Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» находится всего в нескольких километрах от Севастополя. Музей подводных лодок появился в 2003 году, когда впервые за много лет был рассекречен военный объект №825 ГТС.
Сверхсекретный стратегический для Советского союза завод по ремонту подводных лодок превратился в «подводный музей» (именно так называют его большинство посетителей), с тех пор ежегодно его посещают тысячи туристов, которые специально приезжают для этого в небольшой город Балаклава. Подземная база подводных лодок в Балаклаве также носила название «Секретный объект 825 ГТС».
Название ГТС (аббревиатура от «Городская Телефонная Станция») было дано военной базе с целью конспирации, но по некоторым данным данная расшифровка является распространенным заблуждением, а на самом деле ГТС расшифровывается как «гидротехническое сооружение». Вторая расшифровка выглядит вполне логичной, ведь мало кто поверил бы, что телефонная станция находится внутри горы Таврос, а не на ней.
Если быть совсем точными, то военных объектов в этом месте было два: объект ГТС 825 «Спец. цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок» и объект ГТС 820 «Ядерный арсенал».
Как добраться до Музея подводных лодок в Балаклаве. График работы
Прежде чем мы отправимся на небольшую экскурсию, хотелось бы рассказать, как добраться до Балаклавского музея, сколько стоит билет, а также о часах работы комплекса.
Музей работает ежедневно, без выходных с 09:00 до 17:00, попасть внутрь можно только в составе экскурсионных групп, которые по мере наполнения отправляются по маршруту. Цена входного билета — 150 рублей. Если Вы путешествуете на автомобиле, то необходимо приехать по адресу г. Севастополь, Балаклавский р-н.
, Таврическая набережная 22. Рядом с музеем есть небольшая парковка, где можно оставить машину.
Для того, чтобы добраться общественным транспортом необходимо с автовокзала Севастополя на троллейбусе (маршруты № 17, 20) или маршрутном такси (17, 20-А, 26) доехать до конечной остановки «5-й километр», на этой остановке пересесть на автобус или маршрутное такси (№ 9, 94, 98, 99) и доехать до станции «Оболонь». От остановки «Оболонь» до пляжа курсирует электромобиль, на котором и можно добраться до музея, или пешком. Конечно путь с несколькими пересадками не очень удобный, но если хочется побывать в таком необычном музее, то придется мириться с неудобствами. Опять же, всегда есть самый простой способ добраться, но вместе с тем и самый дорогой — вызвать такси.
Музей подводных лодок
Подземный завод представлял собой комплекс подземных сооружений противоатомной защиты первой категории, которые должны были защитить не только от последствий атомного взрыва, но даже от прямого попадания бомбы мощностью 100 Килотонн.
Секретный объект размещался внутри горы Таврос и имел два основных выхода: один со стороны Балаклавской бухты — служил входом в канал (штольню), а с северной стороны находился выход в море. Оба выхода в случае необходимости перекрывались батопортом.
Конечно же, все входы и выходы с завода были тщательно замаскированы, обнаружить их было практически невозможно. Помимо основных выходов завод также имел технологические, которые также были оборудованы автоматическими дверями, которые в случае угрозы атомной бомбы герметически закрывали помещения завода.
На фото один из таких выходов с узкоколейной железной дорогой, по которой осуществлялась транспортировка боеприпасов. Сейчас это выход из музея.
Территория завода включала в себя подземный водный канал с сухим доком, склады, цеха для ремонта и другие помещения, такие как госпиталь, хлебопекарня, склады, запасы которых в случае ядерной атаки позволили бы автономно просуществовать 3 года.
Минно-торпедная часть и заводская паттерна
Одно из самых первых помещений, в которые попадают посетители во время экскурсии — минно-торпедная часть (МТЧ) и заводская паттерна.
Заводская паттерна — это большой транспортный коридор, который ведет к производственным помещениям. Длина коридора — 296 метров, ширина — 4 метра, высота 4,5 метра. Паттерна имеет специальное закругление определенного радиуса, которое специально предусмотрено для гашения ударной волны.
Паттерна использовалась для транспортировки готовых торпед из МТЧ, а также доставки материалов и оборудования в производственные помещения. Кроме того, заводская паттерна была оборудована как убежище для личного состава в случае ядерного удара.
Паттерна пересекается с малым транспортным коридором, по которому к водному каналу доставлялись подготовленные торпеды из минно-торпедной части.
Как мы уже писали чуть выше, в минно-торпедной части подготавливались и проверялись боеприпасы для подводных лодок. На рабочих участках МТЧ торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения и герметичность. Сейчас в этом помещении представлены образцы торпед, плавучих мин и другое вооружение.
История создания комплекса в Балаклаве
Прежде чем мы отправимся в самую интересную на наш взгляд часть музея — сухой док, хотелось бы вернуться к истории создания Секретного объекта в Балаклаве.
История советского секретного объекта началась в послевоенные годы.
Последствия бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки заставили советское правительство всерьез задуматься о защите военных промышленных объектов СССР в случае ядерного удара.
В 1953 году Ленинградский проектный институт разработал и предоставил на подпись руководству страны проект Балаклавского защитного подземного завода. Предложенный проект лично рассмотрел и одобрил И.В. Сталин.
Уже в декабре 1953 года началось строительство уникального и единственного в своем роде подземного завода по ремонту и обслуживанию военных подводных лодок.
Как и все стройки того времени, строительство Балаклавского завода шло ударными темпами без выходных и перерывов: три смены строителей сменяли друг друга, обеспечивая непрерывность процесса.
Стройка велась поэтапно, как только заканчивалось строительство одного участка, вся документация изымалась, строители менялись, и новые рабочие начинали строить следующий кусок. По окончанию строительства вся документация была засекречена и передана в архивы.
В 1957 году Балаклава перестала быть самостоятельным городом и вошла в состав Севастополя, но стала не рядовым районом города, а особо секретным, въезд в который осуществлялся только по спецпропускам.
При строительстве завода из горы Таврос было выкопано более 200 тысяч кубометров грунта.
Грунт вывозился по узкоколейной железной дороге, которая прокладывалась по мере строительства, в музее Балаклавы в одном из выставочных залов можно увидеть породопогрузочные машины, с помощью которых и велось строительство.
Строительство было закончено в 1961 году.
Всего за восемь с небольшим лет удалось построить уникальный подземный завод, который был призван не только обслуживать военные подводные и надводные корабли, но при необходимости и защитить от ядерного удара персонал суперсекретного военного объекта.
Работу принимал Никита Хрущев, который предложил засеять все кукурузой отдать помещения завода виноделам. Но благодаря, руководству тогдашнего Военно-Морского Флота помещения все-таки использовались по прямому назначению — в 1961 году начал работу секретный «Объект 825 ГТС».
Подземный док в музее подводных лодок в Балаклаве
Вернемся к осмотру музейных помещений и отправимся в подземный док, где непосредственно производился ремонт подводных лодок. Длина подземного канала, в котором одновременно могло находиться 7-9 подводных лодок, составляет 505 метров, ширина колеблется от 6 до 22 метров, высота от 6 до 8,5 метров.
Помимо канала на заводе имелся так называемый сухой док: отгороженная часть канала длиной 102 метра и шириной 10 метров. Перед тем, как подводная лодка попадала в сухой док, его заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке с уровнем воды в канале. После захода лодки воду из дока откачивали, и начинался непосредственный ремонт, который занимал от 2 до 6 недель.
В среднем продолжительность ремонта одной подводной лодки составляла 3-4 недели.
Арсенал. Шлюзовая камера. Защитные герметические двери арсенала
После посещения канала, по которому подводные лодки попадали на завод для ремонта и осмотра сухого дока, наша экскурсия двинулась в здание арсенала, где сейчас располагается большая часть музейной экспозиции. Арсенал — ремонтно-техническая база (РТБ) по подготовке вооружения для кораблей и подводных лодок, а так же для ракетных береговых частей.
В арсенале, как не сложно догадаться, хранились боевые головные части для ракет и торпед, в том числе и ядерные. Кроме того в помещениях арсенала производились регламентные работы по обслуживанию и сборке готовых изделий. Арсенал условно делится на две части: локальную и техническую.
В локальной части как раз и располагалось хранилище головных частей и зал для сборки изделий.
Эта часть подземного завода в Балаклаве и была самой секретной его частью, доступ в помещения локальной зоны арсенала имели только расчеты, в состав которых входили исключительно мичманы и офицеры.
В технической зоне находились механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала. Помимо двух зон к арсеналу относится также погрузочная площадка, на которой должна была производиться погрузка торпед на борт подводных лодок, которые в случае ядерного удара укрывались внутри секретного сооружения.
В мирное время площадка использовалась только как тренировочная, погрузка боеприпасов производилась на причале. Между погрузочной площадкой и локальной зоной арсенала находится 304-метровая паттерна. Как и в коридорах МТЧ, здесь были проложены рейсы, по которым вручную перевозились тележки с торпедами.
На каждой из развилок устанавливалась поворотная платформа, с помощью которой менялось направление движения.
Для защиты персонала секретного завода от поражающих факторов атомного взрыва в помещении арсенала была оборудована шлюзовая камера, которая состояла из противоатомных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Двухстворчатые противоатомные ворота предназначались для перекрытия проема размером 3 на 2,8 метра и устойчивые к давлению 60кгс/кв.см.
Створки ворот были сварены из листовой стали и проката и заполнены бетоном марки М500. Вес каждой створки с таким бетонным наполнением составляет 10 тонн, толщина двери — 60 см. Защитная герметическая дверь также была изготовлена из листовой стали, а по периметру имела резиновую прокладку, которая и должна была обеспечить герметичность. Вес такой двери 480 кг.
В 2011 году в помещениях арсенала секретного завода в Балаклаве размещалась экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины», где было представлено различное оборудование и вооружение. Например, здесь можно было увидеть верхний рубочный люк с подводной лодки 690 проекта и многое другое.
Помимо музейной экспозиции можно осмотреть также кабинет-сейфы, в которых хранились запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент, необходимый для ремонта подводных лодок. Двери такого кабинета имеют толщину 18 см и весят более 300 кг.
Несмотря на всю свою уникальность, завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве постепенно стал терять стратегическую мощь. Прежде всего, падение значимости произошло по причине того, что ВМФ СССР перешел на новые подводные лодки, которые по размерам и сложности существенно превосходили те, что мог обслуживать завод. Уже после распада СССР, в 1993 году подземный завод был закрыт.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
В мае 1994 года Балаклавскую бухту покинула последняя подводная лодка и завод прекратил свое существование. В декабре 2002 года он перешел в ведение Центрального Музея Вооруженных Сил Украины, а в июне 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» открыл свои двери для туристов.
P.S. При подготовке этой статьи была использована информация, размещенная на музейных стендах подземного завода в Балаклаве, а также личные записи авторов, сделанные во время экскурсии.
Также приносим свои извинения за непотребное качество фотографий — по техническим причинам музей подводных лодок пришлось снимать на неправильную камеру.
Музей подводных лодок Балаклава на карте
Музей подводных лодок в Балаклаве (Секретный объект 825 ГТС) 2011-12-20T12:10:00+03:00 2019-07-30T14:39:52+03:00 Natalya 'Poznamka'
Источник: https://poznamka.ru/russia/balaklava-muzej-podvodnyh-lodok
База подводных лодок в Балаклаве: экскурсия по подземному музею
На Крымской земле сохранилось немало уникальных памятников архитектуры, остатки крепостей и защитных сооружений. Но есть еще одно грандиозное сооружение времен «холодной войны», которое сохранилось и приобрело статус музейного комплекса. Речь идет о военно-морском историческом комплексе «Балаклава», уникальной подземной базе подводных лодок.
Балаклава — городок с многовековой историей
Балаклава сегодня — небольшой городок на черноморском побережье. Таких маленьких городков на карте — великое множество. История каждого города уникальна, и Балаклава — не исключение. По одной версии, название города на турецком языке означает «рыбный мешок», согласно другой — крымско-татарской — версии, слово «Балаклава» переводится как «рыбная погода».
Рекомендуем прочитать: какая средняя зарплата в Крыму?
История города берет свое начало в глубокой античности. Чего она только не перевидал город на своем веку — и войны, и османские набеги! Во времена присоединения Крыма к Российской Империи вместо крымских татар и турков, изгнанных из этих мест, здесь поселились греки, признавшие российское правительство.
Рекомендуем прочитать: работает ли Билайн в Крыму?
В 2004 году Балаклава торжественно отметила свой 2500-летний юбилей. Из бывшего секретного военного городка она превращается в туристический центр.
лучшие отели в Балаклаве в Крыму.
Военно-морской подземный музейный комплекс
Комплекс «Балаклава» был создан в 2003 (по другим данным — в 2004) году.
- С бетонной площадки перед входом экскурсия уводит в тоннель (потерну), который ведет к производственным площадям. В самом начале тоннеля расположены стенды с фотографиями и краткой историей завода и музейного комплекса. Представленные экспонаты — макеты лодок и снарядов, форма рабочих, якоря, различная заводская техника, постановочные фрагменты подводных лодок.
- Следующее помещение — минно-торпедная часть. Именно здесь проводилась проверка боезапаса подводных лодок. Торпеды перевозились вручную на специальных тележках, проверялись и затем снова доставлялись на подводную лодку.
- Сухой док — место ремонта подлодок в Балаклаве.
- Арсенал. Здесь хранились боевые снаряды, по территории их перевозили только в закрытых специальных контейнерах. Сотрудники Арсенала подчинялись специальному секретному отделу министерства обороны СССР. В помещении Арсенала сегодня находится самая большая экспозиция музея.
- Открытая площадка на выходе из Арсенала — погрузочно-разгрузочный сектор. Отсюда — прямо к выходу из комплекса.
Во время прохождения экскурсии экскурсоводы включают специальные аудиозаписи, сделанные во времена работы «Объекта 825 ГТС», которые сохранились до наших дней. На пленке — стук, шумы, воспроизводимые механизмами, голоса рабочих, и посетители музея могут представить себе погрузиться в атмосферу того времени и объем работ, проводимых в доках.
Экскурсия, которая длится 1,5 — 2 часа, охватывает лишь половину всей базы, со временем помещения завода будут восстанавливаться и музей пополнится новыми экспозициями.
История подземного канала и завода по ремонту подводных лодок
История завода начинается в 50-е годы, когда многие державы стали наращивать ядерный потенциал, грозя друг другу ударами ядерных ракет. Необходимо было найти тихое укромное место в СССР, где бы базировались советские подводные лодки на случай войны. Такое тихое место отыскалось в Балаклаве, в закрытой и защищенной с моря бухте.
Все подземное сооружение строилось в скальном массиве крымской горы Таврос, задача была — построить объект с противоатомной устойчивостью первой категории. То есть завод должен был в случае необходимости выдержать удар бомбы, в пять раз превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Строительство велось чуть больше 9 лет, с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Даже вывоз щебня маскировали под карьерные работы в той местности. Первые годы работа шла очень медленно, но после пары лет строительства к работе подключились строители-метростроевцы по личному указанию Н. С. Хрущева, так как потребовались сложные буровые работы.
Подземный завод по ремонту подводных лодок носил в свое время наименование «Объект 825 ГТС» (гидро-техническое сооружение).
Заводской комплекс включает в себя подземный водный канал (ширина канала 10−25 метров, глубина 8 метров), сухие доки, цех для ремонта, склады для боеприпасов. Вход и выход из штолен искусно маскировались. В среднем ремонт одной подлодки занимал до 3−4 недель.
В заводе могли одновременно находиться 7 подводных лодок (проектов А615, 613, 633, 633РВ) или 9 малых подводных лодок. Общая площадь помещения составляла немногим более 5000 квадратных метров (из них 3000 приходилось на подземную часть).
Глубина канала составляла 8 метров, ширина — 10−12 метров.
Рекомендуем прочитать: все о Северо-Крымском канале.
В 1994 году из доков ушла последняя подводная лодка и «объект», оказавшийся не у дел, прекратил свою ремонтную деятельность. Ближе к концу 90-х годов завод полностью утратил свое значение как военный объект, более-менее ценное оборудование стали потихоньку вывозить.
В начале 2000-х годов было решено превратить часть заводской территории в музей. Этот комплекс — самый большой рассекреченный объект на территории бывшего СССР. Но гриф «Секретно» снят далеко не со всех документов — часть еще хранится в особом ведомстве. Эти сведения содержат данные о тех, кто строил завод, сколько финансирования ушло на его строительство и т. д.
Как доехать до музея в Балаклаве
Музей находится по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22
Добраться до музейного комплекса можно из Севастополя — в сторону Балаклавы совершают рейсы троллейбусы или маршрутные такси (по цене проезда в городском транспорте) до остановки «5-й километр». Можно заранее попросить водителя остановить маршрутку на повороте к музейному комплексу, и далее немного пройти пешком — мимо железнодорожной станции к музею.
- Рекомендуем прочитать: все о Большой Севастопольской тропе.
- Стоимость экскурсий, время работы
- Всю интересующую информацию можно узнать по телефону:
- Телефон администрации +7 (8692) 63-75-90
- Телефон для заказа экскурсий +7 978 889 10 56
Сайт музея: www. muzey-sevastopol.com. Там можно совершить виртуальную прогулку по подземным залам музейного комплекса, ознакомиться с основными экспонатами.
Стоимость экскурсий:
- стоимость билета для взрослого — 200 руб.
- для детей 100 руб. (дети до 5 лет к экскурсии не допускаются)
- экскурсия на катере 275 руб.
Длительность экскурсии: от 1,5 до 2 часов.
Время работы музея:
- Понедельник и вторник — санитарные дни.
- Работает музей в летний период с 10.00 до 17.00, в осенне-зимний период с 10.00 до 16.00.
Посмотрите фото базы подводных лодок в Балаклаве прямо здесь:
Можно самому выбирать, какая экскурсия более предпочтительна — пешая или на лодке.
Полезные советы
- желательно узнавать цену на экскурсии у нескольких экскурсоводов, так как обычно туристам называется самая дорогая цена прогулки по музею.
- собираясь на экскурсию в музейный комплекс, не забудьте взять собой теплые вещи — кофты, ветровки. Так как комплекс находится под землей, то во время экскурсии там будет весьма прохладно (перепад температуры примерно 10−15 градусов).
Видео о базе подводных лодок в Балаклаве:
Источник: http://poravkrym.ru/resorts/west/baza-podvodnyh-lodok-v-balaklave.html
Музей истории Балаклавы – фото, цены, официальный сайт, GPS
Несколько раньше я уже посвятил серию статей достопримечательностям Балаклавы. Сегодня пополню коллекцию и расскажу об относительно новом туристическом объекте – музее Истории. Тут будет интересно не только взрослым, но и детям, даже тем, кто не особо интересуются историческими событиями.
Музей истории Балаклавы
Расположение, особенности
Находится краеведческий музей на Набережной Назукина, самого популярного места для отдыха местных жителей и гостей города. Здесь регулярно проводятся временные выставки, организовываются выездные увлекательные экскурсии. При желании можно посетить сувенирный магазин, расположенный на территории.
В нем представлено несколько категорий сувенирной продукции. А именно:
- Древние монеты (авестийские, понтикапейские, Древней Руси), естественно все это копии, но все же;
- Почтовые открытки: «Виды Балаклавы», «Руины Херсонеса», «Генуэзская крепость» и другие;
- Миниатюры «Древние греки» и военной тематики»;
- Кулоны и многое другое.
Возможно размещение гостей, посетителей музея в отеле «Куприн», расположенном неподалеку.
Музей истории Балаклавы
Экспозиция, экскурсионные программы
Основная масса экспонатов посвящена периоду Крымской войны 1853 – 1856 годов. Тут вы узнаете об исторических боевых сражениях, победах и поражениях советских солдат и их оппонентов. Сможете увидеть части амуниции, формы английских солдат.
Тут же представлены предметы гигиены, быта, обувь, в которой ходили на бивуаках и многое другое. Включая оружие, документацию, фото и так далее. Экскурсии организовываются в нескольких направлениях:
- По музею;
- По окрестностям Балаклавы (полям сражений);
- Морская экскурсия на яхте.
Экскурсии в Крыму и не только!
Маршруты длятся от 30 минут до 4 часов. Самая длинная прогулка по окрестностям Балаклавы. В любом случае посещение музея истории Балаклавы доставит истинное удовольствие. Цены умеренные, а впечатлений получите, как говорится «на год вперед».
Музей истории Балаклавы
Цены, адрес, контакты
Ветераны войны, дети возрастом до восьми лет, инвалиды проходят в музей Истории бесплатно. Все остальные граждане, только не жители Севастополя и Балаклавы, платят 300 рублей, дети – 150. Местному населению на посещение комплекса предоставляется скидка в размере 50%.
Туры в Крым (и не только)
Комплекс работает круглый год. С 1 мая по октябрь с 9 утра до 19,00, с перерывом на обед с 13 до 14,00. Без выходных. В низкий сезон, то есть со 2 октября по 30 апреля в те же часы, но со среды по пятницу. Если решите принять участие в экскурсии, рекомендую предварительно записаться по телефону: 89780413796. Или оставить заявку на официальном сайте: https://historybalaklava.ru/.
Адрес: Крым, Севастополь, Балаклава, Набережная Назукина, 5.
Кстати, будете искать жилье в Балаклаве, рекомендую обратить внимание на отель «Рыбацкая слобода». Отличное место, с хорошим качеством сервиса, умеренными ценами.
Музей истории Балаклавы
Как доехать до музея Истории Балаклавы
От остановки «5-й километр» до улицы Гоголя или остановки «Площадь первого мая» можно доехать на маршрутном такси №9 или 94. Из Севастополя до площади есть несколько прямых автобусов. Например, 94 автобус идет от площади Нахимова. А от аквапарка сюда можно доехать на 34 автобусе.
Аренда авто в Крыму
Я предпочитаю путешествовать на автомобиле. Поэтому в основном ориентируюсь по карте. Если вы тоже приехали в Крым автомобилем – карта с точными координатами ниже. Ну а тем, кто остановился в Балаклаве, недалеко от Набережной, до музея можно и пешочком дойти. Заодно и красотами окрестностей полюбоваться.
Фото
Точное место на карте, GPS координаты:
Отправляясь в Балаклаву, непременно стоит посетить музей Истории. Здесь можно узнать много интересных фактов о жизни и развитии города. Туристам, путешествующим с детьми школьного возраста, вдвойне будет полезно включить посещение музея в свою культурную программу. Всем приятного, познавательного отдыха!
Источник: https://vasilev-life.ru/muzej-istorii-balaklavy
Балаклавский подземный музейный комплекс
Балаклавский музейный комплекс является филиалом Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Его местоположение довольно специфично — в 17 километрах от Севастополя, в подземельях горы Таврос, на территории бывшего подземного завода.
На площадке музея расположены производственные помещения завода по ремонту субмарин 825 ГТС, ядерный арсенал 820 РТБ ВМФ, морской судоходный канал. Все объекты на территории комплекса были засекречены во время холодной войны.
© Официальный сайт Военно-исторического музея фортификационных сооружений
Закрытый город
Еще пятьдесят лет назад Балаклаву невозможно было найти на карте. Засекреченный город был превращен в район Севастополя, а вход туда был возможен только по специальным пропускам.
Во время холодной войны И. Сталин отдал приказ о строительстве базы обслуживания советских подводных лодок, которые могли бы использоваться для нанесения ядерного удара.
Подземный военно-морской комплекс расположился в бухте «Балаклава», в горе Таврос. Объекту дали имя — гидротехническое сооружение (ГТС) № 825.
Помимо ремонтно-технического отдела, здесь располагался штаб для подготовки и тестирования ядерных ракет и хранилище с топливом на 9,5 тысяч тонн.
© Официальный сайт Военно-исторического музея фортификационных сооружений
На территории комплекса соорудили еще одну базу — объект № 820. В этом месте собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части. Бункер ввели в строй в 1959 году.
Подводные лодки были укрыты в водном канале, там же их выводили в открытое море. Вход и выход были надежно замаскированы и защищены затворами (батопортами), которые буквально выдвигались из скалы.
Интересно, что жители города узнали о настоящем назначении комплекса только в 1993 году.
Последний раз из военно-морской базы лодки выводились в 1994 году. Спустя 9 лет здесь построили Балаклавский подземный военно-исторический музей.
Музей подводных лодок в Балаклаве
Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.
Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.
© Официальный сайт Военно-исторического музея фортификационных сооружений
Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».
Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».
Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».
© Официальный сайт Военно-исторического музея фортификационных сооружений
Маршруты экскурсий
Экскурсия по первому маршруту длится около часа и предполагает 12 остановок. Посетителям нужно обойти подземные лабиринты протяженностью 900 метров.
В программу входит посещение базы укрытия лодок от атомного взрыва, судоходного канала длиной в 600 метров и арсенал ядерного оружия.
Помещения объектов сегодня переоборудованы под музейные экспозиции, в основе которых — историческое погружение в строительство подземного комплекса, создание атомного флота и подводных сил.
Второй маршрут более емкий, экскурсия проводится в течение получаса. Передвигаться приходится на катере по подземному каналу, поэтому такой маршрут больше подойдет пожилым людям или посетителям с детьми. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.
Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.
Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 300 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 100 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.
Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.
Как добраться
Проехать от железнодорожного или автовокзала Севастополя до промежуточной остановки «5-й километр» можно на маршрутке или автобусе № 17, 20, 26 или троллейбусе № 17, 20. Схему маршрутов можно посмотреть здесь.
Затем пересесть на автобус № 9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь».
Далее, от остановки повернуть налево и идти 10–15 минут до западного берега Балаклавской бухты.
Если не хотите долго добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться такси. В Балаклаве есть местные таксопарки «Ананас», «Балаклавское такси», «Капитан», «Форвард».
Нашли неточность? Сообщите нам. Смотреть отзывы на
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/balaklava/museum/12447
О музее
Добрый день!Вас приветствует Музей Истории Балаклавы!Раз Вы зашли на эту страницу, значит Вы любопытный человек.Это значит, что Вам по душе движение вперед, открытие новых горизонтов, интерес к Жизни! Мы рады этому. Приглашаем Вас посетить наш Музей и выставку, которую мы готовили на протяжении 15 лет.Мы собрали большое количество информации по истории Балаклавы в периодПервой Обороны Севастополя в 1854-1855 годах.Вас ждет увлекательная история о Подвиге, предательстве, глупости, Гордости, Любви и превратностях Судьбы… | |
Выставка «Герои с Героями на Ты!» Полюбилась нашим гостям практически сразу.По многочисленным просьбам, мы продлили выставку еще на год.И у Вас есть возможность посетить выставку ежедневно с 10:00 до 19:00в г. Балаклава, на Набережной Назукина, 5, угол переулка Манто.Музей Истории Балаклавы, является краеведческим музеем города у моря, который был воспет в «Иллиаде» Гомера, «Балаклавских рассказах» Грина и очерках «Листригоны» — Куприна. |
Международная военно-историческая ассоциация
www.imha.ru
«ЭЛИТАЖ»
Совет. Никогда не говорите жене, сколько стоил Ваш парк.
Оставьте заявку прямо сейчас, мы свяжемся с Вами незамедлительно!
05 / 072017
Дамы и Господа!
9 июля 2017 года в Балаклаве появится долгожданный памятник, самым известным жителям Балаклавы, всеобщим любимцам и любителям рыбки — Балаклавский котам.
06 / 052016
Наш Музей с этого года начинает восстанавливать Горчаковское ( Сонное ) кладбище. Здесь покоились офицеры Русской армии и Флота, раненые во время Чернореченского сражения и скончавшиеся от ран в 3 подвижном госпитале на р. Бельбек летом 1855 года.
27 / 022016
- Скоро!
- 1 сентября 2016 года, городе Балаклава
- откроется Музей Спецназа имени Александра Ионопулоса.
04 / 092015
Адрес: | Центральная Набережная Назукина, 5, Балаклава, Россия, 299049 |
Источник: https://historybalaklava.ru/