Караимами некогда называли византийцев и тюрков, проникшихся культурой иудаизма. Саму же религию, которую исповедовали караимы, на полуостров занесли хазары. Впоследствии большая часть караимов погибла от рук мусульман. Но после этого народа остались Караимские кенасы — расположенный в сердце Евпатории архитектурный комплекс. А чтобы найти эту достопримечательность, вам предстоит отправиться в окрестности Караимской улицы.
Кенасы — весьма своеобразный исторический памятник, датируемый XVIII столетием. Комплекс локализуется неподалеку от пересечения улиц Караева и Интернациональной.
Главным ориентиром для вас послужит Текие Дервишей, где берет начало Караимская улица. В паре минут ходьбы от этого района находятся Гезлевские ворота. Точный адрес музейного комплекса: Караимская, 68.
GPS-координаты памятника: N 45 11.917 E 33 22.450.
Кстати, в окрестностях ансамбля расположена знаменитая библиотека «Карай-Битиклиги», в которой собраны письменные образцы караимской культуры. Тут же локализуется тематический музей и национальное кафе «Караман». В кенасах регулярно организуются экскурсии, к одной из которых вы можете присоединиться. Да и сам квартал, в котором проживали иудеи, заслуживает пристального внимания.
История появления караимских храмов
Первые Караимские кенасы (Евпатория) начали строиться в XVI столетии. Проект сооружения приписывается архитекторам Бобовичам — они создали чертежи в начале позапрошлого века, а затем украсили объект триумфальной отделкой. В качестве доминирующей стилистики был выбран поздний классицизм.
«Читающий» — именно так самоназвание караимов переводится на русский язык. Есть мнение, что представители той народности были очень образованными, интеллигентными людьми.
Сохранившиеся документы утверждают, что караимы населяли полуостров задолго до рождения Иисуса. Центром караимской общины считался Чуфут-Кале.
Когда же полуостров присоединился к Российской империи, сердцем караимского народа стала Евпатория.
Огромный вклад в духовность и культуру своей общины внес Сима Бобович, с именем которого связывают сооружение Большой кенасы (1804 год). Бобович регулярно встречался с крупными чиновниками и российскими правителями, дружил с мусульманским и христианским духовенством. Вот несколько интересных фактов из жизни архитектора:
- В гости к Бобовичу приезжали Адам Мицкевич и Александр Первый.
- Бобович за собственные средства издавал караимскую литературу.
- Архитектор считался крупным меценатом и филантропом.
Возведение Большой кенасы
Прежде всего Караимские кенасы (Евпатория) ассоциируются с большим храмовым комплексом, строительство которого развернулось в 1804-1807 годах. А вот Малый храм открыл свои двери верующим в 1815 году.
Подразумевалось, что это помещение будет носить вспомогательный характер, а его проектированием занимался Самуил Бобович. В 1820-х появилась благотворительная кухня.
При комплексе была открыта и духовная школа (мидраж), в которой обучались караимские мальчики.
Строительство и реконструкция комплекса продолжалось вплоть до 1900 года. К общей композиции добавились кованые ворота и памятные мраморные дощечки. Духовный центр неоднократно посещали российские императоры (Николай Второй, Александр Первый). В честь последнего в 1859 году был открыт мраморный обелиск.
Реконструкции и смена хозяев
После 1917 года начались первые неприятности. Караимские кенасы в 1927 году были закрыты — вместо них появился антирелигиозный музей. Впоследствии история комплекса разворачивалась весьма драматично. Вот лишь некоторые вехи, через которые прошел объект:
- 1938 год — реконструкция помещений (внутренняя планировка полностью нарушена);
- 1940-е годы — организация медицинских курсов;
- Период ВОВ — повторное открытие благотворительной кухни;
- 1959 год — открытие на территории объекта детского садика;
- 1963 год — статус архитектурного памятника;
- 1967 год — переезд внутрь храма музейных экспозиций (краеведческой и археологической);
- 1969 год — очередная реконструкция наносит удар по внутренним интерьерам.
Возрождение средневековой реликвии началось в 1990 году. Галичане пожертвовали круглую денежную сумму, что привело к восстановлению алтаря — это произошло в 1994 году. Спустя еще два года были реконструированы несущие храмовые элементы, затем реставраторы взялись за деревянную резьбу. Генеральная же реконструкция была произведена в 2005-2007 годах.
Чем Караимские кенасы привлекают путешественников
На протяжении многих лет Караимские кенасы в Евпатории влекут к себе путешественников. В чем причина такой популярности? Объект имеет художественную, историческую и архитектурную ценность. Весь комплекс занимает около четверти гектара. Во внутреннем дворике можно увидеть красивый фонтан, но главной изюминкой считаются двухсветные здания, которые в России практически не встретишь.
Кенасы (Большая и Малая) выстроены по однотипным проектам. На фасаде расположены окна, через которые внутрь просачивается солнечный свет. Оконные проемы различаются между собой незначительно, а расположены они в два ряда. В Малой кенасе окна имеют полукруглую форму, в Большой — стрельчатую. Перечислим интересные факты, касающиеся всего комплекса:
- Объект включает пять двориков, все они сообщаются между собой.
- Дворики имеют собственные названия (Виноградный, Мемориальный, Мраморный, Ритуальный, Ожидания).
- Вход в Караимские кенасы представляет собой парадный портик.
- Мраморный дворик украшен колонной с орлом.
- Между Ритуальным и Мраморным дворами пролегает трехарочная колоннада.
- Дворик Ожидания украшен шатровым каркасом и миниатюрным садиком.
Реконструированный молитвенный зал богато декорирован, к нему примыкают благотворительная столовая, религиозная школа и хозяйственные помещения.
Обязательно посетите библиотеку «Карай-Битиклиги» и Музей культуры караимов. Также не помешает заглянуть в действующую церковь.
А вот в Ритуальном дворике расположены памятники, посвященные караимам, павшим во времена ВОВ. Тут вы обнаружите пятнадцать надгробий с мемориальными надписями.
Мраморный портик украшает вход в главный храм, также вас впечатлят витражи и резные деревянные двери. Массивные дверные проемы украшены латунными вставками.
В Большой кенасе высится гехал, главная функция которого — хранить старинные свитки Торы. Вышитая дорогими нитками занавесь скрывает священные тексты.
Некогда центральный аналой был приютом для семисвечника, но сейчас этот артефакт отсутствует.
Полезная информация
Источник: http://tourist-82.ru/zapad/evpatoriya/karaimskie-kenasy-v-evpatorii/
Караимы и караимские кенасы Крыма
Если вы приехали в Евпаторию, отправились в лабиринт Старого города, нашли улицу Караимскую и попали в караимские кенасы (или в кенаса, как говорят сами караимы), считайте, что вам повезло. Не все местные жители побывали в новых отреставрированных кенасах.
До недавнего времени храм караимов находился в плачевном состоянии: мраморные плиты заколочены фанерой, во дворе мусор, и только знаменитый виноград рос, как и сто лет назад, оплетая длинный «коридор», который когда-то вел к дому молитвы. Теперь кенасы стоят как новые, а возле ворот на скамеечке вас поджидает экскурсовод. Как только набирается группа из 8-10 желающих, начинается экскурсия в храм и музей.
Кенасы – своеобразный оплот караимской культуры и очень необычное место.
Только что вы стояли на старой евпаторийской улочке, с дворами, времянками, стенами из ракушечника – а за воротами кенас как будто начинается другое государство или, во всяком случае, территория иной культуры и веры. Это чувствуется.
Там очень чисто и тихо, растут цветы, над головой вьется виноград, а дальше виднеются невысокие домики с окнами цветного стекла: красного, синего, желтого.
«Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму их проживает несколько сотен, а на Украине – не более тысячи человек. Во всем мире насчитывается около 2000 крымских караимов». Это слова Давида Тирияки, руководителя религиозной общины караимов Евпатории, и я специально привожу их здесь, иначе мы запутаемся.
У караимов сложная история (это касается и религии, и языка, и происхождения этого народа), поэтому они настороженно относятся к попыткам журналистов популярно описать их культуру. Караимы – заботливый, добрый народ, у них всегда в почете была благотворительность и образование.
Караимов также называют загадочным народом: ученые сходятся во мнении, что народ караимов сформировался в Крыму в 8-12 вв. н.э., но как предки караимов попали в Крым?
Предполагают, что караимы – потомки тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Своим «родовым гнездом» караимы считают пещерный город Джуфт-Кале, или Чуфут-Кале, под Бахчисараем. Именно оттуда караимские семьи начали расселяться по всей Российской империи.
В Крыму караимы жили также в Балаклаве, Судаке, Феодосии, Солхате и ряде деревень. Еще раньше, в 13 веке, караимы попали в Галицию, а в 14 веке несколько сот семей вывез в Литву великий князь Витовт. Известно, что за исключительную преданность караимов князь доверил им охранять свою резиденцию – замок в г.
Тракай (в 1998 году в Тракае и Вильнюсе пышно отмечалось 600-летие переселения караимов в Литву). Правда, из-за революции, а затем и гражданской войны многие эмигрировали. До конца 18 века крепость Джуфт-Кале была центром крымских караимов, там была основана первая в Крыму типография.
Неподалеку от крепости, в Иосафатовой долине, находится древнейшее караимское кладбище (старое кладбище караимов под Евпаторией, к сожалению, подверглось разграблению, в буквальном смысле слова: вандалов привлекали богатые и красивые мраморные надгробия.
Если бы они сохранились так же, как и те, что удалось спасти и поставить во дворе кенас, у нас в городе был бы замечательный некрополь).
После присоединения Крыма к России (1783) караимам необходимо было провести грань между своей религией и ортодоксальным иудаизмом в связи с тем, что богослужение у караимов ведется на языке Библии – древнееврейском.
Караимская религия почти сразу была признана самостоятельной, и уже в 1795 году Екатерина II освободила народ от двойного налога и разрешила владеть землями. В 1837 году было учреждено Таврическое караимское Духовное Правление.
В иерархии Сенат провел полную аналогию с мусульманским духовенством: муфтий — у мусульман, гахам — у караимов. В паспортах с тех пор указывалось: «вероисповедания караимского».
Караимы переселяются из древних мест проживания в новые города Крыма (Симферополь, Севастополь), а затем мигрируют в другие города: Москву, Петербург, Харьков, Одессу… В начале 19 века Евпатория неофициально, а в 1837 году законодательно приобретает статус духовного центра караимов России, из Кале сюда переносится резиденция главы Духовного Правления – гахама, строятся школы, реконструируется Малая и строится Большая кенаса, открывается типография, приюты для престарелых и первый бесплатный детский санаторий. В начале 20 века открывается «Караи битиклиги» — караимская национальная билиотека-музей. Число караимов увеличивалось бы и дальше, если бы не Первая мировая война, революция 1917 года, террор и голод. В результате национальной политики советского государства караимы начали утрачивать характерные для них черты, язык и религию.
Во что верят караимы?
Караимизм как религиозная доктрина возник в 8 веке, но корни его уходят в далекое прошлое. Караимы верят в единого Бога и чтят книги Ветхого Завета. Цель караимизма – служение Господу и любовь к ближнему, сбережение библейской чистоты Закона, поэтому караимов часто называют «хранителями Завета».
Караимы не считают Талмуд, Новый Завет и Коран священными книгами, полагая, что Ветхий Завет не нуждается в дополнениях и толкованиях. Отсюда и богослужение, которое ведется на библейском (древнееврейском) языке. Караимы не доверяют переводам: чтобы правильно понимать тексты Писания, они изучают древнееврейский.
Перед молитвой обязательно омовение рук и ног, для чего во дворике кенаса устроены фонтанчики. В кенаса входят без обуви. Помещения для мужчин и женщин разделены, для женщин существует даже отдельный вход в кенаса, откуда лестница ведет на балкон, забранный деревянной решеткой.
Службу в храме ведет газзан (священник) или охувчу (мужчина, которому община доверила проведение обряда). Они читают молитвы поочередно с прихожанами. Это обязывает прихожан сосредоточить свое внимание на богослужении – не отвлекаться на посторонние мысли и постоянно помнить, какая молитва читается. Молитвы у караимов состоят в основном из псалмов.
По субботам и в праздники читаются духовные песнопения (земер), сочиненные караимскими поэтами в разные времена. Неучастие в богослужении считается одной из тяжелых религиозных провинностей — оскорблением храма.
Главных праздников у караимов три, и все они связаны с земледельческим циклом на широте Святой Земли: Песах (Пасха) приурочен к первой ячменной жатве, Шавуот (Пятидесятница) – к первой жатве пшеницы, Суккот – к осеннему сбору урожая и завершению земледельческого года.
Крымские караимы всегда находились в этнорелигиозной изоляции, что отражается в тюркском восприятии библейских заповедей. Тюркские корни — в мотивах религиозных песен, названиях праздников, месяцев, дней недели, в украшении пасхальных опресноков, в женских именах. Караимизма придерживаются не только крымские караимы, но и представители других народов – славяне, арабы, персы, греки, сирийцы.
Караимских кенасы
Кенасы – это целый комплекс, который по своим размерам в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, т.е. 60 на 30 м).
Посетителей встречает портал главного входа, виноградный и мраморный дворики, двор ожидания молитвы, Большая (Соборная) и Малая кенасы, монумент Александру I, который посетил кенасы в 1825 году, здание религиозной школы, этнографический музей, библиотека, клубная комната и, наконец, кафе национальной кухни «Караман». Несмотря на то, что объектов так много, дворики кенас можно пройти за несколько минут: все расположено очень компактно.
Строить кенасы начали в 1803 году, на месте первого караимского храма в Евпатории. Строительство возглавляла влиятельная караимская семья Бабовичей.
Прежде чем люди попадали в храм, они проходили небольшие дворики, что подготавливало их к встрече с Богом, к молитве. Стены Виноградного и Мраморного дворика украшают плиты с именами строителей и жертвователей, трудами которых были построены кенасы.
Плиты рассказывают о важнейших событиях из жизни караимов. Самая древняя плита датируется 1790 годом.
В лапидарии – те самые остатки надгробий караимского кладбища. На территории кенас нет никаких могил, только мраморные памятники. Затем мы попадаем во двор ожидания молитвы. Когда-то здесь был еще один вход в кенасы, из переулка. И здесь же, на небольшой колонне, установлены солнечные часы.
Евпатория – один из самых солнечных городов Крыма, так что солнечные часы «идут» почти все время. По ним встарь караимы определяли время в субботние и праздничные дни, когда строго запрещалось ношение любых предметов.
Храм закрыли в 1959 году: воинствующие атеисты разбили алтарь на глазах у верующих. Издавна караимские храмы украшались росписями, лепниной, позолотой, семисвечниками, драгоценными тканями, деревянной резьбой. Среди тканей и ковров, в Большой кенасе некоторые были привезены из Дамаска, но, конечно, они не сохранились, т.к.
после закрытия храма здание долго занимали госучреждения. Cоборную кенаса восстанавливали всем миром, как когда-то общими усилиями было построено караимское духовное училище имени Александра II. Евпаторийским караимам помогли общины Симферополя, Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Бахчисарая, Киева, Севастополя, Николаева и даже Парижа.
Теперь в дни, свободные от богослужений, храм открыт для туристов. Рядом с кенасами — кафе национальной караимской кухни «Караман» и небольшой музей караимской истории и культуры.
Многие экспонаты очень интересны: например, древний свиток Священного Писания, старинный брачный договор, первые печатные издания молитвенников с рукописными дополнениями, национальные караимские костюмы.
В сентябре 2006 года в Евпатории проходил первый Всемирный фестиваль культуры крымских караимов, который собрал караимов из Украины, России, Америки, Литвы, Франции, Латвии, Эстонии, Италии, Польши, Швеции и даже из Японии.
Большой соборной кенаса, которую недавно восстановили, исполнилось 200 лет.
Во время фестиваля был открыт памятник известному евпаторийскому караиму, городскому голове Евпатории Семену Эзровичу Дувану, состоялся концерт караимских народных коллективов и исполнителей, участники фестиваля совершили экскурсию в город-крепость Джуфт-Кале.
Если будете в самих кенасах – там продаются книги о караимах, их истории, культуре, сборник рецептов блюд национальной караимской кухни.
Удачи и замечательных путешествий по Крыму!
Источник: http://www.perekop.info/karaites/
Караимские кенасы — архитектурный комплекс крымских караимов в Евпатории
Евпатория – довольно известный курортный город Крымского полуострова. Существует он уже более 2500 лет, точнее 2515. За несколько десятков веков Евпатория стала своеобразным скоплением памятников архитектуры разных культур и эпох. Одним из таких исторических памятников является архитектурный комплекс – Караимские кенасы.
Немного истории
Обзор архитектурного комплекса
Кенасы сочетают в себе архитектурный стиль неоготической, мавританской и византийской культуры. Это своеобразный храмовый ансамбль. В его составе:
- Большая и Малая кенасы;
- школа;
- столовая;
- постоялый двор;
- несколько внутренних участков.
Первым на пути возникает Виноградный дворик. Это тридцати метровый коридор, стены которого выложены мраморными плитами. Вместо потолка в помещении решетка, обвитая виноградной лозой.
Мраморные стены галереи пестрят надписями на древнем еврейском языке, которые рассказывают о великих событиях того времени и знаменитых людях, занимавшихся воздвижением комплекса. На одной из плит высечена дата – 1790 год.
Еще одна повествует о караимах, геройски погибших в ходе войн и гонений.
Из коридора, увитого виноградом, посетители попадают в мраморный дворик. Здесь, в отличии от виноградной галереи, мрамором декорированы не только стены, но и пол.
Мраморные плиты отличного итальянского качества, благодаря которому историческое наследие сохранилось до наших дней. Оформлена галерея колоннадой, покрытой шатром, который выполнен в виде металлической решетки, обвитой растениями.
В 1851 году в этом дворике по приказу государя российской империи Александра I, как дань памяти караимам, установили обелиск с гербом России – двуглавым орлом.
Путешествие по галереям Караимских кенас обязательно приведет в лапидарий. В данном месте хранятся экземпляры древней письменности, высеченные на камне. Тут же и надгробные плиты, перенесенные с кладбища караим.
Особое внимание следует обратить на Малую и Большую кенасы. В Малой кенасе, с понедельника по пятницу, караимы проводили обычные службы. Теперь здесь находится алтарь с древними свитками.
Из восточной части галереи можно попасть на балкон — женскую территорию для молитв. Туда ведут каменные ступеньки. Праздничные богослужения проводились в Большой Кенасе, архитектурный стиль которой напоминает храм Соломона.
Ее оформление – цветная мозаика, создававшее караимам праздничное настроение.
Источник: https://crimea-my.ru/karaimskie-kenasy/
Караимская кенасса
Об объекте
Местные жители, отвечая на вопрос «Что посмотреть в Симферополе?», обязательно посоветуют заглянуть на улицу Караимскую.
Некогда здесь жили только представители этой малой народности Крыма, отсюда и название. Но помимо таблички с наименованием от прежних обитателей осталось удивительное по красоте здание молельного дома.
Мимо не пройдёшь
Караимская кенасса в Симферополе сразу выделяется на фоне соседствующих безликих домов типовой постройки, не заметить её невозможно. Потрёпанная временем и немного обветшалая из-за равнодушия прежних властей, она всё равно притягивает взоры витиеватостью архитектурных решений.
Специалисты говорят, что здание для молитв, построенное в конце XIX века, является гармоничным смешением таких разных направлений в зодчестве как готика, византийский и мавританский стили, придающие сказочный колорит сооружению, щедро декорированному по фасаду. Караимы, исповедующие одной из направлений иудаизма, считали, что кенесса должна смотреться дорого, отсюда и эта красивость очертаний.
Кстати, деньги на строительство собирали всей общиной, когда старая кенасса перестала вмещать всех желающих воздать хвалу Богу. Так появилась одна из главных сегодняшних достопримечательностей Симферополя.
Реставрация кенассы
Изначально и внутри Караимской кенассы в Симферополе было богато и дорого. Например, здесь находились балконы, где молились женщины.Но в советские годы кенассу экспроприировали, а её внутреннее пространство сильно видоизменили, выстроив три этажа и поделив единое некогда помещение на множество комнат.
Появились дополнительные окна, так как раньше свет проникал внутрь только через верхние витражи. С середины 30-х прошлого столетия тут размещалась Крымская телерадиокомпания. И только в 2014-м кенассу возвратили караимам, началась её реставрация.В планах – создать на её базе этнографический музей, открыть кафе национальной кухни. И конечно, вернуть первоначальное религиозное предназначение.Посмотрите обзорное видео о Караимской кенассе:
Как добраться?
Добраться от автовокзала Симферополя до Свято-Троицкого собора можно на маршрутке № 15, 41, 54, 63, 85, 96. С остановки улица Гоголя пройти 640 метров на юго-восток. Маршрут для личного транспорта можно посмотреть на карте:
Географические координаты: 44.945404, 34.103550
Дополнительно
Источник: https://GidCrima.ru/simferopol/dostoprimechatelnosti/karaimskaya-kenassa/
Энциклопедия крымских караимов
Караимская кенаса в Севастополе. Здание сохранилось. Дата постройки: 1908 год. Архитектурный стиль: эклектический, сочетающий элементы неоренессанса и необарокко. Адрес: ул. Большая Морская, д. 11 (в Советское время с 1921 года — ул. Карла Маркса, д. 31).
С 40-х годов XIX века у караимской общины Севастополя имелся «молитвенный дом» в собственном доме, который был разрушен во время Крымской войны. После этого долгие годы «молитвенный дом» размещался в разных наемных помещениях.
В 1879 году караимы Севастополя приняли решение о постройке нового здания кенасы, отвечающего требованиям растущей численно общины, и обратились с ходатайством в соответствующие инстанции. Предполагалось строить кенасу на принадлежавшем караимам участке земли на улице Соборной (ныне Суворова).
Однако, в ходатайстве севастопольским караимам было отказано на основании закона, запрещающего строить синагоги на расстоянии менее 100 саженей от православных церквей (место для строительство кенасы находилось в расстоянии 65 саженей от собора Св. Владимира).
Переписка караимской общины Севастополя и Караимского Духовного Правления с различными инстанциями, в которой караимы отстаивали правомерность своего ходатайства, длилась ни один год и строительство кенасы было отложено.
Только в 1885 году караимская община приобрела участок земли на улице Большая Морская, где сейчас находится здание кенасы, и построила на нем временный «молитвенный дом». Строительство более обширного здания, рассчитанного на 400 человек, было начато в 1896 году и закончилось в 1908 году. Обошлось караимскому обществу в 70 000 рублей.
Освящение состоялось 15 мая (по старому стилю) с участием городских властей, караимских газзанов и Гахама С.М. Панпулова. В память об этом дне был выпущен значок с надписью «В память торжества освящения севастопольской караимской кенаса. 14. v.1908».
В 1922 году здание кенасы было национализировано и сдано в аренду караимскому религиозному обществу Севастополя. В 1931 году в связи с самоликвидацией религиозного общества здание было отведено под «Интернациональный клуб караимов, татар и крымчаков». В годы Великой Отечественной войны здание кенасы было частично разрушено снарядами и авиабомбами. Восстановлено в 1953 году для спортзала ДСО «Спартак». Сейчас в здании находится школа бокса «Спартак».
- Газзаны караимской кенасы Севастополя и годы их службы:
- Авраам Мордехаевич Азарьевич (1908)
- Абрам Яковлевич Кокей (исполняющий обязанности, 1908-1911)
- Товия Симович Леви-Бабович (1911-1930)
При написании статьи использованы архивные материалы (ГАРК, ф. 241, оп. 1, д. 301: ГАРК, ф. 241, оп. 2, д. 52, л. 11), а также статья Е.Г. Баккала «Из истории караимской общины Севастополя» (Известия караимского духовного управления. №15. Евпатория. 2015. С. 18-19).
Здание бывшей кенасы Севастополя. Вид с южной стороны.
Кенаса Севастополя после войны (Фото с сайта «Федерация бокса Севастополь» http://www.sevboxing.ru/news/207.html)
Источник: http://karaimbook.com/?p=720
Караимские кенасы
Комплекс караимских кенас расположен в самом центре средневековой застройки Евпатории и представляет собой очень интересные архитектурные сооружения в городе. Кенасы давно стали центром духовной жизни караимов. Вообще караимы – один из самых малых народов современного мира.
Возможно, именно поэтому они очень трепетно и строго относятся к своим национальным традициям и религии. На свои богослужения они не пускают посторонних и считают кенасы местом, где обитает Бог. Это подтверждает одна старинная легенда, в которой повествуется об ограблении кенас.
Однажды тёмной ночью на территорию Малой кенасы залез вор.
Солнечные часы в караимских Кенасах Евпатории
Грабитель собрал всё золото и серебро в мешок, и уж было собрался ускользнуть с награбленным добром, однако перелезть через ограду у него не вышло, так как его сморил мертвецкий сон. Проснулся он, когда на молитву пришли прихожане и увидели его спящим. Они яростно бросились на защиту святого достояния, однако задержать наглеца им не удалось.
Он отчаянно отбивался, перепрыгнул через ограду и был таков. Но далеко уйти у него не получилось, на одной из улиц города его опознали, видевшие его старики караимы и отдали в руки правосудия. Суд приговорил его к пожизненной каторге. Когда же вор рассказал своим товарищам по несчастью нарушившим закон за что его наказали, даже сами узники не нашли ему оправдания.
Деньги – это ещё не всё. Не надо грешить там, где обитает бог.
Первым местом поселения караимов была крепость в Чуфут-Кале. В Гезлёве, нынешней Евпатории, караимы поселились позднее. Их первые богослужения происходили вдали от дневного света под землёй в пещере, где и находилось их первое религиозное пристанище.
После победоносной для России крымской войны и присоединения полуострова большинство караимов переселилось в Гезлёв, который со временем стал их новым духовным и религиозным центром.
Так как они проявили особую верность и преданность России в период Крымской войны, им были предоставлены все права, которыми владели русские подданные. По окончании войны они стали свободно приобретать поместья, сады и виноградники.
Часть караимов расселилась в других русских городах, но Евпатория по-прежнему оставалась их основным местом поселения и центром их религиозной культуры.
Попробуем заглянуть внутрь этой обители бога крымских караимов. На территории кенас расположены два основных храма, представляющие собой Большую и Малую кенасы. В Большой проходят праздничные богослужения и отмечаются важнейшие события. Малая – используется в будни и в обычные субботы.
Дорога к этим сооружениям ведёт через три небольших уютных дворика, в которых верующие собирались, ожидая богослужения. В них же и обычно проходили совещания общин караимов. Первый двор берёт своё начало сразу у входа на основную территорию. Он как своеобразный коридор с виноградной беседкой.
Проходя, под увитыми виноградной лозой беседками, поневоле успеваешь задуматься, привести мысли в порядок перед священной молитвой.
Белоснежный мраморный коридор, великолепный ухоженный розарий, увитые виноградной лозой дворики – все это как будто заставляет задуматься о смысле жизни в суетном мире и подготавливает сознание к встрече с богом.
Здесь особая, необыкновенная святая чистота и тишина, не свойственная шумному и беспокойному современному миру.
В одном из дворов расположена мраморная стела, построенная в память приезда сюда российского императором Александра.I. Во время своего визита в обители для императора был устроен радушный приём. Остановился он в доме городничего Бабовича, который позднее стал духовным предводителем караимов. Памятник украшает двуглавый позолоченный орёл, как символ России.
Неподалёку находятся мраморные солнечные часы. Они как бы устанавливают связь времён и указывают на быстротечность времени. Виноградной лозе, под которой проходят экскурсанты, более ста пятидесяти лет. В декоративных нишах плиты из белоснежного мрамора содержат начертанные на них слова из священного писания на древнем языке.
В одной из похожих ниш расположен фонтан для омовения рук верующих.
В маленьком уютном садике под беседкой радуют своим буйным цветением кусты граната – растения, которое считается у караимов священным. Каждый плод граната насчитывает шестьсот тринадцать зёрнышек. Это странным образом совпадает с количеством заповедей Торы.
Для удобства верующих построен так называемый дворик ожиданий. Перед входом в Большую кенасу расположена необычная галерея-веранда. Здесь с давних времён ожидали начала службы старейшины караимов. Азара в переводе означает преддверие храма.
Это своеобразная галерея с цветными витражными окнами и красивыми мраморными резными потолками, которые радуют глаз. Вдоль стен стоит расположена сплошная каменная скамья, имеющая отделения для обуви.
По обе стороны от бокового входа в нишах начертаны строки указа, который освободил караимов от всеобщей воинской повинности.
В период Крымской войны на территории кенас произошло настоящее чудо. Во время штурма Евпатории сюда залетело пушечное чугунное ядро, которое не разорвалось.
В память об этом знаменательном событии, его вмонтировали прямо в стену соборной кенасы.
В двориках выложены своеобразные надгробия в память о тех, кто внёс свою лепту в строительство кенас, напоминающие о былой войне и легендарной караимской истории.
Завершить прогулку можно, попробовав блюда национальной караимской кухни в кафе под названием «Караман».
Кенасы не избежали печальной участи, которая была уготована практически всем храмам различных религиозных конфессий после революционных событий 1917 года. Во времена советской власти на территории кенас был и антирелигиозный музей, и спортзал, и детский сад, и филиал краеведческого музея. Только в конце прошлого столетия комплекс вернули караимской общине.
Сейчас здесь проходят богослужения. На территории работает благотворительная столовая, религиозная школа, караимская библиотека и небольшой музей караимской культуры. Посетить кенасы можно, как в составе экскурсии, так и в одиночестве прогуляться по территории, окунуться в удивительный мир легендарного народа и насладится святой тишиной.
Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/evpatorirya/karaimskie-kenasy/
Караимская кенаса в Симферополе: описание, история, как проехать
На территории Крыма издревле проживали люди различных национальностей и этносов – скифы, татары, турки, греки, крымчаки и сарматы. Отдельную строчку в истории полуострова занимают караимы, известные своей самобытностью и сохраняемыми до сих пор традициями. Сегодня в мире насчитывается не более 2000 крымских караимов.
Караимы исповедуют собственную религию — караимизм, которую часто ошибочно приравнивают к иудаизму. А их молитвенный дом называется «Кенаса» (или «Кенасса», нет однозначного мнения о правописании этого слова).
Караимская кенаса, расположенная в центре Симферополя, красива и необычна, и в любом случае привлекает взгляд и вызывает восхищение.
История строительства Караимской кенасы в Симферополе
То здание, которое мы сегодня видим, было построено в конце 19 века. Строительство велось исключительно на личные средства караимов. Рост Караимской общины привел к тому, что старый молитвенный дом уже не вмещал всех желающих и было принято решение о строительстве нового храма.
Караимская кенаса в Симферополе возводилась из бодрацкого камня, красивого, ценного и дорогого материала. Строительство длилось 5 лет и уже в 1896 году здание открыло свои двери для верующих.
Помимо молитвенного дома, здесь также располагалась караимская приходская школа и хор для мальчиков. Прежде чем зайти в кенаса, следовало разуться и вымыть ноги и руки.
Древнее здание построено в эклектическом стиле с элементами византийской и готической архитектуры.
Сегодня оно невольно выбивается из остальных построек старого города. К сожалению, имя архитектора не сохранилось.
Жизнь кенасы в советский период
С началом советской власти работа кенасы не останавливаются, по-прежнему ведутся службы, создаётся караимское религиозное общество. Однако, в 1930 году из-за религиозных гонений кенасы ликвидируют. Из-за страха, всё меньше людей посещает молитвенный дом, не хватает денег на его содержание.
Кенаса постепенно превращается в культурный клуб, где идут всевозможные кружки – рукоделие, танцы. Богослужения какой-то период ведутся тайно.
В 1936 году здание перестраивается, его делят на несколько уровней, устраняют всю религиозную составляющую. Демонтируют балконы, на которых молились женщины, прямо на шестиконечную звезду устанавливается привычная пятиконечная.
На нижних уровнях были прорублены дополнительные ряды окон для естественного освещения. Дом превращается в радиоузел. Богослужения здесь больше не проводятся, в период фашистской оккупации здесь располагаются немецкие конюшни.
С этого момента старинный караимский дом занимает телерадиокомпания «Крым».
На всех уровнях размещаются студии звукозаписи, аппаратура, радиооборудование, редакционные кабинеты и другие хозяйственные помещения. С 30-х годов из бывшего молитвенного дома ведётся радиовещание.
Никакого финансирования на реконструкцию не выделялось и здание постепенно разрушалось и обветшало. Всё чаще поднимался вопрос о возврате помещения караимам, и только в 2013 году это стало возможным, телерадиокомпания окончательно покинула здание.
Источник: http://bigkrim.ru/262-karaimskaya-kenasa-v-simferopole/
Столетие севастопольской караимской кенасы
Как уже сообщала «Слава Севастополя+», кенасе — храму караимов — исполнилось 100 лет. Об истории севастопольской кенасы, традициях и современной жизни караимов рассказывает председатель ассоциации «Фидан» Евгений БАККАЛ.
«Крымские караимы — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывают особые чувства к Крыму как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважают их самоидентификацию».
Самоидентификация крымских караимов (караев).
_________________
Кенаса была построена в 1896-1908 годах на улице Большой Морской, рядом со старым зданием по причине увеличения численности караимской общины. Освящена 14 мая 1908 г.
Здание одноэтажное, двусветное, прямоугольное в плане, стиль эклектический с преобладанием элементов барокко (архитектор А.М. Вейзен). Стены облицованы инкерманским камнем, фасады украшали многочисленные архитектурные детали ручной работы. Вход в кенасу (с северной стороны) был оформлен колоннами и фронтоном. Внутри — большой зал. Снаружи здание ограждала ажурная металлическая решетка.
Религиозное общество при кенасе действовало до 1931 г. Потом храм закрыли. Здание передали под клуб караимов и крымчаков, позднее — под пионерский клуб. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало: были разрушены крыша и торцовый фасад).
В 1953 году по проекту архитектора А.В. Бобкова здание было восстановлено, а главный вход с северного фасада перенесли на южный. В помещении разместился спортивный зал общества «Спартак». Ныне здесь расположена детско-юношеская школа олимпийского резерва по боксу. Здание считается памятником архитектуры.
_________________
— Расцвет религии караимов пришелся на VIII-ХII вв. Караимизм исповедовали иранцы, арабы, евреи, греки из общин на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции.
Издавна учение попало в Крым. В VIII в. распространилось среди хазар.
В России, включая Крым, учение исповедовали только крымские караимы-тюрки и русские, выходцы из казачьих станиц Северного Кавказа и Астраханской губернии.
Караимские храмы — кенасы — ориентированы алтарем на юг. В северной части здания — зарешеченный балкон для женщин с отдельным входом (до замужества женщины не посещали кенасу). Храм убирали коврами.
К нему примыкал дворик с виноградной беседкой. Перед молитвой совершали омовение. В храм входили без обуви. Словесному раскаянию караимы предпочитают добрые дела, следуя мудрости «Путь на Небо начинается с Земли».
Кстати, фонтан для омовения сохранился и находится сейчас у южного входа.
До революции в России было 20 кенас, из них 11 в Крыму, где последний действующий храм был закрыт в 1959 г. в Евпатории. Евпаторийские кенасы вновь открыты в 1999-2005 годах. Сохранились здания кенас в Киеве, Харькове, Симферополе, Бахчисарае, но используются не по назначению. На территории бывшего СССР кенасы действуют только в Евпатории и Литве (Вильнюс, Тракай).
Газаном (священнослужителем) севастопольской кенасы с 1911-го по 1930 г. был известный караимский деятель Тобия Сима Леви-Бобович (1879-1956). После закрытия кенас в Советском Союзе он в 1934 году стал главным газаном в общине караимов Каира и выполнял свои обязанности вплоть до смерти в 1956 году.
Он был одним из трех человек, которым было поручено написать историю крымских караимов. Тобия Бобович придерживался мысли, что караимы являются потомками древних тюрков. По этому поводу он не раз вступал в горячие споры с египетскими караимами. Тобия Леви-Бобович сохранил древние караимские свитки.
В XIX — начале XX в. Крым являлся всемирным центром караимизма, поставлял духовных пастырей за рубеж. В Евпатории находилось Александровское (названо в честь царя с его согласия) караимское духовное училище.
Об отношении к караимам свидетельствует, например, то, что все побывавшие в Крыму цари и высшие патриархи православия присутствовали на богослужениях в кенасе, принимали хлеб-соль, бывали в караимских домах. Александр I в 1818 г.
останавливался в Евпатории в доме Хаджи Аги-Бобовича. Николай II с семьей посещал в 1916 г. дом С. Дувана. Газамы были вхожи в царскую семью и имели право благословлять наследника на родном тюркском языке, положив ему руку на голову.
— Караимы — один из самых малочисленных народов. Что известно статистике?
— В Российской империи насчитывалось около 15 тысяч караимов. По переписи 1989 года в СССР было зарегистрировано 2803 человека. Сейчас во всем мире насчитывается немногим более 2000 караимов, в том числе в Крыму — около 900. В Севастополе — более 100 человек, имеющих караимские корни.
Известными представителями караимского народа являются Родион Малиновский — маршал, министр обороны СССР, кинорежиссер Сергей Юткевич, балерина Анна Павлова, герой русско-японской войны поручик Тапсашар, Серафим Кефели — герой обороны Севастополя 1854-1855 гг.
— В Севастополе есть ассоциация крымских караимов «Фидан», которую вы возглавляете. Для чего она создана? Каковы ее цели и задачи?
— Севастопольская ассоциация крымских караимов «Фидан» — общественная организация, объединяющая на основе общности интересов караимов и других граждан, а также организации и фирмы, желающие содействовать возрождению караимского народа и его культуры.
Ассоциация создана 6 июня 1998 г. Зарегистрирована Севастопольским городским управлением юстиции. В настоящее время ассоциация «Фидан» объединяет 70 членов.
- Основными задачами в культурно-просветительной деятельности являются возрождение народных традиций, обрядов, ремесел, сохранение караимского языка, развитие культуры и популяризация блюд национальной кухни, восстановление и сохранение национальных святынь, придание им статуса памятников национальной культуры.
- Наша ассоциация стремится к сотрудничеству со всеми организациями и учреждениями, способствующими сохранению межнационального согласия и развитию культур народов Украины.
- — Как общественность города отметила 100-летие кенасы?
— Научно-практическая конференция, посвященная 100-летию севастопольской кенасы, которая недавно прошла в Севастополе, собрала караимов из общин Крыма, Украины, Москвы. На ней были обсуждены насущные вопросы охраны культурного наследия караимов. Был проведен торжественный молебен в честь юбилея кенасы, который провел газан евпаторийской кенасы Давид Тирияки.
В конференции приняли участие духовный глава караимов Украины Давид Эль, представители творческой интеллигенции города, депутатского корпуса и городской администрации. Сегодня общечеловеческой задачей является объединение усилий, направленных на сохранение древней культуры, памятников, традиций, языка караимов как части мировой культуры для будущих поколений.
Без помощи государства, общества в целом такая задача невыполнима.
У караимов есть выражение «Късмет болса» — «Если судьбе будет угодно». Мы надеемся, что сейчас настало то время, когда возрождение храма и его сохранение как памятника культуры будут способствовать возрождению духовности крымских караимов на основе традиций, обычаев и веры нашего народа.
Источник: https://slavasev.ru/2008/06/13/stoletie-sevastopolskoy-karaimskoy-kenasy/