На исторической территории крымских караимов, в междуречье Альмы и Качи на нагорье Кырк Йера (округи кырков) находится «священная колыбель» — пещерный город Чуфут-Кале («иудейская крепость»). Называется так он с первой половины XVII в.
, когда преобладающим населением в крепости стали караимы – иудеи, последователи Ветхозаветной Библии. В непосредственной близости от Чуфут-Кале, за восточной стеной, располагается еще один уникальный памятник истории — Иософатова долина с древним караимским кладбищем.
Попасть на кладбище в Иосафатовой долине несложно. Если идти от Чуфут-Кале, то выйдя из Восточных ворот, нужно пройти около полукилометра по вырубленной в скале дороге к верховьям долины. Дорога приводит к арке, являющейся входом на кладбище.
Караимы являются одним из уникальных народов, которые, несмотря на свою нынешнюю малочисленность, некогда были большим и сильным народом. Они оставили большой политический, этнический, культурный след в истории тюркских народов Крыма.Руины Чуфут-Кале (Одинокий обитатель, раввин караимов. Мужчина слева — проводник)Огюст Раффе (1837г.). Караимы города Феодосии (Каффы)Впервые в письменных источниках название Иосафатова долина встречается в книге немецкого и русского ученого-энциклопедиста Петра Симона Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства», посетившего Чуфут-Кале в 1794 году. В караимской литературе название впервые появляется в книге С.А. Бейма «Память о Чуфут-Кале» (1862). Здесь же дается и объяснение этому названию: «Она (долина – В.Е) названа так Караимами по имени Иосафатовой долины в Иерусалиме, в память похороненной семьи, вышедшей из Иерусалима». С конца XX века вместо названия Иосафатова долина часто используется псевдотопоним Балта-Тиймез.Иосафатова долина. Открытка начала XX векаНазвание долины дано караимами также по аналогии с одноименной долиной погребений в окрестностях Иерусалима, где, по преданию, состоится последний Страшный суд.Сходство этих районов отмечено давно, и башня крепости над южным обрывом Иософатовой долины еще более тому способствует. Возможно, местные зодчие-караимы воспроизвели эту башню именно с целью придать долине истинно библейский облик.Оборонительная башня. Южная сторона пещерного города Чуфут-Кале. Автор фото Ольга ИутинаВот как описывает долину в 60-е гг. XIX российский путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»: «Настоящая Иосафатова долина, долина воскресения мертвых. Могилы, годы, развалины на горах, — все пахнет, действительно, Иерусалимом… Вон внизу протекает иссохший Кедронский ручей, гробница магометанского святого так удобно заменяет Авессаломов мавзолей… В моей памяти восстали все поэтические картины иерусалимских окрестностей, которые мне случалось видеть».Самое большое караимское кладбище в мире, на котором сохранилось около 7000 надгробий с XIV по XX век. Язык эпитафий — лешон кодеш, древнееврейский язык. Единственное караимское кладбище, имеющее собственное название.Кладбище огорожено невысокой стеной, сложенной из блоков известняка. За скромной аркой ворот, среди лесных зарослей, открывается поражающее своим видом необозримое море надгробий. Сотни могил заросли густым лесом, надгробия переплетенные лианами, глубоко ушли в землю.фотография из интернетаВ прошлом здесь среди могил росли только старые дубы, рубить которые запрещалось: недаром татары называли кладбище «Балта-Тиймез» (топор не тронет). Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы.Дубовая роща, «сохраняемая как святыня», поражала воображение путешественников и именитых особ, посещавших родовое гнездо караимов . Проф. К. Мусаев писал (1998): «Караимы – один из тех народов, которым удалось донести до наших дней верования древних предков современных тюркских народов, например, почитание священного дерева (дуба), веру в духов, почитание неба – Тэнгри и т.д.». Сегодня в конце кладбища еще можно увидеть до десятка древних дубов, вся же территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом. Сохранившиеся дубы насчитывают 300-600 лет , принадлежат к виду Крымской флоры – Дубу скальному.Карл фон Кюгельген. «Караимское кладбище в Чуфут-Кале»Кладбище расположено на двух весьма крутых склонах долины, его территория вытянута с запада на восток. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе на протяжении 500м. Надгробия ориентировались по оси север – юг. Связано это было с представлениями о расположении священного города Иерусалима на юге: согласно караимской традиции, именно в сторону Иерусалима следовало направлять молитвы. Более того, именно Иерусалим должны были видеть похороненные караимы, восставшие из мертвых во время прихода Мессии и Страшного суда. По этой причине покойника укладывали ногами на юг, а головой — на северПомимо караимов, на кладбище были также захоронены немногочисленные евреи-раввинисты, в XVII – начале XIX веков проживавшие в Чуфут-Кале и Бахчисарае.Кладбище на Чуфут-Кале в Бахчисарае издавна обладает дурной славой. Это мрачное место и днем то вызывает оторопь и мурашки по коже, а смельчака, отправляющегося туда ночью, вообще трудно себе представить. Ощущение страха всюду. Ощущение страха появляется, уже по мере по приближения к нему, поэтому неудивительно, что есть большое количество историй и очевидцев которые рассказывают небылицы вокруг кладбища. Даже бомжи остерегаются ночевать там. Животные, кстати, тоже чувствуют его зловещую атмосферу, и заметить птиц в кронах деревьев кладбища, довольно трудно. Интересно, что в центре кладбища есть полянка, на которую даже листья не падают, и она остается чистой в любое время года.Существует легенда о том, что компания сатанистов, желающих осквернить это место все же отважилась прийти на караимское кладбище ночью. Как только они начали затевать что-то вроде своего ритуала, из-за кустов на них вышло цепью несколько людей полностью одетых в черную одежду. На людях были черные капюшоны, и сатанисты здорово испугавшись, бросились кто — куда. Говорят, одного из их товарищей с тех пор на их тусовках больше не видели, а черные фигуры двигались среди надгробий, как-то не по-человечески.Скалы, камни, пустынность и общий библейский вид Чуфут-Кале и Иосафатовой долины издавна привлекают художников. В шестидесятых годах XIX в сюда приезжал И. Н. Крамской, написавший ряд этюдов для картины «Христос в пустыне». Эти места напоминали ему Палестину.
http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=133002
http://alushta-kurort.com/mestoras/bahchisarai/179-karaimskoe-kladbische.html
https://tajn.ru/karaimskoe-kladbishhe
https://4stor.ru/strashno-interesno/20284-karaimskoe-kladbische-na-chufut-kale.html
http://открытая археология.рф/monuments/караимский-некрополь-в-иосафатовой-долине
http://tourlib.net/statti_tourism/bilyalova2.htm
http://www.hagahan-lib.ru/library/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney17.html
Источник: https://vittasim.livejournal.com/253806.html
Дорога на Чуфут-Кале
romali83
Меня всегда интересовали всякие развалины и города-призраки, они очаровывают и пробуждают фантазию. Поэтому пещерные города Крыма обойти своим вниманием не могла, но в силу своего предназначения они труднодоступны для похода с ребенком. Как только выдался свободный денек, сразу отправилась на электричке в Бахчисарай, в пещерный город Чуфут-Кале. Находится он в Староселье (бывший Салачик), место это издавна привлекало людей — скрытостью, уютом, тишиной. Пройти к нему можно через Свято-Успенский монастырь. До монастыря, в свою очередь, можно легко доехать на маршрутке от вокзала, ну или на такси. Я не стала идти на остановку, а пошла пешком через старую часть города, мимо Ханского дворца, заглядывая в его узкие улочки и дворики. Об этой интересной прогулке еще напишу.
Пещерный город Чуфут-Кале
Сейчас хочу сказать, что Чуфут-Кале является самым известным и самым доступным для туристов. Соответственно, народу там много, хотя нет, не много, а очень много. Я не люблю толпы народу, мне более по душе тишина и неспешное осматривание. Но, увы, идти в более далекие города, просто было некогда. Поэтому дабы совсем уж не уподобляться массовым туристам, я просто решила идти иной дорогой. Не с Южных ворот, а с Восточных. Хотя собственно, если углубиться в истоки, то я как раз сделала все правильно, ведь южные ворота являлись потайными, главным входом они стали только в наше время. Я не знала куда идти, есть такая дурацкая привычка не изучать толком информацию о маршруте, всегда иду куда вздумается.Находясь в монастыре, вспомнила, что где-то тут находится потайная лестница, и решила ее отыскать. Не зная, куда идти, сделать это сложно. Поэтому для тех, кто последует моей дорогой, расскажу, как идти.
Дорога к потайной лестнице
Если с дороги, идущей от Успенского монастыря к Чуфут-Кале, свернуть вправо, туда, где стоит указатель хода нет (это монастырские земли, табличка обязывает, но мы прошмыгнем быстро).
..пройти мимо хозяйственного помещения
То дальше дорога упирается в жилой дом. В дом нам не надо, мы сворачиваем и упираемся в крутой склон.
Поднимаемся по этому склону. И оказываемся у каменной лестницы, ведущей на плато
В другую сторону уходит дорога на Бешек-тау. Людей там нет, вокруг полнейшая тишина и практически нетронутая природа, самое время передохнуть, насладиться панорамой ущелья Марьям-Дере.
Монастырские постройки внизуСпуск с лестницы в ущелье
Вернувшись, пошла через лес, сократила дорогу, и таким образом попала на небольшое разрушенное мусульманское кладбище. Раньше здесь вроде как находился текие (монастырь) дервишей (мусульманских монахов), связанных с мусульманской общиной Чуфут-Кале. По преданиям, текие построил Менгли-Гирей на том месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Гази Мансур, Ших Халим и Ших Рамаза.
О личности Гази Мансура интересные сведения сообщает Эвлия Челеби: «Находится там большая гробница шейха Мансура из Медины. Это был один из благородных товарищей господина Пророка… Богобоязненный шейх Мансур умер потом во время битвы за этот замок Гевхекерман (Чуфут-Кале) и остался погребенным…». Некоторые сохранившиеся здесь мусульманские надгробия датируются первой половиной XV в.
Разрушенная лестница к текие дервишейМусульманское надгробиеДальше дорога ведет наверх, к потайным воротам. И все идут туда.Кенасы Чуфут-КалеЯ же, спокойно миновав серпантин, пошла через лес и старое караимское кладбище к горам. Кладбище впечатляет. Еще сохранилась арка входа, в лес уходит извилистая аллея, по обеим сторонам которой поднимаются надгробные камни. К сожалению, до сих пор не установлено точное количество надгробий. По приблизительным же оценкам их не менее 5 тыс. первые памятники датируются I веком н.э. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты землей.Когда-то Иософатова долина была почитаемым местом погребения, куда привозили умерших даже из других городов. В долине произрастали вековые дубы, которые, видимо, и дали ей второе название — Балта-Тиймез, что означает «топор не коснется». Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы. Сегодня еще можно видеть до десятка древних дубов, вся же территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.Кладбище расположено на двух весьма крутых склонах долины, его территория вытянута с запада на восток. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе на протяжении 500 м.Бросается в глаза разнообразие форм надгробий: прямоугольные плиты, домикообразные, двурогие и однорогие, обелиски, стелы, столо- и гробообразные. Среди них есть памятники людям, умершим и похороненным далеко от Чуфут-кале, так называемые кенотафы, условные погребения. Эпитафии на памятниках на иврите, хотя есть и на караимском, но древнееврейскими буквами.На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Среди них концентрические окружности — солярные знаки, дошедшие со времен язычества. Они типичны для кочевых и оседлых племен Востока, и практически не претерпели изменений. Кипарисы — символ скорби, розетки — торжество радости. Некоторые памятники имеют вид прямоугольных стел и похожи на армянские хачкары (в Чуфут-кале была армянская община). Есть типичные еврейские надгробия, распространенные в Западной Европе в XV-XVIII вв.Грустные мысли навевает полуразрушенный некрополь в Иософатовой долине. И не только сознанием бренности человеческого бытия, но и тем, что этот колоссальный по ценности архив истории Крыма изучен очень мало. К тому же многие востоковеды считают, что ряд надгробных надписей был фальсифицирован А.С.Фирковичем с целью обоснования своей теории происхождения караимов.
Что интересно, есть и совсем свежие могилы.
Караимское кладбище
Караимские надгробия
Идти до восточных ворот довольно долго, особенно не зная куда идти, но оно того стоит. Волки на пути не встречаются, зато открываются потрясающие виды на плато. Можно снова посидеть на краю обрыва, послушать тишину, подумать о вечном.
Долина с северной стороны города
Но вот уже пустырь, крепостной ров и ворота. Дежурит охранник, он же и открыл мне ворота. Собственно, я не одна такая умная, сюда же приезжают по горной дороге уазики с теми туристами, которым лень идти пешком от монастыря.
Восточные ворота
- А также про эту поездку:
- Бахчисарай. Прогулка по улицам старого города
- Бахчисарай — столица Крымского ханства
- Пещерный город Чуфут-Кале
- Свято-Успенский монастырь
- Золото скифов. Сокровища Юго-Западного Крыма (выставка)
- Ювелирное искусство народов Крыма (греков, татар)
Источник: https://romali83.livejournal.com/875.html
Блог путешественника по Крыму: караимское кладбище возле Чуфут-Кале
Бахчисарай известен нам такими достопримечательностями как Ханский дворец, Свято-Успенский мужской монастырь, пещерный город Чуфут-Кале. Однако не многие знают об ещё одном интересном месте Бахчисарая – самом известном в мире караимское кладбище.
Караимское кладбище находится недалеко от пещерного города Чуфут-Кале. Всё потому, что на нём хоронили жителей этого древнего города – караимов, которые населяли город с 17 по 19 века. Однако по оценкам некоторых ученых, кладбище возле Чуфут-Кале гораздо старше, и некоторые могилы датируются 13 веком. Всего на территории насчитывают по разным данным от 5 000 до 10 000 захоронений.
Некрополь носит название Балта-Тиймез, однако все называют это место Караимским кладбищем. Представляет оно из себя территорию около четырёх гектаров, окружённую старинными высокими дубами. Между деревьями, будто разбросанные, лежат надгробия древних захоронений различных форм. Большинство из них сохранились очень хорошо.
Историки объясняют «разбросанность» могил разными факторами. Кто-то считает, что это результат землетрясений и других природных катаклизмов. Кто-то говорит, что могилы повалили во время периодов завоеваний и войн.
Какой версии придерживаться – личное дело каждого, однако совершенно точно то, что даже в таком виде кладбище представляет колоссальную историческую ценность. Ведь караимы не оставили после себя письменных источников.
И эти надписи могут многое рассказать о жизни древнего народа.
Караимы – это один из самых малочисленных народов мира. Национальность по происхождению тюркская, но исповедует иудаизм. Сами караимы относят себя к евреям. Однако их традиции отличаются от еврейских и имеют свои особенности. О караимах не так много информации и она часто расходится. Именно поэтому кладбище может помочь в изучении этого народа.
На древних надгробиях можно разглядеть различные надписи. Вероятно, в них содержится какая-то информация об умершем, его роде или напутствие. Примечательно, что эти надписи выполнены с помощью букв еврейского алфавита, однако на караимском языке.
Нередко можно встретить не только надписи, но и разнообразные рисунки, солярные знаки. Что они значат достоверно неизвестно. Но выглядят они необычно. Побывать на этом кладбище очень интересно.
Ученые и историки говорят, что напрасно многие туристы боятся ходить сюда или считают посещение Караимского кладбища чем-то неправильным. По мнению специалистов, история караимского народа заслуживает, чтобы его помнили и изучали.
Однако тут же напоминают о главном – ни в коем случае нельзя разрушать памятники и оставлять мусор.
Добраться к Караимскому кладбищу очень легко. Путь к нему ведет прямо от Восточных ворот Чуфут-Кале. Для этого нужно выйти из древнего города и обойти его снизу. Дальше увидите вырубленную в скалах дорогу. Она, между прочим, сохранилась ещё с прошлых веков. Именно по ней древние жители везли умерших на кладбище. Расстояние не большое – всего полкилометра.
Если вы не собираетесь посещать Чуфут-Кале, а хотите сразу пройти к кладбищу, нужно идти прямо по грунтовой дороге, которая ведет от Свято-Успенского монастыря.
Таким образом, Чуфут-Кале останется по левую сторону, а вы должны по грунтовке пройти через лес. В течение 15-20 минут выйдете прямо ко входу кладбища. Также советую пройти Караимское кладбище насквозь.
В таком случае выйдете на очень красивую смотровую площадку с видом на Крымские горы и гору-крепость Тепе-Кермен. Удачных выходных!
- Инстаграм автора: @anna_legotina
- Мои предыдущие путешествия по Крыму: крестовая гора Ставри-Кая, поход на Демерджи, гора Кошка, Торопова Дача в Севастополе, ущелье Уч-Кош, противоатомное убежище в Севастополе, озеро Мангуп, крепости вИнкермане, Херсонес в Севастополе, Могабинское озеро, сьемочная площадкафильма Скиф, гора Крокодил, древний мост-акведук под Севастополем, плато Ай-Петри, морская прогулка вдоль побережья Тарханкута.
- Форпост-Севастополь.RU
Источник: https://forpostsevastopol.ru/entertainment/blog-puteshestvennika-po-krymu-karaimskoe-kladbishhe-vozle-chufut-kale/
Туристические маршруты Крыма. Караимский некрополь в Иосафатовой долине
Караимы Крыма — народ, сложившийся в Крыму.
Первые упоминания о караимских общинах в Крыму относятся к 1278 году. Как считают специалисты, свое учение караимы принесли в Крым с его вхождением в состав Золотой Орды.
- Здесь, в Крыму, начали образовываться религиозные общины из местного населения, исповедующие иудаизм караимского толка.
- Постепенно эти религиозные общины, в силу особого уклада жизни и религиозных обрядов обособились настолько, что можно стало говорить о появлении определенного народа Крыма — крымских караимов.
- Существует и другая, спекулятивная, теория происхождения караимов Крыма от хазар, но данные воззрения не выдерживают научной критики.
Недалеко от Бахчисарая, в верховьях балки Марьям-дере, рядом с «пещерным городом» Чуфут-Кале находится один из самых известных и посещаемых объектов культурного наследия Крыма — караимский некрополь в Иосафатовой долине.
Протяженность некрополя составляет около 0,5 км, на его территории находится более 7000 надгробий. Самые ранние из них датируются 40-ми годами XIV в, а самые поздние — послевоенным временем.
Около 3400 из этих надгробий имеют погребальные эпитафии, подавляющее большинство которых сделано на древнееврейском языке.
Караимизм — течение в иудаизме, сформировавшееся на Ближнем Востоке приблизительно в VIII – X вв. н.э. Караимы почитали Писание (Танах, Ветхий Завет) как единственный источник религиозной истины. Отличие караимов от других иудеев заключалось в неприятии Талмуда –раввинистического свода правовых и религиозно-этических положений иудаизма, считающегося евреями-раввинистами «устной Торой». В Крым караимы переселились в XIII веке. В период позднего средневековья они переняли у соседей-мусульман (крымских татар) множество бытовых обычаев и привычек, а также язык повседневного общения – караимский этнолект (разновидность языка, употребляемого той или иной этнической группой (в отличие от диалекта – региональной разновидности)). Иврит (древнееврейский), тем не менее, оставался языком караимской литературы, научных трудов, переписки и надгробных надписей.
По поводу происхождения названия долины, в которой расположен некрополь, нет однозначного ответа. Предполагают, что долина была так названа караимами по имени одноименной долины в Иерусалиме, в память похороненной здесь семьи, вышедшей из этого города.
По одной из версий, Иосафатова долина в Иерусалиме получила свое название как место, где был погребен упоминающийся в Библии царь Иудеи Иосафат. Согласно другой гипотезе, именно в этой долине Иосафат одержал победу над маовитянами и их союзниками.
Здесь располагается крупное еврейское кладбище, действующее и по сей день. В XIX – XX вв. изображения иерусалимской Иосафатовой долины помещались практически во всех еврейских йорцайтах (таблицах для записи дат поминовения усопших).
Вид чуфуткальской безлесой каменистой долины, плотно усеянной множеством надгробий, многим навевал мысли о сходстве Чуфут-Кале и окрестностей Иерусалима.
Вот как описывает долину в 60-е гг. XIX российский путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»:«Настоящая Иосафатова долина, долина воскресения мертвых. Могилы, годы, развалины на горах, — все пахнет, действительно, Иерусалимом… Вон внизу протекает иссохший Кедронский ручей, гробница магометанского святого так удобно заменяет Авессаломов мавзолей… В моей памяти восстали все поэтические картины иерусалимских окрестностей, которые мне случалось видеть».
Однако название это стало распространяться только в первой половине XIX в., самым первым этот топоним упоминает известный немецкий ученый-исследователь Крыма Петер Симон Паллас (1741–1811).
Посетив кладбище в 1793–1794 годах, ученый назвал долину, в которой оно находится, «эта маленькая долина Иосафата». Опубликованные в начале XIX в. и переведенные сразу на несколько языков, дорожные заметки П. С.
Палласа о Крыме стали чрезвычайно востребованными среди просвещенных посетителей полуострова. Вскоре, вслед за Палласом, караимский некрополя близ города Чуфут-Кале стали называть Иосафатовой
Большинство надгробных памятников Иосафатовой долины сделано из местного известняка, добывавшегося в непосредственной близости от некрополя. Некоторые поздние надгробия богатых караимских семей делались из дорогостоящего базальта и мрамора.
Помимо караимов, на кладбище были также захоронены немногочисленные евреи-раввинисты, в XVII – начале XIX веков проживавшие в Чуфут-Кале и Бахчисарае. Надгробия ориентировались по оси север – юг.
Связано это было с представлениями о расположении священного города Иерусалима на юге: согласно караимской традиции, именно в сторону Иерусалима следовало направлять молитвы.
Более того, именно Иерусалим должны были видеть похороненные караимы, восставшие из мертвых во время прихода Мессии и Страшного суда. По этой причине покойника укладывали ногами на юг, а головой — на север.
Лицевая сторона надгробия, на которой наносилась погребальная надпись, была направлена, как правило, на север. Эпитафии наносились прямо на поверхность надгробия, иногда вырезались в специально сделанной для этого нише.
В отличие от надгробий раввинистов, зачатую сделанных в многоцветном стиле, караимские надгробия Крыма почти всегда были выдержаны в строгой манере, без дополнительных украшений (отличием являются поздние дорогостоящие надгробия богатых караимов второй половины XIX – начала XX века).
Надпись на надгробии, как правило, делалась не сразу, и иногда даже многие годы спустя после смерти; бывало, что надписи заказывали родственники, которые не знали точных патронимиков и дат смерти и рождения умерших. По этой причине в эпитафиях иногда отсутствуют эти данные.
Размещение погребений производилось на кладбище достаточно произвольно и не всегда логично. Надгробия поздних периодов часто перемежаются с ранними. Ставшая самой престижной часть у входа на кладбище содержит, преимущественно, памятники конца XIX – начала XX в. Родственники, как правило, хоронились неподалеку друг от друга, на кладбище можно выделить несколько семейных секторов.
Надгробия достаточно разнообразны по своей форме. Исследователь крымских древностей П. И. Кеппен (1837 г.
) выделил пять видов караимских надгробий: древнейшие безрогие гробницы; двурогие гробницы; гробницы, состоявшие из одной плиты, при которой отвесно поставлена другая плита; надгробия из трех плит – двух мраморных и одной простого тесаного камня; «могилы, над которыми положено только с каждого конца по одному простому камню».
Древнейшие надгробия XIV – XV вв. как правило похожи на христианские или мусульманские памятники того же времени (узкие, одно- или двурогие), иногда украшены орнаментом в виде т.н. «сельджукской цепи». Периодом XV – XVII вв.
можно датировать массивные и продолговатые двускатные домикообразные надгробия. Ашкеназского типа вертикальные стелы конца XV века принадлежат немногочисленным эмигрантам с территории современной Украины (Киев и Луцк). Некоторые эпитафии XVI – XVII вв.
были нанесены на крупные прямоугольные или квадратные плиты, ставившиеся вертикально.
Несмотря на то что караимская община практически полностью покинула Чуфут-Кале во второй половине XIX в., кладбище в Иосафатовой долине продолжало функционировать и после этого. Монументальные дорогостоящие надгробия из базальта, гранита и мрамора датируются XIX – началом XX в.
после 1917 года кладбище уже практически не использовалось, хотя отдельные памятники появляются там и позднее.
В последнее время с левой стороны от входа на некрополь представители крымской караимской общины стали устраивать кенотафные (не содержащие захоронения) могилы (йолджи-ташлар) в честь знаменитых караимов.
Источник текста и иллюстраций — проект «Открытая Археология».
Список литературыЛипунов И., Кизилов М. Караимское кладбище в Иосафатовой долине. Симферополь, 2017.
Кизилов С. Крымская Иудея. Симферополь, 2016.
Источник: https://www.tourshop.net.ru/blog/karaim_nekropol/
Караимское кладбище Балта-Тиймез в Чуфут-Кале
Караимы – один из многочисленных народов, населяющих Крым на протяжении многих веков. Они сумели оставить в истории полуострова политический, этнический и культурный след. Старинное караимское кладбище Балта-Тиймез считается одним из ярчайших объектов культуры, а обычные туристы любят это место за таинственную атмосферу.
Где расположено караимское кладбище
Караимское кладбище в Чуфут-Кале рядом с Бахчисараем находится. Здесь, в долине между реками Альма и Кача, жили караимы. Название свое город получил еще в XVII веке, когда иудеи, признававшие только Ветхозаветную Библию, стали преобладать среди населения.
За восточной стеной города до сих пор сохранилась Иософатова долина, где и расположилось караимское кладбище. Такая же долина для погребений есть и около Иерусалима, а одна из башень даже была скопирована и караимами, чтобы кладбище в Крыму имело библейский облик.
Как выглядит караимское кладбище в Крыму?
Ограда кладбища сложена из местного известняка, а вход украшен небольшой аркой. Сразу за оградой глазам открывается море надгробий, заросших лесом: каменные плиты оплетены лианами, многие уже давно ушли в землю.
Когда-то на кладбище росли огромные старые дубы, считавшиеся караимами священными: рубить их запрещалось, это считалось страшным кощунством. Дубам поклонялись, возле них возносили молитвы.
Название Балта-Тиймез в переводе на русский звучит как «топор не тронет», так называли это караимское кладбище крымские татары, что не мешало им угрожать вырубкой деревьев, когда они требовали денег у караимов.
Через кладбище с запада на восток идет дорога, а могилы ориентированы с севера на юг.
Сохранилось огромное количество памятников, примерно семь тысяч, на половине из них до сих пор можно прочитать эпитафии: самые старые надписи сделаны на древнееврейском языке, иногда на караимском, поздние, а это XIX-XX век, написаны на русском и иврите. Такие надписи содержали имя усопшего, его род, дату смерти, а часто – что-то вроде напутствия умершему.
Памятники караимского кладбища очень разные: больше одно- и двурогих надгробий, встречаются надгробия в форме стола, гроба или в виде плит. Самые древние надгробные плиты датируются 956 г. н.э., много плит XIII века. Караимы не оставили после себя письменных источников, поэтому древние надгробия можно считать национальной летописью жителей Чуфут-Кале.
Караимское кладбище сохранило свое значение даже тогда, когда в середине XIX века жители покинули город.
Кладбище не было забыто, оно стало национальной усыпальницей, а быть похороненным здесь считалось особой честью, поэтому сюда везли покойников и из других городов.
Иногда на кладбище можно встретить надгробия людям, которые и умерли, и похоронены вдалеке от Чуфут-Кале. Они называются тикмэ-таш. Самый последний из них установлен был поручику Тапсашару, защищавшему Порт-Артур.
Захоронения продолжались до средины XX века, после чего власти Бахчисарая объявили караимское кладбище закрытым для захоронений.
Древнее караимское кладбище в Чуфут-Кале ценно не только как память почти исчезнувшему народу, но и как редкое собрание резных орнаментов и образцов старинных эпитафий.
Источник: https://krym-portal.ru/interesnie-mesta-krima/karaimskoe-kladbische-v-chufut-kale/
Чуфут-Кале
Чуфут-Кале — это уникальный исторический объект и легендарный пещерный город-крепость, расположенный в окрестностях Бахчисарайского района. Можно сказать, что эта крымская достопримечательность досталась нам в наследство от обитавших в этих местах малочисленных народов — аланов, кыпчаков, караимов.
Чуфут-Кале представляет собой скальный мыс, возвышающийся почти на 560 метров над уровнем моря, окружённый с трёх сторон отвесными, почти непроходимыми скалами.
Пещерный город имеет несколько вариантов названий:
- самое устоявшееся и наиболее часто употребляемое — «Чуфут-Кале», что в переводе с крымскотатарского означает «Еврейская крепость»;
- названия «Кырк-Ер», «Чифут-Калеси», «Гевхер-Кермен» также появились благодаря крымским татарам во времена Крымского ханства;
- из наиболее позднего — «Джуфт-Кале», означающее на тюркском языке «Двойная крепость»;
- караимы называли этот пещерный город «Села Юхудим» и «Села ха-Караим».
Карта-схема, © Andreydsms
Стоимость посещения Чуфут-Кале
Вход на территорию мёртвого города платный. Стоимость билетов: взрослый — 200 рублей, для пенсионеров — 150 рублей, детский и студенческий (от 7 до 18 лет) — 100 рублей, дети до 6 лет проходят бесплатно.
Отдельное экскурсионное обслуживание (для группы из 15 человек) составляет 1500 рублей.
Экскурсии в Чуфут-Кале
Посещение Чуфут-Кале — одна из самых популярных экскурсий на полуострове. Туры в мёртвый город организуются из разных крымских городов, но чаще всего из крупных: Севастополя, Ялты, Евпатории, Саки. В стоимость экскурсии, как правило, входят услуги гида и транспортное обслуживание. Питание обычно оплачивается отдельно. Приобрести тур можно у местных туроператоров.
Время работы
Время работы уникального пещерного комплекса зависит от сезона. Так, с октября по апрель туристический объект доступен для посещений с четверга по понедельник с 09.00 до 19.00. С мая по сентябрь: среда — понедельник с 09.00 до 19.00.
При посещении Чуфут-Кале обязательно нужно иметь при себе бутылку с водой и головной убор.
История
История этого пещерного города имеет много пробелов и тёмных пятен. Относительно недавно учёным всё же удалось пролить свет на некоторые из них. Так, было установлено, что античная крепость Фулла, долгое время считавшаяся выдумкой, и есть Чуфут-Кале.
Сейчас в это трудно поверить, но крепость, кажущаяся мирной, некогда была ареной жестоких сражений, кровопролитных битв и даже политических баталий. Основанная предками современных осетин (аланами), предположительно, в V веке нашей эры она тут же стала преградой для византийцев, пытавшихся продвинуться на север и завоевать весь полуостров.
В XII веке пещерный город-крепость становится столицей княжества кыпчаков, которые боролись за свою независимость с ханами Золотой Орды. В последнем году XIII века крепость оказывается захваченной и разграбленной ордынским эмиром Ногаем.
Пережив разорение, она начала приходить в упадок и терять своих жителей. Причина, по которой кыпчаки стали покидать свою обитель, до сих пор не установлена, но известно, что спустя 50 лет после этих событий в крепости поселились караимы.
В 1421-ом году Чуфут-Кале становится столицей крымского Юрта и резиденцией крымского хана Хаджи I Герая, а спустя семь лет город и вовсе получает независимость от Золотой Орды. Именно на этот период и припадает наибольший расцвет пещерного городка. Но наряду с могуществом Чуфут-Кале охватывает и борьба за власть между представителями династии Гиреев, длившаяся почти целое столетие.
В 1502-ом году резиденция Менгли I Герая с Чуфут-Кале переносится в основанный им Бахчисарай. Ещё пару столетий ханской крепости удаётся держаться на плаву и играть важное значение. Своё существование пещерный город прекратил с уходом последних жителей. Произошло это событие в XIX веке.
До того, как караимская колыбель стала популярным туристическим объектом, это место посетили многие российские самодержцы, писатели, поэты и художники. А в 2015-ом году пещерный город-крепость был включён в список объектов культурного наследия федерального значения.
Достопримечательности Чуфут-Кале
К сожалению, в настоящее время большая часть пещерного города представляет собой руины. Но оценить былое величие Чуфут-Кале всё же можно по уцелевшим помещениям и постройкам.
Как правило, отправная точка любого туристического маршрута начинается со стороны Южного входа, который обрамляют двустворчатые дубовые ворота «Кучук-Капу».
Их расположение в крепостной стене и внешний вид невольно наталкивают на рассуждения о неприступности городища, былых защитниках и мужественных воинах. Дальше — ещё интереснее.
Вымощенная камнем дорога ведёт на широкую площадку с многочисленными пещерными сооружениями. Вырубленные в скале на разном уровне они напоминают пчелиные соты.
Интерес представляют и более поздние постройки — караимские кенассы (храмы), располагающиеся в восточной части Чуфут-Кале. Сооружения имеют прямоугольную форму с черепичной крышей. Вход в большинство построек украшает каменная аркада.
Кроме того, в восточной окраине городища сохранились две башни, встроенные в крепостную стену. Считается, что эти поздние сооружения носили декоративный, а не оборонительный характер.
Именно в этой части Чуфут-Кале когда-то располагались жилые дома и монетный двор, на котором чеканили крымские монеты.
Западная часть крепости хранит как хозяйственные помещения: амбары для хранения колбас и сараи, так и руины былой мечети.
Но самой главной жемчужиной Чуфут-Кале считается мавзолей дочери золотоордынского хана Джаныке-ханым. Сооружение представляет собой восьмигранное здание с арабской вязью и черепичной крышей.
Статус самого мрачного места в Чуфут-Кале уже долгие годы принадлежит караимскому кладбищу или «Балта Тиймэз». Спрятанный в лесной чащи некрополь совсем не пользуется популярностью среди туристов. Оно и понятно.
Согласитесь, не каждому захочется прогуляться вдоль пяти тысяч, по другой версии — десяти тысяч надгробий, самые древние из которых датированы XIII веком.
Кроме разбросанных могильных плит здесь можно увидеть надписи на древнееврейском языке, цитаты из Библии, вековые дубы и памятник известному караимскому военному — Марку Тапсашару.
Как добраться
Чуфут-Кале находится в непосредственной близости от Бахчисарая — всего в 2,5 километрах. Оттуда до пещерного города можно быстро доехать на автобусе № 2. Выходить нужно на остановке «Староселье», затем подняться по тропе.
Тем, кому расстояние в 2,5 километра не кажется пугающим — можно пройтись до Чуфут-Кале пешком, минуя улицу Ленина, Р. Люксембург и Старосельскую.
До городища с ветерком вас может домчать и такси. Вызвать машину можно как по телефону, так и воспользовавшись специальным приложением. Среди самых популярных и бюджетных служб — Яндекс. Такси Бахчисарай.
Вы можете домчаться с ветерком и сами — на арендованном автомобиле. В таком случае на путь у вас уйдёт около 30 минут.
От Севастополя до Чуфут-Кале тоже не очень далеко — 55 километров. Преодолеть это расстояние можно на том же арендованном авто, такси или на электричках № 6942, 6934 и 6944.
Если вы находитесь в Евпатории, вам сперва нужно добраться до автовокзала. Там сесть на автобус или маршрутку, следующую до Бахчисарая. Выйти на конечной остановке, там пересесть на уже знакомый автобус № 2.
Из Евпатории на авто: двигайтесь по трассе «Р25», доехав до города Саки, сверните и езжайте по «Т0104» или «Т0106» до Табачного. После этого населённого пункта поверните в сторону Бахчисарая и езжайте до кольца. Дальше следуйте указателям, и вы окажетесь на месте.
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/bakhchysaray/castles/12417
Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму: история, особенности и месторасположение
Пещерный город… Мистика, фантасмагория, тесное переплетение вымысла и реальности, погружение в атмосферу застывшего в камне времени. Это лишь немногие ассоциации, которые вызывает это слово. Но пещерный город – не придумка фантастов, а реальность, дошедшая до нас в виде, отметающем сомнения. Есть такой город в Крыму, и называется он Чуфут-Кале.
Если говорить сухо и односложно, Чуфут-Кале – это средневековый город-крепость, расположившийся на горном плато. Он является памятником культурного наследия. Наивысшая точка над уровнем моря – 581 м. Древний город на высоте, оставивший все же больше вопросов, чем ответов, ежегодно посещают сотни туристов.
Место немного страшное (все же высота, крутые скалы), но еще больше интересное – сохранившиеся здесь постройки впечатляют своей целостностью. А когда узнаешь, каким годом и веком они датированы, удивляешься, что все это довольно хорошо сохранилось.
Чуфут-Кале в переводе с татарского означает «еврейская крепость». Такое название используется в советской исторической литературе, а еще в русскоязычных работах караимских авторов более чем полтора столетия. Но именовали древний город и по-другому, а именно:
- Кырк-Ер или Кырк-Ор, Чифут-Калеси – это крымскотатарские названия пещерного города, бытовавшие во времена Крымского ханства;
- Кале или Калэ – это аутентичное название, относящееся к караимско-крымскому диалекту, которое использовали сами караимы;
- Села Юхудим – переводится с древнееврейского как «скала иудеев», это словосочетание можно было встретить в караимской литературе до середины XIX века, а уже во второй половине следующего столетия оно сменилось на Села ха-Караим;
- Чуфт-Кале и Джуфт-Кале – это поздние названия, которые с тюркского можно интерпретировать как парная или двойная крепость.
Для обитания и селения людей эта местность подходила прекрасно: сама по себе живописная долина, хороший запас пресной воды, скала с плато. Город стал надежным укрытием от врагов и захватчиков.
И все же точных, убедительных сведений о том, когда образовался город, нет. Раскопки чуть прояснили ситуацию: люди жили здесь в эпоху неолита, позже здесь селилось племя тавров.
Но вот с градостроительством точности нет.
Одна из исторических теорий говорит о том, что примерно в VI столетии византийцы построили на горной вершине крепость для аланов, своих союзников. Поселение было названо Фуллы.
А в X веке здесь находилось гото-аланское княжество, партнер Византийской империи.
Качественных сведений об этом государстве не сохранилось, но есть упоминания о набеге татар в третьем веке и разграблении города ордой Нагая в 1299 году.
На захваченных территориях татары организовали вассальное княжество, на его территории проживали караимы.
Через какое-то время город ненадолго стал столицей Крымского ханства – и такая веха была в его истории. Здесь была резиденция Хана Наджи Герая. Через какое-то время столицу перенесли в Бахчисарай, татары начали покидать город. Когда же здесь господствовали татары, в городской крепости заключенными держали высокостатусных пленников. Был тут и монетный двор.
Утрата столичного могущества и оттока местного населения привела к тому, что в городе остались лишь одни караимы. Их передвижение регламентировалось татарскими законами. И вот с этой самой поры именоваться город стал Чуфут-Кале. Это не просто «еврейская скала», это «жидовская скала», если уж быть точным – такой оскорбительный оттенок неслучаен.
Татары считали караимов, что исповедовали одну ветвь иудаизма, евреями.
В 1774 году сюда пришли русские, и это ознаменовалось еще одним оттоком местных жителей. Крымчаки и караимы начали покидать поселение, в XIX столетии здесь осталась лишь семья смотрителя. Широкую известность городу принесла горькая слава места для содержания особых военнопленных.
Историки предполагают, что тюрьма располагалась в пещерном комплексе в квартале Нового города, что расположился почти рядом со Средней крепостной линией, у пропасти. Так, взят был на крымской границе опричник Василий Грязной.
Он, находясь в заточении, переписывался с правителем – с Иваном Грозным. Татары вели разговоры на обмен Грязного на Дивея-Мурзу, крымского полководца. И хоть Грязной слезно молил об освобождении, царь его спас только в 1577 году.
Был в плену и Николай Потоцкий, его тюремная жизнь закончилась освобождением после битвы под Корсунем. Боярин Василий Шереметев также побывал в крепости в Чуфут-Кале.
В заключении узник провел 21 год, за время его заточения сменилось четыре правителя. В 1681 году был подписан Бахчисарайский мирный договор между Крымским ханством и Россией, узники, в числе которых был и Шереметев, были выкуплены.
Но на воле прожил боярин всего год – съеденное тюрьмой здоровье дало о себе знать.
Одна из исторических загадок заключается в том, была ли все же в Чуфут-Кале Екатерина Великая. Многие специалисты склоняются к мысли, что сведения о ее приезде ошибочны, это не более чем легенда. Но зато доподлинно известно, что эти места посещали выдающиеся литераторы – Мицкевич, Грибоедов, Жуковский, Леся Украинка, Горький, Толстой. Побывал здесь и Джеймс Олдридж, и Андрей Битов.
Видели собственными глазами пещерный город и художники Репин, Серов, Крамской. На сегодняшний день большая часть территории находится в руинах.
Но многие, интереснейшие, крайне ценные объекты сохранились неплохо – остов мечети, мавзолей Джаныке-ханым, караимские храмы, жилая усадьба, некоторые хозяйственные.
Если вы едете сюда туристом, будьте уверены – экскурсия не будет спекуляцией на выжженном пепелище некогда легендарного места. Здесь есть на что посмотреть и чем впечатляться.
Первый пункт назначения – Бахчисарай. На машине или маршрутке отсюда можно доехать до станции Староселье. Здесь есть автопарковка. Отсюда начинается пешеходный маршрут, длина которого – 1,5 км. Всего 10–15 минут хода и вы подойдете к Свято-Успенскому мужскому монастырю, одной из знаменитых святынь Крыма. Уже потом через Марьям-Дере вы придете к пресловутому пещерному городу.
Координаты города на карте – 44° 44′ 25.44′′ N 33° 55′ 19.85′′ E. Если есть переживания относительно того, стоит ли ехать так далеко только ради пещерного города, отметите их. Бахчисарайский район интересен и сам по себе.
Да и в целом, Крым – это место, которое за один отпуск не разглядишь. Тем он и уникален.
Тропа, ведущая туриста к Чуфут-Кале, извилистая, непослушная, крутая. Путешественницы, решившие посетить удивительный город в сланцах или, того хуже, на каблуках, рискуют не добраться до точки назначения.
Только кроссовки или кеды не сделают экскурсию экзекуцией. Тропка приведет к Южному входу в городище – это настоящие дубовые врата, двухстворчатые, обитые железными полосами.
Ворота называются Кучук-Капу, они обустроены в Южной стене крепости.
Сам вид этой стены говорящий: настоящая крепость, неподвластная захватчику, готовая оборонять владения со всем ожесточением.
За воротами ждет узкий и длинный коридор, напоминающий мешок (только каменный). Враг, попавший сюда, подвергался обстрелу защитников.
Для любителей античной истории такое устройство крепости знакомо – это классическая оборонительная система античных городов (да и средневековых тоже). Дорога, которая начинается за воротами, вымощена камнем.
Она идет наверх из мрачного тоннеля. Там в ярком свете возвышается первобытная скала с рытвинами пещер.
Если увидеть это в красивом естественном летнем освещении, дух захватывает.
И вот, вышедший на площадку турист, оказывается в настоящем пещерном мире. 28 помещений сегодня принято называть определением «христианский монастырь». Но то, что такой тут точно был, неизвестно.
Даже если предположить, что ни церкви, ни одного религиозного места здесь не было, каждая из 28 пещер интересна сама по себе. А вот дворик с караимскими храмами вы увидите дальше, и это уже определенно храмы – кенасы.
Караимы чтут тору, но их храмы отличны от синагог.
Это место определенно заслуживает подробного описания. Долина, что направляется к югу-востоку от Чуфут-Кале, называется Иосафатовой (аналогия с Иерусалимом неслучайна). В верховьях ее находится крупное караимское кладбище.
Не маленький погост, а сотни старинных надгробий. Они различны по размерам и формам, они сдвинуты и даже перевернуты, их заковали в свои жесткие объятья корни деревьев. И все это – беспорядочно, но властно, занимает огромную территорию.
Историки считают, что погребальные обряды для разных слоев населения не имели существенных отличий, но форма и размер надгробий разнились. На многих памятниках можно даже разобрать эпитафии. Страшно ли то, что некоторые туристы идут сюда как в место силы? Может ли быть место последнего приюта таким? Но если не цепляться к словам, то караимское кладбище действительно энергетически сильно.
Его не сровняли с землей, оно не сгинуло в вихре истории, а стоит здесь и в наше высокотехнологичное время как живое напоминание о том, что мы не первые на этой земле, и что не последние. И есть в этом какая-то простая, едва уловимая мудрость.
Здесь много загадок, которые не раз описывали туристы. И о злом роке в отношении тех, кто пытался осквернить кладбище, и об удивительных площадках на его территории, которые оставались непонятным образом чистыми, когда все за их пределами было усыпано листвой. А вот случаев о том, что кто-то пришел сюда с миром и почтением, а кладбище на него негативно повлияло, не встречалось нигде.
Это еще одно интересное место. У края восточного обрыва находится этот артефакт, сотворенный параллельно с городом и относящийся к его оборонительной структуре. В пифосах и цестернах запасы воды были весьма скромными, на долгое время дать городу воды они, конечно, не умели. В мирные времена горожане брали воду, подходящую по керамической водопроводной системе к подножию плато.
Но в ситуации блокады такая система не могла работать, поэтому и спасал людей колодец, что назывался местными Дениз-куюсы – Колодцем моря.
В скалистом массиве умельцами проделано отверстие с четырьмя углами. Вниз спускалась лестница из шести маршей, на каждом – площадка. И вот на них успешно расходились водоносы.
А посреди первого марша вырубили немаленькую пещеру с, так сказать, дверью. Предполагается, что это было место стражников, охраняющих стратегический объект.
И еще одно окошко прорубили в срединной части спуска к обрыву.
Вдумчивого туриста мучает вопрос – как же сюда доставляли воду. И вот это чуть ли не самая великая тайна Предгорья.
Хотя многие исследователи уверены, что еще в 30-х годах минувшего столетия ученый Репников смог объяснить феномен.
А предположил специалист, что могла там быть только атмосферная влага, которая на скале представлена была обычной ночной росой. Так как море близко, дневная температура высока, воздух оставался сырым ночью.
К тому же летом в горах ночи холодные: скала значительно остывала и срабатывала как мощный, огромный конденсатор.
Когда колодец перестал функционировать, точно неизвестно. Но, скорее всего, случилось это в период, когда захватчикам удалось проломить внешнюю стену крепости. Она перестала быть неприступной.
Отдельный источник воды утрачен. Хотя вода и по сей день поступает сюда, но в гораздо более скромных количествах. Пробовать ее специалисты не советуют – осадный колодец очень загрязнен.
Православный монастырь в этой местности тоже вызовет немалый интерес. Точность сведений об истории его возникновения не гарантирована, но есть мнение, что основан храм на границе VIII и IX веков, и что он фактически был центром христианской культуры на полуострове.
Крым, как известно, тогда был протатарским, христиан, мягко сказать, притесняли. Налоги, которые они вынуждены были платить, были фактически неподъемными. Им ничего не оставалось делать, как укрыться в горных расщелинах от этой несправедливости. Потом на какое-то время монастырь прекратил существование. Но в XIV веке начался новый этап его существования.
В годы турецкого вторжения Успенский монастырь числился как резиденция митрополитов Готфских. Есть же мнение, что только в XV веке зародился монастырь. Он пережил не русско-турецкие войны. В некоторые годы военного лихолетья здесь размещался госпиталь, умершие погребены на монастырском кладбище.
А вот что подкосило жизнь монастыря, так это приход советской власти. И горькая участь, постигшая множество храмов по всей советской территории, могла быть для монастыря еще более печальной. Во время Великой Отечественной здесь функционировал военный госпиталь, а уже после войны здесь открылась настоящая психолечебница.
Монастырь возродился в 1993 году.
Внутри храм очень маленький, туристов очень много. Одна группа идет вверх, другая вниз.
В храме очень интересный потолок – каменный, очевидно, что его усердно тесали, что он испещрен специальным долотом. Есть и небольшая комнатка, там хранится икона Матери Божьей Бахчисарайской (Панагия).
Наружный вид монастыря впечатляет не меньше. Каменные карнизы нависают величественно, иконы – прямо на скалах.
Так называется мавзолей XV столетия, который фактически целиком сохранился. Он считается памятником архитектуры, располагается на юго-востоке города. Это историческое наследие Золотой Орды.
Территория, что прилегает к нему, на сегодняшний день пуста, но когда-то на этом месте было кладбище.
В 1437 году хан Тохтамыш приказал построить мавзолей в память о своей дочери Джанике-ханым.
Кто-то сравнивает судьбу этой девушки с Орлеанской девой, но в точности рассказать историю ее жизни вам не сможет ни один специалист.
Правда, одна интересная линия известна и передается из уст в уста, хотя это не более чем легенда. Во время осады города Джанике спасла людей: она, будучи тонкой, словно тростинка, единственная могла пробраться к колодцу.
Девушка помогла носить воду в каменный бассейн, а утром обессиленная избавительница скончалась. Сейчас же о славной дочери своего народа напоминает мавзолей, на первый взгляд, неброское здание, но необычное – восьмигранное, украшенное резьбой.
Нельзя сказать, что какой-то объект пещерного города может заслонить собой другие. Нет, единое, целостное впечатление составляет город в целом.
Турист попадает на площадь, которая оставила и сегодня следы давних, очень давних событий – мечети, каменного колодца, христианского храма. Вы узнаете о караимах, которые жили обособленно, своим кварталом, занимались ремеслом и хозяйством.
Большой каменный дом одного из них, летописца и ученого Фирковича, и сегодня стоит в пещерном городе.
Монетный двор, ремесленные лавки, типографии – все было здесь, и, судя по целостности зданий, кажется, что было вчера. Но прошли столетия, и это самое огромное, яркое, с трудом осознаваемое впечатление древнего города: как это возможно, что через наслоения веков перед нами дом, стены которого не рассыплются от прикосновения наших ладоней.
Интересно будет побродить по улочкам древнего города, пытаясь разгадать его тайны, расшифровать послания некогда живших здесь людей, понять, что же за сила была у того человека, что след его так явен сегодня.
Отлично сохранились улочки Чуфут-Кале: а то, как в древности делали тротуары, стоит показать многим нынешним строителям. В сильный ливень вода стекает по дороге, но путник спокойно проходит по каменному тротуару.
Вот уж точно, сделано на века.
Официальный сайт культурно-исторического объекта информирует, что организовать экскурсию можно с 9 до 18 часов дня, режим работы касс – до 17.00.
Есть и объявление, что головной убор и запас питьевой воды должен быть с собой у всякого посетителя: без этого экскурсия невозможна.
Это не набережная, а скалистая местность, даже если приехали вы не зимой, а в жаркий сезон, обувь должна быть прочная и закрытая – кроссовки. Одежду надевайте комфортную.
С маленькими детьми сюда ходить не стоит: скалы, горы, ямы и обрывы опасны для непредусмотрительных малышей. Стоимость билета – в районе 200 рублей (полный) и 100 (льготный). Попить и поесть на территории пещерного города можно, но только если еду и питье вы несете с собой, и ни в коем случае не мусорите.
Чуфут-Кале – это каменная реликвия Крыма. Многих туристов экскурсия сюда заставляет задуматься о важных вещах, пересмотреть свою жизнь, миссию, жизненный след. Поэтому, даже с точки зрения энергетической подзарядки, поездка сюда будет полезной. Наконец, погружение в историю – это увлекательно и, к счастью, доступно.
О том, как выглядит пещерный город Чуфут-Кале в Крыму, смотрите в следующем видео.
Источник: https://vplate.ru/dostoprimechatelnosti/chufut-kale/