где находится, отзывы отдыхающих. Смотрите информацию здесь.

Почему стоит посетить пещеру Эмине-Баир-Хосар: poravkrym.ru/traveling/places/peshhera-emine-bair-hosar.html

ФАКТ! Удивительно, но Анастасия работала сама. Она отлично справилась с задачей без дублерш.

Смотрите видео, как снимался фильм «Человек амфибия»:

Источник: http://poravkrym.ru/traveling/places/chelovek-amfibiya.html

«Человек-амфибия»

В прокате 1962 года фильм «Человек-амфибия» занял 1-е место, собрав 65,5 млн. зрителей. Это был рекорд для тех лет. Министр культуры Фурцева, посмотрев картину, сказала: «Ваш фильм – лучший подарок министерству финансов».

На фестивале фантастических фильмов в Триесте «Человек-амфибия» получил «Серебряный парус». Второе место было не просто почетным, а невероятным, ведь первое взяли «Звездные войны».

История создания фильма

«Эти события начались с появлением у берегов скалистого мыса таинственного и странного существа. Оно было похоже на человека с рыбьей чешуей и огромными жабьими глазами. Рыбаки прозвали его «Морским Дьяволом»…. Так сорок два года назад начинался фильм, полюбившийся зрителям навсегда.

В основу фильма «Человек-амфибия» был положен одноименный роман Александра Беляева, который американцы хотели экранизировать еще в конце 1940-х.

Но они от этой идеи быстро отказались, поскольку у них тогда еще не было опыта масштабных глубоководных съемок. Не было его и у советских кинематографистов в начале 1960-х.

Но режиссера Владимира Чеботарева и оператора Эдуарда Розовского (позднее к этому тандему примкнет третий участник, режиссер Геннадий Казанский) это обстоятельство не остановило.

Первое знакомство героев снималось в Голубой бухте

Когда об этом узнали американцы, в газете The New York Times даже была помещена статья, где над будущими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал. В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе.

Съемки в Крыму

Крымские съемки проходили в бухте Ласпи и на Карадаге. Первоначальный рабочий вариант подводных съемок и подводные тренировки артистов и операторов в Новом Свете, но в фильм они не попали.

В бухте Ласпи Ихтиандр нырял, а все, что с ним происходило под водой, снимали в питерском бассейне с поролоновыми водорослями и фанерными акулами.

А вот «сухопутную» часть заграничного городка — дома и улицы — отсняли в Баку.

Декорации и костюмы

Поначалу для съемок планировалось Саргассово море – богатая растительность и животный мир, но бюджет поездку не потянул. Решили ехать на Каспий – там оказалась мутная вода. И, наконец, выбрали Черное.

Перед экспедицией Вертинская, Коренев и еще 25 человек группы каждый день тренировались в бассейне Института физкультуры. Коренев до этого вообще плавать не умел. А гримеры, костюмеры и операторы пребывали в панике: как снимать, никто не знал.

Как сделать грим Ихтиандру, чтобы он не смывался? А костюм? А аппаратура? В состоянии легкого шока команда отправилась на съемки в Крым.

Черноморское дно на поверку оказалось убогим. Так что все эти потрясающие кораллы, медузы, скалы – из цветной пластмассы. Водоросли – из поролона. Лишь медуза, с которой играет Ихтиандр, настоящая – ее специально привезли.

Читайте также:  Когда цветет амброзия в крыму. период цветения. где растет

Намаялись с костюмами для Ихтиандра: шили их из различных тканей, но ни одна не выдерживала долгого пребывания в воде: один материал разбухал, другой – растягивался.

Бухта Ласпи

Выход нашли: взяли ткань от колготок и нашили на нее 10 тысяч (!) чешуек, которые предварительно вручную выкрасили в перламутровую краску. Костюмов было сшито четыре. Один из них до сих пор хранится в музее «Ленфильма».

Коренев в ту пору был худым, ему делали «толщинки», чтобы Ихтиандр не казался совсем уж «доходягой». Костюм был очень тонкий, а на глубине 10 метров даже в самый жаркий день вода ледяная. Коренев все время мерз, вылезал на берег, и его закутывали в шубу.

Местные жители с опаской посматривали на группу странных людей: один в жару сидит в шубе, от другого бьет электричеством – это оператор Розовский изобретает спецаппаратуру.

«То, что мы делали тогда, сейчас трудно представить, – вспоминает оператор. – Брали 10-киловаттные приборы и, заизолировав концы, опускали их в воду. Включали – считайте, что коллективная смерть… Но надеялись, что никого не убьет. Наверно, это от непонимания того, что происходило»…

Жила съемочная группа в палаточном городке в бухте Ласпи, недалеко от Севастополя. Актеры работали без аквалангов, и воздух в их легких, понятно, заканчивался. Тогда к ним подплывали подводники и давали подышать.

Фраза, например: «Вертинская кончается» – означала, что актрисе нужен кислород. Почти все Коренев и Вертинская делали сами, лишь в самых сложных трюках их заменяли дублеры.

Дублером Коренева был чемпион СССР подводник Стукалов.

Опасные рабочие моменты

Однажды оба они чуть не погибли. В фильме есть эпизод, когда Ихтиандра, привязанного к якорю, сбрасывают в воду, и вдруг у Коренева не сработал акваланг. На такой глубине – это смерть.

Стукалов сделал глубокий вдох, снял с себя акваланг, надел на Коренева. А сам мгновенно ушел вверх. Все замерли – давление несколько атмосфер, а он всплывает быстро. Подводники знают, что в лучшем случае разорвутся барабанные перепонки.

Когда Стукалов всплыл, из его ушей хлестала кровь. Такова цена лишь одного эпизода фильма.

Голубая бухта, Севастополь

Чуть не погиб Коренев и в другом эпизоде – когда прыгает в воду на цепи. Цепь была очень длинной и тяжелой, конец ее держал матрос на палубе. Коренев прыгнул, а матрос случайно выпустил цепь из рук.

К счастью оператор, стоявший в воде, отбросил камеру и успел поймать Ихтиандра. Если бы не успел – цепь утащила бы актера на дно. Самостоятельно отстегнуть пояс, к которому она крепилась, он бы не смог.

Акул, опасных для людей, в Черном море нет: к радости отдыхающих и к горю съемочной группы. Сначала выпотрошили большую белугу, но в роли акулы она не смотрелась. Мало того, ценную рыбину требовалось вернуть рыбакам – в итоге чуть не утоп оператор. Все вынырнули подышать, а у Розовского тяжелая камера и рыбина в руках. Еле всплыл, но белугу не потерял.

Сделали акулу из дерева, но она, двигаясь в воде, оставляла пенистый след, как торпеда. Сделали более сложный резиновый муляж – внутри водолаз. Но резиновая акула оказалась слишком тяжелая и двигалась медленно. В итоге рыбаки наловили настоящих некусачих акул, но у них на спине оказался ядовитый шип. Механик группы прикоснулся и чуть не остался без руки.

Наловили катранов – совсем неопасные, но маленькие акулы. Чтобы их увеличить, на камеру установили специальный объектив. Однако акулы совсем не хотели в кинозвезды и плыли не в ту сторону и не тем боком.

Чтобы заставить их работать, рыбин трепали, били, мяли, выворачивали хвосты. Однажды Розовский в сердцах выкинул рыбину на берег. Оказалось, воздух подействовал на нее опьяняюще.

Так и снимали, периодически выкидывая акул на берег.

Отвесные скалы Карадага

Моментальная популярность

Премьера фильма состоялась в январе 1962 года, а к началу лета картина уже вышла на рекордные показатели: ее сборы достигли 40-миллионной отметки. Во всех городах, где демонстрировался фильм, царил ажиотаж: билеты на все сеансы были раскуплены за несколько дней. Исполнитель роли Ихтиандра Владимир Коренев мгновенно превратился в национального кумира.

Он рассказал: «После выхода фильма моя популярность среди женщин была просто невероятной, достаточно сказать, например, что весь подъезд до шестого этажа был разрисован губной помадой. Пришлось делать ремонт за свой счет.

Женщины стояли сотнями на улице и ждали меня после каждого спектакля. Я получал огромное количество писем: за год где-то около десяти тысяч.

Ответить на них, даже прочесть, было просто невозможно, я их складывал в коробку от холодильника».

 Галина Шурепова (дублер Вертинской и каскадер-подводник) о съемках фильма

Как-то прогоняли мы сцену, в которой Ихтиандр поднимает со дна утонувшую Гуттиэре.

Я должна была плавно упасть на десятиметровую глубину, а для этого под тонкий купальник нужно было надеть четыре килограмма свинцовых грузов, сделать несколько вдохов из акваланга, который находился у спускавшегося рядом со мной помощника оператора, и только после этого «утонуть». Затем снова включалась камера, подплывал Ихтиандр и выносил меня на поверхность. Сделали первый дубль. Вроде все получилось нормально.

Но оператор стал кричать: «Почему при подъеме у тебя воздух изо рта идет? Такого быть не может!». Он же не специалист и не мог знать, что если бы я не выдыхала воздух, то получила бы баротравму легких. «Пусть тогда Ихтиандр твою голову у себя под мышкой держит», — предложил оператор. Так и сделали. Все, кто смотрит картину, не знают, кого на самом деле спасает Ихтиандр.

А во время работы над эпизодом, в котором героиня фильма проплывает через отверстие в скале, я чуть не утонула. Подходящей скалы на дне не нашлось, и пришлось изготавливать макет. Когда на суше делали отверстие, забыли убрать небольшие каркасные штыри. Стала я во время съемок проныривать через это отверстие и зацепилась купальником за штырь.

Пытаюсь выбраться, извиваюсь всем телом — ничего не получается. Глубина большая, акваланга нет. Когда в глазах потемнело, я рванулась изо всех сил, сорвала с себя купальник, вылетела голая на поверхность и потеряла сознание. Еле откачали. Очнулась — и снова на глубину.

Случались во время съемок и казусы. В Черном море водоросли небольшие, и чтобы создать красивую картину морского дна, их искусственно «высаживали».

Вечером помощники долго и любовно «выращивали» сад, а утром, когда мы приступили к съемкам, выяснилось, что все «насаждения» за ночь… съела рыба.

Вспоминает режиссер фильма Владимир Александрович Чеботарёв

Наняв фелюгу и взяв с собой трёх подводников и аппаратуру, мы начали пробовать снимать под водой. Одновременно искали место для съёмок. На этой фелюге мы прошли по берегу Крыма и нашли место, которое называется Ласпи.

Эта бухта показалась нам чрезвычайно удобной. Во-первых, потому что там очень чистая вода. Беда Чёрного моря в том, что оно мало прозрачно. Слишком много взвесей. Во-вторых, там было место, где можно поставить вольер.

Мы собирались запустить в него дельфинов для съёмок.

Съемки под скалой Ифигения в Кастрополе

Любопытно, что когда мы нашли эту бухту, это было совершенно дикое место. А после съёмок там стали строить правительственную резиденцию, ныне известную всему миру как дача Горбачёва в Форосе. Получается, что именно мы нашли это место. В Финляндии мы нашли старую рыболовецкую шхуну, которую назвали «Медуза». Её пригнали к берегам Ласпи.

Так мы начали снимать. Я связался с Кусто. Он уже тогда был известен, мы смотрели его фильмы и заходились от зависти, глядя на 80 метров прозрачной воды. Это такие возможности, о которых мы могли только мечтать. Что хочешь, то и делай.

Даже получил приглашение приехать, он заинтересовался нашим проектом. Но нам просто не дали немножко валюты. Министр культуры сказал, что это детский фильм и: «Какие могут быть деньги?». Хотя я был убеждён, что этот фильм будут смотреть люди от 8 до 80 лет.

И оказался прав.

В съёмках фильма участвовало пять подводников. Из них двое выполняли функции дублёров для Насти Вертинской и Володи Коренева. Например, сцена ареста Ихтиандра. Там, если вы помните, на него надевают наручники. Он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает шляпа.

Это всё в одном кадре, никакого монтажа. Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже Володя Иванов, дублёр. Дальше он находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. И всё это, повторюсь, в одном кадре.

Это был высший класс профессиональной работы подводника.

Критика встретила фильм резко отрицательно. Достаточно вспомнить название одной из статей: «Плачь по Ихтиандру». Упрекали меня в отходе от романа и дурном вкусе. А зрители приняли фильм сразу. Во время премьеры в кинотеатре «Россия», в конце 1961 года, выдавили огромные стеклянные витрины, и люди стояли в проходах. За первый квартал демонстрации фильма он собрал 67 миллионов зрителей.

Песня рыбака
муз.А.Петрова, сл.Ю.Друниной

Уходит рыбак в свой опасный путь.
“Прощай”, — говорит жене.
Может, придется ему отдохнуть,
Уснув на песчаном дне.
Бросит рыбак на берег взгляд,
Смуглой махнет рукой…
Если рыбак не пришел назад,

Он в море нашел покой.

Источник: http://www.krimoved.crimea.ua/move_amf.htm

Как и где снимали "Алые паруса" и "Человек амфибия"

Эти фильмы пересматривают снова и снова. Они стали настоящими шедеврами советского кинематографа. Их угадывают с одной фразы или даже одного кадра. Вот только где и как снимались эти самые кадры, знают не все из нас.

«Алые паруса»

Старый сказочник пообещал Ассоль, что принц приплывет за ней на шхуне с алыми парусами. И однажды предсказание сбылось…

К съемкам готовились год. Параллельно с изготовлением декораций и выбором натуры шли поиски актеров на главные роли. Пробы были долгими. Среди претенденток на роль Ассоль была и Людмила Гурченко. Но режиссер утвердил молодую молдавскую актрису Маркач.

«Она была черненькая, симпатичная. Однако мне, как профессионалу, не нравились ее слишком глубоко посаженные глаза, – рассказывает оператор-постановщик фильма Виктор Якушев.

– Но Птушко стоял на своем: только она, и точка! Маркач уже утвердили, когда на улице Горького я случайно встретил давнюю знакомую – Лидию Вертинскую с дочерьми, – рассказывает художник-постановщик фильма Леван Шенгелия.

– Посмотрел на Настю Вертинскую и ахнул – вылитая Ассоль! Я пригласил ее на пробы. Девочка так понравилась Птушко, что он решил поменять исполнительницу главной роли».

Место для съемок фильма искали долго: побывали на Кавказе, в Прибалтике, в Краснодарском крае. Но в итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в свое время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны, в бухту которого и приплыл корабль с алыми парусами.

В фильме часто мелькает красавец Карадаг и «профиль Волошина».

Замок семьи Грей снимали в Воронцовском дворце в Алупке. Зимний сад — там же.

«Проблем с поиском нужного реквизита в те времена не было, – вспоминает художник Леван Шенгелия. – Нужны парусники – пожалуйста! А на корабль капитана Грея мы купили на ростовском заводе две тысячи квадратных метров алого материала, из которого тогда делали пионерские галстуки.Шелк был очень красивый: мягкий, струящийся…»

«Именно с этими алыми парусами и возникли самые большие сложности, – смеется оператор Виктор Якушев. – Тогда ведь качество кинопленки было не таким высоким, как сейчас, и алый цвет на ней получался кирпичным.

Долго мы маялись и наконец нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. И паруса получались алыми! Помню, как нам повезло в первый день съемок: только включили камеру – подул легкий ветерок, и паруса так красиво надулись! Хорошо, что мы успели отснять этот кадр.

А шелк вскоре испортился от морской соли, и паруса перестали казаться легкими, воздушными…»

Место съёмок в Коктебеле сейчас

Сказочный город Лисс снимали в Ялте, масштабные декорации построили прямо на Ялтинской набережной . В массовке участвовало местное население.

Съёмочный процесс в Ялте

Сцена, в которой Капитан Грей(В. Лановой) обнаруживает спящую Ассоль, снимали в сосновой роще в Пицунде (Абхазия).

Комбинированные съемки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией.

В первый год проката «Алые паруса» посмотрели 22,6 млн. зрителей.В фильме снимали два парусника: «Альфа» – он сейчас находится при мореходном училище в Ростове-на-Дону, и «Товарищ» – в Херсоне.

  • Ассоль была первою ролью в кино Анастасии Вертинской.
  • «Человек-амфибия»(1961)

В основу фильма «Человек-амфибия» был положен одноименный роман Александра Беляева, который американцы хотели экранизировать еще в конце 1940-х.

Но они от этой идеи быстро отказались, поскольку у них тогда еще не было опыта масштабных глубоководных съемок. Не было его и у советских кинематографистов в начале 1960-х.

Но режиссера Владимира Чеботарева и оператора Эдуарда Розовского (позднее к этому тандему примкнет третий участник, режиссер Геннадий Казанский) это обстоятельство не остановило.

На съёмках фильма «Человек-амфибия»

Когда об этом узнали американцы, в газете The New York Times даже была помещена статья, где над будущими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал.

В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе. Работу над фильмом все же начал режиссер Владимир Чеботарев, и, естественно, первым делом обратился к аквалангистам. Помочь нашим киношникам согласился знаменитый Жак-Ив Кусто.

Он очень заинтересовался проектом, так как сам был увлечен романом Беляева. Однако Министерство культуры не выделило денег на поездку во Францию, и о сотрудничестве с Кусто пришлось забыть. «…Поначалу для съемок планировалось Саргассово море – богатая растительность и животный мир, но бюджет поездку не потянул. Решили ехать на Каспий – там оказалась мутная вода.

И, наконец, выбрали Черное море. Перед экспедицией Вертинская, Коренев и еще 25 человек группы каждый день тренировались в бассейне Института физкультуры. Коренев до этого вообще плавать не умел. Большая  часть съёмок проходила в бухте Ласпи,  в 30 км от Севастополя и 40 км от Ялты. Мысы Сарыч и Айя круглый год надежно защищают бухту длиною в 12 км по берегу от непогоды.

  Там оказалась наиболее чистая и прозрачная морская вода. К подводному гроту, служившему входом в дом профессора Сальватора, сейчас дайверы проводят экскурсии. Сам же дом располагался на горе Ифигения в поселке Береговое.

  1. Бухта Ласпи
  2. Подводный грот, в котором также снимались эпизоды к фильмам «Пираты 20 века» и «Граф Монте-Кристо»
  3. Красивые отвесные обрывы Карадага и мыса Айя должны были олицетворять суровые аргентинские скалы.

Черноморское дно на поверку оказалось убогим. Так что все эти потрясающие кораллы, медузы, скалы – из цветной пластмассы. Водоросли – из поролона. Лишь медуза, с которой играет Ихтиандр, настоящая – ее специально привезли.

Намаялись с костюмами для Ихтиандра: шили его из различных тканей, но ни одна не выдерживала долгого пребывания в воде: один материал разбухал, другой – растягивался. Выход нашли: взяли ткань от колготок и нашили на нее 10 тысяч (!) чешуек, которые предварительно вручную выкрасили в перламутровую краску. Костюмов было сшито четыре. Один из них до сих пор хранится в музее «Ленфильма».

Подводные съемки великолепны, но не менее изумительна работа оператора «на суше». Потрясают совершенно невероятные крупные планы всех героев. Невозможно забыть огромные, в пол-лица глаза 21-летнего актера Владимира Коренева, красивые чуть раскосые глаза юной Анастасии Вертинской и демонически бездонные глаза Михаила Козакова.

Именно глаза персонажей — душа этой картины. «Когда мы начали подбирать актеров, я объявил помощникам: «Мне нужны молодые люди с морем и небом в глазах», — рассказывал Владимир Чеботарев. «Море в глазах» — забавно, именно такие глаза оказались у актера В. Коренева — сына контр-адмирала. Есть в этом что-то мистическое…

Роль города Буэнос — Айреса «исполнил» Баку. Надо отдать должное художникам — постановщикам, их город по стилю очень напоминает Буэнос — Айрес конца 50-х.

Зрители приняли фильм сразу. Во время премьеры в кинотеатре «Россия», в конце 1961 года, выдавили огромные стеклянные витрины, и люди стояли в проходах. За первый квартал демонстрации фильма он собрал 67 миллионов зрителей.

отсель

Источник: https://cinematographua.livejournal.com/590592.html

Где снимали сцены заграницы в советских фильмах?

Действие этого комедийного советского вестерна разворачивается на Диком Западе, на рубеже 19-20 вв. Для этого были построенные фанерные декорации, изображающие небольшой городок Santa-Carolina на американском Диком Западе. Сами же съемки проходили в Крыму, летом 1986 года. «Американский городок ковбоев» из фанеры был построен на берегу Тихой бухты, под Коктебелем. Начало и конец фильма были сняты у Белой скалы (Ак-Кая), в Белогорском районе Крыма. Кстати, правильно название парижского бульвара — бульвар капуцинок. Там находился женский монастырь монахиней-капуцинок.

Белая скала, Крым

«Человек-амфибия» (1961)

Баку, место съемок.

В этой фантастической драме события разворачиваются в Буэнос-Айресе, столице Аргентины (Южная Америка). Изначально «морские» эпизоды фильма хотели снимать в Саргассовом море (в Атлантическом океане), где в изобилии была представлена подводная флора и фауна, но бюджет не позволил это сделать. В итоге «морские сцены» снимались в Крыму, в бухте Ласпи Черного моря, недалеко от Севастополя. Часть сцен, включая охоту за Ихтиандром снимали под Ялтой. Место же аргентинской столицы занял азербайджанский Баку, если точнее, район Старого города. Хотя многие советские зрители полагали, что съемки проходили на Кубе, настолько хорошо вписались вывески магазинов, рекламные плакаты.

Баку, место съемок.

«Приключения Электроника» (1979,1980)

Тракайский замок, Литва

В этом детском фильме по сюжету в вымышленном заграничном городе Тайнер существует бандитская группировка, ОПГ, которую возглавляет некий Стамп (роль исполняет Владимир Басов). Роль этого города исполнили литовские города Вильнюс и Тракай. В Вильнюсе съемки проходили в Старом городе, который замечательно сохранился. Сцены в музее снимались во дворе старинного Тракайского замка, древней резиденции литовских князей. Во время поездок банды по городу в кадре мелькает одна из главных достопримечательностей литовской столицы — католическая церковь, Костёл Святой Анны.

Костёл Святой Анны (Вильнюс, Литва)

«Бриллиантовая рука» (1968)

Сцена, снятая в Баку. Улица Асефа Зейналлы, на заднем плане слева видна Девичья башня. На стене одного из домов (справа) — надпись «Philips» для создания атмосферы заграничного города

В этой знаменитой комедии Леонида Гайдая старший экономист Семён Горбунков впервые отправляется на круизном лайнере «Михаил Светлов» за пределы своей родины, Советского Союза. Во время круиза у лайнера запланирована остановка в одном восточном городе, скорее всего имелась в виду Турция. Восточные сцены снимались в Баку, Азербайджан. В фильме показывают панораму Бакинской бухты, только крепостные стены. минарет, купол мечеть сначала были возведены, потом с помощью монтажа поставлены на передний план. Место падения Горбункова и сцена девушки легкого поведения снимались в Старом городе Баку, на улице Кичик Гала и Сабира соответственно.

Угол улиц Фирдоуси и Сабира в Баку. Место съёмок сцен с пристающей проституткой.

«Д’Артаньян и три мушкетера» (1978)

Сцены для этого приключенческого фильма по роману Александра Дюма, действие которого происходит во Франции и Англии, снимались в Одессе, Львове, Черновицкой и Львовской областях. Так Свиржский замок во Львовской области это родовой замок д’Артаньянов, гасконских дворян.

Замок в с. Свирж Перемышлянского р-на Львовской обл. Вид с Запада, с берега пруда на р. Свирж

Дворец Потоцких во Львове стал домом капитан-лейтенанта французских королевских мушкетеров, Жан-Армана дю Пейре, графа де Тревиль.

Дворец Потоцких (Львов)

Армянский кафедральный собор опять же во Львове стал монастырем Дешо, здесь снималась сцена дуэли мушкетёров короля и гвардейцев кардинала.

Армянский кафедральный собор (Львов)

Дворцом английского герцога Бэкингэма временно стал Олесский замок во Львовской области.

Олесский замок, Украина

Образ парижской ратуши примерил на себя Подгорецкий замок (Львовская область).

Подгорецкий замок (Львовская область)

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980)

В легендарном фильме о британском сыщике роль знаменитой Бейкер-стрит улица Яуниела в латвийской столице, в городе Рига.

Улица Яуниела, Рига, Латвия

Некоторые сцены снимались в эстонском Таллине, на улице Пикк.

Эстония, Таллин, улица Пикк

«Семнадцать мгновений весны» (1973)

В многосерийном военном детективе зарубежные съемки производились в Берлине, Риге и саксонском городке Майсене (тогда это было в ГДР). Виды с улицы на трактир «Грубый Готлиб»снимались у одного из старейших берлинских ресторанов «У последней инстанции».

Ресторан «У последней инстанции», Берлин. Германия.

Опять же рижская улица Яуниела тоже фигурирует в фильме «Семнадцать мгновений весны» — там это швейцарский Берн.

улица Яуниела, Рига, Латвия

Также под видом швейцарского Берна представлен саксонский город Майсен.

Город Майсен, Германия

Если понравилась статья, подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки !

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f5ba9b403c50c355eca4/5bb5fad2aeb34f00a931528f

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]