Синагога егия капай в евпатории (старый город): адрес, фото, история, описание

На территории Крымского полуострова наблюдается разнообразие храмовых комплексов различных вероисповеданий. Одним из важных объектов данного направления в сфере классического и религиозного туризма является синагога Егия-Капай, возведенная в XX веке.

Еще во времена Российской империи численность населения Крыма и Евпатории, в частности, заметно росла, а вместе с ней увеличивался и национальный колорит региона. Данное обстоятельство подтолкнуло еврейскую общину к мысли о возведении собственного храмового комплекса.

Это было удачным решением не только для отдельной диаспоры, но также и всего региона в целом. Таким образом, в 1911 году городские власти разрешили строительство нового молитвенного дома на одной из улиц старого Гезлева, где располагалось местное иудейское сообщество.

Спустя буквально полгода начались первые строительные работы. Своё негласное название «Ремесленная» синагога получила за счет того, что в строительстве храмового комплекса принимали участие преимущественно представители различных ремесленных объединений.

В ходе строительства серьезную помощь оказали также городской совет Евпатории и несколько крупных меценатов из числа всё той же иудейской общины. В конечном итоге, строительство молитвенного дома завершилось в кратчайшие сроки.

Храм был официально открыт 19 августа 1912 года.

Несмотря на то, что храм был возведен в непростое для России время, опасный период практически никак не затронул новоиспеченную синагогу.

В 1922 году представители еврейской диаспоры получили полное право на владение зданием и проведения в нем своих ритуалов, что обезопасило дом молитвы от возможных посягательств атеистически настроенных активистов времен советского периода. К сожалению, ненадолго.

С ростом антирелигиозных настроений в обществе здание было изъято из пользования еврейской общиной в 1930 году и переоборудовано в складские помещения. Большинство культовых предметов были украдены, а внутренний интерьер практически полностью разрушен.

Еще большим испытанием для молитвенного дома стало вторжение немецких войск в период Великой Отечественной войны, когда офицеры вражеской армии приняли решение переоборудовать склады в конюшни, чтобы таким образом услужить командованию в вопросах преследования семитов.

Долгое время здание находилось в плачевном состоянии. Только в 1990 году Крымский облисполком постановил передать молитвенный дом в руки еврейской общины. Процесс восстановления храмового комплекса занял долгие годы.

Для чего посещать это место

В настоящее время действующее здание представляет собой гордость города Евпатории. Лидеры религиозного движения в регионе не только проводят богослужения в храме, но также ведут активную общественную деятельность.

Помимо того, что на территории синагоги проводятся ритуальные службы, она также приобрела статус центра для туристов любого направления. Здесь можно посетить выставку, прослушать семинар, принять участие в различных мероприятиях и многое другое.

Например, здесь можно посетить мастер-классы чеканщиков, гончаров, изготовителей мыла и других профессий. Данные мероприятия проводятся в честь ремесленников, которые максимально содействовали возведению данного религиозного сооружения.

Примечательно, что для посещения мастер-классов можно быть членом любой другой религиозной конфессии.

Внешне синагога была возведена по всем известным канонам иудейской храмовой архитектуры с соблюдением основных принципов кладки подобного рода сооружений. В основу фасада был положен известняк желтого цвета. Высота здания составляет чуть менее пятнадцати метров.

Вход в храм украшает круглое окошко с основным символом иудаизма — шестиконечной звездой царя Давида. Хотя видимых разграничений внутри храма нет, он формально разделен на два яруса. Внутри также находятся отдельные зоны, где могут помолиться представительницы женского пола.

Наиважнейшим артефактом, которым располагает синагога, является древний свиток торы, находящийся в деревянном шкафу у центральной части восточной стены.

Для ценителей культурного отдыха на территории синагоги также осуществляет свою деятельность этнографический музей, где все туристы могут ознакомиться с артефактами культурного наследия иудеев местной общины.

Туристу на заметку

Не останутся разочарованными и проголодавшиеся посетители. На территории храмового комплекса действует ресторан кошерной кухни. В силу религиозных особенностей иудейской веры, пища приготовлена по особым рецептам и полностью соответствует представлениям евреев о богоугодной еде.

Блюда в меню сытные, практически каждое из них можно с уверенностью назвать шедевром кулинарного искусства. Рядом находится небольшая лавка, где представляется возможным приобрести различную сувенирную продукцию, включая лучшие крымские вина, уникальные сорта чая, магнитики, скульптуры и многое другое.

Количество товаров не отличается разнообразием, но все они высокого качества и каждый турист найдет себе что-то по вкусу.

Храм можно посещать в любом возрасте, начиная от четырех лет. Экскурсоводы в красках расскажут о различных исторических периодах синагоги, о важности данного объекта для иудейского народа, а также России в частности. Примечательно, что за вход на территорию храмового комплекса не взимается плата. Тем не менее, пожертвования всегда приветствуются.

Автор Дарья Муравьева

Как добраться до Синагоги Егия-Капай

До синагоги можно доехать, отправившись по следующему адресу Крым. г. Евпатория, ул. Просмушкиных, 34.

Рядом с синагогой находится бесплатная парковка. Храмовое сооружение располагается до начала пешеходной зоны, путь пешком занимает три квартала. При отсутствии личного автомобиля можно воспользоваться общественным транспортом. Большинство автобусов ходит до улицы Водораздельная, которая пересекается с Просмушкиных в непосредственной близости с Егия-Капай.

Изучить карту

Координаты расположения молитвенного дома: 45°11'54.8″N 33°22'35.5″E.

для издания religion-crimea.kudalibo.ru

Источник: https://religion-crimea.kudalibo.ru/sinagogi-kenasy-mecheti/sinagoga-egiya-kapay/

Синагога в Евпатории, видео | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

В прошлом веке в Евпатории было две синагоги:  старая Торговая (купеческая) синагога, построенная 1895 года на деньги купцов первой и второй гильдии и Ремесленная синагога («Егия-Капай»), построенная на средства, выделенные Евпаторийской Городской Думой в 1912 году. Обе синагоги спроектированы архитектором А.Л. Генрихом.

В апреле 1911 года было принято решение разобрать старое здание Торговой синагоги, так как она находилась в ветхом состоянии и была слишком мала и уже не могла вместить всех прихожан еврейской общины. Прихожане решили на её месте возвести новую, по проекту городского архитектора Генриха Адама Людвиговича.

Торжество по случаю начала строительства Ремесленной синагоги («Егия-Капай»), сопровождаемое хором певчих, состоялось в июне 1911 года.

Свитком Торы раввин М.Х. Маркус благословил и освятил место закладки камней. О том, как именно проходил этот религиозный обряд, написано в журнале «Караимская жизнь»:

«Положить первый камень приглашают старейшего члена местной общины [Германа Ильича] Соломоновича. Второй камень кладёт престарелый [Самуил Моисеевич] Панпулов, духовный глава всех караимов.

Третий камень закладывается почтенным директором Александровского караимского духовного училища И.И. Казасом, четвёртый — председателем земской управы П.А. Бендебери, пятый — депутатом Государственной Думы Муфти-Заде, шестой — Г.Б.

Шварцем. Городскому голове А.И. Нейману оказывают честь нести обратно свитки Торы».

В июле 1912 года главная городская Ремесленная синагога была построена и торжественно освещена.

Ремесленная синагога(«Егия-Капай») — двухэтажное здание из мамайского камня, с тремя входами, левый вход вёл на второй этаж, на хоры, где молились женщины.

По фасаду здание синагоги украшено полуколоннами и стрельчатыми окнами, двускатная крыша была покрыта красной черепицей. Над входом в центральную часть здания находились каменные скрижали, их фрагменты были обнаружены при археологических исследованиях в 2003 году.

Внутренний интерьер синагоги довольно прост, зал делился пополам четырьмя квадратными колоннами, которые поддерживают настил галереи, идущей по трём сторонам храма, на уровне второго этажа. Эта галерея была предназначена для женщин еврейской общины.

Главное украшение синагоги – алтарь (гехал), где хранились Святые Свитки. Алтарь был украшен резными колоннами располагался на восточной стене зала. Над алтарём светилось круглое окно с рамой в виде шестиугольной звезды Давида.

   Перед входом в синагогу был выстроен бассейн (миква) для ритуальных омовений и очищения и две торговые лавки. Купеческая (или торговая) синагога располагалась вблизи главных крепостных ворот города, где всегда шла бойкая торговля, было множество лавок и базарная площадь.

   16 мая 1916 года российский император Николай 2 посетил Евпаторию и был торжественно встречен на вокзале представителями городских властей и депутаций национальных общин города. От имени еврейской общины императора приветствовал Элькинд Шлема Иосифович.

Царский кортеж останавливался у стен еврейской синагоги, «роскошно декорированной тканями национальных цветов и зеленью». «В момент проезда Государя и Царской Семьи по Караимской улице,  мимо синагоги весь хор во главе с кантором, выстроившись на балконе синагоги, убранном коврами и цветами, исполнил гимн, трижды повторенный при громких кликах „ура!”»

После гражданской войны главная синагога была действующим храмом в Евпатории, а 12 декабря 1922 года она была официально передана по договору с Исполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов « в бесплатное пользование» еврейской общине города.

По описи имущества, кроме каменного двухэтажного здания в комплекс синагоги входили миква, сарай для топлива и двор.

В самой синагоге находилось 98 деревянных скамей, шкаф с книгами религиозного содержания, два стола для чтения Торы, деревянный амвон и киот, шойфор из бараньего рога и никелевый подсвечник (минора) для ханукальных свечей.

После крымского землетрясения, которое произошло в ночь с 11 на 12 сентября 1927 г. по стенам синагоги были замечены трещины и решено было провести ремонт.

В 1929 году Ремесленная синагога(«Егия-Капай») была закрыта, и её здание изъято из пользования еврейской общины и передано клубу кустарей.

В тридцатых годах здание передали Евпаторийскому пивному заводу, который полностью перестраивает его под складские помещения и использует его как склад до начала 90-х годов.

Так здание Купеческой синагоги окончательно потеряло свой первоначальный облик и считается не сохранившимся.

Городские власти планируют отреставрировать это замечательное творение архитектора Генриха А. Л. Архитектурным управлением города Евпатории разработан и утверждён «Проект перестройки Еврейской синагоги по ул. Караимской»

Сейчас в городе остаётся действующей только Синагога «Егие Капай», принадлежащая городской Еврейской общине прогрессивного иудаизма. Над входом расположено круглое окно с иудейской шестиконечной звездой.

Выше окна вырезаны в камне библейские символы: стилизованное изображение Ковчега и скрижалей с десятью библейскими заповедями.

Синагога «Егие Капай» (ремесленная синагога) является архитектурным историческим памятником культуры двадцатого века.

Общественная организация «Сохнут» находится по адресу ул. 60-лет ВЛКСМ, 30. тел. 5-66-80.

Источник: http://www.evpatori.ru/sinagogi-evpatorii.html

Синагога Егия Капай в Евпатории

Старинная Евпатория — город смешения культур, религий и обычаев. Здесь православные храмы мирно уживаются с мечетями, армянскими церквушками и синагогами. Среди наиболее известных культовых объектов Крымского полуострова выделяется синагога Егия Капай в Евпатории, построенная более века назад. Местные жители называют эту синагогу Купеческой.

Сейчас синагога представляет собой серое одноэтажное здание, расположенное в пределах Малого Иерусалима (район Евпатории). Точный адрес: улица Просмушкиных, 34. Это часть старинного квартала с узенькими кривыми улочками и брусчаткой. GPS-координаты объекта: N 45.198343 E 33.376335​. Туристы свободно могут посещать достопримечательность.

История синагоги Егие Капай в Евпатории

Есть свидетельства того, что в прошлом синагога Егие Капай была двухэтажной, но в результате боевых действий второй ярус подвергся разрушению. Сейчас от былой роскоши осталась лишь красивая башенка.

Читайте также:  Все об отеле «империя» в евпатории (крым): расположение, номера, сервис

Здание возводилось по проекту Адама Генриха — известного дореволюционного архитектора.

Кстати, синагога располагалась в этих кварталах давно, но ветхое состояние объекта вынудило иудейскую общину задуматься над сооружением нового комплекса.

Ветхая постройка была разобрана в начале прошлого столетия. Новое здание было просторнее, удобнее и долговечнее. Снос старой синагоги состоялся в 1911 году, а спустя год иудеи возвели новое культовое сооружение. Объект был сдан летом 1912 года и торжественно освящен местным духовенством. Жители Евпатории называли синагогу то Торговой, то Купеческой. Причин на это две:

  1. Деньги на постройку объекта выделили местные купцы-иудеи.
  2. Неподалеку находились Крепостные ворота, а к ним примыкал торг.

Состоятельные купцы хорошо вложились в проект, поэтому новая версия Егие Капай получилась более роскошной и вместительной. Вскоре разразилась Гражданская война, но синагога продолжала действовать.

Национализация храма положила конец богослужениям, и лишь в 1920-х годах прихожане смогли вернуть свою собственность.

В 1929 году власти вновь приняли решение закрыть религиозный объект, а помещение передать клубу кустарей.

В 1930-х владелец строения поменялся. Кустарей выгнали, а вместо них «прописали» пиво-безалкогольный завод.

Проработал завод недолго, а на протяжении последующих 60 лет здание использовалось исключительно в роли складского помещения. Некогда красивый храм был изуродован многочисленными модернизациями.

Существенный урон архитектурному памятнику нанесли фашистские захватчики — в 1941 году здание было превращено немцами в конюшню.

Сейчас Малый Иерусалим понемногу возрождается — запланирован целый комплекс реставрационных мероприятий. Проект восстановления синагоги тоже дожидается своего часа. Кстати, синагога Егия Капай является действующей. Храм открыт для посещения прихожанами с 2003 года.

Чем объект привлекает туристов

Синагога притягивает как правоверных иудеев, так и обычных путешественников, впервые приехавших в Евпаторию. На территории комплекса действует интересная выставка, посвященная еврейскому быту начала прошлого столетия. Хотите отведать кошерной еврейской кухни? Тогда загляните в этно-ресторан «Ескин Кот». За скромные деньги вас вкусно и сытно накормят.

Проходят в синагоге и экскурсии, организованные местными служителями. Священники готовы поведать вам истории, связанные с храмом, и приоткрыть некоторые аспекты иудейской веры. Плата за экскурсию не взимается, но вам могут намекнуть на возможность пожертвования небольшой суммы церковной общине. Перечислим главные причины для осмотра объекта:

  1. Бесплатное посещение (если забыть о пожертвованиях).
  2. Близость знаковых достопримечательностей (Гезлевские ворота, Караимские кенасы).
  3. Уникальная архитектура.
  4. Культурно-этнографический центр.
  5. Красивые витражи.
  6. Уникальная настенная живопись.

Внутреннее пространство синагоги разделено металлическими столбами, а план имеет базиликальную форму. Четко выделяются три нефа, над двумя из них разместились хоры. Главенствующую позицию занимает центральный неф, оборудованный двухскатной кровлей и круглыми окнами. Перечислим другие интересные детали:

  • строительным материалом для храма послужил мамайский известняк;
  • боковые окна имеют клинчатое перекрытие;
  • витражное окно представляет собой шестиконечную звезду;
  • над витражной звездой присутствует библейская символика (жертвенный треножник, скрижали, заповеди).

Практическая информация

Посещать здание можно во временном интервале 11.00-18.00 (обед с часу до двух). Самостоятельно обнаружить объект будет непросто, ведь церковь не видна тем, кто движется по традиционным туристическим маршрутам. Пока вы не свернете на Просмушкиных, а это весьма узкая улица, фасад здания не увидите. Для быстрого поиска мы рекомендуем пользоваться GPS-навигатором.

Тем, кто едет от автовокзала на своей машине, мы рекомендуем двигаться по Интернациональной, а возле рынка повернуть на Дмитрия Ульянова. Следующий поворот — на улицу Миллера. Проехав около 350 метров, сворачивайте на Просмушкиных. Общая продолжительность поездки не превысит пяти минут. Что касается транспорта, то можно воспользоваться следующими вариантами:

  • маршрутка №1 (выходить нужно возле пансионата «Рынок»);
  • маршрутка №17 (выход — на «РНКБ»);
  • маршрутка №6 (выходить там же).

Приехав к «Рынку» на первой маршрутке, спокойно шагайте по Ульянова до пересечения с Просмушкиных. Во втором случае придется идти к Гезлевским воротам, а оттуда — к Караимской улице. Это, кстати, тоже известные достопримечательности Евпатории. Приятного путешествия!

Источник: http://tourist-82.ru/zapad/evpatoriya/sinagoga-egiya-kapaj-v-evpatorii/

Старый город

В Евпатории есть удивительное место, которое разительно отличается от всего города в целом, — это Старый город.

Здесь до сих пор на извилистых и нешироких улочках с небольшими домиками можно уловить атмосферу средневекового города и почувствовать дыхание древних времен.

А еще тут расположены культовые сооружения разных религиозных конфессий, поэтому это место называют «Малый Иерусалим».

Евпатория — это Малый Иерусалим

Старый город, находящийся в границах улиц Интернациональной, Революции, Героев Десанта и Караева, располагается на месте существовавшей здесь около тысячелетия назад татарской крепости Гезлев. Она была окружена массивной защитной стеной, а войти в город можно было через пять ворот. К сожалению, до наших дней ни одни из них не сохранились.

Последние (Ворота дровяного базара) были разрушены в 50-х гг. прошлого века, но сегодня на этом месте восстановлена почти точная их копия. Теперь эти ворота называют Гезлевскими, и именно через них многие туристы попадают в древний город. Внушительное строение Гезлевских ворот — это не только вход в город, здесь на верхних этажах есть кофейня и этнографический музей, где можно поближе познакомиться с культурой крымских татар. Среди экспонатов музея — национальные костюмы, предметы быта, посуда, родовые знаки влиятельных татарских семей и др. Но самый значимый элемент выставки – обширный по площади макет средневекового Гезлева, выполненный харьковскими мастерами. Главной улицей Старого города называют Караимскую, название которой происходит от караимов — малочисленного народа, проживающего в этих местах с VIII века, имеющего самобытные традиции и исповедующего особую религию – караимизм. На данной улице располагается уникальная достопримечательность — Караимские кенасы (начало XIX в.). Это красивый архитектурный комплекс, состоящий из двух молельных домов (Большая и Малая кенасы), трех внутренних двориков, этнографического музея и караимской библиотеки. Рядом находится единственное в Евпатории кафе, где подают блюда национальной караимской кухни. Другой достопримечательностью, также связанной с религией, но уже с мусульманской, является комплекс зданий, объединяющий Текие дервишей, медресе и мечеть Шукурулла-эфенди. Эти строения были возведены примерно в XV – XVI вв. Дервиши — последователи особого религиозно-философского течения у мусульман. Они отвергали богатство и путешествовали по городам, проповедуя истинную веру и наставляя заблудшие души. Текие — это их обитель, где они могли на время остановиться. В настоящее время здесь создан музей, в котором проходят экскурсии и можно услышать особую музыку и увидеть реконструкцию обряда, когда дервиши кружились в танце, выкрикивая религиозные стихи и погружаясь в экстаз. Красивое и величественное строение, дошедшее до наших дней из XVI в., — мечеть Джума-Джами. Она считается одной из главных мусульманских святынь в Крыму. Второе название этой мечети Ханская, так как здесь ханы объявляли о своем восшествии на трон. Религиозная святыня строилась по проекту известного турецкого архитектора Синана. За время своего существования она подвергалась некоторым перестройкам. Два ее минарета подверглись разрушению — один в XVII в., другой в XIX в. Они были восстановлены во время реконструкции в 1985 году. На улочках Старого города можно увидеть и синагогу Егие Капай. Она была построена в начале ХХ в., и называют ее Ремесленной, поскольку средства на ее постройку собирали ремесленники, жившие в близлежащих кварталах. Была в городе и другая синагога, деньги на строительство которой выделили местные купцы, поэтому она называлась Торговая. Неподалеку находится кафе-музей «Йоскин кот», где подают блюда еврейской кухни. На туристическом маршруте по «Малому Иерусалиму» можно встретить и несколько храмов христианской конфессии. Один из них — Свято-Николаевский собор, освященный в честь святого покровителя моряков и путешественников в 1899 г. Храм возведен на месте существовавшего здесь ранее другого православного храма и посвящен памяти участников событий времен Крымской войны. Он построен в византийском архитектурном стиле и увенчан большим (18 м в диаметре) куполом цвета морской волны. Фасад здания украшают три вида крестов: православные, греческие и георгиевские. Другой христианский храм – церковь в честь Святого Илии Пророка. Святыня возводилась в 1911 — 1918 гг. по инициативе греческой общины Евпатории, поэтому храм называют Греческим.

Старый город привлекателен не только религиозными строениями. Сейчас тут много отреставрированных домиков, красиво декорированных камнем, мозаикой, росписями.

На некоторых зданиях сохранились указания на год их постройки, и судя по этим датам, строениям не менее 100 — 150 лет. Этот район — не музейный комплекс, а жилые кварталы, где при желании туристам можно поселиться в любое время года.

Приветливые местные жители всегда рады гостям. На уютных улочках располагаются многочисленные магазинчики, где можно купить интересные сувениры, украшения или особые сборы из трав (крымские чаи).

Тут же есть стилизованные лавки ремесленников, где можно понаблюдать за их работой и даже поучаствовать в мастер-классе по гончарному или кузнечному делу. Впечатления от посещения Старого города точно останутся незабываемые.

Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru

Источник: http://lions-guides.ru/Crimea/interesting-places-of-Evpatoria/old-town

Синагога Егия-Капай

Об объекте

Неудивительно, что в исторически многонациональной Евпатории, ранее именовавшейся Гезлёвом, есть своя синагога – Егия-Капай. Построенная в 1912 году, она пережила немало вместе с городом и народом, на общественные деньги построившим храм. И сегодня по праву считается достопримечательностью любимого многими курорта.

С инициативой возвести синагогу евпаторийские евреи вышли в 1911 г. Средства на её постройку собирали всей общиной, большую часть которой составлял рабочий люд. Потому позже церковь местные жители будут именовать ремесленной.

Первая служба здесь прошла спустя год после начала строительства. Грянувшая затем революция, казалось, не коснулась Егия-Капай. Атеистические убеждения, господствовавшие в тогдашнем обществе, докатились до её стен лишь в 1930-м, когда синагогу всё-таки закрыли, а внутреннее убранство и предметы культа были разграблены или уничтожены. Во время фашистской оккупации молитвенный дом немцы и вовсе отдали под стойбище лошадей. Синагога Егия-Капай в Евпатории вновь приняла «детей Моисея» лишь в 1990 г. и длительный период восстанавливалась после долгих лет забвения. Теперь здесь есть что посмотреть отдыхающим и путешественникам.

Читайте также:  Крокодиловая ферма в феодосии: адрес, цены, отзывы, фото

В архитектурном плане еврейская церковь в Евпатории построена по всем правилам иудаизма – прямоугольная, с чередованием узких и широких ярдов кладки, украшенная, как и положено, шестиконечной звездой в круглом окне над входом.

Помимо богослужений здесь проводят мастер-классы по чеканке, гончарному ремеслу или изготовлению мыла и др. для всех желающих – в память о тех, кто больше века назад помог возведению религиозного учреждения. 

Во дворе синагоги Егия-Капай работает этнографический музей, где можно познакомиться с культурным наследием нации. С её гастрономическими пристрастиями – в небольшом ресторанчике кошерной кухни. На территории также функционирует сувенирная лавка. 

Добраться от автовокзала Евпатории до Синагоги Егия-Капай на общественном транспорте можно с остановки расположенной на Интернациональной 93. На маршрутном такси № 17, 6, 8 или 9 проехать 2 остановки до Больничной улицы. Далее необходимо выйти на улицу Просмушкиных и следовать по ней 400 метров. Ориентиром может служить Стена плача и пересечение с Караимской улицей. Также до Синагоги можно дойти пешком, что займет 20 минут.  Для этого необходимо следовать по улице Интернациональная, повернуть на Дмитрия Ульянова,  а затем по Миллера добраться до поворота на улицу Просмушкиных, где и расположена достопримечательность. На личном транспорте путь займет всего 6 минут. Маршрут можно посмотреть на карте: Видеоэкскурсия по достопримечательности Синагога Егия-Капай:

Где находится: Крым, г. Евпатория, ул. Просмушкиных, 34Географические координаты: 45.198493, 33.376393

Дополнительно

Контакты

Телефон: +7 (36569) 2 36 63

Источник: https://GidCrima.ru/evpatoriya/dostoprimechatelnosti/sinagoga-egiya-kapay/

Синагога Егия Капай в Евпатории

Синагога Егия Капай – одна из старинных достопримечательностей Евпатории. Правда, на ровне с большинством исторических мест совсем юная, чуть больше 100 лет. Расположена она в старой части Евпатории, в районе малого Иерусалима. Синагога Егие Капай находится по адресу: г. Евпатория ул. Просмушкиных, 34. Телефон для справок синагоги: +7 36569 2-36-63 ​

Сегодня синагога открыта для посещения туристами и просто отдыхающими Евпатории. На территории синагоги расположена небольшая выставка, посвященная быту евреев 20 века, и также работает этно-ресторан еврейской кошерной кухни Ескин Кот. Тут можно очень вкусно покушать за весьма небольшие деньги.

После посещения ресторана можно пройтись по территории и посетить саму синагогу. Служители синагоги с большим удовольствием проведут Вам экскурсию, расскажут об истории этого места и посвятят в некоторые тайны своей веры.

Символическую плату с Вас не попросят, но могут порекомендовать оставить пожертвование на реконструкцию синагоги.

История синагоги Егие Капай началась в 1911 году с торжественного заложения первого камня, на котором присутствовала практически вся еврейская община города.

Деньги на строительство синагоги были собраны среди общины, и значительный вклад внесла городская Дума Евпатории. Большинство евреев общины занималось строительным ремеслом и внесли существенный вклад в возведение синагоги.

Поэтому уже в 1912 году состоялась первая общественная молитва в стенах открытой синагоги Егие Капай.

Евпаторийскую синагогу часто называют “ремесленная” по причине того, что действительно большей частью общины были ремесленники в различных областях. Многие принимали участие в строительстве дома Дувана и других знаковых строительствах того времени.

В 30 годы 20-го столетия Егие Капай была закрыта под общим давлением со стороны партийной элиты города и общего в стране культа Атеизма. Под закрытие попала не только синагога, но и храмы и мечети.

Егие Капай переоборудовали в складское помещение и передали в собственность городской управы.

С приходом фашистов в 1941 году синагогу Егие Капай переделали под конюшню и уничтожили последние остатки былой красоты.

После войны здание переходило из рук в руки и под конец пришло в аварийное состояние. Его практически готовили под снос.

Благодаря еврейской общине города, вмешавшейся в столь кощунственное мероприятие, синагогу удалось спасти и не только спасти, но и началась ее реконструкция.

В 2003 году в августе месяце синагогу Егие Капай вновь освятили и открыли для молитв. И снова общими усилиями начался кропотливый процесс восстановления практически утраченной достопримечательности города. Для предания синагоге былой красоты еще много предстоит сделать, но как известно: «Дорогу осилит идущий»

После посещения синагоги можно прогуляться к Караимским кенасам или Гезлевским воротам. Они находятся в 3-5 минутах ходьбы.

Практическая информация

Адрес: улица Просмушкиных, 34, Евпатория, Крым

Телефоны: +7 (36569) 2-35-41, +7978 794 33 01.

Время работы: ежедневно с 8.00 до 18.00

GPS: 45°11.914', 33°22.592

0 -0

Источник: http://evpatoria.tourslife.ru/attractions/sinagoga-egiya-kapai

Евпатория. Улочки и синагога Егия-Капай

Продолжаем рассказ о Евпатории. В этой записи покажу синагогу Егия-Капай и просто ряд симпатичных евпаторийских улочек.

Вход в старый город — крепостные ворота Одун-Базар Къапусы. Они были построены в 15-ом веке, однако в сентябре 1959 года были полностью разрушены. То, что мы видим сейчас — это восстановленная имитация, возведённая в 2003 году.

Рядом с воротами располагается небольшой крымскотатарский культурно-развлекательный комплекс (в воскресенье, когда мы возвращались, я посетил ресторан «Джеваль» и попробовал местные чебуреки, ещё расскажу); видимо, именно поэтому слева можно увидеть крымскотатарский флаг.—1—

В старой части Евпатории на относительно небольшой площади соседствуют религиозные памятники/комплексы совершенно разных религий: тут и синагоги, и караимские кенассы, и мечеть, и православные храмы, и армянская церковь.

Недаром экскурсионный маршрут, знакомящий с центром Евпатории, называется «Малый Иерусалим». Разумеется, посетить всё за пару часов не было никакой возможности, но нужно ж было и оставить что-нибудь на другие визиты…На фотографии — улица Караимская.

В отличие от одноимённой улицы Симферополя, здесь она является пешеходной.

—2—

Здание т. н. «Купеческой синагоги» (недействующей).—3—

Одна из улочек старого города.—4—

Ещё раз Караимская улица.—5—

А вот и вид сбоку на действующую синагогу Егия-Капай. Так сразу и не скажешь, что это синагога…—6—

Здание было построено в 1911-12 годах.—7—

Главный вход. Центральная дверь предназначена для мужчин; женщины заходят через боковые двери.—8—

Несколько фотографий интерьера синагоги.—9—

  • —10—
  • —11—
  • —12—
  • —13—
  • —14—

Рядом с синагогой располагается кафе-музей еврейской кухни «Йоськин кот». Не проверял, но пишут, что вай-фай здесь бесплатный :).—15—

  1. Ещё одно фото синагоги.—16—
  2. Теперь просто несколько улочек.—17—
  3. —18—
  4. Красивое здание — Дом Дувана (Семён Эзрович Дуван — городской голова Евпатории в предреволюционные годы), построенный в 1908 году.—19—
  5. Ещё раз он же.—20—

Как я уже говорил, в Евпатории есть трамваи. Сам трамвай я сфотографировать не успел, но рельсы оказались более покладистыми :).—21—

Источник: https://mevamevo.livejournal.com/302652.html

Еврейская жизнь жаркой Евпатории

Недавно пост главного  раввина Симферополя занял  Йехезкель Лазар, сын главного раввина России Берла Лазара. Минувшей осенью этот  неординарный человек приехал жить и работать в Крым, где собирается, по его словам, находиться до тех пор, пока все евреи не уедут в Израиль. Вообще, в  древнем городе у черного моря — Евпатории — каждая вера имеет свой храм.

Здесь стоят   две синагоги: Купеческая (уже недействующая) и Ремесленная, в которой и сегодня еврейская жизнь кипит, бурлит и активно    развивается. Однако   не действующая сейчас, но когда-то главная синагога города Евпатории, Купеческая, которая, согласно одним источникам, была построена в первой половине ХIХ в., а по другим сведениям — в середине 90-х гг. ХIХ в.

, привлекает большее внимание.

Синагогу выстроили на углу двух старинных евпаторийских улиц — Караимской и  Раздельной  (ныне ул. Тучина), недалеко от средневековых крепостных ворот.  

Местные гиды рассказывают туристам, что, отдавая дань уважения всем конфессиям, представленным в Евпатории, царская семья когда-то посетила Свято-Николаевский собор, мечеть Джума-Джами, караимские кенассы. Следуя по городу, царский кортеж остановился и у стен главной еврейской синагоги.

По случаю исторического визита царской семьи,  в главной синагоге, «роскошно декорированной тканями национальных цветов и зеленью», при большом скоплении молящихся и с участием специально приглашённого из симферопольской синагоги еврейского хора, было совершено торжественное богослужение.

«В момент проезда государя и царской семьи по Караимской улице мимо синагоги весь хор во главе с кантором, выстроившись на балконе синагоги, убранном коврами и цветами, исполнил гимн, трижды повторенный при громких кликах „ура!”», — объясняют экскурсоводы.

К сожалению, в 1929 году главную еврейскую Купеческую синагогу города Евпатории закрыли, удалив из неё все культовые принадлежности.

В начале 30-х годов собственником здания становится Евпаторийский пиво-безалкогольный завод, который до начала 90-х годов прошлого века использовал его в качестве складского помещения:  «В этот период бывший молитвенный дом полностью перестраивается и окончательно теряет свой первоначальный облик», — сообщают местные историки.

Сегодня  весь облик  главной еврейской синагоги представляет собой печальное зрелище.

    Северо-восточный угол здания используется как трансформаторная подстанция, вход в которую находится на том самом месте, где когда-то располагался вход для женщин.

    Недавно прямо у стен бывшей Купеческой синагоги проводился яркий музыкальный фестиваль и необычный театральный перфоманс, который сумел привлечь большое число зрителей.

Не сохранились до наших дней и лавки, стоявшие  напротив: они вместе с двором синагоги стали частью улицы Караимской ( правда, улица в этом месте стала шире). 

А вот вторая  старинная  синагога, под названием «Егие Капай» — яркий представитель иудейской постройки,  работает и сегодня, радуя местных евреев и многочисленных гостей города.  Расположена  она  в старой части Евпатории, на углу древних улиц — Караимской и Просмушкиных.

Здание находится как раз на городском туристическом маршруте «Малый Иерусалим»: «Она также называется ремесленной синагогой, поскольку строилась на средства  умельцев и работяг, живших неподалеку.

Этот  архитектурный памятник  остается единственной иудейской культовой постройкой в Евпатории», — завершает свой рассказ экскурсовод.

У синагоги «Егие Капай» стоит ее работник Геннадий Прицкер, сообщивший, что его еврейское имя — Элиэзер. После экскурсии мы немного побеседовали с ним: «Первый камень синагоги “Егие Капай” был заложен в 1911 году, — начал он своей рассказ. «Вскоре, в 1912 году, в стенах нового здания прошла и первая молитва.

В 1930 году Ремесленная синагога в Евпатории была закрыта большевиками, а здание использовалось под склад. В годы Великой Отечественной войны немцы вообще превратили ее в конюшню. Лишь в 2003 году ее освятили, и она снова начала использоваться по назначению. В  2017 году нашей синагоге исполнилось 105 лет. Членов общины — галахических евреев — у нас около трехсот.

После присоединения Крыма к России в    законодательное поле Российской Федерации  мы вошли под эгидой Федерации еврейских общин России (ФЕОР).  Есть у нас и свои проблемы. Основная трудность общины сегодня — это поиск средств на реставрацию и на поддержание теплой  температуры в стенах синагоги.

Дело в том, что большое здание до сих пор стоит без отопления, в синагоге можно находиться только летом, зимой же в ней очень холодно и долго  быть в ее стенах — невыносимо. Ежедневные молитвы у нас проходят в маленьком молитвенном домике, расположенном  неподалеку. Сегодня синагога также немного зарабатывает экскурсиями.

Читайте также:  Дикие пляжи в феодосии – на карте, фото, описания, отзывы

Вы сейчас видите одну из этих экскурсий, она проходит в эти минуты  в здании синагоги. В городе существует так называемый «единый билет» туриста, в который входит четыре объекта, одним из них является синагога. Данный проект мы разработали совместно с администрацией Евпатории, и путешественники  немного  помогают нам быть на плаву, но в  основном мы живем на пожертвования.

А вот  чтобы запустить синагогу, чтобы она функционировала круглый год, чтобы у нас работали кружки для еврейских детей, чтобы проходили ежедневные молитвы и были организованы уроки Торы для мужчин и женщин, денег пока, к сожалению, нет», — грустно закончил он.

Отправляемся с Геннадием сделать фото красивой меноры, расположенной во дворике «Егие Капай».

Установка меноры — не единственный проект общины, реализованный при поддержке администрации города и Федерации еврейских общин России.

Помимо этого, в Евпатории разрабатывается проект совместного ухода за частью еврейского кладбища, а также планируется    открытие музея иудаизма.

И экспонатов, материалов для такого музея в Евпатории найдется достаточно, ведь многочисленная община существует здесь со средних веков.

Фасад  синагоги украшает круглое окно с витражом в виде большой шестиконечной звезды (такая же шестиконечная звезда присутствует и на металлических воротах молитвенного дома).

Над шестиконечной звездой, если внимательно присмотреться, можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.

Главный вход устроен у западной стены здания. Внешний вид  фасада немного отличается от других стен: кладка аналогична той, которая используется в  Стене Плача.

И люди, как и в Иерусалиме, молятся у этой Стены, оставляют в ней многочисленные записки с просьбами к Всевышнему. Иногда они выпадают из импровизированного «хранилища» просьб и секретов, щедро  устилая собой землю под ногами.

  • На территории синагоги работает еврейский культурно-этнографический центр с ремесленным производством, при котором действует кафе-музей в кошерном стиле «Йоськин кот», проводятся разнообразные мастер-классы — гончаров, чеканщиков, мыловаров и многое-многое другое.
  • Наверное именно из-за всего этого удивительного, интересного,  пестрого  клубка  еврейской культуры многочисленные прохожие, туристы, заядлые путешественники, одиночки и семьи с детьми, военные и гражданские  люди, евреи и не только,  с удовольствием, регулярно стремятся попасть  в это приятное    историческое место, наполненное  теплой и доброй аурой,  манящее своими древними неразгаданными тайнами,  чтобы  помолиться, вкусно поесть, встретиться  и посидеть с друзьями, осмотреть эту удивительную туристическую достопримечательность, положить записки в стилизованную Стену Плача,  как всегда надеясь на лучшее…
  • Яна Любарская

Источник: https://stmegi.com/posts/55819/evreyskaya-zhizn-zharkoy-evpatorii/

ЕВПАТОРИЯ: Старый город

Евпатория… Город детства – тысячи и тысячи были счастливыми отдыхающими на местных, ласковых, песчаных пляжах. Но в этом рассказе речь пойдёт не о них, и не о других санаторных прелестях этого города. Я расскажу и покажу вам на своих фотографиях старую Евпаторию. Где в камне застыла двухтысячелетняя история Евпатория. Евпатория делится на несколько четко отличающихся друг от друга районов. Это Санаторно-курортная зона, Центр, район улицы Перекопской, Мойнаки и 8 микрорайон, «За линией», Слободка, Пересыпь, Авиагородки, Спутник-1 и Спутник-2, Исмаил-Бей. Но самый яркий и самобытный район – СТРАРЫЙ ГОРОД.История городских поселений на месте современной Евпатории насчитывает более 25 веков.В 2003 году Евпатория отпраздновала своё 2500-летие. На протяжении своей 2500-летней истории город носил три названия: в античное время — Керкинитида, в средневековье — Гёзлев, в новое время — Евпатория. В трехкратной смене названий города отразились крупнейшие исторические эпохи: греческая колонизация, зарождение Крымского ханства и вхождение в состав Османской империи, присоединение Крыма к Российской империи в 1783 году. История города начинается с середины VI века до н.э., когда греки из Малой Азии основали первое в Западном Крыму поселение, впоследствии ставшее городом-государством (полисом) Керкинитида. После завоевания в 1475 году крымского побережья османами на месте нынешней Евпатории была воздвигнута хорошо укреплённая крепость, которую турки называли Гёзлев, а крымские татары Кезлев. Русско-турецкая война 1768-74 годов, положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым. Указом Екатерины II 19 (30) января 1784 Гезлев получил статус уездного города и новое имя. Евпаторией он был назван в честь царя древнего Понта Митридата VI Евпатора. С конце XIX столетия Евпатория стала быстро набирать популярность как курорт. Каковым и является по настоящее время.Итак, я предлагаю вам прогулку по пропитанной неповторимым ароматом старины Евпатории. Начнем мы прогулку от Гезлевских ворот. Это «новодел», построенный на месте ранее существовавших ворот турецкой крепости.

Ну, и конечно же неотъемлемой часть Старого города Евпатории являются культовые сооружения различных конфессий

Это соборная пятничная мечеть в Евпатории, главная мечеть города — Джума-Джами, она же Хан-Джами. Заложена она былае в 1552 году. Есть предположение, что мечеть Джума-Джами переделана из христианского храма. На это указывают ряд косвенных источников.

С момента завершения строительства мечеть подвергалась многочисленным переделкам и реставрациям. Несколько лет назад мечеть была полностью отреставрирована по всем правилам науки с восстановлением утраченных деталей и освобождением здания от архитектурных наслоений.

Так, в 1985 году были полностью восстановлены два минарета, один из которых разрушился до 1665 года, другой в 1836 году.

В годы советской власти мечеть была закрыта как религиозное учреждение и использовалась как памятник архитектуры и музей, а в 1990-е годы была возвращена верующим.

Текие дервишей — единственный в Крыму мусульманский монастырь («обитель дервишей») XV-XVI веков. Обитель нищенствующих монахов мусульманского вероисповедания, единственный сохранившийся до наших дней в первозданном виде памятник подобного рода на территории России. Исторический памятник состоит из трёх зданий: собственно текие, мечети и медресе.

Просуществовав 300 лет, во время гонений на религию в 1930-е годы текие было закрыто и до последнего времени использовалось как складское помещение Черноморского флота. Здания текке и медресе в целом сохранились, в то время как мечеть была наполовину разрушена.

В последние годы в здании текие был проведён небольшой ремонт, но полноценная реставрация до сих пор не проведена.

Еврейская синагога на этом месте располагалась издавна. Но к началу XX века скромное, обветшавшее здание уже перестало отвечать потребностям верующих. Поэтому члены общины решили старую постройку разобрать, а на её месте возвести новую, более удобную и просторную. Прежнее сооружение снесли в апреле 1911 года.

Спустя два месяца состоялась закладка нового здания, а всего через год, в июле 1912-го, главная синагога Евпатории была торжественно освящена. Неофициально её называли ещё Купеческой, иногда — Торговой.

Купеческая — это потому, что её построили на свои деньги местные купцы I и II гильдий (в отличие, например, от Ремесленной синагоги Егия-Капай, которую возвели для своих нужд ремесленники). Конечно, купцы были людьми более состоятельными, чем их единоверцы-ремесленники.

Поэтому Купеческая синагога оказалась просторнее, вместительнее, богаче. Ну а Торговой её звали из-за близости к торгу, то есть рынку, который располагался у Крепостных ворот.

Караимские кенассы – это храмовый комплекс крымских караимов. Состоит из здания Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный). Издавна являлся центром религиозной жизни караимов караимов России.

Армянская церковь Сурб Никогайос (Святого Николая) была построена в 1820 году. В архитектуре храма великолепно сочетаются традиции армянского народа и русского классицизма.

Свято-Николаевский собор был построен в 1893-1899 годах в византийском стиле по проекту архитектора А. И. Бернардацци в память освобождения Евпатории в Крымской войне.

Собор построен вместо прежней церкви того же посвящения, пострадавшей во время войны (после окончания строительства старая церковь разобрана). Над оформлением интерьеров и иконостаса работали художники В. В. Соколовский, С.

И. Строев и флорентийский мастер Ваннуки.

Храм Святого Илии Пророка — греческая церковь. По дореволюционным понятиям, к западу от неё начиналась новая часть города. Храм построен в 1911-1918 гг. городским архитектором А. Л. Генрихом. После революции церковь оставалась действующей. Её прихожане были греческими подданными, поэтому власть не сразу применила силовые приемы.

Сначала постановили, что колокольный звон — явление неприемлемое для социалистической действительности, поэтому сняли колокола. Община решила защищать свой храм, для этого отправила в Москву к греческому консулу письмо с просьбой о помощи. Это обращение привело власти Евпатории в ярость, они обвинили греческую общину в клевете.

В 1936 году договор с греческим обществом расторгли из-за того, что прихожане не сумели отремонтировать здание. У государства денег также не нашлось, и храм закрыли. С конца 1950-х годов в здании храма организовали спортзал. В 1959 году была разрушена звонница.

К юбилею Евпатории в 2003 году колокольню восстановили, был установлен новый колокол.

На одной из стен церкви виден след от снаряда — это след от шрапнели, выпущенной с турецкого крейсера «Мидилли» (переименованный германский «Бреслау») 24 апреля 1916 года по старому стилю.

Но, конечно всё это лучше увидеть своими глазами. Евпатория и НАШ КРЫМ ждут ВАС!

Источник: https://shurov-oleg.livejournal.com/7445.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]