?
Categories:
В сегоднящней статье я расскажу о трущобах Бомборской возвышеннности или попросту «Бомборах». Не буду кормить вас слащавыми описаниями из туристических сборников, для меня прогулка в этот райончик была из серии «ожидания vs реальность».
Вот таким мне представлялся типичный вид этих улочек. На самом же деле, это место не сравнить с тихими кварталами Аполлоновой балки или даже соседней Красной горки, где как-будто бы остановилось время.
Например, меня в свое время удивило то, что туда до сих пор приезжает молочник и звонит в колокольчик, а бабушки выходят со своими бутылками и бидонами за молоком, все как в детстве…В будущем постараюсь сделать пост о Красной Горке.
А пока о Бомборах, находящихся чуть ниже 3-го бастиона, о котором я писала в предыдущей статье. Еще одно фото из разряда «ожидания».
В общем я ожида увидить старинные будто сказочные маленькие домики на крутых склонах. В какой-то мере эти ожидания оправдались. Вот например этот домик переносит нас в Марокко или на Санторини.
На чужой фотографии практически землянка, но в том же красивом синем цвете. Дальше мне попался еще один колоритный домик, напоминающий о бахчисарайских кварталах.
Обещанный в прошлом посте, вид на Панораму. Как вы видите,у нас все еще повсеместно висят российские флаги, все-таки Севастополь всегда отличался особым патриотизмом.
Отличительной особенностью нашего города считается большое колличество лестниц. Здесь же лестницы заменяют тротуар. На фото одна из самых чистых лестниц. Расскажу теперь о том, что осталось за кадром.
А именно: горы мусора(в том числе бутылок и шприцов), не привязанные собаки, облаивающие прохожих (почему в одних районах частного сектора тишина, а в других пронзительный лай, для меня остается загадкой), кучки таджиков и прочих строителей, с которыми не хотелось бы встретится тут вечером.
Такое вот севастопльское гетто, находиться здесь было не уютно. Хотя собственно чего еще можно было ждать от трущоб? Нет, это не та «матросская слободка» Корабельной стороны…
Домики напоминают сараи или курятники. Если бы не грязь и какая-то гнетущая атмосфера места, тут было бы интересно пожить тут летом. Есть какая-то прелесть в этих времянках, сдающихся в Крыму на лето туристам…
Вспоминается как когда-то в Коктебеле я ночевала в подобном домике-сарае, где высота не позволяла встать в полный рост, такая себе каменная палатка в которой душно,жарко, комары, а ты все равно почему-то счастлив…
И старенький телевизор во дворе,за которым вечером собирались смотреть чемпионат по футболу хозяева и все обитатели времянок из разных городов и стран. Но в Бомборах такие домики не сдаются и ,похоже, живут тут круглый год.
Спускаюсь вниз то по ступенькам,которые завалены мусором, то по каким-то протоптанным тропинкам, вокруг стены домишек исписаны рекламой наркотиков. Не хочется фотографировать такое… Среди всего этого нашла старинные стены и кота – короля этого мусорного царства.
- Ступеньки вырублены прямо в скале.
- Еще одна стена напротив той, где сидел котик.
Дом стоит прямо на свалке, причем окна открыты…видимо живущих там ароматы не волнуют. На веревках то ли вещи то ли мусор.
Вскоре спускаюсь на ул. Ревякина в р-н супермаркета ПУД и….поднимаюсь обратно со стороны бывшего здания трамвайного управления (о нем будет ниже). Интересно же походить подольше по этому хваленому старинному району.
Но ничего особо живописного и интересного я здесь так и не нашла. Бесконечное колличество лестниц и тропок, мусор, собаки… Еще пару моих более-менне интересных фото.
Видимо Бомборы – это какое-то мистическое место, которое кому-то поворачивается своей темной стороной, а кому-то открывается во всей красе, вот еще фотографий, сделанных тут другими людьми, правда в прошлом году (http://crimeaphile.livejournal.com/181063.html).
В заключение расскажу немного о достопримечательностях площади Ревякина, на которой я оказалась, окончательно спустившись с Бомбор.
Перед вами здание управления трамваным транспортом. 31 августа в торжественной обстановке состоялась официальная церемония закладки центральной станции трамвая в Лабораторной балке. Здание вагонного парка построили в октябре 1897 года.
Это было одноэтажное каменное здание с десятью окнами на фасаде и четырьмя воротами для входа и выхода трамваев. Сооружение электростанции закончилось в августе 1898 года.
Эти здания сохранились до наших дней, в них размещаются службы «Горсвета».
Трамваи были открытого типа, сиденья располагались поперек вагона, вдоль него с обеих сторон крепились подножки для входа и выхода пассажиров. Передняя и задние площадки трамвая были открытые.
Вагоны оснащались сигнальными звонками и фонарями, имели шторы для защиты пассажиров от солнца и дождя. На каждую из скамеек вагона допускались только четыре пассажира.
На передней площадке могли стоять три, на задней пять человек, находиться на ступеньках запрещалось.
Трамвайный путь был одноколейный. На площадях и перекрестках имелись разъезды, на которых трамваи должны были ждать встречные вагоны. С началом трамвайного движения частыми стали различные происшествия, аварии, несчастные случаи.
Извозчики и вагоновожатые конкурировали друг с другом, превышали скорость. Извозчики делали запрещенные обгоны с поворотом в сторону трамвая. При объезде пролеток, экипажей вожатые трамвая умышленно давали резкие, продолжительные звонки. Лошади пугались и шарахались в сторону. ( прямо как сейчас топики с траликами конкурируют, оказывается историческая особенность=))
Был даже междугоодний маршрут в Балаклаву (протяженностью более 15 км). К сожалению, в 1941 году трамваи перестали ходить по Севастополю. Трамвайный парк был полностью разрушен во время ВОВ. Подробно почитать про Севастопольский трамвай вы можете на сайте Крымология.
Зазывалы, сдающие квартиры, «захватили» памятник бронепоезд «Железняков». Увидев, что я фотографирую, на всякий случай быстро спрятали свои таблички с надписью «Аренда посуточно»=))
Бронепоезд «Железняков» прозванный немцами «Зеленый призрак», был построен 4 ноября 1941-го на Севастопольском морском заводе. На обычные платформы под 60-тонные вагоны нарастили стальные листы, сшив их электросваркой и укрепив армированной бетонной заливкой. На бронеплощадках установили пять 76-миллиметровых орудий, 15 пулеметов. Была специальная площадка с 8 минометами.
Поезд выходил на позиции, давал залп и раньше, чем немцы успевали поднять авиацию или навести орудия, скрывался в тоннелях и ущельях.
В итоге в тоннеле его и похоронили, обрушив оба выхода, за несколько дней до падения Севастополя, а овладев городом, немцы переделали «Железнякова» в свой бронепоезд «Ойген» и взорвали при отступлении.
Его паровоз Э-2500, однако, работал на крымских железныз дорогах до 1967 года, а вот орудийная платформа тут стоит условная — у «Железнякова» она была уникальной и с воссозданием заморачиваться не стали.
В 70-е гг. возле Севастопольского железнодорожного вокзала был установлен паровоз типа «ОВ» — однотипный паровозу «Железнякова», на котором воспроизвели надпись «Смерть фашизму», украшавшую борта бронепоезда. К сожалению, на локомотив не стали наносить камуфляжную раскраску, давшее «Железнякову» имя «Зеленого призрака», выкрасив его черным лаком.
«Бронепоезд все время изменял свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью.
Бронепоезд умело маневрировал между выемками и тоннелями. Чтобы сбить с толку противника, все время меняем места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных разъездах» — вспоминал старшина группы пулеметчиков бронепоезда мичман Н. И.
Александров.
Восстановленный после войны паровоз водил по крымским магистралям поезда вплоть до 1967 года. 24 октября 1967 г. был, как реликвия, передан севастопольцам железнодорожниками станции Джанкой.
Его доставила в Севастополь бывшая фронтовая бригада. В 90-х рядом размещен орудийный транспортер ТМ-1-180 с пушкой Б-1-П. Один транспортер ТМ-1-180 использовался во время обороны Севастополя.
Но основное их применение было на Ленинградском фронте.
На этом я завершаю цикл «Прогулки по Корабелке», скорее всего, вернусь в эти живописные места уже осенью, и пофотографирую для вас, например, Ушакову балку. А сейчас несколько следующих постов будут посвящены Ялте.
Источник: https://v-sevastopole.livejournal.com/3468.html
Севастопольский бронепоезд
Памятник севастопольскому бронепоезду
Раритет, который поставлен на запасной путь в качестве музейного экспоната, чтобы помнили о нелегких годах войны, когда под ружье встал весь огромный цивилизованный мир для противостояния агрессору, а гражданская техника окрасилась в цвет хаки. В нелегкий час для Крыма, когда немецкие колонные уже маршировали по полуострову, появилась на свет для защиты родной земли одна из его легенд — бронепоезд “Железняков”.
Ноябрь 1941-го. Севастополь в осаде. Сражения идут буквально за каждую пядь земли. Под аккомпанемент оглушительных орудийных залпов на железнодорожный путь 7-го числа выходит для боевого крещения пятый бронепоезд Крымского полуострова.
И никто — ни строители-рабочие Севастопольского морского завода, ни экипаж во главе с капитаном Саакяном, ни присутствующий на торжестве по случаю его запуска командующий Черноморского флота Октябрьский — еще не догадывался о той особенной судьбе, которая была ему уготована.
- Артиллерийская установка бронепоезда «Железняков»
- С первых дней службы под красным знаменем бронепоезд, получивший имя “Железняков”, получил заслуженную репутацию неуловимого призрака, который доставлял немало хлопот немецким войскам своим внезапным разрушительным огнем, что обеспечивалось тщательным планированием каждого его рейда, самоотверженной преданности экипажа и особой заботе командования.
- Его огневая поддержка, уже под руководством лейтенанта Чайковского назначенного в связи с ранением предыдущего командира, в значительной мере поспособствовала отражению второго штурма города 17 декабря 1941 года, когда под его огневым прикрытием сражались 8-я бригада морской пехоты и части 95-ой стрелковой дивизии.
- Паровоз памятника бронепоезду «Железняков»
Столь обременительная активность бронепоезда №5 Береговой обороны главной базы Черноморского флота вывело в одну из первостепенных стратегических задач немецкого командования операцией в Крыму его уничтожение, на что были направленны лучшие сухопутные и воздушные силы вермахта на полуострове.
29 декабря 1941 года очередная атака люфтваффе поставила под вопрос само его существование, когда во время отдыха на станции Инкерман была уничтожена часть его команды, а сам он получил повреждения.
Ответ не замедлил себя ждать – уже 1 января 1942-го немецкое командование подсчитывало урон от потери двух сбитых истребителей.
- А далее был ужас схватки за Макензевы горы, когда лишь подвиг помощника машиниста Матюша спас “Железняков” среди развороченного дорожного полотна, слетевших под откос балластных платформ, сошедшей бронеплощадки и подбитого тягового локомотива – он, теряя сознание от полученных ожогов, исправлял его повреждения.
- На исходе двухсот пятидесятидневной обороны Севастополя к 20-м числам июня на Северной стороне из боевой артиллерии отступающие к бухте защитники оставили лишь бронепоезд, который защищал свои рубежи вплоть до 3 июля 1942-го, хотя оба выхода Троицкого туннеля, где он базировался, были обрушены мощным авиационным ударом еще 26 и 27 числа, а большая часть его команды погребена вместе с поездом под обломками скалы.
- Паровоз Эл 2500 памятника бронепоезду
- Закончил Вторую мировую бронепоезд №5 там же, где и начал — у перрона Севастопольского вокзала, окончательно превратившись в призрак из-за подрыва отступающими немецкими войсками бронесостава “Ойген”, который был построен из частей выкопанного из-под обломков Троицкого туннеля “Железнякова”.
- Но слава “Зеленого призрака” (как его называли немцы) на десятилетия пережила его смерть… Для увековечения памяти о последнем отважном крымском бронепоезде, совершившем более ста сорока боевых рейдов, на постамент у железнодорожного вокзала Севастополя в 70-х годах ХХ столетия был на вечный прикол поставлен паровоз, подаренный железнодорожниками городу-герою, а спустя два десятилетия появилась и платформа с крупнокалиберным орудием, принимавшая участие в боевых действиях 1941 — 1945 годов в составе 16-ой отдельной железнодорожной артиллерийской батареи береговой обороны Черноморского флота.
Архитектура
Памятник бронепоезду «Железняков»
В своем первоначальном виде бронепоезд “Железняков представлял собой укутанные в бронированную сталь с армированным бетонным покрытием железнодорожные 60-тонные платформы, оснащенные пятью 76-миллиметровыми орудиями, пятнадцатью пулеметами и восемью 82-миллиметровыми минометами. После модернизации в конце 1941-го его вооружение пополнилось тремя 130—миллиметровыми минометами (вместо четырех прежних) и тремя пулеметами.
Нынешний памятник бронепоезду №5 у севастопольского железнодорожного вокзала состоит из двух дополняющих общий его образ элементов: паровоза Эл-2500 с аутентичной надписью “Смерть фашизму!”, перекрашенного в черный цвет и платформы со 180-миллиметровой артиллерийской установкой.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Героев Севастополя (ул. Вокзальная). Ориентир — железнодорожный вокзал.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) до поворота на ул. Генерала Мельникова, а затем на улицу Героев Севастополя, которая выходит к железнодорожному вокзалу.
Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы), рядом с которыми находится памятник бронепоезду “Железняков”.
Источник: https://zabytki.in.ua/ru/802/sevastopolskii-bronepoezd
Бронепоезд «Железняков»
У каждого города есть своя душа. И морскую душу Севастополя, полную мужества и отваги знает вся Россия. Севастополь является городом-крепостью, и как большинство крепостей ему на протяжении своей истории не раз пришлось обороняться. Так было и в 1941-1942 годах, когда в течение двухсот пятидесяти дней советские солдаты, проявляя беспримерное мужество и героизм, обороняли город от наступающих немецко-фашистских войск. Мемориал героической обороны города с вечным огнём и памятник защитникам-комсомольцам, Малахов курган и Сапун-Гора, памятник матросу и солдату и памятный знак «Партизанская шапка» – все эти мемориальные комплексы и памятные места являются свидетельствами того, что память людская и севастопольская земля свято хранят подвиги своих дочерей и сынов. Однако представление о героизме советских войск, защищавших город в годы войны, будет неполным без ещё одного памятника-легенды обороны Севастополя. Речь идёт о настоящей легенде – бронепоезде «Железняков», который фашисты называли «Зелёным призраком».
Как рождался призрак
Бронепоезд был построен в ноябре 1941 года в Севастополе на морском заводе. Он состоял из бронепаровоза, дополнительного мощного локомотива и бронеплощадок, состоящих из обычных железнодорожных платформ, предназначенных под шестидесяти тонные вагоны. Эти платформы были укреплены сваренными между собой стальными листами, которые были дополнительно усилены армированным бетоном.
Вооружение – пять сто миллиметровых орудий, пятнадцать пулемётов и специальная площадка, оснащённая восемью миномётами.
Назван бронепоезд был в честь героя революции матроса Железнякова, более известного под именем матрос Железняк, который в октябре 1917 года под залп «Авроры» возглавил отряд, штурмовавший Зимний дворец, а затем героически сражался за Советскую власть в годы Гражданской войны.
Личный состав «Железнякова» был укомплектован отважными боевыми моряками-черноморцами.
Всё это делало бронепоезд грозным оружием в позиционной оборонительной войне. Уже на третий день после постройки «крепость на колёсах» совершила первый рейд, уничтожив мощнейшим огнём большое скопление врага возле посёлка Дуванкой, ныне это селение Верхнесадовое.
Всего же во время обороны города бронепоезд совершил более ста сорока боевых выходов, уничтожая колоны танков и другой военной техники противника, не давая ему совершать манёвры, уничтожая его огневые точки, блиндажи и артиллерийские позиции, нанося большой урон, сея панику и страх.
Бронепоезд был настоящей «костью в горле» у наступающего врага.
Внезапность и мощный артиллерийский огонь…
Особо следует отметить, что «Железняков» не имел своего постоянного места дислокации, поэтому был неуловим. Перед каждым рейдом с целью проверки состояния железнодорожных путей выходила дрезина, что обеспечивало бронепоезду беспрепятственный подход к огневой позиции.
Выкрашенный в зелёный камуфляж, под прикрытием маскировочных сетей в ночное время он скрытно выходил на указанные рубежи, с наступлением рассвета внезапно для врага проводил мощнейшие артобстрелы, а затем уходил в тоннели или специально вырубленные в скалах узкие проходы, защищавшие от ответного вражеского огня. На занимаемых позициях бронепоезд имел возможность подключаться к телефонным линиям, и по мере необходимости вызывать прикрытие авиации либо ремонтников. Кроме того, к бронепоезду была прикомандирована ремонтная бригада, которая занималась восстановлением железнодорожных путей.
Большое внимание уделялось маскировке. Практически постоянно бронепоезд изменял облик в зависимости от времени года и условий местности. Матросы расписывали бронепаровоз, локомотив и бронеплощадки, нанося камуфляж, который позволял «крепости на колёсах» неразличимо сливаться с местностью.
Главными козырями «Железнякова» перед врагом были внезапность и большая огневая мощь. Вот почему фашисты называли его призраком.
До самого конца обороны им так и не удалось полностью разбить бронепоезд.
Мемориальный историко-технический комплекс
Памятник в виде большого чёрного паровоза с надписью «Смерть фашизму», скреплённого с орудийной площадкой на железнодорожной платформе со ста восьмидесяти миллиметровым орудием, установлен неподалёку от авто- и железнодорожного вокзалов. Сюда приходят люди, чтобы возложить цветы, и почтить память отважных бойцов – защитников Севастополя.
Бронепоезд «Железняков» видео
Контакты
Бронепоезд «Железняков» на карте
Нет отзывов
Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/sevastopol/bronepoezd-zheleznyakov/
Памятник паровозу бронепоезда «Железняков»
Паровоз бронепоезда «Железняков» установлен в Севастополе в 1967 году на площади Ревякина, вблизи железнодорожной станции и автовокзала в память о бронепоезде «Железняков» береговой обороны главной базы Черноморского флота. На вечной стоянке паровоз серии «ЭЛ»-2500, изготовленный в 1922 году в Луганске c железнодорожной артиллерийской установкой ТМ-1-180 установленной в канун 45-летия победы.
Памятник «Железнякову» — это не сам легендарный бронепоезд, а однотипный паровоз с транспортером, который к истории поезда-героя отношения не имеет. Историческая достоверность в его облике не соблюдена, но памятник напоминает гостям и жителям Севастополя о легендарном бронепоезде, прозванный немцами за его неуловимость — «Зелёный призрак».
В период второй обороны Севастополя паровоз водил в бой легендарный бронепоезд «Железняков», который построили рабочие Севастопольского морского завода в ноябре 1941 года. Бронепоезд состоял из обшитого бронёй паровоза и 4-х бронеплощадок, вооружённых четырьмя 76,2-мм морскими артиллерийскими установками, позже заменёнными на 100-мм пушки, а также миномётами и пулемётами.
Командовал бронепоездом капитан Г. А. Саакин, с декабря 1941 года его сменил потомственный севастопольский рабочий, герой гражданской войны, инженер-капитан 3 ранга М. Ф. Харченко. Действуя в районе Мекензиевых гор и Бельбекской долины, бронепоезд доставил гитлеровцам много неприятностей. Со дня своих первых «ходовых испытаний» — 7 ноября 1941 года он совершил 140 рейдов.
Только за зимний период 1942 года бронепоезд уничтожил около 1500 солдат противника, 3 автомашины, 10 повозок с грузом, 6 блиндажей, 9 ДЗОТов, 13 пулеметных гнёзд, тяжелую батарею. В середине июня бронепоезд вывел из строя 3 немецких танка, вступив в бой с колонной бронетехники.
Немцы просто не успевали нанести ответный удар. Поезд, в свою очередь, атаковал точно в цель, а после молниеносно скрывался в туннелях или в узких скалах. Неуловимую машину противники прозвали «Зелёным Призраком».
26 июня 1942 года, когда «Железняков» находился в Троицком тоннеле, более 50 немецких бомбардировщиков нанесли сильнейший удар по укрытию, разрушив тем самым своды тоннеля и погребя заживо почти весь экипаж бронепоезда. Восстановленный впоследствии немцами, он вошёл в состав их железнодорожных частей под названием «Принц Ойген».
В 1943 — начале 1944 года теперь уже как немецкий бронепоезд воевал против советских войск в Северном Крыму. Отступая, немцы 8 (9) мая 1944 года взорвали бронепоезд на железнодорожном вокзале. Восстановленный после войны, этот паровоз был приписан в депо Джанкой и возил по крымским магистралям грузовые поезда вплоть до 1967 года.
24 октября 1967 года паровоз был передан Музею героической обороны и освобождения Севастополя. Из Джанкоя его доставила в Севастополь бывшая фронтовая паровозная бригада: машинист М. В. Галанин, помощник машиниста Е. И.
Матюш, кочегар В. Г. Иванов. кочегар Черкашин Ф. Ф.
А через пару лет рядом с железнодорожным вокзалом в честь подвигов великого поезда был установлен однотипный паровоз Эл-2500, на котором белой краской написаны громкие слова — «Смерть фашизму».
Паровоз-памятник выкрашен в черный цвет, хотя настоящий паровоз «Железнякова» был обшит броней и нёс зелёный камуфляж.
8 мая 1990 года к паровозу прицепили железнодорожную артиллерийскую установку ТМ-1-180 которая активно участвовала в боевых действиях в составе 16-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи береговой обороны Черноморского Флота, отличившийся в сентябре-декабре 1942 г. при обороне города воинской славы Туапсе.
Увидеть памятник известному бронепоезду можно, приехав на остановку «Улица Ревякина» или «Автовокзал» — с обоих мест легендарный паровоз будет хорошо виден.
Координаты: +44° 35' 44.00″, +33° 31' 54.30″
Источник: http://jalita.com/guidebook/sevastopol/street/parovoz_zheleznyakov.shtml
Бронепоезд «Железняков»
gostyam
Бронепоезд «Железняков» в период обороны Севастополя 1941-42 годов стал кошмаром для немцев, прозвавших его «Зеленым призраком». Для советских людей он стал легендой, примером удачи тщательного расчета боевых операций и отчаянного героизма экипажа.
Недалеко от севастопольского автовокзала, на площади Ревякина стоит памятник самому известному крымскому паровозу, герою Великой Отечественной войны бронепоезду «Железнякову».
Ни один турист не проходит мимо, не сделав несколько снимков этого колоритного состава из паровоза Эл-2500 с надписью «Смерть фашизму!» и орудийного транспортера ТМ-1-180 оснащенного внушительной пушкой Б-1-П.
Самые некультурные гости города тут же начинают лазить по крыше и механизмам паровоза, не замечая табличек: «Паровоз–ветеран войны и труда.
Передан навечно городу-герою Севастополю Крымскими железнодорожниками» и «Паровоз легендарного бронепоезда «Железняков», принимавшего активное участие в героической обороне Севастополя 1941-1942 гг». Ведь ветеран войны и труда, хоть он и паровоз, заслуживает особого уважения.
Необходимо уточнить, что памятник «Железнякову» — это не сам легендарный бронепоезд, а однотипный паровоз с транспортером, который к истории поезда-героя отношения не имеет. Историческая достоверность в его облике не соблюдена, но памятник выполняет свою роль, являясь постоянным напоминанием о легендарном «Зеленом призраке».
Всего во время наступления на Крым 11-й армии Манштейна в строй было введено 7 бронепоездов. На полуострове ощущался сильный дефицит бронетехники, а потому в спешном порядке в железнодорожных мастерских и цехах судоремонтных заводов строились знакомые со времен гражданской войны сухопутные броненосцы.
В ход шли остатки корабельной брони и бывшее в наличии оружие.
К сожалению, все крымские бронепоезда были быстро ликвидированы фашистами, одному только «Железнякову» удалось длительный период вести боевые действия – с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.
Бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота «Железняков» был введен в строй 4 ноября в уже осажденном Севастополе, на церемонии его открытия был командующий ЧФ и члены военного Совета. Строили бронепоезд работники Севастопольского морского завода при активной помощи уцелевших моряков из экипажей других бронесоставов.
Использовались платформы для 60-тонных вагонов, на которые наварили стальные листы и укрепили их армированным бетоном, получив композитную броню. Из оружия было установлено 15 пулеметов, 5 орудий калибра 76 мм, а на специальной площадке расположились 8 минометов.
Также был добавлен второй локомотив, что позволило существенно повысить маневренность состава.
Первое боевое задание «Железняков» выполнил 7 ноября в районе деревни Дуванкой (ныне Верхнесадовое): была подавлена батарея и обстреляна неприятельская пехота.
Успешное выживание севастопольского бронепоезда зависело от многих факторов. Его команда умело использовала при маневрировании местный ландшафт с множеством узких оврагов, скал и тоннелей.
«Железняков» молниеносно наносил удары по целям, которые разведывала морская пехота, и исчезал, прежде чем его успевала пристрелять вражеская артиллерия или выследить бомбардировщики.
«Зеленым призраком» немцы его прозвали за необычайно эффективную камуфляжную раскраску, которую экипаж непрерывно менял, искажая очертания бронепоезда до неузнаваемости, добиваясь его визуальной неотличимости от местности. Также успех операций «Железнякова» обеспечивала дрезина, проверявшая и ремонтировавшая пути.
Во время отражения второго штурма Севастополя 17 декабря бронепоезд поддерживал защитников города, выезжая навстречу наступающим немецким войскам, ведя огонь из минометов и 12-и пулеметов.
Прикрытие поезда осуществлялось автоматчиками из 8-й бригады морских пехотинцев.
Восстановительная бригада под руководством дорожного мастера Никитина ремонтировала полотно круглосуточно, зачастую под обстрелом.
В конце 1941 года «Железняков» побывал в севастопольском тылу на ремонте и перевооружении. Поставили три новых пулемета, одно старое 76-мм орудие заменили на две новых автоматических пушки, а четыре 82-мм миномета заменили тремя 120-мм полковыми минометами.
Едва не был уничтожен «зеленый призрак» в ходе боев за Мекензиевы горы. Тяжелая артиллерия немцев разбомбила путь прямо перед бронепоездом, с откоса слетели балластные площадки, а одна из бронеплощадок сошла с рельс.
Магистральный локомотив был выведен из строя осколками снаряда, а у второго не хватало мощности для того чтобы затащить на рельсы бронеплощадку.
Героический поступок совершил Евгений Матюш – помощник машиниста, он полез в закиданную сырым углем топку и поливаемый тут же испаряющейся водой сделал ремонт. Состав был спасен, а Матюш тут же потерял сознание от многочисленных ожогов.
После того как 22 декабря станция Мекензиевы горы была захвачена противником, бронепоезд совершил дерзкое нападение на нее. Буквально ворвавшись на станцию «Железняков» практически в упор стал расстреливать технику и живую силу неприятеля. Также бронепоезд участвовал в отчаянной операции по доставке на 30-ю батарею новых стволов взамен изношенных.
Существенно повредить неуловимый состав фашистам удалось 29 декабря во время авианалета, погибли многие члены экипажа, но уцелевшие смогли отстреляться, используя пулеметы как зенитные орудия. Таким же образом, с помощью 18-и пулеметных стволов 1 января 1942 года было сбито два вражеских истребителя.
Неудивительно, что фашисты ненавидели «Железнякова», ведь только за зимний период 1942 года бронепоезд уничтожил около 1500 солдат противника, 3 автомашины, 10 повозок с грузом, 6 блиндажей, 9 дзотов, 13 пулеметных гнезд, тяжелую батарею. В середине июня бронепоезд вывел из строя 3 немецких танка, вступив в бой с колонной бронетехники.
К концу июня 1942 года «Железняков» остался единственной мощной артиллерийской единицей на Северной стороне Севастополя, с его стволов буквально слазила краска, так они были раскалены от стрельбы. За бронепоездом велась охота с помощью десятков самолетов противника.
26 июня «Зеленый призрак» дал свой последний бой – против него было 50 бомбардировщиков.
Один из входов в Троицкий тоннель был обвален массированной бомбежкой, вторую платформу завалило, но поезд вырвался из тоннеля и открыл огонь по врагам.
Полностью блокировать бронепоезд удалось только на следующий день, засыпав второй вход в тоннель. Остатки экипажа дрались до 3 июля. Так закончилась история советского «Железнякова»…
…И началась история немецкого бронепоезда «Ойген». Фашисты раскопали легендарный состав, починили его и использовали, оснастив гаубицами калибра 105 мм. «Ойген» был взорван немцами в 1944 году во время наступления советских войск.
По легенде паровоз «Железнякова» – «Ойгена» после войны был отремонтирован и еще долго водил поезда по Крыму. 24 октября 1967 года его доставила из Джанкоя в Севастополь бывшая фронтовая бригада, в которой был машинист М.Галанин, кочегар В.Иванов и тот самый помощник машиниста Е.Матюш.
Источник: https://gostyam.livejournal.com/32533.html
Памятник бронепоезду «Железняков», севастопольский бронепоезд «Железняков»
Рядом с севастопольским автовокзалом находится памятник бронепоезду «Железняков». За белой оградой стоит сам бронепоезд «Железняков» и дальнобойное морское орудие на железнодорожной платформе. Бронепоезд – это старый паровоз серии ОВ (или просто О, на сленге – «овечка»). Памятник является одной из военных достопримечательностей города и входит в маршруты «для мальчиков».
Мемориал установлен на площади Ревякина рядом с автовокзалом. От памятника бронепоезду «Железняков» легко добраться до площади Нахимова: достаточно сесть на общественный транспорт или маршрутное такси.
Описание памятника бронепоезду «Железняков» в Севастополе
Памятник бронепоезду «Железняков» был установлен в 70-е годы XX века.
180-миллиметровая пушка не имеет никакого отношения к реальному севастопольскому бронепоезду «Железняков» (подобные артиллерийские установки появились уже после Великой Отечественной войны), а вот два локомотива (паровоза) ОВ действительно возили ж/д состав в ходе обороны города. Современный цвет поезда также не соответствует истории: в ходе войны он был выкрашен в защитный зеленый цвет.
Изначально в память о подвиге экипажа состава установили вспомогательный паровоз Э – 2500, а на тендере воспроизвели надпись «Смерть фашистам», как на бортах бронепоезда. Примечательно, что до 1967 года этот паровоз был рабочим и водил поезда по крымским магистралям. В 1967 году его передали как реликвию Музею героической обороны и освобождения Севастополя.
В 1990-х к паровозу прицепили железнодорожную артиллерийскую установку ТМ-1-180, участвовавшую в боевых действиях Финской войны, в составе 16-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи береговой обороны Черноморского Флота в 1942—43 гг – в боях на северо-востоке Туапсе. Изначально установку планировали списать, однако по просьбам ветеранов ВОВ и молодежи Севастополя, собравших в качестве компенсации 140 т металлолома, установка стала частью памятника бронепоезда «Железняков» в Севастополе.
История бронепоезда «Железняков»
Бронепоезд «Железняков» сражался в Крыму против наступающих частей вермахта (это был один из бронепоездов на полуострове). В отличие от других машин, «Железняков» смог уцелеть.
Он был собран из подручных материалов в мастерских Черноморского флота (на Севастопольском морском заводе).
Импровизация инженеров флота оказалась удачной: 12 пулеметов, 3-дюймовые пушки, минометы на 4-х бронированных вагонах стали неприятным сюрпризом для немцев. Гитлеровцы прозвали машину «Зеленым призраком».
Бронепоезд «Железняков» принимал участие во второй обороне Севастополя 1941 – 1942 гг. Он оборонялся в составе Береговой обороны главной базы Черноморского флота.
Его вагоны были собраны из стальных листов, соединенных электросваркой и усиленных армированной бетонной заливкой. За время обороны Севастополя бронепоезд «Железняков» выполнил почти 150 боевых рейсов.
Свое прозвище «зеленого призрака» он получил из-за камуфляжных цветов и способности к внезапному появлению, точному удару и быстрому отступлению.
Бронепоезд быстро терялся среди тупиков и тоннелей, недоступных вражеской авиации. Иногда за ночь успевали даже сменить цвет под местность, куда он должен будет направляться на следующий день.
В конце обороны города бронепоезд оказался блокированным на Северной стороне: Троицкий тоннель, где был спрятан поезд, завалило после бомбежки.
Но экипаж севастопольского бронепоезда продолжал сражаться до июля 1942 года, когда город уже перешел к противнику.
Немцы расчистили туннель и бывший «Железняков» вступил в строй под именем «Ойген». Состав был взорван уже после того, как советские войска прорвали оборону на Сапун-горе.
Источник: https://dosworld.ru/rossiya/krym/sevastopol/pamyatnik-bronepoezdu-zheleznyakov/
Паровоз бронепоезда Железняков
Богат славный город Севастополь достопримечательностями, но самая первая, которую могут увидеть гости, находится перед железнодорожной станцией на площади Ревякина. Это память о Великой Отечественной войне – раритетный, 70-летний бронированный паровоз, таскавший бронепоезд береговой обороны на главной базе Черноморского флота.
В строительстве бронепоезда в 1941 году принимали участие рабочие Морского завода, железнодорожники и военные моряки. Поезд состоял из бронированного паровоза и четырех бронированных вагонных площадок.
На самые обыкновенные платформы, предназначенные для 60-тоннных вагонов, были установлены конструкции из стальных листов, сшитых электросваркой и укрепленных армированным бетоном. Помимо бронированного паровоза, в состав бронепоезда входил обычный локомотив.
До сегодняшнего дня воинственный вид паровоза, мощь и патриотическая надпись «Смерть фашистам» производят сильное впечатление на гостей Севастополя.
Бронепоезд Железняков в Севастополе
Фашисты прозвали бронепоезд «Зеленым призраком». Поезд громил врагов на Крымской земле с ноября 1941 года по июнь 1942 года. За это время «Призрак» совершил 140 молниеносных рейдов на передовую. «Железняков» сеял панику и наводил на гитлеровцев настоящий ужас.
Совершив рейд, нанеся урон технике и живой силе противника, бронепоезд укрывался в специальном туннеле, в котором был недосягаем для вражеской авиации и артиллерии. Перед тем, как выйти из укрытия, в путь отправлялась дрезина для проверки состояния железнодорожных путей.
Затем по данным морских пехотинцев совершался стремительный удар по целям захватчиков, и состав немедленно уходил на те участки, которые были недоступны для гитлеровских батарей.
Вместе с бронепоездом службу несла бригада ремонтников, которая ежедневно проводила восстановительные работы на железнодорожном полотне.
Бронепоезд постоянно менял свой облик. Солдаты периодически расписывали паровоз и бронеплощадки полосами и рисунками, имитирующими камуфляж, дабы чудо техники было не отличить от местности. Также бронепоезд постоянно менял место дислокации, что сбивало с толку немецких военных.
Для ведения огня на бронепоезде имелись четыре корабельных орудия, шесть минометов и четырнадцать пулеметов. На бронепоезде несли службу матросы боевых кораблей Черноморского флота. Сначала бронепоездом командовал Г. А.
Саакян, а в декабре 1941 года его на этом посту сменил герой Гражданской войны, потомственный рабочий, инженер-капитан третьего ранга М. Ф. Харченко.
За «Зеленым призраком» охотились не только наземные войска, но и десятки воздушных фашистских ассов. Но все безуспешно. Но 28 июня 1942 года гитлеровцам удалось обезвредить бронепоезд.
В ходе последних боев за Севастополь, немцы смогли выследить состав в Троицком туннеле и обрушить на поезд своды подземной стоянки.
Несколько десятков «железняковцев» смогли выбраться из завала со снятыми пулеметами, и еще пять дней сражались с врагами в районе Килен-балки.
Оккупантам удалось откопать и отремонтировать бронепоезд. Переименованный в «Принц Огейн» поезд, с 1943 года по начало 1944 года находился на службе у немцев, воюя с Советскими войсками в Северном Крыму. В апреле 1944 года бронепоезд вернулся в Севастополь. В ходе отступления гитлеровские захватчики взорвали поезд прямо на вокзале.
После Великой Отечественной войны паровоз восстановили и он водил по Крымскому полуострову составы до 1967 года. Осенью того года в качестве реликвии паровоз был передан севастопольцам. В город его доставили бойцы бывшей фронтовой бригады – машинист М. В. Галанин и его помощник Е. В. Галанин, кочегаром в тот последний рейс был В. Г. Иванов.
Ныне прославленный паровоз окружает металлическая ограда. Рядом расположен стенд, где в фотографиях рассказана вся славная боевая биография «Зеленого призрака». На паровозе установлена мемориальная доска. Такая же памятная доска имеется на входе в Троицкий тоннель, служивший укрытием бронепоезда от фашистских снарядов и бомб в годы Великой Отечественной войны.
Карта и GPS координаты Паровоза бронепоезда Железняков в КрымуGPS — N 44 35.717 E 33 31.883{mosmap lat='44.595278'|lon='33.531389'| text='Паровоз бронепоезда Железняков'}
Источник: https://crimeaz.ru/dostoprimechatelnosti-yubk/dostoprimechatelnosti-sevastopolya/661-parovoz-bronepoezda-zheleznyakov.html
История зелёного призрака: Бронепоезд «Железняков» — Графская пристань, Севастополь
Севастополь — город-крепость, и как большинству крепостей, ему пришлось испытать осаду. Их было 2(не путать со штурмом). Увы, войны являются составной частью человеческой истории. О них говорят и спорят историки, они обрастают слоем мифов, легенд, домыслов, и чем больше проходит лет, тем слой вымыслов становится толще. Такой легендой в нашем городе стал бронепоезд «им. Железнякова».
Конечно же, все севастопольцы, да и не только, видели памятник в виде «бронепоезда» около автовокзала. Огромный чёрный паровоз сцепленный с орудийной площадкой на ж.д.-платформе с огромным орудием (180мм). Но я думаю мало кто знает, что этот памятник кроме названия «Бронепоезд «им.Железнякова» ничего общего с настоящим бронепоездом не имеет.
История «бронепоезда Железнякова» удивительна, запутанна и покрыта тайной.
Как он выглядел, мы можем судить по киносъёмке фронтовых операторов Владислава Микоши и Рыморева, людей ставших легендами ещё при жизни.
К слову, говоря, бронепоезда до сих пор состоят на вооружении российской армии. Изменилось их вооружение и техника, но они, как и прежде остаются крепостями на колёсах.
Строители «бронепоезда Железняков» подошли к его созданию поистине творчески. Приспособив под бронеплощадки 60-ти тонные вагоны, широко применили электросварку для сшивки бронелистов, усилив их армированной бетонной заливкой (прообраз композитной брони).
Вместе с основным паровозом использовался дополнительный, небронированный.
4-го ноября 1941 года постройка и вооружение бронепоезда были завершены.
«Бронепоезд Железняков» был вооружён 5-ю 76мм орудиями, 2 из которых были дореволюционного выпуска, 2-я бронеплощадка служила командным и наблюдательным пунктом, была оснащена 2-мя пулемётами ДШК 12.7мм.
Помимо этого «Железняков» имел одну миномётную площадку с миномётами 82 мм. Такое вооружение делало бронепоезд грозным и эффективным средством в условиях жёсткой позиционной обороны. Командиром бронепоезда был капитан Саакян.
Вечером 6-го ноября перед командиром бронепоезда была поставлена боевая задача. Выйти в район Камышловского моста и обстрелять скопление врага у деревни Дуванкой (нынешнее Верхнее-Садовое). На следующее утро бронепоезд произвёл свой первый залп, уничтожив врага мощным артиллерийско-миномётным огнём.
В дальнейшем «Железняков» принемал активное участие в обороне Севастополя. Более 140 боевых выходов на позицию в 1941-1942гг. Через месяц из-за ранения Саакяна командование бронепоездом принял лейтенант Чайковский. Позднее бронепоездом командовал инженер-капитан М.Ф. Харченко.
17-го декабря начался второй штурм города немцами. «Железняков» своим огнём поддержал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии.
Об ожесточённом ходе тех боёв говорит такой эпизод: железняковцем часто приходилось применять не только минометы, но и практически все 12 «максимов», по приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами.
Спустя 5 дней «крепость на колёсах» не только поддержала своим огнём 388ю дивизию, но и помогла развернуться 79-й бригаде морской пехоты, а затем совершила дерзкий налёт на станцию «Мекензевы горы». В конце 1941 года Бронепоезд Железняков был отправлен в тыл на ремонт.
Не смотря на типичные действия бронепоезда, машинистам с величайшей лёгкостью удавалось уводить «Железняков» в туннели и выемки от вражеского огня. Выводить скрытно ночью на указанные позиции, прикрыв состав маскировочными сетями. А с рассветом внезапно проводить артналёт. Мастерство железнодорожных бригад в таких условиях играло особую роль.
Кроме того, находясь на позициях, «Железняков» мог подключаться к телефонным линиям и вызывать помощь ремонтной бригады или авиационное прикрытие, за это немцы окрестили его «Зелёным призраком». Особые меры скрытности привели к тому, что бронепоезд не имел постоянного места стоянки.
До конца обороны немцам так и не удалось разбить «Железнякова».
На рассвете 7-го июля 1942 года начался 3-й (последний) штурм города. Тысячи бомб мин и снарядов рвались как на передовой, так и в Севастополе. Но перепаханная воронками земля лжила, когда гитлеровцы пошли в наступление. Из полуразрушенных окопов и блиндажей в них поелтели гранаты, ударили пулемёты.
В районе Мекензевых гор «Железняков» вновь оказал поддержку славным защитникам города. Всё чаще приходилось выходить ему в боевые рейсы. От множества повреждений вышла из строя телефонная связь. Было разрушено железнодорожное полотно. Его под огнём врага восстанавливали ремонтники и моряки бронепоезда.
15-го июля командующий приказал обстрелять скопление танков в лощине кордона «Мекензия».
«Железняков» с расстояния 400 метров открыл огонь по танковой колонне неприятеля. И лишь только появление авиации спасло танки от полного уничтожения. В те дни авиация противника господствовала в небе над Севастополем. Самолёты охотились буквально за каждым человеком.
21-го июня на Северной стороне советским войскам пришлось подорвать всю артиллерию и бронетехнику. Бронепоезд остался единственной мощной боевой единицей. Чтобы не оказаться в окружении «Железняков» перешёл в «Циганский» туннель, прикрывая отход наших частей, истощенных и обескровленных непрерывными боями.
Во время очередной бомбёжки в ход в туннель был завален, пока его расчищали, часть моряков сняла с платформ миномёты и установила их перед тоннелем. Затем, 25-го июня, бронепоезд ушёл в Троицкий тоннель , откуда он выходил около 20 раз для обстрела противника в районе Братского кладбища.
Несколько раз удалось сорвать попытку немцев переправиться через севастопольскую бухту на Корабельную сторону. За это время «Железняков» выпустил около 150 снарядов. На следующий день во время очередного боевого выхода из тоннеля бронепоезд подвергся массированному авианалёту.
Был загнан обратно в тоннель , где после мощного взрыва на него обрушилась многотонная глыба, похоронив под собой 1-ю и 2-ю бронеплощадки. В казематах погас свет. Уцелевших людей удалось эвакуировать через десантные люки в полу казематов. После этого под колёсами лопнуло железнодорожное полотно, бронеплощадки ушли в грунт.
Отцепив погребённые платформы, «Железняков» вышел из другой стороны тоннеля, оказавшись полной неожиданностью для врага. Был сбит пикирующий самолёт. «Зелёный призрак» оправдал своё название.
30-го июня гарнизону Севастополя ставка приказала оставить город , через несколько дней экипаж «Железнякова» принял решение взорвать свой бронепоезд.
Оставшиеся из моряков установили в районе киленбалочных высот миномёты и какое-то время оказывали врагу ожесточённое сопротивление. Их судьбы сложились по-разному.
Кто-то погиб вместе с Харченко в бою у железнодорожного вокзала, кто-то попал в плен и бежал, как Александров.
Но самое удивительное что во время оккупации Севастополя гитлеровцам удалось откопать и восстановить часть бронепоезда «Железняков», создав 2 бронесостава- «Ойгент» и «Михоэль». В последствии уничтоженные или захваченные в ходе крымской освободительной операции.
Что же касается вышеупомянутого памятника у автовокзала, то его история такова: в 70-е годы был установлен паровоз типа «ОВ» (овца), под названием «Памятник железнодорожникам, погибшим во время обороны Севастополя 1941-1942гг». Затем к очередному юбилею его переименовали а «Бронепоезд «Железнякова», украсив надписью «Смерть фашизму». В начале 90-х к поезду прицепили бронеплатформу.
- Заканчивая своё повествование, мне хочется подчеркнуть героизм как экипажа бронепоезада Железняков, его создателей так и всех защитников Севастополя, благодаря подвигам которым мы с вами сейчас живём и читаем эти строки.
- Кононцев Алексей
- Севастопольский Национальный Технический университет, победитель конкурса «Стань журналистом», в номинации «Бессмертие подвига» — 2006
- г. Севастополь
http://pure-life.com.ua
Другие публикации автора: Татьяна Воронина
Источник: https://grafskaya.com/?p=8938