Свято-успенский пещерный монастырь в бахчисарае: фото, сайт, описание

2018-07-31

В Крыму есть поистине поразительные места. Всмотревшись в густую растительность на скалах, можно увидеть золотистые отблески от куполов церквей, построенных прямо в горах.

Классический пример такой архитектуры — Успенский Пещерный монастырь, основанный более тысячи лет назад. Вокруг него ходит множество легенд. Святыня по сей день считается одной из главных православных святынь полуострова.

Местные жители относятся к нему с гордостью, а туристы — с благоговением.

Есть несколько версий появления монастыря. Согласно одной из них, строение появилось благодаря византийским монахам не позднее 8 века нашей эры. В течение семи веков он бездействовал, после чего стал резиденцией митрополитов Готфских. Версия подтверждается наличием христианских могил вблизи монастыря. По второй версии строение возникло лишь в 15 веке, однако подтверждений ей нет.

Начальная история святыни — белое пятно. Лишь после 14 века, когда монастырь начал получать материальную поддержку от правителей Руси, он был возрожден, но все еще пребывал в плачевном состоянии. Любопытно, что святыня избежала разрушения в 1475 году, когда Османская империя покоряла полуостров.

Под конец 15 века на территории монастыря воздвигли пять храмов, дома для паломников, братские корпуса, посадили чудесный сад. Во время Крымской войны храм исполнял роль госпиталя для солдат и матросов, защищавших Севастополь. Напоминанием о той войне служат братские могилы неподалеку от святыни, датированные 1855 годом.

С приходом к власти большевиков Успенский монастырь постигла участь большинства православных храмов — его закрыли, а священнослужителей расстреляли. Церковные ценности были разграблены.

В годы Великой Отечественной войны монастырь вновь превратился в военный госпиталь, а после Победы стал психоневрологическим диспансером.

Частично храм отреставрировали в 1993 году, после чего он стал мужским монастырем. Некоторые строения до сих пор остаются разрушенными.

Сегодня Успенский пещерный монастырь является одним из крупнейших на Крымском полуострове. Он включен в популярные туристические маршруты.

Гости Бахчисарая могут попасть на территорию храма, если сядут на автобус № 2 от автовокзала и выйдут на остановке «Староселье». Примерно 500 метров придется пройти пешком, после чего монастырь станет видно невооруженным глазом.

Святыня находится лишь в 4,5 км от центра Бахчисарая, поэтому туристы могут дойти до нее пешком. Сначала им предстоит прогуляться по ул. Ленина, перетекающей в ул. Гаспринского и ул. Басенко, потом свернуть по указателю к музею «Ларишес» и пройти по сельской тропе.

Маршрут на автомобиле указан на карте ниже. За точку отправки взята железнодорожная станция Бахчисарая.

Строение является одной из главных достопримечательностей Бахчисарая. Его белоснежные отреставрированные сооружения радуют туристов почти первозданным обликом.

Главное строение — Успенская церковь, которая словно свисает над обрывом. Она высечена прямо в скале, имеет четкие линии и прямоугольную форму, чем привлекает взор гостей монастыря и вызывает сомнения, действительно ли такой шедевр был сотворен простыми монахами.

К церкви ведет широкая лестница от самого подножья горы. Слева вдоль нее расположена стена с наиболее значимыми храмами планеты и горсткой земли, привезенной их тех мест. Напротив храма стоят монашеские кельи, хозяйственные помещения, высеченные в скале, но издали заметные благодаря слою белой штукатурки.

У нижнего пролета лестница находится Гефсиманская часовня, построенная более 150 лет назад, а по соседству с ней — фонтан. В те же годы вокруг строений был разбит прекрасный сад, но позднее он увял из-за нехватки подземных вод на территории. Сегодня от него осталась лишь пара деревьев.

В настоящий момент завершена реставрация трех храмов из пяти; два других пока восстанавливаются. Вновь возведены монашеские корпуса с кельями, оборудован источник. Из него каждый турист может набрать воды, что станет своего рода сувениром из Успенского монастыря.

Верующим туристам разрешено ознакомиться с чудотворной иконой Божьей Матери. С ней тоже связана одна легенда. Согласно ей, икона необъяснимым путем попала в стены Успенского монастыря из византийского храма Сумела, что находится в современной Турции.

И зимой, и летом близлежащие пейзажи очаровывают. Пешая прогулка до монастыря вполне оправдана — турист оценит красоту природы Крыма, а также по пути сможет заглянуть еще в пару значимых мест Бахчисарая. Например, в музей «Ларишес».

Внутри монастыря посетителей ждет аскетичное убранство без расписных стен, мозаики и витражей. Есть лишь несколько икон Богородицы, фотографироваться на фоне которых категорически запрещено.

Из Успенского монастыря открывается потрясающий вид на Мариам-Дере («Ущелье Марии»). Там же видны высеченные в скалах постройки, большинство из которых, увы, полуразрушены.

Пещерный монастырь с древних времен считался оплотом христианства в Крыму. По сей день храм привлекает туристов, желающих полюбоваться его красотой, и верующих людей, совершающих паломничества по святым местам планеты. Оцените и вы великолепие этого места, просмотрев нашу небольшую фотогалерею.

Чтобы посетить христианскую святыню, женщинам необходимо иметь платок на голове, и всем без исключения — закрытую одежду. Вход в монастырь открыт в любое время года, но туристы могут посетить лишь несколько скальных помещений.

Подготовиться к визиту на объект культурного наследия надо физически. Туристам предстоит длительный подъем в гору. Желательно иметь под рукой питьевую воду, головной убор, удобную обувь. Не рекомендуется брать на Чуфут-Кале детей младше 6-7 лет — экскурсия может стать для них нелегким испытанием.

Храм находится на улице Басенко.

Вы можете совместить посещение святыни с визитом в Успенский пещерный монастырь. Есть несколько таких экскурсий из Бахчисарая и других городов Крымского полуострова. Их стоимость варьируется от 500 до 1500 рублей.

Взгляните еще раз на фото Успенского монастыря. Это действительно редкое архитектурное сооружение с размытой, но очень богатой историей. Находясь на отдыхе в бывшей столице Крымского ханства или в Крыму, выделите пару часов на визит к этому святому месту, обладающему неповторимым обликом.

Официальный сайт: http://lavra-crimea.ru/principale.php

Следуйте за нами в соцсетях:

Подождите, пожалуйста, мы подбираем вам лучшие варианты!

Источник: https://azovsky.ru/dostoprimechatelnosti-kryma/uspenskij-peshhernyj-monastyr/

Свято-успенский монастырь в скале в Бахчисарае

Его называют Крымской Лаврой. Ученые предполагают, что святая обитель была основана в VI веке. Христианские захоронения, найденные археологами на территории монастыря, относятся к этому времени. В позднеантичный период христианство уже пришло в земли Тавриды, но еще не набрало силы.

Только через 200 лет византийские миссионеры-проповедники двинутся на полуостров, спасаясь от преследования властей. В начале VIII веке правитель Лев III Исар начнет борьбу с иконопочитателями и заставит многих православных покинуть земли Византии. Они выберут в качестве убежища полуостров Крым, и образуют поселение, которое назовут Мариамполь.

В переводе с тюркского это слово означает «Ущелье Марии».

К Успенской скале в Бахчисарае во все времена шли монахи и миряне на поклонение Богородице. В скиту, расположенном в горном ущелье, долгое время находилась главная икона обители – Па­на­гия. Также её называют Бахчисарайской Божией Матерью. Монахи и паломники уверены, Царица Небесная распростерла над этим местом свой покров, она хранила обитель во все времена и хранит сейчас.

Предания Успенского пещерного монастыря

Христианские источники не сохранили исторических свидетельств явления чудотворной иконы, но до наших дней дошли три предания. Первое рассказывает о змее, терзавшем окрестности в давние времена. Животные покинули леса Бахчисарая, и страшное чудовище начало пожирать людей. Никто не мог победить его. Жители долины молили Богородицу избавить их от мучителя.

Однажды глубокой ночью один из праведников увидел свет, горевший в ущелье, где жил змей. Он решил, что это знак, и уговорил своих соплеменников подняться наверх. Мужчины высекли в скале ступени, и зашли в пещеру. На каменном полу лежал поверженный змей, а над ним горела свеча. И увидели жители долины в её сиянии образ Владычицы Небесной.

Чудовище было немедленно сожжено, а ущелье с тех пор почитается святым местом.

Змей, пожирающий людей и скот, частый образ в христианской символике. Он олицетворяет язычество и идолопоклонство. Ученые считают, что в средневековый период он начал ассоциироваться с мусульманством – религией захватчиков. Обычно чудовище убивает главный русский воин Георгий Победоносец. Он пронзает его копьем и топчет конем. Этот сюжет неоднократно изображался на древних иконах.

Второе предание иное. В нем говорится о явлении иконы пастуху. Молодой юноша водил отару овец вблизи Успенской скалы. В один из жарких летних дней заметил он на вершине свет, поспешил туда и узрел чудо. Высоко над землей парила икона Богородицы, а перед ней горела свеча.

Пастух рассказал об увиденном своему правителю. Князь Михаил велел перенести Божий Образ во дворец. Слуги выполнили его волю, но в следующую ночь Панагия вновь появилась на скале. Снова внесли икону в дом, и опять она вернулась на прежнее место.

Тогда владыка бахчисарайской земли решил высечь храм в горе, находящейся напротив места, где явился образ. С молитвой подданные князя взялись за дело, и прорубили пещеру. Поставили рядом с ней лестницу. Храм освятили в честь Успения Богородицы, потому что именно в этот день пастух увидел чудо.

По преданию, именно с церкви в скале и начинается история Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря в Крыму.

Читайте также:  Аквапарк аквалэнд «у лукоморья» в евпатории: цены, сайт, адрес, описание

Последнее предание еще интересней, поскольку больше похоже на правду. Она говорит, что икона хранилась в Сумельском ските – монастыре конца III в. н.э., который располагался вблизи греческого портового города Трапезунда. Основателями обители считаются монахи Варнава и Софроний.

Они покинули Афины, где родились и приняли постриг, и отправились к Святому Афону. Их путь лежал через пустыню, по которой их вела икона Богородицы Одигитрии. Христианские тексты утверждают, что она была написана одним из апостолов – Евангелистом Лукой. Всего он написал 72 образа Небесной Царицы.

Существует предположение, что именно Одигитрия была перенесена в Крым.

Не все историки верят, что византийцы были основателями обители. Архитектурные особенности пещерных храмов не соответствуют византийской религиозной традиции. Согласно ей иноки должны были жить сообща, в одной спальне. А Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в Бахчисарае полуострова Крым разделен на множество отдельных келий, устройство которых вы можете увидеть на фото.

Исследователи Александр Герцен и Юрий Могаричев в 1993 году предположили, что пещерный монастырь организовали схимники подземного города Чуфут-Кале.

История Свято-успенского мужского монастыря в скале

У монастыря сложная судьба. В период правления крымских ханов православные культовые сооружения разрушались. Иногда их переделывали в мечети. Но это место завоеватели не тронули.

Легенда говорит, что восточные правители перед принятием важных решений тайком, под покровом ночи, пробирались в храм и просили помощи у Божией Матери. Правда это или красивая выдумка, мы никогда не узнаем.

Достоверно известно лишь то, что монастырь действительно пережил времена мусульманского господства, а сам основатель династии Гиреев, великий крымский хан, жертвовал ему «свечей на целый год».

В конце XV века, когда Османская империя захватила южный берег и покорила столицу крымских ханов, он не только не прекращал принимать верующих христиан, но и становится центром православия на полуострове. Митрополит Готфский свт. Игнатий переносит сюда свою резиденцию. Русские цари поддерживают обитель. Об этом свидетельствуют грамоты, сохранившиеся до наших дней.

Когда в Крым вошла русская армия, митрополит обратился к императрице Екатерине Великой с прошением. Он ратовал за предоставление христианам, проживающим на территории полуострова, российского подданства. Турция и Россия заключила мир, и армия покинула крымские земли. Власть предложила свт.

Игнатию переселиться вместе с паствой в Приазовье. Русское войско отбило эти земли у Турции. Их нужно было обживать. Колонизация крымских христиан была политически выгодна Правительству Российской империи. Эти люди были основным трудовым населением Крымского ханства.

Их уход лишал ранее независимое феодальное образование экономической самостоятельности.

В конце ХVIII греческие паломники последний раз приходят к Успенской скале. Летом 1778 года жители Бахчисарайской обители и ближайших поселений покинули монастырь. Жители Мариамполя создали современный Мариуполь. Вместе с христианами уходят монахи. Обитель пустеет, и возрождается только в начале XIX века.

Незадолго до присоединения полуострова к Российской империи в Крым из Малой Азии греческий священник Константин Спиранди. Он служит в пещерном храме с разрешение последнего крымского хана, Шагин-Гирея. В 1800 году Успенская церковь становится кладбищенской. Жители Бахчисарая ходят в новый приходской храм, построенный в городе.

В середине ХIX века свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, предложил возродить обитель. В 1850 году на Успение Богородицы начались восстановительные работы. Свт. Иннокентий в тот момент сравнил Свято-успенский монастырь в Бахчисарае с Ново-Афонским в Абхазии, сказав: «Отныне в пределах собственного отечества будем мы иметь утешение, подобие древнего Афона».

Монастырь неоднократно посещал император Александр I. Источники говорят, что в 1818 году, во время первого визита, он вышел на балкон, приставил к скале лестницу, поднялся по ней, с благоговением приложился к иконе и поставил перед нею горящую свечу.

Во время Крымской войны, в 1853-1856 годах, здесь размещался военный госпиталь. Монахи лечили раненых и хоронили умерших. Кладбище сохранилось до наших дней. Недалеко от героев, погибших во время первой обороны Севастополя, покоятся в братской могиле останки 170 советских солдат, защищавших Крым в годы Великой Отечественной войны.

В советские годы монастырь закрыли. Он пребывал в запустении до конца ХХ века.

Что взять на экскурсию в бахчисарайский Свято-успенский монастырь в Крыму

По монастырю бесплатно водят экскурсионные группы. Гидами выступают монахи и послушники. Обычно монастырь посещают вместе с пещерным городом Чуфут-Кале. На территорию обители пускают только в закрытой одежде: шорты и майки неприемлемы. Заранее возьмите длинные вещи, закрывающие ноги, для всех и платки на голову для женской половины.

Мы рекомендуем захватить с собой пустую тару. В неё можно будет набрать святой воды. Источник бьет из скалы.

Источник: http://crimeastories.ru/blog/krymturisticheskij/svyato-uspenskij-monastyr-v-skale-v-bahchisarae/

Достопримечательности и святыни Успенского пещерного монастыря

Дороги Крыма извилисты, каменисты и иногда довольно опасны. Бывает так, что неожиданно приводят они в места, где веками царили благодать, стойкая вера и стремление к добру.

Если вы оказались в Бахчисарае, вам обязательно стоит посетить Успенский пещерный мужской монастырь, славящийся своей древней славной историей, трагическими событиями и легендарными свершениями во имя веры.

Дорога к обители стелется по красивейшей балке ущелья Марии, с правой стороны угрожающе нависают колоссальные глыбы, а слева – крутой обрыв ущелья. Поднимаясь вверх, вы встретите и гладкие, обтесанные скалы, в которых старательными руками были вырублены пещеры-келии.

Наконец, совершенно неожиданно над головой появляется купол белого, как снег, Успенского храма монастыря, к которому ведет восхитительно красивая лестница. Путешествие по монастырскому комплексу лучше начинать именно здесь, присев в тени вековых деревьев и внимательно рассмотрев стену, на которой изображены храмы и монастыри со всего света.

Адрес и телефон Свято-Успенского мужского монастыря в Бахчисарае

Крым, г. Бахчисарай, Мариампольское Ущелье. Т. (06554) 4-74-74.

Как лучше добираться монастыря

  1. Самый простой способ – поехать на автобусе №2, который ходит каждый день без выходных от железнодорожного вокзала в Бахчисарае. Выйти нужно на остановке «село Староселье», затем пешком дойти до монастыря.

  2. Если вы путешествуете на машине, удобнее всего попасть к монастырю с кольцевой дороги, которая расположена перед Бахчисараем, если ехать со стороны Симферополя. Примерно через пару минут вы увидите указатель, обозначающий поворот к Свято-Успенскому монастырю.

    Далее едем мимо живописных скал до Староселья, затем оставляем машину на одной из стоянок и идем пешком к обители. По пути можно ознакомиться с архитектурными прелестями старой мечети Тахталы-Джами, которая была построена в начале XVIII века.

    Фонтанчик в стене возле мечети позволит утолить жажду и пополнить запас воды перед подъемом в монастырь.

Время работы монастыря

Часы работы Свято-Успенского мужского монастыря разнятся в зависимости от праздников и дней недели. По будним дням комплекс открывает двери для туристов и паломников с 9:00 до 18:00.

В выходные храмы монастыря работают круглосуточно.

Расписание служб монастыря:

Понедельник-пятница

  • 5:30 – 6:00 Монашеское утреннее правило, молитвы Богородице;
  • 6:30 – 8:30 Божественная литургия;
  • 15:00 – 18:00 Богослужение;
  • 19:30 – 21:30 Монашеское вечернее правило с канонами и акафистом у икон.

Суббота и воскресень

  • 6:00 – 7:30 Монашеское утреннее правило, молитвы Богородице;
  • 7:30 – 10:00 Божественная литургия;
  • 15:00 – 18:00 Богослужение;
  • 19:30 – 21:30 Монашеское вечернее правило с канонами и акафистом у икон.

По воскресеньям в храмах монастырского комплекса проводятся также водосвятные молебны и панихиды, начало которых в 10:00. Помимо этого следует помнить, что в соответствии с уставом монастыря там не проводятся обряды крещения и венчания, а исповедь доступна ежедневно во время вечернего богослужения.

История создания монастыря

Очень многие достопримечательности и знаковые места Крыма связаны с оригинальными легендами и преданиями, не стал исключением и Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае.

  1. Как повествует одна из них, в стародавние времена на поселенцев принялся нападать «змий недобрый», и, уже утратив всякую надежду на избавление, они приготовились покинуть отчий дом и отправиться куда глаза глядят. Однако один из жителей случайно увидел просвет в ущелье Марии. Поселенцы принялись рубить ступени, а затем, спустившись вниз, пошли на блистающий впереди свет. Там они обнаружили пещеру, в которую рухнул поверженный змий. Рядом с ним ярко горела свеча, подле нее высилась икона Божьей Матери. Шокированные жители тут же приняли решение основать здесь обитель для верующих, что и было сделано вскорости.
  2. Другая легенда рассказывает, что эту самую икону обнаружил простой пастух, работающий в ущелье. Исследователи же полагают, что монастырь был основан еще скифами-иконопочитателями приблизительно в конце VIII века. Согласно бытовавшей в те времена традиции, первая церковь и кельи были вырублены в одной из скал.

Архитектура монастыря

Практически все строения монастыря не дожили до наших дней, сегодня ведется реставрация пещер и помещений обители, которые были заброшены в годы красного террора.

  • Колокольня обители одноярусная, построена в виде фигурного портика, на высоченном цоколе хорошо видны небольшие и аккуратные колонны тосканского ордера. Все это покрыто золоченой крышей в форме изящного шатра. Над главным храмом можно увидеть особо почитаемую икону Богоматери, расположенную в углублении с витым рисунком.
  • Красивый фонтан, расположенный у подножия лестницы к комплексу, украшен волнующей скульптурой ангела. Повернувшись налево, можно увидеть дом настоятеля монастыря, построенный в XIX столетии.
  • Перед главным входом в храм находится обзорная площадка, с которой открывается шикарный вид на ущелье и древние руины забытого греческого городка.
  • Подсобные комнаты обители построены необычным образом – их крыши на самом деле являются свисающими скалами, к которым искусно пристроили стены.

Святыни и иконы монастыря

На месте достославного явления животворной иконы Божией Матери «Панагия» построен храм Успения, в котором и хранятся самые ценные реликвии обители.

  1. Икона в серебряной ризе «Успение Божией Матери», под которой можно найти множество драгоценных цепочек и подвесок, которые прихожане оставляли здесь с благодарностью за исцеление.
  2. Полная копия чудотворной иконы с тем же наименованием, украшенная самоцветами и жемчугом.
  3. Мастерская копия исцеляющей иконы Киево-Печерской Богоматери, которую прислали в подарок из Киева в день рождения обители.
  4. Икона «Спаситель», содержащая 84 части мощей святых угодников.
  5. Крест, собранный из трех деревьев певки, кедра и кипариса. Эта реликвия была прислана из Старого Афона, в XIX веке.

Фото монастыря


Алтарь храма святителя Марка.
Лики святых, выдолбленные в скале.

Успенский пещерный монастырь — видео

В этом видео вы услышите интересный рассказ о Успенском пещерном монастыре. Приятного просмотра!!!

На этом все! Не теряйте летний отпуск попусту, посетите этот чудесный монастырь – потом будет что рассказывать коллегам, пролежавшим на пляже две недели.

Пишите в х, если я допустила какую-нибудь неточность в описании монастыря, давайте обмениваться туристическим опытом. Приятных вам путешествий!

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/krym/uspenskij-peshhernyj-monastyr.html

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае (Крым)

  • Духовной жаждою томим,
  • В пустыне мрачной я влачился,
  • И шестикрылый серафим
  • На перепутье мне явился.

А. С. Пушкин

У самого входа в церковь Успения Божьей Матери нас терпеливо ожидает Серафим. Искусно вырезанный из скалы, этот страж Божественной тайны появился здесь самым чудесным образом.

На его месте предполагалась резная колонна, но в самый критический момент рука мастера вдруг неуверенно остановилась, а случайно отвалившиеся скальные куски открыли его изумлённому взору лик ангела.

Художнику осталось лишь только слегка довести явившийся ему таинственный образ.

Каждый храм имеет своего ангела, но не всегда и не везде его можно увидеть наяву.

С самого момента рождения святой пещеры Успения Божьей Матери, её богатейшая и во многом трагическая, двенадцативековая история, сопровождалась непознанными тайнами и загадками.

Серафимы – эти ангелы любви, света и огня, занимающие самое высокое положение в иерархии чинов, приближённых Богу — символизируют эту священную близость.

Свято-Успенский пещерный монастырь уютно располагается в 2 километрах от г. Бахчисарай, в скале ущелья Святой Марии (Марьям-Даре), где ещё сохранились фрагменты татарских построек XVI века.

Находясь в сердце ущелья, среди живописнейших, созданных природой красот земли крымской, окружённое мощными и высокими скалами, это белоснежное, рукотворное чудо ничуть не диссонирует с окружающим его горным ландшафтом.

Дорога к обители пролегает по балке ущелья Марии, где по правую руку опасливо нависают горные глыбы, а по левую – крутизна обрыва. Выше по дороге, в гладких, обработанных скалах, располагаются вырубленные натруженными руками монахов пещеры-кельи.

Далее, неожиданно, как из сказки, в высоте появляется белый купол Успенского храма монастыря, к которому восходит просторная, величественная лестница. Путешествие в глубь веков начинается здесь, где присев под сенью вековых деревьев, можно внимательно рассмотреть стену с множеством изображений всемирно известных храмов и монастырей.

В знак особого почитания монастыря его называли лаврой. И даже крымские ханы, исповедующие мусульманство, неоднократно приходили к иконе Богородицы, дабы испросить её благословения на благоприятный исход в сложных делах.

Убранство храма поражает своей аскетичностью – в нём нет расписных потолков, изразцовых стен и богатой мозаики. Ничто не отвлечёт внимания паломников от основной святыни лавры – чудотворной иконы Божьей Матери «Троеручица».

В главном пещерном храме, вырезанном в горе, светлый, выполненный из камня, иконостас отделяет алтарную часть. Пол покрыт незатейливым мозаичным орнаментом, напоминающим херсонесские творения. Справа от входа вдоль стены расположена небольшая колоннада. Слева, из окон, в помещение проникают неназойливые лучи южного солнца.

Среди колонн, в стене справа, имеется небольшая пещера, где хранится почитаемый список с образа Бахчисарайской Божьей Матери. Сама же икона, ставшая причиной для возведения монастыря, была перенесена в процессе переселения христиан из Крыма (XVIII в.). Она долгое время, до 1918 г., хранилась в Успенском храме около Мариуполя, а далее след её теряется.

За забором лавры расположено несколько храмов, кельи монахов, звонница и хозяйственные постройки. Некоторые помещения для туристов открыты.

Несколько ниже храма Успения находится вырубленный в скальных породах миниатюрный храм Марка. Искусно отделанный деревом, он выглядит очень уютно. Здесь происходят будничные богослужения, а воскресные и праздничные – в главном храме.

На главной монастырской площади, в честь иконы Божьей Матери, расположен «Животворящий источник», и сооружённая над ним в виде фонтана часовня. Изначально образ «Живоносного Источника» существовал в списках без его изображения. Позднее в композицию включили фиалу, а затем на иконе появились изображения водоёма и фонтана.

Появление мозаичной иконы Богоматери «Живоносный Источник» связано с чудотворным исцелением Богоматерью слепого, произошедшим в V веке у источника недалеко от Константинополя. Ставший свидетелем этого чудесного исцеления воин Лев Маркелл, возвысившийся затем до императора (455— 473), возвёл на месте источника одноимённый храм («Живоносный Источник»).

С 1993 года в обители открыт мужской монастырь. Церковь Успения Богородицы отреставрировали. Отдельные внутренние постройки монастыря до сих пор находятся на стадии реконструкции.

На другой стороне долины виднеются необычные хозяйственные постройки, похожие на большие украинские хаты, с типичными для них крышами. Однако это не крыши, а выступающие скальные породы, к которым изобретательные монахи пристроили лишь стены, получив удобные хозяйственные помещения. Там содержат различную живность и овощи для пропитания.

Ныне, кроме двух восстановленных пещерных храмов, возведено немалое количество наземных строений: среди них братские корпуса, паломническая гостиница, мастерские. В долине активно строятся новые и реставрируются старые здания.

На выходе из обители – дорога дальше в гору, на Чуфут-Кале.

О времени возведения, основателях и творцах Свято-Успенского монастыря почти ничего не известно. По этому поводу имеются различные версии, подтверждаемые лишь легендами да древними поверьями.

С уверенностью можно лишь утверждать, что эта православная обитель — самая древняя из крымских обителей.

Выдвигаемые версии о происхождении монастыря имеют широкий временной разброс – от VIII до XIII века.

Появление монастыря ряд экспертов относит к периоду между XI и XV веками. Однако, вполне возможно, что монахи появились в ущелье Марии в VIII столетии, в период их изгнания иконоборцами.

Вероятно, что изначально монахи вырубили из скальных пород здание храма, а сам монастырь сложился несколько позднее.

Причиной к возведению храма явилось знаменательное обретение иконы Божьей Матери, названной Бахчисарайской.

С XVII века обитель являлась резиденцией митрополитов Готфских (Константинопольский Патриархат). Они вели духовным путём греков и представителей иных народностей, некогда принявших православие.

По завершении в 1774 г. войны с турками, на полуостров с войсками прибыл князь А. А. Прозоровский.

Он информирует государя о том, что недалеко от Бахчисарая существует древняя греческая церковь, вырубленная в горе, а её высшее духовенство намерено выстроить новый храм.

Но, несмотря на то что местный престол возглавлял пророссийски настроенный хан, вместо обновления монастыря происходит его запустение.

Процесс возрождения обители связан с именем святителя Иннокентия, занявшего Херсонскую кафедру в 1948 г. В 1850 г. происходит торжественное открытие храма, а его настоятелем становится архимандрит Поликарп. В открытии участвовало верховное духовенство и множество крымских богомольцев, в том числе и татары, вдохновенно принявшие это событие.

В XX веке в окрестностях храма построен скит Анастасии Узорешительницы. Возведённый на месте старого домового храма, он расположился в 8 км от монастыря.

Важное значение обрела обитель во времена Крымских военных действий 1853—1856 гг. – в её пределах размещался военный госпиталь.

Советская власть не жаловала верующих, и в 1921 г. обитель закрыли, а в её помещениях организовали колонию для инвалидов. С 1929 г. монастырь постепенно увядал. С 1970 г. в нём находилось психоневрологическое заведение.

Активное возрождение монастыря началось с 1991 г., с лёгкой руки архиепископа Симферопольского Лазаря. В 1993 г., когда открыли мужской монастырь, были реконструированы четыре монастырских храма, келейные строения, настоятельский дом, колокольня, восстановлен водный источник и главная лестница. Сегодня по численности служащих монастырь является самым крупным в Крыму.

Прибывающие в обитель паломники и туристы проникаются возвышенной духовной атмосферой монастыря ещё на подходе к нему. Высокая древняя лестница и особенная архитектура обители, близость к первозданной природе и чему-то таинственному – всё это формирует необычные, непреходящие впечатления.

Кроме скального и наскального искусства, архитектурные особенности обители подчёркивают следующие строения.

  • Колокольня. Одноярусная, выстроенная в виде фигурного портика, на очень высоком цоколе отчётливо просматриваются аккуратные колонны тосканского ордера. Всё это сверкает золочёной крышей в виде прекрасного шатра. Над главным храмом возвышается особо почитаемая икона Богоматери, расположенная в углублении с витым изображением.
  • Фонтан, ближе к подножию лестницы, вдохновенно украшенный скульптурой ангела. Слева от фонтана уютный дом настоятеля монастыря, возведённый в XIX веке.
  • Обзорная площадка, находящаяся перед главным входом в храм, открывает чудесный вид на ущелье и древние руины греческого городка.
  • Подсобные комнаты обители со свисающими на них скалами, похожими на крыши.

Последний архитектурный приём является символичным для всего архитектурного комплекса, объединённого главной целью – подчеркнуть единство и гармонию божественного, природного и рукотворного.

Пещерные помещения монастыря обладают чудесными акустическими качествами.

На площадке перед пещерной церковью шумят голоса посетителей, но стоит сделать пару шагов к северу и этот шум исчезает практически полностью.

Так известняк со своей пористой структурой интенсивно поглощает шумы. Зная об этом, строители храма увеличили размеры помещений храма святых Константина и Елены, стены которых отражали звук.

Благодаря этому алтарь оказался в центре объёмного резонатора, и звуки молитв достигали до Чуфут-Кале, где попадая в пещерные рупоры, отражались и вновь возникали в монастыре. За счёт этого эффекта у молящихся христиан возникало впечатление, что вместе с ними молитву производят и близлежащие скалы.

О появлении храма бытует несколько красивых легенд. Так, молодой пастух, проводя стадо мимо одной из пещер, заметил в ней яркий свет.

Внутри пещеры он с удивлением обнаружил освещённую пламенем свечи, парящую в воздухе икону Пресвятой Богородицы.

Восхищению его не было предела, тем более что эпизод произошёл 15 августа — именно в День Успения Богородицы. Взяв икону домой, утром пастух обнаружил, что её нет.

Но, следуя на выпас, около той же самой пещеры он вновь увидел свет и икону. Пастух снова отнёс образ домой, но история повторилась. Односельчане, узнав об этом событии, догадались, что Дева Мария желает, чтобы на этом месте был выстроен храм в её честь.

Свято-Успенский монастырь посещали венценосные особы: императоры Александр I и II, Николай I. Происходящие здесь чудесные события и явления постоянно влекли и влекут сюда как христиан, так и просто любознательных людей, верящих в чудеса.

Монастырь, как и его завораживающие окрестные пейзажи, одинаково интересен и летом, и зимой. А вот рядом с ним расположен ещё один замечательный и очень популярный пещерный памятник – городище Чуфут-Кале.

Главные святыни обители.

  • Икона Успения Богоматери в ризе из серебра – пожертвование коменданта Бахчисарая Тотовича. Верующие получают от этого дара исцеление душевных и физических заболеваний. Свидетельством тому – множество привесок из золота и серебра, как даров за избавление от неведомых хворей.
  • Дубликат иконы Божьей Матери в ризе из серебра, с драгоценностями. Пожертвование супруги генерала Мартынова в 1856 г.
  • Дубликат иконы Божьей Матери Киево-Печерской, в позолоченной ризе – дар митрополита Филарета по случаю торжества, посвящённого открытию скита.
  • Икона Спасителя с 84 фрагментами мощей святых – дар Корсунского Богородичного монастыря.
  • Крест с образом распятия Иисуса Христа. Композиция из трёх ценных пород древесины. Дар Старого Афона в 1850 г.
  • Образ Богоматери с младенцем. Отображён на скальных породах.

Быстро и просто можно добраться до монастыря автобусом №2, который следует от бахчисарайского ж/д вокзала до остановки «Староселье». Затем останется немного прогуляться.

На личном транспорте лучше ехать к обители с кольцевой трассы, что проходит перед Бахчисараем (если двигаться от Симферополя). На трассе имеется заметный указатель, показывающий путь к цели путешествия. Далее, минуя красивейшие скалы, доезжаем до Староселья и, припарковавшись на стоянке, продвигаемся к обители пешим порядком.

Следуем мимо старинной мечети Тахталы-Джами, построенной в XVIII веке, где можно утолить жажду в находящемся там фонтанчике, имея в виду предстоящий подъём к обители.

Горные монастыри – особое историческое пространство духовной культуры Крыма. Некоторые из них основывались византийскими мастерами ещё в VIII–IX веках и не прерывали своей деятельности, будучи под татарским игом. Такими же являются горные сооружения Качи-Кальона и Бисерный храм.

Свято-Успенский монастырь – опорный плацдарм православия в крымском регионе. Экскурсии в этот монастырь зачастую объединяются с посещением караимского горного поселения Чуфут-Кале с его кенассами, мавзолеями и гротами, что объясняется близостью расположения объектов туризма.

В спектр получаемых туристами впечатлений следует включать головокружительные горные картины, упоительный воздух с запахами сосны и чабреца, а также особый, насыщенный здоровьем, местный лечебный климат.

Такие экскурсии удобно заказывать в составе туров на сайтах, где можно заранее ознакомиться с правилами, соответствующим предварительным ознакомлением с реестрами услуг, ценами и иными нюансами. Здесь можно узнать цены на экскурсии по различным направлениям и подобрать подходящие варианты.

Для посещения христианской святыни женщины должны иметь на голове платок и обязательно закрытую одежду. Вход в монастырь открыт в любое время года, однако, туристы могут посетить только несколько скальных помещений.

Подготовиться к такой экскурсии надо и физически, поскольку туристам в некоторых случаях предстоит утомительный путь в гору. Желательно иметь запас питьевой воды, головной убор и удобную обувь. На Чуфут-Кале не рекомендуется брать с собой детей младше 7 лет — экскурсия может быть для них утомительной.

Таких комплексных экскурсий (с различными объектами показа) из Бахчисарая существует несколько. Стоимость их варьирует от 500 до 1500 рублей.

О Свято-Успенском пещерном монастыре в Бахчисарае смотрите в следующем видео.

Источник: https://vplate.ru/dostoprimechatelnosti/svyato-uspenskij-monastyr/

Свято-Успенский пещерный монастырь :: Украина, Крым, Бахчисарай, монастырь VIII в

Свято-Успенский пещерный монастырь – это действующий мужской монастырь с историей, похожей на легенду. Столетиями христианские монахи Украины соседствовали бок о бок с готскими язычниками и турецкими мусульманами, даже советским атеистам не удалось уничтожить святую обитель. Сегодня Успенский монастырь предлагают включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Когда был основан Успенский монастырь доподлинно не известно. Согласно преданию, первыми поселившимися в пещерах были греческие монахи. В 754 году византийские императоры огласили иконоборчество — запрет на почитание икон, чтобы ограничить растущее влияние церкви. Тысячи икон и статуй святых горели на кострах, а монахи жестоко преследовались.

Бежавшие греки обосновались в пещерах живописного ущелья Марьям-дере, напоминавшего им родные горы Афона. Совсем рядом проживали готские языческие племена. Помимо ежедневных молитв, греческие монахи занялись миссионерством, ставшим одной из основных деятельностей в последующие века.

Христианский монастырь не прекратил своего существования даже когда в XV веке Крым захватили турки.

Из столицы Крымского ханства Бахчисарая, основанного всего в нескольких километрах, приезжали послы православных государств помолиться среди единоверцев.

Говорят, сам хан не раз наведывался к иконе Пресвятой Богородицы, прося защиты перед длительным походом, а вернувшись с победой, воздавал ей почести.

До XVIII века Успенский монастырь являлся главным православным оплотом крымских христиан. Но с началом войны с Турцией местное население покинуло родные края. Те немногие, кто отказался уезжать, молились в Успенском храме — единственной в то время действующей церкви в Крыму.

Следующим испытанием стал приход Советской власти. Монахов обвинили в заговоре и расстреляли, монастырь закрыли, а имущество разграбили. В кельях и храмах разместили колонию инвалидов. Но разразившееся землетрясение 1927 года разрушило постройки на крутом утесе и монастырь был заброшен.

В 1993 году Свято-Успенский пещерный монастырь был возвращен церкви, и началось его возрождение. Сегодня это действующий мужской монастырь, закрытый для свободного посещения туристов.

Что посмотреть

К самым древним сохранившимся постройкам монастыря относятся дом настоятеля и пещерный храм Успения. Недавно был восстановлен пещерный храм святого Марка. Продолжается реконструкция разрушенных храмов св. Константина и Елены. В долине находится ряд хозяйственных сооружений и монастырская гостиница.

К сожалению, большая часть убранства монастыря была безвозвратно утеряна, а уцелевшие иконы хранятся в музее Мариуполя. Но можно увидеть их копии, включая списанную с главной монастырской святыни — иконы Богородицы, перед которой молился даже крымский хан.

Уникальные примеры пещерных храмов сохранились в Индии — знаменитые храмы Эллоры и Аджанты. В Крыму, в живописном ущелье Крымского заповедника, находится Космо-Дамиановский монастырь с чудодейственным источником. А вдоль Черноморского побережья разместились красивые дворцы Карасан, Дюльбер, Воронцовский, Массандровский и дворец-замок княгини Гагариной.

Свято-Успенский пещерный монастырь открыт ежедневно с 09.00 до 19.00.Посещение доступно только в составе экскурсии, организованной паломническим центром Крымской епархии.* Расположен в урочище Мариам-Дере в 3 км от Бахчисарая, в 30 км к юго-западу от Симферополя.

** Возможно проживание в монастырской гостинице с благословения отца Силуана сроком до 3 суток. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещен, одежда должна быть закрытой, женщины – в юбках и с покрытой головой, мужчины — без головных уборов.

*** Фото- и видеосъемка возможна с разрешения наместника монастыря, снимать монахов запрещено.

Официальный сайт: www.lavra.crimea.ua

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2012-08-18

Видео:

Источник: https://allcastle.info/europe/ukraine/018

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]