Екатерининские мили севастополя и крыма: фото, где находятся, история

Гостевой дом Лев

0 м до объекта

Севастополь, ул. Челюскинцев, д. 49

Гостиница Сонис

0 м до объекта

Севастополь, ул. Челюскинцев, д. 49/3

Гостиница Вербена

0 м до объекта

Севастополь, ул. Челюскинцев, д. 49

Гостевой дом Арго

0 м до объекта

Севастополь, ул. Челюскинцев, д. 49/43

Отель Розмарин

0 м до объекта

Севастополь, ул. Радужная, д. 6

Отель Альбатрос

0 м до объекта

Севастополь, ул. Челюскинцев, д. 129

Sunny Hostel

0 м до объекта

Севастополь, ул. Большая Морская, д. 33

  • Отель Зодиак
  • 0 м до объекта
  • Севастополь, Улица Кулакова 76

Гостиница Олимп

0 м до объекта

Севастополь, ул. Кулакова, д. 86

Гостиница Зюйд

0 м до объекта

Севастополь, ул. 4-я Бастионная, д. 28

Гостиница Форт-35

0 м до объекта

Севастополь, ул. Л. Бобковой, д. 1/22

Гостиница Спорт

0 м до объекта

Севастополь, ул. Пожарова, д. 27/ул. Черцова, д. 2

  1. Отель Глечик
  2. 0 м до объекта
  3. Севастополь, улица Комунистическая 37

Гостевой дом К&T

0 м до объекта

Севастополь, ул. Черцова, д. 27

Гостиница Багира

0 м до объекта

Севастополь, ул. Декабристов, д. 20

Отель Русский Афон

0 м до объекта

Севастополь, ул. Декабристов, д. 24а

Гостиница Джамаль

0 м до объекта

Севастополь, пр. Победы, д. 25, корп. Б

Отель Аврора

0 м до объекта

Севастополь, ул. Кожанова, д. 12

Гостиница Дельта

0 м до объекта

Севастополь, ул. Репина, д. 15

Гостиница Ривьера

0 м до объекта

Севастополь, ул. Стрелецкая, д. 19

Отель Омега-Клуб

0 м до объекта

Севастополь, ул. Летчиков, д. 5

Отель Ярд

0 м до объекта

Севастополь, ул. А. Кесаева, д. 9

Гостиница Аурелия

0 м до объекта

Севастополь, ул. Героев Бреста, д. 57

Источник: https://www.101hotels.ru/recreation/russia/sevastopol/points/architectural_monument/ekaterininskia_mila

Малоизвестный Крым. Екатерининские мили

Нынешний год для Крыма юбилейный. Туристический сезон власти Республики приурочили к 230-летию путешествия императрицы Екатерины Великой на полуостров. Таврический вояж этой любвеобильной барышни, длившийся полгода, — мероприятие по тем временам беспрецедентное, и по масштабам, числу участников, стоимости, и по времени в пути.

По сей день сохранились в Крыму памятники архитектуры — отметки визита Екатерины — дорожные знаки, которые установили в 1784-1787 гг., на всем пути следования кортежа.Маршрут вояж-инспекции Екатерины II по Таврической губернии в 1787 г. пролегал из Бериславля (Бериславль) через Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай и Карасубазар в Феодосию. По обочинам пути следования императрицы стояли изящные белоснежные колонны, отмерявшие ее путь в верстах и милях. Организатором их установки, как, впрочем, и всей поездки, был фаворит Екатерины — Григорий Потемкин, таким образом он как бы отчитывался своей покровительнице о проделанной работе в присоединенных землях.Идею с обозначением пути подсказал Потемкину правитель Таврической области Василий Каховский (август 1784 г): «Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых». В ответ Потемкин пишет ордер (сентябрь 1784 г): «Расстояние пути означить милями и верстами… каменными, ставя первые по десятки, другие же на каждой версте». Дорога в Крым по задумке светлейшего князя должна была стать «во много крат краше» римских (на то время служивших эталоном дорожного строительства).В марте 1785 г. Каховский рапортует Потемкину: «Мили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя через Бахчисарай, Акмечеть, Карасубазар до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Верст от Бериславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание».Строительством дорог и непосредственной установкой милевых столбов, занимались военные: казаки и солдаты разных пехотных полков, в том числе рядовые Албанской команды, находившиеся в Балаклаве. «Руководили работами секунд-майор Гриднев, капитан Боярский, поручик Галич и др. Нижние чины получали за работу в день 5 коп, частные же подрядчики брали за сооружение и установку мили 14 руб, версты – 3-5 руб. Камень для верст ломали в деревнях Сюрень, Кемельчи и др. Шел в дело и камень от старых фундаментов заброшенных домов и из других сооружений. В 1890-х при реставрации одной из Екатерининских миль возле деревни Чоргунь были найдены надгробные плиты с армянскими надписями» [1]Однако и сам проект колонн, и его автор остаются пока в числе неразгаданных тайн. Так же как и их точное количество. Известно лишь, что все работы по их сооружению закончили за год до начала турне в 1786 г. По одной из версий, «дизайном» миль занимался архитектор Иван Старов, который известен как талантливый зодчий, создавший дворцы и соборы в Санкт-Петербурге, а также Екатерининский собор в Херсоне и Потемкинский дворец в Екатеринославле (Днепропетровске). В 1786-1790 гг. Старов работал на юге Российской империи, по заказу Григория Потемкина в том числе. Вполне возможно, что именно его и попросил светлейший князь заняться дорожными знаками. Однако документов, подтверждающих или опровергающих эту теорию, пока не найдено.Ни слова не найдено в письменных источниках и о реакции самой императрицы на архитектурное украшение крымских дорог в ее честь. Зато их отмечали многие путешественники, побывавшие в Тавриде позже. Вот что писал Петр Паллас, проезжая по пути царского кортежа, спустя семь лет: «На всех главных дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным в тесаном камне, а каждая десятая верста — милевым столбом в виде красивой круглой колонны, увенчанной родом восьмиугольной капители с округленной вершиной. Эти прочные знаки делают совершенно излишними вновь поставленные для обозначения верст деревянные столбы».Меры по сохранности милевых и верстовых столбов предпринимались еще в период подготовки ко встрече императрицы. Так еще в начале 1785 г., за два года до императорского турне, комендант Перекопской крепости полковник Фок издал особое распоряжение, чтобы «обыватели из злости какой или невежества не портили дорожных знаков». Однако это не уберегло их в последующие годы от природных разрушений и действий «несознательных» граждан.Фото ekaterina-ii.niv.ruПервые работы по реставрации «свидетелей» крымских смотрин в начале 1830-х провел генерал-губернатор Новороссии граф Воронцов. Он же и выделил деньги на устройство вокруг милевых столбов оград и посадки деревьев. Уже на тот момент их оставалось всего 13 (!): четыре в Феодосийском уезде, одна в Днепровском и восемь в Симферопольском.В периоды революций, смены государственного строя на волне «разрушим до основания», больших и разрушительных войн верстовые знаки исчезли совсем, а вот нескольким милям удалось уцелеть чудом.До наших дней из всех Екатерининских миль сохранилось всего две в Днепропетровской, одна в Херсонской областях и пять в Крыму: в Севастополе на Северной стороне, в Бахчисарае возле Ханского дворца, на трассе Севастополь-Симферополь около с. Севастьяновка, на трассе Симферополь-Феодосия около с. Цветочное (но тут аутентично только основание, остальное новодел), на той же феодосийской дороге недалеко от с. Отважное стоит памятный знак в виде Екатерининской мили, сам монумент в 1998 г. был разрушен, а оставшиеся части перевезены во двор краеведческого музея Старого Крыма.

  • Бахчисарайская миля
  • Севастьяновская миля
  • Миля из Цветочного
  • Миля из Отважного
  • Севастопольская миля

Сейчас знак стоит возле северного въезда в Ханский дворец, на среднем каменном мосту через реку Чурук-Су. На квадратном постаменте колонна тосканского ордена, круглая снизу и шестигранная сверху. Ранее ее венчал двуглавый орел. Кстати, символ России появился на памятнике не сразу. Сперва он находился на башенке над Порталом Алевиза, заменив там полумесяц (мусульманский знак), который сняли в период реставрационных работ перед приездом Екатерины. Этого орла еще в 1820 г. видели на первоначальном месте Пушкин и Муравьев-Апостол, по отдельности посещавшие Бахчисарай. Лишь в 1825 г. птица «перелетела» на навершие Екатерининской мили, позже канув в лету.Вид Северных въездных ворот с надвратной башней на территорию ханского дворца (со стороны р.Чурук-Су); на первом плане слева — Екатерининская миля. 1880-еВ 1818 г. миля обзавелась памятными табличками. Текст на одной выполнен на русском языке, на второй — на арабском: «Благородной памяти Императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае в 1787 году мая 14».Известняк, из которого сложен памятник, со временем ветшает — в 2012 г. проводились очередные работы по его реставрации. Но это не смущает предприимчивых местных торговцев, раскладывающих у ее подножия свои товары для туристов.Путевой знак, установленный в тогдашнем Симферопольском уезде, на дороге из Симферополя в Бахчисарай, в имении Мазганы, дожил до наших дней. Он находится при выезде из Альминской долины, на повороте дороги за 19-м километром. По одну сторону от него село Севастьяновка, по другую — Новопавловка. От новопавловской мили до той, что стоит в Бахчисарае у Ханского дворца, расстояние составляет около 10 верст — как и было положено при их установке. Упомянутое же выше имение принадлежало некому господину Мазганы (Мазгани) в первой половине XIX в. Ранее эта местность называлась Хан-Эли, и по легенде здесь стоял татарский дворец Алма-Сарай. Позднее Хан-Эли стал совхозом, а земля вошла в состав села Новопавловка.Народная молва также связывает появление названия еще одного соседнего села, Приятное Свидание, с вояжем Екатерины II. Якобы на этом месте состоялась ее тайная встреча с князем Потемкиным. Однако это не более чем красивая легенда — на самом деле он сопровождал государыню в поездке, начиная с Киева.В числе оставшихся миль фигурирует и стоящая на 29-м километре шоссе Симферополь-Феодосия, сразу после моста через реку Бурульча, между селами Цветочное и Зуя. Маркевич, перечисляя сохранившиеся знаки, упоминает и о том, который находится в Симферопольском уезде, близ села Зуя. По всей видимости, речь идет именно про эту милю, хотя в современных источниках ее «приписывают» к Цветочному.Строго говоря, сохранился от нее только постамент. В конце 50-х годов ХХ в. на нем еще стоял четырехгранный столб, но позже исчез и он. В советское время милю повредили трактором во время полевых работ. В июле 2012 г. на старинном постаменте возвели новодел, по образу и подобию остальных Екатерининских миль.Этой миле удалось «пережить» СССР. Она стояла на повороте к с. Отважное, между селами Первомайское и Насыпное (в документах за 1891 г. обозначена как «между деревнями Насыпкой и Карагазом»), недалеко от трассы Симферополь-Керчь.Но в 1998 г. некие злоумышленники, якобы «движимые стремлением найти царские золотые червонцы, якобы спрятанных внутри мили» (так сообщало следствие), ее разрушили. Виновников так и не нашли. Обломки каменного столба «переселили» на стройплощадку совхоза «Старокрымский», а осенью 2002 г. перевезли во двор литературно-художественного музея Старого Крыма. Там реконструированный памятник сейчас и находится.На прежнем месте у дороги в 2010 г. состоялось торжественное открытие памятного знака — копии разрушенной мили: бетонная колонна, установленная на квадратном постаменте и увенчанная двуглавым орлом.Стоит на Северной стороне, на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка. Считается самым первым архитектурным памятником Севастополя.Фото Subarev SergeiВ советское время при установке чугунных охранных табличек допустили ошибку, перенеся путешествие Екатерины на век вперед (1887 вместо 1787 г).Фото aipetri.info

Читайте также:  Музей кафедры анатомии человека в симферополе (крым)

[1] А. Маркевич, ИТУАК №11,1891

По материалам открытых источников

  • 20 тонн икры в день! 20 тысяч килограммов или 143 тысячи банок икры делают в день на этом заводе. Такого количества хватит на новогодние столы…
  • Все же знают ЦУМ — логово московского тяжелого люкса? Кто не знает: простые москвичи сюда приезжают на Майбахах и Ламборгини купить новую сумочку…
  • Почему богатые люди очень часто оказываются совершенно не воспитанными, грубыми, развязными, бескультурными и даже дикими? Раз за разом задаюсь…
  • Казашки в Астане — это просто праздник какой-то! Эффектные, красивые, с характерной среднеазиатской внешностью: глаз не оторвать. Мое личное…
  • Это не шутка, и не фигура речи: в наше время действительно из грязи научились добывать золото. И в руке на фото у меня не что иное, как золотая…
  • Голддигерша — профессиональная охотница за олигархами, а дословно «охотница за золотом». Эти особи настолько любят золото, деньги и роскошь, что…

Источник: https://aquatek-filips.livejournal.com/1339196.html

Екатерининская миля

Екатерининская миля-дорожные знаки, времен императрицы Екатерины Великой ,установленные в 1784 -1787 на всем пути следования императрицы от Санкт- Петербурга до Бахчисарая.

Устанавливали их по принципу: каждая верста отмечалась большим необработанным камнем, каждая 10-я верста отмечалась каменной милей. Екатерининская миля представляет из себя четырехгранный пьедестал, от которого отходит колонна с шестигранным перехватом.

Колонна имеет высоту 1,5 метра и пьедестал тоже- итого общая высота Екатерининской мили составляет 3 метра.

  • На сегодняшний день в Крыму сохранилось 5 Екатерининских миль и 6-я находится в разрушенном состоянии.
  • Екатерининская миля в Севастополе

Лучше всего мили сохранились в Севастополе и Бахчисарае.

Севастопольская Екатерининская миля находится в парке Учкуевка,на улице Челюскинцев, в северной части города. Бахчисарайская Екатерининская миля находится напротив Ханского дворца ,практически у главного входа.


  1. Третья Екатерининская миля
    находится на Севастопольской трассе- между городами Симферополь — Бахчисарай, около села Севастьяновка
  2. Екатерининская миля в Бахчисарае

Четвертая миля находится между Симферополем и Белогорском,в 800 метрах от поселка Цветочное.
Пятая
-недалеко от города Старый Крым,на военном полигоне. Ее перенесли на территорию Старокрымского исторического музея.


Шестая миля
находится между Старым Крымом и Феодосией, возле поселка Ключевое. Еще известно о существовании 2-х сохранившихся милях на территории Украины. Практически все Екатерининские мили были уничтожены во время советской власти, как пережиток капитализма.

Небольшая часть, дошедшая до наших дней ,была внесена в памятники архитектуры и взята с 2005 года под охрану государства.

Екатерининская миля недалеко от поселка Старый Крым

Екатерининские мили и их история возникновения.

После присоединения Крымского полуострова к России, в 1783, остро встал вопрос развития Крыма и примирения всех народов ,проживающих на территории Крыма. Среди Крымских татар царил раздор.Множество крымскотатарских семей выехало в Турцию.

У крымских греков царили реваншистские настроения из-за многовекового гонения и репрессий 1779-1781 г., от которых греки бежали в Мариуполь, Херсон и другие материковые города, находящиеся ныне на территории материковой Украины.

Также русские войска, ведущие на протяжении многих веков войны с Крымским Ханством,увеличивали градус напряжения внутри Крыма. Охладить этот котел должен был Потемкин, но его попытки не всегда приводили к нужным результатам.

Доклады Потемкина о ситуации в Крыму, сподвигли Екатерину Великую лично посетить полуостров и принять меры к примирению всех слоев общества. Например ,некоторые дворяне внушали Екатерине мысли, что Россия не потянет Крым, что казна и так пуста, а Малороссия это просто степь,за которою и сражаться не стоило.

На 1787 год был запланирован визит Екатерины Великой в Крым через Малороссию.К осени 1784 года начались подготовительные работы.
Самыми важными из приготовлений было строительство и реконструкция старых дорог на пути следования Императрицы. Эти дороги эксплуатировалась свыше 50 лет и после знаменитого визита.

Именно во время реконструкции и было подана идея возведения и установки каменных милей,на пути следования Ее Величества. Позже названных Екатерининскими. Также,под визит Екатерины Великой, была проделана колоссальная работа по возведению гостиниц, домов отдыха и прочей сопутствующей инфраструктуры.

Практически все построенные сооружения в значительной степени повлияли на уклад жизни Малороссии и Крыма.

Из мемуаров французского посла Сегюро, который сопровождал Екатерину Великую в путешествии: “Я путешествую не для того,чтобы чтобы осматривать Крым и Малороссию, но и для того, чтобы увидеть людей.

Мне нужно дать нашему народу возможность дойти до меня, выслушать их жалобы и внушить чиновникам, что их грехи и провины не останутся без внимания.

” Эти слова нашли реальное подтверждение: большая часть проблем решалась прямо на местах Также граф Румянцев и князь Потемкин, получили множество документов к рассмотрению и проверке. и лично отчитывались по ним перед Императрицей.

Некоторые из этих документы до сих пор хранятся в музеях Петербурга и Москвы. Во время визита Екатерины Второй был основан один из крупных городов Малороссии — нынешний Днепропетровск. Также были заложены 10-ки церквей и несколько сел.

Если Вы решите посетить Крымский полуостров в особенности Бахчисарай или Севастополь, обязательно найдите Екатерининские мили, прикоснитесь к истории нашей страны, и поведайте о них друзьям, расскажите историю их создания

Екатерининские мили на карте Крыма

Источник: https://www.krym4you.com/dostoprimechatelnosti/pamyatniki/ekaterininskaya-milya/

Екатерининская миля

Главная > Достопримечательности > Самое известное > Екатерининская миля

Екатерининская миля — монумент, который строился через каждые 10 верст по пути следования императрицы России Екатерины Второй в 1787 году из Царского Села (г. Пушкин) в южные земли. В советский период Екатерининские мили в основной массе были разрушены. Из семи сохранившихся в Крыму находится шесть.

«Путешествие Высочайшей особы в полуденный край» — первый VIP-тур в Крым на 12 ночей с экскурсиями))). Был организован для Екатерины Второй светлейшим князем Г.А. Потемкиным в 1787 году с 17 мая по 30 мая. Стоимость тура с переездом гужевым транспортом составила 15 млн. рублей (для сравнения, от продажи Аляски в 1867 году было выручено 11,3 млн рублей).

Но такая сумма не удивительна, так как к моменту приезда Екатерины Второй целые города были отстроены, проложены дороги, не хуже римских, в самом кортеже было больше 3000 человек, а его безопасность обеспечивала 100-тысячная армия генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева.

Кстати, и сама «екатерининская миля» стоила 14 рублей. Они изготавливались в городе Карасубазар, по проекту архитектора Ивана Старова, общее количество – 238. Плюс были сделаны каменные обелиски для обозначения каждой пройденной версты между «милями».

Вот, как описывал их академик П.С. Паллас: «Версты здесь везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах.

На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом».

Версты не сохранились вовсе, а на вопрос: где находятся оставшиеся екатерининские мили в Крыму – можно ответить.



Двадцатая миля находится недалеко от трассы Симферополь-Севастополь в километре от поворота на с. Севастьяновка. Координаты — 44°48`58« с.ш., 33°56`49« в.д., в десятичном виде 44.81585 с.ш. 33.94665 в.д.

Двадцать пятая миля отреставрирована и находится недалеко от трассы Симферополь-Феодосия, возле перекрестка с дорогой между с. Цветочное и с. Ароматное. Координаты — 45°03`53« с.ш. 34°25`40« в.д., в десятичном виде 45.06135 с.ш. и 34.39725 в.д.

Тридцатая миля находится на территории Старокрымского полигона, к западу от села Кринички (поворот на с. Золотое Поле при въезде-выезде в г. Старый Крым со стороны Изюмовки, затем 3800 м до грунтовой дороги налево). Координаты – 45°04`27« с.ш. и 35°03`57« в.д., в десятичном виде — 45.07435 с.ш. и 35.06603 в.д.

Тридцать первая миля была разрушена вандалами в 1998 году, восстановлена и находится в г. Старый Крым на территории краеведческого музея (пересечение ул. Свободы и К.

Либкнехта), а рядом с местом, где она стояла (поворот на села Ключевое и Отважное) построен современный памятный знак такой же как и екатерининская миля, только не с «тупым верхом», а с двуглавым орлом наверху. Координаты музея – 45°01`40« с.ш. и 35°05`23« в.д., в десятичном виде 45.02795 с.ш.

и 35.08979 в.д. Координаты «современной мили» – 45°03`35« с.ш. и 35°12`22« в.д., в десятичном виде 45.06000 с.ш. и 35.20582 в.д.

  • Сфотографироваться возле каждой «екатерининской мили» совершено необходимо!
  • Посетить все Екатерининские мили удобнее всего на автомобиле, который Вы можете арендовать в компании «Крым Авто.
  • На главную страницу



Регистрируйтесь и получайте скидку!

Источник: https://kr-avto.su/mesta/samoe-izvestnoe/ekaterininskaia-milia/

Екатерининские мили в Крыму

Екатерининской милей называются памятники исторической ценности и архитектуры, дорожные указатели, основанные в 1784—1787 годах по предположительному маршруту следования российской императрицы Екатерины Великой на Крымский полуостров.

Данные знаки были оборудованы по приказу князя Григория Потёмкина спустя каждые десять вёрст по дороге, которой императрице назначалось  ехать с целью обзора своих новых территорий. Дорожные указатели были сооружены военными из камня известняка.

Также Екатерининская миля,  в наши дни, представляет собой нижний участок колонны тосканского ордера с перехватом в форме шестигранника посредине и завершением в форме конуса, установленной на прямоугольном постаменте.

Краткая историческая справка

Наиболее старательно подготавливался к визиту императорских гостей управляющий Таврической областью В.В. Коховский: он чудесно осознавал, что основная цель «похода» — обзор Крыма и города Севастополя. Он и считается зачинателем исходящей идеи пометить маршрут следования специальными дорожными указателями.

Читайте также:  Скалы-корабли в крыму (опук, кояшское озеро): легенды, фото, экскурсия

Установка миль и верст была окончена в 1787 году. Производство каждой подобной мили обходилось казне в 15 рублей. Точное проектирование, к сожалению, как и сам автор, пока не обнаружены, и остаются неизвестными. Вероятно, им являлся инженер-полковник Н.Ф. Корсаков, в должности которого было благоустройство трассы по маршруту следования. Вероятно популярный зодчий Иван Старов.

С наступлением ХХ столетия в Крыму еще оставались дорожные знаки маршрута путешествия императрицы Екатерины, однако бывалый крымский историк А. Маркевич постановил, что «многие нуждаются в ремонтировке». В данное время по территории всего Крыма сбереглось не более пяти таких «миль», а верстовые указатели потерялись абсолютно.

«Мили» владеют статусом памятников архитектуры государственного масштаба. Одна из таких миль сохранилась в Севастополе на Северной стороне города, приблизительная дата 1786 год и является также древнейшим каменным строением в городе.

Мили находятся также возле входа в Бахчисарайский дворец, около поселения Зуя, на 20 км шоссе Симферополь — Бахчисарай и на прочих участках полуострова. Крымские Екатерининские мили сооружены из четко обработанного известняка с помощью известкового раствора.

На прямоугольном в плане постаменте расположена усеченная частица колонны с фундаментом тосканского ордера, украшена коническим завершением. Основа колонны в средней части шестигранная.

В советский период основная часть Екатерининских миль (словно «вещателей царизма») была истреблена. Последний случай вандализма имел место в 1997 году, когда милю около городов Феодосия и Старый Крым (возле дороги на село Отважное), признанную памятником местного значения, целенаправленно изувечили неустановленные личности.

Источник: http://www.traveltocrimea.com/dostoprimechatelnosti-kryma/126-ekaterininskie-mili-v-krymu.html

Екатерининская миля в Севастополе

Севастополь возник еще в 18 веке, однако ни одного здания того времени не сохранилось. Построены они были наспех, не очень добротно. Многие развалились еще в 19 веке, другие пострадали во время войны.

Дольше всех держался первый дом города — так называемый Екатерининский дворец на площади Нахимова. Его снесли в начале 1920-х годов. Тем не менее один памятник 18 века сохранился.

Это «Екатерининская миля» — оригинальный дорожный знак, ныне памятник архитектуры республиканского значения.

Напомним его историю. В 1787 году императрица Екатерина II предприняла «шествие в полуденные края России». Подготовка к нему началась еще в 1784 году, по маршруту следования императорского поезда исправлялись мосты, строились временные, деревянные «дворцы» для отдыха и ночлега, высаживались деревья.

Особенно старательно готовился к визиту государыни правитель Таврической области Василий Васильевич Коховский (Каховский) (1738-1794). Он прекрасно понимал, что главная цель «шествия» — осмотр Крыма и Севастополя. Он и является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками.

Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году. Аллегория. Рисунок Ф. де Мейса

Коховский обратился к Потемкину с предложением: «Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых (т.е. через каждые 5 или 10 верст).

Буде на оное последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте». Повеление последовало — ордер Г.А. Потемкина от 8 (19) сентября 1784 года: «Расстояние пути означить милями и верстами… каменными, ставя первые по десятки (т.е.

через каждые десять верст), другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок».

Мили и версты были окончены в 1786 году. Их проект, к сожалению, пока не обнаружен и автор его неизвестен. Возможно, им был инженер-полковник Н.И. Корсаков, в обязанности которого входило благоустройство дороги по маршруту путешествия.

Екатерининская миля. Фото В.Н. Клембовского (начало 20 в.)

Академик П.С. Паллас видел эти дорожные знаки семь лет спустя: «Версты здесь (т.е. в Крыму) везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах.

На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом». Последнее описание вполне соответствует памятнику на Северной стороне.

В настоящее время версты исчезли совершенно, а миль сохранилось не более пяти на весь Крым.

Местонахождение: Северная сторона, поворот с улицы Челюскинцев к пляжу Учкуевка.

При составлении статьи были использованы следующие источники:

Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. — М.: «Искусство», 1986.

Фото Людмилы Кувшиновой.

Источник: http://www.poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/pamyatniki/ekaterininskaya-milya-sevastopol.html

Екатерининская миля в Крыму

Некоторые архитектурные памятники, расположенные в окрестностях Севастополя, не имеют аналогов в мире. Екатерининская миля в Крыму — один из таких памятников. По сути, это дорожный знак, поставленный на пути следования Екатерины Второй. Знак представляет собой нижний фрагмент колонны, относящейся к тосманскому ордеру. В центре колонны располагается шестигранный перехват, а венчает сооружение конусообразное навершие.

Путь императрицы пролегал между Санкт-Петербургом и Бахчисараем. Весь этот участок через равные промежутки отмечен трехметровыми сооружениями — всего их насчитывается шесть.

Располагается Екатерининская миля в парке «Учкуевка», на улице Челюскинцев (Севастополь). Это северная часть города.

Отметим, что памятные знаки в Бахчисарае и Севастополе в наименьшей степени подверглись разрушению.

История Екатерининской мили

  1. Были благоустроены воинские части.
  2. Строились постоялые дворы.
  3. Оборудовалась транспортная магистраль.
  4. Закладывались рекреационные зоны.
  5. Возводились мосты.

В. Коховский, руководитель Таврической области, прилагал максимум усилий для комфортного путешествия императрицы. Коховский понимал, что Екатерина не просто следует на юг, она едет с инспекцией в крымские земли. Именно Коховскому принадлежит идея отметить верстовыми столбами весь путь, по которому должна проследовать императрица. Этой идеей чиновник поделился с администрацией князя Потемкина — так и появилась Екатерининская миля в Крыму.

Путешествие императрицы состоялось в 1784-1787 годах. Князь Потемкин проникся идеей правителя Тавриды и отдал приказ отметить предполагаемый маршрут Екатерины памятными знаками — верстами и милями. Установка знаков завершилась в 1786 году.

Проект этих достопримечательностей не сохранился, но историки предполагают, что благоустройством дороги занимался инженер-полковник Корсаков. Спустя семь лет объекты описал академик Паллас, проезжавший через Крым с исследовательской миссией.

Советская власть признала Екатерининские мили символами царизма — большая часть этих объектов подверглась уничтожению. Последний зафиксированный документально акт вандализма случился в 1998 году. Сейчас знаки приобрели республиканское значение — их охраняет закон.

Чем объект привлекает туристов

Уникальность памятных знаков привлекает многих путешественников, интересующихся историей. В Крыму сохранилось всего пять Екатерининских миль — в Севастополе, Бахчисарае, рядом с посёлками Севастьяновка, Насыпное и Цветочное. Пятая Екатерининская миля локализуется в пределах Старокрымского военного полигона. Объект, располагавшийся близ села Насыпное, как вы помните, был разрушен.

  • верхняя часть колонны опоясана перехватом;
  • колонна — старейший в городе пример национальной русской архитектуры;
  • объект моложе Севастополя на 3 года;
  • памятные таблички появились в 1960-х годах (там перепутаны даты — судя по выбитому тексту, императрица переместилась на столетие в будущее).

Как добраться

Чтобы увидеть Екатерининскую милю, нужно выехать на трассу М26, соединившую Орел с Севастополем. Второй вариант — трасса М18, протянувшаяся между Севастополем и Симферополем. Доехав до аэропорта, поворачивайте на шоссе Т27-07 — эта магистраль постепенно переходит в улицу Челюскинцев. Продолжая ехать по этой улице, вы попадете в парк. Дальше необходимо двигаться пешком.

До Севастополя можно добраться поездом либо автобусом — междугороднее сообщение хорошо развито в данной местности.

От вокзалов в район улицы Челюскинцев регулярно ездят автобусы и троллейбусы, а еще можно воспользоваться катером.

Покинув площадь Нахимова, двигайтесь на север, после чего выезжайте на улицу Леваневского. Маршрутов много, местные жители помогут добрым советом. Приятного путешествия!

Источник: http://tourist-82.ru/zapad/sevastopol/ekaterininskaya-milya-v-krymu/

Екатерининская миля в Севастополе

Екатерининская миля в Севастополе

Манифест от 8 апреля 1783 года. Цель близка. Прекрасный Крым у ног Великой царицы. Он уже подданный ее императорского величества, и тем не менее, лишь документальные и эпические произведения служат опорой для фантазии, которая создает его образ рая на земле.

Ах, как хотелось воочию увидеть Екатерине II (1729 – 1796) плод столетия войн, интриг, политических ходов, ассигнований и человеческих жертв. Так было принято решение о торжественном проезде самодержицы всероссийской по вновь приобретенным землям с целью личного ознакомления с условиями жизни и хозяйствования во вновь образованной Таврической губернии.

Подготовка к этому масштабному мероприятию была начата тотчас же – благоустройство городов и сел, размещение воинских частей, создание постоялых дворов на всем пути правительственного кортежа численностью три тысячи человек из представителей русской аристократии и зарубежных дипломатических миссий проводились под личным чутким руководством Григория Александровича Потёмкина (1739 — 1791).

Охранная табличка Екатерининской мили в Севастополе

И одной из составляющих этого процесса было оборудование транспортной магистрали достойной этой великой чести — возводятся мосты, укрепляется дорожное полотно, высаживаются зеленые насаждения.

Главным же новшеством становятся десятиверстные вехи, получившие название “Екатерининская миля”, протянувшиеся путеводной лентой по всему Новороссийскому краю вдоль предполагаемого маршрута следования императрицы с 1784 по 1787 годы.

Безымянными ваятелями этих дорожных указателей были простые смертные из числа солдат частей, на попечении которых находились определенные участи дороги. Именно они на месте изготавливали по чертежам, присланным из Петербурга, однотипные указательные столбы установленные через каждые десять верст.

22 мая 1787 года царское желание воплотилось во всей мере — была достигнута самая южная точка путешествия — город на берегу Севастопольской бухты, рожденный повелением Екатерины II четырьмя годами ранее.

И как памятный знак завершения путешествия и закрепления южной границы Российской империи царицу в Севастополе встретил грандиозній салют и… Екатерининская миля, что возвышается рядом с парком “Учкуевка” у Северного форта города. Она на ряду с другими своими сородичками, которых по Крыму насчитывается еще четыре (в Бахчисарае, селе Севастьяновка, поворот на Отважное и возле села Отважное), и нынче служит напоминает о том памятном событии.

Архитектура

  • Центральный вид Екатерининской мили в Севастополе
  • Екатерининская миля в Севастополе, созданная как и все прочие по чертежам столичных архитекторов в период с 1784 по 1787 годы, представляет собой вытесанную из цельного куска камня-известняка местной породы нижнюю часть колонны тосканского ордера.
  • Пьедесталом ей служит квадратный в плане постамент на одноярусном стилобате, составляющий треть общей высоты памятного знака, площадка вокруг которого ныне вымощена брусчаткой.
  • Сама колонна в верхней своей половине опоясана шестигранным перехватом, не доходящим до конусообразной вершины памятника архитектуры.
Читайте также:  Все о пещере эмине-баир-хосар (мамонтовая) в крыму: как добраться, фото, описание

Дополнительная информация

Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Челюскинцев, парк “Учкуевка”.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Орел — Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) до поворота в районе аэропорта на дорогу Т27-07, которая переходит по городу в улицу Челюскинцев — месторасположение Екатерининской мили.

Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы) затем общественным транспортом (троллейбус, автобус, катер) от пл. Нахимова до Северной стороны города, откуда вдоль ул. Леваневского, а потом ул. Челюскинцев до памятника архитектуры Екатерининская миля.

Источник: https://zabytki.in.ua/ru/706/ekaterininskaya-milya-v-sevastopole

Екатерининская миля — первый исторический и археологический памятник Севастополя

В исторической летописи Севастополя отмечена одна из дат — 10 июля 1784 года. В этот день генерал-губернатор Новороссийской губернии князь Г.А. Потемкин впервые посетил Севастополь и принял окончательное решение организовать путешествие императрицы Екатерины II в Севастополь.

В 1787 году Екатерина II для осмотра «драгоценной жемчужины» в ее короне совершила длительное путешествие из Петербурга в Тавриду. Подготовка к путешествию в «полуденные края России» началась еще в 1784 году.

По маршруту следования императорского кортежа исправлялись мосты, строились временные, деревянные «дворцы» для отдыха и ночлега, высаживались деревья. Особенно старательно готовился к приезду императрицы правитель Таврической области В.В. Каховский: он прекрасно понимал, что главная цель «шествия» — осмотр Крыма и Севастополя.

В августе 1784 года Каховский пишет В.С. Попову, правителю канцелярии Г.А. Потемкина: «Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых. Буде на сие последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте». Повеление последовало — ордер Г.А.

Потемкина от 8(19) сентября 1784 года: «Расстояние пути означить милями и верстами… каменными, ставя первые по десяти, другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок». Мили и версты были готовы к 1786 году.

Императрица отправляется из Петербурга в Тавриду в январе 1787 года. Она едет туда не только смотреть Севастополь и Черноморский флот, но и показывать.

В огромной свите Екатерины II — знатные иностранцы: австрийский император Иосиф II, французский посол граф Сегюр, принцы Насау-Зиген и де-Линь. Им она хочет продемонстрировать и собственную императорскую силу, и военную мощь России.

Возвратясь из поездки, граф Сегюр напишет: «Несколько зданий для складки товаров, адмиралтейство, городские укрепления, 400 домов, толпы рабочих, сильный гарнизон, госпиталь, верфи, пристани — торговая и карантинная — все придавало Севастополю вид довольно значительного города». Ему вторил император Иосиф II: «Севастополь — красивейший порт, какой я когда-либо видел… Настроено уже много домов, магазинов, казарм…»

22 мая 1787 года Екатерина II прибыла в Инкерман, а оттуда на катере в сопровождении гребных судов отравилась в Севастополь. Катер подошел к пристани (нынешней Графской), откуда императрица прошла в специально подготовленный для нее дом (бывший дом Ф.Ф. Мекензи).

Он был предназначен для приема и пребывания Екатерины II во время посещения ею Тавриды и представлял собой обычный одноэтажный прямоугольный в плане дом. При посещении города императрицей князь Г.А. Потемкин указал в честь Екатерины II назвать ее именем пристань, дом Ф.Ф.

Мекензи, построенный напротив нее, — Екатерининским дворцом и саму площадь (ныне пл. Нахимова).

О пышности торжеств, устроенных в честь приезда императрицы в столицу зарождающегося Черноморского флота, можно судить хотя бы по тому, что в те дни был произведен салют в общей сложности из 8787 выстрелов.

После празднеств в Севастополе Екатерина II со своей свитой осмотрела Балаклаву. Около Кады-Коя путешественников встретил конный отряд вооруженных «амазонок», состоявший из ста балаклавских гречанок.

Они были одеты в курточки из зеленого бархата, обшитые золотым галуном, малиновые бархатные юбки, в белые тюрбаны с золотыми блестками и страусиными перьями. Командовала экзотической «ротой амазонок» жена офицера Балаклавского греческого батальона Елена Ивановна Сарандова.

Потрясенная необычным зрелищем, подготовленным по приказу князя Потемкина, Екатерина II, присвоив Сарандовой чин «капитана амазонок», по искусственной аллее из апельсиновых, лимонных и лавровых деревьев последовала в Балаклаву.

Уютная бухта, руины средневековой крепости и прекрасный климат произвели на путешественников приятное впечатление. Позже, вызвав Е.И. Сарандову в Бахчисарай, Екатерина II подарила ей бриллиантовый перстень. (Е.И. Сарандова умерла в 1849 году на 95-м году жизни, похоронена в Симферополе).

По всему пути императрицы вставали каменные версты и мили. Академик П.С. Паллас видел эти дорожные знаки семь лет спустя: «…версты здесь (в Крыму. — Г.И.) везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах.

На больших дорогах каждая верста означена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом…»

С годами екатерининских верст и миль становилось все меньше; уже сто лет назад версты исчезли в Крыму окончательно, а миль к 1983 году сохранилось не более пяти.

Одна из сохранившихся «пропорционально вытесанных колонн» находится в настоящее время на Северной стороне, на повороте с улицы Челюскинцев к пляжу «Учкуевка». Екатерининская миля на Северной стороне — сооружение с виду скромное, непритязательное.

Но это первый оригинальный архитектурный и исторический памятник нашего города. Он — свидетель пребывания в 1787 году российской императрицы Екатерины II на земле Севастополя.

Источник: https://slavasev.ru/2008/07/23/ekaterininskaya-milya-pervyy-istoricheskiy-i-arheologicheskiy-pamyatnik-sevastopolya/

Екатерининские мили

Екатерининская миля — памятники истории и архитектуры республиканского значения, дорожные знаки в Крыму, построенные в 1784–1787 годах на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой.

Екатерининская миля представляет собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном в плане постаменте.

В 1787 году императрица Екатерина II предприняла «шествие в полуденные края России». Подготовка к нему началась еще в 1784 году, по маршруту следования императорского поезда исправлялись мосты, строились временные, деревянные «дворцы» для отдыха и ночлега, высаживались деревья.

Особенно старательно готовился к визиту царственных особ правитель Таврической области В. В. Коховский: он прекрасно понимал, что главная цель «шествия» — осмотр Крыма и Севастополя. Он и является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками.

В августе 1784 года В. В. Коховский поделился этой мыслью с В. С. Поповым, правителем канцелярии Г. А. Потемкина: «Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых (т. е. через каждые пять или десять верст).

Буде на оное последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте». Повеление последовало — ордер Г. А. Потемкина от 8(19) сентября 1784 года: «Расстояние пути означить милями и верстами… каменными, ставя первые по десятки (через каждые десять верст), другие же на каждой версте.

Я пришлю тех и других рисунок».

Мили и версты были окончены в 1786 году. Их проект, к сожалению, пока не обнаружен и автор его неизвестен. Возможно, им был инженер-полковник Н. И. Корсаков, в обязанности которого входило благоустройство дороги по маршруту путешествия.

Академик П. С. Паллас видел эти дорожные знаки семь лет спустя: «Версты здесь (в Крыму) везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах.

На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом». Последнее описание вполне соответствует памятнику на Северной стороне.

В советское время большая часть Екатерининских миль, как «символов царизма», была уничтожена. Последний акт вандализма произошел в 1998 году, когда между городами Старый Крым и Феодосия (у поворота в село Отважное) екатерининскую милю, признанную памятником республиканского значения, преднамеренно разрушили неизвестные.

С годами каменные версты исчезли. Екатерининских миль сохранилось в Крыму лишь пять:

  1. В Севастополе на Северной стороне, на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка.
  2. В Бахчисарае рядом с Ханским дворцом на каменном мосту возле северного въезда во дворец. Когда-то «миля» была украшена скульптурой двуглавого орла, который был перенесен с ворот Ханского дворца. На сегодняшний день этот символ утрачен и колонна завершается в форме конуса.
  3. На трассе Симферополь — Севастополь, на повороте не доезжая 1 км до с. Севастьяновка.
  4. Располагавшаяся между селами Насыпное и Первомайское, при повороте на село Отважное, была разрушена в 1998 году. Осенью 2002 года куски мили перевезли во двор краеведческого музея в Старом Крыму. Сотрудники музея заново «собрали» милю, и теперь она украшает двор музея.10 мая 2010 года на трассе Симферополь — Феодосия на повороте в село Отважное установлен памятный знак в виде екатерининской мили.
  5. На 29 км шоссе Симферополь — Феодосия (около села Цветочное).
  6. На территории военного Старокрымского полигона к северу от горы Агармыш на месте старой дороги в Белогорск.

Екатерининская миля на Северной стороне Севастополя — сооружение с виду скромное, непритязательное. Но это — самое древнее сооружение русского периода в Севастополе, первый архитектурный и исторический памятник города. Миля всего на три года моложе Севастополя.

В 60-х гг. ХХ в. на Екатерининских милях были установлены памятные чугунные таблички, в текст которых вкралась ошибка. Судя по нему, Екатерина путешествовала по Крыму в 1887 году, т.е. через сто лет после своего реального вояжа. Так до сих пор и стоит миля с ошибкой.

Координаты:

Парк Учкуевка (Северная сторона Севастополя): 44° 38' 19.80″, 33° 32' 30.30″
Ханский дворец: 44° 44' 57.50″, 33° 52' 56.80″
Трасса Симферополь — Севастополь (с. Севастьяновка): 44° 48' 57.10″, 33° 56' 47.80″
Трасса Симферополь — Феодосия. Поворот на с. Отважное: 45° 3' 36.10″, 35° 12' 20.90″
Трасса Симферополь — Феодосия (с. Цветочное): 45° 3' 53.20″, 34° 25' 40.70″
Старокрымский полигон: 45° 4' 26.60″, 35° 3' 45.10″

Источник: http://jalita.com/guidebook/crimea/ekatirina_mile.shtml

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]