Княжество феодоро в крыму: история царства, где находится, фото

Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох.
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох.
Эти строки Ильи Сельвинского вспомнились при взгляде на плато Мангуп- кале.

Археологи обнаружили в горах Мангуп-Кале остатки поселений тавров, относящиеся к последним векам до нашей эры. Из книги Академика Трубачёва О.Н. «К истокам Руси. Народ и язык» известно, что Константин Философ «застал в Крыму и письменность, и её носителей, тавров его времени, «глаголющих тою («русскою») беседою».

Вообще ничего невозможного в предположении о существовании когда-то таврской (тавро-росской) письменности нет.» Местное этническое имя  *тауро-руси по-гречески *Ταυρο-ρως —  «тавры-росы». Название тавров и Таврики хорошо известны языках Северого Причерноморья и Таврики от греч.

ταυ̃ρος «бык» и *ros/*rus– «белый», образовано название этноса *tur-ros– или *tur-rus- «Тур светлый»,  «светловолосый».   Азовско-Черноморская Русь.

Из «Жития Константина философа (Кирилла) о русских письменах -«Паннонские жития»

ВХерсонесе к моменту приезда туда Константина Философа были славяно-русские жители христиане,  которые почитали священномученика Климента I, четвёртого Папы римского.

Как Папа Римский Климент I попал в Тавриду?
В III-IV веках на труднодоступном плато Мангуп-кале поселились Ταυροσκúθαι — тавро-скифы. 
Константин знал и крымских гóтов, как добрых христиан.

  В IV-V веках на плато Мангуп-кале были христианские поселения аланов и готов, а в окрестных скалах найдены их катакомбные захоронения.

Во второй половине V века на плато Мангуп-кале были построены первые городские постройки и укрепления города Дорос, столицы крымской Готии — страны Дори.


В VI веке на плато Мангуп-кале была возведена монументальная базилика, и город Дорос стал центром Готской христианской епархии в Крыму.


В конце VII века Хазарский каганат подчинил готскую столицу Дорос, и в городе ненадолго разместился хазарский военный гарнизон. Захват города Дорос хазарами спровоцировал анти-хазарское восстание под руководством святого Иоанна Готского.

С XIII до середины XV века город стал столицей поздне-византийского княжества Феодоро, контролировавшего весь Юго-Западный Крым и подчинявшегося христианской Византийской империи и стал называться Феодоро.

Падение Константинополя 19 мая 1453 года сказалось и на обстановке в Тавриде (Крым).

В 1475 году турки-османы, вторглись в Тавриду, захватили всё побережье от Кафы (Феодосия) до Херсонеса (Севастополь), и разгромили в горах христианскую столицу княжества Феодоро, которое подчинялось Трапезундскому царству.

На месте столицы княжества Феодоро турки-османы достроили полуразрушенную крепость, назвав её Мангуп-Кале («Разгромленная крепость»)

Столица княжества Феодоро — средневековый христианский город-крепость, который в 1475 году турки-османы назвали Мангуп-Кале («Разгромленная крепость»), расположена на неприступной столообразной «Отчей горе», по-крымско-татарски «Баба-Даг» («баба» — отец).

Скалы «Отчей горы» возвышаются над окрестными долинами Ай-Тодор, Джан-Дере и Каралез Бахчисарайского района на 583 метра и образуют плато, похожее на раскрытую ладонь руки, площадью около 90 гектаров.


С северной стороны Отчая гора имеет четыре протяженных выступа, как длинные пальцы, выступающие в долину. Самый западный «Сосновый мыс» (Чамны-бурун), за ним идёт «Мыс вызова иудеев» (Чуфут-Чеарган-Бурун), самый ветреный «Греческий мыс» (Эллин-бурун), и самый восточный — «Дырявый мыс» (Тешкли-бурун), названный так из-за, образовавшейся в результате обрушения, искусственной пещеры в сквозном гроте.
Мысы разделены тремя оврагами: «Кожевенный овраг» (Табана-дере), «Банный овраг» (Гамам-дере) и «Ворота-овраг» (Капу-дере).

Общая длина крепостных сооружений город-крепости Феодоро (Мангуп-Кале) составляет 1,5 километра, длина оборонительных стен составляет 6,6 километров, вместе с естественными скалистыми преградами и обрывами. На территории крепости Феодоро найдены многочисленные естественные источники чистой воды — родники.

В XIV веке на каменистом плато «Отчей горы» располагалась столица могущественного княжества Феодоро (Готия), в котором жили выходцы из христианской Византии со второй половины XI века, и правили князья из династии Гаврасов, из византийского Трапезунда. Княжество Феодоро получило своё название от имени христианского святого Феодора Гавраса.

Именно, к эпохе правления Гаврасов относятся многочисленные постройки в скалах Мангупа — искусственные пещеры, оборонительные стены города, фундаменты базилик и руины цитадели христианской столицы Феодоро на мысе «Дырявый мыс» (Тешкли-бурун).

Князь Феодор Гаврас не жалел денег на поддержку христианских монастырей в Трапезунде.

После падения Константинополя 29 мая 1453 года Феодор Гаврас возглавил борьбу христианских жителей Трапезунда против турок-сельджуков.

Турки преследовали Феодора Гавраса и он был вынужден скрываться в горах, вскоре турки выследили его и пленили. Феодор Гаврас отказался принять магометанство, и был казнён турками.

Христиане чтят память Феодора Гавраса, он канонизирован под именем святого Феодора Стратилата («стратилат» — военачальник).

Попав в опалу при византийском императоре Иоанне II Комнине (1087-1143), правившем в Константинополе в 1118 г., племянник Феодора Гавраса, Константин Гаврас в XII веке был сослан в Крым.

Потомки Константина Гавраса обосновались в горах Мангупа, объединили людей и земли вокруг своего княжества Феодоро.

В состав средневекового княжества Феодоро входили обширные территории гор и Южного побережья Чёрного моря от Алушты до Балаклавы.

Княжна Мария Гаврас стала женой молдавского царя Стефана III, а великий князь Московский Иван III (1462-1505 г.г.), начал в 1474 году переговоры с князем Феодоро о женитьбе своего сына на второй дочери князя Гавраса.

Московский князь Иван III был обвенчан в 1472 году с Софьей Фоминичной Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога, погибшего в сражении за Константинополь 29 мая 1453 года.

На месте столицы княжества Феодоро турки-османы перестроили крепость, назвав её Мангуп-Кале («Разгромленная крепость») Крепость Мангуп стала центром самой мелкой административно-территориальной единицы Османской империи (кадылык), вошедший в состав провинции (эялета) с центром в Кефе (Феодосии).
Потерпев поражение в Русско-Турецкой войне, турки, в 1774 году, оставили крепость Мангуп, и ею не на долго овладели татары.  Как русские били турок 400 лет.

После присоединения Крыма к России крепость Мангуп покинули последние её обитатели — община крымских караимов. В «Кожевенном овраге» (Табана-дере), сохранились остатки караимского кладбища.

  • В годы Великой Отечественной войны, во время осады Севастополя немецко-фашистскими войсками на высоком плато Мангупе-Кале находился наблюдательный пункт немецкого генерала Манштейна.

Источник: http://ru-sled.ru/stolica-xristianskogo-knyazhestva-feodoro-v-krymu/

История, фотографии и описание средневекового княжества Феодоро, Крым

Категория: Документы и статьи >> Описание интересных объектов

Примитивная схема границ

княжества Феодоро

Средневековое княжество Феодоро, возникшее примерно в начале XIV века – и исчезнувшее через полтора столетия, в 1475м году, при нападении турок. В переводе название означает «Дар Божий»; происходит, скорее всего, от имени одного из первых правителей.

Княжество занимало территорию от Севастополя до Алушты с востока на запад.

Территорией Феодоро условно можно назвать Внутреннюю горную гряду Крыма: от вершин Главной гряды (побережье контролировали генуэзцы) до отдельных поселений на р. Бельбек.

Таким образом, Феодоро принадлежали две из 4х самых полноводных рек Крыма (Бельбек и Черная), плодородные земли возле которых, несомненно, активно использовались.

Появлению княжества предшествовал двухвековой период объединения земель под одно начало, после чего в XIV веке Феодоро постепенно начало возникать в различных летописях и документах.

Своего расцвета княжество достигло в XV веке, при князе Алексее, который называл себя «владыкой Феодоро и Поморья».

Тогда были выстроены основные крепости державы, отреставрированы и возведены новые храмы, отстроен и укреплен Мангуп – столица Феодоро.

Крепость Фуна — восточный

форпост Феодоро

Основным врагом княжества была Генуя, торговое государство, построившее на ЮБК несколько крепостей. Для противостояния генуэзцам Феодоро выстроило свои крепости и порты неподалеку. Чтобы контролировать Чембало (Балаклава), была выстроена крепость Каламита (Инкерман, рядом с совр.

Севастополем), а для контроля торговых путей из Алустона (Алушта) – укрепление Фуна. На реке Черной феодориты выстроили торговый порт Авлиту, составив конкуренцию Каффе (Феодосии).

Несмотря на конкуренцию, в 1471м году Феодоро с Генуей заключили мир, чтобы объединиться против надвигающейся турецкой угрозы. Увы, не помогло.В Восточной Европе княжество Феодоро занимало отнюдь не последнее место.

Мангупские князья выдавали дочерей за властелинов соседних держав (в частности, Трапезунда и Молдавии-и-Валахии). Рассматривался вариант породнения с великим князем Московским Иваном III, но нападение турок обрушило все планы.

При нападении турки с относительной легкостью взяли все крепости феодоритов, кроме Мангупа. После полугодовой осады хитрое турецкое войско сделало вид, что уходит.

Когда защитники крепости радостно открыли ворота, турки ударили из засады и перебили население столицы Феодоро почти целиком.

Так закончилась судьба княжества, которое только начинало действовать на международной арене.

Внутри крепости Фуна Руины мангупской крепости Мангуп. Искусственная пещера Трехэтажная пещера Мангупа C Мангупа видно море возле Инкермана Именные гербы княжества Феодоро Пещерный монастырь

под Мангупом

Источник: https://7ways.com.ua/docs/about/feodoro-principality-crimea

Средневековый Крым. Княжество Феодоро

Описание пещерных городов появилось в трудах первых русских путешественников, заставших древние города и поселения уже мертвыми, их наземные постройки к тому моменту стерло время.

Средняя гряда Крымских гор значительно ниже Главной, и горы здесь похожи на застывшие волны: один склон пологий, другой — крутой. Такая форма называется «куэста». На плоских вершинах куэст еще в IV-VI веках начали возникать поселения, некоторые из которых затем превратились в крепости. Именно в это время появились первые укрепления и на горе Мангуп.

В более поздние времена ее величественные очертания породили у татар второе название горы — Баба-даг, в переводе на русский — Отец гор. Турецкий путешественник Эвлие Челеби писал о Мангупе в 1666 году: «Раскинулась эта скала как плоская равнина..

, а вокруг нее зияют пропасти в тысячу аршин — настоящие бездны ада! Аллах создал эту скалу для того, чтобы она стала крепостью…»

Во второй половине VI века на Мангупе выросла мощная крепость Дорос. Этот пограничный пункт Византийской империи предназначался для защиты рубежей от степных кочевников.

В конце VIII века, когда большая часть Крыма находилась под властью Хазарского каганата, крепость Дорос превратилась в очаг антихазарского восстания — его возглавил архиепископ Иоанн Готский.

Однако восстание жестоко подавили, о чем свидетельствует слой пожарища, обнаруженный археологами.

В Х веке Хазарский каганат прекратил свое существование, и Мангуп снова стал византийским. В это время многие местные жители занимались виноградарством и виноделием. На Мангупе сохранились виноградодавильни, высеченные в скале. Их легко узнать по двум резервуарам, соединенным желобком: в большем резервуаре толкли виноград, в меньший — стекало сусло.

Самые яркие страницы истории Мангупа пришлись на XIV-XV века. Тогда плато превратилось в столицу могущественного княжества Феодоро, во главе которого встали выходцы из Византии — династия Гаврас. До сих пор на Мангупе возвышаются руины княжеского замка и фрагменты крепостных стен.

Читайте также:  Братское кладбище в севастополе – северная сторона: фото, на карте, история

Свое название княжество получило по имени Феодора Гавраса.

Известно, что во второй половине XI века он правил Трапезундом (ныне это территория Турции), не жалел денег на поддержку монастырей, некоторое время жил отшельником в горах, затем возглавил борьбу против турок-сельджуков, был взят в плен и казнен, когда отказался принять магометанство.

Греческая церковь чтит Феодора Гавраса под именем святого Феодора Стратилата («стратилат» означает «воевода»). Племянника Феодора Стратилата, Константина Гавраса, в середине XII века попавшего в опалу при византийском императоре, сослали в Крым. Именно его потомки и объединили земли вокруг Мангупа в княжество Феодоро.

Княжество, лежавшее между татарскими владениями (они занимали степной Крым) и генуэзскими колониями, растянувшимися по южному и восточному побережьям, стало оплотом крымского православия. В обрывах Мангупского плато были высечены церкви и кельи нескольких монастырей.

Один из них расположен в оконечности так называемого Дырявого мыса. (Он и вправду выглядит дырявым, так как противоположные стенки одной из пещер обвалились и образовалось сквозное отверстие.

) Лестница, прорезанная в скале, ведет в большое помещение, из которого прорублены входы в маленькие кельи, не имеющие окон. Выдалбливая в скале этот комплекс, древние строители вырезали в большом помещении вертикальный столб, назначение которого до сих пор неясно.

Однако туристов привлекает гулкий звук, наполняющий пещеру при ударе по нему.

Во второй половине XIV века княжество Феодоро стало для генуэзцев серьезным конкурентом в средиземноморской торговле. В ясную погоду с вершины Мангупа на западе видно море.

Там, в Севастопольской бухте, располагался порт феодоритов, защищенный крепостью Каламита. Неподалеку, в Балаклаве, находилась крепость Чембало, принадлежавшая генуэзцам.

Такое противостояние — свидетельство напряженных отношений соседей.

Княжество Феодоро, надежно защищенное от соседей — татар и генуэзцев, оказалось неспособным противостоять туркам-османам, нагрянувшим в Крым в 1475 году. Разгромив все крепости, и феодоритов и генуэзцев, турки окружили Мангуп. Осада длилась несколько месяцев, не принося результатов.

Наконец османские воины пошли на хитрость: они имитировали отступление и тем выманили князя Александра с дружиной из города, а потом внезапно напали на них. Преследуя княжескую дружину, турки захватили Мангуп, разорили и сожгли город.

Княжество Феодоро превратилось в кадылык — округ Османской империи.

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ ФЕОДОРИТОВ

На территории княжества Феодоро, в обрывах куэст, еще и сегодня можно увидеть несколько пещерных монастырей. Долгое время историки считали, что их появление — результат иконоборческой политики византийского императора Льва III Исавра: в 730 году он объявил почитание икон идолопоклонством.

И тогда часть монахов, несогласных с политикой императора, укрылась в Крыму от его гонений. Однако последние археологические исследования показали, что не все пещерные монастыри относятся к VIII веку. Монастыри Челтер-коба, Шулдан и Чилтер-Мармара появились только в XIII.

У них не было серьезных укреплений, да и располагались они вблизи дорог, так что монахи, видимо, чувствовали себя здесь хозяевами положения.

Возможно, именно монастырь Шулдан являлся одной из резиденций митрополита. В просторном пещерном храме монастыря сохранился полукруглый алтарь со ступенчатой скамьей. В центре алтаря видны прорубки для престола. Перед алтарем вырезаны гробницы.

Еще несколько лет назад храм посещали только редкие туристы и местные мальчишки. Летом 2001 года на месте престола появился плоский камень, а в нише для образа — маленькие современные иконки и оплавившаяся свечка.

Кто-то здесь совершал службу…

В скале, на которой возвышаются развалины крепости Каламита, высечены пещеры Инкерманского монастыря. Пережив многочисленные периоды расцвета и спада, теперь он стал действующим. Проезжающим мимо него курортникам бросаются в глаза прижавшаяся к скале церквушка и встроенные в стену обрыва балкончики.

По преданию, первый пещерный храм в Инкермане высек третий епископ Рима святой Клемент, сосланный в I веке в Крым за проповедь христианства. Но и в Крыму он собрал небольшую общину и продолжал проповедовать.

В 1634-1635 годы священник Иаков, посетив Крымское ханство в составе русского посольства, описал Инкерман как место, где в древности процветало христианство. Он рассказал, что русские послы нашли здесь мощи неизвестного святого и хотели перевезти их на Русь.

Святой явился к ним во сне и заявил, что хочет «по-прежнему зде учинити Русь».

Через 150 лет Екатерина II присоединила Крым к России.

ЭСКИ-КЕРМЕН

Недалеко от Мангупа находится еще один большой пещерный город — Эски-кермен. Его первые оборонительные стены были возведены в VI веке, одновременно с мангупскими.

В этом укреплении располагался гарнизон, набранный византийскими властями из местных жителей для защиты подступов к Херсонесу, крупному порту империи. Эски-кермен много раз подвергался набегам кочевников, был он и под властью Хазарского каганата.

Сейчас въезд в город выглядит открытым и незащищенным, а когда-то здесь проходила крепостная стена с тремя воротами, расположенными друг за другом. Над главными воротами возвышалась башня.

Несмотря на сложность и кажущееся совершенство оборонительной системы, ее разрушали еще в раннем Средневековье, возможно, при подавлении антихазарского восстания. Теперь о былой неприступности Эски-кермена напоминают лишь пещерные казематы, тянущиеся цепочкой вдоль обрыва.

Но вернемся к его лучшим временам. К XII веку Эски-кермен превратился в крупный торговый и ремесленный центр. Имел он тогда, видимо, и большое культурное значение — о том свидетельствует несколько пещерных храмов.

Один из них высечен в отколовшейся от скалы глыбе. В этом храме старательно вырезан не только алтарь, но и ризница, в которой древние служители культа хранили предметы, необходимые для священнодействия.

Сегодня храм носит название «Три всадника» — по сохранившейся внутри фреске.

В центральном всаднике, поражающем копьем змия, легко узнать Георгия Победоносца. Относительно других воинов есть лишь предположения. К сожалению, сейчас правая фигура сильно разбита, а между тем именно она представляется наиболее загадочной. За спиной всадника на крупе коня раньше просматривалось изображение мальчика.

Прорезанные в полу гробницы, одна из которых явно детская, наводят на мысль, что с Георгием изображены местные святые, павшие при защите города и погребенные в храме. По другой версии, все три всадника изображают Георгия Победоносца.

Левый воин с поднятым копьем — образ надежного защитника; правый — Георгий, спасающий из плена отрока, просившего в молитвах о помощи.

Поклонение святым воинам не уберегло жителей Эски-кермена от нападения татар. В 1299 году на Крым обрушились полчища темника Ногая. Город прекратил существование в то время, когда княжество Феодоро только набирало силу. Некоторое время на плато еще теплилась жизнь, но набег эмира Едигея в 1399 году нанес последний удар по Эски-кермену.

В 1578 году Эски-кермен посетил основоположник крымоведения Мартин Броневский. Картина, увиденная им, уже тогда мало отличалась от нынешней. Осмотрев пустынное плато с поросшими кустарником руинами домов и развалинами базилики, Броневский отметил: «…это место было некогда значительным и важным».

«ВОЗДУШНЫЙ ГОРОД» И УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Не только в княжестве Феодоро расположены пещерные города. Мягкий известняк Средней гряды прекрасно подходит для создания пещерных сооружений, и местные жители этим пользовались.

Самый посещаемый ныне туристами пещерный город Чуфут-кале лежит на окраине Бахчисарая. Еще 150 лет назад он был обитаем.

В нем жили караимы (или караиты, карай) — этнос, сформировавшийся из потомков древнего коренного населения Крыма (киммерийцев и тавров) и хазар.

От Хазарского каганата караимы переняли иудейскую религию, но священным писанием они признают только Пятикнижие Моисея (Тору) и отвергают Талмуд. Язык караимов близок к крымско-татарскому.

И. М. Муравьев-Апостол, путешествуя по Крыму в начале 20-х годов XIX века, восхищаясь восходящим к небесам плато Чуфут-кале, назвал его «воздушным городом».

Он записал: «Жилища караимов подобны орлиным гнездам на вершине крутой, неприступной горы… Чуфутские караиты ежедневно спускаются из гнезд своих в Бахчисарай, там целый день упражняются в ремеслах, в торгах; и лишь ночь наступает, возвращаются в домы свои…» Сейчас караимы рассеяны по всему Крыму. Как народ они на грани исчезновения: их осталось примерно 800 человек.

Чуфут-кале не похож на другие пещерные города — здесь еще сохранились многие наземные постройки: крепостные стены, башни, молитвенные дома караимов — кенассы и мавзолей дочери хана Тохтамыша, Джанике-ханым, датированный 1437 годом.

Джанике была женой эмира Едигея и стала заметной политической фигурой в распадающейся Золотой Орде. С ее именем связано несколько легенд. По одной из них, Джанике, стремясь помочь осажденному Чуфут-кале, всю ночь носила воду из потайного колодца в город.

Кроме нее, тонкой как тростинка, никто не мог пробраться по подземному ходу к колодцу. Наутро обессилевшая Джанике умерла. Летом 2001 года спелеологи расчистили часть подземного хода, упирающегося в колодец, который расположен за пределами города. Ход имеет заваленное камнями ответвление, возможно, выходящее на плато.

Если ход действительно соединяет город с колодцем, то легенда обретает реальность.

В скале напротив Чуфут-кале расположен Успенский пещерный монастырь. Вероятно, его основали монахи из Чуфут-кале, когда в середине XIV века город захватили татары.

В Крымском ханстве Успенский монастырь был резиденцией митрополита и почитался не только среди христиан. Сохранились сведения, что крымский хан Хаджи-Гирей молился здесь о помощи в военных действиях.

Видимо, Пресвятая Богородица услышала его, и династия Гиреев оставалась у власти еще 300 лет.

После присоединения Крыма к России в 1783 году Успенский монастырь посетили почти все наши венценосцы — Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II. В советские времена монастырь пришел в упадок, но за последние годы его отстроили.

В ДОЛИНАХ КАЧИ И БОДРАКА

Пещерные города лежат в основном в долинах рек. Крупный российский этнограф П. Кеппен в 1837 году писал: «Проехав под навесом скалы, находишься в очаровательной тесной долине, где… пещеры, на вершине горы изрытые, свидетельствуют о заботливой деятельности каких-то неведомых жителей, подвизавшихся здесь неизвестно за что».

Речь идет о долине реки Кача и о пещерном монастыре Качи-кальон. Здесь можно видеть остатки церквей, но наибольший интерес вызывает огромное количество (примерно 120) виноградодавилен. Некоторые исследователи относят расцвет винодельчества ко времени Хазарского каганата (к VIII-Х векам).

Монастырь же появился в этом месте не ранее XI века и продолжал действовать, получая материальную помощь от Русского государства даже после того, как Крым захватили турки. Это произошло в конце XV века, и постепенно пещерные монастыри пришли в запустение.

Читайте также:  Парк имени тренева в симферополе: фото, отзывы, описание

В последующие столетия сюда забредали лишь пастухи с козами и овцами, спасаясь в прохладных пещерах от палящего солнца.

Выше по Каче находится гора-останец Тепе-кермен. Расцвет города, раскинувшегося на его вершине, приходится на ХII-ХIII века. Уникальным сооружением Тепе-кермена можно назвать «Церковь с баптистерием». Своим названием она обязана необычной крестообразной форме купели.

Просторные размеры церкви позволяют предположить, что она и служила главным культовым центром города.

В церкви и вокруг нее высечено много гробниц, однако, как и в других пещерных городах, все они были вскрыты и разграблены задолго до появления в этих местах путешественников — истинных любителей истории, стремившихся проникнуть в прошлое Крыма.

В долине Бодрака, в обрыве Баклинской куэсты, различимы пещеры еще одного городища. Это поселение земледельцев и виноградарей, ставшее в Х-ХIII веках малым городским центром. Баклинское плато из двух ярусов оказалось хорошим убежищем: местные жители строили дома на нижнем ярусе, а верхний прикрывал город со стороны степи и делал его незаметным для кочевников.

Бакла расположена на окраине Средней гряды. С ее вершины видны далекие дома Симферополя и раскинувшаяся до горизонта степь, горная страна Средней гряды и нежно-фиолетовые силуэты Главной гряды. Здесь ощущается вся многогранность Крыма. На этом маленьком клочке земли переплелись разнообразные ландшафты, культуры, эпохи…

А. ГЛАЗОВА

Источник: https://taynikrus.ru/zagadki-istorii/srednevekovyj-krym-knyazhestvo-feodoro/

Княжество Феодоро: как погибло православное государство средневекового Крыма

В 1453 году турки захватили Константинополь, что ознаменовало окончательную гибель дряхлой Византии, которая только номинально считалось империей. Султан Мехмед Завоеватель оказался близок к исполнению своей мечты – созданию новой державы, равной государству Александра Македонского. Следующей целью османов стал Крым и последний осколок когда-то великой Византии –  княжество Феодоро.

Греческое государство православных готов

С 1204 по 1475 год в южном Крыму существовало православное княжество Феодоро, также известное, как Готия. Располагалось оно в крымских горах и выходило к черноморскому побережью в районе современной Алушты.

Столицей государства был город Мангуп, или как его называли местные жители Дорос. Основой населения княжества составляли потомки готов, которые пришли сюда еще в Раннем Средневековье, греческих колонистов, черкесов, армян, алан.

В феодорийских землях селилось много татар, караимов, итальянцев.

Княжество Феодоро было отдаленной частью Византийской империи, но после того как крестоносцы в 1204 году разграбили Константинополь, получило независимость.

Происхождение правящей династии точно неизвестно, часть историков считает, что она была из знатного армяно-греческого рода Гаврасов, а другие относят ее к греческим Палеологам или Комнинам.

Из-за того, что большинство населения составляли готы, княжества сильно германизировалось и разговаривало на диалекте немецкого, но сохранило принципы византийского права и догмы греческого православия.

 

Политическая карта Средневекового Крыма

Два с половиной столетия своего существования, Феодоро зажатое между итальянскими колониями и татарской степью внутреннего Крыма боролось за выживание. Но в 1475 году на полуостров пришел противник, которого уже 100 лет никто не побеждал. Армия Османской империи взяла штурмом Константинополь, и грозный султан Мехмед II Завоеватель направил свой взор на далекий Крым.

Переворот князя Александра

Последним правителем православного государства стал один из феодорийских вельмож по имени Александр.

Из писем венгерских дипломатов известно, что он воевал против турок в Молдавии, где и узнал, что султан отправил армию на завоевание Крым.

В мае 1975 года Александр, как сторонник активного сопротивления османам, во главе отряда из 300 верных воинов прибывает на Родину и захватывает Мангуп силой.

Историки Васильев и Автушенко выдвинули версию, что действия Александра стали реакцией на переворот, организованный османофильской партией, отстранившей от власти князя Исаака и планировавшей сдаться мусульманам. Одновременно с прибытием Александра в Крыму высадилась турецкая армия во главе с Ахмед Пашой, прозванным «Строителем крепостей».

 

Высадка турецкого десанта

Итальянский шпион в Константинополе писал в Геную, что в поход отплыло 180 боевых галер и более 200 грузовых судов. 31 мая 1475 года 70 тысяч завоевателей, которых поддержали крымские татары, прибыли на полуостров. Новый князь на несколько дней опередил противника. Турецкий историк Ашик Паша-оглу писал:

 

Турецкий порох против крымских крепостей

Столетиями итальянцы и феодориты резали друг друга. Свои крепости обе стороны превратили в неприступные твердыни, взять которые штурмом практически невозможно, но турки нашли решение.

Кроме закаленной в боях пехоты и кавалерии, в их армии была многочисленная артиллерия, которую обслуживали лучшие европейские мастера. 4 июня сдалась итальянская Кафа, а через два дня Солдайя, где турки вырезали мирных жителей.

Под огнем турецких пушек одна за одной пали все крепости итальянцев и феодоритов. Часть османской армии отправилась на подчинение Азова и Черкессии.

 

Турецкая армия на марше

Не взятой осталась только, раскинувшаяся на горном плато, столица Готии — город Мангуп, где укрылось 15 тысяч местных жителей и беженцев из итальянских колоний. Линия обороны города состояла из полутора километров стен и башен и 6 километров неприступных обрывов плато. Турецкий путешественник Эвлия Челеби писал:

 

Современная Реконструкция города Мангуп

 

Турки идут на приступ

Сведения о штурме Мангупа оставили очевидцы тех событий – турецкие подданные Ашик Паша-оглу и Сад-эд-Дин.

К стенам города османы подошли в июне 1475 года и стали лагерем в окрестностях деревни Адым-чорак.

С расстояния в 250 метров турки начали обстреливать крепостные стены гранитными ядрами, которые оказались неэффективными. Первые приступы феодориты отбили и Ахмед Паша начал осаду города.

Главные бои развернулись в удобном для пушечной стрельбы ущелье Гамам-Дере. Пока турки устанавливали два ряда орудий и большие щиты для их защиты, феодориты стреляли по ним из луков и арбалетов. Ахмед Паша не считался с потерями. При занятии позиции только янычар погибло 250 человек.

Османы начали методичный обстрел, и большая часть стены обрушилась. Турки ринусь в проем, где их встретили полторы тысячи воинов Александра и горожане. Христианам удалось оттеснить противника и под артиллерийским огнем заделать поврежденную стену, разбирая для этого собственные дома.

 

Турецкие воины пытаются прорваться внутрь города

Согласно письменным источникам, турки 7 раз штурмовали крепость, но с большими потерями отступали. Феодориты пользовались своим преимуществом и часто контратаковали. Османам приходилось карабкаться по склону, и христианам было удобно сбивать противника вниз.

Из-за того, что в узкой долине маневрировать невозможно, численное превосходство турок не играло большой роли. Важней оказалась доблесть и решительность каждого отдельного воина. Защитники понимали, что милости от турок ждать не придется, поэтому бились до последнего. В часы сражений, все церкви православной столицы били в колокола.

Это вдохновляло воинов последнего осколка Византийской империи, и они не сдавались.

 

Хитрость османов и глупость феодоритов

Осада и сражения продлились до зимы 1475 года, и Ахмед Паша решил обмануть феодоритов.

В один из боев, после недолгой схватки, он приказал своим войскам, имитируя панику убегать от противника в сторону лагеря.

Когда бой начался, турки побежали, а христиане погнались за ними и удалились от крепости. Защитники поверили, что победа близка и в погоне растянулись по узкой дороге, которая вела из плато в долину.

Беспорядочные колонны феодоритов из засады атаковали отборный отряд янычар. После недолгой рубки воины Готии стали бежать за стены, а янычары на их плечах захватили ворота, через которые турецкая армия хлынула в город.

Христиане не сдавались, и началась жестокая резня на узких улицах Мангупа. Феодориты упорно сражались за каждый дом, но их судьба была предрешена. Горожане закрепились в соборе Константина и Елены, а Александр с частью воинов в центральной цитадели. После того как турки подтянули пушки и сделали первые залпы, князь и уцелевшие в резне горожане сдались.

 

Горе побежденным

При завоевании новых территорий турки руководствовались принципом – если город сдается, то его не трогают, а если сопротивляется, его разоряют. Мангуп не сдался.

Археологии обнаружили на Мангупском плато массовые захоронения людей с отрубленными конечностями пробитыми черепами. Согласно турецким документам, горожан, уцелевших в побоище, османы переселили в Константинополь.

По мнению ряда источников Александр, был убит в городе, но по другой версии его отправили к султану.

  •  Город Мангуп 
  •  
  • Руины крепостных стен города Мангуп

Махмед Завоеватель, пораженный мужеством князя, предложил ему стать турецким наместником Крыма, но тот отказался. В итальянских документах есть сведения, что Александра задушили, а его жену и дочерей отправили в гарем султана.

В живых турки оставили малолетнего сына Александра, который с номинальным титулом князя мангупского всю жизнь прожил под надзором султанских слуг.

На месте православного княжества турки создали Мангупский кадылык — судебно-административный округ с центром в Мангупе.

Источник

Источник: https://zagopod.com/blog/43229604888/next

Княжество Феодоро в Крыму – последний оплот византизма

опубликовано: февраль 2016

Княжество Феодоро: история государственности, границы, этнический состав

В 1204 г. Византийская империя не выдержала натиска крестоносцев. Государство, временно прекратившее свое существование, теряло ранее принадлежавшие ему территории. Так же было и с Крымом.

Византийские владения полуострова попали в руки венецианцев, позже туда пришли генуэзцы, а та часть территорий, на которой не смогли обосноваться итальянские купцы, стала новым государственным образованием – христианским княжеством Феодоро. 

Прошлое этой средневековой державы окутано пеленой таинственности. Отдельные периоды истории Феодоро остаются неизученными, ведь многие письменные источники, которые могли пролить свет на прошлое государства, были уничтожены после турецкого завоевания.

Вместе с тем ученые доказывают, что средневековое княжество являлось уникальным государственным образованием, сумевшим выстоять с начала XIII в. до момента османского завоевания. Соседство с генуэзцами, золотоордынцами и позже образовавшимся Крымским ханством требовало смекалки, хитрости и хорошей военной подготовки.

Правители Феодоро, как и весь народ небольшого государственного образования, владели этими качествами, но, к сожалению, иногда терпели поражения. До наших дней дошли легенды о том, как феодориты отдавали жизнь ради благополучия собственного народа. Прошло немало столетий, но эти акты самопожертвования все еще достойны уважения.

Они служат образцом любви к родной земле и являются неподдельным примером борьбы за целостность и независимость своего государства.

Держава Феодоро располагалась на юго-западе Крыма и тянулась от Чембало до Алустона. В XV веке с юго-восточной стороны от моря ее отрезали территории генуэзцев, на севере находились татарские владения.

Читайте также:  Все о дворце карасан (раевского) в крыму: фото, как добраться, описание

С западной стороны часть территории Феодоро омывали воды Черного моря. В княжестве проживали потомки тавроскифов, сарматоаланов, крымских готов, греки и караимы. Позже туда переселилось много анийских армян.

Столицей этого крымского княжества был город Мангуп (ранее – Дорос), который вскоре получил еще одно название – Феодоро.

Кто же создал это государство? Достоверно неизвестно. Вполне вероятно, что правители Феодоро относились к родам Комнинов или Палеологов. Большинство историков склоняется к тому, что в начале XIII века в Крым пришли трапезундские Гаврасы.

Есть версия, что некий Феодор II Гаврас, представитель византийского аристократического рода, который явился на полуостров в качестве наместника, отправленного трапезундскими правителями, вскоре создал государство, назвав его именем самого известного представителя своей династии – Феодоро Гавраса. Последний воевал против турков-сельджуков еще в XI в.

и был убит, попав в их плен, после того, как отказался стать мусульманином. Через несколько столетий Феодоро I Гаврас был канонизирован православной церковью.

Первым, известным историкам князем христианского государства был Дмитрий. Он возглавлял Феодоро не раньше 1362 г. Имена более ранних правителей княжества Феодоро все еще остаются загадкой. Феодорийские князья вели активную внешнюю политику.

С помощью династических браков они сумели породниться с представителями верхушки многих государств. Историкам известно, что княжны из Феодоро выходили замуж за европейских правителей и наследников престола и, таким образом, влияли на взаимоотношения между Крымом, Молдавией, Трапезундом, Московским государством.

Вполне вероятно, что были браки, о которых ученые пока не знают.

Сохранилась легенда, которая гласит, что в XIV веке княжество Феодоро чуть ли не прекратило свое существование под натисками Мамая и генуэзцев. За мир выходцы Генуи потребовали Золотую колыбель – святыню феодоритов. Правитель княжества не мог допустить этого и, пока шло сражение, он отправился к горе Басман.

В одной из пещер он попросил духов защитить Золотую колыбель, если не удастся одержать победу в бою. Внезапно разразился гром и началось землетрясение, покатились камни, которые закрыли святыню от посторонних глаз.

Легенда гласит, что Золотую колыбель смогут найти только те люди, которые восстановят когда-то процветающее княжество. Недостойные, что пытаются отыскать святыню феодоритов, становятся слепцами и безумцами.

Сказание имеет много разных интерпретаций, по сегодняшний день ученые не могут выяснить, что имеется в виду под Золотой колыбелью, хотя ее изображали на фресках, расположенных в христианских святынях. 

История Крыма XIV века частично описана в армянской летописи. Там говорится о войне 1365 г., во время которой Мамай завладел территориями от Керчи до Херсона. С помощью монголо-татар Судак перешел в руки генуэзцев.

С этими событиями связана легенда о Феодоре Палеологине и двух близнецах, ослепленных любовью к ней.

В русских летописях встречается информация о том, что в конце XIV века Сугдея находилась в составе княжества Феодоро, в котором правил Стефан.

В 1380 году состоялась битва на Куликовом поле. Войска феодоритов воевали там против Мамая и генуэзцев. Считается, что из-за этого на сломе XIV и XV вв. Мангуп был почти полностью разрушен.

Войска Тимура (Тамерлана) почти прекратили существование христианского государства.

Впрочем, княжество Феодоро чудом смогло восстановить свою независимость и дальше процветало, пока в Крым не пришли турецкие войска. 

В 1433–1434 гг. во времена правительства князя Алексея I в состав княжества Феодоро входила твердыня Чембало, ранее принадлежавшая генуэзцам. Алексей I Гаврос, правивший до 1434 г., сумел отстроить мангупскую крепость. При Алексее II княжество Феодоро продолжало воевать с генуэзцами, после чего в 1441 г.

был подписан мир. После смерти Алексея II Гавроса Мангупское княжество перешло в руки Олубея (Иоанна), во времена которого произошла блокада Кафы.  Феодориты укреплялись в отбитых у генуэзцев городах: в Алуште, Партените, Херсоне и Горзувитах. В 1459 г. они отстроили крепость Фуну.

С 1460 года в Феодоро княжил Кейхи-бей.

В 1475 г. на полуостров явились турки-османы, которые на тот момент уже взяли Константинополь. Крымское ханство стало их вассальной территорией. Чтобы покорить генуэзские владения и княжество Феодоро, захватчикам пришлось использовать военную силу.

Объединенная армия турецкого полководца Гедик Ахмед-паши и крымских татар пять месяцев подряд держала в осаде Мангуп. Чтобы отбить столицу княжества Феодоро, в Крым прибыли молдавские войска, которые выступили на стороне феодоритов.

Совместными усилиями удалось уничтожить янычарский корпус, но турки все-таки отвоевали средневековое государство, просуществовавшее в Крыму почти три столетия и на 22 года пережившее Византию. 

Крепость Мангуп не устояла перед вражеской артиллерией. Жестокие османы не пощадили жителей столицы княжества. Половина населения 15-тысячного города попала в рабство, это преимущественно женщины и дети.

Их вывезли в Турцию. Остальные жители Мангупа были уничтожены. В руки османов также попал последний правитель княжества Феодоро – князь Александр. Его казнили вместе с другими представителями рода мужского пола.

 

Турецкая армия не смогла взять  только самого маленького из Гавросов. О нем ходит еще одна легенда.

Местные говорят, что мангупский мальчик является туристам по ночам и ведет их за собой до самой пропасти, в которой покончил с жизнью, чтобы не сдаться врагу. После турецкого завоевания до 1774 г.

Мангуп с окрестными землями входил в состав отдельного кадилика, где удерживали особых политических заключенных.

Сельское хозяйство, ремесла и торговля в средневековом государстве Феодоро

Княжество Феодоро располагалось в той части Крыма, где издавна умели обрабатывать землю. У феодоритов были сады, виноградники, огороды. Археологические находки говорят о том, что почти в каждом селении давили виноград и делали вино.

Жители державы Феодоро ткали, делали изделия из глины, мыло из бентонитовой глины, обрабатывали металлы и шкуры. Однако среди всех ремесел, которыми владели феодориты, особое место занимает строительство.

Благодаря местным умельцам, в княжестве возводились крепости, христианские святыни, сооружения хозяйственного назначения, появлялись собственноручно сделанные корабли.

Основными центрами ремесленничества были города Мангуп, Каламита, Эски-Кермен.

В 1427 году князь Алексей построил крепость Каламиту. Сейчас она находится в пределах Инкермана. Благодаря этому сооружению удалось обеспечить безопасность порта Авлиты, расположенного на Великом шелковом пути. Авлита быстро разрасталась, там строились магазинчики феодоритских торговцев.

Все это вызывало негодование генуэзцев, которые контролировали финансовые потоки юго-запада Крыма. В то время, когда Кафа теряла свою главную экономическую роль, княжество Феодоро торговало с Московским государством, странами Средиземноморья, с Закавказьем, Малой Азией и украинскими территориями.

Знатные феодориты покупали дорогие ткани, ювелирные изделия из драгоценных металлов, оружие. 

Быт, религия и культура в княжестве Феодоро

В небольшом христианском княжестве Феодоро проживало от 150 до 230 тыс. человек. В период расцвета средневекового государства там было до 30 тыс. домов.

Выше мы писали о том, что этнический состав населения был достаточно разнообразен, однако, преобладающая православная религия сумела не только объединить крымские народы, которые обитали на юго-западе полуострова, но и противопоставить их католикам-генуэзцам и мусульманам Крымского ханства.

Почти все феодорийцы общались на греческом, но на тот период истории Крыма в княжестве все еще можно было услышать готский говор – диалект немецкого языка.

Феодоритские города поражали своей архитектурой, реки княжества были переполнены рыбой, вокруг населенных пунктов водилось много диких животных. Опустошенный в результате татарских набегов Мангуп даже в конце XIV вв. выглядел очень привлекательно. Об этом писал византийский иеромонах Матфей.

Сады столицы орошались с помощью искусственной ирригационной системы, храмы пестрели мозаичными изображениями. Построенный при Алексее I Гавросе мангупский дворец не имел аналогов в Крыму. Матфея удивляли и другие здания с мраморными скульптурами и белыми башнями, построенные еще раньше.

Горожане жили в двухэтажных домах, огороженных каменными заборами.

Культура государства Феодоро представлена образцами зодчества и произведениями иконописцев. Крымское княжество, расположенное на пересечении больших торговых путей, могло позволить себе нанимать лучших умельцев, давать приют талантливым людям, бежавшим от врага.

Окруженный османами Константинополь в тот период истории не всегда позволял себе такие затраты, а столица горного княжества, которая могла стать преемницей византийской власти, до последнего держалась на плаву.

Церковные фрески Феодоро за несколько десятилетий до падения Византии приобретают новые черты. Даже Господь на них изображался по-другому: с более суровым ликом, в пышном одеянии. Впрочем, культура княжества Феодоро это не только греко-византийские веяния.

Местные народы, издавна проживающие в юго-западной части Крымского полуострова, не забывали свои традиции, создавая уникальный симбиоз культур. 

Официальной религией княжества Феодоро было ортодоксальное (греческое) христианство. После мусульманских разрушений в Каппадокии в Крым начали переселяться верующие из Малой Азии, которые возводили свои религиозные центры на территории княжества Феодоро.

Они способствовали тому, что государство, размеры которого почти совпадали с кордонами Готской епархии, приобрело славу земли христианских обителей. Монастыри Феодоро сопоставляли с Афоном и Олимпом.

Появление пещерных святынь Таврики того времени связано с проникновением исихазма – особой христианской практики, основой которой являлся аскетический образ жизни.

Вполне вероятно, что через княжество Феодоро новые веяния распространялись в Московское государство, которое, если верить документальным источникам, имело тесные связи с Готской епархией. В княжестве Феодоро среди всех святых особенно почитали Феодора Стратилата. Феодориты построили около десяти храмов, названных в его честь.

Подведём итоги. Христианское княжество Феодоро существовало с начала XIII века по 1475 год. Оно образовалось на юге и юго-западе полуострова в результате временного падения власти в Константинополе, которое произошло в 1204 году. 

Это средневековое государство Крыма соседствовало с монголо-татарами и генуэзцами. Позже – с Крымским ханством. Не исключено, что до второй половины XIV века севернее Феодоро располагалось княжество Кырк-Ор. 

В результате противостояний с генуэзцами княжество потеряло часть южных земель, известных, как Капитанство Готия. На этом войны не прекратились. После набега монголо-татар в первой половине XV века государство поднимается из руин.

Его жители сумели завладеть Чембало, Алуштой, Партенитом, Херсоном и крепостью Горзувиты, построили порт Авлиту и крепость Фуну. На просторах Феодоро проживали люди разных национальностей. Они были умелыми ремесленниками и земледельцами.

Княжество Феодоро было единственным образованием Крыма, которое попыталось дать отпор турецким завоевателям, но так и не смогло выстоять.

INLIGHT

Источник: https://krymkrymkrym.ru/knyazhestvo-feodoro-v-krymu-posledniy-oplot-vizantizma

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]