Город — это, прежде
всего, люди. Разных профессий, возрастов и с разными характерами. Они создают
образ и атмосферу места, в котором живут.
И когда
сами горожане это понимают и на своих улицах устанавливают памятники дворникам,
учителям, сантехникам и врачам, пенсионерам, играющим в шахматы на лавочке, а
не только полководцам и “отцам города”, то городской ”климат” становится мягче,
а жители счастливее.
Прошлым летом в Симферополе
начали появляться маленькие бронзовые фигурки самых разных горожан.Но эти симферопольцы не люди, а пчелы. И в этом кроется двойной смысл.
Жужжащее полосатое насекомое — официальный
символ крымской столицы.
Вот и решили авторы проекта “Симферопольские пчелы”
напомнить об этом факте и подчеркнуть трудолюбие жителей города, наделив пчелок
человеческими чертами и профессиями: пчелка-архитектор, пчелка-врач,
пчелка-дворник, пчелки-слесари, почтальон, циркач, учитель, рыбак, студент,
молодожены, дети, играющие в мяч и кормящие голубей.
За полгода в
Симферополе в самых неожиданных местах “поселились” уже 27 пчелок.
Горожане-люди приняли их радушно и даже придумали им свое прозвище “пчеловечки”, а поиск забавных
фигурок превратился в своего рода квест.
Найти их помогает специальная карта,
обновляющаяся по мере появления новых “жителей”. Хотя есть, конечно, и те, кто
обижает крылатых симферопольцев — их воруют, ломают, отдирают усики.
Но авторы проекта не собираются отступать:
восстанавливают пострадавших пчелок и устанавливают новых. Как рассказала нам
художник “Симферопольских пчел” Татьяна Казначеева уже в феврале появится 28-я
фигурка.
«Эту пчелку придумали и воплощают в жизнь
люди, связанные с искусством, танцами», — поделилась секретом “мама”
пчеловечков.
А до 1-го июня установят еще семь
пчелоскульптур.
По первоначальному замыслу всего должно
было быть 108 скульптур. Однако Татьяна Казначеева отметила, что в итоге пчёл
будет больше, но не в этом году.
«Наш проект начинает привлекать
организации, которые хотят установить свою пчёлку уже за свой счёт», —
добавила куратор проекта.
Источник: https://crim.life/pchelokvest-uznat-simferopol-luchshe/
Симферопольские пчелы, Симферополь — отзыв
Проект «Симферопольские пчелы» еще совсем молод. Первые крылатые жители появились на улицах города летом этого года, но за пару месяцев стали объектом охоты многих горожан.
Создатели проекта — ООО «Асгард» и студия 3d печати KUBOMEDUZA.
Известно, что на гербе Симферополя изображена пчела, а сам город называют «город-собиратель» (с 19 века в эти слова вкладывался смысл многонациональности и пересечения транспортных путей в столице Крыма; а изначально герб с пчелой и надпись «полезное» — это личный девиз-герб Екатерины II. Герб и перевод названия — «город пользы» — в свое время предложил князь Потёмкин. Вот и получается, что символика Симферополя — это по сути зашифрованный памятник его возлюбленной, Екатерине II).
А теперь пчелки стали осязаемыми символами столицы Крыма. Они размещены в знаковых местах города, и несут дополнительную информацию. Возле художественного музея — пчелка-художник.
Есть пчелка — рыбак.
И про учителя не забыли!
А возле ЗАГСа счастливые молодожены!
Кому мороженое?
Как думаете, где акробат?
Купец Сарибан накормит и напоит.
Местонахождение фигурок раскрывать не стану, потому что лишу удовольствия от квеста (при желании можно найти в интернете карту расположения малюток). Да и сами мы еще не всех пчелок нашли.
Ребенок от фото-охоты получает массу позитивных эмоций, и для нас азарт поиска на давно знакомых улицах города в новинку.
Проект очень интересный, создатели обещают, что со временем пчелок будет 100 штук (на сегодняшний день их 23). Ждем с нетерпением!
Источник: https://irecommend.ru/content/dostoprimechatelnost-simferopolya-o-kotoroi-poka-znayut-nemnogie
Симферопольские пчёлы
В Крымской столице поселились новые жители! А точнее они вернулись!
На улицах Симферополя поселились Художник, Учитель, Археолог, Дети, Рыбак, Студент, Рыбак, Молодожены, Доктор, Чиновник и многие многие другие пчёлки разных профессий! Они совсем небольшие, от силы сантиметров 20 в высоту, и они настоящие мастера прятаться от взоров людей! Но тем кто добр к ним, кто проявляет интерес, они сами идут на встречу и с удовольствием показывают себя и свои таланты! Каждой пчеле, по задумке, было отведено свое место, соответствующее его роду занятий. Например Пчёлки «Дети» располагаются в Парке им. Тренёва, а «Молодожены» встречают новые семьи у врат Дома бракосочетаний. Каждая фигурка неповторима, каждая эмоция на лице наших героев неподдельна. Всем жителям и гостям города очень понравилась идея о восстановлении образа пчелы как символа города, ведь даже название Симферополь (Симферо-полис) переводится как Город-собиратель, Город-пользы (полезный), а на гербе города со времен Советского союза красуется пчела-труженица.
Идею о возвращении пчёл придумала Крымская строительная компания «АСГАРД». Именно она подарила городу первые 20 фигурок на прекрасный праздник «День города».
Интересно, что образ пчелы «Театралки» срисовали с величайшей русской актрисы Фаины Георгиевны Раневской, которая приезжала в Симферополь и даже выступала в Русском театре!
А вот пчела «Доктор» срисована с образа Архиепископа Луки Крымского. Он был не только священнослужителем, но и учёным, хирургом и доктором медицинских наук, автором настольных книг по хирургии различных направлений. Доктор-пчел выглядит как Айболит, у него в чемоданчике сладкие медовые пилюли, мази на пчелином воске и настойки из цветочных трав — это доктор которого никто не боится и он обязательно поможет. И так авторы старались сделать со всеми своими героями! Если это не явный прототип кого-либо из жителей или гостей города, то в этой маленькой пчеле кто-нибудь да и узнает себя! Для обучающейся молодежи, например, было сделано целых две таких пчелы! Это «Студент» и «Выпускник».
Нельзя забывать и о пчелках-трудяжках, которые приобрели такие профессии как «Слесари», «Почтальон», «Дворник», «Учитель», «Археолог». Все они трудятся во благо города, внося каждый частичку себя в свое дело и за это им низкий поклон!
И это еще не полный список всех обитателей Симферополя! С каждым днём все больше жителей узнают о необычном проекте и, оказывается, они сами могут поучаствовать в нём! Так в дар городу была преподнесена пчёлка «Йог» парнем из далекой Сибири!
Для удобного поиска всех фигурок, авторами проекта было разработано несколько навигационных карт, а так же во всех социальных сетях были размещены фотографии пчёлок и их оригинальная история.
Если Вы житель Симферополя или его гость, то мы очень рекомендуем Вам посетить всех и каждого из этих «маленьких жителей» города «С». Они подарят Вам столько улыбок, что вы останетесь веселым и жизнерадостным еще долгое время! А воспоминания о них будут греть вам душу, даже в самые холодные времена!
Источник: https://snpcrimea.ru/simferopolskie-pchyoly/
Последние новости Ялты
Реклама! Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ91-00085 Реклама!
Подписаться на этот канал RSS
Работы по благоустройству Пионерского парка ведутся строго по графику и согласно утверждённой проектной документации
Об этом заявил заместитель главы администрации города Виталий Оганесян
«В настоящее время идёт формирование пешеходных дорожек, которые, напомню, будут выложены новой современной тротуарной плиткой.
Старое покрытие, в том числе асфальтное, в районе памятника Николаю Бирюкову демонтируется и вывозится, преимущественно, в ночное время», — сообщил Виталий Оганесян и добавил, что перед началом работ была выполнена масштабная санитарная расчистка территории, собранный мусор, который накапливался в парке долгие годы, вывозился в первые две недели после начала работ.
Параллельно с демонтажем старого покрытия, отметил Виталий Оганесян, рабочие занимались укладкой и монтажом новых сетей автоматического полива и наружного освещения — данная работа завершена практически полностью.
Отдельно заместитель главы администрации коснулся сохранности существующих зелёных насаждений, на что неоднократно обращали внимание местные жители.
«Да, к сожалению, некоторые деревья и кустарники получили повреждения от работающей в парке техники, на что мы указали подрядчику.
Все древесные срезы были сразу же обработаны специальной субстанцией, и чтобы она лучше впиталась, в некоторых случаях обёрнуты плёнкой», — подчеркнул Виталий Оганесян и добавил, что в настоящее время плёнка с деревьев убрана, все земельные и иные работы, проводящиеся около близко растущих зелёных насаждений, проводятся исключительно вручную. В дальнейшем, уточнил замглавы администрации, в парке дополнительно будут высажены новые растения, а все газоны укрыты зелёной травой.
Расположение дорожек и куртин останется практически неизменным, новых капитальных строений в парке не предусмотрено, зато появятся новые игровые комплексы и иные малые архитектурные формы.
«Речь идет отнюдь не об укладке пары дорожек брусчаткой и установке трех скамеек.
Здесь предусматривается монтаж большого количества дорогостоящих малых архитектурных форм, выполненных из качественных долговечных материалов – бетона, металла, дерева, все они делаются по авторским дизайнерским проектам», — подчеркнул Виталий Оганесян и добавил, что именно стоимость малых архитектурных форм и иного оборудования обусловили дороговизну работ по благоустройству Пионерского парка.
При этом, подчеркнул заместитель главы администрации, дабы не возникало вопросов по цене, смета проекта и была передана в государственную экспертизу, которая подтвердила обоснованность расценок, определенных проектировщиком – институтом «КрымНИИпроект», а сам проект – при том, что по ним не требовалось выдачи заключений — также был рассмотрен в этом органе при сверке объемов и стоимости работ.
«Причем предусмотрены исключительно материалы и оборудование российских производителей.
А если подрядчик найдет дешевле – опять же, отечественного производства и аналогичного или даже лучшего качества, соответствующего проекту и смете, мы возражать не будем», – подчеркнул Виталий Оганесян, и добавил, что от части малых архитектурных форм при окончательной расстановке конструкций можно будет отказаться, что позволит сэкономить бюджетные средства.
Относительно размещённых в социальных сетях «сравнительных расчётов» стоимости реконструкций и капремонтов парков и скверов в разных регионах страны и выводах о якобы завышенной стоимости работ в Ялте, Виталий Оганесян заявил: данное сравнение как минимум некорректно.
«Невозможно проводить расчеты, исходя только из размеров парка. Он может быть площадью и в 10 га, но на его территории при этом проложено две тропы с установленными несколькими урнами.
А есть парки меньших в несколько раз размеров, но с запланированным большим количеством благоустроенных дорожек, малых архитектурных форм, искусственно разбитых клумб и цветников, что увеличивает стоимость работ на объекте на порядок, а то и больше», – заявил заместитель главы администрации.
Он также напомнил, что проект благоустройства будет направлен на конкурс от Республики Крым по программе «Формирование современной городской среды» в Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации.
«На обычный стандартный проект денег нам никто не дал бы. Ведь Пионерский — это фактически главный и единственный в Ялте детский парк, и надо сделать его таким, чтобы он стал достойным украшением города», – добавил заместитель главы администрации Ялты и напомнил, что согласно графику
Источник: http://www.yaltakik.com/news/itemlist/date/2015?limit=10&start=2150
Ялтинская Флотилия «Пчелок» готова к летней плавпрактике
Спорт
17 апреля, в рамках празднования 35-летия со дня основания Детского морского центра, в городском бассейне на Набережной состоялся спуск на воду флотилии «Пчелок» – маленьких лодочек, имеющих парусное вооружение и водомётный движитель
Ялту украсили яркие паруса под управлением самых юных воспитанников морского центра – обучающихся объединения «Школа маленьких капитанов».
Реализацию этого проекта задумали в ДМЦ, чтобы начать обучать управлению парусным судном самых юных ценителей моря.
«Пчелки» были построены усилиями воспитанников объединения «Малое судостроение» под грамотным руководством педагогов и предназначены для управления детьми от 4 до 6 лет.
Подготовка к спуску на воду «Пчелок» – это длительный и ответственный труд обучающихся и педагогов.
Перед мероприятием у самой кромки воды прошел инструктаж по технике безопасности, контрольный ряд вопросов по правилам судовождения, проверка умений правильно и быстро надеть спасательный жилет.
Выход на воду состоялся при умеренных погодных условиях, что не помешало «Пчелкам» продемонстрировать свои блестящие ходовые качества, а воспитанникам объединения «Школа маленьких капитанов» провести свою первую тренировку с участием долгожданной «Пчелки».
Красочное представление флотилии «Пчелок» не оставило равнодушными не только гостей мероприятия, но и случайных прохожих. Отзывы детей и родителей настолько эмоциональные и теплые, что атмосфера праздника еще надолго сохранится в детских сердцах.
«Невероятные ощущения! Очень понравилось управлять «Пчелкой», хочется уже поскорее в море», – делится своими впечатлениями от управления яхтой воспитанница объединения «Школа маленьких капитанов» Воробьева Ольга.
По словам директора МБУДО «Детский морской центр» Ольги Яковлевой, наличие целой флотилии «Пчелок» позволит обучающимся экспериментальной группы объединения «Школа маленьких капитанов» перейти на новый этап тренировочного процесса, расширит возрастной диапазон для участия ребят в соревнованиях, что является целью любой спортивной подготовки, и даст им возможность быть подготовленными к более технически сложному и динамичному спортивному паруснику – швертботу международного класса «Оптимист».
Желаем юным воспитанникам морского центра стать настоящими профессионалами морского дела и усердно подготовиться к летней плавпрактике!
Источник: https://www.newsyalta.ru/news/sport-1/7795-yaltinskaya-flotiliya-pchelok-gotova-k-letney-plavpraktike.html
Вандализм в Симферополе. Даже пчёл не пощадили
Все началось чинно-благородно. К дню рождения Симферополя, в центре города установили сразу 20 скульптур пчёл. Помните же, пчела – символ столицы Крыма, города-«собирателя». Пчёлки эти маленькие, игрушечные, но знаковые. Каждая – при деле, олицетворяет ту или иную профессию.
Мини-скульптуры установлены на проспекте Кирова, улицах Пушкина, Серова, Самокиша, Севастопольской и других. Пчелок стилизовали под обычных горожан, отлили в бронзе и забетонировали, стараясь разместить так, чтобы никто не споткнулся.
Найди пчёл
Необычный подарок городу сделали крымские компании «Асгард» и KUBOMEDUZA. Горожане восприняли начинание на ура. Кто-то даже придумал новый квест: «найди всех симферопольских пчёл». А еще прозвучал голос… даже не разума, а, скорее, реализма:
Очень надеюсь, что маргиналы не испортят эти фигурки.
И да. Испортили. Пчёлы не продержались и недели. Неизвестные вандалы повредили фигурки «Молодоженов», у здания ЗАГСа по улице Пушкина. Сейчас она находится на реконструкции и на следующей неделе будет снова установлена на прежнем месте. Также будет подано заявление в правоохранительные органы по данному факту. Об этом сообщили организаторы городского проекта «Симферопольские пчёлы».
Власти крымской столицы с сожалением констатируют, что такие случаи не единичны, подобные инциденты уже имели место в Сквере 200-летия Симферополя, где расположены кованные фигуры и в других любимых местах отдыха горожан.
Администрация города Симферополя призывает горожан и гостей крымской столицы бережно относиться к городским культурным объектам и имуществу, а в случаях, если вы стали свидетелем противоправных действий, немедленно сообщать по телефону 102, — прокомментировали случившееся в администрации Симферополя.
О самом проекте – на странице в ВК «Симферопольские пчёлы».
Источник: https://crimeapress.info/vandalizm-v-simferopole-dazhe-pchyol-ne-poshhadili/
Флотилия «Пчелок» готова к летней плавпрактике
17 апреля, в рамках празднования 35-летия со дня основания Детского морского центра, в городском бассейне на Набережной состоялся спуск на воду флотилии «Пчелок» – маленьких лодочек, имеющих парусное вооружение и водомётный движитель
Ялту украсили яркие паруса под управлением самых юных воспитанников морского центра – обучающихся объединения «Школа маленьких капитанов».
Реализацию этого проекта задумали в ДМЦ, чтобы начать обучать управлению парусным судном самых юных ценителей моря.
«Пчелки» были построены усилиями воспитанников объединения «Малое судостроение» под грамотным руководством педагогов и предназначены для управления детьми от 4 до 6 лет.
Подготовка к спуску на воду «Пчелок» – это длительный и ответственный труд обучающихся и педагогов.
Перед мероприятием у самой кромки воды прошел инструктаж по технике безопасности, контрольный ряд вопросов по правилам судовождения, проверка умений правильно и быстро надеть спасательный жилет.
Выход на воду состоялся при умеренных погодных условиях, что не помешало «Пчелкам» продемонстрировать свои блестящие ходовые качества, а воспитанникам объединения «Школа маленьких капитанов» провести свою первую тренировку с участием долгожданной «Пчелки».
Красочное представление флотилии «Пчелок» не оставило равнодушными не только гостей мероприятия, но и случайных прохожих. Отзывы детей и родителей настолько эмоциональные и теплые, что атмосфера праздника еще надолго сохранится в детских сердцах.
«Невероятные ощущения! Очень понравилось управлять «Пчелкой», хочется уже поскорее в море», – делится своими впечатлениями от управления яхтой воспитанница объединения «Школа маленьких капитанов» Воробьева Ольга.
По словам директора МБУДО «Детский морской центр» Ольги Яковлевой, наличие целой флотилии «Пчелок» позволит обучающимся экспериментальной группы объединения «Школа маленьких капитанов» перейти на новый этап тренировочного процесса, расширит возрастной диапазон для участия ребят в соревнованиях, что является целью любой спортивной подготовки, и даст им возможность быть подготовленными к более технически сложному и динамичному спортивному паруснику – швертботу международного класса «Оптимист».
Желаем юным воспитанникам морского центра стать настоящими профессионалами морского дела и усердно подготовиться к летней плавпрактике!
Фоторепортаж
КРАСИВО И ДЕТЯМ ПРОСТО ПРАЗДНИК — Ялта Флотилия «Пчелок» готова к летней плавпрактике В рамках празднования 35-летия со дня основания Детского морского центра, в городском бассейне на Набережной состоялся спуск на воду флотилии «Пчелок» – маленьких лодочек,08:53 25.04.2017
Источник: http://Yalta.BezFormata.com/listnews/flotiliya-pchelok-gotova-k-letnej/56776169/
Последний рейс "Пчелки"
НА БОРТУ этого самолета находилась элита приморской профессиональной авиации. В числе шестерых — два летчика-испытателя 1-го класса, пилот гражданской авиации 1-го класса и два авиатехника, для которых в их специальности не было нерешаемых проблем.
НА БОРТУ этого самолета находилась элита приморской профессиональной авиации. В числе шестерых — два летчика-испытателя 1-го класса, пилот гражданской авиации 1-го класса и два авиатехника, для которых в их специальности не было нерешаемых проблем.
Авиакатастрофа, которая была невозможна
Этой катастрофы не должно было произойти в принципе. Но рок оказался сильнее — он унес сразу три жизни.
Он создал ситуацию, при которой благодаря своему профессиональному мастерству экипаж и пассажиры «Пчелки», спасенные единожды, вынуждены были во втором сражении за свою жизнь — теперь уже с кровопотерями и лютой стужей — все же понести большие утраты.
Не дрогнув перед обстоятельствами, предрешавшими гибель для всех, они по крайней мере им достойно противостояли.
И поэтому в Арсеньев «грузом-200» вернулись лишь трое из шестерых. Остальные — выжили.
Версии с многоточием
ПРИЧИНЫ этой трагедии устанавливает Приморская краевая транспортная прокуратура. Исследуется сразу несколько вопросов, в том числе и на предмет законности этого авиарейса.
Пока с полетом «Пчелки» в Новопокровку, центр Красноармейского района, связывают две главные версии: агитационную и попутно-агитационную (или — агитационно-техническую). Но в этом материале впервые выдвигается третья версия — техническая.
И от установленной прокуратурой картины ЧП зависит все — от определения виновников, если они существуют на самом деле, до степени их виновности и меры ответственности.
Итак, версия первая. И самая нежелательная для организаторов этого полета. Она не раз прозвучала по центральному радио и телевидению, назвавшим полет самолета агитационным. Основанием для нее является наличие на борту в качестве пассажиров, как сообщалось в информациях, двух представителей предвыборного штаба кандидата в депутаты Государственной думы Евгения Большакова.
И тогда встает вопрос об оплате рейса — говоря казенным языком, надлежаще ли сделана она? Не замешан ли здесь «черный нал»? В таком случае сам рейс может оказаться незаконным. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Версия… нет, не вторая, а третья: агитационно-техническая. Она тоже звучала в СМИ. Кроме того, на мой звонок в штаб Е. Большакова в пятницу, 10 декабря, мне ответили, что есть договор с владельцами самолета на обслуживание агитационных нужд при следовании его в попутном направлении. И подтвердили, что с самолетом в Новопокровку вылетел В. Пирожков.
Эту версию фактически опровергает помощник депутата Госдумы Е. Большакова Борис Алексеенко, заявивший мне вечером 13 декабря буквально следующее:
— Нашего там… не было ничего!
А как же В.
Пирожков? По какой, могу только догадываться, причине произошел такой поворот, но, с точки зрения человеческих отношений, это означает, что большаковцы разом открестились от своего верного солдата предвыборной гонки — Владимира Пирожкова. Можете не сомневаться: он в самом деле был одной из активнейших фигур в агитационной кампании названного кандидата — я это свидетельствую как очевидец.
И версия третья, не прозвучавшая ни в одном из средств массовой информации: полет был чисто техническим. Вот что рассказывает председатель совета учредителей только что созданного «Приморского регионального летно-технического центра», под эгидой которого проходил трагический рейс, Аркадий Яковлев:
— По нашей инициативе и организован этот центр, который мы уже зарегистрировали и готовим к сертификации. Дело в том, что сегодня на руках любителей авиации достаточно много и самолетов, и вертолетов — нужно усиливать контроль за подготовкой их пилотов, проводить техосмотры летательных аппаратов.
Задачей новопокровского экспериментального рейса — а в селе живут два наших дельтапланериста — было изучить возможности местного аэропорта для деятельности ПРЛТЦ, наладить связи с районной администрацией. И я лично должен был туда лететь, но по состоянию здоровья остался.
Тем не менее задание было выполнено, свою часть работы я перепоручил Александру Кораблеву — в этом рейсе он представлял наш центр.
К сожалению, эта последняя версия не совсем чиста — из-за присутствия на борту по крайней мере одного постороннего в ранге доверенного лица кандидата. Попросился — взяли…
Экзамен для приморской КЧС
Справка “В”. Потерпевший катастрофу “Ан-14” (“Пчелка”) выпущен в конце 60-х годов. Борт № 02373 — одна из последних машин этого типа, собранных на “Прогрессе” до передачи лицензии на их производство Польше.
Оставлена на предприятии как самолет-памятник, который простоял несколько лет на площадке заводского музея авиатехники под открытым небом. Самолет является двухмоторным высокопланом металлической конструкции с неубирающимся шасси и двухкилевым вертикальным хвостовым оперением.
Конструкционно предназначался для эксплуатации на линиях местного значения, имея в пассажирском варианте грузоподъемность без экипажа — семь человек. Однако из-за дороговизны изготовления он не нашел применения в народном хозяйстве страны и использовался в войсках как штабной самолет.
Максимальная скорость у земли — 240 км/час; крейсерская скорость — до 180 км/час. Прост в управлении, надежен в эксплуатации, способен хорошо планировать в случае поломки мотора. Для взлета и посадки не требует бетонных покрытий, может взлетать с грунтовых площадок при минимальной длине разбега.
К моменту этой авиакатастрофы, из осведомленных источников, в мире оставалось лишь пять “Пчелок”, две из них летают за рубежом.
Заводской “Ан-14” недавно был восстановлен капитальным ремонтом и получил вторую путевку в небо. Уже немало налетал по Приморью, а недавно авиакомпания “Прогресс” выступила в качестве одного из учредителей ПРЛТЦ, передав эту машину вновь созданной организации в качестве уставного взноса.
ИТАК, 7 декабря 1999 года… Рейс на Новопокровку прошел нормально. Выполнив задачу, экипаж попытался стартовать в Арсеньев, но подвел мотор: из-за неисправности клапана двигатель не запускался.
Вызванная с “Прогресса” бригада техников поломку устранила, машина была готова к полету.
В экипаже появился еще один борттехник — прибывший в Новопокровку с “летучкой” Владимир Назаров, которому разрешили вернуться домой самолетом.
9 декабря. В 10.50 “Пчелка” взлетела. Через 47 минут связь с ней оборвалась. В 13.45 соответствующее сообщение пришло в КЧС.
Рассказывает заместитель начальника краевого управления по ЧС и ГО Виктор Агранат:
— Уже через 15 минут после получения сообщения о пропаже самолета наша опергруппа действовала. Кроме местных штабов ЧС соответствующие установки получили Дальнереченский, Кировский и Яковлевский РОВД — именно через эти районы проходила трасса полета. В воздух были подняты два вертолета “Ми-8” “Владивостокавиа”, столько же и таких — из Черниговки.
А также два “Ми-2” и самолет “Як-18” “Прогресса”. Из Хабаровска в район поиска прилетели самолеты “Ан-12” МЧС и “Ан-26” Хабаровского авиаотряда. Трасса полета была разбита на квадраты, за каждым из которых закрепили барражировавшую в воздухе авиатехнику. Действовали несколько пеших групп.
Быстрый исход поисково-спасательной операции решили четко скоординированные усилия всех участвовавших в ней организаций и ведомств.
Действиями приморских спасателей руководили председатель краевой комиссии по ЧС Константин Толстошеин и начальник краевого управления по ЧС и ГО Владимир Башкиров. Опергруппу возглавил Виктор Агранат. К. Толстошеин и В.
Агранат прибыли непосредственно в Арсеньев. Общее руководство операцией было поручено первому заместителю начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России по Приморскому краю полковнику В. Сухоборову.
А опергруппу этого управления возглавил капитан 2-го ранга А. Губарев.
К вечеру 9 декабря руководство поисково-спасательной операции получило две информации, возможно, относящиеся к катастрофе. Из Дальнереченска сообщили, что воспитательница из села Малиново, выводя детей на прогулку, видела, как над рекой Быстрой летел самолет и “чихал черным”.
То же, только без “чихания” подтвердили лесозаготовители, работавшие в районе так называемого Пятого ключа. Вторая информация поступила от главы администрации Яковлевского района Анатолия Добрыдина: мальчишки углядели летевший самолет с горевшим двигателем. После анализа ситуации в этом районе выяснилось, что здесь горела тайга и над нею пролетал один из поисковых самолетов.
После этого концентрация усилий эмчээсников была перенесена на стык Дальнереченского и Кировского районов.
10 декабря в полдень потерпевший аварию самолет был обнаружен в сопках вертолетом “Владивостокавиа” северо-западнее села Хвищанка Кировского района: экипаж геликоптера среагировал на ракету, выпущенную с земли.
С него о находке доложили в краевую комиссию по ЧС и получили команду десантировать фельдшера с медикаментами и трех спасателей. Затем сюда же прибыл черниговский вертолет со спасателями, вертолет из Арсеньева с главным внештатным хирургом города Владимиром Барышниковым.
Началось самое главное и самое трудное. И самое психологически сложное.
— Я просто поражаюсь мужеству и мастерству вертолетчиков, — говорил мне В. Барышников, с которым мы беседовали во время его дежурства в центральной городской больнице. — В условиях сильного ветра они около двух часов держали машину над самолетом, чтобы поднять на борт оставшихся в живых.
Их поднимали на лебедках, в заранее приготовленных жестких носилках. Как врач я также высоко оцениваю действия владивостокского фельдшера, который очень квалифицированно сделал все необходимое для оказания первой медицинской помощи и подготовки травмированных к транспортировке в больницу.
Да, приземлиться пилотам помешали тайга и крутой склон сопки Берлин, на которых покоится фюзеляж “Пчелки”. Им пришлось работать в зависании, рискуя при порывистом сильном ветре самим превратиться в жертву непогоды.
Что же случилось?
Личное дело. Командир экипажа — пилот 1-го класса Валерий Удалов. После Приморского авиатехникума окончил летное училище, а затем и Ленинградскую академию гражданской авиации. Летал практически на всех приморских авиалиниях, в том числе и на северных маршрутах.
Знал климатические и рельефные особенности многих трасс, включая и последнюю. На “Прогрессе” летал командиром экипажа транспортного самолета “Ан-8”. Общий налет часов — более 6 тысяч. После расформирования заводского летного отряда проявил инициативу в создании ПРЛТЦ и возглавил его.
Женат, имеет двух дочерей — студенток АрТИ.
Летчик-штурман — Виктор Обревко. Летчик-испытатель (в том числе и “Черных акул”) 1-го класса. Мастер спорта, чемпион мира в составе советской команды 1968 года по высшему пилотажу.
На “Прогрессе” отработал в летно-испытательном цехе более 10 лет, недавно вышел на пенсию по выслуге опасного стажа. Является одним из руководителей Приморской федерации сверхлегкой авиации. Женат.
Сын Андрей сменил отца в качестве летчика-испытателя на том же предприятии. Есть дочь.
Борттехник Александр Кудряшов — отличный специалист, много лет проработавший на летно-испытательной станции “Прогресса” и освоивший все виды технических систем имевшейся и имеющейся на заводе авиатехники. В настоящее время работает в аэроклубе. Женат, имеет двоих детей.
Вылетевший в обратном направлении борттехник Владимир Назаров также опытнейший специалист, работает в аэроклубе. Женат, двое детей.
Сегодня история с падением самолета обрастает все новыми и новыми подробностями, часто противоречащими друг другу. Мы же обратимся к первоисточнику. И пока не появится заключение прокуратуры, будем руководствоваться им.
… Хирургическое отделение арсеньевской ЦГБ. С разрешения дежурного врача вхожу в палату № 8. С Виктором Обревко мы знакомы давно, и среди других таких же, лежащих “на вытяжке”, сразу же узнаю его. Понимаю, что знакомство — не повод для злоупотребления временем больного при таких обстоятельствах, поэтому сразу же договариваемся:
— Не более пяти минут…
Вот его рассказ:
— До Арсеньева мы не долетели всего 27 минут. Шли долиной реки Быстрой и уже выходили на долину Уссурки, когда резко ухудшилась погода. Решили идти на запасной аэродром. Хотели развернуться и доложить об этом Дальнереченскому районному центру управления полетами. Маневр делаем в условиях видимости в один километр.
И все же во время разворота цепляемся за дерево. Удалов берет штурвал на себя, чтобы вырвать самолет вверх, но нас раскручивает на дереве — все. Машина зависает на елках. Все мы серьезно травмированы. Ноги пилотов — мои и Удалова — зажаты педалями, покинуть кабину не удается. Чувствую страшную боль (у В.
Обревко оказался перелом ноги, раздроблена лодыжка и множество травм на лице и теле), но пытаюсь все же освободиться. Получается. Потом высвобождаю Удалова, но большего для него сделать не смог. Не было сил вытащить его из кабины. Другие же от боли были в шоковом состоянии и не реагировали на ситуацию.
Каждый из нас самостоятельно выбрался на землю. Даже Александр Кудряшов, у которого оказался перелом спины. Он пробежал метр и упал. Пирожков отбежал от самолета и не возвращался. Кораблев отполз по склону вниз и не смог подняться. Я с ним постоянно переговаривался, но в 8 часов утра он перестал отзываться.
А перед этим, когда я понял, что взрыва самолета не будет, снова вполз в салон, сбросил вниз теплую одежду — в полете мы были одеты налегке. Потом были слышны моторы двух пролетающих вертолетов, решил, что ищут нас. Стал стрелять из ракетницы. В первый день выпустил пять ракет из пятнадцати.
Когда понял, что помощи уже не будет, развел костер, чтобы согревать себя и ребят ночью. Но к костру ни Пирожков, ни Кораблев не подошли.
Это настоящее мужество: быть по сути недвижимым и суметь двигаться. Виктор Обревко всю ночь поддерживал костер, ползком добывая ветки сухостоя, оберегая себя и двоих товарищей от мороза. И все же не уберегся от обморожения одной из ног. К счастью, сегодня опасность гангрены миновала.
Между тем события развивались все более трагически. Снегопад усиливался и продолжался до 12 ночи. Первым, через полчаса после падения самолета, на своем посту умер от потери крови и переохлаждения Валерий Удалов. Потом — так и не одевшийся в теплое Владимир Пирожков. На другой день, в 8 утра, остановилось сердце Александра Кораблева.
Личное дело. Александр Кораблев — полковник запаса, военный летчик-испытатель 1-го класса. Женат, имеет взрослую дочь. В качестве командира армейского вертолета участвовал в операции по спасению экипажа одного из космических кораблей. На “Прогрессе” вел приемку таких всемирно известных боевых вертолетов, как “Ми-24” (“Летающий танк”) и “Ка-50” (“Черная акула”).
Владимир Пирожков — мастер спорта по тяжелой атлетике. Многие годы работал в авиакомпании “Прогресс”, в последнее время был главным энергетиком муниципального жилищно-коммунального предприятия “Арсеньев”. В ходе нынешней избирательной кампании являлся доверенным лицом кандидата в депутаты Государственной думы по 49-му избирательному округу Евгения Большакова. Женат, имеет троих детей.
Послесловие
Несколько слов о наших врачах. О том, что приморские медики профессионально сработали уже на начальном этапе спасения жизней уцелевших, я сказал. В Арсеньев прибыли главный врач краевой больницы Юрий Селютин с нейрохирургом Виталием Талакевичем и большим запасом медикаментов. Взятых на борт В. Обревко, А. Кудряшова и В.
Назарова на площадке аэродрома “Прогресса” ждали четыре “скорые”. В город их доставили 10 декабря в 15.25, и борьба за спасение жизней была продолжена уже в стационаре. За операционный стол, на котором лежал наиболее тяжело травмированный А. Кудряшов, встали В. Талакевич и В. Барышников. Операция продолжалась более пяти часов — с 20.30 вечера до 3 ночи.
Этот пациент до сих пор находится в реанимации.
В. Назаров отправлен на излечение во Владивосток.
Борьба за их жизни продолжается.
Виктор ДЕБЕЛОВ, «Владивосток»
Источник: https://vladnews.ru/ev/vl/705/98011/posledniy_reys